Молюсь оконному лучу анализ. Анализ стихотворения ахматовой молюсь оконному лучу. Анализ стихотворения «Молитва» Анны Ахматовой

Не может сын глядеть спокойно
На горе матери родной,
Не будет гражданин достойный
К отчизне холоден душой...
Н.А. Некрасов
«То сердце не научится любить, которое устало ненавидеть...» Эту мысль Некрасов по-разному повторяет в своих стихах, критических статьях и письмах. Любовь-ненависть владеет поэтом, потому что любить родину и желать ей счастья - значит ненавидеть все, что ее позорит, бороться с угнетением и рабской покорностью. Поэзия Некрасова- выражение мыслей и чувств гражданина, для которого личные интересы неотделимы от интересов народа. Гражданское звучание особенно ярко проявляется в стихотворении «Рыцарь на час», одном из лучших произведений русской поэзии XIX века.
Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 году и опубликовано в журнале «Современник». Лучшие люди России были потрясены этим стихотворением и, по многим свидетельствам, плакали, читая его. Происходило это, очевидно, потому, что подлинное душевное благородство всегда сопряжено с вечно беспокойной совестью:
Вспоминается пройденный путь,
Совесть песню свою запевает.
Что же заставляет страдать поэта, откуда в стихотворении горькие покаянные речи? Чтобы ответить на эти вопросы, вникнем в смысловую направленность этого стихотворения.
Начинается оно воспоминаниями о родных местах. Томимый бессонницей, Рыцарь выходит ночью из дома и отдается во власть окружающей природы. Его взору открываются величественные пейзажи, слуху - торжественные звуки деревенского колокола, памяти - мельчайшие детали прошлого. Светлые, отрадные чувства порождены ясной морозной ночью:
Отдаешься невольно во власть
Окружающей бодрой природы,
Сила юности, мужество, страсть
И великое чувство свободы
Наполняют ожившую грудь,
Жаждой дела душа закипает...
Есть в некрасовских пейзажах одна лишь ему присущая особенность - постоянная, иногда отдаленная, но всегда существующая связь с миром крестьянства:
Чу! Стучит проезжающий воз,
Деготьком потянуло с дороги...
Перед взором героя возникает деревня. Лунная ночь украсила, опоэтизировала ее:
Не сожмется мучительно грудь,
Если б даже пришлось в эту пору
На родную деревню взглянуть:
Не видна ее бедность нагая.
Муки разбуженной совести при виде разоренной деревни пробуждают у героя воспоминания о матери:
В эту ночь я хотел бы рыдать
На могиле далекой,
Где лежит моя бедная мать...
Беспокойная совесть поэта ведет его в родные места, к могиле матери. Там возникли помыслы и чувства, которые определили направление его духовного развития:
Все так ярко рисуется взору,
Что не верится мне в эту пору,
Чтоб не мог увидать я и той,
Чья душа здесь незримо витает,
Кто под этим крестом почивает...
Читая это стихотворение Некрасова, невольно вспоминаешь трагическую судьбу матери Некрасова, многострадальной и терпеливой, рано ушедшей из жизни. Образ матери в лирике Некрасова приобретает широкое, обобщающее значение, далеко выходя за чисто биографические рамки. Это величественный образ- символ безмерного страдания и великой духовной силы:
С головой, бурям жизни открытою,
Весь свой век под грозою сердитою
Простояла ты, - грудью своей
Защищая любимых детей.
Мысли о крестьянской России, воспоминание о матери - все это готовит кульминацию стихотворения- взрыв отчаяния и надежды, мучений совести и жажды подвига:
Выводи на дорогу тернистую!..
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!
С потрясающей силой в этом стихотворении передано чувство отвращения к нечистой, порочной жизни и страстное желание вырваться из ее тисков:
Я пою тебе песнь покаяния,
Чтобы кроткие очи твои
Смыли жаркой слезою страдания
Все позорные пятна мои...
Стихотворение завершается злым, беспощадным, сатирическим судом уже не только над собой, но и над другими «рыцарями на час». Оно звучит как беспощадный упрек каждому, кого «великое чувство свободы» не привело в стан борцов:
Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано.
Слово «дело» в устах революционеров-демократов было синонимом такого понятия, как «революционная борьба». Поэтому современники поэта воспринимали как жестокий упрек всем, кто отступился от борьбы за «народное счастье».
Стихотворение «Рыцарь на час» написано трехсложным размером с ударением на последнем слоге. Во второй части трехстопный анапест сменяется двухстопным. Большую выразительность стихотворению придают повторения («не сожмется грудь», «не видна ее бедность нагая»). В самих отрицаниях слышна нарастающая тревога. Сила эмоциональной насыщенности стиха достигается за счет употребления причастий - ликующих, болтающих, обагряющих, погибающих. Интересен целый ряд глаголов-инфинитивов: сосчитаться, предаться, совладать, рыдать и т.д. Чтобы усилить эмоциональное воздействие на слушателя, Некрасов использует побудительные предложения, в которых есть глаголы в повелительном наклонении: поднимись, выводи, уведи. Медленный, задумчивый ритм стихотворения созвучен мучительным раздумьям поэта.
Стихотворение «Рыцарь на час» допускает разные толкования, заставляет читателя напряженно думать, искать и снова обращаться к тексту. Но как бы ни понимали стихотворение читатели разных поколе- ний, раздумья над словами поэта не вели и не ведут к безнадежности, к разочарованию. Если в человеке живет и бьется совесть, если он способен вершить над собой нравственный суд, - он не погиб, он еще может стать в ряды бойцов «за великое дело любви».

Творчество литератора часто вводят в определенные рамки и неоправданно ограничивают в их области созидания мысли и создания произведений. Для многих читателей Николай Алексеевич Некрасов – поэт-революционер, поэт-гражданин и поэт для народа. Но существует и другой Некрасов, который, возможно, всю жизнь прятался под революционным пылом.

Поздний Некрасов тщательно скрывает в себе молодые философские размышления и целиком посвящает себя народной поэзии. Несмотря на это, ему не удается полностью отойти от своего раннего творчества времен сборника «Мечты и звуки» (1840). Каждое его произведение содержит размышления о себе и о сущности жизни. Революционные стихи поэта содержат призыв к борьбе не на поверхности слов, а в самой природе произведения.

Философское стихотворение «Рыцарь на час» 1862 года можно назвать откровением, отражающим суть понимания личности поэта. Глубокие потрясения того времени, разрыв с друзьями, не поддерживающими его идеи, в частности с И.С.Тургеневым, легли в его основу.

Средства художественной выразительности

С первых же строчек лирический герой отделяет себя от других людей – для него наступил момент пробуждения, а ночь стала спутником его мыслей. Его порывистое «Слава богу!» отдает поспешной радостью и открытием новых чувств. Именно природа становится причиной возбужденного состояния рассказчика. Чтобы больше оживить окружающий мир, поэт использует анафору: «Как он вздрогнул! как крылья развил! Как взмахнул ими сильно и плавно!».

В стихотворении мы слышим звуки, чувствуем запахи и любуемся видами. Все органы чувств задействованы, и оттого картина единения окружающей обстановки и внутреннего мира героя полнее: «Деготьком потянуло с дороги…Обоняние тонко в мороз, Мысли свежи, выносливы ноги». Известное некрасовское «Чу!» оживляет тишину природы.

Чувство свободы и независимости преобладают в сердце героя. Но он не полностью освобожден от мыслей о прошлом: «Вспоминается пройденный путь, Совесть песню свою запевает…». Характерно олицетворение совести, как некого живого существа внутри человека.

Нестерова Елена:

Вскоре я наткнулась на один сервис эти курсы.

Узнать больше>>


Как написать итоговое сочинение на максимальный балл?

Нестерова Елена:

К учебе всегда подходила очень ответственно, но с русским языком и литературой с первого класса были проблемы, по этим предметам все время были тройки. Ходила к репетиторам, часами занималась сама, но все давалось очень тяжело. Все говорили, что мне просто "не дано"...

За 3 месяца до ЕГЭ (2018) начала искать различные курсы по подготовке к экзамену в интернете. Чего я только не пробовала и вроде небольшой прогресс был, но русский язык и литература давались ооочень тяжело.

Вскоре я наткнулась на один сервис , где профессионально готовят к ЕГЭ и ГИА. Не поверите, но за 2 месяца, занимаясь на данной платформе мне удалось написать ЕГЭ по литературе на 91 балл! Уже потом я узнала, что эти курсы распространяются в федеральных масштабах и являются самыми эффективными в России на текущий момент. Больше всего понравилось то, что подготовка идет легко и непринужденно, а преподаватели курсов становятся чуть ли не друзьями, в отличие от обычных репетиторов с завышенным чувством собственной значимости. В общем если вам нужно подготовиться к ЕГЭ или ГИА (по любому предмету), то однозначно рекомендую эти курсы.

Узнать больше>>


Некрасов использует всевозможные эпитеты и метафоры для описания живописного русского пейзажа: «Даль глубоко прозрачна, чиста..», «..А земля прихотливо одета..», «ворон тяжелый», «Величавое войско стогов..». Цель поэта — показать не настоящую российскую деревню, а таинственный, мечтательный образ ночного поселения.

Первое пробуждение героя происходит в поверхностном возбуждении и в душевном подъеме, когда все естество сосредоточено на окружающей действительности. Наступает второе пробуждение. Этот взрыв мыслей и чувств в тишине природы и человека:

…И невольную думаю думу.
Не умел я с тобой совладать, Не осилил я думы жестокой…

В воображении мерещатся родные места: «…Церковь старая чудится мне», «Да! я вижу тебя, божий дом!». Появляется сторож-старик, чей образ, возможно, олицетворяет всю крестьянскую мощь, которой пора подняться и медленно бить в колокол.

Звон колокола чудится герою, и он уже мыслями и душой в своем воображении. Практически исчезают возвышенные эпитеты, преобладают просторечия: «осенясь», «о ведряном дне», « в балахоне убогом…».

Главная мысль

Описание миража было лишь предисловием к главному мотиву стихотворения — обращение героя к матери. Нежные слова произносит путник своей умершей матушке: «Повидайся со мною, родимая!». Под маской лирического героя оказывается сам Некрасов. Отец поэта был деспотичным, жестоким и крайне безудержным в своих действиях. Мать, напротив, была кроткой, но забитой. В воспоминаниях поэта она осталась несчастной мученицей и идеалом терпимости и нежности. Во многих произведениях можно отыскать ее образ: в женщине-крестьянке, в его музе, в милой девушке и в горячо любимой России. Смерть матери жестоко поразила его и вселила в него мысль, что он так и не смог отблагодарить ее за любовь.

Ее тяжелая судьба, борьба ради своих детей – все соединилось в душе героя, вся его молитва – о свидании с ней. Сын жаждет ее присутствия, но лишь ради себя. Жестокой болью пронизано его обращение – это кульминация и обострение всех его чувств. Он умоляет ее лишь о взгляде, который бы смыл всю тяжесть горя. Настолько проникновенны его мольбы к матери, что лишь целостная конструкция речи способна передать эмоции героя. Именно здесь проступает вся открытость принятия страдания.

Герой признается, что именно мать поставила его на путь правды, и ее идеал вдохновлял его всю жизнь. Воспоминание о ней наполнено светлыми эпитетами, а ее описание напоминает образ ангела. Рассказчик ищет моральной поддержки у матери, раскрывает ей свое естество и внутренние страдания:

Погрузился я в тину нечистую
Мелких помыслов, мелких страстей.
От ликующих, праздно болтающих,
Обагряющих руки в крови
Уведи меня в стан погибающих
За великое дело любви!

Смысл финала

Высокие и эмоциональные порывы героя выражают мысленный апофеоз идей и стремлений. Но как быстро он рушится! Наступает утро, и вся жертвенность героя проходит. Такое удивительное разрушение последних слов завершает кульминацию произведения. Все возвышенные мысли остались – но лишь в голове. Нет больше силы и мужества что-то делать. Желание пожертвовать собой во имя цели осталось, но только в мечтах. Теперь героя пугает могила матери, а, следовательно, и сама смерть за идею.

Последним идет монолог «насмешливого внутреннего голоса» героя:

Вы еще не в могиле, вы живы,
Но для дела вы мертвы давно,
Суждены вам благие порывы,
Но свершить ничего не дано…

В нем данном отрывке воплотились все жестокие чувства лирического героя по отношение к себе и к своей судьбе. Именно неподготовленность к переменам во времена Некрасова отражается в его горьких сетованиях. Поэт выносит вердикт самому себе и русскому обществу своей эпохи. Он утверждает бессмысленность возвышенных речей и обличает бездействие после пламенного мысленного апофеоза.

Проблематика

В стихотворении «Рыцарь на час» мы находим некий упадочный психологический настрой человека, его бездеятельную, обречённую на празднословие сущность и самые сокровенные мысли, являющиеся подтверждением внутренней неспособности к действию. Некрасов описывает чувства лирического героя, который под действием силы красоты и природы строит себе мечты и цели, дает обещания видению умершей матери. Но утром уже нет и следа от мечтательных порывов, остаются лишь скука, лень и бесполезность стремлений. Возвышенные речи обрываются, когда наступает утреннее прозрение: становится ясно, что ночные фантомы были лишь шалостями воображения, а реальный мир со вчерашнего дня нисколько не изменился. Кажется, что герой уснул, видел сон, а проснувшись, убедился, что все это был мираж.

Стихотворение настолько разное по эмоциональной окраске и по внутренним сплетениям, что остается вопрос — был ли это душевный подъем или иступленное покаяние?

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение «Рыцарь на час» было написано в 1862 г. и опубликовано в № 1-2 «Современника» за 1863 г. Первоначально называлось «Бессонница».

В стихотворении отразились впечатления Некрасова от пребывания в Грешневе и Абакумцеве, где за оградой церкви Петра и Павла похоронена мать Некрасова.

Достоевский считал, что «Рыцарь на час» - шедевр творчества Некрасова . Сам Некрасов всегда читал его взволнованно, «со слезами в голосе».

Литературное направление, жанр

«Рыцарь на час» - покаянное стихотворение поэта-реалиста Некрасова, близкое по жанру к элегии. В нём есть элементы пейзажа, портрета, плача, эпический сюжет. Стихотворение «Рыцарь на час» должно было стать частью поэмы, которая так и не была написана.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение начинается с бессонницы лирического героя, вызванной осенней непогодой (вступление).

В основной части описана прогулка героя морозной ночью. Он наблюдает за жизнью ночной деревни, наслаждается окружающими звуками (шум, производимый птицами, стук проезжающего воза и звон собственных шагов), запахами (дёгтя от воза). Бодрость природы передаётся лирическому герою. Созерцание деревенского пейзажа, вида деревни, окружённой скирдами, настраивает на философский лад, и лирический герой мыслями улетает к церкви, где похоронена его мать.

Герой мысленно преодолевает пространство: «От чего я пространством огромным отделён – всё живёт предо мной». Он взывает к тени умершей матери, вспоминает её несчастливую жизнь, вызывает в памяти её портрет. Образ матери является лирическому герою, и он исповедуется в своей жизни и просит наставить его на истинный путь, деятельный путь любви.

Пробудившись утром, лирический герой осознаёт своё бессилие, свою неспособность к действию (заключение).

Тема стихотворения – исповедь лирического героя, покаяние в бездеятельности.

Основная мысль: недостаточно осознать своё предназначение и поддаться минутному порыву; тернистый путь любви – это упорство и бесстрашие в достижении цели.

Тропы и образы

Во вступлении для описания состояния природы и лирического героя Некрасов использует олицетворения и метафоры: ветер бушует, мгла воцаряется, ум бездействует .

Изменившееся под влиянием путешествия по зимнему морозцу внутреннее состояние героя описывается с помощью метафор (великое чувство свободы наполняет ожившую грудь, жаждой дела закипает душа, совесть запевает свою песню ) и эпитетов (обоняние тонко, мысли свежи, ноги выносливы ). Здесь появляется мотив деятельной жизни, которой требует душа. В конце стихотворения он вспоминается снова как нереализованный.

Пейзаж (спящую природу) Некрасов рисует с помощью эпитетов и метафорических эпитетов: тихая, лунная ночь, даль глубоко прозрачна, чиста, месяц полный, узорчатые странные тени, тончайшие сети паутины, сонные нивы, играющая, ясная луна, пасмурный дуб, весёлый клён, тяжёлый ворон, старая ель, поздняя осень, освещённые луга. В пейзаже важны цвета. Хотя дело происходит ночью, краски яркие: небо голубое, беловатое и лиловое, земля одета «в волны белого лунного света» (метафора), красные полосы гречки, зеленеющая озимь, золотая долина подо льдом.

К мыслям о матери и её могиле лирического героя приводит ассоциация с родиной-матерью, родной деревней-кормилицей, о которой вспоминает герой. И родина, и родная деревня, запасшаяся стогами на зиму, олицетворяются. Герой мысленным взором переносится к церкви, где похоронена мать.

В описании церкви важны контрасты: белая стена - и чёрная тень старика-звонаря, дряхлый старик - и его громадно великая тень на полравнины, тишина ночи – и звук бьющего 12 раз колокола.

Вызвав в памяти образ матери, «чистейшей любви божество», лирический герой исповедуется ему. Портрет матери написан эпитетами: «русокудрая, голубоокая, с тихой грустью на бледных устах», величаво-безгласная, молодая, прекрасная, бледнолицая .

Лирический герой просит вывести его на тернистую дорогу, по которой идут погибающие за великое дело любви (метафора). Он приходит к выводу, что только смертью может доказать свою смелость и любовь (как сделала его мать, страдая за детей). Ритмический обрыв свидетельствует о том, что мольба героя была продолжена.

Но утром от решимости лирического героя не осталось и следа. Он слаб и испуган, подчиняется убеждениям внутреннего голоса, что благие порывы не приведут к действиям.

Название стихотворения – это метафорическая характеристика человека, который отказывается от достижения благородных целей под влиянием жизненных трудностей, лишь иногда вспоминая о них, а таковы почти все люди.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом (первая строчка четырёхстопная). Речь близка к разговорной. Женская рифма чередуется с мужской, кольцевая и перекрёстная рифмовка чередуются неупорядоченно, некоторые строчки остаются без рифмы, на них падает логическое ударение.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова