Водоемы родного края. Конспект урока на тему «Водоёмы нашего края. Сказка о ручейке
Программные задачи: Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Желание изображать обитателей водоёма, используя полученные ранее умения. Развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: спокойная музыка; фото водоёмов родного края; фото, картинки обитателей водоёмов родного края, акварельные краски, кисти, альбомные листы, стаканчики с водой.
Ход занятия:
Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о водоёмах нашего родного края, области.
Давайте вспомним, в какой области мы с вами живём? (Тамбовская обл.)
В Тамбовской области много рек, маленьких речушек, прудов, т. е. водоёмов.
А какие водоёмы знаете вы, расскажите. (Ответы детей)
А на какой реке построен наш город? (На реке Цне)
Давайте с ней поближе познакомимся.
И так, Цна – это река в Тамбовской и Рязанской областях России. Начинается она в Сампурском районе от слияния речек Белый Плёс и Мокрая Вершина. Принимает справа и слева многочисленные притоки: Кариан - длина 48 км, Липовица - 52 км, Лесной Тамбов - 89 км, Челновая - 121 км, Керша с Хмелиной - 86 и 49 км, Кашма с Большим и Малым Ломовисом - соответственно 111, 106, 66 км, Серп - 66 км и др. Русло этой равнинной реки извилисто, берега луговые. Часты мели и перекаты. Много водорослей, зарослей камыша и тростника. Правый берег Цны населен мало. А на левом основан наш с вами город Тамбов. (Демонстрация фото)
Следующая река, с которой я хочу вас познакомить, называется Битюг.
Битюг - река в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях России, левый приток Дона. Длина - 379 км. Протекает по Окско-Донской равнине. Долина местами заболочена. Правый берег высокий, покрыт лиственными лесами; левый берег низкий, распаханная степь. На реке Битюг и его притоках расположены города и посёлки городского типа Новопокровка, Мордово, Эртиль, Анна, Бобров. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плёсы и заводи, быстрые, узкие протоки - всё это заметно при плавании по Битюгу. В её водах водятся краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим. (Демонстрация фото)
Следующая река - Ворона - река, протекающая по территории Пензенской, Тамбовской и Воронежской области России. Является правым притоком реки Хопёр. Относится к бассейну Азовского моря и бассейну рек Хопер и Дон. Река берет начало возле села Новая Каштановка Белинского района Пензенской области России. Далее протекает по Гавриловскому, Уметскому, Кирсановскому, Инжавинскому, Уваровскому, Ржаксинскому, Мучкапскому районах Тамбовской области России и в падает в реку Хопер около города Борисоглебск, Борисоглебского района Воронежской области России. Протяженность реки Ворона 454 км. Протекает по лесостепной и степной зоне. Почти повсеместно по берегам реки растет широкой полосой лес: березовые рощи, вязи, ивы, сосняки, орешники (лещина) , растут также дубы, ольха, ветла, ясень и осины. Сосновые и еловые леса редкость.
И последняя река, с которой мы сегодня познакомимся – это река Воронеж.
Воронеж – левый приток Дона в России. Протекает по территории Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. Равнинная река, образуется при слиянии Польногого Воронежа и Лесного Воронежа. Длина реки Воронеж – 342 км. Лесной Воронеж берёт своё начало у деревни Пушкино Ухоловского р-на Рязанской области. Правый берег реки высокий, крутой, левый – пологий. В пойме реки много озёр – стариц. Наиболее крупные – Андреевское, Гать, Яблочное и Спасское. Вот такая река, Воронеж!
Физкультминутка:
Каждый день по утрам делаем зарядку.
Очень нравится нам все делать по порядку:
Весело шагать, руки поднимать.
Руки опускать, приседать и вставать.
А теперь давайте рассмотрим обитателей этих рек и водоёмов.
Краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим, рак. (Демонстрация изображений)
Ребята, я предлагаю вам нарисовать кого-нибудь из них, кто вам больше понравился.
Пальчиковая гимнастика:
Волк – серьезный, грозный зверь.
С недовольной, злою миной,
Зайцу уши натрепал
И еще пообещал:
- То ли будет впереди
Ну, заяц, погоди!
Изобразить пальцами правой руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху (ухо) , мизинчик отведен вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем («открывается пасть волка» )
Во время рисования оказать помощь, словесные указания.
Выставка, обсуждение детских работ.
Итог занятия:
И так, давайте уточним, с какими реками мы сегодня познакомились? (Цна, Битюг, Ворона, Воронеж)
А кого мы сегодня рисовали? (Обитателей водоёмов родного края)
Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.
Обучающие:
- повторить части реки;
- учить различать водоёмы;
- познакомить с разнообразием водоёмов родного края;
Развивающие:
- развивать познавательную активность;
- способствовать развитию логического мышления, речи, воображения
- формировать умение анализировать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы
Воспитательные:
- воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
- воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.
Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.
Универсальные учебные действия:
Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.
Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные:
- Общеучебные
Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.
Ход урока
– Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!
2. Активизация мыслительной деятельности.
Сегодня край наш будем изучать.
Выводы делать и рассуждать.
А чтобы урок пошел каждому впрок,
Снова в работу включайся, дружок!
Новое всем предстоит узнавать.
Друзьям об этом потом рассказать.
А начинаем мы с разминки.
– Кругом вода, а с питьем беда? (Море .)
– Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото. )
– Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Река .)Стоит корыто
Полно воды налито. (Озеро или пруд .)
Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник .)
– Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы .)
– Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой .)
– Какой водоем будет лишним в данной группе:
Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода .)
– Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем .)
– Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде. )
– Молодцы! И мы продолжаем путешествие.
3. Постановка цели.
– Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка .)
– Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются. )
(Приложение 1 , Слайд 1 )
4. Новый материал.
1) родник.
– Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2
– Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками .)
– У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью .)
– Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.
– Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток ).
Игра «Ниточки».
Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.
Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка .)
– Почему ее так назвали?
(Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)
– Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.
Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).
Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.
В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.
А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7
– Как называется место впадения реки в другой водоем?
(Место впадения называется устье.)
3). Физкультминутка.
«Речка волнуется…»
Речка волнуется раз,
Речка волнуется два,
Речка волнуется три,
Речная фигура
На месте замри.
– Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду. )
– И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные ).
– Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды ). Слайд 8
– Какие пруды нашего села знаете вы?
Игра «Угадай-ка»
– Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12
Историческая справка.
Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.
Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.
Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)
5) Тревога.
– Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13
– Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов. )
– В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.
Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14
– Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши .)
5. Закрепление.
Класс делится на две группы.
Общее задание для групп:
нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.
1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)
2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).
6. Итог урока.
– Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники .)
– На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)
– Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )
Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!
7. Домашнее задание.
Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».
8. Рефлексия.
Ученики получают нарисованную капельку воды.
Если было интересно – капелька улыбается.
Не было интересно, скучно – капелька грустит.
Конспект открытого урока
по курсу «Я и мой мир» ,
проведённого в рамках районного семинара
по правоведению для директоров школ Ломоносовского района
тема: «Водоёмы родного края»
3 класс
Цели и задачи урока:
1. Познакомить учащихся с разнообразием водоёмов нашего города.
2. Дать начальное представление о географической карте города и его окрестностей как чертеже больших пространств.
3. Развитие у детей пространственных представлений, наблюдательности.
4. Познакомить детей с мерами охраны и разумного использования воды.
5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.
Оборудование урока:
1. Плаксин А. А. «Материалы для бесед по краеведению с детьми», Ломоносов, 1995 г.
2. Физическая карта России.
3. Фотографии водоёмов города и окрестностей.
4. Карточки из белого картона для индивидуальной работы.
5. Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов.
Ход урока:
1. Организационный момент.
Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: ручка, карандаш, цветные карандаши, лист белого картона, книга А. А. Плаксина «Материалы для бесед по краеведению с детьми».
2. Повторение изученного материала.
Кроссворд на доске:
1 о | |||||||
2 и | |||||||
3 в | |||||||
4 т |
1) Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает?
2) Не колючий, светло-синий,
По кустам развешан…
3) Неизвестно, где живёт…
Налетит – деревья гнёт.
Засвистит по речке дрожь.
Озорник, а не уймёшь.
4) Нахмурится, насупиться,
В слёзы ударится –
Ничего не останется.
Иней, ветер, туча – дайте общее название. (Явления природы).
Наблюдали ли вы эти явления природы в городе Ломоносове? Расскажите, где и когда.
Какие изменения происходят в нашей местности осенью по сравнению с летом?
Какое слово спряталось в нашем кроссворде? (Нева).
Что это такое?
Где протекает эта река? (в Санкт – Петербурге)
А в Ломоносове есть реки?
Какая река протекает в нашем городе? (Кароста, ранее она называлась Раста).
3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи
Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с нашей рекой, узнаем о ней и её друзьях много нового. Как вы думаете, кто друзья Каросты? (Ответы и предположения детей).
Верно, это озёра, пруды, ручьи, болота, залив. Попробуйте объединить всё названное общим понятием. (Предположения детей).
Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока:
В о д о ё м ы
4.Работа над новым материалом.
На доске: карта России.
Посмотрите на карту. Это карта нашей Родины – России.
Как найти на карте водоёмы? (Они показаны синим цветом).
А как найти сушу? (Жёлтый, зелёный, коричневый цвет).
Положите перед собой лист белого картона. На нём уже кое-что обозначено, чтобы вам легче было работать. Мы будем путешествовать по карте вместе.
Найдите у себя на листе большую синюю точку. Это начало нашей реки –
ИСТОК. Напиши это слово над точкой.
Где же исток Каросты? Угадай.
«Все обходят это место:
Здесь земля как будто тесто,
Здесь осоки, кочки, мхи…
Нет опоры для ноги». (Болото)
В болоте, как в копилке, всегда есть запас воды, а это очень важно, ведь многие ручейки и реки берут своё начало в болотах. Наша Кароста берёт своё начало в Сюрьевском болоте. Там её исток.
«К маме-речке бегу
И молчать не могу.
Я сын её родной,
А родился весной». (Ручей)
(Стихотворение К.Рязанова «Ручей» из материалов для бесед по краеведению А.А. Плаксина читает ученик).
« Под елью пушистой, высокой, зелёной,
Лесной ручеёк протекает студёный.
То звонко журчит он, как будто с травою,
Ведёт разговор свой, то смолкнет порою.
В лесу разливается тихая трель.
В ручье отражается стройная ель.
Он путника в полдень прохладой встречает
И влагою жажду его утоляет.
Вода ключевая прозрачна до дна,
Она даже летом всегда холодна».
Куда же привёл нас ручей? Это мы после физкультминутки и узнаем.
Физкультминутка.
«Рыбки весело плескались
В чистой, свеженькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке».
Итак, куда же привёл нас ручей? (К пруду).
(Стихотворение В. Морозова «Пруд» читает ученик).
«Вот пруд. Красивее на свете
Никто из нас, пожалуй, не встречал.
И на него глядим мы, словно дети,
Попавшие впервые на причал.
В него глядятся сосны, ветки ив,
В нём – облака и солнце. И этот пруд,
Пожалуй, потому-то и красив,
Что всё вот это отражено тут».
Место, где ручей или река впадает в пруд, озеро или море называется УСТЬЕ.
Подпиши, раскрась. Пруд тоже раскрась. Каким цветом?
Как называется этот пруд? (Красный).
Подпиши название с большой буквы.
Более верное название пруда – Верхний, т.к. есть ещё и Нижний. Пруд был сооружён людьми одновременно со строительством дворцов и парков в 18 веке. На прудах катались на лодках, а вода летом расходовалась в парках для фонтанов и водопадов.
Кто водится в пруду? Угадай. Рассмотри иллюстрации.
1) Блещет в речке чистой
Спинкой серебристой. (Рыбы)
2) Хвостом виляет,
Зубаста, а не лает. (Щука)
3) На муху, по верху, со дна ли
Меня поймаешь ты едва ли. (Налим)
Кто водится по берегам пруда и в камышах?
«Вдоль по речке, по водице
Плывёт лодок вереница.
Впереди корабль плывёт
За собою всех ведёт.
Вёсел нет у малых лодок,
А кораблик больно ходок.
Вправо, влево, взад, вперёд
Всю ватагу поведёт». (Утка с утятами)
Кроме Красного пруда в наших парках много водоёмов. Какие вы видели?
Пруд «П», пруд Китайского дворца, Фигурные пруды, пруды у городских домов. Зачем они? (Для тушения пожаров – пожарные пруды).
Физкультминутка.
Исток
-_- _
Красный
Пруд Нижний
Кароста пруд Кароста
Устье
Финский
Залив
Итак, пруд плавно переходит в речку Каросту. О чём они разговаривают? Давайте послушаем инсценировку рассказа А.А. Плаксина «Разговор реки и пруда». Участвуют два ученика.
«Однажды река, вытекая из пруда, прежде чем спрыгнуть на ступеньки водопада, оглянулась на него и говорит:
Река: Чем мы с тобой похожи, Пруд? А вот чем, я сама не разберусь.
Пруд: Вот чудачка, чего уж тут не понять! Вода у нас одинаковая, только называют нас по-разному.
Река : Ну, нет! Не только это. И у тебя, и у меня есть дно, усеянное камнями, и берега, заросшие деревьями и кустами, в которых гнездятся птицы.
Пруд : Зато ты многим от меня отличаешься. Ты длинная, но узкая, а я широкий, солидный. У тебя два берега – правый и левый, а у меня кругом одни берега.
Река : Теперь я поняла, что мы с тобой мало похожи друг на друга. Ты домосед, всё время на одном месте, а я свободная, бегу по свету, любуюсь берегами, всё вижу, всё знаю!
Пруд : Ты никак не можешь напиться, уже сотни лет я отдаю тебе воду, а тебе всё мало! Ты бежишь, шумишь, бурлишь, а я всегда спокоен. Видишь, как я на тебя не похож.
Река : Ты прав, пруд! Мы разные! Прощай, пруд, я тороплюсь к морю!
В чём сходство реки и пруда?
Чем отличается река от пруда?
Почему река всегда в движении?
Чем отличаются берега этих двух водоёмов?
Раскрась речку, подпиши название.
Большая ли наша река?
Можем ли мы по ней плыть?
Какое у неё дно?
По пути в Каросту впадает много ручейков. Это её притоки. Они пополняют воды реки. Вода красновато-бурого цвета, т.к. она несёт из болота частички перегнивших слежавшихся растений – ТОРФ.
Есть ли на реке водопады? (Да.)
Где они находятся?
Они естественные или их создал человек? (Были естественные, но человек «одел» их в камень).
Есть ли на Каросте мосты? (Да.)
Сколько их, как вы думаете? (Предположения детей).
Через Каросту перекинуто 11 мостов! Из них 5 на территории парка, 2 на Иликовском шоссе, 4 на территории города. В городе – в бетонном желобе – от наводнений.
Покажи на карте место, где Кароста впадает в более крупный водоём. Как оно называется? (Устье).
Куда же впадает Кароста?
Раскрась и надпиши: Финский залив.
Исток
Устье
Красный
Пруд Кароста Нижний
Пруд Кароста
Устье
Финский
Залив
Город Ломоносов расположен вдоль южного берега Финского залива. А какой он: большой или маленький, глубокий или мелкий?
Финский залив – это часть Балтийского моря, которое в свою очередь является частью Атлантического океана. В районе г. Ломоносова глубины 2-4 метра, т. Е. относительно неглубоко. Вода солёная, но не такая, как в море, т.к. в залив впадает много пресноводных рек. По заливу перевозят грузы на судах. Пассажиров – паромы. Построена дамба для защиты от наводнений.
Фото: Гавань - ранее и теперь.
А где люди берут воду для приготовления пищи? (Раньше – из колодцев или у водовоза. А сейчас?)
В водопровод вода поступает из Варварицких ключей и Невского водопровода, т.к. тот был старый, а население увеличилось. Экономно расходуйте воду!
Как вы можете помочь в охране водоёмов? (Предположения детей).
4. Подведение итогов, обобщение.
Какая река протекает через город Ломоносов и его парки?
Где она начинается?
Для каких целей люди сооружают пруды?
Для чего в парках? В городе?
Чем похожи река и пруд?
Чем отличаются?
Какие пруды нашего города вы знаете?
Откуда берётся вода в кранах ваших домов?
Как нужно охранять водоёмы?
Карта водоёмов города Ломоносова остаётся у вас на память об уроке.
5. Домашнее задание.
Нарисуй один из водоёмов нашего города и подготовь о нём рассказ.
с. 1
Окружающий мир 4 класс
Тема: «Водоёмы нашего края»
Провела: Апарина Н. И.
Тема: «Водоёмы нашего края»
Цели урока:
Сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края.
Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной.
Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
Ход урока.
Сегодня мы отправимся туда,
Где пресная плещется вода.
Чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.
|
Вопросы к кроссворду:
Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.
Место, где река берёт своё начало,
Нижняя часть горы, холма.
Есть у оврага, горы, холма.
Самое тёплое море России.
Форма поверхности.
Вся территория земной поверхности разделена на природные...
Проверка знаний и умений.
Но сначала о поверхности нашего края рассказ.
Какие формы поверхности вы знаете?
Расскажите, как образуются овраги?
Как остановить образование оврагов?
Как нужно проводить вспашку около склонов?
Замените, одним словом:
Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.
Углубления с пологими, заросшими растениями склонами.
Возвышенность высотой от 200 до 500 метров.
Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров.
Углубление с крутыми осыпающимися склонами.
Графический диктант.
(если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -)
Формы земной поверхности – это равнины и горы .
Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.
Терриконы – это горы, созданные природой.
Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.
Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?
Овраги и балки украшают поверхность родного края.
(+, -, - ,+, +. -)
Работа над новой темой.
Я и тучка и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.
Каким цветом обозначена вода на карте?
Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему?
Одинакова ли вода на вкус?
Какая вода в водоёмах нашего края?
Где вода солёная?
Какие водоёмы вы знаете?
Давайте, разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой – естественные и созданные человеком – искусственные.
Водоёмы
А сейчас поработаем с картой нашего края.
Какие водоёмы расположены на территории нашего края?
Рассказ учителя.
Главная река Саратовской области – Волга. Много ласковых слов сказал об этой реке русский народ, называя её кормилицей, красавицей матушкой. Волга исстари живёт в легендах и сказаниях, в песнях и книгах . Это одна из великих рек мира и самая большая в Европе. У неё очень извилистое русло длиной 420 километров. Волга судоходна. Широко используется для орошения степей Заволжья. В Заволжье много каналов . На Волге много гидроэлектростанций. Волга богата рыбой, в ней насчитывается 75 видов рыб. Волга – любимое место отдыха жителей нашей области.
Широко известны реки – Большой и Малый Иргиз, Хопёр, Медведица.
- Как называется место, где река берёт своё начало?
А как называется место впадения реки в другую большую реку или море?
Что ещё имеет река?
Правильно, притоки. Река течёт по руслу и у неё есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.
А как мы это узнаём?
Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.
Физ. минутка.
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд.
Мы на пляже,
Солнце жжёт.
Побежим скорей в реку,
Окунёмся, поплывём.
Ах, какая благодать!
Но и меру надо знать.
Побежим скорее в класс,
Там послушаем рассказ.
Продолжение изучения новой темы.
Мы отдыхали, значит, водоём – место отдыха людей.
А ещё что вы знаете о значении водоёмов?
Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоём – это дом для растений и животных . Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.
Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведём себя у водоёма?
Прочитайте об этом в учебнике на странице 155 – 156. – Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?
В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества , поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоёмов. С талой водой и дождевой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого.
VI. Закрепление изученного.
Составление памятки «Правила поведения у водоёма»
Памятка.
Не оставляй мусор на берегу.
Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.
В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.
Будь осторожен при купании.
Не бросай мусор в воду.
Итог урока. Оценки.
На какие две группы делятся водоёмы?
Какое значение в природе имеют водоёмы?
Как мы должны охранять водоёмы?
с. 1
Когда в курсе природоведения изучают тему "Водоемы нашего края", педагог знакомит детей с теми водоемами, около которых они живут, – ведь эти природные объекты ближе и понятнее, чем те, которые находятся на расстоянии.
Но, заканчивая начальную школу, ее выпускники должны уметь называть крупные реки, озера и моря нашей страны, показывать их на карте.
Материал, предложенный нашими авторами, поможет расширить кругозор ваших учеников, приблизить далекие природные объекты, вызвать у ребят интерес к их изучению.
А тему мы назовем "Водоемы нашего края".
Хамида АКИЛОВА,
Астраханская обл.,
с. Тузуклей
Поволжье
Тема. "Водоемы нашего края. Поволжье".
Цели. Познакомить с разнообразием водоемов родного края, составить устное описание главной реки нашего края – Волги; раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать умения определять географическое положение объекта на карте, самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой; воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.
Оборудование. Физическая карта, названия станций, схематическое изображение Волги с рукавами для учителя и детей, лист с заданиями для тестирования, выставка книг, Красная книга (Астраханская страница), кроссворд.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Сообщение темы урока
Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова астраханского поэта Б.Филиппова.
Здесь нет лесов –
Солончаки,
Да камышей густые гривы,
Да Волги-матушки реки
Необозримые просторы.
Сегодня мы отправимся в новое путешествие по родному краю и познакомимся с его водоемами, их значением.
III. Знакомство с новым материалом
У.
Водоемы – это места скопления
или хранения воды. Водоемы бывают искусственные
и естественные. Естественные водоемы возникли в
природе самостоятельно, а искусственные созданы
человеком.
К естественным относятся ручей, река, озеро, море.
К искусственным – водохранилище, пруд, канал.
Какие водоемы нашего края вы знаете?
Дети отвечают.
– Вами была названа река Волга.
Волга – это естественный или искусственный
водоем?
Д. Естественный.
У.
Чтобы лучше познакомиться с
Волгой, мы совершим путешествие по станциям.
Первая станция – "Историческая". Река Волга
– самая длинная река в Европе, это национальная
гордость России. Только эту реку называют самым
дорогим словом на земле – "матушка". С какой
гордостью каждый астраханец сообщает, что он
родился и живет на Волге! О ней слагают песни,
сказания, легенды.
Заранее подготовленный ученик рассказывает одну из легенд.
Д. Сведения о Волге встречаются в трудах ученых и путешественников Древних и Средних веков. Первое упоминание о ней – как о реке Ра, затем она описывается под именем Эдель, но чаще Этиль. Предполагается, что современное название реки произошло от древнерусского слова "волога" – влага. На Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской области на высоте 256 метров над уровнем моря выбивается на земную поверхность родничок с прозрачной и холодной водой. Этот тоненький ручеек и дает начало реке Волге, которая впадает в Каспийское море.
Вот отсюда, именно отсюда,
Из глубины лесного родника
Выбегает голубое чудо –
Русская великая река.
У.
На первых десятках километров
узенькая Волга протекает через несколько
небольших озер, и только после впадения в нее
реки Семежаровки вытекающая из озера Селигер
Волга становится полноводной. Течет эта река по
низинам Восточно-Европейской равнины.
Путешествуя дальше, мы оказываемся на станции
"Географо-краеведческая". Вспомните, что
такое исток, устье, приток, рукав.
Д.
Исток – это место, где река
начинается.
– Устье – место, где река впадает в озеро или
море.
– Приток – река, впадающая в другую реку или
море.
– Рукав – ответвление от главного русла реки.
У.
Долгий путь –
3530 километров проходит Волга от истока до
впадения в Каспийское море, принимая все новые и
новые притоки. В нижнем течении у Волги притоков
нет. Около города Волгограда она поворачивает
на юго-восток к Приволжской низменности, у
города Волжского от нее отделяется к востоку
крупный рукав – река Ахтуба, к северу от
города Астрахани от Волги отделяется рукав
Бузан. Самыми крупными рукавами являются реки
Бахтемир, Болда, Кигач.
От рукава Болда отделяется маленькая речка
Тузуклейка, на берегу которой мы с вами живем.
Положите перед собой схемы. Обозначим на них
названия рукавов реки Волги.
Дети выполняют задание вместе с учителем.
– Для реки характерно весенне-летнее половодье. Течение спокойное, медленное, зависит от поверхности (равнинное).
IV. Физкультминутка
У.
Эй, лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
Вот широкая река,
В ней холодная вода.
Пейте! Хороша водица.
Постучим копытцем!
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали все домой.
Раз-два – выше голова!
Три-четыре – руки шире!
Пять-шесть – тихо сесть.
V. Знакомство с новым материалом (продолжение)
У. Следующая станция – "Исследовательская".
Водоемы – это места, где живут разнообразные живые существа. Нашу область правильно называют рыбацким краем, потому что в наших водах обитает очень много разной рыбы. Давайте исследуем, какую рыбу можно встретить в наших реках.
Отгадайте загадки.
На дне, где тихо и темно
Лежит усатое бревно.
Д. Сом.
У.
Толстый, жирный, не ленивый
И по-своему красивый
Живет он в Волге и речке Бузан,
А зовут его...
Д. Сазан.
У.
Я скажу, не хвастая, –
Рыба я зубастая.
Тот, кто по реке плывет,
Мне на зубы попадет.
Д. Щука.
У.
Ах, ты, модница-красавица,
Твой наряд всем очень нравится!
За красные плавники тебе "пять" –
Ярка рыбка...
Д. Красноперка.
У. А каких еще рыб вы знаете?
Дети отвечают.
– Каких еще представителей животного мира водоемов вы знаете? Какие растения растут в водоемах?
Выслушиваются ответы детей.
– Разгадайте кроссворд, и вы назовете еще несколько растений, встречающихся на Волге.
На доске:
Вопросы
По горизонтали :
2. Водяной орех.
4. Сам стоит он в луже, и промокли лапки,
Голова снаружи в темно-бурой шапке.
По вертикали :
1. Ближний родственник рогоза.
3. Роза Каспия.
Ответы
По горизонтали : 2. Чилим. 4. Рогоз.
По вертикали : 1. Камыш. 3. Лотос.
У. К сожалению, многие растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.
Учитель показывает растения.
– Если вы хотите больше узнать о растительном и животном мире родного края, я предлагаю вам прочитать эти книги.
Учитель показывает книги об Астраханском крае, реке Волге.
– Прочитайте их, и вы откроете для себя таинственный мир природы нашего края. В природе прекрасно все, но вода – краса всей природы.
Мы достигли станции
"Промышленно-хозяйственная". В теле рыб
содержится до 70–80 процентов воды. Растения тоже
не могут обойтись без воды. Вода доставляет из
почвы питательные вещества, регулирует
температуру растений, испаряясь с поверхности
листьев, она предохраняет их от перегрева.
А как вы думаете, для чего нужна вода?
Д. С помощью воды мы пьем, готовим, моемся.
У.
Вода необходима не только для
питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, она
нужна для поддержки чистоты в жилищах. Ни одна
отрасль промышленности не обходится без воды. По
реке человек передвигается на лодках,
теплоходах, перевозит продукты, лес, машины. Вода,
отведенная в оросительные каналы, позволяет
выращивать хорошие урожаи. На фабриках и заводах
вода используется для изготовления бумаги,
выпечки хлеба и еще для многого другого.
Наша самая последняя станция –
"Экологическая". Все вы знаете сказку
Пушкина о том, как в стародавние времена поймал
старик золотую рыбку. А как это происходит
сегодня?
Разыгрывается сценка.
Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.
Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!
У. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!
Д. Наверное, вода в речке была грязной.
У. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?
Выслушиваются ответы детей.
– Хозяйственная деятельность
человека часто приводит к загрязнению воды,
гибели живой природы, а это прежде всего вредит
его собственному здоровью, так как он пьет воду,
использует в пищу разнообразных животных и
растения.
В Волге и в нашей речке содержатся тяжелые
металлы, нефтепродукты, ядохимикаты, моющие
средства и другие вредные примеси.
Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода!
Что надо делать, чтобы так было?
Д. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не сбрасывать промышленные отходы, ставить на предприятиях очистительные фильтры.
VI. Итог урока
У. Вот мы и познакомились с водоемами нашего края. Что нового вы узнали о Волге?
Выслушиваются ответы детей.
– Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме "Водоемы", предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме.
Обведите кружочком варианты правильных ответов.
1. К искусственным водоемам относятся:
а ) море;
б ) водохранилище;
в ) озеро.
2. Началом реки называется:
а ) рукав;
б ) устье;
в ) исток.
3. Ответвление от главного русла реки называется:
а ) приток;
б ) рукав;
в ) исток.