Смотреть что такое "II век до н. э." в других словарях. Известные евреи данного периода

На данный момент немало туристов посещают красивые места России. Одно из таких достопримечательностей считается хутор Лагутник, который находится в Азовском районе Ростовской области России.

Подобное село расположено на левом берегу реки Ерик Лагутник и обладает богатой историей.

Поселение Лагутник было основано за несколько столетий до н. э. - около таинственного города Танаис. Начиная с 3 века, Танаис на протяжении 700 лет был столицей Приазовья - главным торговым центром в донских степях.

По прошествии 700 лет Танаис был окончательно разгромлен ордами кочевников-орд гуннов. Однако до сих пор многие археологи делают раскопки древнего города, в которых находят много исторических ценных артефактов Танаиса и иных городов Донской земли.

История Дона - любопытные исторические сведения

Различные современные города Дона (в том числе и хутор Лагутник) обладают богатейшей историей своего возникновения. Некоторые учёные-историки выявили, что в и доледниковый период на Дону жили люди. которые выращивали различные зерновые культуры.

Именно степи Северного Причерноморья, по словам современных археологов, считаются прародиной индоевропейцев (ариев) - народов, которые говорили между собой на одном языке и были предками европейцев и азиатов.

Также на Дону жили легендарные и красыве женщины-амазонки, и сильные и мужественные мужчины-меоты - представители оседлой северокавказской культуры.

Также в 2 веке до н. э. на территории поселения Лагутник жили скифы.

Недавно археологи раскопали могилы скифов и убедились в том, что 2 в. до н. э. скифское государство обладало значительным имущественным неравенством.

Так, простого скифа вместе с оружием хоронили в обычной яме и оставляли на могиле 1–2 горшка с пищей и питьем.

В некоторых случаях рядом с простым человеком хоронили умерщвлённого коня. И останки лошадки, и оружейные принадлежности, и еда - все это необходимо было иметь, как считали скифы, умершему в загробном мире для того, чтобы он жил так же, как и в этой жизни.

Однако родственники умершего скифа часто клали в могилу усопшего не коня, а конскую тушу, которая осталась от похоронной трапезы.

Также в подобной ситуации родственники клали в могильную яму удила, которые считались символом заклания лошади. Над могилкой скифа близкие насыпали маленький холмик - курган.

Совсем иначе проходили похороны скифского царя и знати. Близкие хоронили знать и вождей в сложных сооружениях из земли, дерева или камня, над которыми были построены большие насыпи-курганы. Высота подобных курганов равна высоте нынешнего 6-этажного дома.

На данный момент археологи находят в местах захоронения скифов-царей дорогие изделия из золота и серебра: сосуды, оружие, зеркала из бронзы, котлы, амфоры и др.

В итоге туристы ежегодно любуются подобными шедеврами античного ремесла из скифских гробниц. Такие артефакты находятся в Золотой кладовой питерского Эрмитажа и считаются гордостью российской археологии.

В некоторых могилах с умершими скифами-царями были похоронено множество убитых коней. Ведь скифские цари, вожди которые имели много конских табунов.

Нередко археологи находят в курганах скифов-царей, которые расположены в поселении Лагутник, скелеты людей, похороненные рядом с вождём. Это или слуги, или рабы, которые по скифским представлениям, должны были и в загробном мире подчиняться своему правителю.

У скифов почти не было мало рабов. Скифы обзаводились рабами при захвате пленников на войне. В хозяйстве скифы-рабы являлись подсобными рабочими. Ведь экономика скифов была основана на труде свободных родоплеменных скифов, что также является немаловажным историческим фактом.

Римская рабовладельческая республика была крупнейшей средиземноморской державой. Внеиталийские завоеванные области римляне превращали в свои "провинции" и облагали их тяжелой данью. Завоевательные войны обогащали главным образом нобилитет и всадничество.

Нобилитет - это римская знать, сенаторская аристократия, превратившаяся в крупных земельных собственников. Руководящую роль в ней играли патрицианские рода, но выдвигались и отдельные плебейские рода. В середине II века до н. э нобилитет, оплотом которого был сенат, господствовал в стране. Внутри нобилитета шла борьба различных группировок по вопросам внутренней и внешней политики республики. Незнатная, но богатая верхушка плебса составляла всадничество, которое прибрало к своим рукам различные откупа, особенно откуп налогов провинций. Внешняя торговля и ростовщические операции сосредоточивались в руках всадничества. Хотя нобилитет и всадничество составляли верхушку римского рабовладельческого общества, грабившего провинции и эксплуатировавшего большое количество рабов, между ними существовали противоречия, вследствие которых всадничество часто принимало участие в антисенатских коалициях.

Сельское хозяйство продолжало оставаться основой экономики Рима, но в результате роста крупного землевладения шел процесс разорения крестьянства, процесс вытеснения из сельского хозяйства труда свободного крестьянина рабским трудом.

Во время второй Пунической войны были опустошены значительные территории Италии. Заморские походы римлян также способствовали разорению крестьянства, обогащая преимущественно рабовладельческую верхушку.

Период Пунических войн был периодом роста рабовладения в Римской республике. Число рабов резко возросло. Жители городов, оказавшие сопротивление римской армии, как правило, продавались в рабство. Так было с Карфагеном, Коринфом и многими другими городами (было продано 50 тысяч жителей Карфагена, 80 тысяч жителей Сардинии и т. д.).

Труд раба был значительно дешевле труда свободного. Наиболее рентабельным рабский труд был в крупном сельском хозяйстве, в римских латифундиях, где и сосредоточивались массы рабов. На полях плодородной Сицилии, например, работали сотни тысяч рабов. Наряду с сельскими рабами имелись так называемые городские рабы: рабы-ремесленники и домашние рабы. Рабы являлись основным эксплуатируемым классом, за счет которого жили не только римские рабовладельцы, но и римский люмпен-пролетариат, являвшийся потомком экспроприированного римского крестьянства.

Как отмечает Маркс, особенность экспроприации свободного италийского крестьянства заключалась в том, что "римские пролетарии стали не наемными рабочими, а просто тунеядцами..."

Основным противоречием римского рабовладельческого общества была классовая борьба рабов и рабовладельцев. Противоречие между рабами и рабовладельцами углублялось и обострялось, принимая формы открытых восстаний, размеры которых непрерывно росли.

Обострялось и противоречие между экспроприируемым крестьянством и верхушкой рабовладельческого общества. "Когда во время упадка Римской республики у свободных италийских крестьян были экспроприированы их наделы, они образовали класс таких же "белых бедняков", какие были в южных рабовладельческих штатах до 1861 г.; среди рабов и "белых бедняков", двух классов, одинаково не способных освободить себя, произошел распад древнего мира ". "Белыми бедняками" назывались свободные неимущие римские граждане, считавшие работу унизительной. Это был античный люмпен-пролетариат, который не работал и жил за счет римского рабовладельческого государства. В больших восстаниях рабов "белые бедняки" иногда оказывались временными попутчиками восставших.

Во второй половине II века до н. э. борьба рабов стала принимать форму грозных восстаний. Ареной первого большого восстания явилась Сицилия, считавшаяся "житницей Италии". Здесь было сосредоточено множество рабов, работавших в больших латифундиях. Условия их жизни были ужасны. Рабовладельцы, боясь рабов, держали их в цепях, клеймили и жестоко наказывали, плохо кормили и почти не одевали.

В 138 году до н. э. под руководством раба сирийца Евна началось восстание, центром которого стал город Энна. В юго-западной части острова во главе восставших стал киликиец Клеон. Силы Евна и Клеона объединились, общее командование находилось в руках Евна. Восставшим рабам удалось уничтожить несколько римских отрядов. Город Тавромений стал вторым после Энны политическим и военным центром восставших. Евн был объявлен царем. При нем имелся совет, куда входили "люди, значительные по уму ". Рабство сохранялось, освобождены были лишь участники восстания. Восставшие "не сжигали мелких вилл, не уничтожали в них ни имущества, ни запасов плодов и не трогали тех, кто продолжал заниматься земледелием ...".

Восставшие рабы создали сильное войско, которое заняло ряд городов. Римский сенат вынужден был послать в Сицилию консульские армии. В результате длительной осады римлянам удалось взять Тавромений и Энну. Клеон был убит в бою, а Евн попал в плен и умер в тюрьме.

Сицилийское восстание явилось началом ряда восстаний рабов в Италии, Греции и на островах Средиземного моря. Борьба рабов против рабовладельцев принимала форму вооруженных восстаний, которые обостряли и углубляли процесс разложения рабовладельческого строя.

Наряду с развитием основного противоречия в Римской рабовладельческой республике обострились противоречия в среде свободного населения. Особенно было недовольно политикой нобилитета разорившееся крестьянство. Но и в самом нобилитете имелись люди, считавшие крестьянство главной опорой Рима и требовавшие возрождения разорившегося римского крестьянства, труд которого все больше и больше заменялся трудом рабов. Возрождение крестьянства, согласно взглядам этой части римского нобилитета, способствовало бы укреплению военной мощи Рима и устраняло угрозу новых восстаний рабов.

В 134 году до н. э. представитель знатного плебейского рода Тиберий Гракх , избранный народным трибуном, внес в народное собрание законопроект, который касался фонда общественной земли. Гракх стремился провести новый закон под лозунгом восстановления старого аграрного закона об ограничении землепользования, т. е. восстановления того, что некогда сделали предки. Это поднимало авторитет законопроекта. Выступая в защиту этого закона, Тиберий говорил: "Дикие звери, живущие в Италии, и те имеют норы и логовища, между тем как люди, умирающие, сражаясь за Италию, не имеют ничего, кроме воздуха и света. Они без крова, лишенные постоянного местожительства, бродят с женами и детьми. Полководцы обманывают солдат, увещевая их сражаться с врагом за могилы предков и храмы, в то время как у массы римлян нет ни алтаря, ни кладбища предков. Их называют властелинами, между тем как у них нет даже клочка собственной земли ". Законопроект, предложенный Тиберием, преследовал цель возрождения свободного римского крестьянства. Вторая часть законопроекта предлагала разбить на участки излишки государственной земли и раздать их беднейшим гражданам на правах наследственной и неотчуждаемой аренды.

Сенат, в котором преобладали крупные землевладельцы, высказался против законопроекта. Тогда Тиберий провел законопроект через голову сената. Закон Гракха стал осуществляться, но нобилитет и не думал уступать. Разгорелась борьба, в результате которой Тиберий Гракх был убит. Дело Тиберия Гракха продолжил его брат Гай Гракх, избранный на 123-й год народным трибуном. Гай наметил широкую демократическую программу, центральным пунктом которой было аграрное законодательство. Он внес также ряд законопроектов, относящихся к римской армии: об отмене вычетов из жалования легионера за обмундирование, запрещение принимать на военную службу граждан моложе 17 лет и некоторые другие Тогда же Гай предложил законопроект о предоставлении права гражданства неполноправным италикам ("союзникам" и некоторым другим). Однако этот законопроект провалился. Силы реакции возросли, и на очередных выборах Гракх не был избран трибуном.

Гай Гракх поднял восстание, но римское крестьянство скоро отошло от движения, а италики не были еще настолько сильны, чтобы поддержать его. В результате Гай и три тысячи его сторонников погибли; потерпело неудачу и все движение. Процесс разложения старых рабовладельческих порядков был настолько глубок, что стремление Гракхов восстановить уже отжившую республику и римское крестьянство оказалось утопичным. Никакими мерами нельзя было остановить пролетаризацию крестьянства. Важно отметить, что на этом этапе движение рабов и аграрное движение римско-италийского крестьянства представляли собой два различных потока, подтачивавших основы римского политического строя.

В 104 году до н. э. вспыхнуло второе сицилийское восстание рабов. Восставшие создали армию, насчитывавшую 20 тысяч пехоты и 2 тысячи конницы. Римляне сосредоточили в Сицилии крупные силы и разбили армию рабов. Рабы опять потерпели поражение.

В конце 90-х годов 1 века до н. э. разгорелась так называемая союзническая война на территории Италии. Это было восстание италиков, которые добивались получения римского гражданства. Вслед за этим вспыхнуло восстание в восточных провинциях. Борьба между аристократией и демократией в Риме привела к установлению в конечном итоге диктатуры консула Суллы (82 г. до н э.).

Обострившаяся классовая борьба в Римской республике подготовила почву для самого крупного восстания рабов под руководством талантливого организатора и полководца Спартака.

Военные реформы в Риме в конце II века до н. э. Во время войн римлян в Иберии и в Нумидии выдвинулся Гай Марий, имевший большое влияние среди демократических кругов Рима. На 107 год Марий был избран консулом и сосредоточил все свое внимание на укреплении римской армии. "После второй Пунической войны, когда продолжительные войны и обширные завоевания римлян, в сочетании с важными социальными переменами в Риме и вообще в Италии, сделали всеобщую воинскую повинность почти неприменимой, римская армия начала постепенно комплектоваться добровольцами из более бедных классов, образуя, таким образом, армию профессиональных солдат вместо прежней милиции, в которую включались все граждане ". Вследствие этого изменился характер армии, в нее стали принимать граждан, не имевших ценза. Был установлен 16-летний срок службы. Милиционная римская армия начала превращаться в профессиональную армию, комплектовавшуюся по принципу добровольной вербовки. Изменение состава армии настоятельно требовало ее реорганизации.

По предложению Мария был осуществлен ряд организационных мероприятий. Упразднено деление легионов на велитов, гастатов, принципов и триариев, чему способствовало то обстоятельство, что "различие в вооружении трех линий исчезло перед эпохой Мария ". Упразднена была легкая пехота, перестала существовать конница как отдельный род войск, она целиком была включена в состав легиона. Изменился боевой порядок легиона: каждые три манипулы были соединены в когорту (600 человек), которые располагались в две линии (по пять когорт в крждой). Тактической единицей стала когорта.

Реорганизация римской армии имела как положительные, так и отрицательные стороны. Организация легиона усложнилась (легион-когорта-манипула), но упростились тактические движения и управление легионом. Повысилось значение и роль командного состава при подготовке к бою и в ходе боя. Однако соединение манипул уменьшило свободу маневрирования легиона на пересеченной местности. Сократилась тактическая глубина боевого порядка легиона. Упразднение велитов (легкая пехота) уменьшило возможности успешной завязки боя и уклонения от него. Единственной формой боя стала быстрая и решительная атака.

Усилена была техническая оснащенность армии. Широко стал применяться шанцевый инструмент, появились инженерные обозы, что, однако, не избавило легионеров от обязательного личного багажа. Это дало врагам Мария повод для острот: римских солдат стали называть ослами, нагруженными всяким багажом. Но Марий оставался непреклонным в своих действиях.

Проведенные реформы, несомненно, способствовали укреплению римской армии. Превращение армии в профессиональную изменило ее роль в политической жизни республики. Чрезвычайно возросла роль полководца, от которого теперь во многом зависело личное благополучие воина-профессионала. Армия фактически превращалась в орудие отдельных группировок крупных рабовладельцев, стремившихся к учреждению в Риме военной диктатуры.

Римская армия укреплялась в процессе борьбы с нумидийцами, а затем с "варварами", которые, начиная с 113 года до н. э., стали периодически вторгаться в пределы Римской республики. Это были племена кимвров и тевтонов, увлекшие за собой галлов. Пережитки родового строя, сохранившиеся у этих племен, обеспечивали им сплоченность и взаимную выручку в бою. Кимвры и тевтоны шли на войну с семьями, повозками и окотом.

В 105 году до н. э. в бою под Араузионе (нижнее течение Роны) были уничтожены две римские армии. Но кимвры и тевтоны не пошли в Италию, а двинулись в Испанию, и римляне получили несколько лет передышки. За это время была закончена реорганизация римской армии, что значительно ее укрепило.

В 102 году до н. э. "варвары" снова напали на Италию. Марий решил преградить им путь в районе нижнего течения реки Изера (приток Роны), где был построен укрепленный лагерь. Атаковав римский укрепленный лагерь, тевтоны не смогли его взять и двинулись в обход. В течение шести дней полчища тевтонов шли мимо лагеря, на виду у римских солдат. Проходя, они с насмешкой кричали им: "Не хотите ли послать поклон вашим женам?" Когда тевтоны прошли, легионы под командованием Мария устремились вслед за ними и при Аквах Секстиевых разбили их. В следующем, 101 году до н. э., при Верцеллах (в Верхней Италии) римляне разбили кимвров. В руки римской армии попало 150 тысяч пленных, все они были обращены в рабов. Первой волне так называемого переселения народов был дан отпор. Римские легионы были еще боеспособны.

Обзор политических событий в Риме во 2-3 веках до н.э.

Обосновавшись в Южной Италии, римляне уже не могли не вмешаться в дела соседней Сицилии, где веками шло соперничество между Сиракузами и североафриканским Карфагеном. Захват римлянами Мессаны вызвал 23-летнюю войну между Римом и Карфагеном, проходившую на суше и на море к выгоде то одной, то другой стороны. Морское могущество противника заставило римлян приступить к строительству собственного флота. Нехватку опыта морской войны они восполняли своеобразной тактикой, позаимствованной, впрочем, у сицилийских греков. Римские корабли были оснащены так, чтобы воины могли легко перебраться на вражеские суда, превращая таким образом морскую битву в сухопутную.

Первого важного успеха на море римляне добились лишь в 260 г. до н. э., и в память об этом в Риме была воздвигнута ростральная колонна, украшенная носовыми частями разбитых вражеских кораблей. Но несмотря на эту и другие победы на море, несмотря на высадку десантной армии в Африке, решающего перелома в войне достичь не удавалось. Только в 242 г. до н. э., когда после захвата Агригента римляне отобрали у карфагенян также Лилибей, победитель в I Пунической войне окончательно определился, и год спустя крупной удачей римлян на море у Эгатских островов война завершилась.

Карфаген понес огромные потери, уплатил 3200 талантов контрибуции, оставил Сицилию, а затем Сардинию и Корсику. Они и стали первыми римскими провинциями. Население этих островов рассматривалось как «покоренное», т. е. сдавшееся на милость победителя, а территория считалась «собственностью римского народа». Города, хотя и сохранили местное самоуправление, должны были платить дань Риму. Во главе новоорганизованной провинции Сицилия стоял правивший в Лилибее квестор,

Прежде чем дело вновь дошло до войны с Карфагеном, Рим значительно расширил свои владения на севере Италии, разгромив галлов, живших в долине По, захватив их главный город Медиолан (нынешний Милан) и основав в местах переправ через реку новые колонии на латинском праве - Илаценцию (Пьяченца) и Кремону. Тогда же в 20-х годах III в. до н. э. римляне укрепились и на противоположном берегу Адриатики - в Иллирии на Балканах, очистив восточное побережье Адриатического моря от иллирийских пиратов - грозы греческих мореплавателей.

Тем временем Карфаген оправился от потерь, понесенных в I Пунической войне, и под руководством Гамилькара Барки вновь вступил в борьбу за господство в Средиземноморье, чего требовали торговые интересы Карфагена. Если крупные землевладельцы в Карфагене стремились в первую очередь к территориальным захватам в Северной Африке и выступали против экспансии в Средиземноморье, то партия, особенно враждебная Риму и возглавляемая Гамилькаром и его наследниками Гасдрубалом и Ганнибалом, больше прислушивалась к требованиям купцов и энергично готовила экспедицию в Южную Испанию, изобилующую серебром. В 229 г. до н. э. Гасдрубал основал в Испании Новый Карфаген (ныне Картахена), а еще десять лет спустя Ганнибал захватил город Сагунт, являвшийся союзником Рима, что и послужило поводом к новой, II Пунической войне.

Весной 218 г. до н. э., перейдя Пиренеи, а затем Альпы, карфагенское войско Ганнибала вторглось в Италию, разбило римлян в трех сражениях, нанеся им огромные потери, и двинулось далее через Умбрию и Пицен в Апулию. Некоторое время римский диктатор Квинт Фабий Максим, получивший позднее прозвище Кунктатор («Медлитель»), избегая решительного столкновения с карфагенянами, успешно сдерживал противника, изнуряя его мелкими стычками. Но в 216 г. до н. э. римляне доверили командование более энергичным и менее терпеливым полководцам-консулам, и вскоре римская армия понесла сокрушительное поражение при Каннах в Апулии: более 70 тыс. воинов вместе с одним из консулов пали на поле брани, другой консул с остатками войска бежал в Рим. Создалось неслыханно тяжелое положение для Рима, ведь многие его союзники на юге Италии, самниты, луканы, жители Капуи, Бруттия, перешли на сторону карфагенского победителя.

И все же было ясно, что затягивание надолго войны на юге Италии обернется против Ганнибала. Через пять лет после битва при Каннах в ходе боевых действий наступил решающий поворот к выгоде римлян. После долгой осады они в 211 г. до н. э. захватили союзные Карфагену Сиракузы и отложившуюся от Рима Капую. Положение Ганнибала в Италии стало критическим, и тогда римляне перешли в наступление: Публий Корнелий Сципион захватил Новый Карфаген и все испанские владения карфагенян. Попытка брата Ганнибала пробиться с еще одним войском в Южную Италию к нему на помощь не удалась, а когда в 204 г. до н. э. Сципион высадился в Африке, неподалеку от Утики, карфагенский сенат вынужден был срочно отозвать своего выдающегося полководца из Италии. Но было уже поздно: два года спустя в сражении при Заме в Африке Сципион, получивший прозвище «Африканский», разгромил Ганнибала и побежденные карфагеняне запросили мира, отказавшись от всех своих владений за пределами Карфагена, выдав все военные суда и боевых слонов, уплатив контрибуцию в 10 тыс. талантов. Отныне главный соперник Рима в Средиземноморье был сломлен и уже не имел права вести войны без разрешения римских властей.

Рим же не только избавился от соперника, угрожавшего его интересам и безопасности, но и расширил сферу своего господства. В начале II в. до н. э. в Испании были организованы две новые провинции: на юге Испания Ультериор с центром в Кордубе (нынешняя Кордова), а на северо-востоке Испания Цитериор с центром в Новом Карфагене. Еще сохранявшее независимостъ Сиракузское царство было ликвидировано, а его территория включена в состав провинции Сицилия. Своей решающей победой над Карфагеном Рим, как отмечал еще историк Полибий, был обязан прежде всего своим огромным людским ресурсам, но также и патриотизму свободных граждан, составлявших его войско и имевших моральное превосходство над наемной армией Ганнибала.

Обеспечив свои позиции в западной части Средиземного моря, римляне обратили взоры на восток, стремясь не допустить, чтобы какое-либо эллинистическое царство, усилившись, нарушило хрупкое равновесие в регионе. Главными державами, с которыми пришлось столкнуться Риму, были Македония и царство Селевкидов, задумавшие поделить между собой после ослабления птолемеевского Египта весь эллинистический мир. Когда Филипп V Македонский уже подчинил своей власти греческие города на Босфоре, острова Самое и Хиос, а также Кикладские острова и Карию, в Рим явились послы встревоженных Пергама и Родоса с просьбой о вмешательстве. И хотя римляне только что закончили борьбу с Карфагеном, сенат принял решение вступить в войну с Македонией в союзе с Пергамом, Родосом, Ахейским и Этолийским объединениями. Одержав при Киноскефалах в Фессалии в 197 г. до н. э. победу над войсками Филиппа V, консул Тит Квинкций Фламинин при открытии очередных Истмийских игр торжественно провозгласил свободу греческих городов. Римляне не присоединили к своим владениям ни куска греческой территории, и это способствовало усилению их политических позиций в свободолюбивой Элладе. Царь Филипп вынужден был отказаться от всех завоеванных земель за пределами Македонии, выдал римлянам свой флот, сократил армию, уплатил контрибуцию.

Не расширили свои владения римляне и в последовавшей вскоре войне с Антиохом III Сирийским: целью римлян было лишь ослабить могучего соперника на Востоке, и греческие города поддержали их, когда Антиох с большим войском высадился в Фессалии. После изгнания сирийцев из Греции война продолжалась в Малой Азии, пока в 190 г. до н. э. в сражении под Магнесией сирийский царь не потерпел сокрушительного поражения. Теперь и ему пришлось оплатить военные расходы Рима, выдать боевых слонов и значительно сократить свой флот. Отнятые у Селевкидов территории Рим поделил между своими союзниками Пергамом и Родосом.

Но и этот мир, как и все предыдущие, был лишь временной передышкой. Прошла еще четверть века - и разразилась Третья Македонская война, вызванная опасениями римлян, что при сыне Филиппа Персее Македония вновь становится могущественной державой. В то время как Рим поддерживали в греческих городах аристократические слои, широкие массы народа стали склоняться на сторону Македонии. Поэтому война поначалу шла весьма успешно для царя Персея, который к тому же неустанно вел эффективную антиримскую пропаганду. Но в 168 г. до н. э. при Пидне консул Луций Эмилий Павел разбил македонское войско. Македонское царство было разделено на четыре самостоятельные области, половина собиравшихся в них податей поступала Риму.

В эти десятилетия римляне не стремились к территориальным захватам на востоке, однако около середины II в, до н. э. политика сената изменилась. Когда некий Андриск, выдававший себя за сына царя Персея, вторгся со своими приверженцами из Фракии в Македонию и Фессалию, римляне выступили ему навстречу и, разбив его, без колебаний присоединили Македонию к своим владениям, превратив ее в провинцию. Два года спустя, в 146 г. до н. э., в ответ на попытку некоторых греческих городов, входивших в Ахейский союз, освободиться от зависимости от Рима римляне разгромили Ахейский союз, разрушили мятежный Коринф и создали на территории Греции провинцию Ахайя. В том же году в ходе III Пунической войны Публий Корнелий Сципион Эмилиан взял и уничтожил Карфаген, Войны этого времени носили ярко выраженный захватнический характер; другой их целью была окончательная ликвидация экономических соперников Рима в Средиземноморье. Недаром главным противником уже ослабленного в политическом и военном отношениях, но еще сильного экономически Карфагена был в Риме цензор Марк Порций Катон Старший (стали крылатыми часто повторяемые им слова: «Карфаген должен быть разрушен»), связанный с богатым купечеством, обеспокоенным новым хозяйственным, торговым подъемом давнего соперника за морем. Итак, город сровняли с землей, десятки тысяч жителей продали в рабство, а на значительной части подвластной некогда Карфагену территории создали провинцию Африка. 13 лет спустя опять-таки одновременно произошли новые важные события на востоке и на западе. В Пергаме скончался царь Аттал III, завещавший свое царство верному союзнику Пергама Риму. Пергамское царство образовало еще одну провинцию - Азию. Тогда же в Испании победой римлян завершилась борьба с местными иберийскими племенами: город Нуманция» центр их сопротивления римской экспансии, был взят войсками покорителя Карфагена Сципиона Эмилиана.

Таким образом, на завоеванных за несколько десятилетий землях, по-прежнему считавшихся «собственностью римского народа», возникли провинции во главе с преторами или консулами: Сицилия, Сардиния, Ближняя и Дальняя Испании, Македония, Ахайя, Африка и Азия. Наместники, которыми чаще всего становились люди, исполнявшие прежде высшие административные функции в самом Риме, бывшие консулы или преторы, сосредоточивали в своих руках всю полноту военной и судебной власти в провинции. Города в провинции имели неодинаковый статус, что проявлялось в заметных различиях их обязанностей в отношении Рима (уплата натуральных или денежных налогов, предоставление Риму вспомогательных воинских контингентов пехоты или флота). Тем не менее общим правилом стали произвол и злоупотребления со стороны римских властей в провинциях. Провинции не только должны были содержать наместника, его свиту и войска, там размещенные, но и становились для недобросовестных администраторов источником личной наживы. Не удивительно, что уже в 149 г. до н. э. пришлось учредить в Риме сенаторские трибуналы по делам «де репетундис» («о лихоимстве»). В эти специальные суды могли обращаться обиженные жители провинций с жалобами на наместников.

Но еще большим бедствием для населения провинций стал способ взимания налогов, позаимствованный римлянами у эллинистических государств. Поскольку администрация провинций состояла всего из нескольких должностных лиц, их нельзя было использовать также для сбора налогов. Поэтому взимание налогов обычно отдавали на откуп частным лицам - так называемым «публикани» которые сразу выплачивали государству определенную сумму денег, а затем взыскивали их с местного населения, практикуя часто жесточайший произвол и насилие. Откупщиками государственных доходов становились прежде всего представители нового слоя финансовой аристократии - всадников.

Социальные и экономические перемены в древнем Риме

Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму новые территории, большие массы рабов, небывалый приток богатств. Римское государство отнимало у покоренных народов часть земель, обращая ее во все расширявшийся римский «агер публикуем, а также обширные владения бывших правителей, их пастбища, леса, золотые и серебряные рудники, солеварни и каменоломни. Огромные контрибуции, доходы от продажи пленных в рабство, дань с побежденных, военная добыча сделали Рим крупнейшей финансовой величиной античного мира. Римские историки сообщают, что уже триумф по случаю взятия римлянами Тарента в 272 г. до н. э. был справлен совершенно иначе, чем триумфы после побед над самнитами или вольсками. Тогда в торжественной процессии вели лишь захваченный скот и несли отнятое у противника оружие. Теперь же, кроме этого, везли золото, несли мраморные статуи. Но и триумф полководца, захватившего Тарент, не шел ни в какое сравнение с триумфом Тита Квинкция Фламинина после победы над македонским царем: в тот день римлянам показали невероятные груды трофейного золота и серебра, о чем с восторгом пишет историк и биограф Плутарх.

Обычной практикой римского войска стали планомерные грабежи завоеванных городов и целых областей - об этом ясно говорит печальная судьба Сиракуз во время II Пунической войны и Коринфа в 146 г. до н. э. Главной целью походов было теперь разграбление покоренных краев с захватом добычи и, рабов. В рабство продавали десятки тысяч человек, а добычи набиралось столько, что сгибавшиеся под ее тяжестью римские воины оказывались уже не в состоянии совершать переходы большие, чем 5 километров в день.

Особенно обогатился правивший республикой нобилитет. Однако не отставали от него и всадники, второе римское сословие, сосредоточившее в своих руках финансы и торговлю, в то время как материальной основой власти нобилитета было крупное землевладение. Именно в землю вкладывали нобили огромные средства, накопленные ими в качестве командующих войсками или наместников в провинциях. К тому же особый закон 218 г. до н. э. воспретил сенаторам заниматься торговлей и финансовыми сделками. Поэтому сенаторская знать начала во все большей мере скупать участки, «агер публикуем, основывая крупные хозяйства, опиравшиеся на использование труда рабов и приносившие тогда высокий доход. Выдающуюся экономическую и политическую роль нобилитета подчеркивал и внешний вид аристократов: полагавшиеся им туника с широкой пурпурной полосой, специальная обувь и сенаторское кольцо, отличавшие их от представителей всех остальных слоев римского общества. Увидев впервые сенаторов в Риме, грек Полибий был поражен их величием, сравнил их с царями; особое впечатление произвела на будущего историка сцена погребения сенатора: торжественная процессия клиентов в восковых масках, изображавших предков покойного, движение роскошных колесниц, красные плащи цензоров, пурпурные, вышитые золотом тоги триумфаторов, погребальные речи на Форуме.

Нобилитет стремился преградить «новым людям» доступ к высшим магистратурам в государстве, и прежде всего к должности консула. Выражением этих стремлений стал закон 180 г. до н. э., согласно которому начинать должностную карьеру можно было лишь в 28 лет, после десятилетней воинской службы; сначала нужно было стать квестором, затем курульным эдилом, потом добыть себе претуру, доступную только лицам не моложе 40 лет, и уже в 43 года честолюбивый римлянин мог претендовать на должность консула.

То, что нобилитет, несмотря на его немногочисленность, оказался в состоянии целыми столетиями удерживать в своих руках высшие позиции в государстве, объясняется несколькими причинами: и богатством, и связями с аристократией италийских муниципиев, и поддержкой со стороны зависимых клиентов, образовывавших окружение нобиля, во всем ему помогавших, ведших в его пользу предвыборную агитацию. Отдельные знатные семьи вступали между собой в союзы, оказывая друг другу помощь в занятии выборных должностей.

В эпоху широкой внешней экспансии Римского государства сложился и другой привилегированный слой общества - уже упоминавшиеся всадники, разбогатевшие на откупах, на военных поставках, на ростовщических операциях. Значение этого социального слоя особенно возросло с тех пор, как закон Клавдия 218 г. до н. э. запретил сенаторам заниматься торговлей и финансами. Так наряду с должностной аристократией возникла и аристократия денежная. Поскольку ее ряды пополнялись из числа лиц, принадлежавших к центурии конницы, новых богачей - купцов, ростовщиков - стали называть в Риме «эквитес», всадниками.

Символом их привилегированного положения была туника с узкой пурпурной полосой, а в праздничные дни - белый плащ, трабея, с пурпурными полосами. В театре всадники могли занимать ряды, следующие за рядами сенаторов. Имея лишь ограниченную политическую власть в самом Риме, всадники были поистине грозой провинций, где целые города превращались в их должников и даже правители небольших царств на Востоке всецело зависели от римских ростовщиков. Гордое «я - римский гражданин» открывало всадникам двери во все уголки покоренного Римом мира. И хотя находились в Вечном городе люди, подобные поэту Луцилию, который во второй половине II в. до н. э. провозглашал: «Не хочу быть держателем пастбищ в провинции Азия - предпочитаю быть Луцилием - интерес к новым землям, новым возможностям для обогащения, предприимчивость были повсеместными. Экономическое, финансовое, а в конечном счете и политическое могущество новой аристократии постоянно возрастало. До середины II в. до н. э. всадники должны были идти во всем рука об руку с нобилями, которые в качестве наместников провинций могли закрыть глаза на произвол откупщиков и ростовщиков. Но к концу столетия всадники начали проявлять и собственные политические амбиции, вступая в союзы с народными трибунами против всевластия сената.

С возникновением крупных поместий римской знати - латифундий, основанных на труде рабов, рабовладельческая система в Италии стала приобретать классические формы. Рабство переставало быть патриархальным, домашним, труд рабов служил уже не только для удовлетворения потребностей одной «фамилии», т. е. хозяйской семьи и слуг. Превращение крупных поместий в поставщиков товарного хлеба вело к разорению мелких крестьянских хозяйств, ибо тысячи крестьян в Италии не могли конкурировать с латифундистами, владевшими все вместе сотнями тысяч рабов. На огромном невольничьем рынке на острове Делос, главном в то время центре античной работорговли, продавали иногда по 10 тысяч рабов ежедневно. Доставляли их туда свирепствовавшие на морях пираты, а также римские квесторы, которые после успешного грабительского похода римских легионеров выводили на торги множество пленных. При таком наплыве живого товара - а в Риме рабы по закону считались «вещью», их называли также «говорящими орудиями», - цены на него были очень низкие. Так, 8 тысяч пленных, захваченных во время экспедиции на остров Сардиния, были проданы по столь низкой цене, что в Риме родилась тогда даже поговорка: «Дешев, как сардинец», Больше всего рабов попало в Италию, где были сосредоточены огромные денежные средства и где нужда в" дешевой рабочей силе была особенно велика. Крупное землевладение расширялось и в провинциях: на Сицилии, Сардинии, в Африке, откуда вскоре начал поступать в Рим дешевый хлеб, и все новые массы италийских крестьян, разоряясь, бежали в города или же за море, прежде всего в Испанию, романизация которой произошла таким образом очень быстро.

Положение рабов в поместьях, где они трудились на полях и пастбищах, становилось все тяжелее. Изложение идей максимальной эксплуатации рабского труда мы находим в трактате «О земледелии» Марка Порция Катона Старшего. Управляющий поместьем, пишет он, должен следить за тем, чтобы рабы постоянно были заняты изнурительным трудом, тогда они будут здоровее и охотнее будут идти отдыхать после дневной работы. «Труд удерживает раба от воровства», рассуждает далее Катон, а потому и в праздники рабы должны быть заняты делом: ремонтировать дороги, чинить постройки, возделывать сады. В непогоду надлежит заставлять рабов вывозить навоз, мыть и смолить бочки, скручивать канаты. Больному и старому рабу надо давать меньше пищи, а еще лучше - вовсе избавиться от него. Содержание рабов не требует больших расходов, учит римский писатель: им почти не надо горячей еды, а вино им дают только худших сортов. Понятно, что такое обращение с рабами вселяло в них глубокую ненависть к господину, и римляне, сознавая это, говорили: «Чем больше рабов, тем больше врагов». Производительность рабского труда была крайне низка, использование же более новых и совершенных орудий становились для хозяина невыгодным, ибо в руках враждебно настроенных, ненавидящих свою работу невольников орудия эти часто ломались.

Намного лучшим было положение «фамилия урбана» - рабов в городе, чаще всего домашней челяди или ремесленников и мелких торговцев. В городах для хозяина оказывалось выгодным даже предоставить рабу определенную самостоятельность в его сфере деятельности, с тем чтобы часть выручки отходила господину. Легче всего приходилось рабам-грекам, обычно высококвалифицированным, способным иногда быть даже преподавателями для сыновей в аристократических семьях. Многие из рабов-учителей греческого происхождения позднее получали свободу, как это случилось и с первым римским поэтом греком Андроником из Тарента. Более свободными чувствовали себя и греки-музыканты, такие, как раб Марципор, автор музыкального сопровождения к комедии Тита Макция Плавта «Стих».

Массовое использование дешевой рабской силы, приток дешевого хлеба из провинций, неконкурентоспособность мелкого крестьянского хозяйства в Италии и постоянное отвлечение свободного земледельца на воинскую службу в эпоху беспрестанных далеких походов подорвали основы жизни простых италийских крестьян. Оставив поля, многие из них обратились к возделыванию виноградников, садов, выращиванию оливок. Наибольший доход приносило виноделие, ибо италийские вина славились во всем Средиземноморье и начали уже вытеснять собой местные вина. Но, для того чтобы заняться новым делом - виноградарством или животноводством, нужны были средства, нужно было достаточное количество земли. Крестьянину, у которого ничего этого не было, оставалось лишь стать бродячим поденщиком, сезонным сборщиком урожая или же бежать в Рим или в провинции, зачастую пополняя ряды городской бедноты - пролетариата, жившего за счет общества, подачками богатой знати. Античный пролетариат, не имевший ничего, кроме детей, «пролес», был социальным слоем, который мы бы сегодня назвали люмпен-пролетариатом. Из этой среды, развращенной раздачами дешевого или дарового хлеба и бесплатными зрелищами, римские аристократы набирали себе бесчисленные армии клиентов, готовых всеми силами поддерживать политические позиции Корнелиев, Эмилиев или Фабисв, контролировавших политическую жизнь Рима во II в. до н. э. Клиенты являлись рано утром в дом патрона, сопровождали его по пути на Форум, где решались общественные дела.

Городские эдилы, желавшие стать преторами и консулами, заботились об устройстве впечатляющих игр и о раздаче дарового хлеба. «Не удивительно, - саркастически пишет Катон, - что народ не слушает добрых советов, ведь у брюха нет ушей». Пролетариат, привыкший к праздной жизни, радовался все более частым шрам и празднествам, длившимся иногда по многу дней. Только официальных праздников, сопровождавшихся зрелищами, набиралось тогда до ста дней в году. К этому добавлялись такие чрезвычайные события, приковывавшие к себе внимание римского населения, как триумфы или пышные погребения выдающихся деятелей, когда устраивали бои гладиаторов. Обычай этот первоначально носил религиозный характер: сражаясь между собой, военнопленные становились поминальной жертвой усопшему полководцу. Бои гладиаторов были особенно распространены в Кампании и Этрурми, откуда перешли затем в Рим. Вскоре они приобрели там неслыханную популярность. В начале II в. до н. э. наряду с италийскими бойцами впервые приняли участие в гладиаторских боях также атлеты-греки. Немного позднее начали привозить из Африки львов и пантер, чтобы сделать зрелища еще более захватывающими. Схватки зверей, бои рабов с разъяренными быками (прообраз будущей испанской корриды) стали отныне одним из самых массовых развлечений римских обывателей.

Город Рим во 2 веке до н.э.

Несмотря на все великие завоевания Рима, несмотря на все его могущество, сам город еще не мог соперничать с пышными, правильно распланированными городами эллинистического Востока. Интересно, что именно по инициативе Катона Старшего, заклятого врага греческих культурных влияний и вообще всяческих новшеств, в Риме была сооружена первая базилика - большой крытый зал для собрания купцов, судебных заседаний, комиций, так называемая Базилика Порция. Шесть лет спустя, в 178 г. до н. э., цензоры Марк Эмилий Лепид и Марк Фульвий Нобилиор построили Базилику Эмилию, а еще через 8 лет, стараниями Тиберия Семпрония Гракха, на южной стороне Форума появилась Базилика Семпрония. Форум с портиками, колоннадами, галереями стал общепризнанным центром не только политической, но и всей вообще общественной жизни в городе: купцы и ростовщики приходили сюда столь же часто, как и сенаторы. Уже в эпоху войны с царем Пирром начали исчезать в Риме дома, крытые соломой или гонтом. Появились мостовые, в строительстве общественных зданий стали применять место туфа желтоватый известняк, привозившийся из Тибура (ныне Тиволи), и даже мрамор.

В жилищном строительстве все заметнее были имущественные различия. На тесных улочках в центре города можно было встретить четырехэтажные, кое-как построенные доходные дома для малоимущих. Для себя же богачи сооружали дома по образцу греческих, ведь для настоящих сокровищ искусства, захваченных римлянами в эллинистических городах, примитивный старый римский дом, состоявший из атрия и спальни, был слишком мал и жалок. Позади спальни стали делать другую часть дома с перистилем, обнесенным колоннадой, вокруг которого были сосредоточены жилые помещения. Здесь, в перистиле, посреди цветочных клумб и фонтанов протекала жизнь семьи, тогда как атрий служил для приема гостей. У греков римляне позаимствовали не только перистиль, но и библиотеку, и «ойкос» - большой зал для приемов. Вот такой дом уже годился для размещения в нем награбленных памятников искусства, которых в город прибывало все больше и больше. Пример показали полководцы. Из этолийского похода Марк Фульвий Нобилиор привез в 187 г. до н. э. не менее 280 бронзовых и 230 мраморных статуй. Луций Эмилий Павел, разгромив македонского царя Персея, возвратился в Рим с 250 возами, полными картин и скульптур. О Муммии, покорителе Коринфа, говорили, что он наполнил Рим вывезенными из Греции изваяниями.

Возросшим эстетическим требованиям римлян - обитателей таких богатых домов - перестали удовлетворять полы, покрытые известковым раствором и глиняными черепками. Вместо этого появилась порфирная или мраморная плитка, а иногда и мозаики. Стены покрывали фресками, и не только в Риме, но и в провинции (такие фрески обнаружены при раскопках Помпеи); потолки украшали золотом и слоновой костью. Изменялась и меблировка комнат: на смену старой дубовой мебели пришла мебель из редких ценных пород дерева, импортированных с Востока. Римские богачи пировали на изящных ложах, украшенных бронзовыми оковками. Из городских домов роскошь распространилась и на сельские виллы. В старину, язвительно замечает Катон в своем трактате «О земледелии», заботились больше о хозяйственных постройках, а не о жилище, теперь же виллы превратились прежде всего в места отдыха с тщательно ухоженными садами и площадками для спортивных игр.

Вместе с предметами быта состоятельные римляне заимствовали из Греции и стран Востока также моды и нравы. Сципиона Африканского, победителя Ганнибала, видели в сиракузской палестре в греческой одежде и обуви. Его жена, на восточный манер, показывалась на людях лишь в сопровождении целой толпы служанок, в модных тогда колясках, запряженных мулами. Закон времен войны с Ганнибалом, запрещавший римлянам и их женам носить золотые украшения и дорогие разноцветные ткани, уже в 195 г. до н. э. был отменен. Не помогли и высокие пошлины, которые Катон Старший, будучи цензором, наложил на ввозимые в Рим предметы роскоши.

Богачи не довольствовались больше старинной римской кухней, едой, приготовленной хозяйкой дома; им было уже мало двух блюд в часы главной, вечерней, трапезы. В комедиях Плавта все чаще выступает новый персонаж - греческий повар. Искусный повар стоил дороже боевого коня, а за изысканную заморскую рыбу платили больше, чем за участок земли, - строгий критик современных ему нравов Катон Старший видел в этом высшие проявления деморализации. Создатель римской эпической поэмы Квинт Энний из Калабрии, переселившийся на исходе III в. до н. э. в Рим, без колебаний перевел на латинский язык гастрономическую поэму грека Архестрата из Гелы, содержавшую перечень понтийских рыб: подобные поэмы вполне соответствовали вкусам тогдашней римской знати, оценившей хорошую кухню. Распространился в Риме и греческий обычай симпосионов, там начали, как говорили в ту пору, «пить по-гречески», «грековать» в обществе флейтисток, избирать симпосиархов, определявших «меру питья». Три ложа, составленных, по греческому обычаю, в виде буквы «П»; на них трое пирующих с гладковыбритыми, по тогдашней греческой моде, подбородками - как мало напоминал этот симпосион аскетические трапезы старых длиннобородых Цинциннатов или Камиллов, древних героев Рима!

Внутри семьи нравы также менялись, все больше укреплялось положение женщины, которая в Риме чувствовала себя свободнее, чем женщины греческие. Начал практиковаться «матримониум сине ману марити» - тип брака, при котором жена не переходила под власть мужа. Появились первые разводы. В 180 г. до н. э. произошло преступление, просто немыслимое в старой римской семье, но весьма характерное для новых нравов в среде нобилитета: жена консула Гая Калытурния в сговоре со своим сыном, а его пасынком, отравила мужа, дабы открыть сыну путь к консульству.

Период развития еврейских и караимских общин, а также русских субботников (жидовствующих), староверов-монофизитов среди купцов Русского Севера и казаков с 18-19 веков относительно на виду исторической науки . Можно найти множество книг, в том числе в электронном виде, публикаций блогеров. Развивается экскурсионное дело и туристические программы в опоре на синагоги, рестораны-музеи, региональные культурные центры.


Для нашего проекта важен общий вектор культурного и экономического развития Европы, который четко и мощно берет начало в многонациональном греко-варварском Боспорском царстве уже во 2 веке до новой эры. С берегов Керченского пролива международная торговля, вместе с удивительной и неизученной культурой решать межнациональные проблемы, распространилась по лучу с юго-востока на северо-запад. Вплоть до Белого, Балтийского и Баренцева моря. Культура русских поморов удивительным образом сохранило «староверие», в котором явно читается античная купеческая этика и культурное влияние иудеев.

Памятники ранней и средневековой истории крымчаков, евреев, караимов, ранних христиан сохранились на Керченском полуострове и в Юго-западном Крыму. Это склепы, пещерные храмы, ритуальные катакомбы, кладбища, жертвенники, отдельные каменные плиты с надписями, древние рукописи и артефакты. Особый интерес для туризма представляют собой живые народные традиции: национальный костюм, песни, танцы, орнаменты, кухня, пословицы и поговорки.

Значительная часть информации является неизученной (например, средневековые тексты караимов на их тюркском языке, но выполненные буквами иврита), еще больше массив информации, намеренно искаженной, конспирологической. Впрочем, для мемориального, фамильного и поискового туризма легендарный характер объектов и артефактов является скорее не препятствием, а увлекательным поводом к путешествию.

В этом обзоре :

  1. Крымчаки, караимы и евреи в Крымском ханстве. Видео-рассказ Евгения Бахревского
  2. Великий шелковый путь и странствующие купцы радханиты
  3. Евреи в Киевской Руси и Московском царстве

1.Крымчаки, караимы и евреи в Крымском ханстве

История тюркоязчных крымских евреев, которые известны как крымчаки, завершилась трагически в годы Великой отечественной войны. Сейчас их осталось около 200 человек по всему миру Научная, культурная и этнографическая активность крымчаков, тем не менее, дает для туризма множество интересной информации. Опубликовано и достаточно много первоисточников античного и средневекового времени. Самое любопытное это документы становления еврейской общины в Боспорском царстве. Во втором-первом веках до новой эры еврейские купцы выкупали для своих дочерей военнопленных. Сохранились письменные обязательства сторон: еврейская община выделяла для молодой семьи денежные средства для ведения международной торговли или ремесла. А молодой человек обязан был перейти в иудейскую веру и подписывал обязательства, что он возвращает имущество и деньги общине, если вдруг вздумает бросить жену и религию.

Боспорское царство относительно хорошо изучено, однако слабо представлено в туризме (это при большом количестве артефактов и объектов показа). Многие сотни склепов просто не изучены, нет средств на их раскопки. И вряд ли будут. Как для истории России, так и для истории Украины реальность Боспорского царства вступает в серьезное противоречие. Даже общепринятая периодизация европейской истории, разорванной Эпохой великого переселения народов на загнивающую позднюю античность и мрачное варварское раннее средневековье, на берегах Керченского пролива не работает. Здесь античные традиции, благодаря многим векам интеграции с культурой десятков местных племен, не были прерваны вторжениями древнегерманских племен готов и древнетюркских гуннов. Готы пришли с берегов Днепра уже христианами, причем со Священным писанием на своем языке. Затем и многие гунны перешли в монофизитское восточное христианство (культ единого бога Тенгри вполне подготовил тюрков). Но главным, конечно была важнейшая роль Пантикапея-Керчи в международной торговле, а также высокое ремесло здешних ювелиров, кузнецов, врачей, гончаров и кожевенников. Греко-варварская культура и традиции родовой военной аристократии не были здесь разрушены христианством.

Сохранились документы о необычном культе Бога высочайшего неназываемого: отпрыски многонациональной аристократии под руководством особых гимнасиархов постигали таинства мистерий, которые создавали из них братство.

Видео-рассказ Евгения Бахревского

Евгений Бахревский крупнейший специалист по Османской империи, автор наиболее точных комментариев к Эвлия Челеби. Сын известного автора исторических романов Владислава Бахревского (кстати, рекомендую роман СВАДЬБЫ)

Евгений Вячеславович: «Иудеи в Крымском ханстве»»>БАХРЕВСКИЙ Евгений Вячеславович : «Иудеи в Крымском ханстве »

Еврейский Фонд

Выступление БАХРЕВСКИЙ Евгений Вячеславович, тюрколог, заместитель директора Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачева на круглом столе «Евреи, крымчаки, караимы среди народов Крыма. Социокультурное наследие» 22.12.2015 в Москве, «Президент-отель».

================

Хозей Кокос , о котором упоминает Бахревский. Русское искажение титула Хаджи-бей (как в Хаджибее, предшественнике Одессы, так и в Чуфут-кале) это титул купеческого старосты, причем наследственный. Известно, что Хаджи-бей Кыркора (княжество 40 земель со столицей в Чуфут-кале) был породнен с ханом Золотой орды Тохтамышем.

Есть некоторая тайна происхождения династии Гирей. Скорее всего Хаджи Гирей был внуком Тохтамыша и сыном его дочери Ненкеджан-ханум от дочери Хаджи-бея. То есть на четверть или наполовину первый крымский хан был караим. Его личная гвардия состояла из караимов, в малой дворцовой мечети и сейчас первое, что видишь это Звезда Давида.

Караимы вели и денежные дела Крымского ханства, чеканили мелкую монету от имени хана, под их ведением находилась казна и сокровищница.

Основной монетный двор находился в Кафе (Феодосия). Там чеканили дорогую монету для международной торговли. С одной стороны с символами христианства, а с другой с Тарак тамга династии Гирей и арабскими буквами.

Кок-коз — синеглазый. Итак мы имеем титул (выборную должность — городской купеческий староста огромного по тем временам центра работорговли Кафа) и прозвище Синеглазый. У евреев в те времена не было фамилий. Однако известны «приметные» родовые наследственные имена. Например, караимский род Узун (длинные, долговязые). И Коккоз, и Узун могли иметь в своих корнях браки с древнегерманской военной аристократией — приднепровскими готами, которые появились в Крыму в 3-4 веках.

2.Великий шелковый путь и странствующие купцы радханиты

Радхониты или раданиты (ивр. ‏רדהנים radhanim ‏‎, араб. الرذنية ар-разанийа ‎) - странствующие еврейскиекупцы, которые на протяжении раннего Средневековья контролировали торговлю между исламскимВостоком и христианской Европой по Шёлковому пути и другим торговым маршрутам, создав первую в истории постоянную торговую сеть, простиравшуюся от Китая и Индии до Западной Европы.

Долгое время историки начинали отсчёт торговых связей между Европой и Азией с крестовых походов либо путешествия Марко Поло. Между тем арабский географ Ибн Хордадбех в своём трактате «Книга путей и стран» ещё в IX веке описал маршруты еврейских купцов, которых он называл раданитами. Происхождение этого термина не вполне ясно (вероятно, от персидского «знающие дорогу»), как и то, что именно он обозначал, - определённую купеческую гильдию, клан либо торговцев в целом.

Из описания ибн Хордадбеха следует, что раданиты вели торговлю от долины Роны во Франции до пределов Китая, обладая знаниями различных языков и поддерживая торговые фактории во многих городах. Очевидно, благодаря их усилиям продолжали действовать торговые пути, проложенные ещё во времена Римской империи. Их торговая сеть охватывала большую часть Европы, Северной Африки, Ближний Восток, Центральную Азию и некоторые части Индии и Китая.

Было четыре основных торговых маршрута, использовавшихся раданитами в их поездках. Все четыре начинались в Европе и заканчивались в Китае:

  1. Морем из Франции до Порт-Саида, оттуда по суше на верблюдах до побережья Красного моря, затем на кораблях в Индию и Китай. На обратном пути посещали Константинополь;
  2. Морем из Франции в Ливан, через Ирак и Персидский залив в Индию и Китай;
  3. Морем из Испании или Франции через Гибралтарский пролив до Египта, оттуда через Ливан и Ирак в Персию и Индию;
  4. Через Центральную Европу в земли славян и Хазарский кагана т, в акваторию Каспия, затем в Балх (в пригороде Балха существовала еврейская колония Яхуданак), затем в Мавераннахр (Среднюю Азию) и Китай.

Раданиты вели торговлю прежде всего товарами, стоившими дорого при относительно небольшом объёме, такими, как специи, духи, ювелирные украшения, шелка, масла, ладан, оружие, меха, а также рабы.

Успех еврейских купцов был связан с присутствием еврейских общин во многих странах Европы и Азии вплоть до Индии и Китая. Постоянное напряжение между христианскими и мусульманскими торговцами подчас выливалось в запреты на заход купеческих судов в порты враждебной стороны. На еврейских купцов эти запреты обычно не распространялись.

Деятельность раданитов пошла на спад в конце X века в связи с распадом Хазарии и подъёмом «национальных» торговцев, шедших по проложенным ими путям (например, итальянских торговых республик в Европе). В исторической литературе высказываются догадки о том, что именно раданитам Европа обязана знакомством с такими изобретениями, как арабские цифры и китайская бумага. После исчезновения раданитов торговля по Шёлковому пути заглохла, а из рациона европейцев на несколько столетий пропали восточные пряности. На исламском Востоке торговля с Европой, Индией и Китаем продолжалась, но никогда более не объединялась в одних руках.

  • На нашем проекте очень много материалов по возрождению Шелкового пути. Прежде всего, Керченский мост это центральный элемент Нового шелкового пути. Но постоянно публикуются и другие варианты его восстановления. В любом случае, современный Китай добьется широких возможностей наводнять своими товарами Европу.

3.Евреи в Киевской Руси и Московском царстве

По данным написанного на изысканном литературном иврите так называемого Киевского письма из генизы Каира, в начале 10 в. в Киеве существовала еврейская община. Помимо письменных сообщений, сведения о ранних контактах восточных славян и евреев отражены в былинах, записанных в 19 в. в северных губерниях России и отражающих (с неизбежными искажениями) реалии Киевской Руси 10–13 вв. По некоторым предположениям, известная былина о богатом новгородском «госте» (купце) Садко имеет еврейское происхождение. Былины «киевского цикла» повествуют о сражениях русских богатырей с «жидовинами» (вероятно, хазарами), см. Жидовин.

Летописи упоминают Жидовские ворота, Жидовский и Хазарский кварталы в Киеве. В 986 г., отмечает летописное предание, некие хазарские евреи безуспешно склоняли киевского князя Владимира к переходу в иудаизм; Владимир предпочел византийское христианство (988). Из православной литературы (житийной и полемической) видно, что религиозные споры с иудеями занимали большое место в жизни киевского клира вплоть до монгольского нашествия в 1240 г. Киевские евреи перевели с иврита на древнерусский библейские книги Даниэль и Эсфирь, отрывки из книг Иосифа Флавия, популярное историческое сочинение Иосиппон, а также апокрифы «Исход Моисея», цикл легенд о Соломоне, «Слово Зоровавеля».

Славяне временно были данниками хазар, однако Святослав разгромил Хазарский каганат.

В 1113 г. киевские евреи, которым покровительствовал князь Святополк II, после его смерти подверглись разгрому со стороны восставших против княжеской администрации горожан; в 1124 г. в городе был большой пожар, от которого пострадал и Жидовский квартал.

Евреи жили не только в столице, но и в других княжествах Руси. На территории Тмутараканского княжества (Таманский полуостров) они принимали активное участие в политических распрях. В 1079 г. восставшие жители (летопись именует их хазарами) захватили в плен князя Олега Святославича и отправили его в Византию (в 1094 г. Олег вернулся в Тмутаракань и сурово расправился с повстанцами).

Во Владимире-на-Клязьме во второй половине 12 в. при дворе Андрея Боголюбского служил еврей Ефрем Моизич; по другим сообщениям, иудаизм исповедовал и княжеский ключник Анбал Ясин («ясин» - «осетин», может быть, просто «кавказец»); оба приняли участие в боярском антикняжеском заговоре 1174 г. Во Владимире-Волынском, согласно летописи, евреи, любимцы князя Владимира Васильковича, горько оплакивали его смерть (1288). Один из документов князя Федора Смоленского (1284) заверен печатью, изготовленной гравером Моисеем - по мнению историков, евреем.

Один не названный по имени «жидовин» был откупщиком налогов после захвата города Кашина (Ростовского княжества) татарами и, по словам летописца, «ввёл в тягость» горожан.

В конце 1470 г. новгородцы пригласили на княжение Михаила Олельковича из Киева (княжил до марта 1471 г.). В его свите был ученый еврей Схарья. С князем приехали для ведения торговых дел другие «литовские» евреи; летопись называет имена двух из них: Иосиф Шмойло Скаравей и Моисей Хануш.

Под воздействием евреев стала распространятся ересь жидовствующих.

  • Жидовствующие - изначальное название этнически русских, принявших в той или иной степени иудаизм. Позднее, этим словом некоторые русские публицисты стали называть юдофилов или иных сторонников установления «еврейской власти» (революционеров в начале 20 в., демократов в конце 20 в.-начале 21 в.), а также масонов.
  • В России среди русских распространилось такое название для некоторых протестантских сект - молокане, субботники. Секта или так называемая «ересь жидовствующих» зародилась сначала в Новгороде в 15 в. Предпосылкой к её возникновению, помимо влияния польских евреев и остатков хазарского влияния, были сношения Русских земель с Крымом, где проживала влиятельная община как евреев-раввинистов, так и караимов.
  • Жидовствующие были очень близки в своих взглядах на единого Бога не только с иудеями, караимами и мусульманами, но и с древними христианскими восточными учениями (арианство, манихейство). В свою очередь, первые христиане-монофизиты из потомственной воинской аристократии юга Восточной Европы, Крыма, Северного Кавказа исповедывали веру в единого бога, не знающего национальных различий. Это бог Митра, бог порядка и справедливости. Его символом был «фракийский всадник», несложно увидеть совпадение графических образов современного герба города Москвы (святой Егорий, поражающий копьем Змия) и герба Литвы (Погонь). Столь же естественным было для кочевников Великой степи Евразии понимание, что бог един. Символ божества древних тюрков Тенгри это парящий орел, равносторонний крест. Очень показательно, что среди всех тюркоязычных народов более всего древних представлений о Тенгри сохранили караимы и крымские евреи крымчаки.
  • Украинские козаки-характерники, по моей версии, были носителями арианской ереси и древнего культа Митры. Эта вера в польско-литовских летописях, именуется «греческой» в отличии от веры ромеев (византийского православия). В данном случае речь идет о греках Боспорского царства и не признании догмата Троицы, а также церковной иерархии. Греческая вера была верой купцов и военных наемников, для которых никакого значения не имели культурные барьеры, церковная и светская иерархия. Некоторая часть польско-литовской шляхты и высших магнатов (герба Абданк) замечена в широких контактах с протестантами из богатых бюргерских городов и еврейскими купцами. Сам по себе герб Абданк не ясен по происхождению: такого слова нет ни в одном языке, графика очень простая растянутая по горизонтали W, по моей версии означает ступени посвящения в тайные знания. И берет свое начало от тайного международного культа Бога единого неназываемого в Боспорском царстве.
  • Средневековая Кафа (Феодосия), очень далеко отстоящая от природных источников золота, крупнейший центр работорговли и выкупа богатых пленников, известна в раннесредневековых источниках как Ардабда. Это переводят как город Семи богов, но я думаю, что речь идет о семи ступенях и все том же древнем мистическом культе Великой матери Луны, с которым связывают богатство и золото. Фракийский всадник это Солнце, Великая мать — Луна. Две стороны единого бога.

Царь Иван III вёл дела с зарубежными евреями, руководствуясь прагматическими соображениями. Еще в 1472 г. посредником в переговорах между Москвой и крымским ханом Менгли-Гиреем был купец из города Кафа, еврей Хозя Кокос (его письма на иврите доставлял ко двору Ивана III шурин Кокоса Исуп, приезжавший по торговым делам в Москву). Длительную переписку Иван III вел в 1484–1500 гг. и с Захарией де Гвизольфи, князем Таманским, которого царь и его приближенные считали евреем.

Иван IV Васильевич (Грозный) запретил всякое пребывание евреев в стране и следил за тщательным соблюдением запрета. В 1545 г. были сожжены товары еврейских купцов из Литвы, приехавших в Москву. Когда польский король Сигизмунд II Август в 1550 г. напомнил русскому царю, что предшественники Ивана свободно впускали всех купцов его страны, христиан и евреев, Грозный ответил резко, намекая на ересь жидовствующих и историю с лекарем Леоном: «жиды… людей от крестьянства [то есть христианства] отводили и отравныя зелья в наше государство привозили… И ты бы, брат наш, вперед о жидах нам не писал!»

Евреи польских городов и крепостей, завоеванных русскими в ходе Ливонской войны, сполна испытали на себе ужасы садистского неистовства Ивана Грозного. Стрельцы сжигали евреев живьем, вешали или топили отказавшихся креститься вместе с детьми (см. Киддуш ха-Шем). Так, в 1563 г. после занятия Полоцка по приказу Ивана были утоплены около 300 человек. «Согласившихся» принять крещение уводили в плен, превращая в крепостных.

Сразу после смерти Ивана Грозного в 1584 г. запрет на въезд евреев стал соблюдаться менее строго. В том же году появляется сообщение о двух евреях - Свиборе и Кадыше, которые посетили Москву в составе литовского посольства. Значительные масштабы принял въезд евреев в Московскую Русь в Смутное время, особенно в правление Лжедмитрия I (1605–1606), пришедшего к власти с помощью польского войска. Евреи входили в свиту самозванца и пострадали при его низложении. По некоторым сообщениям, претендовавший на московский престол Лжедмитрий II был выкрестом из евреев и служил в свите Лжедмитрия I, а раньше жил в Шклове под именем Богданко и работал учителем.

ИЗВЕСТНЫЕ ЕВРЕИ ДАННОГО ПЕРИОДА
  • Анбал Ясин - ключник князя Андрея Боголюбского.
  • Стефан фон Гаден (Данило Жидовинов ) - врач, польский еврей. Боярин Василий Васильевич Бутурлин отправил его в 1657 из Киева в Москву, где он начал врачебную деятельность в качестве цирюльника; Гаден впоследствии приобрел популярность и был назначен «поддоктором» (1667), а затем доктором (1672) царя Алексия Михайловича. Согласно Рихтеру, Гаден не обладал университетским образованием, диплом же свой получил от царя ввиду заслуг (в делах Аптекарского приказа он назван «бакалавром медицины»). Однако если верить Кильбургеру, Гаден, принявший поочередно лютеранство, католичество и православие, считался наиболее популярным врачом при Московском дворе. Царь одарял Гадена всякими милостями и, между прочим, позволил ему съездить в Смоленск (тогда принадлежавший Польше) к матери, что редко разрешалось иностранцам. В 70-х гг. 17 в. к Гадену переселились его родные и, по словам современного ему путешественника по России, благодаря Гадену «значительно увеличилось число евреев в Москве». Гаден находился в близких сношениях с единственным образованным боярином того времени, Артамоном Матвеевым. Гаден погиб во время восстания стрельцов (1682), обвинённый в отравлении царя Федора Алексеевича; вместе с другим немецким врачом они варварским образом были казнены на Красной площади: чернь, разыскивая неугодных бояр, потребовала и выдачи врача, которого обвинили в отравлении царя. Стефан и его сын Михаил (Цви-Хирш) были растерзаны бунтовщиками; заступничество царицы Марфы спасло жизнь только жене Стефана.
  • Ефрем Моизич - придворный Андрея Боголюбского, и его убийца.
  • Захария ди Гвизольфи - князь Таманского полуострова, основатель секты жидовствующих, потомок Симеона ди Гвизольфи, генуэзского еврея, который женился на княгине Вихаханим и под покровительством Генуэзской республики стал в 1419 владетелем Тамани.
  • Ицхак из Чернигова (Ицхе [Исаак] из Чернигова) - русский раввин 12 в. В словаре Моисея бен-Исаак из Лондона «Sefer ha-Schoham» приводятся объяснение Ицхака одного слова «;;;» с указанием на сходные русские выражения, что дало повод Цунцу, а затем А. Гаркави, утверждать, что евреи, жившие в России в эпоху Ицхака, уже говорили по-русски. Ицхак - один из первых русских евреев, упоминаемых в еврейской литературе. В английских памятниках (Pipe-Rolls, 1180-82) упоминается Исаак из России , и Джэкобс правильно отождествляет его с Ицхак из Чернигова. Джэкобс полагает, что Исаак из России, ученик Иуды Хасида, также идентичен с Ицхаком. В таком случае Ицхак покинул Англию и переселился в Германию или Богемию, где, по Цунцу, жил тот анонимный автор, с которым Ицхак вступил в близкие сношения.
  • Казарин Иван Захарович - воевода Владимира Мономаха, был в 1107 (1113) предводителем русско-хазарского войска, воюющего с половцами у устьев Днепра.
  • Хоза Кокос - влиятельный еврей из Кафы, купец, при посредстве которого великий князь московский Иван III Васильевич (1462-1505) заключил и поддерживал союз с крымским ханом Менгли-Гиреем (см. «Инструкция великого князя боярину Никите Васильевичу Беклемишеву от 1474 г.»; его же «Инструкцию боярину Семену Борисовичу от 1486 «, «Регесты и Надписи», I, 193, 197; ср. ib., 194-195). Его письма на иврите доставлял ко двору Ивана III шурин Кокоса Исуп, приезжавший по торговым делам в Москву. Так, отправившемуся в Крым в марте 1474 послу Никите Васильевичу Беклемишеву было приказано передать Кокосу поклон от вел. князя и просить его выхлопотать у хана «ярлык докончательный», за что обещано Кокосу «своё жалованье»; посол должен также просить Кокоса: «коли будет ему к великому князю грамота послана о каких делах, и он бы жидовским письмом грамот бы не писал, а писал бы грамоты русским письмом или бесерменским». Кокос должен употребить свое влияние, «чтобы грабежа над великого князя гостьми не было в Кафе». В 1486 мы находим в инструкции великого князя боярину Семену Борисовичу, отправленному с посольством к царю Менгли-Гирею: «Да молвит Кокосю жидовину от великого князя… как еси наперед того нам служил и добра нашего смотрел, и ты бы и ныне нам служил; a мы аж даст Бог хотим тебя жаловати». Послу Семену Борисовичу было предписано обратиться к Кокосу с просьбой сохранить верность великому князю и расположить хана к последнему.
  • Леон (Мистро Леон Жидовин ) - еврей-врач из Венеции, прибывший в Москву в 1490 среди других мастеров и художников. Леон состоял лейб-медиком великого князя Иоанна III Васильевича. Он - первый медик, приехавший в Россию из Западной Европы. Когда заболел сын великого князя, Иоанн, Леон вызвался его лечить, ручаясь жизнью за успех. Но молодой великий князь умер 7 марта 1490, и тогда Леон был казнён «на Балвановке апреля 22», «так как тогда верили в непогрешимость медицины, и в плохих результатах лечения видели только вину доктора».
  • Лжедмитрий II («Тушинский Вор») - самозванец, выдававший себя за сына Ивана Грозного царевича Дмитрия и, соответственно, за спасшегося 17 мая 1606 Лжедмитрия I. По некоторым сведениям, еврей.
  • Моше бен Яаков из Киева (Моше Киевский II, Моше ха-Голе; 1449, Шедува, Литва, – 1520?, Кафа, ныне Феодосия) - учёный-талмудист, комментатор Библии, автор пиютов и каббалист. После путешествия в Стамбул, где он сблизился как с евреями-раббанитами, так и с караимами, Моше бен Я‘аков поселился в Киеве, где написал антикараимский полемический трактат. Во время нападения крымских татар на Киев (1482) дети Моше бен Я‘акова были угнаны в плен, и он выкупил их на деньги, собранные в еврейских общинах. Между 1482 и 1495. Моше бен Я‘аков составил грамматику иврита «Сефер ха-дикдук» («Книга грамматики») и написал трактат о еврейском календаре «Иесод ха-‘иббур» («Основа високосного года»). В 1495 литовские и украинские евреи подверглись изгнанию. В годы скитаний Моше бен Я‘аков написал посвященный каббале трактат «Шушан содот» («Лилия тайн») и каббалистические сочинения «Оцар ха-Шем» («Сокровищница Господня») и «Ша‘арей цедек» («Врата справедливости»). В 1506, во время пребывания в Лиде, Моше бен Я‘аков был захвачен в плен напавшими на город татарами и угнан в Крым. Был выкуплен местной еврейской общиной Солхата, поселился в Кафе, где, получив пост раввина, стал во главе общины. Моше бен Я‘аков сыграл важную культурно-религиозную роль в жизни крымского еврейства. Составленный им молитвенник, известный под названием «Минхаг Кафа» («Кафская литургия»), был принят всеми еврейскими общинами Крыма. Очень возможно, что Моше бен Я‘аков был учеником р. Якова бен-Меира Тама, так как некоторые данные говорят за то, что он его знал лично (см. Sefer ha-Jaschar р. Тама, № 522, p. 93a). Моше бен Я‘аков находился в переписке с Самуилом бен-Али, главой академии в Вавилонии. Респонс р. Самуила, посланный им Моше бен Я‘аковым, сохранился в рукописи «Jichuse Tannaim we-Amoraim», автором которого, по-видимому, является Иуда бен-Калонимос из Шпейера. Вероятно он идентичен ли он с Моисеем Русским, о котором говорится в «Sefer ha-Schoham».
  • Симеон - основатель запорожского казачества: «войско их начало своё возымело от 948 г. чрез вышедшего тогда из Польши некого человека, именем Симеон, роду хазарского, который якобы для рыбного промыслу и ловли звериной на устье Бог (Южный Буг )- реки, в её лимане, место избрал, и куда, по извещению его о тамошнем свободном промысле, присовокупились к нему земляки его и составили сперва через то шайку человек из ста или более 13».
  • Я‘аков бар Ханукка - купец; его письмо – первый письменный источник из Киева. Из этого, так называемого Киевского письма из генизы Каира, известно, что в начале 10 в. в Киеве существовала еврейская община (под письмом - подписи 12 человек); в городе находился и хазарский наместник, контролировавший переписку. Под покровительством хазарских правителей расцвела торговля между Востоком и Западом. Её осуществляли, в частности, и еврейские купцы - раданиты , владевшие, как сообщает географ 9 в. Ибн-Хурдадбих, несколькими языками, в том числе славянским. Раданиты вели торговлю рабами, шелком, мехами и оружием, а также восточными пряностями. Возможно, подписавшие Киевское письмо были потомками раданитов. «Герой» письма Я‘аков бар Ханукка и его не названный по имени брат, убитый разбойниками в торговом путешествии, были богатыми купцами. Некоторые киевские евреи по письму носили хазарские (например, Манар, Манас) и славянские (например, Гостята) имена. Письмо Я‘акова бар Ханукки является ценным источником по истории евреев, Руси, Хазарии; а также проливает свет на древнерусское право.
  • Опальный патриарх Никон жаловался в письме к царю Алексею Михайловичу (1671) на двух таких послушников Воскресенского монастыря, Демьяна и Мишку, которые вернулись в «жидовство» и «совратили» молодых монахов. Некоторые из монахов еврейского происхождения добились признания как мастера живописи: Иван Башмаков , отобранный в детстве у родителей, расписывал Грановитую палату Кремля в последней трети 17 в. и пользовался милостью царя; иконы Василия Познанского (около 1655 г. – после 1710 г.) не только вызывали восхищение современников, но и высоко ценились впоследствии. Среди ближайших сподвижников самого Никона находился монах еврейского происхождения Арсений Грек , основавший в 1653 г. школу в Москве, в которой было введено обучение греческому языку и латыни.

Основные события

    146 год до н. э. - разрушен Карфаген

    Расширение Римской империи

    Открытие Великого Шёлкового Пути

Важные персоны

    Марк Порций Катон Старший «Цензор», римский политик, сторонник сохранения римской культуры, оставил сочинение по сельскому хозяйству и экономике «О земледелии»;

    Публий Корнелий Сципион Африканский Старший, римский полководец Второй Пунической войны и политик;

    Публий Корнелий Сципион Эмилиан Африканский, римский полководец Третьей Пунической войны, взявший и разрушивший Карфаген;

    Тиберий Семпроний Гракх, римский политик, который провёл аграрную реформу в интересах беднейшей части населения, но был убит недовольными;

    Гай Семпроний Гракх, римский политик, продолживший осуществление аграрной реформы Тиберия, но также убитый;

    II век (традиционно 392-291 до н. э.) - 6-й император Японии Ко:ан.

    II век (традиционно 290-215 до н. э.) - 7-й император Японии Ко:рэй.

    II век (традиционно 215-158 до н. э.) - 8-й император Японии Ко:гэн.

    Агесандр Родосский, древнегреческий скульптор;

    Луций Акций, римский драматург и филолог;

    Александр из Антиохии на Меандре, древнегреческий скульптор;

    Гиппарх, греческий астроном, астролог, географ и математик, основоположник астрономии;

    Тит Макций Плавт, римский драматург;

    Публий Теренций Афр, римский драматург;

    Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, мать их Соломония и учитель их Елеазар.

Открытия, изобретения

Источник: http://ru.wikipedia.org/wiki/II_век_до_н._э.