Как начать публичное выступление с каких слов. Приветственная речь на открытие мероприятия. Апелляция к непосредственному интересу аудитории

Я работала много лет в офисе и мечтала об отдыхе в декрете.

Мне казалось, что вот оно – счастье, сидишь дома, никаких тебе пробок и толп людей в метро, никакого недовольного начальника, гуляешь с малышом, спишь с ним днем, вот тогда-то будет много сил и много времени на все, чего не успевала раньше.

И как же я была удивлена, столкнувшись с реальностью. Конечно, я была счастлива, что у меня появился сыночек, но почему же при этом настроение такое унылое, апатия, даже депрессия навалились?

Сперва я думала, что маловато сна, от этого. Но вот малышу исполнилось 3 месяца, я уже высыпалась, но ни сил, ни желаний не появилось. Позднее я узнала, что подавляющее большинство мам в декрете чувствуют приблизительно то же самое: усталость, апатия, отсутствие сил на какую-то дополнительную деятельность вроде учебы или даже банальной зарядки.

Самое печальное, что у многих женщин в это время портятся отношения с мужем.

Причина кроется тоже в этом: энергии, сил мало. От этого усталости и претензий больше, пресловутый день сурка сводит с ума, настроение на нуле.

Женщины в низкоэнергетическом состоянии НЕ привлекательны. Даже для своих мужей.

К счастью, у меня уже был опыт вытаскивания себя из такого состояния. Немного усилий – и у меня уже появилось желание заниматься йогой, пока малыш созерцал на меня из своего шезлонга, потом вернулась к работе, пока он спал днем и вечером, настроение улучшилось, жизнь заиграла новыми красками. Энергии стало достаточно, чтобы заниматься и собой, и ребенком, и работой, и домом. Именно тогда (где-то в 6 месяцев малыша) я написала программу “Изменим жизнь за сто дней. Детокс тела и сознания”, где объединила все свои знания.

Сейчас эту программу прошли уже сотни человек. Я получила сотни отзывов о потрясающих результатах, суть которых так или иначе сводится к фразе “Мое сегодняшнее состояние со всем нельзя сравнить с тем, что было 100 дней назад. Я как птица Феникс воскресла из пепла”...

Звучит как-то нереально, да? Чрезмерно оптимистично..

Но ничего нереального нет. Наше состояние, настроение, здоровье, привлекательнось, желание творить определяет уровень личной энергии.

Если вам скучно, грустно, ничего не хочется делать, то и не нужно заставлять себя жить по принципам позитивного мышления, создавая искусственную радость, которой нет в душе, займитесь сначала повышением своей энергии.

И конечно, личности с высоким уровнем энергии очень притягательны для противоположного пола.

Повысить уровень личной энергии - это лучший способ перевести жизнь на новый уровень сразу во ВСЕХ сферах.

За последние несколько лет я на себя взяла труд проверить эффективность самых различных вещей, то есть, по сути, готовилась много лет к энергетическому марафону. Перепробовала множество энергетических практик, медитаций, жила в разных режимах дня, облегченно питалась, экспериментировала с витаминами, травами, разными полезными добавками. Что только не испытывала! Сок нони, масло черного тмина, зелье из сока алоэ с кагором, тибетскую чесночную настойку, да всего и не упомнишь. Даже полынь, настоянную на водке, пила – большей горечи в жизни не пробовала. К счастью, ласты не склеила в процессе)

Все это привело к пониманию, что в самом деле эффективно для очищения тела и мыслей, что нужно делать, чтобы чувствовать себя хорошо, гораздо меньше уставать, оставаться в хорошем ровном настроении, бодрым и энергичным.

Моему малышу сейчас уже три года. Я провела свой декрет в хорошем настроении и была счастлива без всяких НО. Выполнение простых практик и знание некоторых приемов до сих пор позволяет мне не просто оставаться на плаву, а работать довольно плодотворно, не падая в обморок, и даже получая удовольствие: писать статьи, марафоны, отвечать на десятки писем в день, вести сайт (с дизайнерской, программной, корректорской точки зрения), делать массу вещей, чего раньше я и вообразить себе не могла. Больше того, я даже вернулась на свою любимую работу (работаю программистом в известной газете), хотя никакой финансовой потребности не было.

Самое главное, что вы получите, пройдя его – это СИЛУ.

У вас появятся силы на себя, на творчество, на спорт, на своего малыша, на любовь... На все, что сейчас не очень получается.

Что будет на марафоне?

Вы уже немало наслышаны о пользе того, сего, что такое око возрождения или зачем стоит пить зеленые коктейли.

Я же, наконец, свела это все в программу, обширную, и в тоже время, индивидуальную для вас, потому что вы сами будете определять, какие именно практики внедрять, да и какие вообще задания выполнять. Понятное дело, чем больше вы опробуете, тем лучший результат получите, но я прекрасно понимаю, что далеко не все с энтузиазмом начнут ложиться спать в 10 вечера, чтобы встать в 5 утра и помедитировать.

Важен комплексный подход – уделяйте внимание телу, разуму и душе. Только такой подход способен дать ощутимые и стабильные результаты.

Марафон будет идти ровно 100 дней и состоять из трех частей.

1 этап: детокс тела (а также физическое очищение пространства)

Мы займемся тем, что все знают, но не делают: будем меньше есть вредных продуктов, но сделаем упор на полезные (и не просто полезные, а дарующие силу, очищающие организм), вместе попробуем пересмотреть режим дня и наведем полный порядок вокруг себя.

Это время очищения, оздоровления и даже похудения, если вам это актуально.

Вы сразу заметите результат на физическом уровне: будете меньше уставать, мысли приобретут ясность, волосы станут гуще (от полезных добавок), ногти крепче, кожа подтянутее.

2 этап: детокс сознания (ментальное очищение)

Будем избавляться от всего, что тянет нас вниз: травмирующие ситуации, незавершенные отношения, привязки к бывшим партнерам, всяческий негатив, заодно проведем ревизию людей-дел-обязанностей. Это будет потрясающая очистка жизни!

3 этап: энергетическое наполнение.

Это время энергетических практик, медитаций, наполнение себя энергией, активностью, жизнью...

Пусть вас не пугает фраза "энергетическая практика". Возможно, вы уже представили себе многочасовые медитации или сложные каждодневные комплексы, на которые у большинства обычных людей не хватит ни времени, ни терпения. Существуют очень эффективные техники, которые займут от 5 до 20 минут в день, и именно их мы и рассмотрим.

Как проходит марафон?

Мы дадим вам доступ к подписке на рассылку и в закрытый раздел сайта, где находятся все задания. Задания будут открываться постепенно, не все сразу. В письмах вы будете получать ссылки на новое задание. Письма будут приходить от одного до семи раз в неделю, в зависимости от прорабатываемой темы. Соответственно, в течение 100 дней вы будете получать различные задания.

Кому подойдет марафон?

  • Всем мамам в декрете!
  • Всем, кто недавно пережил разрыв отношений (обязательно! эффективнейшее средство восстановления и выхода из болезненных переживаний)
  • Всем, кто чувствует постоянную усталость или депрессию (депрессию в обиходном смысле, не клиническом)
  • Всем, кому скучно жить – не хватает эмоций, событий
  • Всем, кто хочет стать более притягательной личностью (очаровывать противоположный пол или снова влюбить в себя своего избранника)
  • Всем, кто хочет расчистить физическое пространство вокруг себя и избавиться от лишнего: хлама, лишних килограмм и т.д.

Чего не будет

Не будет каких-то диет и систем питания – я не врач и не диетолог. Тем более, не будет радикальных очисток организма, вроде “для очистки печени выпейте стакан яда стакан масла и полстакана лимонного сока”.

Сока нони и полыни на спирту НЕ будет. Такие вещи нельзя проводить дистанционно.

Многочасовых медитаций, обсуждений чакр и прочего НЕ будет. Это требует наставника, никакой онлайн формат тут не подходит.

Также НЕ будет астральных путешествий с выходом из тела, осознанных сновидений и прочего. Я сама этим не занимаюсь и на данном этапе своего развития даже не интересуюсь.

Все вопросы пишите на емейл [email protected]

Заданий на эти 100 дней очень много, марафон этот - самый длинный из всех наших программ, поэтому обязательных отчетов не будет. Работа - самостоятельная (но на вопросы я, конечно же, отвечаю). Все задания останутся у вас в личном кабинете.

Если вы участвовали в наших программах ранее, пожалуйста, авторизуйтесь. Возможно, вы получите дополнительную скидку.

ЗАПИСЬ ЗАКРЫТА

Но мы можем сообщить вам, когда будем набирать новый поток.

Сообщить о наборе группы


Всякое дело должно правильно начинаться и достойно заканчиваться. Теперь, когда продумана и структурирована основная часть будущей речи, разработана основательная и исчерпывающая аргументация главного тезиса, следует подумать о вступлении и заключении. "Хотите ли вы знать, в каких разделах своей речи вы скорее всего проявите опытность или неопытность, мастерство или отсутствие навыков? В начале и в конце. Начало и конец! Они являются самыми трудными почти в любом виде деятельности." В конце XIX в. Герман Эбингауз установил закон края: лучше всего запоминается информация, расположенная в начале и в конце речи. Создание вступления и заключения - проблема сугубо композиционная, так как разрабатывать их можно только после того, как структурирована основная часть и определен порядок следования микротем. Вступление и заключение имеют собственные функции и задачи в общей структуре речи, о чем теперь и следует поразмышлять.


§57. Понятие о вступлении

§ 57. Вступление. О задачах вступления писали все классики риторики: "И только после того, как все это [аргументация основной части] учтено, я начинаю, наконец, обдумывать, каким воспользоваться мне вступлением; ибо если я попытаюсь сочинить его заранее, мне не приходит в голову ничего, кроме либо ничтожного, либо вздорного, либо дешевого, либо пошлого. А между тем вступительные слова всегда должны быть не только определенными, острыми, содержательными и складными, но кроме того и соответствующими предмету. Ведь первое-то понятие о речи и расположение к ней достигаются именно ее началом, и поэтому оно должно сразу привлечь и приманить слушающего."

Таким образом, вступление - это первая часть в композиции речи, представляющая собой несколько вводных замечаний, во многом определяющая успех выступления, так как от нее зависит, будут ли слушать и внимать оратору слушатели. Нужно ли в речи вступление, зависит от ситуации и аудитории: насколько слушателям известно о предмете речи, насколько они готовы к общению и т. п. Аристотель по этому поводу писал: "Если дело ясно и коротко, не следует пользоваться вступлением… Слушатели знают, о чем идет речь, и самое дело нисколько не нуждается в предисловии." Например, без вступления можно обойтись в речи-консультации, когда консультант отвечает на полученный запрос об информации, иногда в совещательной речи, если она произносится не первой, а как бы продолжает общий разговор и т. п. ситуациях. Обычно же вступление необходимо, чтобы "слушатели заранее знали, о чем будет идти речь, и чтобы уж не были в недоумении, потому что неопределенное вводит в заблуждение."

Во вступлении оратор должен решить следующие задачи: 1) показать себя человеком, которому можно доверять ("нравы"), заинтересованным в деле, убежденным и т. д.; 2) настроиться самому и настроить аудиторию на общение: а) вызвать интерес и благожелательное внимание; б) установить контакт; 3) подготовить аудиторию к восприятию речи: а) пояснить намерения; б) сформулировать задачу; в) перечислить основные вопросы, которые будут обсуждаться. Специфика именно риторического вступления состоит в том, что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление. Удачным в плане построения вступления можно признать начало речи Квинтилиана (см. Задание № 49), в котором автор формулирует проблему ("Полезнее ли обучать мальчика дома, в семейном кругу, или же лучше посылать его в училище?") и сообщает задачу речи ("Самые знаменитые законодатели и выдающиеся писатели высказывались за общественное воспитание. Предложим и наше мнение") Автор, выражая заботу о пользе ребенка (прагматический топос), проявляет себя человеком доброжелательным, пекущимся о благе тех, к кому обращается с речью, что и позволяет ему с первых слов объединиться с ними в отношении предмета речи. И на все это у оратора ушло 4 предложения.

Структура вступления всегда привлекала внимание риторов. Должно ли оно делиться на части, и если должно, то на какие именно? М.В. Ломоносов намечает такие микротемы вступления: представление дела, указание на его важность, предъявление темы. На две части делил начало речи К.П. Зеленецкий: приступ и главное предложение.

Н.Н. Кохтев выделяет две функции начала речи (контактоустанавливающую и проспективную) и для их реализации предлагает делить его на две части - зачин и собственно вступление, хотя и не очень четко распределяет их роли. Под зачином обычно понимают этикетные формулы, приветствие, несколько слов оратора, относящихся скорее к ситуации и обстановке, чем к тезису речи. Однако этикетные формулы и приветствие, во-первых, само собой разумеющееся в общении с аудиторией явление, во-вторых, напрямую не связанное с содержанием, поэтому нет смысла обговаривать их как структурный элемент речи. Несколько фраз, вызванных обстановкой в аудитории, никак не могут быть включены в речь заранее, так как неизвестно, есть ли в них нужда. Возможно, оратору они и не понадобятся, и он перейдет сразу к делу. Зацепляющие же «крючки» вполне могут найти себе место в самом вступлении, но в этом случае они должны будут не просто привлекать внимание слушателей, а вводить в речь, так как "ценность вступления обусловливается тем, насколько оно связано со всем изложением, соотнесено с последующим. Часто у нас называют вступлением любое начало, например, лектор может обратиться к аудитории со словами приветствия, с некоторыми организационными замечаниями или отметить, как приятно (или трудно) выступать в данной аудитории и т. д. Однако такое вступление выделяется легко".

Таким образом, не будем выделять во вступлении зачин как особую (по функции и задачам) структурную часть. Но заметим, что проблема доречевого представления оратора существует, потому что "еще до того, как мы начали говорить, нас одобряют или порицают". (Д. Карнеги) Поэтому оратор должен быть готов в силу обстоятельств сказать несколько слов, впрямую не относящихся к делу, но необходимых ему и слушателям для того, чтобы настроиться на общение. Поскольку эти замечания будут сделаны непосредственно перед началом речи, необходимо учитывать, что они могут оказать влияние на психологический настрой слушателей. Именно поэтому в качестве зачина используются положительные замечания о составе аудитории, обстоятельствах встречи, отношению к теме и т. п. - все то, что может стать топосом общения. Но в этой ситуации нельзя высказать совершенно посторонние суждения, как это иногда советуют: "Такой интерес может быть вызван неожиданным сообщением, последним известием о событии, которого все с нетерпением ждут, историческим анекдотом." Посторонние новости и анекдоты могут только отвлечь аудиторию, занять ее мысли иными проблемами, чего оратор как раз и не должен допустить. Совершенным риторическим самоубийством выглядит и такой зачин из той же книги: "Несмотря на сложность темы, я постараюсь излагать ее понятным для всех языком, расшифровывать те немногие термины, которые мне придется использовать." Такая откровенная демонстрация аудитории ее низкого культурного уровня никак не может стать топосом и, следовательно, не поможет с ней объединиться. Необходимо напомнить и о том, что зачин возможен далеко не во всех жанрах. Его допускает прежде всего научно-популярная лекция (о которой прежде всего и идет речь в книге Н.Н. Кохтева), а кроме того доклад, отчет и т. п. Однако он недопустим в большинстве других жанрах деловой речи: консультации, ответном слове, рекламной речи, обращении и т. п.

Наблюдения над современной деловой ораторской практикой показывают, что вступительная часть обычно не структурируется, строится как единое целое. (Хотя в объемных речах это и возможно.) Поэтому, видимо, нужно признать деление вступления несколько излишним, так как обычно представляется затруднительным поделить на части "несколько вводных замечаний". Лучше освоить приемы организации начала речи, которые позволяют оптимально реализовать его главные функции - привлечь внимание, установить контакт, подготовить к восприятию речи. Приемы организации вступления зависят от его типа, который в свою очередь определяется конкретной ситуацией публичного общения.


§58. Типы вступлений

§ 58. С классических времен в риториках выделяют два типа начал: естественное и искусственное.

1. Естественное начало . Оно сразу же, без предварительной подготовки вводит слушателей в суть дела. Содержание этого вступления тесно связано с содержанием речи, представляет его. Этот тип хорош для деловой речи и в доброжелательно настроенной аудитории. Самыми распространенными разновидностями естественного начала в современной ораторской практике применительно к агитационной речи можно считать следующие:

а) Сообщение причины , заставившей оратора выйти на трибуну. Ср.: "Уважаемые коллеги! Подняться на эту трибуну меня заставило то, что представленные поправки к законопроекту, несмотря на то, что он был уже принят в первом чтении, на мой взгляд, не решают двух принципиальных вопросов, которые по крайней мере в моем округе избиратели задают постоянно." (В.И. Жигулин)

б) Сообщение цели выступления. Ср.: "Товарищи депутаты! Я вышел на эту трибуну для того, чтобы дать некоторые разъяснения и прежде всего выразить несогласие с теми двумя коллегами, с судьей и следователем, которые уже высказали свое отношение к созданию данной комиссии." (А.А. Собчак)

в) Обоснование темы выступления. Ср.: "Есть одно слово на свете, которым в последнее время все чаще пугают людей: это слово - пропаганда. Чтобы не было никаких недоразумений насчет моего доклада, я, прежде всего, должен заявить, что буду заниматься пропагандой за мир против поджигателей войны." (А.А. Фадеев)

г) Постановка проблемы . В жанре речь в прениях этот тип хорош в том случае, когда оратор затрагивает новый аспект обсуждаемого вопроса или считает, что аудитория недооценивает серьезность проблемы. Ср.: "Уважаемые депутаты! Я хотел бы привлечь особо ваше внимание к проблеме правового обеспечения экономических преобразований. Я думаю, что этот вопрос имеет стратегическое значение, и полагаю, что если не будет должного правового обеспечения реформы, то не будет никакой реформы." (В.Ф. Яковлев) Важно обратить внимание на то, что за пределами указанного жанра этот тип вступления встречается в подавляющем большинстве речей, поскольку указание на проблему, заставившую оратора выйти на трибуну, является обязательным требованием к агитационной речи.

д) Указание на единомышленников, сторонников и т. п. Иногда оратору приходится выступать против господствующего мнения, возражать руководителям высокого ранга и т. п. В этом случае он может опереться на мнение большой группы людей, подчеркнуть весомость своего выступления ссылкой на поручение партии, избирателей и т. п. Эта мысль может органически сочетаться с сообщением задачи выступления, ср.: "Уважаемые товарищи депутаты! Сегодня здесь я представляю около 400 тысяч жителей г. Ленинграда, из которых примерно 270 тысяч - избиратели. За мной сегодня стоит ответственность за решения, которые нам всем предстоит принять. Именно с этих позиций я и выступаю здесь. Мы не привыкли сегодня задавать вопросы тому человеку, который завтра будет нашим президентом. Но необходимо всем нам понять, что сегодня время обидных вопросов, но не время обижаться на них. Поэтому, Михаил Сергеевич, я задам Вам те вопросы, ответы на которые я хочу получить перед принятием решения, те вопросы, которые сегодня в умах и на устах людей." (А.А. Щелканов)

е) Исторический обзор . К этому типу вступления прибегают в тех случаях, когда экскурс в историю вопроса может помочь лучшему его разрешению или указание на долгий путь принятия решения подчеркивает его продуманность, весомость. Ср.: "Уважаемые народные депутаты! Путь к реформе системы государственных органов, к введению института Президента РСФСР был довольно долгим: референдум, третий (внеочередной) Съезд народных депутатов, Верховный Совет, выполнивший поручение Съезда и принявший законы о выборах, о Президенте, о Конституционном Суде и о правовом режиме чрезвычайного положения. Началась предвыборная кампания. И вот теперь - четвертый Съезд народных депутатов, который должен поставить все точки над i в этой проблеме. Какие точки может поставить Съезд народных депутатов?" (С.М. Шахрай)

Для активизации усталой или рассеянной аудитории возможно применение дополнительных средств привлечения внимания вместе с естественным началом. К ним относятся:

а) Парадокс . Хороший прием для привлечения внимания рассеянной или усталой аудитории. В основе парадокса лежит некоторое противоречие. Внешне он может напоминать софизм, однако сходство здесь только внешнее: софизм - это ложь, обряженная в тогу истины, а парадокс - это истина, скрытая за покровами лжи. Это значит, что софизм правдоподобен лишь внешне, парадокс, напротив, лишь производит впечатление алогизма. Главное назначение парадокса - служить показателем неполноты знаний. Ср.: "Уважаемые коллеги! Мы выслушали великолепный доклад Председателя Верховного Совета Хасбулатова. Этот доклад, будучи великолепным, вызвал у меня глубокое сожаление и глубокую озабоченность. Я горячо поздравляю с великолепным докладом депутата Хасбулатова и глубоко опечален докладом Председателя Верховного Совета Хасбулатова, ибо слова его резко расходятся с делами." (М.Б. Челноков)

б) , связанные с содержанием речи. Возможно в разных случаях, но особенно эффективно тогда, когда аудитория не очень хорошо относится к оратору или излагаемым им идеям или оратор хочет разрядить напряженную атмосферу собрания. Однако необходимо помнить, что шутить лучше всего над собой или отношением к себе аудитории и ни в коем случае не задевать того, что дорого слушателям. Ср.: "Уважаемые коллеги депутаты! Я хотел бы начать с того, чтобы заявить протест днепропетровскому депутату, который претендовал с этой трибуны на то, что он является представителем "родины застоя". Весь мир знает, что это совершенно не так. Все знают, что застой расправил свои крылья на молдавских холмах." (Далее говорит о кадровой политике периода застоя в Молдавии и Союзе в целом) (И.П. Друцэ)

в) Вопрос к аудитории , помогающий создать проблемную ситуацию. Ср.: "Уважаемые товарищи! Я хочу задать вам всего один вопрос: почему наши прекрасные, трудолюбивые, бесконечно терпеливые женщины перестают рожать детей? Это что, антикризисная истерия? Ответ, я думаю, ясен. Наши женщины перестали рожать детей потому, что они не имеют средств для их содержания, они не могут их вырастить людьми, они не видят их будущего. Народ, Россию лишили будущего, обрекли на вымирание и уничтожение." (В.А. Тихонов)

Разумеется, возможны и другие типы естественных начал, но в современной ораторской практике для агитационной речи они, по нашим наблюдениям, встречаются гораздо реже.

2. Искусственное начало , или, как говорили риторы прошлого, - начало с предосторожностью. Это вступление, на первый взгляд, не связанное по смыслу с основной частью. Однако такое вступление нельзя считать зачином, поскольку, хотя формальной связи с основной темой и нет, внутренняя, часто метафорическая связь обязательно присутствует. Это не посторонние замечания о составе аудитории или о погоде, это заранее продуманная и выверенная часть, призванная настроить аудиторию на восприятие речи. При таком начале формулы естественного вступления уже не используются. Искусственное начало больше подходит для недоброжелательной, критически настроенной аудитории или в тех случаях, когда слушатели очень невнимательны, несобранны. Такое вступление может помочь сконцентрировать внимание публики или, что еще важнее, сделать попытку найти общую платформу, объединяющую интересы и взгляды оратора и аудитории. Оригинальное начало кроме того должно давать эмоциональный ключ к пониманию всей речи. Вот как определял особенности начала с предосторожностью известный судебный оратор XIX века А.Ф. Кони: "… этих зацепляющих внимание крючков - вступлений может быть очень много: что-нибудь из жизни, что-нибудь неожиданное, какой-нибудь парадокс, какая-нибудь странность, как будто не идущая ни к месту, ни к делу (но на самом-то деле связанная со всей речью), неожиданный и неглупый вопрос и т. п… Чтобы открыть такое начало, надо думать, взвесить всю речь и сообразить, какое из указанных выше начал и однородных с ними, здесь не помеченных, может подходить и быть в тесной связи хоть какой-нибудь стороной с речью."

Фактически все формы искусственного начала являются средством привлечения внимания, по содержанию же они обычно сводятся к формулированию проблемы, которая будет решаться в речи. Сейчас в качестве разновидностей искусственного начала для агитационной речи чаще всего используются следующие разновидности:

а) Притча, легенда, сказка . Необходимо помнить, что это должна быть связанная с темой речи притча или сказка. Ее мораль должна помогать разрешению поставленной в речи проблемы. Причем оратор обязан сам обосновать эту связь. Ср.: "Товарищи судьи! В одной средневековой легенде рассказывается о колоколе, обладавшем волшебным свойством: в его звоне каждый путник слышал тот напев, который ему хотелось услышать. Как часто прения сторон напоминают этот колокол из легенды: одни и те же факты, одни и те же лица, но как по-разному, как несхоже они видятся обвинителю и защитнику." (Я.С. Киселев)

б) Афоризм . Он может выполнять ту же роль, что и притча или льстить самолюбию слушателей, что тоже немаловажно в критически настроенной аудитории. Ср., например, как начинает свою речь на симпозиуме в Париже профессор Юдин из романа А. Крона «Бессонница»: "Есть что-то замечательное в том, что одна из первых международных встреч ученых, посвященных защите жизни, происходит в городе, начертавшем на своем щите - колеблется, но не тонет - гордый девиз, который в наше время мог бы стать девизом всей нашей планеты…" - Сведения о гербе Парижа - гонимый волнами кораблик с латинской надписью "колеблется, но не тонет" - я почерпнул из путеводителя. Не бог весть какое начало, но оно понравилось. Аудитория мгновенно оценила, что человек, прибывший “оттуда”, свободно говорит по-французски, улыбается, шутит, и, кажется, не собирается никого поучать. Мне удалось походя польстить городскому патриотизму парижан, по белозубому оскалу коллеги Дени я понял, что началом он доволен."

в) Аналогия . В этом случае оратор использует фигуральную аналогию, чтобы заинтересовать аудиторию, привлечь ее внимание, подчеркнуть важную мысль. Ср.: "Глубокоуважаемые депутаты! Я хотел бы поздравить вас с началом учебного года в пятилетнем политическом университете на факультете "Демократизация парламентским путем". Начало у нас хорошее. А литовская пословица гласит: "Хорошее начало - полработы". Для того, чтобы ее вторая половина была не хуже, а мы будем работать, я думаю, не день, не два, и не год, и не два, у меня есть два предложения." (Г.-И.А. Какарас) Таким образом депутат поздравил коллег с открытием первого Съезда народных депутатов СССР и создал к себе положительное отношение.

г) Ироническое замечание или шутка , не связанные с содержанием речи. Ср.: "Уважаемые народные депутаты! Я не буду тратить ваше время, пытаясь убедить, что в правительстве не собрались агенты международного империализма, иностранные шпионы. Убежден, что подавляющее большинство все равно в это не верит, а тех, кто верит, и так не переубедишь." (Далее говорит об экономическом положении России) (Е.Т. Гайдар)

д) Вопросы философского или оценочного характера , имеющие к теме косвенное отношение. Такое начало часто используется в судебной практике. Ср.: "Товарищи судьи! Завершается наш длительный судебный процесс. Однако назойливо преследует мысль - как все это запомнить и учесть, как оценить обстоятельства и выводы, относительно которых высказывались разные, подчас резко противоречивые суждения и мысли. Как справиться со всем этим, решить безошибочно, логично и объективно? Где взять такую электронно-вычислительную машину, заложив в которую всю многообразную и обширную информацию, можно было бы получить алгебраически точный ответ, который удовлетворял бы высоким идеалам правосудия и справедливости? Такой ЭВМ нет и никогда не будет, ибо сложность человеческих отношений и оценок исключает возможность создания такого компьютера и сколько-нибудь совершенных систем социального и правового программирования!" (И.М. Кисенишский)

е) Общественная или моральная оценка обсуждаемого события. Этот тип вступления также более характерен для судебной речи и в какой-то мере может считаться разновидностью предыдущего типа, однако в отличие от него имеет более близкое отношение к предмету речи: "Товарищи судьи! Среди миллионов честных граждан вряд ли найдется человек, которого не охватило бы чувство негодования, презрения и ненависти к преступникам, осмелившимся убить или ограбить человека, или совершить другое тяжкое преступление против здоровья, чести и достоинства. В сознании честных людей не укладывается мысль о том, что в обществе, где человек широко пользуется конституционным правом на труд, отдых и образование, где созданы необходимые условия для всестороннего развития личности, могут существовать жестокие люди, способные убить или причинить тяжкое телесное повреждение ударом ножа, или совершить другое уголовное преступление. Но, к сожалению, такие люди существуют. " (Пример Н.Н. Ивакиной)

ж) Оценка аудитории . Отрицательная оценка должна быть очень тактичной и направлена на преодоление какого-то недостатка: невнимания, упущения и т. п. Однако гораздо чаще используется положительная оценка и даже лесть аудитории, что обычно направлено на преодоление недоброжелательного или предвзятого отношения к оратору или проблеме. Ср.: "Товарищи судьи! В нашей стране справедливо принято называть писателей инженерами человеческих душ. Мне кажется, что с не меньшим правом следовало бы назвать инженерами человеческих душ и вас, советских судей. Какие только люди ни проходят перед вами! Какие только конфликты вам ни приходится разрешать! Ведь каждый человек, стоящий перед судом, приходит в суд своим особым путем. И кем, как ни подлинными инженерами человеческих душ, надо вам быть, чтобы в течение непродолжительного общения со стоящими перед вами людьми суметь проникнуть в души этих людей, разглядеть их истинный характер." (М.С. Киселев)

Прекрасный образец начала с предосторожностью демонстрирует К.И. Чуковский в известной Оксфордской речи (см. Приложение). Он первым из советских писателей, после нескольких десятилетий полного отсутствия неофициальных контактов, в период хрущевской оттепели приехал в Англию. Свое выступление в Оксфордском университете писатель начинает с простого и доброго рассказа о своей первой встрече с английской литературой - как в детстве получил в награду за пойманного попугая книжки на английском языке, как с трудом разбирал текст, поминутно заглядывая в словарь, как, несмотря на это, с каждой страницей все больше влюблялся в героя, в автора, в литературу, в страну и о том, что из этого вышло, - английская литература прочно вошла в его жизнь, повлияв на его судьбу. Это вступление позволило оратору постепенно завоевать доверие чопорной высокообразованной публики, наверняка опасавшейся каких-нибудь резких пропагандистских выходок от большевистского писателя из враждебного ей мира.

3. Кроме естественного и искусственного начала в ораторской практике иногда используется так называемое внезапное начало, когда оратор, взволнованный каким-либо событием, начинает речь неожиданно, раскрывая перед слушателями охватившее его чувство. Ср., например, как, оказавшись под сильным впечатлением защитительной речи П.А. Александрова, Н.П. Карабичевский, который выступал сразу после него, начал свою речь такими словами: "Я должен говорить, но я еще слушаю" . Или еще пример: "Как это обыкновенно делают защитники, я по настоящему делу прочитал бумаги, беседовал с подсудимым и составил себе программу о чем, что и зачем говорить перед вами. Думалось, о чем будет говорить прокурор, на что будет особенно ударять, где в нашем деле будет место горячему спору, - и свои мысли я держал про запас, чтобы на его слово был ответ, на его удар - отраженье. Но вот теперь, когда г. прокурор свое дело сделал, я вижу, что мне мои заметки надо бросить, программу изорвать. Я такого содержания речи не ожидал." (Ф.Н. Плевако) Нередко внезапное начало не является импровизацией, а готовится заранее. Но и в этом случае оно должно выглядеть как непосредственная реакция на события в момент произнесения, а не как домашняя заготовка. Таков, например, известный приступ Цицерона в речи против Катилины, в присутствии которого оратор как бы вышел из себя. "Доколе же, Катилина, будешь ты злоупотреблять терпением нашим ?"

Начинающему оратору лучше избегать такого типа вступлений, так как для создания удачного внезапного начала требуется большой опыт и эрудиция.

В заключение необходимо отметить одно обстоятельство. Для целей классификации важно перечислить возможные типы вступлений. Однако нужно помнить, что их актуальность, употребительность в ораторской практике совсем не одинакова. Содержание начала очень в большой степени зависит от жанра речи. Так, для судебной речи актуальны вступления, содержащие оценку события или аудитории, для предложения подойдет лишь указание на общественную значимость проблемы. Практически, только в одном жанре - речь в прениях - встретились все разновидности вступлений, что несомненно также является показателем жанровой специфики. Афоризмы, притчи, аналогии чрезвычайно редко употребляются ораторами, в то же время указание на причину, задачу, своих сторонников, вопрос к аудитории распространены довольно широко.


§59. Роль топосов во вступлении

§ 59. В любом типе вступления к агитационной речи можно и нужно использовать топосы, которые помогут оратору добиться взаимопонимания с аудиторией. Начало речи - наиболее подходящее для них место, поскольку чем раньше аудитория почувствует доверие к выступающему, тем больше у него шансов добиться желаемого результата. Разумеется, более важной эта задача оказывается для оратора, прибегающего к искусственному началу, и, как мы видели, практически во всех примерах этой группы использован какой-либо топос. Однако и в естественных вступлениях топос может найти себе место, что видно из фрагментов речей В.Ф. Яковлева, А.А. Щелканова, В.А. Тихонова. Чем более трудная задача стоит перед оратором, тем важнее для него употребить во вступлении удачный топос. Так Горгий, начиная похвальное слово Елене (см. Задание № 16), взывает к чувству справедливости слушателей (морально-этический топос), что вызвано негативным отношением слушателей к предмету речи - утвердившимся в сознании людей мнением о Елене как причине многих бед греков, а затем сообщает задачу речи: снять обвинение с Елены. Но и Островский (см. Задание № 16), обращаясь к слушателям-единомышленникам, объединяется с ними в радостном чувстве (эмоциональный топос) по случаю открытия памятника Пушкину ("Все обрадованы… О радости литераторов говорить едва ли нужно") и сообщает задачу речи ("От полноты обрадованной души и я позволю себе сказать несколько слов о нашем великом поэте, его значении и заслугах, как я их понимаю") В том и состоит специфика именно риторического вступления , что оно призвано в реальной ситуации общения с конкретными людьми установить с ними добрые отношения для дальнейшего разговора и сообщить основное его направление. Ни один из жанров художественной, научной литературы или публицистики не озабочен подобными проблемами. Можно ли представить, что в начале рассказа, очерка, романа автор сообщает «кратенько» его содержание или объясняет, почему читателям будет полезно с ним ознакомиться? Оптимальным же риторическим вступлением (особенно в деловом общении, где речь должна быть краткой) можно считать то, в котором оратор объяснит слушателям, что они будут делать (узнавать новое, чему-то учиться, вырабатывать точку зрения, размышлять над предложением и т. д.), пока он будет говорить с ними, и для чего им это нужно. Так может начинаться речь-представление при приеме на работу: "Я прочитал в газете, что вашей фирме требуется менеджер по рекламе. Хочу предложить свои услуги и в связи с этим сказать о себе несколько слов" ; речь-поздравление: "Поздравляя сегодня нашего юбиляра, хочу сказать о его необыкновенных, золотых руках" ; речь-предложение: "Сейчас, когда мнения относительно принятия бюджета разделились, хочу внести предложение, которое позволит преодолеть разногласия " и т. д.

Именно поэтому трудно согласиться с авторами, которые в качестве вариантов вступления предлагают и другие элементы: "Начало повествования. Возможны варианты. а) обращение к адресату: слушателю, читателю «…» Знаете ли вы, что такое украинская ночь ? (Гоголь) б) Общая мысль рассказа (повествования): Земля наша богата, порядка в ней лишь нет (А.К. Толстой) «…» в) Общепринятая истина, высказанная в афористической форме: Тяжело порою быть русским человеком (Тэффи) «…» г) Самый распространенный вариант начала: место, время, действующее лицо (где? когда? кто?): «…» Граф Румянцев однажды утром расхаживал по своему лагерю (Пушкин)." Нетрудно заметить, что предлагаемые варианты начала подходят исключительно для художественного текста, но не годятся для публичной речи, которая обязательно начинается с обращения (Дорогие ребята! Коллеги! Дамы и господа! и т. п.), после чего оратор должен наладить контакт с аудиторией прежде, чем он перейдет к самому повествованию. Для этой цели ни одно из предложенных в процитированном фрагменте начал не подходит. Даже если допустить, что художественные тексты являются объектом изучения риторики, то указания на то, с чего начинать роман или повесть, неуместны тем более: писатель может начинать (и начинает) свое произведение с чего угодно. (Читатель может легко убедиться в этом сам, если вспомнит несколько известных романов - "Евгений Онегин", "Война и мир", "Отцы и дети" и т. п.) А что касается речи судебной, то П.С. Пороховщиков прямо называет одну из указанных в цитате форм начала (место и время) ошибкой: "Господа присяжные заседатели! - говорит оратор, - в ночь на 28 декабря 1908 г. В Петербурге, в доме № 37 по Забалканскому проспекту… Ошибка, господин прокурор! Войдите в положение присяжных. После долгого судебного следствия, среди общего приподнятого настроения и напряженного ожидания государственный обвинитель торжественно заявляет им то самое, что они узнали в самом начале судебного заседания, с первых строк обвинительного акта. Какое жалкое начало!"

Таким образом, вступление в плане содержательном - постановка вопроса (в том или ином виде), в плане психологическом - подготовка слушателей к восприятию речи, в плане структурном - введение в тему речи.


§60. Понятие о заключении

§ 60. Заключение. Не менее сложно удачно завершить свою речь. О том, каким должно быть заключение, писал А.Ф. Кони: "Конец - разрешение всей речи (как в музыке последний аккорд - разрешение предыдущего; кто имеет музыкальное чутье, тот всегда может сказать, не зная пьесы, судя только по аккорду, что пьеса кончилась); конец должен быть таким, чтобы слушатели почувствовали (не только в тоне лектора, это обязательно), что дальше говорить нечего."

В структуре речи заключение имеет (как и все прочие части) свое особое значение: "Завершение выступления действительно представляет собой стратегически наиболее важный раздел речи. То, что оратор говорит в заключении, его последние слова продолжают звучать в ушах слушателей, когда он уже закончил выступление, и, видимо, их будут помнить дольше всего." Именно для того, чтобы так и случилось - чтобы последние слова, а вместе с ними и главные идеи запоминались надолго, следует знать, что и как для этого сделать.

Каковы задачи и функции заключения? Первое требование - речь не может оборваться на полуслове, не может остаться без конца, нельзя в конце начать разработку новой проблемы. Это обусловливает специфику именно риторического заключения - быть речью о предшествующей речи. Эту особенность риторического заключения подметил А.Ф. Кони и изобрел очень точный термин - речь должна «закругляться», т. е. возвращаться мыслью к началу, как бы напоминая слушателям, о чем хотели говорить, о чем говорили и к каким выводам пришли. Необходимость именно такого заключения продиктована тем, что ораторская речь воспринимается на слух и слушатели не могут «заглянуть» в начало, где им объяснили значение предстоящего разговора. Напоминание этого после прослушанного обоснования, разбора разнообразных аргументов и т. п. помогает слушателю связать все воедино и испытать чувство удовлетворения от продуктивного общения. С точки зрения расположения риторических элементов, в заключении следует подвести итог обоснованию тезиса и прояснить сверхзадачу, если она имелась в речи, важна для оратора, но он не очень уверен, что слушатели ее восприняли: “Выводы и выход в решение задачи и сверхзадачи - удел заключительной части выступления. Кратко суммируется все, что успел сказать оратор, выделяется главное, ради чего было организовано общение, желательно в такой форме, которая запоминается."

Конечно, когда мы говорим о расположении, нас интересует именно форма, в которой будут реализовываться главные задачи заключительной части: подведение итогов, закрепление и усиление впечатления.

Н.Н. Кохтев в заключительной части речи, как и во вступительной, выделяет два элемента: заключение и концовку. При этом заключение понимается как содержательное завершение речи, концовка же представляет собой мало связанную с содержанием речи часть, содержащую этикетные формулы, посторонние замечания или информацию и т. п., помогающую оратору завершить выступление в нужном эмоциональном ключе. Наличие или отсутствие концовки, видимо, зависит от реальных обстоятельств, в которых произносится речь. И если так, то ее, как и рассмотренный ранее зачин, нет смысла включать в структуру речи. Таким образом, в дальнейшем будем рассматривать только заключение как смысловой итог речи.


§61. Специфика построения заключения

§ 61. Обратимся теперь к конкретным речевым формам заключения, наиболее распространенным в современной общественной практике, особенно в агитационной речи.

Какие же цели может ставить перед собой оратор в заключении и каким образом он будет их реализовывать?

1. Чаще всего оратор стремится подвести итог сказанному, суммировать идеи речи . Ср.: "…Давайте же сделаем выводы из нашего страшного прошлого, чтобы такое не повторилось в будущем. Необходимо выработать конституционные гарантии категорической неприкосновенности народов как этнического целого, категорической недопустимости депортации народов по каким бы то ни было политическим, государственным, расовым причинам и мотивировкам во имя равной для всех справедливости. Место каждого народа должно быть там, где он произрос." (Ч. Айтматов)

2. Заострить проблему, усилить впечатление от речи . Ср.: "…Экология наряду с экономикой и национальными отношениями стала одной из главных болевых проблем страны. Мы считаем, что комплекс мер, кратко обозначенный в этом выступлении, ознаменовал бы важный шаг в резком улучшении экологической обстановки. Если воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, то все социальные проблемы теряют свой смысл. И «левые» и «правые» за то, чтобы немедленно решать экологические проблемы. А мы обязательно должны искать пути консолидации нашего общества." (А.В. Яблоков)

3. Повторить основные этапы развития темы с тем, чтобы она предстала в целом, а не по частям. Ср.: "…Итак, мы видели Ломоносова мальчиком-рыбаком, студентом, исследователем, академиком. Где причина такой чудесной судьбы? Причина только в жажде знаний, в богатырском труде и умноженном таланте, отпущенном ему природой. Все это вознесло бедного сына рыбака и прославило его имя." (А.Ф. Кони)

4. Показать пути выхода из проблемы, наметить ее возможное развитие. Ср.: "…В заключение вот что еще хочу сказать. Сегодня в обществе существует значительная напряженность. Она выплескивается в дискуссиях, на митингах, даже в работе Съезда. Но я уверена, что выход есть, и он - в уважительном диалоге, в совместном поиске решений, в стремлении не только высказать претензии, но и слушать друг друга, в объединении всех наших сил." (З.П. Пухова)

5. Выдвинуть конкретное предложение , вытекающее из смысла речи. Речь в прениях должна обязательно содержать такое предложение по разрешению проблемы, иначе все выступление оказывается беспредметным, и нередко место этому предложению отводится именно в заключении, это своеобразное резюме из сказанного в основной части, где обосновывалась важность поднятого вопроса. Ср.: (говорит о тяжелом положении экономики и жизни в Сибири) "…Прошу рассматривать мое выступление как постановку вопроса о повышении поясного коэффициента для сибиряков. Убежден, что приоритетный подъем жизненного уровня населения в районах Сибири не только отвечает принципам социальной справедливости, но и является необходимым условием осуществления важнейших общесоюзных экономических программ." (В.В. Казарезов)

6. Высказать пожелания аудитории или обратиться к ней с прямым призывом. Ср.: "…И наконец, я обращаюсь ко всему советскому народу. Люди, облагоразумьтесь, митингами страну не накормишь. Выйти из создавшегося положения можно только честным трудом, светлым умом. На заводах, предприятиях, в организациях, в колхозах и совхозах дорога каждая минута. Не теряйте времени!" (Н.А. Касьян)

Конечно, возможны и другие типы заключений. Причем несколько конкретных целей могут совмещаться и переплетаться в одной концовке. Однако важно помнить, что в заключении не следует высказывать совершенно новые мысли и идеи, чтобы избежать «выхода» в новую речь. Все должно свидетельствовать о том, что обсуждение проблемы завершено.

Что касается формы заключения, то прежде всего важно отметить, что здесь должны появляться топосы и даже прямая похвала аудитории. Особенно важно это в конфликтных аудиториях и в тех случаях, когда оратор выступает с призывающей речью, требуя от аудитории выполнения сложных или трудоемких действий. Эти и подобные средства позволяют усилить эмоциональность и емкость концовки, сделать ее более броской, запоминающейся, что особенно важно в агитационной речи. Поэтому здесь часто появляются различные средства выразительности, позволяющие усилить воздействующую силу речи. Ср.:

цитаты , ср.: "…Те, у кого есть настоящий запал в сердцах и желание трудиться по-настоящему, - те и будут расти преодолевая все и всяческие трудности, стоящие на пути большого искусства. Помните, как говорил Маяковский: Где, когда, какой великий выбирал путь, чтоб протоптаннее и легче?”. " (А.А. Фадеев);

сравнения , ср.: "…Почему мы выиграли Великую Отечественную войну? Потому что у всех нас было и желание общей победы, и чувство общего врага. Не будем искать сейчас врагов друг в друге, ибо у всех нас общие враги - это угроза ядерной войны, страшные стихийные бедствия, национальные конфликты, экономический кризис, экологические беды, бюрократическая трясина. Перестройка - это не только наша духовная революция, это наша Великая Отечественная война. Мы не имеем права не победить в ней, но эта победа не должна нам стоить человеческих жертв." (Е.А. Евтушенко);

парадоксы , ср.:"…Мне ужасно трудно заканчивать мою защиту. Я никогда ничего не прошу у присяжных заседателей. Я могу вам указать только на следующее: никаких истязаний тут не было. Но ведь убийство все-таки остается. Я, право, не знаю, что с этим делать. Убийство - самое страшное преступление именно потому, что оно зверское, что в нем исчезает образ человеческий. А между тем, как это ни странно, Наумов убил Чернецкую именно потому, что он был человек, а она была зверем." (С.А. Андреевский);

лозунги и призывы , ср.: "…Никогда не забывайте, что для того, чтобы распахнуть двери к свету и знанию для всех вас без исключения и навсегда оставить эти двери открытыми, много положили сил и много пролили крови ваши предки, ваши деды, отцы и матери, старшие братья и сестры. Шагайте смелее к свету и любите книгу всей душой! Она не только ваш лучший друг, но и до конца верный спутник!" (М.А. Шолохов

Очень хорошо, если оратору удается связать зацепляющий внимание крючок из вступления с выводом в конце речи. Это делает композицию еще более яркой и выразительной. Ср., например: "Уважаемые народные избранники! Сегодня в программе «Утро» доктор В.И. Лебедев показал на опыте с котом Пашкой, как в условиях постоянного стресса слабеет, заболевает и гибнет организм. И он же рекомендовал во избежание обострения болезни убрать источник постоянного стресса - и организм будет выздоравливать. Нечто подобное происходит и с нашим обществом, где источником постоянного всеобщего стресса являются не столько отношения двух или трех ветвей власти, сколько отношения двух заглавных фигур нашего общества … (далее говорит о недопустимости конфронтации между президентом и спикером парламента и предлагает в качестве пути разрешения конфликта немедленные досрочные выборы парламента и президента)…Не сомневайтесь, досрочные выборы пройдут, новая Конституция будет принята, и рынок не погибнет, но стрессовое состояние явно ослабнет, и организм государства российского начнет выздоравливать. А пока жить уже невмоготу. Больно, горько и стыдно за Русь великую. Поймите это и примите мудрый совет опытного доктора Лебедева: снимите стресс. Россия этого ждет." (В.Н. Егоров)

Таким образом, заключение должно быть, во-первых, связано с предыдущим изложением, логически подводить итог обоснованию тезиса, предпринятому в основной части, во-вторых, усиливать впечатление, "зацеплять страсти", рождать желание идти навстречу устремлениям оратора. Оно - разрешение всей речи. Поэтому над заключением надо тщательно потрудиться, выбрав наиболее оптимальный вариант, краткий по форме, емкий по содержанию, помогающий оратору решить все проблемы разом, как говорил М.М. Сперанский, "делать заключения сухие и холодные значит терять плод своего слова."


§62. Анализ примера удачного вступления и заключения

§ 62. В качестве примера удачной композиции рассмотрим "речь, получившую премию," из книги Д. Карнеги (см. Задание № 49). Она не отличается оригинальностью содержания, и тезис, содержащий похвалу Филадельфии, американцам и американскому духу, как нельзя лучше иллюстрирует мысль Сократа о том, что нетрудно хвалить афинян среди афинян же. Но тогда в чем же ее достоинство? В безупречном построении. "Прежде всего, в ней [речи] есть начало и концовка. Это достоинство встречается редко, реже, чем вы, может быть, склонны думать. Она начинается и неуклонно движется вперед, как стая диких гусей в полете. В ней нет лишних слов, оратор не теряет даром времени", - пишет Д. Карнеги. Добавим, что не просто есть начало и конец, но они безупречно «сделаны». Вступление представляет собой одну фразу, в которой заявлен тезис полностью, что дает представление о будущем развитии речи: она будет о Филадельфии, матери Америки, о ее красоте, о ее трудовых достижениях, о необыкновенных богатствах, принадлежащих простым американцам, - о торжестве великого американского духа (эта мысль к тому же является топосом, с которого и необходимо начинать агитационную речь). А такие слова: "основы нашей великой страны", "могучий американский дух" и т. п. - несомненно вызвали расположение аудитории, позволили установить с нею контакт. И все это - одной фразой. Далее речь как бы набирает силу, чтобы завершиться триумфальным заключением. Здесь вновь повторяется основной тезис, но с усилением: если во вступлении Филадельфия названа началом Америки, то теперь - «матерью». Затем впечатление усиливается перечислением дорогих сердцу каждого американца реликвий. И наконец, осуществлен выход в сверхзадачу - косвенный призыв к распространению американского духа среди всего человечества. Можно только догадываться, какой гром аплодисментов обрушился на оратора при его последних словах. И по заслугам.

Перед группой людей было ярким, мощным и запоминающимся? Если вам интересен ответ на этот вопрос, то предлагаем несколько советов на тему того, как завладеть вниманием аудитории, которые могут послужить вам прекрасным подспорьем в вашей деятельности. Если вы будете следовать нашим рекомендациям, то сможете продемонстрировать своим слушателям самые лучшие ораторские качества, расположить их доверие и дружеское отношение и произвести лучшее впечатление, а здесь уже недалеко и до того, чтобы повести за собой массы людей и завоевать огромное число поклонников.

Анекдот

Если обстановка к тому располагает, то речь можно начать с анекдота (хорошая шутка тоже подойдёт, но только если она действительно смешная). Однако вам нужно быть полностью уверенным в том, что слушатели воспримут то, что вы рассказываете, как нечто комичное. По этой причине, перед тем, как «выстреливать» анекдотом в большую группу людей, проверьте его «качество» на отдельных людях. Кроме того, вы можете применять юмор только тогда, когда и сами считаете рассказываемое смешным, и когда уверены, что обладаете всем необходимым, чтобы рассказать это должным образом.

Разговор с приятелем

Можно пересказать разговор, который не так давно произошёл у вас с кем-то из знакомых или же вообще из тех, кто присутствует в зале. К примеру, можно начать так: «Буквально перед началом семинара я разговаривал с Кириллом Петровичем. Он сказал мне, что в его жизни сейчас как раз тот момент, когда ему экстренно нужно поменять что-то в своей жизни. Это я к тому, что…».

Актуальное событие

Для начала речи можно использовать что-то из последних новостей, чтобы потом перейти к основной теме своего выступления или же охарактеризовать свою позицию по какому-либо вопросу. Можно взять с собой свежий выпуск новостной газеты и показать всем заголовок, когда будете ссылаться на материал, произнося вступительные слова. Когда вы будете стоять на сцене и держать в руках газету, начиная выступление, публика автоматически будет стараться увидеть, что у вас в руках, и услышать, что вы говорите.

Шокирующее заявление

Эффективным способом начала речи является заявление, способное вызвать шок. Вы можете, к примеру, сказать что-то в духе: «Последние исследования, проведённые нашими специалистами, показали, что в этом году нас ждут большие перемены. В результате выяснилось, что примерно 60% сидящих сегодня в этой аудитории уже через полтора года буду получать зарплату в три раза превышающую ту, которую они получают сейчас».

Каламбур

Превосходно начать выступление можно, позабавив публику. В качестве примера можно привести американского спикера Билла Гоува. Нередко он, уже после его официального представления слушателям, выходил на сцену, словно секунду назад был прерван какой-то закулисный разговор, чтобы он мог начать новую беседу – уже с публикой. У сидящих в зале появлялось ощущение, будто он вовсе и не собирался произносить речь, а лишь хотел с ними поговорить.

Так, Билл подходил ближе к зрителям и призывал их жестами придвинуться поближе к нему, а затем чуть слышно произносил что-то в духе: «Послушайте, я должен вам кое-что сказать». Создавалось такое впечатление, что он намерен рассказать всем присутствующим вместе некий секрет.

Результатом всего этого было то, что люди в зале на самом деле наклонялись вперёд, чтобы услышать «тайну». Но после этого они в какой-то момент понимали, что на самом деле делают, и начинали хохотать. Проделав это, Гоув уже мог делать с публикой, что угодно. Подумайте, возможно, и вы сможете устроить на сцене нечто необычное и забавное.

Рассказ о себе

Нередко самые эффективные выступления начинаются с рассказа ведущего о себе. Начать речь можно примерно так: «К тому, что у меня есть сейчас, я шёл очень долго и упорно. У меня не было наставника и даже помощника. Всего в своей жизни мне пришлось добиваться самому. Но именно это стало для меня самой лучшей школой».

Вероятнее всего, что после вашего выступления к вам начнут подходить люди, которые будут утверждать, что их ситуация в точности похожа на вашу, и выражать своё почтение вам. И здесь имеет место один психологический фактор, который говорит о том, что, когда один человек рассказывает о своей жизни, другие автоматически идентифицируют себя с ним.

Именно поэтому рассказ оратора о своей жизни может максимально привлечь внимание публики: они начнут внимательно слушать его, ведь он наиболее точно способен передать детали ситуации, дать какую-то пищу для ума, заставит слушать, размышлять и затем действовать. По сути, рассказ о жизни является мостом между ведущим и слушателями, и использовать его очень полезно.

Вопрос или опрос

Помимо всего прочего, начать речь можно с небольшого заявления и последующего вопроса, который предполагает ответ поднятыми руками. Вы можете попробовать сделать следующее – скажите: «В настоящее время у каждого из нас есть прекрасная возможность жить и зарабатывать деньги, не ходя каждый день на работу. Кстати говоря, кто из вас уже работает удалённо?».

Опытные ведущие довольно часто начинают свои выступления именно так, а после того как кто-то из аудитории поднимет руку, спрашивают у того, кто ближе всех находится к сцене: «А сколько на самом деле людей из вас работает удалённо?».

Кто-то с большой долей вероятности скажет: «Мы все!» или «Да все здесь!». После этого можно дать подтверждение данному ответу: «Да, согласен, каждый из тех, кто пришёл сюда, занимается работой удалённо, ведь иначе вас просто бы не было здесь» и т.д.

Позитивное утверждение

Публике также можно сообщить некое положительное утверждение, например, сказать, что им придётся по вкусу сегодняшнее выступление. Скажите, к примеру, так: «Вам на самом деле понравится то, что вы скоро услышите. В сегодняшней беседе я открою вам несколько уникальных секретов по поводу…».

История

Для начала речи отлично подходит и история. Действительно, пожалуй, не найти более магических слов для завладения вниманием аудитории, чем «Однажды со мной приключилась очень странная история» и т.п.

Дело в том, что ещё с детских лет людям очень нравятся всякие истории. С началом рассказа публика в одночасье замолкает и начинает внимать каждому слову выступающего, словно группа детей. Этот приём очень удобно использовать также и после перерыва на обед или кофе.

Заявление или вопрос

Начать речь можно с ошеломляющего заявления, после которого нужно задать слушателям вопрос. Затем на этот вопрос нужно ответить и задать новый. Такая хитрость мигом вовлечёт людей в обсуждение, и они будут слушать вас очень внимательно.

Объясняется это ещё одной человеческой . С детских лет люди настраиваются давать ответы на задаваемые им вопросы. Каждый раз, когда ставится вопрос и выжидается пауза, чтобы люди могли его осмыслить, ведущий оказывается в состоянии полностью контролировать аудиторию. И даже в том случае, если люди не отвечают вслух, они всегда отвечают мысленно.

Итак, мы рассмотрели десять способов начала речи, которые смогут сделать выше выступление эффектным и запоминающимся. Но, какой бы способ вы не выбрали, всегда важно помнить об одном условии, которое объединяет все способы вообще.

Мост между ведущим и аудиторией

Одной из наиболее важных частей начала речи является выстраивание ведущим моста между ним и аудиторией, т.к. именно от того, насколько он прочен и выстроен ли вообще, зависит результат всего дальнейшего выступления.

Начать можно с чего-то, объединяющего вас и ваших слушателей. К примеру, с того, что некогда вы были на их месте или в их ситуации. Возможно, вы жили в их городе или районе; возможно, у вас, так же, как и у них, есть сын и дочь; возможно, вы занимаетесь тем же видом спорта; возможно, ваши проблемы и заботы на настоящий момент времени схожи с теми же проблемами и заботами, как и у них и т.д.

Запомните: если вы уделите пару минут на создание этого невидимого моста между вами и вашей аудиторией, публика автоматически примет вашу сторону. Люди поймут, что вы принадлежите к их «кругу», а значит, станут намного восприимчивее к вашим идеям и словам, а также станут более снисходительны и великодушнее к вашим ошибкам, которые вы, возможно, будете совершать.

Важно быть не только для своих слушателей, но и доступным для них. Вы должны дать им понять, что между ними и вами есть много общего. И даже если начало вашего выступления получится «смазанным», мост, который вы выстроите, сведёт на «нет» любые недочёты и погрешности.

Надеемся, наши советы помогут сделать вам ваши выступления ещё лучше. Но всё же хотим порекомендовать и наш , пройдя который вы научитесь делать грамотным не только начало речи, но и остальные её составляющие.

Желаем вам успехов!

Многие люди боятся выступать на публике, будь то с речью, с тостом на свадьбе друзей или в классе у доски. К счастью, вы можете сделать для себя выступление на публике менее волнительным посредством некоторых советов из данной статьи. Этот навык может никогда не стать вашим коньком, но у вас будет меньше шансов на то, что вы бросите свое выступление прямо на середине перед большим количеством народа.

Шаги

Часть 1

Подготовка к выступлению
  1. Знайте тему своего выступления. Составной частью превращения в раскованного и динамичного оратора является проверка того, что вы знаете то, о чем говорите, и знаете это хорошо. Недостаток знаний может заставить вас нервничать и чувствовать неуверенность во время выступления, что очень быстро поймет ваша публика.

    • Ключом к успеху является предварительная подготовка. Потратьте время на планирование речи, чтобы она казалась естественной и логичной. Также вам следует убедиться в том, что вы умеете обыгрывать речь таким образом, чтобы акцентировать свои положительные качества оратора и приглушить имеющиеся недостатки.
    • Даже во время публичного выступления порой приходится отвечать на вопросы как на уроке, поэтому вам обязательно необходимо хорошо знать тему своего выступления. Это поможет вам почувствовать себя увереннее, что также создаст хорошее впечатление на ваших слушателей.
  2. Тренируйте тело. Несмотря на то, что выступление на публике не является участием в соревновании по бегу, вам необходимо позаботиться о том, чтобы ваше тело хорошо вас слушалось. Это подразумевает гораздо большее, чем просто воздержание от перетаптывания с ноги на ногу во время выступления (успокойте пальцы ног, и вы перестанете топтаться). Сюда также относится правильное дыхание, чтобы вы могли правильно планировать и произносить фразы.

    • Говорите от диафрагмы. Это поможет вам звучать четко и громко, чтобы публика могла вас слышать без излишних усилий и крика вашей стороны. Для тренировки встаньте прямо и положите руку себе на живот. Вдохните и выдохните. На вдохе сосчитайте до пяти, а затем до десяти на выдохе. Вы почувствуете, что живот начал расслабляться. Вам необходимо научиться дышать и говорить в таком расслабленном состоянии.
    • Модулируйте собственный тон голоса. Определите высоту своего голоса. Она слишком высокая? Слишком низкая? Расслабленное состояние, выбранная комфортная поза (стоя) и правильное дыхание помогут вам подобрать для выступления более удобный и приятный тон голоса.
    • Избегайте захлебывания дыхания и вдохов верхней частью груди, так как и то, и другое может заставить вас волноваться и напряжет ваше горло. В результате, ваш голос станет более напряженным и скованным.
  3. Знайте структуру собственной речи. Знание собственной речи столь же важно, сколь и знание темы, о которой вы будете говорить. Существуют различные методы преподнесения речи, поэтому вам необходимо выбрать тот способ, который будет для вас наиболее удобным.

    • Для выступления с речью вам понадобится заготовить карточки с тезисами или планом выступления. Либо тезисы можно просто запомнить, если у вас хорошая память (не пытайтесь сделать это по памяти, если вы не уверены на сто процентов, что ничего не забудете).
    • Вам не стоит записывать на карточках с тезисами каждую деталь (оставьте немного пространства для импровизации), однако будет полезным сделать на них вспомогательные заметки, например, "пауза после этого сообщения" или "не забыть сделать вдох", чтобы на самом деле не забыть об этих вещах.
  4. Выучите собственную речь. У вас нет обязательной необходимости целиком запоминать свою речь или основные ее тезисы, но это может быть огромным подспорьем для того, чтобы казаться увереннее и осведомленнее в теме выступления. Однако убедитесь в том, что у вас достаточно для этого времени.

    • Перепишите свою речь несколько раз. Этот метод помогает лучше запомнить речь. Чем больше вы ее пишите, тем легче вам будет ее вспомнить. После того, как вы перепишите речь много раз, проверьте себя, насколько хорошо вы ее запомнили. Если ли в вашей речи есть такие участки, которые вы не можете вспомнить, перепишите их еще несколько раз.
    • Поделите речь на более мелкие части и запомните каждую из них в отдельности. Действительно бывает трудно запомнить всю речь целиком. В таком случае для запоминания лучше будет поделить ее на мелкие части (начните учить речь с запоминания самой главной смысловой части, а затем переходите к запоминанию остальных основных частей, и так далее).
    • Для запоминания используйте метод локаций. Поделите речь на абзацы и ключевые моменты. Визуализируйте в уме определенную картину для каждого ключевого момента (это аналогично представлению себе Гарри Поттера при произнесении имени Д.К. Роулинг и обсуждении того, какой немалый вклад она сделала в детскую литературу). Определите локацию для каждого ключевого момента (например, Хогвартс для Роулинг, луг для Стефани Майер и так далее). Теперь вам необходимо просто перемещаться между локациями (например, представьте, что вы летите на метле от Хогвартса до луга). Если вам требуется рассказать о многих вещах, то поместите их в особые места вокруг основной локации (например, для обсуждения популярности Гарри Поттера отведите главный зал Хогвартса или для сообщения о вкладе писательницы в пересмотр жанра – поле для игры в квиддич).
  5. Узнайте свою аудиторию. Вам необходимо знать, перед кем вы будете выступать, так как определенные приемы речи могут подходить одному типу аудитории и быть совершенно скучными для других аудиторий или даже злить определенные группы людей. Например, нельзя быть неформальным во время деловой презентации, но можно придерживаться неформального стиля при общении со студентами колледжа.

    • Юмор является отличным способом для того, чтобы снять напряжение с себя и аудитории. Обычно есть определенные шутки, которые уместны для большинства публичных ситуаций (но не всегда!). Будет неплохо начать выступление с небольшой шутки, чтобы разрядить атмосферу и создать впечатление у публики в собственной уверенности. Для этого можно рассказать какую-нибудь забавную (и правдивую) историю.
    • Поймите, что вы пытаетесь донести до аудитории. Хотите ли вы сообщить ей новую информацию? Переформулировать старую информацию? Убедить людей что-то сделать? Это поможет вам сконцентрироваться на том, чего вы пытаетесь добиться.
  6. Практикуйте выступление. Это крайне важно, если вы хотите хорошо выступать на публике. Недостаточно просто знать материал, который вы пытаетесь донести людям. Вам необходимо потренироваться выступить с речью несколько раз, чтобы начать комфортно себя ощущать во время выступления. Это аналогично разнашиванию обуви. Когда вы надеваете новую пару обуви в первые несколько раз, вы получаете мозоли, но вскоре уже начинаете ощущать себя комфортно в хорошо посаженной по ноге обуви.

    • Постарайтесь посетить то место, где будете выступать и попрактикуйтесь там. Это позволит вам стать существенно увереннее, так как вы будете лучше знакомы с местом.
    • Снимите свою репетицию на видео и выявите сильные и слабые стороны выступления. Несмотря на то, что просмотр видеозаписи со своим выступлением может показаться обескураживающей задачей, это отличный способ выявить свои сильные и слабые стороны. Вы можете заметить свои нервные тики (например, переступание с ноги на ногу или поглаживание волос руками) и сможете поработать над их истреблением или сведением к минимуму.

    Часть 2

    Проработка содержания своей речи
    1. Выберите правильный стиль выступления. Существуют три стиля выступления: информативный, убедительный и развлекательный. Несмотря на то, что они могут накладываться друг на друга, каждый из них обладает отдельными специфичными функциями, которые и выполняет.

      • Основной целью информативного стиля выступления является сообщение фактов, деталей и приведение примеров. Даже если вы пытаетесь в чем-то убедить аудиторию, это происходит на основании фактов и информации.
      • Убедительный стиль выступления полностью строится на том, чтобы в чем-то убедить аудиторию. В нем вы можете привлекать на помощь факты, но также будете использовать эмоции, логику, собственный опыт и так далее.
      • Целью развлекательного стиля выступления служит восполнение потребности людей в социальном общении, но при этом в нем часто используются некоторые аспекты информативной речи (например, в свадебном тосте или в благодарственной речи).
    2. Избегайте размазанного вступления. Вы, должно быть, слышали речи, начинающиеся с фразы: "Когда меня попросили выступить с речью, я не знал, о чем рассказать…" Не делайте так. Это один из самых скучных способов начать свою речь. Он ходит вокруг да около личных проблем оратора и нисколько не привлекателен для слушателей, как то полагает оратор.

      • Начните свою речь с сообщения основной и всеобъемлющей ее идеи, а также трех (или около того) основных поддерживающих ее фактов, чтобы позже рассказать о них более подробно. Слушатели запомнят вступление и заключение вашей речи лучше, чем вы сами помните любую из ее частей.
      • С самого начала откройте свое выступление так, чтобы привлечь внимание аудитории. Это подразумевает сообщение удивительных фактов или поразительных данных статистики, либо постановку вопроса с последующим ответом на него и рассеиванием любых сомнений публики, еще до их возникновения.
    3. Имейте четкую структуру выступления. Чтобы ваша речь постоянно не спотыкалась на каждом слове, вам необходимо придумать для нее четкий формат. Запомните, вы не пытаетесь ошеломить аудиторию фактами и идеями.

      • В вашей речи должна иметься одна четкая всеобъемлющая идея. Задайте себе вопрос, что вы пытаетесь донести до публики? Что вы хотите, чтобы люди вынесли из вашей речи? Почему они должны согласиться с тем, что вы говорите? Например, если вы готовите лекцию о тенденциях в национальной литературе, подумайте, почему вашу аудиторию это должно волновать. Вам не следует просто бросаться фактами.
      • Вам потребуется несколько основных аргументов, которые поддерживают вашу главную идею или позицию. Обычно лучше всего иметь три аргумента. Например, если ваша основная идея состоит в том, что детская литература становится более разнообразный, имейте один аргумент, доказывающий новые тенденции, второй аргумент, показывающий восприятие читателями этого разнообразия, и третий аргумент, который говорит о том, почему это разнообразие детской литературы имеет значение.
    4. Пользуйтесь правильным языком. Язык имеет чрезвычайно важное значение как в письменной, так и в устной речи. Вам необходимо воздержаться от использования большого количества слишком громоздких и длинных слов, потому что вне зависимости от того, насколько умна ваша аудитория, она быстро потеряет к вам интерес, если вы будете постоянно бить ее по голове толстым словарем.

      • Пользуйтесь яркими наречиями и прилагательными. Вам необходимо оживить собственную речь и аудиторию. Например, вместо фразы "детская литература представляет ряд различных перспектив" скажите фразу "детская литература представляет новый ряд потрясающих и разнообразных перспектив".
      • Пользуйтесь образными сопоставлениями, чтобы пробудить аудиторию и заставить ее запомнить ваши мысли. Уинстон Черчилль часто использовал фразу "железный занавес" для описания секретности Советского Союза. Образное сопоставление склонно лучше задерживаться в сознании слушателей (как это видно из того, что "железный занавес" стал крылатой фразой).
      • Повторы также служат отличным способом напоминания аудитории о важности вашей речи (подумайте о речи Мартина Лютера Кинга "У меня есть мечта..."). Это акцентирует больше основных аргументов и позволяет не забывать основную идею выступления.
    5. Придерживайтесь простоты. Необходимо, чтобы аудитория без труда следила за ходом вашей речи и продолжала ее помнить после окончания вашего выступления. Поэтому она должна не только содержать образные сопоставления и поразительные факты, но также быть достаточно простой и приближенной к сути. Если вы будете блуждать по болоту мало связанных с вашим выступлением фактов, то потеряете интерес аудитории.

      • Используйте короткие предложения и фразы. Это может быть сделано для создания особого драматичного эффекта. Например, может быть использована фраза "больше никогда". Она короткая, заряжена смыслом и обладает значительной силой.
      • Можно использовать короткие и содержательные цитаты. Очень многие знаменитые люди говорили что-нибудь забавное или насыщенные смыслом в достаточно коротких фразах. Вы можете попробовать воспользоваться заранее заготовленным высказыванием кого-либо из них. Например, Франклин Д. Рузвельт говорил: "Будь искренним и кратким, а после выступления сразу садись на место".

      Часть 3

      Выступление на публике
      1. Справьтесь с волнением. Практически каждый человек начинает немного нервничать перед тем, как ему предстоит предстать перед людьми для выступления с речью. Главное, чтобы на данном этапе ваша речь была уже готова, и вы знали, как ее преподносить. А для управления волнением, к счастью, существуют некоторые специальные методы.

        • Перед тем как предстать перед публикой и начать говорить, несколько раз сожмите и разожмите кулаки, чтобы справиться со скачком адреналина. Сделайте три глубоких и медленных вдоха. Это очистит вашу дыхательную систему, и вы будете готовы правильно дышать во время произнесения речи.
        • Встаньте прямо в уверенную, но расслаблено позу, поставив ноги на ширине плеч. Это заверит мозг в вашей уверенности, и вам будет легче произносить речь.
      2. Говорите медленнее. Одной из наиболее часто совершаемых ошибок выступающими на публике людьми является попытка говорить слишком быстро. Ваша обычная скорость разговора существенно выше требующейся для выступления на публике с речью. Если вам кажется, что вы говорите слишком медленно, вероятно, вы все делаете правильно.
        • Сделайте глоток воды, если начинаете захлебываться собственной речью. Это позволит публике немного поразмыслить над уже сказанным, а у вас будет шанс притормозить.
        • Если среди аудитории будет присутствовать ваш друг или родственник, договоритесь с ним, чтобы он подал вам сигнал, если вы начнете говорить слишком быстро. Периодически во время произнесения своей речи посматривайте на этого человека, чтобы убедиться в том, что все идет по плану.
      3. Правильно завершите речь. Люди хорошо запоминают начало и конец выступления, они редко помнят то, что было в середине. Поэтому вам необходимо позаботиться о том, чтобы заключение вашей речи было запоминающимся.

        • Убедитесь в том, что публика поняла причину важности темы вашего выступления и то, почему эта информация для нее полезна. Если можете, закончите речь призывом к действию. Например, если вы говорили о важности уроков рисования в школах, закончите подачей идеи о том, что именно люди могут сделать в ответ на факт того, что количество часов уроков рисования было сокращено.
        • Закончите речь историей, иллюстрирующей главную мысль вашего выступления. Опять же, люди любят истории. Расскажите о том, как сообщенная вами информация оказалась для кого-то полезной, или об опасностях отсутствия данной информации, либо о том, какое именно отношение она имеет к публике (люди больше заинтересованы в том, что непосредственно с ними связано).
      • Слушайте и наблюдайте за великими ораторами, старайтесь проанализировать, что делает их успешными.
      • Не стесняйтесь своих недостатков. Демосфен был выдающимся оратором древних Афин, даже несмотря на то, что страдал затруднением речи. Хороший оратор может преодолеть эти трудности.
      • Постарайтесь сделать так, чтобы среди публики были люди, которых вы знаете. Будет даже еще лучше, если эти люди будут теми, с кем вы практиковали свое выступление. Это поможет вам почувствовать себя более комфортно и привычно.
      • Когда задаете публике вопрос ради поддержания интереса, старайтесь спрашивать что-то такое, на что люди смогут без труда ответить, а затем подтвердите и расширьте их ответ через разъяснение собственного мнения и мыслей.
      • Постарайтесь практиковаться перед зеркалом!

      Предупреждения

      • Следите за тем, что вы едите перед выступлением на публике. Молочные продукты и сладкая пища могут затруднить речь из-за провоцируемой этой пищей мокроты в горле. Аналогичным образом следует избегать очень ароматной пищи (например, чеснока или рыбы), чтобы запах не мешал людям.