Кто создал глобус космонавт. Чем знаменит древний глобус Бехайма? Самый масштабный глобус в мире

Реализмом принято называть направление в искусстве и литературе, представители которого стремились к реалистичному и правдивому воспроизведению действительности. Иными словами, мир изображался как типичный и простой со всеми его достоинствами и недостатками.

Общие черты реализма

Реализм в литературе отличается рядом общих признаков. Во-первых, жизнь изображалась в образах, которые соответствовали действительности. Во-вторых, реальность для представителей данного течения стала средством познания себя и мира вокруг. В-третьих, образы на страницах литературных произведений отличались правдивостью деталей, конкретикой и типизацией. Интересно, что искусство реалистов с их жизнеутверждающими положениями стремилось рассматривать реальность в развитии. Реалисты обнаруживали новые социальные и психологические отношения.

Возникновение реализма

Реализм в литературе как форма художественного создания возник еще в эпоху Возрождения, развивался в эпоху Просвещения и проявил себя как самостоятельное направление только в 30-х годах 19 века. К первым реалистам в России относят великого русского поэта А.С. Пушкина (его иногда даже называют родоначальником данного течения) и не менее выдающегося писателя Н.В. Гоголя с его романом «Мертвые души». Что касается литературной критики, то в ее пределах термин «реализм» появился благодаря Д. Писареву. Именно он ввел термин в публицистику и критику. Реализм в литературе 19 века стал отличительной чертой того времени, располагая своими особенностями и характерными чертами.

Особенности литературного реализма

Представители реализма в литературе многочисленны. К самым известным и выдающимся относятся такие писатели, как Стендаль, Ч. Диккенс, О. Бальзак, Л.Н. Толстой, Г. Флобер, М. Твен, Ф.М. Достоевский, Т. Манн, М. Твен, У. Фолкнер и многие другие. Все они работали над развитием творческого метода реализма и воплощали в своих произведениях самые яркие его черты в неразрывной связи со своими уникальными авторскими особенностями.

Стиль, хоть и зародился в Западной Европе, получил широкое распространение в России. Им восторгались и при Советском Союзе, считая предшественником социального реализма. Данное направление подарило миру множество талантов, ставших легендами своего времени.

Истоки

Пресытившись романтическими настроениями, писатели, художники и философы уже в эпоху Просвещения начинают все чаще обращаться к реалиям современности.

Яркие представители философского направления того времени, такие как Дидро и Руссо, оглядываются и замечают, что вокруг царит бедность, грязь, неподобающие условия труда и повышенная смертность. В этой реальности они черпают свое вдохновение. Новый стиль начинает становиться популярным.

Французский писатель Флобер уже не ищет романтики в человеческой сущности, он показывает только саму суть жизни, без художественного приукрашивания.

Девятнадцатый век

Начал формироваться критический реализм в литературе в двадцатых годах девятнадцатого века, а расцвет его припал на сороковые. Из года в год к списку известных деятелей культуры и искусства данного направения добавлялись новые имена. Появлялось все больше поклонников.

Самые яркие представители критического реализма: Флобер, Бальзак, Стендаль, Бронте, Диккенс, Гейне, Достоевский, Чехов.

После возвышенной романтики произведения этих гениев звучали как вызов всему обществу. И население сначала так и восприняло его. Писателей ругали, они вызывали возмущения. Многие подвергались гонению, их отказывались печатать.

Новизна реализма

Откровенные рассказы и картины повергали в шок. То, на что раньше закрывали глаза, всплыло наружу.

Критический реализм 19 века обнажил человеческую сущность. Он подал ее такой, как она есть на самом деле, со всеми недостатками.

Этот стиль быстро смешался с психологией и стал основой для судьбоносных открытий в этой и других науках.


За долгие годы писатели впервые не просто описывали события, но еще и старались понять, что движет персонажами, в каких социальных условиях они проживают.

Ушедшее время

Пафос эпохи Возрождения отошел на задний план. Однако просвещение и романтизм так сильно повлияли на реализм, что все писатели, поэты, художники того времени продолжали верить, что добро победит зло, в какие бы рамки, уловия и обстоятельства оно ни было заключено.

Во время революции 1789-1794 годов наука возвысилась над религиозными постулатами. Буржуазия становится доминирующей прослойкой населения. Ей хочется перемен в обществе. Она начинает открывать школы, читать книги, изучать языки и точные науки.

С расцветом реализма появляются идеи марксизма. Он влияет на стиль по-своему, привнося в него дух революции, мятежа. Класс рабочих теперь становится центральным.

Россия

Реализм в этой стране сразу же прижился. Он достиг небывалых высот в Российской Империи. Искусство реализма стало не только любимым в самом государстве, но и показательным для всех остальных. Его признавали во всем мире. Классиками данного направления из России восторгались далеко за ее пределами.

Русские идеологи

Это течение приобрело различные формы и знаменитых последователей. Главным представителем реализма, который находился у его истоков, был Александр Сергеевич Пушкин. Именно он впервые начал писать о крестьянских судьбах, жизни различных сословий.

Пушкин стал революционером. Он преобразил собой некогда отстающую литературу. После Александра Сергеевича был Гоголь, сочетавший мистицизм и критический реализм с большим умением. Благодаря этим двум видным литературным фигурам появилось целое направление под названием “Натуральная школа”.

Искусство было тесно связано с политикой. Когда Чернышевский повел за собой демократов, оно преобразилось. Критический реализм обрамили в новые цвета.

На мировую сцену вышли два самых известных представителя данного стиля. Лев Николаевич Толстой, который прославил свое имя остросоциальными романами, и Федор Михайлович Достоевский с психологическими драмами. Последним восхищался Ницше, создав модель «сверхчеловека» под впечатлением от произведения «Братья Карамазовы».

Оба писателя делали акцент на уникальности человеческой души. Они искали причины поступков собственных героев, и с особым эстетизмом изображали их.

Последними реалистами в России можно назвать Бунина и Куприна. После них, на смену им, пришел социальный реализм. Наступила новая эпоха. На Западе стиль развивался и дальше. Он подвергался влиянию других течений, видоизменялся.

Реализм в живописи

Новый стиль затронул все грани искусства. Не осталась в стороне и живопись. Художники принялись постигать глубины человеческой сущности, а затем изображать ее на бумаге.

Поскольку главными чертами этого стиля в России стали принципы борьбы за свободу и равенство, то старались рисовать бедных людей. Критический быстро стал любимым течением всех жителей страны.

В 1863 году возникла "Санкт-Петербургская артель художников", а в 1970 г. была переименована в "Товарищество передвижных художественных выставок". В состав входило 14 выдающихся живописцев с общими интересами, которые покинули императорскую Академию художеств в знак протеста.

Они называли себя передвижниками. К ним относились Репин, Шишкин, Саврасов, Перов, Суриков, Серов, Левитан и многие другие замечательные художники. Идейным руководителем долгие годы был Крамской.

Они несли с собой реализм в живописи, создавая пейзажи, исторические картины, портреты. В своем творчестве изображали современную им жизнь трудового народа России.

В начале двадцатого века окончательно окрепли все традиции данного стиля. Тогда трудились художники Иванов, Коровин, Серов.

Их картины стали промежуточным этапом от критического к социалистическому стилю. В советские времена реализм получил новое дыхание и стал самым популярным течением в искусстве.

Русская литература

В начале девятнадцатого века кризис переживали Просвещение и Романтизм. Субъективность быстро уходила из моды. Реальность интересовала все больше молодое поколение представителей искусства.

Новый стиль складывался в нестабильных условиях революций, коренных изменений в мировосприятии народов и стран, формируя основные черты реализма.

Только после выступления рабочего класса писатели задумались о его жизни. Они начинают критиковать и глубоко возмущаться крепостными законами и вместе с тем восхвалять стойкость человеческой души, которая не согнулась под тяжестью жизненного бремени.

Главными героями становятся обычные люди из низших социальных слоев. Им не обязательно обладать лишь положительными качествами. Реалисты допускают, что в человеке есть не только добродетель, но и пороки.

Главные темы стиля

Литература начала тесно взаимодействовать с обычной жизнью. Многие реалисты начали упиваться безобразным, прославляя его.

Нравы, царившие в то время, стали поддаваться отчаянной критике. На поверхности оказывается ужасные условия жизни крепостных, нищих, складывая главные черты реализма.

Одним из главных, характерных для этого стиля образом стал богатый пресытившийся аристократ. У него всегда есть все, что он хочет, и достает он это любым путем.

Острой критике поддаются и религиозные фанатики. Схоластическое воспитание отбрасывается далеко назад. Прогресс становится главной идеей, основным стремлением героев.

Яркие представители заграничной литературы того времени - Шиллер и Гете - поддерживают идеи буржуазии в борьбе за собственные права, а также наций за независимость.

Феодальное общество само по себе приходит в упадок, становится пережитком прошлого.

Герой того времени

Реалисты описывают в своих работах будни обычного человека. Салтыков-Щедрин, Чехов не боятся показать того, как жизнь может обретать трагические обороты, испытывая главных героев.

Для реалистов 19 века в России было характерным показывать все конфликты и противоречия общества. Точно так же, как действительность постоянно двигалась, а не была константой, эволюционировали и герои.

После расцвета в период романтики поэзия начала уходить в небытие. На ее место пришли драматургия и народный эпос.

Жанр комедии перестал принадлежать к романтике, а начал освещать и социальные аспекты. Новую жизнь вдохнул в него Гоголь с романом «Ревизор». Любовная тема в нем практически не показана, зато нелепость устаревших социальных норм и правил становится основной линией. Главная тема - весь ужас распространенной на то время системы взяточничества и казнокрадства.

Русский критический реализм в стране того времени становится народным. Интеллигенция борется за права и свободы бедных.

Теперь не физическая, а моральная красота доминирует. Трудолюбие приобретает романтический оттенок.

Критический реализм в России

Основатель реализма в России, Пушкин позаимствовал свои идеи от движения декабристов. Его герои не пытаются отстраниться от социальных и политических событий. Они напрямую связаны с ними, вовлечены в пучину происходящего.

Поэт переживает за угнетения других людей. Он видит все, что происходит с бедными. Будучи вхожим в высшие круги общества, Пушкин оставался верен идеям равенства всех людей.

Александр Сергеевич оставался гуманистом до конца жизни. К нему гуманизм пришел еще во время написания «Бориса Годунова».

Идеи Пушкина поддержал Николай Васильевич Гоголь. Основное его реалистическое произведение - «Мертвые души». Он с жаром начинает критику действительности того времени. Гоголь старается расшатать закостенелые, отмирающие и статичные устои. С помощью комедийного жанра писатель высмеивает нелепости отсталого общества.

Сам начав с романтики, в сороковые годы он нещадно ее критикует. Не скрывает писатель того, что был таким же.

Новый виток в развитии реализма делает Тургенев с книгой «Записки охотника». Он старается делать акцент на современной истории, привнося в нее субъективные черты.

Роман «Отцы и дети» поднимает конфликт поколений на свет. В одной книге показаны почти все социальные сословия, политические позиции, пороки общества.

Судьбой незначительных людей занимается Достоевский. Он описывает трагичность и нелегкость жизни малоимущих. Достоевский переворачивает и будоражит общественность тем, что описывает судьбы людей, о которых стараются забывать. Писатель все же надеется на то, что в будущем люди смогут стать более нравственными. Добро обязательно победит зло.

Критический реализм своими главными чертами схож в любой точке мира. Главные герои - правдолюбы. Они хотят изменить мир. Каждый день сталкиваются с суровой реальностью. При этом не теряют оптимизм до последнего вздоха. Нередко их судьбы обрываются достаточно трагическим образом. Писатели этого стиля старались чему-то научить читателей. Открыть глаза на мир. Добиться изменений в сознании.

Им это удавалось. Критический реализм порождал социальные движения, борьбу за свободу. Русские сподвижники этого стиля подготовили фундамент к поединку за права рабочего класса.

Реализм - направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.

1.В центре произведения реалистов объективная действительность. В ее преломлении через мировоззрение худ-ка. 2. Автор подвергает фил-ой обработке жизненный материал. 3. идеал - это сама действительность. Прекрасное-сама жизнь. 4. Реалисты идут к синтезу через анализ

5. Принцип типического:Типический герой, конкретное время, типические обстоятельства

6. Выявление причинно-следственных связей. 7. Принцип историзма. Реалисты обращ-ся к проблемам настоящего. Настоящее-схождение прошлого и будущего. 8. Принцип демократизма и гуманизма. 9. Принцип объективности повеств-я. 10. Преобладает общественно-политическая, философская проблематика

11. психологизм

12. .. Развитие поэзии несколько затихает 13. Роман-ведущий жанр.

13. Обострённый социально-критический пафос – одна из основных черт русского реализма – например, «Ревизор», «Мёртвые души» Н.В. Гоголя

14. Основной особенностью реализма как творческого метода является повышенное внимание к социальной стороне действительности.

15. Образы реалистического произведения отражают общие законы бытия, а не живых людей. Любой образ соткан из типичных черт, проявленных в типических обстоятельствах. Это парадокс искусства. Образ не может быть соотнесен с живым человеком, он богаче конкретного человека - отсюда объективность реализма.

16. «Художник должен быть не судьею своих персонажей и того, о чем говорят они, а только беспристрастным свидетелем

Писатели реалисты

Поздний А. С. Пушкин - основоположник реализма в русской литературе (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин» ещё в 1820 – 1830-х)

    М. Ю. Лермонтов («Герой нашего времени»)

    Н. В. Гоголь («Мертвые души», «Ревизор»)

    И. А. Гончаров («Обломов»)

    А. С. Грибоедов («Горе от ума»)

    А. И. Герцен («Кто виноват?»)

    Н. Г. Чернышевский («Что делать?»)

    Ф. М. Достоевский («Бедные люди», «Белые ночи», «Униженные и оскорбленные», «Преступление и наказание», «Бесы»)

    Л. Н. Толстой («Война и мир», «Анна Каренина», «Воскресение»).

    И. С. Тургенев («Рудин», «Дворянское гнездо», «Ася», «Вешние воды», «Отцы и дети», «Новь», «Накануне», «Му-му»)

    А. П. Чехов («Вишнёвый сад», «Три сестры», «Студент», «Хамелеон», «Чайка», «Человек в футляре»

С середины XIX века происходит становление русской реалистической литературы, которая создается на фоне напряженной социально-политической обстановки, сложившейся в России во время правления Николая I. Назревает кризис крепостнической системы, сильны противоречия между властью и простым народом. Назрела необходимость создания реалистической литературы, остро реагирующей на общественно-политическую ситуацию в стране.

Литераторы обращаются к общественно-политическим проблемам российской действительности. Развивается жанр реалистического романа. Свои произведения создают И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой, И.А. Гончаров. Стоит отметить поэтические произведения Некрасова, который первым внес в поэзию социальную проблематику. Известна его поэма «Кому на Руси жить хорошо?», а также множество стихотворений, где осмысляется тяжелая и беспросветная жизнь народа. Завершение 19 века - Реалистическая традиция начинала угасать. Ей на смену пришла так называемая декадентская литература. . Реализм становится в известной степени методом художественного познания реальной действительности. В 40-е возникла «натуральная школа» - творчество гоголя, он явился великим новатором, открыв, что даже незначительный случай, как, например, приобретение мелким чиновником шинели, может стать существенным событием для осмысления важнейших вопросов человеческого бытия.

«Натуральная школа» стала начальным этапом развития реализма в русской литературе.

Темы: Быт, нравы, характеры, события из жизни низших сословий стали объектом исследования «натуральников». Ведущим жанром стал «физиологический очерк», который строился на точном «фотографировании» быта различных сословий.

В литературе «натуральной школы» сословное положение героя, его профессиональная принадлежность и общественная функция, которую он осуществляет, решительно превалировали над индивидуальным характером.

К «натуральной школе» примыкали:Некрасов, Григорович, Салтыков-Щедрин, Гончаров, Панаев, Дружинин и др.

Задача правдиво показать и исследовать жизнь предполагает в реализме множество приемов изображения действительности, поэтому произведения русских писателей так многообразны и по форме, и по содержанию.

Реализм как метод изображения действительности во второй половине XIX в. получил название критического реализма, потому что главной своей задачей видел критику действительности, вопрос об отношениях человека и общества.

В какой мере общество влияет на судьбу героя? Кто виноват в том, что человек несчастен? Что делать, чтобы изменился человек и мир? - вот главные вопросы литературы вообще, русской литературы второй половины XIX в. - в частности.

Психологизм - характеристика героя при помощи анализа его внутреннего мира, рассмотрение психологических процессов, через которые осуществляется самосознание личности и выражается ее отношение к миру, - стал ведущим методом русской литературы с момента формирования в ней реалистического стиля..

Одной из замечательных особенностей произведений Тургенева 50-х годов было появление в них героя, воплощающего идею единства идеологии и психологии.

Реализм 2-й половины ХIХ века достиг своих вершин именно в русской литературе, особенно в творчестве Л.Н. Толстого и Ф.М. Достоевского, ставших в конце ХIХ века центральными фигурами мирового литературного процесса. Они обогатили мировую литературу новыми принципами построения социально-психологического романа, философской и моральной проблематикой, новыми способами раскрытия человеческой психики в её глубинных пластах

Тургеневу принадлежит заслуга создания литературных типов идеологов - героев, подход к личности и характеристике внутреннего мира которых находится в непосредственной связи с оценкой автором их мировоззрения и социально-исторического смысла их философских концепций. Слияние психологического, историко-типологического и идейного аспектов при этом в героях Тургенева столь полно, что их имена стали нарицательным обозначением определенного этапа развития общественной мысли, определенного социального типа, представляющего класс в его историческом состоянии, и психологического склада личности (Рудин, Базаров, Кирсанов, г-н Н. из повести «Ася» - «Русский человек на rendez-vous»).

Герои Достоевского находятся во власти идеи. Как рабы, они влекутся за нею, выражая ее саморазвитие. «Приняв» в свою душу определенную систему, они подчиняются законам ее логики, проходят с нею все необходимые стадии ее роста, несут на себе гнет ее перевоплощений. Так, Раскольников, концепция которого выросла из неприятия социальной несправедливости и страстного желания добра, проходя вместе с идеей, овладевшей всем его существом, все ее логические стадии, принимает убийство и оправдывает тиранию сильной личности над безгласной массой. В одиноких монологах-размышлениях Раскольников «укрепляется» в своей идее, подпадает под ее власть, теряется в ее зловещем порочном круге, а затем, совершив «опыт» и потерпев внутреннее поражение, начинает лихорадочно искать диалога, возможности совместной оценки результатов эксперимента.

У Толстого система идей, которую в процессе жизни разрабатывает и развивает герой, является формой его общения со средой и производным от его характера, от психологических и нравственных особенностей его личности.

Можно утверждать, что у всех трех великих русских реалистов середины века - Тургенева, Толстого и Достоевского - психическая и идеологическая жизнь человека рисуется как общественное явление и предполагает в конечном счете обязательный контакт между людьми, без которого невозможно развитие сознания.

Какова история создания глобуса?

  1. Глобус (от лат. globus, шар) трхмерная модель Земли или другой планеты, а также модель небесной сферы (небесный глобус) . Первый глобус был создан около 150 г. до н. э. Кратеcом Малльским. Сам глобус не сохранился, но рисунок остался.

    Самый древний глобус, который дошел до нас, был создан в 1492 году немецким ученым Бехаймом. Сделал он из телячьей кожи, туго натянутой на металлические ребра. На нем отсутствует полмира.

    Из другого источника
    В произведениях античных писателей упоминается о том, что некий Кратес Малосский древнегреческий философ, последователь Аристотеля и хранитель Пергамской библиотеки, еще во II веке до н. э. изготовил модель Земли в форме шара.
    Ни сама эта модель, ни какие-либо ее изображения до наших дней не дошли, однако те, кто видел этот глобус, говорили, что Кратес нарисовал на шаре единую сушу, разделив ее на части пересекающимися реками, которые назывались океанами.
    Поэтому самым первым, по крайней мере самым древним из всех сохранившихся глобусов, считается шарообразная модель Земли диаметром 54 см, созданная немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бехаймом в 1492 году, находящаяся ныне в музее города Нюрнберга.
    На Земном яблоке, именно так назвал Бехайм свое детище (глобусами, от латинского globus шар, копии Земли стали называть позже) , были отображены географические представления о поверхности Земли накануне открытия Нового Света, основывавшиеся на данных, взятых с карт мира древнегреческого ученого Птолемея, жившего во II веке.
    Вскоре после появления глобусы, дающие наиболее точные картографические представления и пользующиеся большим спросом у ученых и моряков, начали появляться во дворцах монархов, кабинетах министров и просто модных домах Европы, став символом просвещения.
    Особенно популярны были голландские глобусы, изготовляемые амстердамскими мастерами Блау. Они создали и ту модель Земли, которая была подарена русскому царю Алексею Михайловичу в 1672 году, первую на Руси. Самой же известной из всех зарубежных моделей земного шара является Готторпский глобус диаметром 311 см, изготовленный немецким ученым Адамом Ольшлегелем в 1664 году, а в 1713-м подаренный Петру I.
    Внутри он вмещал планетарий. Современные глобусы, на которых по сравнению с первыми появились изображения открытых с тех пор новых земель, из области функционального использования перешли в основном в область наглядного пособия для школьников.
    http://www.vokrugsveta.ru/quiz/?item_id=342

  2. Первый глобус был создан немецким ученым Мартином Бехаймом
  3. Первый глобус был создан немецким ученым Мартином Бехаймом. Его модель Земли увидела свет в I492 г. , в год, когда Христофор Колумб отправился к берегам сказочной Индии западным путем. На глобусе были изображены Европа, Азия, Африка, которые занимают около половины всее поверхности Земли, и нет Северной и Южной Америки, Антарктиды, Австралии. Атлантический и Тихий океаны представлены как единый водный бассейн, а на месте Индийского океана расположены Восточный Индийский океан и Бурное Южное море, разделенное обширным архиелагом островов. Очертания океанов и материков далеки от действительных, поскольку в основу создания глобуса были положены сведения, основанные на представлениях античных географов и данных арабских и других путешественников, посетивших страны Востока, Индию и Китай.
  4. Мы обычно считаем, что это произошло в 1492 году, и речь при этом шла о землях уже известных.
    А грек Кратес из Малоса сделал глобус ещ в 150 г. до н. э. , причм дело коснулось земель не только известных, но и о лишь предполагаемых.
    ТАРЕЛКА С РИСУНКОМ ГЛОБУСА КАРТЕСА.
    Старейший глобус находится в Нюрнберге и называется "БЕХАЙМ"
    В честь географа и создателя первого в мире глобуса Мартина Бехайма Свой глобус он создал в 1492 году, когда был главным штурманом Португалии.
    МАРТИН БЕХАЙМ
    Ему удалось отразить с его помощью географические представления о поверхности Земли как раз накануне открытия Нового Света. В работе над глобусом Бехайму помог художник Георг Глокендон. Свое творение мастера назвали Земное яблоко. Слово глобус от латинского шар появилось позднее. На шаре диаметром 54 см Бехайм изобразил поверхность Земли в соответствии с картами Птолемея. Об открытиях Колумба, который отправился искать Индию в том же 1492 году, Бехайм еще не знал. Правда, сохранились сведения, будто во 2 веке до н. э. модель земного шара построил философ Кратес Малосский, который был учеником учеников Аристотеля. Но глобус Кратеса, если он и существовал, не сохранился, а Земное яблоко Мартина Бехайма, объявленное самым старым глобусом. Увы, глобус использовался учеными за тысячи лет до Бехайма.
    Небесные глобусы из дерева, камня и металла представляли картину звездного неба. Астрономам они служили для объяснения расположения звезд, а астрологам для толкования гороскопов. Одну из спутниц бога Аполлона, Уранию, музу астрономии, эллины изображали со звездным глобусом и указкой в руках.. .
    В IV веке до н. э. греческие астрономы изготовили круглую модель Земли с параллелями и меридианами. Изображения земного глобуса чеканили на монетах например, Деметрия I Полиоркета, македонского царя, правившего в IV - III вв. до н. э.

    Русскому царю Алексею Михайловичу в 1672 году большой глобус прислали в подарок Нидерланды. .
    В Петербургском Музее Ломоносова завершена реставрация Готторпского глобуса-планетария, который почти три столетия назад был первым экспонатом Кунсткамеры.
    В середине XVII века в герцогстве Шлезвиг-Голштейн (Северная Германия) изготовили глобус-планетарий диаметром свыше 3 метров. На наружной поверхности глобуса была нанесена карта Земли, а на внутренней - звездного неба. Звезды изображались позолоченными шапками медных гвоздей. Шар имел неподвижную ось, на которой был закреплен деревянный круглый стол и скамья на 12 человек.
    В 1713 году во время Северной войны Петр Великий, находясь на театре военных действий в Голштинии, получил глобус-планетарий в подарок. Глобус стал первым экспонатом первого российского музея - Кунсткамеры.
    ПЕТРОВСКИЙ ГЛОБУС
    Во время пожара 1747 года он сильно пострадал и был восстановлен мастерами Скоттом и Тирютиным. Позже он хранился в специально построенном помещении рядом с Академией наук, затем - в Царском Селе. Во время Великой Отечественной войны глобус был немцами вывезен в Германию. После войны экспонат обнаружили в немецком городе Любеке и морем через Мурманск возвратили в Ленинград. Глобус находился в плачевном состоянии.
    Холст, на котором были нарисованы земная и небесная карты, во многих местах порвался, поврежден был живописный слой, обнаружены отверстия от винтовочных выстрелов. В послевоенное время глобус дважды реставрировали. А комплексную реставрацию глобуса удалось выполнить лишь в нынешнем году. ПРОДОЛЖЕНИЕ В Комметах..

Одним из самых великих открытий в географии является изобретение глобуса, с помощью которого легче запомнить расположение океанов, морей, материков, островов, лесов тропических, ледяных пустынь и пр. Впоследствии этот удивительный предмет усовершенствовался многочисленными учеными всего света. Есть у него своя древняя и довольно увлекательная история.

Кто создал первый глобус? Вокруг этого изобретения до сих пор кипят страсти.

Что такое глобус?

Глобус от латинского слова globus означает шар.

Это изображение карты на поверхности шара, сохраняющее подобие контуров и соотношение размеров (площадей). Различаются географические глобусы, которые отображают поверхность Земли, лунную поверхность, небесные глобусы и пр.

Прежде чем появилось представление о шарообразной уже были созданы первые небесные глобусы. Эти сферические изображения звездного неба были известны уже в Древнем Египте.

История возникновения глобуса

Первый глобус возник еще до нашей эры (II- век), причем создан он одним изобретателем, очень любившим поэзию. Это был ученый филолог-философ по имени Кратес Малосский. Сутками он мог слушать поэму «Одиссеи», и часто после ее прослушивания он прокладывал на карте все те маршруты, по которым ходил главный герой. А в то время уже было известно о шарообразной форме земли, поэтому он и раскрашивал шар.

Хоть и соответствовал этот предмет уровню знаний тех времен, но это был настоящий глобус. Современниками он был прекрасно оценен, но в течение нескольких веков, о том, кто автор первого глобуса, было забыто.

В 1492 году в г. Нюрнберге (Германия) был создан еще один глобус с целью наглядного изображения географических открытий португальских моряков. Таким образом, ученый получил звание первого изобретателя глобуса.

Тот глобус был назван «Земным яблоком». Он представлял шар, выполненный из металла, размером в диаметре не больше 50 см. Следует отметить, что континент Америка еще на нем отсутствовал, в связи с его открытием Колумбом в более позднее время. Также на глобусе еще не было никаких широт и долгот, однако были и тропики и меридианы, и было короткое описание стран. Сейчас первый глобус (1492 год) хранится в Нюрнбергском музее.

С тех давних пор по нынешний день создано большое количество самых уникальных, даже неожиданных, глобусов, имеющих потрясающие размеры, конструкции и материалы. Но два из этих экземпляров нельзя здесь не упомянуть: самый крупный и самый необычный и старейший.

Кто создал первый глобус — самый масштабный в мире

Американская компания DeLorme создала гигантский глобус Eartha. Эта организация разрабатывает карты и системы GPS-навигации.

Диаметр глобуса равен 12,6 метров, что представляет собой высоту 4-этажного дома. Сейчас это уникальное творение находится в городе Ярмут в Америке.

Глобус-великан представляет собой 792 фрагмента карты, закрепленных между собой скрытыми болтами на большом каркасе. Последний элемент был сооружен из 6 тысяч труб из алюминия. Особенность этого великолепного сооружения еще и в том, что размещен он в стеклянном здании, и подсвечивается изнутри, что придает ему необыкновенный вид.

Данный шедевр внесен в Книгу рекордов Гиннеса.

Американский старейший глобус

Кто создал первый глобус в Америке? Следующий описываемый здесь подобный предмет тоже является старейшим.

Было установлено учеными, что он изготовлен из половинок яйца страуса, склеенных шеллаком (натуральным полимером). Сама карта вырезана на скорлупе.

А вот на вопрос о том, кто создал первый глобус с изображением Америки, можно ответить, что это неизвестно. Почему?

Глобус из огромного страусиного яйца является первым, на котором была изображена Америка, и он сохранился до наших дней. Но установить точную дату и его создателя не удалось, в связи с отсутствием на предмете каких-либо знаков и подписей.

Есть у ученых предположение, что этот глобус создан в мастерской Леонардо да Винчи, так как есть определенные зарисовки, свойственные работам великого художника. Изображены на этом предмете подписанные на латыни материки, разные животные, и даже человек-моряк, который потерпел крушение.

Доктор Миссине (филолог и коллекционер карт) считает, что находка относится к 1504 году.

Небесный глобус

Кто создал первый глобус небесный? Много версий существует. Например, в Неаполе есть статуя Атланта (мраморная), датированная III-им веком до нашей эры. На своих плечах герой держит сферу с изображением созвездий. Есть мнение, что есть у него и прообраз — глобус Евдокса Книдского (греческий астроном).

Однако, существующие сведения о существовании глобусов Земли в античный период, не совсем достоверны. Значит, для споров по этому поводу есть еще множество поводов.