Что дает запись в эмоциональном дневнике. Ведение или написание дневника чувств. Понятия –инстинкты, чувства, состояния

Пока мы живем - мы ВСЕГДА чувствуем. И сейчас вы, когда читаете этот пост, тоже что-то чувствуете (например, заинтересованность, воодушевление, беспокойство, надежду или что-то еще). Способность чувствовать рождается вместе с нами, поэтому нам очень важно уметь общаться со своим миром чувств. Особенно нам, женщинам, ведь мы по своей природе является гораздо более чувственными, чувствительными и эмоциональными, чем мужчины.

Женщине необходимо осознавать, что она чувствует, потому что это позволяет ей понимать себя, выражать себя и гармонично взаимодействовать с миром. Осознание женщиной своих чувств дает ей спокойствие и эмоциональную уравновешенность, а ведь это очень приятные ощущения, не правда ли?

К сожалению, в детстве родители мало кого спрашивали «Что ты сейчас чувствуешь?», мало кого учили осознавать свои ощущения и переживания, и в результате во взрослую жизнь мы выходим, чаще всего, с полным непониманием себя и того, что делать с тем, что мы испытываем. Но в этом не вина наших родителей, просто у них не было этих знаний, и они в любом случае желали нам самого лучшего, но давали это, как могли. Поэтому у нас с вами сейчас есть возможность помочь не только себе, но и своим близким, и научить своих детей жить в гармонии со своими чувствами.

Осознание своих чувств и эмоций - это ключ к работе с ними, к их изменению, трансформации и отпусканию. Многие женщины, не привыкшие говорить о своих чувствах, сталкиваются с проблемами во взаимоотношениях с супругами, потому что ждут, что мужья догадаются, что они ощущают, но как они могут это сделать, если мы сами не знаем? К тому же, когда женщина не осознает, что она испытывает, не может дать этому определение, то она чаще всего замалчивает это, держит в себе, и внутреннее напряжение растет, не находя выхода, и выливается в депрессии, нервные срывы, ощущение потерянности, приступы беспричинной злости, страха, гнева…

Очень часто не определенные нами эмоции становятся не завершенными, то есть мы в них как бы никак не можем поставить точку, и они годами живут в нас, отягощая наше сознание. Потому что только когда мы осознаем свое чувство, мы проживаем его полностью.

Когда мы осознаем свое чувство, мы внутренне проговариваем его, выражаем, и это очень важно, так как многие свои эмоции и переживания мы никак не можем отпустить, потому что у нас не было возможности их высказать.

Для вас, девочки, есть хорошая практика, которая называется «Дневник моих чувств», я предлагаю вам вести такой дневник. Почему так важно писать о своих чувствах?

Во-первых, когда мы пишем о своих эмоциях и переживаниях, у нас появляется возможность взглянуть на себя как бы со стороны, лучше понять мотивы своих действий, разобраться в том, что именно нас зацепило, отследить у себя различные жизненные сценарии.

Во-вторых, выписывание своих чувств - это прекрасный способ завершить какую-то ситуацию, потому что нередко у нас возникает ощущение незавершенности чего-либо в своей жизни, словно нас все еще что-то эмоционально тянет. Это происходит в частности от того, что мы не зафиксировали то, что испытали, не дали этому определения, и в результате осталось чувство неопределенности.

В-третьих, через прописывание своих эмоциональных состояний удается многие из этих состояний (обиды, злость) отпустить, потому что мы «выпускаем пар», проговариваем то, что испытываем, а иногда этого оказывается достаточно, чтобы неприятные переживания ушли. Потому что часто какие-то переживания тяготят нас, потому что у нас не было возможности высказать их.

Чувства сами по себe не бывают ни хорошими, ни плохими. Чувства это то, что внутри нас. Однако, для того, чтобы лучше знать себя, для того, чтобы понять, что все-таки следует в себе изменить, нужно уметь слышать и анализировать самого себя, свои эмоции, свою реакцию на то или иное событие, на ту или иную пришедшую в голову мысль. ВСЕ чувства нам полезны и нужны. И каждое чувство по-своему помогает нам адаптироваться к миру.

Как вести дневник чувств?

Для этого нужно завести тетрадь или блокнот и каждый день в удобное для вас время, когда вы можете побыть наедине с собой, записывать то, что вы чувствовали в течение дня. Причем, акцентировать внимание нужно прежде всего на тех эмоциях и ощущениях, которые вас чем-то зацепили. Постарайтесь как можно точнее назвать то, что вы испытывали, понять, что стало причиной этому. Здесь есть один важный момент - не нужно писать «я испытала злость, потому что мой муж…». Вы таким образом как бы перекладываете ответственность на мужа за свое чувство. Пишите когда, при каких обстоятельствах вы испытали что-то, без «потому что».Понаблюдайте, что происходит с вашим чувством и переживанием после того как оно названо? Оно может на некоторое время стать сильнее, и потом рассеяться, а может сразу стать менее актуальным. Наблюдайте за собой.

Вы можете носить дневник своих чувств с собой, и в течение дня, как только осознаете в себе какое-то чувство, записывать его в дневник.

Если через несколько дней записей вы прочитаете записанное, вы сможете увидеть некоторые закономерности. Окажется, например, что злость и обиды у вас возникают по одному и тому же поводу…

«Я-сообщение» поможет вам проще осознавать свои чувства. При взаимодействии с другими людьми постарайтесь говорить им о своих чувствах и эмоциях, начиная свое предложение с «Я» или «Мне», например: «Я чувствую сейчас разочарование, потому что…», «Мне очень неприятно то, что…».

Ешьте только полезные продукты! Присоединяйтесь к

Источник: Методики диагностики и измерения психических состояний личности/ Автор и составитель А.О.Прохоров. - М.:ПЕР СЭ, 2004.- 176 с.

Цель: Исследование психического состояния детей дошкольного возраста в детском саду в течение длительного времени (более 1 месяца).

Подготовка: На каждого ребенка подготовить бланки (или использовать тетради), в верхней части которых - пиктограммы, изображающие психическое состояние (веселость, страх, удивление, спокойствие, злость, печаль, агрессивность, умиление, мечтание, хитрость, обида, стресс, скепсис). Ниже, горизонтально, располагаются рисунки - модели, обозначающие: дату заполнения, приход ребенка в детский сад, завтрак, познавательную, музыкальную, продуктивные виды деятельности, прогулку, обед, подготов­ку ко сну, подъем, полдник, игры со сверстниками, общение с пе­дагогом, ужин, уход из детского сада. Между рисунками проводятся вертикальные линии.

Всего 15 колонок, 16-я - «баллы». По верти­кали: обозначается дата заполнения, предлагается ребенку выбрать то психическое состояние, которое он отмечает у себя (из предло­женных пиктограмм) в течение дня в каждой из колонок.

Подготовка детей: совместно с детьми смоделировать и обсудить изображения пиктограмм, характеризующих определенные психи­ческие состояния; составить обозначения, отражающие режимные моменты, деятельность, общение. Первую неделю необходимо ока­зывать помощь ребенку при заполнении («вместе, но не вместо!»).

Инструкция: «Заполните пустые клеточки, выбрав то лицо, ка­кое бывает при выполнении этой деятельности (называется колон­ка, которую требуется заполнить)».

Дополнительно проводится индивидуальная беседа с каждым ре­бенком с целью выявить причины, мотивацию, научить распознавать собственное состояние и обозначать его при помощи пиктограммы.

Можно использовать и другой вариант методики: порекомендо­вать родителям и дома вести такой дневник. По горизонтали рас­положить такие разделы:

1) Общение с каждым членом семьи.

2) Сон, отдых.

3) Любимые занятия ребенка.

4) Совместная деятельность с взрослым.

5) Гигиенические процедуры.

6) Принятие пищи.

7) Труд и т.д.

Можно предложить родителям вести свой дневник, параллельно с ребенком. Его оформляют так же, как и предыдущий, и отмечают психическое состояние своего ребенка. А затем сравнивают с резуль­татом заполнения ребенка. Это поможет установить адекватную оценку родителями психического состояния своего ребенка.

Обработка данных проводится по горизонтали и вертикали дневника.

Горизонтально:

Анализируется каждый день, прожитый ребенком, подсчитывается количество позитивных психических состояний и ставится балл. Он может быть от 0 до 14. Сравнивается с ключом:

0 - 3 балла - НПС высокой степени;

4 - 6 баллов - НПС средней степени;

7-10 6аллов - НПС низкой степени;

11 - 14 6аллов - ППС (позитивное психическое состояние).

В целом по методике анализируется количество используемых пиктограмм, отмечается, какие пиктограммы, отражающие позитивное психическое состояние, не применял ребенок, выясняется причина. В норме используется 5-7 пиктограмм. Анализ дает информацию для: руководителей ДОУ - об обеспечении педагогом эмоцио­нального комфорта каждого ребенка в группе детского сада;

педагогу - о проблемах ребенка, его реакции на определен­ный вид деятельности, взаимоотношениях со сверстника­ми, педагогами, об отношении к посещению детского сада, режимным моментам;

психологу - о наличии у дошкольников конфликтов, страхов, нарушениях поведения и взаимоотношениях с окружающими.

Каждые два месяца проводится вертикальный анализ.

  1. Рассматривается каждый режимный момент, вид деятельнос­ти, общение и т.д., отдельно. Присваивается по 1 баллу за количе­ство негативных выборов. Их может быть от 0 до 40, также учиты­вают, какую пиктограмму чаще всего выбирает ребенок для оценки своего гг. с. Полученные данные сравнивают с ключом методики.
  2. Прослеживается периодичность появления того или иного состояния: «каждый день», «определенный период», «несколько раз в месяц», «не наблюдается системы». Выявляются причины.

Количество негативных выборов от 10 и выше могут свидетель­ствовать:

  • об устойчивом негативном отношении к определенному виду деятельности, педагогу, связанному с этой деятельностью;
  • низком социальном статусе ребенка в группе;
  • роли ребенка как объекта или субъекта агрессии (уточняет­ся с помощью бесед, наблюдений);
  • депрессивном состоянии (грусть, склонность к слезам, нару­шение аппетита, раздражимость - продолжаются в течение 2-х и более недель);
  • о тяжелой степени адаптации ребенка, вновь поступившего в детский сад (при 35-40 выборов по вертикали и при соот­ветствии НПС степени горизонтального анализа);
  • об отсутствии взаимопонимания, помощи и поддержки со стороны педагога группы и т.д.

Ключ к методике при вертикальном анализе результатов

Состояния

Степень устойчивого отрицательного психического состояния

Низкая

Средняя

Высокая

Нарушения

Агрессия Злость

Невротические страхи

Невротическая потребность в любви и

привязанности

Чувствительность к отвержению;

чувство вины

Враждебность

Соперничество

ТАБЛИЦА ЧУВСТВ

Страх Стыд Гнев Тоска Радость
волнение перепуганность нервозность отчуждение ненависть паника беспокойство зависть неуверенность боязливость нервозность подозрительность трусость ревность нерешительность настороженность жадность смятение брезгливость тревога ужас лень испуг угрызение совести раскаяние унижение нечестность чувство вины стеснение неловкость похоть ущербность насмешка растерянность одиночество униженность злость бешенство сарказм холодность предательство бунт раздражение ярость унижение обида ненависть нетерпение отвращение надменность злорадство недовольство отрицание неадекватность угнетенность отвращение одиночество отчуждение разочарование поражение жалость к себе унижение чувство боли грусть подавленность предательство скука печаль апатия равнодушие депрессия принижение раздражение обида наслаждение благость общность восторг поддержка веселье надежда уверенность в себе тепло легкость симпатия любовь сердечность чувственность удовлетворение облегчение возбуждение интерес благодарность доверие эйфория покой воодушевление озарение сопричастность умиротворение радушие сопереживание единство удивление роскошество довольство волнение торжественность

Понятия –инстинкты, чувства, состояния

Наши чувства требуют особого отношения к себе. Несколько слов о том, что это, откуда и почему так важно.

Корни нашей психики – инстинкты – это фундамент. Именно они лежат в основе всей системы эмоций, чувств, состояний и аффектов.Инстинкты - это врожденные модели поведения, помогающие организму выжить.

Основные инстинкты, например, по классификации психолога Уильяма Мак-Дугалла: бегство, отвращение, любознательность, агрессивность, самоуничижение, самоутверждение, родительский инстинкт, пищевой инстинкт, стадный инстинкт. Этот перечень поможет нам в дальнейшем.

Чувства нужны для того, чтобы с ихпомощью животные с развитой нервной системойустанавливали значимость тех или иных условий для удовлетворения своих потребностей. Чувства базируются на инстинктах, но чувства - это реакции более высокого порядка, уже с участием мыслительного процесса. В таблице, приведенной в начале, можно увидеть одну из возможных классификаций чувств.

Чувства появляются в ответ на ситуацию мгновенно, быстрее, чем осознанные мысли. Этим они и важны. В этом защитная роль чувств, в том числе. Чувствамолниеносно реагируют на опасность, отвечают на любое воздействие извне мгновенно, показывают, что полезно и приятно для нас, а что нет. Для примера: ребенок еще до появления осознанных мыслей знает, что ему холодно, и это опасно, он чувствует страх и поэтому громко плачет. И он знает, как приятна мама, когда она держит его в своих объятиях, это тепло, приносит удовольствие и безопасность, ребенок чувствует радость и улыбается. Поэтому важно понимать свои чувстваи сохранять с ними контакт.

Эмоциональные состояния– это длящееся от нескольких часов до нескольких месяцев (и даже лет) переживание чувства, которое создает постоянный эмоциональный фон. К возникновению состояния приводит сильная фиксация человека на определенном чувстве. К состояниям относятся, например: безвыходность, неполноценность, апатия, уверенность, жизнерадостность, подавленность, усталость, одиночество, смирение.

Из всего этого следует и вывод – нет неправильных, плохих или нежелательных чувств, они все крайне важны, нужны, имеют полное право на существование, заслуживают того, чтобы с ними считались, прислушивались и относились к ним уважительно.

Дневник чувств

Дневник чувств – это доступный каждому, простой по форме, но очень эффективный инструмент работы с чувствами. Работать с ним просто, времени это занимает немного, научиться этому можно очень быстро, эффект он приносит с самых первых дней использования. Результаты, как правило, видны почти сразу, это приносит удовлетворение и стимул к продолжению работы. Невозможно переоценить достоинства этого инструмента работы с чувствами.

Работу с дневником чувств можно разделить на три этапа: 1 - ведение дневника чувств, 2 - прочтение дневника чувств, 3 - получение обратной связи.

Ведение или написание дневника чувств.

Дневник чувств лучше вести в блокноте или обычной тетради. Самая простая форма дневника чувств имеет вид такой таблицы:

Иногда добавляют и другие колонки, например, «как предпочтительнее поступить», но это уже более сложные варианты. Можно согласовать форму, удобную и наиболее полезную именно для Вас.

Событие стоит описывать одним предложением, предельно коротко и ясно, но чтобы четко было понятно, о чем именно идет речь. Событием может быть действие, высказывание, или мысль. Вообще это может все, что угодно. Лучше для начала описывать события-действия, или высказывания.Сначала, когда еще ничего не понятно, можно писать любые события: например – «увидела цветок», «мама попросила купить хлеб». С опытом появится понимание, какие именно события нужно писать, это будут события, наиболее ярко эмоционально окрашенные, то есть вызывающие яркие переживания или мысли.Например, «Начальник сказал, что не отпустит меня в отпуск летом в ответ на мое заявление на отпуск с 1 июля», возможные чувства «обида», «ярость». «Я закричал в ответ, что увольняюсь» или «Я смахнул стопку документов со стола на пол» - это уже следующее событие для первой формы дневника чувств, для второй приведенной формы – это моя реакция на чувство ярости.

Дневник чувств желательно писать ежедневно в течение как минимум нескольких месяцев, его пишут и по несколько лет, можно возвращаться к нему и позже не раз после перерывов. Можно носить с собой блокнот и записывать сразу событие и чувство. Это хороший вариант, когда в режиме реального времени мы сразу все фиксируем, особенно реакции тела, мы учимся осознавать чувство в режиме «здесь и сейчас», но, конечно, это не всегда возможно. Можно только особо эмоциональные события сразу фиксировать, например. Можно делать это вечером, вспомнив события за день, и даже за несколько дней. Конечно, чем больше прошло времени – тем хуже мы вспомним свои чувства и особенно реакцию тела. Стандартная рекомендация – 10-15 событий в день, можно меньше, можно и больше.

2. Прочтение дневника чувств . Дневник можно читать раз в неделю или по необходимости доверенному лицу (тому, кто тоже пользуется этим инструментом), на малых группах, психологу, терапевту. Лучше это делать при личной встрече, на группе, но можно и по телефону или скайпу при невозможности личного прочтения.

3 .Получение обратной связи является очень важным этапом. Обратная связь – это чувства, реакции, опыт других людей, без советов и оценок в ответ на прочтение. Подробнее об обратной связи -в соответствующем разделе.

Максимально эффективно - проработать все этапы, но лучше просто написать дневник чувств, если нет возможности кому-то прочесть, чем не писать совсем.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Цель: развитие умения понимать свои чувства, эмоциональное сближение ребёнка и родителей.

Возраст : дошкольный; младший школьный.

Материалы: пустой фотоальбом; распечатанные маленькие картинки с изображениями лиц людей (с разными эмоциями), или лица, на которых самим можно было бы изобразить то или иное настроение; разноцветный картон; фломастеры, карандаши.

Описание: У каждого из нас бывает разное настроение: мы грустим, злимся, радуемся, чувствуем себя то очень счастливыми, то несчастными. Эмоций так много! Они так быстро сменяют друг друга, что порой не успеваешь их даже понять и запомнить! Но сегодня мы с тобой превратимся в настоящих волшебников и научимся ловить настроение. И как у всякого волшебника у нас будут для этого свои хитрости и волшебное приспособление.

Для изготовления «дневника настроения» нам понадобится небольшой пустой фотоальбом. Прежде чем приступить к «волшебству», предложите ребёнку украсить «дневник», сделать его ярким и красивым. Для этого можно вставить фоновые листы, вырезанные из картона, в каждую страницу фотоальбома, а также украсить обложку. Рассмотрите вместе с ребёнком подготовленные картинки с лицами с тем или иным настроением, вспомните, какие бывают чувства у людей и как они порой проявляются. Затем приступайте к «волшебству» – предложите ребёнку «ловить» свое настроение. Как только он заметит, что испытывает радость или грусть, то надо выбрать (изобразить) картинку, соответствующею настроению и вложить в кармашек дневника. Желательно, что бы один кармашек фотоальбома соответствовал дню, нескольким дням, неделям (как вы договоритесь с ребёнком).

"Дневник настроения"

Обсуждение:
Проговорите вместе с ребёнком каждую картинку, положенную в дневник, почему выбрана именно она и обсудите конкретную ситуацию, вызвавшую то или иное чувство.
С определённой периодичностью (раз в одну-две недели) необходимо вместе с ребёнком просматривать весь дневник, перебрать картинки, и определить чего было больше – грустного или радостного.
– Поинтересуйтесь у ребёнка, а может ли он назвать самое радостное и самое грустное событие за истекший период?
– Понравилось ли ему «ловить» свое настроение, и, по его мнению, успешно ли это получилось?
– Интересно ли было заполнять дневник, хотел бы он что-то изменить (как-то иначе его заполнять и пр.)?

Примечание:

После подведения итогов, на будущее можно продумать своеобразный «план» – скажем, как сделать свои дни более интересными и радостными. Возможно, получится что-то повторить из того, что доставило удовольствие, или удастся не проглядеть и оценить по достоинству что-то другое не менее приятное. Ведь главное, даже в быту оставаться немного волшебником и верить в то, что счастье в твоих руках.

Это упражнение делается легко, просто заведите Дневник. А именно, в блокноте или в Excelе каждые полчаса начинайте отмечать свое внутреннее состояние по шкале " ", " ", " ", "Мир враждебен" и "Мир страшен". Эта шкала вам понравится, в ней мир как будто живой, и вы устанавливаете с ним те или иные отношения. Тогда расшифровки:

  • МП – жизнь чудесна, мы любим и любимы;
  • МХ – жизнь относится к нам дружественно, как и мы к ней;
  • МН – мир сам по себе, я сам по себе. Мы с миром не дружим и не ссоримся;
  • МВ – жизнь ко мне враждебна, но у меня есть шансы оказаться победителем;
  • МС – в этом мире победить невозможно, моя схватка проиграна. Я пока жив, но это только пока, потому что меня могут раздавить в любое время…

Как вы быстро поймете, здесь фиксируется не столько сама живая эмоция или конкретное состояние, а скорее наш взгляд на происходящее, наша как бы философия жизни...

Будет очень хорошо, если вы сейчас оторветесь от книги и заведете Дневник. Да, да, сейчас самое время! Поэтому останавливаем себя, отрываемся от чтения: раз, два, три, оторвались – пошли и сделали!

Сделали? Спасибо! Вот это - правильно!

Иногда такая шкала получается достаточно однообразной: Мир хорош, Мир прекрасен, Мир хорош... В этом случае тем более важными оказываются отклонения от нее: правда ли, что после вот этого события я изменил свое мнение о Мире? Дети не убрали за собой игрушки, я на них рассердился – и мир после этого перестал быть дружественным, он стал прямо-таки враждебным?

Да? Наверное, вы погорячились…

Поэтому – во всех важных случаях записывайте свои комментарии, в связи с чем ваше видение мира стало другим. К чему это приведет? К тому, что ваше внутреннее состояние только за счет ведение этого Дневника эмоций станет более стабильным, перепады настроения станут для вас редкостью.

То-то ваши дети и ваши близкие этому обрадуются!

Такой Дневник эмоций ведет уже много сотен людей, и стабилизацию внутреннего состояния подтверждает надежная статистика. И не только стабилизацию, а поднятие общего эмоционального тона. Действительно, большинство людей после максимум недели работы уверенно принимают решение: в моем мире может быть всякое, но при этом есть планка, ниже которой я не опускаюсь. Мир, в котором я живу, обычно хорош и дружественен, часто прекрасен, редко могу допустить Мир обычен. Но уж Мир враждебен?.. - До такого я не опускаюсь... А это - важное решение!

Когда вы с этим разобрались, к Шкале эмоциональных тонов можно добавить Шкалу настроения, где можете ставить себе оценки например от -2 до +2 (Очень плохо, Плохо, Нормально, Хорошо, Отлично!) или, как в игровой программе iMoodJournal , от 1 до 10 (Хуже быть не может, Очень плохо, Плохо, Так себе, Средне, Нормально, Хорошо, Очень хорошо, Отлично, Безумно хорошо!). Тут примеры шкал, которые разрабатывали и использовали сами Дистантники .

Если позволяют обстоятельства, очень полезно сюда же коротко добавить название своего состояние (сонное веселье; серьезная сосредоточенность; радость человека, подарившего кусочек тепла; немного нервная радость; обида, усталость, рабочая бодрость, энтузиазм, спокойная удовлетворенность) и ситуацию, в связи с которой у вас такое состояние-настроение. А через какое-то время самые продвинутые могут совместить Дневник эмоций с тайм-менеджментом, начав вести , то есть записывая не только свое настроение и самочувствие, но и что было сделано вами за прошедшее время. Очень удобно!

Ваше ведение Дневника эмоций решит несколько важных задач. Как правило, само ведение дневника делает эмоциональное состояние человека и более высоким, и более стабильным. Любопытно, что многие люди с удивлением обнаруживают, что их реальное эмоциональное состояние несколько лучше, чем казалось до ведения дневника. Похоже, что мы иногда склонны сами про себя выдумывать негатив - может быть, чтобы иметь возможность пожаловаться и пожалеть себя? С помощью Дневника эмоций вы разумным образом начинаете знакомиться с собой, со своими эмоциональным миром. Ваша ближайшая задача - получить реальную картину своего эмоционального состояния, понять, из-за чего оно меняется в плюс или в минус, а на этой основе - найти возможность свое состояние менять.

Кстати, как идея: с высокой вероятностью к ведению вашего Дневника с удовольствием могут присоединиться ваши дети, особенно если вы научите делать это с помощью рисунков. Конечно, пока вас нет, едва ли они будут вспоминать о своем состоянии каждые полчаса, но с вами они это делать будут, плюс им несложно задним числом нарисовать, что у них было в душе утром, днем и так далее. И это – хорошие темы для разговоров!

Если вы и вполне серьезный человек, Ксения Голубцова сделала для вас подарок: вы можете скачать готовую формочку в Excelе для удобного учета и формирования итогового графика Дневника настроения, причем все сделано в двух вариантах - для мальчиков и для девочек. Скачать! ​​​​​​​