Эмоциональное богатство русской поэзии 19 века сообщение. Русская поэзия XIX века. Другие боги на Олимпе

Марина Тюленева

Жизнь без печали

В конце концов, ему удалось снять с нее штаны и раздвинуть ей ноги. Девушка тихо завыла. Женька никак не ожидал, она была девственницей. Женька растерялся, он вообще ничего не понял. Что тогда это было? Могла хотя бы сказать, что не хочет.

– В ментовку пойдешь? – спросил ее Женька.

– Я утоплюсь, – глухо ответила она.

– Топись, – Женька собрался уходить, за спиной услышал плеск воды.

Он вернулся. Лежали одни штаны, девушки нигде не было. Только на воде угасали легкие круги, потом стали всплывать пузырьки.

– Э, ты дура, что ли? – закричал Женька и бросился в воду. Он ее вовремя выловил, она была жива, только немного нахлебалась. Выдавив из нее воду, Женька спросил – Ты что, совсем дурочка?

– Что мне теперь делать, – заплакала девушка – Кто меня теперь замуж возьмет?

– Я возьму. Тебя как зовут?

– Евгений. Очень приятно.

Несмотря на необычные обстоятельства их женитьбы, брак оказался вполне удачным. Лину всегда воспитывали, как будущую жену, она старалась из всех сил угодить мужу. Женька закончил ПТУ, пошел работать на завод токарем, довольно быстро повышая квалификацию и получая разряды. Когда им было по двадцать лет, у них родилась дочь. Все бы было хорошо, если бы идиллию не портили Женькины «ангельские» обязанности.

Куминов проезжал мимо вокзала, увидел, бредущего по тротуару, Олега Володарского с походной сумкой через плечо. Он ему посигналил и, через несколько метров, остановился.

– Привет. Что ты, не свет, не заря, бродишь?

– В Москву собрался ехать, поезд в семь, – ответил Олег.

– Садись, подвезу.

– Так вокзал через дорогу.

– До Москвы подвезу.

Олег недоверчиво посмотрел на Куминова.

– Садись, говорю. В Москву я еду. Сумку на заднее сиденье брось.

– Санек, это удача, – Олег сел в машину. – Так бы на поезде целый день пилил. Ты зачем в Москву?

– Отец, у меня там, при смерти уже. Его жена маме звонила, сильно просил увидеть меня напоследок. Взял в счет отпуска, еду выполнять последнюю волю.

– Ты, сейчас, где работаешь?

– Все так же, в школе. Только в деревенской, из городской за аморалку выгнали.

– Ты живешь в деревне? – удивленно спросил Олег.

– Я живу в образцово-показательной деревне. Как в фильме «Кубанские казаки», только в современном варианте. Город рядом. Я часто дома бываю, на выходные обязательно.

– Значит, есть, где разгуляться?

– Я в своей деревне не пакощу, в соседнюю наведываюсь. Ты зачем в столицу?

– Я второй год в экспедицию езжу. В Москве сборы. На работе беру без содержания и, на сезон, в поле.

– Что копаем?

– Городища половецкие. Платят, конечно, так себе, но все больше, чем в моем архиве. У меня зарплата девяносто рублей, кормиться не на что. Семья большая, – Олег помолчал, потом его, как прорвало. Он сам не понял, зачем стал исповедоваться Куминову. Ведь он его недолюбливал, еще недавно злорадствовал, что Наташка его кинула. – Еду, больше из-за того, чтобы не видеть Светку и вообще все. Она же еще девчонку родила, следом за второй. Теперь у меня их три. Мы из-за второй-то поругались. Я настаивал, чтобы аборт сделала, она ни в какую. Объясняешь, чучеле, ни черта не понимает. Я ей говорю, у меня зарплата маленькая, ты учиться не захотела, работать тоже, Светочка есть, хватит пока. Она рыдает, ребенок подарок судьбы, ты не имеешь права. Про последнюю узнал, когда живот уже вырос. Честно, у меня истерика была. Она твердит, дети даются свыше. Мы договаривались, что спираль поставит, как нож в спину. Я с ней теперь не сплю, чтобы подарков больше не было.

– Она не обижается? – Куминов обратил внимание, что по имени Олег называет только старшую из дочерей.

– Не знаю. Молчит. Мы с ней в разных комнатах спим. Она заходит, только, чтобы кого-нибудь из киндеров сунуть. Я стараюсь Светочку хватать. Она уже большая, с ней интересно. Мы с ней книжки читаем, сказки рассказываем. Эта же дура в детский сад не отдает. Она, видите ли, предпочитает домашнее воспитание. Сидит ребенок взаперти, ей даже играть не с кем. Я ее только развлекаю, как могу. Денег не хватает с ребенком лишний раз в парк сходить. Хорошо, что Свете на будущий год в школу. Еще эта обезьяна придумала ребенка привлекать, помогать с младшими. Я ей говорю, ты их без спроса наплодила, вот сама и разе… вайся, как хочешь, девочку оставь в покое, совсем детства лишила. Дома, как в Гондурасе, не пожрешь даже толком. Вот только целыми днями разговоры, кто, как посрал. На фиг я на ней женился, где глаза были! Хотя я даже предположить не мог, что так будет. Понимаешь, Санек, ведь дело не в том, что она страшненькая, она же дура набитая! Раньше о чем-то чирикать могла. Сейчас только сидит вся обосранная со счастливым видом. Я, говорит, познала счастье материнства. Что делать, не знаю, – Олег опять замолчал, Куминов ему ничего не говорил, молча вел машину. Через какое-то время Олег опять заговорил – Я ее ненавижу. Ненавижу, что из-за нее я причинил столько горя Наташе. Я виноват в том, что с ней произошло, моей маленькой любимой сестренкой. Я знаю все про вас с ней, Саня. Ты на нее не обижайся. Эх, если бы я мог, если бы мне сказали, принеси себя в жертву и прошлое изменится, я бы на все пошел, – Он молчал несколько минут, ждал, что Куминов задаст какой-нибудь вопрос. – Этот подонок продавал ее за наркоту, – лицо Куминова сразу ожесточилось, он продолжал молчать. – Она ведь никого не знала, кроме него, он отдал ее толпе. Однажды, ее куда-то увезли и не выпускали сколько-то дней. Когда она вернулась, увидела уколотого Опанасенко, дочка голодная, мокрая, уже не плакала. Окна настежь открыты, в квартире ветер гуляет. Наташа унесла ее в больницу, но было уже поздно.

– Ты знал раньше?

– Нет. То есть, в подробностях не знал. Она мне телеграмму присылала: «Помоги мне, забери». Я не поехал, Светочка только родилась, подумал, какие-то у Наташи семейные неурядицы, в конце концов, сама приедет, если что. Она приехала уже другим человеком. Наташа очень любила Белочку. Когда ее хоронили, Наташа упала за ней в могилу, на гроб. Ее потом в психушку положили. Нет, у нее с мозгами все в порядке, диагноз кажется – неврастения. Она таблетки постоянно пьет, чтобы приступов не было.

Куминов замечал, что Наташа перед сном всегда пила какие-то таблетки. Он тогда решил, что это противозачаточные.

– Я погубил свою сестру. Было бы из-за кого. Мартышки вонючей. Наташа ведь даже не хотела уезжать с Германом, я ее уговорил. Что ей было делать? Я оставил ее одну.

Куминов вспомнил слова матери: «У каждого своя дорога в ад». Он понял, что означали слова Габриэллы, что Наташа ненавидит всех мужиков, вряд ли для него было исключение. Что же тогда она хотела сказать ему на прощание? Он ее взгляд принял за сожаление. О чем она могла сожалеть, глядя на него?

– Теперь я понимаю, она не боялась этого Германа, хотела ему отомстить.

– У нее это получилось. Я не знаю, как точно. Германа нашли повешенным в лесу. Меня вызывали уже, где-то через полгода. Сначала менты посмотрели, что чувак весь исколотый, оформили, как суицид, дескать, от ломки сам повесился, им больно надо, дело заводить, вдруг глухое. Он не местный, никто не искал, закопали, как неопознанного. Родители его искали, ну вот, через несколько месяцев вызывали меня, фотографию этого висельника показывали, спрашивали, не ваш ли зять. Я сказал, что не могу понять и ничего не могу сказать определенно. Наташа где-то в Грузии. Она мне писала, я ответил. Просил, если что, приехать. Светочка уже выросла, может, не будет напоминать ей Белочку.

– У тебя еще две маленьких.

– А, – махнул рукой Олег – Эти Звонцовские. Светочка с Белочкой были похожи.

У Куминова в голове не укладывалось, как такое может быть. Как в наше время над человеком издевались, и ниоткуда не пришла помощь. Вокруг были люди, ели, пили, смеялись, жили своей жизнью, а рядом с ними растоптали маленькую девочку. Ей было всего семнадцать, когда она уехала с Германом. Бедная Наташа, несчастная девочка. Если бы он раньше об этом знал, он сам убил бы Германа. Не просто бы убил, нашел бы кому его отдать, чтобы с ним сделали то же самое, чтобы он выл от ужаса и сам умолял прикончить его. Сейчас бы вытащил его из могилы, оживил и снова прикончил. Они с Олегом вышли из машины, Олег курил, Куминов, молча, стоял рядом. Они поехали дальше, почти не разговаривая по дороге. Ближе к Москве, Олег сказал Куминову:

– Завези меня на какой-нибудь вокзал. Я на электричке в Подольск уеду. Женщина там живет. Я с ней сошелся в прошлогодней экспедиции.

Академику Володарскому было за шестьдесят, когда он женился в последний раз. Избранницей его стала молодая аспирантка. Она, с разницей в два года, родила ему двух детей, Олега и Наташу. Вскоре после рождения детей, академик заболел, решил бросить службу и переехать в этот областной город. Когда-то он воевал неподалеку от этих мест, здесь лежал в госпитале. Ему тогда было здесь хорошо, тихо и уютно, и была любовь с молодой медсестрой. Решил академик, что именно в этом городе надо искать успокоения. Академик купил себе самый большой дом, который смог найти, и прожил здесь с семьей еще пятнадцать лет. Город не был богат на академиков, и Володарского власти окружили вниманием и почетом, когда он умер, устроили торжественные похороны за счет города. Жена его через некоторое время куда-то подевалась, оставив детей-подростков одних. Мать сначала приезжала, привозила детям деньги, потом просто стала присылать их по почте. Олег полностью взял на себя заботу о сестре, Наташа слушалась его безоговорочно, старший брат был для нее царь и бог, она его обожала и восхищалась. То, что они жили без родителей, никого не пугало, они казались серьезными детьми и глупостей не делали, да и Олег был уже почти совершеннолетний. Денег, присылаемых матерью, было достаточно. Олег после окончания школы, не стал задумываться о работе и поступил в университет. Так и жили потихоньку, им было вдвоем хорошо.

Наташа дружила со всеми одноклассниками, и ей было очень жалко одну девочку, Свету Звонцову. Света была тощенькая и очень некрасивая, с длинным острым носиком, торчащим между отвислыми щечками. В классе ее звали «недоделанный Буратино». Она была отличницей-зубрилой, но от одноклассников получала лишь насмешки и унижения. Бедная Света в класс порой боялась заходить. Одна Наташа за нее заступалась, даже поколотила некоторых одноклассников. Сдачи ей никто не посмел дать, во-первых, Наташа всем нравилась, во-вторых помнили, что у Наташи есть старший брат. Света отплатила Наташе искренней привязанностью, став буквально ее тенью. Добрую Наташу это не возмущало, наоборот, она со Светой подружилась. К девятому классу они были уже, не разлей вода. Они часто ходили в гости друг к другу. Олег не удостаивал своим вниманием Свету. «Зверушка страшненькая» – думал он – «Что ж, пусть у Наташи будет страшненькая подружка, ведь у каждой красивой девочки должна быть некрасивая подруга». В Светином доме, Наташа познакомилась с Габриэллой. Габриэлле было ей где-то около тридцати лет, жила она на одной площадке с Звонцовыми, с сыном Янеком. К ней периодически захаживали мужчины, но соседи не обращали на это внимания. Мужчины бывали не так часто, вели себя пристойно и вежливо. Габриэлла приглядела Наташу, сначала потому, что поняла, девочка денежная и запросто ей можно перепродавать шмотки. Габриэлла стала приглашать Наташу домой, как бы просто поболтать. Наташу прельщало то, что у нее теперь в подружках взрослая и такая «фирменная» женщина. Еще, когда Наташа бывала у Габриэллы, чаще стал задерживаться один из Габриэллиных кавалеров. Звали его Герман. Он тоже был весь такой фирменный-префирменный, вся одежда в лейблах. С Наташи он не сводил взгляд, уставившись на нее пристально и томно.

– Наташа, как на тебя Герман запал, – нашептывала ей Габриэлла – Он только о тебе и говорит.

Наташу, конечно, волновало, что такой взрослый мужчина уделяет ей столько внимания. Хотя Герман был не старше Габриэллы, но для Наташи все, кто был постарше ее самой, уже казались взрослыми. Однажды Габриэлла предложила Наташе вина, потом уговорила остаться у себя. Немного захмелевшая Наташа согласилась, тем более, дома все равно никого не было, Олег, со своим курсом, в деревне убирал то ли картошку, то ли капусту. Уложив, Наташу на кровать, Габриэлла подмигнула Герману «Действуй!». Герман сунул Габриэлле несколько американских бумажек и зашел в спальню к Наташе. Когда Наташа поняла, что беременная, она спросила у Габриэллы: «А где Герман?»

Русская поэзия XIX века пережила в своем развитии по крайней мере три подлинных подъема. Первый, условно говоря, падает на начало века и-осенен именем Пушкина. Другой давно признанный поэтический взлет приходится на рубеж двух столетий - девятнадцатого и двадцатого - и связан прежде всего с творчеством Александра Блока. Наконец, третья, по выражению современного исследователя, «поэтическая эпоха» " - это середина прошлого пока, 60-е годы, хотя именно в поэзии так называемые «шестидесятые годы» хронологически ощутимее сдвигаются к началу 50-х.

В 40-е годы в русской поэзии имеют место значимые и принципиально важные явления. Так, в середине 40-х годов складывается оригинальное творчество Некрасова, в 40-е годы начинает творить Фет. И все же в это десятилетие в целом поэзия отходит на второй план, что подтверждает и внешняя картина литературной жизни: ограниченное количество выходящих поэтических сборников, скромное место, занимаемое поэзией в журналах. И причины нужно искать не только в произволе издателей или недостатке эстетического чутья у критиков - МОЖНО указать, например, на очень сдержанное отношение к поэзии во второй половине 40-х годов даже у Белинского. В литературе возобладали характерные прежде всего для прозы аналитические тенденции. Между тем предпринимаемая в самом конце 40-х годов таким чутким редактором и издателем, как Некрасов, попытка оживить интерес к поэзии представляется симптоматичной. В «Современнике» замышляется целая серия статей, посвященных поэтическим явлениям эпохи. В этих рамках написана и известная статья Некрасова «Русские второстепенные поэты».

Все это было предощущением нового подъема поэзии, признаки которого обнаруживаются уже с начала 50-х годов и который к середине 50-х годов обретает необычную стремительность. Поэзия снова получает нрава гражданства на страницах журналов, становится полнокровной, и самостоятельной участницей литературного процесса, предметом критического анализа и теоретических споров. Лучшие критики снова много и заинтересованно пишут о ней: Чернышевский и Добролюбов, Дружинин и Боткин. Выходят и часто становятся подлинно выдающимися событиями литературной и общественной жизни поэтические сборники. Прежде всего это относится к сборнику Некрасова 1856 года. Появляются книги Фета, Никитина, Огарева, Полонского, Ап. Майкова и др. Эпоха воззвала именно к поэзии, а не к стихотворству, недостатка в котором не было никогда. Меняется качественно и самый характер поэзии. Появляется немало новых поэтов: Случевскин, например, или Никитин. Происходит, однако, не просто обычная смена поколений. Процесс становления поэзии выглядит много сложнее. Характерно возрождение к новой жизни поэтов, давно сложившихся, но почти замолчавших в «непоэтические» 40-е годы. Может быть, наиболее характерна в этом смысле такого поэта, как , его как бы двойное возрождение: во-первых, внимание к самому его творчеству, уже существовавшему, возрождение его в читательском восприятии и, во-вторых, сама его необычайная творческая активность. Можно говорить н о своеобразном возрождении даже Некрасова, в копне 40-х годов переживавшего явный творческий кризис, мало или совсем (на протяжении 1849 года) не писавшего стихов н прямо заявлявшего, что он теперь стихов не пишет. С другой стороны, такой писатель, как Тургенев, создавший немало стихотворных произведений, в «прозаические» 40-е годы, полностью расстается со стихами в «поэтические» 50-е.

Русская поэзия после Пушкина несла в себе противоборствующие начала, выражала возросшую сложность и противоречивость жизни. Отчетливо обозначаясь и поляризуясь, развиваются два направления: демократическое и «чистое искусство». Когда мы говорим О двух поэтических лагерях, нужно иметь в виду большую пестроту и сложность отношений как внутри каждого из лагерей, так и в отношениях между ними, особенно если учитывать эволюцию общественной и литературной жизни, «Чистые» поэты писали гражданские стихи: от либерально-обличительных (Я. Полонский) до охранительных (Ап. Майков). Поэты-демократы испытывали определенное {и положительное тоже) влияние со стороны поэтов «чистого искусства»: Никитин, например, в своей лирике природы. Расцвет хатирической поэзии связан главным образом с демократическим движением. Тем не менее «чистое искусство» выдвинуло ряд крупных сатирических дарований: Н. Щербина и особенно А. К. Толстой, написавший немало сатирических произведений - как самостоятельных, так и в рамках коллективного авторства, создавшего знаменитого Козьму Пруткова. И все же в целом между поэтическими движениями проходи, достаточно четкий водораздел. В противостоянии и в противоборстве этих двух направлений часто заявляла о себе обострившаяся социальная борьба. Полюсы можно было бы, пожалуй, обозначить двумя именами: Некрасов и Фет. «Оба поэта начали писать почти одновременно, - констатировала критика, - оба пережили одни и те же фазисы общественной жизни, оба сделали себе имя в русской литературе... оба, наконец, отличаются далеко не дюжинным талантом, - и при всем том в поэтической деятельности каждого из них нет почти ни одного общего пункта».

Чаще под школой Некрасова - и здесь речь идет именно о такой школе-имеют в виду поэтов 50 - 70-Х годов, идеологически и художественно наиболее ему близких, испытывавших на себе прямое влияние великого поэта, даже организационно в сущности объединенных уже в силу того обстоятельства, что большинство из них группировалось вокруг немногочисленных демократических издании: некрасовского «Современника», «Русского слова», «Искры».

Если домашнее задание на тему: » Русская поэзия XIX века оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      В то самое время, когда в Северной Франции создавались поэмы о подвигах, на независимом от Севера Юге - в Провансе, Эстетически чуткие критики улавливали необходимость преодоления отрицательных крайностей каждого из сложившихся поэтических направлений. Такими критиками, в частности, оказались М. Л. Экзамен: Русская литература Поэзия 1950- 1960-х годов. Феномен поэтов-шестидесятников. В это время поэзия переживает огромный творческий подъем. Непосредственное воздействие на нее На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до К. Ф. Рылеева(1795-1826) В литературном движении 10-20-х годов XIX века, полном острой борьбы между различными направлениями, очень видное место занимает

    Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

    Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое



















1 из 18

Презентация на тему: Писатели и поэты 19 века

№ слайда 1

Описание слайда:

Писатели и поэты 19 века 1. Аксаков С.Т. 2. Ершов П.П. 3. Жуковский В.А. 4. Кольцов А.В. 5. Крылов И.А. 6. Лермонтов М.Ю. 7. Маршак С.Я. 8. Некрасов Н.А. 9. Никитин И.С. 10.Пришвин М.М. 11.Пушкин А.С. 12.Толстой Л.Н. 13.Толстой А.К. 14.Тютчев Ф.И. 15.Ушинский К.Д. 16.Фет А.А. 17. Чехов А.П. Светлана Александровна Лялина, учитель начальных классов, г. Кулебаки, Нижегородская область

№ слайда 2

Описание слайда:

Сергей Трофимович Аксаков Знаменитый русский писатель. Родился в дворянской семье знаменитого рода Шимона. Любовь к природе - будущий писатель унаследовал от отца. Крестьянский труд возбуждал в нем не только сострадание, но и уважение. Его книга "Семейная хроника" получила свое продолжение в "Детских годах Багрова внука".

№ слайда 3

Описание слайда:

Пётр Павлович Ершов Родился 6 марта 1815 г. в Тобольской губернии в семье чиновника. Русский поэт, писатель, драматург. Был инициатором создания любительского гимназического театра. В театре занимался режиссурой. Написал для театра несколько пьес: «Сельский праздник», «Суворов и станционный смотритель». Известность Ершову принесла его сказка «Конёк- горбунок»

№ слайда 4

Описание слайда:

Василий Андреевич Жуковский Родился 29 января в селе Мишенское Тульской губернии. Отец, Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, попала в Россию в числе пленных.В 14 лет отвезли в Москву и отдали в Благородный пансион. Там жил и учился 3 года. Изучал русскую и иностранную литературу. В 1812 году был в Бородино, написал о героях битвы. Его книги: Мальчик с пальчик, Родного неба нет милей, Жаворонок.

№ слайда 5

Описание слайда:

Алексей Васильевич Кольцов А.В. Кольцов – русский поэт. Родился 15 октября 1809 года в Воронеже, в купеческой семье. Отец был торговцем. Алексей Кольцов вникал изнутри в самые разные хозяйственные заботы сельского жителя: садоводство и хлебопашество, скотоводство и лесные промыслы. В одаренной, переимчивой натуре мальчика такая жизнь воспитала широту души и многосторонность интересов, непосредственное знание деревенского быта, крестьянского труда и народной культуры. С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя приходское. Стал писать в 16 лет. Много написал о труде, о земле, о природе: Косарь, Урожай, и др.

№ слайда 6

Описание слайда:

Иван Андреевич Крылов И.А. Крылов - великий баснописец. Родился 2 февраля 1769 г. в Москве в семье бедного армейского капитана, получившего офицерский чин только после тринадцатилетней солдатской службы. 10 лет было Крылову, когда умер отец и ему пришлось работать. Русский писатель, баснописец, академик Петербургской Академии Наук. В Петербурге в Летнем саду находится бронзовый памятник, где баснописец окружен зверьми. Его произведения: Лебедь, Щука и Рак. Чиж и Голубь. Ворона и Лисица.

№ слайда 7

Описание слайда:

Михаил Юрьевич Лермонтов Родился в Москве в семье капитана Юрия Петровича Лермонтова и Марии Михайловны Лермонтовой, единственной дочери и наследницы пензенской помещицы Е.А. Арсеньевой.Детство Лермонтова прошло в имении Арсеньевой "Тарханы" Пензенской губернии. Мальчик получил столичное домашнее образование, с детства свободно владел французским и немецким языками. Летом 1825 бабушка повезла Лермонтова на Кавказ; детские впечатления от кавказской природы и быта горских народов остались в его раннем творчестве. Затем семья переезжает в Москву и Лермонтов зачисляется в 4-й класс Московского университетского благородного пансиона, где получает гуманитарное образование.

№ слайда 8

Описание слайда:

Самуил Яковлевич Маршак С.Я. Маршак – русский поэт. Родился 22 октября 1887 г. в Воронеже в семье заводского техника, талантливого изобретателя. В 4 года сам сочинял стихи. Хороший переводчик с английского языка, русский поэт. Маршак был знаком с М. Горьким. Учился в Англии в Лондонском университете. Во время каникул, много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских произведений.

№ слайда 9

Описание слайда:

Николай Алексеевич Некрасов Николай Алексеевич Некрасов - знаменитый русский поэт. Происходил из дворянской, некогда богатой семьи. Родился 22 ноября 1821 г. в Подольской губернии. У Некрасова было 13 братьев и сестер. Все детство и юность поэта протекли в родовом имении Некрасова, деревне Грешнева Ярославской губернии, на берегу Волги. Он видел тяжелый труд людей. Они тянули баржи по воде. Много стихов посвятил жизни людей в царской России: Зеленый шум, Соловьи, Крестьянские дети, Дедушка Мазай и зайцы, Родина и др.

№ слайда 10

Описание слайда:

Иван Саввич Никитин Русский поэт, родился в Воронеже всемье богатого торговца, владельца свечного завода. Никитин учился в духовном училище, в семинарии. Мечтал окончить университет, но семья разорилась. Иван Саввич продолжил образование сам.Сочинял стихи: Русь, Утро, Встреча зимы, Гнездо ласточки, Дедушка.

№ слайда 11

Описание слайда:

Михаил Михайлович Пришвин Михаил Михайлович Пришвин родился 23 января 1873 года в Орловской губернии неподалеку от Ельца. Отец Пришвина из коренного купеческого рода города Ельца. Михаил Михайлович получает образование агроном, пишет научную книгу о картофеле. Позже уезжает на Север собиратьфольклор из народной жизни. Очень любил природу. Хорошо знал жизнь леса, его обитателей. Умел передать свои чувства читателям. Он писал: Охранять природу – значит охранять Родину!Его книги: Ребята и утята, Кладовая солнца, Календарь природы, и др.

Описание слайда:

Лев Николаевич Толстой Лев Николаевич – великий русский писатель.Написал для детей первую Азбуку и четыреРусские книги для чтения. В Ясной поляне открыл школу и сам учил детей. Он много работал и любил труд. Сам пахал землю, косил траву, шил сапоги, строил избы. Его произведения: Рассказы о детях, Малышам, Филипок, Акула, Котенок,Лев и собачка, Лебеди, Старый дед и внучек.

№ слайда 14

Описание слайда:

Алексей Константинович Толстой А.К.Толстой родился в Петербурге, а детство будущего поэта прошло на Украине, в имении его дяди. Еще подростком Толстой побывал за границей, в Германии и Италии. В 1834 году Толстого определили "студентом" в московский архив министерства иностранных дел. С 1837г. он служил в русской миссии в Германии, в 1840г. получил службу в Петербурге при царском дворе. В 1843 году - придворное звание камер-юнкера. При жизни Толстого вышел единственный сборник его стихотворений (1867). Стихи: Вот уж снег последний тает, Журавли, Лесное озеро, осень и др.

Описание слайда:

Константин Дмитриевич Ушинский Константин Дмитриевич Ушинский родился 19 февраля 1824 года в Туле в семье Дмитрия Григорьевича Ушинского- отставного офицера, мелкопоместного дворянина. Мать Константина Дмитриевича - Любовь Степановна умерла, когда ему было 12 лет. Константин Дмитриевич был педагогом, сам создавал книги. Он назвал их « Детский мир» и « Родное слово». Учил любить родной народ и природу. Его произведения: Учёный медведь, Четыре желания, Гуси и журавли, Орёл, Как рубашка в поле выросла.

№ слайда 17

Описание слайда:

Афанасий Афанасьевич Фет Афанасий Афанасьевич - русский поэт-лирик,переводчик. Родился в усадьбе Новосёлки Орловскойгубернии. С детства любил стихи А.С. Пушкина.В 14 лет отвезли учиться в Петербург.Свои стихи показал Гоголю. В 1840 г. была напечатана первая книжка.Его стихи: Чудная картина, Ласточки пропали, Весенний дождь. Последние 19 лет жизни официально носил фамилию Шеншин.

№ слайда 18

Описание слайда:

Антон Павлович Чехов Антон Павлович Чехов - выдающийся русский писатель, драматург, по профессии врач. Родился 17 января 1860 в Таганроге Екатеринославской губернии. Раннее детство Антона протекало в бесконечных церковных праздниках, именинах. В будние дни после школы сторожил лавку отца, а в 5 утра каждый день вставал петь в церковном хоре. Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Николая Склифосовского, Григория Захарьина и других. Его произведения: Белолобый, Каштанка, Весной, Весенние воды, и др.

Многие из талантливых русских лириков (Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Н.А. Некрасов, А.К. Толстой, А.Н. Майков) начинали свой путь в конце 1830-х - начале 1840-х гг. Это было время, весьма неблагоприятное для лириков и для поэзии. После смерти Пушкина и Лермонтова, утверждал А.И. Герцен, «русская поэзия онемела». Немота русской поэзии объяснялась разными причинами. Главной из них была та, о которой сказал еще В.Г. Белинский в статье «Взгляд на русскую литературу 1843 года»: «После Пушкина и Лермонтова трудно быть не только замечательным, но и каким-нибудь поэтом». Немаловажную роль играло и другое обстоятельство: проза завладевает умами читателей. Читатели ждали повестей и романов, и редакторы журналов, откликаясь на «веяние» эпохи, охотно предоставляли страницы прозе, почти не публикуя лирических стихотворений.

В 1850-е гг. поэты, казалось бы, преодолели равнодушие читателей. Именно в это десятилетие выходит первый сборник Ф.И. Тютчева, привлекший всеобщее внимание: читатели наконец-то узнали гениального поэта, начавшего свой творческий путь еще в 1820-е гг. Два года спустя, в 1856 г. выходит сборник некрасовских стихотворений, почти мгновенно раскупленный. Но интерес к поэтическому слову вскоре угасает, и новые книги А.К. Толстого, А.Н. Майкова, Я.П. Полонского, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета привлекают внимание разве что критиков и немногочисленных любителей поэзии.

А между тем русская поэзия второй половины XIX века жила весьма напряженной жизнью. Своеобразие эстетических позиций, особенное понимание назначения поэта и поэзии разводят русских лириков в разные «станы» (по слову А.К. Толстого). Это - «гражданская поэзия», цель которой - «толпе напоминать, что бедствует народ» (Н.А. Некрасов), и «чистая поэзия», призванная воспеть «идеальную сторону» бытия. К «чистым» лирикам относили Ф. Тютчева, А. Фета, Ап. Майкова, А.К. Толстого, Я. Полонского, Ап. Григорьева. Гражданская поэзия была представлена Некрасовым. Бесконечные дискуссии между сторонниками двух «станов», взаимные обвинения в псевдопоэтизме или в равнодушии к жизни общества многое объясняют в атмосфере эпохе. Но, отстаивая правоту только своих эстетических представлений, поэты из разных «станов» оказывались нередко близки в своем поэтическом видении мира, близки теми ценностями, которые они воспевали. Творчество каждого талантливого поэта служило одной высокой цели - утверждению идеала красоты, добра и истины. Все они, если воспользоваться некрасовским выражением, «проповедовали любовь», по-разному ее понимая, но равно видя в ней высшее назначение человека. Кроме того, творчество каждого истинного поэта, конечно же, не могло уложиться в прокрустово ложе прямолинейных схем. Так, А.К. Толстой, декларировавший свою принадлежность к поэтам «чистого» искусства, в былинах, эпиграммах и сатирических стихотворениях сумел высказаться весьма остро о проблемах современной ему жизни. Н.А. Некрасов - глубоко и тонко отразил «внутренние, таинственные движения души», которые сторонники «чистого» искусства почитали одним из главных предметов поэзии.

Хотя поэты второй половины XIX века не могли преодолеть равнодушие читателей к лирике и заставить напряженно ожидать их поэтические сборники (как ждали, например, новые романы И. Тургенева, И. Гончарова, Ф. Достоевского, Л. Толстого), однако, они заставили петь свои стихотворения. Уже в 1860-е гг. М.Е. Салтыков-Щедрин говорил о том, что романсы Фета «распевает чуть ли не вся Россия». Но Россия пела не только Фета. Поразительная музыкальность произведений русских лириков привлекала внимание выдающихся композиторов: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова, М.П. Мусоргского, С.И. Танеева, С.В. Рахманинова, создавших музыкальные шедевры, запомнившиеся и полюбившиеся русскому человеку. В числе самых известных, популярных - «Песня цыганки» («Мой костер в тумане светит»), «Затворница», «Вызов» Я.П. Полонского, «О, говори хоть ты со мной», «Две гитары, зазвенев…» А. Григорьева, «Средь шумного бала», «То было раннею весною…» А.К. Толстого, «Коробейники» Н.А. Некрасова и многие, многие другие стихотворения русских поэтов второй половины XIX века.

Время, стирая остроту споров о назначении поэта и поэзии, обнаружило, что для следующих поколений оказываются равно значимыми и «чистые» лирики, и «гражданские» поэты. Читая сейчас их произведения, мы понимаем: те образы, что казались современникам «лирической дерзостью», - это постепенное, но явственное зарождение поэтических идей, которые готовят расцвет русской лирики Серебряного века. Одной из таких идей становится мечта о любви «восходящей», любви, преображающей и человека и мир. Но не менее значимой для поэтов Серебряного века стала некрасовская традиция - его «крик», по слову К. Бальмонта, крик о том, что «есть тюрьмы и больницы, чердаки и подвалы», что «в эту самую минуту, когда мы с вами дышим, есть люди, которые задыхаются». Острое сознание несовершенства мира, некрасовское «враждебное слово отрицания» органично соединились в лирике В. Брюсова и Ф. Сологуба, А. Блока и А. Белого с тоской по Несказанному, по идеалу, рождая не стремление уйти от несовершенного мира, а преобразить его согласно Идеалу.

После поэтической реформы М.Ломоносова (середина XVIII в.) русская лирика развивается в рамках силлабо-тонической системы. Постепенно реформируется и приближается к современному не только поэтический строй, но и стиль. Поэзия со временем избавляется от тяжеловесной архаичности, от обилия слов церковнославянского происхождения, от чрезмерной патетики (эти признаки были свойственны родоначальникам русской силлабо-тоники: М.Ломоносову, А.Тредиаковскому, В.Сумарокову, В.Капнисту и др.), от подражательности западным образцам. Наряду с гражданскими темами, лирика в большей степени отражает то, что и должна: внутренний мир человека, его чувства, переживания, отклики на окружающий его мир отношений. В этом огромная заслуга русских поэтов-романтиков , первым из которых называют В.А.Жуковского , познакомившего русскую читающую публику с образцами западно-европейской лирики в собственных переводах и поэтических переложениях ("Лесной царь" И.-В.Гете; "Кубок", "Перчатка", "Прощание Гектора с Андромахой", "Рыцарь Тогенбург" и др. Ф.Шиллера, "Сельское кладбище" Т.Грэя, "Эллизиум" Ф.фон Маттисона, "Замок Смальгольм" В.Скотта и мн.-мн. др.). Жуковский стал и первым оригинальным поэтом-романтиком, которого волновали тайны мира и природы ("Море", "Цветок"), героические подвиги русской армии в войне 1812 года, в которых он видел возвышенные проявления лучших качеств россиян - истинных патриотов Отечества ("Певец во стане русских войнов"), глубокий и непостижимый мир человеческих чувств ("Вечер", "Пловец", "Эолова арфа", "Весеннее чувство" и мн.др.), красота и очарование далекой старины ("Светлана").

Расцветом русской лирики стали первые три десятилетия XIX века, недаром названные "золотым веком" русской поэзии: творения А.Пушкина, М.Лермонтова, Ф.Глинки, Е.Баратынского, Д.Веневитинова, И.Козлова, Ф.Тютчева, поэтов "пушкинской плеяды" (А.Дельвига, В.Кюхельбекера и др.) составили славу русской поэзии, открыли ей широкий путь в мировую литературу.

В совершенстве владея поэтическим мастерством, широко используя всю богатейшую палитру языковых возможностей, А.Пушкин вывел русскую поэзию на новый творческий уровень, охватив все существовавшие к тому времени поэтические жанры и формы, фактически все темы и мотивы, дав новое видение человека и природы, стихий и страстей, познания и поэтического творчества, свободы и покоя.

М.Лермонтов открыл читающему миру нового героя, романтика-борца: не только с окружающим миром и обществом, но с самим собой, с судьбой, с всевластными непостижимыми силами, управляющими человеческой жизнью. Именно поэтому так мощно звучат в его лирике богоборческие и тираноборческие мотивы, голос одинокого, но великого в стремленьях человека, идеалом которого для Лермонтова долгие годы оставался Наполеон ("Последнее новоселье", "Летучий корабль", "Нет, я не Байрон…", "Благодарность" и т.д.).

Важнейшей вехой развития русской поэзии середины XIX века стала философская лирика Ф.Тютчева . Философской она названа потому, что, изображая мир человеческих чувств и отношений, состояние человека и созвучное ему состояние окружающего мира, Тютчев обращался в первую очередь к высшим проблемам человеческого бытия, задавался вопросами вечными, небытовыми, неповседневными.

Посмотрите, как необычно звучит у Тютчева тема внутренней погруженности человека в мир в стихотворении "Silentium" (Молчание):

Задумайтесь над смыслом фразы "Мысль изреченная есть ложь". Сколь глубоко и противоречиво ее содержание!.. Это и есть философская поэзия - заставляющая человека задуматься над противоречивыми тайнами бытия.

Окружающий мир природы не был для Тютчева просто молчащим миром "естественной биологической жизни" или окружающей человека "средой". Это мир одушевленный, со своей, глубоко скрытой от человека жизнью, подчиненный великим законам космоса, познание которых и есть творческая задача художника:

Поэт умел слушать мир природы и разговаривать с ним:

Поэт изображал душевный мир человека соотнесенным со стихийными образами, увидев в нем вечность и изменчивость, множественность и единичность, непрерывность и ограниченность, величие и малость, но главное - вписанность в круговорот бытия вселенной, необходимость и смысловую обусловленность:

Рубеж XIX-ХХ веков стал серьезным этапом в развитии русской лирики: прежние поэтические законы и правила уже не могли удовлетворить художников, рамки жанровой системы стали тесны, сама система силлабо-тоники не давала возможности поэту выразить в полной мере свой внутренний мир (настолько он "разросся" и эмоционально углубился в силу исторических особенностей эпохи), поэтому требовались новые формы творчества. Перед поэтами обозначились новые, не известные ранее, пути творческого поиска в области стихотворной формы, поэтического языка, нового звучания поэзии, новых тем и образов.

Поэзия рубежа двух веков, в отличие от лирики XIX века, представляла собой не единую монолитную систему (этакое общее поэтическое "русло"), а множество направлений, течений, групп (сравним это с речной "дельтой"); иногда творчество одного поэта представляло собой целое течение (например, поэзия М.Цветаевой). В это время можно говорить о продуктивной творческой борьбе - за читателя, за нетрадиционные формы, за право считаться "первым" в художественных открытиях и т.д.

Молодых поэтов, например, В.Маяковского, не устраивало даже то, что делали уже их старшие современники-символисты, опиравшиеся во многом на прежнюю систему стиховых форм. В автобиографии "Я сам" он писал: "…было чуждо. Темы, образы не моей жизни. Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось так же про другое - нельзя".

Еще резче высказывался поэт А.Крученых в статье "Слово как таковое", 1913 (сохраним пунктуацию автора):

Здоровый человек такой пищей лишь расстроит желудок. Мы дали образец иного звуко- и словосочетания: (кстати в этом пятистишии больше русского национального чем во всей поэзии Пушкина) не безголосая томная сливочная тянучка поэзии... а грозная баячь (...) язык должен быть прежде всего языком и если уж напоминать что-нибудь, то скорее всего пилу или отравленную стрелу дикаря".

В это же время даже привычная графика, то есть запись стихов перестала устраивать поэтов - и появляются новые, нетрадиционные формы записи: "лесенка" В.Маяковского, "говорящие" знаки препинания А.Блока и М.Цветаевой:

Маяковский "разбивает" стих, перенося каждый его сегмент на новую строчку, делая его ритмически и по смыслу выделенным, чеканным, как поэтический "шаг", а у Цветаевой тире становится значимым, смысловым, противопоставляющим, словно разделяющим два мира - небесный, с его догмами и законами, и земной, с его страданиями и прекрасной трагедией женской судьбы.

Русские поэты все чаще обращаются к стилизациям древней поэзии; новое звучание приобретают древние, почти забытые размеры, например, гекзаметр (см. стихи М.Кузмина и О.Мандельштама), осваиваются совершенно непривычные традиции Востока ("танка" и подражания китайской поэзии Н.Гумилева); появляются настоящие мистификации: Е.Васильева "создала" загадочную Черубину де Габриак и целый год писала стихи от ее имени…

Рассмотрим разнообразие поэтических направлений в лирике рубежа XIX-ХХ веков.

СИМВОЛИЗМ : одно из первых и самых крупных новых, или как их можно назвать научно, модернистских, направлений русской лирики этого периода. В Россию символизм пришел из Западной Европы, где в поэзии ознаменовался произведениями А.Рембо, С.Малларме, П.Верлена, Ш. Бодлера и др. В отличие от большинства поэтов середины XIX века, которых волновали социальные и гражданские темы (Н.Некрасов, И.Никитин и др.), символистов интересовала философская система мироздания, пути интуитивного постижения мира в сложных и неистолкуемых художественных образах (символах); интересовал человек как уникальная, исключительная единица космоса, творящая собственный художественный мир, поэтому в творческой системе символизма особое место занимает идея индивидуализма художника, его избранности и внеморальности: художник для них - вне ценностей современного "мрачного", "скучного" ("страшного", говорил А.Блок) мира. Интуитивное ощущение необычности современной эпохи, ее бед и проблем как своих собственных, эмоциональное напряжение символистской лирики, преобладание настроений отчаяния, душевной усталости, пессимистических образных выводов определило отношение к поэзии символизма как к декадентской (декаданс (фр.) - упадок).

Но определять символизм как декадентство значит суживать его содержательные рамки.

Прочитайте стихотворение К.Бальмонта "Будем как солнце":


Стихотворение со столь мощной динамикой внутреннего чувства, взывающее к человеку как "любимому ребенку вселенной", заражающее верой в неукротимость человеческого духа, никак не назовешь декадентским.

Поскольку направление получило название символизма, главным для таких поэтов стал символ. Ученые называют символ основной "эстетической категорией" этого направления.

Что же такое символ? - Научного, однозначно признанного определения термина не существует.
СИМВОЛОМ принято считать предельно обобщенный многозначный образ, не имеющий конечного истолкования и выражающий глубокие философские представления художника. При этом символом является образ предметного плана, имеющий материальную фактуру.

В приведенном выше стихотворении К.Бальмонта таким символом становится образ Солнца - символ величия духовных свершений, неукротимости человеческого духа, вечного познания, горения жизни и т.д. Но при этом солнце - вполне материальный объект. Тот образ, которому в произведении автор придает особое философское значение, который определяет развитие чувств и мыслей лирического героя, и становится в символизме символом.

Различают два течения русского символизма: так называемых "старших символистов" (К.Бальмонт, В.Брюсов, Д.Мережковский, Ф.Сологуб и др.) и "младосимволистов" (А.Блок, А.Белый, Вяч. Иванов и др.). "Старшие" символисты называли свое творчество "поэзией внутреннего", их стихи более созерцательны, окрашены внутренней динамикой чувства; в какой-то степени они тяготели к поэзии прошлого - к Тютчеву, к философской лирике Пушкина. В творчестве "младших символистов" сильно активное начало, это поэзия "действия", поднимающая вопросы истории, судеб России, ярко выражены романтические тенденции и настроение ожидания грядущих катаклизмов.

В это же время появляется группа художников, противопоставивших свое творчество символизму, но во многом как раз развивавших те же творческие принципы. Речь идет о поэзии акмеизма.
АКМЕИЗМ (греч. "радость, цветущая пора, высшая степень чего-либо") - созданное поэтом Н.Гумилевым поэтическое направление. Название также придумано Гумилевым. Девизом акмеистов стало слово "Радость!". Гумилев писал: "Нужно помнить о "непознаваемом", но не оскорблять своей мысли о нем более или менее вероятными догадками - вот принцип акмеизма". Действительность "мудра и ясна", ее не надо домысливать, полагали акмеисты.

В круг поэтов-акмеистов входили Г.Иванов, О.Мандельштам, И.Одоевцева, М.Кузмин. Некоторое время среди акмеистов видела свое место и А.Ахматова.

Прочитаем стихотворение Н.Гумилева "Мои читатели", полно и образно выразившее творческие принципы этого направления:


Старый бродяга в Аддис-Абебе,
Покоривший многие племена,
Прислал ко мне черного копьеносца
С приветом, составленным из моих
стихов.
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над Южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Человек, среди толпы народа
Застреливший императорского посла,
Подошел пожать мне руку,
Поблагодарить за мои стихи.

Много их, сильных, злых и веселых,
Убивавших слонов и людей,
Умиравших от жажды в пустыне,
Замерзавших на кромке вечного льда,
Верных нашей планете,
Сильной, веселой и злой,
Возят мои стихи в седельной сумке,
Читают их в пальмовой роще,
Забывают на тонущем корабле.

Я не оскорбляю их неврастенией,
Не унижаю душевной теплотой,
Не надоедаю многозначительными
намеками
На содержание выеденного яйца.
Но когда вокруг свищут пули,
Когда волны ломают борта,
Я учу их, как не бояться,
Не бояться и делать, что надо.
И когда женщина с прекрасным лицом,
Единственно дорогим во вселенной,
Скажет: я не люблю вас, -
Я учу их, как улыбнуться,
И уйти, и не возвращаться больше.
А когда придет их последний час,
Ровный, красный туман застелет
взоры,
Я научу их сразу припомнить
Всю жестокую, милую жизнь,
Всю родную, странную землю
И, представ перед ликом Бога
С простыми и мудрыми словами,
Ждать спокойно его суда.

Новым шагом в русской поэзии стал футуризм.
ФУТУРИЗМ (лат. "будущее") - "искусство будущего". Футуризм как философско-эстетическое направление возник в Италии. Его родоначальнику и автору термина "футуризм" Филиппо Томмазо Маринетти принадлежит высказывание: "Рычащий автомобиль прекраснее Ники Самофракийской". Таковы были эстетические ценности новой индустриальной эпохи. В России футуризм стал прорывом в области экспериментов с различными формами в искусстве: с цветом, линией, композицией, строкой, рифмой, словосочетанием и т.д.

Русские футуристы видели свою поэтическую миссию как рождение сверхискусства, способного преобразить мир, при этом в своих эстетических экспериментах и проектах они опирались на новейшие научные и технические достижения, что отличало их от поэтов других направлений. При этом футуристам было свойственно и особое эпатирующее поведение, тяга к театрализации - не только на поэтических вечерах, но и в повседневной жизни - так выражались новые, передовые взгляды на мир и человека-обывателя, которые требуют немедленного преобразования.

В знаменитом манифесте "Пощечина общественному вкусу" (1912), который смело можно назвать произведением нового словесного искусства, его создатели Д.Бурлюк, А Крученых, В.Маяковский и В.Хлебников писали:


"Только мы - лицо нашего Времени. Рог времени трубит нами в словесном искусстве.
Прошлое тесно. Академия и Пушкин непонятнее иероглифов.
Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности.
(…) Всем этим Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным.
С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!..
Мы приказываем чтить права поэтов:
1. На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Словоновшество).
2. На непреодолимую ненависть к существовавшему до них языку.
3. С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный вами венок грошовой славы.
4. Стоять на глыбе слова "мы" среди свиста и негодования. (…)"

Прочтем стихотворения В.Маяковского "А вы могли бы" и "Ничего не понимают":

Неприязнь к обывательской жизни, стремление "сломать", изменить образ жизни и мыслей людей и непреодолимое желание быть услышанным звучат в этих стихах.

Новая образная концепция мира и человека вошла в русскую поэзию через творчество С.Есенина, начинавшего свой путь рамках имажинизма - поэтического направления, ориентированного на образ-впечатление. Со временем Есенин не считал себя принадлежащим в какому бы то ни было направлению, так же как А.Блок - бывший младосимволист и бывший футурист В.Маяковский. Настоящий гений всегда вне рамок и систем. Образы неба и земли, вечной небесной избы, воплощенной в избе деревенской, мирового дерева, преобразованного в лирике Есенина, близкой русскому фольклорно-песенному творчеству, в образы клена, березы, рябины, образы луны (месяца) и солнца, главной кормилицы и подательницы жизни - коровы, образ пути и поэта как вечного странника - вот составляющие художественного мира Есенина.

Одной из главных тем поэзии конца XIX - начала ХХ веков стали тема разрушения, крушения старого мира и тема рождения в муках и пожарищах нового , еще не изведанного историей и человечеством мира. Она звучит в творчестве А.Блока (цикл "Страшный мир", поэма "Двенадцать"), В.Маяковского ("Вам", "Нате!", "Левый марш" и др.), С.Есенина ("Низкий дом с голубыми ставнями…", "Русь советская", "Сорокоуст" и т.д.) и многих других. Ведущий вопрос в рамках этой темы задавался всеми поэтами: каким будет этот мир и что он принесет человеку? Различия в ответах на этот вопрос определяли идейно-эстетические идеалы художников, их систему взглядов на человека, его возможности и его будущее.

Перед началом знакомства с темой и выполнением заданий обязательно познакомьтесь с теорией к темам №7 (Лирический род литературы: Жанры лирики) и №8 (Лирический род литературы: Начала стиховедения), так как вся сложная стиховедческая терминология объяснена там. Повторяться мы не будем.

При выполнении работы внимательно читайте план анализа стихотворения.

  • В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
  • А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадона", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
  • М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
  • Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
  • Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
  • А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
  • А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору; поэма "Двенадцать"
  • А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
  • С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
  • В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
  • По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
  • А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
  • И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"
Рекомендованная литература к работе 8:
  • Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
  • Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
  • Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
  • Три века русской поэзии. - М.: Просвещение, 1986.