Двое рыбаков возились с лодкой привязанной. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно? Обособленные определения. Основные понятия

1)Надо много читать, ЧТО(БЫ) быть образованным человеком,ПРИ(ЧЕМ) выбор книги для чтения-большое искусство.
2)ЧТО(БЫ) быть до конца честным,скажу:меня ТАК(ЖЕ) мало радует твой выигрыш,как огорчил бы проигрыш.
3)ЧТО(БЫ) мне ни говорили,я все равно осмотрел чердак,а ТАК(ЖЕ) подвал старого бабушкиного дома.
4)Ты всегда исчезаешь ТАК(ЖЕ) внезапно,как и появляешься,и ПО(ЭТОМУ) я дорожу каждой минутой свидания с тобой.
1) Хозяйка вышла (НА)ВСТРЕЧУ гостям и (В)ТЕЧЕНИЕ вечера ни разу не покинула их.
2) Трудно сказать (ПО)ЧЕМУ, но мне приснился ТОТ(ЖЕ) сон, что и вчера.
3) В саду музыка была не слышна, (ЗА)ТО пахло сиренью, и этот запах, казалось, будет всегда, ЧТО(БЫ) ни произошло.
4) Литература связана с культурой не только своей страны, но и других стран, а ТАК(ЖЕ) с древней культурой, (ПО)ЭТОМУ на страницах книг встречаются и герои разных стран, и мифологические герои.
3.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) Наши деды и прадеды (ЗА)ТО воевали, ЧТО(БЫ) мы жили в мире и согласии.
2) Иной писатель кажется великаном (ПО)ТОМУ, что стоит (В)РОВЕНЬ с читателем.
3) К родителям относись ТАК(ЖЕ), как ты желал бы, ЧТО(БЫ) твои собственные дети относились к тебе.
4) ПО(ТОМУ), как он замолчал, а ТАК(ЖЕ) по его виноватому взгляду, Серпилин почувствовал, что перед ним стоит человек, не умеющий защитить себя.
4.В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
1) Рыжики можно собирать как осенью, так и (В)ТЕЧЕНИЕ всего лета: всё зависит (ОТ)ТОГО, какое лето.
2) (НА)КОНЕЦ мне удалось поймать (ТОТ)ЧАС, когда косые лучи солнца начинают пронизывать лес, словно золотые спицы.
3) Точно ТАК(ЖЕ), как детство человека кажется ему (В)ПОСЛЕДСТВИИ прекрасным, воспоминания о суровой заре человечества окрашены для нас в романтическую дымку.
4) Он владел языком ТАК(ЖЕ) легко, как люди владеют своим голосом, (ПО)ТОМУ что учился языку у простых людей.

1)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?


1. "Я, (В)ОТЛИЧИЕ от прочих, такая романтическая: питаюсь только нектаром и цветочной пыльцой, но детей при всем (ПРИ)ТОМ кормлю мясом", - весело, как в гамаке, качаясь в паутине, говорила изящная гражданка Осина насмерть перепуганной толстенькой гражданке Мухиной.
2. "Только попробуй, подойди (ПО)БЛИЖЕ! - крепко держа под руку гражданку Мухину, сказала гражданину Крестовикову злая и недоброжелательная гражданка Осина. - Я тебя тут же (В)ВИДЕ котлетки отдам детям на съедение!"
3. (В)ВИДУ неприятной перспективы потерять расположение гражданки Крестовиковой гражданин Крестовиков (НЕ)СПЕША растягивал паутину на зеленых елочках в надежде поймать кого-нибудь к их предстоящей встрече.
4. "Не добытчик!" - искренне расстраивалась на свидании гражданка Крестовикова, разглядывая паутину, полную лишь березовых листьев. И только гражданин Крестовиков успел сказать: "Поцелуй меня (НА)ПОСЛЕДОК!" - как она (В)МИГ расправилась с ним.
2)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. КОЕ(КАК) (В)ДАЛИ удалось увидеть озерцо, которое мы так долго искали.
2. (ВО)КРУГ господствовало умиротворение, КАК(БЫ) говоря нам: остановитесь, помолчите.
3. ЧТО(БЫ) свернуть (НА)ЛЕВО, туристам нужно было пройти вдоль извилистой реки.
4. (ВО)ВРЕМЯ проведения игр будьте (НА)ЧЕКУ, не расслабляйтесь.
3)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. (ЗА)ТЕМ поворотом, ожидая наступления, стоит наша часть, (ПО)ЭТОМУ вражеское сопротивление на этом участке бесполезно.
2. (ВО)КРУГ беседки посадили сирень, и (В)ТЕЧЕНИЕ июня мы ощущали её нежнейший аромат.
3. Следует иметь (В)ВИДУ, что многие физические явления связаны с нагреванием, охлаждением и зависят ТАК(ЖЕ) от перехода вещества из одного состояния в другое
4. Была грустная августовская ночь - грустная, (ПО)ТОМУ что уже пахло осенью и лето спешило (НА)ВСТРЕЧУ первым сентябрьским холодам.
4)В каком предложении все выделенные слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. (НИ)КАКАЯ родина другая (НЕ)ВОЛЬЕТ мне в грудь мою теплынь.
2. Хоть в шелк одень (НЕ)РЯХУ, все глядеть (НЕ)(НА)ЧТО.
3. Мне (НЕ)ЛОВКО, ПОТОМУ (ЧТО) я заставил вас ждать.
4. (В)НУТРИ дома нервно расхаживал (НЕ)КТО в шляпе.
5)В каком предложении оба выделенных слова пишутся раздельно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. (В)ВИДУ ремонта пути (НЕ)КОТОРЫЕ поезда отменены.
2. Полученный результат (НЕ)НАДО делить (НА)ДВА.
3. (ВО)КРУГ были люди, (ПО)ЭТОМУ прощались они сдержанно.
4. Думать было (НЕ)КОГДА, уходить (НЕ)КУДА.
6)В каком предложении (ЗА)ТО пишется слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. Помни, что надо браться ЗА(ТО), что сможешь выполнить.
2. Мы долго и напряженно работали всю эту неделю, ЗА(ТО) и закончили вовремя.
3. Мы горячо защищали одного способного спортсмена, правда, (ЗА)ТО нам и досталось.
4. Я благодарен вам (ЗА)ТО, что вы мне сделали.
7)В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
Выберите один из вариантов ответа:
1. "ЧТО(Ж), придется нам расстаться, (НЕ)СМОТРЯ на обоюдную симпатию", - сказала бессердечная гражданка Комарова, глядя на гражданина Комарова, всего на пять минут опоздавшего на свидание.
2. (В)ПОСЛЕДСТВИИ друзья гражданки Комаровой не раз вспоминали, что (ПО)ТОМУ, как она тогда выглядела, можно было догадаться о ее нездоровье.
3. Гражданка Комарова (НЕ)СПЕША прикидывала, сколько раз во время летнего отдыха она успеет укусить хорошиста Пятеркина, а ТАК(ЖЕ) отличника Звездочетова.
4. Покончив с расчетами, гражданка Комарова полетела, распахнув объятья, (НА)ВСТРЕЧУ отличнику Звездочетову, а он вдруг взял и хлопнул ее ладонью, (ПРИ)ЧЕМ весьма ощутимо.

14.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Раневская приезжает из Парижа, ЧТО(БЫ) покаяться в своих грехах, а ТАК(ЖЕ) найти покой в родном имении.
2)Первые несколько лет, прожитых в Вене, стали для Бетховена (ПО) ИСТИНЕ счастливейшим временем его жизни, ПОТОМУ(ЧТО) именно здесь он приобрёл настоящую известность.
3)Страсть к чтению у Башкирцевой была ненасытна, способность работать – громадная, (ПРИ) ТОМ пищей для её ума были (КАК) БУДТО все предметы.
4)(ПО) ВИДИМОМУ, Боттичелли был учеником известного живописца Филиппе Липпи, а ТАК(ЖЕ) флорентийского живописца и скульптора Андреа Верроккио.

15.В каком варианте ответа оба выделенных слова пишутся слитно?

1)Жарким летом пересыхают все озёра Туркмении, (ЗА) ТО озеро Ясхан изобилует прекрасной водой. (В) ТЕЧЕНИЕ многих веков об этом складывали легенды.
2)Кошки отличаются тонким слухом: (В) ВИДУ особенностей организма они слышат все звуки. А (ЗА) СЧЁТ голоса эти животные могут выразить много разных чувств.
3)Неизвестно, (ОТ) КУДА у читателей существует устойчивое мнение, что читать книгу надо один раз. (НА) ПРОТИВ, если ум развит более, нежели чувства, то лучше всего возвращаться к прочитанному.
4)Сегодняшние мастера особенно любят работать с ювелирными украшениями, покрытыми эмалью, (ПО) ТОМУ что такие изделия не тускнеют (С) ТЕЧЕНИЕМ времени.

16.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1)пр..старелый, пр..дел (желаний) , пр..поднести
2)бе..конечный, и..подтишка, ра..жалобить
3)о..гадать, о..биться, пре..писанный
4)об..скать, дез..нфекция, без..скусный

17.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)н..лево, д..гадываться, нед..верчивый
2)под..тожить, без..скусственный, не..скусный
3)беспр..станный, пр..следовать, пр..вращение
4)бе..ценный, и..мерить, ..бросить

18.В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?

1)бе..челюстной, и..казить, чре..мерно
2)пр..творить (в жизнь) , пр..секать, пр..клонение
3)кар..ерист, в..ются, видеос..ёмка
4)без..нициативный, до..грать, без..нтересно

19.В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1)к..рмилец, невм..готу, обм..нуться
2)наистр..жайший, ор..беть, перег..ревший
3)проб..раться, разг..няя, невыр..зительный
4)ср..внительный, тр..пинка, агр..ном

20.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Музыка С.С. Прокофьева требует от слушателя сосредоточе(1)ости, которая поможет слушателю постичь глубину произведения, оценить неожида(2)ые решения в построении мелодий и гармоний, безукоризне(3)о логичные формы.
1)1
2)1, 2, 3
3)3
4)1, 3

21.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Почему коньки, сдела(1)ые из любого материала, скользят только по ледя(2)ой поверхности и соверше(3)о не скользят по гладкому каме(4)ому полу?
1)1, 2
2)2, 4
3)1, 3, 4
4)3, 4

22.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.
1)3, 4
2)2, 4
3)1, 3, 5
4)3, 5

23.В каком предложении НЕ со словом пишется слитно?

1)(Не) сумевший реализовать себя в жизни, Базаров проявляет свои лучшие качества перед лицом смерти.
2)Ключи до сих пор (не) найдены.
3)Дом у Петровых (не) большой, но очень уютный.
4)Брат (не) удостоил его даже упрёком.

24.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1)Дети радостно бежали по (не) кошеному лугу.
2)Мне (не) чего было сказать в ответ.
3)Компьютер (не) подключён к сети.
4)Этот дом (не) большой, но очень уютный.

25.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А.успока..ваться
Б.отрасл..вой
В.скле..вающий
Г.ткан..вый

1)А, Б, Г
2)А, Б, В
3)В, Г
4)А, В

26.В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1)меж..языковой, об..яснение, неот..емлемый
2)и..коверкать, бе..жизненный, ра..торгнуть
3)пр..лестная, пр..образовать, пр..митивный
4)без..дейный, пред..дущий, супер..гра

27.В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А.изменч..вый
Б.заноч..вать
В.кварц..вый
Г.повизг..вая
1)А, Б, Г
2)А, Б, В
3)В, Г
4)А, Г

28.В каком предложении НЕ/НИ со словом пишется слитно?
1)Знаменитый Лоренцо (не) раз служил моделью многим живописцам.
2)(Не) смотря на молодость, Писарев уже был серьёзным и глубоким критиком.
3)Странные звуки походили (не) то на вой, (не) то на ворчанье.
4)Сазонов утверждает, что он (ни) (в) чём не виноват: вчера у него был выходной.

1.В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?

1.(Не)благоприятная для отдыха погода установилась надолго.
2. Тянутся по Волге нагруженные арбузами баркасы с (не)высокими бортами.
3.В полном одиночестве он простоял с минуту,(не)решаясь двинуться дальше.
4.Барыне (не)здоровилось, и она рано покинула гостиную.

2.В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1.Озеро Белое(от)того и прелестно, что(во)круг него густая разнообразная растительность.
2.(Не)смотря на любовь к городским пейзажам, мы всё(таки) не остались равнодушными к красотам природы на Валде.
3.(По)тому, как этот человек держится,видно, что он (во)всем привык быть первым.
4.Постижение красоты не прекратится никогда, так(же) как не прекратится само постижение мира, (не)смотря на все сложности.

А2. В каком предложении вместо слова ЕДИНИЧНЫЙ нужно употребить слово ЕДИНСТВЕННЫЙ?

1) ЕДИНИЧНЫЙ случай в эксперименте не подтверждает гипотезу.
2) Этот случай оказался далеко не ЕДИНИЧНЫМ, и почти ежегодно он повторяется.
3) Дмитрий оставался самым весёлым, а точнее, ЕДИНИЧНЫМ человеком в группе, который без конца шутил.
4) Нужно стараться обращать внимание на явление в целом, а не на ЕДИНИЧНЫЕ его проявления.
^ А3. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лажу по крышам 2) часовые пояса 3) с семьюстами метрами 4) разожгёт костёр
А4. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.
Закрыв книгу,
1) всё сразу забылось.
2) персонажи остаются в нашей памяти.
3) попробуйте восстановить в памяти текст стихотворения.
4) мне вспомнилось вчерашнее утро.
^ А5. Укажите предложение с грамматической ошибкой.
1) Мои родители хранят и часто перечитывают «Роман-газету».
2) Мы оплатили за покупки и вышли из универмага.
3) Студенты с радостью помогали археологам, приехавшим из Санкт-Петербурга.
4) Мы уже давно выписываем журнал «Природа».
^ Прочитайте текст и выполните задания А6-А11.
(1) … (2) Нередко его называют буржуазной «революцией сверху», так как в течение столетия произошли беспрецедентные изменения во всех сферах жизни общества. (3) Главным инициатором этих изменений была верховная власть. (4) Реформаторская деятельность, в том или иной степени, была характерна для всех императоров, царствовавших в России в XIX веке. (5) Однако периоды преобразований сменялись более осторожной политикой, нередко сопровождались откатом назад. (6) … проводимые реформы носили противоречивый и непоследовательный характер.
^ А6. Какое из приведённых ниже предложений должно быть ПЕРВЫМ в этом тексте?
1) История России XIX века чрезвычайно сложна и противоречива.
2) История России XIX века - это особый период в развитии нашей страны.
3) История России XIX века задала массу вопросов.
4) История России XIX века - ничем не отличающийся по своей сути от других период развития страны.
^ А7. Какое из приведённых ниже слов или сочетаний слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении?
1) Например, 2) Поэтому 3) Несмотря на это, 4) Кроме того,
А8. Какие слова (слово) являются одной из грамматических основ в предложении 2?
1) называют его 2) называют буржуазной «революцией сверху»
3) называют 4) называют нередко
А9. Укажите верную характеристику предложения 5.
1) простое 2) сложное бессоюзное

3) сложносочинённое 4) сложноподчинённое
А10. Укажите правильную характеристику слова В ТЕЧЕНИЕ из предложения 2.
1) союз 2) производный предлог
3) существительное с предлогом 4) непроизводный предлог
А11. Укажите верное толкование слова БЕСПРЕЦЕДЕНТНЫЕ (изменения) в предложении 2.
1) не обнаруживающие пристрастия, справедливые

2) не связанные с какими-либо затруднениями
3) не имевшие ранее места

4) постоянные, не имеющие замены
^ А12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?
После завершения аукцио(1)ой продажи на рынке це(2)ых бумаг приватизирова(3)ых предприятий было отмече(4)о значительное расширение спроса на акции предприятий гостиничного бизнеса и торговли.
1) 1, 2 2) 1, 2, 3 3) 3, 4 4) 4
^ А13. В каком ряду во всех трёх словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) одр_хлеть, ог_рчение, инц_дент

2) пож_леть, хр_нитель, мот_вировать
3) разг_вор, зав_щать, ан_малия

4) з_рница, возн_кновение, б_зироваться
^ А14. В каком ряду во всех трёх словах пропущена одна и та же буква?
1) под_тожить, дез_нформация, роз_ск

2) пр_словутый, пр_стижный, пр_чёска
3) из_ять, двух_ярусный, пред_являть

4) во_певающий, обе_доленный, не_держанный
^ А15. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква У?
1) тяжело дыш_щий, они бормоч_т

2) леч_щий врач, люди меч_тся
3) дети хохоч_т, колыш_щийся листочек

4) грохоч_щий поезд, ученики слыш_т
^ А16. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?
А. прохаж_ваться Б. неразборч_вый В. отча_лись Г. догадл_вый
1) В, Г 2) А, Б, В 3) А, Г 4) А, Б, Г
^ А17. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?
1) Громадный кран так вздрагивал, будто он был (не)стальной, а бамбуковый.
2) Река тянулась вдоль (не)выского обрывистого берега.
3) Наш долг - сберечь блистательны и (не)слыханно богатый язык наших классиков.
4) Фонари (не)ярко отражались на чёрной поверхности воды.
^ А18. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1) ЧТО(БЫ) ни говорили (НА)СЧЁТ свободы, а я убеждён: главное - это внутренняя свобода человека.
2) Знать и уметь - это (ВО)ВСЕ не одно и ТО(ЖЕ).
3) (В)ДАЛИ морской так и не показался катер, хотя его продолжали ждать, (НЕ)СМОТРЯ на непогоду.

Вопрос id:422779

Тема/шкала:

Снег (1) выпавший ночью (2) и (3) ещё не изборождённый полозьями (4) лежал ровными синевато-розовыми пеленами.

Вопрос id:422780

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вопрос id:422781

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

За полем (1) засеянным (2) рожью (3) только что зацветшею (4) виднелась небольшая деревенька.

Вопрос id:422782

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Знаменитая «Голубка» Пикассо (1) созданная несколькими штрихами (2) и (3) изображённая на чёрном фоне (4) в 1949 году стала символом мира.

Вопрос id:422783

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Вопрос id:422784

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3) поворачивая вправо (4) углублялась в лес.

Вопрос id:422785

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Молодые мастера живописи (1) руководимые И. Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» - первую общественную организацию художников в России.

Вопрос id:422786

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Путешествие и чтение - занятия родственные: как (1) путешествуя (2) мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.

Вопрос id:422787

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.

Вопрос id:422788

Тема/шкала: B16-Знаки пре­пи­на­ния в пред­ло­же­ни­ях с обособ­лен­ны­ми членами,Экзаменационные задания

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.

Вопрос id:422789

Тема/шкала:

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.?

Поздней осенью или зимой на улицах городов появляются стайки то мелодично щебечущих, то резко кричащих птиц. Вот (1) видимо (2) за этот крик и получили птицы своё имя - свиристели, ведь глагол

«свиристеть» (3) как считают лингвисты (4) когда-то означал «резко свистеть, кричать».

Вопрос id:422790

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Однако (1) нездоровье природы заставляет сегодня говорить о катастрофическом состоянии флоры, фауны, почвы, воды. Видимо (2) лишь глобальный характер проблем, нерешённость которых угрожает самому существованию человечества, заставил осознать опасность (3) возможной (4) в будущем экологической катастрофы.

Вопрос id:422791

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По моему (1) растерянному взгляду было несложно догадаться о случившемся. Зима (2) по-моему (3) лучшее время года.

Вопрос id:422792

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Книга была (1) по его словам (2) единственным украшением одиноких вечеров... О приближающемся приезде гостей все поняли (3) по словам (4) и действиям хозяина.

Вопрос id:422793

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Норд-ост (1) по словам моряков (2) быстро слабеет и теряет разрушительную силу. Я думаю, что судить о приближающемся шторме только (3) по словам местных жителей (4) нельзя.

Вопрос id:422794

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Лёшка (1) ты помнишь (2) в этот вечер к нам не зашёл. Я думаю, что (3) ты помнишь (4) и предчувствие весны, и ожидание праздника, и незабываемый восторг своего детства.

Вопрос id:422795

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Даниил Чёрный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одарённость Андрея Рублёва и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

Вопрос id:422796

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

У Плюшкина (1) по словам Собакевича (2) люди мрут как мухи. О хозяйственности и богатстве помещика судить только (3) по словам Собакевича (4) не стоило.

Вопрос id:422797

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Всё стало (1) очевидно (2) с первого взгляда. Гости (3) очевидно (4) и не представляли себе того, что их ожидает вечером.

Вопрос id:422798

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

В прошлом многим был (1) конечно (2) известен дом Аксаковых, где всё дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.

Вопрос id:422799

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Иногда придёт мысль, которая (1) кажется (2) верной, но боишься поверить ей. Но потом видишь, что та мысль, которая (3) быть может (4) и странная, на самом деле самая простая истина: если раз узнал, в неё уже нельзя перестать верить.

Вопрос id:422800

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Несомненно (1) есть великие люди, рядом с которыми все кажутся мелкими (2) однако (3) поистине (4) велик тот, с кем каждый чувствует себя великим.

Вопрос id:422801

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Анатолий Федорович Кони, почётный академик, знаменитый юрист, был (1) как известно (2) человеком большой доброты. Он охотно прощал окружающим всякие ошибки и слабости, но (3) по воспоминаниям современников Кони (4) горе было тому, кто, беседуя с ним, искажал или уродовал русский язык.

Вопрос id:422802

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Для литераторов XVIII века (1) разумеется (2) была очевидна существенная разница между тогдашним разговорным «живым употреблением» и старинным литературным языком. Этот литературный язык соотносился с русским разговорным языком (3) по данным лингвистов (4) так же, как язык прошлого с языком современным.

Вопрос id:422803

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Вопрос id:422804

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.

Вопрос id:422805

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Память о том, как принял его первую книгу В.Г. Белинский, осталась с Ф.М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

Вопрос id:422806

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Труд писателя - му́ка, но он же (1) конечно (2) и счастье. Писатель никогда не свободен, не знает полного отдыха; он и счастлив и несчастлив своим трудом в минуту, когда (3) кажется (4) и не думает о нём.

Вопрос id:422807

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Мой спутник чувствовал себя превосходно, я же (1) напротив (2) очень устал. В купе я сидел (3) напротив (4) пожилого пассажира.

Вопрос id:422808

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Народ и культура народа (1) по существу (2) своему миролюбивы. Необдуманные действия руководителей этой организации (3) по существу (4) свели к нулю усилия строителей.

Вопрос id:422809

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Что обозначают диалектные слова? Безусловно (1) многие диалектные слова относятся к сельским реалиям: словом «голбец» (2) например (3) в северных областях называют пристройку около русской печи. Однако (4) гораздо больше таких слов, которые служат местными названиями для повсеместно распространённых предметов.

Вопрос id:422810

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Язык (1) по мнению лингвистов (2) сложная система, которая включает более простые системы: фонетическую, морфологическую, лексическую. Было бы неправильно (3) однако (4) полагать, что каждая из этих систем независима от других: они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Вопрос id:422811

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Здесь (1) по рассказам очевидцев (2) когда-то стояло богатое село. Следователь сумел восстановить именно (3) по рассказам очевидцев (4) последовательность событий.

Вопрос id:422812

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Память о том, как принял его первую книгу В. Г. Белинский, осталась с Ф. М. Достоевским (1) видимо (2) навсегда. Писатель всегда (3) исключительно (4) с благодарностью вспоминал о восторженном признании его таланта известным критиком.

Вопрос id:422813

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Иногда Ивану Петровичу Аргунову (1) всё-таки (2) удавалось целиком отдаться вдохновению. В такой радостный час (3) наверное (4) и создал он портрет неизвестной молодой женщины в праздничном крестьянском платье.

Вопрос id:422814

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

А. И. Куинджи (1) наверное (2) особенно дорого было недоумение Д. И. Менделеева, пытавшегося постичь тайну его «светящихся» красок. Великий химик (3) конечно (4) понимал, что секрет «лунных» и «солнечных» красок заключается прежде всего в неповторимом искусстве художника.

Вопрос id:422815

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Это музыкальное произведение (1) конечно (2) привлекает внимание слушателя. Но в его звучании (3) пожалуй (4) недостаёт собственного чувства исполнителя, его любви и страсти, тихой нежности и светлой грусти.

Вопрос id:422816

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Весёлое, беззаботное детство (1) всё равно (2) когда-нибудь кончится, а взрослая жизнь (3) конечно (4) потребует серьёзных решений и ответственных поступков.

Вопрос id:422817

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Удивительно приятным занятием (1) помнится (2) было для меня лежать на спине в лесу и глядеть вверх. Тогда небо (3) казалось (4) бездонным морем, расстилавшимся перед глазами.

Вопрос id:422818

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

В Академии художеств В. И. Суриков учился (1) по его словам (2) «со страшной жадностью к занятиям» и при таком усердии (3) разумеется (4) окончил её с золотой медалью.

Вопрос id:422819

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Цифры укажите в порядке возрастания.

Петербургские гвардейцы (1) казалось бы (2) занимались исключительно организацией и проведением «дворцовых переворотов» (3) однако (4) они не были слепым орудием тех или иных группировок: выбор, который делала гвардия, почти всегда вёл страну вперёд.

Вопрос id:422820

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.

Вопрос id:422821

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Листья на деревьях не шелохнутся, в жаркий летний день они (1) будто (2) сквозят изумрудами, так что видно кружева прожилок. Лишь отдельные листочки вдруг качнутся (3) по-видимому (4) от движения внезапно вспорхнувшей с ветки птицы.

Вопрос id:422822

Тема/шкала: B17-Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения,Задания для подготовки

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Среди поэтов «серебряного века» А. Блок занимает (1) несомненно (2) особое положение. Он не повторяет чужих тем, но черпает содержание своих стихов (3) исключительно (4) из глубины своей души.

Тугой вечер. Выплыла луна и рассыпалась бисером по Байкалу. Тайга притаилась в вечерней мгле. Лишь слабый ветерок слегка пересчитывает листья.

ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА

Байкал спокоен, ласков. Его маленькие волны, разбиваясь о скалистые, обрывистые берега, замирают в последнем плеске.

Два дня тому назад дула сарма, мутила воду, а теперь тихо.

Вдали покрытые темными очертаниями деревьев сопки спорят в беге.

А тайга склонилась над извилистым берегом Байкала и, словно защищая его, тянется далекая, ровная.

Ни одно судно, ни одна лодка не бороздит воду — все ушло на ночлег.

Зеленый сумрак летней ночи ползет по берегу.

В стороне от Байкала черными холмами виднеются избы села. А рядом выгнула спину тайга, ощетинилась. В бледной, как бы истомленной голубизне неба вьется несколько тонких спиралей дыма. Тихо на Байкале. Тишина, кажется, густеет и давит на воду...

— Никто больше не поехал на рыбалки, — раздался голос с первой лодки.
— Архип собирался... Видел, снасти сушил.
— Дело будет хорошее, коли что поймаем. Завтра на базар и сплавим...
— Коли не накроют...:
— Хошь, я тебе расскажу одну историю. Смеху не оберешься...

— А здорово будет, когда мы обкарнаем фараонов! — весело крикнул с первой лодки Филипп Седых.
— Подожди праздновать веселье, дай дело сделать!
— Сделали. Чего бояться, когда его в селе нет.
— А мы, братцы, совсем не по закону поступаем, — отозвался старик со второй лодки. — Расплод рыбы в самом деле нарушаем.
— У меня, если я не привезу домой рыбы, выходит, завтра и есть нечего.
— Да и они шибко хитрые, и днем и ночью мечутся по Байкалу.
— А, язви их в душу! Спускай невод.

ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА

Рыбаки возились, и скоро из лодки показался невод. Конец упал в воду, ловцы начали его распутывать. Лодки разъехались в разные стороны, все дальше отходя одна от другой.

Старший хрипло отдавал слова команды, остальные молча, сосредоточенно работали. Глубокая тишина изредка нарушалась хлюпаньем качающейся лодки.

Кто были эти люди, так внезапно взбороздившие воды Байкала? В двух верстах от того места, где впадает Ангара в Байкал, раскинулось маленькое рыбацкое селение. С утра до вечера круглый год, за исключением месяцев, когда ловить рыбу воспрещалось законом, люди живут на воде.

Но не дарит Байкал их своими богатствами. Нередки дни, когда утром озеро-море замирает в мертвом, глухом покое. Рыбаки отправляются на ловлю, а Байкал, кажется, этого и ждал и уже к полудню наваливается высокими валами на берег, буровится глыбами, волнуется. Тогда гибнут рыбаки под хохот Байкала, десятками принимающего в свои недра трупы.

Закон воспрещает ловить рыбу во время нереста. Первое время строго соблюдался этот закон рыбаками. Но нищенская жизнь ломала все законы, заставляла идти на преступление и ночью тайком выезжать в запрещенное время с сетями на Байкал, чтобы вытянуть хотя бы один удав, продать его и купить необходимое для жизни.

Вот и эти являются рыболовами-хищниками, нарушившими закон.

— Подъезжай к берегу, — громко отдал команду старший Филипп и начал поворачивать, руль лодки. Вторая пошла за нею. Тяжелый невод тащился за лодками. Через несколько минут рыбаки сошли на берег и стали тянуть.

— Бери, бери разом! — кричал, надрывался старший, чувствуя, что сети необычно тяжелы. У берега мотня невода заблестела серебристым отливом луны, задрожала испуганной жизнью.

— Поддай еще раз! — крикнул Филипп, отходя от берега и натягивая веревку. Все дружно потянули, невод весь вышел на берег.

— Ага, вот оно что… Это улов, — прошептал Филипп, когда вся рыба была уложена на дно лодки. — Еще поедем или довольно?

— Давай довольно, — проговорил Марк — молодой рыбак.

— Чего довольно? Поедем еще раз, а тогда уже и баста. С рыбой будем, — настаивали остальные.

И вновь лодки двигались вперед. Круглая широкая луна плыла уже на середине бледно-синего небосвода. Звезды медленно гасли. Тайга казалась толстой, несокрушимой стеной. Ее верхушка упиралась в небо. Где-то послышался плеск чужих, тревожащих душу весел.

— Кажись, фараоны, — проворчал Филипп. — Пропала рыба... Назад! — и он круто довернул руль.

Ударили весла, лодка птицей полетела к устью Ангары.

— Да ведь это Архип,—рассмеялся Филипп, когда чужая лодка тихо выплыла из-за утеса.

ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА

В лодке сидело трое ловцов. Они тоже выехали на рыбалку. Архип, заметив лодку Филиппа, остановился в нерешительности. Он не знал, как быть: уходить ли назад или спокойно ехать вперед, и в ответ на голос Филиппа раздраженно крикнул:

— Насмерть перепугал!
— А думаешь, у нас поджилки не тряслись? Так и решили — надзиратель.
— Ты что, раз уже закидал?
— Да, поймали.
— Куда сейчас путь держишь?
— К Баргузинской тропе, — и лодки разъехались в разные стороны.

На небе кое-где грудились серыми барашками облака. Ветерок из тайги прилетел вновь на Байкал и словно трактором вспахал спокойную гладь и засвистел, закувыркался в волнах. Рыбаков на воде уже не было видно.

На белесом небе догорали и, казалось, пеплом покрывались остатки звезд. По селу расползалась ночь. Нигде ни огонька, только в крайней избе мерцает бледное пятно. Здесь живет рыбнадзиратель Гусев. Ему не спится. Два часа тому назад он приехал из района и никак не может забыть наказа.

— Рыба хищно истребляется несознательными рыбаками. Необходимо усилить надзор. Нужно в корне воспретить ловлю в запрещенное время, — стучат слова начальника района. — Принимайте самые крутые меры.

— Вот и работка, — думает Гусев, глядя в окно. — Но куда ехать? Путный хозяин собаки не выгонит в такую погоду. Все равно никого на воде нет.

Гусев подошел к шкафчику, порылся, достал хлеб и сало. И вновь вспомнил слова начальника: «Каждую ночь делайте объезд своего участка. Каждая пойманная рыба в этот период ведет к подрыву рыбного хозяйства. Разъясняйте крестьянам о вреде ловли».

— А может, поехать? Эх, посмотрю, — решил Гусев и вышел из избы.

Спустившись по маленькой узенькой тропинке, Гусев сел в легонькую лодочку и ударил веслами. Плеснулась вода и обдала брызгами. Когда Гусев отъехал далеко от села и направился к Баргузинской тропе, темнота стала жуткой.

Небо густо затянулось сизыми облаками. Ветер усилился и дул равномерными, правильными порывами. Начинался култук. Ветер гонял, словно волк стадо овец, серые облака.

— Кто в такое время захочет ловить рыбу? — думал Гусев, и все же его что-то тянуло вперед, заставляло быстрее работать веслами.

Проехав часа полтора, он уже решил возвратиться и даже начал заворачивать лодку, как вдруг впереди показалась лодка.

— Кто едет? — крикнул Гусев, сжимая курок револьвера.
— Ты, Гусев? — спросил как будто знакомый голос.
— Я. А ты кто?
— Силин. Не узнаешь?
— Откуда это ты?
— С Итима, на собрании был.
— Один?
— Нет, с Михайловым.

Рыбнадзиратель подъехал к лодке Силина.

— А ты куда едешь? По делу какому? — спросил Силин.
— Да ищу, нет ли воров.
— Возле Баргузинской тропы я видел каких-то рыбаков. Да пес с ними! Едем домой, култук скоро заволынит.
— Вишь, сволота, и в такую погоду не побоялись. Прощай.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ BIODIVLIBRARY/FLICKR.COM (CC BY 2.0)

Через несколько минут Силина и Михайлова не стало. Гусев был один на воде.

— Вот люди: сами не спят и другим не дают, — ворчал Гусев, быстро работая веслами.

Рыбнадзиратель вновь вспомнил свой разговор с районным начальством. Снимут с работы, если не будет следить за участком. В Байкале есть редкая рыба, надо ее беречь...

Гусев напряженно работал веслами. Обогнув скалу, он в полумраке утра различил лодку, а затем; и услышал голоса ничего не подозревавших рыбаков. Теперь можно было с уверенностью сказать, что это хищники.

— Кто там? — крикнул Гусев.

Ответа не последовало. Послышалась возня и частые удары весел. Лодка уходила.

— А, вот как, заразы! Ну, держись! — и, ударив веслами, Гусев стрелой помчался на лодку.

Руки, словно привинченные к веслам, работали часто, сильно. Рыбакам трудно было уйти от преследователя. Груз мешал развить скорость. Архип чувствовал, что быть беде.

— А будь что будет! — решил он и направил лодку на средину Байкала.

Гусев, заметив маневр хищников, повернул и свою лодку к средине. Рыбаки, часто и сильно гребя, со страхом глядели на летевшую прямо на них лодку надзирателя.

— Гребите, чертовые зыкалки!—сердился Архип на товарищей.
— Стой! — кричал Гусев и вспоминал Бога и Богородицу. — Стой, говорю! Стрелять буду!

Рыбаки молчали, сильнее работая веслами. И когда лодка надзирателя стукнулась о лодку хищников, Архип размахнулся веслом и толкнул лодку Гусева. Гусев качнулся, потерял равновесие и полетел в воду.

— Г-а-а-а-ды! — захлебываясь, хрипел Гусев. — Гады!

Выплыл он на поверхность воды у лодки и схватился за борт. Лодку подхватили волны и, словно играя, понесли в сторону.

— Куда ты? — замахнулся Архип веслом над головой Гусева, но тот дернул за борт, и Архип, как мешок, свалился на борт. Гребцы растерялись и не сумели выровнять... Лодка зачерпнула воду до самого борта и начала медленно опускаться...

Рыбаки и Гусев барахтались в воде, хватали за весла и за всплывший со дна лодки настил.

— По-мо-ги-те! — неслись крики тонувших...

Филипп с товарищами с грузом рыбы осторожно берегом направлялся домой, прислушиваясь к каждому шороху.

— Семен, —обратился он к товарищу, — слышишь, как будто кричат?
— С Архипом, видно, беда!
— Поедем?
— Понятно, не погибать же человеческой душе.

ФОТО ИЗ АРХИВА ПАВЛА ГУСЕВА

Повернув лодки, они ударили веслами и изо всех сил понеслись к середине Байкала.

Когда Филипп с товарищами подъехали к месту катастрофы, враги еще держались на воде.

— Помоги! — кричал Архип, захлебываясь.
— Помогите! — вторил Гусев и остальные рыбаки.
— Распутывай канат! — крикнул Филипп.

Бросили конец Архипу. Тот схватился за веревку, рыбаки потащили его. Вытащили и остальных. Уложив дрожащих от холода ловцов и Гусева в лодки, Филипп с рыбаками ударили дружно веслами, и лодки стремительно понеслись к берегу...

Первым открыл глаза Гусев. Обвел взглядом сидевших ловцов, уставших от быстрой гребли, тихо спросил:

— Где я?
— На лодке, — зло ответил кто-то.

Гусев закрыл глаза и упал на дно...

— Ну, а как же с рыбой? — спрашивали ловцы Гусева, когда все сошли на берег.
— Да как? — твердо ответил Гусев. — Рыбу возьмите себе, а протокол составить придется...


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Биджан»
Урок русского языка в 11 классе по теме
«Обособленные и необособленные определения и приложения»
Пичугина Оксана Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
2015 г.
Конспект модульного урока русского языка в 11 классе по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»
Цель: обобщить знания и умения учащихся по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»; углубить понятия об обособлении и условиях обособления определений и приложений; совершенствовать умение находить в предложении обособленные члены, определять их синтаксическую роль и способы выражения; воспитывать потребность в практическом использовании языка в различных сферах деятельности.Оборудование: учебник, учебные тексты, таблица «Обособление второстепенных членов предложений».
Тип урока: урок-практикум (урок обобщения и систематизации знаний).
УЭ Учебный материал с указанием заданий Руководство по усвоению учебного содержания
УЭ-0 Тема урока «Обособленные и необособленные определения и приложения»
Работая над темой «Обособленные и необособленные определения и приложения» ранее вы узнали:
какие предложения называются обособленными,
как выделяются обособленные члены в устной речи и на письме,
в каких случаях обособляются определения и приложения.
Сегодня на уроке-практикуме, выполняя различные виды работ, вы будете отрабатывать навыки по всему изученному материалу.
Интегрированная цель урока.
В процессе работы вы должны:
закрепить и расширить знания об обособленных и необособленных определениях и приложениях;
совершенствовать пунктуационные навыки;
использовать всю совокупность своих знаний в речи. (1 минута)
УЭ-1 Цель: повторение учебного материала об обособленных и необособленных определениях и приложениях;
определение уровня знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»;
совершенствование умения самостоятельно работать.
Задание. Внимательно прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены).
На сосне поросшей мхом мелькает белки хвост пушистый. (А. Фет.)
Перед главной избой тянулся навес подпёртый тоненькими столбиками. (И.С. Тургенев.)
Ему страстному болельщику не хотелось пропустить такой важный матч.
Наконец пошёл снег густой крупный.
Ночи были короткие светлые.
Через полчаса явился худенький и черноволосый человек лекарь. (И.С. Тургенев.)
Жизнь в городе сонная и однообразная пошла своей колеёй. (В. Короленко.)
Прибитая снегом трава лежала полосами. (В. Арсеньев.)
Вечером на огонёк зашёл Василий Петрович сосед.
Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба. (М. Шолохов.)
Заполните таблицу.
Номера предложений
Обособленные определения Необособленные определения Обособленные приложения Запишите в рабочей тетради число, тему.

На выполнение задания дается 7 минут.


Запишите результат
УЭ-2 Цель: систематизация знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»:
повторение основных правил по постановке знаков препинания в обособленных и необособленных определениях и приложениях.
Прочитайте материал учебника. Выполните задание.
Найдите соответствие цифры, обозначающей предложение, и буквы, указывающей на условия обособления.
А - определение обособлено, так как стоит после определяемого слова;
Б - приложение обособлено, так как стоит после имени собственного;
В - определение обособлено, так как относится к личному местоимению;
Г - определение обособлено, так как имеет добавочное обстоятельственное значение;
Д - определение обособлено, так как отделено от определяемого существительного другими членами предложения;
Ж - приложение обособлено, так как обозначает собственное имя и поясняет нарицательное существительное.
1) Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его строгим, сердитым (А.С. Пушкин).
2) Тополи, покрытые росой, наполняли воздух нежным ароматом (А. П. Чехов).
3) У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные глаза, серые скулы, широкое лицо … (И. С. Тургенев).
4) Оглушённый ударом кулака, Буланин сначала зашатался на месте, ничего не понимая (А. И. Куприн).
5) В гневе грома, чуткий демон, он давно усталость слышит (М. Горький).
6) Залитые солнцем, стлались за рекой гречаные и пшеничные нивы (М. А. Шолохов).
1 2 3 4 5 6
Выполнение тестового задания (в парах)
На выполнение заданий - 5 минут
Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:
Каждый правильный ответ – 1 балл. Запишите результат
УЭ -3 Цель: систематизация знаний по теме «Обособленные и необособленные определения и приложения»:
повторение основных правил по постановке знаков препинания в обособленных и необособленных определениях и приложениях;
совершенствование навыков работы с текстом;
совершенствование пунктуационных навыков.
Задание 1. Среди предложений 1–7 найдите все предложения с обособленным распространённым согласованным определением. Напишите номера этих предложений.
(1)Весь мир оклеен увлекательными афишами, призывающими с помощью разных средств незаметно скоротать скуку жизни. (2)Музеев уже не хватает для передовых произведений искусства, а пытливые науки с чрезвычайным коэффициентом полезного действия прощупывают окружающую неизвестность, дабы извлечь оттуда пользу для дальнейших удовольствий. (3)У каждого в руках диковинные приборы, позволяющие общаться чуть ли не с Северным полюсом, которые навели бы ужас на наших ничего не смысливших в технике предков.
(4)Но посмотрите, как дрожат стрелки манометров, определяющих духовное благополучие в мире, как стелется горелый чад от перегретых под ногами, перенапряжённых проводов, как обжигает лицо не в меру раскалённый воздух, какие подозрительные гулы ползут по земле не только от пробуждения материков или зарождения новаторских идей, но и ещё от чего-то… (5)Нечто подобное испытываешь во сне, когда, подкравшись к двери, слышишь за нею скрытное, затаившееся дыхание какого-то неописуемого существа, которое только и ждёт момента вставить колено, чуть приоткроется малая щёлка, и ворваться к тебе в тёплое, обжитое жильё.
(6)Такое впечатление, что человечество приблизилось к финалу отпущенной ему скромной вечности. (7)А наука, с разбегу пробившись сквозь нулевую фазу времени и физического бытия, ворвётся в иное, ещё не освоенное математическое пространство с переносом туда интеллектуальной столицы мироздания.
Задание 2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Первая выставка передвижников (1) открывшаяся в 1871 году (2) убедительно продемонстрировала существование в живописи (3) складывавшегося на протяжении 60-х годов (4) нового направления.
Задание 3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Путешествие и чтение – занятия родственные: как (1) путешествуя (2)мы узнаём новое, видим, как вновь и вновь открывается (3) манящая нас (4) даль, так и от книги к книге мы идём, как путник от горизонта к горизонту.
Задание 4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Дорога шла через огромное поле (1) засеянное яровыми (2) и (3)поворачивая вправо (4) углублялась в лес.
Задание 5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Молодые мастера живописи (1) руководимые И.Н. Крамским (2) вышли из состава Академии (3) отказавшись участвовать в конкурсе на получение золотой медали (4) и организовали «Артель художников» – первую общественную организацию художников в России.
Задание 6. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.
На выполнение заданий – 8 минут
Внимательно прочитайте текст, предложения (знаки препинания в заданиях 2-6 не проставлены).
Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:
Каждый правильный ответ – 1 балл
Оцените свою работу, пользуясь шкалой оценок.
УЭ -4 Цель: проверка умения расставлять знаки препинания при обособленных определениях.
Совершенствование навыков работы с текстом.
Задание. Прочитайте текст, определите его основную мысль и стиль. Спишите, вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания. Найдите и укажите обособленные определения.
Чудо природы
Байкал - это гиган..ское озеро расположе..ое на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем таинстве..ым и загадочным. Окружё..ое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Пр..бл..жаясь к нему, зам..раешь от восторга при виде его стекля..ой голубой глади. Вода в озере очень прозрачна. (Не)смотря на большую глубину, видишь (не)больших раков копошащихся на дне, весёлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. (Не)ровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов подвергавшихся изменениям (в)течение многих лет. Многочисле..ые притоки Байкала наполняют озеро водой, а выт..кает из него только река Ангара порожистая и бурная. Озеро до сих пор таит много загадок ещё (не)разгада..ых настойчивыми исследователями.
Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его - важнейшая задача поставле..ая перед учёными.
(Из журнала) На выполнение заданий - 12 минут
УЭ -5 Рефлексия.
Подведение итогов 2 минуты
УЭ -6 В каких случаях обособляются определения и приложения?

Все звёзды мелкие и крупные были ярки и чисты. (И. Бунин)
Обеспокоенные долгим отсутствием товарищей мы не могли найти себе места.
Оглушённый тяжким гулом Тёркин никнет головой. (А Твардовский)
Наташа весёлая и нарядная ежеминутно выглядывала в окно.
Месяц на закате похож на раскалённый уголёк подёрнутый голубоватым теплом тучки. (В. Катаев)
Мы мальчишки собирались иногда отрядами и шли в яр. (К. Паустовский)
Внимательно прочитайте задание. Обдумайте свой ответ и запишите его в форме, которой требует от вас вопрос.
На выполнение задания дается 10 минут.
Пользуясь «Ключом», оцените свою работу:
Каждый правильный ответ «Назовите случаи обособления…» – 1 балл; каждый правильный ответ «Расставьте знаки препинания» – 1 балл
Запишите результат
Ключ
Заполните таблицу.
Номера предложений
Обособленные определения 1, 2, 4, 7
Необособленные определения 5, 8
Обособленные приложения 3, 6, 9
Ключ
1 2 3 4 5 6
Б А Ж Г ВД
Ключ
Задания Ответы
1 134
2 12
3 12
4 1234
5 1234
6 13
Ключ
Чудо природы
Байкал - это гигантское озеро, расположенное на востоке нашей страны. Его называют сибирским морем, таинственными загадочным. Окружённое горами, оно прекрасно всегда, во все времена суток. Приближаясь к нему, замираешь от восторга при виде его стеклянной голубой глади. Вода в озере очень прозрачна. Несмотря на большую глубину, видишь небольших раков, копошащихся на дне, весёлые стайки плавающих недалеко от берега рыбок. Неровное дно Байкала представляет собой систему горных хребтов, подвергавшихся изменениям в течение многих лет. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой, а вытекает из него только река Ангара, порожистая и бурная. Озеро до сих пор таит много загадок, ещё не разгаданных настойчивыми исследователями.
Ввиду слива неочищенных сточных вод, озеру грозит гибель. Спасти его - важнейшая задача, поставленная перед учёными.
(Из журнала)
Ключ
В каких случаях обособляются определения и приложения?
Задание. Назовите случаи обособления определений и приложений. Расставьте знаки препинания.
Все звёзды, мелкие и крупные, были ярки и чисты. (И. Бунин) – Одиночные определения, стоящие после определяемого слова.
Обеспокоенные долгим отсутствием товарищей, мы не могли найти себе места. – Относится к личному местоимению.
Оглушённый тяжким гулом, Тёркин никнет головой. (А Твардовский) – Перед определяемым словом и имеет добавочное обстоятельственное значение.
Наташа, весёлая и нарядная, ежеминутно выглядывала в окно. – После имени собственного.
Месяц на закате похож на раскалённый уголёк, подёрнутый голубоватым теплом тучки. (В. Катаев) – После определяемого слова, выражено причастным оборотом.
Мы, мальчишки, собирались иногда отрядами и шли в яр. (К. Паустовский) – Относится к личному местоимению.
Баллы Уровень знаний Оценка
33 Высокий5
29 – 24 Средний4
23 – 15 Низкий3
14 – 0 Очень низкий2

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Двое рыбаков возились с лодкой (1) привязанной к корме (2) одного из баркасов (3) нагруженных (4) дубовой клёпкой и сандалом.

Пояснение (см. также Правило ниже).

Приведем верное написание.

Двое рыбаков возились с лодкой, привязанной к корме одного из баркасов, нагруженных дубовой клёпкой и сандалом.

1, 3 - выделение причастного оборота

3 - выделение следующего прич. оборота

То есть под цифрой 3 запятая одновременно обозначает конец первого и начало второго.

Запятые должны стоять на местах 1, 3.

Ответ: 13|31

Правило: Обособление определений и обстоятельств. Задание 17.

ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В за­да­нии 16 от уча­щих­ся требуется уме­ние видеть обособ­лен­ные и не­обособ­лен­ные второстепенные члены пред­ло­же­ния и рас­став­лять запятые в пред­ло­же­ни­ях с обособлением. При том, что обособ­лять­ся могут все вто­ро­сте­пен­ные члены, в дан­ное задание вклю­че­ны лишь слу­чаи обособления/необособления опре­де­ле­ний и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)

16.1 Обособленные определения. Основные понятия.

Обособленные определения - это вы­де­лен­ные по смыс­лу при по­мо­щи ин­то­на­ции и за­пя­тых определения.

Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .

Вы­ра­жа­ют­ся как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения чаще всего* полными фор­ма­ми при­ла­га­тель­ных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно со­гла­су­ет­ся в роде, числе и па­де­же со своим глав­ным сло­вом (= ГС) . Как обособленные, так и не­обособ­лен­ные определения обозначают при­знак предмета (главного слова).

*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.

Если у опре­де­ле­ния нет зависимых слов, то это одиночное определение .

Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при опре­де­ле­нии есть за­ви­си­мые слова, его на­зы­ва­ют распространённым . Самый яркий при­мер распространённого определения- при­част­ный обо­рот (=|ПО|) .

Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успе­ла при­влечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.

Пример 2 . Точно так же бы­ва­ют обо­ро­ты при имени прилагательном: На стек­ле (ГС) каком?, |се­реб­ря­ном от инея| , мороз на­ри­со­вал узоры . От при­ла­га­тель­но­го «серебряном» ста­вит­ся во­прос от чего? к «от инея», следовательно, при­ла­га­тель­ное и за­ви­си­мое слово со­став­ля­ют определительный оборот(=|ОО|).

И причастный, и опре­де­ли­тель­ный обо­рот яв­ля­ют­ся одним чле­ном предложения - определением.

Если опре­де­ле­ний несколько, то они могут быть однородными , если они от­но­сят­ся к од­но­му члену пред­ло­же­ния и между ними есть (или можно вста­вить) союз И или есть запятые;

и неоднородными , если от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам пред­ло­же­ния и между ними нет или нель­зя вста­вить союз И или нет запятых.

Приведём при­ме­ры распространённых од­но­род­ных определений, вы­ра­жен­ных при­част­ны­ми оборотами:

Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.

К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова

Схема: ГС +(ПО и ПО) .

Как видите, между двумя од­но­род­ны­ми ПО за­пя­тая не ставится, по об­ще­му пра­ви­лу упо­треб­ле­ния за­пя­тых при од­но­род­ных членах, соединённых оди­ноч­ным со­ю­зом И .

Пример 4 : В сле­ду­ю­щем при­ме­ре распространённые определения не яв­ля­ют­ся однородными, так как от­но­сят­ся к раз­ным чле­нам предложения:

Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.

Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если вы­бро­сить оба оборота, пред­ло­же­ние не сломается: Маль­чиш­ка и сосед ока­за­лись папой и сыном . За­пя­тая под но­ме­ром 1, таким образом, нужна не для од­но­род­ных определений, а для гра­ни­цы пер­во­го при­част­но­го оборота.

16.1.1. БАЗОВОЕ ПРАВИЛО обособ­ле­ния определений

Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.

Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?

Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.

Причастный (определительный) обо­рот всегда обособляется, если стоит после глав­но­го слова.

Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.

Пример 5 : Человек , |не пом­ня­щий прошлого| , ли­ша­ет себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.

Пример 6 : Были слыш­ны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.

Обособился определительный обо­рот, стоящий после после глав­но­го слова

Меняем ме­ста­ми ПО и ГС в приведённых предложениях:

Пример 7 .|Не пом­ня­щий прошлого| человек ли­ша­ет себя будущего . Обособ­ле­ния нет, так как схема иная: ПО+ГС

Пример 8 . Были слыш­ны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС

Обратите внимание: Нет такого правила: при­част­ный обо­рот вы­де­ля­ет­ся запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.

16.1.2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА обособ­ле­ния определений

Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.

1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед опре­де­ля­е­мым словом , если опре­де­ле­ние имеет зна­че­ние при­чи­ны или уступки .

Пример 9 : |Измученная мно­го­днев­ной засухой| , земля жадно уто­ля­ла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была из­му­че­на засухой.) Схема: ПО+ГС.

Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.

Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.

Схема: ПО+ГС.

Если зна­че­ния причины нет, то обо­рот по об­ще­му пра­ви­лу не выделяется.

|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день ока­зал­ся заселенным . (Нет причины, нель­зя утверждать, что его за­се­ли­ли потому, что он ока­зал­ся повешенным. Обособ­ле­ния нет, действует базовое правило.)

2.Обособление про­ис­хо­дит всегда, если опре­де­ле­ние от­но­сит­ся к лич­но­му местоимению.

Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.

Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.

Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбе­жал в комнату.

Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.

Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:

Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.

Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.

Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.

3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых со­ю­зом и (или без него, с запятой), стоящие после глав­но­го слова.

Схема: ГС+Определение + И+ Определение.

Пример 16 Мартовская ночь , об­лач­ная и туманная , оку­та­ла землю.

Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.

Обращаем вни­ма­ние на то, что в за­да­ни­ях очень часто встре­ча­ют­ся предложения с двумя−тремя при­част­ны­ми (определительными) оборотами, что услож­ня­ет процесс вы­де­ле­ния их границ. При этом может получиться, что обо­ро­ты либо по­сле­до­ва­тель­но идут друг за другом, либо встра­и­ва­ют­ся один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.

Приведём при­ме­ры разбора наи­бо­лее трудных пред­ло­же­ний с обособ­лен­ны­ми и не­обособ­лен­ны­ми опре­де­ле­ни­я­ми

ПРИМЕР 1. Из­да­ли он уви­дел дом , |не­по­хо­жий на дру­гие| , |по­стро­ен­ный каким-то ита­льян­ским ар­хи­тек­то­ром| .

ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшим­ся после не­дав­ней бури бес­край­ним морем воз­вы­ша­лось небо , уни­зан­ное ярко мер­цав­ши­ми звёздами .

16.2. Обособленные обстоятельства. Основные понятия

Обособленные об­сто­я­тель­ства - это оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты . Де­е­при­ча­стие - осо­бая форма глагола, от­ве­ча­ет на во­про­сы что делая? и что сделав?, от­но­сит­ся всегда к гла­го­лу и обо­зна­ча­ет добавочное дей­ствие по от­но­ше­нию к основному. Например, в пред­ло­же­нии Сде­лав боль­шой круг по га­зет­но­му пе­ре­ул­ку в Кис­лов­ке , Левин опять вер­нул­ся в го­сти­ни­цу и, по­ло­жив перед собой часы , сел, ожи­дая две­на­дца­ти. вы­де­лен­ные слова - деепричастия, подчёркнуты как об­сто­я­тель­ства вместе с за­ви­си­мы­ми от них словами, то есть де­е­при­част­ны­ми оборотами (=ДО)

16.2.1 Основное пра­ви­ло обособления де­е­при­ча­стий и де­е­при­част­ных оборотов.

В от­ли­чие от при­ча­стий и при­част­ных оборотов, оди­ноч­ные деепричастия и де­е­при­част­ные обороты вы­де­ля­ют­ся запятыми всегда, не­за­ви­си­мо от места их расположения .

Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.

16.2.2 Особые случаи. По­ста­нов­ка запятых при не­сколь­ких сказуемых или не­сколь­ких оборотах (одиночных деепричастиях).

Сложность за­да­ний состоит за­ча­стую в том, что в пред­ло­же­нии могут быть раз­лич­ные комбинации со­че­та­ний обособленных об­сто­я­тельств и сказуемых. Например, при одном ска­зу­е­мом могут быть два (и более) ДО или оди­ноч­ных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каж­до­му свой (свои) ДО. Рас­смот­рим эти ва­ри­ан­ты подробнее.

1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.

Пример 1. В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и, осторожно стрях­нув его со­дер­жи­мое в руку , завернул тол­стую неуклюжую цигарку .

В пред­ло­же­нии два од­но­род­ных сказуемых, ДО от­но­сит­ся к ска­зу­е­мо­му «завернул». Де­е­при­част­ный оборот, на­хо­дя­щий­ся после союза И , от­де­ля­ет­ся от него за­пя­той (союзы не вклю­ча­ют­ся в де­е­при­част­ный оборот). Заметим, что ДО легко ис­клю­ча­ет­ся из предложения, если гра­ни­цы оборота вы­де­ле­ны верно, то пред­ло­же­ние не сломается: В кар­ма­не галифе Сер­гей нащупал крош­ки махорки и завернул тол­стую неуклюжую цигарку.

2. Если к од­но­му сказуемому от­но­сит­ся несколько ДО , то есть при со­че­та­нии деепричастных оборотов, знаки пре­пи­на­ния между ними рас­став­ля­ют­ся так же, как и при од­но­род­ных членах предложения:

Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все под­дер­жи­вая голову ла­до­нью левой руки , а правой тихо дер­гая свой бурый ус . В пред­ло­же­нии три од­но­род­ных обособленых обстоятельства, от­но­ся­щих­ся к одному сказуемому, за­пя­тые перед И и перед А стоят/не стоят по пра­ви­лу однородных членов.

3. Де­е­при­част­ные обороты, от­но­ся­щи­е­ся к разным глаголам-сказуемым, вы­де­ля­ют­ся по отдельности:

Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , мед­лен­но направился к груде угля и, аккуратно под­сте­лив полу шинели , сел на боль­шой кусок антрацита. Ска­зу­е­мых два, к каж­до­му относится свой де­е­при­част­ный оборот.

Если рядом сто­я­щие деепричастные обо­ро­ты относятся к раз­ным глаголам-сказуемым и союз и не вклю­ча­ет­ся в их состав, то каж­дый из них вы­де­ля­ет­ся отдельно:

Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде ци­би­ков чая , и, бесцельно по­гля­ды­вая вокруг себя , барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убе­дить­ся в вер­ной постановке зна­ков препинания. Он стоял и барабанил паль­ца­ми по своей трости, как по флейте.