Как считаете затрагивает ли проблема межнациональных. §15. Нации и межнациональные отношения. Вопросы для самопроверки

Конвертер длины и расстояния Конвертер массы Конвертер мер объема сыпучих продуктов и продуктов питания Конвертер площади Конвертер объема и единиц измерения в кулинарных рецептах Конвертер температуры Конвертер давления, механического напряжения, модуля Юнга Конвертер энергии и работы Конвертер мощности Конвертер силы Конвертер времени Конвертер линейной скорости Плоский угол Конвертер тепловой эффективности и топливной экономичности Конвертер чисел в различных системах счисления Конвертер единиц измерения количества информации Курсы валют Размеры женской одежды и обуви Размеры мужской одежды и обуви Конвертер угловой скорости и частоты вращения Конвертер ускорения Конвертер углового ускорения Конвертер плотности Конвертер удельного объема Конвертер момента инерции Конвертер момента силы Конвертер вращающего момента Конвертер удельной теплоты сгорания (по массе) Конвертер плотности энергии и удельной теплоты сгорания топлива (по объему) Конвертер разности температур Конвертер коэффициента теплового расширения Конвертер термического сопротивления Конвертер удельной теплопроводности Конвертер удельной теплоёмкости Конвертер энергетической экспозиции и мощности теплового излучения Конвертер плотности теплового потока Конвертер коэффициента теплоотдачи Конвертер объёмного расхода Конвертер массового расхода Конвертер молярного расхода Конвертер плотности потока массы Конвертер молярной концентрации Конвертер массовой концентрации в растворе Конвертер динамической (абсолютной) вязкости Конвертер кинематической вязкости Конвертер поверхностного натяжения Конвертер паропроницаемости Конвертер паропроницаемости и скорости переноса пара Конвертер уровня звука Конвертер чувствительности микрофонов Конвертер уровня звукового давления (SPL) Конвертер уровня звукового давления с возможностью выбора опорного давления Конвертер яркости Конвертер силы света Конвертер освещённости Конвертер разрешения в компьютерной графике Конвертер частоты и длины волны Оптическая сила в диоптриях и фокусное расстояние Оптическая сила в диоптриях и увеличение линзы (×) Конвертер электрического заряда Конвертер линейной плотности заряда Конвертер поверхностной плотности заряда Конвертер объемной плотности заряда Конвертер электрического тока Конвертер линейной плотности тока Конвертер поверхностной плотности тока Конвертер напряжённости электрического поля Конвертер электростатического потенциала и напряжения Конвертер электрического сопротивления Конвертер удельного электрического сопротивления Конвертер электрической проводимости Конвертер удельной электрической проводимости Электрическая емкость Конвертер индуктивности Конвертер Американского калибра проводов Уровни в dBm (дБм или дБмВт), dBV (дБВ), ваттах и др. единицах Конвертер магнитодвижущей силы Конвертер напряженности магнитного поля Конвертер магнитного потока Конвертер магнитной индукции Радиация. Конвертер мощности поглощенной дозы ионизирующего излучения Радиоактивность. Конвертер радиоактивного распада Радиация. Конвертер экспозиционной дозы Радиация. Конвертер поглощённой дозы Конвертер десятичных приставок Передача данных Конвертер единиц типографики и обработки изображений Конвертер единиц измерения объема лесоматериалов Вычисление молярной массы Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева

1 ньютон [Н] = 0,101971621297793 килограмм-сила [кгс]

Исходная величина

Преобразованная величина

ньютон эксаньютон петаньютон тераньютон гиганьютон меганьютон килоньютон гектоньютон деканьютон дециньютон сантиньютон миллиньютон микроньютон наноньютон пиконьютон фемтоньютон аттоньютон дина джоуль на метр джоуль на сантиметр грамм-сила килограмм-сила тонна-сила (короткая) тонна-сила (дл.) тонна-сила (метрическая) килофунт-сила килофунт-сила фунт-сила унция-сила паундаль фунт-фут в сек² грамм-сила килограмм-сила стен грав-сила миллиграв-сила атомная единица силы

Удельная теплоёмкость

Подробнее о силе

Общие сведения

В физике сила определяется как явление, которое изменяет движение тела. Это может быть как движение всего тела, так и его частей, например, при деформировании. Если, к примеру, поднять камень, а потом отпустить, то он упадет, потому что его притягивает к земле сила притяжения. Эта сила изменила движение камня - из спокойного состояния он перешел в движение с ускорением. Падая, камень пригнет к земле траву. Здесь сила, называемая весом камня, изменила движение травы и ее форму.

Сила - это вектор, то есть, у нее есть направление. Если на тело одновременно действует несколько сил, они могут быть в равновесии, если их векторная сумма равна нулю. В этом случае тело находится в состоянии покоя. Камень в предыдущем примере, вероятно, покатится по земле после столкновения, но, в конце концов, остановится. В этот момент сила тяжести будет тянуть его вниз, а сила упругости, наоборот, толкать наверх. Векторная сумма этих двух сил равна нулю, поэтому камень находится в равновесии и не движется.

В системе СИ сила измеряется в ньютонах. Один ньютон - это векторная сумма сил, которая изменяет скорость тела массой в один килограмм на один метр в секунду за одну секунду.

Архимед одним из первых начал изучать силы. Его интересовало воздействие сил на тела и материю во Вселенной, и он построил модель этого взаимодействия. Архимед считал, что если векторная сумма сил, действующих на тело, равна нулю, то тело находится в состоянии покоя. Позже было доказано, что это не совсем так, и что тела в состоянии равновесия также могут двигаться с постоянной скоростью.

Основные силы в природе

Именно силы приводят в движение тела, или заставляют их оставаться на месте. В природе существует четыре основные силы: гравитация, электромагнитное взаимодействие, сильное и слабое взаимодействие. Они также известны под названием фундаментальных взаимодействий. Все другие силы - производные этих взаимодействий. Сильное и слабое взаимодействия воздействуют на тела в микромире, в то время как гравитационное и электромагнитное воздействия действуют и на больших расстояниях.

Сильное взаимодействие

Самое интенсивное из взаимодействий - сильное ядерное взаимодействие. Связь между кварками, которые формируют нейтроны, протоны, и частицы, из них состоящие, возникает именно благодаря сильному взаимодействию. Движение глюонов, бесструктурных элементарных частиц, вызвано сильным взаимодействием, и передается кваркам благодаря этому движению. Без сильного взаимодействия не существовало бы материи.

Электромагнитное взаимодействие

Электромагнитное взаимодействие - второе по величине. Оно происходит между частицами с противоположными зарядами, которые притягиваются друг к другу, и между частицами с одинаковыми зарядами. Если обе частицы имеют положительный или отрицательный заряд, они отталкиваются. Движение частиц, которое при этом возникает - это электричество, физическое явление, которое мы используем каждый день в повседневной жизни и в технике.

Химические реакции, свет, электричество, взаимодействие между молекулами, атомами и электронами - все эти явления происходят благодаря электромагнитному взаимодействию. Электромагнитные силы препятствуют проникновению одного твердого тела в другое, так как электроны одного тела отталкивают электроны другого тела. Изначально считалось, что электрическое и магнитное воздействия - две разные силы, но позже ученые обнаружили, что это разновидность одного и того же взаимодействия. Электромагнитное взаимодействие легко увидеть с помощью простого эксперимента: снять с себя шерстяной свитер через голову, или потереть волосы о шерстяную ткань. Большинство тел имеет нейтральный заряд, но если потереть одну поверхность об другую, можно изменить заряд этих поверхностей. При этом электроны передвигаются между двумя поверхностями, притягиваясь к электронам с противоположным зарядом. Когда на поверхности становится больше электронов, общий заряд поверхности также изменяется. Волосы, «встающие дыбом» когда человек снимает свитер - пример этого явления. Электроны на поверхности волос сильнее притягиваются к атомам с на поверхности свитера, чем электроны на поверхности свитера притягиваются к атомам на поверхности волос. В результате происходит перераспределение электронов, что приводит к появлению силы, притягивающей волосы к свитеру. В этом случае волосы и другие заряженные предметы притягиваются не только к поверхностям не только с противоположным но и с нейтральным зарядами.

Слабое взаимодействие

Слабое ядерное взаимодействие слабее электромагнитного. Как движение глюонов вызывает сильное взаимодействие между кварками, так движение W- и Z- бозонов вызывает слабое взаимодействие. Бозоны - испускаемые или поглощаемые элементарные частицы. W-бозоны участвуют в ядерном распаде, а Z-бозоны не влияют на другие частицы, с которыми приходят в контакт, а только передают им импульс. Благодаря слабому взаимодействию возможно определить возраст материи с помощью метода радиоуглеродного анализа. Возраст археологических находок можно определить, измерив содержание радиоактивного изотопа углерода по отношению к стабильным изотопам углерода в органическом материале этой находки. Для этого сжигают предварительно очищенный небольшой фрагмент вещи, возраст которой нужно определить, и, таким образом, добывают углерод, который потом анализируют.

Гравитационное взаимодействие

Самое слабое взаимодействие - гравитационное. Оно определяет положение астрономических объектов во вселенной, вызывает приливы и отливы, и из-за него брошенные тела падают на землю. Гравитационное взаимодействие, также известное как сила притяжения, притягивает тела друг к другу. Чем больше масса тела, тем сильнее эта сила. Ученые считают, что эта сила также как и другие взаимодействия, возникает благодаря движению частиц, гравитонов, но пока не удалось найти такие частицы. Движение астрономических объектов зависит от силы притяжения, и траекторию движения можно определить, зная массу окружающих астрономических объектов. Именно с помощью таких вычислений ученые обнаружили Нептун еще до того, как увидели эту планету в телескоп. Траекторию движения Урана нельзя было объяснить гравитационными взаимодействиями между известными в то время планетами и звездами, поэтому ученые предположили, что движение происходит под влиянием гравитационной силы неизвестной планеты, что позже и было доказано.

Согласно теории относительности, сила притяжения изменяет пространственно-временной континуум - четырехмерное пространство-время. Согласно этой теории, пространство искривляется силой притяжения, и это искривление больше около тел с большей массой. Обычно это более заметно возле больших тел, таких как планеты. Это искривление было доказано экспериментально.

Сила притяжения вызывает ускорение у тел, летящих по направлению к другим телам, например, падающих на Землю. Ускорение можно найти с помощью второго закона Ньютона, поэтому оно известно для планет, чья масса также известна. Например, тела, падающие на землю, падают с ускорением 9,8 метров в секунду.

Приливы и отливы

Пример действия силы притяжения - приливы и отливы. Они возникают благодаря взаимодействию сил притяжения Луны, Солнца и Земли. В отличие от твердых тел, вода легко меняет форму при воздействии на нее силы. Поэтому силы притяжения Луны и Солнца притягивают воду сильнее, чем поверхность Земли. Движение воды, вызванное этими силами, следует за движением Луны и Солнца относительно Земли. Это и есть приливы и отливы, а силы, при этом возникающие, - приливообразующие силы. Так как Луна ближе к Земле, приливы больше зависят от Луны, чем от Солнца. Когда приливообразующие силы Солнца и Луны одинаково направлены, возникает наибольший прилив, называемый сизигийным. Наименьший прилив, когда приливообразующие силы действуют в разных направлениях, называется квадратурным.

Частота приливов зависит от географического положения водяной массы. Силы притяжения Луны и Солнца притягивают не только воду, но и саму Землю, поэтому в некоторых местах приливы возникают, когда Земля и вода притягиваются в одном направлении, и когда это притяжение происходит в противоположных направлениях. В этом случае прилив-отлив происходит два раза в день. В других местах это происходит один раз в день. Приливы и отливы зависят от береговой линии, океанских приливов в этом районе, и расположения Луны и Солнца, а также взаимодействия их сил притяжения. В некоторых местах приливы и отливы происходят раз в несколько лет. В зависимости от структуры береговой линии и от глубины океана, приливы могут влиять на течения, шторма, изменение направления и силы ветра и изменение атмосферного давления. В некоторых местах используют специальные часы для определения следующего прилива или отлива. Настроив их в одном месте, приходится настраивать их заново при перемещении в другое место. Такие часы работают не везде, так как в некоторых местах невозможно точно предсказать следующий прилив и отлив.

Сила движущейся воды во время приливов и отливов используется человеком с древних времен как источник энергии. Мельницы, работающие на энергии приливов, состоят из водного резервуара, в который пропускается вода во время прилива, и выпускается во время отлива. Кинетическая энергия воды приводит в движение мельничное колесо, и полученная энергия используется для совершения работы, например помола муки. Существует ряд проблем с использованием этой системы, например экологических, но несмотря на это - приливы являются многообещающим, надежным и возобновляемым источником энергии.

Другие силы

Согласно теории о фундаментальных взаимодействиях, все остальные силы в природе - производные четырех фундаментальных взаимодействий.

Сила нормальной реакции опоры

Сила нормальной реакции опоры - это сила противодействия тела нагрузке извне. Она перпендикулярна поверхности тела и направлена против силы, действующей на поверхность. Если тело лежит на поверхности другого тела, то сила нормальной реакции опоры второго тела равна векторной сумме сил, с которой первое тело давит на второе. Если поверхность вертикальна поверхности Земли, то сила нормальной реакции опоры направлена противоположно силе притяжения Земли, и равна ей по величине. В этом случае их векторная сила равна нулю и тело находится в состоянии покоя или движется с постоянной скоростью. Если же эта поверхность имеет уклон по отношению к Земле, и все другие силы, действующие на первое тело в равновесии, то векторная сумма силы тяжести и силы нормальной реакции опоры направлена вниз, и первое тело скользит по поверхности второго.

Сила трения

Сила трения действует параллельно поверхности тела, и противоположно его движению. Она возникает при движении одного тела по поверхности другого, когда их поверхности соприкасаются (трение скольжения или качения). Сила трения также возникает между двумя телами в неподвижном состоянии, если одно лежит на наклонной поверхности другого. В этом случае - это сила трения покоя. Эта сила широко используется в технике и в быту, например при движении транспорта с помощью колес. Поверхность колес взаимодействует с дорогой и сила трения не позволяет колесам скользить по дороге. Для увеличения трения на колеса надевают резиновые шины, а в гололед на шины надевают цепи, чтобы еще больше увеличить трение. Поэтому без силы трения невозможен автотранспорт. Трение между резиной шин и дорогой обеспечивает нормальное управление автомобилем. Сила трения качения меньше по величине сухой силы трения скольжения, поэтому последняя используется при торможении, позволяя быстро остановить автомобиль. В некоторых случаях, наоборот, трение мешает, так как из-за него изнашиваются трущиеся поверхности. Поэтому его убирают или сводят к минимуму с помощью жидкости, так как жидкостное трение намного слабее сухого. Именно поэтому механические детали, например, велосипедную цепь, часто смазывают маслом.

Силы могут деформировать твердые тела, а также изменять объем жидкостей и газов и давление в них. Это происходит когда действие силы распределяется по телу или веществу неравномерно. Если достаточно большая сила действует на тяжелое тело, его можно сжать его то до очень маленького шара. Если размер шаре меньше определенного радиуса, то тело становится черной дырой. Этот радиус зависит от массы тела и называется радиусом Шварцшильда . Объем этого шара настолько мал, что, по сравнению с массой тела, почти равен нулю. Масса черных дыр сконцентрирована в таком незначительно малом пространстве, что у них огромная сила притяжения, которая притягивает к себе все тела и материю в определенном радиусе от черной дыры. Даже свет притягивается к черной дыре и не отражается от нее, поэтому черные дыры действительно черны - и называются соответственно. Ученые считают, что большие звезды в конце жизни превращаются в черные дыры и растут, поглощая окружающие предметы в определенном радиусе.

Вы затрудняетесь в переводе единицы измерения с одного языка на другой? Коллеги готовы вам помочь. Опубликуйте вопрос в TCTerms и в течение нескольких минут вы получите ответ.

    ГЕРМЕНЕВТИКА БИБЛЕЙСКАЯ - отрасль церковной библеистики, изучающая принципы и методы толкования текста Свящ. Писания ВЗ и НЗ и исторический процесс формирования его богословских оснований. Г. б. иногда воспринимается как методическая основа экзегезы. Греч. слово ἡ… … Православная энциклопедия

    Т. е. применение закона к действиям, совершенным до обнародования закона, по принципу не допускается законодательствами. Закон не имеет обратной силы и не может нарушать приобретенных прав это положение многими юристами считается повелением права … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    - ’ФИЛОСОФСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ’ (‘Philosophische Untersuchungen’) главное произведение позднего периода творчества Витгенштейна. Несмотря на то что книга была издана лишь в 1953, через два года после смерти Витгенштейна, работа над ней велась с 1930 х …

    Эмиль (1889) венгерский пролетарский писатель. Первая его книга (сб. стихов «Город») вышла в издании венгерской соц. дем. партии в 1906. Примкнувший к соц. движению под влиянием русской революции 1905 молодой М. насыщает свою первую книгу… … Литературная энциклопедия

    Сила закона, т. е. применение закона к действиям,совершенным до обнародования закона, по принципу не допускаетсязаконодательствами. закон не имеет обратной силы и не может нарушатьприобретенных прав это положение многими юристами считается… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Somebody Blew Up America Башни Всемирного торгового центра в момент террористической атаки … Википедия

    - (Philosophische Untersuchungen) главное произведение позднего периода творчества Витгенштейна. Несмотря на то что книга была издана лишь в 1953, через два года после смерти Витгенштейна, работа над ней велась с 1930 х до последних лет жизни… … История Философии: Энциклопедия

    Закон - (Law) Определение закона, признаки и классификация законов Информация об определении закона, признаки и классификация законов Содержание Содержание Правовая природа и основные характеристики понятия. . Основные признаки закона. . Классификация… … Энциклопедия инвестора

    Законодательство - (Legislation) Содержание Содержание как комплекс нормативных актов Законодательство как деятельность по принятию Систематизация нормативных актов Правовая природа и основные характеристики понятия закон. . Основные признаки закона. .… … Энциклопедия инвестора

    Мировая экономика - (World Economy) Мировая экономика это совокупность национальных хозяйств, объединенных различными видами связей Становление и этапы развития мировой экономики, ее структура и формы, мировой экономический кризис и тенденции дальнейшего развития… … Энциклопедия инвестора

    ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I - [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

Книги

  • , Добрович Анатолий Борисович. Подавленное настроение знакомо каждому. В этой небольшой книжке-памятке А. Добрович, известный ученый, автор многих книг и психиатр с многолетним практическим опытом, знакомит читателя с…
  • Выбраться из депрессии. Психиатрическая памятка для всех, кого эта тема затрагивает , Добрович А.Б.. Подавленное настроение знакомо каждому. В этой небольшой книжке-памятке А. Добрович, известный ученый, автор многих книг и психиатр с многолетним практическим опытом, знакомит читателя с…

Проблема межнациональных отношений в нашем государстве стоит на особом счету, что естественно делает ее очень актуальной для нашего региона с его спецификой и особенностями в виде проживания различных народов исповедующих различные религии. В последнее время в средствах массовой информации и сетях интернет публикуются различные материалы по данной тематике. Недавно вышел в свет сборник научных работ по результатам работы конференции в одном Высшем учебном заведении Ставропольского края. В одной из работ автором которой является Туфанов, рассмотрены вопросы: веротерпимости, национализма и межнациональных отношений на Кавказе.

Так по мнению автора проблема толерантности и веротерпимости - самая острая, сложная и подвергаемая огласке особенно во многонациональных регионах, каким и является Северный Кавказ (здесь проживает более 50 этнических групп). На данную тему повсеместно ведутся споры, высказывается множество мнений на всех социальных уровнях: как на высшем, государственном, так и среди простых граждан.

Людей всех возрастов увлекают беседы, касающиеся толерантности и веротерпимости, национализма и межнациональных отношений на Кавказе, а как известно, сколько людей – столько и мнений. Одни придерживаются мирных позиций и выступают за братские отношения и дружбу народов, живущих на данной территории. Другие же поддерживают крайне националистские позиции, которые порой доходят до нацизма и ксенофобии.

К последним относятся лидеры различных движений, как исламских, так и славянских. Межэтнические и межнациональные конфликты - это очень серьёзная задача, которой сегодня занимаются и спецслужбы очень многих западных стран, и просто провокаторы. А основная масса их сторонников – молодежь. Это и является самым страшным в подобных течениях, ведь молодые люди – это надежда народа, а юноши и девушки с «затуманенным» разумом и неправильным отношением к другим нациям вряд ли смогут сохранить мир и единство в нашем регионе в будущем.

Многие из крайне настроенных людей попросту не знают истории России, Кавказа, истинного смысла текстов Корана и Библии, что безусловно на руку тем, кто стоит за подобными движениями. Поэтому, по моему мнению, первое, чем нужно заняться – это просвещение молодежи именно в этническом направлении с ранних лет. Люди, знающие традиции, их смысл и историю возникновения будут ценить как свою, так и чужую культуры. А значит, и друг друга. Ведь нигде мы не найдем такого разнообразия обычаев, поверий и прочего культурного достояния, как здесь - во многонациональном Северном Кавказе.

Зачастую межнациональная рознь базируется на религии. На этот счет все религиозные деятели Кавказа, как православные, так и мусульмане, имеют единое мнение: «Миллионы людей по всему миру хотят свободы и процветания для себя и для всего человечества… религия и политика должны служить прочным основанием для мира и диалога между цивилизациями, а не использоваться причиной разногласий и конфликтов. Все мы созданы Единым Создателем, и это обуславливает нашу взаимную ответственность за сохранение священного дара жизни».

Люди должны объединиться не смотря на разную национальную принадлежность, бороться против террористических актов и прочих братоубийственных столкновений в мире и на Кавказе.

Подобными идеи должно проникнуться и руководство нашего региона и Российской Федерации в целом, проводя здесь национальную политику с учетом этнических, культурных и исторических особенностей населения. Так как условия жизни формируют национальное сознание населения – сложную совокупность социальных, политических, экономических, нравственных, эстетических, философских религиозных и прочих взглядов и убеждений, характеризующих определенный уровень духовного развития нации. Понятие «национальное сознание» включает в себя такие элементы, как осознание нацией необходимости своего единства, целостности и сплоченности во имя реализации национальных интересов; понимание необходимости добрососедских отношений с другими социально-этническими общностями; осознанное отношение нации к своим материальным и духовным ценностям.

Как мне кажется, главная задача национальной политики – не притеснить ни один из народов Кавказа, обеспечить население возможностью самовыражаться и следовать обычаям своих предков, не доставляя при этом неудобства представителям других народностей. Тема отношений в регионе, как уже было сказано ранее, поднимается на государственном уровне, где почти у каждого руководителя существует свое мнение практически полностью противоположное друг другу.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что каждый житель Кавказа должен быть заинтересован решением национальной проблемы. Необходимо обеспечить достойные условия жизни в каждом субъекте нашего региона для всех народов на государственном уровне. А так же подтолкнуть молодежь Кавказа к взаимодействию и ведению конструктивного диалога. Люди должны понять необходимость братских отношений и всячески противодействовать конфликтам. Мы должны сохранить Кавказ для следующих поколений.

Подробное решение Параграф § 15 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Что такое нация? Как определяется национальность? Почему критикуют политику мультикультурализма?

Нация - социально-экономическая, культурно-политическая и духовная общность индустриальной эпохи.

Нация – исторически сложившаяся часть человечества, объединенная устойчивой общностью языка, территории, экономической жизни и культуры.

Национальность – принадлежность человека к определенной этнической общности людей, отличающейся особенностями языка, культуры, психологии, традиций, обычаев, образа жизни.

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе Мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответ­ствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопросы и задания к документу

Из Конституции Российской Федерации.

Преамбула

Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

1. Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

2. Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

2. Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

1. Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

3. Российская Федерация гарантирует всем её народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.

Вопрос 1. Как в Преамбуле характеризуется народ, принявший данную Конституцию?

Многонациональный народ Российской Федерации, соединённые общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Вопрос 2. В каких положениях Преамбулы отражено понимание нации в этническом значении этого слова?

Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не может быть принуждён к определению и указанию своей национальной принадлежности.

Каждый имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества.

Вопрос 3. В чём выражается гуманистический подход к межнациональным отношениям, реализованный в данном документе?

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Вопрос 4. Какие проявления националистических взглядов запрещены в Конституции?

Не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Вопрос 5. Чем можно объяснить утверждение русского языка в качестве государственного?

Государственным языком Российской Федерации на всей её территории является русский язык.

Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

Государственный язык - предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В каких двух значениях используется понятие «нация»? Какие признаки характерны для гражданской нации?

Понятие «нация» используется сегодня в двух основных значениях. Первое связывает нацию с этносом. Греческое слово «этнос» означает «народ». Под этносом, по мнению ряда учёных, понимается исторически сложившаяся на определённой территории совокупность людей, обладающих общностью культуры, языка, а главное - сознанием своего единства.

Нация складывается в течение длительного времени в результате сближения, «сплавления» представителей различных (родственных и неродственных) племён и народностей. Естественно, что понятие «нация», призванное отразить сложнейшие общественные процессы, выкристаллизовывалось также достаточно долго.

В начале XX в. главными признаками нации считались общность языка, территории, экономической жизни, психологического склада. Современные учёные соглашаются с тем, что на этапе формирования нации эти признаки имеют большое значение. Вместе с тем единство нации может поддерживаться и общностью самосознания, духовных и культурных ценностей, а также исторической судьбы.

Наряду с этнокультурным есть и иное понимание нации. Под нацией понимается культурно-политическая общность граждан определённого государства. Помимо некоторых культурных факторов (языка), нацию в таком понимании связывает принадлежность к одному государству. Именно в этом значении используется понятие гражданская нация.

Употребляя понятие «нация», надо помнить об этих двух смыслах - этническом и общегражданском. В зависимости от контекста смыслы могут меняться. Например, в словосочетаниях «национальный гимн», «российский национальный оркестр» понятие «национальный» имеет общегражданский смысл, в словосочетаниях «национальная традиция», «национальный костюм» или «национальный танец» - этнический.

Вопрос 2. Что такое толерантность в межнациональных отношениях?

Толерантность - это готовность благосклонно признавать, принимать поведение, убеждения и взгляды других людей и организаций, которые отличаются от собственных. При этом даже в том случае, когда эти убеждения или взгляды не разделяются, не одобряются и даже могут являться вредоносными для всех.

Толерантность в межнациональных отношениях - это не просто терпимость к другой нации, а готовность понять другое мнение, не навязывая своих принципов, взглядов, убеждений по отношении к нации; умение найти компромисс, поэтому происходит двухсторонний процесс.

Вопрос 3. Раскройте функции национального самосознания в формировании и сплочении в современной жизни нации.

Функции исторической памяти и национального самознания в формировании и сплочении в современной жизни нации заключаются в том, что нация понимает культурное наследие своих предков и пытается продолжить их деятельность, брать с них пример или, наоборот, остерегаться их ошибок. У члена национального социума развивается патриотизм. В связи со всеми этими процессами развиваются культурная деятельность и образование государства.

Вопрос 4. В чём заключается политика мультикультурализма? В чём вы видите её сильные и слабые стороны?

Мультикультурализм - политика, направленная на сохранение и развитие в отдельно взятой стране и в мире в целом культурных различий, и обосновывающая такую политику теория или идеология.

Мультикультурализм противопоставляется концепции «плавильного котла», где предполагается слияние всех культур в одну. В качестве примеров можно привести Канаду, где культивируется подход к различным культурам как частям одной мозаики, и США, где традиционно провозглашалась концепция «плавильного котла», но в настоящее время более политкорректной признана концепция «салатницы».

Мультикультурализм - один из аспектов толерантности, заключающийся в требовании параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры. Идея мультикультурализма выдвигается главным образом в экономически развитых странах Запада, где наблюдается значительный приток иммигрантов. В современной Европе мультикультурализм предполагает прежде всего включение в её культурное поле элементов культур иммигрантов из стран «третьего мира».

Критики мультикультурализма утверждают, что в итоге получается полное разрушение многовековых культурных устоев, развитых культурных традиций, так как подобное смешение всегда ведёт к усреднению. По их мнению, если низкий уровень культурного развития мигрантов несомненно повышается, то высокий уровень культуры целевой страны мультикультурализма неизменно падает.

В 2010-е годы ряд лидеров европейских стран, придерживающихся правых, правоцентристских и консервативных взглядов, заявляли, что считают политику мультикультурализма в своих странах провалившейся.

Критики мультикультурализма могут стоять на позиции культурно-социальной интеграции различных этнических и культурных групп в соответствии с существующими законами и ценностями страны. Помимо этого, критики могут настаивать на ассимиляции различных этнических и культурных групп, приводящей в итоге к единой национальной идентичности.

Вопрос 5. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?

История межнациональных отношений переполнена проявлениями неприязни, непримиримости, нередко приводившей к конфликтам, порой трагическим. И сегодня, к сожалению, межнациональные конфликты не ушли в прошлое.

В межнациональных столкновениях гибнут люди, уничтожаются материальные ценности. Причин тому много, и искать их следует не только в экономических проблемах, в безработице, в ухудшении экологической обстановки, в антидемократических законах и т. д. Особенно тяжёлые последствия вызывает подавление нации (ущемление прав людей по национальному признаку, преследование национальной религии, культуры, языка) или принижение её, пренебрежение национальными чувствами.

Национальные чувства очень уязвимы. По наблюдениям психологов, проявления национальной вражды вызывают у людей состояние глубокого пессимизма, отчаяния, безысходности. Сознательно или бессознательно они ищут поддержку в национально близкой среде, полагая, что именно в ней обретут душевное равновесие и защиту. Нация как бы уходит в себя, замыкается.

История свидетельствует, что в таких случаях нередко возникает желание найти виновного во всех бедах. А поскольку их глубинные причины часто остаются скрытыми от массового сознания, то главным виновником чаще всего представляются люди другой национальности, проживающие на данной или соседней территории. Постепенно складывается «образ врага» - опаснейшее социальное явление. (Подумайте над этими явлениями, сделайте выводы.)

Вопрос 6. В чём опасность национализма?

Разрушительной силой может стать и националистическая идеология. Национализм по-разному проявляет свою социально-политическую направленность. Так, движения, связанные с идеями национализма, возрождения своей нации, сыграли немаловажную роль в антиколониальной борьбе народов Америки, Африки, Азии.

Однако, как свидетельствует исторический опыт, особенно опыт XX в., национализм из идеологии и политики борьбы против национального угнетения всё чаще превращается в утверждение словом и делом превосходства и даже исключительности «своей» нации.

Своё крайнее выражение политика национализма получила в странах с фашистскими режимами. Человеконенавистническая идея «расового превосходства», искоренения «неполноценных» рас и народов вылилась в практику геноцида - истребления целых групп населения по национальному признаку.

Вопрос 7. В чём суть гуманистического подхода к этническим проблемам?

В толерантности, терпимости. Признании того, что у людей есть право жить по законам своего этноса, если это не противоречит условиям общежития и взаимоотношений с прочими этносами.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Как вы считаете, затрагивает ли проблема межнациональных отношений каждого из нас? Ответ аргументируйте.

Затрагивает. Даже, если вы исключили для себя общение с инородцами, то, хотя бы, своим детям вы обязаны объяснить «кто есть кто», предупредить о возможных, вероятных негативных последствиях общения с теми, или иными представителями других национальностей.

Людей много и проблема совместного проживания разных людей будет существовать всегда.

Вопрос 2. Учёные утверждают: агрессивный национализм характерен для малообразованных слоёв населения и часто является способом самооправдания собственной неспособности к политическому мышлению. Согласны ли вы с этой точкой зрения? Свой ответ подкрепите конкретными историческими примерами.

Агрессивный национализм характерен не только для малообразованных слоев населения, но и для тех, кто взял на вооружение нацистскую идеологию. Причем в случае агрессивности малообразованных слоев населения их агрессия носит характер кратковременной вспышки, ибо им некогда агрессивничать так как заняты насущными проблемами. Если же целая нация вооружается агрессией, объявляя себя богоизбранными или арийцами, то в этом случае агрессию можно остановить лишь кардинальными и решительными действиями.

Вопрос 3. В тексте Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» прочтите пункт 1 ст. 1. Подготовьте ответы на вопросы: 1) что согласно закону следует понимать под: а) экстремистской деятельностью, б) экстремистской организацией, в) экстремистскими материалами? 2) Какие действия в сфере национальных и межнациональных отношений закон относит к экстремистской деятельности?

1) экстремистская деятельность (экстремизм):

Насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

Публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

Возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

Пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

Воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

Воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

Совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

Пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций;

Публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

Публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

Организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

Финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

2) экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности;

3) экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.