Апатия измененное состояние сознания. Измененное состояние сознания, что это, как войти и выйти. Состояние сознания, в котором жизнь наполнится смыслом

Осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Развитие самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения , вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом , сознание «Я» - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения . Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или этапы) развития самосознания:

  • Открытие « » происходит в возрасте 1 года.
  • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.
  • К 7-и годам формируется способность оценивать себя (самооценка).
  • Подростковый и юношеский возраст - этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На формирование самосознания влияют:

  • Оценки окружающих и статус в группе сверстников.
  • Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».
  • Оценка результатов своей деятельности.

Компоненты самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину :

  • сознание своей тождественности;
  • сознание своего собственного « » как активного, деятельного начала;
  • осознание своих психических свойств и качеств;
  • определенная система социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически , но формируются они не одновременно.

Функции самосознания

  • Самопознание - получение информации о себе.
  • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
  • Саморегуляция поведения.

Значение самосознания

  • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
  • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
  • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

В социальных науках

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :
  • Седна
  • Московский метрополитен

Смотреть что такое "Самосознание" в других словарях:

    самосознание - самосознание … Орфографический словарь-справочник

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание, оценка человеком своего знания, нравств. облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как чувствующего и мыслящего существа, как деятеля. С. свойственно не только индивиду, но и обществу, классу … Философская энциклопедия

    самосознание - см. Я концепция. Краткий психологический словарь. Ростов на Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998. самосознание … Большая психологическая энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, самосознания, мн. нет, ср. Ясное понимание своей сущности, своих отличительных свойств, своей роли в окружающей среде. «Классовое самосознание рабочих есть понимание рабочими того, что единственное средство улучшить свое положение и … Толковый словарь Ушакова

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, осознание и оценка человеком самого себя как субъекта практической и познавательной деятельности, как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, идеалов и мотивов поведения … Современная энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - осознание и оценка человеком самого себя как личности своего нравственного облика и интересов, ценностей, мотивов поведения … Большой Энциклопедический словарь

    Самосознание - осознанное человека своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностейПсихологический словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности ‘Я’ как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … История Философии: Энциклопедия

    САМОСОЗНАНИЕ - (само со знание) противоположное осознанию внешнего мира (объекта) переживание единства и специфичности «Я» как автономной (отдельной) сущности, наделенной мыслями, чувствами, желаниями, способностью к действию. Включает в себя процессы… … Новейший философский словарь

    САМОСОЗНАНИЕ - САМОСОЗНАНИЕ, я, ср. Полное понимание самого себя, своего значения, роли в жизни, обществе. Классовое с. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    самосознание - сущ., кол во синонимов: 1 понимание (47) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Книги

  • Самосознание культуры и искусства. Западная Европа и США , Гальцева Р.. Книга включает труды западных мыслителей, сохраняющие актуальное значение для современной философии культуры. В ней представлены работы О. Шпенглера, Й. Хёйзинги, М. Хайдеггера, К. Юнга, М.…

Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом самосознания служит собственная личность как субъект деятельности.

Самосознание – необходимое условие самосознания личности. Самосознание возникает в ходе развития сознания личности по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом в практической и теоретической деятельности, «Я» само формируется в ней.

Личность в ее реальном бытии, в ее самосознании есть то, что человек, познавая себя как субъекта, называет своим «Я». Я - это личность в целом, в единстве всех сторон бытия, отраженная в самосознании.

Самосознание человека является результатом познания, для которого требуется осознание реальной обусловленности своих переживаний. Оно может быть более или менее адекватно. Самосознание, включая в себя то или иное отношение к себе, тесно связано с самооценкой. Самооценка человека существенно обусловлена мировоззрением, определяющим нормы оценки.

Самосознание – не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития; при этом самосознание не имеет своей отдельной от личности линии развития, но включается как сторона в процесс ее реального развития. В ходе этого развития, по мере того, как человек приобретает жизненный опыт, перед ним открываются все новые формы бытия, но и происходит более или менее глубокое переосмысливание жизни. Этот процесс, проходящий через всю жизнь человека, образует самое сокровенное и основное содержание его существа, определяет мотивы его действий и внутренний смысл всех задач, которые он разрешает в жизни.

В.С.Мерлин Самосознание Функции самосознания

В изложенном ранее мы рассматривали личность под углом зрения ее деятельности. Определяя само понятие личности и ее отличительные признаки, руководствовались тем, какую роль она играет в деятельности человека. Точно так же и все основные закономерности личности мы выясняли на основе ее проявлений в деятельности. Только таким путем и может быть рассмотрена объективная функция личности в общественной жизни.

Но при этом способе рассмотрения мы познаем личность такой, какой она является для других: для общества, для коллектива, для окружающих людей. Однако, человек – личность не только для других, но и для себя. Он осознает себя как личность, отдает себе отчет в том, что является субъектом, активным деятелем. Это свойство человека осознавать, сто он является субъектом деятельности и притом субъектом со специфической психологической и социально-нравственной характеристикой, мы называем самосознанием.

Самосознание представляет собой особую форму сознания. Объектом предметного сознания является объективная действительность. Обозначая словом предметы и создавая образы предметов и явлений, человек отдает себе отчет в том, что именно отражается в настоящий момент или отразилось в прошлом в его психике. Объектом самосознания служит не действительность, а собственная личность как субъект деятельности.

Как предметное сознание, так и самосознание – необходимые условия существования личности. Предметное сознание необходимо пот ому, что субъектом деятельности человек может быть только тогда, когда он осознает поставленную цель и представляет себе конечный результат деятельности, когда он осознает пути, средства и условия достижения этой цели. Вместе с тем, субъектом деятельности человек является только тогда, когда свои отношения к действительности он осознает с большей или меньшей полнотой и адекватностью, с большей или меньшей степенью ясности как «мои отношения». К.Маркс характеризовал самосознание как «мое отношение к моей среде».

Генетически предметное самосознание первично а самосознание вторично. Предметное сознание появляется уже на первом году жизни ребенка, например, в узнавании и воспроизведении отсутствующих предметов. Самосознание с достаточной надежностью обнаруживается лишь в 2,5 – 3 года в употреблении личных местоимений, в стремлении к самостоятельности, негативизме и проч. Во всем дальнейшем развитии личности развитие отношений личности так, как они проявляются в деятельности, опережает отражение этих отношений в самосознании. В ролевой игре ребенок-дошкольник уже является личностью для других, активным деятелем, выполняющим определенную социальную роль. В игровой роли ребенок проявляет определенные и устойчивые свойства и отношения личности, например, властность или подчиненность, агрессивность или отзывчивость. Но осознание себя как личности так же, как и осознание определенных свойств своей личности возникает гораздо позднее. Кроме того, самосознание отражает свойства личности далеко не с абсолютной полнотой и точностью. Человек не отдает себе полного и ясного отчета во всех тех свойствах своей личности, которые объективно определяют его действия и поступки.

Точно так же и функциональное самосознание вторично по отношению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности. Это значит, что в психологической характеристике личности главное и определяющее значение имеет не самосознание, а отношения личности, понимаемые как системы мотивов, направляющие действия и поступки человека.

Однако, хотя генетически и функционально самосознание вторично по сравнению с отношениями личности, проявляемыми в деятельности, в процессе развития все более возрастает его детерминирующее значение. Лишь благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемых нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Мы ищем пути для преодоления этих противоречий. Руководствуясь своим самосознанием, мы формируем своими действиями и поступками новые свойства личности. В зависимости от уровня самосознания мы в состоянии создавать свою личность своими действиями и поступками. Чем старше ребенок, тем большую роль в развитии его личности играет самосознание.

Не меньшую роль приобретает самосознание, определяя успех деятельности. Рассмотренные выше пути приспособления к деятельности на определенной ступени развития личности обусловлены в той или иной степени участием самосознания. Так, прежде всего, выбор деятельности, соответствующий свойствам личности и индивидуума человека, зависит от правильного осознания этих свойств и их места в структуре личности. Формирование индивидуального стиля, при помощи которого преодолевается противоречие свойств индивидуума требованиям деятельности, совершается успешнее всего тогда, когда человек отдает себе ясный отчет в том, какие способы и приемы действия наиболее соответствуют его психическим свойствам. В тех случаях, когда успешность приспособления зависит от изменения уровня притязаний, существенное значение приобретает адекватное осознание своих возможностей.

Физические и психические свойства человека- одна из могущественных сил, которыми пользуется человек. Чтобы заставить природу служить своим целям, человек должен не только познать и использовать собственные законы природы, как об этом писал Ф. Энгельс, он должен познать и использовать законы своей собственной личности. В этом и заключается одна из важнейших функций самосознания. Таковы основные функции самосознания – развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально- нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества. Обе эти функции осуществляются самосознанием не изолированно, а в неразрывном единстве с познанием внешнего мира, то есть предметным сознанием. Лишь в той степени, в какой человек осознает закономерности общественной жизни, он в состоянии правильно осознать социально-нравственную ценность своей личности. Лишь в той степени, в какой человек правильно осознает социальные и природные условия, в которых он действует, он в состоянии правильно использовать в своей деятельности осознанные им свойства своей личности. Наконец, полное и адекватное осознание свойств своей личности возможно лишь в той степени, в какой известны физиологические условия и социально-психологические закономерности человеческой личности вообще.

Чем выше ступень развития личности, тем в большей степени ее действия и поступки, а также избранный ею жизненный путь обусловлены самосознанием. О личности мы действительно не вправе судить по тому, что она думает о себе. Но если человек правильно думает о себе, его самосознание адекватно отражает подлинные свойства личности и если столь же адекватно его мировоззрение отражает закономерности природы и общества, то мы вправе предсказать, что он внесет наибольший вклад в преобразование природы и общества и совершенствование собственной личности.

Из кн.: Структура личности: характер, способности, самосознание. Уч. пос. к спецкурсу. Пермь. 1990. Гл.4. с.81-84.

С.Л.Рубинштейн

  • 6. Ведущие направления психологической науки (краткий обзор).
  • 7. Психофизическая проблема в психологии и варианты ее решения.
  • 8. Методология и методы психологического исследования.
  • 9. Классификация методов психологического исследования (по б.Г. Ананьеву и др.).
  • 10. Специфика психологических законов и их разновидности.
  • 7 Группа – законы, описывающие отношения между разными уровнями организаций психических процессов и свойств.
  • 11. Происхождение и развитие психики в филогенезе. Стадии эволюционного развития психики.
  • 1 Стадия.
  • Определения
  • 12. Психологические проблемы онтогенеза. Основные закономерности возрастной динамики психики.
  • 13. Человек как индивид. Классификация природных свойств человека.
  • Индивид
  • Третичные свойства.
  • 14. Общее представление о сознании. Сознание и психика.
  • 15. Деятельность как общенаучная и общепсихологическая категория.
  • 16. Категория общения в психологической науке.
  • 1. Предоставление партнеру возможности выговориться.
  • 2. Вербализация эмоционального состояния. У этой техники два подвида:
  • 3. Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации.
  • 4. Активное слушание.
  • 5. Получение утвердительных ответов.
  • 6. «Нога в двери».
  • 7. Техника Франклина.
  • 8. Негативное самооценивание.
  • 9. Техника айкидо.
  • 17. Общая характеристика ощущения как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • Эмпирические характеристики ощущения.
  • 1) Пространственно-временные характеристики ощущения.
  • 3) Модальностные характеристики.
  • 4. Интенсивностные характеристики
  • 18. Общая характеристика восприятия как психического процесса. Свойства сенсорного образа.
  • При построении зрительного образа выделяется пять фаз:
  • 1. Пространственные характеристики:
  • 2. Временные характеристики:
  • 3. Модальность и интенсивность.
  • 19. Общая характеристика процессов памяти: запоминание, сохранение, забывание, воспроизведение.
  • 20. Общий обзор теорий памяти: биохимических, физиологических, психологических, кибернетических.
  • 21. Краткая характеристика основных форм памяти: мгновенной кратковременной, промежуточной, долговременной и оперативной. Другие классификации памяти.
  • 3. Есть критерии, которые делят память в связи с произвольностью, и с включением управления. Это непроизвольная и произвольная память.
  • 22. Речь и язык. Сущность и определение речи. Классификация речи.
  • Виды речи.
  • Функции речи.
  • 23. Свойства (характеристики) вторичных образов: «представлений».
  • 24. Воображение: определение, функции, формы проявления, классификация. Способы формирования образов воображения.
  • Люди характеризуются тремя параметрами воображения:
  • 25. Мышление как психический процесс: фазы процесса.
  • Первичные характеристики.
  • Вторичные характеристики. Основные характеристики мысли, как результата мыслительного процесса.
  • Мышление как процесс.
  • 26. Логические формы мышления: понятие, суждение, рассуждение, умозаключение и обозначение. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 27. Общая характеристика мыслительных операций. Характеристики мысли как результата мыслительного процесса.
  • Любой мыслительный процесс опосредован этими операциями и речью. Операции мыслительной деятельности.
  • Мышление как процесс.
  • 28. Сравнение допонятийного и понятийного мышления.
  • Материал лекции т.И. Сытько.
  • 29. Основные положения культурно-исторической концепции л.С. Выгодского.
  • 30. Творческое мышление. Креативность.
  • 31. Внимание как сквозной психический процесс: определение, функции, классификация.
  • Типы внимания.
  • 32. Основные подходы к исследованию интеллекта.
  • Основные направления исследования интеллекта
  • 33. Описание структуры интеллекта.
  • Определение интеллекта.
  • Теории интеллекта
  • 34. Сущность и функции эмоций. Классификация эмоций.
  • 35. Краткая характеристика основных теорий эмоций.
  • 36. Определение чувств. Соотношение эмоций и чувств. Классификация чувств.
  • 37. Потребности: основные подходы к определению, классификации.
  • Функции потребностей.
  • Классификации потребностей.
  • 38. Мотивация и мотивы.
  • Структура мотива.
  • Характеристики мотивов.
  • Функции мотивов.
  • Мотивационные образования и мотивационные черты личности.
  • 39. Психомоторика как система двигательных реакций: фоновая моторика, двигательные реакции на отдельные раздражители. Общее представление о времени реакции.
  • 40. Общие характеристики (свойства) воли. Структура волевого процесса.
  • 41. Навыки и умения. Общие характеристики. Процесс формирования навыков. Теория н.А. Бернштейна.
  • 42. Понятие адаптации и функциональные состояния организма.
  • 2. Способность опосредованного отражения окружающей действительности.
  • Систематизация психических состояний человека (в.А. Ганзен).
  • Способы описаний психических состояний в психологии.
  • Общая структура психического состояния.
  • Функциональный анализ психического состояния.
  • 43. Теории темперамента.
  • 45. Направленность личности: формы направленности.
  • 46. Характер: структура характера.
  • 47. Общепсихологическая специфика понятия личность.
  • 48. Теории личности. Структура ответа.
  • 49. Самосознание как «ядро» сознания. Образы «я» (элементы я-концепции).
  • Самосознание личности как «ядро» сознания.
  • Структура самосознания личности.
  • Функции и процессы самосознания.
  • О механизмах самосознания.
  • Этапы развития самосознания.
  • О структуре самосознания.
  • О функции самосознания.
  • 50. Формирование и развитие личности в онтогенезе.
  • Причины и механизмы агрессивного поведения человека.
  • Ординарная и парадоксальная социализация агрессии.
  • 51. Статус и социальные роли личности. Взаимовлияние личности и социальные роли.
  • 52. Основные подходы к исследованию индивидуальности.
  • Структура самосознания личности.

    Существует несколько концепций. Наиболее простое толкование представлено у В.С. Мухиной, в соответствии с которым самосознание формируют:

      Идентификация с телом и именем

      Самооценка

      Представление о себе, как о представителе определенного пола

      Представление о себе настоящем, прошлом и будущем

      Оценка себя в социуме

      Сознание своего «Я» как активного начала

      Сознание тождества своей личности

      Осознание своих психических свойств

      Социально-нравственная оценка своих психических свойств.

    Согласно этой концепции все компоненты самосознания связаны между собой, потому что определяются направленностью личности. А также, компоненты самосознания связаны с познанием внешнего мира, и, прежде всего социального мира.

    Сравнивая эти две модели структуры самосознания, можно выделить то, что их объединяет. Все компоненты самосознания формируются в процессе субъективной активности, направленной на осознание того, что позволяет человека идентифицировать себя.

    По мнению В.В. Столина (1983) единицами самосознания являются:

      На органическом уровне образ самого себя (схема тела и самочувствие);

      На индивидном уровне – воспринимаемая оценка себя другими и самооценка;

      На личностном уровне – конфликтный смысл «Я», который включает в себя когнитивный, эмоциональный и отношенческий компоненты.

    Конфликтный смысл «Я» появляется после совершения поступка, или в результате его предвидения, так как поступок всегда предполагает выбор человека как субъекта деятельности. Именно конфликтный смысл «Я» запускает самопознание и эмоциональное переживание по поводу себя.

    Функции и процессы самосознания.

    Изучению функций самосознания в отечественной психологии так же уделено много внимания. По мнению И.И. Чесноковой (1977) основными функциями самосознания являются:

      Самопознание

      Эмоционально-оценочное отношение к себе

      Саморегуляция поведения

    Процесс самопознания происходит на двух уровнях:

    1. На уровне самовосприятия и самонаблюдения, когда складывается единичный образ самого себя и своего поведения

    2. На уровне внутренней речи как внутреннем механизме самопознания.

    Таким образом, на основе интеграции единичных «Я» образов личности возникает обобщенный образ своего «Я», который прочно усваивается человеком. Любое уточнение или обновление этого образа может переживаться как потеря внутреннего комфорта и равновесия, и приводить к активации психологических защитных механизмов.

    На основе самопознания личностью себя и различных переживаний, возникающих в ходе этого, формируется отношение личности к себе , которое сопровождается либо определенными эмоциями в свой адрес, либо оценочными суждениями.

    Существует ряд исследований, в которых самоотношение рассматривается в качестве эмоционально-оценочной системы, включающей в себя такие параметры как самоуважение, аутосимпатию, самоинтерес, ожидаемое отношение других людей, и все вместе интегрируется в глобальное отношение к себе. Устойчивое эмоционально-оценочное отношение личности к себе становится характерологической особенностью личности.

    Каждый акт самосознания – это взаимодействие самопознание и самоотношения. Отношение личности к себе формируется в процессе самопознания, а сформированное самоотношение влияет на весь процесс самопознания, определяя его направленность и придавая ему личностный оттенок.

    Своего высшего развития самосознание достигает при формировании планов, целей и мировоззрения личности в процессе индивидуации. Самосознание личности может определять успех и неуспех деятельности, оно обеспечивает адаптацию и эффективную реализацию потенциала личности.

    Завершая обсуждение предмета, структуры и функций самосознания, следует подчеркнуть, что оно вторично по отношению к деятельности и познанию внешнего мира. Это сложный психологический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью себя через других людей посредством идентификации и рефлексии. Это способствует возникновению внутреннего диалога с собой и формированию самооценки. Основной особенностью самосознания является осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, целей, поступков, мотивов, интересов и положения в обществе.

    Основным продуктом самосознания является обобщенный и целостный образ себя, называемый «Я - концепция». При этом «Я – концепция» личности является таки внутренним образование, которое определяет направление деятельности человека, стратегии его поведения и стили взаимодействия с окружающими.

    ПОНЯТИЕ И ТЕОРИЯ «Я – КОНЦЕПЦИИ».

    Сам термин «Я - концепция» не имеет строго определенного терминологического значения. Часто он заменяется такими понятиями, как «самосознание», «самоотношение», «самооценка», «Я – образ», «Я».

    В исследованиях отечественных и зарубежных психологов признается наличие в структуре личности устойчивого сущностного ядра, которое формируется в процессе жизни.

    Обычно под «Я – концепцией» понимается относительно устойчивая система представлений индивида о себе самом, в определенной степени осознанная и переживаемая как неповторимая. Ее формирование происходит постепенно в процессе развития и социализации личности. Важно отметить, что «Я – концепция» является не статичным, а динамичным психологическим образованием.

    Формирование, развитие и изменение Я – концепции обусловлено факторами внутреннего и внешнего порядка. Внешними факторами является социальное окружение и, прежде всего семья. Причем это влияние не только сильно воздействует в период ранней социализации, но продолжает играть важную роль в подростковом и юношеском возрасте.

    «Я – концепция» в трудах зарубежных ученых.

    По мнению Р. Бернса (1986), Я – концепция представляет динамическую совокупность свойственных каждой личности установок, направленных на саму личность и включающую в себя убеждения, оценки и тенденцию поведения. Ее формирование происходит в процессе социальных контактов индивида. Я – концепция действует как своеобразный внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации, его ожидания от этой ситуации и соответственно поведение.

    Согласно теории З. Фрейда, человеческое «Я» включает в себя три генетически и функционально различных компонента: Эго – представляющее собой актуальное «Я». СуперЭго – идеальное «Я». А так же Оно – бессознательное «Я», ощущаемое человеком как чужеродное, но, однако присущее ему.

    К. Роджерс (1994) определяет «Я – концепцию» как интеграцию «Я – образов» личности, возникающих в процессе взаимодействия с окружающей средой. Она включает идеальный и реальный Я – образы. Понятие «реальная» не означает, что это концепция реалистична. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным «Я» может стать источником внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я – концепции является источником совершенствования личности.

    Э.Г. Эриксон связывает формирование целостного представления о себе с развитием Эго-идентичности в случае положительного прохождения кризиса на пятой стадии жизненного цикла. В отрочестве и юности происходит интегрирование многочисленных знаний о себе и Я – образов в личную идентичность.

    «Я – концепция» в трудах отечественных ученых.

    Изучением структуры Я – концепции и содержания ее функциональных элементов занимались многие отечественные ученые.

    С точки зрения И.И. Чесноковой, «Я – концепция» личности, возникает благодаря работе внутренних процессов самосознания и появлению обобщенного образа своего «Я», включающего понятие о себе, о своей истинной сущности и ценности. Это представление в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятие и обуславливает основную линию поведения.

    По мнению И.С. Кона (1989) понятие «Я» определяется как некое структурное единство личности, связанное со всеми другими ее аспектами. «Я» включает в себя:

      Представление о своем теле и внешности

      Осознание своей особенности, индивидуальности и непохожести на других

      Социальное и мировоззренческое самоопределение

      Формирование жизненных планов

      Самореализацию и самоопределение

    Оно состоит из множества «Я – образов» личности, оставаясь при этом целостным и тождественным самому себе.

    Структура «Я»:

    Реальное «Я» является отражением реальных качеств и свойств.

    Идеальное «Я» включает социальные нормы и образцы, усвоенные личностью, уклонение от которых снижает самоуважение.

    Целостное «Я» влияет на приспособление к среде, ее познание, самореализацию и творческую активность, выбор психологических защит.

    Динамическое «Я» определяется социальным положением человека.

    Понимание «Я» И.С. Кон связывает с рассмотрением системы установок человека относительно собственной личности. Представляя собой иерархическую систему «Я» включает в себя:

      «элементарные» установки, формирующиеся на основе витальных потребностей в простейших ситуациях и проявляющиеся как готовность к действию;

      «социальные» установки, формирующихся на базе оценки отдельных социальных объектов и ситуаций;

      базовые социальные установки, определяющие общую направленность активности личности;

      систему ценностных ориентаций, определяющую цели личности и средства их достижения, обусловленные социальными установками жизни данного индивида.

    В процессе развития личности ее «Я» обогащается различными новыми качествами, преломляющимися в системе самооценок и в сознании своей индивидуальности. При этом «Я» образ постоянно соотносится с окружающими и включает множество социальных характеристик.

    Ю.М. Орлов (1987) понимает «Я- концепцию» как относительно жесткую структуру, которая частично осознается (косвенно, через поведение), а частично существует в бессознательной форме. Ее возникновение обусловлено стремлением к эффективной жизни и деятельности. Она дает нашему поведению относительно жесткий стержень и ориентирует его. А через понимание и осознание своих поступков личность постигает свое «Я».

    Согласно его точке зрения, «Я – концепция» включает:

      формальное «Я» - как осознание индивидом своей индивидуальности, и

      действующее, истинное «Я», которое управляет поведением.

    Именно действующее «Я» осуществляет сравнение «Я – концепции» с реальным поведением и реагирует на это удовлетворением, или страданием, стремясь при этом откорректировать свое поведение.

    Согласно исследованиям А.М. Иваницкого традиционный подход является одноплановым, и он вводит понятие базисного, биологического «Я», которое представлено в виде глубинных чувствований, связанных с первичным ощущением своего тела и воли.

    Е.С. Шильштейн (1999), анализируя специфику «Я» и ее уровневую организацию, формулирует представление о «Я» как о вертикально организованной части психического опыта, являющей собой единый континуум, разворачивающийся от глубинных самоощущений до вербализованных, концептуализированных представлений о себе. При этом «Я» играет структурирующую и организующую роль в системе субъективного опыта личности.

    В результате своих исследований Е.С. Шильштейн (1999, 2000) приходит к выводу, что можно говорить о двойственной природе «Я»: позитивной и проблемной. Появление проблемного «Я» происходит в подростковом возрасте, и именно оно определяет нравственный рост личности. Таким образом, первый ценностный аспект «Я» является прочной основой для личностного роста, а второй – «инстанцией развития». Функция «Я» при этом заключается в связывании ценностного и проблемного измерений личности.

    Компоненты Я – концепции.

    Существует несколько подходов к рассмотрению структуры «Я – концепции». Р. Бернс представляет «Я – концепцию» как иерархическую пирамиду, на вершине которой располагается «глобальная Я – концепция». Она включает в себя всевозможные грани индивидуального самосознания (самооценку и Я – образ). В совокупности этих установок вычленяется «реальное Я», зеркальное или социальное Я, идеальное Я. В каждой из форм «Я – концепции» можно выделить когнитивную, эмоционально-оценочную и поведенческую составляющие.

    Когнитивный компонент «Я – концепции» отвечает за рефлексивную переработку и хранение наиболее значимой информации о себе.

    Эмоционально-оценочный (или аффективный) компонент отвечает за формирование отношения к себе в форме оптимального уровня самоуважения и самопринятия, а также набор оценочных эталонов в соответствии с социально значимыми критериями.

    Поведенческий компонент включает в себя оперативный самоконтроль и саморегуляцию как внутри, так и вовне системы. Он обеспечивает текущую коррекцию процессов самопознания и самооценивания. А так же он обеспечивает выбор поведенческой стратегии и тактики, согласованность поведения с «Я – концепцией» и актуальными требованиями ситуации.

    Отечественными учеными В.В. Столиным (1983) и С.М. Петровой(1995) отмечено, что поведенческие компоненты , входящие в структуру «Я – концепции», выполняют еще и мотивирующую функции, побуждая личность к определенной деятельности. Пусковым механизмом в этом процессе является рассогласование реального и идеального Я – образов, настоящего и будущего Я. Эти компоненты являются формой самоконтроля человека в деятельности.

    Когнитивные и эмоциональные компоненты Я – концепции обуславливают отношение с окружающими и развитие личности в целом. По мнению авторов эмоционально-оценочный компонент проявляется в виде внутреннего диалога между «Я» и «не – Я».

    «Я – концепция» личности может быть позитивной и негативной. При этом человек всегда стремиться к определенной внутренней гармонии, испытывая потребность в положительном отношении к себе. Отрицательное отношение к себе и неприятие собственного «Я» переживается личностью очень болезненно.

    Позитивная «Я – концепция» помогает человеку переработать жизненный опыт, успешно адаптироваться в обществе и достичь самореализации.

    Сложившуюся «Я – концепцию» человек всячески оберегает от информации, которая сможет внести рассогласование в ее структуру. Травмирующая для личности информация приводит к нарушению функционирования какого-либо компонента «Я – концепции» личности и переживается как потеря внутреннего контроля и равновесия.

    Внутренняя гармония «Я – концепции» восстанавливается в результате бессознательного использования защитных психических механизмов, которые, искажая или отвергая травмирующую информацию, нарушают адекватную рефлексивную переработку текущего опыта.

    В современной психологии (Каменская, 1999) психологические защиты характеризуют как механизмы, которые включаются в ситуациях реального конфликта, или неудачи, и искажают поступающую информацию, образ реальной действительности и представление о себе, но снимают внутриличностное напряжение. Ослабляя напряжение, защита сохраняет внутреннюю гармонию и регулирует поведение человека. Защита, таким образом, выполняет свою основную функцию – поддерживает позитивный «Я – образ» и сформированную картину мира. Но, в тоже время, искажая образ реальности, психологические защиты снижают уровень сознательного понимания реальности и, все дальше уводят от адекватного восприятия реального мира.

    Однако в отечественной психологии выделяются и позитивные аспекты работы психологических защит. Разрабатывается понятие «развивающего конфликта», то есть внутреннего противоречия как источника личностного развития. Согласно этой концепции защитные механизмы определяются не как искажающие реальность, а как постоянно действующие феномены, выполняющие функцию помощи в работе над собой. Изменяется взгляд на критерии эффективного защитного поведения: защита признается эффективной, если она не редуцирует конфликт, а обостряет его для дальнейшей проработки.

    Понятие целостного «Я – образа» личности предполагает интеграцию частных Я – образов в единое целое.

    Об адекватности «Я – образа» свидетельствует самооценка личности.

    САМООЦЕНКА .

    Она является компонентом самосознания и центральным образованием личности, представляет оценку личностью самой себя, своих возможностей, способностей и социальной роли.

    Основой для формирования самооценки и осознания себя субъектом деятельности является осмысление своих действий посредством оценки окружающих.

    Б.Г. Ананьев выделяет две функции оценочных воздействий в процессе обучения и воспитания:

      ориентирующая функция – способствует осознанию собственных знаний и результатов обучения;

      стимулирующая функция – побуждает к деятельности на основе переживания успеха.

    В результате сочетаний этих функций происходит самопознание, развивается самоотношение и появляется адекватная самооценка личности.

    Самооценка личности включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, формируется в результате самопознания и оценивания себя, в процессе деятельности и личностного взаимодействия.

    Когнитивный компонент самооценки представляет собой комплекс убеждений личности относительно себя, которые могут быть как обоснованными, так и не обоснованными. Эмоциональный компонент – это эмоциональное отношение к этому комплексу убеждений, сила и напряженность которого зависит от значимости для личности оцениваемого содержания. В процессе оценивания личностью себя данные компоненты функционируют в неразрывном единстве.

    Таким образом, самооценка – это сплав когнитивных представлений о свойствах личности, их критическое осмысление и отношение к ним.

    Формирование самооценки, по мнению Б.Г. Ананьева происходит постепенно в результате осознания оценки окружающих, последующего отделения себя от оценки других людей, составление мнения о себе в процессе сравнения и сопоставления себя с другими, возникновения большей устойчивости в оценочных представлениях о других людях и о себе.

    Ожидаемая оценка других и оценка личностью окружающих, так же как и самооценка, является одним из составляющих структуры личности, и представляет собой своеобразный индикатор самочувствия личности в социуме.

    Основная функция самооценки состоит с регуляции поведения, деятельности личности и ее взаимоотношений с окружающими.

    На каждом этапе развития личности самооценка отражает уровень развития самопознания, самоотношения и включается в процесс его дальнейшего формирования. При этом самооценка может быть адекватной или неадекватной, завышенной или заниженной.

    Схема ответа.

    Изучение личности не заканчивается изучением ее психических свойств - темперамента, мотивов, способностей, характера. Завершающий этап – изучение самосознания личности. Долгие годы самосознание было Золушкой в отечественной психологии. И лишь с активным проникновением идей гуманистической психологии проблема самосознания стала активно разрабатываться.

    Самосознание является необходимым условием существования личности. Без него нет личности. Личность осознает не только окружающую действительность, но и саму себя в своих отношениях с окружающим. Поэтому прав С. Л. Рубинштейн, когда отмечал, что изучение личности «завершается раскрытием самосознания личности».

    Становление самосознание включено в процесс становления личности и поэтому оно не надстраивается над нею, а является одним из компонентов личности. В этой связи понять структуру самосознания, этапы его становления можно в ходе становления и развития самой личности, начиная с первых ее шагов по жизни.

    Цель развития самосознания состоит в осознании личностью своего «Я», своей отдельности от других людей, что находит свое выражение в растущей самостоятельности и независимости субъекта.

    Самосознание личности – это совокупность ее представлений о себе, выражающейся в концепции – «Я» и оценка личностью этих представлений – самооценка.

    Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

    Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я». Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

    В системе взаимосвязей человека с окружающими людьми и миром ему приходится выступать в разных качествах, разных ролях, быть субъектом самых разнообразных видов деятельности. Из каждого взаимодействия с миром вещей и миром людей человек «выносит» образ своего «Я». В процессе самоанализа, расчленения отдельных конкретных образов своего «Я» на составляющие их образования происходит как бы внутреннее обсуждение с самим собой своей личности. Каждый раз в результате самоанализа, по словам С.Л. Рубинштейна, образ своего «Я» «включается во все новые связи и в силу этого выступает во все новых качествах, которые фиксируются в новых понятиях...».

    Так постепенно возникает обобщенный образ своего «Я», который представляет собой сложную совокупность многих единичных конкретных образов «Я», сложившихся в ходе самовосприятия, самонаблюдения и самоанализа. Этот обобщенный образ своего «Я», возникая из отдельных ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности и выражается в понятии о себе, или Я-концепции. В отличие от ситуативных образов Я-концепция создает у человека ощущение своей самотождественности.

    Сформировавшаяся в процессе самопознания Я-концепция не есть нечто раз и навсегда данное, застывшее, ей присуще постоянное внутреннее движение. Ее зрелость, адекватность проверяется и корректируется практикой. Я-концепция в значительной степени влияет на весь строй психики, мировосприятие в целом, обусловливает основную линию поведения человека.

    В структуре Я-концепции выделяют три составляющих: когнитивную оценочную и поведенческую.

    1. Когнитивная составляющая, или образ «Я» , включает представления индивида о самом себе. Фактически психологи фиксируют у человека не один образ «Я», а множество сменяющих друг друга «Я»-образов. Выделяются прежде всего «Я»-реальное т. е. представления индивида о себе в настоящем, текущем времени, и «Я»-идеальное – представления о том, каким бы хотел бы быть индивид в данных конкретных условиях. «Я»-идеальное выступает как необходимый ориентир самовоспитания личности.

    Иногда в «Я»-концепции выделяют «Я»-антастическое – то, каким субъект пожелал бы стать если бы это оказалось возможным. Фантастический образ своего «Я» имеет большое значение у детей, особенно у подростков, в связи с их склонностью строить планы на будущее, что невозможно без фантазии и мечты. Однако преобладание в структуре личности фантастических представлений о себе – не всегда положительное явление так как очевидное несовпадение желаемого и действительного могут дезорганизовать самосознание и травмировать человека.

    В Я-концепцию включается также «Я»-зеркальное – собственные представления человека о том, каким он воспринимается окружающими его людьми. Этот компонент «Я»-образа является существенным для формирования личностной значимости и самооценки.

    2. Оценочная составляющая, или самооценка , включает аффективную оценку представления о себе. Психологическими словарями самооценка определяется как ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Основу самооценки составляет система личностных смыслов индивида, принятая им система ценностей.

    Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции, влияя на поведение, деятельность и развитие личности, ее взаимоотношения с другими людьми. Основная функция самооценки в психической жизни личности состоит в том, что она выступает необходимым внутренним условием регуляции поведения и деятельности. Высшая форма саморегулирования на основе самооценки состоит в своеобразном творческом отношении к собственной личности – в стремлении изменить, улучшить себя и в реализации этого стремления. Защитная функция самооценки, обеспечивая относительную стабильность и автономность личности, может вести к искажению опыта.

    Самооценка – достаточно сложное образование человеческой психики. Она возникает на основе обобщающей работы процессов самосознания, которая проходит различные этапы, и находится на разных уровнях развития в ходе становления самой личности. Поэтому самооценка постоянно изменяется, совершенствуется. Процесс становления самооценки не может быть конечным, поскольку сама личность постоянно развивается, а следовательно, меняются и ее представления о себе и отношение к себе. Источником оценочных представлений индивида о себе является его социокультурное окружение, в том числе социальные реакции на какие-то проявления его личности, а также результаты самонаблюдения.

    По мнению Р. Бернса, есть три момента, существенных для понимания самооценки. Во-первых, важную роль в ее формировании играет сопоставление образа реального «Я» с образом идеального «Я»: чем меньше разрыв между реальным представлением человека о себе и его идеальным «Я», тем выше самооценка личности. Во-вторых, важный фактор для формирования самооценки связан с тем, как, по мнению человека, его оценивают другие. Наконец, в-третьих, на формирование самооценки существенное влияние оказывают реальные достижения личности в самых разнообразных видах деятельности: чем значительнее успехи личности в том или ином виде деятельности, тем выше ее самооценка.

    Самооценка характеризуется по следующим параметрам: 1) уровень (высокая, средняя и низкая); 2) соотношение с реальной успешностью (адекватная и неадекватная, или завышенная и заниженная); 3) особенности строения (конфликтная и бесконфликтная).

    Пониженная самооценка проявляется в постоянном стремлении недооценивать собственные возможности, способности и достижения, в тревожности, боязни отрицательного мнения о себе, ранимости, побуждающей человека сокращать контакты с другими людьми. В этом случае страх самораскрытия ограничивает глубину и близость общения. Люди с пониженной самооценкой подчас недоверчиво и недоброжелательно относятся к другим людям.

    Адекватная самооценка отражает реальный взгляд личности на саму себя, ее достаточно объективную оценку собственных способностей, свойств и качеств. Если мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет, то говорят, что у него адекватная самооценка. Неадекватная самооценка свойственна личности, чье представление о себе далеко от реального. Такой человек оценивает себя необъективно, его мнение о себе резко расходится с тем, каким его считают другие.

    Неадекватная самооценка в свою очередь может быть как завышенной, так и заниженной. Если человек переоценивает свои возможности, результаты деятельности, личностные качества, то его самооценка является завышенной. Такой человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может приводить к разочарованию и стремлению переложить ответственность за нее на обстоятельства или других людей. Если человек недооценивает себя по сравнению с тем, что он есть в действительности, то его самооценка занижена. Такая самооценка разрушает у человека надежды на собственные успехи и хорошее отношение к нему со стороны окружающих, а свои реальные успехи и положительную оценку окружающих он воспринимает как временные и случайные.

    Для развития личности эффективным является такой характер самоотношения, когда достаточно высокая общая самооценка сочетается с адекватными, дифференцированными парциальными самооценками разного уровня. Устойчивая и вместе с тем достаточно гибкая самооценка (которая при необходимости может меняться под влиянием новой информации, приобретения опыта, оценок окружающих и т. п.) является оптимальной как для развития, так и для продуктивности деятельности. Отрицательное влияние оказывает чрезмерно устойчивая, ригидная самооценка, а также и сильно колеблющаяся, неустойчивая.

    3. Поведенческая составляющая включает в себя потенциальные поведенческие реакции либо конкретные действия, которые могут быть вызваны знаниями о себе и отношением к себе.

    Такое деление Я-концепции на компоненты условно, на самом деле Я-концепция – это целостное образование, все компоненты которого хотя и обладают относительной самостоятельностью, но тесно взаимосвязаны.

    Я-концепция играет очень важную роль в жизни и развитии личности: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию ее опыта и является источником ожиданий.

    1. Важнейшей функцией Я-концепции является обеспечение внутренней согласованности личности, относительной устойчивости ее поведения. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит в Я-концепцию. Если же новый опыт не вписывается в существующие представления о себе, противоречит уже имеющейся Я-концепции, то срабатывают механизмы психологической защиты, которые помогают личности тенденциозно интерпретировать травмирующий опыт либо отрицать его. Это позволяет удерживать Я-концепцию в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу. Стремление защитить Я-концепцию, оградить ее от разрушающих воздействий является, по мнению Бернса, одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения.

    Термин «защитные механизмы» был предложен З. Фрейдом в 1926 г. В настоящее время под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности. Основными и общими для разных видов защитных механизмов чертами, по мнению Фрейда и всех его последователей, является то, что они: 1) бессознательны, т. е. человек не осознает ни причин, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту, 2) всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность. Вследствие этого защитные механизмы часто рассматриваются как дезадаптивные.

    Первым был описан защитный механизм вытеснения . Механизм вытеснения занимает особое место в теории психоанализа. Описываемое иногда как «мотивированное забывание», вытеснение представляет собой процесс исключения из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдания. Однако освобождение от тревог путем вытеснения не проходит бесследно. 3. Фрейд считал, что вытесненные мысли и импульсы не теряют своей активности в бессознательном и для предотвращения их прорыва в сознание требуется постоянная трата психической энергии. Стремление вытесненного материала к открытому выражению может получать кратковременное удовлетворение в сновидениях, шутках, оговорках и других проявлениях того, что Фрейд называл «психопатологией обыденной жизни».

    Другой защитный механизм – отрицание – выражается в бессознательном отказе допустить существование определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании. Это относится, например, к человеку, который «знает», что он неизлечимо болен, но продолжает при этом заниматься прежней работой, избегая всяческих разговоров о своей болезни и строя долгосрочные планы. Человек, для которого отрицание является фундаментальной защитой, всегда настаивает на том, что «все прекрасно и все к лучшему».

    Проекция – это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне, т. е. посредством проекции индивид приписывает собственные неприемлемые мысли, установки, желания другим людям. Очевидным путем защиты от тревоги, связанной с неудачей или виной, является возложение вины на другого. Человек не осознает свои враждебные импульсы, но видит их в других и поэтому считает других ненавидящими и преследующими его.

    Реактивное образование подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный, или наоборот. Этот механизм заключается в предотвращении проявления неприемлемых желаний и чувств благодаря развитию противоположных им установок и форм поведения. Механизм формирования реакции реализуется двухстепенчато: сначала неприемлемый импульс подавляется (вытесняется), затем на уровне сознания появляется противоположный ему импульс: маленькая девочка настолько «любит» своего младшего брата, что все ночи проводит у его изголовья, потому что боится, что он вдруг перестанет дышать.

    Рационализация имеет отношение к ложной аргументации, благодаря которой иррациональное поведение начинает выглядеть вполне разумным и оправданным в глазах окружающих. Рационализация может принимать разные формы. Рационализирует человек, говорящий, что работа, откуда его уволили, ему давно неинтересна; отвергнутый поклонник, решивший, что его девушка не так уж привлекательна. Ту же роль может играть феномен «сладкого лимона»: человек, вынужденный оставаться в неприятных для него обстоятельствах, при помощи рационализации начинает находить их вполне желательными.

    Сублимация расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей за счет трансформации сексуальной или агрессивной энергии в художественное или интеллектуальное творчество.

    2. Вторая функция Я-концепции заключается в том, что она определяет характер интерпретации индивидом его опыта. Я-концепция действует как своего рода внутренний фильтр, который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот фильтр, ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе.

    3. Третья функция Я-концепции заключается в том, что она определяет ожидания индивида, т. е. представления о том, что должно произойти. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относиться к ним так же; люди, сомневающиеся в собственной ценности, считают, что они никому не могут нравиться, и начинают избегать всяких социальных контактов.


    | |

    Самосознание - это осознание человеком самого себя. Осознание своей непохожести ни на кого другого. Осознание своих эмоций, чувств, переживаний, своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, мотивов, инстинктов, действий.

    Самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о самом себе складываются в мысленный «образ «Я».

    «Образ «Я» -- это не просто представление или понятие личности о самой себе, а социальная установка, отношение личности к себе. Поэтому в образе «Я» можно выделить три компонента:

    • 1. Познавательный (когнитивный) - знание себя, самосознание;
    • 2. Эмоционально - оценочный - ценностное отношение к себе;
    • 3. Поведенческий - особенности регуляции поведения.

    Самосознание не рождается вместе с человеком: у ребёнка нет такого свойства. Ребёнок не воспринимает себя самостоятельным субъектом. Скорее, он смотрит на себя глазами окружающих как будто со стороны. По наблюдениям учёных приблизительно с двух-трёх лет ребёнок начинает пользоваться местоимениями «я», «мой» и осознавать свою «единственность», особенность. Чем старше ребёнок, тем больше он осознаёт свои личные качества, тем большее значение приобретает его самооценка. Значит, самосознание появляется и проявляется в результате развития человека.

    Выделяют несколько стадий развития самосознания:

    Первая стадия - это осознание своего «Я» ребёнком от года до двух лет.

    Вторая стадия - ребёнок от 2 до 3 лет осознаёт себя создателем, делателем; он понимает разницу между своими и чужими действиями.

    Третья стадия - к 7 годам человек уже может оценить себя и свои поступки.

    Четвёртая стадия - это возраст подростков и юношей, когда молодые люди активно ищут себя, свою манеру поведения. В 10-11 лет человек начинает проявлять особый интерес к самому себе, к своему внутреннему человеку; это самый активный «самопознавательный» этап.

    На становление и развитие самосознания влияют следующие факторы:

    В первую очередь, это оценки окружающих: друзей, родных, знакомых.

    Во-вторых, это собственная оценка (самооценка), причём, имеет значение соотношение реальной оценки и идеальной. Ведь не всегда человек может объективно оценить себя. Мы часто преувеличиваем свои достоинства и стараемся «спрятать» недостатки. Трудно быть объективным, особенно если речь идёт о самом себе. И наконец - это собственная оценка итогов своей деятельности. эмоциональный оценивание самосознание психология

    Все составляющие взаимно связаны: самосознание состоит из познания самого себя и из отношения к самому себе. Благодаря самосознанию человек прогнозирует и регулирует своё поведение. Без него не достигнешь внутренней гармонии и согласованности, учитывая и прошлое, и настоящее, и будущее. Оно определяет характер и даёт оценку приобретённому жизненному опыту. Также, даёт направление ожидаемому в будущем поведению. Самосознание не всегда объективно. Иногда, оно передаёт жизнь и окружающую действительность не совсем так, как это осознаётся другими, то есть человек воспринимает себя так, как ему удобно или хочется. Взрослея, приобретая жизненный опыт, переосмысливая жизнь, становясь более мудрым, человек начинает понимать своё предназначение - кто он, зачем пришёл в этот мир, какова цель его жизни. Он осознаёт себя не отдельно взятой личностью, а человеком, имеющим отношения с другими людьми, коллективами, группами. Если поменять окружение, поменяешься и сам. Значит, и отношение к себе тоже поменяется.

    При изменении жизненных ситуаций или обстоятельств, в новых коллективах, при изменении семейного положения или социального статуса, у человека меняется сознание, самоотношение, самооценка; меняется его внутренний мир, взгляды, отношения с другими.

    Самосознание продолжает формироваться (и может меняться) всю жизнь. Появляются новые отношения, новые виды деятельности, новые знакомства, которые могут существенно поменять сознание человека.

    Отношение человека к самому себе зависит от отношения к нему других людей и их оценки. Одна встреча с новым человеком может радикально изменить жизнь. При этом и сам человек меняется. Наиболее подвержены влиянию дети (их сознание открыто для любой информации), поэтому их так легко «перевоспитывает» дурной пример (телевизор, интернет, друзья с улицы и т.п.).

    В самосознании соединились три линии отношений:

    • 1. - отношение к самому себе;
    • 2. - отношение к окружающим;
    • 3. - отношение окружающих.

    Значит, самосознание определяет наши отношения с самими собой, с людьми и отношение людей к нам.

    Формирование отношения к самому себе происходит в самую последнюю очередь, после того, как самосознание уже определилось с отношениями к событиям, явлениям, предметам, другим людям. После приобретения жизненного опыта самосознание начинает «работать» с собственной структурой сознания, изучать его, анализировать, оценивать (самоанализ, самооценка).

    Самооценка может меняться, становиться лучше. Самооценка регулирует поведение человека, уравновешивает его желания и возможности. Адекватную самооценку может сделать зрелое сознание.

    Самосознание помогает ставить цели и достигать их, помогает наполнять жизнь смыслом и делать человека ценным.

    Самосознание помогает контролировать наше поведение, даёт нам чувство ответственности. Самоконтроль требует усилия воли.

    Самосознание - это сложная психологическая структура, включающая в себя, в качестве особых компонентов, как считает В.С.Мерлин, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного “я“ как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств, и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток тождественности сознания появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание “я” - примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

    А.Г. Спиркин дает следующее определение: “ самосознание - это осознание и оценка человеком своих действий и их результатов, мыслей, чувств, морального облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Самосознание - конституирующий признак личности, формирующийся вместе со становлением последней “.

    Самосознание имеет своим предметом сознание, следовательно, противопоставляет ему себя. Но, в то же время сознание сохраняется в самосознании в качестве момента, поскольку ориентировано на постижение своей собственной сущности. Если сознание есть субъективное условие ориентировки человека в окружающем мире, то есть знание о другом, то самосознание есть ориентировка человека в собственной личности, знание человека о самом себе, это своего рода “духовный свет, обнаруживающий и себя и другое “.

    Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. Основным значение самосознания, по мнению А.Г.Спиркина, следует считать “просто сознание нашего наличного бытия, сознание собственного существования, сознание самого себя, или своего “я”.

    Самосознание, является венцом развития высших психических функций, оно позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом относится к себе. Осознание себя в качестве некоторого устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна оставаться сама собой.

    Самосознание - динамичное исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах.

    Примерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания. Подросток открывает для себя свой внутренний мир. Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личные черты, поступки анализируются им пристрастно. Подросток хочет понять, какой он есть на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы быть. Познать себя ему помогают друзья, в которых он смотрится как в зеркало, в поисках сходства, и отчасти близкие и взрослые. Личностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальнось в общении с ровесником, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии.