Кому принадлежат эти строки целому морю. Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин). О заповедях Блаженства


Даешь
небо!
Сами
выкропим рожь –
тучи
прольем над хлебом.
Даешь
небо!
Слов
отточенный нож
вонзай
в грядущую небыль!
Даешь
небо!

Поэма «Хорошо!»

Октябрьская поэма.

Время –
вещь
необычайно длинная, –
были времена –
прошли былинные.
Ни былин,
ни эпосов,
ни эпопей.
Телеграммой
лети,
строфа!
Воспаленной губой
припади
и попей
из реки
по имени – «Факт».
Это время гудит
телеграфной струной,
это
сердце
с правдой вдвоем.
Это было
с бойцами,
или страной,
или
в сердце
было
в моем.
Я хожу,
чтобы, с этою
книгой побыв,
из квартирного
мирка
шел опять
на плечах
пулеметной пальбы,
как штыком,
строкой
просверкав.
Чтоб из книги,
через радость глаз,
от свидетеля
счастливого, –
в мускулы
усталые
лилась
строящая
и бунтующая сила.
Этот день
воспевать
никого не наймем.
Мы
распнем
карандаш на листе,
чтобы шелест страниц,
как шелест знамен,
надо лбами
годов
шелестел.

"Кончайте войну!
Довольно!
Будет!
В этом
голодном году –
невмоготу.
Врали:
"народа –
свобода,
вперед,
эпоха, заря…" –
и зря.
Где
земля,
и где
закон,
чтобы землю
выдать
к лету? –
Нету!
Что же
дают
за февраль,
за работу,
за то,
что с фронтов
не бежишь? –
Шиш.
На шее
кучей
Гучковы,
черти,
министры,
Родзянки…
Мать их за ноги!
Власть
к богатым
рыло
воротит –
чего
подчиняться
ей?!.
Бей!!"
То громом,
то шепотом
этот ропот
сползал
из Керенской
тюрьмы-решета.
в деревни
шел
по травам и тропам,
в заводах
сталью зубов скрежетал.
Чужие
партии
бросали швырком.
– На что им
сбор
болтунов дался?! –
И отдавали
большевикам
гроши,
и силы,
и голоса.
До самой
мужичьей
земляной башки
докатывалась слава, –
лилась
и слыла,
что есть
за мужиков
какие-то
«большаки»
– у-у-у!
Сила! –

Царям
дворец
построил Растрелли.
Цари рождались,
жили,
старели.
Дворец
не думал
о вертлявом постреле,
не гадал,
что в кровати,
царицам вверенной,
раскинется
какой-то
присяжный поверенный.
От орлов,
от власти,
одеял и кружевца
голова
присяжного поверенного
кружится.
Забывши
и классы
и партии,
идет
на дежурную речь.
Глаза
у него
бонапартьи
и цвета
защитного
френч.
Слова и слова.
Огнесловая лава.
Болтает
сорокой радостной.
Он сам
опьянен
своею славой
пьяней,
чем сорокаградусной.
Слушайте,
пока не устанете,
как щебечет
иной адъютантик:
"Такие случаи были –
он едет
в автомобиле.
Узнавши,
кто
и который, –
толпа
распрягла моторы!
Взамен
лошадиной силы
сама
на руках носила!"
В аплодисментном
плеске
премьер
проплывет
над Невским.
и дамы,
и дети-пузанчики
кидают
цветы и розанчики.
Если ж
с безработы
загрустится,
сам
себя
уверенно и быстро
назначает –
то военным,
то юстиции,
то каким-нибудь
еще
министром.
И вновь
возвращается,
сказанув,
ворочать дела
и вертеть казну.
Подмахивает подписи
достойно
и старательно.
"Аграрные?
Беспорядки?
Ряд?
Пошлите,
этот,
как его, –
карательный
отряд!
Ленин?
Большевики?
Арестуйте и выловите!
Что?
Не дают?
Не слышу без очков.
Кстати…
об его превосходительстве…
Корнилове…
Нельзя ли
сговориться
сюда
казачков?!.
Их величество?
Знаю.
Ну да!..
И руку жал.
Какая ерунда!
Императора?
На воду?
И черную корку?
При чем тут Совет?
Приказываю
туда,
в Лондон,
к королю Георгу".
Пришит к истории,
пронумерован
и скреплен,
и его
рисуют –
и Бродский и Репин.

Петербургские окна.
Синё и темно.
Город
сном
и покоем скован.
НО
не спит
мадам Кускова.
Любовь
и страсть вернулись к старушке.
Кровать
и мечты
розоватит восток.
Ее
волос
пожелтелые стружки
причудливо
склеил
слезливый восторг.
С чего это
девушка
сохнет и вянет?
Молчит…
но чувство,
видать, велико.
Ее
утешает
усатая няня,
видавшая виды, –
Пе Эн Милюков.
"Не спится, няня…
Здесь так душно…
Открой окно
да сядь ко мне".
– Кускова,
что с тобой? –
"Мне скушно…
Поговорим о старине".

– О чем, Кускова?
Я,
бывало,
хранила
в памяти
немало
старинных былей,
небылиц –
и про царей
и про цариц.
И я б,
с моим умишком хилым, –
короновала б
Михаила.
чем брать
династию
чужую…
Да ты
не слушаешь меня?! –
"Ах, няня, няня,
я тоскую.
Мне тошно, милая моя.
Я плакать,
я рыдать готова…"
– Господь помилуй
и спаси…
Чего ты хочешь?
Попроси.
Чтобы тебе
на нас
не дуться,
дадим свобод
и конституций…
Дай
окроплю
речей водою
горящий бунт… –
"Я не больна.
Я…
знаешь, няня…
влюблена…"
– Дитя мое,
господь с тобою! –
И Милюков
ее
с мольбой
крестил
профессорской рукой.
– Оставь, Кускова,
в наши лета
любить
задаром
смысла нету. –
«Я влюблена». –
шептала
снова
в ушко
профессору
она.
– Сердечный друг,
ты нездорова. –
"Оставь меня,
я влюблена".
– Кускова,
нервы, –
полечись ты… –
"Ах няня,
он такой речистый…
Ах, няня-няня!
няня!
Ах!
Его же ж
носят на руках
А как поет он
про свободу…
Я с ним хочу, –
не с ним,
так в воду".
Старушка
тычется в подушку,
и только слышно:
" Саша! –
Душка!"
Смахнувши
слезы
рукавом,
взревел усатый нянь:
– В кого?
Да говори ты нараспашку! –
«В Керенского…»
– В какого?
В Сашку? –
И от признания
такого
лицо
расплылось
Милюкова.
От счастия
профессор ожил:
– Ну, это что ж –
одно и то же!
При Николае
и при Саше
мы
сохраним доходы наши. –
Быть может,
на брегах Невы
подобных
дам
видали вы?

Звякая
шпорами
довоенной выковки,
аксельбантами
увешанные до пупов,
говорили –
адъютант
(в «Селекте» на Лиговке)
и штанс-капитан
Попов.
"Господин адъютант,
не возражайте,
не дам, –
скажите,
чего еще
поджидаем мы?
Россию
жиды
продают жидам,
и кадровое
офицерство
уже под жидами!
Вы, конешно,
профессор,
либерал,
но казачество,
пожалуйста,
оставьте в покое.
Например,
мое положенье беря,
это…
черт его знает, что это такое!
Сегодня с денщиком:
ору ему
–эй,
наваксь
щиблетину,
чтоб видеть рыло в ней! –
И конешно –
к матушке,
а он меня
к моей,
к матушке,
к свет
к Елизавете Кирилловне!"
"Нет,
я не за монархию
с коронами,
с орлами,
НО
для социализма
нужен базис.
Сначала демократия,
потом
парламент.
Культура нужна.
А мы –
Азия-с!
Я даже –
социалист.
Но не граблю,
не жгу.
Разве можно сразу?
Конешно, нет!
Постепенно,
понемногу,
по вершочку,
по шажку,
сегодня,
завтра,
через двадцать лет.
А эти?
От Вильгельма кресты да ленты.
В Берлине
выходили
с билетом перронным.
Деньги
штаба –
шпионы и агенты.
В Кресты бы
тех,
кто ездит в пломбированном!"
"С этим согласен,
это конешно,
этой сволочи
мало повешено".
"Ленина,
который
смуту сеет,
председателем,
што ли,
совета министров?
Что ты?!
Рехнулась, старушка Рассея?
Касторки прими!
Поправьсь!
Выздоровь!
Офицерам –
Суворова,
Голенищева-Кутузова
благодаря
политикам ловким
быть
под началом
Бронштейна бескартузого,
какого-то
бесштанного
Лёвки?!
Дудки!
С казачеством
шутки плохи –
повыпускаем
им
потроха…"
И все адъютант
–ха да хи –
Попов
–хи да ха. –
"Будьте дважды прокляты
и трижды поколейте!
Господин адъютант,
позвольте ухо:
их
…ревосходительство
…ерал Каледин,
с Дону,
с плеточкой,
извольте понюхать!
Его превосходительство…
Да разве он один?!
Казачество кубанское,
Днепр,
Дон…"
И все стаканами –
дон и динь,
и шпорами –
динь и дон.
Капитан
упился, как сова.
Челядь
чайники
бесшумно подавала.
А в конце у Лиговки
другие слова
подымались
из подвалов.
"Я,
товарищи, –
из военной бюры.
Кончили заседание –
тока-тока.
Вот тебе,
к маузеру,
двести бери,
а это –
сто патронов
к винтовкам.
Пока соглашатели
замазывали рты,
подходит
казатчина
и самокатчина.
Приказано
питерцам
идти на фронты,
а сюда
направляют
с Гатчины.
Вам,
которые
с Выборгской стороны,
вам
заходить
с моста Литейного.
В сумерках,
тоньше
дискантовой струны,
не галдеть
и не делать
заведенья питейного.
Я
за Лашевичем
беру телефон, –
не задушим,
так нас задушат.
Или
возьму телефон,
или вон
из тела
пролетарскую душу.
Сам
приехал,
в пальтишке рваном, –
ходит,
никем не опознан.
Сегодня,
говорит,
подыматься рано.
А послезавтра –
поздно.
Завтра, значит.
Ну, не сдобровать им!
Быть
Керенскому
биту и ободрану!
Уж мы
подымем
с царёвой кровати
эту
самую
Александру Федоровну".

Дул,
как всегда,
октябрь
ветрами
как дуют
при капитализме.
За Троицкий
дули
авто и трамы,
обычные
рельсы
вызмеив.
Под мостом
Нева-река,
по Неве
плывут кронштадтцы…
От винтовок говорка
скоро
Зимнему шататься.
В бешеном автомобиле,
покрышки сбивши,
тихий,
вроде
упакованной трубы,
за Гатчину,
забившись,
улепетывал бывший –
"В рог,
в бараний!
Взбунтовавшиеся рабы!.."
Видят
редких звезд глаза,
окружая
Зимний
в кольца,
по Мильонной
из казарм
надвигаются кексгольмцы.
А в Смольном,
в думах
о битве и войске,
Ильич
гримированный
мечет шажки,
да перед картой
Антонов с Подвойским
втыкают
в места атак
флажки.
Лучше
власть
добром оставь,
никуда
тебе
не деться!
Ото всех
идут
застав
к Зимнему
красногвардейцы.
Отряды рабочих,
матросов,
голи –
дошли,
штыком домерцав,
как будто
руки
сошлись на горле,
холёном
горле
дворца.
Две тени встало.
Огромных и шатких.
Сдвинулись.
Лоб о лоб.
И двор
дворцовый
руками решетки
стиснул
торс
толп.
Качались
две
огромных тени
от ветра
и пуль скоростей, –
да пулеметы,
будто
хрустенье
ломаемых костей.
Серчают стоящие павловцы.
"В политику…
начали…
баловаться…
Куда
против нас
бочкаревским дурам?!
Приказывали б
на штурм".
Но тень
боролась,
спутав лапы, –
и лап
никто
не разнимал и не рвал.
Не выдержав
молчания,
сдавался слабый –
уходил
от испуга,
от нерва.
Первым,
боязнью одолен,
снялся
бабий батальон.
Ушли с батарей
к одиннадцати
михайловцы или константиновцы…
А Керенский –
спрятался,
попробуй
вымань его!
Задумывалась
казачья башка.
И
редели
защитники Зимнего,
как зубья
у гребешка.
И долго
длилось
это молчанье,
молчанье надежд
и молчанье отчаянья.
А в Зимнем,
в мягких мебелях
с бронзовыми выкрутами,
сидят
министры
в меди блях,
и пахнет
гладко выбритыми.
На них не глядят
и их не слушают –
они
у штыков в лесу.
Они
упадут
переспевшей грушею,
как только
их
потрясут.
Голос – редок.
Шепотом,
знаками.
– Керенский где-то? –
– Он?
За казаками.
22

Развивающий час (урок-обобщение по теме «Поэтическая тетрадь 2»)

Цели урока: обобщить знания учащихся по пройденной теме; развивать познавательные способности детей, их интеллект,творческие способности и кругозор; воспитывать ответственность перед товарищами, умение прислушиваться к мнению окружающих.

Ход урока

I. Разминка

(Дети делятся на группы и садятся за отдельные столики.)

    Мастер по приготовлению пищи. (Повар.)

    Снежные глыбы, которые обрушиваются с гор. (Лавина.)

    Мастер по починке часов.(Часовщик.)

    Тот, кто любит собирать грибы.(Грибник.)

    Туда осенью улетают перелётные птицы. (На юг.)

    Еловый лес (Ельник.)

    Листы бумаги, на которых напечатаны сообщения о жизни в стране и за рубежом.(Газета.)

    В золотой клубочек спрятался дубочек.(Жёлудь)

    Сосновый лес.(Сосняк. Сосновый бор.)

    Раздел по литературе, который мы только что изучали.(Поэтическая тетрадь 2.)

    Молодцы! Каждая группа получает жетон за этот конкурс.(Если были ответы, которые дали не все команды, то дать дополнительные жетоны ответившим.)

II. Узнай поэта

(Задание можно приготовить на карточках и раздать командам, а можно просто зачитать.)

Задание 1-й группе

«Читать он научился рано и впоследствии говорил,что не помнит, как и когда именно. До 10 лет у него был домашний учитель, который увлекательно рассказывал о литературе, музыке, живописи. Под его влиянием будущий писатель приобщился к чтению книг, к занятиям живописью. По его воспоминаниям, его писательница жизнь «началась, должно быть, в тот бесконечно давний день в нашей деревенской усадьбе в Орловской губернии, когда я, мальчик лет восьми, вдруг почувствовал горячее, беспокойное желание немедленно сочинить что-то вроде стихов или сказки...»»(И. Бунин.)

Задание 2-й группе

«первые десять лет жизни он прожил в деревне и потом часто вспоминал об этом времени:

Я вспоминал. Младенческие годы.

Деревня, где родился я и рос.

Мой старый сад. Речонки малой воды.

В огнях цветов береговой откос.

Первые свои стихи он сочинил в 9 лет. Им создано 35 поэтических сборников, написано 20 книг.

В истории русской литературы он вошёл и как переводчик (он переводил на русский язык американскую, английскую,немецкую,болгарскую,литовскую, армянскую, испанскую,грузинскую литературу».(К.Бальмонт.)

Задание 3-й группе

«Этот поэт, прозаик, критик. Издатель. Родился в с. Немирово Каменец-Подольской губернии. Детство поэта прошло на Волге, близ Ярославля. Отец его, отставной офицер, был ярким крепостником, внушавшим страх и крестьянам, и собственной семье». (Н.А.Некрасов.)

Задание 4-й группе

«Писатель этот родился в обедневшей дворянской семье в имении родителей под Воронежем. До 11 лет воспитывался дома, а в 1881 г. поступил в Елецкую уездную гимназию, но через четыре года из-за финансовых затруднений семьи вернулся домой, где продолжил образование под руководством старшего брата. Он с увлечением читал Пушкина, Гоголя, Лермонтова, а в семнадцатилетнем возрасте начал писать стихи сам. Не имея средств к существованию, он в 1889 г. идёт работать корректором в местную газету «Орловский вестник», в 1891 г. в Орле выходит его первый сборник стихотворений». (И.А. Бунин.)

    И так, узнали писателей, вспомнили о некоторых моментах их жизни, а сейчас отправимся дальше. (На доске вывешены портреты всех трёх писателей.)

III. Восстанови стихотворение (задание 5, стр. 177 учебника)

    попробуйте восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам: играет - замирает; мотылёк - лепесток; теплом - кругом.

    Какую картину вы представили?

    Сегодня целый день играет

    В траве последний...(мотылёк)

    И, точно белый...(лепесток)

    На паутине...(замирает)

    Пригретый солнечным теплом;

    Сегодня так светло...(кругом)

IV. Кому принадлежат строки?

1.Веет от них красотою стыдливою,

Сердцу и взору родные они...

(И. Бунин. «Полевые цветы»)

2. Славная осень! Морозные ночи,

Ясные, тихие дни...

(Н.А. Некрасов)

3. Родилась на воле,залила луга,

Затопила поле, стёрла берега.

(К.Д. Бальмонт)

4. ...В них шёл олень, могучий, тонконогий,

К спине откинув тяжкие рога...

(И.А. Бунин)

V. Стихотворная речь

    Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом-в столбик. Является ли это произведение стихотворением? (Идёт обсуждение в группах.)

Забравшись на сосну большую,

по веточкам палицей бьёт

и сам про себя удалую.

Хвастливую песню поёт.

(1. Здесь есть рифма: большую - удалую, бьёт - поёт.

2. Есть ритм, стихи ритмичны. Его можно прохлопать.

3. Описание выразительное в стихотворении.

4. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.)

VI. Чтение стихов наизусть

    Выберите стихотворение, которое вам больше всего понравилось. Разделите его на столько частей, сколько вас человек в группе и прочитайте выразительно «цепочкой», как будто читает один человек.(Выразительное чтение стихов данного раздела.)

VII. Подведение итогов

    Ребята, а чем вам понравились стихи? (Они красивы, интересны...)

    Как вы понимаете слово «счастье» и в чём оно, по-вашему, заключается?(Ответы детей.)

    В своё стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил прекрасные строки:

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно...

    Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.

    Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок. (Выявляются победители. Результаты оказываются примерно одинаковыми.)

    А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошёл урок, на котором вы показали свои знания, проявили творчество, сообразительность, помогали друг другу.

Домашнее задание

0000По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла
при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,
Фонда президентских грантов
Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет
Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»
Школьный тур, VIII класс, 2017-2018 учебный год
Работу выполнил ________________________________________________ Класс __________
Время на выполнение работы 45 минут
ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:
Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения»?
Александра Федоровна Романова
Елизавета Федоровна Романова
Император Николай II
Святой Иоанн Кронштадтский
У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный». Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?
А. Великий В. Рождественский
Б. Петровский Г. Успенский
Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…
Дальний Восток
Кавказ
Краснодарский край
Крым
Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?
А. Ахматова А.А. Г. Мандельштам О.Э.
Б. Гумилев Н.С. Д. Цветаева М.А.
В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?
В память десятой годовщины с момента гибели Александра II
В честь вступления на трон Александра III
В честь наступления нового столетия
В честь чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда
В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?
В том, что он является усыпальницей адмиралов
В том, что сам император участвовал в строительстве
В том, что это единственный храм в городе
В том, что этот храм построен в честь князя Владимира и является единственным в Крыму храмом этого святого
Кто автор поэтических строк:
«Научи меня, Боже, любить
Всем умом Тебя, всем помышленьем,
Чтоб и душу Тебе посвятить
И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?
А.К. Толстой
А.С. Пушкин
Вел. князь К.К. Романов (К.Р.)
М.Ю. Лермонтов

Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?
Вознесенский собор
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
Спас на Крови
Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших
Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?
ЕлеусаОдигитрия
Оранта
Митра
«Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля (по старому стилю) - дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?
Именины
День венчания на царство
День рождения
День рождения первого наследника
ЗАДАНИЕ 2.
Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в Вознесенской церкви на Городке.

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

Какой момент Литургии отражен на фотографии?
_____________________________________________________________________________________
Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 3.
Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.
Узрев народ, учитель селНа холм возвышенный средь поля;По манию его рукиК нему сошлись ученики,И он отверз уста глаголя...Не передать словам людейЕго божественных речей:Нема пред ними речь людская...Но весь народ, ему внимая,Познал и благ земных тщету,Познал и мира суету,Познал и духа совершенство,Познал, что истое блаженствоСебе наследует лишь тот,Кто духом нищ, кто слезы льет,Кто правды алчет, правды жаждет,Кто кроток был и незлобив,Кто сердцем чист, миролюбив,Кто от людей невинно страждет,Кого поносят в клеветахИ злобным словом оскорбляют,Кого за правду изгоняют -Им будет мзда на небесах!..3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?
_____________________________________________________________________________________
3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
3.3. Каково количество этих заповедей?
_____________________________________________________________________________________
3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)
Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.
Личность № 1:
______________________________________ Личность № 2:
______________________________________
Является ли этот человек святым? _________ Является ли этот человек святым? _________
До принятия монашества его звали Прохор Мошнин.
Его отец служил в кавалергардском полку, а мать, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи.
«Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви» - этими словами начинается его стихотворение в прозе.
Несколько раз в жизни ему являлась Пресвятая Богородица.
Был знаком с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.В. Никитенко, А.В. Кольцовым, М.Ю. Лермонтовым.
Приветствовал людей словами: «Христос воскресе, радость моя!».
Он написал свой знаменитый роман «Отцы и дети».
Задание 1 Задание 2 Задание 3 Задание 4 Сумма баллов

Кому принадлежат моря и океаны?

Вы скажете: «Что за странный вопрос? Моря есть моря. Они принадлежат всему человечеству!» С точки зрения здравого смысла это, конечно, правильно. А как же на деле решался этот вопрос прибрежными государствами? И тут нам снова придется обратиться к истории.

С давних пор раздел морских пространств был связан с установлением режима территориальных вод. Что это такое?

Ознакомтесь пожалуйста:

Территориальными водами называют морскую полосу определенной ширины, прилегающую к побережью того или иного берегового государства. При этом государственная граница считается по внешнему краю территориальных вод.

Идею о том, что морские государства для обеспечения своей безопасности должны иметь право на некоторую часть прибрежных вод, выдвинул в начале XVIII столетия голландский юрист Ван Бинкерсхук. А поскольку в ту пору дальность полета пушечного ядра не превышала трех морских миль, то и ширина территориальных вод ограничивалась «трехмильной зоной».

Однако расстояние это не очень-то соблюдалось. Конечно, с одной стороны, прибрежные государства стремились подчинить себе как можно большие участки моря. Но с другой - чем меньше территориальные воды, тем больше свободы мореплаванию, шире международные связи. А это приносило прибыль. Что же выбрать?

Такие исключающие друг друга возможности беспокоили голландских купцов еще в начале XVII века. В те годы на всех морях и океанах хозяйничали испанские мореплаватели. Захватив земли Нового Света, испанцы учредили в городе Севилье специальную торговую палату, а потом Совет по делам Индии. Без его разрешения никто не мог и думать не только о торговле, но даже о плаваниях к новооткрытым берегам.

Вот тогда-то, обеспокоенные судьбой своих барышей, и основами голландцы Ост-Индскую компанию и понемногу стали теснить конкурентов в Юго-Восточной Азии.

Жил в то время в Голландии замечательный философ, политический деятель и юрист по имени Гуго Гропий (1583- 1646). Восьмилетним мальчиком он уже так хорошо изучил латинский язык, что писал на нем стихи. Латынь считалась в ту пору общеевропейским языком науки. Одиннадцати лет он поступил в университет, а в пятнадцать - поехал вместе с посольством во Францию. В разгар борьбы голландских купцов с испанцами Гуго Гропий издал трактат «О свободном море». Он писал, что море не должно принадлежать никому и что все страны имеют одинаковое право свободно плавать по нему и торговать.

Его предложения вызвали много споров, особенно среди прибалтийских государств. Далеко не все соглашались с ним. Один английский юрист даже написал сочинение, озаглавленное «Закрытое море», он его специально направил против идей Гуго Гроция. Англия всегда чрезвычайно гордилась своим флотом и считала, что море должно принадлежать только ей. Опираясь на военные корабли, это небольшое, в общем — го, островное королевство много лет с позиций силы диктовало свою волю другим народам. «Британия, Британия - царица морей!» - пели английские военные моряки, нагоняя под всеми парусами мирные купеческие суда в открытом океане. Сегодня эта песенка устарела. В наши дни все страны согласились и подтвердили свободу мореплавания, свободу рыболовства, свободу прокладки кабелей и трубопроводов, а также свободу полетов над открытым морем. В 1958 году в Организации Объединенных Наций встал вопрос еще о двух «свободах» - свободе научных исследований и разработки недр дна открытого моря. Но конкретных решений, с которыми согласились бы все прибрежные государства, принято не было. И я еще расскажу дальше, какая дипломатическая борьба идет за водные просторы и особенно за дно морей и океанов.

Режим же территориальных вод должен регулироваться решениями Женевской конвенции 1958 года, утвердившей их ширину в 12 морских миль. Но ряд морских держав выступили за то, чтобы расширить свои территориальные воды ло 200 миль. Проблема территориальных вол снова особенно остро встала в связи с тем, что на шельфах морей и океанов геологи разведали массу полезных ископаемых, особенно нефти и газа. Но если учесть, что такой «бордюр» должен окружать все, даже самые маленькие, острова , принадлежащие тем или иным государствам, го свободной воды на Земле почти не останется. Произойдет полный политический раздел Мирового океана. Почти половина вод планеты оказалась бы закрытой для свободного судоходства и научной деятельности. А насколько бы выросла опасность международных конфликтов?

Сейчас еще действует так называемое право свободного прохода территориальных вод. Любые иностранные суда могут идти чужими водами, если их присутствие не наносит ущерба миру и безопасности того государства, которому эти воды принадлежат. Но некоторые государства слишком привыкли к тому, что вопросы о праве на море решает военная сила…

Их военные корабли ходят, не соблюдая правил. Каждый год НАТО проводит большие маневры, учится высаживать морские десанты на чужие берега, ставить морскую блокаду. И постепенно накал страстей в мире нарастает…

Автор статьи: Юрий Москаленко

В сегодняшней Антологии отечественной поэзии мы поговорим о поэтессе, которая родилась именно 10 мая. Было это в год смерти В. И. Ленина, в 1924 году. Случилось это в Москве, в учительской семье Друниных. Отец работал учителем в школе, куда первоклассницей пришла и дочь Юля. В школе она чувствовала себя очень комфортно, в 11 лет начала писать стихи, пусть неумелые, но зато с чувством.

Все поломала война, 22 июня 1941 года Юля прибежала в военкомат: «Возьмите меня на фронт!». В армию взяли не сразу, но в том же 1941 году.

Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.

Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.

Была батальонным санинструктором. Тонкая и возвышенная натура, она рано прошла школу настоящего мужества. И «грязь войны» будет набатным колоколом бить в ее стихах спустя долгие годы...

Мы стояли у Москвы-реки,
Теплый ветер платьем шелестел.
Почему-то вдруг из-под руки
На меня ты странно посмотрел -
Так порою на чужих глядят.
Посмотрел и улыбнулся мне:
- Ну, какой же из тебя солдат?
Как была ты, право, на войне?
Неужель спала ты на снегу,
Автомат пристроив в головах?
Понимаешь, просто не могу
Я тебя представить в сапогах!..

Я же вечер вспомнила другой:
Минометы били, падал снег.
И сказал мне тихо дорогой,
На тебя похожий человек:
- Вот, лежим и мерзнем на снегу,
Будто и не жили в городах...
Я тебя представить не могу
В туфлях на высоких каблуках!..

Бывают поэты, которым достаточно написать две-три строчки для того, чтобы их помнили! Но главное, чтобы эти строчки шли от сердца, затрагивали чувства и переживания миллионов людей. Юлии Друниной это вполне удалось. Даже не зная авторства, несколько поколений советских людей могут безошибочно прочитать четыре строчки Юлиных стихов:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

Это четверостишие было написано в 1943 году, когда войне не было видно конца-краю. Когда сама 19-летняя поэтесса была «помечена» осколками войны, несколько раз ранена. Она сражалась до тех пор, пока 21 ноября 1944 не получила документ «...негоден к несению военной службы».
Она возвращается в Москву, идет в Литературный институт, но ей отказывают в поступлении. Тогда она приходит со студентами на лекцию и остается здесь. Никто не посмел ей отказать. Да и как ей откажешь? Фронтовику? Хотя, глядя на эту хрупкую девчушку, многим не верилось, что она вернулась из ада боев.

Я принесла домой с фронтов России
Веселое презрение к тряпью -
Как норковую шубку, я носила
Шинельку обгоревшую свою.

Пусть на локтях топорщились заплаты,
Пусть сапоги протерлись - не беда!
Такой нарядной и такой богатой
Я позже не бывала никогда...

А дальше знакомство с другим поэтом-фронтовиком, Николаем Старшиновым. Сумасшедшая любовь, рождение дочери. Горькое разочарование в том, что дочь не оказалась «подружкой», что она принадлежит совсем другому поколению.

Старая лента - обугленный лес.
Юный Алейников, юный Бернес.
Дочь говорит: «Примитив»!
Может быть, правда в словах этих есть,
Только отвага, и верность, и честь -
Непреходящий мотив.

Их проявила на пленке война...
Как надоели мне полутона -
Словно боимся мы сильных страстей
Так, как боятся незваных гостей...

Старая лента - обугленный лес,
«Темную ночь» напевает Бернес.
Ах, как волнует нехитрый мотив,
Как покоряет сердца «примитив»!

Да, она осталась в душе такой же девчонкой, пусть и изломанной войной. И о любви, о сильном и крепком мужском плече мечтает ничуть не меньше, чем ее повзрослевшая дочь.

Позови меня!
Я все заброшу.
Январем горячим, молодым
Заметет тяжелая пороша
Легкие следы.

Свежие пушистые поляны.
Губы.
Тяжесть ослабевших рук.
Даже сосны,
от метели пьяные,
Закружились с нами на ветру.

На моих губах снежинки тают.
Ноги разъезжаются на льду.
Бойкий ветер, тучи разметая,
Покачнул веселую звезду.

Хорошо,
что звезды покачнулись,
Хорошо
по жизни пронести
Счастье,
не затронутое пулей,
Верность,
не забытую в пути.

Она встречает новую любовь - драматурга Алексея (Лазаря) Каплера, по которому в свое время так сохла Светлана Аллилуева, а Сталин ее укорял: «Посмотри на него, за ним все бабы бегают, что ты в нем нашла?». Каплер отвечает на любовь. Может быть, в чем-то «старомодную», непонятную новому поколению.

Теперь не умирают от любви -
насмешливая трезвая эпоха.
Лишь падает гемоглобин в крови,
лишь без причины человеку плохо.

Теперь не умирают от любви -
лишь сердце что-то барахлит ночами.
Но «неотложку», мама, не зови,
врачи пожмут беспомощно плечами:
«Теперь не умирают от любви...»

Они проводят много времени вместе, хотя оба прекрасно понимают, что любовь эта изрядно подернута гроздями осени, тонкой серебряной паутинкой накинутой на уже готовые забагроветь листья…

Как резко день пошел на убыль!
Под осень каждый луч милей...
Грустят серебряные трубы
Прощающихся журавлей.

Как резко жизнь пошла на убыль!
Под осень дорог каждый час...
Я так твои целую губы -
Как будто бы в последний раз...

Каплер умирает первым. В 1979 году. Юлия тяжело скорбит о потере, но живет, сражается. Она на гребне борьбы в том импульсивном и «шатающемся» 1989 году, когда правда хлынула из всех щелей. Юлия была избрана в Верховный Совет СССР созыва 1990 года. На вопрос, зачем она баллотировалась, Друнина однажды ответила: «Единственное, что меня побудило это сделать, - желание защитить нашу армию, интересы и права участников Великой Отечественной войны и войны в Афганистане».

Но не все так просто. Некогда могучая страна падает в бездну. И Юлия этого пережить не может. Она забирается в свой гараж, включает двигатель автомобиля... Случилось это 21 марта 1991 года. А нам остались ее стихи.

Не встречайтесь с первою любовью,
Пусть она останется такой -
Острым счастьем, или острой болью,
Или песней, смолкшей за рекой.

Не тянитесь к прошлому, не стоит -
Все иным покажется сейчас...
Пусть хотя бы самое святое
Неизменным остается в нас.