Бродский краткая биография. Иосиф бродский - биография, информация, личная жизнь. Краткая биография Иосифа Бродского

Многие думают, что Караганда – это вымышленный город. И что он придуман только для рифмы в знаменитой поговорке «Где, где? В Караганде!» Невероятно, но факт: Караганда действительно существует. Как и Тьмутаракань . Как и Бобруйск. Я сама проверяла. Мы с мужем попали в этот город почти случайно – по пути. Зато на практике удостоверились, что он существует.

Караганда: где она находится на карте

Итак, где же находится Караганда ? Это самое сердце казахских степей. Сухая бескрайняя равнина, пышущий жаром ветер, выжженная трава и скудные заросли карагача, давшего название этому городу. Вот типичный пейзаж на подъезде к Караганде с любой стороны.


Если вы решили прокатиться по достопримечательностям Казахстана, Караганду вы посетите волей-неволей. Не потому, что это лучший город для туризма. Просто он очень удобно расположен . Это отличный перевалочный пункт между Астаной и Балхашом . Астану стоит посетить, потому что это недавно отстроенная урбанистичная столица с грандиозной архитектурой, о какой мечтал бы любой европейский город. Она выглядит как город будущего. А Балхаш – одно из прекраснейших озер, которое, к тому же, наполовину пресное, наполовину соленое. Вода в нем мутноватая, но лазурная.

Караганда на этом фоне несколько теряется. Но и здесь есть что посмотреть. Местные с юмором относятся к полумифологическому статусу своего города. И даже сделали памятник поговорке , прославившей их город на все постсоветское пространство. Кстати, когда мы с мужем были здесь в последний раз, на монументе был только хомяк. А теперь, как я погляжу, к нему присовокупили незадачливых туристов.


Немного географии

Итак, где же находится Караганда ? Как найти ее на карте?

  1. В центральной части Казахстана. Ближайшие крупные российские города – Курган и Омск.
  2. В Карагандинской области. Это областной центр шахтерского региона. Поэтому экология здесь оставляет желать лучшего.
  3. Между Астаной и Балхашом. Южнее столицы на 200 километров. Кстати, дорога тут отличная, почти хайвэй. Зато дальше, до Балхаша, тянется разбитая трасса.

В общем, Караганда – довольно крупный город . И найти его несложно. К нему ведут хорошо сделанные дороги. И сам он находится на перепутье туристических маршрутов.

Одним из самых крупных населенных пунктов Казахстана является город Караганда. Население тут этнически, лингвистически и религиозно очень смешанно, как и в большинстве других населенных пунктов на севере страны. Изучение демографической ситуации в этом областном центре вызывает большой интерес. Давайте узнаем, что представляет собой население города Караганды в цифрах.

Географическое положение

Город Караганда расположен в центральной части Казахстана, со смещением к северо-востоку, на территории Карагандинского каменноугольного бассейна, посреди засушливой степи. Он занимает площадь примерно равную 550 кв. км. На казахский манер его наименование произносится, как «Караганды».

Этот город является административным Кроме того, населенный пункт - это культурный и промышленный центр региона.

О том, что представляет собой население г. Караганды, мы поговорим ниже.

Краткая история города

Но прежде чем узнать численность населения Караганды, этнический и религиозный облик города, давайте рассмотрим, когда был основан этот населенный пункт и как он развивался. Это позволит нам более глубоко понять суть демографических изменений в городе, а также узнать, как формировалось население Караганды.

В древности и в Средние века простирались дикие степи в том месте, где после возникла Караганда. Население этих земель вело кочевое хозяйство, и было представлено тюркоязычными племенами. Во второй половине XV века на территории современного Казахстана возникает Казахское ханство, в границах которого произошел этногенез современных казахов. В XVIII веке это государство окончательно распалось на три части - жузы. Территория, которую сейчас занимает Караганда, была включена в Средний жуз. В 1740 году принимает покровительство Российской империи, а в 1822 году был окончательно включен в её состав.

По легенде, в 1833 году на месте будущего города казахский мальчик-пастух нашел залежи угля. Именно уголь станет экономической основой Караганды, но это произойдет много лет спустя. Промышленная добыча угля в Российской империи из Карагандинского бассейна началась только в начале XX века.

Первое постоянное поселение на месте, где в будущем появилась Караганда, было образовано в 1906 году и называлось Михайловка. Но после революции добыча угля была прекращена, селение опустело.

В 1930 году с началом индустриализации добыча полезных ископаемых в регионе возобновилась, вследствие чего появилось несколько рабочих поселков. В 1931 году они были объединены в Карагандинский рабочий Совет. Именно этот год считается датой основания Караганды.

Название «Караганда» данная местность имела ещё задолго до образования города, и как предполагают, возникла от распространенного в тех местах кустарника акации - карагана. Хотя существует и несколько альтернативных мнений.

В 1934 году поселку был присвоен статус города. Это один из эпохальных рубежей, которые пережила Караганда. Население города первоначально формировалось из рабочих, преимущественно славянских национальностей, главным образом русских. Но, в последующие годы, в город стали переезжать и казахи с близлежащих регионов.

В 1936 году Караганда стала административным в составе

После Великой Отечественной войны в городе строились заводы, быстрыми темпами возводились различные элементы инфраструктуры, продолжал осваиваться каменноугольный бассейн.

После распада Советского Союза промышленные мощности в Караганде значительно сократились, что негативно отразилось на демографической ситуации в городе. Из-за остановки предприятий многие семьи переехали в другие населенные пункты.

Численность населения

Теперь давайте узнаем, сколько населения в Караганде? Численность жителей нами сейчас и будет рассмотрена. Как на текущую дату, так и в динамике.

Прежде всего выясним, сколько живет людей в городе на сегодняшний день. По оценкам экспертов, численность населения в Караганде на 2016 год составляет около 496,2 тыс. человек. На данный момент это четвертый показатель в стране после крупнейшего города Казахстана - Алматы, столицы - Астан и другого областного центра -

Плотность населения

Теперь узнаем показатели плотности, которые характеризуют население Караганды на 2016 год. Плотность проживающих на данный момент в городе жителей составляет 846 человек на 1 кв. км.

Но много это или мало? Давайте сравним плотность население с аналогичным показателем у самого крупного населенного пункта Казахстана - Алматы. В Алматы показатель плотности населения равен 2346 чел. на кв. км., что, как видим, в несколько раз больше того, что имеет Караганда. Население в этом городе, таким образом, можно рассматривать как довольно разряженное. Но всегда ли так было? Чтобы узнать это, нужно выяснить, какова была численность населения Караганды в предыдущие годы.

Динамика изменения численности населения

Как мы выяснили, численность населения г. Караганды (2016 г.) составляет около 496,2 тыс. чел. Но как было раньше?

В 1959 году в городе проживало около 397,1 тыс. жителей, через девять лет - 523,3 тыс. жителей, через 20 лет (1979 г.) население увеличилось почти наполовину - 578,9 тыс. жителей. К 1989 году в городе Караганда (Казахстан) население достигло своего максимума за всю историю - 613,8 тыс. жителей.

Но затем численность жителей стала резко снижаться. Так, в 1991 году она снизилась до отметки 608,6 тыс. жителей, ещё через восемь лет упала до показателя в 436,9 тыс. В 2004 году было достигнуто дно падения - 428,9 тыс. жителей. Таким образом, за 14 лет падения количество проживающих людей в городе уменьшилось почти на 185 тыс. человек.

Но начиная со следующего года численность населения стала постепенно расти. В 2005 году она составила 436,0 тыс. жителей, в 2010 году - 465,2 тыс., в 2012 году - 475,4 тыс. Население Караганды на 2016 год достигло численности 496,2 тыс. жителей. Это на 67,3 тыс. больше, чем в 2004 году, но на 112,4 меньше, чем было в 1989 году. Вот такими динамическими показателями характеризуется в г. Караганда население. Численность 2016 года даже не достигла уровня 1970 года.

Причины резкого изменения динамики численности населения

Теперь давайте разберемся, почему динамика численности населения в городе Караганде претерпевала такие резкие изменения.

Рост численности населения Караганды до 1989 года включительно особых вопросов не вызывает. Это был закономерный процесс. Тем более что Караганда - это крупный промышленный город, который в советское время постоянно развивался, а значит, требовал притока новой рабочей силы. Люди приезжали работать на предприятия Караганды из многих уголков СССР. Именно трудовая миграция, наравне с , способствовала увеличению проживающих в этом областном центре с 1959 года по 1989 год более чем в полтора раза.

Но если увеличение в полтора раза за 30 лет численности населения города особых вопросов не вызывает, то как случилось так, что за последующие 10 лет, начиная с 1989 года, численность жителей уменьшилась почти в те же самые полтора раза? Причиной тому является все та же промышленность. Только на этот раз свою роль сыграло не увеличение количества предприятий и рабочих мест, а сворачивание производства, закрытие заводов и фабрик из-за сложностей переходного периода после развала СССР и переход от плановой к рыночной экономике. Закрытие предприятий, значительное сокращение рабочих мест на тех немногих, которые остались функционировать, вызвали сильную безработицу, что привело к оттоку населения в менее депрессивные регионы страны, а также за рубеж, в частности в Российскую Федерацию. Тем более корни многих жителей Караганды были именно из России, откуда они или их родители приехали в советское время поднимать производства Казахской ССР.

Немаловажным также оказался фактор переноса столицы Казахстана из южной Алматы в город на севере страны - Астану (бывший Целиноград). Новая столица находилась довольно близко к Караганде, для её обустройства требовались рабочие руки, да и жизнь в главном городе страны сама по себе открывает очень большие перспективы. Поэтому значительная часть населения Караганды связала свое будущее с Астаной. Благо и переезжать далеко не пришлось. В отличие от Караганды, благодаря приобретению столичного статуса численность населения Астаны с 1989 года по настоящее время значительно увеличилась. Так, если, в 1989 году этот город населяло всего 281,3 тыс. человек, то на 2016 год численность населения составила 872,7 тыс. человек. То есть за 27 лет произошло увеличение населения более чем в 3 раза. Конечно, с помощью естественного прироста подобных показателей добиться не удалось бы. Главный фактор увеличения численности жителей в Астане - это приток населения из таких депрессивных городов, как Караганда.

В самой же Караганде на протяжении всех 90-х годов прошлого столетия и первой половины первого десятилетия нынешнего века численность населения все больше уменьшалось. В советское время город занимал второе место по численности жителей в Казахстане, уступая первенство лишь столице Казахской ССР - Алма-Ате. Несмотря на катастрофическое падение количества проживающих, данный статус Караганда смогла сохранить вплоть до наступления нового тысячелетия. Но в самом начале 2000 годов этот город по численности населения обошли сразу два населенных пункта: Шымкент и новая столица - Астана. Таким образом, на сегодняшний день Караганда занимает четвертое место в Казахстане по этому показателю.

Именно из-за стремительного сокращения проживающих в Караганде в этом городе такая сравнительно небольшая плотность населения, о чем мы говорили чуть выше. В советское время в город приезжало жить много людей из других населенных пунктов страны, он строился и расширялся. Но в 90-х годах начался массовый выезд населения из Караганды, но при этом границы города оставались прежними, что сыграло решающую роль в том, что плотность населения в этом пункте такая маленькая.

Новое увеличение численности жителей Караганды

Падение численности проживающих в Караганде не могло длиться вечно. В 2004 году был достигнут минимум - 428,9 тыс. жителей. Уже начиная с 2005 года демографическая ситуация в городе начала улучшаться, а численность населения понемногу увеличиваться. Данная тенденция наблюдается вплоть до настоящего времени. Конечно, увеличение численности населения происходит далеко не такими темпами, как до этого происходило его падение, но тем не менее это положительная динамика. Чем же были вызваны эти демографические изменения?

Прежде всего падение производства, как говорится, достигло дна. Работающие предприятия более или менее могли обеспечить оставшихся жителей города рабочими местами. Уже не было такой катастрофической безработицы, как раньше, которая вызвала резкий отток населения. Теперь и численность жителей города, и численность рабочих мест, которую были готовы предоставить предприятия, более или менее сбалансировалась. Что послужило значимым фактором для прекращения оттока населения из города.

Вторым фактором, который сыграл роль в стабилизации демографической ситуации в Караганде, стало улучшение экономической ситуации в 2000 годах, в отличие от 90-х, в целом по стране. Благодаря этому начали стабилизироваться все основные процессы в обществе, приходить в естественную норму, в том числе и демографические.

Конечно, увеличение числа жителей в Караганде на данном этапе идет главным образом за счет естественного прироста, то есть положительной разницы между рождаемостью и смертностью, а не за счет миграции населения, как это было в советское время. Тем не менее даже такой небольшой прирост является очень положительной тенденцией, которая говорит о том, что у Караганды есть будущее.

Этнический состав

Мы изучили численность населения города Караганды. Состав этнических групп не менее важен для понимания демографической обстановки в населенном пункте. Давайте выясним, какие национальности проживают в Караганде.

Самыми многочисленным этническими группами в Караганде являются русские и казахи. Русские лидируют по численности. Их доля в общем количестве населения этого города составляет 45,6%. Удельный вес казахов - 36,3%. В советское время численность русских была ещё больше, составляя более чем 50% населения. Но в период становления независимости Казахстана значительная часть русских выехала в Россию, а дети от смешанных браков, если раньше предпочитали называть себя русскими, то теперь в большинстве случаев в переписях указывали национальность «казах».

Следующая по численности этническая группа Караганды - украинцы. Она значительно меньше по количеству, чем предыдущие две группы. На данный момент удельный вес украинцев в общей численности населения города составляет 4,8%. В советское время их, как и русских, было гораздо больше.

Значительно меньше в Караганде корейцев (1,6%) и белорусов (1,2%).

В городе также имеются поляки, чеченцы, башкиры, азербайджанцы, мордовцы, и многие другие народы. Но их численность не достигает даже 1% от общего количества населения.

Религия

В Караганде существует множество религиозных конфессий. Тем не менее основными считаются две: православное христианство и ислам. В Караганде существует несколько православных церквей, женский монастырь, а также кафедральный собор, который является центром Карагандинской епархии. В городе имеется семь мечетей для обеспечения религиозных потребностей мусульманской части населения Караганды.

Среди других религиозных направлений следует выделить католичество и протестантские течения. В городе имеется множество католических и протестантских церквей. К тому же Караганда является центром одноименной римско-католической епархии. В этом городе расположена единственная высшая духовная семинария в Средней Азии. Ранее католиков и протестантов в Караганде было значительно больше, но в связи с отъездом немецкого населения после развала СССР в Германию, и частично на Поволжье, численность сторонников данных религиозных течений значительно сократилась.

Последователей других религий в Караганде сравнительно небольшое количество.

Демографические перспективы города

В процессе изучения материала мы узнали, что население Караганды на 2016 год составляет 496,2 тысячи человек. Мы также узнали этнический и религиозный состав населения города. Отдельно было изучено изменение демографических показателей в динамике.

Конечно, 90-е годы прошлого века были далеко не самыми лучшими в истории города. Падение производства вызвало отток населения и местного масштаба. Но, постепенное возобновление прироста населения, начиная с 2005 года, а также стабилизация основных демографических показателей, позволяет смотреть с надеждой в будущее этого замечательного города.

БРОДСКИЙ, ИОСИФ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1940–1996), поэт, переводчик, прозаик, драматург. Бродский родился 24 мая 1940 в Ленинграде. Его, едва ли не самого «несоветского» подданного СССР назвали Иосифом в честь Сталина. Уже с ранних лет в жизни Бродского многое символично. Детство прошло в маленькой квартире в том самом «питерском» доме, где до революции жили Д.С.Мережковский и З.Н.Гиппиус и откуда они отправились в эмиграцию. В школе, которую посещал Бродский, некогда учился Альфред Нобель: в 1986 Бродский станет Нобелевским лауреатом. О детстве он вспоминал неохотно: «Обычное детство. Я не думаю, что детские впечатления играют важную роль в дальнейшем развитии».

В отрочестве проявились его самостоятельность и строптивость. В 1955, не доучившись, Бродский поступает работать на военный завод фрезеровщиком, выбрав для себя самообразование, главным образом, чтение. Пожелав стать хирургом, идет работать помощником прозектора в морге госпиталя при ленинградской тюрьме «Кресты», где помогает анатомировать трупы. За несколько лет он опробовал больше десятка профессий: техника-геофизика, санитара, кочегара, фотографа и т.д. Ищет работу, которую можно совмещать с творчеством. Писать стихи впервые попробовал в 16 лет. Подтолкнуло писать впечатление от чтения сборника Бориса Слуцкого. Первое стихотворение было опубликовано, когда Бродскому было семнадцать лет, в 1957: Прощай, / позабудь / и не обессудь. / А письма сожги, / как мост. / Да будет мужественным / твой путь, / да будет он прям / и прост...

На рубеже 1950–1960-х изучает иностранные языки (английский и польский), посещает лекции на филологическом факультете ЛГУ. В 1959 знакомится со сборником стихотворений Е.А.Баратынского, после чего окончательно укрепляется в желании стать поэтом: «Читать мне было нечего, и когда я нашел эту книжку и прочел ее, тут-то я все понял, чем надо заниматься…».

Читательские впечатления Бродского этой поры бессистемны, но плодотворны для развития поэтического голоса. Первые стихи Бродского, по его собственному призванию, возникли «из небытия»: «Мы пришли в литературу Бог знает откуда, практически лишь из факта своего существования, из недр» (Беседа Бродского с Дж.Глэдом). Восстановление культурной преемственности для поколения Бродского подразумевало прежде всего обращение к русской поэзии Серебряного века. Однако и здесь Бродский стоит особняком. По собственному признанию, Пастернака он не «понимал» до 24 лет, до той же поры не читал Мандельштама, почти не знал (до личного знакомства) лирики Ахматовой. Безусловной ценностью обладало для Бродского – с первых самостоятельных шагов в литературе и до конца жизненного пути – творчество М.Цветаевой. Бродский больше отождествляет себя с поэтами начала 19 в. В Стансах городу (1962) соотносит свою судьбу с судьбой Лермонтова. Но и здесь сказывается характерная черта поэта: боязнь быть на какого-то похожим, растворить свою индивидуальность в чужих смыслах. Бродский демонстративно предпочитает лирику Е.Баратынского, К.Батюшкова и П.Вяземского пушкинским традициям. В поэме 1961 Шествие пушкинские мотивы поданы сознательно отчужденно, отстраненно, и помещенные автором в чужеродный контекст, они начинают звучать откровенно иронично.

Творческие предпочтения Бродского были обусловлены не только желанием избегать банальности. Аристократичная уравновешенность «просветленной» пушкинской музы была менее близка Бродскому, чем традиция русской философской поэзии. Бродский воспринял медитативную интонацию, склонность к поэтике размышления, драматизм мысли. Постепенно он уходит далее в прошлое поэзии, активно впитывая наследие 18 в., – Ломоносова, Державина, Дмитриева. Освоение допушкинских пластов русской словесности позволяет ему увидеть огромные области поэтического языка. Бродский осознал необходимость синтеза преемственности и выявления новых выразительных возможностей русского классического стиха.

С начала 1960-х начинает работать как профессиональный переводчик по договору с рядом издательств. Тогда же знакомится с поэзией английского поэта-метафизика Джона Донна, которому посвятил Большую элегию Джону Донну (1963). Переводы Бродского из Донна часто неточны и не очень удачны. Но оригинальное творчество Бродского стало уникальным опытом приобщения русского слова к доселе чуждому ему опыту барочной европейской поэзии «метафизической школы». Лирика Бродского впитает основные принципы «метафизического» мышления: отказ от культа переживаний лирического «я» в поэзии, «суховатая» мужественная интеллектуальность, драматичная и личная ситуация лирического монолога, часто – с напряженным ощущением собеседника, разговорность тона, использования «непоэтической» лексики (просторечья, вульгаризмов, научных, технических понятий), построение текста как череды доказательств в пользу какого-то утверждения. Наследует Бродский у Донна и других поэтов-метафизиков и «визитную карточку» школы – т.н. «кончетти» (от итал. – «понятие») – особый вид метафоры, сближающий далекие друг от друга понятия и образы, у которых между собой, на первый взгляд, нет ничего общего. И поэты английского барокко в 17 в., и Бродский в 20 в. использовали такие метафоры, чтобы восстановить разрушенные связи в мире, который кажется им трагически распавшимся. Такие метафоры – в основе большинства произведений Бродского. Метафизические полеты и метафорические изыски у Бродского соседствовали с боязнью высоких слов, ощущением нередкого в них безвкусия. Отсюда его стремление уравновешивать поэтическое прозаическим, «занижать» высокие образы, или, как выражался сам поэт – «нацеленность на „нисходящую метафору"». Показательно, как описывает Бродский свои первые религиозные переживания, связанные с чтением Библии: «в возрасте лет 24-х или 23-х, уже не помню точно, я впервые прочитал Ветхий и Новый Завет. И это на меня произвело, может быть, самое сильное впечатление в жизни. Т.е. метафизические горизонты иудаизма и христианства произвели довольно сильное впечатление. Библию трудно было достать в те годы – я сначала прочитал Бхагавад-гиту, Махабхарату, и уже после мне попалась в руки Библия. Разумеется, я понял, что метафизические горизонты, предлагаемые христианством, менее значительны, чем те, которые предлагаются индуизмом. Но я совершил свой выбор в сторону идеалов христианства, если угодно... Я бы, надо сказать, почаще употреблял выражение иудео-христианство, потому что одно немыслимо без другого. И, в общем-то, это примерно та сфера или те параметры, которыми определяется моя, если не обязательно интеллектуальная, то, по крайней мере, какая-то душевная деятельность».

Отныне почти каждый год поэт создавал в канун либо в самый день праздника стихи о Рождестве. Его «Рождественские стихи» сложились в некий цикл, работа над которым шла более четверти века.

В начале 1960-х круг общения Бродского очень широк, но ближе всего он сходится с такими же юными поэтами, студентами Технологического института Е.Рейном, А.Найманом и Д.Бобышевым. Рейн познакомил Бродского с Анной Ахматовой, которого она одарила дружбой и предсказала ему блестящее поэтическое будущее. Она навсегда осталась для Бродского нравственным эталоном (ей посвящены стихотворения 1960-х Утренняя почта для А.А.Ахматовой из г.Сестрорецка, Закричат и захлопочут петухи..., Сретенье, 1972, На столетие Анны Ахматовой, 1989 и эссе Муза плача, 1982).

Уже к 1963 его творчество становится более известным, стихи Бродского начинают активно ходить в рукописях. Несмотря на отсутствие весомых публикаций, у Бродского была скандальная для того времени и известность поэта «самиздата».

29 ноября 1963 в газете «Вечерний Ленинград» за подписью А.Ионина, Я.Лернера, М.Медведева был опубликовано письмо против Бродского Окололитературный трутень. В 1964 он был арестован.

После первого закрытого судебного разбирательства поэт был помещен в судебную психбольницу, где пробыл три недели, но был признан психически здоровым и трудоспособным. Второй, открытый, суд по делу Бродского, обвиненному в тунеядстве состоялся 13 марта 1964. Решение суда – высылка на 5 лет с обязательным привлечением к физическому труду.

Ссылку он отбывал в деревне Норинской Архангельской области. Свободного времени здесь было достаточно, и оно целиком заполняется творчеством. Здесь он создал наиболее значительные произведения доэмигрантского периода: Одной поэтессе, Два часа в резервуаре, Новые стансы к Августе, Северная почта, Письмо в бутылке и др. Бродский был досрочно освобожден. Вместо пяти, он провел в ссылке полтора года и затем получил разрешение вернуться в Ленинград. «Какую биографию делают нашему рыжему!» – воскликнула А.Ахматова в разгар кампании против Бродского, предчувствуя, какую услугу окажут ему его гонители, наделив его мученическим ореолом. В 1965, на волне возмущений гонениями на поэта, в Нью-Йорке вышла первая книга Бродского – Стихотворения и поэмы.

В его творчестве этих лет экспериментаторство на основе классической традиции дает все более интересные результаты. Так, в 1966 опыты с силлабическим стихом 18 в. облеклись в плотные по манере письма Подражание сатирам, сочиненным Кантемиром. Классическую для русской поэзии силлабо-тоническую систему стихосложения Бродский трансформирует с двух сторон: не только через обращение к былому опыту двухсотлетней давности, но и посредством ультрасовременных по технике упражнений на стыке белого стиха и ритмической прозы – к примеру, Остановка в пустыне (1966), давшая позднее название поэтическому сборнику, вышедшему в 1972 в США.

Основным жанром в творчестве Бродского становится легко узнаваемая длинная элегия, своего рода полупоэма – афористичная, меланхоличная, иронически рефлексивная, с ломким синтаксисом, устремленным к обновлению устойчивого языка. Обновлять язык, подобно поэтам-футуристам, Бродский может и через эксперименты со строфикой и «наборной графикой» (т.е. обыгрывать «внешний вид» напечатанного текста и вызванные им ассоциации). Так, в стихотворении 1967 Фонтан благодаря особой строфике и распределению слов по пространству страницы напечатанный текст напоминает очертаниями многоярусный парковый фонтан.

В доэмигрантский период творчества Бродского трагическая ирония неизменно оттеняется щедрым восприятием мира и эмоциональной открытостью. В дальнейшем пропорции между этими началами будут существенно меняться. Эмоциональная открытость уйдет, ее место займет готовность стоически принять трагичность бытия.

В 1972 Бродский покидает СССР. Он уезжает по израильской визе, но оседает в США, где до конца своих дней преподает русскую литературу в различных университетах. Отныне Бродский, по собственному выражению, обречен на «фиктивную ситуацию» – поэтическое существование в иноязычной среде, где узкий круг русскоязычных читателей уравновешен международным признанием.

Покидая Родину, Бродский пишет письмо генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И.Брежневу: «Уважаемый Леонид Ильич, покидая Россию не по собственной воле, о чем Вам, может быть, известно, я решаюсь обратиться к Вам с просьбой, право на которую мне дает твердое сознание того, что все, что сделано мною за 15 лет литературной работы, служит и еще послужит только к славе русской культуры, ничему другому. Я хочу просить Вас дать возможность сохранить мое существование, мое присутствие в литературном процессе. Хотя бы в качестве переводчика – в том качестве, в котором я до сих пор и выступал». Однако его просьба осталась без ответа.

Даже родителям Бродского не разрешили выехать к сыну по просьбе медиков (Бродский, как сердечник, нуждался в особом уходе). Не разрешили ему самому приехать в Ленинград на похороны матери (1983) и отца (1985). Это в значительной степени сказалось на его позднем нежелании посещать родной город в 1990-х.

В США Бродский начал писать на английском. Англоязычное творчество его выразилось, в первую очередь, в жанре эссе (сборники Less than one (Меньше единицы), 1986, On grief and reason (О печали и разуме), 1995). В основном, эссеистика Бродского складывалась из статей, написанных по заказу в качестве предисловий к изданиям сочинений русских и западных классиков (А.Ахматова, М.Цветаева, У.Оден, К.Кавафис и т.д.). По своей инициативе, как он признавался, он написал только 2 или 3 статьи. В 1980 Бродский получил гражданство США.

«Биография поэта – в покрое его языка». Этот постулат Бродского определяет эволюцию его лирики. К середине 1970-х лирика Бродского обогащается сложными синтаксическими конструкциями, постоянными т.н. «анжамбеманами» (т.е. переносом мысли, продолжением фразы в следующую строку или строфу, несовпадением границ предложения и строки). Современники свидетельствовали о неизменном желании поэта читать свои стихи вслух, даже когда обстановка к тому не располагала. Простых предложений у поэта почти нет. Бесконечные сложные предложения подразумевают бесконечное развитие мысли, ее испытание на истинность. Бродский-поэт ничего не принимает на веру. Каждое высказывание уточняет и «судит» себя. Отсюда неисчислимые «но», «хотя», «поэтому», «не столько... сколько» в его поэтическом языке.

Опыт «зрелого» Бродского – это опыт глубинного переживания трагедии существования. Бродский часто нарушает грамматику, прибегает к сдвинутой, неправильной речи, передавая трагизм не только в предмете изображения, но прежде всего в языке. Покинутое Отечество постепенно возводится в поэтическом сознании Бродского в грандиозный сюрреалистический образ империи. Этот образ шире реального Советского Союза. Он становится глобальным символом заката мировой культуры. Отдавая ясный отчет в бессмысленности жизни (Мексиканский романсеро, 1976), лирический герой Бродского, подобно древним стоикам, пытается найти опору в равнодушных к человеку высших началах мироздания. Таким высшим началом, в общем-то замещающим собой Бога, выступает в поэзии Бродского Время. «Все мои стихи, более-менее, об одной и той же вещи: о Времени», – сказано поэтом в одном из интервью. Но в то же время в его поэтическом мироздании есть еще одна универсальная категория, которая в состоянии обуздать Время, победить его. Это Язык, Слово (Пятая годовщина, 1978). Процесс поэтического творчества становится единственной возможностью преодоления Времени, а значит – смерти, формой победы над смертью. Строки продлевают жизнь: ...не знаю я, в какую землю лягу. / Скрипи, скрипи перо! Переводи бумагу (Пятая годовщина, 1977). Для Бродского «поэт – инструмент языка». Не поэт пользуется языком, а язык выражает себя через поэта, которому остается лишь верно настроить свой слух. Но в то же время этот инструмент спасителен, и до конца свободен.

Оставаясь один на один с Языком и Временем, лирический герой Бродского теряет всякие эмоциональные связи с миром вещей, как бы покидает тело и поднимается на почти безвоздушную высоту (Осенний крик ястреба, 1975). Отсюда, впрочем, он продолжает с четкостью и равнодушием различать детали оставленного внизу мира. Многословие Бродского, его немыслимые длинноты обусловлены стремлением обуздать Языком Время.

В 1978 Бродский становится почетным членом Американской Академии искусств, из которой он, однако, вышел в знак протеста против избрания почетным членом в Академию Евгения Евтушенко.

В декабре 1987 он становится писателем-лауреатом Нобелевской премии по литературе – «за всеохватное авторство, исполненное ясности мысли и поэтической глубины», как было сказано в официальном постановлении Нобелевского комитета.

Нобелевская премия принесла материальную независимость и новые хлопоты. Бродский много времени посвящает устройству в Америке многочисленных иммигрантов из России. С мая 1991 по май 1992 Бродский получает звание Поэта-Лауреата Библиотеки Конгресса США.

С конца 1980-х творчество Бродского постепенно возвращается на Родину, однако сам он неизменно отклоняет предложения даже на время приехать в Россию. В то же время в эмиграции он активно поддерживает и пропагандирует русскую культуру. В 1995 Бродскому присвоено звание почетного гражданина Санкт-Петербурга. Иосиф Бродский умер в Нью-Йорке от инфаркта в 1996, во сне, в ночь на 28 января. Ему было 55 лет. Похоронен в протестантской части кладбища на острове Сан-Микеле в Венеции.

«Какую биографию, однако, делают нашему рыжему!» - невесело пошутила Анна Ахматова в разгар судебного процесса над Иосифом Бродским. Кроме громкого суда противоречивая судьба уготовила поэту ссылку на Север и Нобелевскую премию , неполные восемь классов образования и карьеру университетского профессора, 24 года вне родной языковой среды и открытие новых возможностей русского языка.

Ленинградская юность

Иосиф Бродский родился в Ленинграде в 1940 году. Спустя 42 года в интервью голландскому журналисту он так вспоминал о родном городе: «Ленинград формирует твою жизнь, твое сознание в той степени, в какой визуальные аспекты жизни могут иметь на нас влияние Это огромный культурный конгломерат, но без безвкусицы, без мешанины. Удивительное чувство пропорции, классические фасады дышат покоем. И все это влияет на тебя, заставляет и тебя стремиться к порядку в жизни, хотя ты и сознаешь, что обречен. Такое благородное отношение к хаосу, выливающееся либо в стоицизм, либо в снобизм» .

В первый год войны после блокадной зимы 1941–1942 годов мать Иосифа Мария Вольперт вывезла его в эвакуацию в Череповец, где они жили до 1944 года. Вольперт служила переводчиком в лагере для военнопленных, а отец Бродского, морской офицер и фотокорреспондент Александр Бродский, участвовал в обороне Малой земли и прорыве блокады Ленинграда. К семье он вернулся лишь в 1948 году и продолжил службу начальником фотолаборатории Центрального Военно-морского музея . Иосиф Бродский всю жизнь вспоминал прогулки по музею в детстве: «Вообще у меня по отношению к морскому флоту довольно замечательные чувства. Уж не знаю, откуда они взялись, но тут и детство, и отец, и родной город… Как вспомню Военно-морской музей, Андреевский флаг - голубой крест на белом полотнище… Лучшего флага на свете вообще нет!»

Иосиф часто менял школы; не увенчалась успехом и его попытка поступить после седьмого класса в морское училище. В 1955 году он ушел из восьмого класса и устроился на завод «Арсенал» фрезеровщиком. Затем работал помощником прозектора в морге, кочегаром, фотографом. Наконец, он присоединился к группе геологов и несколько лет участвовал в экспедициях, в ходе одной из которых открыл небольшое месторождение урана на Дальнем Востоке. В это же время будущий поэт активно занимался самообразованием, увлекся литературой. Сильнейшее впечатление на него произвели стихи Евгения Баратынского и Бориса Слуцкого.

Иосиф Бродский. Фотография: yeltsin.ru

Иосиф Бродский с котом. Фотография: interesno.cc

Иосиф Бродский. Фотография: dayonline.ru

В Ленинграде о Бродском заговорили в начале 1960-х годов, когда он выступил на поэтическом турнире в ДК имени Горького. Поэт Николай Рубцов рассказывал об этом выступлении в письме:

«Конечно же, были поэты и с декадентским душком. Например, Бродский. Взявшись за ножку микрофона обеими руками и поднеся его вплотную к самому рту, он громко и картаво, покачивая головой в такт ритму стихов, читал:
У каждого свой хрлам!
У каждого свой грлоб!
Шуму было! Одни кричат:
- При чем тут поэзия?!
- Долой его!
Другие вопят:
- Бродский, еще!»

Тогда же Бродский начал общаться с поэтом Евгением Рейном. В 1961 году Рейн представил Иосифа Анне Ахматовой. Хотя в стихах Бродского обычно замечают влияние Марины Цветаевой , с творчеством которой он впервые познакомился в начале 1960-х, именно Ахматова стала его очным критиком и учителем. Поэт Лев Лосев писал: «Фраза Ахматовой «Вы сами не понимаете, что вы написали!» после чтения «Большой элегии Джону Донну» вошла в персональный миф Бродского как момент инициации» .

Суд и мировая слава

В 1963 году после выступления на пленуме ЦК КПСС первого секретаря ЦК Никиты Хрущева среди молодежи начали искоренять «лежебок, нравственных калек и нытиков» , пишущих на «птичьем жаргоне бездельников и недоучек» . Мишенью стал и Иосиф Бродский, которого к этому времени дважды задерживали правоохранительные органы: в первый раз за публикацию в рукописном журнале «Синтаксис», во второй - по доносу знакомого. Сам он не любил вспоминать о тех событиях, потому что считал: биография поэта - лишь «в его гласных и шипящих, в его метрах, рифмах и метафорах» .

Иосиф Бродский. Фотография: bessmertnybarak.ru

Иосиф Бродский на вручении Нобелевской премии. Фотография: russalon.su

Иосиф Бродский со своим котом. Фотография: binokl.cc

В газете «Вечерний Ленинград» от 29 ноября 1963 года появилась статья «Окололитературный трутень», авторы которой клеймили Бродского, цитируя не его стихи и жонглируя выдуманными фактами о нем. 13 февраля 1964 года Бродского снова арестовали. Его обвинили в тунеядстве, хотя к этому времени его стихи регулярно печатались в детских журналах, издательства заказывали ему переводы. О подробностях процесса весь мир узнал благодаря московской журналистке Фриде Вигдоровой, которая присутствовала в зале суда. Записи Вигдоровой были переправлены на Запад и попали в прессу.

Судья: Чем вы занимаетесь?
Бродский: Пишу стихи. Перевожу. Я полагаю…
Судья: Никаких «я полагаю». Стойте как следует! Не прислоняйтесь к стенам! <...> У вас есть постоянная работа?
Бродский: Я думал, что это постоянная работа.
Судья: Отвечайте точно!
Бродский: Я писал стихи! Я думал, что они будут напечатаны. Я полагаю…
Судья: Нас не интересует «я полагаю». Отвечайте, почему вы не работали?
Бродский: Я работал. Я писал стихи.
Судья: Нас это не интересует...

Свидетелями защиты выступили поэт Наталья Грудинина и видные ленинградские профессора-филологи и переводчики Ефим Эткинд и Владимир Адмони. Они пытались убедить суд, что литературный труд нельзя приравнять к тунеядству, а опубликованные Бродским переводы выполнены на высоком профессиональном уровне. Свидетели обвинения не были знакомы с Бродским и его творчеством: среди них оказались завхоз, военный, рабочий-трубоукладчик, пенсионер и преподавательница марксизма-ленинизма. Представитель Союза писателей также выступил на стороне обвинения. Приговор был вынесен суровый: высылка из Ленинграда на пять лет с обязательным привлечением к труду.

Бродский поселился в деревне Норенской Архангельской области. Работал в совхозе, а в свободное время много читал, увлекся английской поэзией и стал учить английский язык. О досрочном возвращении поэта из ссылки хлопотали Фрида Вигдорова и писательница Лидия Чуковская. Письмо в его защиту подписали Дмитрий Шостакович , Самуил Маршак , Корней Чуковский, Константин Паустовский , Александр Твардовский, Юрий Герман и многие другие. За Бродского вступился и «друг Советского Союза» французский философ Жан-Поль Сартр. В сентябре 1965 года Иосиф Бродский был официально освобожден.

Русский поэт и американский гражданин

В том же году в США вышел первый сборник стихов Бродского, подготовленный без ведома автора на основе переправленных на Запад материалов самиздата. Следующая книга, «Остановка в пустыне», вышла в Нью-Йорке в 1970 году - она считается первым авторизованным изданием Бродского. После ссылки поэта зачислили в некую «профессиональную группу» при Союзе писателей, что позволило избежать дальнейших подозрений в тунеядстве. Но на родине печатали только его детские стихи, иногда давали заказы на переводы поэзии или литературную обработку дубляжа к фильмам. При этом круг иностранных славистов, журналистов и издателей, с которыми Бродский общался лично и по переписке, становился все шире. В мае 1972 года его вызвали в ОВИР и предложили покинуть страну, чтобы избежать новых преследований. Обычно оформление документов на выезд из Советского Союза занимало от полугода до года, но визу для Бродского оформили за 12 дней. 4 июня 1972 года Иосиф Бродский вылетел в Вену. В Ленинграде остались его родители, друзья, бывшая возлюбленная Марианна Басманова, которой посвящена практически вся любовная лирика Бродского, и их сын.

Иосиф Бродский с Марией Соццани. Фотография: russalon.su

Иосиф Бродский с Марией Соццани. Фотография: feel-feed.ru

Иосиф Бродский с Марией Соццани и годовалой дочерью Анной. 1994. Фотография: biography.wikireading.ru

В Вене поэта встретил американский издатель Карл Проффер. По его протекции Бродскому предложили место в Мичиганском университете. Должность называлась poet-in-residence (буквально: «поэт в присутствии») и предполагала общение со студентами в качестве приглашенного литератора. В 1977 году Бродский получил американское гражданство. При его жизни было издано пять поэтических сборников, содержавших переводы с русского на английский и стихи, написанные им по-английски. Но на Западе Бродский прославился прежде всего как автор многочисленных эссе. Сам себя он определял как «русского поэта, англоязычного эссеиста и, конечно, американского гражданина» . Образцом его зрелого русскоязычного творчества стали стихотворения, вошедшие в сборники «Часть речи» (1977) и «Урания» (1987). В беседе с исследователем творчества Бродского Валентиной Полухиной поэтесса Белла Ахмадулина так объясняла феномен русскоговорящего автора в эмиграции.

В 1987 году Иосифу Бродскому была присуждена Нобелевская премия по литературе с формулировкой «За всеобъемлющую литературную деятельность, отличающуюся ясностью мысли и поэтической интенсивностью». В 1991 году Бродский занял пост поэта-лауреата США - консультанта Библиотеки Конгресса и запустил программу «Американская поэзия и грамотность» по распространению среди населения дешевых томиков стихов. В 1990 году поэт женился на итальянке с русскими корнями Марии Соццани, но их счастливому союзу было отпущено всего пять с половиной лет.

В январе 1996 года Иосифа Бродского не стало. Его похоронили в одном из любимых городов - Венеции, на старинном кладбище на острове Сан-Микеле.

Иосиф Бродский родился 24 мая 1940 года в Ленинграде. Отец, капитан ВМФ СССР Александр Иванович Бродский (1903-1984), был военным фотокорреспондентом, после войны поступил на работу в фотолабораторию Военно-Морского музея. В 1950 году демобилизован, после этого работал фотографом и журналистом в нескольких ленинградских газетах. Мать, Мария Моисеевна Вольперт (1905-1983), работала бухгалтером. Родная сестра матери - актриса БДТ и Театра им. В.Ф. Комиссаржевской Дора Моисеевна Вольперт.

Раннее детство Иосифа пришлось на годы войны, блокады, послевоенной бедности и прошло без отца. В 1942 после блокадной зимы Мария Моисеевна с Иосифом уехала в эвакуацию в Череповец, вернулись в Ленинград в 1944 . В 1947 Иосиф пошёл в школу № 203 на Кирочной улице, 8. В 1950 перешёл в школу № 196 на Моховой улице, в 1953 пошёл в 7-й класс в школу № 181 в Соляном переулке и остался в последующем году на второй год. В 1954 подал заявление во Второе Балтийское училище (морское училище), но не был принят. Перешёл в школу № 276 на Обводном канале дом № 154, где продолжил учёбу в 7-м классе.

В 1955 семья получает «полторы комнаты» в Доме Мурузи.

В 1955 , в неполные шестнадцать лет, закончив семь классов и начав восьмой, Бродский бросил школу и поступил учеником фрезеровщика на завод «Арсенал». Это решение было связано как с проблемами в школе, так и с желанием Бродского финансово поддержать семью. Безуспешно пытался поступить в школу подводников. В 16 лет загорелся идеей стать врачом, месяц работал помощником прозектора в морге при областной больнице, анатомировал трупы, но в конце концов отказался от медицинской карьеры. Кроме того, в течение пяти лет после ухода из школы Бродский работал истопником в котельной, матросом на маяке.

С 1957 был рабочим в геологических экспедициях НИИГА: в 1957 и 1958 - на Белом море, в 1959 и 1961 - в Восточной Сибири и в Северной Якутии, на Анабарском щите. Летом 1961 в якутском посёлке Нелькан в период вынужденного безделья (не было оленей для дальнейшего похода) у него произошёл нервный срыв, и ему разрешили вернуться в Ленинград.

В то же время он очень много, но хаотично читал - в первую очередь поэзию, философскую и религиозную литературу, начал изучать английский и польский языки.

В 1959 знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым.

14 февраля 1960 состоялось первое крупное публичное выступление на «турнире поэтов» в ленинградском Дворце культуры имени Горького с участием А.С. Кушнера, Г.Я. Горбовского, В.А. Сосноры. Чтение стихотворения «Еврейское кладбище» вызвало скандал.

Во время поездки в Самарканд в декабре 1960 года Бродский и его друг, бывший лётчик Олег Шахматов, рассматривали план захвата самолёта, чтобы улететь за границу. Но на это они не решились. Позднее Шахматов был арестован за незаконное хранение оружия и сообщил в КГБ об этом плане, а также о другом своём друге, Александре Уманском, и его «антисоветской» рукописи, которую Шахматов и Бродский пытались передать случайно встреченному американцу. 29 января 1961 Бродский был задержан КГБ, но через двое суток был освобождён.

В августе 1961 в Комарове Евгений Рейн знакомит Бродского с Анной Ахматовой. В 1962 во время поездки в Псков он знакомится с Н.Я. Мандельштам, а в 1963 у Ахматовой - с Лидией Чуковской. После смерти Ахматовой в 1966 с лёгкой руки Д. Бобышева четверо молодых поэтов, в их числе и Бродский, в мемуарной литературе нередко упоминались как «ахматовские сироты».

В 1962 году двадцатидвухлетний Бродский встретил молодую художницу Марину (Марианну) Басманову, дочь художника П.И. Басманова. С этого времени Марианне Басмановой, скрытой под инициалами «М. Б.», посвящались многие произведения поэта. Последнее стихотворение с посвящением «М. Б.» датировано 1989 .

8 октября 1967 у Марианны Басмановой и Иосифа Бродского родился сын, Андрей Осипович Басманов. В 1972-1995 М.П. Басманова и И.А. Бродский состояли в переписке.

По собственным словам, Бродский начал писать стихи в восемнадцать лет, однако существует несколько стихотворений, датированных 1956-1957 годами . Одним из решающих толчков стало знакомство с поэзией Бориса Слуцкого. «Пилигримы», «Памятник Пушкину», «Рождественский романс» - наиболее известные из ранних стихов Бродского. Для многих из них характерна ярко выраженная музыкальность. Цветаева и Баратынский, а несколькими годами позже - Мандельштам, оказали, по словам самого Бродского, определяющее влияние на него. Из современников на него повлияли Евгений Рейн, Владимир Уфлянд, Станислав Красовицкий.

8 января 1964 года «Вечерний Ленинград» опубликовал подборку писем читателей с требованиями наказать «тунеядца Бродского». 13 января 1964 Бродского арестовали по обвинению в тунеядстве. 14 февраля у него случился в камере первый сердечный приступ. С этого времени Бродский постоянно страдал стенокардией, которая всегда напоминала ему о возможной близкой смерти (что вместе с тем не мешало ему оставаться заядлым курильщиком.

18 февраля 1964 суд постановил направить Бродского на принудительную судебно-психиатрическую экспертизу. На «Пряжке» (психиатрическая больница № 2 в Ленинграде) Бродский провёл три недели. Заключение экспертизы гласило: «В наличии психопатические черты характера, но трудоспособен. Поэтому могут быть применены меры административного порядка». После этого состоялось второе заседание суда.

Два заседания суда над Бродским (судья Дзержинского суда Савельева Е. А.) были законспектированы Фридой Вигдоровой и получили широкое распространение в самиздате.

13 марта 1964 на втором заседании суда Бродский был приговорён к максимально возможному по Указу о «тунеядстве» наказанию - пяти годам принудительного труда в отдалённой местности. Он был сослан (этапирован под конвоем вместе с уголовными заключёнными) в Коношский район Архангельской области и поселился в деревне Норинская. В интервью Волкову Бродский назвал это время самым счастливым в своей жизни. В ссылке Бродский изучал английскую поэзию, в том числе творчество Уистена Одена.

При активном участии Ахматовой велась общественная кампания в защиту Бродского. Центральными фигурами в ней были Фрида Вигдорова и Лидия Чуковская. По прошествии полутора лет, в сентябре 1965 года под давлением советской и мировой общественности (в частности, после обращения к советскому правительству Жан-Поля Сартра и ряда других зарубежных писателей) срок ссылки был сокращён до фактически отбытого, и Бродский вернулся в Ленинград.

В конце 1965 Бродский сдал в Ленинградское отделение издательства «Советский писатель» рукопись своей книги «Зимняя почта (стихи 1962-1965)». Год спустя, после многомесячных мытарств и несмотря на многочисленные положительные внутренние рецензии, рукопись была возвращена издательством. «Судьба книги решалась не в издательстве. В какой-то момент обком и КГБ решили в принципе перечеркнуть эту идею».

В 1966-1967 в советской печати появилось 4 стихотворения поэта (не считая публикаций в детских журналах), после этого наступил период публичной немоты.

Это были годы, наполненные интенсивным поэтическим трудом, результатом которого стали стихи, включённые в дальнейшем в вышедшие в США книги: «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи» и «Новые стансы к Августе». В 1965-1968 шла работа над поэмой «Горбунов и Горчаков».

Внешне жизнь Бродского в эти годы складывалась относительно спокойно, но КГБ не оставлял вниманием своего «старого клиента».

За рубежами СССР стихотворения Бродского продолжают появляться как на русском, так и в переводах, прежде всего на английском, польском и итальянском языках. В 1967 в Англии вышел неавторизированный сборник переводов «Joseph Brodsky. Elegy to John Donne and Other Poems / Tr. by Nicholas Bethell». В 1970 в Нью-Йорке выходит «Остановка в пустыне» - первая книга Бродского, составленная под его контролем. Стихотворения и подготовительные материалы к книге тайно вывозились из России или, как в случае с поэмой «Горбунов и Горчаков», пересылались на Запад дипломатической почтой.

В 1971 Бродский был избран членом Баварской академии изящных искусств.

10 мая 1972 Бродского вызвали в ОВИР и поставили перед выбором: немедленная эмиграция или «горячие денёчки», каковая метафора в устах КГБ могла означать допросы, тюрьмы и психбольницы. К тому времени ему уже дважды - зимой 1964 - приходилось лежать на «обследовании» в психиатрических больницах, что было, по его словам, страшнее тюрьмы и ссылки. Бродский принимает решение об отъезде. 4 июня 1972 лишённый советского гражданства Бродский вылетел из Ленинграда по предписанному еврейской эмиграции маршруту: в Вену.

Через два дня по приезде в Вену Бродский отправляется знакомиться к живущему в Австрии У. Одену. Вместе с Оденом Бродский в конце июня принимает участие в Международном фестивале поэзии (Poetry International) в Лондоне.

В июле 1972 Бродский переезжает в США и принимает пост «приглашённого поэта» (poet-in-residence) в Мичиганском университете в Энн-Арборе, где преподаёт, с перерывами, до 1980 . С этого момента закончивший в СССР неполные 8 классов средней школы Бродский ведёт жизнь университетского преподавателя, занимая на протяжении последующих 24 лет профессорские должности в общей сложности в шести американских и британских университетах, в том числе в Колумбийском и в Нью-Йоркском. Он преподавал историю русской литературы, русскую и мировую поэзию, теорию стиха, выступал с лекциями и чтением стихов на международных литературных фестивалях и форумах, в библиотеках и университетах США, в Канаде, Англии, Ирландии, Франции, Швеции, Италии.

С годами состояние его здоровья неуклонно ухудшалось, и Бродский, чей первый сердечный приступ пришёлся на тюремные дни 1964 года, перенёс 4 инфаркта в 1976, 1985 и 1994 годах .

Родителям И. Бродский посвятил книга «Часть Речи» (1977 ), стихотворения «Мысль о тебе удаляется, как разжалованная прислуга…» (1985 ), «Памяти отца: Австралия» (1989 ), эссе «Полторы комнаты» (1985 ).

В 1977 Бродский принимает американское гражданство, в 1980 окончательно перебирается из Энн-Арбора в Нью-Йорк, в дальнейшем делит своё время между Нью-Йорком и Саут-Хэдли - университетским городком в штате Массачусетс, где с 1982 года и до конца жизни он преподавал по весенним семестрам в консорциуме «пяти колледжей». В 1990 Бродский женился на Марии Соццани, итальянской аристократке, русской по материнской линии. В 1993 у них родилась дочь Анна.

С 1972 Бродский активно обращается к эссеистике, которую не оставляет до конца жизни. В США выходит три книги его эссе: «Less Than One» (Меньше единицы) в 1986 , «Watermark» (Набережная неисцелимых) в 1992 и «On Grief and Reason» (О скорби и разуме) в 1995 . Большая часть эссе, вошедших в эти сборники, была написана на английском. Американским Национальным советом литературных критиков сборник «Less Than One» был признан лучшей литературно-критической книгой США за 1986 год. К этому времени Бродский был обладателем полудюжины званий члена литературных академий и почётного доктора различных университетов, являлся лауреатом стипендии Мак-Артура 1981 года.

Следующая большая книга стихов - «Урания» - вышла в свет в 1987 . В этом же году Бродский стал Лауреатом Нобелевской премии по литературе, которая была присуждена ему «за всеобъемлющее творчество, проникнутое ясностью мысли и поэтической интенсивностью» («for an all-embracing authorship, imbued with clarity of thought and poetic intensity»).

В 1990-е годы выходят четыре книги новых стихов Бродского: «Примечания папоротника», «Каппадокия», «В окрестностях Атлантиды» и изданный в Ардисе уже после смерти поэта и ставший итоговым сборник «Пейзаж с наводнением».

Библиотека Конгресса избирает Бродского Поэтом-лауреатом США на 1991-1992 годы . В этом почётном, но традиционно номинальном качестве он развил активную деятельность по пропаганде поэзии. Его идеи привели к созданию American Poetry and Literacy Project (Американский проект: «Поэзия и Грамотность»), в ходе которого с 1993 более миллиона бесплатных поэтических сборников были розданы в школах, отелях, супермаркетах, на вокзалах и проч.

Перестройка в СССР и совпавшее с ней присуждение Бродскому Нобелевской премии прорвали плотину молчания на родине, и в скором времени публикации стихов и эссе Бродского хлынули потоком. Первая (помимо нескольких стихотворений, просочившихся в печать в 1960-х) подборка стихотворений Бродского появилась в декабрьской книжке «Нового мира» за 1987 . До этого момента творчество поэта было известно на его родине весьма ограниченному кругу читателей благодаря спискам стихов, распространявшихся в самиздате. В 1989 году Бродский был реабилитирован по процессу 1964 года.

В 1992 в России начинает выходить 4-томное собрание сочинений.

В 1995 Бродскому присвоено звание почётного гражданина Санкт-Петербурга.

Последовали приглашения вернуться на родину. Бродский откладывал приезд: его смущала публичность такого события, чествования, внимание прессы, которыми бы неизбежно сопровождался его визит. Не позволяло и здоровье. Одним из последних аргументов было: «Лучшая часть меня уже там - мои стихи».

Субботним вечером 27 января 1996 года в Нью-Йорке Бродский готовился ехать в Саут-Хэдли и собрал в портфель рукописи и книги, чтобы на следующий день взять с собой. В понедельник начинался весенний семестр. Пожелав жене спокойной ночи, Бродский сказал, что ему нужно ещё поработать, и поднялся к себе в кабинет. Утром, на полу в кабинете его и обнаружила жена. Бродский был полностью одет. На письменном столе рядом с очками лежала раскрытая книга - двуязычное издание греческих эпиграмм. Сердце, по мнению медиков, остановилось внезапно - инфаркт, поэт умер в ночь на 28 января 1996 года

Ключевые слова: Иосиф Бродский, биография Иосифа Бродского, скачать подробную биографию, скачать бесплатно, русская литература 20 в., русские писатели 20 в., жизнь и творчество Иосифа Бродского, писатели-эмигранты