Рассказ про розу шанину и ее подвиги. Роза шанина - красавица-снайпер из архангельской области. Неполный кавалер Ордена Славы

22 августа "Первый канал" показал сюжет о фресках преподобного Андрея Рублева в Успенском соборе Владимира, которые находятся "на грани гибели". "Эксперты утверждают, что они в катастрофическом состоянии и нуждаются в серьезной реставрации. Причем, срочно", – сказано в телерепортаже. Журналистка "Первого канала" взяла интервью у гендиректора ОАО "Владспецреставрация", искусствоведа Александра Скворцова, который отметил, что фрески за время своего существования "каким-то чудом пережили пожар, но теперь здесь прохудилась кровля. Дыра в крыше для храма – всe равно, что стихийное бедствие". "И в итоге вода у нас подошла к фрескам Рублeва. Практически уже на фресках. А это катастрофа. Если кровлю новую не поставим, деньги не выделят, ну и всe. Год-два – и Рублeва уже не будет", – бьет тревогу А.Скворцов.

В репортаже "Первого канала" следом за искусствоведом Скворцовым слово было предоставлено генеральному директору Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисе Аксеновой, которая, не обращая внимания на такие "мелочи" как дыра в кровле, речь повела о другом. Оказывается сохранности икон преподобного Андрея мешают... православные верующие. Дело в том, что собор находится в совместном пользовании епархии и музея-заповедника. И вот г-жа Аксенова выходит с "конструктивным" предложением превратить храм в музей. "О чeм говорить, у нас кафедральный собор. Там идут службы. Дождь, люди, естественно, приходят во влажной одежде. Влажность мгновенно повышается", – утверждает она. Дело, оказывается, в "мокрых прихожанах".

"Первый канал" предоставил также слово и секретарю Владимиро-Суздальской епархии архимандриту Иннокентию (Яковлеву), который обратил внимание на тот факт, что собор куда более напряжeнно используется самим музеем-заповедником. Каждый день проходит огромное количество групп. Туристов бывает в соборе на порядок больше. "Нельзя допустить, чтобы фрески Рублева погибли, в последнее время к фрескам не было никакого внимания, мы только смотрим на фрески и молимся на них. Бить тревогу, безусловно, надо, но к этой проблеме следует подойти научно. Научно-техническая база музея для сохранения фресок недостаточна. Епархия считает, что за фресками должен быть установлен постоянный мониторинг, который должен осуществлять научно-исследовательский институт, имеющий серьезную научно-техническую базу. Ученые должны обследовать фрески. Если они вынесут обоснование, согласно которому службы в соборе можно проводить не чаще двух раз в неделю, то мы будем служить только два раза в неделю", – сказал архимандрит Иннокентий (Яковлев).

Рублёв Андрей

АНДРЕЙ РУБЛЕВ

Я твердо, я так сладко знаю,
С искусством иноков знаком,
Что лик жены подобен раю,
Обетованному творцом.
Hoc - это древа ствол высокий;
Две тонкие дуги бровей
Над ним раскинулись, широки,
Изгибом пальмовых ветвей.
Два вещих сирина, два глаза,
Под ними сладостно поют,
Велеречивостью рассказа
Все тайны духа выдают.
Открытый лоб - как свод небесный,
И кудри - облака над ним,
Их, верно, с робостью прелестной
Касался нежный серафим.
И тут же, у подножья древа,
Уста -как некий райский цвет,
Из-за какого матерь Ева
Благой нарушила завет.
Всё это кистью достохвальной
Андрей Рублев мне начертал,
И этой жизни труд печальный
Благословеньем божьим стал.

© Николай Гумилёв

Рублёв Андрей - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.
Родился Андрей около 1375/1380 года.

Имя Андрея Рублева обросло легендами, а в ХХ в. - научными гипотезами. Реальные представления о его искусстве появляются после реставрационной расчистки его иконы "Троица" в 1904 г., но в полной мере - начиная с 1918 г., когда были расчищены фрески во Владимире и найдены иконы Звенигородского чина.
Первое упоминание о нем - в 1405 г.: по свидетельству летописи он расписывает Благовещенский собор Московского Кремля (фрески не сохранились) вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором с Городца. Андрей Рублев назван "чернецом", т. е. монахом, и числится последним в перечне имен, т.е. был младшим.

По позднему источнику - "Сказанию о святых иконописцах" (XVII в.) известно, что Андрей Рублев жил в Троицком монастыре при Никоне Радонежском, ставшем игуменом после смерти Сергия Радонежского (1392 г.). Предполагают, что здесь он был пострижен в монахи (по другой гипотезе - в Андрониковом монастыре в Москве).
В 1408 г., по свидетельству летописи, расписывает вместе с Даниилом Черным древний (XII в.) Успенский собор во Владимире; назван вторым после Даниила.

В 1395 г/ Тамерлан вторгся в пределы России. Московский князь Василий Дмитриевич желая одушевить себя и подкрепить своё воинство поручил митрополиту Киприану распорядиться о принесении из Владимира в Москву чудотворной иконы Богоматери Владимирской, для принесения перед нею усердного моления о ниспослании ему помощи от Царицы Небесной. С сего времени великая святыня Владимирского Успенского собора, для которой сооружен был и самый собор Великим князем Андреем, более не была уже возвращена во Владимир. Чтобы утешить владимирцев, лишившихся главной своей святыни, великий князь повелел украсить соборный храм искусною живописью, что и было выполнено Даниилом Иконниковым и Андреем Рублёвым. Сии художники, по сказанию летописи начали расписывать храм 25 мая 1408 года и по прежним чертам восстановили и обновили стенопись внутри всего собора, как в постройках Андрея Боголюбского, так и в притворах, пристроенных Всеволодом.
Роспись Успенского собора сохранилась частично. Также были созданы иконы для его монументального трёхъярусного иконостаса, ставшего важным этапом формирования системы высокого русского иконостаса.
Из фресок Рублева в Успенском соборе наиболее значительна композиция "Страшный суд", где традиционно грозная сцена превратилась в светлый праздник торжества справедливости, утверждающий духовную ценность человека. Работы Рублева во Владимире свидетельствуют, что уже в это время он был зрелым мастером, стоявшим во главе созданной им школы живописи.



Владимирский Успенский собор


Роспись Даниила Черного в Успенском Соборе. Страшный суд

Андрей Рублев и Даниил Черный в Успенском соборе раскрывают тему Страшного Суда и Второго пришествия Господа Иисуса Христа в духе исихастского богословия света: "Суд же состоит в том, что свет пришел в мир" (Ин. 3.19).
И здесь архитектура со всей сложностью изгибов арок, сводов и стен не менее важна, чем само изображение, вписанное именно в эти своды … последовательность событий, композиция, рассчитанные на восприятие именно вот тут – а совсем не в музейном зале. В центре традиционной композиции росписи западной арки центрального нефа – арки, через которую молящийся попадал внутрь храма и с которой он мог начать обзор изображен "Престол уготованный", которому поклоняются Богородица, жены-мироносицы и ангелы – видите, они вписаны в полукруг? В зените свода центрального нефа - образ Христа, грядущего в мир. Вся Его фигура устремлена в движении навстречу ожидающим. Грозная величественность Христа не превращает его образ в мрачный символ неотвратимого возмездия, не лишает ореола светлой и радостной силы. Он – не просто грозный судья, но представляет собой воплощение достоинств, он всеведущ и мудр, а значит, милостив и снисходителен к роду человеческому. Посмотрите - по склонам свода размещены восседающие на двенадцати престолах апостолы, а за ними - сонмы святых и ангелов. Краски фресок неяркие, спокойные. Лики святых и ангелов кроткие. Живопись Рублева как будто призвана уверить, что Бог полон милосердия и сострадания к человечеству. Вся композиция пронизана тихим светом и наполнена радостью ожидания. Гармония и согласие, мудрость и благородство сочетаются в образах апостолов, беседующих с ангелами. "Совершенная любовь изгоняет страх" - и ни в ком нет ни тени страха, как, например, у сто лет спустя, долго тут обсуждавшегося Дюрера.. У Рублёва - свет, приходящий в мiр, и есть преображающая любовь. Такой ясности и чистоты не достигнет уже никто из русских мастеров. Последующие поколения будут "страхом спасать", и тема Второго Пришествия Господа из композиций "Страшный Суд" отойдет на второй план, а на первый выйдет живописание адских мучений, уготованных грешникам, в изображении которых художники достигнут своеобразного совершенства.


Фреска, западная часть центрального нефа. Вид с восточной стороны. Успенский собор. Из композиции «Страшный Суд»

Апокалипсические звери Даниил Черный и Андрей Рублев. Фреска, Западная часть центрального нефа. Вид с восточной стороны. Успенский собор. Из композиции «Страшный Суд»

В самом конце свода, в зените арки, ведущей в подкупольное пространство, Рублев написал "зверей царств" из "видения" пророка Даниила. Мастерски вписаны в круг движущиеся друг за другом символические звери. Вот низко опустивший голову, будто высматривающий затерянный след медведь. Надпись внутри круга над зверем - царство "Вавилонское", над крылатым львом - "Римское". Царство "Македонское" олицетворяет крылатая пантера. И наконец, четвертый зверь, странный, многорогий - зверь "Антихристов". У всех зверей, кроме последнего, с его мертвым, тяжким взглядом, отсутствуют черты хищной свирепости. Подвижные их силуэты так вписаны в круг, что создается видимость замкнутого быстрого движения. Звери как бы усердно догоняют друг друга, торопятся пройти свой земной круг, чтобы заступить место вечному царству добра и справедливости.
Таким образом, последовательность изображений, располагающихся по центральной оси композиции, при чтении их с востока на запад, соответствует последовательности сюжетов видения пророка Даниила: видение четырёх зверей, пришествие Сына Человеческого на Суд и Череда земных погибельных царств, которые противопоставляются здесь Царству праведных – «в руце Божьей».


Трубящий ангел, пророк Исайя, апостолы и ангелы, видение пророка Даниила Даниил Черный и Андрей Рублев. Роспись, вид северной стены центрального нефа. Из композиции «Апостолы и ангелы» Успенский собор.


Апостолы и ангелы. Роспись на южной стене. Из композиции «Апостолы и ангелы» Успенский собор.


Шествие праведников в Рай

Оживленная толпа праведников движется в одном направлении. Возглавляют это радостное шествие апостолы.
Впереди всех изображен Павел. Он возвышается над подвижной толпой, решительным жестом указывая в сторону места вечной радости. Павел обернулся к толпе, в левой руке торжественно и призывно он держит свиток с надписью. Рублев четко выводит слова: "Приидите со мною..." Пусть этот призыв осеняет, собирает в едином движении всех праведников. Пусть его читают и те, для кого он пишет сейчас эти фрески. Рядом с Павлом он изображает Петра, который широким шагом выступает вперед. В протянутой руке Петра - ключ от райских обителей. В тесной группе апостолов художником будут выделены старец Иоанн и молодой Фома. За апостолами, учениками пусть шагают продолжатели их дела, наследники на земле. Их бесчисленный сонм да представят самые известные, самые чтимые - Иоанн Златоуст, длиннобородый Василий Великий, круглолицый Никола, Григорий Богослов с широкой окладистой бородой. Чуть ближе к зрителю, как бы обгоняя в движении сонм святителей и приближаясь к апостолам, уже шагают вдохновенные пророки. А следом движутся пустынники, возглавляемые Саввой Освященным и Антонием Великим - родоначальником монашества. Замыкать шествие должны мученики и мученицы, те, кто пострадал, пролил кровь за верность своим убеждениям, - юноши, зрелые мужи с твердым взглядом, юные нежные девушки. В общем духе владимирских фресок - исполнение слов, некогда сказанных Христом: "но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас". Так решает Андрей Рублев тему Страшного Суда. Но в контексте исихастской мистической традиции этот поворот от мрака ада к свету Христова благовествования не так уж и неожидан. Традиционно считается, что этот подход в большей степени раскрывает истинный дух Православия, нежели торжествующая в последующие эпохи мрачная эсхатология. Ведь на каждой Литургии в ектинье провозглашается: "ожидаем доброго ответа на страшнем Судище Христове".


Пророки в Раю

На белом фоне, в райском свете, среди дерев "праотцы" в светлых одеждах на их "лонах" и позади престола - праведными душами...


Рублёв А. «Троица»

Около 1412 г. или около 1427 г. Рублев создал свой шедевр - икону "Троица" (Третьяковская галерея).
Традиционный библейский сюжет Рублева наполнил глубоким поэтическим и философским содержанием.
Отойдя от традиционной иконографии, он поместил в центре композиции единственную чашу, а её очертания повторил в контурах боковых ангелов. Одежды среднего ангела красный хитон, синий гиматий, нашитая полоса - клав явно отсылают нас к иконографии Иисуса Христа. Двое из сидящих за столом главою и движением стана обращены к ангелу, написанному слева, в облике которого читается отеческая начальственность. Голова его не наклонена, стан не склонен, а взгляд обращен к другим ангелам. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это - указания на первое лицо Святой Троицы. Наконец, ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зелёного цвета. Это ипостась Святого Духа, за которым возвышается гора. На иконе есть ещё несколько символов: дерево и дом. Дерево - мамврийский дуб - превратилось у Рублёва в древо жизни и стало указанием на живоначальность Троицы. Дом воплощает Божие Домостроительство. Дом изображен за спиной ангела с чертами Отца (Творец, Начальник Домостроительства), Древо - за спиной среднего ангела (Сын Божий), Гора - за спиной третьего ангела (Святой Дух).
Центральный ангел выделен выразительным контрастом пятен тёмно-вишнёвого и голубого цветов, а также изысканным сочетанием золотистых охр с нежным «голубцом» и зеленью. А внешние контуры образуют 5-угольник, символизирующий вифлеемскую звезду. «Троица» рассчитана на дальнюю и ближнюю точки зрения, каждая из которых по-разному раскрывает богатство оттенков, виртуозную работу кисти. Гармония всех элементов формы является художественным выражением основной идеи «Троицы» - самопожертвования как высочайшего состояния духа, созидающего гармонию мира и жизни.

В 1420-х гг. по свидетельству "Жития Сергия Радонежского" (редакция Епифания Премудрого и Пахомия Серба) и "Жития Никона" - источников 1430-1450-х гг. - оба мастера расписывают церковь св. Троицы в Троицком монастыре, построенную в 1423-1424 гг. над гробом Сергия Радонежского вместо старой деревянной (1411 г.).
Также создал иконы для иконостаса Троицкого собора.
Сохранились иконы; они выполнены в различных манерах и неравноценны по художественным качествам. Время, когда на Руси назревали новые междоусобные войны и гармонический идеал человека, сложившийся в предшествующий период, не находил опоры в действительности, сказалось и на творчестве Рублева. В ряде произведений Рублеву удалось создать впечатляющие образы, в них чувствуются драматические ноты, ранее ему не свойственные ("Апостол Павел"). Колорит икон более сумрачен по сравнению с ранними произведениями; в некоторых иконах усиливается декоративное начало, в других проявляются архаические тенденции. Некоторые источники называют роспись Спасского собора Андроникова монастыря (ок. 1427 г., по другим исследованиям, на рубеже XIV-XV вв.; сохранились лишь фрагменты орнаментов) последней работой Рублева.

После смерти Даниила, похороненного в Троицком монастыре, Андрей Рублев возвращается в Москву в Андроников монастырь, где исполняет свою последнюю работу - роспись церкви Спаса (ок. 1426-1427 гг.), законченную ок. 1428 г.

На формирование мировоззрения Рублёва большое влияние оказала атмосфера национального подъёма 2-й пол. XIV - нач. XV вв., для которого характерен глубокий интерес к нравственным и духовным проблемам. В своих произведениях в рамках средневековой иконографии Рублёв воплотил новое, возвышенное понимание духовной красоты и нравственной силы человека. Эти качества присущи иконам Звенигородского чина («Спас», «Апостол Павел», «Архангел Михаил», все - рубеж XIV-XV веков, по другим исследованиям, 1410-е 10-е годы XV века, Третьяковская галерея, где лаконичные плавные контуры, широкая манера письма близки приёмам монументальной живописи.

Творчество Рублёва является одной из вершин русской и мировой культуры. Совершенство его творений рассматривается как результат особой исихастской традиции. Уже при жизни Андрея его иконы весьма ценились и почитались как чудотворные.
Исихастская традиция , к которой принадлежал Андрей Рублев, предполагает излияние божественной энергии в мире, пронизанность его нетварным светом. Это и есть сила и чудо, в том числе изображения и слова. Имя (название) вещи или человека - суть его души. Слово "исихазм" происходит от греческого - "молчание, тишина". Исихасты учили, что неизреченный Логос, Слово Божье, постигается в молчании. Созерцательная молитва, отказ от многословия, постижение Слова в его глубине, свет и тишина - вот путь познания Бога. История исихазма позволяет нам лучше представить духовный и исторический контекст эпохи, ставшей золотым веком русской иконы. Рублёв прежде всего - монах, прошедший школу уединенной молитвы, послушания и смирения. Вне исихазма творчество этого мастера будет не только не понятно, но и может быть неверно истолковано. В свою очередь, именно на этих вершинах духовного искусства хорошо прослеживается связь иконописания и иконопочитания с богословскими и мистическими глубинами Православия. Образы Рублева всегда отличаются уравновешенностью и спокойным состоянием духа, они - как тихая и светлая, чистая и прозрачная вода. Большое значение для исихастской практики имеет созерцание Фаворского света - того света, что видели апостолы во время преображения Господа Иисуса Христа на горе. Свет - одна из основных категорий богословия иконы. В истории Церкви были целые периоды и эпохи, когда размышления о свете стояли в центре жизни, становились основой культуры, формировали политику. Такой эпохой был XIV век.


Андрей Рублев. Богоматерь Владимирская. Конец XIV - начало XV вв.

Спас в силах. 1408 г. Андрей Рублёв

Андрей Рублёв. Апостол Павел 1410-1420 гг.

Ему приписывается также ряд работ, принадлежность которых кисти Рублева точно не доказана: фрески Успенского собора на "Городке" в Звенигороде (конец 14 - начало 15 вв.; сохранились фрагменты), иконы - "Владимирская богоматерь" (около 1409 г., Успенский собор, Владимир), "Спас в силах" (1408 г., Третьяковская галерея), часть икон праздничного чина ("Благовещение", "Рождество Христово", "Сретение", "Крещение", "Воскрешение Лазаря", "Преображение", "Вход в Иерусалим" - все около 1399 г.) Благовещенского собора Московского Кремля (иконостас этого собора, согласно новейшим исследованиям, происходит из Кремлёвского Архангельского собора), часть миниатюр "Евангелия Хитрово" (кон. XIV - нач. XV вв., Библиотека СССР им. В.И. Ленина, Москва). Творчество Р. является одной из вершин русской и мировой культуры.

Умер Адрей Рублев 29 января 1430 г. в Андрониковом монастыре (дата установлена П.Д. Барановским по копии XVIII в. с надписи на утраченной надгробной плите).

В 1988 году Андрей Рублёв был причислен к лику святых.


Св. Андрей Рублёв

Свидетельство о духовном признании святости преподобного Андрея находим в строгановском "Иконописном подлиннике" (кон. XVI в.). Этот подлинник был составлен, по-видимому, в среде придворных иконописцев и пользовался самым широким влиянием и авторитетом. Подлинник сообщает: "Преподобный отец Андрей Радонежский, иконописец, прозванием Рублев, многия святые иконы написал, все чудотворные... а прежде живяше в послушании у преподобного отца Никона Радонежского. Он повеле при себе образ написати пресвятыя Троицы, в похвалу отцу своему, святому Сергию чудотворцу..." Здесь святой Андрей именуется преподобным (как, несколько ниже, и Даниил), все его иконы признаются особо благодатными; указывается на его принадлежность к духовной традиции святых Сергия и Никона. Имя святого Андрея (вместе с Даниилом) встречается и в древних месяцесловах. На миниатюрах рукописей XVI в. святой Андрей изображается с нимбом (Остермановский летописец; лицевое житие святого Сергия кон. XVI в. из б. собр. Троице-Сергиевой Лавры). Приводимые источники удостоверяют, что в XV- XVII вв. никто не сомневался в святости Андрея Рублева, как и в высокой праведности Даниила. Согласно традиции, в Троице-Сергиевом монастыре память преподобного Андрея совершалась 4 (17) июля, в день памяти святого Андрея Критского.

Память

День памяти: 4/17 июля

В 1947 г. в Спасо-Андрониковом монастыре учрежден заповедник, с 1985 года - Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва.


Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева.

Перед главным входом в ЦМиАР находится памятник преподобному Андрею Рублёву работы скульптора Олега Комова.


Памятник Рублёву. 1985 г. Работа Олега Константиновича Комова.

В честь Андрея Рублёва назван кратер на Меркурии.
«Андрей Рублёв» («Страсти по Андрею») - фильм Андрея Тарковского.
Андрей Рублёв - серия памятных монет Банка России.
В 1961 г. была выпущена почтовая марка СССР, посвященная Андрею Рублёву.
Скульптура Андрея Рублёва на фронтоне Омской государственной библиотеки (скульптор В. Трохимчук).
Научно-популярный фильм «Андрей Рублёв», снятый в 1987 г. киностудией «Леннаучфильм», (режиссер - Л. Никитина, оператор В. Петров).

Copyright © 2015 Любовь безусловная

Имя: Андрей Рублев (Andrey Rublev)

Дата рождения: 1360 г.

Возраст: 68 лет

Деятельность: иконописец

Семейное положение: не был женат

Андрей Рублев: биография

Для русских людей и мирового православия иконописец Андрей Рублев стал символом искусства и неким эталоном русского человека, величия славянского духа. Иконы и фрески мастера дышат гармонией с вселенной, напоминают об утерянном рае, счастье и безмятежности.


Творчество иконописца поклонники сравнивают с поэзией . Оно так же основательно, вечно и гениально. Вглядываясь в лики рублевских святых, видишь самопожертвование, красоту и величие человека. Андрей Рублев понял суть и дух веры в Бога, поэтому Русская православная церковь канонизировала иконописца, причислив к ликам преподобных святых.

Детство и юность

Родился иконописец предположительно в 1360 году на территории Московского княжества (иные источники местом рождения Рублева указывают Великий Новгород). Сведения о детстве, юности и семье художника крайне скудны. Историки и искусствоведы, отталкиваясь от фамилии Рублев, выдвинули предположение, что предки Андрея по линии отца – ремесленники.


Имя Андрей Рублеву дали после монашеского пострига в мужском монастыре на левобережье Яузы, знакомом нам как Андроников. Мирское имя художника не известно. Исследователи сошлись во мнении, что отчество Андрея Рублева – Иванович: на сохранившейся иконе того времени различили подпись «Андрей Иванов сын Рублев».

Иконопись

Биография святого берет отсчет с 1405 года – это год первого письменного упоминания об Андрее Рублеве. В летописи говорится, что чернец Рублев вместе с прибывшим из Кафы Феофаном Греком и Прохором-старцем расписал стены Благовещенского собора в Московском кремле. Совместную работу с корифеями иконописи доверяли тому художнику, чье мастерство не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт славянской художественной иконописи.


Работа в тандеме с Феофаном, чью манеру письма называют живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Иконы Грека поражают величием, лики изображенных им святых суровы и гениальны в каждом штрихе. Но переняв лучшее в технике, Андрей Рублев выработал собственный стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены спокойствием, ясностью и гармонией. Искусствоведы указывают на палитру художника, словно навеянную летним солнечным днем: здесь золотые нивы с васильковыми вкраплениями, алая заря и бирюзовая река.


Роспись Благовещенского собора утрачена, но в соборном иконостасе сохранилось семь икон, которые приписывают кисти Андрея Рублева. Считают, что художник писал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его руку узнают в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также в иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работой Андрея Рублева называют фреску «Преображение», где легко узнается «рублевская» палитра. Силуэт вписан в круг, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в работах последнего десятилетия.


В начале XV века Андрей Рублев вместе с соратником Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника – князя Юрия Звенигородского. В сохранившихся фресках сквозит техника Рублева, но его кисти принадлежат, скорее всего, лишь изображения святых Флора и Лавра. Остальные иконы писали артельные художники, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. К работам иконописца относят три фрески «Звенигородского чина».


В иконе «Спас» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русского искусства иконописи. К ранним творениям Андрея Рублева относят иллюстрации к «Евангелию Хитрову». Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела – символа евангелиста Матфея. Снова встречается «рублевский» круг, в центре которого шагающий крылатый юноша. Композиция словно подталкивает к мысли о возвращении всего сущего на круги своя. Миниатюры к «Евангелию Хитрову» перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от изображений греков неким духовным спокойствием, углубленностью в духовную жизнь и отрешенностью от внешнего.


Второе письменное упоминание о мастере датируется 1408 годом. В нем говорится о начале росписи Андреем Рублевым и Даниилом Черным Владимирской церкви. Мастера расписали Успенский собор, возведенный до нашествия монгольской орды. Фрески Страшного суда Рублев с Черным разместили в западной части храма, на его сводах. Эта работа мастера – наиболее прославленная из владимирских. Изображения представляют собой не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей согласны, что кисти мастера принадлежит «Владимирская Богоматерь».


Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, ведомые апостолом Петром в рай праведники, трубящие ангелы – в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидательности и свойственного византийским иконописцам желания напугать. Рублевский Страшный суд более милосерден, он дает надежду на избавление. В конце 1408 года на Русь двинулось татарское полчище хана Едигея. Войско разрушило Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошло к Москве. Троицкий монастырь уничтожили, а в 1410 году татары напали на Владимир, разорив Успенский собор.


Следы иконописца теряются, о нем не слышно два десятилетия. Возможно, в эти трудные для Руси времена Андрей Рублев спасался в Андрониковом монастыре. Восстановление Троице-Сергиева монастыря началось в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над усыпальницей Сергия Радонежского вместо сгоревшего деревянного появился храм из камня. Для его росписи игумен Никон пригласил Андрея Рублева. Мастер создал в Троицком соборе икону, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.


Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев прибегает к кругу, который создают склоненные над чашей фигуры ангелов. Искусствоведы соглашаются, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконы «Спас», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящиеся к «Звенигородскому чину». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Другие иконы и фрески, которые приписывают Рублеву, исследователи называют работами артели или современников Рублева, копирующих его стиль.

Личная жизнь

В молодости Андрей Рублев прошел посвящение в монашеский чин. Он отказался от желания завести семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. Не сохранилось сведений о родных художника. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и племянники.

Смерть и память

Иконописец скончался поздней осенью 1428 года от бушевавшей в Москве эпидемии чумы. Смерть настигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где он весной вместе с Даниилом Черным трудился над четвертой работой – фресками Спасского собора (они не сохранились). Вскоре за иконописцем ушел и его верный соратник и друг. По преданиям, перед смертью к Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «в радости призывающий его в рай». Даниилу облик Андрея показался радостным и светлым.


Похоронили иконописца возле колокольни Спасского собора. В 1988 году художника канонизировали и причислили к лику святых, учредив днем его памяти 17 июля. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора, а рядом с ним мощи. Их приписали знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность утверждения.


Исследователи называют ошибочной общепринятую дату смерти художника, утверждая, что Андрей Рублев умер в конце января 1430 года. Архитектор П. Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Зодчий уверял, что именно ее высекли на могильной плите Рублева до того, как утратили. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основатель которого – зодчий Петр Барановский.

В конце 1940-х в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Помнят великого Рублева и во Владимире: памятник иконописцу стоит на входе в парк имени А. С. Пушкина. В честь преподобного святого назван кратер на Меркурии, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссером снята кинодрама «Андрей Рублев». От первоначального названия картины – «Страсти по Андрею» – отказались. Фильм состоит из восьми новелл, в которых глазами монаха Андрея Рублева описаны неурядицы средневековья. Художника сыграл актер Анатолий Солоницын.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из деисусного чина, 1414
  • Вознесение Господне, 1408
  • Апостол Павел из деисусного чина, 1410-е. Государственная Третьяковская галерея (ГТГ)
  • Спас в силах, 1408
  • Спас, 1410-е
  • Сошествие во ад, 1408-1410. ГТГ
  • Рождество Христово. Благовещенский собор Московского кремля
  • Архангел Михаил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богоматерь, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Златоуст, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Богослов, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Предтеча, 1408
  • Андрей Первозванный, 1408. Цикл икон деисусного чина иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405
  • Преображение, первая четверть XV века. ГТГ
  • Святая Троица, 1410-е. ГТГ

Фрески, украшающие главный кафедральный собор Владимирской епархии, реставрированы в 1882-84 году. Они долгое время были почти все скрыты под штукатуркой и открыты при расписании собора лишь в 1882 году.

Честь открытия этих фресок принадлежит Высокопреосвященному Феогносту, ныне архиепископу Новгородскому. Судя по летописным известиям, собор был украшен живописью неоднократно: и в 1161 году, и при Всеволоде III, и наконец вся живопись внутри собора была восстановлена в 1408 года знаменитым иконописцем Андреем Рублевым; — знатоки древнерусского искусства и относят большинство открытых в соборе фресковых изображений именно к началу XV века. В тех местах, где живопись не сохранилась, фрески написаны были вновь по эскизам, одобренным Императорским Московским Археологическим обществом и составленным по образу Староладожских и Спас-Нередицких близ Новгорода, сохранившихся от XII в. Чтобы судить насколько хорошо произведена реставрация фресковой живописи, следует сравнить фрески на стенах с точными копиями фрагментов, открытых из под штукатурки, сохраняющимися на хорах собора в рамах за стеклом, точность коих засвидетельствована строительной комиссией.

Особенно хорошо сохранились древние фрески под хорами и на западной стене, изображающие картину страшного суда. На западной стене над входной аркой художник изобразил уготование престола: на престоле евангелие, восьмиконечный крест с тростью и копием; у подножия креста сосуд, в котором находится кровь распятого Богочеловека, омывшая грехи человеческого рода; к сосуду прикреплены весы праведные, здесь же Адам и Ева в коленопреклоненном положения, как виновники человеческого грехопадения, вина которых искуплена распятым Спасителем. По сторонам престола Богоматерь и Предтеча, умоляющие Господа о помиловании грешников; за ними по одному ангелу с жезлами и с печатью Бога живого (Апокалипс. XXI гл.) в руках. Продолжение картины с той и другой стороны составляют апостолы на престолах с раскрытыми книгами, среди которых узнаются четыре евангелиста по вписанным на листах книг буквами; мт лк мр iw, и ангелы в несколько рядов с жезлами. Мысль этого изображения заключается в том, что апостолы, как ближайшие производственники дарованного во Христе спасения человеческого, будут соучастниками в суде Господа над людьми. Центральная часть этого изображения – Сам Христос, представленный на своде между арками, седящим в круге, образованном из серафимов: строгая фигура Спасителя, задрапированная в мантию, представлена в решающем моменте последнего суда: правой рукой Спаситель делает жесть, призывающий праведников к наследию уготованного им царствия небесного, левая выражает отвержение грешников. Подле Спасителя – солнце, луна и звезды, утвержденные в небе, имеющем форму полотна, свиваемого двумя ангелами, в соответствия со словами псалма: «вся яко риза обветшают и яко одежду свиеши и я изменятся».

По соседству с изображением Спасителя представлены внутри арки в круге символические фигуры четырех царств: Макдонского – в виде грифона, Римского – в виде крылатого дракона, Вавилонского – в виде медведя и антихристова – в виде рогатого зверя. Такова Обстановка страшного суда.

Отсюда художника переходит к изображению самого процесса суда. Он представил двух ангелов, из которых один трубит вниз, другой вверх, созывая живых и умерших на суд. По звуку этих труб земли и море отдают своих мертвецов. Земля изображена здесь в виде женщины с жезлом в правой руке и гробом в левой, вокруг нее воскресающие фигуры людей в белых однообразных повязках, и представители царства зверей, птиц и пресмыкающихся: лев, слон, пеликан, змей. Рядом другое античное олицетворения – моря, также в виде женщины с длинными распущенными волосами: правой рукой она держит оснащенный корабль, подле которого плавают морские рыбы.

По звуку тех же труб восставляют лики святых царей, представленных здесь в костюмах ветхозаветных праведников, и в шапочках, а один в диадеме; лики святых мучеников в мантиях и хитонах, лики св. святителей в кресчатых фелонях с короткими волосами, лики преподобных в нижних одеждах, перетянутых широкими поясами, мантиях и один в клобуке в виде колпака; наконец лики святых жен…

Суд совершился. За ним следует блаженство праведников и мучение грешников. Ап. Петр с ключем в правой руке ведет святых в рай; вдали Ап. Павел, в левой руке его свиток, в котором написано «придите со мной благих», правой указывает на место блаженства праведников. Надпись: «идут святые в рай». Там благоразумный разбойник с крестом в левой руке среди райских деревьев, с надписью «благоразумный разбойник свет невечерний». Самое блаженство праведников представлено в двух видах: в одном месте изображена кисть правой руки, в которой находятся праведные души: очевидно художник понял буквально известное библейское выражение «праведных души в руце Божии»; в другом месте он изобразил лоно Авраамово: на широком возвышении сидят Авраам в виде старца, Исаак в виде зрелого мужа и Иаков в виде довольно молодого человека; у Авраама в пазухе души праведных в виде детей; рядом с ним еще несколько детских фигур, в нимбах и белых сорочках; кругом райская деревня. Картина рая дополнена изображением Богоматери на троне среди двух ангелов, на стене под сводом юго-западной части храма. На левой стороне под аркой ангел показывает упавшему перед ним пророку Даниилу на сбытие его пророчества, указывая ему рукой на Судью праведного.

Творчество Андрея Рублева

Фрески Успенского собора Владимира

В 1408 Даниил Черный и Андрей(именно в таком порядке художники названы в летописи) получили заказ на поновление древнего митрополичьего кафедрального собора во Владимире. Этот храм, построенный в XII веке, был расписан еще в домонгольский период, но к XV столетию прежняя живопись сильно пострадала. Заменившие ее фрески Андрея и Даниила сохранились частично.

Именно фрески Успенского собора являются тем памятником-“камертоном”, по которому исследователи имеют возможность настроиться на волну подлинно рублевской образности и стиля, выделить наиболее характерные для мастера приемы письма, особенности живописного построения формы, закономерности композиционной структуры. Ярче всего запоминаются типично рублевские лики с нависающими шарообразными лбами мыслителей и по-детски широко раскрытыми глазами, пытливо и доверительно, милостиво и кротко смотрящими на нас с апостольских скамей.

Время оказалось беспощадным к этому великолепному ансамблю. Особенно пострадал колорит росписей, лишившийся былой звучности цвета в некогда лазурных фонах и золотистой охры в письме ликов и одежд. Реставрация владимирских фресок началась в 1918 и была продолжена в 1970-1980е. На сегодняшний день состояние бесценной живописи Андрея Рублева и Даниила все более усугубляется неблагоприятным воздействием на нее в ходе постоянных богослужений, совершаемых в действующем храме.

Анализ художественного произведения искусства на примере картины Микеланджело Буонарроти "Страшный суд"

Архитектура Древнего Новгорода, Киева, Владимира

Собор представляет собой традиционный базиликальный храм, с тремя нефами, трансептом, четырьмя башнями и большой криптой. Это массивное монументальное здание, сложенное из красноватого песчаника, с колоннами внутри...

Архитектура Шпейерского собора

Многие элементы храма подчеркивают его устремленность вверх. Например, высокие башни, расположенные на западной и восточной сторонах. В облике этого храма...

Вознесенский (Софийский) собор

Территория собора занимает практически всю Софийскую площадь, за некоторым исключением в северо-восточном углу, занятом трансформаторной будкой...

Декоративное пано для настенной росписи

Фреска в интерьере известна с незапамятных времен. Еще в Древней Греции и Риме удивительной красоты фрески украшали стены соборов, общественных мест, домов горожан. Это предмет гордости монументальной живописи...

Зодчество Древней Руси

Древний Владимир расположен в исключительно живописной местности. Он занимает изрезанное глубокими оврагами высокое плато на левом берегу Клязьмы. Ограниченное с юга рекой, а с севера долиной речки Лыбеди...

Иконопись Феофана Грека

Церковь Спаса Преображения была расписана фресками спустя четыре года после ее постройки. Единственное сообщение об этой росписи содержится в Новгородской третьей летописи, составленной в конце XVII века...

Основы монументально-декоративной живописи в европейском искусстве

Точная дата появления фресок неизвестна, но уже в период эгейской культуры (2-е тыс. до н.э.) фресковая живопись получила широкое распространение. Это была живопись красками, где в качестве связующего использовались клей или казеин...

Несмотря на символичность архитектуры, идеи?ныи? замысел собора полнее воплощен в художественном убранстве, точнее, в мозаиках и фресках, выполненных по лучшим образцам византии?ского искусства...

Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

До половины XI столетия, или до построения нынешнего Софийского собора, в Новгороде были святые храмы. Присланный сюда от Великого Князя Владимира Киевского первый Новгородский епископ Иоаким Корсунянин...

Софийский собор в Киеве, Новгороде, Полоцке

Внешние массы храма отличаются исключительной монолитностью и конструктивностью. Мощные выступы, членящие фасады здания в полном соответствии с внутренними членениями, как бы укрепляют здание по основным его осям...

Софія Київська в контексті світоглядних уявлень русичів

Фрески прикрашали у давнину всі бокові стіни споруди, галереї, башти і хори. В 17 столітті первісний живопис під час ремонту частково оновлювався клейовою фарбою. У процесі реставраційних робіт фрески 11 ст. розчищено з-під пізніших нашарувань...

Творчество Андрея Рублева

С именем Андрея Рублева издавна связывают еще два иконных комплекса, происходящих из иконостасов Успенского собора во Владимире и Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Только второй из них сохранился на своем первоначальном месте...

Церковь Святого Георгия в Старой Ладоге

В честь военных побед на Руси нередко воздвигали храмы. Церковь в крепости, вероятно, и была построена после этого события, а потому не случайно посвящена св. Георгию, считавшемуся верным помощником в борьбе с врагами. Само строительство...