Знаменитые люди забайкалья наши земляки. Энциклопедия забайкалья. От Хунну до Монголов

Знаменитые люди Забайкалья

Самый известный писатель читинской детворы родился в с. Усть-Дая Сретенского района Читинской области. С малых лет работал, учился в школе-интернате. Затем была школа техников железнодорожного транспорта, работа на Читинском паровозовагоноремонтном заводе и сотрудничество в местных газетах. Журналистика захватила молодого рабочего, он переходит в отдел рабочей молодежи газеты «Комсомолец Забайкалья». Работая в редакции, он побывал почти во всех уголках Забайкалья

Михаил Евсеевич родился в селе Сухайтуй Шилкинского района Читинской области. Пройдя трудовой путь от табунщика, судостроителя, журналиста, он принес в поэзию глубокое знание жизни. В 1978 году с отличием окончил Литературный институт им. М. Горького.

Михаил Вишняков является масштабной фигурой в литературной и общественной жизни края.

Коренной забайкалец. Родился в 1956 году в селе Ундино-Поселье, Балейского района Читинской области.

Окончил сельскую школу, далее была военная служба в пограничных войсках. После службы работал корреспондентом окружной газеты «Агинская правда». Затем – корреспондентом в многотиражной газете в городе Омске, машинистом на нефтеперегонной установке, бойцом в пожарной части, редактором в Читинском отделении Восточно-Сибирского книжного издательства.

Обучался в Литературном институте им. А.М. Горького. Работает в жанре прозы

Известный забайкальский писатель Николай Дмитриевич Кузаков, большой знаток сибирской тайги, настоящий мастер прозы, основанной на легендах и былях самобытных народов Забайкалья родился в глухой таежной деревне Ика Катангского района Иркутской области.

Детские годы пришлись на военные годы. С малых лет мальчик был обучен охотничьему ремеслу, помогал взрослым.

В 1945 году семнадцатилетним пареньком, прибавив себе год, он уходит в армию. Служба привела его в Забайкалье. Здесь Дмитрий оканчивает вечернюю школу и в 1963 поступает в Хабаровскую Высшую партийную школу.

Имя Бориса Ильича Кузника известно не только в России – в мире. Ученый, автор нескольких сотен научных статей, более двух десятков монографий, профессор, почётный член ряда зарубежных академий. И помимо перечисленного, он ещё Почётный гражданин города Читы, кавалер медали ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, председатель бывшего областного отделения фонда милосердия и здоровья, член Союза писателей России. Многие читатели знают Бориса Ильича по научно-популярным, художественным книгам.

Певец забайкальской природы, талантливый писатель Виктор Брониславович родился в городе Чите. Его дед, литовец по национальности, в 90-е годы XIX века приехал в Забайкалье строить железную дорогу.

В 1935 году будущий писатель закончил горный металлургический техникум, затем служил в Советской Армии. По окончании службы, пройдя курсы механиков связи, работал телеграфистом в управлении железной дороги. Целый период жизни писателя связан со станцией Могзон Забайкальской железной дороги, где он работал лесообъезчиком. Печататься начал с 1947 года – в газете «Забайкальский рабочий» появились первые рассказы автора.

Один из старейших писателей Забайкалья, участник Великой Отечественной войны Василий Григорьевич Никонов родился в с. Мотызлей Горьковской области. Рано остался без матери. Семь лет спустя переехал с отцом на Дальний Восток, в Приморский край, в бухту Терней. Там окончил среднюю школу, работал в районной газете «Ударник Тернея». Во Владивостоке прошел курс обучения газетных работников, сотрудничал в краевых газетах.

Окончил школу военных авиамехаников в Иркутске, служил в частях Забайкальского военного округа, десять лет работал корреспондентом армейской газеты «Советский летчик».

«Я родилась в Чите – городе, славном своими литературными традициями» – так говорит о себе известная писательница Алла Георгиевна Озорнина.

Творческий путь Аллы Георгиевны был не простым. С детства, увлекалась литературой, мечтала ещё со школы стать писателем, но по совету родителей поступает в Читинский медицинский институт, и сразу же после окончания – на заочное отделение историко-филологического факультета педагогического института. Получив второй диплом, Алла Георгиевна не решается оставить медицину и продолжает работать врачом.

В 1994 году Алла Георгиевна уходит из медицины и в течение 8 лет работает корреспондентом в Читинской государственной телевизионной и радиовещательной компании.

Первые серьёзные шаги в литературе она сделала как автор коротких юмористических рассказов.

  • Эхо минувших веков [Текст]: повесть. – Чита: Экспресс-издательство, 2004. – 201 с. – (Ужастики).

Валентина Семеновна известный забайкальский литератор, краевед.

Родилась в селе Калюткино Свердловской области. В 1936 году, после смерти отца, семья переехала в Читу. Окончив семь классов, Валя поступила в Читинский строительный техникум.

В 1966 году заочно окончила филологический факультет Читинского педагогического института.

Литературным творчеством увлекалась с юности. Будучи студенткой строительного техникума, в 1954–1955 годах, занималась в литературном объединении при газете «Комсомолец Забайкалья».

Увлечение краеведением привело Валентину Семеновну к работе над книгой «Читинский острог» в соавторстве с братом – Иваном Семеновичем Попковым.

Детский поэт Николай Витальевич Ярославцев родился и живёт в Чите.

В девятилетнем возрасте попробовал писать стихи. Начал печататься в 1969 году в газете «Комсомолец Забайкалья». В то время Николай ещё учился в железнодорожном техникуме, после окончания которого работал на железной дороге – строил малую железную дорогу, затем работал техником по авиаприборам на читинском авиапредприятии.


> ЛЕГЕНДАРНЫЕ ЛЮДИ ЗАБАЙКАЛЬЯ.

Татьяна

Ребята,вы совсем забыли о тех кто в песнях прославлял наше Забайкалье.Я имею в виду нашего легендарного композитора ВОЛКОВА.Он написал очень много красивых песен о нашем крае.Мы с мужем небыли в Забайкалье более 30 лет,но песни поем до сих пор.Волков работал в Доме народного творчества при Управлении культуры Читинской областии был руководителем народного хора.Больше мненичего не известно.Может что-то расскажете нового.

Татьяна

Альберту Полковникову огромную благодарность за организацию такого хорошего дела.Вы не представляете,что для нас,кто находится далеко от родных мест -это как глоток свежего воздуха.СПАСИБО!

Дима(Вадим)

:-) ...Это уже третий Волков...

Галина

ВОЛКОГОНОВ Дмитрий Антонович-(1928-95гг) - историк, философ, государственный деятель. Генерал-полковник.
Родился в селе МАНГУТ Кыринского р-на (мой земляк)

Елена

Лавринайтис Виктор Брониславович (1915-2003) - писатель, один из представителей забайкальской литературы. Романы, повести, рассказы "Лесники", "Охотничьи встречи" Лесная быль" и т.д. Повесть для детей и юношества "Падь золотая" вошла в фонд российской детской литературы.

Георгий Граубин -заб. писатель, детский поэт, заслуженный работник культуры РСФСР. Стихи для детей, рассказы, книги "Серебряный капкан", "Четырёхэтажная тайга" и т.д.

Игорь

Намсараев

Хоца Намсараевич , бурятский советский писатель. Член КПСС с 1925. Родился в семье бедняка-скотовода. Один из зачинателей бурят. сов. литературы, Н. печатался с 1919. Автор пьес "Тьма" (1919), "Оракул Дамби" (1920), "Тёмная жизнь" (1921), "Кнут Тайши" (1945, рус. пер. 1959) и др.; многочисленных стихов и поэм, романа "На утренней заре" (1950, рус. пер. 1959), повестей "Цыремпил" (1935), "Однажды ночью" (1938), "Луч победы" (1942), сборников рассказов, сатирических стихов и др. Творчество Н., в котором использованы мотивы и образы народной поэзии, посвященные тяжёлому прошлому родного народа, его борьбе за Сов. власть, его героическому труду на фронте и в тылу в годы войны. Депутат Верховного Совета СССР 2-5-го созывов. Награжден орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Виктор

Даши Намдаков (1967г.р., с. Укурик Читинской обл.), скульптор, художник, ювелир. Его работы хранятся в Эрмитаже и др. музеях мира, в частных коллекциях Путина,

Шаймиева, Лужкова, Абрамовича, Г. Шредера и др. Живет

в Москве.

Виктор

Тюриков Виктор Иванович (26.09.1954г., рудник Этыка Балейского р-на Читинской обл. - 7.08. 2003г. Чечня)- военный

летчик, Герой России. Погиб при выполнении боевого задания,

ценой своей жизни спас жизнь остальным членам экипажа вертолета. Мой одноклассник...

Виктор

Шкидченко Владимир Петрович, 1948г.р., Чита - Министр обороны Украины (2001-2003г.г.), генерал армии. Его отец

служил в ЗабВО, погиб в Афганистане в 1982г., Герой России

(посмертно).

Лидия

Доржи Банзаров-первый бурятский ученый-востоковед

Сергей

ПОЛЯКОВ ИВАН СТЕПАНОВИЧ (1845 – 1887)
Забайкальский казак и российский ученый родился в бедной казацкой семье в Новом Цурухайтуе. Мать бурятка, отец - русский. В 14 лет станичники отправили Ивана в Иркутское военное училище. В Иркутске знакомится с князем Петром Алексеевичем Кропоткиным - офицером Амурского казачьего войска. В 1866 году – совместная экспедиция по заданию Восточно-Сибирского отдела географического общества по Нерчинскому округу. В 1867 году И.С.Поляков приезжает в Петербург. Терпя нужду, экстерном сдает экзамены за курс гимназии и через 2 года становится студентом физико-математического факультета Петербургского университета. Затем работа в Зоологическом музее АН, исследования в различных районах России, путешествия, в том числе и кругосветное. Лауреат Золотой медали Русского Географического общества. На здании штаба СибВО-памятная доска.

Сергей

Кандинский Виктор Хрисанфович 1849-1889 - выдающийся психиатр, родился в селе Бянкино Нерчинского района.
Прадедом Виктора Кандинского былизвестный сибирский купец-миллионер Хрисанф Петрович Кандинский, вруках которого и шестерых его сыновей была сосредоточена вся торговляна Нерчинских заводах.
Имя Кандинского приобрело мировуюизвестность после описания им синдрома психического автоматизма иклассического исследования псевдогаллюцинаций. Кандинский существеннодополнил главу об обманах чувств, впервые намеченную Эскиролем иразработанную немецким психиатром Гагеном (1814-1888), ученикомпсихиатров Фридрейха и Якоби, которому принадлежит изобретение слова«катамнез».

Нина

Моя мама Филиппова Нина Прокопьевна - заслуженный работник культуры РФ с 1972 года. Она всю свою трудовую жизнь проработала в библиотеке с. Акши.

Елена
А мой класс в свое время в пионеры Георгий Граубин принимал!И книжка сохранилась с его автографом. Кружок краеведческий вспоминается и "Четырехэтажная тайга"....Мне кажется несправедливым не упомянуть о таком нашем земляке!

ГРАУБИНГеоргий Рудольфович (р. 11.6.1929, с. Усть-Дая Сретенского р-на), детский поэт, прозаик, переводчик,засл. работник культуры РСФСР, почетный гражданин Чит. обл., акад. МАНЭБ. Автор книг, вышедших в Чите, Иркутске, Новосибирске, Москве, Ашхабаде, Улан-Баторе, Риге: «Любознательный народ», «Ссора в грамматике», «Для чего в домах углы», «Косолапый музыкант» идр. Стихи переведены на многие яз., включены в школьные учебники, пособия для учителей, антологии, положены на музыку. Особой гранью творчества Г. считается его работа в жанре научно-популярного краеведения: «Четырехэтажная тайга», «На берегах таинственной Силькари», «Серебряный капкан», «Прежде, чем грянет выстрел», «Звонок в историю».

Галина
Лет 12 назад к нам в Степь приезжал Александр Михайлов. Давал не большое интервью в доме офицеров и концерт. Успела взять автограф.

Виктор

Григо́рий Миха́йлович Семёнов (1890-1946) - казачий атаман, деятель Белого движения в Забайкалье и на Дальнем Востоке. Родился 13 (25) сентября 1890 года в карауле Куранжи Дурулгуевской станицы Забайкальской области. Образование получил в двухклассном училище в Могойтуе и Оренбургском казачьем юнкерском училище (1908-1911). Свободно говорил по-монгольски и по-бурятски. Указом Верховного правителя А. В. Колчака от 4 января 1920 Г. М. Семёнову была передана (до получения указаний от назначенного Верховным Правителем России А. И. Деникина) «вся полнота военной и гражданской власти на всей территории Российской Восточной Окраины, объединённой российской верховной властью».4 апреля 1994г. в отношении Г.М.Семёнова Военная коллегия Верховного Суда РФ пересматривала уголовное дело. По статье 58-10 ч. 2 (антисоветская агитация и пропаганда) УК РСФСР дело прекращено за отсутствием состава преступления.

ДВОРЦОВСКАЯ КУЛЬТУРА, археол. культура бронзового и раннего железного веков. Представлена 2 группами памятников, находящимися в остепненных местах центр. и юго-вост. р-нов Заб. кр., в бас. рр. Ингода , Шилка , Аргунь . Названа по расположению погребений, найденных в 1974 в урочище Дворцы на р. Кадала, в 20 км к сев.-зап. от Читы. Хронологические рамки Д. к. - сер. 2-го - сер. 1-го тыс. до н. э. Ингодинской группе памятников присущ обряд погребения под крупными, овальной формы выкладками курганного типа диаметром 6-8 м. Под кладкой располагались могильные ямы, плотно забутованные камнем. Погребенные лежали на спине, головой на вост.-сев.-вост. в окружении черепов жертвенных животных. Кол-во черепов: от 2-3 до 10-20. В погребальном обряде устойчиво прослеживаются те элементы, к-рые дворцовцы восприняли у более древних насельников края, оставивших крупные куполообразные округлые курганы на вершинах возвышенностей в эпоху позднего неолита и раннего металла. В них находят вещи, к-рые напоминают дворцовские, однако выполнены из др. материалов.

Погребальный инвентарь Д. к. представлен предметами, выполненными в бронзе, камне, кости. В ранних погребениях вещевые наборы включают предметы украшения накосников и поясов. Детали поясов состоят из пуговиц-бляшек и ярусных накладок без орнамента. Иногда присутствуют изделия в виде подчетырехугольных пластин в составе наборного пояса. На обороте этих пластин - по 4 петельки для крепления, а на внешней стороне - графические изображения парящих орлов и танцующих человечков, подобные тем, что изображены красной охрой на скалах. В состав накосников и нагрудной гарнитуры входили те же неорнаментированные ярусные бляшки-накладки и бусины из заб. минералов, реже бронзовый бисер и концевые ложечковидные привески, отлитые в односторонних формах-отливках. В некоторых погребениях найдены крестовидные привески из бронзы, зеркала, иногда с рельефным узором. Изредка в погребальном инвентаре присутствуют орудия труда и предметы быта. В основном черешковые ножи глазковского (листовидные, однолезвийные) или амурского (листовидные, 2-лезвийные) типов. Последние имеют полулунную форму с валиковой жилкой ближе к одной из сторон. Встречаются редкие экземпляры ножей с прямым обушком и желобчатой рукояткой. Иногда обнаруживаются 4-гранные шильца, черешковые наконечники стрел из кости, реже металла.

На поздних этапах Д. к. появляются предметы украшений, выполненные в «зверином стиле» с изображением свернувшегося хищника, лошадки и др. Керамика дворцовцев представлена особым типом ведрообразных сосудов с узким плоским днищем на небольшом поддоне, украшенная в верх. части «жемчужником» и оттисками гребенчатого штампа. В погребальном обряде шилкинской группы сохраняется ритуал жертвоприношений с элементами парциальной магии, к-рый находит отражение в укладке голов животных в могилу (по принципу «часть заменяет целое») и служит показателем устойчивости состава стада, в к-ром превалирует крупный рогатый скот, лошадь и овца. В отдельных случаях черепа выносились за пределы погребения и укладывались в специально подготовленных нишах для целой группы могил. Иногда вместо черепов использовались части скелета животных: позвоночник, ребра, лошадиные бабки и бараньи альчики, мелкие косточки. В ранних дворцовских могилах черепа укладывались вниз глазницами, вверх челюстными салазками, реже наоборот. В шилкинской группе значительное кол-во черепов лежат вверх лобными долями. Они окружали погребенного, иногда располагаясь полудугой с лев. стороны. Ориентация погребенных - головой на вост. с уклоном к сев., реже к югу. В погребальных комплексах превалируют предметы украшений, к-рые представлены нагрудной гарнитурой, элементами головного убора, поясными наборами, реже орудиями труда и быта. К ним добавились детали конской сбруи и вооружение. На большинстве предметов появился орнамент в виде графического и объемного изображения или выполненного в выемчатой технике с использованием разного цвета наполнителей. Вместо обычных ярусных накладок и пуговиц появились изделия с фигурной ср. частью и предметы с причудливыми ленточно-спиралевидными завитками, напоминающими орнамент народов Ср. Амура. Такие узоры покрывают и более крупные предметы в виде конских нащечников или подчетырехугольных ременных обойм. Подобными завитками образованы личины в середине обоймочек с парой проушин по краям, наподобие масок-личин на прибрежных камнях Сакачи-Аляна на Амуре. Детали узды в погребении составляют бронзовые ворворки, распределительные и концевые обоймочки-бляшки, иногда выполненные в развитом «зверином стиле». В состав роскошной нагрудной гарнитуры входили мельчайшие бусинки-бисеринки, более крупные цилиндрические, бочонковидные и др. бусы из заб. минералов. Они дополнялись различными подвесками из бронзы лировидной, трапециевидной, плетевидной форм, зубчатыми привесками и изделиями с изображениями сцен противопоставления барана-козла и птицы утиной породы - демиурга Вселенной, согласно мифам амурских народов. В этих захоронениях появились биметаллические и железные предметы, в т.ч. стрелы и ножи. Все реже в них встречается керамическая посуда. Восстановлен сосуд котлообразной формы на поддоне. В верх. части он украшен накладными валиками и широкозубчатым штампом с пояском наколов и гладкими стенками. Поселения Д. к. носили сезонный характер. Хоз. основу составляло скотоводство. Охота и примитивное земледелие играли вспомогательную роль. Среди животных чаще встречались домашние виды (баран, лошадь, корова), реже - дикие (олень, косуля, дикий баран). На поселениях обнаружено много изделий из камня и кости, в т.ч. орудия для обработки металла, встречаются бронзовые шлаки и отдельные предметы из бронзы. Гораздо разнообразнее керамика, к-рая по типу и орнаментации восходит к более ранней керамике каменного века. На заб. материалах прослежены основные этапы возникновения и развития Д. к. Наиболее крупные памятники найдены у сс. Угдан, Колочное, Черемхово, Арта, Жипковщина, Александровка в бас. р. Ингода, Новоильинское на р. Шилка, у г. Канга в Приаргунском р-не.

В первом тысячелетии н. э. на территории Читинской области проживали племена эвенков, позже - бурят. С 18 в. территорию Забайкалья начали осваивать русские колонисты. В числе первых колонистов было много ссыльных старообрядцев. С 1782-1783 гг. Читинская область входила в состав Нерчинской (Забайкальской) области Иркутского наместничества, с 1851 Забайкальская область в составе Иркутской губернии, со столицей в Чите. В 1870 в области образуются три новых округа: Баргузинский, Селенгинский, Читинский, в 1872 - Троицкославский, Акшинский и Нерчинско-Заводский. С 19 в. главной отраслью промышленности является горнодобывающая. На рудниках и заводах области трудилось множество каторжан. После восстания 14 декабря 1825 в Читинскую область (Нерчинскую каторгу, Акатуйскую тюрьму и др.) были сосланы десятки декабристов (братья Бестужевы, М. С. Лунин , Н. М. Муравьев , С. Г. Волконский , А. И. Якубович и др.), позже к некоторым приехали жены (Е. И. Трубецкая, М. Н. Волконская, А. Г. Муравьева). Декабристы оказали воздействие на развитие культуры края. В 1851 было создано Забайкальское казачье войско с центром в Чите.

В конце 19 в. строительство Транссиба придало импульс экономическому развитию края. В годы Гражданской войны на территории области происходили ожесточенные сражения Красной Армии с армиями адмирала Колчака и атамана Г. М. Семенова. 6 апреля 1920 была создана Дальневосточная Республика (ДВР). В 1922 ДВР вошла в состав РСФСР. В апреле 1926 Забайкальская губерния была разделена на Читинский и Сретенский округа, входившие в состав Дальневосточного края. В конце 1920 - начале 1930-х в ходе коллективизации уничтожались казачьи хутора; скотоводов-бурят насильственно переводили на оседлый образ жизни. В марте 1934 было принято решение о создании Читинской области, вошедшей в состав Восточно-Сибирского края. 26 сентября 1937 Восточно-Сибирский край был разделен на Иркутскую и Читинскую область. В составе Читинской области был образован Агинский Бурят-Монгольский национальный округ. В 1948 в связи с образованием Амурской области из состава Читинской области было выделено 6 районов. 2 марта 1969 произошел вооруженный конфликт на советско-китайской границе в районе пограничного пункта Нижне-Михайловка на острове Даманский.

М. С. Лунин

Н. М. Муравьев

С. Г. Волконский

А. И. Якубович

Культура

Чита. Памятник русского деревянного зодчества - деревянная церковь Михаила Архангела («Церковь декабристов»). 1776.

Исторические памятники : комплекс памятников Нерчинского острога (17-18 вв.), деревянная Михайло-Архангельская церковь (18 в., Чита), деревянная церковь Святых Петра и Павла (19 в., Петровск-Забайкальский), Акатуйская тюрьма, музей декабристов, кладбище (19 в., Шилка), Воскресенский собор (1825, Нерчинск), Агинский буддистский дацан (19 в., Агинский-бурятский автономный округ). Природно-культовые комплексы Читинской области: Алханай (Дульдургинский район), «Ламский городок» (Красночикойский район), «Каменный город» в среднем течении реки Деловун (Тунгокочинский район) и др. На территории Нерчинского района находится уникальный Савватеевский карьер самоцветов.

В Читинской области 5 государственных музеев, работают Областной драматический театр и цирк. В 1921 в Чите открылось первое высшее учебное заведение - Государственный институт Народного образования.
Уроженцы области атаман Г. М. Семенов, актеры братья Соломины, политик А. А. Собчак, музыкант и дирижер О. Л. Лундстрем и др.

История Забайкалья. Хараузское противостояние. Начало и последствия. Посвящается моим землякам – хараузцам и моим двум внучкам, чтобы знали и помнили. Современный Харауз находится в Петровск-Забайкальском районе Забайкальского края (бывшей Читинской области). Для начала хотелось бы объяснить своё понимание смысла жизни наших предков на хараузской земле. Кто бы они ни были - староверы, старообрядцы или семейские. Они считали себя нормальными людьми, идентифицировали себя с обычными русскими людьми. Все эти названия пришли к ним со стороны, а вера их была всегда крепка и право на веру признано последующими поколениями. У первых поселенцев на новом месте среди удобных преимуществ для жизни были: наличие леса для скита (а всё началось со скита, рядом с местом стояния кочевников), двух речек, земельных угодий для разработки пашни и сенокосов. Они обнаружили, что грунт на глубине пахотного слоя имеет слой глины, а сам пахотный слой был бедный суглинок, но это их не испугало. Землю пришлось копать в первые дни пребывания на новом месте. Строились землянки с установкой деревянного сруба, достаточно комфортного жилья того времени. А ещё глубже, что подтвердилось значительно позже, был каменный уголь. Наши предки были опытными земледельцами. Они понимали, что наличие водонепроницаемого слоя глины на глубине пахоты - это и есть идеальные условия для формирования чернозёма - гаранта стабильных хороших урожаев. Занавоживая отходами скотоводства участок за участком, соблюдая севооборот, с задачей на длительный срок, они работали над плодородием. Эту землю считали своей, стараясь передать своим наследникам больше плодородия. Создавали для удобства большие семьи и ставили крепкие избы. Земля радовала. Вот и появились красивые, всем известные традиции и обычаи. Братскими людьми, а также другими русскими: казаками и другими поселенцами в нашем регионе, такие русские за особые старания на земле были названы семейскими. С братскими жили абсолютно толерантно, без взаимных претензий на веру. Для них было важно, что буряты никогда не учили их как креститься, как исполнять религиозные обряды. В 1920-е годы эти традиции и обычаи были существенно подорваны. Осталось то, что осталось. Строительство часовни, а вернее вопросы, возникшие в связи с её строительством, подтолкнули написать «Хараузское противостояние. Начало и последствия». На протяжении длительного периода своей истории Харауз жил спокойно и размеренно. Все катаклизмы начала ХХ века как бы обходили деревню стороной. Всё началось с организации партизанского восстания в середине 1919 года сторонниками советской власти в нашем регионе. Организатором и руководителем восстания был представитель Иркутского Ревкома Лебедев Е.В. (1897-1938). Озвученной до начала восстания целью было стремление не допустить партизанами помощи отступающим колчаковцам со стороны семёновцев и японцев из Забайкалья. Для этого предполагалась организация партизанами заслонов на железной дороге от Петровского завода до Байкала, а также заслонов на основных грунтовых дорогах этого направления. Была и другая цель восстания, главная, которая стала известна только по окончанию гражданской войны. Об этом в конце очерка. Один из таких заслонов был устроен в декабре 1919 года недалеко от Харауза, в сторону Петровского завода. 4 января 1920 года этот заслон был семеновцами и японцами разбит. Ещё. В феврале - марте 1920 года через деревню прошли с запада отступающие части колчаковцев - каппелевцы. В Петровском Заводе на железной дороге не хватало теплушек для транспортировки последних их отрядов в Читу. В Хараузе в ожидании расположился на постой их конный отряд. При уходе из деревни им стало ясно, что теплушек всем не хватит, что придется вскачь добираться до Читы. Многие оставили своих коней деревенским жителям, у которых квартировали. Кони были слабые и больные. С восстановлением советской власти, не торопясь, было проведено расследование. Современным языком: "охота на ведьм". Очевидцы рассказывают, что в дом, в который заходил следователь с наганом, приходила беда. Надо сказать, что хараузцы в силу своего менталитета всегда были не особо лояльны любой власти. Жителям ставилась в вину помощь врагам советской власти, припомнили коней и отказ идти в заслон. Кто из них пытался оправдаться в своей невиновности, мог быть признан в контрреволюционной агитации и арестован по более строгой статье. Отягчающе, в разной степени, пострадали все Семеновы, Семены и Семеновичи, а также носители царской фамилии – Романовы. Статистики учёта расследований никакой не было. Реальное состояние дел могли прояснить протоколы допросов уголовных дел. Но все дела были ликвидированы властями по окончанию срока хранения этих дел. По преступлениям той поры в Хараузе: убийства, саботаж, вредительства, и другие у автора информации нет. К моменту начала коллективизации расследование было закончено. С созданием первого советского предприятия - сельхозартели "Красный партизан" в нее вступили бывшие партизаны и бедные крестьяне. Вид деятельности был определён: земледелие и животноводство. К этому времени произошло изменение в законодательстве: введена статья за тунеядство с уголовной ответственностью. Запрещена частно-хозяйственная деятельность, такая как при старой власти. Другая часть жителей деревни - это те, кто был признан виновными в расследовании по итогам гражданской войны: люди трудоспособного возраста и их дети трудоспособного возраста, в советское предприятие не принимались принципиально, то есть они стали низкого социального статуса, выражаясь политкорректно. В деревне появились изгои. Коллективизация началась с обобществления орудий труда, всего того, что необходимо для производства хлеба. Она прошла тяжело, но терпимо. Года через 3 началось обобществление скота. Вот здесь-то и застонала деревня. В «выигрыше» оказались те, у кого ничего не было. Крестьяне вынуждены были сводить весь свой скот в колхоз. Например, у Романова - 9 голов КРС увели в общее стадо колхоза. Появилось недовольство, Харауз стали покидать уже бывшие колхозники. На фоне первых отрицательных итогов в "Красном партизане", вследствие ручного неквалифицированного труда, отсутствия опыта организации коллектива, работ, случаев вредительства, возникло противостояние сторонников и противников советской власти, а также противостояние деревенских между собой. Дошло до того, что умерших противников стали хоронить на разных кладбищах. Возникло кладбище на горе Капсал. Противостояние проникло в молодёжную среду, возникли две группировки: ККО - активные - красный кавалерийский отряд и КВР (в интерпретации ККО) - пассивные, контра - враги революции. Власти как бы согласились из изгоев создать альтернативное "Красному партизану" предприятие. Его назвали "(Слово?) Сталина". Но достойного вида деятельности ему не нашлось, уже не было свободной земли и колхозники воспротивились возможной конкуренции. Это временные сезонные работы, незначительное строительство, частичная отсыпка дорог и ремонт мостов. Если в "Красном Партизане" немного получали за трудодни результатом своего труда, или что могли украсть, то в "Слове Сталина" ничего не было. Предприятие вскоре заглохло, противостояние продолжилось. На масштабы противостояния косвенно повлияло: арест уважаемого в деревне уставщика, под любым предлогом, нарушение привычного общественного уклада в деревне, введение непривычного нового календаря, поголовная неграмотность, склонность жителей полагать, что начались новые гонения на веру. Чтобы не быть "тунеядцами", изгои стали постепенно в поисках работы выезжать из деревни. В деревне был активист, который отмечал следующих к отъезду, то есть работал принцип «добровольно-принудительности» выезда. Выезжали в близлежащий Петровский завод и далее, где могли найти работу и жильё, появилось общее направление выезда "на север" (Дальний Восток, Якутия, Сахалин и т.д.). Лозунгом-двигателем для народа стал девиз: «Кто не работает, тот не ест». Смысл этого лозунга в то время отличался от принятого сейчас. В голодные годы спасала тайга и выручала картошка. Было голодно. Пережившие голод порой могли есть только хлеб с водой. Характерное явление той поры в деревне – бескормица. Это пора, когда закончились продукты питания для людей и корма для животных, а до нового урожая ещё далеко. Причин бескормицы было много. Корова была стабильным источником продуктов питания. Вот и назвали её – кормилица. Сила веры была сильна у хараузцев. Но тем не менее они не были религиозными ортодоксами и атеистами тоже не были. Был сильный дух, дух понимания, как правильно жить на земле. Считали, что если остаться, значит покориться. Поэтому так же, как со времён церковного раскола многие крестьяне решили двигаться подальше от произвола власти. В то время вся страна встала на «колёса». Объявлена была индустриализация. Этот дух оказался весьма кстати для советской власти, через страдания, воплотившись в энтузиазм, с верой в счастливое будущее. Можно предположить, что бывшие хараузские жители могли встречаться на стройках севера в разном статусе: идя по этапу, беглыми колхозниками, вербованными работниками. В ВОВ все хараузцы воевали с общим врагом плечом к плечу. После окончания войны, была дискуссия, власть считала, что победа в войне стала возможной в результате умелого партийного руководства обществом. Народ сказал, что победителем является он. Выдавливать из Харауза неугодных стали по-другому. Если раньше этим занималась местная власть напрямую, то сейчас стали использовать практику сельских сходов. Назначались лица к выезду, кандидатуры выставлялись на народное голосование. Последний такой сход был в 1958 году. К этому времени выехали все трудоспособные изгои. На протяжении всего советского времени, вплоть до начала 60-х годов, люди стремились всякими способами отвести беду от своих родных, близких. Так сказать документально не подтверждая родственные связи, делая ошибки в записях при регистрации в сельсовете новорождённых, по возможности оставляя документы умерших и т.д. и т.п., то есть идя на меньшее зло. Думаю, что примеров таких фактов у современников старожилов сохранилось множество. Выезжали, конечно, с обидой на всех и вся. Сначала выезжали на новое место на север и обустраивались молодые, затем забирали к себе родителей. В Хараузе за бесценок продавая нажитое. С тех пор даже хороший старинный дом, во все времена, стоил ниже любого предела, чем в округе. В начале 60-х еще шептались, показывая где живут старики изгои. Чтобы защитить на кладбище могилы от посягательств, родственники усопших стали ставить на некоторые деревянные срубы, подобие склепов. Это вызвало недовольство администрации села (сельсовета) и противоречивые мнения среди населения. Выше кладбища установили поклонный крест. Он к этому времени по- настоящему завоёвывал своё место, став, как положено символом покаяния, равенства всех усопших перед богом, независимо от прижизненных заслуг. В деревне появился полулегально уставщик. Если в старые времена у него были функции как главы общины схожие с правами и обязанностями светского и религиозного "старосты", то сейчас он только крестил новорождённых и отпевал усопших. Старикам дозволено было проводить религиозные обряды. Всем запомнился первый крестный ход (о нисхождении Божьей Благодати в виде дождя в засуху) дедушек и бабушек того времени и тот удивительный, мгновенный результат, и отношение к этому ходу другой части жителей. Дети, пионеры и младшие школьники полюбили Пасху с деревянными качелями, а в особенности заметили неформальное внимание со стороны. На противостояние в Хараузе обратила своё внимание служба безопасности СССР. Как и положено этой службе реагировать на все случаи нарушения Конституции в обеспечении безопасности граждан. По другой версии группа хараузцев, ветеранов-участников ВОВ, обратилась во власть с жалобой, когда такое стало возможно, но всё равно на свой страх и риск. Жалоба была принята как от авторитетных представителей народа. Есть версия, что это была череда перечисленных ранее событий. В село был инициирован приезд высокой комиссии. О необычной комиссии в то время я узнал по сообщению местного радиоузла. В этом сообщении делался уклон на информацию о том, что у нас всё хорошо в работе, а социально-бытовой уровень жизни населения низок, но это не их вина. Жизнь в селе стала меняться. Заработала программа строительства жилья для ветеранов войны. Разнарядка на строительство поступила на 10 домов. Программа была рассчитана на несколько лет. Всю помощь ветеранам за счёт государственных кредитов оказывал колхоз. Колхоз начал ставить домики - усадьбы для своих работников, учителей. По всему селу стали возникать водокачки, заработало телевидение и пр. Село стало расширяться. Всю историю событий я узнал позже, лет через 18. И с тех пор уже прошло 35 лет. В этой истории меня больше волновала судьба моих родственников старшего поколения, действительно пострадавших, но не от репрессий с оттенками, а просто было в то время тяжело жить физически и психологически. Строительство часовни действительно побудило меня всё вспомнить и опубликовать. Итогом противостояния стало наличие трёх (на начало 60-х) безымянных кладбищ, забытые, обезличенные могилы тех и других, сторонников и противников власти, а так же страдающие на чужбине души. Изучая феномен острого противостояния (была комиссия), специалисты которой, пришли к выводу: до начала противостояния Хараузские жители были не богатыми. Но имели всё необходимое для выживания в суровых сибирских условиях. Конь был не роскошью, а острой потребностью на каждый день. Но оказалось, что у изгоев чуть больше посуды. Вот с таким пониманием село покинула последняя группа переселенцев. А власть? На то она и власть, она не обязана каяться при каждом удобном случае. Мои ровесники и ребята постарше (все подростки в то время) должны помнить последний бой ККО с КВР в начале 1960-х годов. Что было, то было, и я там был. Скажу точно, что уже в то время многие не знали расшифровку аббревиатуры этих группировок. Бой был не совсем бой, а выяснение отношений, пострадавших не было замечено. Немного разгорячились, но разум победил. С тех пор стычек не стало и вообще стали дружны. Вот и сейчас возник конфликт интересов. Востребована стала земля. Длительное время государство строило многоходовые комбинации и схемы по отъему земли у истинных владельцев. Кроме триады интересов: у жителей Харауза; у государства; у производителя работ, в результате серых схем может появиться интерес коррумпированных чиновников или их множественных друзей (кумовство), возможно и криминалитета. Кто-то будет получать немалую ренту за использование земли в промышленных целях, делая подачки в виде благотворительности, а другие прозябать на земле по-старому. Строительство часовни, запоздавшее, как минимум, на тридцать, а то и пятьдесят лет, тому подтверждение. Образовался своеобразный перекрёсток на границе субъектов Федерации Республики Бурятии и Забайкальского Края на месте месторождения угля. При внимательном рассмотрении бросается в глаза, что земли на перекрёстке скроены не иначе как со злым умыслом. Сформирован своеобразный пирог земель различных хозяйств - колония. В советское время земли Харауза отошли от Бурятии Читинской области. Тогда вся собственность считалась общенародной, и это устраивало жителей региона. А цель была - размыть у местных жителей память о партизанском движении. Теперь такое состояние вызывает множество вопросов. Надо помнить, что земля Харауза богатая и плодородная. Наши предки с первых дней пребывания на этой земле работали над её плодородием. Целенаправленно создав из бедного суглинка богатый чернозём. И мы не последние люди, все могилы наших предков любимы и почитаемы. Общественности должны быть представлены официальные итоги работы, той, советской комиссии, рассматривающей феномен противостояния. Да и сейчас, по настоящему состоянию дел нужно принимать меры. Есть факты, когда БТИ в технических паспортах домовладений сельчан даёт заведомо неверные данные (неправильно указанные стороны горизонта). Иски в суд, где указываются такие факты, до рассмотрения дел по существу не доходят. Построена недавно новая школа, но нет своего крытого плавательного бассейна и спортивной базы «Лыжи – велосипед». Чтобы хараузские дети были мотивированны, учились жизни, стали образованными людьми – потенциальными руководителями государства. Ни для кого давно не секрет, что во время Гражданской войны, вместе с отступающими колчаковцами двигалось царское золото. Чтобы предотвратить его вывоз было организованно восстание Красных партизан Забайкалья с максимальным использованием фактора наличия Байкала и проходимой местности только на узком участке возле него. До сих пор потомки тех хараузских там на севере, уже в довольно зрелом возрасте считают себя идущими по этапу. Видно так и будут считать и их дети, внуки. Но это будет уже другая история. Автор Александр Вокин Улан-Удэ. 2015 год