Алексей Михайлович Жемчужников в фотографиях и воспоминаниях М.А. Боратынского - история в фотографиях

Мало кому известно имя русского поэта и сатирика Алексея Михайловича Жемчужникова, зато у многих на слуху произведения Козьмы Пруткова , фразы из которых, например, «Никто не обнимет необъятного» или «Если хочешь быть счастливым, будь им» стали крылатыми. А.М. Жемчужников был одним из его мистификаторов, наряду со своим родным братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Константиновичем Толстым. А поэтическое творчество Алексея Михайловича неразрывно от , ведь тогда оно достигло наибольшего успеха.

Поэт родился в 1821 году в знатной и влиятельной дворянской семье в местечке Почеп в Черниговской губернии. Его отец был вначале военным, потом чиновником, дослужился даже до тайного советника и гражданского губернатора. Племянник матери А.М. Жемчужникова - известный впоследствии писатель А.К. Толстой. Мальчик посещал вначале Первую Санкт-Петербургскую гимназию, потом Училище правоведения, где вместо военной муштры было развитие творчества и художественного вкуса.

Завершив обучение, А.М. Жемчужников поступил на службу, однако он прослужил помощником статс-секретаря государственного совета немного, до 37 лет. На этот период приходится начало его литературного опыта в сотрудничестве со своими родственниками под псевдонимом Козьма Прутков. Затем он и сам начинает печатать свои стихотворения. Однако присущая справедливость, и главным образом, самокритичность не позволяла А.М. Жемчужникову ставить свои произведения и публикации в один ряд с Некрасовым и Фетом.

В это время поэт переезжал то в , то в Москву. Он женился, и в браке у них родились трое детей, но, к сожалению, сын в детском возрасте умирает. После переезда за границу умерла от болезни и его жена. Однако именно в 80-е годы после возвращения А.М. Жемчужникова в Россию наступает успешный, блистательный период его творчества. Он активно пишет и печатается в литературных журналах, сближается со многими известными писателями, принимает активное участие в социальной жизни страны. Может быть, поэтому его произведения пронизаны такими актуальными и на сей день проблемами, как недовольство социальной ложью, осмеяние бюрократизма, лжепатриотизма, нигилизма. В его сатире чувствуется воспитанная с юношеских лет высокая нравственность, истинные переживания за судьбу своей Родины. Однако А.М. Жемчужников писал и о русской природе, как о высшей мере, пред которой надо смириться, потому что человек и общество по сравнению с ней несовершенны и бездуховны.

Такой мудрый подход к пониманию человеческой жизни наиболее характерен для последнего периода творчества поэта на . Здесь он прожил с 1890 года. Сам А.М. Жемчужников отмечал, что именно в тамбовском крае он писал наиболее активно и плодотворно. Здесь опубликовали его стихи в сборниках «Песни старости» и «Прощальные песни», здесь он выбрал из ряда своих творений самые знаменательные и напечатал их в своем первом отдельном издании сочинений, состоявшем из двух томов, которые еще при жизни автора несколько раз переиздавались. А.М. Жемчужников принимал активное участие и в социально-общественной жизни города

Биография

Жемчужников, Алексей Михайлович - лиpичecкий поэт, сатирик и юморист; род. в 1821 г.; окончил курс в училище правоведения, служил в сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку и жил в Калуге, Москве и за границей; последние годы живет в деревне.

Преобладающий элемент в поэзии Ж. - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Ж. представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Ж. В одной из них, описавши оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

«О, торжествующий меж нами

Покрыт и срамом и грехами

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов».

В другом стихотворении (памятник Пушкину) Ж. так обращается к лжепатриотам:

«Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна

Любовь, которая все лучшее в нем губит -

И хочется сказать, что в наши времена

Тот честный человек, кто родину не любит».

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к ее действительным врагам.

«О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна

Она так скромно-хороша!

Но нам, сынам твоим, известно

Как на твоем просторе тесно

И в узах мучится душа…"

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

«И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет

Они - «повапленные» гробы…

Лишь настоящее прошло бы

А там - им будущего нет».

Несмотря на преобладание у Ж. патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Ж. отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. Вообще лирические стихотворения Ж., хотя, к сожалению, немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

Вместе с графом А. К. Толстым и своим братом Владимиром Михайловичем, Ж. был «непременным членом» при создании Козьмы Пруткова (см.) и недавно выпустил третье издание его «Сочинений». Собственные стихотворения А. М. Ж., печатавшиеся в разных журналах, изданы отдельно в 1892 г., с портретом и автобиографическим очерком.

Алексей Михайлович Жемчужников родился в 1821 г. в дворянской семье. Получил юридическое образование, окончив училище правоведения.

Работал в сенате и был участником в сенатских ревизиях Калужской и Орловской губерний, а также Таганрогского градоначальства. Дальше устроился помощником у статс-секретаря Государственного совета. Сделав хорошую карьеру, в 1858 г. Жемчужников выходит в отставку. Он переселяется в Калугу, время от времени живёт в Москве или за границей. В 1859 г. женится на Елизавете Дьяковой. Старость проводит в деревне.

Основной темой его поэзии стало глубоко прочувствованное, искреннее и метко выраженное недовольство общественным устройством и ложью. Он был редким примером истинного патриота, глубоко чувствовавшего все зло и неблагополучие своей родины, ненавидевшего её врагов и мечтающего о лучшем будущем. А также осуждал грубое национальное самомнение и шовинизм, которые называл лжепатриотизмом. Все эти чувства отображались в беспощадных сатирах автора.

Кроме патриотической сатиры в стихах Жемчужникова много чистого лиризма, в частности красоты природы, момента первой встречи и боли последней разлуки. Любовь в творчестве поэта изображена очень чистой и непорочной, абсолютно без эротизма.

Стихотворения Алексея Жемчужников с 1850 г. печатались в нескольких журналах, среди которых «Современник» и «Искра». Кроме того, вместе с братьями Владимиром и Александром, а также графом А.Толстым, поэт создал творческий союз с литературным псевдонимом Козьма Прутков.

Первая собственная книга стихов Жемчужникова была выпущена лишь в 1892 г. (в 2 томах, с автобиографическим очерком и портретом автора). В 1983 г. она была награждена пушкинской премией.

В 1900 г. издаётся новый сборник Жемчужникова с названием «Песни старости», посвящённый 50-летию литературной деятельности поэта. Тогда же ему дают звание почётного академика Российской академии наук.

Жемчужников был прекрасным лирическим поэтом, изумительным сатириком и юмористом. Умер Алексей Михайлович в г. Тамбове в 1908 г.

10 февраля 1821 - 25 марта 1908

русский лирический поэт, сатирик и юморист

Биография

Родился в дворянской семье и приходился племянником известному писателю Антонию Погорельскому, двоюродным братом Алексею Толстому . Вырос в родовом имении Павловка под Ельцом, затем учился в Первой Санкт-Петербургской гимназии и в Училище правоведения. Жемчужников служил в Сенате и участвовал в сенатских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря Государственного совета. Его карьера развивалась довольно успешно, однако в 1858 он вышел в отставку, что было жестом отчасти демонстративным. Последующие пять лет Жемчужников жил в Калуге и отчасти в Москве , тесно общаясь со своим соучеником и мужем своей сестры, калужским губернатором Виктором Арцимовичем (видным политиком реформаторского крыла), а также с жившими в Калуге бывшими декабристами, прежде всего с Гавриилом Батеньковым .

В 1863-1884 Жемчужников живёт за границей: в Германии , Швейцарии , Италии , Франции . Вернувшись в Россию, главным образом остается в Тамбове и Тамбовской губернии, в имении своего зятя Михаила Баратынского (родственника поэта Евгения Баратынского).

Творчество

Печатался Жемчужников с 1850 в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Искра». На раннем этапе творчества Жемчужникова наиболее заметной его частью был созданный совместно с братом Владимиром и двоюродным братом Алексеем Толстым литературный псевдоним Козьмы Пруткова.

В 1859-1869 Жемчужников не печатался и почти не писал. Затем постепенно, особенно после возвращения в Россию в 1884, начал возвращаться в литературу. Первая книга стихотворений Жемчужникова была издана лишь в 1892, однако уже как том признанного мастера, с портретом автора и автобиографическим очерком. В 1900, к 50-летию его литературной деятельности, вышел в свет новый сборник Жемчужникова «Песни старости». В том же году он был избран почётным академиком Российской академии наук. Юбилейные торжества были отмечены сердечными приветствиями Льва Толстого , Владимира Соловьёва и других крупнейших деятелей русской культуры.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представлял крайне редкий в то время пример истинного патриота, болезненно чувствующего действительное зло своей родины и желающего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатире Жемчужникова. В одной из них, описав оборванного пьяницу, молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом «греховоднике»:

В другом стихотворении («Памятник Пушкину ») Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна со жгучей ненавистью к её действительным врагам.

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи («Странно! мы почти что незнакомы») и скорбь последней разлуки; любовное чувство проявляется здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева . Вообще, лирические стихотворения Жемчужникова, хотя и немногочисленные, так же оригинальны, как и его сатира, и занимают своё неотъемлемое почетное место в русской поэзии.

В гражданской лирике Жемчужникова, в его сатирических стихотворениях отразился его общественный идеал - просвещенное демократическое общество, уважающее свободу личности, независимость мысли. Ратовал за честного общественного деятеля.


Жемчужников Алексей Михайлович - лирический поэт, сатирик и юморист (1821 - 1908). Окончил курс в училище правоведения; служил в Сенате,участвовал в сенаторских ревизиях Орловской и Калужской губерний и таганрогского градоначальства; позже был помощником статс-секретаря государственного совета. В 1858 г. вышел в отставку.

Преобладающий элемент в поэзии Жемчужникова - искреннее, глубоко прочувствованное и метко выраженное негодование на общественную ложь; Жемчужников представляет крайне редкий в наше время пример истинного патриота, болезненно чувствовавшего действительное зло своей родины и желавшего ей настоящего добра. Ходячая ложь, подменивающая патриотизм грубым национальным самомнением и шовинизмом, беспощадно обличается в сатирах Жемчужникова. В одной из них,описав оборванного пьяницу,молящегося на церковной паперти в первый день Великого поста, поэт вспоминает о другом "греховоднике":

О, торжествующий меж нами,

Покрыт и срамом, и грехами,

Наш современник не таков!

Он, гордо лоб закинув медный,

Пред алтарем отчизны бедной

Священнодействовать готов.

В другом стихотворении ("Памятник Пушкину") Жемчужников так обращается к лжепатриотам:

Вы все, в ком так любовь к отечеству сильна,

Любовь, которая все лучшее в нем губит -

И хочется сказать, что в наши времена,

Тот честный человек, кто родину не любит.

В истинном патриотизме нежная любовь к родине неразлучна с жгучей ненавистью к ее действительным врагам:

О, этот вид, о, эти звуки!

О, край родной, как ты мне мил!

От долговременной разлуки

Какие радости и муки

В моей душе ты пробудил!

Твоя природа так прелестна,

Она так скромно хороша!

Но нам, сынам твоим, известно,

Как на твоем просторе тесно,

И в узах мучится душа...

Обрисовав несколькими меткими чертами виновников этих мук, наших внутренних общественных врагов, поэт заключает:

И отвращения, и злобы

Исполнен к ним я с давних лет;

Они - "повапленные" гробы...

Лишь настоящее прошло бы,

А там - им будущего нет.

Несмотря на преобладание у Жемчужникова патриотической сатиры, в его поэзии много чистого лиризма. Из основных мотивов лирики особенно сильно у него чувство природы. В любви поэзия Жемчужникова отметила только момент первой встречи ("Странно! мы почти что незнакомы") и скорбь последней разлуки; любовное чувство является здесь в прозрачной чистоте, без малейшей эротической примеси, которой не чужды даже любовные мотивы у Тютчева. - Вообще лирические стихотворения Жемчужникова так же оригинальны, как и его сатира, и займут свое неотъемлемое почетное место в русской поэзии. Вл.Соловьев.

Много разнообразных и удивительно глубоких стихотворений внушила Жемчужникову, в последние годы его жизни, мысль о смерти; она ему не страшна, хотя он и любит жизнь. "О, если б был я удостоен, - читаем мы в одном из них, - с грядущей смертью тихой встречи и таял, светел и спокоен, как пред иконой тают свечи!" Вместе с графом А.К. Толстым и своим братом В.М. Жемчужниковым был "непременным членом" при создании Кузьмы Пруткова. В 1900 г. Жемчужников был избран почетным академиком. В 1892 г. Жемчужниковым были выпущены "Стихотворения" (4-е доп. изд., 1910), в 1900 г. -"Песни старости";в 1908 г. вышли "Прощальные песни". - См. автобиографию Жемчужникова при его "Стихотворениях", а также его автобиографическое письмо в "Новое Время" (1900, № 8613); К. Арсеньев "Цветущая старость" ("Вестник Европы", 1892, Х; 1900, III); его же "Поэзия цветущей старости" (там же, 1908, V); Я. Полонский "Стихотворения Жемчужникова" (СПб., 1893); М. Протопопов "Литературно-критические характеристики" (2-е изд., СПб., 1898); его же "Критические статьи" (М., 1902); И. Бунин "Поэт-гуманист" ("Вестник Воспитателей", 1900, III); Н. Котляревский "Памяти Жемчужникова" ("Вестник Европы", 1908, VI); П. Вейнберг "Жемчужников как поэт- гражданин" ("Известия отделения русского языка и словесности Академии Наук", 1908, IV); А.Н. Веселовский "История русской литературы", под редакцией Д. Овсянико-Куликовского; В. Брюсов "Далекие и близкие" (М., 1912). Литература о Жемчужникове указана в "Источниках словаря русского писательства" С. Венгерова, т.II.

Жемчужников Алексей Михайлович родился 10(22).II.1821 г. в местечке Почеп Черниговской губернии в дворянской семье - поэт.

До 14 лет воспитывался в доме отца - участника волны 1812, впоследствии гражданского губернатора в Костроме и Петербурге .

Учился в столичной гимназии, с 1835 по 1841 - в Училище правоведения. Помимо «образования казенного», Алексей Михайлович усердно изучал сочинения русских и зарубежных писателей, редактировал выпускаемый воспитанниками рукописный журнал, писал стихи. После окончания Училища служил в сенате, в канцелярии Государственного совета. В литературном творчестве Жемчужников находил убежище от тягостного однообразия службы, отупляющей канцелярщины, пустоты светских отношении. Увлечение поэзией сблизило его с двоюродным братом - гр. А. К. Толстым. И дружеском кружке Толстых - Жемчужнковых (сочинением стихов, пьес для домашних спектаклей занимались также младшие братья Жемчужникова - Александр и Владимир) возник знаменитый сатирический образ Козьмы Пруткова. Алексей Михайлович укрепился во мнении, что надо «жить вне мундиров и парадов».

В 1858, к немалому удивлению сослуживцев и знакомых, он уходит с крупного сулившего блестящую карьеру поста помощника статс-секретаря Государственного совета. После отставки живет в Калуге, Москве, затем длительное время за границей - в Германии, Швейцарии, Италии и на юге Франции. Интересуется литературой, много читает, поддерживает дружеские отношения с Тургеневым и писателями его круга, сотрудничает в журналах «Современник», «Искра», «Русский вестник» и особенно плодотворно в «Отечественных записках», выходивших под редакцией Некрасова и Салтыкова-Щедрина.

В 1884 возвращается в Россию и полностью отдается литературному труду. В продолжение еще четверти века стихи Жемчужникова А.М. появляются в периодической печати и в отдельных сборниках.

Наибольшую известность приобрели произведения поэта «прутковского» цикла. Поэт удачно избрал истинно комический угол зрения, доводя до абсурда характерные признаки осмеиваемого предмета. В написанной совместно с А. Толстым «Фантазии» до крайности заострены банальные водевильные сюжеты, полнейшая бессодержательность действия (поиски Моськи), откровенная пустая развлекательность персонажей. Таким же способом сатирический эффект достигался и в баснях, высмеивавших нелепое сцепление случайных «действующих» лиц («Кондуктор и тарантул», «Червяк и попадья»), невероятно глупую «мораль». Тонким искусством юмористической стилизации отличаются «антологические», «испанские», «восточные» стихи, обличающие напыщенный романтизм, бездумное барское эстетство в поэзии, альбомную, «мотыльковую» лирику. В Козьме Пруткове соединились свойственный николаевским временам гипноз чина, тупоумие, духовное ничтожество «казенных» людей и легкомыслие, самодовольство, пошлая самоуверенность, словно поощряемая с высоты престола. Глубиной содержания, живостью и остротой откликов на политическую злобу дня отмечены также и некоторые пореформенные сатиры Жемчужникова, очень разнообразные по жанру. Здесь соседствовали эпиграмма и памфлет

«К портрету Михаила Никифоровича Каткова», I860;

«Эпитафии», 1871;

«Парадные песни», 1873).

Пародия и злободневный фельетон

«Пророк и я», 1868;

«Литературы-гасильники», 1870.

Сатирическая поэма и комедия в стихах

«Неосновательная прогулка», 1869;

«В чем вся суть?», 1872;

«Сказка о глупом бесе и мудром патриоте», 1881-83.

Юмористическое послание и монолог высокой гражданской сатиры

«Кентавр», 1870;

«Современному гражданину», 1870;

«Думы оптимиста», 1871;

«Конь Калигулы», 1892;

«Скерцо» на гражданские мотивы», 1895.

Не менее значительную часть творческого наследия Алексея Михайловича составляет философская, пейзажная и любовная лирика. Лейтмотив ее - призыв к созиданию в России «гражданских начал», «гражданской доблести», к решительной борьбе с крепостнической реакцией, тянущей страну назад, к мраку и произволу

«Духа не угашайте», 1888;

«Забытые слова», 1889;

«Новая вариация на старую тему», 1892.

Алексей Михайлович отстаивает жизнеутверждающие, реалистические цели и принципы художественного творчества

«Животная проза и декадентская поэзия», 1896;

«Завещание», 1897.

Поэт умеет передать словом и в слове звуки, краски природы, нарисовать подмеченные зорким и любящим глазом поэтические подробности зимы, весеннего оживления, знойного лета. Его стихи о природе необычайно конкретны, живописны, дышат искренней, горячей любовью к родине («Сельские впечатления и картинки», 1886-91).

В позднейших произведениях поэта воспроизведена редко встречающаяся в дореволюционной литературе лирика старости, мудрой, жизнелюбивой, бодрой, необычайно духовно деятельной

«Песни старости», 1892-98;

«Прощальные песни», 1900-1907.

Жемчужникову А.М. недоставало последовательности убеждений, демократической определенности их, чтобы вырасти в большого поэта-гражданина. Революционных и социалистических идей века он не разделял. В его произведениях порой сказывалась либеральная ограниченность, близорукое прославление царя-«освободителя» и когда-то «дарованных» им куцых реформ («Памятник Александру II», 1898). Ослабляла содержание его творчества повторяемость тем и мотивов, встречающиеся кое-где в стихах религиозные настроения. Но не это главное в наследии поэта.

Русская критика конца века справедливо видела и ценила в Жемчужникове видного продолжателя в поэзии реалистических традиций классики. В пору, когда русскую поэзию захлестнули волны декадентства, когда журнальные страницы заполнялись стихотворными декларациями разочарования и зыбкого, туманного эстетизма, ясные, здоровые стихи поэта, обращенные к жизни, сохраняли заветы подлинно идейного творчества.

Умер 25.III(4.IV). 1908 г. в Тамбове, похоронен в Москве.