Что такое звукоподражание. Звукоподражания. II точка зрения

Значение слова ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Словаре литературоведческих терминов

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ

Один из видов звукописи (см. звукопись): использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений ("эха хохотанье", "шелест камышей", "топот копыт").

Словарь литературоведческих терминов. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Литературной энциклопедии:
    см. статью « Фоника …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Большом энциклопедическом словаре:
    (ономатопея) условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Энциклопедическом словаре:
    , -я, ср. Приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи (напр. "ку-ку" - подражание кукушке, "ква-ква" - подражание лягушке), …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ЗВУКОПОДРАЖ́АНИЕ (ономатопея), условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и др. ж-ных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т.п.; …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Полной акцентуированной парадигме по Зализняку:
    зву`коподража"ние, зву`коподража"ния, зву`коподража"ния, зву`коподража"ний, зву`коподража"нию, зву`коподража"ниям, зву`коподража"ние, зву`коподража"ния, зву`коподража"нием, зву`коподража"ниями, зву`коподража"нии, …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Лингвистическом энциклопедическом словаре:
    (ономатопея) — закономерная не произвольная фонетически мотивированная связь между фонемами слова и лежащим в основе номинации звуковым (акустнч.) признаком денотата …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Популярном толково-энциклопедическом словаре русского языка:
    -я, с. 1) только ед. Условная имитация звучаний окружающей действительности голосом или техническими средствами. Средства звукоподражания. 2) Слово, в основе …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в словаре Синонимов русского языка:
    звукоподрожание, …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Новом толково-словообразовательном словаре русского языка Ефремовой:
    ср. 1) Воспроизведение голосом или техническими средствами естественных и механических звучаний. 2) Слово, возникшее при подражании природному звучанию обозначаемого им …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Словаре русского языка Лопатина:
    звукоподраж`ание, …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Полном орфографическом словаре русского языка:
    звукоподражание, …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Орфографическом словаре:
    звукоподраж`ание, …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Словаре русского языка Ожегова:
    приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи (напр. "ку-ку" - подражание кукушке, "ква-ква" - подражание лягушек), а также слово, …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (ономатопея) , условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Толковом словаре русского языка Ушакова:
    звукоподражания, ср. (лингв.). Выражение какого-н. природного звучания в схожей с ним, напоминающей его по звукам словесной форме, напр. мяу-мяу, ку-ку. …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Толковом словаре Ефремовой:
    звукоподражание ср. 1) Воспроизведение голосом или техническими средствами естественных и механических звучаний. 2) Слово, возникшее при подражании природному звучанию обозначаемого …
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Новом словаре русского языка Ефремовой:
  • ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ в Большом современном толковом словаре русского языка:
    ср. 1. Воспроизведение голосом или техническими средствами естественных и механических звучаний. 2. Слово, возникшее при подражании природному звучанию обозначаемого им …
  • ПЕРЕЛЬМАН в Словаре постмодернизма:
    (Perelman) Хаим (1912-1984) - бельгийский философ, логик, профессор. Родился в Варшаве. Окончил Свободный университет в Брюсселе. Возглавлял Брюссельскую школу "новой …
  • ПАЧИНКО в Энциклопедии Япония от А до Я:
    - игровой аппарат, напоминающий чем-то детский бильярд. Пружинным рычагом вы выбрасываете металлический шарик в игровое поле, утыканное стерженьками, образующими препятствия. …
  • ЗВУКОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЧИ в Словаре литературоведческих терминов:
    - одно из изобразительно-выразительных средств: целенаправленное применение элементов звукового состава языка (гласных или согласных звуков, ударных и безударных слогов, пауз, …
  • ФОНИКА в Литературной энциклопедии:
    отдел теории стиха, изучающий его звуковую организацию. При широком толковании термина Ф. в последнюю включается и учение о стихотворной ритмике. …
  • ПО в Литературной энциклопедии:
    (Поэ) Эдгар Аллан — американский писатель, поэт и критик. Р. в Бостоне, рано потерял родителей — …

) - условное воспроизведение звуков природы (напр., криков птиц и других животных), рефлективных восклицаний людей, звуков, производимых предметами, и т. п.; создание слов, звуковые оболочки которых в какой-то мере напоминают такие звуки (напр., в русском языке "мяу-мяу", "ха-ха", "тик-так").

Большой Энциклопедический словарь . 2000 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ" в других словарях:

    Звукоподражание … Орфографический словарь-справочник

    См. Фоника. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

    Ономатопея, звукоподрожание Словарь русских синонимов. звукоподражание сущ., кол во синонимов: 5 звукоподрожание (1) … Словарь синонимов

    ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, звукоподражания, ср. (линг.). Выражение какого нибудь природного звучания в схожей с ним, напоминающей его по звукам словесной форме, напр. мяу мяу, ку ку. || Слово, возникшее посредством подражания природному звучанию… … Толковый словарь Ушакова

    ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ, я, ср. Приблизительное воспроизведение природного звучания напоминающими его звуками речи (напр. «ку ку» подражание кукушке, «ква ква» подражание лягушке), а также слово, возникающее путём такого подражания (напр. кукушка,… … Толковый словарь Ожегова

    звукоподражание - я, с. 1) только ед. Условная имитация звучаний окружающей действительности голосом или техническими средствами. Средства звукоподражания. 2) Слово, в основе которого лежит подражание природному звучанию обозначаемого им объекта. Примеры… … Популярный словарь русского языка

    Я; ср. 1. Воспроизведение голосом или техническими средствами естественного звучания кого, чего л. 2. Слово, в основе которого лежит подражание природному звучанию обозначаемого им объекта. ◁ Звукоподражательный, ая, ое. З ое междометие.… … Энциклопедический словарь

    звукоподражание - один из видов звукописи, когда используются слова, звучание которых как бы повторяет звуковые особенности изображаемых явлений. Рубрика: структура стихотворного произведения Род: звукопись Прочие ассоциативные связи: аллитерация, консонантизм,… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

    ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - непосредственное повторение индивидом услышанных звуков (слов или фраз). Звукоподражание характерно для языка ребенка в возрасте примерно до шести или семи лет, когда завершается возраст лепета и коллективных монологов (когда несколько детей… … Философский словарь

    Звукоподражание - (ономатопея) закономерная не произвольная фонетически мотивированная связь между фонемами слова и лежащим в основе номинации звуковым (акустическим) признаком денотата (мотивом). Звукоподражание также определяют как условную имитацию звучаний… … Лингвистический энциклопедический словарь

Книги

  • Подвижные игры и упражнения для развития речи детей с ОНР. Звукоподражание, транспорт. Пособие для логопеда , Сорокина Наталья Анатольевна. В данной работе представлены разнообразные игры, потешки, физкультминутки, музыкально-ритмические игры, упражнения, этюды, инсценировки, ритмопластические упражнения, подобранные в помощь…

Можно выделить две точки зрения на звукоподражания как часть речи.

I точка зрения

Звукоподражательные слова относятся к . (Гвоздев А. Н., Виноградов В. В.)

II точка зрения

Звукоподражания составляют самостоятельную часть речи. (Шанский Н. М., Тихонов А. Н., энциклопедия «Русский язык».)

Звукоподражания - это неизменяемые слова, которые своим звуковым составом воспроизводят издаваемые человеком, животными или предметами звуки.

  • Говорит с тобою, а сам: кхе-кхе-кхе… и слёзы на глазах.
  • (А. П. Чехов)
  • - Котик, скажи: мя-чик.
  • А он говорит: мяу!
  • (С. Я. Маршак)
  • Еду, еду в чистом поле;
  • Колокольчик дин-дин-дин...
  • (А. С. Пушкин)

Галкина-Федорук Е. М. подчёркивает, что полного, тождественного воспроизведения звуков птиц, животных, явлений природы не удаётся ни в одном языке. Только приблизительно и условно передаются звуки речи, схожие с издаваемыми тем или иным существом или природными силами. Причём в разных языках звукоподражания, соответствующие одному и тому же звучанию, различны. Например, на языке аборигенов Австралии ква-ква будет звучать как твонк-твонк . Поэтому наблюдаются противоречия, но, с другой стороны, существует «звукоподражательная теория» происхождения языка.

Шанский Н. М., Тихонов А. Н. и авторы энциклопедии «Русский язык» считают, что звукоподражания обладают самостоятельным лексическим значением. Специфической чертой звукоподражаний является звуковая оформленность, или звуковая мотивированность лексического значения.

Галкина-Федорук Е. М. и проф. Щерба Л. В. говорят о том, что звукоподражания не обладают лексическим значением. В каждом языке звукоподражания имеют постоянный фонемный состав: хрю-хрю (о свинье), буль-буль (о звуке жидкости). Звукоподражания, как и междометия, являются коллективно осмысленными языковыми знаками, фиксируются в словарях, но в отличие от междометий семантика звукоподражаний не находится в тесной зависимости от контекста, интонации, не требует мимического и жестового сопровождения.

Звукоподражания - это неизменяемые слова (не имеют форм словоизменения), обычно состоят из повторяющихся слов (ха-ха-ха ), но могут и фонетически варьироваться (тик-так , пиф-паф ).

Чеснокова Л. Д. выделяет три функции звукоподражаний в тексте:

1. Являются самостоятельными высказываниями.

  • Бау-бау! - Раздались выстрелы.

2. Выполняют функцию прямой речи.

  • Работал бондарь: тук-тук-тук.

3. Приобретая номинативное значение, выступают в роли знаменательных слов и употребляются в функции членов предложения.

  • Но бестолковая кукушка ,
  • Самолюбивая болтушка,
  • Одно ку-ку своё твердит ...
  • (М. Лифшиц)
  • Доктор уходит, свеча тухнет, и опять слышится «бу-бу-бу »...
  • (А. П. Чехов)
  • Динь-динь-динь , динь-динь-динь -
  • Колокольчик звенит...
  • (Е. Юрьев)

Мы продолжаем разбирать стилистику и различные средства выразительности, используемые в русском языке, и сегодня речь пойдет о звукоподражании . Это широко известный прием, которым пользовались многие классики и которым продолжают пользоваться уже в наши дни поэты и писатели, но вот для начинающих литераторов данный прием зачастую остается чем-то таинственным и непонятным. Итак, в данной статье мы постараемся сбросить завесу тайны и разобраться, каким образом строится звукоподражание в русском языке.

Конечно, для начала нелишним будет разобраться в сути самого термина.

– это употребление слов, напоминающих звучанием слуховые впечатления от изображаемого явления (человеческой речи, шума, звуков природы). Цель звукоподражания сводится к тому, чтобы средствами фоники создать у читателя эффект «звукового присутствия». Например:

Как носят капли вести о езде,

И всю-то ночь всё цокают да едут,

Стуча подковой об одном гвозде

То тут, то там, то в тот подъезд, то в этот.

В приведенном отрывке при помощи многократного повторения звуков д и т замечательным образом передается эффект стука. И это не случайно: автор преднамеренно использует игру звука для создания у читателя определенных впечатлений.

Вообще, исторически звукоподражание широко используется именно в стихотворных формах – ведь игра с ритмом и звучанием является неотъемлемой частью стихосложения, а значит, и плодородной почвой для звукоподражания. Зачастую поэты стремятся передать средствами фоники самые разные слуховые впечатления, и подобных примеров можно найти великое множество. Однако и в прозаических формах можно встретить элементы звукоподражания. Так или иначе, в русском языке со временем выработались специальные средства для имитации звуков, именно их чаще всего и используют авторы в своих целях. О них далее и пойдет речь.

Ономатопея.

Ономатопея – это звукоподражательное слово, возникшее в результате фонетического уподобления неречевым звукокомплексам («охать» от «ох!», «гавкать» от «гав!» и т.д.). Из самого определения следует, что ономатопеи звучанием напоминают называемые ими действия: храпеть, ахать, шипеть, хихикать, цокать, тикать и т.д.

Условно ономатопеи можно разделить на несколько подвидов:

  • Одни передают звучание человеческого голоса (ахать, хихикать );
  • Другие подражают звукам животных (хрюкать, гавкать, чирикать, мяукать );
  • Третьи имитируют звуки неживой природы (стучать, скрипеть ).

С точки зрения грамматики ономатопеи представляют собой существительные и глаголы, образованные от междометий («бух!» — «бухнуть», «кар!» — каркнуть, карканье). Главная задача этих средств выразительности – точно передавать звуковые ощущения от происходящих действий.

Значение ономатопей в художественной речи обычно усиливают их фонетическим окружением: зачастую звуковую выразительность слова подчеркивают соседние аллитерации (повторения одинаковых и однородных согласных в предложении). Например: Вот дождик вкрадчиво прокрапал . Повторение созвучия кр (вкрадчиво прокрапал ) имитирует постукивание дождевых капель по железной крыше. В таких случаях звукопись строится на связках ономатопоэтического слова с фонетически подобными ему словами (топот копыт, настойчиво стучать и т.д. ) Ну и конечно, наибольший эффект звукоподражание дает в том случае, если звуковое сближение слов подкрепляет содержание фразы. Когда звукоподражание рождается из самого контекста, оно воспринимается как естественное и гармоничное выражение мысли: Довольный праздничным обедом, сосед сопит перед соседом .

Однако не лишним будет упомянуть, что, несмотря на выразительность многих ономатопей, их эстетическую функцию не следует переоценивать – это всего лишь один из частных способов создания выразительного эффекта.

Звукообразные слова.

С той же самой целью звукоподражания могут быть использованы не только ономатопеи, но и так называемые звукообразные слова . Коренное отличие звукоподражательных от звукообразных слов заключается в том, что первые имитируют звуки, характерные для называемых ими действий или явлений (топот, цокот, звон ), а вторые сами выразительны по звучанию и благодаря этому способствуют образной передаче описываемого (например, шушукаться – звукоподражательное слово, а вот шпана, шашни, шушера – звукообразные). Автору очень важно понимать эту грань отличия, ведь ономатопеи – это наиболее простой способ передачи звучания; звукообразные слова – уровень потенциально более высокий. В них ощущение звука передается исподволь, зачастую совершенно незаметно для читателя, потому как сам звук (звон, шуршание, стук, писк) не называется, он создается сочетанием правильно подобранных звукообразных слов. Эта «магия» — рождение звукового ощущения буквально из ничего — порой кажется неуловимой; в действительности же она создается вдумчивой работой автора над конкретным четверостишьем или предложением.

Стоит заметить, что в русском языке уже давно сложились собственные традиции образного выражения различных звучаний. К примеру, для воспроизведения шума или шороха обычно используются слова с шипящими и свистящими звуками. Однако и из этих традиций бывают исключения, обусловленные субъективными взглядами самого автора. Так, в отрывке из стихотворения Н.А. Заболоцкого «Журавли» аллитерации на ж – з призваны усилить образы холодной зари и погибающего журавля: А вожак в рубашке из металла погружался медленно на дно, и заря над ним образовала золотого зарева пятно .

В таких случаях имеет место даже не звукоподражание, а выразительно-изобразительная функция звукописи. Поэтому при всем богатом опыте использования приемов звукоподражания, оставленном классиками, современный автор не должен ограничивать собственную фантазию и собственное видение в этом вопросе.

На этом, пожалуй, все на сегодня. Мы затронули очень глубокую тему звукоподражания, тему, которая зачастую отличает профессионального автора от новичка цеха, и овладение которой может стать отличным подспорьем в совершенствовании своего писательского мастерства. Конечно, рассмотреть все особенности в рамках одной статьи невозможно; мое глубокое убеждение, что звукоподражание относится к категории авторских умений, постигаемых исключительно практикой. Моей же задачей было в большей степени обратить ваше внимание на возможности, предоставляемые этим элементом художественной изобразительности.

Искренне надеюсь, что данная статья дала вам повод для размышлений и самосовершенствования. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы быть в курсе выхода самых свежих материалов. До скорой встречи!

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ (ономатопея, идеофон), слово, которое служит для имитации звуков окружающей действительности средствами языка. Например, в русском языке существует большая группа слов, обозначающих звуки, которые производятся животными: мяу, гав-гав, ква-ква, чик-чирик. Другие слова передают неречевые звуки, производимые человеком: кхе-кхе, чмок, ха-ха-ха , а также разные другие звучания окружающего мира: бух, кап-кап, чпок, пиф-паф.

Звукоподражания представляют особый интерес для философии языка и семиотики. В отличие от большинства языковых единиц, звукоподражания представляют собой иконические знаки (т.е. знаки, непосредственно воспроизводящие существенные признаки объекта ). В самом деле, для обычных слов характерна случайная, или произвольная связь между значением и формой: тот факт, что предмет, из которого мы пьем пиво, обозначается по-русски с помощью последовательности звуков кружка , никак не связано с какими-либо свойствами этого предмета. Такие знаки называют немотивированными, поскольку их форма, звуковой облик, не имеет никаких мотиваций, причин для того, чтобы быть именно такой. Напротив, звуковой состав звукоподражаний не случаен: он мотивирован соответствующим звуком внешнего мира.

Итак, звукоподражания необычны уже тем, что обладают прямым сходством со звуками внешнего мира. Для некоторых из них характерна нестандартность звукового облика; например, в слове апчхи используется сочетание трех согласных звуков, редкое для русского языка. Еще одна особенность звукоподражаний состоит в том, что они часто имеют фонетические варианты: например, лай собаки передается с помощью звуковых последовательностей гав-гав, ав-ав и ваф-ваф .

С другой стороны, звукоподражания являются единицами языка и используют звуковой состав языка, поэтому они не могут быть полностью идентичными естественным звукам. Каждый язык по-своему осваивает звучания внешнего мира, и звукоподражания разных языков не совпадают друг с другом, хотя нередко обладают сходством. Например, русскому кукареку соответствует очень похожее слово во французском языке (cocorico ) – и совсем не похожее в английском: cock-a-doodle-doo . По-видимому, одна из причин несходства звукоподражаний в разных языках кроется в том, что сами звуки-источники, как правило, имеют сложную природу, и поскольку точная имитация их средствами языка невозможна, каждый язык выбирает одну из составных частей этого звука как образец для подражания.

Количество ономатопей в конкретном языке является открытым. Как правило, есть группа общепринятых и употребительных звукоподражаний, которые могут даже входить в словари. Однако помимо них в речи встречаются и другие звукоподражательные слова, образуемые по мере необходимости, когда человек сталкивается с новыми, непривычными для него звуками внешнего мира, ср. (речь идет о щенке): Когда Тюпа очень удивится или увидит непонятное и интересное, он двигает губами и тюпает: «тюп-тюп-тюп-тюп… » (Е.Чарушин).

Состав звукоподражаний, характерных для того или иного языка, различается очень сильно в зависимости от особенностей культуры и географической среды обитания того народа, который говорит на данном языке. В русском языке, например, нет звукоподражания, обозначающего звук летящей стрелы, а в одном из языков южноамериканских индейцев есть: торо тай. Междометие тхее в другом языке Южной Америки передает звук каноэ, которое ударяется о берег. В одном из языков Папуа Новой Гвинеи имеется звукоподражание для обозначения шума моря: Море опускается и поднимается: буху баха и . А в одном североафриканском языке есть специальное слово, обозначающее звук тишины: халь. Но можно ли его назвать звуко-подражанием?

В некоторых языках есть отдельная группа так называемых глагольных звукоподражаний. Эти слова употребляются в предложении в роли сказуемого, однако не имеют никаких грамматических признаков обычных глаголов – времени, наклонения, лица, числа и т.д. Как правило, они обозначают резкие движения: Бултых в воду ; Бабах из ружья ; Волк зубами щелк.

Однако существуют и обычные глаголы, которые имеют звукоподражательную природу. Для некоторых из них, например для шлепать или хлопать , есть соответствующее звукоподражание (шлеп , хлоп ), однако для большинства такого соответствия нет – ср. шелестеть , щебетать , хохотать и т.п. В языке суахили есть специальные звукоподражательные глаголы со значениями падать в песок, падать в воду, падать в грязь, падать (о водопаде ), падать (о монетке ), падать (о ветке ).

Лингвисты любят находить соответствия между фонетическим обликом таких глаголов и звуком-образцом. Например, исследователи венгерского языка утверждают, что свистящие и шипящие согласные в этом языке имеются в словах, передающих свистящие, дребезжащие звуки (шипеть, сосать, шмыгнуть, шуршать, шептать, выть), звуки высокого тона часто передаются гласным i (пищать, трещать, визжать), а носовые согласные м и н нередко встречаются в словах, передающих прерывистые и приглушенные звуки: ворчать, бормотать, говорить под нос. Существует даже отдельная область в лингвистике, посвященная исследованию соответствий между типом звука и типом смысла; это явление называют звукосимволизмом, или звукоизобразительностью. Например, в языках Западной Африки, где гласные различаются тонами, высокий тон характерен для слов, обозначающих нечто маленькое, тонкое или узкое, а низкий – большое, толстое или широкое. Такие слова, конечно, нельзя назвать звукоподражаниями, но они тоже обладают формой, которая мотивирована содержанием. Некоторые исследователи предполагают, что есть общие, универсальные для всех языков мира связи между звуком и значением.

Давно замечено, что звукоподражания являются одними из первых слов в речи маленьких детей. Многие дети обозначают собаку словом ав , а машину – трр-трр. Обычно это объясняют тем, что, обладая очевидной связью между формой и содержанием, мотивированные знаки легче осваиваются. Существует даже так называемая теория звукоподражания, согласно которой звукоподражания были первыми словами, которые произнес человек, когда начал говорить. Эта теория может показаться убедительной, однако беда всех теорий о происхождении языка состоит в том, что они совершенно недоказуемы.

Нина Добрушина