Иван 3 событие стояние на угре. Стояние на реке Угре (1480). Нур-Даулет - коварная «подстава» великого князя

В 1434 г в возрасте 83 лет умер король Польши Владислав II Ягайло. После непродолжительных смут на престол был возведён его сын, Владислав III. В.к. Литовском являлся с 1432 г Сигизмундом Кейстутьевичем. Его недавний противник, Свидригайло Ольгердович, контролирует Волынь и являлся князем Друцким.

В 1435 г в.к. Василий, желая лишить Василия Косого Новгородской поддержки, заключает с вечевой республикой договор, где обещает вернуть Новгороду занятые при его отце Бежецкий Верх, Волок и Вологду. Договор он не выполняет, но Василий Косой всё же бежит из Новгорода, разграбив по дороге Бежецкий Верх и Заволочье.

Бежав из Новгорода, Василий Косой сконцентрировал свои войска близ Костромы, куда и была послана против него рать из Москвы. Сражение произошло на территории Ярославского княжества, на р. Которости. Василий Косой был разбит и бежал в Кашин. Там он снова собрал свои войска и сумел захватить Вологду. После этого он повернул опять в сторону Кострому, где снова встретился с великокняжескими войсками. Мир был заключён без сражения. Василий Косой получил Дмитровское княжество. За это Василий Косой признал Василия Васильевича «старшим братом» и обязался не искать великого княжения, даже если ему оное будут предлагать татары.

Впрочем, в должности Дмитровского князя Василий Косой пробыл только месяц, после чего снова объявил войну в.к. Василию и бежал в полюбившуюся ему Кострому. Пробыв там до зимы, он отправился в Галич к брату. Но, не сумев его уговорить начать совместные действия, отправился воевать Устюжские волости в союзе с вятчанами и даже взял г. Гледен, а московского воевду — князя Оболенского — повесил.

А в это время князю Дмитрию Шемяке приспичело жениться, и он приехал в Москву звать в.к. Василия на свадьбу. На Москве он и был задержан по подозрению в пособничеству старшему брату. Возможно, подозрения были не безпочвенны, так как другой его брат, Дмитрий Красный, задержан не был.

В.к. Василий, совместно с князьями Дмитрием Красным, Иваном Можайским и бежавшим из Литвы Иваном Друцким пошли на Василия Косого. Сражение произошло на территории Ростовского княжества, при с. Скорятине. Василий Косой был разбит и взят в плен. А союзники Василия Косого, вятчане, взяли тем временем в плен великокняжеского воеводу князя Александра Брюхатого.

Василий Косой был ослеплён. После этого Дмитрий Шемяка был выпущен из заключения.

В 1434 г хан Улу-Мухаммед был изгнан из Сарая вернувшимся из Литвы ханом Гиас-эдином, сыном хана Таш-Тимура. Гиас-эддин продержался у власти несколько месцев. После его изгнания в степи осталось два главных претендента на власть: Кичи-Мухаммед (Нижнее Поволжье) и Сеид-Ахмат (западные улусы).

В сложившейся неразберихе Улу-Мухамед сумел договориться о том, чтобы под его властью остался Крым. Крымским ханом он был в 1435-1437 годах, но закрепиться там ему не удалось, так как он перессорился с местными мурзами, которые уже сделали ставку на молодого Хаджи-Гирея. Из Крыма Улу-Мухаммед ушёл во главе отряда из 3000 всадников. С ними он пошёл на Русь и занял г. Белев, пытаясь обосноваться со своими людьми на слабозаселённых землях между Московией и степью.

Однако в.к. Василий послал на него войска обоих Дмитриев Юрьевичей — Шемяки и Красного. Улу-Мухаммед предлагал им мир, говоря, что взяв себе эти земли он обязуется охранять границы Московского княжества. Князья не согласились и в Белевской битве 5 декабря 1437 г их войска были разбиты ханом Улу-Мухаммедом при помощи литовского воеводы города Мценска Григория Протасьева. После этого хан вдоль русских границ дошёл до Волги, занял г.Казань, где и основал для себя собственное государствоКазанское ханство (1438).

В 1437 г московский посол князь Юрий Патрикеевич ездил в Новгород, требовать чёрный бор. Новгород чёрный бор выплатил.

После смерти митрополита Фотия в 1431 г на Руси долго не могли занятся вопросом о его приемнике. В конце концов сошлись было на кандидатуре Рязанского епископа Ионы. Но в Константинополе в это время успели поставить митрополитом всея Руси Смоленского епископа Герасима (1432). Но когда митрополит Герасим вернулся из из Константинополя в Смоленск, то через некоторое время рассорился с князем Свидригайлой, был схвачен и по его приказу сожжён (1435).

«Свидригайло в сложившейся ситуации утратил последние признаки благоразумия и прибег к тактике запугивания. Жертвой его неуемной подозрительности стал православный митрополит Герасим, поставленный Константинополем по просьбе самого же Свидригайлы. Заподозрив владыку в измене, князь без долгих размышлений приказал схватить и сжечь несчастного. Жестокое и бессмысленное злодеяние погубило Свидригайлу окончательно: он лишился всякой поддержки своих православных сторонников.»

В.к. Василий собирался снова направить епископа Иону на постановление в Константинополь. Но в это время уже шла подготовка унии на Флорентийском соборе. Император Иоанн Палеолог готов был подписать эту унию в обмен на туманные обещания папы Римского о помощи против турок. Поэтому новым митрополитом на Русь стараниями Рима был назначен грек Исидор, горячий сторонник унии. В 1438 г митрополит Исидор отбыл во Флоренцию, где активно поддерживал унию. По возвращении из Флоренции в сане папского легата Исидор стал деятельно претварять решения собора в жизнь, в чём встретил всеобщее негодование на Руси. По приказу в.к. Василия он был схвачен и посажен в Чудов монастырь, откуда вскоре бежал в Италию и получил от папы Римского сан кардинала. А в Москве был собран собор архиереев Русской церкви и в Константинополь было отправлено письмо, с требованием признать за собором русских епископов самим избирать себе митрополита без вмешательства патриарха:

«Прошло уже с лишком 450 лет как Россия держит древнее благочестие, принятое от Византии при св. Владимире. По смерти митрополита Фотия мы понудили идти к вам епископа рязанского Иону, мужа духовного, от младенчества живущего в добродетельном житии; но не знаем, почему вы нашего прошения не приняли, грамотам и послу нашему не вняли и вместо Ионы прислали Исидора, за которым мы не посылали, которого не просили и не требовали; мольба императорского посла, благословение патриарха, сокрушение, покорение, челобитье самого Исидора едва-едва могли заставить нас принять его. Нам тогда и в мысль не приходило, что со временем от него станется! Он принес нам папские новизны, приехал легатом, с латински изваянным распятием и злочестиво двоеженствовал, называя себя учителем и настоятелем двух церквей, православной и латинской. Мы собрали наше православное духовенство, и всем Исидорово поведение показалось чуждым, странным и противозаконным. Вследствие всего этого просим твое святейшее владычество, пошли к нам честнейшую твою грамоту, чтоб наши епископы могли избирать и поставлять митрополита в Русь, потому что и прежде по нужде так бывало; а теперь у нас нашествие безбожных агарян, в окрестных странах неустройство и мятежи; притом же нам надобно сноситься с митрополитом о важных делах, и когда митрополит грек, то мы должны разговаривать с ним через переводчиков, людей незначительных, которые таким образом прежде других будут знать важные тайны».

«В 1438-1439 гг. шла работа так называемого Ферраро-Флорентийского собора, на котором разбирался вопрос об унии западной и восточной церквей. Лишь с огромными усилиями, преодолевая сопротивление части православного греческого духовенства, прибегая к угрозам, подкупу и прямому насилию, папистам в 1439 г. удалось подписать акт об унии. Участвовал в соборе и митрополит Исидор, проявивший себя как твердый сторонник униатства.

Но то, что сходило с рук во Флоренции и вызывало аплодисменты в Константинополе, на Руси кончилось для Исидора печально. Приехав в Москву, Исидор начал служить литургию по новому образцу, вознес имя папы ранее имени патриарха и велел прочесть в церквах соборное определение о состоявшейся унии. Возмущению прихожан не было предела; резко отреагировал на случившееся и великий князь. Василий Васильевич не стерпел измены православию — объявленный «лжепастырем» Исидор был заключен в тюрьму, откуда, правда, он вскоре бежал в Рим. Из происшедшего можно понять, что и на Руси сторонников церковного слияния с Западом имелось немало, но подавляющее большинство русских из всех сословий твердо держалось православной ориентации.

За низложением Исидора последовало событие, не имевшее аналога в истории Руси со времен крещения. В 1441 г. рязанский епископ Иона был «наречен во митрополиты» не константинопольской патриархией, а собором русских епископов. Таким образом, вековая зависимость в делах церкви от Константинополя оказалась поколебленной, и не только потому, что униаты победили там окончательно. Изменилась сама схема церковно-политических представлений русских людей. Считавшие дотоле нормой в вопросах веры подчиняться авторитету греков, они теперь сочли возможным претендовать на самостоятельность своей церкви.»

В 1441 г исполняющим обязанности митрополита всея Руси стал Рязанский епископ Иона.

Утвердившись на новом престоле, хан Улу-Мухаммед в 1439 г решился предпринять поход на Москву. Поход был организован в тайне, так что великокняжеских войск собрать не успели. В апреле был взят Н. Новгород, 3 июня татары подошли к Москве. В.к. Василий бежал. Воеводой в Москве был оставлен князь Юрий Патрикеевич. Хан простоял под Москвой 10 дней. И, не сумев её взять, повернул свои войска обратно, т.к. Василий активно собирал войска. На обратном пути он сжёг Коломну (16 июня 1439 г).

Когда в.к. Василий собирал войска, князь Юрий Галицкий на помощь ему не явился. За что после ухода татар ему пришлось бежать в Новгород. Впрочем, уже в 1440 г он помирился с великим князем. В следующие 5 лет столкновения между ними не было.

В 1440 г у в.к. Василия Васильевича родился второй сын — Иван.

В 1440 г в результате заговора был убит в.к. Литовский Сигизмунд. Польский король Владислав III был в это же время избран королём ещё и чехами под именем Ласло I, и срочно направился в Чехию. В в.к. Литовское он направил своего брата Казимира в качестве своего наместника. Но литовская аристократия не хотела, чтобы ими правил польский наместник и провозгласила Казимира великим князем Литовским.

В 1441 году умер князь Дмитрий Юрьевич Красный. Его удел наследовал Дмитрий Шемяка.

В 1442 г к Москве был присоединён небольшой Смоленский удел — Порховское княжество.

В 1444 г татары под предводительсвом некоего Мустафы разорили в.к. Рязанское. После чего они хотели зазимовать на его территории, ибо зима выдалась суровая, а степи выгорели.

«Когда в Москве узнали об этом, то великий князь отправил на Мустафу двоих воевод своих — князя Василия Оболенского и Андрея Голтяева — да мордву. Московские воеводы нашли Мустафу под Переяславлем на речке Листани. Несчастные татары, полузамерзшие, бесконные, не могшие владеть луками по причине сильного вихря, должны были выдержать нападение с трех сторон: от воевод московских, от мордвы и от казаков рязанских, которые упоминаются тут в первый раз. Несмотря на беспомощное состояние свое, татары резались крепко, по выражению летописца, живыми в руки не давались и были сломлены только превосходным числом неприятелей, причем сам Мустафа был убит. Другие татары в том же году отплатили за Мустафу нападением и на Рязанскую украйну, и на землю Мордовскую…»

В 1443 г ханом Западной части Орды утверждается Сеид-Ахмат (1443-1455). Ханом Большой Орды продолжает являться Кичи-Мухаммед. В Казани правит хан Улу-Мухаммед. К востоку от Яика совершенно обособилось и зажило собственной жизнью Узбекское ханство под властью хана Абулхаира. А Крым признал власть хана Хаджи-Гирея, который основал Крымское ханство и династию Гиреев. А ещё с 1426 г обособилась Ногайская Орда. Таким образом, развал Золотой Орды совершился. Ныне на территории улуса Джучи существовало пять государств. Впрочем, это ещё был не предел.

Булат Хамидуллин

Мерцающая звезда хана Улуг-Мухаммеда

Историки спорят: кто основал Казанское ханство - так же, как спорят о своих основоположниках русские, китайцы, англичане и другие.
Предание возводит в основатели Казанского ханства Улуг-Мухаммеда. "Улуг" означает "великий", "знаменитый", "почтенный", "старший". Что известно о личности, жизни и деяниях Улуг-Мухаммеда?

К азанское ханство - феодальное государство в Среднем Поволжье (1438 - 1552), выделилось из Золотой Орды. Сложилось из территорий Болгарского, Джукетауского, Казанского, Кашанского и других княжеств. Основатель Улуг-Мухаммад…
Татарский энциклопедический словарь. - Казань, 1998.
Улу-Мухаммед (? - 1445), хан Золотой Орды (1426), основатель Казанского ханства (1438)…
Краткая Российская энциклопедия. - Москва, 2003.

Энциклопедии принято считать истиной в последней инстанции. И всё-таки начну с утверждения: недостаток исторических сведений не позволяет с достаточной степенью достоверности говорить о его жизненном пути Улуг-Мухаммеда - одной из самых ярких и загадочных фигур в политической истории татарского народа и Восточной Европы. Особенно смутно прослеживаются начальные и последние годы его жизни. Есть "белые пятна" и в сведениях о месте и значении Улуг-Мухаммеда в истории Казанского ханства.
Улуг-Мухаммед (Махмуд, Мухаммед, Ахмед) был потомком старшего сына Чингисхана Джучи. Отцом Улуг-Мухаммеда различные источники называют и широко известного золотоордынского хана Тохтамыша, и его сына Джелал ад-дина, и Тимер хана, и Хасана и других чингисидов.
Год рождения Улуг-Мухаммеда также неизвестен. Как это не парадоксально, но учёные спорят и о дате воцарения Улуг-Мухаммеда на золотоордынском престоле. В качестве гипотез называются и 1419-й, и 1421-й, и конец 1420-х годов, и другие даты.
Он стал ханом Золотой Орды с согласия многих знатных татарских родов и при деятельной поддержке великого князя литовского Витовта. В 1421 году о новом правителе Орды были извещены египетский султан и правитель Герата.
Улуг-Мухаммед был человеком неуемной жажды деятельности, нежелания быть на вторых ролях, властолюбия и разумной гордости. Именно поэтому он принял на себя, а не взвалил на подданных всю тяжесть законодательной работы, дипломатических переговоров, обустройства жизни населения, измождённого противоборством чингисидов за ханский престол.
Однако анархия в стране всё нарастала и нарастала. Появление на престоле нового хана, как это уже не раз было и прежде, не прекратило междоусобную борьбу в государстве. В 1424 году великий князь литовский Витовт оказал военную помощь Улуг-Мухаммеду в его борьбе с чингисидами-сепаратистами. В этом году Витовт писал магистру Ливонского ордена (цитирую по М.Г.Сафаргалиеву): "Мы пишем вам, как татарский царь по имени Махмет, наш друг, в своей искренности сообщает нам, что со всем своим царством хотел вступить в союз с нашей страной и хотел прислать нам своего почтенного посла, а также некоторых своих родственников и именитых князей, с выражением благодарности за оказанную ему нами помощь". Однако даже имея военную помощь Витовта, Улуг-Мухаммед не смог удержаться на ордынском престоле и вынужден был эмигрировать в Литву.
В 1425 году Улуг-Мухаммед вернулся в Орду и стал править на её западных территориях. Средневековый автор ал-Айни писал: "В землях же Дештских, столица которых Сарай, была великая неурядица вследствие отсутствия старшего, который взялся бы за дела; одержало там верх несколько лиц из рода ханского и другие. Каждый из них правил своим краем и ни у одного дело не шло на лад как следовало бы, но перевес между ними одержал Мухамед хан".
Первоначально Улуг-Мухаммед владел лишь Крымом и причерноморскими степями и лишь в 1426-1427 годах подчинил себе прикаспийские степи и Поволжье: в 1427 году в Астрахани и Булгаре чеканились монеты с его именем. Но этим военные успехи Улуг-Мухаммеда и ограничились: подчинить земли, лежавшие к востоку от Идели (Волги), он так и не смог. Столица государства Сарай также оставалась в руках соперников Улуг-Мухаммеда. По мнению исследователя истории Улуса Джучи М.Г.Сафаргалиева, автора книги "Распад Золотой Орды" (Саранск, 1960), в этот период "фактически завершилось разделение Джучиева Улуса на две самостоятельные части, совершенно не связанные между собою не только экономически, но и политически. На западе от Волги укрепился на время Улук-Мухаммед, на востоке - потомки Шайбана и Орда-Ичена".
В восточной части некогда единого Джучиева Улуса образуются Ногайская Орда, Казахское, Сибирское, Узбекское ханства. А западные территории становятся объектом ожесточённой борьбы между ханами Улуг-Мухаммедом, Давлет-Берди и Бараком. Ал-Айни писал: "…в землях Дештских большая неурядица, …три царя оспаривают царство друг у друга. Один из них, по имени Давлет-Берди, овладел Крымом и принадлежащими к нему краями, другой - Мухамед хан завладел Сараем и принадлежащими к нему землями, а третий, по имени Барак, занял земли, граничащие с землями Тимурленка". В 1427 году Давлет-Берди захватил Астрахань и таким образом расширил свои владения на востоке.
Через год Улуг-Мухаммеду принадлежали все западные владения Джучидов. Витовт в письме к магистру Ливонского ордена от 9 сентября 1429 года писал: "Царь Махмет, наш друг, писал нам, что он владеет теперь всем царством и Ордой и через посла своего предложил нам прочный союз". В другом письме он называет хана Улуг-Мухаммеда "самым могущественным" правителем.
В 1429-1430 годах в Улусе Джучи были сильная засуха и моровая язва, от чего погибло очень много народу. Это вынудило местное население уходить в соседние регионы. Именно в эти годы значительно выросло количество татарского населения в Литве и на Руси. Из-под власти Улуг-Мухаммеда отпали некоторые области страны.
Смерть в октябре 1430 года великого князя литовского Витовта поставила хана в весьма затруднительное положение. Междоусобица в Литве и поддержка Улуг-Мухаммедом одной из враждующих литовских группировок приводят к разрыву дружественных отношений между двумя государствами. Литовские феодалы заняли враждебную позицию в отношении Улуг-Мухаммеда, взяв курс на сближение с его противниками.
Сведений о последующих шести годах жизни Улуг-Мухаммеда очень мало. Можно отметить лишь упомянутую во многих русских летописях поддержку ханом московского князя Василия II, стремившегося побороть галицко-звенигородского князя Юрия Дмитриевича и укрепиться на троне "всея Руси", а также информацию венецианского купца Иосафата Барбаро об усилении противостояния хана с чингисидом Кичи-Мухаммедом.
Весной 1437 года начались военные действия между ними, которые закончились изгнанием Улуг-Мухаммеда из Дешт-и-Кыпчака в 1437 или 1438 году. Покинутый своими подданными и "чувствуя себя не в силах бороться со столь опасным противником" (Иосафат Барбаро), как Кичи-Мухаммед, Улуг-Мухаммед "в мале дружине своей" (цитирую "Казанскую историю") бежал.
Ум и характер Улуг-Мухаммеда, его энергичность и целеустремленность, умение находить выход из любой экстремальной ситуации вдохновили его малочисленных сподвижников. После изгнания из Дешт-и-Кыпчака орда Улуг-Мухаммеда ушла на север и, "переходя с места на место", осела неподалёку от Тулы в городе Белев, "здела себе ледян град (ледяной город - Ред. ), из реки волочая толстый лёд, и осыпа снегом и водой поляше (поливая - Ред. )" (цитирую "Казанскую историю"). Затем хан вступил в переговоры с великим князем московским Василием II. Князь отверг мирные переговоры и направил против бывшего своего покровителя 40-тысячную армию. Поразительно, но 3 тысячи татар, включая гражданское население, пересилили самоуверенные и плохо управляемые русские полки, заставив их удалиться с поля боя.
Сведений об Улуг-Мухаммеде и его деяниях после сражения под Белевом тоже очень мало. К примеру, не совсем ясно, был ли он в Казани или нет. Точно известно лишь, что хан захватил Нижний Новгород и организовал поход на Москву. Весной 1445 года происходит новое столкновение между войсками Улуг-Мухаммеда и Василия II. В битве близ Евфимьева монастыря войска Василия были разгромлены, а сам он попал в плен, впрочем, недолгий: униженный великий князь московский был выкуплен за громадную сумму и с условием предоставления колоссальных льгот для деятельности татар на русской территории.
В октябре-ноябре 1445 года орда Улуг-Мухаммеда появляется у стен Казани. Хотел ли бывший золотоордынский хан найти себе окончательное пристанище в этом городе или он рассчитывал использовать его как плацдарм для возвращения власти на всей территории Золотой Орды? Этот вопрос, по-видимому, останется без ответа. Так же, как и следующий вопрос: а был ли хан Улуг-Мухаммед в Казани и правил ли он тут?
"Казанская история" называет Улуг-Мухаммеда первым казанским ханом, якобы убитым своим сыном Махмудом. Но вот что сообщает под 1445 годом Воскресенская летопись: "Тое же осени царь Мамотяк, Улу-Магметов сын, взял город Казань, вотчича казанского князя Либея убил, а сам в Казани сел царствовати". А вот сообщение о событиях 1445 года Никоновской летописи: "А царь Мамутяк пришед из Курмыша Казань взял, а казанского князя Азыя убил, а сам на Казани воцарился, и оттоле нача царство быти Казанское". Сообщение "Родословной книги": "...у Улу-Махмета сын Мамотяк, то первый царь на Казани".
На мой взгляд, упоминаемый русскими летописями факт завоевания Казани ханом Махмудом можно считать более достоверным, и, видимо, с этого времени в Казанском государстве устанавливается прямая власть ордынской династии. На эту мысль меня наталкивает тот факт, что практически кроме "Казанской истории" ни один письменный источник ни одного из государств Восточной Европы XV-XVI веков, введённый в активный научно-исследовательский оборот, не называет Улуг-Мухаммеда первым (либо каким-либо иным по порядку правления) казанским ханом. Очень показательно, что три не зависящих друг от друга русских письменных источника (Воскресенская летопись - общерусский свод XVI века, Никоновская летопись - общерусский свод XVI века, Родословная книга татарских царей, составленная в Москве также в XVI веке), не игнорирующих деятельность Улуг-Мухаммеда и даже достаточно подробно освещающих её, не упоминают посещения им Казани и тем более о воцарении его здесь.
В то же время нельзя отрицать роль Улуг-Мухаммеда в бурных политических процессах. Именно такой точки зрения придерживался и придерживается целый ряд авторитетных исследователей средневековой истории Поволжья. Для примера приведу цитату из "модной" ныне в Казани книги М.Г.Худякова "Очерки по истории Казанского ханства" (Казань, 1923): "Личность Улу Мухаммеда, несмотря на скудость сохранившихся о нём известий, рисуется в качестве весьма выдающейся. Царствование его в Сарае было блестящим, и суверенитет над Россией был прочным и непрерывным. Принужденный оставить Сарай, он отправился в Крым и основал там независимое государство, самостоятельность которого была формально признана сарайским правительством. Вынужденный вторично покинуть престол, Улу Мухаммед не пал духом и вступил в пределы России. Одержавши победу над русскими у Белева, он решил, по примеру Крымского ханства, отторгнуть от Сарая всё Среднее Поволжье и основать там самостоятельное государство. Этот грандиозный замысел был выполнен им чрезвычайно успешно: ему удалось организовать могущественное государство и обеспечить его существование созданием крупной военной силы. Два похода против России были победоносны: в 1439 году он дошёл до самой Москвы, в 1445 году - до Суздаля, причём в открытом бою взял в плен самого Московского государя. Россия платила ему тяжёлую контрибуцию, и в русских городах были поселены татары. Мало того, ему удалось и в пределах России создать новое государство - ханство Касимовское, под властью своего сына Касима. Большой ум, громадная энергия и колоссальная предприимчивость характеризуют личность Улу Мухаммеда. Что касается других качеств этого хана, то из них русскими историками отмечено лишь "рыцарское поведение" Мухаммеда в 1430 году, когда он неодобрительно отнёсся к нарушению клятвы татарским князем Хайдэром, который посредством обмана взял в плен мценского воеводу Григория Протасова. План основания Казанского ханства можно назвать гениальным, потому что хан Мухаммед понял особенность древнего культурного местного населения, и задумавши восстановить мусульманское государство в Среднем Поволжье, правильно оценил шансы на его прочное существование. Дальновидный проект был выполнен с огромным умением, и вновь созданное государство оказалось очень могущественным. Военный талант и организаторский гений основателя Казанского ханства дали ему возможность поставить величие государства сразу на должную высоту и достигнуть такой полноты верховенства над Россией, которая заставила считаться с Казанью более, чем с ханством Сарайским. Всем этим государство казанских татар было обязано Улу Мухаммеду".
Однако необходимо отметить наличие и иных точек зрения на данный вопрос. По мнению историка второй половины XVII века А.И.Лызлова, основанному на свидетельстве "Казанского летописца", "Казанская Орда" ведет свое начало уже с 1257 года, и образована она была сыном Бату хана Сартаком. По мнению современного казанского литературоведа и археографа М.И.Ахметзянова, основанному на сопоставительном анализе русских летописей, татарских шеджере, эпических сказаний и других тюрко-татарских источников, начальной датой в истории Казанского ханства следует считать 1361 год. И именно с этого времени до середины XVI века, по мнению М.И.Ахметзянова, в этом государстве всегда была татарская династия правителей. По мнению историка-нумизмата, члена-корреспондента АН РТ А.Г.Мухамадиева, первым казанским ханом, правившим с 1422 по 1445 годы, был Гиясад-дин, хорошо известный по монетам, чеканенным в Казани в 20-е - начало 30-х годов XV века.
Иные же исследователи, и их большинство, ссылаясь на сообщение "Казанского летописца" о воцарении в Казани в 1438 году хана Улуг-Мухаммеда, считают его первым "настоящим", "полноценным" (в отличие от предшествующих казанских правителей) казанским ханом. Такой точки зрения - с некоторыми вариациями - придерживались Хади Атласи, Заки Валиди, Михаил Худяков, Габдельбари Баттал, Риза Фахретдин, Акдес Нимет Курат; в настоящее время эта гипотеза поддерживается Шамилем Мухамедьяровым, Миркасымом Усмановым, Равилем Амирхановым и др.). Есть и попытки "объединить" сообщения различных русских летописей - и тогда получается, что первоначально казанский престол якобы был занят ханом Улуг-Мухаммедом, который отстранил от управления страной местного "булгарского" правителя Галимбека ("Либея русских летописей"); после смерти Улуг-Мухаммеда в 1445 году Галимбек попытался вернуть казанский престол, но поплатился за это головой, а казанским ханом стал сын Улуг-Мухаммеда Махмуд. Последняя точка зрения была высказана в XIX веке татарским учёным Шигабутддином Марджани, и она заслуживает серьёзного внимания, так как, во-первых, соединяет воедино сведения разных источников, а во-вторых, нельзя забывать, что этот историк изучил огромное количество восточных источников и восточную историографию, недоступную нам, современным исследователям.
Остаётся надеяться, что углублённый анализ известных письменных, археологических, фольклорных источников и привлечение в будущем новых источников позволит с большей точностью ответить на сложный вопрос о первом казанском правителе ордынской династии.

Какие же изменения происходят в Казанском государстве после установления здесь неопосредованной местной власти этой династии?
Рассмотрим наиболее важный, на мой взгляд, - этнический аспект этого вопроса. По мнению некоторых исследователей, претерпевшее определённую этноэволюцию в период Золотой Орды местное население с приходом в Среднее Поволжье орды Улуг-Мухаммеда не имело существенных изменений в этническом плане и в "основной своей массе оставалось аборигенного булгарского происхождения" (цитирую Б.Д.Грекова и А.Ю.Якубовского). Однако Р.Г.Фахрутдинов, ранее придерживавшийся этой точки зрения, в своих работах последних лет отмечает приход в середине XV века в Среднее Поволжье "солидного количества татарского населения, сыгравшего большую роль в окончательном формировании народности казанских татар".
Попытаемся разобраться в этом вопросе. В первую очередь, необходимо хотя бы ориентировочно определить количество местного населения в середине XV века и численность появившейся здесь орды Улуг-Мухаммеда.
По мнению этнографа Д.Исхакова, высказанному им в специальной работе по исторической демографии современных татар Поволжья, "надо полагать, что собственно булгарские группы к началу XV века были не слишком многочисленными". Исследователь ссылается на "Казанскую историю", в которой о приходе Улуг-Мухаммеда в Казань говорится: "И ради ему бысть изо оставшихся от плена худыя болгары. И молиша его казанцы быти ему заступника бедам их, и помощника от насилия, воевания рускаго, и быти царьству строителя, да не до конца запустеют, и повинишася ему". В данном случае, по мнению Д.М.Исхакова, понятие "худыя болгары" имеет наряду с политическим и социальным ещё и демографический смысл, означая "несильные", "немногочисленные". Однако учёный избегает количественных оценок булгарского населения в данный период. Но, учитывая, что Д.М.Исхаков оценивает численность основного местного населения в первой половине XVI века в 180-240 тысяч человек (из текста видно, что автор реально представляет силы орды Улуг-Мухаммеда, не повлиявшей существенно, по его мнению, на демографическую ситуацию в регионе), можно заключить, что в середине XV века численность этого населения была не менее 100 тысяч человек. А если более критично отнестись к сообщению казанского летописца и учесть, что Казанское государство включало в свой состав не только булгарское население, имевшее хазарские, печенежские, кыпчакские, огузские, татарские и иные тюркские этнические компоненты и элементы, влившиеся в состав местного населения в периоды развития Волжской Булгарии и Золотой Орды, но и другие племена и народы, добровольно подчинившиеся казанцам, то эта цифра, как минимум, удвоится.
Ориентировочная численность орды Улуг-Мухаммеда, появившейся у стен Казани, известна по письменным источникам. Так, "Казанская история" сообщает о 3 тысячах татар в орде, а Никоновская летопись информирует, что "...худое оно малое безбожных воинство... Татар было тогда добре мало". Всё это дает повод не согласиться с Р.Г.Фахрутдиновым, оценивающим орду Улуг-Мухаммеда в "как минимум 200 тысяч человек", тем более что в данном случае русским летописям можно доверять - какой им смысл преуменьшать силы противника, который несколько раз громил русские войска (под Белевом, Нижним Новгородом, Москвой, Суздалем и т.д.)? А если учесть военные потери и уход части татар на территорию образованного позднее Касимовского ханства, то станет абсолютно ясно, что к 1445 году орда была очень немногочисленной (собственно орда Улуг-Мухаммеда, не считая тех воинов, что были набраны в орду уже на территории Среднего Поволжья). В данном случае мы сталкиваемся с ситуацией, имеющей много аналогов в истории Золотой Орды, когда невладетельный чингисид с горсткой сподвижников "ищет место под солнцем"...
Таким образом, можно сделать вывод о приходе в Среднее Поволжье малочисленной орды Улу-Мухаммеда. По прошествии нескольких поколений пришельцы из южных степей, по-видимому, "растворились" в местной этнической среде. Похожую ситуацию мы наблюдали в периоды становления Дунайской Болгарии, Киевской Руси, Англии и других государств, с той лишь разницей, что там отсутствовала близкая родственность аборигенного и пришлого населения.
Однако нельзя и занижать роль орды Улу-Мухаммеда в этнических процессах, происходивших в середине XV века в Казанском государстве, исходя только из количественных критериев. Это связано с активной поведенческой пластичностью татар, выраженной наличием политической власти на всей территории Восточной Европы, а также с существованием положительной комплиментарности (ощущения подсознательной взаимной симпатии) между пришельцами и коренным населением (о чём свидетельствовал автор "Казанской истории" - см. выше). Давление пассионарности татар орды Улуг-Мухаммеда приводит к качественному изменению, трансформации булгарского этноса в XV - первой половине XVI века, образованию в составе татарского этноса субэтноса казанских татар (возможно - в составе татарского суперэтноса этноса казанских татар). В немалой степени этому способствовал также приход мирных переселенцев "от Златыя Орды, от Асторохани, и от Азова и от Крыма..." (цитирую "Казанскую историю"), а также постоянное пополнение местной правящей элиты государства выходцами из Касимовского, Крымского, Астраханского, Сибирского ханств, Большой и Ногайской Орд…

На основании приведённого материала можно констатировать, что хан Улуг-Мухаммед был личностью неординарной, целеустремлённой, волевой, явно обладавшей организаторским талантом и жизненной мудростью. Он был одним из по-следних правителей могущественной Золотой Орды и дал начало династии правителей Казанского ханства. С именем хана Улуг-Мухаммеда напрямую связаны многие нюансы политической, социальной и этнической истории Восточной Европы. Этот человек оставил свой реальный след в истории татарского народа, в истории Восточной Европы, в истории Евразии. И это существеннее, чем "детали" "казанской страницы" его жизни.

Сын Джелал-эд-дина, внук Тохтамыша . Заняв после смерти Едигея золотоордынский престол, Улу-Мухаммед в 1419-1423 годы вел упорную борьбу с Бораком за владение Узбекским улусом (восточная часть Джучи улуса ), опираясь на союз с гератским тимуридом Шахрухом. Разбитый Бораком, бежал в 1423 году в Волжскую Болгарию, но в 1426 году при поддержке великого князя литовского Витовта снова утвердился в Золотой Орде и распространил свою власть на Крым , установив в 1428 году дружественные отношения с турецким султаном Мурадом II . В 1433 году выдал ярлык на великое княжение московскому князю Василию II Васильевичу. Ослабленный междоусобной борьбой и не имея достаточной внутренней опоры, Улу-Мухаммед в 1437 году был вынужден уступить престол Кичик-Мухаммеду. Бежал на Оку в город Белев, а в 1438 году со своей ордой переселился на среднюю Волгу и, подчинив население Волжской Болгарии, основал новое Казанское ханство. Совершил ряд походов на Северо-Восточную Русь (на Москву 1439, на Муром, Рязань и Суздаль 1444-1445), в 1445 году взял в плен московского великого князя Василия II. Династия Улу-Мухаммеда прекратилась в 1521 году.

Ш. Ф. Мухамедьяров. Москва.

Советская историческая энциклопедия. В 16 томах. - М.: Советская энциклопедия. 1973-1982. Том 14. ТААНАХ - ФЕЛЕО. 1971.

Улу-Мухаммед (? -1445) - хан Золотой Орды, сын Джелал-ад-Дина, внук Тохтамыша . В 1419 -1423 вёл упорную борьбу за владение Узбекским улусом. Потерпев поражение, бежал (1423) в Булгарию Волжско-Камскую . В 1426 с помощью великого князя литовского Витовта вернул золотоордынский престол. Распространив свою власть на Крым, установил дружественные отношения с турецким султаном Мурадом II. Изгнанный из родных улусов, лишённый престола своим братом Кичимом (1437), Улу-Мухаммед искал убежища на Руси, поскольку в своё время (1431) в споре Звенигородского князя Юрия Дмитриевича и его племянника, великого князя московского Василия II Васильевича , за великокняж. стол отдал ярлык Василию II и теперь надеялся на его добрую волю. Однако вел. князь, забыв свои обязательства и обещания, послал против бывшего хана сильное войско во главе с кн. Дмитрием Юрьевичем Шемякой. Улу-Мухаммед разбил (1438) его под Волевой, но не стал испытывать судьбу и ушёл в Булгарию, в обл. совр. Казани, разорённую (1399) русскими. За год построил новую крепость, которую вскоре населил булгарами, черемисами, половцами и проч. выходцами из Астрахани, Алова, Крыма и Зол. Орды, дав начало сильному Казанскому ханству. Уже в 1439 внезапно оказался под стенами Москвы, и Василий II бежал. Улу-Мухаммед простоял под городом 10 дней, опустошил окрестности и ушёл восвояси. По дороге сжёг Коломну и пленил множество русских. В 1444 его мурзы опустошили вост. рус. области. В 1445 взял Нижний Новгород и оттуда пошёл на Муром. Василий II с объединёнными силами удел. князей двинулся против него, и Улу-Мухаммед вернулся в Нижний Новгород. Весной того же года на р. Нерли, под Суздалем, у Спасо-Евфимьего монастыря, одержал победу над вел. князем и взял его в плен.Улу-Мухаммед пошёл на Владимир, но брать город не решился и двинулся сначала на Муром, потом к Ниж. Новгороду и Курмышу, отправив своего посла Бегича к Дмитрию Шемяке с предложением занять Москву. Шемяка тут же пошёл в столицу, но Улу-Мухаммед, не дождавшись возвращения Бегича и думая, что тот убит Шемякой, вступил в переговоры с Василием II. Вскоре после этого Улу-Мухаммед посылал великому князю помощь против кн. Василия Юрьевича Косого и Дмитрия Шемяки под командой своих сыновей Мамутека и Якуба. В том же году был убит Мамутеком, занявшим казанский стол.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Далее читайте:

Монголы (государственные образования).

Джучи улус в монгольском государстве, включал в себя несколько государственных образований.