Творческое мышление в эпоху информационного шума. Они живут в мире фантазий

Выступления TED - это новая ступень нашего образования. Это тот вид обучения, который интересен, полезен и применим на практике. Из 15-минутного видео можно почерпнуть огромное количество полезной информации. И, разумеется, большого толка от того, что вы просто послушаете это видео и ничего не сделаете, не будет. Нужно применять полученные знания в жизни. Я просмотрел десятки видео с TED и решил сделать список тех выступлений, которые запомнились мне больше всего.

Сэр Кен Робинсон о том, почему школы убивают креативность

Кажется, это было первое видео, которое я посмотрел на TED. Кен Робинсон - прирождённый оратор. Он замечательно раскрыл свою тему, доказав, что школы в их текущем понимании убивают креативность в детях. Мне кажется, что . К слову, это самое популярное и просматриваемое видео за всю историю TED.

Сьюзан Кейн о силе интровертов

Узнать, интроверт вы или нет, . Важнее понять, что быть интровертом вовсе не плохо. Мы привыкли думать, что экстраверты - это те, кто правит этим миром. Люди, которые умеют договариваться с другими людьми, много общаются и умеют заводить связи. Но у интровертов тоже есть свои преимущества, о которых Сьюзан Кейн расскажет в этом видео.

Майкл Стивенс о том, почему мы задаём вопросы

Майкл Стивенс - создатель YouTube-канала Vsauce . На своём канале он отвечает на необычные и интересные вопросы, ответы на которые мы бы вряд ли смогли найти самостоятельно. К примеру, что будет, если все на Земле одновременно прыгнут? Или каково это - путешествовать в чёрной дыре? Я очень рекомендую подписаться на его канал. В своём выступлении Стивен рассказал о том, как важно быть любопытным и почему мы никогда не должны прекращать задавать вопросы.

Тони Роббинс о том, почему мы делаем то, что мы делаем

Невероятно харизматичный Тони Роббинс рассказывает о том, почему так важно делать то, что нам нравится, и как построить на этом свою жизнь.

Эми Кадди о силе языка тела

Эми Кадди - социальный психолог. В презентации она привела очень много интересных и полезных фактов о языке тела. К примеру, уверенная поза влияет на выброс тестостерона и кортизола и делает нас более уверенными, даже если до этого вы были смущены. По словам Кадди, язык тела - это то, на что мы прежде всего обращаем внимание, общаясь с человеком, даже не замечая этого.

Стив Джобс о том, как прожить свою жизнь, чтобы не жалеть в старости

Речь Стива Джобса, обращённую к выпускникам Стэнфорда, разобрали на десятки цитат. Джобс рассказал о том, как важно жить, а не просто существовать. Он подкрепил это тремя историями из своей жизни, которые доказывают, что нужно следовать своей мечте и не упускать возможностей.

Илон Маск о том, как создавались Tesla, Space X и SolarCity

Илона Маска можно считать одним из величайших новаторов нашего времени. Он популяризировал электромобили, создал электростанцию, которая работает на солнечной энергии, и компанию SpaceX, выпускающую шаттлы, которые покоряют просторы космоса. У нас есть материал об , но советую посмотреть его презентацию, где он сам рассказывает о своих достижениях.

Дэн Гилберт о счастье с точки зрения науки

Мы привыкли думать, что счастье - это что-то, что нельзя пощупать или объяснить. Но мы не правы. Счастье можно объяснить с точки зрения науки, и Гилберт сделает это в своём выступлении. Это увлекательное путешествие по причинам того, что на самом деле делает нас счастливыми.

Брэн Браун о силе уязвимости

Брэн Браун долго изучала человеческие отношения. Нашу способность сопереживать, любить и потребность каждого человека быть любимым. В своём коротком и весёлом выступлении она расскажет о том, почему мы боимся казаться уязвимыми и что с этим делать.

Крис Лонсдейл о том, как выучить любой язык за полгода

Учить новый язык с нуля - это очень длительное и трудное занятие. Или нет? Крис Лонсдейл разработал методику, по которой каждый человек может выучить любой язык всего за полгода. В своей презентации он подробно говорит о том, что потребуется от вас в процессе.

TED смотрят миллионы людей по всему миру, и 10 презентаций выше - это лишь часть огромного целого. Расскажите о своих любимых презентациях и о том, почему они вам запомнились!

» выбрал лекции TED с русскими субтитрами, в которых психологи, нейробиологи и философы разбираются в проблеме «Кто мы?».

Существует ли некое единое «Я» или это иллюзия? Какие заблуждения относительно человеческой природы мешают нам развиваться? Что нам может дать осознание себя как процесса, а не как сущности? Как технологии визуализации и мысленного взаимодействия с компьютером помогают нам разбираться в себе? Обо всём этом — в подборке лекций TED на «Моноклере».

Джулиан Баггини: «Существует ли ваше настоящее «я»?»

Что делает вас такими, какие вы есть? Ваше собственное мнение о себе, мнение окружающих или что-то совершенно иное? В своём выступлении Джулиан Баггини даёт неожиданный ответ на этот вопрос, призвав на помощь философию и нейробиологию.

Кто вы на самом деле? Очень странный вопрос, как может показаться. Ведь вы можете поинтересоваться: а как найти себя настоящего? Как узнать, кто вы на самом деле? Ну и так далее. Но ведь сама идея о том, что ваше настоящее «я» существует, вполне очевидна. Если в этом мире и есть что-то настоящее, так это вы сами. Ну, я бы не был так уверен. По крайней мере, надо разобраться, что же это значит. Многие вещи в нашей культуре укрепляют нас в мысли о том, что у каждого человека есть некая внутренняя сущность. Существует что-то, что делает вас вами, определяет вашу личность, которая постоянна и неизменна. Самый примитивный пример этого - всевозможные гороскопы. Люди с ними уже как-то срослись. Они указывают знаки зодиака на Facebook, как будто они что-то означают. Вы даже знаете, кто вы по китайскому гороскопу. Есть и более научные версии - различные тесты для определения типа личности, такие как, к примеру, типология Майерс-Бриггс. Возможно, вы их проходили. Компании используют их для подбора кадров. Вы отвечаете на множество вопросов, и это должно раскрыть вашу внутренюю сущность. Конечно, все невероятно этим увлечены. Практически в любом номере журнала вроде того, что вы видите в нижнем углу, можно найти какой-нибудь материал о личности. Взяв в руки такой журнал, устоять сложно, не так ли? Вы проходите тест, чтобы узнать ваш стиль обучения, ваш стиль в отношениях, стиль в работе. Вы этот типаж или другой? У нас сложилась общепринятая идея, что существует некая сущность человека, которую необходимо обнаружить. Это некая данность в людях, которая не меняется в течение жизни. Я хочу оспорить эту идею.

Углубляемся

Дэн Гилберт: «Психология своего «Я» в будущем»

«Люди - это создания, которые находятся в постоянном процессе развития и ошибочно полагают, что их формирование уже завершилось».

Психолог из Гарварда Дэн Гилберт делится с нами данными недавнего исследования относительно феномена, который он называет «концом истории иллюзий», согласно которому большинство людей считают, что мы останемся такими же, какими являемся сейчас, на протяжении всей своей жизни. Дэн Гилберт популярно объясняет, почему это не так.

На каждом этапе нашей жизни мы принимаем решения, которые влияют на наше дальнейшее становление. И когда мы достигаем желаемого, мы не всегда рады своему выбору. Молодые тратят большие деньги на удаление татуировок, за нанесение которых подростками тоже платили много. Люди в зрелости разводятся с теми, с кем совсем юными торопились пожениться. Пожилые стараются избавиться от того, что в зрелом возрасте получили с трудом. И так далее. Вопрос, интересующий меня, таков: почему мы принимаем решения, о которых часто жалеем впоследствии?

Я думаю, что одна из причин в том, - я попытаюсь убедить вас в этом - что мы все совершенно недооцениваем силу времени. Мы все знаем, что скорость изменений в течение жизни уменьшается так, что дети, кажется, меняются каждую минуту, а у родителей изменения заметны с годами. Но как называется волшебный момент жизни, когда изменения внезапно меняют свой темп с галопа на ползок? В подростковом возрасте? В зрелости? В пожилом возрасте? Для большинства людей, оказывается, этот момент - именно сейчас, на какой бы момент времени он не приходился. Я хочу вам сегодня доказать, что все мы живём с иллюзией о том, что наша личная история подошла к своему завершению, что мы только что стали теми, кем должны были стать, и будем оставаться такими на протяжении всей жизни.

Читайте также

Антонио Дамасио: «В попытках понять сознание»

Каждое утро мы просыпаемся, и к нам возвращается сознание. безусловно, это чудо, но что конкретно мы обретаем снова и снова? Нейробиолог Антонио Дамасио, отвечая на этот простой вопрос, знакомит нас с тем, как мозг создаёт наше самоощущение.

Я хочу поговорить с вами о чудесах и загадках сознательного разума. Чудо заключается в том, что все мы проснулись сегодня утром и в тот же самый момент поразительным образом к нам вернулось наше сознание. Мы снова полностью осознали себя и полностью осознали своё существование, однако мы даже не задумались над этим чудом. Хотя, на самом деле, стоило бы, потому что, не имея возможности мыслить сознательно, мы бы ничего не знали о своей человеческой природе; мир вокруг нас был бы для нас закрыт. Мы бы не испытывали боли, но и радости в жизни не было бы. Мы бы не знали любви и счастья созидания. Скотт Фицджеральд, как известно, написал: «Великий грех совершил тот, кто изобрёл сознание». Однако он забыл, что если бы у нас не было сознания, мы бы не нашли путь к истинному счастью и потеряли бы возможность хотя бы приблизиться к нему.

Но хватит о чудесах – перейдем к загадкам. Это одна из тех тайн, на которые очень сложно пролить свет. Со времен зарождения философии и, безусловно, на протяжении всей истории нейробиологии, эта тайна оставалась неразгаданной и вызывала массу дискуссий. И, на самом деле, вокруг много людей, которые считают, что не стоит даже пытаться разгадать эту загадку, что стоит оставить её в покое, она не для человеческого ума. Я так не считаю и думаю, что ситуация сдвинулась с мёртвой точки. Было бы глупо утверждать, что мы знаем, как в нашем мозге возникает сознание. Однако мы, безусловно, можем начать обращаться к этому вопросу и тем самым приближаться к решению.

Брайан Литтл: «Кто вы на самом деле? Загадка личности»

Что делает вас именно вами? Психологи любят говорить о характеристиках, определяющих нашу личность. Но Брайан Литтл находит более интересными моменты, когда мы выходим за рамки этих черт, потому что этого от нас требует культура или мы сами. В своём выступлении спикер исследует удивительные различия между интровертами и экстравертами и рассказывает, почему наша личность может быть более гибкой, чем мы думаем.

Что это за свободные черты? Они проявляются, когда мы запускаем сценарий, чтобы достичь успеха в нашем жизненном проекте. Именно эти черты важны. Не просите людей охарактеризовать себя, спросите их: «Каковы главные проекты в вашей жизни?» Мы используем эти свободные черты. Я интроверт, но мой главный проект - преподавание. Я профессор. Я обожаю своих студентов, и я обожаю свою работу. Я с нетерпением жду, чтобы рассказать им что-то новое и захватывающее, то, о чём мне не терпится им рассказать. И я веду себя как экстраверт, потому что в восемь утра студентам необходимо немного юмора, немного совместной работы, чтобы помочь им пережить этот напряжённый учебный день.

Еще по теме

Ариэль Гартен: «Познай себя со сканером мозга»

Представьте себе, что вы играете в компьютерную игру, управляемую мысленно. Представьте теперь, что игра также открывает вам, как вы переживаете стресс, отдыхаете и концентрируетесь. На TEDxToronto Ариэль Гартен демонстрирует, как взгляд на активность нашего мозга даёт новый смысл древнему изречению «Познай себя».

Знаете ли вы, что вызывает вашу усталость, или что включает ваше активное «я»? Что вгоняет вас в состояние депрессии, или какие радости могут отогнать прочь ваши страхи? Вообразите, что у вас есть доступ к данным, позволяющим вам измерить на шкале общего счастья всех людей в вашей жизни или виды активности, доставляющие вам радость. Будете ли вы уделять больше времени этим людям? Расставите ли приоритеты? Подадите на развод?

Мысленное взаимодействие с компьютером может позволить создать череду ярких картин наших жизней. С помощью этого мы можем получить рельеф нашего психофизиологического счастья и выстраивать сюжет поступков с течением времени. Мы сможем начать видеть подсознательные тенденции, движущие нас вперёд, и объяснить себе, что происходит с нами. Исходя из этого, мы сможем научиться изменять сюжет, результат и характер наших жизней.

Даниэль Канеман: «Загадка дихотоми «опыт-память»

Используя различные примеры — от отпусков до ситуации колоноскопии — нобелевский лауреат и основоположник бихевиористской экономики Даниэль Канеман демонстрирует, насколько по-разному наше «испытывающее я» и наше «помнящее я» воспринимают счастье. Этот новый подход имеет серьезное значение для экономики, политики и нашего собственного самосознания.

Сейчас все говорят о счастье. Однажды я попросил одного человека посчитать все книги со словом «счастье» в названии, опубликованные за последние 5 лет, и он сдался после 40-й, но их, конечно, было еще больше. Подъем интереса к счастью огромный среди исследователей. Существует множество тренингов на эту тему. Каждый хочет сделать людей счастливее. Но несмотря на такое обилие литературы, существуют некие когнитивные ловушки, которые практически не позволяют правильно думать о счастье.

И мое выступление сегодня в основном будет посвящено этим когнитивным ловушкам. Это касается и обычных людей, думающих о своем счастье, и в той же мере ученых, размышляющих о счастье, так как оказывается, что мы все запутались в равной степени. Первая из этих ловушек — это нежелание признать, насколько сложно это понятие. Оказывается, что слово «счастье» больше не является таким уж полезным словом, потому что мы применяем его по отношению к слишком разным вещам. Думаю, что есть одно конкретное значение, которым мы должны ограничиться, но, в общем и целом, это то, о чем нам придется забыть и выработать более комплексный взгляд на то, что такое благополучие. Вторая ловушка — это смешение опыта и памяти: то есть между состоянием счастья в жизни и ощущением счастья относительно своей жизни или ощущением, что жизнь тебя устраивает. Это две абсолютно разные концепции, но обе они обычно объединяются в одно понятие счастья. И третья — это иллюзия фокуса, и это печальный факт, что мы не можем думать о каком либо обстоятельстве, которое влияет на наше благополучие, не искажая его значимости. Это самая настоящая когнитивная ловушка. И просто не существует способа понять все это верно.

Подробнее

Талита Уильямс: «Владейте данными о своем теле»

Кажется, что новое поколение высокотехнологичных приборов, контролирующих состояние тела, измеряющих частоту сердечных сокращений, фазы сна, количество совершаемых в день шагов, придуманы для профессиональных спортсменов. Но специалист по статистике Талита Уильямс убедительно доказывает, что каждый из нас должен ежедневно измерять и записывать простые данные о своём теле, потому что они могут рассказать намного больше, чем может быть известно врачам.

Существует восемь основных видов ума, и каждому ребенку они даны от рождения в различных пропорциях. Все эти разновидности интеллекта, словно краски, при помощи которых мы можем расцветить рисунок нашей жизни. Разновидности ума таковы: академический, эмоциональный, физический, творческий, артистический, практический, интуитивный и талантливый. Эти виды ума в разной мере даны от рождения каждому ребенку, и любой из видов можно развить при помощи соответствующих видов обучения.

Академический ум

Дети с сильным академическим умом хорошо учатся в школе. Они умеют сидеть, слушать и обучаться. Они способны хорошо усваивать, понимать и повторять преподаваемые им знания, легко запоминают предоставляемую им информацию. Это не обязательно означает, что они смогут конструктивно применять свои знания в жизни.
Взрослые люди знают, что большинство знаний, полученных в школе, в конце концов забываются, — но школа учит нас мыслить, анализировать, понимать и находить источники. Академический ум развивается в процессе чтения, письма и восприятия информации, предоставляемой на лекциях. Родители должны дать детям с этой разновидностью ума возможности для академического образования.

Эмоциональный ум

Дети, обладающие сильным эмоциональным умом, умеют создавать и поддерживать здоровые взаимоотношения с другими людьми и с самими собой. Они лучше осознают, что думают и чувствуют окружающие; им несложно понять чужую точку зрения. Такая способность к состраданию и налаживанию связей приносит человеку пользу не только в личной жизни, но и на работе. Для успеха в работе нужно иметь сильный эмоциональный ум. Эта разновидность интеллекта также обусловливает способность контролировать и выражать свои чувства и желания. Все больше школ включают в свои программы курсы по пониманию чувств, развитию сопереживания и улучшению межличностного общения. Родители должны предоставлять этим детям возможности для социального взаимодействия и сами совершенствоваться в искусстве общения.

Физический ум

Дети с развитым физическим умом добиваются успехов в спорте и без труда поддерживают в своем теле силу, здоровье и бодрость. Они инстинктивно чувствуют потребность тела в упражнениях и здоровой пище. Для развития врожденных задатков этим детям требуются физические тренировки. Их способности значительно возрастают, если дать им возможность соревноваться с другими детьми. Здоровый дух соревнования пробуждает в них наилучшие качества. Для развития самооценки таким детям требуется позитивное признание. Они не только чувствуют себя хорошо, но и умеют хорошо выглядеть. Сфера применения физического разума не ограничивается спортом и здоровьем тела. Этим детям нужно побольше знать о собственном теле и о том, что делает его сильным и бодрым. Цветущий внешний вид и бодрость помогают им добиваться успехов в жизни.

Творческий ум

У детей с творческим умом очень развито воображение. Для игры такому ребенку достаточно нескольких кубиков или куклы без лица. Они часто водят дружбу с воображаемыми существами. Таких детей следует не перегружать впечатлениями. Если предоставлять им слишком много готовых образов, их воображение не развивается. Хорошо читать им сказки, поскольку при этом им приходится использовать воображение, чтобы представлять себе сцены и персонажей.
Если такой ребенок слишком много смотрит телевизор, предлагающий готовые зрительные образы, его способность воображать притупляется. Для развития любого вида интеллекта необходимо его использовать — так творческий ум развивается, когда вы стимулируете воображение детей и поощряете их думать не так, как другие. Нередко такие люди преуспевают там, где остальные терпят неудачу, ибо умеют видеть любую проблему в неожиданном ракурсе.
Многие предприниматели, добившиеся успеха не получили официального образования и не блистали успехами в школе. Секрет их успеха — в творческом подходе. Нередко в детстве кто нибудь поощрял их нестандартное мышление, вследствие чего они развили в себе силы, чтобы создать собственную нишу в жизни. Эти люди обычно оригинальны и добиваются успеха в жизни, идя своим путем. Часто это левши. Родители должны поощрять таких детей к нешаблонному мышлению и нестандартному решению задач.

Артистический ум

Дети с артистическим умом испытывают интерес к пению, рисованию, лепке, литературной деятельности, драматическому искусству и другим видам искусств. Они нуждаются в стимуляции со стороны людей, которые достигли мастерства в тех или иных искусствах. Ролевые модели необходимы всем детям, но этим — в особенности, иначе им сложно развить свой артистический ум. Эти дети отличаются особой чувствительностью, и они нередко не получают той эмоциональной поддержки, какая им требуется.
Родители должны поощрять таких детей стремиться к исполнению своей мечты и развивать свои художественные таланты. Для развития способностей детям нужны соответствующие ролевые модели, возможность развивать и упражнять свой ум, а также поощрение и оценка родителей.

Практический ум

На детей с практическим умом теоретические лекции нередко навевают скуку. Им нужна информация, которую можно использовать. Этот вид интеллекта ныне процветает на Западе. Сейчас доступно так много информации, что многие готовы воспринимать только необходимое. Эти дети сосредоточиваются на том, что полезно для них, и нередко критикуют школьную программу за то, что им предлагают слишком много информации, которая никогда не пригодится в жизни.
Чтобы заинтересовать детей, многие школы корректируют свои программы, согласуя их с потребностями времени. Детям с практическим умом требуются базовые навыки, которые необходимы для повседневной жизни, межличностных взаимоотношений и успеха в работе. У них нет побуждения усваивать информацию, если она не имеет функциональной ценности.
Практический ум дает человеку возможность обрести устойчивость и уверенность в жизни. Такого человека не влекут возвышенные идеи, не имеющие непосредственного отношения к современной действительности. Он стремится использовать на практике то, что принесет ему непосредственную пользу. Таким детям необходимо предоставлять возможность применять свои знания на практике; они учатся в процессе деятельности и оценки ее результатов. Для развития этого вида ума необходимо давать ребенку структурированную деятельность в условиях свободы и независимости.

Интуитивный ум

Дети с сильной интуицией просто знают. Их не нужно учить, им не нужно ничего объяснять. Информация к ним просто приходит. Это может быть информация о предмете обучения или индивидуальные знания другого человека. Такие дети склонны к духовной деятельности. Стоит им прочесть несколько предложений из книги, и они интуитивно знают большую часть содержания. Мало того, что они интуитивно узнают содержание, они потом извлекают пользу из этого знания.
Например, если вы прочли книгу по искусству общения, в будущем усвоенная вами информация послужит основой для правильной реакции на ту или иную ситуацию. Вы лучше понимаете, что следует делать. Это —польза от прочтения данной книги. Для того чтобы извлечь пользу из знаний учителя, детям с интуитивным умом не требуется вникать в подробности предмета.
Детей с интуитивным умом нередко не принимают всерьез. Большинство родителей и школ не занимаются целенаправленным развитием этого вида разума. Родителям ребенка с сильным интуитивным умом не следует особенно беспокоиться о его академической успеваемости, зато нужно давать высокую оценку шестому чувству, которое помогает ребенку знать то, что ему необходимо. Этот вид интеллекта прежде всего стимулируется в процессе личного общения, а не посредством телепрограмм, работы с компьютером или чтения.

Талантливый ум

Талантливые дети склонны исключительно сильно развивать один вид интеллекта, а остальные при этом остаются слабыми. Все дети рождаются с сильным умом, но разные его виды развиваются в различной степени. У детей с талантливым умом очень силен один вид, но остальные проявляются слабо.
Для того чтобы прожить жизнь счастливо и полноценно, талантливым детям требуется особая поддержка и руководство, что бы они могли использовать свои особые способности, иначе им будет скучно и неинтересно жить. Кроме этого, таким детям необходима специальная поддержка для развития навыков и видов ума, в которых они слабы.
Люди с блестящими способностями в какой то одной сфере часто страдают в жизни, поскольку остальные виды ума у них не развиты. Великий ученый или гениальный предприниматель иногда просто не способен сказать «Я тебя люблю» своей любимой. Многие люди, щедро одаренные эмоциональным умом, имеют слабое здоровье. Эти любящие люди очень заботятся об окружающих, но пренебрегают собственным телом, не давая ему регулярных физических нагрузок. Из века в век жизнь великих художников полна страданий, поскольку им недостает практичности, необходимой для того, чтобы добыть денег и обеспечить свои повседневные нужды. Нет числа примерам, когда великие таланты жестоко страдали в жизни.
Некоторые люди одарены сильнейшим физическим умом. Они всегда великолепно выглядят. И эти люди настолько привыкли получать любовь и поддержку за свой внешний вид, что боятся проявлять свои внутренние качества, чтобы не утратить внимание и восхищение окружающих. Поэтому «красивые люди» нередко бывают очень поверхностными. Их развитие заторможено, поскольку они не хотят рисковать любовью окружающих, которую получают, демонстрируя свои внешние качества.

Этот же принцип верен и по отношению ко всем остальным разновидностям ума. Например, люди с сильным академическим умом иногда плохо владеют искусством общения. Им нравится превосходить других в одной области. Они получают любовь и внимание окружающих благодаря своим выдающимся успехам в той или иной сфере. Боязнь неудачи может удерживать ребенка от попыток обучиться новым навыкам. Попытаться поработать над собой и развить другой, более слабый вид ума — слишком большой риск для них. Ход рассуждений тут прост. Если я превосхожу остальных в той или иной сфере, то получаю любовь и поддержку. Если я не буду превосходить других, то потеряю любовь и поддержку. Для того чтобы опровергнуть эти рассуждения, таким детям требуется поощрение к развитию других видов ума, в которых они не так одарены. В процессе обучения они на собственном опыте убедятся, что для того, чтобы получить любовь, нет необходимости превосходить других. В результате они смогут жить более уравновешенно, полнокровно и успешно.

«Собака, облако, вода и дверь. Найдите критерий, по которому одно из четырех слов станет лишним», — одно из заданий для разогрева мозга, которое приводит Эстанислао Бахрах в своей книге «Гибкий ум» издательства «Манн, Иванов и Фербер».

Современное общество «кишит» разнообразными стереотипами, утверждая, что все люди делятся на творческих и совершенно не приспособленных к творчеству, способных производить тысячи гениальных идей в определенный промежуток времени и прирожденных только их исполнять согласно инструкции.

Молекулярный биолог, доктор наук, преподаватель Эстанислао Бахрах неголословно опровергает практически всё из вышеперечисленного, подтверждая свои суждения результатами исследований.

Главный тезис книги можно свести к следующему: быть творческим человеком — это свободный выбор каждого и тяжелый труд по развитию и поддержанию этого навыка на протяжении всей жизни. Все изначально рождаются с одинаковыми задатками и творческим потенциалом, но опять же все по-разному распоряжаются своим генетическим наследием.

Способности можно развивать!

Наши творческие способности – прямое отражение того процесса, который происходит в нашем «бортовом компьютере» – мозге. По мнению Бахраха, мы можем развивать свое творческое начало, только если мы четко понимаем, как он (мозг) функционирует, что происходит с нами в разные периоды жизни, как отражаются на нейронных связях наши эмоциональные состояния и, наоборот, как нейронные связи порождают эмоции, как по-разному на одинаковые ситуации реагируют мужчины и женщины. Применение современных технологий позволило нейронауке за последние десятилетия достичь настоящих прорывов, позволяя практически «фотографировать» разные состояния мозга и объяснять далеко не научными терминами, как эти состояния влияют на нашу повседневную жизнь.

Эстанислао приводит в пример детей до 6 лет и их способ исследования мира, пытаясь доказать, что все рождаются с творческими способностями. Дети отмечают в окружающем мире то, что не сразу может увидеть взрослый человек, дети пробуют соединить на первый взгляд совершенно не связанные вещи.

«Впоследствии под влиянием школы и общества мы перестаем использовать эти нейронные сети, сконцентрировавшись на логике и анализе, которые становятся основными моделями мышления».

Исследование пространства — с одной стороны, это детская характеристика, с другой стороны, это именно то, что отличает творческих людей. Художники, исследователи, изобретатели проверяют мир и его компоненты на верность, прочность, работоспособность, полезность, и в этой проверке рождаются инновационные идеи, которые украшают и значительно облегчают нам жизнь.

Творческая способность — это тоже в определенном смысле мышца. Если вы готовитесь пробежать марафон, то, безусловно, важным компонентом вашей жизни становится работа над состоянием своего тела: вы регулируете режим сна и отдыха, структуру питания и, конечно, тренируетесь, чтобы не сойти с дистанции на первом километре. Развитие творческих способностей и изучение мозга — это такой же марафон, только длиной в жизнь.

Бахрах пишет:

«Мозг обладает способностью восстанавливаться и обучаться вплоть до последних дней. Еще недавно ученые считали, что развитие творческих способностей у взрослых невозможно и что нейроны и синапсы, не используемые в течение долгого времени, нельзя восстановить. Хорошая новость: это предположение было научно опровергнуто».

Ура! Как только вы позволите ограничениям, возведенным социумом или вами самими, пасть, и почувствуете себя снова детьми, вы сможете начать тренировать свою творческую мышцу, независимо от возраста.

Мыслить нестандартно и видеть вещи иначе

Основная проблема, из-за которой многие люди считают себя нетворческими или не могут предложить радикально новые идеи, по мнению Эстанислао Бахраха, заключается в том, что наше мышление можно назвать «репродуктивным», то есть при попытке найти ответ на вопрос, мы обращаемся к своему прошлому опыту, к тому, что, так или иначе, имело к нам отношение. Это так называемые доминирующие модели мышления, которые в значительной степени упрощают нам жизнь.

«Мы можем работать, водить машину или кататься на велосипеде именно благодаря этим моделям, помогающим быстро усваивать сложные данные».

Творчество начинается в тот момент, когда мы пытаемся решить задачу, не вооружившись опытом прошлого, а начинаем с чистого листа: пытаясь понять, например, сколько существует точек зрения на поставленный вопрос.

Если же нам дадут задачу соединить два совершенно не связанных между собой предмета, для большинства из нас эти два предмета так и останутся двумя разными объектами, даже если мы и сможем найти ассоциацию, которая бы их объединяла. Для творческого человека работает правило: «один плюс один равно один». Автор приводит простую и очень понятную аналогию с водой: если одна капля соединится с другой, то получится… одна капля, а не две отдельные!

Мы и наш мозг

Все-таки немного о том, что нужно понимать про мозг, чтобы уметь найти к нему подход.

Во второй главе книги Бахрах пишет:

«На самом деле, у нас три мозга. Можно сказать, сильно упрощая, что в ходе эволюции, перед тем как стать приматами, мы были простыми млекопитающими, а до этого - рептилиями. У нас до сих пор мозг «ящерицы-белки-обезьяны», определяющий поведение. Его называют «триединым мозгом» – это одна из множества моделей, с помощью которых ученые описывают иерархию структур мозга».

Самой «старой» области – рептильному мозгу – более 500 млн. лет, и она отвечает за все базовые функции нашего организма: дыхание, пробуждение, сон, сердечный ритм. Лимбическая система моложе, ей около 200 млн. лет. Она отвечает больше за животные реакции: спасительные решения бежать или ударить в экстремальной ситуации, а также такие базовые функции, как размножение и питание. Кстати, именно в лимбической системе расположены загадочные амигдала , гиппокамп и таламус .

Амигдала ответственна за формирование эмоций и появление воспоминаний, с ними связанных, именно она заставляет нас чувствовать досаду, страх и удовольствие. Гиппокамп участвует в переходе кратковременной памяти в долговременную. Таламус отвечает за перераспределение информации от органов чувств, за исключением обоняния, к коре головного мозга.

Самая молодая (всего 100 тыс.лет) и самая человеческая частькора головного мозга — специализируется на зрении, языке, памяти и всех функциях, связанных с принятием решений.

Долгое время было принято считать, что человек — рациональное существо (кора головного мозга) с чувствами (лимбическая система). Но, как утверждает Эстанислао Бахрах, сегодня ученые сходятся во мнении, что у эмоций значительно больше власти над разумом, поэтому многие вещи мы делаем неосознанно, под влиянием инстинктов или воспоминаний.

Знание этих особенностей нашего мозга, понимание важности могут стать той основой, на которой рождается творчество.

Слепое пятно эксперта

Эстанислао разделяет типовой творческий процесс на пять этапов:

  • Подготовка: по сути, постановка творческой задачи;
  • Обдумывание: идеи в этот момент роятся на бессознательном уровне и появляются необычные связи;
  • Оценка и принятие решения о ценности идеи;
  • Разработка: один из самых сложных этапов, так как требует не полета фантазии, а усидчивости и терпения, чтобы превратить эскизы правого полушария в законченную картину.

Последовательность и количество этапов не стоит воспринимать буквально: творческий процесс, как правило, тернист и извилист, с огромным количеством тупиков, в которых оказывается человек. Однако эта простая схема позволяет найти выход из, казалось бы, неразрешимой ситуации и либо отказаться от своей идеи, либо увидеть, где была допущена ошибка и как ее можно исправить — так называемое «слепое пятно эксперта».

Творческие люди - это талантливые личности, которые любят приносить пользу и делать окружающим добро. Им нравится свобода, поэтому любые ограничения будут восприниматься ими как ущемление прав. Многие полагают, что творческие люди одиноки, несчастны и долго не живут. К счастью, это не всегда так. Талант дается человеку Богом, нужно лишь не упустить момент и начать вовремя развивать свои способности.

Стоит отметить, что среди вундеркиндов действительно много несчастных людей, поскольку их творчество не всегда понятно окружающим. Как правило, у среднестатистического человека мозговая деятельность происходит в определенных рамках, а все, что выходит за эти рамки, воспринимается как что-то неестественное и ненормальное. По этой причине творческим людям очень сложно выживать в этом жестоком мире, в котором так много устойчивых стереотипов и нежелания эволюционировать.

Нейробиология подтверждает, что талантливые личности думают и действуют по-другому. Мышление творческих людей буквально создано для того, чтобы думать уникально, не так, как большинство. Однако такой подарок природы может существенно усложнять жизнь и напрягать отношения с окружающими. Если вы знакомы с творческим человеком, наверно, у вас не раз возникала мысль, что он живет в каком-то совершенно ином мире. В большинстве случаев попытка понять такую личность так же бесперспективна, как и попытка изменить ее. Для того чтобы суметь приспособиться к такому человеку, нужно научиться смотреть на мир его глазами.

Непрерывная мозговая деятельность

Творческий ум - это безостановочная машина, заправленная чрезмерным любопытством. Не существует никакой специальной кнопки, которая могла бы сделать паузу и направить мысли в спокойное русло. У творческих людей постоянно возникают различные идеи, которые многим могут показаться нереальными. Талантливый человек в своем бешеном ритме жизни черпает все новые и новые силы для воплощения забавных и порой сумасшедших задумок.

Талант лжеца

Следует отметить, что творческие люди являются отличными врунами. Проведение ряда экспериментов показало, что такие личности расположены к более замысловатой и сложной лжи. Кроме этого, они и сами могут с легкостью вычислить обманщика. Одним из проявлений творчества является неприемлемость существующих шаблонов и ломка устоявшихся стереотипов. Талантливые люди достаточно легко воспринимают неэтичность своего собственного поведения, а также спокойно относятся к аналогичным действиям окружающих.

Высокая степень недоверия

Одаренный человек склонен не доверять даже близким людям. Несмотря на то что он быстро распознает ложь, подозрительное отношение к окружающим также является отличительной чертой таланта. И это неудивительно, ведь чтобы сделать новое открытие, нужно научиться смотреть под другим углом на элементарные вещи. Именно поэтому талантливая личность все подвергает сомнению, ведь создать что-то новое намного легче на пустом месте.

Нахальство

В ходе различных экспериментов было установлено, что скромность - это не удел талантливых людей. Многие из них, как правило, гордятся своими способностями и умело ими пользуются, что позволяет набивать себе непомерно высокую цену. Кроме того, одаренный человек очень стремится показать, насколько он впечатлителен и как сильно умеет переживать.

Депрессии

Нередко талантливые люди впадают в депрессивные состояния. У многих таких гениев наблюдаются различные фобии: одни боятся заболеть неизлечимым недугом, другим страшно умереть молодым, третьи и вовсе падают в обморок при виде паука или таракана. Психологи многих стран пытались выяснить, правда ли депрессия связана с талантом. Изучив данные, полученные из психиатрических клиник, они установили, что у творческих личностей чаще развиваются тяжелые формы психических заболеваний. Кроме этого, было доказано, что не только талант, но и подобные расстройства могут передаваться по наследству.

Сложно поверить в себя

Даже если человек уверен в своих силах, со временем он начинает задаваться вопросами: «Достаточно ли я хорош? Все ли я делаю правильно?» Творческие люди постоянно сравнивают свою работу с творениями других мастеров и не замечают собственного блеска, который может быть очевиден для всех остальных. В связи с этим нередко наблюдаются творческие застои, когда человек просто опускает руки, думая, что все его предыдущие идеи были напрасны и бессмысленны. В такой момент очень важно, чтобы рядом находился верный друг, который помог бы мастеру пережить этот сложный период.

Время мечтать

Творческие люди являются мечтателями, это помогает им в работе. Многие из нас замечали, что самые лучшие идеи приходят к нам тогда, когда мы мысленно переносимся далеко от реальности. Нейробиологи доказали, что посредством воображения включаются мозговые процессы, которые тесно связаны с творчеством и фантазией.

Зависимость от времени

Большинство великих мастеров признается, что лучшие свои работы они создали либо ночью, либо на рассвете. Например, В. Набоков брался за перо в 6 утра, как только просыпался, а Фрэнк Ллойд Райт имел привычку в 3 часа ночи приниматься за работу и через несколько часов обратно отправляться в постель. Как правило, люди с большим творческим потенциалом редко придерживаются стандартного дневного распорядка.

Уединение

Чтобы максимально открыться для творчества, необходимо научиться конструктивно использовать уединение. Для этого многие таланты преодолевают свой страх перед одиночеством. Нередко креативщиков и художников окружающие воспринимают как одиночек, хотя на самом деле они таковыми не являются. Такое стремление к уединению может быть важным моментом в создании лучших работ.

Преодоление жизненных преград

Многие культовые произведения увидели свет в результате переживания их творцом душераздирающей боли и сильных эмоций. Нередко различные проблемы становятся катализатором, помогающим создать неповторимые и выдающиеся шедевры. Психология дала этому явлению научное название - посттравматический рост. Исследователи выяснили, что нередко сильное потрясение помогает человеку преуспеть в том или ином деле, а также открыть в себе новые возможности.

Поиск новых впечатлений

Многие креативные люди постоянно пребывают в поиске новых эмоций и впечатлений. К сожалению, некоторые из них, чтобы добиться такого эффекта прибегают к помощи алкоголя и наркотиков. Следует отметить, что талантливая личность всегда открыта для новых познаний, она достаточно интеллектуальна и любознательна. Переход из одного эмоционального состояния в другое - это некий двигатель для исследования и познания двух миров, внутреннего и внешнего.

Красота спасет мир!

Творческие люди, как правило, отличаются отменным вкусом, поэтому они постоянно стараются окружить себя красивыми вещами. Это могут быть не только детали одежды, но и элементы интерьера, картины, книги, украшения. По результатам некоторых исследований было выявлено, что певцы и музыканты демонстрируют повышенную восприимчивость и чувствительность к художественной красоте.

Соединение точек

Творческие личности способны находить возможность там, где другие ее попросту не замечают. Многие знаменитые писатели и художники считают, что творчество - это умение соединять точки, которые обычный человек не догадался бы соединить в такой последовательности. Если спросить гения, как он объединил эти вещи, он почувствует себя неловко, поскольку ответа на этот вопрос у него не будет. То, что для других является сложным, для творческого человека не составляет труда.