Водоемы родного края. Конспект урока на тему «Водоёмы нашего края. Сказка о ручейке

Программные задачи: Совершенствовать знания о родном крае; развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе. Желание изображать обитателей водоёма, используя полученные ранее умения. Развивать мелкую моторику рук.

Оборудование: спокойная музыка; фото водоёмов родного края; фото, картинки обитателей водоёмов родного края, акварельные краски, кисти, альбомные листы, стаканчики с водой.

Ход занятия:

Ребята, сегодня я хочу рассказать вам о водоёмах нашего родного края, области.

Давайте вспомним, в какой области мы с вами живём? (Тамбовская обл.)

В Тамбовской области много рек, маленьких речушек, прудов, т. е. водоёмов.

А какие водоёмы знаете вы, расскажите. (Ответы детей)

А на какой реке построен наш город? (На реке Цне)

Давайте с ней поближе познакомимся.

И так, Цна – это река в Тамбовской и Рязанской областях России. Начинается она в Сампурском районе от слияния речек Белый Плёс и Мокрая Вершина. Принимает справа и слева многочисленные притоки: Кариан - длина 48 км, Липовица - 52 км, Лесной Тамбов - 89 км, Челновая - 121 км, Керша с Хмелиной - 86 и 49 км, Кашма с Большим и Малым Ломовисом - соответственно 111, 106, 66 км, Серп - 66 км и др. Русло этой равнинной реки извилисто, берега луговые. Часты мели и перекаты. Много водорослей, зарослей камыша и тростника. Правый берег Цны населен мало. А на левом основан наш с вами город Тамбов. (Демонстрация фото)

Следующая река, с которой я хочу вас познакомить, называется Битюг.

Битюг - река в Тамбовской, Липецкой и Воронежской областях России, левый приток Дона. Длина - 379 км. Протекает по Окско-Донской равнине. Долина местами заболочена. Правый берег высокий, покрыт лиственными лесами; левый берег низкий, распаханная степь. На реке Битюг и его притоках расположены города и посёлки городского типа Новопокровка, Мордово, Эртиль, Анна, Бобров. Дубовые леса, тростниковые заросли, редкие на этой широте сосновые боры, песчаные пляжи, широкие плёсы и заводи, быстрые, узкие протоки - всё это заметно при плавании по Битюгу. В её водах водятся краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим. (Демонстрация фото)

Следующая река - Ворона - река, протекающая по территории Пензенской, Тамбовской и Воронежской области России. Является правым притоком реки Хопёр. Относится к бассейну Азовского моря и бассейну рек Хопер и Дон. Река берет начало возле села Новая Каштановка Белинского района Пензенской области России. Далее протекает по Гавриловскому, Уметскому, Кирсановскому, Инжавинскому, Уваровскому, Ржаксинскому, Мучкапскому районах Тамбовской области России и в падает в реку Хопер около города Борисоглебск, Борисоглебского района Воронежской области России. Протяженность реки Ворона 454 км. Протекает по лесостепной и степной зоне. Почти повсеместно по берегам реки растет широкой полосой лес: березовые рощи, вязи, ивы, сосняки, орешники (лещина) , растут также дубы, ольха, ветла, ясень и осины. Сосновые и еловые леса редкость.

И последняя река, с которой мы сегодня познакомимся – это река Воронеж.

Воронеж – левый приток Дона в России. Протекает по территории Тамбовской, Липецкой и Воронежской областей. Равнинная река, образуется при слиянии Польногого Воронежа и Лесного Воронежа. Длина реки Воронеж – 342 км. Лесной Воронеж берёт своё начало у деревни Пушкино Ухоловского р-на Рязанской области. Правый берег реки высокий, крутой, левый – пологий. В пойме реки много озёр – стариц. Наиболее крупные – Андреевское, Гать, Яблочное и Спасское. Вот такая река, Воронеж!

Физкультминутка:

Каждый день по утрам делаем зарядку.

Очень нравится нам все делать по порядку:

Весело шагать, руки поднимать.

Руки опускать, приседать и вставать.

А теперь давайте рассмотрим обитателей этих рек и водоёмов.

Краснопёрка, плотва, ёрш, голавль, щука, язь, лещ, окунь, карась, линь, налим, рак. (Демонстрация изображений)

Ребята, я предлагаю вам нарисовать кого-нибудь из них, кто вам больше понравился.

Пальчиковая гимнастика:

Волк – серьезный, грозный зверь.

С недовольной, злою миной,

Зайцу уши натрепал

И еще пообещал:

  • То ли будет впереди

Ну, заяц, погоди!

Изобразить пальцами правой руки волчью морду: ладонь прямая, большой палец поднят кверху (ухо) , мизинчик отведен вниз и то сходится, то расходится с безымянным пальцем («открывается пасть волка» )

Во время рисования оказать помощь, словесные указания.

Выставка, обсуждение детских работ.

Итог занятия:

И так, давайте уточним, с какими реками мы сегодня познакомились? (Цна, Битюг, Ворона, Воронеж)

А кого мы сегодня рисовали? (Обитателей водоёмов родного края)

Цель: Создать условия для ознакомления с различными видами водоемов родного края.

Обучающие:

  • повторить части реки;
  • учить различать водоёмы;
  • познакомить с разнообразием водоёмов родного края;

Развивающие:

Воспитательные:

  • воспитывать экологическую культуру поведения в природе;
  • воспитывать чувство принадлежности к малой Родине, через изучение природы родного края.

Оборудование: карточки с отгадками, нити голубого и синего цвета, презентация «Водоемы родного края», рисунки капельки воды, листы бумаги, цветные карандаши.

Универсальные учебные действия:

Личностные: понимать важность соблюдения правил поведения в природе, обретение чувства любви к природе, родному краю.

Регулятивные: проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.

Познавательные:

  • Общеучебные
: осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую задачи, осуществлять поиск информации, собственных наблюдениях объектов природы.
  • Логические
  • : перерабатывать полученную информацию, сравнивать и группировать факты, определять причины событий.

    Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    – Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение! Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне! Постараемся сохранить наше настроение до конца урока!

    2. Активизация мыслительной деятельности.

    Сегодня край наш будем изучать.
    Выводы делать и рассуждать.
    А чтобы урок пошел каждому впрок,
    Снова в работу включайся, дружок!
    Новое всем предстоит узнавать.
    Друзьям об этом потом рассказать.

    А начинаем мы с разминки.

    – Кругом вода, а с питьем беда? (Море .)

    – Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не уйдешь. (Болото. )

    – Течет, течет – не вытечет,
    Бежит, бежит – не выбежит. (Река .)

    Стоит корыто
    Полно воды налито. (Озеро или пруд .)

    Летом в зной угостит водой ледяной. (Родник .)

    – Какое общее название можно дать нашим отгадкам. (Это водоемы .)

    – Что такое водоем? (Большое углубление, заполненное водой .)

    – Какой водоем будет лишним в данной группе:

    Река, болото, море, пруд, озеро, родник. (Море – соленая вода .)

    – Кто думает иначе? (Пруд – это искусственный водоем .)

    – Какое значение в природе имеют водоемы? (Водоемы дают воду для питья и полива, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию, лекарство, место отдыха. Все живые существа нуждаются в воде. )

    – Молодцы! И мы продолжаем путешествие.

    3. Постановка цели.

    – Ребята, знаете ли вы, какие водоемы есть в нашем селе Семьяны? (В селе есть пруды, речка .)

    – Какую учебную задачу мы поставим сегодня перед собой на уроке? (Нам нужно узнать какие еще водоемы есть в Семьянах, как они называются. )

    (Приложение 1 , Слайд 1 )

    4. Новый материал.

    1) родник.

    – Ребята, а где можно взять самую чистую и холодную воду? (Самую чистую и холодную воду мы можем взять в роднике). Слайд 2

    – Родник нам даст чистую воду, а вода это источник жизни на Земле. Поэтому родники еще называют – …… (Родники также называют источниками .)

    – У нас в Семьянах есть источник, который называют Святым. Как вы думаете почему? Слайд 3. (Он находится рядом с церковью .)

    – Вода в нем не только чистая, но и святая т.к. считается, что протекает под церковью.

    – Роднику мало места. Слайд 4 .И он превращается в ручеек. Чем больше ручьев соединяется вместе, тем ручей становится шире и глубже. Так ручей образует реку. Начало реки называется….. (исток ).

    Игра «Ниточки».

    Дети берут ниточки, это ручейки. Когда они соединяются вместе, образуется река. Место соединения – исток.

    Какая река протекает в нашем селе? Слайд 5 (В селе Семьяны протекает небольшая речка – Семьянка .)

    – Почему ее так назвали?

    (Обучающиеся высказывают свои предположения: так называется наше село. Жило 7 семей, село стоит на семи ямах и т.д.)

    – Слово «Семьяна» состоит из двух самостоятельных компонентов, что в переводе с древнемарийского языка: «яна» – река, «Сем» – черный. Поселение на реке стали называть – Семьяны, а сама речка уже по нему – Семьянка.

    Сама речка небольшая. Длина около 20 километров, имеет один левый приток Малая Семьянка (Евлашка).

    Раньше (лет 30 назад) в Семьянке водилось много рыбы, женщины ходили на реку полоскать белье. А по берегам было много колодцев. С каждым годом речка мелет и становится похожа на небольшой ручей.

    В какой водоем впадает Семьянка? (река Сура). Слайд 6.

    А река Сура уже впадает в реку…. Слайд 7

    – Как называется место впадения реки в другой водоем?

    (Место впадения называется устье.)

    3). Физкультминутка.

    «Речка волнуется…»

    Речка волнуется раз,
    Речка волнуется два,
    Речка волнуется три,
    Речная фигура
    На месте замри.

    – Человек всегда селился около воды. Почему? (Вода – источник жизни, нужна для хозяйства, питья, дает еду. )

    – И если воды недостаточно он научился создавать водоемы. Водоемы, которые создал человек, мы называем… (искусственные ).

    – Какие искусственные водоемы есть в нашем селе? (Пруды ). Слайд 8

    – Какие пруды нашего села знаете вы?

    Игра «Угадай-ка»

    – Я буду показывать пруд, а вы должны назвать его. Слайд 9-12

    Историческая справка.

    Аршинов пруд – получил название по прозвищу мужчины, который жил рядом с прудом. Аршин – мера длины равная 71см.

    Большинство прудов имеют название по месту расположения: Чечулинский, Школьные, Лопатинский, Рябинки, Мелешный, Первые и Вторые елочки, Гузнинский.

    Сколько прудов можно встретить в окрестностях нашего села? (16)

    5) Тревога.

    – Мы любим отдыхать на прудах, но… Слайд 13

    – Назовите причины загрязнения водоемов. (Бытовое загрязнение: мусор после отдыха людей, мытье машин вблизи водоемов. )

    – В старину пруды чистили. Для этого разрывали плотины, выпускали воду, очищали дно от грязи и ила, освобождали родники. Затем плотину засыпали землей, и свежая родниковая вода быстро заполняла углубление.

    Во многих прудах родники засорились, пруды зарастают водорослями и травой, становятся болотами. Слайд 14

    – Что мы называем болотами? (Болото – переувлажненный участок суши .)

    5. Закрепление.

    Класс делится на две группы.

    Общее задание для групп:

    нарисовать схему реки, пруда. Назвать сходство и отличия этих водоемов.

    1-я группа. Раскройте значение местных водоемов для человека и животных. (рисунок)

    2-я группа. Составьте памятку «Правила поведения человека у воды» (рисунок).

    6. Итог урока.

    – Какие водоемы есть в нашем селе? (Пруды, болота, река, родники .)

    – На какие группы их можно разделить? (Естественные, искусственные .)

    – Закончите предложение: «Исследуя, познавая реки и пруды, человек узнает о природе и становится …» (Умнее, добрее, культурнее, бережливее и т.д. )

    Учитель: Молодцы! Вы сегодня очень хорошо работали!

    7. Домашнее задание.

    Домашнее задание носит творческий характер: нарисовать рисунки или принести фотографии на тему «Водоемы родного края».

    8. Рефлексия.

    Ученики получают нарисованную капельку воды.
    Если было интересно – капелька улыбается.
    Не было интересно, скучно – капелька грустит.

    Конспект открытого урока

    по курсу «Я и мой мир» ,

    проведённого в рамках районного семинара

    по правоведению для директоров школ Ломоносовского района

    тема: «Водоёмы родного края»

    3 класс

    Цели и задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с разнообразием водоёмов нашего города.

    2. Дать начальное представление о географической карте города и его окрестностей как чертеже больших пространств.

    3. Развитие у детей пространственных представлений, наблюдательности.

    4. Познакомить детей с мерами охраны и разумного использования воды.

    5. Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою Родину.

    Оборудование урока:

    1. Плаксин А. А. «Материалы для бесед по краеведению с детьми», Ломоносов, 1995 г.

    2. Физическая карта России.

    3. Фотографии водоёмов города и окрестностей.

    4. Карточки из белого картона для индивидуальной работы.

    5. Иллюстрации с изображением обитателей водоёмов.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны быть: ручка, карандаш, цветные карандаши, лист белого картона, книга А. А. Плаксина «Материалы для бесед по краеведению с детьми».

    2. Повторение изученного материала.

    Кроссворд на доске:

    1 о

    2 и

    3 в

    4 т

    1) Пусты поля,

    Мокнет земля,

    Дождь поливает.

    Когда это бывает?

    2) Не колючий, светло-синий,

    По кустам развешан…

    3) Неизвестно, где живёт…

    Налетит – деревья гнёт.

    Засвистит по речке дрожь.

    Озорник, а не уймёшь.

    4) Нахмурится, насупиться,

    В слёзы ударится –

    Ничего не останется.

    Иней, ветер, туча – дайте общее название. (Явления природы).

    Наблюдали ли вы эти явления природы в городе Ломоносове? Расскажите, где и когда.

    Какие изменения происходят в нашей местности осенью по сравнению с летом?

    Какое слово спряталось в нашем кроссворде? (Нева).

    Что это такое?

    Где протекает эта река? (в Санкт – Петербурге)

    А в Ломоносове есть реки?

    Какая река протекает в нашем городе? (Кароста, ранее она называлась Раста).

    3. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи

    Сегодня на уроке мы более подробно познакомимся с нашей рекой, узнаем о ней и её друзьях много нового. Как вы думаете, кто друзья Каросты? (Ответы и предположения детей).

    Верно, это озёра, пруды, ручьи, болота, залив. Попробуйте объединить всё названное общим понятием. (Предположения детей).

    Прочитайте на доске тему сегодняшнего урока:

    В о д о ё м ы

    4.Работа над новым материалом.

    На доске: карта России.

    Посмотрите на карту. Это карта нашей Родины – России.

    Как найти на карте водоёмы? (Они показаны синим цветом).

    А как найти сушу? (Жёлтый, зелёный, коричневый цвет).

    Положите перед собой лист белого картона. На нём уже кое-что обозначено, чтобы вам легче было работать. Мы будем путешествовать по карте вместе.

    Найдите у себя на листе большую синюю точку. Это начало нашей реки –

    ИСТОК. Напиши это слово над точкой.

    Где же исток Каросты? Угадай.

    «Все обходят это место:

    Здесь земля как будто тесто,

    Здесь осоки, кочки, мхи…

    Нет опоры для ноги». (Болото)

    В болоте, как в копилке, всегда есть запас воды, а это очень важно, ведь многие ручейки и реки берут своё начало в болотах. Наша Кароста берёт своё начало в Сюрьевском болоте. Там её исток.

    «К маме-речке бегу

    И молчать не могу.

    Я сын её родной,

    А родился весной». (Ручей)

    (Стихотворение К.Рязанова «Ручей» из материалов для бесед по краеведению А.А. Плаксина читает ученик).

    « Под елью пушистой, высокой, зелёной,

    Лесной ручеёк протекает студёный.

    То звонко журчит он, как будто с травою,

    Ведёт разговор свой, то смолкнет порою.

    В лесу разливается тихая трель.

    В ручье отражается стройная ель.

    Он путника в полдень прохладой встречает

    И влагою жажду его утоляет.

    Вода ключевая прозрачна до дна,

    Она даже летом всегда холодна».

    Куда же привёл нас ручей? Это мы после физкультминутки и узнаем.

    Физкультминутка.

    «Рыбки весело плескались

    В чистой, свеженькой воде.

    То сожмутся, разожмутся,

    То зароются в песке».

    Итак, куда же привёл нас ручей? (К пруду).

    (Стихотворение В. Морозова «Пруд» читает ученик).

    «Вот пруд. Красивее на свете

    Никто из нас, пожалуй, не встречал.

    И на него глядим мы, словно дети,

    Попавшие впервые на причал.

    В него глядятся сосны, ветки ив,

    В нём – облака и солнце. И этот пруд,

    Пожалуй, потому-то и красив,

    Что всё вот это отражено тут».

    Место, где ручей или река впадает в пруд, озеро или море называется УСТЬЕ.

    Подпиши, раскрась. Пруд тоже раскрась. Каким цветом?

    Как называется этот пруд? (Красный).

    Подпиши название с большой буквы.

    Более верное название пруда – Верхний, т.к. есть ещё и Нижний. Пруд был сооружён людьми одновременно со строительством дворцов и парков в 18 веке. На прудах катались на лодках, а вода летом расходовалась в парках для фонтанов и водопадов.

    Кто водится в пруду? Угадай. Рассмотри иллюстрации.

    1) Блещет в речке чистой

    Спинкой серебристой. (Рыбы)

    2) Хвостом виляет,

    Зубаста, а не лает. (Щука)

    3) На муху, по верху, со дна ли

    Меня поймаешь ты едва ли. (Налим)

    Кто водится по берегам пруда и в камышах?

    «Вдоль по речке, по водице

    Плывёт лодок вереница.

    Впереди корабль плывёт

    За собою всех ведёт.

    Вёсел нет у малых лодок,

    А кораблик больно ходок.

    Вправо, влево, взад, вперёд

    Всю ватагу поведёт». (Утка с утятами)

    Кроме Красного пруда в наших парках много водоёмов. Какие вы видели?

    Пруд «П», пруд Китайского дворца, Фигурные пруды, пруды у городских домов. Зачем они? (Для тушения пожаров – пожарные пруды).

    Физкультминутка.

    Исток

    -_- _

    Красный

    Пруд Нижний

    Кароста пруд Кароста

    Устье

    Финский

    Залив

    Итак, пруд плавно переходит в речку Каросту. О чём они разговаривают? Давайте послушаем инсценировку рассказа А.А. Плаксина «Разговор реки и пруда». Участвуют два ученика.

    «Однажды река, вытекая из пруда, прежде чем спрыгнуть на ступеньки водопада, оглянулась на него и говорит:

    Река: Чем мы с тобой похожи, Пруд? А вот чем, я сама не разберусь.

    Пруд: Вот чудачка, чего уж тут не понять! Вода у нас одинаковая, только называют нас по-разному.

    Река : Ну, нет! Не только это. И у тебя, и у меня есть дно, усеянное камнями, и берега, заросшие деревьями и кустами, в которых гнездятся птицы.

    Пруд : Зато ты многим от меня отличаешься. Ты длинная, но узкая, а я широкий, солидный. У тебя два берега – правый и левый, а у меня кругом одни берега.

    Река : Теперь я поняла, что мы с тобой мало похожи друг на друга. Ты домосед, всё время на одном месте, а я свободная, бегу по свету, любуюсь берегами, всё вижу, всё знаю!

    Пруд : Ты никак не можешь напиться, уже сотни лет я отдаю тебе воду, а тебе всё мало! Ты бежишь, шумишь, бурлишь, а я всегда спокоен. Видишь, как я на тебя не похож.

    Река : Ты прав, пруд! Мы разные! Прощай, пруд, я тороплюсь к морю!

    В чём сходство реки и пруда?

    Чем отличается река от пруда?

    Почему река всегда в движении?

    Чем отличаются берега этих двух водоёмов?

    Раскрась речку, подпиши название.

    Большая ли наша река?

    Можем ли мы по ней плыть?

    Какое у неё дно?

    По пути в Каросту впадает много ручейков. Это её притоки. Они пополняют воды реки. Вода красновато-бурого цвета, т.к. она несёт из болота частички перегнивших слежавшихся растений – ТОРФ.

    Есть ли на реке водопады? (Да.)

    Где они находятся?

    Они естественные или их создал человек? (Были естественные, но человек «одел» их в камень).

    Есть ли на Каросте мосты? (Да.)

    Сколько их, как вы думаете? (Предположения детей).

    Через Каросту перекинуто 11 мостов! Из них 5 на территории парка, 2 на Иликовском шоссе, 4 на территории города. В городе – в бетонном желобе – от наводнений.

    Покажи на карте место, где Кароста впадает в более крупный водоём. Как оно называется? (Устье).

    Куда же впадает Кароста?

    Раскрась и надпиши: Финский залив.

    Исток

    Устье

    Красный

    Пруд Кароста Нижний

    Пруд Кароста

    Устье

    Финский

    Залив

    Город Ломоносов расположен вдоль южного берега Финского залива. А какой он: большой или маленький, глубокий или мелкий?

    Финский залив – это часть Балтийского моря, которое в свою очередь является частью Атлантического океана. В районе г. Ломоносова глубины 2-4 метра, т. Е. относительно неглубоко. Вода солёная, но не такая, как в море, т.к. в залив впадает много пресноводных рек. По заливу перевозят грузы на судах. Пассажиров – паромы. Построена дамба для защиты от наводнений.

    Фото: Гавань - ранее и теперь.

    А где люди берут воду для приготовления пищи? (Раньше – из колодцев или у водовоза. А сейчас?)

    В водопровод вода поступает из Варварицких ключей и Невского водопровода, т.к. тот был старый, а население увеличилось. Экономно расходуйте воду!

    Как вы можете помочь в охране водоёмов? (Предположения детей).

    4. Подведение итогов, обобщение.

    Какая река протекает через город Ломоносов и его парки?

    Где она начинается?

    Для каких целей люди сооружают пруды?

    Для чего в парках? В городе?

    Чем похожи река и пруд?

    Чем отличаются?

    Какие пруды нашего города вы знаете?

    Откуда берётся вода в кранах ваших домов?

    Как нужно охранять водоёмы?

    Карта водоёмов города Ломоносова остаётся у вас на память об уроке.

    5. Домашнее задание.

    Нарисуй один из водоёмов нашего города и подготовь о нём рассказ.


    с. 1
    Окружающий мир 4 класс
    Тема: «Водоёмы нашего края»

    Провела: Апарина Н. И.

    Тема: «Водоёмы нашего края»

    Цели урока:


    1. Сформировать представления учащихся о водоёмах нашего края.

    2. Познакомить с естественными и искусственными водоёмами, со значением водоёмов и их охраной.

    3. Развивать познавательный интерес, умение рассуждать, анализировать.
    Оборудование: глобус, карта области.
    Ход урока.

    Сегодня мы отправимся туда,

    Где пресная плещется вода.

    Чтобы тему урока узнать,

    Кроссворд нам надо разгадать.



    2

    4

    6

    7

    3

    1

    5

    в

    о

    д

    о

    ё

    м

    ы

    Вопросы к кроссворду:


    1. Форма поверхности, имеющая крутой осыпающийся склон.

    2. Место, где река берёт своё начало,

    3. Нижняя часть горы, холма.

    4. Есть у оврага, горы, холма.

    5. Самое тёплое море России.

    6. Форма поверхности.

    7. Вся территория земной поверхности разделена на природные...
    (на доске и в тетрадях записывается тема урока : «Водоёмы нашего края»)

    1. Проверка знаний и умений.
    Тему урока мы узнали сейчас,

    Но сначала о поверхности нашего края рассказ.

    Какие формы поверхности вы знаете?

    Расскажите, как образуются овраги?

    Как остановить образование оврагов?

    Как нужно проводить вспашку около склонов?
    Замените, одним словом:

    Горы, созданные руками человека из отходов – пустых пород, оставшихся после переработки добытых полезных ископаемых.

    Углубления с пологими, заросшими растениями склонами.

    Возвышенность высотой от 200 до 500 метров.

    Форма поверхности, имеющая подошву, склон и вершину, высота которой более 1000 метров.

    Углубление с крутыми осыпающимися склонами.

    Графический диктант.

    (если вы согласны с высказыванием, пишите знак +, если не согласны, то ставьте знак -)

    Формы земной поверхности – это равнины и горы .

    Возвышенность, высота которой более 1000 метров, - холм.

    Терриконы – это горы, созданные природой.

    Старый заброшенный карьер – это рана на поверхности Земли.

    Строители, закончив строить дом, весь мусор закопали в землю, привезли грунт и разбили небольшой сквер. Они поступили правильно?

    Овраги и балки украшают поверхность родного края.

    (+, -, - ,+, +. -)


    1. Работа над новой темой.
    Разгадайте, ребятки, такую загадку:

    Я и тучка и туман, я – река и океан. Я летаю и бегу, и стеклянной быть могу.

    Каким цветом обозначена вода на карте?

    Раскрутим наш глобус. Какого цвета стала наша Земля? Почему?

    Одинакова ли вода на вкус?

    Какая вода в водоёмах нашего края?

    Где вода солёная?

    Какие водоёмы вы знаете?

    Давайте, разделим названные водоёмы на две группы по их происхождению. Водоёмы созданные природой – естественные и созданные человеком – искусственные.

    Водоёмы


    А сейчас поработаем с картой нашего края.

    Какие водоёмы расположены на территории нашего края?

    Рассказ учителя.

    Главная река Саратовской области – Волга. Много ласковых слов сказал об этой реке русский народ, называя её кормилицей, красавицей матушкой. Волга исстари живёт в легендах и сказаниях, в песнях и книгах . Это одна из великих рек мира и самая большая в Европе. У неё очень извилистое русло длиной 420 километров. Волга судоходна. Широко используется для орошения степей Заволжья. В Заволжье много каналов . На Волге много гидроэлектростанций. Волга богата рыбой, в ней насчитывается 75 видов рыб. Волга – любимое место отдыха жителей нашей области.

    Широко известны реки – Большой и Малый Иргиз, Хопёр, Медведица.


    - Как называется место, где река берёт своё начало?

    А как называется место впадения реки в другую большую реку или море?

    Что ещё имеет река?

    Правильно, притоки. Река течёт по руслу и у неё есть правый и левый берега. И притоки тоже бывают левыми и правыми.

    А как мы это узнаём?

    Надо встать лицом по течению реки, тогда справа будет правый берег и правые притоки, а слева – левый берег и левые притоки.


    1. Физ. минутка.
    Мы немного отдохнём,

    Встанем, глубоко вздохнём,

    Руки в стороны, вперёд.

    Мы на пляже,

    Солнце жжёт.

    Побежим скорей в реку,

    Окунёмся, поплывём.

    Ах, какая благодать!

    Но и меру надо знать.

    Побежим скорее в класс,

    Там послушаем рассказ.


    1. Продолжение изучения новой темы.
    - О какой роли водоёма была наша физ. минутка? Что мы делали?

    Мы отдыхали, значит, водоём – место отдыха людей.

    А ещё что вы знаете о значении водоёмов?

    Люди берут из водоёмов воду для питья и приготовления пищи. Водоём – это дом для растений и животных . Из водоёмов берут воду для хозяйственных нужд. По воде перевозят грузы. Воду для работы берут заводы и фабрики.

    Значение водоёмов очень велико, потому что без воды не может существовать ни человек, ни растения, ни животные. А всегда ли мы правильно ведём себя у водоёма?

    Прочитайте об этом в учебнике на странице 155 – 156. – Как взрослые и дети должны охранять водоёмы?

    В настоящее время на заводах и фабриках строятся очистительные сооружения, где использованная в производстве вода, очищается и используется снова. Мы знаем, что вода - это растворитель, в ней растворяются различные вещества , поэтому применение удобрений и ядохимикатов в сельском хозяйстве в больших количествах также опасно для водоёмов. С талой водой и дождевой яды могут попасть в водоём, что опасно для всего живого.

    VI. Закрепление изученного.

    Составление памятки «Правила поведения у водоёма»

    Памятка.


      Не бросай мусор в воду.

    1. Не оставляй мусор на берегу.

    2. Не мой велосипед и другие транспортные средства в водоёмах.

    3. В водоёмы не должны попадать сточные воды заводов, фабрик, удобрения и ядохимикаты.

    4. Будь осторожен при купании.

    1. Итог урока. Оценки.
    - Какие мы знаем водоёмы?

    На какие две группы делятся водоёмы?

    Какое значение в природе имеют водоёмы?

    Как мы должны охранять водоёмы?
    с. 1

    Когда в курсе природоведения изучают тему "Водоемы нашего края", педагог знакомит детей с теми водоемами, около которых они живут, – ведь эти природные объекты ближе и понятнее, чем те, которые находятся на расстоянии.
    Но, заканчивая начальную школу, ее выпускники должны уметь называть крупные реки, озера и моря нашей страны, показывать их на карте.
    Материал, предложенный нашими авторами, поможет расширить кругозор ваших учеников, приблизить далекие природные объекты, вызвать у ребят интерес к их изучению.
    А тему мы назовем "Водоемы нашего края".

    Хамида АКИЛОВА,
    Астраханская обл.,
    с. Тузуклей

    Поволжье

    Тема. "Водоемы нашего края. Поволжье".

    Цели. Познакомить с разнообразием водоемов родного края, составить устное описание главной реки нашего края – Волги; раскрыть значение водоемов в природе и жизни человека, показать необходимость и способы их охраны; развивать умения определять географическое положение объекта на карте, самостоятельно получать необходимую информацию, работая с дополнительной литературой; воспитывать любовь к родному краю, стремление охранять природу.

    Оборудование. Физическая карта, названия станций, схематическое изображение Волги с рукавами для учителя и детей, лист с заданиями для тестирования, выставка книг, Красная книга (Астраханская страница), кроссворд.

    ХОД УРОКА

    I. Организационный момент

    II. Сообщение темы урока

    Учитель. Эпиграфом к нашему уроку мы возьмем слова астраханского поэта Б.Филиппова.

    Здесь нет лесов –
    Солончаки,
    Да камышей густые гривы,
    Да Волги-матушки реки
    Необозримые просторы.

    Сегодня мы отправимся в новое путешествие по родному краю и познакомимся с его водоемами, их значением.

    III. Знакомство с новым материалом

    У. Водоемы – это места скопления или хранения воды. Водоемы бывают искусственные и естественные. Естественные водоемы возникли в природе самостоятельно, а искусственные созданы человеком.
    К естественным относятся ручей, река, озеро, море.
    К искусственным – водохранилище, пруд, канал.
    Какие водоемы нашего края вы знаете?

    Дети отвечают.

    – Вами была названа река Волга.
    Волга – это естественный или искусственный водоем?

    Д. Естественный.

    У. Чтобы лучше познакомиться с Волгой, мы совершим путешествие по станциям.
    Первая станция – "Историческая". Река Волга – самая длинная река в Европе, это национальная гордость России. Только эту реку называют самым дорогим словом на земле – "матушка". С какой гордостью каждый астраханец сообщает, что он родился и живет на Волге! О ней слагают песни, сказания, легенды.

    Заранее подготовленный ученик рассказывает одну из легенд.

    Д. Сведения о Волге встречаются в трудах ученых и путешественников Древних и Средних веков. Первое упоминание о ней – как о реке Ра, затем она описывается под именем Эдель, но чаще Этиль. Предполагается, что современное название реки произошло от древнерусского слова "волога" – влага. На Валдайской возвышенности у деревни Волго-Верховье Тверской области на высоте 256 метров над уровнем моря выбивается на земную поверхность родничок с прозрачной и холодной водой. Этот тоненький ручеек и дает начало реке Волге, которая впадает в Каспийское море.

    Вот отсюда, именно отсюда,
    Из глубины лесного родника
    Выбегает голубое чудо –
    Русская великая река.

    У. На первых десятках километров узенькая Волга протекает через несколько небольших озер, и только после впадения в нее реки Семежаровки вытекающая из озера Селигер Волга становится полноводной. Течет эта река по низинам Восточно-Европейской равнины.
    Путешествуя дальше, мы оказываемся на станции "Географо-краеведческая". Вспомните, что такое исток, устье, приток, рукав.

    Д. Исток – это место, где река начинается.
    – Устье – место, где река впадает в озеро или море.
    – Приток – река, впадающая в другую реку или море.
    – Рукав – ответвление от главного русла реки.

    У. Долгий путь – 3530 километров проходит Волга от истока до впадения в Каспийское море, принимая все новые и новые притоки. В нижнем течении у Волги притоков нет. Около города Волгограда она поворачивает на юго-восток к Приволжской низменности, у города Волжского от нее отделяется к востоку крупный рукав – река Ахтуба, к северу от города Астрахани от Волги отделяется рукав Бузан. Самыми крупными рукавами являются реки Бахтемир, Болда, Кигач.
    От рукава Болда отделяется маленькая речка Тузуклейка, на берегу которой мы с вами живем.
    Положите перед собой схемы. Обозначим на них названия рукавов реки Волги.

    Дети выполняют задание вместе с учителем.

    – Для реки характерно весенне-летнее половодье. Течение спокойное, медленное, зависит от поверхности (равнинное).

    IV. Физкультминутка

    У. Эй, лошадки, все за мной!
    Поспешим на водопой.
    Вот широкая река,
    В ней холодная вода.
    Пейте! Хороша водица.
    Постучим копытцем!
    Эй, лошадки, все за мной!
    Поскакали все домой.
    Раз-два – выше голова!
    Три-четыре – руки шире!
    Пять-шесть – тихо сесть.

    V. Знакомство с новым материалом (продолжение)

    У. Следующая станция – "Исследовательская".

    Водоемы – это места, где живут разнообразные живые существа. Нашу область правильно называют рыбацким краем, потому что в наших водах обитает очень много разной рыбы. Давайте исследуем, какую рыбу можно встретить в наших реках.

    Отгадайте загадки.
    На дне, где тихо и темно
    Лежит усатое бревно.

    Д. Сом.

    У. Толстый, жирный, не ленивый
    И по-своему красивый
    Живет он в Волге и речке Бузан,
    А зовут его...

    Д. Сазан.

    У. Я скажу, не хвастая, –
    Рыба я зубастая.
    Тот, кто по реке плывет,
    Мне на зубы попадет.

    Д. Щука.

    У. Ах, ты, модница-красавица,
    Твой наряд всем очень нравится!
    За красные плавники тебе "пять" –
    Ярка рыбка...

    Д. Красноперка.

    У. А каких еще рыб вы знаете?

    Дети отвечают.

    – Каких еще представителей животного мира водоемов вы знаете? Какие растения растут в водоемах?

    Выслушиваются ответы детей.

    – Разгадайте кроссворд, и вы назовете еще несколько растений, встречающихся на Волге.

    На доске:

    Вопросы

    По горизонтали :

    2. Водяной орех.
    4. Сам стоит он в луже, и промокли лапки,
    Голова снаружи в темно-бурой шапке.

    По вертикали :

    1. Ближний родственник рогоза.
    3. Роза Каспия.

    Ответы

    По горизонтали : 2. Чилим. 4. Рогоз.

    По вертикали : 1. Камыш. 3. Лотос.

    У. К сожалению, многие растения находятся на грани исчезновения и занесены в Красную книгу.

    Учитель показывает растения.

    – Если вы хотите больше узнать о растительном и животном мире родного края, я предлагаю вам прочитать эти книги.

    Учитель показывает книги об Астраханском крае, реке Волге.

    – Прочитайте их, и вы откроете для себя таинственный мир природы нашего края. В природе прекрасно все, но вода – краса всей природы.

    Мы достигли станции "Промышленно-хозяйственная". В теле рыб содержится до 70–80 процентов воды. Растения тоже не могут обойтись без воды. Вода доставляет из почвы питательные вещества, регулирует температуру растений, испаряясь с поверхности листьев, она предохраняет их от перегрева.
    А как вы думаете, для чего нужна вода?

    Д. С помощью воды мы пьем, готовим, моемся.

    У. Вода необходима не только для питья и приготовления пищи. Водой мы моемся, она нужна для поддержки чистоты в жилищах. Ни одна отрасль промышленности не обходится без воды. По реке человек передвигается на лодках, теплоходах, перевозит продукты, лес, машины. Вода, отведенная в оросительные каналы, позволяет выращивать хорошие урожаи. На фабриках и заводах вода используется для изготовления бумаги, выпечки хлеба и еще для многого другого.
    Наша самая последняя станция – "Экологическая". Все вы знаете сказку Пушкина о том, как в стародавние времена поймал старик золотую рыбку. А как это происходит сегодня?

    Разыгрывается сценка.

    Ведущий. Пошел Денис на речку ловить рыбу. Раз закинул он свою удочку в речку – поймал бутылку из-под сока. Второй раз он закинул удочку – выловил рваный башмак. В третий раз закинул удочку, и попалась маленькая рыбка. Стало жалко Денису рыбку, решил он отпустить ее в реку – пусть подрастет! И вдруг рыбка голосом человеческим заговорила.

    Рыбка. Не отпускай меня назад в речку! Лучше кинь в аквариум с чистой водой. Моченьки нет больше жить в речке!

    У. Почему рыбка не захотела оставаться в воде? Ведь вода – это ее дом!

    Д. Наверное, вода в речке была грязной.

    У. Как происходит загрязнение воды? Какая опасность угрожает рыбке и другим обитателям водоемов? Почему?

    Выслушиваются ответы детей.

    Хозяйственная деятельность человека часто приводит к загрязнению воды, гибели живой природы, а это прежде всего вредит его собственному здоровью, так как он пьет воду, использует в пищу разнообразных животных и растения.
    В Волге и в нашей речке содержатся тяжелые металлы, нефтепродукты, ядохимикаты, моющие средства и другие вредные примеси.

    Пусть на Земле не умирают реки,
    Пусть стороной обходит их беда,
    Пусть чистой остается в них навеки
    Студеная и вкусная вода!
    Что надо делать, чтобы так было?

    Д. Не мусорить на берегах рек, не мыть в них машины, не сбрасывать промышленные отходы, ставить на предприятиях очистительные фильтры.

    VI. Итог урока

    У. Вот мы и познакомились с водоемами нашего края. Что нового вы узнали о Волге?

    Выслушиваются ответы детей.

    – Чтобы проверить, насколько хорошо вы усвоили материал по теме "Водоемы", предлагаю вам выполнить задание в тестовой форме.

    Обведите кружочком варианты правильных ответов.

    1. К искусственным водоемам относятся:

    а ) море;
    б ) водохранилище;
    в ) озеро.

    2. Началом реки называется:

    а ) рукав;
    б ) устье;
    в ) исток.

    3. Ответвление от главного русла реки называется:

    а ) приток;
    б ) рукав;
    в ) исток.