Венгерская униформа. Вооружённые силы Венгрии. Венгерская народная армия

Авиация приносит смерть с небес. Неожиданно и неотвратимо. «Небесные тихоходы» и «Летающие крепости» - именно они главные в воздухе. Все остальные самолеты и наземные ракетные комплексы, истребители и зенитки – всё это создано для обеспечения успешных действий бомбардировщиков или противодействия вражеским бомбовозам.

Телеканал «Military Channel» составил рейтинг из 10 лучших бомбардировщиков всех времен – и, как всегда, получилась адская смесь из машин разных классов и временных эпох. Полагаю необходимым переосмыслить некоторые моменты американской передачи во избежание возникновения панических настроений среди некоторых морально неокрепших членов российского общества.


Стоит отметить, что многие упреки в адрес «Military Channel» выглядят необоснованными – в отличие от российского телевидения с его бесконечными «комеди клабами», «Дискавери» делает по-настоящему яркую, интересную передачу для массового зрителя. Делает как умеет, часто допуская нелепые ошибки и откровенно бредовые высказывания. В то же время, журналисты отнюдь не лишены объективности – всякий рейтинг «Дискавери» содержит по-настоящему выдающиеся образцы техники. Вся проблема с нумерацией мест, на месте журналистов я бы вообще ее отменил.

10 место – B-17 «Летающая Крепость» и B-24 «Освободитель»
Стратегический бомбардировщик. Макс. взлетная масса 30 тонн. Максимальная скорость 515 км/ч. Боевой радиус: 3200 км с двумя тоннами бомб. Потолок 11 000 м.
Вооружение: до 8 тонн бомб, 13 оборонительных пулеметов калибра 12,7 мм.


В полете Boeing B-17 "Flying Fortress" и Consolidated B-24 "Liberator"


У Генри Форда неоднократно спрашивали, отчего его авиационный завод «Уиллоу Ран» имеет такую странную Г-образную форму: в самый разгар производства конвейер неожиданно поворачивал под прямым углом. Ответ был прост: гигантский сборочный комплекс упирался в территорию другого штата, где налог на землю был выше. Американский капиталист посчитал все до цента и решил, что дешевле развернуть заводские цеха, чем платить лишние налоги.


Главный сборочный конвейер Уиллоу Ран


Построенный в 1941-1942 гг. на месте бывшей родительской фермы Форда, завод «Уиллоу Ран» собирал четырехмоторные бомбардировщики B-24 «Освободитель». Парадоксально, но этот самолет остался практически неизвестным, уступив все лавры «Летающей крепости». Оба стратегических бомбардировщика несли одинаковую бомбовую нагрузку, выполняли схожие задачи и были весьма близки по конструкции, при этом B-17 было выпущено 12 тыс. самолетов, а объем производства B-24, за счет таланта бизнесмена Генри Форда, превысил 18 тыс. машин.
Тяжелые бомбардировщики активно воевали на всех фронтах Второй мировой, прикрывали арктические конвои, использовались в качестве транспортных самолетов, танкеров, фоторазведчиков. Существовали проекты «тяжелого истребителя» (!) и даже беспилотного самолета-снаряда.

Но особую известность «Крепости» и «Освободители» приобрели во время своих налетов на Германию. Стратегические бомбардировки не были американским изобретением – впервые эту тактику применили немцы, разбомбив 4 мая 1940 года голландский Роддердам. Идея понравилась англичанам – уже на следующий день самолеты Королевских ВВС крушили Рурский промышленный район. Но настоящее безумие началось в 1943 году - с появлением у союзников четырехмоторных бомбовозов жизнь населения Германии превратилась в адскую дискотеку.


"Боинги" в небе Европы


Существуют различные трактовки боевой эффективности стратегических бомбардировок. Самое распространенное мнение - бомбы не причиняли промышленности Рейха никакого вреда - несмотря на все попытки союзников, объем немецкого военного производства в 1944 г. непрерывно возрастал! Однако здесь есть следующий нюанс: военное производство непрерывно увеличивалось во всех воюющих странах, но в Германии темпы роста были заметно ниже – это хорошо заметно на цифрах производства новых моделей бронетехники («Королевские Тигры», «Ягдпантеры» - всего несколько сотен единиц) или трудности с запуском в серию реактивных самолетов. Более того, этот «рост» был куплен дорогой ценой: в 1944 г. в Германии был полностью свернут гражданский сектор производства. Немцам стало не до мебели и граммофонов – все силы были брошены на войну.

9 место – Handley Page 0/400
Тяжелый бомбардировщик. Макс. взлетная масса 6 тонн. Максимальная скорость 160 км/ч. Дальность полета 1100 км. Потолок 2600 м. Интересный факт: для набора высоты 1500 м «супер-бомбардировщику» требовалось целых 23 минуты.
Вооружение: 2000 фунтов (907 кг) бомбовой нагрузки, 5 оборонительных пулеметов калибра 7,7 мм.


Handley Page 0/400

Наверное, "Дискавери" имел в виду лучший бомбардировщик Первой мировой войны. Что ж, я разочарую многоуважаемых экспертов. «Хэндли Пейдж» 0/400 был, конечно, великолепным самолетом, однако в те годы существовал куда более грозный бомбардировщик – «Илья Муромец».
Четырехмоторный русский монстр создавался как машина для мирного неба: с комфортабельным пассажирским салоном с подогревом и электроосвещением, спальными купе и даже ванной комнатой! Фантастический крылатый корабль совершил свой первый полет в 1913 году – на 5 лет раньше британского «Хэндли Пейджа», ни в одной стране мира тогда не было ничего подобного!


Прогулочная палуба "Ильи Муромца". Дамы и Господа могли выйти на свежий воздух прямо во время полета


Но мировая война быстро расставила свои приоритеты – 800 кг бомбовой нагрузки и 5 пулеметных точек – таким стал удел «Ильи Муромца». 60 бомбардировщиков этого типа непрерывно использовались на фронтах Первой мировой, при этом немцам удалось с колоссальными усилиями сбить лишь 3 машины. Использовались «Муромцы» и после войны – самолеты снова вернулись к своим мирным обязанностям, обслуживая первую в РСФСР пассажирско-почтовую авиалинию Москва - Харьков.
Очень жаль, что создатель этой удивительной машины покинул Россию в 1918 году. Им был ни кто иной, как Игорь Иванович Сикорский – гениальный конструктор вертолетов и основатель всемирно известной корпорации «Sikorsky Aircraft».


Что касается двухмоторного бомбардировщика «Хэндли Пэйдж» 0/400, которым восхищалось «Дискавери», то он был всего лишь самолетом своего времени. Несмотря на более совершенные двигатели и оборудование, его характеристики соответствовали «Илье Муромцу», созданному на 5 лет раньше. Единственное отличие – британцы смогли развернуть крупносерийное производство бомбардировщиков, в результате, осенью 1918 г. небо над Европой бороздило около 600 этих «воздушных крепостей».

8 место – Юнкерс Ju-88
Скоростной бомбардировщик. Максимальный взлетный вес 14 тонн. Скорость (на высоте 5300 м) 490 км/ч. Дальность полета 2400 км. Потолок 9000 м.
Вооружение: 4-5 оборонительных пулеметов калибра 7,92 мм, до 3000 кг боевой нагрузки.
(приведенные цифры соответствуют модификации Ju.88A4)

По словам "Дискавери", самолеты с черными крестами на крыльях отлично показали себя в Европе, но совершенно не годились для нанесения ударов по промышленным объектам Урала и Сибири. Хмм…утверждение, конечно, справедливое, но Ju.88 изначально создавался как самолет фронтовой авиации, а не как стратегический бомбардировщик.


«Шнелльбомбер» стал основным ударным самолетом Люфтваффе - для Ju.88 были доступны любые задачи на любых высотах, а его скорость зачастую превышала скорости истребителей противника. Самолет использовался в качестве скоростного бомбардировщика, торпедоносца, ночного истребителя, высотного разведчика, штурмовика, «охотника» за наземными целями. Под конец войны Ju.88 освоил новую экзотическую специальность, став первым в мире ракетоносцем: помимо управляемых бомб «Фриц-Х» и «Хеншель-293», «Юнкерсы» периодически атаковали Лондон крылатыми ракетами «Фау-1» воздушного базирования.


Больше всего интереса вызывает боеприпас под брюхом Ю-88


Столь выдающиеся способности, объясняются, в первую очередь, не какими-либо выдающимися техническими характеристиками, а грамотным применением Ju.88 и рачительным отношением немцев к технике. «Юнкерс» не был лишен недостатков – главным из которых называют слабое оборонительное вооружение. Несмотря на наличие от 7 до 9 огневых точек, все они управлялись, в лучшем случае, 4 членами экипажа, что делало невозможным ведение оборонительного огня одновременно из всех стволов. Также, ввиду малых габаритов кабины экипажа, отсутствовала возможность заменить мелкокалиберные пулеметы на более мощное . Летчики отмечали недостаточные размеры внутреннего бомбоотсека, а с бомбами на внешней подвеске боевой радиус «Юнкераса» стремительно уменьшался. Справедливо отметить, что данные проблемы были характерны для многих фронтовых бомбардировщиков Второй мировой, и Ju.88 здесь не был исключением.

Возвращаясь к высказанному ранее утверждению, что Ju.88 был непригоден для бомбардировок целей в глубоком тылу врага, то для подобных задач у фрицев существовала другая машина – Хейнкель-177 «Грифон». Двухвинтовой (но четырехмоторный!) немецкий дальний бомбардировщик по ряду параметров (скорость, оборонительное вооружение) даже превосходил американские «Воздушные крепости», однако, был крайне ненадежен и пожароопасен, получив прозвище «летающий фейрверк» – чего только стоила его странная силовая установка, когда два двигателя вращали один винт!



Относительно малое количество выпущенных «Грифонов» (около 1000 единиц) делало невозможным проведение крупных карательных операций. Тяжелый He.177 появился на Восточном фронте лишь однажды - в качестве военно-транспортного самолета для снабжения немецких войск, окруженных под Сталинградом. В основном, «Грифон» использовался в Кригсмарине для дальней разведки на просторах Атлантического океана.

Если мы ведем разговор о Люфтваффе, очень странно, что в список лучших бомбардировщиков не был включен Юнкерс Ju.87. «Лаптежник» имеет больше прав называться «лучшим» чем многие из присутствующих здесь самолетов, все свои награды он получил не на авиашоу, а в жестоких боях.


Омерзительные летные характеристики Ju.87 нивелировались его главным преимуществом – возможностью отвесного пикирования. На скорости 600…650 км/ч бомба буквально «выстреливалась» в цель, при этом, обычно попадала в круг радиусом 15-20 м. Стандартным вооружением Ju.87 были крупные авиабомбы (весом от 250 кг до 1 тонны), поэтому такие цели как мосты, корабли, командные пункты, артиллерийские батареи уничтожались с одного захода. При внимательном анализе становится очевидным, что Ju.87 был не так уж плох, вместо тихоходного неуклюжего «лаптежника» перед нами возникает вполне сбалансированный самолет, грозное оружие в умелых руках, что немцы доказали всей Европе.

7 место – Ту-95 (по классификации НАТО – «Медведь»)
Стратегический турбовинтовой бомбардировщик – ракетоносец. Максимальный взлетный вес 190 тонн. Максимальная скорость 830 км/ч. Дальность полета 11 тыс. км. Потолок 12 000 м. Интересный факт: за 17 часов полета бомбардировщик расходует 96 тонн авиационного керосина!
Вооружение: многопозиционная барабанная пусковая установка для запуска крылатых ракет, подкрыльевые держатели. До 20 тонн боевой нагрузки в различных комбинациях. Кормовая оборонительная установка: 2 пушки ГШ-23.
(приведенные цифры соответствуют современной модификации Ту-95МС)


Февраль 2008 года. Тихий океан к югу от побережья Японии. Два российских стратегических бомбардировщика Ту-95МС приблизились к авианосной ударной группировке ВМС США во главе с атомным авианосцем "Нимиц", при этом, один из них пролетел над палубой гигантского корабля на высоте 600 метров. В ответ с авианосца были подняты четыре истребителя F/А-18...

Ядерный «Медведь», как в старые недобрые времена, по-прежнему продолжает трепать нервы нашим западным союзникам. Хотя сейчас его называют уже по другому: едва завидев знакомый силуэт Ту-95, американские летчики радостно кричат «Ба-буш-ка», как бы намекая на солидный возраст машины. Первый и единственный в мире турбовинтовой бомбардировщик был принят на вооружение в еще далеком 1956 году. Впрочем, как и его коллега B-52 - наряду с американским «стратегом», Ту-95 стал самым долгоживущим самолетом в истории авиации.

В октябре 1961 г. именно с борта Ту-95 была сброшена та чудовищная «Царь-бомба» мощностью 58 мегатонн. Носитель успел отлететь на 40 км от эпицентра взрыва, но взрывная волна быстро настигла беглеца и несколько минут беспорядочно крутила межконтинентальный бомбардировщик в воздушных вихрях невероятной силы. Отмечалось, что на борту «Туполева» возник пожар, после приземления самолет больше никогда не поднимался в воздух.


Ту-95 стал особенно известен на Западе благодаря своим интересным модификациям:
Ту-114 – дальнемагистральный пассажирский авиалайнер. Красивый стремительный самолет произвел фурор во время своего первого рейса в Нью-Йорк: американцы долго не могли поверить, что перед ними гражданский самолет, а не грозный боевой «Медведь» с ядерной дубиной. А осознав, что это действительно пассажирский лайнер, они были удивлены его возможностями: дальностью, скоростью, полезной нагрузкой. Во всем чувствовалась военная закалка.
Ту-142 – дальний противолодочный самолет, основа морской авиации нашего Отечества.


И, пожалуй, самая знаменитая модификация Ту-95РЦ – «глаза и уши» нашего флота, дальний морской разведчик. Именно эти машины следили за американскими авианосными группировками и участвовали в «совместных маневрах» с поднятыми по тревоге палубными «Фантомами».

Эксперты «Дискавери» жестко прошлись по русскому самолету и пристально «оценили» комфорт кабины экипажа. Американцы всегда очень смеялись над бочкой-парашей позади кресел пилотов Ту-95. Действительно, невзирая на стойкость русского солдата, строить межконтинентальный бомбардировщик без нормального отхожего места выглядит, по меньшей мере, глупо. Странную проблему все-таки решили, а Ту-95МС до сих пор остается в строю, являясь неотъемлемой частью российской Ядерной Триады.

6 место – B-47 «Стратоджет»
Стратегический реактивный бомбардировщик. Макс. взлетная масса 100 тонн. Максимальная скорость 975 км/ч. Боевой радиус: 3200 км с бомбовой нагрузкой 9 тонн. Потолок 10 000 м.
Вооружение: масса боевой нагрузки до 11 тонн, оборонительная хвостовая установка с двумя 20 мм пушками.


Самый красивый бомбардировщик по мнению американцев


…Первым объектом была крупная авиабаза под Мурманском. Едва RB-47 включил камеры и начал фотосъемку, летчики увидели, как над аэродромом закружилась спираль из хищных серебристых самолетов – МиГи пошли на перехват нарушителя.
Так начался воздушный бой над Кольским полуостровом 8 мая 1954 г., весь день советский истребительный авиаполк безуспешно гонялся за американским шпионом. RB-47E отснял все «объекты» и, отпугнув МиГи из кормовой пушечной установки, растворился в небе над Финляндией. На самом деле, американским летчикам в тот момент было не до веселья – пушки МиГов распороли крыло, разведчик на последних каплях топлива едва дотянул до Великобритании.


Золотая эра бомбардировочной авиации! Полеты разведывательных RB-47 отчетливо показали, что истребитель, не имея ракетного оружия и преимущества в скорости, не в состоянии успешно перехватить реактивный бомбардировщик. Каких-либо других способов противодействия тогда не существовало – в результате, 1800 американских B-47 «Стратоджет» могли гарантированно прорвать ПВО и нанести ядерный удар по любой точке на поверхности Земли.


К счастью, господство бомбардировщиков оказалось недолгим. 1 июля 1960 года ВВС США не удалось повторить свой любимый фокус с полетами над советской территорией – самолет радиоэлектронной разведки ERB-47H был безжалостно утоплен в Баренцевом море. Для сверхзвуковых перехватчиков МиГ-19 гордость американской стратегической авиации стала тихоходной неповоротливой мишенью.

Продолжение следует...

23 декабря - День Дальней авиации России. На ее вооружении стоят уникальные самолеты: стратегические ракетоносцы разных типов и летающие танкеры.

Убийца авианосцев

Дальний сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22 предназначен для уничтожения авианосцев: точечного либо массированного, то есть вместе с кораблями сопровождения.

Для этого Ту-22 способен нести до трех крылатых ракет Х-22 "Буря". Ракеты тоже сверхзвуковые, большой дальности. Летают они на скорости до пяти тысяч километров в час, доставляют на место термоядерные боевые части мощностью по мегатонне каждая. В принципе, одной "Бури" достаточно для уничтожения любого авианесущего ордера, но в авиации привыкли все делать с запасом.

При использовании над сушей бомбардировщик несет четыре гиперзвуковые ракеты Х-15 для уничтожения важных стационарных целей с заранее известными координатами. Х-15 летит по баллистической траектории: забирается на высоту до 40 километров, а затем пикирует на цель со скоростью свыше пяти тысяч километров в час. Базовая боевая часть ракеты ядерная, мощностью до 300 килотонн. Есть разновидность для уничтожения радаров системы ПВО, наводится она по излучению цели.

Сейчас на вооружении ВВС России стоят Ту-22М3. Это третье поколение разработанного полвека назад бомбардировщика: от первых моделей сохранилась лишь передняя стойка шасси и частично грузовой отсек, в котором находится полуутопленная в фюзеляж ракета. Ту-22 последних серий имеют бортовой оборонительный комплекс со станциями радиопомех и отстрелом ловушек. До 2020 года планируется оснастить 30 бомбардировщиков новой бортовой электроникой, адаптированной под применение высокоточных ракет Х-32.

Этому бомбардировщику обязан своим появлением знаменитый Ту-144. В 1961 году во время воздушного парада в Тушино наблюдавший за полетом Ту-22 Никита Хрущев спросил у авиаконструктора: "Андрей Николаевич, а ты мог бы вместо бомб людей возить?" Туполев ответил, что работы над сверхзвуковым пассажирским самолетом уже ведутся.

Во второй половине 90-х годов КБ Туполева пыталось создать на базе бомбардировщика сверхзвуковой самолет бизнес-класса на 10-12 пассажиров. Проект закрыли, поскольку двигатели Ту-22 не вписывались в гражданские экологические стандарты.

Русский "Медведь"

Первый отечественный межконтинентальный бомбардировщик Ту-95 (по классификации НАТО Bear) является основой Дальней авиации. Задание на его производство давал Сталин, на вооружение самолет был принят при Хрущеве. Первый делал ставку на бомбы, второй предпочитал ракеты. Ту-95 в итоге способен возить и то, и другое.

На бомбардировщике русские летчике осваивали дозаправку в воздухе, Ту-95 доставлял к месту испытаний все ядерные и термоядерные устройства - в том числе Царь-бомбу мощностью 60 мегатонн. 27-тонная бомба не поместилась в грузовой отсек, поэтому сняли створки бомболюка и боеприпас на Новую Землю летел, наполовину высунувшись из фюзеляжа.

Во время взрыва самолет-носитель находился на удалении 45 километров. От электромагнитного импульса у него остановились все четыре двигателя. Ту-95 падал и запускал моторы: первый на семи тысячах метров, второй на пяти… Сел бомбардировщик с тремя работающими двигателями. На земле при осмотре оказалось, что четвертый мотор сильно обгорел и запуститься не мог в принципе.

Во время Карибского кризиса Ту-95, сменяя друг друга, барражировали над Шпицбергеном - на расстоянии пуска ракеты Х-20 с термоядерной боеголовкой мощностью три мегатонны. Сейчас основным вооружением Ту-95 являются шесть крылатых ракет Х-55, размещенные на барабанной пусковой установке в грузовом отсеке. Еще 10 ракет самолет способен нести под крыльями. Ведется перевооружение самолетов на новую ракету Х-101, поражающую подвижные цели с точностью до двух метров. На дистанции в 10 тысяч километров отклонение ракеты от цели не превышает 10 метров.

Лебединая песня

Флагман Дальней авиации России - сверхзвуковой ракетоносец Ту-160. Это самый большой сверхзвуковой самолет в истории военной авиации и самый тяжелый бомбардировщик со взлетной массой 275 тонн. Он также не имеет себе равных среди самолетов с крылом изменяемой стреловидности. За цвет и силуэт русские летчики романтично зовут Ту-160 "Белым лебедем". Неромантичные натовцы назвали его Blackjack (дубинка).

Вооружен "Лебедь" 12 крылатыми ракетами Х-55 в двух барабанных пусковых установках. Ракета летит со скоростью 920 километров в час на сверхмалой высоте, огибая рельеф местности, и доставляет за 2500 километров термоядерную боеголовку мощностью 100 килотонн, что гарантирует уничтожение цели. Также к Ту-160 могут подвешиваться ракеты Х-555 с более совершенной системой управления и, соответственно, большей точностью попадания - коэффициент возможного отклонения ракеты на дальности две тысячи километров составляет 20 метров.

Бомбардировщик несет и бомбы в качестве "оружия второй очереди" - добить уцелевшее после ракетного удара. Общий вес полезной нагрузки 45 тонн. Ту-160 способен пролететь без дозаправки 14 тысяч километров со скоростью 2230 километров в час. Большинство находящихся в эксплуатации самолетов имеют собственные имена в честь выдающихся летчиков и авиаконструкторов.

"Лебеди" периодически беспокоят ПВО стран НАТО, неожиданно появляясь у их границ в самых разных точках планеты. Неожиданность обусловлена тем, что при создании самолета почти полвека назад в конструкцию были заложены стелс-технологии.

Летающий танкер

Самолет-заправщик Ил-78 делает российскую авиацию по-настоящему дальней. В НАТО ему присвоили имя фригийского царя Мидаса, известного способностью превращать все, к чему он прикасался, в золото. Контакт с Ил-78 дает возможность самолетам дальней и фронтовой авиации без посадки преодолевать огромные расстояния. 30 июля 2010 года два Ту-95 пролетели порядка 30 тысяч километров над тремя океанами, четырежды дозаправившись в воздухе и установили мировой рекорд.

На Ил-78 установлены три агрегата заправки: два под крыльями, третий в кормовой части фюзеляжа справа. Каждый перекачивает свыше двух тонн в минуту. В радиусе тысячи километров от аэродрома танкер способен передать 69 тонн топлива, заправляя одновременно один большой самолет типа Ту-95 либо два не очень больших бомбардировщика или истребителя.

Для этого Ил-78 выпускает 26 метров шланга с ажурным полуметровым конусом на конце. Пилот ведомого самолета должен уравнять скорости и попасть в конус штангой приемного устройства. Операция эта требует ювелирной точности и высокого мастерства обоих экипажей.

На сегодняшний день лишь в двух государствах на планете имеются особые военно-воздушные силы, которые получили наименование стратегической авиации. Понятно, что этими государствами являются США и РФ. Стратегическая авиация, как правило, располагает на борту ядерным оружием и с легкостью сможет наносить удары по врагам, находящимся на расстоянии в несколько тысяч километров.

Стратегическую авиацию раньше всегда считали элитной. Такой она и остается в глазах американского и советского, а теперь уже и российского военного командования. Подводные ракетоносцы и межконтинентальные ракеты с наземным базированием все они вместе со стратегической авиацией входят в состав так называемой ядерной триады. Вся эта мощь в течение уже многих десятилетий является главной действующей силой в глобальном сдерживании.

Невзирая на то, что внимание к стратегическим бомбардировщикам, а точнее к их значимости в последнее время немного поубавилось, тем не менее, они все еще остаются немаловажным обстоятельством для поддержания паритета между Россией и Соединенными Штатами.

В наши дни перечень заданий, для исполнения которых могут задействовать стратегическую авиацию, значительно расширился.

Теперь стратегической авиации приходится успешно заниматься освоением обычных видов боеприпасов вместе с высокоточным оружием. Как Соединенные Штаты, так и Россия довольно-таки энергично пользуются стратегическими бомбардировщиками, чтобы наносить ракетно-бомбовые удары в Сирийской Республике.

На сегодняшний день российская и американская стратегическая авиация располагает в своем арсенале самолетами, разработанными и построенными еще в 50-60-х годах минувшего века. Не так давно в Соединенных Штатах приступили к работам по созданию новейших стратегических бомбардировщиков, которые предполагается принять на вооружение до 2025 года.

Работы над аналогичной программой ведутся и в России. Новому стратегическому бомбардировщику пока не дали названия. Все, что имеется — это аббревиатура ПАК ДА, означающая работы по созданию Перспективного авиационного комплекса дальней авиации. Разработками занимаются в Конструкторском Бюро имени Туполева. Новая машина, как предполагается, должна быть принята на вооружение так же, как и в США до 2025 года.

Особо подчеркивается, что ПАК ДА не является проектом по модернизированию имеющихся в настоящее время стратегических бомбардировщиков. Это разрабатывание совершенно нового самолета с применением самых современных технологий, которыми в настоящее время располагает авиастроение.

Тем не менее, перед тем перейти к ознакомлению с ПАК ДА не мешало бы ознакомиться с боевыми машинами, которые находятся на сегодняшний день в арсенале российской и американской стратегической авиации.

Положение и перспективы современной стратегической авиации США и РФ

Американские стратегические бомбардировщики

На сегодняшний день американская стратегическая авиация обладает тяжелыми бомбардировщиками B-52 и B-2 Spirit, а кроме того и еще одним самолетом: бомбардировщиком В-1В Lancer. Его специально разрабатывали для того, чтобы наносить ядерные удары по вражеской территории. Однако в середине 90-х годов американским стратегическим силам пришлось распрощаться с ним, так как его вывели из их состава.

Бомбардировщики В-1В считаются подобием российских реактивных Ту-160, при этом уступают последним по своим размерам. По имеющимся сведениям, которые предоставлялись американским Госдепартаментом в январе текущего года, боевое дежурство продолжают нести 12 бомбардировщиков В-2, а также 73 самолета В-52 с модификацией Н.

На сегодняшний день бомбардировщики В-52, разработанные еще в 50-60-х годах, являются основой стратегических сил Соединенных Штатов. Эти самолеты несут крылатые ракеты AGM-86B ALCM, на которых могут устанавливаться ядерные боевые части. Бомбардировщики обладают дальностью полета, которая превышает 2750 км.

Бомбардировщики B-2 Spirit являются самыми технологичными и самыми дорогими самолетами на планете. Их цена значительно больше астрономических двух миллиардов долларов. Первые бомбардировщики были изготовлены еще в 80-х годах. Однако спустя десятилетие программу пришлось закрыть. Как оказалось, с такой высокой стоимостью не смогли справиться даже Соединенные Штаты.

В течение этого времени успели изготовить двадцать одну машину В-2. Бомбардировщики выполнены с применением «стелс»-технологий, которые обладают самым низким электронным парамагнитным резонансом в мире. Он значительно ниже, чем располагают небольшие «стелсы» типов F-35 и F-22. Бомбардировщики B-2 Spirit имеют лишь свободнопадающие бомбы, вследствие этого они малоэффективны против неприятелей, имеющих в своем распоряжении продвинутые системы ПВО. В частности, российским ЗРК С-400 легко обнаружить бомбардировщики В-2.

Таким образом, самолеты B-2 Spirit являются довольно-таки «странными» бомбардировщиками. Невзирая на астрономические цены, их боевая результативность при наступлении возможного ядерного конфликта была бы весьма неоднозначной.

Бомбардировщики B-1B Lancer также не способны вооружаться стратегическими крылатыми ракетами. Хотя если говорить более точно, арсенал американской армии на сегодняшний день не располагает подобным оружием, подходящим для этих самолетов.

В наши дни эти бомбардировщики используются главным образом при нанесении ударов с помощью обычных видов боеприпасов. Не исключено, что их можно вооружить свободнопадающими бомбами с ядерными боевыми частями. Тем не менее, вряд ли эти бомбардировщики смогли бы проникать на глубину территории противника, обладающего серьезными ПВО.

Какими же перспективами обладает американская стратегическая авиация? В 2015 году авиастроительная компания Northrop Grumman, которая создала В-2 Spirit, выиграла еще один тендер, объявленный министерством обороны Соединенных Штатов для постройки новых американских стратегических бомбардировщиков, которые планируется называть B21.

Работы над разработкой этих машин начали проводить по программе LRS-B. Аббревиатура расшифровывается как Long-Range Strike Bomber, что в свою очередь можно перевести «Дальний ударный бомбардировщик». Сегодня уже ни для кого не является секретом, как будут выглядеть новые бомбардировщики.

Так же как и В-2 Spirit, новую машину будут выполнять по схеме «летающего крыла». Военное ведомство требует, чтобы новый самолет был еще меньше виден радарами, а его стоимость мог бы осилить американский бюджет. Выпускать новейшие бомбардировщики намереваются начать в следующем десятилетии. Американские военные пока планируют закупить сотню новейших В21, а в дальнейшем всецело заместить ими В-52 и В-2.

Новые бомбардировщики по замыслу их разработчиков смогут осуществлять боевые вылеты, как управляемые экипажем, так и в беспилотном состоянии. Общая стоимость проекта составляет 80 миллиардов долларов.

Российские стратегические бомбардировщики

Российские ВВС на сегодняшний день располагают двумя тяжелыми бомбардировщиками: Ту-95 модификации МС и «Белым лебедем» — Ту-160.Самыми массовыми стратегическими бомбардировщиками в отечественных ВВС являлись турбовинтовые Т-95 «Медведи», первый вылет которых был осуществлен еще во времена Сталина в 1952 году. Хотя, следует подчеркнуть, что бомбардировщики, которыми пользуются в наши дни, имеют отношение к модификации «М» и их создали еще в 80-х годах.

Таким образом, получается, что основной арсенал Ту-95 даже младше, чем американские бомбардировщики В-52. К этому можно добавить то, что в течение последних лет уже приступили к модернизированию этих самолетов до модифицирования «МСМ». Запланировано модернизирование 35 самолетов, а это в свою очередь поспособствует принятию на борт новейших крылатых ракет Х-101/102.

При всем при том даже не прошедшие модернизирование «Медведи» смогут принимать на борт КР Х-55СМ с дальностью действия до 3500 км, а также потенциалом для установления на них ядерных боевых частей. Ракеты Х-101/102 могут преодолевать до 5500 км. На сегодняшний день у российской армии имеется 62 единицы Ту-95.

Вторым самолетом, который в наше время пребывает в эксплуатации российских ВВС, считается Ту-160. Вообще это сверхзвуковые бомбардировщики, имеющие изменяемую геометрию крыла. Российские ВВС располагают шестнадцатью подобными самолетами. Эти сверхзвуковые бомбардировщики также могут вооружаться крылатыми ракетами типов Х-101/102 и Х-55СМ.

На сегодняшний день уже приступили к выпуску модификации самолетов типа Ту-160М. Это первые бомбардировщики этой модификации, которые были переданы ВКС РФ в августе текущего года. На этих бомбардировщиках установлены новые комплексы с бортовой электроникой, а кроме того ведутся работы по созданию модификаций типа Ту-160М2. На новейших модификациях машин, наряду с крылатыми ракетами, может быть задействовано и применение свободнопадающих авиабомб.

Невзирая на ведущиеся работы по модернизированию Ту-160, в Конструкторском Бюро имени Туполева идет продвижение проекта с новым бомбардировщиком ПАК ДА. Как уже упоминалось, предполагается запуск серийного их производства до 2025 года.

Мероприятиям по созданию новейшего стратегического бомбардировщика был дан старт в 2009 году. Коллективу конструкторов поставили задачу по осуществлению первого вылета самолета уже в 2019 году. Предполагается, что в следующем десятилетии, точнее ближе к его окончанию бомбардировщики ПАК ДА всецело заменят Ту-95 и Ту-160 и станут основными машинами в стратегической авиации России.

В 2012 году Туполевским Конструкторским Бюро было объявлено, что по проекту ПАК ДА наконец-то дан старт опытно-конструкторским работам. В соответствии обнародованными сведениями, новые бомбардировщики будут выполняться согласно схеме «летающего крыла». Похоже, что все делается по аналогии с американскими стратегическими бомбардировщиками типов В-21 и B-2 Spirit.

Наличие большого размаха крыльев не дает возможности новейшим стратегическим бомбардировщикам становиться сверзвуковыми. Тем не менее, это может обеспечить значительную дальность полета, а также небольшую заметность для радаров неприятеля. Предполагается, что в конструкциях самолетов будет массовое использование композитных и радиопоглощающих материалов.

По замыслу конструкторов предполагается, что такой подход к делу окажет влияние на значительное снижение электронного парамагнитного резонанса. Более того, планируется существенное уменьшение массы будущего тяжелого бомбардировщика. Таким образом, самолеты ПАК ДА будут первыми отечественными бомбардировщиками, которые будут изготовлены с применением «стелс»-технологий.

Ко всему прочему, наличие подобной схемы даст возможность неплохой комбинации летным характеристикам и достаточному внутреннему объему самолетов. А это, в свою очередь, сделает возможным принятие на борт большего количества горючего, что естественно окажет влияние на увеличение дальности полетов тяжелым бомбардировщикам.

Предполагается, что взлетная масса бомбардировщиков будет превышать отметку 100 тонн. Хоть и имеются пока не подтвержденные сведения о массе даже в 112, а то и в 200 тонн. Сообщалось также, что по боевой нагрузке будущие бомбардировщики по меньшей мере не уступят Ту-160. А это означает, что они смогут брать на борт ракеты и бомбы массой более чем тридцать тонн. Военное ведомство требует от конструкторов увеличения дальности полетов новыми машинами в пределах 12 000 км.

В 2014 году сообщалось, что тендер по созданию двигателей для новых самолетовс предположительным названием НК-65 был выигран самарской компанией «Кузнецов».

Возможно, опытные примеры новых бомбардировщиков будут изготавливаться в Казани, на заводе «КАПО имени Горбунова», где возможно и будет налажено производство самолетов. Известно также, что разработкой РЛС для новых тяжелых бомбардировщиков уже сейчас занимается Тихомировское НИИ приборостроения.

Доподлинно неизвестно, какую же численность новых стратегических бомбардировщиков намереваются построить. Возможно, что их численность будет напрямую зависима от экономической обстановки в государстве, ведь такие самолеты весьма дорогостоящие. Не исключено, что с более точными данными о численности общественность сможет ознакомиться где-то в 2020 году. Все же, если эти самолеты строятся на смену бомбардировщикам Ту-160 и Ту-95, то в серийной партии будет несколько десятков машин.

Данных о проекте ПАК ДА сейчас чрезвычайно мало. Представители отечественных ВВС сообщают о нем лишь общие сведения, да и те весьма немногословные.

По заявлениям российского военного ведомства, ПАК ДА будут вооружать всем имеющимся сейчас авиационным вооружением, не исключено, что также и перспективными гиперзвуковыми ракетами.

Нет сведений, о времени изготовления первых опытных образцов новых машин, а также сроков пуска самого проекта в серийное производство. Понятно, что первоначально заявленные сроки, как правило, очень условные и будут постоянно меняться. Все будет зависеть от того, насколько сложными будут конструкторские работы, а также само финансирование проекта.

Вдобавок ко всему, решение о модернизировании и последующем производстве Ту-160 тоже может оказать влияние на реализацию проекта ПАК, ДА и сроков по его исполнению. В наши дни американская стратегическая авиация уступает российской. Главным образом благодаря крылатым ракетам, которые находятся на вооружении российских бомбардировщиков Ту-160 и Ту-95.

А американские В-2 могут наносить авиаудары лишь с помощью свободнопадающих бомб, а это значительно снижает их боевую результативность при возникновении глобальных конфликтов. Так, КР Х-101/102 по дальности в два раза эффективнее американских аналогов, отчего отечественная стратегическая авиация находится в более выигрышном положении.

Перспективность новых проектов российских и американских чрезвычайно неясна. Оба проекта пребывают на начальных этапах и пока не понятно, будет ли их полная реализация.

ГЕНЕРАЛЫ И ШТАБНЫЕ ОФИЦЕРЫ стр. 228
Структура армии Австро-Венгрии отражала политическую структуру государства. В империи, которую иногда называли «Дуалистической монархией», было согласовано создание Общей армии как основного компонента вооруженных сил, однако в обеих важнейших частях существовали собственные армии. Даже внутри Общей армии имели место различия между полками, экипированными по немецкому образцу, и теми, кто носил традиционную венгерскую форму.

Командиры
После продолжительных дискуссий Австро-Венгрия ввела в 1908 г. Форму цвета «гехтграу» (hechtgrau) или «щучьего серого». Цвет нового материала был чем-то средним между серым и цветом, напоминавшим принятый во Франции серовато-голубой. Генералы носили мундиры такого цвета, снабженные потайными пуговицами и заостренными клапанами карманов. Мундиры шили на заказ, и они были намного качественнее мундиров, которые носили офицеры рангом ниже. Обычно генералы носили бриджи, черные кавалерийские сапоги или ботинки с кожаными крагами, если предполагалось, что им придется передвигаться верхом. На бриджах отсутствовал кант. Но на мундирах венгерских генералов имелся желто-черный «венгерский узор», наличие которого должно было подчеркнуть национальную особенность. Генералы носили также широкие золотисто-черные шарфы, от которых вскоре пришлось отказаться из-за роста потерь, и золотисто-черные темляки, прикрепленные к эфесу сабли. Одной из характерных особенностей формы австро-венгерских офицеров было жесткое кепи (усеченный вариант кивера), которое было введено в 1871 г. и часто встречалось в вариантах черном и гехтграу. Кепи имело кожаный козырек и подбородный ремешок - черный или гехтграу. У кепи было прозвище «искусственный мозг». Его носили с кокардой с императорской монограммой («FJI» от нем. Franz Josef у австрийских и «IFJ» у венгерских генералов, с 1916 г. - «К» от Karl) спереди с золотой петлей. Вторым важнейшим отличительным признаком были петлицы на жестком стоячем воротнике. У фельдмаршалов петлицы представляли собой золотые дубовые листья на золотом галуне на алом фоне, у генерал-полковников - золотой зигзагоообразный галун, серебряный венок и три звезды, у генералов пехоты и кавалерии - звезды, но без лаврового венка. Генерал-лейтенанты (именовались фельдмаршалами-лейтенантами. - Прим. ред. ) носили петлицы с двумя звездами, генерал-майоры - с одной звездой.

Штабные офицеры
Австро-венгерские штабные офицеры носили ту же форму, что их коллеги в линейных частях. Они ходили в мундирах со стоячим воротником и петлицами из черного шелка с красным кантом, золотым зигзагообразным галуном и серебряными звездами. Кроме того, они носили темляк и шарф, но со временем ограничились только темляком, прикрепленным к кортику.

ПЕХОТА Стр. 229
Кроме легкой пехоты, элитных частей и разнородных добровольцев-иностранцев, в Общей армии Австро-Венгрии существовали пехотные полки трех видов. Например, были полки, которые назывались немецкими (хотя в них служили представители разных национальностей) и экипированные соответственно, были также венгерские полки. В 1914 г. появились также четыре боснийских полка.

Новая форма
Введение в 1908 г. формы цвета гехтграу изменило внешний вид австро-венгерской пехоты. Тем не менее, этот шаг не стал чем-то радикально новым. В XIX веке австро-венгерская легкая пехота и технические войска носили форму серого цвета. Традиционные белые мундиры (которые даже тогда были светло-серыми) признали устаревшими, и до 1908 г. пехотинцы ходили в темно-синих мундирах, кепи и шинелях. Кое-что из этих предметов продолжали носить и во время войны, в основном в частях ополчения. Новый мундир для всех видов пехоты был цвета гехтграу (иссиня-серый) и застегивался потайными пуговицами. Зимний вариант был пошит из более толстого материала, имел шесть цинковых пуговиц и стоячий воротник (шею защищал шейный платок). Летний вариант мундира был изготовлен из льняной ткани и имел стояче-отложной воротник. Такой мундир носили солдаты в частях, развернутых на побережье Адриатического моря, и специалисты, направленные на службу в армию Османской империи. Мундир имел погоны и иногда валик, поддерживавший ружейный ремень или ремни снаряжения. На офицерских мундирах погоны отсутствовали. Пехотинцы немецких полков носили прямые брюки с застежками на щиколотках, в боснийских полках ходили в шароварах, широких выше колен и обтягивающих ниже. В венгерских пехотных полках носили характерные брюки в обтяжку с желто-черными «венгерскими узорами» и кантами на швах на наружной стороне штанин. Большинство солдат со временем привыкли к обмоткам и свободным шароварам. Ботинки были обычно изготовлены из коричневой натуральной кожи, но из-за тотального дефицита можно было увидеть обувь различных видов и расцветок.

Отличительные особенности
Пехотные полки различались по цвету петлиц и пуговицам из белого или желтого металла. Разнообразие цветов, ис- пользовавшихся для отделки формы 102 полков было огромным, что иллюстрирует таблица на соседней странице. В ней также показано, является полк немецким или венгерским, а также доминирующая в нем этническая группа. Четыре боснийских полка, не учтенные в таблице, имели петлицы темно-красного цвета. На петлицах носились также знаки различия. Это были белые звезды (одна - у ефрейтора, две - у капрала, три - у взводного унтер-офицера) или белые звезды плюс желтый галун вдоль края петлицы у старших унтер-офицеров и золотое или серебряное шитье и золотые или серебряные звезды (в зависимости от цвета пуговиц) у офицеров. В марте 1915 г. на воротнике формы добровольцев-кадет появилась полковая пуговица. Сами петлицы были хорошо заметны и неплохо распознаваемы как своими, так и противником. Солдаты на передовой, как правило, прятали петлицы, наполовину отворачивая воротник так, что оставались видны только золотые или серебряные детали. В пехоте носили двубортные шинели с цветными петлицами в форме наконечника стрелы (они назывались «пароли»). Знаком меткого стрелка был красный шнурок.

Головные уборы
Еще одним отличительным признаком австро-венгерского солдата было кепи. В германских и венгерских частях носили суконные кепи цвета гехтграу с черным козырьком (иногда из кожи). Кепи имело оригинальный клапан, который пристегивался спереди двумя полковыми пуговицами и мог опускаться, чтобы закрывать шею и уши зимой. Над полковыми пуговицами располагалась кокарда с императорской монограммой («FJI» - в немецких частях, «IFJ» в венгерских и «К» после 1916 г.). Боснийцев можно было отличить по фескам из овечьей шерсти, изначально красным, но обычно - серого цвета, если их носили в окопах. К феске розеткой прикреплялась черная или серая кисточка. они могли носить кепи, если пожелают. К кепи прикрепляли разнообразные неуставные эмблемы. Однако наиболее часто в 1914 г. встречались традиционная эмблема в виде дубовых листьев.

Вооружение и амуниция
Снаряжение австро-венгерского пехотинца было очень тяжелым. Одним из его элементов был коричневый поясной ремень с латунной (позднее - из серого сплава) пряжкой с двуглавым орлом у унтер- офицеров и рядовых и с императорской монограммой - у офицеров. Подсумки с патронами подвешивались на ремень. У каждого пехотинца было по четыре подсумка с 40 патронами в общей сложности и штык к винтовке «Манлихер» образца 1895 г. Шанцевый инструмент также подвешивали на ремень. Личное имущество хранилось в жестком тяжелом ранце из конской шкуры. На ранец обычно укладывали одеяло цвета гехтграу или коричневое и свернутые шинель или палатку. Подсумок с запасными патронами располагался ниже ранца. Котелки, сухарные сумки и, после 1915 г., противогазы в футлярах дополняли картину. Ранец особо досаждал солдатам, и они часто заменяли его на брезентовый рюзак с лямками, полагавшийся обычно горным стрелкам. Существовало несколько разновидностей рюкзака разных цветов. По мере усиления дефицита брезент все чаще служил заменой кожи при изготовлении большинства элементов снаряжения австро-венгерских солдат. Офицеры, как и в большинстве армий, на поле боя ограничивались минимальным набором снаряжения: планшетом, котелком, биноклем и пистолетом в кобуре.

Изменения
Осенью 1915 г. форму цвета гехтграу должны были заменить на фельдграу. Мундир ее имел стояче-отложной воротник с тонкой полоской ткани полкового цвета. Позднее была принята форма цвета крапивы. Кроме того, было выпущено 4000 комплектов формы цвета хаки (трофейная итальянская форма тоже использовалась). К 1917 г. на серых нашивках появились серые полковые номера (в боснийских полках перед номером располагались буквы «bh»). Их пришивали к погонам и сбоку к кепи. Из других важных нововведений в форме пехоты следует отметить принятие на вооружение стальной каски. Сначала это была германская модель, но вскоре была введена и местная версия (каска Берндорфера), которая была шире немецкой и обычно окрашена в коричневый или тускло-желтый цвет.

Легкая пехота
В составе австро-венгерской армии было четыре полка егерей (т.н. Kaiserjager), которые набирали из добровольцев - жителей Тироля, и 29 батальонов фельдъегерей (а также полк боснийских егерей). Егеря носили мундиры с ярко-зелеными кантами и четырьмя золотыми пуговицами (у боснийцев - серебряными). Офицеры на головных уборах под имперской кокардой носили бронзовый охотничий рожок, у рядовых солдат - на рожке был выбит номер полка. Егеря носили подбитые гвоздями ботинки и альпийские носки до колен, а на кепи различные эмблемы - от перьев до дубовых листьев. В 1917 г. от ярко-зеленой отделки отказались. Вместо нее появились нашивки с синими надписями «TJ» у тирольских егерей, «BHJ» у боснийских егерей или «J» и номерами батальонов.

Иностранные части
Австро-Венгрия быстро приступила к формированию частей из поляков и украинцев, чтобы помочь им сражаться против России. Польские легионы были готовы уже к ноябрю 1914 г. Легионеры- пехотинцы носили мундиры цвета гехтграу (со временем перешли на фельдграу) со стояче-отложным воротником и характерным головным убором с квадратным верхом и кокардой с польским орлом (поляки носили также менее высокую шапку закругленной формы). 1-й легион носил красные петлицы (при их наличии), 2-й легион - зеленые петлицы. Офицеров и унтер-офицеров отличали по зигзагообразному галуну и розеткам (которые в 1916 г. заменили на звезды после протестов, после чего отказались от тех и от других в пользу серебряных или золотых галунных лент). В 1917 г. оба легиона были распущены, а их личный состав частично перешел в создаваемую Королевскую Польскую армию. Украинский эквивалент (Украинский легион, или «сичевые стрельцы») формировался из добровольцев - украинцев и русинов.

Сначала бойцы легиона носили форму гехтграу с голубыми петлицами на стоячем воротнике, затем - форму цвета крапивы с желто-голубым кантом и желто-голубой полоской на воротнике. Солдаты носили фуражки с V-образным вырезом спереди тульи, с кокардой и желто-голубыми розетками по бокам фуражки (в 1917 г. замененные на металлическую версию со львом). На воротник офицерской формы пришивался галун и крепились серебряные розетки, обозначавшие звание. В 1917 г. были введены каски для офицеров. Албанский легион был также сформирован в 1916 г. и имел задачу поддерживать порядок в Албании и не пропускать войска союзников к Адриатическому морю. Легионеры носили форму цвета фельдграу и белые или красные фески из овечьей шерсти с кокардой национальных цветов (красного и черного). Большинство солдат ходили в крестьянских опанках с ремешками и использовали устаревшее снаряжение.

Штурмовые батальоны
Как и в Германии, эти элитные специализированные пехотные батальоны сначала формировались для выполнения конкретных задач. К концу войны их было уже 65 (10 батальонов были сформированы в ландвере, 11 - в гонведе). Солдаты и офицеры штурмовых батальонов обычно носили форму пехоты. Они шли в бой в стальных касках, без ранцев и обычного снаряжения, имея только сумки с гранатами, окопные ножи и ножницы для резки колючей проволоки. Их можно было отличить по металлическим жетонам, которые обычно носили на груди, или эмблемам, пришитым к рукаву. На большинстве таких эмблем присутствовало изображение черепа.

Швейк. Иллюстрации.
Униформенные. Петлицы и звездочки военной формы императорской и королевской армии Австро-Венгрии.

Знаками различия военнослужащих армии Австро-Венгрии были звёздочки. Упоминаются они в романе настолько часто, что, думается, нет смысла приводить все случаи.

Таблица по знакам различия армии Австро-Венгрии:

Полкам австровенгерской армии, как уже говорилось ранее, были присвоены собственные цвета. Они-то и присутствуют на мундире, позволяя определить полк.
Так называемые "приборные цвета".
Приборным цветом гашековского (швейковского) 91-го пехотного полка был "попугайско-зелёный" цвет в сочетании с жёлтым цветом приборного металла.
То есть помимо приборного сукна существовали ещё и расцветки приборного металла, используемого на мундире (блузе).
Всего было более 100 вариантов полковых расцветок (сочетаний приборных цветов сукна и металла).
Для желающих ознакомиться с полковыми цветовыми сочетаниями в текстовом формате - сюда: http://ah.milua.org/vooruzhennye-sil...mperii-chast-2 .

"-- В Семьдесят пятом полку,-- ввязался в разговор один из
конвойных,-- капитан еще до войны пропил всю полковую казну, за
что его и выперли с военной службы. Нынче он опять капитан.
Один фельдфебель украл казенное сукно на петлицы , больше
двадцати штук, а теперь подпрапорщик. А вот одного простого
солдата недавно в Сербии расстреляли за то, что он съел в один
присест целую банку консервов, которую ему выдали на три дня"

В 1916 году в целях экономии петлицу приборного сукна заменили на полоску из сукна.
Вот как у фельдфебеля.

Теперь чуть о цвете военной формы армии Австро-Венгрии.

" Передав все это, дамы выразили капитану Сагнеру свое
страстное желание присутствовать при раздаче подарков. Одна из
них даже отважилась попросить разрешения обратиться с речью к
солдатам, которых она называла не иначе как "unsere braven
Feldgrauen" / Наши бравые серые шинели (нем.) /
.
Обе состроили ужасно обиженные мины; когда капитан Сагнер отверг их просьбу".

Эта история с дамочками приключилась на момент объявления Италией войны, то есть 23 мая 1915 года.
Вероятно, здесь имеет место быть стёб Гашека над дамочками, привыкшими обращаться с речами именно к немецким солдатам на немецком же языке.
Дело всё в том, что на тот момент австровенгерские и немецкие части имели шинели различной расцветки.

Цвет полевой формы пехотных частей Австро-Венгрии был «hechtgrau» - "хетграу" (щучье-серый, светло-серый цвет с голубоватым оттенком),
Сам цвет "хетграу" в качестве цвета полевой формы был введен по настоянию начальника Генштаба Конрада фон Гетцендорфа в 1907 году, и с 1908 полевая форма была именно цвета "хетграу" - серо-голубоватая.
Именно в начале ХХ века после англо-бурской и русско-японской войн до умов генералитета начало доходить о необходимости маскировки пехотинца, о введении полевой формы.

Цвет немецкой полевой формы - «feldgrau» - "фельдграу" (полевой серый, немецкий пехотный цвет. Советские солдаты позднее называли этот цвет "мышиным").

И лишь по приказу от 17 апреля 1915 года для окраски полевой униформы армии Австро-Венгрии стали использовать более дешевый краситель «feldgrau» - "фельдграу", так как выяснилось, что ввиду ухудшения качества сырья продолжение производства тканей цвета «hechtgrau» - "хетграу" невозможно.
Ну и самый известный довоенный цвет формы армии Австро-Венгрии - «сине-серый» (blaugrau) - запыленный синий.
В чехословацком фильме 1956 года Швейк рассекает именно в мундире цвета «hechtgrau» - "хетграу".

Реально употр****лось (для компьютерной цензуры специально - У П О Т Р Е Б Л Я Л О С Ь:) :) :)) для изготовления обмундирования серое сукно любых оттенков, и даже трофейное итальянское темно-зеленое «grigio-verde».
Ну и позднее экономия материала докатилась и до наград (золото и серебро на бронзу и цинк), о чём писал в теме неоднократно.

Изображены нижние чины различных полков армии Австро-Венгрии.
Номера полков вписаны вверху слева, читаемы, поэтому без расшифровки.
Полки определяются цветом петлиц и фурнитуры.
О цвете петлиц ("приборные цвета") будет далее.
Красные помпоны - шнуры за отличную стрельбу.

Это только так пугают,-- отозвался Швейк.-- Солдат
ничего не должен бояться. Если, к примеру, в бою ты упал в
сортирную яму, оближись и иди дальше в бой. А ядовитые газы для
нашего брата -- дело привычное еще с казарм -- после
солдатского хлеба да гороха с крупой. Но вот, говорят, русские
изобрели какую-то штуку специально против унтер-офицеров.
-- Какие-то особые электрические токи, -- дополнил
вольноопределяющийся.-- Путем соединения с целлулоидными
звездочками на воротнике унтер-офицера
происходит взрыв. Что ни
день, то новые ужасы!

Звездочки нижних чинов и офицерского состава различались по размеру и исполнению.
У нижних чинов меньшего размера с гладкими лучами. У офицеров соответственно побольше и шитые.
Ну и плюс имела значение ширина галуна на обшлагах рукава.
Иллюстрируется изображениями ниже - майор артиллерии и генерал-аудитор.

Звездочки вперемешку. Гладкая (нижних чинов) и шитые.

Звездочки из личной коллекции Дмитрия Адаменко: верхний ряд шитые офицерские, нижний ряд - унтер-офицерские.

Мундир императора Франца-Иосифа из Венского арсенала. Петлица фельдмаршала, в колодке наград знаки с портретом императора повернуты реверсом наружу и последним в колодке - российский орден Святого Георгия 4-й степени, полученный от Николая I за участие в подавлении венгерского восстания 1848 года.
А на шее - Ritter-Ordens vom Goldenen Vliese, то бишь Рыцарский знак ордена Золотого руна.

Фрагмент куртки капрала.

"Вся армия разбита параличом! На каком плече носят винтовку: на левом или на правом?
Сколько звездочек у капрала? Evidenzhaltung Militarreservemanner! Himmelherrgott [Учет состава чинов запаса! Черт побери (нем.)],
курить нечего, братец! Хотите, я научу вас плевать в потолок? Посмотрите, вот как это делается.
Задумайте перед этим что-нибудь, и ваше желание исполнится. Пиво любите?
Могу рекомендовать вам отличную воду, вон там, в кувшине"

"Разве не было
бы гораздо лучше, если б вы родились каким-нибудь другим
млекопитающим и не носили бы глупого имени человека и капрала?
Это большая ошибка, если вы считаете себя самым совершенным и
развитым существом. Стоит отпороть вам звездочки, и вы станете
нулем, таким же нулем, как все те, которых на всех фронтах и во
всех окопах убивают неизвестно во имя чего. Если же вам
прибавят еще одну звездочку и сделают из вас новый вид
животного, по названию старший унтер,
то и тогда у вас не все
будет в порядке. Ваш умственный кругозор еще более сузится, и
когда вы наконец сложите свою культурно недоразвитую голову на
поле сражения, то никто во всей Европе о вас не заплачет".

На приведённом ниже изображении запечатлён именно такой момент - наследник престола Карл прикрепляет ещё одну звёздочку на петлицы капрала, превращая того в цугсфюреры. На кеп у солдат украшения - дубовые листья (об этом, о традиции украшать кепи листьями или значками в формедубовых листьев, я уже писал)
а вот на кепи наследника егерский эдельвейс.

Фельдфебель, гонведский полк - мадьяр, то есть.
Нашивки на рукаве - однолетний доброволец, вольноопределяющийся.

"На полковом рапорте он лишил
меня отпуска на четырнадцать дней, велел нарядить в какие-то
немыслимые тряпки из цейхгауза и грозил, что спорет мне
нашивки.
"Вольноопределяющийся -- это нечто возвышенное, эмбрион
славы, воинской чести, герой! -- орал этот идиот полковник.--
Вольноопределяющийся Вольтат, произведенный после экзамена в
капралы, добровольно отправился на фронт и взял в плен
пятнадцать человек. В тот момент, когда он их привел, его
разорвало гранатой. И что же? Через пять минут вышел приказ
произвести Вольтата в младшие офицеры! Вас также ожидала
блестящая будущность: повышения и отличия. Ваше имя было бы
записано в золотую книгу нашего полка!" -- Вольноопределяющийся
сплюнул.-- Вот, брат, какие ослы родятся под луной. Плевать мне
на ихние нашивки
и привилегии, вроде той, что ко мне каждый
день обращаются: вольноопределяющийся, вы-- скотина"

"Капрал с победоносным видом посмотрел на
вольноопределяющегося и продолжал:
-- Ему спороли нашивки вольноопределяющегося именно за его
образованность, за то, что он писал в газеты об издевательстве
над солдатами"

В "вольнопёры" - вольноопредеяющиеся поступали лица, соответствующие определённым требованиям, но не подлежащие призыву.
Год они служили на как "вольнопёры", затем сдавали экзамен на офицерское звание.

"-- Отказался чистить нужники на гауптвахте, -- ответил
вольноопределяющийся.-- Повели меня к самому полковнику. Ну, а
тот -- отменная свинья. Стал на меня орать, что я арестован на
основании полкового рапорта, а потому являюсь обыкновенным
арестантом, что он вообще удивляется, как это меня земля носит
и от такого позора еще не перестала вертеться, что, мол, в
рядах армии оказался человек, носящий нашивки
вольноопределяющегося
, имеющий право на офицерское звание и
который тем не менее своими поступками может вызвать только
омерзение у начальства. Я ответил ему, что вращение земного
шара не может быть нарушено появлением на нем такого
вольноопределяющегося, каковым являюсь я, и что законы природы
сильнее нашивок вольноопределяющегося
"

До марта 1915 все Одногодичные добровольцы (включая Kadettaspirant ) носили вокруг обшлага желтый шелковый 1cм галун с узким черным (красным для k.u. Landwehr ) просветом по середине. С марта 1915 маленькая пуговица по центру задней части клапанов воротника, такая же, как на мундире, заменила галуны на обшлагах. Фотографические источники, тем не менее, показывают, что отдельные лица носили оба типа знаков различия одновременно, по крайней мере, до 1916 года.

Подпоручик (лейтенант) 4-го полка, дейчмейстер.
Форма по требованиям 1910 года.
Награды здесь и далее навесили от балды, для красоты, все вперемешку - солдатские и офицерские,
да плюс без учёта соответсвия времени формы времени учреждения наград.

Поручик (обер-лейтенант) 73-го пехотного полка

Капитан 93-го пехотного полка

"С командиром саперного подразделения, тоже капитаном ,
Сагнер очень скоро познакомился. В канцелярию влетел дылда в
офицерской форме, с тремя золотыми звездочками , и, словно в
тумане, не замечая присутствия незнакомого капитана, фамильярно
обратился к Тайрле:
-- Что поделываешь, поросенок? Недурно ты вчера обработал
нашу графиню! -- Он уселся в кресло и, похлопывая себя стеком
по голени, громко захохотал.-- Ох, не могу, когда вспомню, как
ты ей в колени наблевал.
-- Да,-- причмокнув от удовольствия, согласился Тайрле,--
здорово весело было вчера "

У старших офицеров и у генералов на обшлагах рукава мундира появляется золотой галун.
У младших офицеров галуна нет.

Фрагмент майорского кителя

Майор артиллерии.

"В вагон вошел господин с красно-золотыми лампасами . Это
был один из инспектирующих генералов, разъезжающих по всем
железным дорогам"

Вот красно-золотых лампасов в армии Австро-Венгрии не существовало. Вероятно, больной Ярослав Гашек при
диктовке романа оговорился, назвав галунное шитьё на рукаве лампасами (кто не в курсе "лампасы" - это продольный кант по бокам форменных штанов).
Итак, о лампасах на генеральских брюках.
Как указано в статье С.В. Прищепы (с замечаниями Д.Адаменко ) "Для обычной парадной формы, а также и для повседневной носки, при обоих вариантах генеральской формы существовали так называемые «служебные» мундиры, почти не отличавшиеся по покрою от вышеописанных парадных, но из сукна серо-голубого цвета.Брюки с двойными алыми (и алым кантом между ними ) лампасами официально именовались сине-серыми, однако на практике они носились темно-синего, почти черного цвета (в действительности - именно черного )" .

Что же касается звездочек на петлицах, то они были либо золотого шитья при серебряной петлице, либо наоборот - серебряными при золотой петлице.
Ниже можно увидеть оба варианта.

Мундир полковника 80-го пехотного полка.
Золотые шитые звездочки на серебряном поле.

Полковник. Три шитые серебряной канителью звезды на золотом поле петлицы.

Юридический генерал (генерал-аудитор) - соответствие генерал-майору.

Картинка с генералитетом от Дмитрия Адаменко

1- генерал-инспектор артиллерии в праздничной форме; 2 - генерал-аудитор в праздничной форме; 3 - генерал-адъютант в праздничной форме;
4 - фельдмаршал в праздничной форме; 5 - генерал-инспектор инженерных войск в праздничной форме; 6 - "немецкий" генерал в повседневной форме;
7 - генерал в полевой форме; 8 - "венгерский" генерал в праздничной форме; 9 - "венгерский" генерал в парадной форме;
10 - "венгерский" генерал в повседневной форме; 11 - генерал-инспектор по военно-медицинскому ведомству в праздничной форме.

Таблица-схема по австровенгерским знакам различия для русской императорской армии

__________________
В размышлениях о большой серебряной медали "За храбрость" которую получил столяр с Вавровой улицы на Краловских Виноградах по фамилии Мличко...