Содержание и форма поэтика егэ по литературе. Поэтика: значения термина. Язык художественного произведения

Базарова Яна

Старинные меры в художественных произведениях. Историческая справка. Старинные меры в пословицах, поговорках.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РБ

Иволгинский район

МОУ Сужинская средняя общеобразовательная школа

Научно – практическая конференция учащихся начальных классов

«Первые шаги»

Старинные меры в художественной литературе.

Сужинской СОШ Иволгинского района

Домашний адрес: с. Нурселение,14 а

Телефон: 89503825382

Руководитель: Тугутова Туяна Леонидовна

Телефон:89140526432

с. Сужа

2014 г

1. Введение …………………………………………………………………...3 - 4

2. Основная часть. Старинные меры в художественных произведениях…4-9

2. 1. Старинные меры. Историческая справка…………………………...4

2.2. Старинные меры измерения длины…………………………………4 -8

3. Заключение…………………………………………………………………9

3.1. Анкетирование « Знаешь ли ты старинные меры?» для учащихся начальных классов……………………………………………………………8

3.2. Выводы и полученные результаты…………………………………...8-9

4. Список использованных источников и литературы………………….... ..10

5. Приложения.

  1. Введение

Русский народ тысячу лет назад имел не только свою систему мер, но и государственный контроль над мерами. К концу XVIII века эта система превратилась в единственную в мире национальную систему мер.

Когда я была маленькой и не умела читать, то сказки, рассказы, которые я слушала от мамы, бабушки были всегда понятны. Пришло время, я стала читательницей, и вот тут появилось огромное количество разных вопросов.

Проблема моей исследовательской работы:

Не все слова, которые мне встречались в текстах, были знакомы. Большая часть – это старинные измерения длины, веса, объема. Как выяснилось позже, понимание этих мер, у многих ребят вызывает трудности. В современном языке мы их почти не используем. Лишь при чтении художественных произведений сталкиваемся с этими понятиями. Но, тем не менее, значения мер мы должны знать. Ведь это наша история. Меня заинтересовала эта тема, и я решила всерьёз заняться изучением единиц измерения длины, веса, объема, а также денежных единиц, опираясь на произведения разных жанров. Ведь недаром гласит русская народная пословица: «Без меры и лаптя не сплетешь».

На мой взгляд, актуальность избранной темы в том, что до сих пор узнать о старинных мерах измерения можно только из специальной литературы или от старых людей. Это очень неудобно, ведь достаточно часто эти измерительные единицы встречаются на олимпиадах по русскому языку, где требуется раскрыть значение данного слова, на конкурсах по математике трудности возникают при решении задач с такими измерениями. Кроме всего, нет единого учебника или пособия, где были бы собраны старинные меры. Поэтому я решила составить и напечатать иллюстрированный словарь этих слов. Этот словарь содержит материал, который раскрывает значение наиболее используемых мер измерения, а также выдержки художественных произведений, которые я прочитала.

Цель:

Изучить значение и использование старинных единиц длины в художественных произведениях.

Задачи:

  1. Изучить и проанализировать в различных источниках старинные единицы измерения;
  2. Проследить, как сохранились эти измерения или слова, их обозначающие, в современном русском языке;
  3. Систематизировать полученные сведения;
  4. Составить словарь старинных мер длины.

К исследовательской работе по выбранной теме меня подтолкнуло знакомство с пословицами, поговорками, сказками, авторскими текстами, с которыми работаем на уроке, а также во внеурочное время.

Неясным оставалось значение пословиц и поговорок, текстов, в которых эти меры встречаются. Я считаю, что незнание их было бы проявлением неуважительного отношения к истории своей страны.

В своей исследовательской работе мы обращаемся к следующим источникам: толковый словарь русского языка, справочник по математике, энциклопедический словарь по математике, фразеологический словарь русского языка, произведения, изучаемые по программе.

2. Основная часть. Старинные меры в художественных произведениях.

2. 1. Старинные меры. Историческая справка.

Большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них есть в литературных произведениях, исторических памятниках. Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это часть истории человечества.

В качестве единицы измерения объема на Руси использовалась подручная домашняя утварь. Основные русские меры объема жидкостей – ведро, бутыль, кружка, чарка, шкалик, бочка.

Русский народ использовал такие меры веса как пуд, полпуда, золотник, безмен, кадь.

В ходу были денежные меры: алтын, гривна, грош, полтина, пятак, полушка.

2.2. Старинные меры длины.

Аршин - мера аршин вошла в употребление в результате развития торговли с восточными народами (от персидского арш – локоть ). Он равен 71 см 12 мм . Пришёл он на Русь вместе с купцами из далёких стран. Восточные купцы, отмеряя ткани, обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами .

Мера была хоть и очень удобной, но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. Хитрые купцы быстро соображали, что нужно искать приказчиков с руками покороче: тот же кусок, а аршинов больше. Но однажды этому пришёл конец. Продавать «на свой аршин» властями было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только казённый аршин.

Казённый аршин – линейку, длиной в чью-то руку, - изготовили в Москве, потом с него сделали копии и разослали во все концы России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы его оковали железом и пометили печатью.

Десятки лет уже не измеряют аршинами, но слово это не забыто. До сих пор в пословицах и поговорках мы встречаем эту меру длины.

Например:

На три аршина в землю видит! – о внимательном, прозорливом человеке, от которого ничего невозможно утаить.

Меряет на свой аршин . Каждый купец на свой аршин меряет – о человеке, который судит все односторонне, исходя из собственных интересов.

Аршин на кафтан, да два на заплатки.

Писать о чужих грехах аршинными , а о своих - строчными буквами.

Сидит, ходит, словно аршин проглотил – о неестественно прямом человеке.

На аршин борода, да ума на пядь – о взрослом, но глупом человеке.

Пишешь аршинными буквами – очень крупно.

А.С. Пушкин « Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди» -

Между тем, как он далеко

Бьется долго и жестоко,

Наступает срок родин;

Сына бог им дал в аршин .

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

Ф.И.Тютчев -
Умом Россию не понять,

Аршином - не измерить.


К бедным зверькам;
Уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину…

Верста - русская путевая мера. Первоначально - расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м.
Коломенская верста – «верзила» - шутливое название очень высокого человека . Оно берет свое начало от времен царя Алексея Михайловича, царствовавшего с 1645 по 1676 г.

Межевая верста существовала на Руси до 18 в. Для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (от слова межа - граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей , или 2,13 км.

Данная мера встречается часто в произведениях разного жанра.

Москва верстой далека, а сердцу рядом - так русские люди характеризовали свое отношение к столице.

Любовь не верстами меряется . Сто верст молодцу не крюк - расстояние не может быть препятствием для любви. От слова до дела - целая верста .

Верстой ближе - пятаком дешевле. На версту отстанешь - на десять догоняешь - даже небольшое отставание очень трудно преодолевать.

Его за версту видно – хорошо приметный человек.

Врать - семь верст до небес и все лесом.
За семь верст комара искали, а комар на носу.
От мысли до мысли пять тысяч верст .
Охотник за семь верст ходит киселя хлебать .

Тянись верстой , да не будь простой.

Былина «Вольга Святославович» -

Обернулся тут Вольга гнедым туром с золотыми рогами и побежал к Индийскому царству: первый прыжок сделал – за версту ушел, а со вторым из вида скрылся.

Русская сказка «Бой на калиновом мосту» -

Выезжает Чудо-Юдо шестиглавый змей,
как дыхнет на все стороны –
на три версты все огнем пожег.

А.С.Пушкин «Зимняя дорога» -

Ни огня, ни черной хаты
Глушь и снег навстречу мне.
Только версты полосаты
Попадаются одне
.

Н.А.Некрасов «Генерал Топтыгин» -

А коням подавно страх-

Не передохнули!

Верст пятнадцать во весь мах

Бедные отдули!

П.П.Ершов «Конек-горбунок» -

Горбунок летит, как ветер,
И почти на первый вечер
Верст сто тысяч отмахал,
И нигде не отдыхал.

Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего).

Вершок равнялся 1/16 аршина, 1/4 четверти . В современном исчислении - 4,44см . Наименование "Вершок" происходит от слова "верх".

В литературе мы часто встречаемся с этой мерой.

Например:

От горшка два вершка , а уже указчик - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла – о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

П.П.Ершов «Конек горбунок» -

По исходе же трех дней,
Двух рожу тебе коней –
Да таких, каких поныне
Не бывало и в помине,
Да еще рожу конька, ростом только в три вершка
На спине с двумя горбами, да с аршинными ушами

Сажень (от сягать – доставать до чего-либо, достигать) относится к XI веку.

В быту существовали разные сажени – маховая и косая. Итак,

Маховая – расстояние между раскинутыми в обе стороны руками по концы вытянутых средних пальцев; 1 маховая сажень – 1м 76 см.

Косая – от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки, т.е. около 248 см.

Иногда о человеке говорят: «В плечах – косая сажень » .

Вот примеры использования этой меры в произведениях:

Ты от правды (от службы) на пядень, а она от тебя – на сажень .

Н.А.Некрасов « Дед Мазай и зайцы» -

С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам;
Уж под ними осталось меньше аршина земли в ширину,
меньше сажени в длину.

Былина «Алеша Попович и Тугарин» -

Видел я Тугарина Змеевича.

В вышину ли он, Тугарин, трех сажень .

Промеж глаз калена стрела.

Пядь (или пядень ) - старинная мера длины, равная примерно четверти аршина, то есть четвертой части от 71,1 см. Несложные расчеты показывают, что в пяди было около 18 сантиметров.

Древнерусское "пядь" восходит к общеславянскому глаголу "пяти" - растягивать. Поэтому встречаются такие выражения:

Не уступить ни пяди - не отдавать даже самой малости.

Семь пядей во лбу - об очень умном человеке.

Локоть – расстояние по прямой от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца руки.

Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном –локоть был основной мерой. Недаром говорили: «Сам с ноготок, а борода с локоток » .

3. Заключение.

  1. Анкетирование « Знаешь ли ты старинные меры?

В опросе приняли участие 23 ученика младших классов. Целью данной работы было выяснение степени осведомленности ребят по этому вопросу, а также выявление интереса к теме. Результаты проведенной работы представлены в таблице, из которой видно, что мои сверстники плохо знают старинные измерительные единицы, поэтому мне хотелось бы им помочь. Думаю, что если убедить ребят в том, что значение этой темы огромное, работать по ней интересно, то следующее анкетирование покажет другой результат.

  1. Выводы и полученные результаты.

В своей работе я:

  • нашла произведения, где упоминаются эти меры, привела выдержки из них;
  • показала основные соотношения старинных и современных мер;
  • нашла иллюстрации, которые наиболее доступно и понятно раскрывают эту тему.

В результате я пришла к следующим выводам:

  • материалы, собранные в данном словаре, помогут ребятам в работе над произведениями разных жанров для более полного понимании их содержания;
  • думаю, что было бы правильно, если в каждом классе, начиная с первого, будут вестись подобные рабочие словари, куда буду вписываться встретившиеся в тексте меры, а также выдержки из самого произведения.

Мне хочется, чтобы моя исследовательская работа привлекла внимание многих любознательных школьников, стала нужным добрым помощником, учащимся при подготовке к конкурсам, к олимпиадам, в работе над проектами. А те, кто проявляют повышенный интерес к математике, к литературному чтению, могут здесь найти немало интересного и познавательного материала. Мне эта работа принесла огромное удовольствие.

Список использованных источников и литературы:

  1. А.И Молотков. Фразеологический словарь русского языка. М.: «Русский язык», 1986г. 543 стр.
  2. В. И. Даль. Толковый словарь русского языка. М.: Астрель, 2001
  3. Е.А.Быстрова. Учебный фразеологический словарь русского языка. М.: «АСТ-ЛТД», 1997г. 304 стр.
  4. И. Депман. Меры и метрическая система.- М.: Просвещение, 1953
  5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. Азбуковник, 1997г.
  6. Краткий энциклопедический справочник по математике. – М., 2003
  7. Пословицы. Поговорки. Загадки. – М. Современник, 1986

Своеобразие древнерусской литературы в изображении героя , в отличие от знакомой нам русской классики, тоже характеризует ее особенности. В ней не встречаются привычные образы, как в литературе XIX—XX веков. У средневекового писателя свое художественное видение человека и особые способы его изображения.

Воспроизведение человека в древней литературе, как и в новой, зависит от стиля и жанра произведения. Но, в отличие от новой литературы, жанры и стили в древней литературе тоже своеобразны. Без их понимания нельзя представить себе художественное своеобразие памятников Древней Руси.

Академик Д.С. Лихачев определил стили литературы Древней Руси: стиль монументального историзма (XI-XIII века), эпический стиль в литературе (XI-XIII века), экспрессивно-эмоциональный стиль (конец XIV-XV века), стиль психологического умиротворения (XV век). 1 Он рассмотрел художественное видение человека в древней литературе. В соответствии с его суждениями мы и излагаем материал.

В соотношении со стилями и жанрами воспроизводится в памятниках древней литературы герой, складываются и создаются идеалы. Монументальный стиль XI-XIII веков представлен в летописях, воинских повестях и повестях о княжеских преступлениях. Изображение идеального героя было связано с феодальным устройством и с кругом общественно-социальных понятий, с представлениями о чести, правах и долге феодала, с его обязанностями перед государством.

Идеальным героем в летописи выступал князь. Он создавался летописцем в «монументальном величии», как на мозаиках и фресках XI-XIII веков. Летописца интересовал официальный образ князя, его значительные поступки как исторического деятеля, а человеческие качества оставались за пределами внимания.

Идеальный образ героя создавался в соответствии с определенными канонами 2: перечислялись достоинства и добродетели князя, которые должны были вызвать поклонение (могуч, независим, красив лицом, храбр, искусен в ратном деле, мужествен, врагов сокрушитель, хранитель государства).

Парадность и торжественность, свойственная монументальному стилю, отличала повествование об идеальном герое. Д.С. Лихачев пишет: «И в литературе, и в живописи перед нами несомненно искусство монументальное. Это искусство, способное воплотить героизм личности, понятия чести, славы, могущества князя, сословные различия в положении людей» 3 .

Князь представлен в ореоле власти и славы. Это государственный деятель и воин. Бесстрашие в бою, презрение к смерти — одна из черт идеального героя. Он впереди своего войска, бесстрашно бросается в схватку и выходит на поединок с врагом. Князь в летописи олицетворяет могущество и достоинство страны. Идеал князя в литературе XI-XIII веков выражал патриотические чувства летописца, воплощал любовь к отчизне, к русской земле. Князь служит Руси, готов умереть за нее. Он призван стеречь Русскую землю, как пишут летописи, «за крестьян и за Русскую землю голову свою сложить, трудиться за свою отчизну». Патриотизм был не только долгом, но и убеждением русских князей, действующие лица были историческими деятелями, а не плодом художественного вымысла автора.

В таких произведениях древнерусской литературы, как жития, прославляется и подвижничество, подвиг служения отечеству, святость и «светлость» жизни русских святых. В их образах соединились пример самоотвержения, страстное служение идее, выразились народные идеалы духовной красоты русского человека (Феодосий Печерский, Сергий Радонежский и др.). В повествованиях о святых их величие, их идеальность передается на экспрессивно-эмоциональном фоне, который и создает экспрессивно-эмоциональный стиль литературы конца XIV-XV веков. Это особенно проявляется в житийной литературе, возвышающей жизнь святого до высокого подвига, до идеала. В древней литературе святой называется «воином Христовым». Он подвижник, главное в нем - его подвиг, который он совершает как воин. Например, Епифаний Премудрый называет Стефана Пермского «мужественным храбром», т.е. богатырем. Возвышен и героичен образ Сергия Радонежского.

В литературе XI-XIII веков проявляется и эпический стиль в изображении героев. Он особенно ощутим в тех произведениях, которые связаны с устным народным творчеством. Как и в фольклоре, действующие лица летописи и повести характеризуются «по одному крупному деянию» («Слово о полку Игореве», «Повесть о разорении Рязани Батыем»). И в «Слове», и в «Повести» — коллективный герой, народный герой — защитник родины. Он отличается силой и мужеством. На него авторы переносят и подвиги его дружины (Буй-Тур Всеволод, Святослав, Евпатий Коловрат). Образ героя соединяется с дружиной и вырастает в богатыря - это собирательный образ.

Древняя литература создала героические характеры женщин. Это образы жен, матерей, провожающих своих близких в воинские походы и битвы с врагами, вдов, оплакивающих погибших. С любовью и теплотой пишет Владимир Мономах о вдове убитого сына, подобной голубке на сухом дереве. Прекрасен образ жены рязанского князя Федора Евпраксии, бросившейся со стены вместе с грудным младенцем («Повесть о разорении Рязани Батыем»).

Идеал женщины Древней Руси, выражающийся в служении близким, любви к родине, презрении к врагу, воплощен в летописях, воинских повестях, «Слове о полку Игореве». Образ Ярославны, верной, любящей женщины, создан в песенно-фольклорной традиции.

Гимн верности и любви, нравственный идеал древней литературы представлены в образе мудрой девы Февронии («Повесть о Петре и Февронии Муромских»). Здесь проявляется «психологическая умиротворенность», эмоциональная созерцательность автора, рисующего образ русской женщины. Героиня - высокий нравственный идеал, животворящая сила ее любви не может разлучить Февронию с избранником даже в смерти.

В демократической литературе XVII века (бытовые, сатирические повести) происходит открытие человеческой личности. В это время резко изменяется герой и его изображение. Литература предшествующих веков не знала вымышленного героя. Все действующие лица произведений были историческими (князья, священники, святые). Они существовали в русской истории. Теперь в литературе появляется обычный человек: селянин, мужик, купеческий сын, порвавший со своей семьей и пустившийся на поиски своего места. Это вымышленные герои, безвестные, не примечательные, не имеющие отношения к истории жизни России, но близкие читателю. Герой стал безымянным, особенно это относится к героям из демократической среды. В произведениях их называют: «бедный», «богатый», «крестьянский сын», «девица», «купец некий».

Герой демократической литературы отличается от идеального героя XI-XIII веков. Он не занимает никакого официального положения: ни князь, ни официальное церковное лицо. Художественные средства его изображения иные: герой снижен, будничен. Он лишен всего, что возвышало действующих лиц в литературе XI-XIII веков. Это человек, страдающий от холода, голода, общественной несправедливости. В отличие от парадных одежд монументальных образов князей, он одет в «гуньку кабацкую». Он потерял связь с родными, друзьями, затерян среди нищеты, лишен родительского благословения — человек опустившийся, и, все-таки, по мысли автора, нуждающийся в сочувствии. «Впервые в русской литературе с такой силой и проникновенностью была раскрыта внутренняя жизнь человека, с таким драматизмом рисовалась судьба падшего человека» 4 . И в этом обращении к теме «маленького человека» проявляется начало начал русской литературы, ее гуманистический характер. Изображение простого человека в литературе XVII века означало «гибель средневекового нормативного идеала» и постепенный выход литературы на новый путь изображения героя, опирающийся на действительность. 5

Ореол мученичества, служение идее, образ «мученика за веру» вновь поднимается в литературе XVII века в «Житии протопопа Аввакума». Литература Древней Руси снова поднялась до монументализма, до общечеловеческих и мировых тем, но на совершенно иной основе. Могущество личности самой по себе, вне официального положения, могущество человека, лишенного всего, ввергнутого в земляную яму, человека, у которого вырезали язык, отнимают возможность писать и сноситься с внешним миром, у которого гниет тело, которого заедают вши, которому грозят самые страшные пытки и смерть на костре, — это могущество выступило в произведениях Аввакума с потрясающей силой и совершенно затмило собой внешнее всевластие официального положения феодалов. 6

Так претерпевают изменения образ героя древней литературы и художественные способы его изображения.

– научить ребят тонко чувствовать текст. Все мы, вчитываясь в текст, понимаем, чувствуем его, и хочется передать это нашим ученикам.

Наша задача – формирование умений интерпретировать литературное произведение и построение речевого высказывания в письменной и устной форме, углубление представлений о литературоведении как науки. Кроме того, мы учим ребят вдумчивому чтению, содействуем формированию художественного вкуса, выявляем читательские предпочтения, расширяем культурный кругозор.

Французский философ Ш. Монтескье лаконично сформулировал один из законов писательского мастерства: « Никогда не следует исчерпывать предмет до того, что уже ничего не останется на долю читателя. Дело не в том, чтобы заставить его читать, а в том, чтобы заставить его думать».

Глубокое погружение в литературный текст, выявление его скрытых смыслов вряд ли возможно без знания основных законов искусства слова, без владения основными терминами и понятиями.

Раздел I . Художественное произведение как эстетический объект.

Через литературу мы постигаем мир. Существуют различные формы постижения мира: понятийно-логическая (наука), религиозная, философская, чувственно-образная (искусство). В том числе и искусство слова. Художественная литература является и своеобразной этической программой, которая отображает авторские и ценностные ориентиры. Нельзя в полной мере понять художественное произведение, не освоив язык словесного искусства, не постигнув внутренней организации произведения, не осознав его художественной целостности. А главное условие постижения произведения – наличие своеобразного диалога между читателем и автором. Талант читателя – уметь анализировать, интерпретировать, не нарушая воли автора.

Раздел II . Поэтика как одна из старейших дисциплин литературоведения.

Уметь анализировать, интерпретировать – именно этому служит наука о художественной литературе - литературоведение.

Поэтика – наука о системе средств выражения в литературных произведениях, о соотношении элементов текста, формирующих общее эстетическое впечатление от произведения.

Выделяется историческая, частная и общая поэтика.

Для исторической поэтики главным понятием является жанр (например, поэтика баллады).

Частная поэтика систематизирует элементы художественного произведения: словесное строение (лексика, синтаксис, стилистика и др.), звуковое строение (звукопись, ритмика и др.), образное строение (образ человека, времени, пространства и др.). Поэтика помогает разобраться в разных сторонах художественного произведения, в тех смысловых сигналах, на которых строится художественный текст.

Раздел III . Природа искусства как исходная категория поэтики.

Говоря о поэтике, нельзя обойти такой аспект, как творческое вдохновение, которое до сих пор является тайной. С. Есенин отмечал: «Я дудка Божья». Даже для самих авторов поворот в произведении бывал неожиданным (: «Моя Татьяна взяла и вышла замуж»).

Раздел IV . Вопрос о назначении искусства

В любом художественном произведении находят отражение три главных аспекта творчества: эстетический, познавательный и миросозерцательный. Но в любом случае подлинные художественные произведения помогают читателю пережить встречу с нечто великим, соприкоснуться с высшими ценностями. Не в этом ли состоит одна из главных целей искусства?

Какова же структурная организация художественного текста?

Раздел V . Структурная организация художественного текста. Форма и содержание художественного произведения.

Литературное произведение – это своеобразная знаковая система, в котором выделяют различные элементы художественного целого: сюжет и композицию, литературный портрет героя и пейзаж, деталь и подробность, художественная речь.

Для исследования образной системы художественного текста обращаются к следующему уровню наблюдения: стилистические фигуры и тропы, образы (герой, природа, время и др.),целостный текст, совокупность текстов.

Если говорить о тематике и сюжете, можно вспомнить такие элементы художественного текста: сюжет, ключевое слово, «вечные» темы. При анализе стихотворения учитывается строка, строфическое единство, целый текст.

Принято выделять три основные стороны произведения: мир художественного произведения, связанный с предметно-изобразительным началом. (сюжет, персонаж и формы его поведения, образ автора, портрет, вещь, пейзаж, время, пространство и др.), художественная речь (особенности языка, стилистика) и композиция. К формальным элементам художественного текста относятся стиль, жанр, композиция, ритм. К содержательным – тема, фабула, конфликт, характер, идея, проблема. Сюжет имеет содержательно – формальный характер. И произведение является целостным, когда существует гармония между формой и содержанием.

Раздел VI . Герменевтика. Интерпретация художественного произведения .

Герменевтика – наука о понимании и истолковании смысла текста. (Гермес, божество древнегреческой мифологии, вхож в мир жизни и в мир иной, является посредником, служит в роли комментатора, передает волю бессмертных). Что значит понять текст? Правильно его истолковать? Очень много споров по этому поводу. Герменевтика как раз и учит рассматривать произведение с двух сторон: с точки зрения авторского замысла и с позиции читателя, воспринимающего произведение. Постижение читателем текста происходит на двух уровнях: интуитивное постижение и аналитическая работа, т. е. интерпретация.

Но важно одно, нельзя выходить за границы воли автора и культурных традиций. «Суть» творения искажать нельзя.

Об авторе можно говорить как о писателе, реальной личности, обладающей своей неповторимой биографией. И об авторе можно говорить как о художественном воплощении, запечатленном в произведении, об его авторской позиции и средствах её выражения. Автор определяет тональность произведения (героическую, трагическую, ироническую и т. д.). Важно понять авторскую позицию. Иногда автор прямо говорит об этом, иногда (в драматических произведениях) это сделать труднее. Голос автора в произведении –это тот уникальный голос, который нельзя приписывать ни героям, ни вымышленному рассказчику.

Раздел VIII . Сюжет художественного произведения.

Сюжет является одним из важнейших средств воплощения содержания, обобщение писательской мысли. Иными словами, сюжет – это важнейшая составляющая формы произведения в её соответствии содержанию. В функции сюжета входит выявление характера героя, «скрепление» изображенных событий, воссоздание жизненных противоречий.

Различают два типа действия. Внешнее действие предполагает изменение судьбы героев.

Внутреннее действие – динамика жизни души героев. Конечно, любой сюжет – это сплав этих двух типов. Близким к понятию «сюжет» является понятие «фабула» (события, которые легли в основу произведения в хронологическом порядке). Различают хроникальные и концентрические сюжеты.

Хроникальный сюжет («Б» произошло после «А»).

Концентрический сюжет («Б» произошло вследствие «А») .

Сюжет произведения, помимо авторского замысла, может вобрать в себя другие источники (библейские тексты, мифы, предания, легенды). Автор может по –своему переработать сюжеты из произведений мировой классики, может использовать исторические факты.

Раздел IX . Композиция художественного произведения.

Композиция скрепляет элементы формы, соподчиняет их идее. Наука о литературе выделяет три основных уровня художественной формы: речевой строй произведения (ритм, темы, особенности синтаксиса, средства выразительности); предметная изобразительность (персонажи, событие, портрет, пейзаж, интерьер) и композиция. В качестве синонимов можно использовать термины - структура и архитектоника. При построении произведения художник может обращаться к различным композиционным приёмам: обрамление повествования, нарушение хронологии, введение в текст лирических отступлений и др. Различаются следующие типы композиций:

первый тип – соразмерность всех частей (античность, классицизм).

Второй тип – чередование структурных элементов («Обломов» Гончаров)

Третий тип – освобождение от определенного плана в построении (Пушкин «Евгений Онегин») – свободная композиция. Иногда своеобразие композиции определяются с помощью точной метафоры («Обломов» – кольцевая, «Евгений Онегин – зеркальная, «После бала» - рамочная).

Раздел Х. Роль и место конфликта в поэтике произведения.

Как правило, в произведении встречается совокупность конфликтов. Конфликт движет развитие действия. Возможна группировка с учетом проблематики произведения. Различают нравственный, философский, социальный, идеологический, общественно-политический, семейно-бытовой и другие конфликты.. Строгой классификации конфликтов не существует.

Есть конфликты локальные (замкнутые внутри произведения, где и исчерпываются («Бедная Лиза» Карамзина), неразрешимые – устойчивые («Отцы и дети» Тургенева). Конфликт связан с пафосом произведения: трагический конфликт, комический, героический и др.

Можно рассматривать конфликт в произведении и в историческом ракурсе (античность – человек и рок, средние века – божественное и дьявольское в душе человека и т. д.).

Раздел XI . Художественный образ .

Однозначного толкования этого понятия наукой не выработано.

Но все сходятся в одном, что образ – это любое явление, творчески воссозданное в произведении. Систематизировать художественные образы тоже трудно, но можно сгруппировать по ряду признаков. Допустим, система персонажей: образы индивидуальные (Наташа Ростова), характерные (Дикой), типические (Евгений Базаров).

Образы, выходящие за рамки одного произведения:

1. Образ-мотив (повторение в разных произведениях – образ метели)

2. Образ- топос (для данной нации, культуры-образ дороги)

3. Образ – архетип – (Дон Жуан, Гамлет)

Раздел XII . Образ человека и аспекты его анализа.

Понятие «Литературный герой» имеет ряд синонимов: персонаж – герой – действующее лицо, лирический герой.

В произведение могут вводится не только индивидуальные герои, но и собирательные, массовые (войско).

Не каждый герой обладает характером. Через характер героя дается авторское нравственно-эстетическая концепция человеческого существования. Обращаясь к обобщенному образу, мы говорим о типе, о типичном герое.

Различают одноплановые характеры (упрощенные).

Многоплановые (сложные) .

Статичные (устойчивые) – динамичные (развивающие) . Аспекты характеристики героя:

значение имени или его отсутствие.

Место героя в системе образов.

Вводятся похожие герои.

Герои по контрасту

Раздел XIII . Пейзаж и его функции в произведении.

Пейзаж - один из содержательных, а также композиционных компонентов художественного произведения. Он является определенным средством воплощения авторского замысла.

Функции пейзажа: воссоздание фона, выражение авторской позиции, авторского отношения в герою, показ характера героя, его внутренней сущности. Иногда пейзаж формирует философский контекст (раздумья о тайнах бытия и т. д.)

Раздел XIV . Функция портрета в художественном произведении .

Портрет относят к наиболее часто используемым элементам художественного текста. Писатель старается сделать своего героя «видимым», запоминающимся. Но портрет – важнейшее средство для характеристики героев, способ установления связи между внешностью и его внутренним содержанием, психологическим состоянием и оценки автора.

Приметой разных писательских стилей становится его детализация.

Раздел XV . Художественная деталь. Символ. Подробность текста.

Не будет преувеличением утверждение о том, что искусство говорит языком детали. Деталь привлекает к себе внимание, является способом проникновения в застрочное пространство, становится ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли автора. Отбор деталей позволяет художнику повернуть предмет к читателю нужной стороной. Одна из существующих классификаций художественных деталей учитывает эти функции, выделяя детали быта, интерьера, пейзажные детали, портрет, психологические детали. Литературовед Есин предложил поделить художественные детали на три группы: сюжетные, описательные, психологические.

Деталь - способ построения символического обобщения. В символ она перерастает тогда, когда она сохраняет свое значение, порождает ряд ассоциаций («Станционный смотритель»).

Детали могут дополнить друг друга, контрастировать, занимать уникальное место в произведении.

Раздел XVI . Средства выразительности. Стилистические фигуры и тропы.

МОУ «БИШКИЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР

«ИССЛЕДОВАНИЕ

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА»

ПОДГОТОВИЛА: учитель русского языка и литературы

КРОМСКАЯ ФАНУЗА МАГАФУРОВНА

2012 – 2013 учебный год.

8.2. Композиция и сюжет

8.3. Художественный язык

Поэтика - это один из древнейших терминов литературоведения. Греческое роиеtикe - мастерство создания, техника творчества. В эпоху античности поэтикой считали науку о художественной литературе. Так понимали поэтику Аристотель ("Поэтика") и Гораций ("К Писона»). В эпоху средневековья, Возрождения и классицизма пицц поэтикой понимали особенности формы художественных произведений (Скалигeр - "Поэтика", Н. Буало - "Искусство поэтическое»). В XIX-XX вв. поэтикой считали ту часть литературоведения, которая изучает композицию, язык, версификацию. Бывают попытки отождествлять поэтику со стилистикой. Появляются работы о поэтике видов, жанров, направлений, течений.

В современном литературоведении есть много определений поэтики. Проанализировав некоторые из них, Г. Клочек называет следующие значения этого термина:

1) художественность;

2) система творческих принципов;

3) художественная форма;

4) системность, целостность;

5) мастерство писателя.

Поэтику нельзя отождествлять с теорией литературы, она лишь один из разделов литературоведения.

Известны поэтики нормативные, описательные, исторические, функциональные, общие. Автором нормативной поэтики является Н. Буало ("Искусство поэтическое»). В основе описательных поэтики - сравнительное изучение различных литератур. Исторические поэтики исследуют эволюцию видов, жанров и художественных средств, используют сравнительно-исторический принцип. Основоположником исторической поэтики был А. Веселовский, который так определил ее предмет: "Эволюция поэтического сознания и его формы". Функциональная поэтика изучает произведение как функцию или систему, общая - определяет основные законы художественности.

Что же входит в предмет поэтики? Детальный ответ на этот вопрос дал В. Виноградов: "Вопрос о мотивах... и сюжеты, об их источниках и формы прививок, о структурных вариации их, о различных приемах и принципы развертывания или развития сюжета, о законах сюжетосложения, о художественном время как категорию построения и движения событий в литературных произведениях, о композиции как систему сборки, взаимодействия, движения объединения языкового, функциональный-стилистического и идейно-тематических планов словесно-художественного произведения, вопрос о средствах и приемы сюжетно-динамической и собственной речевой характеристики персонажей в различных жанрах и видах литературы, о жанровых структурные различия в соотношениях и связях монологической и диалогической речи в разные эпохи литературного развития и в различных типах словесно-художественных структур, о влиянии идейного замысла и тематического плана произведения на его стилистически языковой строй, о связи публике соприкасающегося и образно-повествовательных аспектов композиции литературных произведений ".

Круг вопросов, которые изучает поэтика, помогают определить названия книг, статей, разделов монографий: "Поэтика древнегреческой литературы", "Поэтика метафоры", "Поэтика художественного пространства", "Поэтика художественного времени", "Поэтика жанра", "Поэтика стиля", "Поэтика названий", "Поэтика Бориса Олийныка".

Можно говорить о поэтике течений, направлений, эпохи, национальной литературы, литературы отдельного региона.

Долгое время в нашем литературоведении доминировала усиленное внимание к общественной значимости и социального аспекта функционирования художественного произведения. В последние десятилетия наблюдаем глубокий интерес литературоведов вопросами поэтики.

Единство формы и содержания в литературе

В теоретической поэтике понятийная пара форма и содержание известна со времен античности. Аристотель в "Поэтике" разграничивает предмет подражания и средства подражания. Представители формальной школы считали, что понятие "содержание" в литературоведении - лишнее. А форму надо сравнивать с жизненным материалом, который является художественно нейтральным. Ю. Лотман предлагает термины "содержание" и "форма" заменить терминами "структура" и "идея". Термины "форма" и "содержание" используются в различных областях знаний.

Форма и содержание - это диалектическое единство. А. Ткаченко для подчеркивания связи содержания и формы употребляет термины "змистоформи" и "формозмисты". О связи этих понятий Гегель писал: "Содержание есть не что иное, как переход формы в содержание, а форма есть не что иное, как переход содержания в форму". Гегель и В. Белинский, кроме термина "содержание", используют термин "идея". Платон отождествлял идею и форму.


I. ПРЕДМЕТ ПОЭТИКИ

Тема 1. Поэтика I. Словари 1) Sierotwieński S. Słownik terminów lierackich. П . - “прежде тождественная с теорией литературы, в настоящее время трактуется как ее часть, а именно теория литературного произведения, наука о художественных средствах, языковых, композиционных, типовых структурах литературных произведений, родах, жанрах, разновидностях. Определение используется также для обозначения науки о поэзии в противоположность прозе” (S. 195). 2) Wilpert G. von. Sachwörterbuch der Literatur. П . - “учение и наука о сущности, жанрах и формах поэзии - о свойственных им содержании, технике, структурах и изобразительных средствах; как теория поэзии - основа (стержень) литературоведения и часть эстетики, однако также предпосылка для истории литературы и критики” (S. 688). 3) Айхенвальд Ю. Поэтика // Словарь литературных терминов: В 2 т. Т. II. Стлб. 633-636. П . - “теория поэзии, наука о поэтическом творчестве, ставящая себе целью выяснить его происхождение, законы, формы и значение”. “...как ни велико значение психологической и исторической поэтики, ею не исчерпывается поэтика вообще. Не только наряду с поэтикой исторической, эмпирической, филологической, но, может быть, и впереди ее, должна стать поэтика философская, углубленно проникающая в суть и дух поэтического искусства”. 4) Иванов Вяч.Вс. Поэтика // Краткая литературная энциклопедия (КЛЭ). Т. 5. С. 936-943: “П . <...> - наука о строении лит. произведений и системе эстетич. средств, в них используемых. Состоит из общей П., исследующей худож. средства и законы построения любого произведения; описательной П., занимающейся описанием структуры конкретных произведений отдельных авторов или целых периодов, и исторической П., изучающей развитие лит.-худож. средств. При более широком понимании П. совпадает с теорией литературы, при более узком - с исследованием поэтич. языка или худож. речи (см.: Стилистика ). Общая П. исследует возможные способы худож. воплощения замысла писателя и законы сочетания различных способов в зависимости от жанра, вида литературного и рода литературного. <...> Худож. средства могут быть классифицированы по различным уровням , располагающимся между замыслом (представляющим собой высший уровень) и конечным его воплощением в словесной ткани”. <...> “Описательная П. ставит целью воссоздание того пути от замысла к окончат. тексту, пройдя который исследователь может полностью проникнуть в авторский замысел. При этом разные уровни и части произведения рассматриваются как единое целое <...> Историческая П. изучает развитие как отдельных худож. приемов (эпитеты, метафоры, рифмы и т.д.) и категорий (худож. время, пространство, осн. противопоставления признаков), так и целых систем таких приемов и категорий, свойственных той или иной эпохе”. 5) Гаспаров М.Л. Поэтика // Литературный энциклопедический словарь (ЛЭС). С. 295-296. П . - “наука о системе средств выражения в лит. произведениях <...> В расширенном смысле слова П. совпадает с теорией литературы, в суженном - с одной из областей теоретич. П. (см. ниже). Как область теории лит-ры, П. изучает специфику лит. родов и жанров, течений и направлений, стилей и методов, исследует законы внутренней связи и соотношения различных уровней худож. целого <...> Поскольку все средства выражения в лит-ре в конечном счете сводятся к языку, П. может быть определена и как наука о худож. использовании средств языка (см. Язык художественной литературы ). Словесный (т.е. языковой) текст произв. является единств. материальной формой существования его содержания <...> Целью П. является выделение и систематизация элементов текста, участвующих в формировании эстетич. впечатления от произв. (см. Структура литературного произведения).<...> Обычно различаются П. о б щ а я (теоретическая или систематическая - “макропоэтика”), частная (или собственно описательная - “микропоэтика”) и историческая . Общая П. делится на три области, изучающие соответственно звуковое, словесное и образное строение текста; цель общей П. - составить полный систематизир. репертуар приемов (эстетически действенных элементов), охватывающих все эти три области. [Далее - о стиховедении, стилистике и “тематике”- Н. Т. ] . <...> Частная П. занимается описанием лит. произв. во всех перечисл. выше аспектах, что позволяет создать “модель” - индивидуальную систему эстетич. действенных свойств произведения <...> Историческая П. изучает эволюцию отд. поэтич. приемов и их систем с помощью сравнительно-исторического литературоведения , выявляя общие черты поэтич. систем разных культур и сводя их или (генетически) к общему источнику или (типологически) к универсальным закономерностям человеческого сознания”. 6) Бройтман С.Н. Историческая поэтика // Литературоведческие термины (материалы к словарю). Вып. 2. “И. п. - раздел поэтики, изучающий генезис и развитие эстетического объекта и его архитектоники, как они проявляются в эволюции содержательных художественных форм. И.п. связана с поэтикой теоретической отношениями дополнительности. Если теоретическая поэтика разрабатывает систему литературоведческих категорий и дает их понятийно-логический анализ, через который выявляется система самого предмета (художественной литературы), то И. п. изучает происхождение и развитие этой системы (с. 40). II. Учебники, учебные пособия 1) Томашевский Б.В. Теория литературы. Поэтика . “Задачей поэтики (иначе - теории словесности или литературы) является изучение способов построения литературных произведений. Объектом изучения в поэтике является художественная литература. Способом изучения является описание и классификация явлений и их истолкование” (c. 22). “Область литературы не едина <...> Дисциплина, изучающая конструкцию нехудожественных произведений, называется риторикой ; дисциплина, изучающая конструкцию художественных произведений, - поэтика . Риторика и поэтика слагаются в общую теорию литературы” (с. 24-25). “При теоретическом подходе литературные явления подвергаются обобщению, а потому рассматриваются не в своей индивидуальности, а как результаты применения общих законов построения литературных произведений <...> В общей поэтике функциональное изучение литературного приема и является руководящим принципом в описании и классификации изучаемых явлений” (с. 25-26). 2) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение: Курс лекций . С. 227-244. “Поэтикой мы называем науку о литературе как об искусстве, науку о поэтическом искусстве, науку о поэзии (если употреблять слово “поэзия” в более широком смысле, чем это слово иногда употребляется, как обнимающее всю область литературы), иначе говоря, теорию поэзии”. “Общие философские, эстетические предпосылки поэтического искусства рассматривает теория литературы. Поэтика же, опираясь на основные выводы теории литературы, изучает систему средств выражения, которыми пользуется поэзия”(с. 227). “Рядом с исторической поэтикой и на основе исторической поэтики должна быть построена и поэтика теоретическая, поэтика, обобщающая исторический опыт...” “Художественный образ создается в поэзии с помощью языка. Поэтому можно сказать, что первый отдел поэтики, ее нижний этаж, должен быть ориентирован на лингвистику < ... > основные разделы теории поэтического языка - поэтическая фонетика, поэтическая лексика и поэтический синтаксис” (с. 240). “Обыкновенно поэтическую лексику и поэтический синтаксис объединяют под общим названием стилистики. Тогда у нас получается метрика и стилистика как два раздела теории поэтического языка: метрика, касающаяся внешней стороны слова, звуков слова; и стилистика, касающаяся поэтического языка в его внутренних особенностях, со стороны смысла слов, а не внешней звуковой формы” (с. 241-242). “Но было бы ошибкой предполагать, что вопросами поэтического языка исчерпываются вопросы поэтики. Хотя образ в поэзии конкретизирован в языке, но он не исчерпывается языком <...> в искусстве поэзии есть такая сторона, которая ни с какой точки зрения не может быть растворена в лингвистике. Это можно сказать о проблемах тематики и композиции художественного произведения (с.243). “Зато лишь в очень малой степени можно говорить об этих аспектах поэтики вне проблемы литературного жанра <...> практически вполне удобно различать - как это делали в старых поэтиках - метрику, стилистику и теорию литературных жанров, имея в виду, что в последний раздел мы включим весь тот сложный комплекс вопросов, который поднимается над теорией поэтического языка” (с. 244). 3) Faryno Jerzy. Введение в литературоведение. Wstep do literaturoznawstwa. S. 57-67. “В некоторых случаях слово “поэтика” употребляется как синоним теории литературы. Тогда оно означает систематизированные сведения о свойствах художественного литературного произведения и о литературном процессе. В других же - и значительно чаще - поэтика понимается как одна из составных частей теории литературы. Круг ее вопросов ограничивается тогда лишь свойствами и законами литературногопроизведения, что иногда получает название теории литературного произведения < ... > поэтика систематизирует наблюдаемые (и возможные) свойства художественных текстов и вырабатывает инструменты их анализа < ... > каждое свойство литературного текста она рассматривает в двойной перспективе - и с точки зрения его актуальной функции, и с точки зрения его отношения к предшествующим состояниям литературных текстов” (с. 58). “Поэтику, которая свое внимание сосредоточивает на свойствах конкретных произведений и делает выводы на основании обозрения текстов, принято называть описательной “ (с. 62). “Поэтика, ориентированная на историчность свойств литературы и на историю этих свойств, историю, понимаемую не только как появление и исчезновение, но и как трансформацию свойств, такая поэтика оформилась <...> как поэтика историческая [ссылка на ст. в КЛЭ - Н. Т. ] (с. 64). “Если в подходе к тексту произведения с точки зрения описательной поэтики преобладает момент констатации или только опознания , то в подходе с точки зрения структурной поэтики преобладает момент объяснения (интерпретации) - к отмечаемым свойствам текста структурная поэтика ставит, как правило, вопрос об их функци и, а также об их взаимных отношениях, связях”. “Единицей описательной поэтики является отмечаемое ею свойство (прием, троп и т. д.), единицей же структурной поэтики есть текс т” (с. 64). “Вне языка литературное произведение немыслимо <...> язык является материальным носителем произведения - как полотно и краски в живописи, как звуки в музыке, как камень или дерево в скульптуре. Но если в живописи, например, функция полотна и красок (как субстанции, а не цвета) этим может и ограничиться, то в литературе - наоборот - художественное произведение создается за счет всяких возможных свойств языка, как физических, так и семантических. Раздел поэтики, который исследует используемые в литературе свойства языка (речи) и их функции, принято называть стилистико й”. [О “мире”, к которому обращено высказывание]: “Для этого аспекта большинство поэтик не находит своего отдельного названия, но он обычно учитывается именно в тех главах работ, которые посвящаются композиции, теме, изображаемому миру. За Томашевским этот раздел поэтики назовем не совсем удачным термином композици я”. “Известной части литературных произведений свойственна особая ритмическая организация их языкового материала <...>. Раздел поэтики, который занимается именно этим аспектом произведения, принято называть стиховедение м” (с. 66). [ О родах и жанрах ]: “...этими вопросами занимается раздел поэтики, получивший название генологии “ (с. 67). III. Специальные работы 1) Жирмунский В.М. Задачи поэтики // Жирмунский В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика. С. 15-55. “Поэтика есть наука, изучающая поэзию как искусство <...> поэтика историческая и теоретическая” (с. 15). “Традиционному делению на форму и содержание <...> было противопоставлено <...> деление на материал и прием”. “Всякое искусство пользуется каким-нибудь материалом, заимствованным из мира природы <...> в результате обработки природный факт (материал) возводится в достоинство эстетического факта, становится художественным произведением <...> Изучение поэзии, как и всякого другого искусства, требует определения ее материала и тех приемов, с помощью которых из этого материала создается художественное произведение” (с. 18). “...Исчерпывающее определение особенностей эстетического объекта и эстетического переживания, по самому существу вопроса, лежит за пределами поэтики как частной науки и является задачей философской эстетики <...> Наша задача при построении поэтики - исходить из материала вполне бесспорного и, независимо от вопроса о сущности художественного переживания, изучать структуру эстетического объекта, в данном случае - произведения художественного слова” (с. 23). “Задачей общей, или теоретической, поэтики является систематическое изучение поэтических приемов, их сравнительное описание и классификация: теоретическая поэтика должна построить, опираясь на конкретный исторический материал, ту систему научных понятий, в которых нуждается историк поэтического искусства при решении встающих перед ним индивидуальных проблем. Поскольку материалом поэзии является слово, <...> каждой главе науки о языке должна соответствовать особая глава теоретической поэтики ”(с. 28). 2) Бахтин М.М. Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. С. 6-71. “...без систематического понятия эстетического, как в его отличии от познавательного и этического, так и в его связи с ними в единстве культуры, нельзя даже выделить предмет, подлежащий изучению поэтики - художественное произведение в слове, - из массы произведений другого рода; и это систематическое понятие, конечно, вносится каждый раз исследователем, но совершенно некритически ” (с. 9). “Поэтика, определяемая систематически, должна быть эстетикой словесного художественного творчества ”(с. 10). “Когда скульптор работает над мрамором <...> создаваемая скульптурная форма есть эстетически значимая форма человека и его тела <...> отношение же художника и созерцателя к мрамору как к определенному физическому телу носит вторичный, производный характер” (с. 15). “...форма - с одной стороны, действительно материальная, сплошь осуществленная на материале и прикрепленная к нему, с другой стороны, - ценностно выводит нас за пределы произведения как организованного материала, как вещи ...”(с. 24). 3) Медведев П.Н. (Бахтин М.М.). Формальный метод в литературоведении . [Предмет, задачи и метод социологической поэтики]. “Что такое литературное произведение? Какова его структура? Каковы элементы этой структуры и каковы их художественные функции? Что такое жанр, стиль, сюжет, тема, мотив, герой, метр, ритм, мелодика и т. д. Все эти вопросы <...> - все это область социологической поэтики”(с. 37). “...можно говорить о необходимости особой исторической поэтики как о посредствующем звене между теоретической социологической поэтикой и историей литературы <...> Каждое определение социологической поэтики должно быть определением, адекватным всей эволюции определяемой формы” (с. 38). “Задачи социологической поэтики прежде всего спецификаторские, описательные и аналитические. Выделить литературное произведение как таковое, дать экспозицию его структуры, определить ее элементы и их функции - таковы ее основные задачи <...> Прежде, чем искать законы развития литературных форм, нужно знать, чем являются эти формы” (с. 41). 4) Мукаржовский Я. Поэтика // Мукаржовский Я. Структуральная поэтика. С. 31-34. “Поэтика - это эстетика и теория поэтического искусства. <...> В процессе своего развития поэтика, испытывая различные тяготения, порою сближается, а часто и сливается с какой-либо из смежных наук, но даже в тех случаях, когда она, казалось бы, находится на чужой территории, конечной целью всех вопросов, пусть даже сходных с проблематикой истории литературы, социологии и т. д., для нее всегда является освещение поэтической структуры. Отсюда тесная связь поэтики с лингвистикой, наукой, которая изучает законы главнейшего материала поэзии - языка. <...> Таким образом, сосредоточение внимания на художественном построении означает, как явствует из всего сказанного, не сужение проблематики и не ограничение ее вопросами формы, а установление единого угла зрения, находящего применение в решении различнейших проблем поэтического искусства”. 5) Якобсон Р. Вопросы поэтики. Постскриптум к одноименной книге (1973) // Якобсон Роман . Работы по поэтике. С. 80-98. “Можно сказать, что поэтика - это лингвистическое исследование поэтической функции вербальных сообщений в целом и поэзии в частности. <...> Предмет занятий лингвиста, анализирующего стихотворный текст, - “литературность”, или, иначе говоря, превращение речи в поэтическое произведение и система приемов, благодаря которым это превращение совершается”. “Поэтика, занимающаяся рассмотрением поэтических произведений сквозь призму языка и изучающая доминантную в поэзии функцию, по определению является отправным пунктом в истолковании поэтических текстов, что, разумеется, не исключает возможности их исследования с фактической, психологической или психоаналитической, а также социологической стороны, однако специалисты по этим дисциплинам не должны забывать, что все функции произведения подчинены доминантной функции, а всякий исследователь должен исходить в первую очередь из того, что перед ним - поэтическая ткань поэтического текста” (с. 81). 6) Тодоров Ц. Поэтика / Пер. А.К.Жолковского // Структурализм: “за” и “против”. С. 37-113. “Поэтика разрушает <...> симметрию между интерпретацией и наукой в сфере литературоведческих исследований. В отличие от интерпретации отдельных произведений, она стремится не к выяснению их смысла, а к познанию тех закономерностей, которые обусловливают их появление. С другой стороны, в отличие от таких наук, как психология, социология и т. п., она ищет эти законы внутри самой литературы <...> Объектом структурной поэтики является не литературное произведение само по себе: ее интересуют свойства того особого типа высказываний, каким является литературный текст” (с. 41). “...объектом поэтики является не множество эмпирических фактов (литературных произведений), а некоторая абстрактная структура (литература)” (с. 45). “Наиболее близкородственными ей оказываются другие дисциплины, занимающиеся изучением типов текста и образующие в совокупности поле деятельности риторики, понимаемой в самом широком смысле - как общая наука о текстах (discours)” (с. 46). ВОПРОСЫ 1. Сравните и сформулируйте критерии, по которым поэтика разделяется либо на общую, частную (описательную) и историческую, либо на теоретическую и историческую. 2. Сравните различные трактовки взаимоотношений поэтики с философской эстетикой, с одной стороны, и с лингвистикой, - с другой. Попытайтесь объяснить их.