Последняя часть библии называется. Кто написал библию и когда - интересные факты. Что такое Библия

Успение Пресвятой Богородицы: иконография праздника в искусстве Византии и Древней Руси

Праздник Успения Пресвятой Богородицы – светлый и радостный для каждого христианина. В день блаженной кончины Богоматери все человечество обрело Молитвенницу и Небесную Заступницу, Ходатаицу пред Господом. Значение этого великого торжества определяется церковным уставом – этот Богородичный праздник имеет не четыре обычных дня попразднства, а восемь, столько же, сколько один из величайших господских праздников – Крещение . Отмечаемому событию предшествует строгий пост, по степени воздержания занимающий первое место после Великого поста.

Достоверные сведения об истории праздника Успения начинаются лишь с конца VI века. Принято считать, что он установлен при византийском императоре Маврикии (592–602). По всей видимости, до этого времени Успение было в Константинополе поместным, не общецерковным праздником . Утверждению Успения в церковном календаре способствовало растущее почитание Богоматери, которое не смогли поколебать возникавшие ереси, в том числе несторианство.

В Евангелии ничего не сказано о земной жизни Богоматери после Вознесения Спасителя. Сведения о Ее последних днях сохранило церковное предание. Именно поэтому иконографическими источниками для образов Успения в Византии, на Балканах и в Древней Руси являлись широко распространенные апокрифические сказания: «Слово Иоанна Богослова на Успение Богородицы», «Слово Иоанна, архиепископа Солунского», а также древнейшее праздничное слово на Успение Иерусалимского патриарха Модеста († 632), Слова святых Андрея Критского, Константинопольского патриарха Германа и три Слова святого Иоанна Дамаскина (все – VIII в.). Издавна существовавшие сказания об Успении неодинаковы по своему объему и разнятся в подробностях .

Сложение зрелой иконографии Успения относится к постиконоборческой эпохе. Концом X века датируются две пластины из слоновой кости – для оклада Евангелия императора Оттона III из Баварской библиотеки в Мюнхене и плакетка из музея Метрополитен в Нью-Йорке (ил. 1). Общая композиция сцены Успения в обоих памятниках станет традиционна для искусства Византии и Древней Руси. Богоматерь изображается в центре на ложе, по сторонам от Нее – плачущие апостолы, за ложем стоит Спаситель с душой Богоматери, изображаемой в виде спеленутого младенца. В некоторых балканских памятниках (фрески церкви Вознесения в монастыре Жича, 1309–1316 гг.; фрески церкви Богородицы «Одигитрии» в Печской патриархии, ок. 1335 г.) душа Богоматери в пеленах будет изображаться с крыльями.

В иконописи композиция встречается с XI века (икона из монастыря святой Екатерины на Синае), входит в состав праздничных эпистилиев с конца XI века (Деисус, двенадцать апостолов и двенадцать праздников из того же монастыря).

Успение Богоматери, как и Воскресение Христово, символизировало попрание смерти и воскрешение к жизни будущего века. Образы Успения имеют сложное литургическое толкование. Так, ложе с телом Богоматери наглядно уподобляется престолу в храме, а расположение апостолов двумя группами, возглавляемыми Петром и Павлом, по сторонам от него – их присутствию на евхаристии и причащению под двумя видами. Христос позади ложа являл собою образ архиерея за трапезой. Изображение в некоторых памятниках апостола Петра с кадилом в руке указывало, возможно, на каждение святых даров в литургии, а образ апостола Иоанна, припадающего к ложу Девы Марии, – на священника, целующего престол. Часто в сцене Успения изображались два или четыре епископа, вместе с апостолами предстоящими Богоматери. Эти образы святых Дионисия Ареопагита, Иерофея, Тимофея Ефесского и Иакова, брата Господня, по преданию, присутствовавших при Успении Богоматери, символизировали причащение архиереем священников в таинстве евхаристии. Ангелы, слетающие в сценах Успения ко Христу с покровенными руками, как для принятия святых даров, словно прислуживают на литургии в качестве диаконов . Согласно традиции, Успение изображали как событие, происходящее в доме Иоанна Богослова в Иерусалиме – в Сионской горнице, где ранее произошло Сошествие Святого Духа на апостолов. Сцену обычно окружают архитектурные постройки.

Примерно с XI века получает широкое распространение расширенный вариант иконографии Успения, так называемый «облачный тип». В верхней части композиции (например, на фреске из церкви Святой Софии в Охриде, Македония) изображаются апостолы, летящие к одру Богоматери на облаках. Согласно «Слову Иоанна Богослова», апостолы, которых Пресвятая Дева пожелала видеть перед Своей кончиной, были чудесным образом восхищены ангелами из разных стран и принесены в Иерусалим, причем апостолы Андрей, Филипп, Лука и Симон Фаддей были пробуждены из гробов.

Древнейшим примером «облачного Успения» на Руси является икона начала XIII века, происходящая из новгородского Десятинного монастыря (ныне в Государственной Третьяковской галерее) (ил. 2). В верхней части иконы изображен голубой полукруглый сегмент неба с золотыми звездами и фигуры ангелов, уносящих душу Богоматери. Редкая и трогательная иконографическая деталь этой иконы – стоящие на подножии у одра Богоматери красные туфельки. Это символ оставления Ею земного пути .

Чаще всего у ложа Богородицы изображаются одна или несколько горящих свечей, символизирующих молитву ко Господу. На псковской иконе Успения первой четверти XIV века (ил. 3) у одра изображен кувшин-стамна, вставленный в чашу – это один из поэтических символов Богоматери, встречающийся в византийской и древнерусской гимнографии . Пресвятая Дева уподобляется золотой стамне с манной небесной, изготовленной по повелению Моисея . Ближайшей иконографической аналогией рассматриваемой иконе является фреска собора Спасо-Преображенского монастыря в Пскове (середина XII в.) (ил. 4). В обоих памятниках повторяются общая композиция, позы апостолов, сцену фланкируют высокие палаты, внутри которых изображены плачущие иерусалимские жены. Однако на иконе у апостолов отсутствуют нимбы, а «славу» – мандорлу Христа – держат ангелы, окружающие ее.

В XV веке на Руси широко распространяются иконы Успения с изображением чуда отсечения рук ангелом у нечестивого иудея Авфонии (Афонии, в некоторых источниках – Иефонии) на переднем плане, перед одром. Возможно, популярность сюжета в то время и в XVI столетии была связана с борьбой против еретических движений. Впервые же этот сюжет зафиксирован во фреске церкви Панагии Мавриотиссы в Кастории (рубеж XII–XIII вв.), а в древнерусском искусстве – во фресках Снетогорского монастыря и церкви Успения на Волотовом поле.

В русских иконах Успения второй половины XV столетия – из Успенского собора Московского Кремля (ок. 1479 г.), из Кирилло-Белозерского монастыря (1497 г., ныне в Третьяковской галерее), из Успенского собора г. Дмитрова (конец XV в., ныне в Музее имени Андрея Рублева) – представлена подробная иконографическая схема. Апостолы изображены путешествующими на облаках, у ложа Богоматери – рыдающие иерусалимские жены, апостолы и ангелы, на переднем плане – сцена отсечения рук Авфонии. В верхней части иконы изображаются отверзающиеся небеса, к которым Богоматерь во «славе» возносят ангелы. Эта деталь находит толкование в «Слове на Успение» святого Андрея Критского: «Поднялось наддверие небесных врат, дабы принять в небесное царство… Пренебесную Дверь Божию» . Исследуя икону из Успенского собора (ил. 5), Е. Я. Осташенко отмечает не имеющий аналогий в других памятниках рисунок и цвет «славы» возносящейся Богоматери . Вместо традиционных голубых оттенков здесь внешние очертания «славы» состоят из двух оттенков красного, а внутренние части включают в себя сияние с короткими лучами. По всей видимости, красный цвет «славы» и лучи внутри нее связаны с рядом поэтических образов Богородицы, например с образом «Жены, облеченной в солнце» (Откр. 12: 1) и образом Церкви, которая оделась «Солнцем Правды – Христом».Особенностью названной выше иконой Успения 1497 года из Кирилло-Белозерского монастыря является изображение эпизода с вручением Богоматерью своего пояса апостолу Фоме. Согласно одному из сказаний об Успении, Фома прилетел с опозданием, когда Богоматерь уже возносилась на небо, и получил пояс из Ее рук. Присоединившись к остальным апостолам, он рассказал им о встрече с Богоматерью, тем самым свидетельствуя о Ее вознесении на небо.

Наряду с рассмотренными выше развитыми и подробными иконографическими типами, в это же время был распространен и краткий вариант иконографии Успения. Так, в Русском музее хранится новгородская икона XV века (ил. 6), на которой отсутствуют изображения ангелов, летящих на облаках апостолов и традиционные фигуры апостолов у ложа Богоматери. Общая композиция иконы отличается предельным лаконизмом – Богородице предстоят лишь Сам Спаситель и два святителя. В верхней части иконы помещены полуфигуры святого Иоанна Предтечи и святого архидиакона Стефана. Это связано либо с посвящением престолов той церкви, откуда происходит икона, либо с желанием заказчика иконы видеть на образе Успения святых покровителей своей семьи.

Интересной иконографической особенностью выделяется икона Успения середины XVI века из Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Если во всех рассмотренных выше памятниках Христос чаще всего изображался фронтально, держа душу Богоматери двумя руками, то здесь Он представлен в развороте, благословляющим десницей Богоматерь, лежащую на одре . Эта деталь, по всей видимости, появляется в «облачном» варианте Успения в первой половине XVI века и широко распространяется в XVI–XVII столетиях. Благословляющим Богоматерь Спаситель представлен и на иконе XVI века из собрания Русского музея (ил. 7). На ней также представлено вознесение Богоматери, сидящей на престоле, к раскрытым вратам рая, за которыми видны ангельские чины, Небесный город (в виде крестообразной по форме башни) и несколько райских деревьев .

С райской символикой в XVI веке связано и размещение сцены Успения в росписях храмов. Так, в декорации Архангельского собора Московского Кремля и Успенском собора в Свияжске этот сюжет помещен над конхой алтаря , что позволяет трактовать эту композицию, исходя из представлений о символике алтарного пространства как места горнего, райского.

В XVII столетии появляются монументальные храмовые иконы Успения, сопровождающиеся клеймами, в которых иллюстрируется «Сказание об Успении». Так, на иконе 1658 года из Успенского собора Московского Кремля в клеймах изображено моление Богоматери перед кончиной, прощание Богоматери с близкими, путешествие апостолов, их беседа с Богоматерью и другие сцены. Подробнейший рассказ об Успении Богородицы заканчивается изображением Богоматери на ложе среди райского сада. Такое же повествование об Успении содержат клейма иконы Успение конца XVII века из музея имени Андрея Рублева (ил. 8). В последнем клейме Богоматерь, как в традиционной иконографии Успения, изображена лежащей на престоле, за ним и перед ним – по две горящие свечи. У ложа Богоматери стоят не только апостолы – в правом нижнем углу изображены кланяющиеся ветхозаветные праведники, среди них можно отметить пророков Давида и Даниила. Присутствие при Успении Богоматери ветхозаветных праведников, а также благоразумного разбойника с крестом, стоящего за ложем Марии, напрямую указывает на то, что изображенное на иконе событие происходит не на земле, а на небе, а точнее – в раю. Особо примечателен тот факт, что сюжет рассматриваемого клейма написан на белом фоне. Именно этот цвет с самого рождения христианского искусства символизировал собою рай, как об этом пишет А. Н. Овчинников: «Всякое изображение на белом фоне следует понимать как сопричастие раю»

Первое, что важно знать, говоря об иконе , это то, что она довольно поздняя, а ее каноническая композиция датируется примерно IX веком – эпохой, когда Церковь преодолела основные ереси и окончательно зафиксировала самые важные богословские положения. Именно во времена после иконоборчества окончательно сформировались и сам праздник Успения, и его отображение в христианской живописи.

Ранние изображения были, как правило, лаконичными и малофигурными. В центре композиции располагается укрытое пурпурной тканью ложе, на котором покоится пречистое тело . Перед ложем стоят апостолы, их позы и жесты печальны и передают общую скорбность запечатленного момента. За ложем находится фигура Христа, который склонился над телом Матери и держит в руках Ее святую душу (она всегда изображается в виде новорожденного младенца, завернутого в пелены). Над Спасителем и Богородицей летают ангелы – небесные свидетели этого славного и грустного момента.

Успение Пресвятой Богородицы. Константинополь. Мозаика монастыря Хора

Вот так незатейливо и просто изображалось в далекие времена. Примером первых икон могут служить плоские рельефные изображения на тонких пластиках из камня или слоновой кости, а также книжные миниатюры – сам размер этих изделий не позволял наносить на них много элементов. А вот храмовые росписи и переносные иконы почти сразу стали своеобразным пространством, на котором древние мастера могли значительно обогащать ранее сформировавшуюся композицию.

Примерно к XIII веку сложилось окончательное сюжетное решение иконы. С тех пор оно практически не менялось. Разве что , но в канонической иконописи они не прижились, и до сих пор, как православные, так и многие католические храмы украшают иконы, восходящие к древним прототипам IX века. Рассмотрим каноническое изображение более детально.

Событие Успения

Момент перехода Богородицы в Вечность в Евангелии не описан. Детали этого события известны нам из Предания и различных апокрифических источников. Вот, как оно произошло:

Богородица была предупреждена архангелом Гавриилом, что через три дня Сын заберет Ее к Себе. Пресвятая Дева ждала этой вести. Она была готова к переходу в вечность, и отведенные три дня использовала для того, чтобы проститься со всеми дорогими Ее сердцу людьми. Сразу стало понятно, что некоторых Она не сможет увидеть – например, апостолов, которые разошлись по Римской империи на проповедь. Трех дней было мало, чтоб собрать их всех, и Богородица взмолилась Сыну о помощи. На материнские молитвы Господь ответил чудом – во все края, где находились апостолы, были посланы ангелы, которые на облаках принесли их в Иерусалим к дому Пречистой.

13 век, мозаика, Санта Мария Маджоре, Рим

Настал день кончины. Мария мирно лежала на одре, сияющая тихой радостью. Вокруг нее собрались самые близкие люди. Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта, и сам Христос в окружении небесных сил приближался к своей Матери. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя, который забрал Ее с Собою. А на одре осталось тело, которое светилось благодатью, и казалось, будто Богородица не умерла, а лежит в мирной полуденной дремоте. На Ее лице застыла счастливая улыбка – наконец, после долгих лет ожидания Она ушла к своему Сыну.

Похоронили Богородицу в гробнице, где до этого почивали Ее родители , а также – Её супруг . Тело Девы Марии торжественной процессией пронесли через Иерусалим. Об этом узнали иудейские первосвященники, которые решили разогнать шествие. Но случилось чудо – христиан, провожавших Богородицу в последний путь, окружило облако, и воины, посланные первосвященниками, не смогли причинить им никакого вреда. Тогда иудейский священник Афония попытался опрокинуть одр, но его руки были отсечены невидимой силой. Раскаявшись в своей дерзости он получил чудесное исцеление и исповедал себя христианином. После погребения апостолы закрыли вход в пещеру камнем и удалились.

В процессии не участвовал – Господь специально попустил ему опоздать. Он прибыл в Иерусалим на третий день после похорон. Опечалившись, что больше никогда не увидит Деву Марию, он стал просить апостолов, чтоб они ему дали возможность проститься с телом. Они согласились, но когда открыли гроб, то пришли в ужас: тела в пещере не было – в нише лежали только погребальные пелены, от которых исходило райское благоухание. Апостолы были в смятении. Они вернулись домой, недоумевая и молясь Богу, чтобы Он указал им, где искать исчезнувшее тело. В этот же день вечером за трапезой апостолам явилась Богородица в окружении ангелов и приветствовала их словами: «Радуйтесь! Ибо Я с вами во все дни».

Как Успение изображено на иконе?

Успение Пресвятой Богородицы. Начало XIII в., Новгород. Государственная Третьяковская галерея, Москва

На иконе мастера смогли изобразить почти все моменты, которые приводятся в рассказе об Успении. Задача не из легких, но иконописцы справились с нею блестяще.

Посредине иконы изображен одр, на котором покоится тело Пресвятой Девы. Как правило, он покрыт тканью багряного цвета, и это неслучайно: багрянец всегда был атрибутом императорской власти, и применение этого оттенка в случае с Богородицей указывает на Ее царское достоинство как Владычицы и Царицы Небесной. Эту же роль играют и пурпурные сандалии на ногах Девы – такую обувь могли носить только императоры Византии. В Европе, где привыкли к иным атрибутам царской власти, Марию иногда изображали в венце и со скипетром, однако вне зависимости от места написания иконы, на ней всегда подчеркивалась идея того, что Богородица обладает честью несравненно высшей, чем у самых могущественных царей.

Успение Пресвятой Богородицы. Плакетка из слоновой кости. Конец X в. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Вокруг одра расположились апостолы. Если перед нами фреска или большая икона, то число предстоящих фигур велико, если же поле иконы небольшое, то и предстоящих немного. Но в любом случае на всех изображениях присутствуют Петр и Иоанн. Петр держит в руках кадильницу и окуривает ложе Богородицы фимиамом. Иоанн же просто оплакивает Пречистую, склонившись над постелью. Вместе с апостолами иногда можно увидеть тех людей, которые так или иначе соприкоснулись с Богородицей. Например – , воспевшего Пресвятую Деву в своих трудах.

Перед одром чаще всего стоит свеча, но встречается и такая композиция: на краю постели висят два отрубленных запястья, а возле самого ложа стоит человек с искалеченными руками. Нетрудно догадаться, что это Афония, который пытался опрокинуть одр, но был остановлен ангельским мечом. Кстати, чаще всего возле Афонии стоит и сам ангел, поднимающий меч на нечестивого кощунника.

Назарий Истомин. Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVII в. Москва. Музей-заповедник Коломенское

За одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой – огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу. В руках у Него – упеленанный младенец. Это – душа Пресвятой Богородицы. Очень трогательный момент – когда-то Мария держала на руках маленького Иисуса, теперь Он прижимает к груди Ее пречистую душу. Однажды Она стала Матерью Своего Творца, а сейчас Он возносит Ее в небесные чертоги. Также рядом со Христом стоят много ангелов, которые образуют как бы процессию, растянувшуюся с Земли на Небо и с ликованием встречающую Царя и Царицу вселенной.

На некоторых иконах изображена еще одна интересная деталь – все свободное поле иконы в ее верхней части покрыто облаками, на которых можно разглядеть фигурки людей и ангелов. Таким необычным способом иконописцы изображают апостолов, которые не смогли вовремя прибыть в Иерусалим, и были в итоге чудесным образом доставлены на облаках ангелами.

Успение Пресвятой Богородицы. Монастырь Ставроникита. Афон (

Все события, изображенные на иконе, происходят в комнате – об этом говорят схематичные силуэты колонн, окон, арок, карнизов и других архитектурных элементов. Иногда вместо богатого интерьерного фона можно увидеть просто два столба и повисшую на них ткань, парусом натянутую над собравшимися. В любом случае и ткань, и другие элементы могут быть символами как закрытого помещения, так и городских построек Иерусалима, через который проходила погребальная процессия.

Мануил Панселин. Фреска собора Протата в Карее. Афон. XIII в.

В целом же икона являет собою очень важную истину – что не есть тупик или бессмысленный финал для человека, что человек не прекращает свое бытие, а переходит из мира дольнего в мир Горний. Нижняя часть иконы (наполненная печальной атмосферой) перекликается с верхней ее частью (исполненной небесной славы и ликования), показывая всем нам, что путь к Небу лежит через скорби, однако в конце этого пути нас ждет Вечность – та самая, куда первой из людей переселилась Пречистая Дева Мария.

Другие материалы на “Фоме”.

Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде

Успение Пресвятой Богородицы. Сербия. Дечаны, XIV век

Успение Богородицы. Фреска. XIV век. Хора музей, Стамбул

Успение Пресвятой Богородицы, избранные святые в клеймах. Византия. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. XV в. Иконостас Благовещенского собора Московского Кремля

Успение Пресвятой Богородицы. Балканы. Македония. XVI в. Франция. Париж. Городской музей изящных искусств

Успение Пресвятой Богородицы. Беларусь. XV в. Москва. ГТГ

Успение Пресвятой Богородицы. Византия, XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XIV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в. Греция. Патмос, монастырь Иоанна Богослова

Успение Пресвятой Богородицы. Византия. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Афон, монастырь Хиландар. XVII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. Каппадокия. XVIII в.

Успение Пресвятой Богородицы. Греция. XVII в. США. Нью-Йорк. Метрополитен-Музей

Успение Пресвятой Богородицы. XVII в. Оружейная палата. Вознесенский монастырь Московского Кремля

Успение Пресвятой Богородицы_ Балканы. Сербия. Сопочаны_ XIII в._ местонахождение Сербия. Нови-Пазар. Монастырь Сопочаны

Успение Пресвятой Богородицы. Новгород. XIII в. Москва, ГТГ

Успение Пресвятой Богородицы. Праздничный ряд иконостаса. 1425-1427гг. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Троицкий собор

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Ростовская обл. XV в.

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. Север. XVI в. СПб, ГРМ

Успение Пресвятой Богородицы. Россия. XVI в. Петрозаводск. Национальный музей республики Карелия

Успение Пресвятой Богородицы. Ростов. XVI в. Кириллов. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Успение Пресвятой Богородицы. Тверь, XV в. Москва. ГТГ

Успение. Около 1392. Мастерская Феофана Грека. Оборот Донской иконы Богоматери. ГТГ

Успение. XVII в.

Успенский собор Московского Кремля. Ок. 1479

На заставке фрагмент иконы Успение Пресвятой Богородицы, XV в. Новгород. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

> икона Божией Матери Успение

Дева Мария прожила долгую жизнь: по свидетельству очевидцев и данным историков, Богородица скончалась, когда ей было немногим больше семидесяти. После Распятия Христова за Пречистой до самого конца присматривал самый юный из апостолов, евангелист Иоанн Богослов. После событий Пятидесятницы, где на апостолов и Деву Марию снизошёл Святой Дух , оставивший им свои Дары, Иоанн и Богородица покинули Иерусалим, опасаясь преследования христиан, усилилившегося после казни Иисуса. Новым домом для них стал малоазиатский Эфес. В этом городе Богородица прожила больше двадцати лет; здесь её прижизненную Корсунскую икону написал евангелист - иконописец Лука.

За несколько лет перед окончанием земного пути Пречистая вернулась домой, в Иерусалим. Здесь она каждый день ходила молиться к Голгофе, Гробу Господню и Елеонской горе, что близ Гефсиманского сада, месту, откуда вознёсся Спаситель. В один из дней во время молитвы ей явился архангел Гавриил , сообщивший о том, что Богородице через три дня предстоит отправиться в мир иной. Утешая Деву Марию, Гавриил сказал ей: "Сын Твой и Бог Наш со всеми Небесными Силами примет Тебя, Матерь Свою, в царство небесное, чтобы ты жила и правила с Ним бесконечно время!" С этими словами небесный посланник передал Богоматери райскую ветвь, ту самую, с которой он когда-то явился к ней с благой вестью о скором рождении Христа. Через несколько дней эту ветвь во время траурной церемонии апостолы несли перед телом почившей Богородицы.

О своём скором успении Богородица сообщила Иосифу Аримафейскому, богатому и влиятельному члену Синедриона, который втайне веровал в Христа, и в чьей усыпальнице был похоронен Спаситель, снятый с креста. Иосиф начал приготовления к погребению Богоматери, а Дева Мария, желая перед кончиной увидеть всех близких учеников Христа, обратилась с молитвою к Богу. Случилось чудо: Святой Дух вознёс на облака всех апостолов, проповедовавших Евангелие на разных уголках Земли, и перенёс их к священной горе Сион, рядом с которой был дом Богородицы. Дева Мария уже успела попрощаться со всеми своими родственниками и близкими людьми, когда её горница озарилась нестерпимо ярким светом. То сын её, Христос, окружённый сонмом всех Небесных Сил и благочестивыми пророками и праведниками, населявшими небеса, спустился почтить память земной жизни Пресвятой Богородицы. Попрощавшись с сыном, Богоматерь отошла в мир иной. Этот момент и является основой изображения для иконы Успения Богородицы.

Пречистую похоронили в одной усыпальнице с её родителями Святым Иоакимом и праведной Анной. Когда похоронная процессия шла через весь Иерусалим, слуги первосвященииков пытались помешать ей, но у них ничего не вышло - облако в виде шара окружило несущих гроб Богородицы, и ничто не смогло причинить им вред. Один из первосвященников по имени Афоний сам решил вмешаться и опрокинуть гроб, в котором была усопшая Дева Мария, но Ангел Господень, находящийся среди тех, кто участвовал в похоронной процессии, отсёк ему мечом обе руки. Раскаявшийся Афоний обратился за помощью к Святым апостолам, и те, взмолившись к Богу, исцелили первосвященника. Афоний, на себе испытавший чудесную силу веры Христовой, в этот же день обратился в христианство.

Апостолы погребли Богоматерь и запечатали вход в пещеру тяжёлым камнем. Через три дня в Иерусалим пришёл и апостол Фома, не сумевший прийти вовремя и попрощаться с Девой Марией. Настолько велико было его расстройство, что ученики Христа решили ещё раз сходить к гробнице усопшей Богородицы. Отодвинув дверь - камень, апостолы обомлели: тело Богоматери исчезло, вознесшись на небеса. Вечером, апостолам, совершавшим трапезу, явилась сама усопшая Дева Мария и произнесла: "Радуйтесь, ибо я с Вами во все дни!"

Поистине, чудесной была вся земная жизнь Пресвятой Богородицы: начиная с рождения от бесплодной праведной Анны, через непорочное зачатие и рождения Христа, и заканчивая таким чистым и нетленным своим успением.

На иконе Успение Богородицы Иисус Христос держит в руках запелёнутого младенца, символизирующего новую, небесную жизнь Пресвятой Девы Марии. Само Успение завершает годичный цикл двунадесятых праздников, венчая его своим светлым обещанием вечной жизни верующим.

Перед иконой Успение Богородицы молятся с просьбой о заступничестве и помощи, Пречистая покровительствует всему роду человеческому, выступая защитником людей перед грозными очами Небесного Судьи.

______________________________________________________________

Описание иконы Успение Пресвятой Богородицы:
Икона посвящена двунадесятому (одному из двенадцати) празднику Успения Пресвятой Богородицы. После Вознесения Христа Божия Матерь оставалась на попечении апостола Иоанна. Часто Она приходила помолиться ко Святому Гробу Господню. В одно из таких посещений Голгофы во время молитвы пред Нею предстал Архангел Гавриил и возвестил о скором Её переселении из жизни земной в жизнь вечную.

С радостью восприняла Богородица весть о скорой встрече со Своим Сыном и попросила, чтобы Господь собрал к Её кончине апостолов, проповедовавших в это время Евангелие в разных концах мира. И Христос действительно чудесным образом собрал апостолов ко одру, на котором возлежала готовящаяся отойти в мир иной Богородица.

И вот все увидели, как в сиянии божественного света сошёл Христос, окружённый множеством Сил Небесных, и Пресвятая Богородица предала душу в Его руки. Пресвятая Дева была похоронена в Гефсимании. Предание рассказывает о многих чудесах, сопровождавших погребение Пресвятой Богородицы. Толпы людей следовали за Её телом, что не понравилось иудейским начальникам и священникам.

Один из иудейских священников по имени Афония схватился руками за гроб, чтобы опрокинуть его, но невидимо следовавший за гробом ангел отрубил ему руки. Афоний в раскаянии упал на колени перед гробом, прося о помиловании, и апостол Пётр исцелил его. Эта сцена изображается на некоторых списках иконы. У середины одра изображён Спаситель, принявший душу Богородицы.

____________________________________

Акафист Успению Пресвятой Богородице

Кондак 1

Избранной от всех родов Божией Матери и Царице, вос­ходящей от земли к Небеси, благоговейная пения о пречестнем Твоем Успении приносим раби Твои, Богородице. Ты же, яко имущая победу над смертию, от всяких нас смертоносных бед свободи, да зовем Ти: Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Икос 1

Ангел предстатель послан бысть рещи Богородице ко премирным Ея возшествие и приити предъявление к Ней Сыну Ея и Богу, светло о Ней блистаяся и стоя, зовый таковая: Радуйся, прерадованная Мати Царева; Радуйся, Небесная Царице, Мати Бога и Господа Небесе и земли. Радуйся, предпочтенная превеличеством пришествия к Тебе Сына Твоего и Бога; Радуйся, возвеличенная изве­щением Твоего к Сыну отшествия. Радуйся, от всех родов Богом избранная; Радуйся, святое вместилище Слова Божия. Радуйся, пророческаго проречения исполнение; Радуйся, Апостолом пречестный венче. Радуйся, святителем украше­ние и священником доброто; Радуйся, правителем удобрение и державо. Радуйся, Богомудрых иноков возведение к Горнему Царствию; Радуйся, отверзающая райския двери христианскому роду, при­сно Тя блажещему. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 2

Видяще Апостолов лик, все­сильным мановением от конец земли на облацех представших ко Пречестному Твоему, Пренепорочная. Успению, священноначальницы: Дионисий - небес­ный таинник, Иерофей дивный и Тимофей с Боголепною честию священства пояху Богу: Алли­луиа.

Икос 2

Разумная вся тварь, старейшая чиноначалия ангельская приидоша со своим Царем, Иже во Своя живоначальнейшия руце ду­шу Матере Своея прият; теплый же верою Петр со слезами мно­гая к Ней изрече, зовый: Радуйся, ко премирным, Мати Творца миру, восходящая; Радуйся, к пренебесным, пространнейшая небес, вземлющаяся. Радуйся, четверочастное сти­хий освятившая Твоим восхож­дением; Радуйся, Небесных возвеселив­шая Твоим прехождением. Радуйся, во Иерусалим Горний прекрасный приятая; Радуйся, в нерукотворенныя храмы прерадостно вшедшая. Радуйся, Херувимов и Серафи­мов Царице; Радуйся, Архангелов Влады­чице. Радуйся, прибежище верных и избавление; Радуйся, достоянию Твоему помощь и защищение. Радуйся, о всем мире христианстем к Богу Ходатаице; Радуйся, благ всяческих Всеблагая Подательнице. Радуйся, Обрадованная, во Успении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 3

Сила Вышняго восхити от Ин­дии Фому, за некое изволение Божие не прилучшуся ему в пречестное успение Богоматере, и предпостави живоприемному Ея гробу, иже, Преставльшуюся приник видети, уразуме вознесенную на Небеса с телом и, веровав, о сем возопи: Аллилуиа.

Икос 3

Имея в себе помышление уче­ник, яко Божиим смотрением бе ему не обрестися ко провожде­нию Богоматере с прочими вкупе, обрадован быв о безсмертнем Ея Успении, сия вопияше к Ней: Радуйся, восприемлемая от земли дланьма Сына Твоего; Радуйся, ко превышним возшедшая наслаждатися славы Его. Радуйся, провождаемая от всех чиноначалий ангельских в Гор­няя; Радуйся, подъемлемая Херуви­мы в Небесная и поднебесная. Радуйся, в Небесных вратех от старейших Сил велелепно песньми возносимая; Радуйся, от всех Небесных граждан окружаемая и блажимая. Радуйся, Небо земное, к Гор­нему селению возвышенное; Радуйся, Престоле Господень, от земли вознесенный в Царст­вие Небесное. Радуйся, предстательство наше и крепкое заступление; Радуйся, грешником Споручнице во спасение. Радуйся, Христианом Царице и по Бозе Надеждо Небеснаго Царствия; Радуйся, Мати Живота и по Господе нам упование жизни вечныя. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 4

Бурю внутрь имея Аффоний помышлений неверных и зря Бо-гоносными Апостолы Богоматере Пречестное Тело всечестне ко гробу несенное, ко опроверже­нию устремися; внезапу же, егда со ослеплением очию руце его отъяте ко одру прилеплене висясте, верою Матерь Божию исповедаше, вопия Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше таинницы и са­мовидцы Слова Ангелов, поющих превышними песньми при погре­бении Богоприятнаго тела Божия Матере, и честь подати хотяще Богоугодную, потщашася соглас­но пети, глаголюще: Радуйся, благовестие приемшая о прошествии Твоем в Гор­нее Царствие; Радуйся, от благовестившаго Гавриила приемшая радостнаго рая вравие. Радуйся, пречестное херувим­ское множество просветившая; Радуйся, преславное серафимское естество возрадовавшая. Радуйся, от патриархов прооб­разованная; Радуйся, от пророков предвоз­вещенная. Радуйся, злую дерзость Аффониеву скоро отметившая; Радуйся, исцеление томужде подавшая. Радуйся, обратившая в веру Аффониево неверие; Радуйся, верное того приемшая исповедание. Радуйся, возводящая к Небеси любовь и веру к Тебе имущих; Радуйся, спасающая верою имя Твое призывающих. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 5

Боготечныя звезды, Апостоли святии, в поднебесней разсеяннии ради Евангелия, восхищени быша на облацех, по широте воздушней, ко погребению Матере Господни, Юже пеньми и песньми провождающе, с Неве­щественными взываху: Аллилуиа.

Икос 5

Видевше Боговидцы своего Владыку, в руце Матере Своея душу приемша, и Господа Того разумевше, потщашася священнословия песньми благословне воспети Ю: Радуйся, Царице, над всеми Царствующаго носившая; Радуйся, и Сама рукама Его Сыновнима носимая. Радуйся, скиптре царский в Христовой деснице; Радуйся, в руце Ноя ветвь голубицы. Радуйся, жезле Ааронов, про­зябший нетление; Радуйся, крине неувядаемый, процветший безсмертие. Радуйся, Богоотца Давида цевнице Богодохновенная; Радуйся, пророчествия его возставшая слово, псалтирю и гусли прекрасныя. Радуйся, одушевленный святы­ни Господни кивоте; Радуйся, в покой Господень воскресший наш животе. Радуйся, скиние, от Херувимов осеняемая; Радуйся, Святая святых, от Се­рафимов глаголемая. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 6

Проповедницы Богоноснии Апостоли, по отшествии ко премирным Божия Матере во общем селении обычныя трапезы бывше и предложение части хлеба во Имя Господне возносяще, внезапу свыше Богородицу Царицу, пришедшую со светоносными Ангелы, зряху и, мир тем от Сына и Бога подавшую слышавше, возгласиша о сем: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия нам Солнце правды, Христос Бог от Твоих пречистых ложесн, волею и благоразумием проповедания чрез Апостолы мир просвети и Тя, Богоматерь, от рода и в род прослави. Темже и мы вси ублажаем Тя, вопиюще Ти: Радуйся, Присноблаженная от всех родов во веки; Радуйся, благоутробная и Ми­лостивая на человеки. Радуйся, ученическому лику обещание исполнившая; Радуйся, присещением Твоим от Сына Твоего и Бога мир тому подавшая. Радуйся, всежелательное свя­тых сладкое зрение; Радуйся, преподобных матерей и дев святых всевеселящее радование. Радуйся, преходящая райское селение праведных; Радуйся, посещающая всех во славе небесней сущих. Радуйся, начало человеческаго спасения; Радуйся, исполнение всех бла­гих желания. Радуйся, по Бозе, Царе царст­вующих, Богородице Царице; Радуйся, по Господе господст­вующих, Владыце нашем, Госпо­же и Владычице. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 7

Хотящих всех с верою входити в храм Твой святый, Богоро­дице, присно спасаеши и славя­щих Тя от всяких напастей и бед свобождаеши; темже и бла­говерным людем, присноблажащим Тя, победы на сопротивныя даруй и вся ко спасению проше­ния нам подавай, о сем моля­щимся Тебе и поющим Богу: Аллилуиа.

Икос 7

Новую показа тварь, явлься нам, всех Творец Господь Тобою, Богородице. Ты же сродное промышление о нас к Нему имущи, честне почитающих пречестное Твое Успение, приими сицевая Тебе вопиющих: Радуйся, Мати Богу, избранная от земных; Радуйся, превышшая земных и Небесных. Радуйся, Херувимов и Серафи­мов горе превозшедшая; Радуйся, лик ученический об­лаком ко погребению Ти доле совокупльшая. Радуйся, Фому по погребении Твоем силою Божиею предпоставившая изряднее; Радуйся, чрез него уверившая Твое на Небо с плотию преселение. Радуйся, красотою всех добро­детелей украшенная; Радуйся, краснейшему паче сынов человеческих Сынови Сво­ему сопричтенная. Радуйся, яко финикс, плотию воскресшею процветшая; Радуйся, яко кедр в Ливане небесном, умножившаяся. Радуйся, древо живота, насаж­денное посреде рая превышняго; Радуйся, ковчеже мысленный возвышенный в Горняя от пото­па смертнаго. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 8

Странно в превышних ведуще Тя, Избранная, яко солнце, Вла­дычице, внутрь пренебесных недомыслимых красот и неизречен­ных доброт, умильно к Сыну и Богу, дланьма Его держиму, возшедшую и прерадостно преклоньшуюся живоначальней Его деснице, о сем непрестанно во­пием: Аллилуиа.

Икос 8

Вся бывши горе, к Небесным взята и, земных не оставляющи, Богомати, рукама Сыновнима но­сима, в незаходимая вниде, во оный град всесветящий и пре­красный, Иерусалим вышний, Херувимы обстоима со всеми Небесными силами, идеже слы­шит поющих сия: Радуйся, Еяже пресвятая душа в вышнем всесветлом Сионе все­ляется; Радуйся, Еяже и нетленное тело таможде с душею купно прославляется. Радуйся, вшедшая в престоль­ный град Самаго Вседержителя; Радуйся, вознесшаяся в пре­красный рай Вышняго Насади­теля. Радуйся, пренесенная во град, основанный от каменей всесветяших; Радуйся, введенная во ограду, обстоимую вои сил превышних. Радуйся, превышше Небес во благолепие Божие взятая; Радуйся, паче всех невещественных умов почтенная. Радуйся, приносящая к Сыну Своему и Богу моление верных; Радуйся, и Сама непрестанно у Престола Сына Твоего и Бога молящаяся о всех. Радуйся, Предстательнице к Богу, мир спасающая; Радуйся, Заступнице, роду христианскому от Бога дарован­ная. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 9

Всякое естество ангельское превозносит Тя, Богородице, человечестии же роди вси Матерь Тя Божию славим и почитаем пречестное Твое Успение, Цари­це: Тебе бо ради земнии Небес­ным совокупляются, согласно поюще Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветийства Боговещанньгх про­роческих речений ныне зрим о Тебе сбывшаяся, Богородице, яко воистину Бога плотию родила еси нам. Темже таинству словесе Божия верующе, вопием: Радуйся, закона и пророков главизно совершенная; Радуйся, звездо Иаковля, Ва­лаамом пророкованная. Радуйся, одре Царя Великаго, вещанный Соломоном; Радуйся, руно, орошенное Иисусом, образованное Гедеоном. Радуйся, Неопалимая Купино, законоположником предзримая; Радуйся, горо святая, мужем желания усмотренная. Радуйся, лествице небесная, Иаковом предвидимая; Радуйся, двере непроходимая, Иезекиилем предзримая. Радуйся, солнце селения Хри­стова, псалмопевцем предъявлен­ное; Радуйся, таинство, многообраз­не пророки пронареченное. Радуйся, пророческих глагол всех, предреченных о Тебе, ко­нец принесшая; Радуйся, Вышняго смотрения вся за спасение мира совершив­шая. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 10

Спасти хотя мир, Иже всех Господь от земнаго Тя рода избра в Матерь Себе и, нас ради быв человек, взыде, отнюдуже сниде, к Небеси от земли, и Тебе с Собою возведе ко пребыванию во славе вечней и со-царствованию с Собою, конца не имущему, Темже, яко Бог, слы­шит от всех: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси верным, Богородице Дево, и заступление всем, к Тебе прибегающим, ибо Небесе и земли Творец, от Тебе плотию прошед, Пречистая, духом и те­лом в Небесная Тя пресели, ко ближайшему предстательству о всех, ихже приглашати научи: Радуйся, граде Царя Великаго верху горы Небесныя; Радуйся, стено и покрове, не крыющийся от нашего притекания. Радуйся, верным на враги пособствующая; Радуйся, нашествия агарянская побеждающая. Радуйся, веры благочестивыя недвижимое сохранение; Радуйся, еретичествующих пол­ков разорение. Радуйся, радость и умирение миру сущая; Радуйся, всегубительнаго ада поправшая. Радуйся, воинствующих на плоть целомудрием изрядное венчание; Радуйся, мученических подви­гов всечестное прославление. Радуйся, преподобных трудом Ходатаице блаженнаго упокоения; Радуйся, иноком благоскорбящим Подательнице вечнаго радования. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 11

Пение всякое Богодухновенных песней не довлеет от нас ко похвале всечестнаго Успения Твоего, Всехвальная Владычице, Царице Богородице, но усердно Тебе приносим, яко Матери Ца­ря всех, смиренное моление на­ше, с Небесными чинми поюще Единому достойно прославляю­щему Тя Богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемная свеща истиннаго Света сущим нам на земли явльшися, души просвещаеши и чтущих Твое всечестное престав­ление к разуму Божественному наставляеши, да поем Ти сицевая: Радуйся, свеще неугасимая ог­ня невещественнаго; Радуйся, заре незаходимая Све­та невечерняго. Радуйся, луно, от Солнца правды облиставаемая; Радуйся, светлосте, во тьме святящая. Радуйся, светильниче, на свещнице превышнем поставленный; Радуйся, источниче жизни, из гроба во свет изведенный. Радуйся, Мати Света умнаго, благочестивых души просвещающаго; Радуйся, Мати всех Бога, оз­лобленных души утешающаго. Радуйся, уповающим на Тя живота конец непостыдный да­рующая; Радуйся, достояние Божиим и Своим рабом на Суде Сына Тво­его одесную Его устрояющая. Радуйся, Преблаженная, яко Тобою блажени есмы и мы, иже Помощницу Тя имамы; Радуйся, Преблагословенная в род и род, яко Господь с Тобою, и Тобою с нами.

Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 12

Благодать высокопрестольныя славы, на небесех дарованную Богоматери, почтенной седением одесную Сына Ея и Бога видяще горнии умы, подъяша Ю Престоли и Силы, окружиша Начала и Власти, припадоша страшнии Херувими, Серафими и Господ­ства, со Архангелы и Ангелы вопиюще: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще всечестное Твое Успе­ние, восхваляем вси ко пренебесным возсшествие Твое, Царице Богомати. Ты же освяти, прослави и спаси всех, любовию поющих Тебе: Радуйся, очистившая землю пречистыми ног Твоих стопами; Радуйся, освятившая воздух восхождением Твоим к Небеси. Радуйся, на Небесный круг возступившая; Радуйся, вся доброты неизреченныя зрящая. Радуйся, во славе приседящая престолу Сына Твоего и Бога; Радуйся, с Сыном и Богом вечно царствующая. Радуйся, красото в деснице Господней, украшающая блажа­щих Тя всех Небесных; Радуйся, обрадованная надеянием на Тя всех земных. Радуйся, облеченная в солнце, сияющая благодатию и славою всей вселенней; Радуйся, обещавшая сохраняти и спасати призывающих Тя всех в поднебесней. Радуйся, от христианских ро­дов Мати Божия почитаемая и Богородица именуемая; Радуйся, от восток солнца до запад преславно и православно от всех благочестивых славимая. Радуйся, Обрадованная, во Ус­пении Твоем нас не оставляю­щая.

Кондак 13

О Всепетая Мати Безсмертнаго Царя Небесе и земли, Христа Бога нашего, живущая и по смерти, нынешняя приношения о всечестном Твоем Успении от нас приемши, в жизни сей и в смертнем успении нашем от всякия напасти, бед и муки избави и Небеснаго Царствия нас, Ца­рице, сподоби, о Тебе вопию­щих: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, з атем икос 1 и кондак 1)

____________________________________________

Также читайте у нас на сайте:

Земная жизнь Богородицы - Описание жизни, рождества, успения Божией Матери.

Явления Богородицы - О чудесных явлениях Богоматери.

- Собрание некоторой Православной литературы.

Православие и оккультизм - Взгляд Православия на гадания, экстрасенсорику, сглаз, порчу, йогу и подобные "духовные" практики.

Суеверия - Описание некоторых суеверий.

__________________________________________________

http://pravkurs.ru/ - Православный интернет курс дистанционного обучения . Рекомендуем пройти этот курс всем начинающим Православным Христианам. Обучение через интернет проходит два раза в год, запишитесь на следующие курсы сегодня

В православном мире есть множество икон Богородицы, которые обладают исключительными особенностями в исцелении и помощи всем обратившимся. Икона «Успения Пресвятой Богородицы» не является исключением, и особо почитается среди христиан.

Успение, или переход Богородицы из мира живых к нашему Господу и своему сыну, описано в Библии. Согласно преданиям, Дева Мария неустанно молила Господа об окончании своей земной жизни. Во время одной из молитв ее посетил архангел Гавриил и сообщил, что ее земная жизнь закончена и через три дня она обретет покой.

История иконы

Неустанные молитвы Богородицы возвеличили ее. Ее святость и искренняя забота обо всех живущих на земле помогли ей вознестись в Божье Царство и остаться покровительницей людей, утешительницей их печалей и опорой в трудные минуты жизни. В час ее успения дом был озарен божественным светом, озиравшим смертный одр Богородицы. В этом свете за Богоматерью явился сам Иисус, окруженный поющими ангелами.

Окончание земной жизни Богоматери называют успением потому, что ее смерть не была обычной. Душа Девы Марии вознеслась подобно Иисусу в Царствие Небесное, и ее дух по-прежнему взирает на род людской со смирением и желанием помочь.

Где находится образ Богородицы

Образ можно найти практически в каждом православном храме. Икона «Успение Пресвятой Богородицы» находится в одноименных храмах в городах: Владимир, Ростов, Ярославль, Смоленск, Рязань, Муром, Астрахань, Москва. Значимость и чудодейственные свойства иконы невозможно недооценить, поэтому каждый год 28 августа верующие воздают молитвы Богородице с различными просьбами.

Описание иконы

На иконе изображено успение (смерть) Богоматери. Она располагается на смертном одре и окружена скорбящими апостолами. В верхней части иконы мы видим Иисуса, который держит на руках душу своей Матери, и окружен ликующими ангелами. Они возвещают переход Богоматери от земной жизни к бессмертной.

В чем помогает чудотворный образ

Молитвы перед образом вселяют в верующих уверенность, искореняют страх перед окончанием земной жизни. Каждый православный обращается с молитвами к образу, чтобы в конце пути обрести вечную жизнь и попасть в Царствие Небесное. Вознесение молитв помогает исцелить душу и тело от всевозможных недугов и болезней, укрепиться в истинной православной вере, обрести твердую опору под ногами и не поддаваться всевозможным искушениям.

Молитва перед иконой «Успение Пресвятой Богородицы»

«Пресвятая Богородица, спаси и сохрани раба Божьего (имя). Огради от искушений на пути жизненном, убереги, Мати, от корысти да укрепи веру мою в Иисуса Христа, великодушного и всепрощающего. Укрой меня своим покровом от ненавистников и недоброжелателей, да прости им их злобу. Дай силы бороться с искушениями да не допусти происков дьявольских, меня от веры православной отворачивающих. Яви милость свою на меня и семью мою, убереги да защити нас. Аминь».


Дни празднования

Празднование совершается 28 (15) августа. В православной церкви этот праздник считается одним из главных двунадесятых, а предшествует ему двухнедельный строгий Успенский пост. Во время поста каждый православный отмаливает свои грехи и укрепляется в вере, освобождая душу и мысли от негатива. В этот день каждый может посетить церковь или помолиться дома у иконостаса, славя переход Богоматери от жизни земной к Царствию Небесному.

Каждая икона Богоматери помогает в укреплении веры, и дает силы справиться со всеми жизненными трудностями. Священнослужители призывают верующих обращаться с ежедневными молитвами к Высшим Силам, чтобы не только укрепиться в вере, но и побороть страх смерти, помня о вознесении Богородицы. Желаем вам счастья и радости, и не забывайте нажимать на кнопки и

27.08.2017 06:11

Среди образов Богородицы особенно почитаема икона «Умиление», иначе называемая Игоревской. Молитвы перед ней способны защитить...