493 возникновение государства остготов в италии. Остготы и остготское королевство. Кто такие готы

В художественной литературе (особенно в фантастике), а также в кинофильмах, часто встречаются сюжеты, связанные с синдромом Кассандры. Некоторые фильмы целиком завязаны на этом. К примеру, "12 обезьян" Терри Гиллиама. Недавно посмотрел в том же ключе фильм "Предчувствие" (США, 2007) и несколько первых серий британского сериала "Парадокс". Синдром Кассандры заключается в том, что человек, стараясь избежать осуществления пророчества, действует так, что именно благодаря этому пророчество (предсказание) осуществляется. Предвидение выполняет роль некоей программы, которую человек принимает, иначе пророчество не сбудется. Возможны две трактовки этого феномена. Первая - "фаталистическая" или "полуфаталистическая". Избежать предсказанного сложно или очень сложно, что бы человек не делал. То же самое относится к группе людей или даже всему виду. По этой версии предсказание - каким-либо образом "увиденное" будущее (как вариант - послание из будущего). Фатализм заключается в отсутствии надежды на преодоление предсказания. События направляются судьбой либо возможен только один вариант, которого не избежать. В рассказе Шекли "Три смерти Бена Бакстера" напротив, события с одними и теми же персонажами развиваются по трем разным сценариям (в трех параллельных и почти идентичных мирах). Причем главный герой в третьем действует принципиально иначе, чем в первых двух, но результат оказывается тот же. Вопрос "можно ли изменить будущее" кажется загадочным и волнующим. Но в который раз видимость оказывается обманчива.

Бесспорно, что представления о будущем влияет на поступки, а через это оказывает влияние на развитие событий. В то, что возможны варианты (хотя бы в мелких частностях) - признают все. Однако я бы это не называл свободой выбора или неопределенностью будущего. Будущего нет! Будущее - то, что нам предстоит. Наши действия формируют будущее. В чем принципиальная разница двух подходов? В одном будущее УЖЕ есть и его можно видеть (или угадывать), отсюда попытки изменить будущее. Но если будущего нет, то его нельзя изменить или поспособствовать ему. Всё непосредственно зависит от происходящих процессов и их взаимосвязи. Меняется прошлое. Меняется в тот момент, который мы называем "настоящее". Верите вы в некое предсказание или нет - на ход событий повлияют (если это возможно) ваши действия, а не намерения. Даже если произойдет нечто предсказанное - или, точнее, похожее на предсказанное - это не будет означать исполнения предсказания. События происходят потому, что для них есть причины, а не потому, что кто-то нечто предсказал. "Синдром Кассандры" в некоторых случаях срабатывает, так как оказывается воздействие на сознание. Но в действительно он не такой яркий, и не приводит к исполнению предсказания. Если предсказанное не может сбыться, его нельзя и избежать. Можно влиять на происходящее так, чтобы оно было больше похоже на предсказанное. Уточню, я говорю именно о предсказаниях, а не любых прогнозах. Вера в предсказания в любом случае сказывается на поведении человека негативно, зачастую лишая воли и надежды, либо, напротив, обманывая ложными обещаниями.
То, что случается, случается не "благодаря" и не "вопреки". Если мы хотим предотвратить определенное нежелательное событие, то есть вероятность, что это событие не произойдет. Возьмем "12 обезьян". Изменим сюжет так, чтобы не было путешествий в будущее и обратно, не было знания о катастрофе вследствие распространения губительного вируса. Просто герой желал бы предотвратить подобное событие и знал, что такое событие может произойти. Даже если бы он не смог предотвратить, он действовал бы иначе. Убедительность таких фильмов и книжных сюжетов в том, что всё происходящее подогнано под искомую схему. Реальные события происходят иначе, их нельзя "редактировать". Единственное ощущение, возникающее у меня после просмотра или прочтения подобных произведений - как же хорошо, что так на самом деле не бывает. Фатализм - страшная штука, какую бы форму он не принимал. Поэтому я никогда не смеюсь над фильмами о сюжете Кассандры, как бы нелепы они ни были.

Другая часть восточногерманской ветви племен – остготы – после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образовала собственное государство в Италии. Территория Остготского королевства (493 – 555 гг.) охватила также приальпийскую Галлию (современные Швейцария, Австрия, Венгрия) и побережье Адриатического моря. Остготы отторгли в свою пользу до трети земель прежних римских землевладельцев, ранее захваченных предыдущими завоевателями.

В отличие от других германских народов, остготы практически сохранили в своем королевстве прежний государственный аппарат Римской империи; римское и галло-римское население продолжало подчиняться своему праву, своей администрации. Продолжали существовать Сенат, префект претория, муниципальные власти – и все они оставались в руках римлян. Готское население подчинялось сложившемуся на основе германской военно-родовой традиции управлению, которое одновременно было общегосударственным.

Власть короля у остготов была весьма значительной с самого времени овладения Италией. Заним признавались права законодательства, чеканка монеты, назначения должностных лиц, ведение дипломатических сношений, финансовые полномочия. Власть эта считалась стоящей выше закона и вне законов. Особым проявлением королевской власти, которая стала усиленно формировать новые социально-правовые связи в государстве, было право покровительства (tuitio ). Покровительство могло быть оказано в праве, в подсудности, в обложении налогами или штрафами – отдельным лицам, которые тем самым приобретали особый статус обязанных королю или его вольных слуг . Строгого порядка наследия власти не было; во время войны короли избирались войском, но чаще на это влияли советы знатиили советы старейшин, которые, впрочем, уже не были постоянными институтами. Остатки военной демократии у остготов были слабее: в конце V в. практически отсутствовали подобия народных собраний.

Значительно большую роль (чем это было даже в Римской империи) играл Королевский совет. Это был и военный совет, и высший судебный орган. Его составляли советники короля, его оруженосец, дворцовое окружение – комитат . Комитат ведал назначением служителей церкви, определением налогов.

Дворцовое управление (формирующуюся центральную администрацию) составляли королевский магистр канцелярии (по позднеримскому образцу), компетенция которого ограничивалась только делами дворца, личный секретарь монарха – квестор, комиты священных щедрот и патримония (управляющие общегосударственными финансами и королевскими имениями соответственно). В главном государственное управление осуществлялось через территориальных правителей и особых посланцев.

На местах, в особых округах, вся полнота власти принадлежала готским комитам, или графам , назначаемым королем. Они имели военную, судебную, административную и финансовые полномочия в отношении как готского, так и римского населения, они контролировали деятельность прочих чиновников на своей территории. В их задачи входили также «сохранение спокойствия» на своих землях, полицейская деятельность. В пограничных областях роль правителей исполняли герцоги (duces ), которым, помимо административной, военной и судебной власти, принадлежали и некоторые законодательные права на своей территории. Условное единство в работу такой полугосударственной администрации должны были вносить королевские посланцы – сайоны , которым поручались самые разные дела, в основном по контролю за другими управителями и чиновниками (без присвоения их функций), устранению правонарушений или особо важным происшествиям. Их полномочия также в равной мере касались и римского, и готского населения. Герцоги и графы также командовали готским войском, которое в Италии было уже постоянным и находилось на государственном обеспечении.

Традиции римской управленческой системы не только повлияли на полномочия многих ветвей власти королевства. Внешне полностью римским осталось городское управление, полностью были сохранены римская налоговая система и организация скупки продовольствия. Преемственность в государственной организации была настолько велика, что в королевстве сохранялись, по сути, две государственности – одна для римлян, другая – готская, каждая с собственной армией, судами (гражданскими, в уголовных делах был единый суд графов), практически с собственной верховной властью. Это разграничение опиралось и на социальные запреты (так, не разрешались готско-римские браки).

Остготское королевство оказалось недолговечным (в середине VI в. Италия была завоевана Византией). Но сложившийся в нем государственный строй был важным историческим примером значительного влияния традиций Римской империи на становление новой государственности.

К содержанию Всеобщая история государства и права

Смотрите также:

О. (Ostrogothi) или грейтунги (Greutungi) составляли восточную ветвь готского народа, распавшегося с конца IV в. по Р. Хр. на вестготов и остготов. Границей между ними в IV в. был Днепр; О. жили в песчаных степях между Днепром и Доном. Основателем О. могущества был Германрих, происходивший из царского рода Амадов, когда-то владевшего всеми готами. Будучи конунгом одного племени, он соединил под своей властью соседние финские и славянские племена. По Иорнанду, владения Германриха (Эрманариха) простирались от Тиссы до Волги и устьев Дона, от Черного моря до Балтийского или даже до Белого. Соседи уважали его за храбрость; в народных преданиях он занимает видное место. Ему было более ста лет, когда появились гунны и бросились на богатые владения остготов. Он храбро повел войска против гуннов, но был разбит два раза. Не желая пережить своего стыда, Германрих закололся (373 г.). Его преемник Винитар отчаянно сражался с гуннами, но был разбит и пал на поле битвы. Алатей и Сафрах отступили, с уцелевшими остготами и маленьким сыном Винитара, к Днестру, под прикрытие лагеря вестготов; остальные покорились гуннам, которые оставили их жить на прежних местах. Многие остготские военачальники и даже потомки амалов встречаются потом среди полководцев Аттилы, который совершал свои походы вместе с остготами. При Феодосии часть остготов была поселена в Лидии и Фригии. После смерти Аттилы его государство рушилось, и остготы поселялись в Паннонии, восстав против гуннов под предводительством трех храбрых братьев из рода амалов, Валамера, Теодемера и Видемера. В 454 г. произошла решительная битва в Паннонии, при реке Нетаде; сын Аттилы, Эллах, пал, и гунны были разбиты. Остготы часто нападали на Иллирию, требуя уплаты дани. Они заключили союз с Гензерихом для нападения на восточную римскую империю. В 454 г. любимая наложница Теодемера, Эрелива (Евсевия или Елиена), родила сына Теодориха, впоследствии прозванного Великим. В детстве он был отправлен заложником в Константинополь, где получил воспитание и образование. Возвратившись к отцу лет 18, он наследовал ему около 475 г., а в 481 г. сделался единым королем всех остготов. С согласия императора Зенона, Теодорих отправился в поход против Италии, где царствовал тогда Одоакр. Зимой 488 г. готы собрались с Паннонских равнин в Нову, столицу королевства Теодориха, и двинулись, в числе до 250 тыс., на Италию. Благодаря крепкой Равенне, Одоакр несколько лет защищался, но в 493 г. с ним был заключен мирный договор, по которому Теодорих и он вместе должны были править Италией. Через несколько времени Теодорих убил Одоакра и остался единственным повелителем Италии, а также Норика, Реши, Тироля. Мечтой Теодориха было слить остготов и римлян в один народ, объединить римский элемент с германским, насадить римскую культуру среди германцев и подчинить варваров. Но Теодорих не был императором: он был наместником империи (dominus rerum) и готским королем. Его отношения к Византии были фальшивы. Ему необходимо было жить в мире с нею, но в то же время он хотел быть независимым правителем. Внешняя политика Теодориха имела мирный характер; он был старшим между всеми королями варваров. Он смотрел на себя и остготов, как на посредников между античным миром и варварским. Семейство Теодориха получило римское образование. Будучи арианином, он отличался веротерпимостью, но религиозный антагонизм готов-ариан и католиков-римлян был главным препятствием успеху его стремлений. При дворе Теодориха жили Симмах, Боэций, Кассиодор; появился у остготов и национальный историк Иорнанд. Религиозные распри служили поводом к столкновениям с Византией; это ожесточило Теодориха, и под конец жизни он стал преследовать римских сенаторов и католиков. В 526 г. Теодорих умер, и с этого времени начинается быстрый упадок О. королевства, которое при Теодорихе достигло высшей степени процветания. Сначала правила дочь Теодориха Амаласунта (526-534), как опекунша своего малолетнего сына Аталариха. Умная и образованная, она не пользовалась любовью готов, потому что покровительствовала римлянам. Она возвратила детям Боэция и Симмаха конфискованные имения их отцов, руководилась в своей деятельности советами Кассиодора, а своего сына Аталариха заставляла заниматься науками. Когда умер ее сын, Амаласунта пыталась сохранить королевскую власть путем замужества, предложив своему двоюродному брату Теодогаду сделаться ее мужем, но управление предоставить исключительно ей. При помощи реакционной ариано-готской партии Теодагад свергнул Амаласунту (533), которую скоро убили. Юстиниан еще при жизни Амаласунты был в сношениях с остготами, думая вернуть Италию; теперь он взял на себя роль мстителя за Амаласунту. Сардиния и Корсика были снова присоединены к Византии. В 536 г. Велизарий, полководец Юстиниана, взял Неаполь, покорил Кампанию, и за нею всю Южн. Италию. Теодагад не умел отстоять своего королевства; поэтому остготы провозгласили королем храброго воина, незнатного человека, Витигеса, а Теодогад был убит (536 г.). Витигес женился на дочери Амаласунты и стал готовиться к войне. Собрав около 150000 войска и обратившись за помощью к франкам, которым обещал уступить Прованс, Витигес энергически стал осаждать Рим (537-538). Искусство и вероломство Велизария заставили остготов, после года осады, отступить и поспешно удалиться в Равенну; Велизарий овладел почти всей Средней Италией, взял, при помощи хитрости, Равенну (декабрь 539 г.), и возвратился в начале 540 г. в Константинополь, вместе с пленным Витигесом, который обратился в православие, получил богатые имения в Малой Азии, сан сенатора и титул патриция. Однако, остготы не прекратили борьбы. Они избрали королем Ильдебальда (540-541), храброго полководца, племянника вестготского короля Тевдеса. Он удачно сражался с мелкими отрядами врагов, но был убит. Королем был выбран Эрарих (541 г.), который, через 5 месяцев, был убит за сношения с Юстинианом. После его смерти остготы выбрали королем Тотилу, сына брата Ильдебальда. Тотила, стянув к себе разбросанные отряды остготов, перешел Апеннины, взял Беневент, Кумы и Неаполь и занял всю Южн. Италию, а в 546 г. вступил в Рим. Юстиниан вторично послал Велизария в Италию, но у него не было достаточного количества военных запасов и в 549 г. он должен был удалиться из Италии. Остготы завладели Сицилией и Корсикой, грабили Корциру и берега Эпира. Юстиниан, однако, не согласился на мир, который ему предлагал Тотила, и готовился к большой войне. Узнав об этом, приморские города Анкона, Кротон, Центумпеллы, еще не взятые остготами, стали обороняться энергичнее. Близ Анконы произошла битва; готский флот был разбит. Новый главнокомандующий визант. войск в Италии, Нарзес, двинулся к Равенне. При Тагинах (в Этрурии), в июле 552 г., произошла решительная битва с остготами; Тотила был смертельно ранен и умер, остготы были разбиты. Собравшись в Павии, они выбрали королем Тею (Тейяс), отважного полководца Тотилы: это был последний король остготов. С небольшими остатками остготов Тея отправился из Павии на помощь к осажденному его брату Алагерну. На берегу рч. Сарна, впадающей в Неаполитанский зал., он встретился с Нарзесом. Голод заставил остготов вступить в отчаянный бой. Три дня мужественно сражались они; Тея был убит, часть остготов отправилась в Павию, другие разбрелись по Италии. Брат Теи, Алагерн, долго защищал Кумы, где находилась королевская казна. Остготы думали, при помощи франков и аллеманов, вернуть Италию, но были разбиты Нарзесом на берегу Вольтурны, у Казилина (554 г.). Оставался еще отряд остготов 7000 чел., который засел в горной крепости Кампсе, хорошо снабженной продовольствием. Через несколько месяцев, однако, и этот отряд сдался Нарзесу О. королевство пало после геройской двадцатилетней борьбы; Италия, вскоре после того, перешла в руки других варваров - лангобардов. Ср. Manso, "Geschichte des Ostgothischen Reiches in Italien" (Бреславль, 1824); Deltuf, "Théodoric, roi des Ostrogolhes et d"Italie" (П., 1869); Dahn, "Die Könige der Germanen"; Wietersheim, "Geschiche der Völkerwanderung" (1880); "Urgeschichte der germanischen und romanischen Völker" (в сборнике Онкена); Кудрявцев, "Судьбы Италии"; Грановский, "Италия под владычеством остготов"; Виноградов, "Происхождение феодальных отношений в лангобардской Италии". См. Готы и Вестготы.

П. Конский.

  • - германское племя, восточная ветвь готов. В 4 в. создали мощный племенной союз во главе с Эрманарихом и двинулись из причерноморских степей на запад...

    Исторический словарь

  • - подъем культуры в Остготской Италии в V-VI вв. в период правления Теодориха Великого. По его приказанию в этот период были восстановлены многие сооружения древности: театр Помпея в Риме, гор. акведуки...
  • - см. Теодорих Великий...

    Средневековый мир в терминах, именах и названиях

  • - см....

    Античный мир. Словарь-справочник

  • - остроготы, грейтунги - вост. ветвь герм. племени готов. В нач. 3 в. жили в причерноморских степях, в басс. Ниж. Днепра и частично в Крыму...

    Древний мир. Энциклопедический словарь

  • - 1. Племя грейтунгов, засвидетельствованное в 4 в. н. э. 2. Готские племена, бывшие подданными гуннов. С концом гуннского владычества О. проникли в Паннонию...

    Словарь античности

  • - восточная ветвь готов, германских племен, населявших в 3 в. северное Причерноморье...

    Энциклопедия Кольера

  • - наименование монархич. гос-ва, главой к-рого является король...
  • - остроготы, грейтунги, - герм. племя, вост. ветвь племени готов. В 3 в. осели в причерноморских степях, между Днепром и Доном, частично в Крыму...

    Советская историческая энциклопедия

  • - остроготы, грейтунги, германское племя, восточная ветвь готов. В 3 в. осели в степях Северного Причерноморья, частично в Крыму...

    Большая Советская энциклопедия

  • - германское племя, восточная ветвь готов. В 488 вторглись в Италию, основав при Теодорихе в 493 королевство...

    Современная энциклопедия

  • - Германский народ, образовавшийся от распадения, вследствие внутренних междоусобий, готов на остготов и вестготов...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - остго/ты,...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - остго́ты мн. Восточная ветвь германского племени готов...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - остг"оты, -ов, ед. ч. -г"...

    Русский орфографический словарь

"Остготы и Остготское королевство" в книгах

КОРОЛЕВСТВО

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

КОРОЛЕВСТВО

Из книги Мольер автора Бордонов Жорж

КОРОЛЕВСТВО Его территория занимает примерно четыре пятых нынешней Франции. В нее не входят Эльзас и Лотарингия (независимое герцогство), Франш-Конте, Артуа, Савойя и Руссильон. Внутри страны некоторые области сохраняют автономию: Оранж принадлежит дому Нассау, графство

ГЛАВА ВТОРАЯ Остготы и Теодорих. - Франки и Хлодвиг. - Император Юстиниан и вторичное завоевание Запада. - Лангобарды в Италии. - Франкское королевство в VI и VII вв

Из книги Всемирная история. Том 2. Средние века автора Йегер Оскар

ГЛАВА ВТОРАЯ Остготы и Теодорих. - Франки и Хлодвиг. - Император Юстиниан и вторичное завоевание Запада. - Лангобарды в Италии. - Франкское королевство в VI и VII вв Господство ОдоакраГосподство Одоакра было непродолжительным. Оно еще не успело пустить глубоких корней

Глава II Войны с германцами: вандалы и остготы. Поход в Испанию

Из книги История Византийской империи. Том 1 автора Успенский Федор Иванович

Глава II Войны с германцами: вандалы и остготы. Поход в Испанию Война в Африке и Италии, окончившаяся полным покорением двух германских народов и подчинением провинции Африки и итальянского полуострова, наиболее поразила современников и полнее всего характеризует

Италия (Савойя) Савойское герцогство с 1416 г., Сицилийское королевство с 1713 г., Сардинское королевство с 1720 г., Итальянское королевство с 1861 г.

автора

Италия (Савойя) Савойское герцогство с 1416 г., Сицилийское королевство с 1713 г., Сардинское королевство с 1720 г., Итальянское королевство с 1861 г. 1047-1051 Амадей I (даты имеют альтернативы)1051-1060 Отгон (даты имеют альтернативы)1060–1078 Петр I1060–1079 Амадей II1080–1103 Умберто II

Неаполь Королевство Обеих Сицилий (Сицилии и Неаполя) с 1130 г., королевство Неаполитанское с 1282 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Неаполь Королевство Обеих Сицилий (Сицилии и Неаполя) с 1130 г., королевство Неаполитанское с 1282 г. Королевство Обеих Сицилий1061–1101 Роджер I1101–1105 Симон1105–1154 Роджер II1154–1166 Вильгельм I1166–1189 Вильгельм II1189–1194 Танкред1194–1194 Вильгельм III1194-1197 Констанция и Генрих I1197–1250

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г. 913–923 Ордоньо II923–924 Фруэла II924–930 Альфонс IV930–950 Рамиро II950–957 Ордоньо III957–958 Санчо I958–959 Ордоньо IV Злой959–966 Санчо I (вторично)966–982 Рамиро III982–999 Бермудо II999–1027 Альфонс V1027–1037

Глава II Войны с германцами: Вандалы и остготы. Поход в Испанию

Из книги История Византийской империи. Становление автора Успенский Федор Иванович

Глава II Войны с германцами: Вандалы и остготы. Поход в Испанию Война в Африке и Италии, окончившаяся полным покорением двух германских народов и подчинением провинции Африки и итальянского полуострова, наиболее поразила современников и полнее всего характеризует

Остготы в Италии

Из книги «Последний римлянин» Боэций автора Уколова Виктория Ивановна

Остготы в Италии Боэция называют «последним римлянином», хотя еще до его рождения, дату которого относят примерно к 480 г., великий Рим перестал существовать. На востоке консолидировалась Восточная Римская империя без Рима, а на троне римских цезарей восседал варвар -

Остготское королевство

Из книги Всеобщая история государства и права. Том 1 автора Омельченко Олег Анатольевич

Остготское королевство Другая часть восточногерманской ветви племен - остготы - после недолгого федеративного союза с Восточно-Римской империей образовала собственное государство в Италии. Территория Остготского королевства (493–555 гг.) охватила также приальпийскую

Остготы в Италии

Из книги Средневековая Европа. 400-1500 годы автора Кенигсбергер Гельмут

Остготы в Италии У Зенона не было возможности отвоевать Италию, но он все же отомстил Одоакру. Остготы, побежденные и порабощенные гуннами, в конце концов, как и вестготы, двинулись в балканские провинции империи. В 488 г. Зенон убедил их вождя, Теодориха, выступить из Мезии

Остготы

Из книги Энциклопедический словарь (Н-О) автора Брокгауз Ф. А.

Остготы

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ОС) автора БСЭ

« Королевство »

автора Триер Ларс фон

« Королевство » Королевская больница в Копенгагене становится ареной странных и необъяснимых событий. У главврача Моэсгора, возглавляющего нейрохирургическую клинику, дел невпроворот. Во-первых, у него проблема с выписанным из Швеции специалистом - нейрохирургом

« Королевство-2 »

Из книги Ларс фон Триер. Интервью: Беседы со Стигом Бьоркманом автора Триер Ларс фон

« Королевство-2 » В королевском госпитале в Копенгагене внешне все обстоит как прежде, но кое-что все-таки изменилось. Главврач Стиг Хельмер вернулся с Гаити, и у него тут же возникли проблемы. Во-первых, следствие по делу о неудачной операции, которую он сделал несчастной

Остготы (Ostrogothi) или грейтунги (Greutungi) составляли восточную ветвь готского народа, распавшегося с конца IV в. до н. э. на вестготов и остготов. Границей между ними в IV в. был Днепр; остготы жили в песчаных степях между Днепром и Доном. Основателем остготского могущества был Германрих, происходивший из царского рода Амадов, когда-то владевшего всеми готами. Будучи конунгом одного племени, он соединил под своей властью соседние финские и славянские племена. По Иорнанду, владения Германриха (Эрманариха) простирались от Тиссы до Волги и устьев Дона, от Черного моря до Балтийского или даже до Белого. Соседи уважали его за храбрость; в народных преданиях он занимает видное место. Ему было более ста лет, когда появились гунны и бросились на богатые владения остготов. Он храбро повел войска против гуннов, но был разбит два раза. Не желая пережить своего стыда, Германрих закололся (373 г.).

Его преемник Винитар отчаянно сражался с гуннами, но был разбит и пал на поле битвы. Алатей и Сафрах отступили, с уцелевшими остготами и маленьким сыном Винитара, к Днестру, под прикрытие лагеря вестготов; остальные покорились гуннам, которые оставили их жить на прежних местах. Многие остготские военачальники и даже потомки амалов встречаются потом среди полководцев Аттилы, который совершал свои походы вместе с остготами. При Феодосии часть остготов была поселена в Лидии и Фрипи. После смерти Аттилы его государство рушилось, и остготы поселялись в Паннонии, восстав против гуннов под предводительством трех храбрых братьев из рода амалов, Валамера, Теодемера и Видемера. В 454 г. произошла решительная битва в Паннонии, при реке Нетаде; сын Аттилы, Эллах, пал и гунны были разбиты.

Остготы часто нападали на Иллирию, требуя уплаты дани. Они заключили союз с Гензерихом для нападения на восточную римскую империю. В 454 г. любимая наложница Теодемера, Эрелива (Евсевия или Елиена), родила сына Теодориха, впоследствии прозванного Великим. В детстве он был отправлен заложником в Константинополь, где получил воспитание и образование. Возвратившись к отцу лет 18, он наследовал ему около 476 г., а в 481 г. сделался единым королём всех остготов. С согласия императора Зенона, Теодорих отправился в поход против Италии, где царствовал тогда Одоакр. Зимой 488 г. готы собрались с Паннонских равнин в Нову, столицу королевства Теодориха, и двинулись, в числе до 250 тыс., на Италию. Благодаря крепкой Равенне, Одоакр несколько лет защищался, но в 493 г. с ним был заключен мирный договор, по которому Теодорих и он вместе должны были править Италией. Через несколько времени Теодорих убил Одоакра и остался единственным повелителем Италии, а также Норика, Реции, Тироля. Мечтой Теодориха было слить остготов и римлян в один народ, объединить римский элемент с германским, насадить римскую культуру среди германцев и подчинить варваров. Но Теодорих не был императором: он был наместником империи (dominas rerum) и готским королём. Его отношения к Византии были фальшивы. Ему необходимо было жить в мире с ней, но в то же время он хотел быть независимым правителем. Внешняя политика Теодориха имела мирный характер; он был старшим между всеми королями варваров. Он смотрел на себя и остготов, как на посредников между античным миром и варварским.

Семейство Теодориха получило римское образование. Будучи арианином, он отличался веротерпимостью, но религиозный антагонизм готов-ариан и католиков-римлян был главным препятствием успеху его стремлений. При дворе Теодориха жили Симмах, Боэций, Кассиодор; появился у остготов и национальный историк Иорнанд. Религиозные распри служили поводом к столкновениям с Византией; это ожесточило Теодориха, и под конец жизни он стал преследовать римских сенаторов и католиков. В 526 г. Теодорих умер, и с этого времени начинается быстрый упадок О. королевства, которое при Теодорихе достигло высшей степени процветания.

Сначала правила дочь Теодориха Амаласунта (526-534), как опекунша своего малолетнего сына Аталариха. Умная и образованная, она не пользовалась, любовью готов, потому что покровительствовала римлянам. Она возвратила детям Боэция и Симмаха конфискованные имения их отцов, руководилась в своей деятельности советами Кассиодора, а своего сына Аталариха заставляла заниматься науками. Когда умер ее сын, Амаласунта пыталась сохранить королевсую власть путем замужества, предложив своему двоюродному брату Теодогаду сделаться ее мужем, но управление предоставит исключительно ей. При помощи реакционной арианоготской партии Теодагад свергнул Амаласунту (353), которую скоро убили. Юстиниан ещё при жизни Амаласунты был в сношениях с остготами, думая вернуть Италию; теперь он взял на себя роль мстителя за Амаласунту. Сардиния и Корсика были снова присоединены к Византии. В 536 г. Велизарий, полководец Юстимана, взял Неаполь, покорил Кампанию, и за ней всю Южн. Италию. Теодагад не умел отстоять своего королевства; поэтому остготы провозгласили королём храброго воина, незнатного человека, Витигеса, а Теодогад был убит (536 г.). Витигес женился на дочери Амаласунты и стал готовиться к войне. Собрав около 150000 войска и обратившись за помощью к франкам, которым обещал уступить Прованс, Витигес энергически стал осаждать Рим (537 - 538). Искусство и вероломство Велизария заставили остготов, после года осады, отступить и поспешно удалиться в Равенну; Велизарий овладел почти всей Средней Италией, взял, при помощи хитрости, Равенну (декабрь 539 г.), и возвратился в начале 540 г. в Константинополь, вместе с пленным Витигесом, который обратился в православие, получил богатые имения в Малой Азии, сан сенатора и титул патриция. Однако, остготы не прекратили борьбы. Они избрали королём Ильдебальда (540-541), храброго полководца, племянника вестготского короля Тевдеса. Он удачно сражался с мелкими отрядами врагов, но был убит. Королем был выбран Эрарих (541 г.), который, через 5 месяцев, был убит за отношения с Юстинианом. После его смерти остготы выбрали королём Тотилу, сына брата Ильдебальда. Тотила, стянув к себе разброданные отряды остготов, перешел Апеннины, взял Беневент, Кумы и Неаполь и занял всю Южн. Италию, а в 546 г. вступил в Рим. Юстиниан вторично послал Велиаария в Италию, но у него не было достаточного количества военных запасов, а в 549 г. он должен был удалиться из Италии. Остготы завладели Сицилией и Корсикой, грабили Корциру и берега Эпира. Юстиниан, однако, не согласился на мир, который ему предлагал Тотила, и готовился к большой войне. Узнав об этом, приморские города Анкона, Кротон, Центумпеллы, ещё не взятые остготами, стали обороняться энергичнее. Близ Анконы произошла битва; готский флот был разбит. Новый главнокомандующий визант. войск в Италии, Нарзес, двинулся к Равенне. При Тагинах (в Этрурии), в июле 552 г., произошла решительная битва с остготами; Тотила был смертельно ранен и умер, остготы были разбиты. Собравшись в Павии, они выбрали королём Тею (Тейяс), отважного полководца Тотилы: это был последний король остготов. С небольшими остатками остготов Тея отправился из Павии на помощь к осажденному его брату Алагерну. На берегу рч. Сарна, впадающей в Неаполитанский зал., он встретился с Нарзесом. Голод заставил остготов вступить в отчаянный бой. Три дня мужественно сражались они; Тея был убит, часть остготов отправилась в Павию, другие разбрелись по Италии. Брат Теи, Алагерн, долго защищал Кумы, где находилась королевская казна. Остготы думали, при помощи франков и аллеманов, вернуть Италию, но были разбиты Нарзесом на берегу Вольтурны, у Казилина (554 г.). Оставался ещё отряд остготов 7000 чел., который засел в горной крепости Кампсе, хорошо снабженной продовольствием. Через несколько месяцев, однако, и этот отряд сдался Нарзесу О. королевство пало после геройской двадцатилетней борьбы; Италия, вскоре после того, перешла в руки других варваров - лангобардов.

П. Конский.

Короли остготского королевства

Амалы

489-526

(совместно)
526-534

Падение Западной Римской империи датируется 476 г., когда вождь племени скиров Одоакр, возглавивший восстание наемников, сверг с престола последнего римского императора малолетнего Ромула Августула. Дата эта условна, так как к концу V в. Западная империя фактически распалась на ряд варварских германских королевств. Правление Одоакра продолжалось до завоевания в 493 г. Италии остготами, пришедшими из придунайских областей. Известно, что остготские племена во второй половине 80-х годов V в. служили Восточной Римской империи в качестве федератов и участвовали в войнах с ее врагами; правда, при этом они нередко обращали свое оружие и против самой империи.. В 487 г. они даже задумали поход иа Константинополь. Желая предотвратить этот поход, император Зинон началс Теодорихом переговоры о завоевании для империи Италии,находившейся в то время под властью одного из вождей варварских племен Одоакра.Предложение императора вполне совпадало с желаниями остготской военной знати, и между Зиноном и Теодорихом, видимо, было заключено соглашение, по которому Теодорих обязывался завоевать Италию, а император в награду за победу над Одоакром обещал предоставить ему управление завоеванной страной.

Предводитель остготов Теодорих, убив Одоакра, стал королем нового - Остготского государства. Еще раньше, в 488 г., он получил от восточноримского императора Зенона титул полководца империи и патриция, т.е. верховного гражданского правителя Западной империи. Император Зенон и возложил на Теодориха миссию "отвоевать" Италию. Однако, выполнив ее, остготский вождь фактически стал независимым от Византии правителем.

Государство остготов первоначально охватывало всю Италию и более северные области - вплоть до Дуная. Остготы (их численность, по мнению большинства исследователей, составляла менее 2% всего населения страны - около 100 тыс. человек) поселились преимущественно в северо-восточных областях Италии, заняв часть Тусции (современная Тоскана) и расположившись вдоль Апеннин и к востоку от них. В Южной Италии были лишь готские гарнизоны. На правление Теодориха, прозванного Великим (493-526), приходится расцвет Остготского государства, которое развивалось в постоянных столкновениях и контактах со всеми существовавшими тогда средиземноморскими государствами - Вестготским королевством в Испании и Южной Галлии, а после завоевания последней франками в 507 г. - и с Франкским, в которое в 534 г. вошло и Бургундское королевство (возникло в 457 г.); с Вандальским королевством в Северной Африке, в области древнего Карфагена (возникло в 429 г. и просуществовало до 536-545 гг., когда было завоевано Византией). Теодорих женился на сестре франкского короля Хлодвига; свою сестру и двух дочерей выдал замуж за королей вандалов, вестготов и бургундов. Дальнейшие судьбы Остготской Италии особенно тесно были связаны с Византией - самым сильным и влиятельным государством тогдашней Европы.



Теодорих был осторожным и умным политиком и дипломатом. В первый период своего царствования он покровительствовал римской сенаторской знати и католической церкви, хотя сам, как и большинство готов, исповедовал христианство в еретической форме арианства. Теодорих хотел, чтобы его считали почитателем и наследником античной культуры, привлекал к своему двору римских писателей и философов (Боэция, Кассиодора, Симмаха). Пытаясь подражать Византийской империи, остготский король вел, особенно в своей столице Равенне, большое строительство в стиле античной архитектуры.



Завоевав Италию, остготы, как и их предшественники, воины Одоакра, первоначально поселялись там на правах госпитов (временных поселенцев), пользуясь третьей частью урожая с занятых ими территорий, но очень скоро (или даже одновременно) они стали производить разделы земель с местным римским населением, становясь собственниками трети как крупных латифундий, так и мелких парцелл.

Во многом в землевладении сохранялись позднеримские порядки: поместья и виллы обрабатывались трудом посаженных на землю рабов, либертинов (вольноотпущенников) и колонов, приписанных к своим участкам, низшая категория которых - оригинарии - стояла наиболее близко к рабам.

Оставался в силе слой крупных земельных собственников, в составе которого оказывались теперь не только римляне, но и готская служилая знать. В еще большей мере свободные готы пополняли ряды средних и мелких земельных собственников (посессоров), в том числе горожан. Длительное сохранение частной собственности на землю позднеримского типа затрудняло процесс синтеза. Это было одной из характерных черт раннесредневекового общества в Остготском королевстве и Южной Европе в целом.

Таким образом, поход остготов в Италию отнюдь не был лишь военным набегом воинственных варваров, а переселением целой группы германских и других племен, двинувшихся в путь со своими женами, детьми. Существенные изменения в общественном строе остготов и обусловили их завоевательные походы, увенчавшиеся покорением Италии.

Программной политической установкой Теодориха стало осуществление союза остготов и римлян в рамках единого государства. В королевстве остготов полностью сохранилось не только крупное римско-италийское землевладение, но и римское право, римская система государственных и общественных отношений, управленческий аппарат, центральный и местный.

Ближайшим помощником Теодориха, его «римской тенью», был знатный и ученый римлянин Кассиодор, который от имени короля писал: «Мы лучше хотим сохранить старое, чем воздвигать новое, ибо мы не можем создать что-либо столь же прекрасное, как то, что можем сохранить. Создание нового не доставит нам большую славу, чем сохранение старого».

Италийское крупное землевладение не понесло значительного ущерба в результате поселения готов в Италии. Потери римских посессоров ограничились в Италии одной третью их земель, конфискованных еще при Одоакре. В остготской Италии сохранилось также римское муниципальное землевладение - пережиток античной формы земельной собственности. Города, несмотря на постепенный упадок и сокращение товарно-денежных отношений, играли значительную роль в экономической и социальной жизни страны. В них сохранился многочисленный слой неимущего населения - плебеи. Остготское правительство при Теодорихе продолжало прежнюю римскую практику раздачи земель плебсу.

Сам Теодорих подчеркивал свое уважение к римским обычаям и культуре. Было издано единое законодательство для римлян и готов - «Эдикт» Теодориха, основанный на римском праве, в то время как в других «варварских» государствах существовали свои, отличные от римского, законодательства - «варварские правды». «Эдикт» сохранил бесправие различных категорий рабов и колонов, запрещал им жаловаться на господ, вводил для них более суровые наказания за одинаковые преступления со свободными (обычно смерть). Крупная земельная собственность охранялась в «Эдикте» не только от покушений со стороны колона (попытки увеличить границы своего участка карались смертью), но и со стороны «варваров» - поселенцев.

И все же остготское завоевание внесло некоторые изменения в жизнь страны и в распределение земельной собственности. В Северной и Средней Италии готам предоставлялась треть земель и рабов римских собственников, львиную долю которых получила готская знать. Частично земельные наделы были отобраны у «варваров» Одоакра, но так как готов было больше, то они получали дополнительные участки земли и превращались сначала в совладельцев римлян, а затем в собственников своей части. Там, где раздел не был произведен, землевладельцы вносили свои доходы в казну.

Готы сохранили некоторую обособленность в стране, управлялись своими чиновниками - графами. Только готы несли военную службу. Оставаясь арианами, в религиозном отношении они отличались от римлян.

Наряду с римским правом в Остготской Италии действовало и обычное право остготов. Дела между остготами графы разбирали по готскому праву, между остготами и римлянами, а также между римлянами - в соответствии с эдиктами остготских королей и римским правом при участии римского юриста. В центральном управлении главную роль стал играть королевский совет из представителей как готской, так и римской знати. Сохранились римские налоги, в том числе поземельный, но их платили не только римляне, но и готы. Католическая церковь признавала авторитет готского короля даже в церковных делах, хотя Теодорих и исповедовал арианство.

Таким образом, в Остготском королевстве господствующее римское общественное и государственное устройство сочеталось с элементами остготских общественных и государственных структур.

Основным налогом с сельского населения Италии по-прежнему оставался поземельный налог. Но в принципах обложения этим налогом произошли

важные изменения, вызванные новыми отношениями, порожденными завоеваниеми и сложной политической ситуацией, сложившейся в завоеванной стране.

Влияние общественных отношений варваров-завоевателей сказалось прежде всего в том, что остготы, так же как вестготы и франки, ранее не знавшие налогов у себя на родине, и после переселения в Италию, не подлежали обложению позе­

мельным налогом за полученные ими по разделу участки земли (sortes). В связи с этим фактически был введен новый принцип обложения: римские посессоры должны были платить налоги в казну, а готы (получившие треть их земель) - нести военную службу и охранять государство от нападений внешних врагов. Об освобождении остготов от поземельного налога свидетельствует ряд источников. Так, в приводимой у Кассиодора остготский король Теодорих говорит, что римляне платят ему налоги, в то время как готы исполняют его приказы и защищают римлян

от набегов врагов. Освобождение от налогов касалось в Остготском государстве только тех земельных участков, которые готы получили по разделу при условии несения за них военной службы. С тех же земель, которые новые завоеватели приобрели в Италии уже после раздела, покупая или захватывая их у римских посессоров, они обязаны были вносить налоги в казну. Тем самым у остготов, так же как у вестготов и франков был проведен в жизнь принцип освобождения

от налогового обложения участков земли, дарованных за вы­полнение воинской повинности, принцип, получивший в дальнейшем столь широкое распространение в связи с развитием феодализма.

Таким образом, освобождение от уплаты налогов за воинские участки являлось привилегией лишь самих победителей - остготов; другие варварские племена, поселившиеся на территории Западной Римской империи еще до остготского завоевания и называемые в источниках antiqui barbari, платили налоги и несли различные государственные повинности так же, как и римские посессоры. При этом защита границ, ранее поручавшаяся этим варварам, была передана теперь исключительно готам.

Ориентация на поддержание римских традиций нашла отражение и непосредственно в сфере начинаний культурного характера. В первой четверти VI в. относительная экономическая и политическая стабилизация Италии способствовала подъему культуры, что дало повод иногда называть этот период "остготским", или "теодориканским", возрождением. Конечно, сущность культурных процессов, наблюдавшихся в остготской Италии, была совершенно иной по сравнению с "классическим" итальянским Возрождением. Однако нельзя не признать большой культурный вклад остготской Италии в духовное развитие средневекового общества Западной Европы. Не случайно в энциклопедии средневекового миросозерцания - "Божественной комедии" Данте - в числе праведников, украшающих рай, названы два выдающихся деятеля того периода Боэций и Бенедикт Нурсийский. Первый - как мудрец, воплотивший в себе высочайшие нравственные достоинства, второй - как носитель идеала христианства, его высочайших, по мысли великого флорентийца, истин.

Около 500 г. Теодорих посетил Рим и был поражен его величием и красотой. По его приказанию были затрачены большие средства на поддержание архитектурных ансамблей Вечного города - театра Помпея, амфитеатра Тита, форума Траяна, знаменитых римских акведуков и других сооружений. Специальный архитектор следил за состоянием городских стен Вечного города. Вызывая восхищение варваров, все так же вздымались бронзовые кони на Квиринале, возвышались статуи слонов на Священной дороге.

При Теодорихе столица Равенна украсилась новыми великолепными постройками, а красота королевских резиденций и садов, пышность придворного быта служили предметом восторга и славословий современников. В первой, четверти VI в. оживилась жизнь и в других городах Италии. Верона, Павия, Сполето, Неаполь застраивались новыми дворцами, там сооружались водопроводы, устанавливались статуи. Продолжалась застройка Венеции. Эти начинания в основном субсидировались королевской казной. Покровительственная политика Теодориха способствовала развитию архитектуры, изобразительного искусства, не порывавших с традициями поздней античности. Архитекторы и строители находились на государственной службе.

В остготской Италии была предпринята попытка возродить массовые цирковые и театральные зрелища. На площадях, как во времена Рима, устраивались общественные раздачи хлеба и мяса, сопровождавшиеся народными гуляньями. Все это должно было способствовать возрастанию авторитета остготского короля у римско-италийского населения, упрочить его положение как достойного преемника римских императоров в глазах византийских монархов и варварских государей. Вероятно, в значительной степени этими же причинами объяснялось стремление Теодориха и его дочери Амаласунты стяжать славу покровителей наук и искусств. При их дворе создавали свои произведения прославленные философы и писатели, происходили поэтические состязания, звучала изысканная музыка. В равеннском дворце были собраны занимательнейшие механизмы, вроде особых водяных часов или вращающегося глобуса.

В духовной жизни общества шла активная переработка и усвоение "мыслительного материала" античности. В этом процессе латинский элемент сохранял приоритет. Интеллектуальные занятия оставались по преимуществу достоянием римско-италийской знати, хотя ряды образованных людей изредка пополнялись и представителями {30} варварской среды. Византийский историк Прокопий Кесарийский сообщает, например, что "среди готов был некто по имени Теодат... человек уже преклонных лет, знавший латинский язык и изучивший платоновскую философию" 11.

Весьма образованными для того времени были дочь Теодориха Амаласунта, его сестра Амалафрида (ставшая женой вандальского короля), его родственница Амалаберга (вышедшая замуж за короля тюрингов). Весьма возможно, что римская традиция женского образования в высших слоях общества распространилась и на варварскую среду.

Вместе с тем было бы неверным идеализировать положение в сфере образования в остготской Италии. Прежде всего следует отметить, что воспитание римлян и готов строилось на различных принципах. Образование, базировавшееся на изучении семи свободных искусств, являлось уделом по преимуществу детей римских аристократов, обучение письму и чтению римско-италийской молодежи. Теодорих, поощрявший римскую систему образования и даже пожелавший дать такое образование женщинам из рода Амалов, категорически возражал против него, коль скоро речь заходила о воспитании мальчиков-готов. Король считал, что страх перед плеткой учителя приведет к тому, что "они никогда не будут способны без страха смотреть на меч или копье"12. Уже после смерти Теодориха знатные готы сочли чуть ли не главной причиной неспособности к государственному управлению его внука Аталариха то, что Амаласунта пыталась дать ему римское воспитание. Идеалом готов был не образованный государственный муж, а физически и морально закаленный воин, способный наилучшим образом исполнить свой долг по отношению к королю и своему племени.

Однако в остготской Италии еще оставался живым дух языческой древности, который столь явственно ощущается у писателей конца V - начала VI в., улавливается в самом характере городской жизни, несмотря на возраставшее влияние христианства. В осуществление идеи готско-римского союза короли привлекали наиболее выдающихся и просвещенных представителей римско-италийской знати. Имена Симмаха, знатока римской истории и образованнейшего человека своего времени; Кассиодора, тонкого дипломата, блестящего писателя и создателя знаменитого культурного центра раннего средневековья Вивария **; Эннодия, педагога, ритора, автора занимательных стихов светского характера, могли бы украсить не только царствование полуграмотного варварского короля, но и времена прославленных римских императоров. Деятелей культуры того периода отличала многогранность занятий: многие из них занимали ведущие административные посты в государстве, были активными политиками. Наиболее почетное место в культуре того периода принадлежит Боэцию, влияние которого на все дальнейшее развитие духовной жизни западноевропейского средневековья непреходяще.

Крупнейшими деятелями «Остготского Возрождения» были Боэций и Кассиодор. «Последний римлянин» Боэций (ок. 480 - 524 гг.) сетовал на то, что римская свобода погибла, а в поэтических образах своего трактата «Об утешении философией» стремился выразить всю нестабильность своего времени и земного бытия. Он был автором ряда школьных трактатов, причем задачи образования Боэций определял в рамках чисто просветительских, светских. Его трактаты «Наставления к арифметике» и «Наставления к музыке», сочинения по логике и теологии, переводы некоторых трудов Аристотеля стали фундаментом системы средневекового образования.

Боэций занимал почетное место в плеяде древних мудрецов, особо почитаемых в средние века. На одном из порталов Шарртского собора во Франции (XII - ХV вв.) фигура Боэция олицетворяла арифметику.

Вторым крупнейшим просветителем раннего средневековья был Флавий Кассиодор (ок. 490 - ок. 585 гг.), занимавший так же, как и Боэций, высшие должности при дворе остготских королей. В своем многогранном творчестве Кассиодор пытался соединить христианскую теологию и риторическую культуру. Он предложил набор трудов историков, которые позволяли правильно рассматривать христианство в контексте мировой истории.

Яркие краски, причудливый узор, употребление драгоценных камней, металла и слоновой кости превращали средневековую книгу в произведение искусства и часто - в драгоценность. В Западной Европе IV - VI вв. получили всеобщее распространение разнообразные справочники, энциклопедии.

Одним из ведущих литературных жанров раннего средневековья была агиография на латинском языке, представлявшая собой «житие святых» - рассказы о жизни, чудесах и мученичестве за веру людей, признанных церковью святыми.

Города Остготской Италии (Рим, Равенна, Милан) становятся в раннем средневековье центром развития искусства, продолжавшего традиции античной классики. Особенно блистала столица остготского государства - г. Равенна, которая украсилась новыми великолепными соборами и дворцами, амфитеатрами и монументальными гробницами. Особо примечательной постройкой Равенны был мавзолей Теодориха. Другой образец строительного искусства «Остготского Возрождения» - крестообразный в плане мавзолей Галлы Плацидии, византийской царицы V в.

В раннесредневековой Европе храмы строились главным образом из дерева, а с ХI в. стали применяться каменные цилиндрические своды. В VI в. в Равенне была построена церковь, посвященная христианскому святому - мученику Виталию. Главная достопримечательность храма Сан Витале - великолепная мозаичная роспись. Мозаика была одним из основных видов искусства раннего средневековья.

На севере Италии значительным культурным центром раннего средневековья был Милан. Из памятников остготской эпохи сохранилась церковь Сан Лоренцо Маджоре с фрагментами мозаик V в.

Теодорих Великий умер в 526 году и после его смерти тесная связь между двумя ветвями готского племени прервалась вновь. Исидор Севильский писал, что Теодорих ещё при своей жизни сделал Амалариха полновластным королём. Однако гораздо вероятнее, что полностью самостоятельно Амаларих стал править только уже после смерти своего деда. Амаларих и Атанарих (от имени последнего выступала Амаласунта) договорились о возвращении вестготской казны из Равенны и о прекращении уплаты испанскими подданными вестготского короля подати в Равенну, а взамен этого остготскими были официально признанны земли Юго-восточной Галлии от Роны до Альп (Прованс). В своё время в Испании оказалось довольно большое количество остготов, видимо, в качестве воинов и чиновников, многие из которых женились на вестготках. После смерти Теодориха часть остготов, находившихся в Испании, вернулась в Италию, но часть пожелала остаться.

Став самостоятельным королём, Амаларих пытался продолжить политику деда как внутри страны, так и в отношениях с франками. Как и Теодорих, молодой Амаларих пытался установить хорошие отношения с местным населением. С его разрешения в 527 году в Толедо был созван собор ортодоксально-никейской церкви, и его участники благодарили за это «господина и славного короля Амалариха» . Другим проявлением этой политики явилось назначение в 529 году некого Стефана префектом Испании. Во время существования Римской империи префект претория официально являлся высшим чиновником, и недаром Зосим говорит, что эта должность считалось второй после скипетра. Он осуществлял общее руководство чуть ли не всеми сторонами гражданской жизни, в том числе судопроизводством и сбором налогов. Его назначение свидетельствует о стремлении Амалариха иметь около себя фигуру, которая представляла бы интересы местного населения. С другой стороны, назначение префекта Испании отметало всякие возможные претензии назначаемого остготским королём префекта Галлии на какую-либо власть в Испании. Характерно, что это назначение произошло не сразу после реального вступления Амалариха на трон, а только через три года. Возможно, к этому времени и сам Амаларих счёл себя достаточно укрепившимся на своём троне, и была выработана политика по отношению к испано-римской аристократии.

Женитьба на Хлодехильде

Смерть Теодориха не только освободила Амалариха от опекунства деда, но и лишила его защиты мощного остготского короля. Осознавая, что не следует больше ожидать помощи из Равенны, он стремился к налаживанию союзнических отношений со своими опаснейшими противниками, франками. Хотя после смерти Хлодвига I Франкское королевство было разделено между его четырмя сыновьями, которые не ладили друг с другом, оно всё же представляло грозную силу. К тому же франки не успокоились на захвате Аквитании и стремились к выходу к Средиземному морю. Да и вестготы не оставляли надежды вернуть себе потерянные галльские владения. Недаром Амаларих избрал своей резиденцией Нарбонну. Видимо, сначала Амаларих надеялся на мирное решение, и с этой целью он попросил у сыновей Хлодвига руку их сестры Хлодехильды (Клотильды) . Те, по-видимому, в тот момент тоже склонялись к мирному решению, в результате чего брак бал заключен.

Однако политика Амалариха оказалась неудачной. Появление Хлодехильды при королевском дворе вызвало враждебную реакцию в среде вестготской арианской знати. Арианство считалось «готской верой», и появление рядом с королём королевы, придерживавшейся ортодоксально-никейской веры, могло расматриватся как угроза готской власти над ортодоксальным населением Испании. Вероятно, под давлением своего окружения и сам Амаларих занял враждебную позицию по отношению к своей жене. Этим он предоставил её брату Хильдеберту повод к нападению. Григорий Турский пишет: «Часто, когда она шла в святую церковь, он приказывал бросать в неё навоз и различные нечистоты и, наконец, говорят, он так её жестоко избил, что она переслала брату платок, пропитанный её кровью» . О том, что Амаларих недостойно обращался со своей женой, не позволял ей совершать привычные обряды и что из-за этого вспыхнула война между готами и франками, пишет и Прокопий Кесарийский. Однако, как кажется, положение ортодоксально-никейской церкви при Амаларихе было довольно благоприятным. То, что Амаларих с неодобрением относился к вероисповеданию своей жены Хлодехильды, никак не отразилось на ортодоксах. Стремление Алариха II к образованию отдельной вестготской церкви также не нашло продолжения в политике его преемников.

Война с франками. Гибель Амалариха

Хильдеберт решил отомстить за сестру. Война началась в 531 году. Франки, вероятно, рассчитывали найти в Испании такую же подддержку местного ортодоксально-никейского населения, как и в Аквитании 24 года назад. Едва ли случайно, что именно в этом году был смещён со своего поста префект Стефан. Он мог стать (а может быть, и стал) центром объединения ортодоксальных и, следовательно, профранкских кругов испано-римской аристократии. Этим актом Амаларих явно укреплял свой тыл в условиях начавшейся войны. Больше ни о каких префектах Испании мы не слышим. Смещение Стефана официально было произведено на соборе, созванном в Хероне.

Хильдеберт предпринял поход в Септиманию (южная часть Галлии) и разбил вестготов в сражении под Нарбонной. Амаларих бежал в Барселону. Там он был и убит. Существуют различные сообщения о его гибели. По сообщению Сарагосской хроники, Амалариха убил франк по имени Бессон в. Возможно, это был дружинник франкской супруги Амалариха. Согласно же Исидору Севильскому, презираемый всеми, он был убит собственными воинами. Григорий Турский изображает дело так: убийство было совершено неизвестным франком непосредственно после битвы при Нарбонне. Амаларих пытался бежать, но в последний момент, вспомнив об оставленных драгоценностях, вернулся в город, а войско Хильдеберта отрезало ему путь в порт, и вестготский король был убит франкским копьём раньше, чем сумел добежать до церкви, в которой хотел укрыться.

Хильдеберт I забрал сестру и её богатое приданое, но по дороге на родину Хлодехильда неизвестно от чего умерла. В результате этого похода Хильдеберт получил некоторые вестготские земли в Южной Галлии. Обычно речь шла о Родезе, но, как кажется, тогда же франкскими стали и некоторые другие земли, так как Прокопий говорит о всеобщем исходе вестготов из потерянных областей. На них осталась лишь незначительная часть низшего слоя вестготского общества.

Амаларих не имел сыновей. Ничего неизвестно и о каких-либо его родственниках. С его гибелью исчез королевский род Балтов. Это привело к мятежам и убийствам королей в последующей истории вестготского народа, ибо с этого момента каждый знатный гот считал себя вправе занять престол.

Вторжение Велизария

После смерти Аталариха (в октябре 534 г.) Амаласунта пыталась вернуть себе королевскую власть путем замужества, предложив своему двоюродному брату Теодохаду стать её мужем, но управление королевством предоставить исключительно ей. Она заставила Теодахада поклясться, что он будет довольствоваться лишь именем короля; однако Теодахад, едва став в ноябре 534 г. соправителем своей жены, в конце того же года при помощи антиримской ариано-готской партии Амаласунту сверг и заточил на острове озера Больсена, где она весной 535 г. была умерщвлена.

Юстиниан, который ещё при жизни Амаласунты был в сношениях с остготами, думая присоединить Италию к своей империи, в 535 г. взял на себя роль мстителя за Амаласунту (которая, кстати, пользовалась симпатиями римского населения Италии) и объявил остготам войну, тянувшуюся почти 20 лет и закончившуюся падением Остготского королевства. Уже в начале этой войны (535-536) к империи были присоединены Далмация, Сицилия, Сардиния и Корсика. В 536 г. Велизарий, полководец Юстиниана, взял Неаполь, покорил Кампанию, а за нею - и всю Южную Италию.

Видя, что Теодохад не в силах отстоять свое королевство, часть войска остготов в ноябре 536 г. новым королём провозгласила Витигеса - незнатного, но храброго воина; Теодахад вскоре был убит подосланным от Витигеса воином.

Витигес женился на дочери Амаласунты и начал готовиться к войне. Собрав около 150000 войска и обратившись за помощью к франкам, которым обещал уступить Прованс, он стал осаждать Рим (537 - 538). Однако военное искусство и вероломство Велизария заставили остготов, после года осады, отступить и поспешно удалиться в Равенну; Велизарий овладел почти всей Средней Италией, взял, при помощи хитрости, Равенну (декабрь 539 г.) и в начале 540 г. вернулся в Константинополь, приведя с собой пленного Витигеса. Последний обратился в православие и получил богатые имения в Малой Азии, а также сан сенатора и титул патриция.

Контрнаступление

Однако, остготы не прекратили борьбы. Они избрали королём Ильдебада (540 - 541), храброго полководца, племянника вестготского короля Тевдеса. Он удачно сражался с мелкими отрядами врагов, но был убит. В 541 г. королём был выбран Эрарих, который через 5 месяцев был убит за сношения с Юстинианом. После его смерти остготы выбрали королём Тотилу, сына брата Ильдебальда. Тотила, стянув к себе разбросанные отряды остготов, перешёл Апеннины, взял Беневент, Кумы и Неаполь и занял всю Южную Италию, а в 546 г. вступил в Рим. Юстиниан вторично послал Велизария в Италию, но у него не было достаточного количества военных запасов и в 549 г. он должен был удалиться из Италии. Остготы завладели Сицилией и Корсикой, разграбили Керкиру и берега Эпира. Юстиниан, однако, не согласился на мир, который ему предлагал Тотила, и готовился к большой войне. Узнав об этом, приморские города Анкона, Кротоне и Центумпеллы, ещё не взятые остготами, стали усиленно готовиться к обороне, но близ Анконы был разбит готский флот. Новый главнокомандующий восточно-римских войск в Италии Нарзес двинулся к Равенне. Решительная битва произошла в июле 552 г. при Тагинах (в Этрурии); остготы были разбиты, а сам Тотила умер от смертельной раны.

Собравшись в Павии, войска остготов выбрали королём Тейю, отважного полководца Тотилы. Это был последний король остготов. С небольшими остатками остготов Тейя отправился из Павии на помощь к осажденному его брату Алагерну. На берегу ручья Сарна, впадающего в Неаполитанский залив, он встретился с Нарзесом. Голод заставил остготов вступить в отчаянный бой, который продолжался три дня; Тейя был убит, часть остготов отправилась в Павию, другие разбрелись по Италии. Брат Тейи, Алагерн, долго защищал Кумы, где находилась королевская казна. Остготы ещё надеялись вернуть себе Италию при помощи франков и аллеманов, но в 554 г. были разбиты Нарзесом на берегу Вольтурны, у Казилина. Уцелевший отряд остготов в количестве 7000 воинов засел в горной крепости Кампсе, хорошо снабженной продовольствием; через несколько месяцев, однако, и этот отряд сдался Нарзесу. После двадцатилетней борьбы королевство остготов пало.