Боярин кучка в большой российской энциклопедии. Заговор кучковичей. Космический корабль буран - символ космонавтики ссср

Позднейшие московские леген-ды хорошо помнили о древнем москов-ском владельце, боярине Стефане Ивано-виче Кучке, которому принадлежала Москва до Юрия Долгорукого, насиль-ственно ею завладевшего. Было время, когда на предания о Кучке ученые смот-рели как на сплошной вымысел XVII в. и не видели в нем никакого зерна достоверности. Но народные предания имеют свою основу, нередко вовсе неле-гендарную. Таковы и предания о Кучке, которые будут нами кратко изложены.

Предания о Кучке дошли до нас в двух поздних повестях или сказаниях о начале Москвы. Первую из них С. К. Шамбинаго назвал хронографи-ческою повестью, другую — новеллой по характеру их содержания. Первая по-весть носит название “О зачале царствующаго великого града Москвы, како исперва зачатся”. Она начинается рас-суждениями о том, как древний Рим и второй Рим — Константинополь возник-ли на крови, а ному и Москва как третий Рим должна была создаться “. по кровопролитию же и по закланию кро-вей многих”. Таким образом, и при осно-вании Москва во всем была равна своим предшественникам — Риму и Констан-тинополю. В доказательство этой мысли приводится следующий рассказ, который мы передаем в переводе на современный язык.

“В лето 1158 г. великий князь Юрий Владимирович шел из Киева во Владимир град к сыну своему Андрею Юрьевичу, и пришел на место, где ныне царствующий град Москва, по обеим сторонам Москвы-реки села крас-ные. Этими селами владел тогда боярин некий богатый именем Кучка, Стефан Иванов. Тот Кучка очень возгордился и не почтил великого князя подобаю-щею честью, какая надлежит великим князьям, а поносил его к тому же. Князь великий Юрий Владимирович, не стерпя от него хулы, повелевает того боярина схватить и смерти предать; так и было. Сыновей же его Петра и Акима, моло-дых и очень красивых, и единственную дочь, такую же благообразную и краси-вую, именем Улиту, отослал во Влади-мир к сыну своему, ко князю Андрею Юрьевичу. Сам же князь великий Юрий Владимирович взошел на гору и обозрел с нее очами своими туда и сюда по обе стороны Москвы-реки и за Неглинною. И возлюбил те села и повелевает на том месте вскоре сделати малый деревянный город и прозвал Москва город по имени реки, текущей под ним. И потом князь великий отходит во Владимир к сыну своему князю Андрею Боголюбскому и сочетает его браком с дочерью Кучковою, с которой князь Андрей прижил и сыновей, рано умерших. И был у него отец его князь Юрий Владимирович не-мало времени и заповедал сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Мо-скву людьми населить и распростра-нить”. Далее говорится, что Улита и ее братья Кучковичи устроили заговор и убили Андрея Боголюбского. За смерть князя отомстил его брат Михалко Юрь-евич. Он перебил убийц брата, а Улиту велел “. повесити на вратах и растреляти из многих луков”. К этому рассказу прибавлен краткий летописец, оканчивающийся известием о смерти Ивана Калиты.

Древнейшие летописи ничего не зна-ют о боярине или тысяцком Кучке, но его дети Кучковичи и Петр, “зять Куч-ков”,— лица исторические. Они состави-ли заговор против Андрея Боголюбского и убили его в 1174 г. Начальник же убий-цам был Петр, Кучков зять, Анбал Ясин ключник, Яким Кучкович, сообщает Ипатьевская летопись. Повесть о зачале царствующего града Москвы делает Петра и Акима братьями, называет и княгиню Улиту их сестрой, а их отцом боярина Кучку. Но можно ли сомне-ваться в том, что боярин Кучка дейст-вительно существовал, если нам извест-ны его зять и сын? Видимо, это была сплоченная и сильная боярская семья, настоящий род Кучковичей, оставивший по себе прочную память в народных преданиях. Еще долго после убиения Андрея Боголюбского ходили легенды о Кучковичах, записанные не позже сере-дины XV в. Рассказывали, что Всеволод Большое Гнездо отомстил за убитого брата: “Кучковичи поймал, и в коробы саждая в озере истопил”.

ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ

В летописи сообщается, что в 1147 году суздальский князь Юрий Владимирович, по прозвищу Долгорукий, возвращаясь после удачного похода на Новгород, остановился на берегу реки и основал город, который, как и реку, назвали Москвой. О зарождении города появились легенды. В одной из них рассказывается о некоем князе Даниле Ивановиче, который якобы основал столицу княжества, в другой говорится, что Москву заложил князь Вещий Олег, в третьей — ее родоначальником назван князь Владимирский Андрей Александрович. Его историческим прототипом мог быть сын Юрия Долгорукого, Андрей Боголюбский.

В древней повести об основании Москвы говорится, что князь Ростово-Суздальский Юрий Владимирович, прозванный Долгоруким, он же великий князь Киевский, был сыном князя Владимира Мономаха. Родился он в конце XI века.

Согласно легенде, князь вместе с дружиной проезжал по территории, на которой расположена современная Москва. Пора было отдохнуть, поесть, попить. Князю и его людям понравились «красные села», лесистая местность, в которой много было зверья всякого и ягод, а в реке, которую называли Москвой, полно было рыбы. Не хотелось уезжать из этих мест. Но у этих богатых земель имелся, как сказали князю, полноправный хозяин, некий боярин Степан Иванович Кучка, и были у него свои стражники. И место называлось Кучково.

Решил посмотреть князь Юрий все селения и насчитал их шесть: Воробьево, Симоново, Высоцкое, Ку-лишки, Кудрино, Сущево. Везде выходили крестьяне, кланялись ему в ноги и говорили, что их хозяин Степан Кучка, человек шибко богатый, а потому гордый и неприступный. Он владыка на Москве-реке.

Не понравились князю Игорю такие восхваления. А еще больше не понравилось, что боярин этот, Степан Кучка, не вышел поприветствовать его, князя полноправного. Ему указали на дом боярина, стоявший на холме недалеко от Москвы-реки. Дружинники князя постучались в ворота.

Нелюбезно принял Степан Кучка гостей непрошеных, но усадил их за стол, велел накормить, напоить. Увидел князь дочь Степана Кучки, Улиту, красавицу несравненную, понравилась она ему очень. Хотел князь купить понравившиеся ему земли у боярина, но Степан Кучка вел речи гордые, не хотел уступать князю ни пяди земли, считая его себе ровней.

Обиделся князь, уехал в Суздаль и решил наказать боярина. Отправился он снова с дружиной в полюбившиеся ему места на берегу Москвы-реки, охотился, рыбачил, а под вечер постучался в терем боярина Кучки. А тот не открыл, не хотел пускать к себе гостя. Тут возмутились дружинники князя. По его приказу взломали ворота дубовые, ворвались во двор, раскидали стражников, схватили гордого боярина и всю его семью, включая красавицу дочь Улиту, привели к князю. Он и рассудил — гордого и неуступчивого боярина казнить, всю его родню разогнать, а дочь Улиту отдать за сына князя, Андрея. Таким образом, князь стал владельцем всех земель вдоль берега Москвы-реки.

Затем взошел Юрий Долгорукий на один из холмов, который называли Боровицким, осмотрел красивые места, все лежащие в округе шесть сел и повелел возвести на холме детинец, крепость, а вокруг нее построить город, который назвал Москвой по имени реки.

От боярина Кучки долгое время оставалось одно название «Кучково поле», в районе нынешних Чистых прудов и Сретенского бульвара.

Источники: do.gendocs.ru, poemi.narod.ru, www.twirpx.com, otvet.mail.ru, 100legend.ru

Хрустальный череп майя. Королевство хрустального черепа

Монтаукский проект. Феникс-2

Проект “Прометей”

Американская Статуя Свободы – богиня Геката

Космический корабль Буран - символ космонавтики СССР

Необычные скульптуры


В Украине есть уникальная галерея Короткова: необычные скульптуры расположены в одном из корпусов Приазовского государственного технического университета (г.Мариуполь). Экспозицию, насчитывающую около...

Каменные шары Коста-Рики

Периодически в разных точках планеты обнаруживают шарообразные таинственные предметы. Одни ученые считают их наследием древних цивилизаций, другие связывают данные находки с...

Кто же открыл Америку?

Официальным первооткрывателем Америки считается испанец Христофор Колумб, посетивший Америку в 1492 году по приказу испанского короля. Однако европейцы и...

Город в скале

Когда-то, в долине Вади-Муса, жили семитские племена – набатеи. Невероятный, впечатляющий и поразительный настоящий город в скале. Умелые руководители...

Предсказание о США

Из России снова прибудет надежда для мира. Ведомая чем? Дружбой с народом, на деньгах которого написано: В Бога мы...

Самые быстрые автомобили

Самые быстрые автомобили всегда будоражат наше воображение. Мы видим их по телевизору, читаем о них в журналах, кому-то даже...

КУЧКА (КУЧКО), легендарный основатель Москвы; жил в XII в. Позднейший источник - «Повесть о начале Москвы» - называет его имя и отчество - Стефан Иванович, но насколько они достоверны, неизвестно.

Рассказ о боярине Кучке сохранился лишь в поздней «Повести о зачале царствующего великого града Москвы» (памятник XVII в.), где оброс совершенно легендарными, фантастическими подробностями. Однако сам Кучка (или, вероятно, более правильно - Кучко), - личность, несомненно, вполне историческая. Его имя сохранилось в топонимике Северо-Восточной Руси: волость «Кучка» упоминается в Суздальской земле, а урочище «Кучково поле» известно в средневековой Москве, в районе позднейших Сретенских ворот. В XII веке саму Москву называли Кучково (так, например, в берестяной грамоте, найденной в Новгороде и предположительно датируемой второй половиной XII века); в Ипатьевской летописи название будущей столицы России варьируется: «Кучково, рекше Москва». Летописи известны сыновья Кучки, Яким Кучкович с братом, а также некий Петр, именуемый «Кучковым зятем».

По рассказу «Повести о начале Москвы», князь Юрий Владимирович Долгорукий († 1157), направляясь из Киева во Владимир к своему сыну Андрею, будущему Боголюбскому, «прииде на место, иде же ныне царьствующий град Москва, обо полы Москвы реки села красныя, сими же селы владающу тогда болярину некоему богату сущу, имянем Кучку Стефану Иванову». «Зело возгордившись», Кучко «не почте великого князя подобающею честию, яко же довлеет великим княземь, но и поносив ему к тому жь». В ответ Юрий Долгорукий, «не стерпя хулы его той, повелеваеть того болярина ухватити и смерти предати». После боярина Кучки остались два сына, «млады суще и лепы зело». Летописец именует их Петром и Акимом, однако первое имя, скорее всего, - ошибка, ибо Петром, по летописи, звали не сына, а зятя боярина. Кроме того, у Кучки осталась дочь, «такова же благообразна и лепа суща, именем Улита». Обоих сыновей и дочь князь отослал во Владимир к сыну; дочь стала женой Андрея Боголюбского, а сыновья превратились в его «ближних» бояр. «Сам же князь великий Юрьи Владимирович взыде на гору и обозрев с нее очима своими семо и овамо по обе страны Москвы реки и за Неглинною, и возлюби села оныя и повелевает на месте том вскоре соделати мал древян град и прозва его званием реки тоя - Москва град по имени реки, текущия под ним… и заповеда сыну своему князю Андрею Боголюбскому град Москву людьми населити и распространити…»

Так в «Повести…» рассказывается о начале Москвы. Вся эта история обозначена здесь заведомо недостоверным 6666 годом от Сотворения мира, т. е. 1158-м от Рождества Христова (в действительности к этому времени Юрия уже не было в живых). Известно, однако, что в апреле 1147 г. Юрий встречался в Москве со своим союзником, новгород-северским князем Святославом Ольговичем, - очевидно, что к этому времени Москва стала уже его городом, а значит, расправа над Кучкой должна относиться к более раннему времени.

Сыновья Кучки упоминаются в древнерусских летописных источниках неоднократно. По сведениям новгородской статьи «А се князи русские», именно они, Кучковичи, «подъяли» князя Андрея Юрьевича в 1155 г. покинуть отца и уйти из Киевской земли во Владимир. Одного из двух братьев, Якима Кучковича, летописец называет «возлюбленным слугой» князя; тут же, правда, сообщается, что брат его был казнен по приказу князя. Казнь Кучковича стала одной из причин организации заговора на жизнь князя Андрея Юрьевича в 1174 г., увенчавшегося злодейским убийством князя, причем главными организаторами заговора оказались Яким Кучкович и Петр, «Кучков зять».

Рассказ об убийстве Андрея Боголюбского стал одним из сюжетов легендарной «Повести о начале Москвы», но здесь в числе убийц названа также Кучковна, жена князя. О вероятном участии княгини в этом злодеянии может свидетельствовать и одна из миниатюр Радзивиловской летописи (XV в.), на которой в сцене убийства изображена княгиня, держащая отрубленную руку князя.

Источники еще более позднего времени, восходящие к «Повети о начале Москвы», сообщают и другие подробности о боярине Кучке, уже полностью легендарные и ни в коей мере не претендующие на какую-либо достоверность. В одном из вариантов «Повести…» Кучка был отправлен Юрием Долгоруким из Киева к князю Андрею Боголюбскому, бывшему тогда больным. На обратном пути Кучка пришел на берега Москвы-реки, и эти места так понравились ему, что он выпросил их у Юрия. В «Истории Российской» В. Н. Татищева (XVIII в.) история вражды князя Юрия и Кучки осложнена авантюрным, любовным сюжетом. Юрий будто бы взял себе на ложе жену суздальского тысяцкого Кучки и так полюбил ее, что «все по ея хотению делал». Когда же около 1146/47 г. Юрий выступил в поход к Торжку, «Кучко, не могши поношения от людей терпеть… не пошел со Юрием и отъехал в свое село, взяв жену с собою, где ее посадя в заключение», намереваясь покинуть Юрия и уйти к его врагу киевскому князю Изяславу Мстиславичу. Узнав об этом, Юрий оставил войско, а «сам с великою яростию наскоро ехал с малыми людьми на реку Москву, где Кучко жил. И, пришед, не испытуя ни о чем, Кучка тотчас убил, а дочь его выдал за сына своего Андрея...» Еще в одном варианте рассказа о начале Москвы - «Сказании об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы» - история Кучки перенесена в XIII век: он сделан современником московского князя Даниила Александровича и его брата суздальского князя Андрея Александровича, а его казнь (в данной версии - Андреем Суздальским) датируется 17 марта 1289 (!) г.

Источники

Повести о начале Москвы / Подг. М. А. Салминой. М.; Л., 1964.

Существует великое множество легенд об основании Москвы, самая известная из них - о боярине Степане Кучке и князе Юрии Долгоруком.

Согласно преданию, князь Юрий Долгорукий, двигаясь с челядью из Киева во Владимир, остановился у болота, где увидел «огромного чудного зверя. Было у зверя три головы и шерсть пёстрая многих цветов... Явившись людям, чудесный зверь затем растаял, исчез, словно туман утренний». Сопровождавший князя священнослужитель заметил: «Встанет здесь град превелик треуголен, и распространится вокруг него царство великое».

Князь двинулся дальше и увидел город, бывший во владении боярина Кучки, который «не почте великого князя подобающею честию»: он отказался впустить Юрия с дружиной в город под предлогом нехватки места в хоромах, а затем отказался подчиняться князю, говоря, что он скоро станет вровень с Юрием Долгоруким.

Князь, заподозрив Кучку в сговоре с извечными врагами - новгородцами, повелел «того боярина ухватити и смерти предати». Дружина Юрия Долгорукого через главные ворота ворвалась в город, на улицах которого завязалась настоящая битва. Боярину Кучке и его ближайшему воеводе Букалу удалось бежать в леса. Но Кучка был вскоре обнаружен в своём убежище и убит. К детям Кучки Долгорукий отнёсся милостиво: дочь боярина Улита была выдана замуж за сына князя Юрия - Андрея Боголюбского; сыновья Пётр и Яким стали его ближайшими сподвижниками.

Но от детей Кучки Долгорукий скрыл смерть их отца, сказав, что родитель их скрылся от его дружинников в непроходимом лесу.

Москва перешла во владение Юрия Долгорукого.

Уже после смерти князя Юрия Улита неожиданно встретила некого старца, в котором с трудом узнала воеводу Букала. Он поведал историю гибели отца Улиты. Пётр и Яким убили мужа своей сестры - князя Андрея. Но один из слуг последнего, убежавший к брату князя, рассказал ему о мести Кучковичей. Брат А.Боголюбского пришёл с войском под Москву, москвичи выдали ему детей боярина Кучки. Расправа была скоротечной: Улита, Пётр и Яким были казнены, тела их положены в берестяные короба и пущены в водоём, прозванный с тех пор «Поганым».



Согласно легенде, эти короба до сих пор всплывают по ночам на поверхность, «ибо таковых злодеев ни земля, ни вода принять не хотят» 1 .

На этом история не закончилась...

13 июня 1723 года священник церкви Архангела Гавриила отец Иннокентий, отслужив вечерню, присел на секунду передохнуть и упал замертво. День спустя, когда усопшего понесли на отпевание, над церковью «нависла» иссиня-чёрная туча. Прогремел гром, с последним его ударом в крест ужалило острие молнии, и купол вспыхнул.

Пожар продолжался несколько часов, когда принялась дубовая ферма, стали обрываться висевшие на ней колокола, падая, они проламывали церковные своды. Рухнули все пятьдесят колоколов, подавив спасавших от огня иконы прихожан...

Церковь Архангела Гавриила впервые упоминается в 1551 году. Почти сто пятьдесят лет спустя прихожанином храма Архангела Гавриила стал фаворит Петра Великого Александр Данилович Меншиков, купивший в 1699 году усадьбу, выходившую на Мясницкую улицу (храм стоял на границе его земель).

В 1704 году Меншиков велел старое здание храма Архангела Гавриила ломать и строить на том же месте новую церковь. Строили три года. Приказал Александр Данилович очистить и Поганые пруды (что рядом с храмом), после чего водоём стал называться Чистыми прудами. С дальним прицелом действовал царский любимец, не нравились ему постоянные разговоры о братьях Кучковичах, якобы до сих пор «живших» на дне пруда. К слову сказать, ничего на дне не нашли, но наиболее «упёртые» прихожане храма ещё долгое время утверждали, что видели Петра и Якима, выходящих в полночь из пруда.

В 1707 году строительство нового храма закончилось, его тут же «окрестили» Меншиковой башней. Она по высоте превосходила колокольню Ивана Великого (аж на три метра). Этими метрами Меншиков стремился уязвить загордившихся москвичей (ведь «Иван Великий» считался символом величия Москвы). Меншикова же башня завершалась красивым шпилем, на которой крепился флюгер - парящий ангел с крестом. Год спустя после окончания строительства на Меншиковой башне поставили часы с курантами, которые отбивали четверть часа, полчаса, час, а ровно в полдень начинали звонить все пятьдесят башенных колоколов.

Но «изюминка» храма Архангела Гавриила скрыта была за стенами храма.

В 1706 году русские войска одержали победу над шведами под Калишем. Меншикову в качестве трофея досталась икона Полоцкой Божией Матери, писанная самим евангелистом Лукой. Она то и стала украшением иконостаса церкви Архангела Гавриила.

После того как Меншиков стал губернатором новой российской столицы Санкт-Петербурга, в московской своей усадьбе стал бывать всё реже и реже. Храм Архангела Гавриила, оставшись без хозяйственного ока, ветшал: часы - остановились, стены - требовали хотя бы косметического ремонта. В 1721 году Меншиков получил слёзное письмо: «Кровля протекает, иконостас недоделан, и народ ропщет, что церковь стоит в таком запустении. Шпиль, глава и всё деревянное строение, где стоят часы, от сырости и гнили угрожают падением». А в 1723-м случился тот пожар. Во время пожара почитаемый образ не пострадал, прихожане спасли. В 1726-м Меншиков тяжело заболел. Икону доставили к постели больного в Петербург. Некоторое время она находилась в домовой церкви. В 1727-м новый российский император Пётр II отправил Меншикова в далёкий Берёзов (в ссылку), приказав оставить древнюю икону. Но последняя - бесследно исчезла.

Храм Архангела Гавриила многие москвичи стали обходить, что-то держало их «на расстоянии». Без покровителя небесного храм всё больше и больше терял свой «вес», казалось, ещё немного и храм на Чистых прудах уйдёт в небытие...

Более полувека храм стоял в запустении. Новую жизнь вдохнул в храм Гавриил Измайлов, который восстановил здание в 1787 году. Однако - на один ярус ниже, без колоколов и шпиля. Правда, появился винтообразный купол.

А в особняке Меншикова в 1792 году разместили Московский почтамт, в 1821 году к почтовому ведомству приписали и Меншикову башню, которая стала именоваться церковью Архангела Гавриила при Почтамте 2 .

ПРИМЕЧАНИЯ

1 См.: www.xmoscow.narod.ru

2 См.: www.xmoscow.narod.ru

«Нехорошие» московские улицы, особняки, дома, квартиры

Малая Никитская улица, дом 28/1. Это адрес «дома Берии»...

После полуночи на углу Малой Никитской и Вспольного переулка можно услышать, как подъезжает автомобиль, как громко хлопают его дверцы, как раздаются тяжёлые шаги и кто-то отдаёт отрывистые команды. Главный чекист Советского Союза Лаврентий Павлович Берия жил здесь с 1938 года вплоть до 1953-го. По некоторым данным, Берию уложили выстрелом в затылок в подвале собственного дома во время ареста. Работники посольства одной небольшой африканской страны, что перебрались сюда в 1990-е годы, до сих пор не рискуют после полуночи спускаться в цокольный этаж: за поворотом коридора можно лоб в лоб столкнуться с «человеком в пенсне». Это - он, Лаврентий Павлович.

Чумной переулок что на Пречистенке: Когда-то Пречистенка именовалась Чертольем; это из-за глубокого оврага, который, может быть, «чёрт рыл». Ручей вытекал из Козьего болота, тёк вдоль нынешнего Бульварного кольца и впадал в Москву-реку.

Здесь когда-то жили язычники, приносившие жертву Перуну. Царь Алексей Михайлович, который постоянно ездил мимо этого оврага (в Новодевичий монастырь), велел - 16 апреля 1658 года - имя нечистое сменить на чистое. Но не всё так просто: рядом с оврагом устроили Божедомку - «убогий дом», куда свозили умерших «бомжей», тех, что «без роду без племени, без дома и без семьи». В 1930-е годы снесли церковь Спаса Нерукотворного, вырытые кости долго ещё не могли найти упокоения. Место церкви заняло здание школы. Но души убогих, упокоенных в братских Чертольских могилах, потревоженные наступлением властей на религию, - всё так же места себе найти не могут, пугая местных жителей.

Арбат, дом № 14. Об истории этого дома существуют две версии. Первая - трагическая, вторая - лирическая.

Версия трагическая. Дом (построенный князем Оболенским) стоит на месте, которое «всё живое в землю утягивает».

Дурная примета.

Владельцы, всё же пересиливая страх, сдавали дом внаём. Жил здесь полковник, жена которого сбежала от него с красавцем адвокатом. Полковник горевал не долго, но глубоко, неделю спустя нашли его с петлёй на шее.

Года три спустя дом снял чиновник, но и его жизнь сложилась неудачно. Через месяц его, жену и пятерых детей обнаружили мёртвыми. Убийцу искали, но - не нашли.

После Октябрьской революции дом, покинутый владельцами, стал пристанищем бродяг, известен «как дом с привидениями».

Версия лирическая. Дом этот принадлежал отцу будущего генералиссимуса А.В.Суворова (он перешёл к нему как приданое его жены). Александр Суворов здесь родился и здесь провёл свои детские годы. В 1840-1850 гг. дом принадлежал управляющему Главным архивом иностранных дел М.А.Оболенскому 1 . Почётное место в доме занимал портрет А.С.Пушкина, кисти художника В.А.Тропинина 2 .

Лишь после Октября 1917-го дом, покинутый бывшими владельцами, стал местом пристанища московских бомжей. Добропорядочные москвичи, с некоторым беспокойством наблюдавшие за мелькающими в проёмах окон тенями, прозвали «домом с привидениями». В конце концов его снесли - и бродяги, и привидения исчезли.

Дом Пашкова - царство книг (сначала - Румянцевский музей, потом - знаменитая «Ленинка», сейчас - Российская государственная библиотека), прекрасное светлое здание, раскинувшее свои стены-крылья на возвышении, развернув окна как раз на Кремль.

Покой книжных полок стережёт призрак книговеда Николая Рубакина, который некогда завещал библиотеке всю свою громадную коллекцию книг 3 . Завсегдатаи библиотеки свидетельствуют: иногда в читальном зале слышатся чьи-то шаги и старческий кашель...

Спиридоновка, дом 17. Знаменитый миллионер и меценат Савва Морозов купил его для своей жены 4 . Когда он ушёл в «мир иной», Зинаида Морозова особняк продала, сославшись на то, что... каждую ночь из кабинета, закрытого аж на три замка, раздавались шаги, бренчал телефонный звонок, загадочным образом перемещалась мебель.

Миллионеры Рябушинские, ставшие новыми владельцами дома, тоже не смогли в нём жить, и им не давал покоя «дух неординарного Саввы Ивановича» 5 .

Сейчас здесь Дом приёмов министерства иностранных дел России. Интересно, не пугает ли дипломатов призрак Морозова? Спросите у министра.

Знаменитый «Дом на Набережной» - улица Серафимовича, дом 2/20 выстроен был в самом начале 1930-х годов для советской государственной элиты. Многих из жителей дома ждала трагическая судьба, их семьи выселялись, освобождая места новым кандидатам на «исчезновение». До сих пор призраки возвращаются в свои квартиры, бродят по лестницам и коридорам...

Дом построен на месте пустыря, на котором происходили казни государственных преступников (здесь был публично казнён Емельян Пугачёв). Здесь же располагались пыточные Малюты Скуратова, соединённые подземными ходами с Кремлём... И по ночам, когда грозовые тучи накрывают набережную и порывы ветра гуляют по крышам, можно услышать стоны и причитания замученных в застенках палачами Ивана Грозного.

В 50-е годы XVII века владельцем усадьбы стал московский купец Аверкий Кириллов. В 1682 году Кириллов - к тому времени уже думной дьяк - погиб во время стрелецкого бунта. Вот что мы найдём о его трагической судьбе: «Мятежные стрельцы сбросили его с Красного крыльца Теремного дворца, зарубили бердышами и под звон кремлёвского набата и бой барабанов потащили изуродованный труп на Красную площадь с душераздирающими криками: «Расступитесь, думный дьяк идёт». На памятном столбе, поставленном стрельцами на Красной площади, были названы грехи Аверкия Кириллова, приведшие к столь драматической развязке: «Великие взятки имал и налогу и всякую и неправду чинил» 6 .

Говорят, что и сейчас в последнюю августовскую ночь можно встретить у «Дома на Набережной» старика, одетого в невообразимые лохмотья, но, приглядевшись, с удивлением обнаружите, что одежда его словно из времён конца XVII столетия. Иногда рядом с ним молодой человек и девушка - быть может, дети Аверкия, Степан и Анна, чьи останки обнаружены были во дворе дома, когда в конце 1920-х здесь развернули строительные работы. Останки не упокоили с миром, а свалили в кучу мусора.

В 1930-1940-е годы, в самые жуткие времена советской эпохи, к «Дому на Набережной» часто подкатывал чёрный «воронок». Каждый третий житель дома был репрессирован или покончил с собой - из-за страха перед арестом. «Дом страха», «дом самоубийц» - так окрестили здание жители близлежащих районов. Новые владельцы пробуют освящать свои квартиры, но даже это не помогает.

Тверской бульвар, 23. Московский драматический театр им. А.С.Пушкина, бывший Камерный театр. Вот что можно найти о театре в прессе: «Самый мистический театр столицы. Рядышком - старинная церковь Иоанна Богослова. Соседство по христианским канонам весьма неудачное. Тем более что сцена театра, оказывается, была построена не где-нибудь, а на месте церковного погоста. А что хорошего может ждать труппа, каждый вечер лицедействующая на древних останках? К тому же в 50-х годах прошлого (то есть двадцатого) века власти выжили из этого театра его основателей 7 - режиссёра Александра Таирова и актрису Алису Коонен 8 . Таиров вскоре умер в психушке, Алиса же прокляла подмостки, на которых некогда блистала. С этих пор театр постоянно числился в аутсайдерах, а по ночам актёры и служащие встречали двух призраков - Режиссёра и Актрису. Таиров являлся в родные стены аккурат перед отставкой очередного руководства (было снято в общей сложности семь директоров). Фантом Алисы, как бы блистательно актёры ни играли, как бы гениально ни проходили репетиции, своим появлением мог значить лишь одно - оглушительный провал премьеры. Так и было.

Наладилось всё лишь в 1991 году, когда труппа, измученная невезением, попросила настоятеля церкви освятить театр. Говорят, после этого актёрам явилось видение - огромная синяя бабочка. Знак того, что Алиса простила людям мирские обиды...» 9

На метро - до станции «Октябрьская-радиальная», по эскалатору - вверх и на выход, на Большую Якиманку. Слева от выхода из метро высотка Министерства внутренних дел, справа куб посольства Франции, последнему принадлежит и удивительный особнячок, напоминающий русский теремок. Его построил в 1893 году промышленник, владелец известной Ярославской мануфактуры Николай Игумнов.

Выбор места вызвал недоумение, так как район Калужской заставы не отличался респектабельностью. Но Николай Игумнов родился и вырос в этих местах, а потому и жить захотел именно здесь, в достаточно уединённом месте.

Архитектор Николай Поздеев выбрал для постройки псевдорусский стиль, отсюда и древнерусский терем. Поздееву удалось соединить в единое целое шатры, колоколенки, арки, колонны. Здание получилось гармоничным. Но высоколобая архитектурная среда Москвы не приняла особняк, творение Поздеева (который, кстати, родом, из Ярославля) подверглось зубодробительной критике. Игумнов, поддавшийся этим разговорам, отказался оплатить превышающие смету расходы, которые были покрыты из личных средств самого Поздеева. Разорённый архитектор покончил жизнь самоубийством.

В этом теремке Игумнов сам практически не жил, поселив здесь свою любовницу, а уличив её в измене, заживо замуровал несчастную в стене. С тех пор её призрак якобы бродит по залам особняка.

В 1917 году в реквизированном Советской властью особняке разместилось женское общежитие фабрики Гознак. «Девушки фабричные» здесь долго не задержались. Все восемь лет, пока существовало общежитие, от его жильцов поступали многочисленные заявления о нечистой силе («женщина в белом»), пугавшей работниц Гознака по ночам.

В 1925 году в доме Игумнова разместилась лаборатория нейробиологии Оскара Фогта, цель которой - изучение мозга В.И.Ленина. В 1928 году лабораторию преобразовали в Институт мозга, надеясь расшифровать феномен гениальности и создать сверхчеловека. В особняке «коллекционировали» «серые клеточки» Клары Цеткин, Луначарского, Цюрупы, Маяковского, Андрея Белого, Станиславского, Собинова, Максима Горького, Эдуарда Багрицкого, Мичурина, Павлова, Циолковского, Калинина, Кирова, Крупской 10 .

Одно время Институт мозга делил здание с Институтом переливания крови, директором которого долгое время оставался Александр Александрович Богданов (Малиновский), известный до этого исключительно своими философскими дискуссиями с самим Лениным. В 1920-е годы Богданов, отошедший от политики, искал способ если не обессмертить человека (как такового), то, по крайней мере, продлить его «средний возраст» за счёт «свежей крови»...

Плохо кончил Богданов, умер в результате эксперимента по переливанию крови, поставленного на себе. Урна с его прахом долгое время «украшала» одну из стен здания. Но году в 1937-м урну просто выбросили; её, слава богу, успела подобрать вдова незадачливого учёного и предать земле.

1938 году особняк Игумнова перешёл во владение французского посольства...

И ещё: «И сегодня бывший особняк Игумнова - резиденция французского посла. Здесь регулярно устраивают приёмы, на которые съезжаются представители дипломатического корпуса и столичный бомонд. Наиболее шумно отмечают День взятия Бастилии, когда под открытым небом, среди высоких каштанов, накрывают бесчисленные столы, а звуки музыки слышны уже в нескольких кварталах от посольства.

Кажется, дом Игумнова окончательно избавился от призраков прошлого. Ничто не напоминает сегодня ни о несчастной танцовщице, ни о хранившемся здесь мозге вождя мировой революции.

Впрочем...

В 1979 году по соседству с особняком Игумнова было построено новое здание канцелярии посольства - очень современное, со складчатыми окнами, остроконечными эркерами и многочисленными углами. Однако, если приглядеться внимательней, нельзя не заметить очевидного сходства этого здания с другим известным сооружением - Мавзолеем Ленина на Красной площади. Тот же тёмно-красный цвет фасада, те же ступенчатые очертания, по форме напоминающие усечённую пирамиду.

Как тут не вспомнить ещё одну легенду, имеющую отношение к дому Игумнова. Когда-то давно, ещё в конце XIX века, некий молодой человек, приехавший в Москву из провинции, впервые увидел особняк Игумнова и был настолько потрясён его красотой, что твёрдо решил стать архитектором.

Звали молодого провинциала Алексей Щусев. Именно ему в 1924 году, уже в ранге признанного мэтра архитектуры, довелось стать автором проекта Мавзолея Ленина - сначала деревянного, а потом и каменного.

Так замкнулся круг исторических совпадений, связавший воедино ярославского заводчика, призрак ветреной танцовщицы, вождя мирового пролетариата и сказочный дом-теремок на Большой Якиманке» 11 .

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Оболенский Михаил Андреевич, князь (1805-1873) - археограф, был директором московского архива Министерства иностранных дел Российской империи; заведовал рукописным отделом Оружейной палаты, состоял членом Археографической комиссии и членом-корреспондентом Петербургской академии наук.

2 Тропинин Василий Андреевич (1776-1857) - живописец. До 1823 года - крепостной графа И.И.Моркова. С 1821 года постоянно жил в Москве, где быстро приобрёл славу выдающегося портретиста. Портрет А.С.Пушкина был создан Тропининым в 1827 году. Картина ныне хранится во Всероссийском музее Пушкина.

3 Рубакин Николай Александрович (1862-1946) - книговед, библиограф и писатель. С 1907 года жил в Швейцарии. Разрабатывал проблемы пропаганды книги и руководства чтением в связи с изучением психологии основных типов читателей, в результате чего создал теорию библиопсихологии. Собрал две большие библиотеки (около 200 тысяч томов), которые передал в дар Советской России. За заслуги в области просвещения Советское правительство установило Рубакину с 1930 года персональную пенсию.

4 Морозов Савва Тимофеевич (1862-1905) - предприниматель, меценат. По образованию химик. Содействовал созданию Московского художественного театра, финансировал его деятельность. Оказывал материальную помощь революционерам. По рекомендации врачей-невропатологов уехал за границу. Покончил жизнь самоубийством.

5 Рябушинские - русские промышленники и банкиры.

6 См.: http://www.riku.ru/

7 В 1949 году Камерный театр был закрыт, как «театр, чуждый народу».

8 Таиров (Корнблит) Александр Яковлевич (1885-1950) - актёр, режиссёр. Народный артист РСФСР (1935).

9 См.: Журнал «Мягков». 2005. № 7.

Проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую-то грубость, завладел селами убитого боярина и заложил на берегу р. Москвы город, который долго [сколько? ] назывался Кучковым, а затем Москвой .

Детей Кучко Юрий взял с собой в Суздаль или Владимир , и на дочери Кучко, Улите, женил своего сына Андрея. В , когда Юрий утвердился в Киеве , Андрей тайно от него уехал в Суздальскую землю; как замечено в одной из летописей, на это его «лестию подъяша Кучковичи».

Один из братьев, замешанный в каком-то злодеянии, был казнён по приказу Андрея; другой брат, Яким, возненавидел за это князя и участвовал в его убийстве (см. Андрей Боголюбский).

Информация В. Татищева о романтической истории Юрия и жены Кучко, в результате чего Кучко будто бы и был убит, неправдоподобна, а сказание об участии жены Андрея, Кучковны, в заговоре на жизнь мужа опровергается другим сказанием, по которому Андрей был женат в то время уже во второй раз.

Литература

  • Полное Собрание русских летописей (I, 157; II, 113; V, 164-165; VII, 89, 234; VIII, 10; IX, 249);
  • Карамзин (II, 131, пр. 301, 383).

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Кучко, Степан Иванович" в других словарях:

    Кучко, Степан Иванович по преданию, сохранившемуся в летописных повествованиях позднего происхождения, богатый суздальский боярин XII века, владетель сел красных на берегу Москвы реки, где возник город Москва. Древнейшие достоверные летописи о… … Биографический словарь

    Суздальский боярин; владел селами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, приказал убить К. за какую то грубость, овладел селами убитого боярина и заложил на берегу реки Москвы город, который долго… … Большая биографическая энциклопедия

    Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел селами убитого боярина и… … Википедия

    - … Википедия

    Кучко, Степан Иванович Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел… … Википедия

    Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел селами убитого боярина и… … Википедия

    Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел селами убитого боярина и… … Википедия

    - (Степан Иванович) суздальский боярин; владел селами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, приказал убить К. за какую то грубость, овладел селами убитого боярина и заложил на берегу р. Москвы город,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Степан Иванович Кучко (по другой версии Кучка) суздальский боярин. Владел сёлами и деревнями по реке Москве. Юрий Долгорукий, проездом, остановился в этой местности, а Кучко приказал убить за какую то грубость, завладел селами убитого боярина и… … Википедия

«НАЧАЛО ОТЕЧЕСТВА»

ГЛАВА III. БОРЬБА

Заговор Кучковичей

Скоро пламя феодальных распрей вдруг прорвалось на севере - во Владимиро-Суздальской земле. Жертвой их пал сам Андрей Боголюбский, убитый в результате ловко задуманного и молниеносно осуществленного заговора. Обстановка в княжестве давно была напряженной - не жаловал Андрей строптивых бояр, и вот кто-то, улучив момент, сообщил одному из Андреевых слуг, знатному Якиму Кучковичу, что князь будто бы собирается казнить за какую-то провинность его брата.

Могучий клан бояр Кучковичей давно не ладил с княжеским домом. Отец их, боярин Стефан Кучка, владел в Суздальской земле многими «слободами красными». Принадлежали ему и благодатные земли в месте слияния Москвы-реки с Неглинной. Очень любил боярин сей кусок своих владений, плодородный, населенный крестьянским людом.

Но земля эта, занимавшая ключевое положение с точки зрения защиты всего княжества, приглянулась Юрию Долгорукому. И как ни цеплялся Кучка за берега Москвы-реки, изгнал его князь и основал на берегу реки крепость Москву. Отсюда и началась у Кучковичей вражда с князьями. Андрей же пошел еще дальше отца. Опираясь на горожан да дворян - дружинников, которых притесняло боярство, он с непокорными «боярами брюхатыми» разговаривал коротко. Чуть ослушался князя - поезжай вон из Владимиро-Суздальской земли!

А вотчины изгнанных присоединялись к княжеским владениям. Сильно не нравилась такая решительная политика боярам. И уж совсем оскорбленными почувствовали они себя, когда столица княжества из древнего Ростова Великого, густо уставленного красивыми, как пряники, боярскими теремами, была перенесена в молодой город Владимир-на-Клязьме.

Привыкшее жить в столице и вершить государственные дела боярство оказалось не у дел.

За такие крутые меры и смелые решения прозвали Андрея Боголюбского самовластцем. Глухое тайное недовольство ниточками тянулось от одного боярского дома к другому, и из этих нитей постепенно был сплетен заговор против крутовластного князя.

Известие, ловко подброшенное Якиму Кучковичу, подтолкнуло этого слугу к активным действиям. Давно вызревавший заговор составился в одночасье, словно искра попала в стог сухого сена.

Уговорившись с недовольными, Яким решил действовать немедленно. И едва дождавшись ночи - лучшего времени для разбойных дел, заговорщики во главе с зятем боярина Кучки Петром Кучковичем вломились в княжеские хоромы.

Подойдя к спальне княжеской, обнаружили, что дверь заперта изнутри. Тогда один из заговорщиков позвал, приникнув к дверям: «Господин, господин!» - «Кто это?» - спросил из спальни проснувшийся Андрей. «Прокопий», - отвечал заговорщик, назвав имя княжеского любимца. Однако Андрей, распознав голос, сказал: «Нет, паробче, это не Прокопий!»

Хитрость не удалась. Испугавшись, что князь поднимет тревогу, заговорщики стали ломиться в спальню и, сокрушив двери, ворвались туда. Бросился Андрей к верному мечу, который полтора века - еще от святого князя-мученика Бориса! - переходил по наследству от одного русского правителя к другому. Нет меча! Ключник Анбал - один из тех, кто сейчас пролезал сквозь сломанную дверь в княжеские покои, - еще днем вынул его - только ножны, прикрытые одеждой, были на месте.

Двоих, вбежавших первыми в темную спальню, князь сумел, изловчившись, откинуть от себя. Один из них упал, а ввалившийся следом пьяный заговорщик, решив, что это Андрея бросили наземь, с размаху всадил копье в своего.

Отчаянная схватка завязалась в темноте княжеской спальни. Безоружный Андрей сопротивлялся как мог, но его рубили мечами и саблями, тыкали копьями. Всех ударов избежать было невозможно.

«Какое зло я вам сделал? - кричал окровавленный князь. - Прольете мою кровь - бог отомстит вам за мой хлеб!»

Наконец израненный Андрей перестал сопротивляться, упал у ложа и затих. Думая, что дело сделано, заговорщики, подхватив раненного в начале схватки товарища, ушли прочь. Однако князь, как оказалось, лишь ненадолго потерял сознание. Очнувшись тотчас после ухода нападавших, он выбрался из спальни и, сдерживая стоны, пошел звать верных слуг. К несчастью Андрея, голос его первыми услыхали заговорщики, искавшие, чем поживиться в княжеском дворце. Бросились они обратно в спальню. Нет князя! «Мы погибли! - крикнул кто-то. - Скорее ищите его!» Зажгли оказавшиеся под рукой свечи - увидели тянувшийся из спальни кровавый след и кинулись по нему. Раненый Андрей, конечно, не смог уйти далеко, его быстро нашли в одном из дворцовых помещений. Он сидел, обессиленный, у винтовой лестницы, ведущей в верхние покои.

Петр Кучкович, подскочив первым, взмахнул мечом. Андрей пытался прикрыться правой рукой - меч отсек руку. Подбежали остальные - и все было кончено.

Затем убийцы поспешно занялись грабежом дворца. Оружие и золото, каменья дорогие и искусно сделанную утварь, жемчуг и княжеские одежды - все погрузили на коней и увезли еще до рассвета.

Похоронили Андрея во владимирской церкви Богородицы Златоверхой, которую сам он приказал построить.

Так перевернулась еще одна страница кровавой истории феодальных усобиц. 2 года после убийства длилось боярское размирье на Владимирской земле, пока в 1176 году не занял престол брат Андрея Всеволод Большое Гнездо. Сурово расправился он с мятежным боярством за смерть брата, за смуты и несогласие.