Определение по голосу. Как определить свои вокальные данные. критерия определения голоса

Нежный женственный голос - (нежный, красивый, приятный, безвредный, миролюбивый, интересный, расслабленный, мягкий, нехриплый, легкий, яркий, многозвучный, женственный). Это люди, быстро обучаемые, интеллектуально легко адаптируемые. Они либеральны, отличаются склонностью к экспериментированию, анализу. В какой-то мере они также подозрительны, требуют от окружающих их людей принимать на себя ответственность за ошибки, они высокоморальны, дисциплинированны и ответственны.

Толстый голос - теплый, басовитый, сильный, хороший, густой. Характеристики таких людей: эмоциональная неустойчивость, переменчивость, неустойчивость в интересах, невыдержанность, недоверчивость, ревнивость, склонность к соперничеству, повышенная самооценка, напряженность, возбуждение.

Гладкий голос - (гладкий сочный хороший, тональный, спокойный, высокий негнусавый, звучный). Обладатели такого голоса доверчивы, неревнивы, бескорыстны, легко забывают трудности, покладисты, терпимы и уступчивы. У них также есть такие качества, как веселость, жизнерадостность, спокойствие, самонадеянность и безмятежность.

Голос лидера - (активный, самоуверенный, экспрессивный). Эти люди настойчивы, напористы, независимы, самоуверенны, смелы и своенравны. Могут быть бесцеремонными и конфликтными. Они отзывчивы, общительны, дружелюбны, импульсивны и любят быть на виду. Они также прямолинейны, эмоционально недисциплинированны, естественны и непосредственны, отличаются энергичностью, живостью, проворностью, разговорчивостью и гибкостью.

Голос умудренного опытом человека - (поверхностный, старый, естественный, внушительный). Качества таких людей: печальность, избегание общества, молчаливость, осторожность, подозрительность, эмоциональная зрелость, независимость. Это реалисты, рационалисты и логики. Они заняты решением практических вопросов, устройством личных дел, спокойны, тверды и избегают всего необычного.

Молодой голос - (детский, громкий, быстрый, веселый, бодрый, острый, звонкий, легкомысленный, высокий). Это нетерпеливые, зависимые, сентиментальные, эмоциональные, чувствительные люди. Они наслаждаются фантазиями, действуют по интуиции, мягки к себе и окружающим.

Невнятный голос - (невнятный, расплывчатый, жидкий, гнусавый, сиплый). Невнятность голоса - практически недопустимое для психолога качество. Эти люди самодостаточны и самостоятельны, независимы, нетерпеливы, сентиментальны, эмоциональны, чувствительны, мягки к себе и окружающим, а также импульсивны. Низкий контроль поведения. Деятельность таких людей неупорядочена, хаотична, неорганизованна.

Услышав голос незнакомого человека (к примеру, в разговоре по телефону), мы тут же воображаем себе параметры его внешности. В частности, низкие голоса ассоциируются у нас с более крупными размерами тела, а высокие - с миниатюрными. К такому выводу пришла группа британских ученых во главе с доктором И Сю из Лондонского университетского колледжа.

В ходе исследования добровольцам - как мужчинам, так и женщинам - предложили оценить привлекательность голосов, тембры которых были изменены. При этом мужской группе дали послушать женские голоса высокого тембра, а женской - мужские низкого тембра. Представители сильного пола назвали более привлекательными голоса, отличающиеся высокой тональностью, хрипотцой и широким диапазоном звуковых колебаний: в их сознании они ассоциировались с небольшими размерами тела…

Слабый же пол отдал предпочтение голосам низкого тембра с короткими звуковыми диапазонами, связывая их с внушительными габаритами. Но еще привлекательнее дамы находили мужские голоса с хрипотцой: по-видимому, им казалось, что это смягчает агрессивность, ассоциирующуюся с большими размерами.

По мнению экспертов, все дело в эволюционных инстинктах. Так, более ранние исследования на птицах и животных позволили установить, что представители фауны часто получают информацию о параметрах и намерениях других существ (скажем, исходящей от них угрозе) по частоте, тембру и колебаниям издаваемых ими звуков. К примеру, рык на низкой частоте обычно означает, что вы имеете дело с крупным животным, хищником, который занимает доминирующую позицию или готовится атаковать, тогда как чистые звуки на высокой частоте свидетельствуют о малых размерах и подчиненном положении.

У людей же может быть и иначе. Так, высокий звонкий голос мы обычно определяем как принадлежащий молодой женщине. А низкий, басовитый мужской - мужчине в возрасте или, по крайней мере, солидному "джентльмену". И нас поражает, когда звонкоголосой оказывается старушка пенсионерка (случается и такое), а обладателем баса - узкоплечий хлюпик.

Подобные ситуации не редкость при знакомствах "вслепую". Допустим, вы познакомились с кем-то по интернету и договорились созвониться. Человек позвонил, голос его вам понравился и вы решили встретиться. На встречу же приходит не ожидаемая красивая стройняшка, а толстая тетка с двойным подбородком, а предполагаемый красавец мужчина оказывается на деле низеньким и невзрачным…

Фотографии, даже если вы их видели, на деле дают о человеке даже меньше информации, чем голоса, поскольку, во-первых, на снимках многого не видно (скажем, не всегда можно определить, какой у человека рост), а во-вторых, люди имеют обыкновение размещать в Сети свои лучшие изображения, которые могут почти не соответствовать действительности.

Вот голос - тот дает более-менее объективную картину. По крайней мере, большинство людей уверенно оценивают чужие голоса как "приятные" или "неприятные". При этом слишком низкий голос у женщины ассоциируется с "мужественностью", то есть избытком мужских гормонов (сексуальная хрипотца - это несколько другое!), а слишком высокий и тем более дребезжащий голос у мужчины - напротив, с "женственностью", инфантильностью, слабостью и другими качествами, которые отнюдь не делают представителей сильного пола привлекательными в глазах женщин.

Причем даже если с внешностью все в порядке, голос может отталкивать нас от данного человека. Так что именно голос может стать решающим фактором в отношениях.

"В одной из радиопередач услышала, что появились специалисты, которые по голосу могут не только определить характер человека по голосу, интеллект, диагностировать различные болезни, но даже предсказать судьбу человека. Если это правда, подскажите, как попасть к ним на прием?"

К. Лямина, Смоленск

Насчет судьбы, конечно, преувеличение, художественный вымысел, - улыбается профессор Владимир Петрович МОРОЗОВ, заведующий лабораторией невербальной коммуникации Института психологии Российской академии наук, - а что касается всего остального - чистая правда. Сам голос независимо от того, какие слова произносятся, несет колоссальный объем информации, можно определить характер человека по голосу и многое многое.

Согласитесь, ни для кого не составит труда угадать, кто говорит по телефону: мужчина, женщина или ребенок, но далеко не каждый сумеет определить физические данные говорящего: высокий человек или низкий, худой или толстый, молодой или не очень... Эксперты нашей лаборатории практически безошибочно определяют по голосу пол, рост, вес и возраст. Причем обмануть их трудно даже тогда, когда кто-то достаточно искусно имитирует детский голосок (помните, как великолепно это делала Рина Зеленая?) или мужчина начинает говорить тонким женским голосом.

- Интересно, как им это удается? Ну мужчина или женщина - это понятно, но где в звуке "спрятаны" рост и вес?

Дело в том, что голос напрямую связан с анатомией и физиологией: он зависит от строения тела в общем и органов голосообразования в частности. Напомню, что звуки рождаются при колебаниях голосовых складок, которые подобно струнам натянуты в гортани. Они могут совершать от 80 до 10 000 и более колебаний в секунду, причем колебаться как всей своей массой, так и отдельными участками. Установлено, что под влиянием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы, голосовые складки изменяют свою длину, толщину, степень напряжения. Сокращение их различных участков и обусловливает всю богатейшую гамму звуков, подобно тому как нажатие пальцами на гитарные струны в разных местах дает различное звучание.

Высота голоса зависит от длины складок, а сама длина их и толщина - от строения гортани: чем она больше, тем длиннее и толще складки, тем ниже голос, и обладатель этого голоса, следовательно, выше, потому что большая гортань - преимущество высоких людей.

Бывают, правда, исключения из правил: природа награждает низкорослого человека большой гортанью или мощными резонаторами. Ведь тембр голоса, его сила, окраска зависят не только от длины и толщины складок, но и от строения резонаторов. Знаете, почему великий Карузо пел тенором, хотя имел басовые голосовые складки? Резонаторы "размером не вышли".

Глотка, носоглотка, рот, полость носа и его придаточных пазух - это верхние резонаторы, а трахея, бронхи и легкие - нижние. У каждого человека эти органы имеют индивидуальные особенности, поэтому и голоса так несхожи между собой. Голос приобретает индивидуальную окраску в момент, когда младенец первым криком заявляет о своем явлении в мир. Родился обладатель уникального голоса! Не важно, что он никогда не будет певцом, голос его неповторим, он единственный.

- А как же искусные имитаторы? Скажем, всеми любимый Винокур или те же "Куклы". Для нас, телезрителей, голоса звучат "один к одному".

Для вас - может быть, но не для эксперта, который, применяя современные методы и аппаратуру, любой голос способен разложить, что называется, по полочкам, то есть по тембровым, ритмическим, частотно-амплитудным, интонационным параметрам. Подобно тому, как графологическая экспертиза выявляет искуснейшую подделку почерка, так и наши методы позволяют распознавать имитацию чужого голоса. Можно скопировать интонации, некоторые особенности произношения, но стопроцентно подделать голос практически невозможно. Не случайно на этой основе развивается целое научное направление в криминалистике. Это свойство голоса нашло применение и в... бизнесе. В крупнейших банках мира многие сейфы запрограммированы не только на парольную фразу, но и на голос владельца. Стоит, скажем, какому-то обертону отклониться в сторону - и сейф не отзовется, сколько бы к нему ни взывали " Сезам, откройся!".

- Итак, вы меня убедили, что с помощью голоса можно идентифицировать личность и даже нарисовать ее, этой личности, портрет: высокий-низкий, худой-толстый, молодой-старый...

Добрый-злой, открытый-замкнутый, скромный-заносчивый, - продолжает Владимир Петрович. - Не только физиологический, но и более важный для нас психологический портрет. Если человек говорит быстро, четко, напористо, завершая мысль, он энергичен, реактивен, из тех, кто сначала делает, а потом думает.

А вот если говорит медленно, как бы взвешивая каждое слово, - нетороплив, обстоятелен, анализирует ситуацию, любит семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Человек, произносящий слова скороговоркой, глотающий окончания, не связывающий фразы логически, по характеру, интеллекту и по жизни такой, как его речь. Если только это не речевая "маска", специально выработанная манера, как у Талейрана, например. Этот умнейший дипломат и политик специально говорил невнятно, что-то бормотал себе под нос, зато потом всегда мог отказаться от своих слов и сказать, что его просто неправильно поняли.

Уже говорилось, что голос связан с анатомией и физиологией, поэтому практически любое заболевание так или иначе влияет на звучание голоса. В первую очередь, естественно, на нем отражается состояние голосового и артикуляционного аппаратов и резонаторов. Мы знаем, как неузнаваемо он меняется при различных ОРВИ, бронхитах, тонзиллитах, синуситах... Но вот, казалось бы, с голосовым аппаратом все в порядке: нет воспаления, каких-либо анатомических изменений, а голос все слабеет и слабеет - развивается фоностения. Причина этого недомогания кроется в глубоких отделах центральной нервной системы, там, где расположены центры, ответственные за деятельность голосового аппарата, воспроизведение и восприятие речи.

Сложная электроакустическая обработка голоса, произносящего фразы, выражающие разные эмоции - радость, горе, гнев, страх, показала, что каждое состояние имеет свой набор отличительных акустических признаков. Например, для горя - это наибольшая длительность слога, характерные "подъемы" и "съезды" в высоте звуков, для страха отличительными оказались резкие перепады силы голоса, нарушение темпоритма, увеличение пауз...

- Мне кажется, что и без электроакустической обработки каждый из нас способен определить эмоциональное состояние собеседника и его отношение. Бывает, тебе любезно говорят: "Как я рад вас видеть!", а слышится: "Ну какого... тебя принесло!" Фальшивая интонация, как и улыбка, читается без труда.

Вы правы. Мозговые центры, ответственные за восприятие эмоциональной окраски речи, звуков, начинают работать чуть ли не с момента рождения. Двухнедельный малыш безошибочно реагирует на эмоциональную окраску обращенной к нему речи, хотя слова, их значение он начнет понимать гораздо позже, когда в левом логическом полушарии "дозреют" речевые центры.

Но знаете, что показали недавно проведенные нами исследования? Наблюдается тотальное "притупление" эмоционального слуха, причем уже на уровне дошкольного, школьного возраста.

- Владимир Петрович, нельзя ли поучаствовать в вашем эксперименте и проверить эмоциональный слух?

Конечно, можно. Я дам вам прослушать одну и ту же фразу, произнесенную с разной интонацией замечательным актером Олегом Валериановичем Басилашвили, а вы будете ставить галочки в графах "гнев", "страх", "удивление", "радость", "норма". Слушайте внимательно...

А теперь подсчитаем галочки. По результатам тестирования вы набрали 75%. Совсем неплохо. Этот и другие тесты предлагаются абитуриентам, поступающим в театральные вузы, консерваторию, будущим дикторам радио и телевидения. Мы же предлагали их не только "лирикам", но и "физикам". Результаты не были неожиданными: у людей художественных и гуманитарных профессий эмоциональный слух оказался лучше, чем, скажем, у программистов ЭВМ и математиков, инженеров. У большинства женщин с эмоциональным слухом все в порядке, в среднем он на 10-15% лучше, чем у мужчин. Огорчили дети - подрастающее, так сказать, поколение. Более чем у половины участвовавших в эксперименте (а это были ученики обычных средних московских школ) эмоциональный слух понижен, искажен. Представьте, более 60% оценили гневные и угрожающие интонации как нейтральные, записали их в графу "норма". Это говорит о глубоком перерождении нашей психики: агрессия в сознании многих вытолкнула норму и заняла ее место. Повсюду начинает доминировать агрессивно-оборонительный стиль отношений. С малых лет дети привыкают либо нападать, либо обороняться. Это становится нормой.

- А не проводились ли подобные исследования среди политиков, чиновников, наделенных властью? Интересно, как у них с эмоциональным слухом.

Политиков пока не удалось охватить, а вот психологические портреты "новых русских" мы попытались нарисовать. Только у небольшого числа обследуемых такие необходимые качества, как высокий интеллект, компетентность, чувство собственного достоинства, уважительное отношение к партнерам и сослуживцам, проявились в достаточной мере. Психологические же портреты подавляющего большинства оставляют желать лучшего. Работать над ними и работать!

- Скажите, у вас есть рецепт, как это сделать?

При Институте психологии РАН открывается центр, где каждый желающий может узнать, как его воспринимают, как он выглядит в чужих глазах, и получить ряд практических советов, как улучшить свой психологический портрет и, следовательно, увеличить свое влияние на окружающих. Ведь имидж - это не только модный макияж и костюм от престижного портного, но и ваш голос, манера говорить, общаться. Помните, с чего начал профессор Хиггинс, когда задумал из грязной уличной цветочницы сделать даму высшего света? Не потребовалось ни пластических операций, ни прочих, сложных ухищрений - девушку просто научили ГОВОРИТЬ.

Беседовала О. ЗЕДАЙН

Голос - ваша визитная карточка. Сейчас для многих - политиков, бизнесменов, банкиров, менеджеров и прочих - он становится важнейшим инструментом работы. Так постарайтесь, чтобы никто не мог сказать: "Лучше бы он рта не открывал".

Для тех, кто приехать в институт не может, даем несколько практических советов. Звонкость, полетность голос приобретает за счет верхних резонаторов. Максимально использовать их возможности и исправить глухое звучание голоса помогут следующие упражнения:

1. Стоя или сидя сделайте короткий вдох через нос. Выдыхая, с закрытым ртом без напряжения произносите с вопросительной интонацией "м" или "н". Старайтесь ощутить вибрацию в области носа и верхней губы.

2. Глубоко вдохните. Выдыхая, произносите одно из следующих слов: "бимм", "бонн", "донн". Протяжно произнося последнюю согласную, добивайтесь ощущения вибрации в области носа и верхней губы.

3. Глубоко вдохните. Выдыхая, протяжно произнесите слоги "мимм", "момм", "мамм", "нинн", "нанн", "нунн" и т. д.

4. Глубоко вдохните. На одном выдохе сначала произнесите коротко, а затем протяжно один из открытых слогов: мо-моо, ми-мии, му-муу, ни-нии, но-ноо и т. д.

Выполняя упражнения для нижних резонаторов, старайтесь произносить гласные "о" и "у" как можно более низким голосом и протяжно, добиваясь ясно выраженного резонирования в области грудной клетки.

1. Стоя, положите руку на грудь. Зевните с закрытым ртом и зафиксируйте гортань в нижнем положении. на выдохе произнесите звук "о" или "у", стараясь почувствовать вибрационные движения грудной клетки. Если этого не получается, искусственно вызовите вибрацию легким постукиванием рукой в области грудины.

2. Стоя, положите руки на грудь. Наклоняясь вперед, на выдохе произнесите гласные "о", "у" длительно и протяжно.

Выполняя то же движение, на выдохе произносите слова: "око", "окно", "олово", "молоко", "мука". В голосообразовании принимает участие и артикуляционный аппарат - губы, язык, мягкое небо, нижняя челюсть. От того, насколько четко, быстро и согласованно он работает, зависят хорошая дикция и звучность голоса.

Занимаясь перед зеркалом, следите за тем, чтобы в упражнении принимали участие только органы артикуляции, а нос, лоб и глаза оставались неподвижными. Каждое упражнение делайте медленно, плавно.

1. На счет "раз" опустите нижнюю челюсть примерно на два пальца. На счет "два-шесть" удерживайте это положение. Медленно закройте рот.

2. Опустите нижнюю челюсть и медленно двигайте ею вправо и влево.

3. Опустите нижнюю челюсть, медленно выдвигайте ее вперед и возвращайте в исходное положение.

4. Рот закрыт, губы сомкнуты. На счет "раз" растяните губы в стороны, обнажая зубы и как бы произнося звук "иии". На счет "два-три" удерживайте губы в этом положении. На счет "четыре-пять" вытяните губы трубочкой вперед. На счет "шесть-семь" растяните губы в стороны.

СЛИШКОМ НИЗКИЙ

Удивительно, но другая крайность обычно идет на пользу - к человеку с низким голосом (особенно мужчине) люди относятся с большим уважением. Так разговаривают лидеры , те, кто чувствует власть над окружающих, знает себе цену и обладает большими возможностями. Будьте бдительны и не переборщите! Когда голос чересчур тяжелый, то начинает звучать искусственно, претенциозно.

СЛИШКОМ ВЫСОКИЙ

Мужчин и женщин, которые общаются «на повышенных тонах» (высокий, острый, со свистом), не воспринимают всерьез. Такой голос ассоциируется с небезопасными, слабыми, нерешительными, незрелыми люди . Считается, что его обладатели не в ладах со своей сексуальностью - отрицают или даже блокируют ее. Когда мы осознаем свою чувственную сторону, то автоматически понижаем тон голоса, а если этого никогда не происходит - человек не в ладах со своими желаниями.

НАРОЧИТО СЕКСУАЛЬНЫЙ

Когда человек «включает» вкрадчивый, сексапильный голос, не сомневайтесь - перед вами самый настоящий манипулятор . Этот соблазнитель/ца обладает огромным эго и считает, что может легко использовать других в собственных интересах. Те, кто легко попадается на его/ее сексапильную удочку, в один прекрасный день будет сильно разочарован, когда услышат, как он/она говорит абсолютно нормальным голосом.

ГЛУБОКИЙ

Примета энтузиастов и богачей . Обладатель бархатного, объемного голоса (будто его сопровождает легкое эхо) заявляет окружающим о своей чувственности и, одновременно, внушает эмоциональную безопасность. Кажется, что собеседник полностью контролирует собственную жизнь, поэтому нам так нравится его слушать. Чтобы развить в себе эту «глубину» чаще тренируйте звук «у».

СЛИШКОМ СЛАДКИЙ

Другая уловка - настолько умильный голос, с мягким тоном и ласковыми словечками, что чуткий собеседник может заработать «диабетический шок», услышав его впервые. Хотя такие люди воспринимаются как очень любезные , будет очень трудно доверять тому, кто всегда звучит настолько сладко.

РОВНЫЙ, «БЕЗ ЖИЗНИ»

Казалось бы, это очень удобно - занять в отношении голоса нейтральную позицию и особо не выделяться. Однако плоское, монотонное звучание наделяет говорящего такими неблагозвучными характеристиками как апатичность, безразличие и даже депрессивность.

ОЧЕНЬ ТИХИЙ

«Темные лошадки». Вам кажется, что скромное тихое звучание - примета стеснительных и неуверенных в себе людей? Тем не менее, часто за этой «овечьей шкурой» (при условии, что речь не идет о проблемах со здоровьем) скрывается если не «волк», то самодур, который с помощью голосового трюка, наоборот, хочет привлечь всеобщее внимание. Им важно, чтобы люди просили повторить сказанное, наделить слова большей значимостью и использовать как игру во власть.

ОЧЕНЬ ГРОМКИЙ

Те, кто в разговоре регулярно срывается на крик, делает это, чтобы привлечь к собственной персоне повышенное внимание и создать ажиотаж . Обычно такие люди ассоциируются с высокомерием, воспринимаются как социально неуклюжие, хвастливые и завистливые.

АГРЕССИВНЫЙ

Люди, которые говорят «с нахрапом», раздраженно, будто бросаются словами в оппонента - персоны с сильным характером . Это рьяные и агрессивные соперники, которые редко идут на компромиссы . Даже на фоне самого безобидного, бытового диалога они, совершенно неожиданно, могут развернуть театр военных действий.

ДРОЖАЩИЙ

Тот, кто имеет этот тип голоса, либо испытывает нервное напряжение, либо чем-то сильно расстроен. Такой человек постоянно обо всем беспокоится , особенно его тревожит вопрос - как будут воспринимать его/ее посторонние. Более того, подобные люди часто внушают страх, производя впечатление опасных невротиков.

НОСОВОЙ

Носовое звучание - примета «нянечек». Они умиляют, но не вдохновляют, их редко воспринимают всерьез, а к мнению никогда не прислушиваются. Умным и образованным людям с таким тоном голоса бывает крайне сложно произвести впечатление человека действительно сведущего в каком-либо вопросе.

Установление принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификация говорящего) - это одна из разновидностей фоноскопической экспертизы, которая, в свою очередь, представляет собой комплекс исследований относительно голоса и звучащей речи. С помощью данного вида исследования можно определить, чей голос звучит на аудиозаписи. Кроме основного параметра (звучащего голоса/голосов), данный вид исследования позволяет установить разнообразные дополнительные характеристики записи, а именно: возможности применения к анализируемому материалу копирования, монтажа, стирания.

Экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) можно разделить на две группы: идентификационные и диагностические. К первой можно отнести вопросы, связанные с идентификацией личности, источников звука и средств видео- и звукозаписи. Ко второй относятся вопросы, связанные с установлением особенностей личности, материалов и средств звукозаписи. Активное распространение экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу связано с развитием технологической сферы, которая привела не только к совершенствованию аппаратуры для аудиозаписи, но и созданию новых средств и программ для анализа речи и голоса. Данные средства позволили сделать экспертный процесс объективным, во много раз повысить его результативность, повысить сложность исследования.

Предметом фоноскопической экспертизы при установлении принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу является аудиозапись на магнитном или цифровом носителе одного или нескольких разговоров, полученных в ходе проведения оперативно-розыскных мероприятий, действий, проводимых в ходе судебных разбирательств. Экспертиза аудиозаписи проводится, как правило, чтобы помочь суду, следствию установить подлинность и достоверность фонограммы. Однако исследование проводится также и без согласования с судом по инициативе лица, которое предоставило фонограмму.

Фоноскопическая экспертиза по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) предоставляет широкий спектр возможностей:

  • идентификация говорящего на аудиозаписи по голосу, устной речи;
  • установление дословного содержания аудиозаписи;
  • определение условий создания аудиозаписи;
  • выявление следов фальсификации аудиозаписи;
  • выяснение информации о лицах, чья речь представлена на аудиозаписи (пол, анатомические особенности, национальная принадлежность, профессиональная деятельность, социальный статус, психоэмоциональное состояние);
  • установление типа аппаратуры, на которую производилась аудиозапись;
  • определение вида речи: спонтанная, заученная или зачитываемая.

Кто проводит экспертизу по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего)?

Проведение экспертизы аудиозаписи относится к числу трудоемких видов исследования, требующих специальных знаний. Сложность работы эксперта в ходе экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) состоит в том, что специалист должен разбираться во множестве нюансов, ведь речь человека уникальна: на этой отличительной особенности построены принципы экспертизы аудиозаписи. Голос человека индивидуален и в разное время суток имеет различное звучание. Также звучание голоса зависит от физического состояния человека (усталость, болезнь), психологической и акустической обстановки. Однако преднамеренно подделать голос невозможно. Специалисты в области экспертизы аудиозаписи должны обладать широчайшим спектром знаний в области разных наук: физики, техники, психологии, медицины, лингвистики, психологии.

Экспертиза по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего), как правило, проводится двумя экспертами: инженером и лингвистом. Первый работает с физическими голосовыми характеристиками (высота, частота, длительность звука), выявляя технические параметры аппаратуры и аудиозаписи. Эксперт-лингвист оценивает лингвистические, социальные и психофизиологические составляющие. Необходимо отметить, что экспертное исследование несколько отличается от научного, в строгом смысле слова, и не призвано демонстрировать уровень знаний специалиста или новую информацию об объекте исследования. Цель экспертизы аудиозаписи заключается в другом: применить знания для описания предмета исследования, установления истины в соответствии с поставленным вопросом.

Что необходимо предоставить на экспертизу по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего)?

Для экспертизы необходимо предоставить следующие сравнительные образцы:

  • Образцы речи и голоса, полученные в результате следственных действий (статья 202 Уголовно-процессуального кодекса).
  • Образцы речи и голоса, полученные не в процессе следственных действий, проводимых в соответствии со статьями 176-178, 182-185 Уголовно-процессуального кодекса (обыск, осмотр, выемка).
  • Также могут быть предоставлены образцы аудиозаписи и видеофонограммы из личного или домашнего архива, аудио-, видеозаписи, Интернет-трансляции выступлений, разговоров, интервью.
  • Образцы речи и голоса, относимые к условно-свободным (аудиозаписи следственных действий, а именно: допросы, очные ставки).
  • Образцы для исследования должны отвечать следующим требованиям: сопоставимость, репрезентативность и несомненность происхождения.

Также для проведения экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) образец аудиозаписи должен отвечать следующим параметрам:

  • Продолжительность собственно речевого отрезка должна составлять не менее 3 минут.
  • Частотный диапазон: 100-5000 Гц.
  • Соотношение сигнала-шума не менее 8 дБ и более.
  • При предоставлении цифровой записи разрешение должно составлять не менее 8 Бит.

Является ли аудиозапись доказательством, которое можно представить в суд?

В последнее время бытует мнение, что аудиозапись не является доказательством и не принимается следственными и судебными органами. Это заблуждение, так как законодательно представлять аудиозапись в качестве доказательства разрешено, о чем свидетельствуют статьи 59 и 60 Гражданского процессуального кодекса, 67 и 68 Арбитражного процессуального кодекса. Эти статьи говорят о возможности предоставления аудиозаписи в качестве доказательства, но только после подтверждения ее относимости, допустимости и достоверности. Необходимо также указать условия проведения записи, кем и когда была сделана фонограмма. Данное требование описано в статье 77 Гражданско-процессуального кодекса. Дать заключение относительно соответствия аудиозаписи указанным параметрам может экспертиза аудиозаписи.

В случае открытого судебного заседания стороны, а также присутствующие граждане могут без согласия председательствующего проводить аудиозапись хода судебного заседания.

Для того чтобы ускорить процесс приобщения аудиозаписи к доказательствам, необходимо вместе с самой аудиозаписью представить дословную расшифровку содержания разговора и экспертное заключение, подтверждающее подлинность информации.

На какие вопросы отвечает эксперт в ходе экспертизы по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего)?

  1. Принадлежит ли лицу X голос, зафиксированный на представленной аудиозаписи?
  2. Какие части аудиозаписи принадлежат конкретным лицам?
  3. Создана ли исследуемая аудиозапись на представленном оборудовании?
  4. Создана ли исследуемая аудиозапись на одном или нескольких аппаратах?
  5. Какому объекту принадлежат зафиксированные на аудиозаписи неречевые звуки?
  6. Представленная на исследование аудиозапись содержит непрерывную запись, или она производилась с остановками?
  7. Представленная на аудиозаписи речь является свободной, прочитанной или заученной?
  8. С помощью аппаратуры какого типа, класса производилась аудиозапись?
  9. Какими дефектами речевого аппарата обладает лицо, чей голос представлен на аудиозаписи?
  10. В какой местности проживает или проживало лицо, если учитывать его речевые особенности?
  11. Сколько лиц фигурирует на аудиозаписи, представленной для исследования?
  12. Подвергалась ли представленная на исследование аудиозапись монтажу? Если да, то какие части были смонтированы?
  13. Каковы особенности окружающей обстановки в том месте, где производилась запись для фоноскопической экспертизы?
  14. Какими личными характеристиками обладает (-ют) человек (люди), чей голос идентифицируется на фонограмме?
  15. Одному или разным людям принадлежит речь, представленная на аудиозаписи?
  16. Какова звуковая среда (помещение, улица, салон автомобиля), в которой производилась аудиозапись?
  17. Принадлежит ли речь (фрагменты речи), представленная на аудиозаписи, образцам, речи, представленным на аудиозаписи N?
  18. Имеются ли в речи говорящего признаки намеренного искажения авторских характеристик?

Экспертиза по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) требует не только специальных знаний, но и серьезного технического оснащения. Наш Центр имеет в наличии всю необходимую аппаратуру для проведения экспертизы аудиозаписи. Специалисты в области экспертизы аудиозаписи не только на высоком уровне проведут исследование, но и представят права заказчика на различных этапах судебного разбирательства.

Любой человек может заказать экспертизу по установлению принадлежности записанного голоса и звучащей речи конкретному лицу (идентификации говорящего) и в негосударственной компании. Преимущества негосударственной компании в области фоноскопической экспертизы очевидны: значительные возможности по внедрению, использованию новейших технических средств и методов исследования, отсутствие ведомственных инструкций делают фоноскопическую экспертизу более эффективной. При этом важно помнить, что заключения государственной и негосударственной компании имеют одинаковое значение.

Список предлагаемых вопросов не является исчерпывающим. При возникновении других вопросов целесообразно до назначения экспертизы обратиться за консультацией к эксперту.