Орден святого апостола андрея первозванного год учреждения. Кому и за что вручается орден апостола Андрея Первозванного? Статус в настоящее время

Катастрофа

Хейнкель 111 из эскадры дальних разведчиков разбился 16 декабря 1944 г из-за погодных условий.

Вёз диверсионную группу. Бортовой № 81-7 D7+GP из группы метеоразведки Westa 6.

Самолет остался лежать на месте, его потихоньку курочили местные жители.

Диверсионная группа

В самолёте находились:

  • Uffz. Hubert Rauch (F) Killed
  • Oblt. Wilhelm Schauen (B) Killed
  • Uffz. Hermann Preindl (Bf) Killed
  • Fw. Friedrich Windhorst (Bm) Killed
  • Sonderfuhrer Alexander Althausen Killed
  • to sovjetiske agenter som begge Killed (два советских агента)

Зондерфюрер Александр Альтхаузен (Sonderfuhrer Alexander Althausen) являлся начальником абвергруппы 164.

Абвергруппа 164 была создана в мае 1944 года в гор. Николайкене (Восточная Пруссия) и придана 20-й немецкой горной армии, действовавшей на территории Финляндии. Полевая почта № 17668. Начальником Абвергруппы 164 был зондерфюрер Альтхаузен.

До сентября 1944 года группа размещалась в 9 км от гор. Рованиеми, в 200 - 300 м от дороги, идущей на гор. Рануа, в стандартных немецких бараках.
Группа вела разведывательную работу против частей Карельского фронта, засылала агентуру, подготовленную в Варшавской, Петсенской и других школах немецкой разведки, действовавших на территории Прибалтики.

В отдельных случаях агентуру вербовали из советских военнопленных в лагерях на территории Финляндии, в частности, в гор. Рованиеми.

В группе агенты были обмундированы в форму немецких солдат без погон. Проходили подготовку применительно к условиям севера. Они изучали топографию, разведывательное дело, структуру и вооружение частей Красной Армии, стрелковое и радиодело, усиленно занимались лыжной подготовкой.

В сентябре 1944 года группа передислоцировалась в гор. Инари, в октябре 1944 года - в мест. Альте (Норвегия), а затем в гор. Нарвик.

Откуда летел самолет набитый немцами, в немецкой же форме и агентами абвера? Ведь летел он из глубины советской не оккупированной территории. Куда - известно: аэродром Банак в Северной Норвегии, нынешний Лаксельв, где и базировался. И тут всплывают истории про тайные аэродромы, метеостанции и базы немцев в Архангельской области и на Новой Земле. Они выглядят слишком фантастично, чтобы безоговорочно им верить, но и других версий нет.

ТТХ He.111 H-16 (именно эта модификация в Хибинах) такие полеты вполне допускают: практическая дальность - 2500 км при нагрузке 3000 кг. По прямой от Лаксельва до губы Белушьей - меньше тысячи км, примерно столько же - до восточных окраин Архангельской области. Т.е., в идеальных условиях вполне мог слетать туда-сюда даже без дозаправки. В этом случае можно объяснить, почему он пытался пролететь над Хибинами - Мурманск и Кандалакша были прикрыты ПВО и истребительной авиацией.

Обнаружение

По первой версии самолёт найден геологами. Трупы (кости и черепа) похоронили в низине реки.

По второй версии найден местными детьми. Первая публикация об этом самолете была в "Дважды два" в 90-х. Там было интервью с апатитчанкой, которая одной из первых оказалась у разбившегося Хейнкеля, она и сейчас жива и, надеюсь, здорова, зовут ее Таисия Константиновна Мосолова.

Самыми первыми подобрались к месту катастрофы поселковые (из п. Железнодорожный около ст.Апатиты) пацаны. Среди них был её родной брат Юрий. Ребята приволокли в посёлок пистолеты, которые нашли у экипажа. Т.К. Мосолова неохотно и нервно вспоминала об этой истории. Но категорически утверждала, что на месте аварии не было трупов в советской военной форме и говорила, что это вздор. По её воспоминаниям самолёт был развален на три крупных части. Трупов было пять-шесть, уже разлагающихся. А это не стыкуется с количеством указанным в источниках, где говорится об 4 членах экипажа, командире разведшколы Альтхаузене и "двух агентах", и уж тем более эта история кажется загадочней, если принять во внимание информацию газетной статьи "Через Абвер домой" в Мурманском вестнике, где сообщается о двух разведгруппах, помимо А.Альтхаузена, на борту этого "рейса" - из 3-х и 2-х парашютистов.

Heinkel He 111

В процессе развития и совершенствования авиации периодически встречались бомбардировщики, переделанные из пассажирских самолетов, и пассажирские созданные на основе бомбардировщиков. Самолет Не 111 с самого начала проектировался для использования в роли и бомбардировщика и пассажирского самолета. Такая концепция "двухполых" самолетов была принята в Германии в 1932 году, и на ее основе создавались Do 17, Ju 86 и Не 111. Проект нового самолета родился на чертежных досках талантливых братьев Зигфрида и Вальтера Гюнтер, работавших на фирме Хейнкеля. В результате тщательной проработки их идей группой конструкторов под руководством главного инженера К. Шварцлера, появился очень изящный по тем временам самолет. Обтекаемые формы новой машины напоминали элегантный Не 70, поднявшийся в воздух несколькими годами раньше. Первый прототип Не 111а с двигателями BMW VI 6,0Z был готов в феврале 1935 года. Полеты показали, что получился самолет с хорошими летными данными. Параллельно с первым прототипом строились еще два экземпляра: Не 111b (прототип бомбардировщика) и Не 111с (прототип пассажирского самолета).

После завершения испытаний началось серийное производство бомбардировщиков Не 111 А. Гражданский вариант Не 111С был построен малой серией и непродолжительное время эксплуатировался компанией "Дойче Люфтганза", однако лавры "самого быстроходного лайнера мировых авиалиний" не снискал. Вскоре все пассажирские машины были переданы в специальное фоторазведывательное подразделение подполковника Теодора Ровеля. Самолеты по-прежнему несли гражданские обозначения и занимались якобы прокладкой маршрутов новых авиалиний. На самом же деле вели фотосъемку территории будущих противников.

С появлением мощных 12-ти цилиндровых моторов жидкостного охлаждения DB 600 мощностью 1000 л.с. была создана модификация бомбардировщика Не 111В и его гражданский собрат Не 111G. Летные данные новых машин заметно улучшились, однако в связи с тем что приоритетна использование двигателей DB 600 был отдан Мессершмитту для его истребителей, Хейнкелю пришлось искать альтернативный мотор. Был выбран двигатель фирмы "Юнкерc" Jumo 211 и появилась модификация бомбардировщика "Е".

"Узким местом" при массовом производстве Не 111 было крыло. Элегантное и аэродинамически совершенное эллиптическое крыло имело весьма сложную конструкцию, что затрудняло его серийное изготовление. В начале 1936 года З.Гюнтер полностью переработал крыло с целью облегчения его производства. Оно имело спрямленную переднюю кромку, несколько уменьшенный размах и площадь и, главное, более простую конструкцию. "Хейнкель" с новым крылом получил индекс "F". Не 111J был последним из "стоодиннадцатых" первого поколения, и являлся бомбардировщиком-торпедоносцем.

Внедрение нового крыла было радикальным шагом. Еще более радикальным было то, что "созрело" на кульмане З.Гюнтера к середине 1937 года - совершенно новая носовая секция, почти полностью остекленная и плавно переходящая в среднюю часть фюзеляжа. Таким стал Не 111 V8. На другом прототипе (V23) нижняя выдвижная огневая точка была заменена на более обтекаемую гондолу. В итоге появился Не 111Р, "стоодинадцатый"второго поколения.

Последняя серия - серия "Н" отличалась более мощным оборонительным вооружением ("ахиллесова пята" предыдущих серий) и наибольшим количеством вариантов и модификаций, последней из которых был Н-23 - многоцелевой самолет, который мог использоваться как транспортно-десантный самолет, так и бомбардировщик. На этой модификации завершилось девятилетнее серийное производство этого самолета в Германии. Всего было построено свыше 7300 экземпляров Не 111.

Немецкий самолёт He.111 стал, наряду с истребителями Bf.109 и пикировщиками Ju.87 одним из символов блицкрига. «Хейнкель», конечно, не был ни единственным, ни лучшим средним бомбардировщиком авиации рейха. Зато его боевой путь оказался настолько долгим, что по известности с ним вряд ли сравнятся и «Юнкерсы», и «Дорнье», и более поздние «Хейнкели».

Разработанный ещё в середине 1930-х годов, он был снят с производства только в 1944 году. С учётом того, как быстро во время Второй Мировой развивалось самолётостроение, He.111 выпала очень продолжительная жизнь.

История создания

Специфика развития военной промышленности Германии 20-30-х годов определялась условиями Версальского договора. Не имея права даже разрабатывать боевые самолёты, немцы не собирались смиряться с этим запретом и старались найти лазейки.

He-111G - гражданская версия

От вполне очевидной идеи вооружать, в случае необходимости, транспортники, перешли к более хитрой. Конструкторам предлагалось разработать авиалайнеры, способные быть как пассажирскими, так и скоростными бомбардировщиками. Первые попытки создать такие машины, вроде бомбардировочной версии трёхмоторного Ju.52 особо удачными не были.

Самолет He.111 относился уже к следующему поколению бомбардировщиков.

Даже внешне он не походил на предшественников, не громоздкий угловатый «летающий гроб», а стремительный, обтекаемый моноплан с убирающимся шасси. Значительное сходство имелось с предыдущим пассажирским «Хейнкелем» He.70 “Молния”, но поскольку новый самолёт был двухмоторным, то ему досталось имя «Двойная молния».

Хотя первые полёты «Хейнкель» начал совершать в 1935 году, когда о существовании Люфтваффе объявили официально, завод успел подготовить и военную, и пассажирскую модификации. Друг от друга они отличались незначительно. У лайнера на месте бомболюка размещалась пассажирский отсек, вместо кабины штурмана оборудовали багажный отсек.

Основные модификации He.111

Серия А – предсерийные прототипы, оснащённые моторами BMWVI. Впоследствии проданы в Китай. Серия B – массовая модификация, в производстве с 1936 года. Оснащались двигателями DB600. Серия D – вариант с изменённой конструкцией крыла и моторами DB600Ga.

Поскольку все двигатели были затребованы для производства истребителей Bf.109 и Bf.110, постройку бомбардировщиков отменили.

Серия E – выпускалась с 1938 года, получила двигатели Jumo 211. Серия F – самолёты с изменённой конструкцией крыла, первоначально строились для экспорта в Турцию. Серия P – модель с серьёзно изменённым фюзеляжем. Традиционный кокпит пилота, размещённый за кабиной бомбардира, заменили полностью остекленной носовой кабиной. Применялись двигатели DB601.

Серия H – самая массовая и наиболее совершенная версия He.111. Моторы на данной серии – Jumo211. Бомбардировщики производились с 1939 до 1944 год. Достоин упоминания He.111 Z, созданный для буксировки планеров Me. 321. Фюзеляжи двух «Хейнкелей» соединялись центральной секцией крыла с пятым двигателем. Его так же пытались применять в качестве разведчика.


Гражданские варианты самолёта свелись к двум производственным сериям – C и G. Одновременно «Люфтганза» эксплуатировала не более двенадцати пассажирских He.111. После войны «Хейнкели» собирали в Испании под названием CASA 2.111. После переоснащения британскими двигателями «Роллс-Ройс» они служили до 1973 года.

Боевое применение

Первыми эксплуатантами «Хейнкеля» оказались китайцы. Эрнст Хейнкель смог продать шесть самолётов серии А фельдмаршалу Чан Кайши. В Китае карьера He.111 «не сложилась» – уже в первом вылете были потеряны три бомбардировщика из пяти (по другим данным – два из трёх). Оставшиеся машины некоторое время использовали, как транспорты.

В 1937 году He.111B проверил в боевых условиях и рейх.

Точнее, немецкие лётчики, воевавшие в составе «Легиона Кондор» в Испании. Испытания боем показали превосходство «Хейнкеля» над конкурентами – Ju.86 и Do.17. Из 94 бомбардировщиков испанскую кампанию пережили 58. Они остались в Испании, в качестве костяка авиации для бомбометания.


По-настоящему массовое применение He.111 стартовало с началом Второй Мировой. «Хейнкели» уничтожали польские войска, участвовали в стратегических налётах на британские морские базы. Они бомбили Францию и были основой бомбардировочных эскадр во время битвы за Британию. Немецкое вторжение на Балканы заняло немного времени, но He.111 сыграли ключевую роль и там.

После начала кампании против Советского Союза «Хейнкель» некоторое время применялся для уничтожения поездов, а зимой 1941-42 года использовался как транспортный для эвакуации раненых и обмороженных солдат в тыл.

В 1943 году He.111 всё ещё применялись для стратегических бомбардировок, но теперь их количество стабильно убывало.

Старый самолёт неохотно уступал место более совершенным Ju.88 и Do.217. He.111 H-22 пытались использовать в качестве ракетоносца, вооружённого , но без особого успеха. Характеристики “Хейнкеля” изменились незначительно, а вот британская ПВО была гораздо сильнее, чем в 1940 году.


В 1944 году бомбардировщик сняли с производства, а некоторое количество сохранившихся переделали в грузовые самолёты. Впрочем, боевой путь «Хейнкеля» на этом ещё не закончился. Последний случай применения старого самолёта – 1957 год. Испанские CASA 2.111 тогда наносили бомбовые удары по марокканским партизанам.

Лётно-технические характеристики в сравнении с аналогами

Для сравнения возьмём He.111 самой массовой серии, его более современного конкурента – Ju.88 и советский .

He.111 H Ju.88 A4 Ил-4
Длина, м 16.6 14.3 14.8
Размах крыла, м 22.6 20 21.4
Максимальная скорость, км/ч 440 510 450
Практическая дальность, км 2000 1790 3800
Оборонительное вооружение 7 пулемётов калибра 7.92 мм, 1 пулемёт калибра 13.2 мм, 1 пушка калибра 20мм 5 пулемётов калибра 7.92 мм 2 пулемёта калибра 7.62мм, 1 пулемёт калибра 12.7 мм
2000 кг в бомболюке, до 3600кг на внешних держателях 1400 кг в бомболюках, до 3000 кг на внешних держателях До 2500 кг

Из цифр видно, что «Юнкерс» ранней модификации несколько уступал «Хейнкелю» по мощности бомбового вооружения, но сильно превосходил по скорости. Это не говоря о том, что «восемьдесят восьмой» мог метать бомбы с пикирования, мог служить тяжёлым либо ночным истребителем. Говоря иначе, Ju.88 был универсален. Ну а советский аналог оставлял немца далеко позади по дальности полёта. Впрочем, малые боевые радиусы были общей бедой большинства машин Люфтваффе.


He.111 был очень удачным самолётом для своего времени. И тем более удачным – для бомбардировщика, которого в случае необходимости можно было выдавать за пассажирский лайнер. Экипажи любили «Хейнкель» за надёжность и лёгкость в управлении, по боевой эффективности он не уступал конкурентам. Но вершины своего развития он достиг ещё до начала Второй Мировой – ей стала серия H.

Впоследствии конструкция самолёта значительно не изменялась, модернизации сводились к усилению оборонительного вооружения и установке бронезащиты.

Эти доводки повышали вес самолёта и, таким образом, «обнуляли» эффекты от прироста мощности двигателей.

Сохранение выпуска стремительно устаревающего «Хейнкеля» можно объяснить, в первую очередь, боязнью потерять темпы производства. Кроме того, «двойное назначение» самолёта позволяло довольно эффективно использовать его в транспортных целях.

Видео

Самолет Heinkel He 111, разработанный в 1934 г., с самого начала предназначался для двойного применения — в качестве гражданского транспортного самолета и в качестве среднего бомбардировщика. Первый полет опытной машины He 111 с двигателями BMW-VI 6,0 состоялся 24 февраля 1935 г. После испытаний в Рехлине осенью 1936 г. самолет доработали, и вскоре первые серийные машины He 111В-1 поступили в 154-ю бомбардировочную эскадру (позже KG 27). Бомбардировщики He 111В-1 состояли на вооружении легиона «Кондор» в Испании, первый боевой вылет самолеты совершили 9 марта 1937 г. Вскоре со сборочной линии начали сходить машины версии He 111В-2, оснащенные двигателями DB-600CG.

К началу боевых действий в Европе на вооружение поступили Henkel He 111Р с двигателями DB 601А и He 111Н с двигателями Jumo 211. Самолеты Хейнкель He 111 были в составе учебных эскадр LG 1 и LG 2 (100 машин) и бомбардировочных эскадр KG 1, KG 4, KG 26, KG 27, KG 51, KG 53 и KG 54 (689 машин). Bo время вторжения немцев в Данию и Норвегию действовали бомбардировщики из KG 4, KG 26 и KGr.100. Вскоре II/KG 26 была переброшена из Норвегии на Сицилию, a II/KG 4 перебазировалась в Румынию.

В конце мая 1941 г. эскадры KG 27, KG 53 и KG 55, полностью перевооруженные на Хейнкель He 111Н, перебросили на восток для подготовки к планировавшемуся нападению на Советский Союз. На советско-германском фронте по мере ухудшения обстановки Хейнкель He 111 все чаще использовались для решения транспортных задач. В конце 1942 г. большинство из них принимали участие в снабжении немецких войск, окруженных под Сталинградом.
Летом 1944 г. специально переоборудованные Хейнкели He 111Н-16 и He 111Н-20 из III/KG 3 стали наносить по Англии удары с использованием крылатых ракет Физелер Fi 103. Самолеты этой группы, базировавшиеся в Голландии, с конца июля выпустили по Лондону 300 ракет, по Саутгемптону — 90 и по Глостеру — 20. С ноября 1944 г., кроме этой группы, к обстрелам Англии были привлечены II/KG 53 и III/KG 53, действовавшие с аэродромов Германии. Последний пуск ракет по Англии состоялся 14 января 1945 г. Всего эскадрой KG 53 было выпущено 1200 ракет, при этом эскадра потеряла 77 собственных машин.

С апреля 1945 г. все оставшиеся самолеты He 111 (107 машин) выполняли только транспортные задачи, за исключением 27 самолетов из отдельной группы, которые совершали ночные налеты на железнодорожные коммуникации. Общее количество построенных самолетов He 111 составило около 7300 экземпляров.

Характеристики ракетного бомбардировщика Люфтваффе Хейнкель He 111Н-16:
экипаж — 5 человек,
силовая установка — 2 двигателя Jumo 2HF мощностью по 1350 л. с. (1007 кВт),
размах крыла — 22,6 м и его площадь — 86,5 м2,
длина самолета — 16,4 м,
высота — 3,4 м,
вес пустого —
8680 кг,
максимальный взлетный вес — 14 000 кг,
максимальная скорость на высоте 6000 м — 436 км/ч,
практический потолок — 6700 м,
время подъема на высоту 6000 м — 42,0 мин,
дальность — 1950 км,
вооружение — 2 пулемета MG 15, 1 пулемет MG 131, два пулемета MG 81, 1 пушка MG-FF и до 2000 кг бомб.

СПАСИБО ЗА РЕПОСТ СТАТЬИ, ДРУЗЬЯ!

Орден Святого апостола Андрея Первозванного, покровителя России и мореплавания - старейший российский орден, высшая награда Российской империи.

Девиз ордена - «За веру и верность». Орденский знак имеет вид Андреевского креста, как правило, покрытого синей или голубой эмалью с изображением распятого святого. На концах креста - латинские буквы SAPR (Sanctus Andreas Patronus Russiae - Святой Андрей Покровитель России).

Когда и кем был учрежден орден Андрея Первозванного?

Исторические источники указывают, что орден учрежден императором Петром I в 1698 году.

В современной литературе указывается 30 ноября как день учреждения ордена, хотя на деле эта дата является днём памяти святого апостола Андрея Первозванного по старому стилю. Предполагается, что Пётр I, только что вернувшийся из Великого посольства*, желал иметь в своей державе орден наподобие тех, о которых он узнал в Англии.

При жизни Петра орден был единственным в Российской империи. Первым кавалером ордена стал дипломат Фёдор Головин, а произошло это 20 марта (по старому стилю 10 марта) 1699 года.

Орденом награждали, но не существовало его официально утверждённого статута. Известен проект статута 1720 года, затем был проект статута 1744 года, но только в 1797 году при Павле I статут был утверждён и впервые опубликован.

Первоначально восьмилучевая звезда ордена была не металлическая, а вышитая («Орденскую осьмиконечную звезду должно пришивать на кафтане и епанче, в середине оной золотое поле, в котором серебряный крест»). Выдавался лишь знак ордена - крест. Хотя историки утверждают, что звезды стали изготавливать из серебра только в начале XIX века, при Александре I, на портрете Петра I звезда не выглядит матерчатой. Из описания знака ордена до царствования Павла I:

«Орденский знак имеет две стороны: передняя представляет изображение Св. Андрея, висящего на так называемом Андреевском кресте, предоставленном продолговатым изображением в виде косого креста, на котором сей святой Апостол был распят… На задней же стороне изображён двуглавый орел с тремя золотыми коронами, означенный золотою и синеватою тенью на крыльях. Сей крест должен быть золотой с алмазами, наведённый финифтью, украшенный алмазною короною, ценой около 85 рублей, повешен сквозь крючки на петлях из цельного золота. Ангелы, держащие над ним корону, должны быть вышиты серебром, корона - золотом, а слова «За веру и верность» служат надписью, или девизом. Однако ж кавалер может дать несколько алмазов и других дорогих каменьев Казначею для употребления на крест и украсить оный по своей воле».

Кавалеры ордена по уставу должны были иметь высший дворянский или государственный чин, воинское звание не ниже генеральского. Удостоенный ордена имел право на чин генерал-лейтенанта, если был в меньшем звании. От кавалеров требовалось наличие немалого состояния, чтобы «важность сего события поддержать». Одновременно кавалерами ордена могло быть не более 12 россиян. Общее число кавалеров ордена (русских и иностранных подданных) не должно было превышать двадцати четырёх человек.

В 1798 году было утверждено орденское одеяние Кавалеров. Оно состояло из зелёного бархатного плаща, подшитого белой тканью, воротник поверх - из серебряной парчи с серебряными шнурами и такими же кистями. На левой стороне плаща - вышитая орденская Звезда. Одежда под плащом из белой парчи обшита золотым позументом и с крестом на груди из того же позумента. Штаны кашемировые, белые шёлковые чулки, шляпа из чёрного бархата с белым и красным перьями и с Андреевским Крестом, сделанным из небесно-голубой ленты.

До 1797 года (вступление на трон Павла I), почти за 100 лет, кавалерами ордена Святого апостола Андрея Первозванного стал 231 человек. За два века орден получили от 900 до 1100 человек.

При Павле I появился запрет украшать орден драгоценными камнями по своему усмотрению. 5 (по новому стилю 16) апреля 1797 года император Павел I подписал особое установление - первый официальный статут императорского ордена Святого апостола Андрея Первозванного.

Павел I первым начал жаловать орденами лиц духовного звания. Узаконено было Павлом и награждение орденом Андрея младенцев - великих князей мужского при крещении, а князей императорской крови - по достижении ими совершеннолетия**.

С 1855 года к знакам ордена, полученного за военные подвиги, присоединяли два скрещённых золотых меча, помещаемых сверху креста, а на звезде - по центру.

В 1917 году в Советской России награждение орденом было прекращено. Последним кавалером ордена по праву рождения стал князь императорской крови Роман Петрович (1896–1978).

1 июля 1998 года указом президента Российской Федерации Бориса Ельцина (№ 757) орден Святого апостола Андрея Первозванного был восстановлен как высшая награда России.

Кого награждают орденом апостола Андрея первозванного сейчас?

В президентском указе сказано, что орденом Святого апостола Андрея Первозванного награждаются:

Знаки ордена остались без изменения, за исключением положения о том, что лента без ордена на гражданской одежде носится в виде розетки, а на форменной одежде - на планке. Первыми кавалерами ордена стали академик Д. С. Лихачёв, конструктор стрелкового оружия М. Т. Калашников, президент Казахстана Н. Назарбаев и Святейший Патриарх Алексий II.

В июне 2008 года на аукционе Sotheby’s бриллиантовая звезда к ордену Святого Андрея Первозванного, изготовленная около1800 года, была продана за 2,729,250 фунтов (около 5.4 млн долларов), что стало абсолютным рекордом не только для российских наград, но и вообще для орденов. На том же аукционе за 1,721,250 фунтов был продан комплект ордена со знаком и серебряной звездой, изготовленный между 1908 и 1917 годом.

Кем был Андрей Первозванный?

Апостол Андрей, или Андрей Первозванный, был одним из 12 учеников Иисуса Христа, а также приходился братом апостолу Петру.

Согласно Евангелию, братьям Андрею и Петру указал Иисуса Иоанн Креститель: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Первым за Христом последовал Андрей, именно поэтому Андрея принято называть Первозванным. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» - «Пойдите и увидите», - ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. В Евангелии сказано, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были вернуться к семьям и заняться своей обычной работой - рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Вместе с другими учениками апостол Андрей был очевидцем распятия Христа и позже свидетельствовал Его Воскресение.

Предание говорит, что после схождения на учеников Святого Духа, каждый из них отправился проповедовать учение Христово. Андрей Первозванный направился на Восток: прошёл Малую Азию, Фракию и Македонию, оказался у побережья Чёрного моря, прошёл Крым и оттуда добрался до места, где ныне располагается город Киев. Пройдя земли, где проживали славяне, он вернулся во Фракию, где в небольшом, по тем временам, городке Византии основал христианскую общину.

Последним городом, который посетил апостол Андрей, стал греческий город Патры. Андрей Первозванный обратил в христианство большинство его жителей. Однако правитель Патры Эгеат оставался язычником, а учение апостола называл безумием. По его приказу Андрей Первозванный был распят на косом кресте, но в течение трёх дней оставался жив и продолжал проповедовать. Только после молитвы о том, чтобы Господь забрал его к себе, Андрей Первозванный принял мученическую смерть.

Тело апостола было снято с креста и погребено женой Эгеата Максимиллой, которую Андрей Первозванный излечил от тяжкой болезни. В 357 году мощи святого были перенесены в Константинополь, а в 1458 году были положены в Риме, в соборе Святого Петра. Спустя некоторое время Крест был заключён в киот, имеющий форму креста, и в 1980 году был возвращён в Патры и помещён в храме святого Андрея.

Что символизирует Крест Андрея Первозванного?

Считается, что во время своего путешествия в восточные страны он побывал у древних славян и предсказал появление города Киева, где «Бог воздвигнет много церквей». Утверждают, что на территории будущей Руси Андрей оставил свой наперстный (нагрудный) крест и неутомимо проповедовал христианство.

Со времён Петра Великого апостол Андрей считался покровителем Санкт-Петербурга, а Крест Андрея Первозванного стал символом русского флота и запечатлён на Андреевском флаге: на белом полотнище - голубой крест.

*Великое посольство - дипломатическая миссия России в Западную Европу в 1697–1698 годах. Посольство направлялось в Австрию, Саксонию, Бранденбург, Голландию, Англию, Венецию и к папе Римскому. Путь посольства шёл через Ригу и Кёнигсберг в Голландию и Англию, из Англии посольство возвратилось назад в Голландию, а затем оно посетило Вену; до Венеции посольство не доехало.

** Обычай перевязывать новорожденных мальчиков голубой лентой, а новорожденных девочек - розовой лентой, восходит к вышеупомянутому указу Павла I награждать каждого родившегося Великого князя при крещении орденом Святого Андрея Первозванного, а великих княжон - Орденом Святой Екатерины.

*** Исторически сложилось, что означающим организацию, члены которой носят знаки принадлежности к ней, словом «орден» в России теперь, как правило, называют государственную награду.