Эссе по теме развитие дистанционного обучения. Дистанционное обучение: «за» и «против. Но существуют и очевидные минусы

Слово «судьба» на страницах романа встречается очень часто. Возможно, объяснение этому заключается в том, что на героя оказало воздействие одно странное предсказание. Оно повлияло на восприятие мира главным героем, вообще на всю его жизнь. Когда Печорин был ребёнком, гадалка сказала его матери, что сыну на роду написана смерть от злой жены. Герой пишет в дневнике, что в душе его тогда «родилось непреодолимое отвращение к женитьбе». Став взрослым, он не раз доказывал, что «свободы своей не продаст», что готов избегать семейного счастья, даже если жизнь и честь придётся поставить на карту.

Странная противоречивость души Печорина просматривается во всём: он не хочет смерти «от злой жены», но готов потерять жизнь в любой момент, не дорожит нисколько этой самой жизнью, постоянно рискуя ею. Герой не раз размышляет о том, почему не принёс никому счастья: «Неужели моё единственное назначение на земле – разрушать чужие надежды? Судьба как-то всегда приводила меня к развязке чужих драм…, невольно я разыгрывал жалкую роль палача или предателя. Какую цель имела на это судьба?»

Конечно, Печорин понимал, что не в судьбе дело, что нельзя оправдывать свои поступки, свой характер влиянием каких-то таинственных сил. Он не раз иронизировал по этому поводу: «Видно, было написано на небесах, что в эту ночь я не высплюсь» (то есть в ночь, когда был убит Вулич). Действительно, смешно предполагать, что властителям судеб на небесах больше и делать нечего, как только мешать выспаться офицеру после карточной игры.

Чуть ранее, в главе «Фаталист», Печорин в споре с Вуличем утверждал, что не верит в предопределение, в то, что всё в жизни человека заранее расписано кем-то свыше. Известно также убеждение Печорина, как приятно испытывать чувство наслаждения, «которое встречает душа во всякой борьбе с людьми или с судьбой».

Многое в своей жизни герой объясняет сам. Например, он видел, как развивается чувство Грушницкого (влюблённость в Мери), как неопытность и наивность разжигают в сердце юноши надежды на взаимность в любви, и при этом Печорин потирает руки, готовясь всё разрушить: «О развязке этой комедии мы похлопочем. Явно судьба заботится о том, чтобы мне не было скучно».

«Причём здесь судьба?» – подумают многие. И действительно, дело не в судьбе, а в качествах личности. Печорин так воспитан. Сам ли он виноват, или постарались те, кто был рядом и повлиял на формирование его характера, но человек этот завистлив, эгоистичен, самолюбив, способен на недостойные поступки, интриги, он бывает жесток. Иногда ему делается грустно, но это быстро проходит.

Гибель Бэлы повлияла на Печорина, он «долго был нездоров, исхудал», однако в своих размышлениях оправдывает собственную прихоть (украсть Бэлу и приобрести «игрушку» себе в утешение) тем, что надеялся: «…она ангел, посланный сострадательной судьбой». Значит, к нему судьба сострадательна, а к юной, ни в чём не повинной девушке – нет. Но, как оказалось, герой в очередной раз ошибся, зря надеялся на спасение от хандры с помощью Бэлы, потому и так быстро разочаровался в ней.

Хороша ошибка, перечеркнувшая человеческую жизнь! И опять судьба… Печорин всякий раз заговаривает о судьбе, когда нужно «прикрыть» свой отвратительный эгоизм, приносящий несчастье тем, кого «судьба свела» с ним.

Тема судьбы в романе «Герой нашего времени» является одной из основополагающих. Эта тема проходит через все части романа, начиная с повести о Бэле и заканчивая частью «Фаталист». И это неудивительно, ведь в своем прозаическом произведении Лермонтов продолжает свои размышления, которые он передал ранее во многих стихотворных творениях. В данном ключе можно вспомнить сроки из стихотворения «Смерть поэта», в котором автор горестно восклицал:

Погиб поэт! - невольник чести -
Судьбы свершился приговор! -

Тема судьбы в стихотворениях Лермонтова часто предстает в образе злого для человека Рока, который невозможно преодолеть, а часто с ним невозможно и смириться. Тема судьбы в «Герое нашего времени» также рассматривается автором с трагической точки зрения. Рассмотрим более подробно авторскую концепцию темы судьбы в романе.

Понимание темы судьбы Печориным

В образе главного героя романа мы можем увидеть глубокое внимание к теме судьбы. Сам Печорин в своем дневнике называет себя «топором в руках судьбы». То есть герой тем самым оправдывает себя и свои неблаговидные поступки, полагая, что он, совершая их, является чем-то вроде палача или, точнее, дирижерской палочки в руках опытного и всесильного владыки.

Назначая себе такую участь, герой тем самым добивается самоутверждения в обществе, полагая, что он, причиняя окружающим боль, лишь справедливо наказывает их за совершенные проступки. Таким образом, Печорин мыслит себя полубогом, претендующее на большее, чем простой смертный человек.

Подобное понимание своей роли Печориным приближает нас к теме «сверхчеловека», которая станет особо актуальной для человечества через 70 лет после выхода в свет романа М.Ю. Лермонтова. Однако писатель, опережая свое время, создал для читателей образ такого «будущего сверхчеловека»: героя, который не стесняется ни своих дурных помыслов, ни своих дурных поступков и стремиться переиграть свою судьбу.

Как мы помним, именно вера в судьбу и стремление ее испытать заставляет Печорина совершать безнравственные поступки, которые ему даже неинтересны: возомнивши себя «топором в руках судьбы» он начинает преследовать Мери своими колкостями, а затем влюбляет ее в себя, смеется над Грушницким, что в итоге приводит к роковой для юноши дуэли, советует Азамату – брату Белы – похитить свою сестру для собственной забавы и т.д.

При этом иногда в жизни Печорина наступают такие моменты, когда герой полагает, что злой Рок его полностью побеждает. Вот как он рассказывает о таких жизненных коллизиях:

«…Такова была моя участь с самого детства. Все читали на моем лице признаки дурных чувств, которых не было; но их предполагали - и они родились. Я был скромен - меня обвиняли в лукавстве: я стал скрытен. Я глубоко чувствовал добро и зло; никто меня не лас-кал, все оскорбляли: я стал злопамятен; я был угрюм, - другие дети веселы и болтливы; я чувствовал себя выше их, - меня ставили ниже. Я сделался завистлив. Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял: и я выучился ненавидеть»

Таким образом, иногда Печорин пытается обвинить в своих дурных поступках ни самого себя, а свою судьбу, полагая, что именно она является нечастной виновницей всех случившихся с ним бед.
Все переживания Печорина, касающиеся проблемы судьбы, разрешаются в последней части романа, названной «Фаталист» (то есть человек, верящий в судьбу). Эта часть до сих пор остается загадкой для литературоведов, потому что характеризует не столько самого Печорина как фаталиста, а помогает понять смысложизненные для автора проблемы бытия человека.

Повесть «Фаталист» как проблема божественности темы судьбы

Именно в повести «Фаталист» разрешается важнейший аспект авторского понимания темы судьбы: а именно Бог или дьявол руководит судьбою человека на земле. Для разрешения этой проблемы Лермонтов выбирает героя Вулича, который является еще большим фаталистом, чем Печорин. Вулич решил проверить свою судьбу, поставив на кон самое дорогое – свою жизнь. Он предложил Печорину пари, согласно которому он стреляет себе в висок из заряженного пистолета и смотрит, судьба ли ему жить или умереть (дело в том, что пистолеты того времени давали осечки с вероятностью один случай из десяти). Печорин же, смотря в глаза Вуличу, говорит ему о том, что тот сегодня вечером умрет. Вулич стреляет себе в висок, и пистолет дает осечку. Он уходит к себе домой, а утром Печорин узнает, что оказался прав: Вулич погиб этим же вечером: его зарубил шашкой пьяный казак.

По суждению литературоведов, Лермонтов в характерной для него авторской манере рассматриваем проблему судьбы как злую шутку дьявола над человеком. Существует известная евангельская притча о бесах, которые вселились в стадо свиней и заставили тех броситься вниз в пропасть. В повести «Фаталист» дьявольское желание испытать судьбу приходит в голову фаталисту Вуличу. В него тоже как бы вселяется бес, заставивший его заключить роковое пари. И тот же бес приводит к тому, что Вулич в ту же ночь погибает от руки горького пьяницы и буяна. Казалось бы, силы зла торжествуют: они показали людям пример своего могущества. Победил злой Рок – Демон, уже описанный Лермонтовым в одной из поэм. Однако писатель в конце своего повествования несколько смягчает трагическое звучание финала романа словами доброго Максима Максимовича о том, что осечки у пистолетов часто случаются, и это никак не связано с тем, что какой-то казак решил в этот вечер побуянить.

Подобный финал оставляет место и для Божественного Провидения, милосердного и всеобъемлющего, а также оставляет за читателем право по-своему решать ту коллизию, которую описал автор в последней части своего романа.

Понимание роли судьбы героями романа

Судьбы героев романа «Герой нашего времени», как правило, трагичны. Герои стремятся к счастью, однако они осознают, что не смогут им обладать.

В этом романе вообще нет счастливых людей! Несчастна черкешенка Бэла, похищенная родным братом и отданная им Печорину на забаву, несчастна Мери Лиговская, юная княжна, которую Печорин влюбил в себя, чтобы посмеяться над чувствами гордой красивой девушки, наконец, несчастлива Вера – светская дама и тайная влюбленная Печорина, которая мучается от тайной страсти и глубоко страдает от осознания безвыходности своего положения. Не может обрести радости в жизни самолюбивый и умный доктор Вернер, на дуэли погибает влюбленный в Мери честолюбивый юноша Грушницкий. И даже добрейшего Максима Максимовича нельзя назвать счастливым человеком. Конечно, герой не мучает себя глубокими и трагическими переживаниями, как и Печорин, однако и он часто испытывает скорбь от событий окружающего мира.

Особая тема романа – тема судьбы поколения в «Герое нашего времени». Это тоже важнейшая тема для творчества Лермонтова. Всю жизнь писатель, поэт и драматург пытался ответить на вопрос: что представляет собой его поколение, в чем его призвание, смыл жизни?

В итоге Лермонтов приходит к печальному выводу о том, что участь его поколения тяжела, потому что лучшие люди России – образованные молодые представители дворянского сословия – не могут найти свое место в жизни. Они неприкаянны и винят в этом и самих себя, и внешние обстоятельства жизни. Сам Лермонтов так писал об этом:

«Мы не способны более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья, потому что знаем его невозможность и равнодушно переходим от сомнения к сомнению»

Фактически, писатель воссоздает образ потерянного поколения в «Герое нашего времени». Это поколение не знает, куда направить свои жизненные силы, как послужить своему Отечеству.

В романе «Герой нашего времени» писатель поднимает смысложизненные проблемы бытия человечества. Его волнует тема судьбы, которую он пытается рассматривать как в мистическом, так и реалистическом ключе. Сама эта тема привлекает внимание читателей, что делает произведение более захватывающим и интересным. Этот материал пригодится учащимся 9 классов при написании сочинения на тему «Тема судьбы в романе «Герой нашего времени»».

Тест по произведению

Эссе студента дистанционного отделения.

Дистанционное образование входит в жизнь россиян, постепенно становясь её неотъемлемой частью.

Как любое нововведение, эта форма обучения имеет у нас и противников, и сторонников. Я отношусь к последним: считаю, что Интернет способен сделать учёбу проще и интереснее. К тому же в некоторых ситуациях дистанционное обучение – единственно возможный способ получения знаний.

Не так давно у меня возникли проблемы со здоровьем. Посещать очные занятия в колледже не всегда получалось. В результате снизилась успеваемость, испортились отношения с преподавателями, а затем и с однокурсниками. Ситуация зашла в тупик. И тут появилась мысль о дистанционном получении специальности. Оказалось, это возможно – я поступил на дистанционное отделение РФЭТ. Учиться стало комфортнее: теперь постигаю науки, не выходя из дома.

В и за её пределами есть немало людей, для которых дистанционная форма обучения является средством социализации. Это, прежде всего, инвалиды. Моя подруга Настя на протяжении нескольких лет прикована к постели. В детстве девочка получила тяжёлую травму позвоночника – в результате не может не только самостоятельно передвигаться, но и сидеть. Школьные учителя проводят для неё уроки на дому – так Настя переходит из класса в класс, кстати, с отличными отметками. Но её заветная мечта – стать юристом – до недавнего времени казалась несбыточной. Теперь я уверен: Настя поступит в и сможет его закончить – дистанционно. В соответствии с одной из государственных программ она даже получила дорогостоящее компьютерное оборудование, которое уже использует для школьного обучения: уроки на дому чередуются с занятиями в «Скайпе».

Разумеется, чтобы дистанционное образование стало доступным для инвалидов, необходим учёт индивидуальных особенностей каждого из них. В случае с Настей, насколько мне известно, был один неприятный момент. В просьбе родителей заменить предоставленный ей стационарный компьютер ноутбуком в Центре поддержки инвалидов сначала отказали: по инструкции не положено. А ведь заниматься сидя Настя физически не может – получается, что выделенное оборудование оказалось бы бесполезным. Родителям пришлось пройти через множество инстанций и собрать огромное количество справок, прежде чем их просьба была удовлетворена.

Обидно, когда прогрессивные и полезные новшества наталкиваются на бюрократическую систему, когда за строчками инструкций и распоряжений перестают видеть конкретного человека… Впрочем, это типично русская история.

Есть и другая категория лиц, которые могут получить российское образование только в дистанционной форме. Это дети, по каким-то причинам проживающие за границей. Пройти курс обучения в среднем или высшем учебном заведении России раньше для них было почти невозможно. Сейчас такая проблема решена благодаря сети Интернет. Дистанционное обучение осуществляется многими школами, а также высшими и средними учебными учреждениями.

В последние годы в России распространилось и онлайн-репетиторство. Это одна из форм дистанционного обучения, которая, на мой взгляд, достаточно эффективна. Компании, оказывающие такие услуги, конкурируют друг с другом, борются за каждого ученика, а потому качество их работы обычно на высоте.

Моя мама, учитель русского языка и литературы, несколько лет занимается дистанционным репетиторством. По её словам, онлайн-уроки при грамотной организации ни в чём не уступают традиционным занятиям. К тому же дистанционное обучение увлекательно, интересно и преподавателю, и ученику. Они видят и слышат друг друга, пишут на интерактивной доске, обмениваются файлами.

Итак, дистанционное образование в России развивается довольно быстрыми темпами. Его преимущества очевидны. Однако нельзя не сказать и о недостатках, которые пока ещё имеют место.

Дистанционная форма обучения нуждается в соответствующей материально-технической базе, которой, к сожалению, могут похвастать не все учебные заведения. Онлайн-занятия на старом компьютере, постоянно выходящем из строя, никогда не дадут нужного эффекта. Да и скорость Интернет-соединения для подобных уроков требуется далеко не маленькая. Вот и получается, что некоторые государственные учебные заведения осуществляют дистанционное обучение «для галочки». В отчётах всё выглядит достойно, а на деле – лишь имитация онлайн-занятий, не более того.

Другая проблема – недостаточная подготовленность к нововведениям некоторых участников образовательного процесса. Чему, к примеру, сможет дистанционно научить студентов престарелый консервативный преподаватель вуза или колледжа, недавно узнавший о существовании программы «Скайп»? В результате онлайн-обучение теряет ценность. Студентов подчас лишь «натаскивают» дистанционно на вопросы тестов, но эффективность занятий близка к нулю. Необходима серьёзная работа по повышению квалификации работников учебных учреждений: сейчас этого требует сама жизнь.

Насколько мне известно, не до конца разработана в России и законодательная база, связанная с дистанционным образованием. Оно во многих документах всё ещё имеет статус «заочного», хотя это совсем другая форма обучения, требующая нового подхода. Данный вопрос уже решён в странах Запада. Хотелось бы, чтобы и наше государство чётко определило правовые рамки дистанционного образования. Тогда и отношение общества к этому нововведению станет более лояльным, чем сейчас. Ведь многие россияне до сих пор не принимают обучение через Интернет всерьёз.

Итак, дистанционное образование в нашей стране прижилось: его достоинства налицо, однако и недостатков пока хватает. Вряд ли в ближайшее время онлайн-занятия полностью вытеснят традиционные уроки, лекции и семинары: классическая система складывалась и оттачивалась слишком долго, чтобы в одночасье сдать позиции. И всё же у меня нет ни капли сомнения: за дистанционной формой обучения – будущее.

Представляешь, какая прелесть ― ты сидишь дома, а в то же время ― участвуешь в семинаре? Сейчас такое не только просто возможно, но и дико популярно! Да, дистанционное образование ― это своеобразная революционная идея для современных людей, которые в один день стараются уместить все ― от милого общения с возлюбленным до повышения по карьерной лестнице.

Плюсы дистанционного образования

Свобода и гибкость графика учебного процесса . Ты можешь самостоятельно создавать для себя комфортные условия учебы. Все зависит исключительно от студента и его желания получать образование. При такой форме обучения никто не будет стоять над душой и заставлять тебя скорее сдать контрольную работу и не придется ожидать нерадивого студента, который не может понять очевидных для тебя вещей.

Индивидуальный темп обучения. Индивидуальный подход ― это настоящее спасение! Ты можешь прослушать запись лекции ровно столько раз, сколько это необходимо. Ты можешь остановиться, чтобы сделать записи или пропустить то, что ты уже знаешь.

Доступность образования в любой точке мира. Да, ты сможешь пить манговый сок на пляже в Таиланде и при этом считать себя студентом. Конечно, если при этом ты располагаешь доступом в Сеть.

Увеличение числа учащихся. В дополнение ко всем преимуществам такой формы образования, одним из самых весомых аргументов все равно остается увеличение нетрадиционных учащихся ― работающих людей, беременных или кормящих матерей, пожилых людей. Люди, которые действительно хотят получать образование, но не имеют возможности постоянно присутствовать в университете, с удовольствием соглашаются именно на дистанционное обучение.

Выгодная цена. Дистанционное образование является наиболее доступной формой в финансовом плане. Стоимость обучения зависит от конкретного вуза, но в основном эта сумма может конкурировать только с заочным образованием, хотя все равно будет ниже на 10−30%.

Недостатки дистанционного образования

Исключение влияния на успеваемость. Несмотря на очевидное преимущество в виде индивидуального темпа образования, такой подход может подойти только для дисциплинированных и очень мотивированных студентов. Когда мы уставшие приходим с работы, мы меньше всего хотим задумываться о лекциях и заданиях ― слишком поздно, слишком устали, другие планы на вечер. А если ты пришла после свидания, то какое уж тут образование!

Ограниченное время на общение с однокурсниками и преподавателем. И как следствие ― меньше ответов на волнующие вопросы, меньше дополнительной информации и практических советов.

Зависимость от доступа в Сеть. Бывает, что мы находимся« вне зоны доступа», а это грозит пропуском важных записей. Постоянный доступ ― одно из самых важных условий, если ты решилась получать именно дистанционное образование.

Нехватка важных деталей. К сожалению, при такой форме образования общение с преподавателем сильно ограничено. Он записал ровно столько, сколько посчитал необходимым, где-то что-то забыв упомянуть или просто решив этого не делать. Всю остальную информацию придется искать самостоятельно, через другие источники.

Недостаток практических занятий. Все занятия будут скорее в виде лекций, чем практикума. Ты можешь узнать обо всем, но совершенно не понимать, как эти знания применить в своей жизни или работе.

Конечно, в настоящее время дистанционное образование не может в полной мере заменить традиционную очную форму обучения. Тем не менее с каждым годом именно ДО получает все больше студентов, ведь возможности растут, а интернет и компьютерные технологии позволяют сделать обучение более интересным и эффективным. Появляются новые проекты и изобретения в этой области, чтобы каждый человек с самыми разными возможностями мог реализовать свой потенциал и стать настоящим профессионалом в своем деле.