Заболоцкий врач. Анализ стихотворения Заболоцкого «Смерть врача. Всё начинается с любви

Родился в 1936 году в поселке Емец Архангельской области. Позже его семья переехала в Вологду. Началась война, и отец маленького Николая ушел на фронт, откуда уже не вернулся; еще через год мальчик лишился матери. Значительная часть детства будущего поэта прошла в одном из детских домов Вологодской области.
Именно в малой родине Николая Рубцова следует искать истоки его глубоко национальной по духу лирики. Судьба поэта неразрывно связана с русским Севером. Здесь он учился в двух техникумах (лесотехническом и горно-химическом), работал кочегаром и служил в морфлоте в звании матроса.
В 1962 году Рубцов создает свой первый, пока лишь машинописный и неофициальный стихотворный сборник – «Волны и скалы». Тогда же он поступает в Литературный институт имени Максима Горького, который заканчивает в 1969 году. Первый печатный сборник поэзии Рубцов выпускает в 1965 году под обобщающим названием «Лирика». В конце 60-х – начале 70-х годов свет увидели и другие книги его стихов: «Звезда полей», «Душа хранит», «Сосен шум», «Зеленые цветы» и последний сборник «Подорожники». Часть из этих книг была выпущена после смерти Рубцова – он умер в 1971 году в Вологде.
Николая Рубцова часто упрекали в некоторой вторичности его стихов по отношению к поэзии Есенина, Блока, Тютчева, Фета и других великих поэтов. Устав от этих замечаний, Рубцов составил стихотворный ответ критикам:

Я переписывать не стану
Из книги Тютчева и Фета,
Я даже слушать перестану
Того же Тютчева и Фета.
И я придумывать не стану
Себя особого, Рубцова,
За это верить перестану
В того же самого Рубцова,
Но я у Тютчева и Фета
Проверю искреннее слово,
Чтоб книгу Тютчева и Фета
Продолжить книгою Рубцова!..

Из этих строк явственно видно, что поэт не стремится слепо подражать классикам, он ратует за преемственность подлинной поэзии: искреннюю манеру хороших стихов нужно не только перенять, но и развить, что гораздо сложнее. Для этого преемник должен жить теми же мыслями и эмоциями, что и вдохновивший его поэт прошлого. Такую общность Рубцов ощущает с Сергеем Есениным. Ему даже удается довольно точно передать обуревающие Есенина чувства в своем стихотворении «Последняя осень»:

И понял он, что вот слабеет воля,
А где покой среди больших дорог?!
Что есть друзья в тиши родного поля.
Но он от них отчаянно далек!
И в первый раз поник Сергей Есенин…

Лирику Николая Рубцова часто называют печальной и даже мрачной. Поэт действительно дал повод так думать: не последнее место в его произведениях занимала тема смерти. Но смерть в стихах Рубцова – отнюдь не разрушающая стихия и не конец пути, напротив, она предстает хранителем старины и великой истории Родины. Так, в знаменитом стихотворении «Над вечным покоем» непременным атрибутом смерти и погребения становится их «святость»:

…И так в тумане омутной воды
Стояло тихо кладбище глухое,
Таким все было смертным и святым,
Что до конца не будет мне покоя.

Земным символом сохраняющей былое «святой» смерти выступают белые ромашки на погосте, «существа уже иного мира»:

И эту грусть, и святость прежних лет
Я так любил во мгле родного края,
Что я хотел упасть и умереть
И обнимать ромашки, умирая…
…….
Когда ж почую близость похорон,
Приду сюда, где белые ромашки,
Где каждый смертный свято погребен
В такой же белой горестной рубашке…

Главный мотив лирики Николая Рубцова – воспевание старой Руси, той деревенской части России, которая ближе всего к природе. Например, в стихотворении «В сибирской деревне» поселение неотделимо от окружающего его осеннего леса, едино с бурной рекой:

Какой покой!
Здесь разве только осень
Над ледоносной
Мечется рекой,
Но крепче сон,
Когда в ночи глухой
Со всех сторон
Шумят вершины сосен…
………..
Случайный гость,
Я здесь ищу жилище
И вот пою
Про уголок Руси,
Где желтый куст,
И лодка кверху днищем,
И колесо,
Забытое в грязи…

В стихотворении «Доволен я буквально всем!» Рубцов с восторгом говорит о единении с русской природой:

Я так люблю осенний лес,
Над ним – сияние небес,
Что я хотел бы превратиться
Или в багряный тихий лист,
Иль в дождевой веселый свист,
Но, превратившись, возродиться…

Современникам Николая Рубцова удалось удивительно точно подвести черту под его творчеством, запечатлев на могильной плите поэта лишь одну, но прекрасно характеризующую Рубцова строчку из его стихотворения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Едва ли можно было выразиться удачнее. Николай Рубцов войдет в литературу простым и искренним певцом своей великой Родины – более чем достойный итог для поэта.

2 976 0

В советские времена стихи на производственную тематику пользовались огромной популярностью, так как прославлять труд других людей считалось признаком хорошего тона. Более того, авторам из Союза писателей специально спускались разнарядки на создание подобных произведений, приуроченных к тому или иному профессиональному празднику. Николай Заболоцкий не избежал подобной участи, однако его стихи, выдержанные в подобном ключе, хоть и восхваляют подвиг трудового народа, как это было принято в СССР, но являются искренними и жизненными.

Одним из таких произведений является стихотворение , написанное в 1957 году. Оно основано на реальных событиях и посвящено обычному провинциальному доктору, который отдал собственную жизнь ради того, чтобы сохранить ее другому человеку. В те времена сельский врач являлся и царем, и богом в одном лице. Поэтому если у кого-то возникали проблемы со здоровьем, то к нему обращались за помощью в любое время дня и ночи. При этом никого не интересовало, как чувствует себя сам врач, и не нужна ли ему помощь. Нечто подобное произошло и с героями стихотворения , которые оказались в двусмысленной ситуации, ведь «в захолустном районе, где кончается мир, на степном перегоне умирал бригадир». Единственный выход в такой ситуации – послать за врачом. При этом никто из рабочих не принял во внимание тот факт, что «он, забыв про больницу, сам томился в бреду». Тем не менее, находясь в бредовом и полуобморочном состоянии, этот мужественный человек все же собрал остатки сил, чтобы оказать помощь тому, кто в ней особенно остро нуждался. «И к машине несмело он пошел, темнолиц, и в безгласное тело ввел спасительный шприц», - отмечает автор.

Однако сил врачу хватило лишь на то, чтобы выполнить свой профессиональный долг. Свою жизнь он выменял на жизнь другого человека. И, тем не менее, поэт с восхищением отмечает: «Человеческой силе не положен предел: он, и стоя в могиле, сделал то, что хотел». Конечно, в этом произведении много утрированных моментов, и на самом деле врач, спасший жизнь бригадира, скончался через несколько часов. Просто рядом не нашлось другого энтузиаста, который бы смог оказать ему помощь и вырвать из объятий смерти. Однако важно не то, что поэт умышленно исказил факты, а то, что его герой, не задумываясь, пошел на фактическое самоубийство ради того, чтобы другой человек остался жив и смог вернуться к семье.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

1.Слышна ли вам с первой строфы трагическая интонация этого стихотворения? Как выразил поэт своё трагически сдержанное восхищение поступком врача? Почему назвал его героем?

Трагизм звучит в стихотворении с первых строк:

В захолустном районе,

Где кончается мир,

На степном перегоне

Умирал бригадир.

Стихотворение посвящено обычному провинциальному доктору, который отдал собственную жизнь ради того, чтобы сохранить ее другому человеку. В те времена сельский врач являлся и царем, и богом в одном лице. Поэтому если у кого-то возникали проблемы со здоровьем, то к нему обращались за помощью в любое время дня и ночи. При этом никого не интересовало, как чувствует себя сам врач, и не нужна ли ему помощь. Нечто подобное произошло и с героями стихотворения Николая Заболоцкого, которые оказались в двусмысленной ситуации, ведь «в захолустном районе, где кончается мир, на степном перегоне умирал бригадир». Единственный выход в такой ситуации – послать за врачом. При этом никто из рабочих не принял во внимание тот факт, что «он, забыв про больницу, сам томился в бреду». Тем не менее, находясь в бредовом и полуобморочном состоянии, этот мужественный человек все же собрал остатки сил, чтобы оказать помощь тому, кто в ней особенно остро нуждался. «И к машине несмело он пошел, темнолиц, и в безгласное тело ввел спасительный шприц», - отмечает автор.

Однако сил врачу хватило лишь на то, чтобы выполнить свой профессиональный долг. Свою жизнь он выменял на жизнь другого человека. И, тем не менее, поэт с восхищением отмечает: «Человеческой силе не положен предел: он, и стоя в могиле, сделал то, что хотел». Конечно, в этом произведении много утрированных моментов, и на самом деле врач, спасший жизнь бригадира, скончался через несколько часов. Просто рядом не нашлось другого энтузиаста, который бы смог оказать ему помощь и вырвать из объятий смерти. Однако важно не то, что поэт умышленно исказил факты, а то, что его герой, не задумываясь, пошел на фактическое самоубийство ради того, чтобы другой человек остался жив и смог вернуться к семье.

2.Как вы понимаете слово «героизм»? Не устарело ли это понятие, не ушло ли оно из современной жизни?

Героизм (греч.) – воин, богатырь, герой. Это разновидность человеческого поведения, которое является проявлением самоотверженности и мужества, вплоть до самопожертвования. Наиболее типичный акт героизма - подвиг.

Героизм – это доблесть, бесстрашие, стойкость, самопожертвование, проявляемое ради достижения высоких общественных и нравственных целей. Его источники различны – защита родины, верность гражданскому долгу, поиски правды, чувство любви, красоты и дружбы. Истинный героизм утверждает величие человека, его духовную силу и благородство.

Думаем, и сегодня есть в мире место героизму, его примеры мы можем видеть в обычной жизни или профессии не только врачей, но и спасателей, например.

3.Обратите внимание на строфику стихотворения Н. А. Заболоц¬кого «Смерть врача». Как вам кажется, почему поэтом избрана для него именно такая строфа - четырёхстрочная с перекрёст¬ной рифмой? Читая следующие стихи этого поэта, попытайтесь объяснить, почему в каждом следующем стихотворении иная строфика и рифмовка. В своём поиске ответа на этот вопрос от-талкивайтесь от основных мысли и чувства, заложенных в тексте (как они для вас прозвучали).

Такая строфа выбрана не случайна, мы думаем, это связано с тем, что такой вид строфы – самый распространенный в стихосложении, он прост и легок в запоминании, хорошо ложится в памяти. Такие стихи быстро становятся народными, они нравятся, так как тема самоотдачи, геройства популярна во все времена.

Чувство уважения к литературе, и особенно к поэзии в нашей стране врожденные. Лирика становится выразителем времени, откликается на события и перемены, дает им эмоциональную оценку еще до того, как происходит осмысление нового. В середине 60 годов 20 века отчетливо проявилось стремление власть предержащих сохранить обветшавшую тоталитарную систему. Но это уже не могло повлиять на жизнь литературы с ее творческими обретениями и художественными поисками. «Оттепель» - это новое литературное движение освобождения от догм, от полуправды. Для поэзии прошедших десятилетий трудно найти что- либо ее объединяющее; ни безусловного лидера, ни преобладающей тенденции.

Творчество «эстрадных» поэтов.

В 60 годы 20 века страна пережила поэтический бум: появление молодых имен, быстрый успех, приведший поэзию на эстраду огромных залов и даже на стадионы. Заявила о себе « эстрадная» поэзия, которая собирала в годы «оттепели» широкую читательскую аудиторию. Обрели громкую известность и популярность поэты: Евгений Евтушенко, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина. Постоянными стали поэтические вечера в Политехническом музее, а позже в Лужниках. Как писал Андрей Вознесенский, «заполнив Лужники, читатели тянутся к стихам, как к травам от цинги…».

Вот как вспоминал об этом поэтическом «буме» поэт Вадим Шефнер: «Никто не предполагал, что группа молодых поэтов столь быстро и целеустремленно войдет в нашу поэзию и не только утвердит в ней себя, но и изменит расстановку поэтических сил. Конечно, этим поэтам помогало время. Но ведь и они помогли времени,… молодые поэты подняли интерес читателя к поэзии вообще,… и стало ясно видно, кто чего стоит. Это пошло на пользу поэзии в целом». Это было время поразительно талантливых, увлеченных читателей и слушателей.

В стихах « эстрадных» поэтов звучали самые назревшие, насущные вопросы демократизации общества, переоценки той роли, которую должен играть в обновленном обществе каждый отдельный человек, уже не «ноль», не « винтик», а социально активная личность.

Поэты «эстрады» старались вглядеться в мир не «идеального героя», а «рядового» человека с его нелегкой судьбой и душевной стойкостью. В новой поэзии слушатели находили отклик своим надеждам и сомнениям, своему стремлению к раскрепощению, к внутренней свободе. Но поэзия не покушалась на идеи социализма, а лишь стремилась их обновить. Отсюда и романтизм, и публицистический пафос, и «эстрадность» (направленность на большую аудиторию).

Немало стихов этого периода было о войне и первых послевоенных годах.

Роберт Рождественский. Голос Роберта Рождественского был услышан сразу, едва только журнал «Октябрь» опубликовал в 1955 году его юношескую поэму «Моя любовь». Молодой поэт внятно и просто заговорил о вещах, близких многим. Подкупала доверчивая, открытая интонация этого голоса, естественный демократизм и гражданская наполненность лирического высказывания, когда личное неизменно стремилось слиться с судьбами времени, страны, народа.

Что стояло за «ворохом строк», этой первой, еще во многом несовершенной, но очень искренней поэмы? Военное сибирское детство, поезда-теплушки, медленные, как очереди за хлебом, музыкальное училище, пионерские концерты в омском госпитале, когда тебя, заикающегося двенадцатилетнего курсанта, слушают тяжело раненные бойцы и командиры, голос начищенной меди полкового оркестра, вызывающий сегодня острые воспоминания и властно, как и тогда, зовущий в будущее: «Никто нам, товарищ, не скажет, что нас обделила судьба... Но если над миром однажды тревожно зальется труба... Сквозь ураганный ветер, по ноздреватому льду я за тобой пойду, голос начищенной меди!»

Веришь стихам поэта о детстве - здесь биография целого поколения, его судьба, решительно определившаяся к середине 50-х годов, времени серьезных общественных сдвигов в советской жизни. Роберт Иванович Рождественский родился в алтайском селе Косиха в 1932 году, в семье кадрового военного. Мать была врачом, и, когда грянула война, заставшая Рождественских в Омске, родители будущего поэта ушли на фронт. «А я,- вспоминает он,- потрясенный всем случившимся, написал стихотворение, и наш школьный учитель отнес это стихотворение в газету. Там оно и было опубликовано...»

Поэт по-маяковски атаковал мещанство, он боролся за свою любовь, за право человека на возвышенную мечту. Звонкий голос порою срывался, и тогда критические молнии били в пустое пространство, в абстракцию, но многое искупали неподдельная страсть, юношеская ненависть к бездуховности, пошлости, фальши. Имя студента Литературного института узнала и запомнила вся страна.

Роберт Рождественский вошел в литературу вместе с группой талантливых сверстников, среди которых выделялись Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Цыбин. Молодая поэзия 50-х начинала с броских манифестов, стремясь как можно скорее утвердиться в сознании читателей. Ей, конечно, помогла эстрада, казалось, сам стих молодых лет не мог существовать без звучания. Но прежде всего, подкупал гражданский и нравственный пафос этой, внутренне разнообразной лирики, поэтический взгляд, который утверждает личность творящего человека в центре вселенной.

Эта поэзия прокладывала пути в наше время, и без нее уже невозможно представить историю русской литературы. Рискну заметить, что достижения современной прозы с ее углубленным вниманием к нравственно-философским ценностям бытия были в определенной мере обеспечены и поэтической работой того поколения, о котором идет речь.

Оно смолоду ощутило себя звеном русской истории - это чувство надо было претворить в поэзию высокой судьбы, и стоит ли удивляться, что ошеломляющая тяжесть ответственности и славы не всегда оказывалась ему по плечу.

Рождественский выбрал наиболее трудный для поэта путь - лирической публицистики. В его стихах время открыто заявило о себе как часть исторического. Кровные связи настоящего с прошлым и будущим здесь не просто ощущаются, растворяясь в самой атмосфере произведения, они называются, подчеркиваются, на них ставится ударение. Лирический герой полностью сливается с личностью автора и в то же время постоянно воспринимает себя частью общего целого, сознательно стремясь выразить главные духовные запросы, опыт, порыв в будущее своих сверстников, товарищей по судьбе.

Трезвое знание, чувство личной ответственности за все худое и доброе, творящееся на родной земле, руководит поэтом. Зрелая вера наполняет его, вера в обыкновенных работящих людей, живущих рядом, истинных творцов истории, к которой поэт нередко обращается и от их имени.

Военный фильм «Семнадцать мгновений весны», вышедший на экраны в 1973 году, по праву является классикой советского кинематографа. Однако мало кто знает о том, что слова к заглавной песне этого сериала под названием «Мгновения» были написаны поэтом Робертом Рождественским. Собственно говоря, это произведение появилось несколько раньше, и автор не подозревал, что вскоре вся необъятная страна будет его цитировать. Да и смысл в так популярные ныне строки поэт вкладывал совершенно иной. Но так случилось, что именно это произведение смогло наиболее полно передать настроение фильма и стать его «визитной карточкой». Действительно, жизнь разведчика состоит из мгновений, которые впоследствии складываются в целостную картину. Однако в тот момент, когда рождались строки этого произведения, их автор думал не о великих подвигах, а о скоротечности человеческой жизни.

Мгновения

Не думай о секундах свысока.

Наступит время,

сам поймёшь, наверное, -

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

У каждого мгновенья свой резон,

свои колокола,

своя отметина.

Мгновенья раздают -

кому позор,

кому бесславье,

а кому бессмертие.

Мгновения спрессованы в года,

мгновения спрессованы в столетия.

И я не понимаю иногда,

где первое мгновенье,

где последнее.

Из крохотных мгновений соткан дождь.

Течёт с небес вода обыкновенная.

И ты, порой,

почти полжизни ждёшь,

когда оно придёт,

твоё мгновение.

Придёт оно, большое, как глоток,

глоток воды

во время зноя летнего.

А в общем,

надо просто помнить долг

от первого мгновенья

до последнего.

Не думай о секундах свысока.

Наступит время,

сам поймёшь, наверное, -

свистят они,

как пули у виска,

мгновения,

мгновения,

мгновения.

Философский смысл «Мгновений» очевиден, ведь, как тонко подметил поэт, не стоит думать «о секундах свысока». Порой достаточно одного мига, чтобы человеческая жизнь кардинально переменилась или же вовсе оборвалась. Но понять это может лишь тот, кто сам неоднократно находился на краю пропасти. Роберт Рождественский относится к числу таких людей, так как расцвет его творчества пришелся на послевоенные годы, когда за одно необдуманное слово можно было стать жертвой репрессий. Между тем, этому поэту не только удалось выжить, но и стать культовой фигурой в советской поэзии. Но какую цену за это пришлось заплатить, знает один лишь поэт. Поэтому он отмечает, что «мгновенья раздают – кому позор, кому бесславье, а кому бессмертие», намекая на то, что многие его коллеги ради славы пошли на предательство своих друзей и близких. Автор не сомневается, что рано или поздно правда все же восторжествует, и поступки людей, создающих историю, получат объективную оценку. Но при том он отмечает, что для принятия тех или иных решений и в прошлом, и в настоящем, и в будущем требуются всего лишь мгновения.

Их значение трудно переоценить, потому что они являются путеводными маяками в жизни каждого из нас. Поэтому неудивительно, что некоторые люди годами ждут, когда же наступит тот самый момент истины, откровения и свершения важных поступков. Сам же поэт считает, что специально подстраиваться под мгновения не стоит, достаточно лишь «просто помнить долг» и жить по совести. Тогда не придется сожалеть о секунда, кардинально меняющих жизнь и заставляющих каждого из нас принимать судьбоносные решения, последствия которых станут очевидными лишь спустя какое-то время.

За себя и за того парня. Из песни «За того парня» (1970), написанной композитором Марком Фрадкиным на стихи Роберта Ивановича Рождественского (1932-1994) для кинофильма «Минута молчания» (1970, режиссер Игорь Шатров):

И живу я на земле доброй

За себя и за того парня.

В декабре 1974 г. строка «За себя и за того парня» стала названием «трудового почина», с которым выступили московские комсомольцы И. Скриник и И. Бондарева в честь наступавшего 30-летнего юбилея победы СССР над фашистской Германией. Они предложили выполнять план работы за себя и за одного погибшего на войне работника своего предприятия.

А ТОГО ПАРНЯ

Я сегодня до зари встану.

По широкому пройду полю.

Что-то с памятью моей стало:

все, что было не со мной, помню.

Бьют дождинки по щекам впалым.

Для вселенной двадцать лет – мало.

Даже не был я знаком с парнем,

обещавшим: «Я вернусь, мама!..»

Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы.

И грохочет над полночью

то ли гроза, то ли эхо

прошедшей войны.

Обещает быть весна долгой.

Ждет отборного зерна пашня.

И живу я на земле доброй

за себя и за того парня.

Я от тяжести такой горблюсь.

Но иначе жить нельзя, если

все звучит во мнеего песня.

А степная трава пахнет горечью.

Молодые ветра зелены.

Просыпаемся мы.

И грохочет над полночью

то ли гроза, то ли эхо

прошедшей войны.

О чем стихотворение? Почему и какие фольклорные образы автор использует в своем стихотворении?

Рождественский стихи о любви писал так, что читатель сразу понимал, что путь к поиску настоящим чувствам всегда непрост. Один из самых первых сборников лирических произведений Роберт Иванович назвал «Все начинается с любви». Путь к любимой женщине для Роберта Ивановича был непрост, для него это был поиск смысла жизни, единственно возможного счастья и путь к себе. На литературных вечерах, Рождественский стихи о любви мог так преподать, что у всех присутствующих захватывало дух. Поэт умел вести диалог с читателем, ничего не пытался скрывать, поэтому быстро становился «своим». Рождественский стихи о любви наполнял добротой, оптимизмом и верой. Своими стихотворениями он мог рассказать о простых людях, о героях, о грандиозных свершениях и делах незначительных, плюс ко всему он никогда не стеснялся писать о чувствах.

Стоит упомянуть еще одну грань творчества Роберта Ивановича – это стихи к песням. Интересно то, что он никогда не сочинял их специально для того, чтобы они стали шлягерами, поэт даже и предположить не мог, что его рифмованные строчки так гармонично лягут на чужую музыку. Но, сам того не предполагая, Рождественский стихи о любви писал настолько искренне, что они становились за считанные мгновения популярными среди миллионов благодаря советской эстраде. Вспомнить хотя бы песню на его стихи «Позвони мне, позвони», которую спела Алла Пугачева или «Придет и к вам любовь», которую исполнила Эдита Пьеха:

Придет и к вам любовь.

Но если свысока

Привыкли вы шутить над нею,

То значит, на земле

Не жили вы пока,

И я вас от души жалею.

Придет и к вам любовь!..

Рождественский стихи о любви писал так, что в них редко просматривалась грусть, скорее он прибавлял своими произведениями читателю оптимизма и надежды в то, что настоящие чувства все-таки существуют, главное в это верить.

Всё начинается с любви...

Всё начинается с любви...

«Вначале

А я провозглашаю снова:

Всё начинается

с любви!..

Всё начинается с любви:

и озаренье,

и работа,

глаза цветов,

глаза ребёнка -

всё начинается с любви.

Всё начинается с любви.

Я это точно знаю.

даже ненависть -

сестра любви.

Всё начинается с любви:

мечта и страх,

вино и порох.

Трагедия,

и подвиг -

всё начинается с любви...

Весна шепнёт тебе:

И ты от шёпота качнёшься.

И выпрямишься.

И начнёшься.

Всё начинается с любви!

В какой форме написано стихотворение? Каким настроением оно проникнуто? Какую главную мысль пытается донести поэт? О чем говорится в этом стихотворении?

Какая бывает любовь?

«Все начинается с любви» - программное стихотворение поэта. Так назван один из лучших его сборников, вышедших в 1977 году.

И в поэмном жанре Рождественский остается верен устойчивым чертам стиля. Приемы эпического изображения поэту, в общем, не свойственны, его поэмы насквозь пронизаны патетическим лиризмом, образ автора, как правило, занимает в них почти все художественное пространство. Ораторский пафос, экспрессивная интонация определяют и размеры этих произведений - они компактны и «длятся», сколько хватает автору дыхания для непрерывного монолога, иногда усложняемого введением иных, тоже монологически выдержанных точек зрения.

Стихотворение"Эхо любви"-гимн верности. Через время и расстояние люди слышат друг друга, словно незримая нить тянется через всю Вселенную. Лейтмотив стихотворения-"Опять нас любовь за собой позвала"-говорит о вечности любви. Яркие изобразительно-выразительные средства помогают усилить эмоциональный колорит произведения. Метафоры-"Мы эхо","Мы память",олицетворения"дотронуться сердцем нетрудно" объясняют главную идею стиха-НАСТОЯЩАЯ ЛЮБОВЬ НЕ УМИРАЕТ.

ЭХО ЛЮБВИ

Покроется небо пылинками звезд,

и выгнутся ветки упруго.

Тебя я услышу за тысячу верст.

Мы - долгое эхо друг друга.

И мне до тебя, где бы ты ни была,

дотронуться сердцем нетрудно.

Опять нас любовь за собой позвала.

Мы - нежность,

Мы - нежность.

Мы - вечная нежность друг друга.

И даже в краю наползающей тьмы,

за гранью смертельного круга,

я знаю с тобой не расстанемся мы.

Мы - память,

Мы - память.

Мы - звездная память друг друга.

Евгений Александрович Евтушенко - поэт, прозаик, публицист, литературовед. Кинорежиссер. Он родился в 1933 году на станции Зима Иркутской области. Отец- геолог, был репрессирован. Евгений Евтушенко начал печатать стихи в 1949 году. Сейчас продолжает активную творческую работу не только в поэзии, но и в прозе, киноискусстве. Евтушенко-автор поэм, лирических сборников, романов («Ягодные места»,1981, « Не умирай прежде смерти»1987), сценариев («Детский сад»1983, «Похороны Сталина»1990).

Поэзия Евтушенко - это как бы кардиограмма времени, искренняя, честная. Стихи его злободневны. Он внес новое в тематику, интонацию стихов и в создание необычных корневых рифм. Его поэзия доказала, что стихи могут быть массовым видом искусства. Очевидно влияние на него поэзии В. Маяковского с ее публицистичностью и поиском новых выразительных поэтических средств. Его стихотворения – это авторские лирико-публицистические монологи, ораторские речи. Поэт умело пользуется риторическими приемами (вопросами, восклицаниями). Типичное стихотворение написано четырехстопным или пятистопным ямбом, преобладает кольцевая композиция рифмовки в четверостишии.

Е.Евтушенко говорит о противоречивости человеческой натуры:

Я разный-

Я натруженный и праздный.

Я целе - и нецелесообразный.

Я весь несовместимый,

неудобный,

застенчивый и наглый,

злой и добрый.

«Людей неинтересных в мире нет...»

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы - как истории планет.

У каждой все особое, свое,

и нет планет, похожих на нее.

А если кто-то незаметно жил

он интересен был среди людей

самой неинтересностью своей.

У каждого - свой тайный личный мир.

Есть в мире этом самый лучший миг.

Есть в мире этом самый страшный час,

но это все неведомо для нас.

И если умирает человек,

Все это забирает он с собой.

Да, остаются книги и мосты,

машины и художников холсты,

да, многому остаться суждено,

но что-то ведь уходит все равно!

Таков закон безжалостной игры.

Не люди умирают, а миры.

И про отца родного своего

мы, зная все, не знаем ничего.

Их тайные миры не возродить.

от этой невозвратности кричать.

К какому типу лирики принадлежит стихотворение? (философская. Жизнь и смерть – извечные темы философских размышлений. Лирический герой страстно пытается разобраться в окружающей его жизни и в самом себе. «Человек - это...живая загадка», - утверждал русский философ С.Н.Булгаков. В этом убеждает читателя и Е.А.Евтушенко в стихотворении «Людей неинтересных в мире нет...»)

Какова тема этого стихотворения? Неповторимость личности человека, индивидуальность мира самого простого, обычного человека. Судьба каждого человека сугубо индивидуальна и неповторима. Она так же таинственна и интересна, как история самой далекой и загадочной планеты. Об этом говорит в своем стихотворении Евгений Евтушенко. Он утверждает, что удивительна личность любого, даже, на первый взгляд, самого незаметного человека. Будничных судеб, считает поэт, нет, в каждой жизни есть мгновения счастья и трагические потрясения, скрытые от других людей.

Какие чувства испытывает лирический герой? лирический герой внимательно относится к человеку, размышляет о его внутреннем мире, судьбе. Ему интересен самый простой, обычный житель земли. Стихотворение передает грусть поэта и одновременно его восторг перед многогранностью, необъятностью человека как личности. Острой болью наполнено осознание поэтом трагической обреченности человеческой жизни.

О каком «законе безжалостной игры» размышляет лирический герой? Со смертью человека уходит всё самое сокровенное в его жизни: «и первый поцелуй, и первый бой» . Бесследно уходит даже частица тех, кто оставляет после себя на земле «памятники нерукотворные» . Исчезает человек - исчезает целый мир. Поэт подчеркивает, что человек от природы трагически одинок. Он живет среди людей, но когда умирает, оказывается, что даже самые близкие люди, в сущности, ничего о нём не знали.

Какие языковые средства использует поэт, чтобы привлечь внимание читателя к волнующей его теме? Лексические повторы, синтаксический параллелизм, риторический вопрос и риторическое восклицание, многоточия помогают почувствовать глубокую задумчивость автора и всю остроту поднятой им проблемы, возбуждают соучастие в грустном авторском размышлении.

А если кто-то незаметно жил
и с этой незаметностью дружил,
он интересен был среди людей
самой неинтерестностью своей

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег…

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?
И про отца родного своего
мы, зная всё, не знаем ничего.

Людей мы помним, грешных и земных.
А что мы знали, в сущности, о них?

Что знаем мы про братьев, про друзей,
что знаем о единственной своей?

И если умирает человек,
с ним умирает первый его снег,
и первый поцелуй, и первый бой...

Уходят люди... Их не возвратить.
Их тайные миры не возродить.
И каждый раз мне хочется опять
от этой невозвратности кричать..

К чему призывает поэт в этом стихотворении? До каких тайников человеческого сердца он хочет достучаться? Поэт призывает к внимательному и бе­режному отношению к человеку, к его ду­ховному миру, тонкости мировосприятия, к пониманию его индивидуальной ценнос­ти. Особым упреком звучат в стихотворе­нии слова о нашем поверхностном взгляде на человека, в том числе и на самого близ­кого. К сожалению, мы, зная подробности внешнего бытия своих родителей, «един­ственной своей», братьев и сестер, то есть «зная все», «не знаем ничего». Поэт хочет пробудить способность и желание читате­лей видеть и понимать в человеке скрытое за внешними событиями, научиться со­чувствовать, сопереживать, ценить истин­ное, а не только внешние проявления его личности. Какое значение имеет сравнение человека с миром («не люди умирают, а миры»)? Сравнение человека с миром высоко поднимает значение духовного начала в нем: воспринятых от предыдущих поколе­ний и сформированных в индивидуаль­ном опыте интеллектуальных, эмоцио­нальных, нравственных ценностей; чело­век - мир, планета, он имеет «тайный личный мир», который умирает вместе со смертью самого человека, несмотря на то что людям остаются творения его рук и ума. Сравнение с мирами людей говорит об огромности тех духовных ценностей, что делают человека индивидуальной лич­ностью и составляют его основное достоя­ние («самый лучший миг», «самый страш­ный час», «первый его снег», «первый по­целуй», «первый бой» - конечно, речь идет о переживаниях человека, его вос­приятии этих ситуаций, проявлении в них своих лучших качеств души и т. д.). Не­маловажно утверждение Евтушенко, что даже незаметность человека - это его цен­ность, интерес для мира и людей, его осо­бый, быть может, хрупкий душевный мир. Отметьте средства художественной вырази­тельности, использованные поэтом. Мы уже отметили яркое сравнение че­ловека с мирами и планетами. Стоит отме­тить к тому же антитезу Внешнего и внут­реннего в человеке: «мы, зная все, не знаем ничего». Эта фраза афористично заверша­ет формирование антитезы; до того проти­вопоставление накапливается благодаря перечислению признаков открытого лю­дям бытия и скрытого в самых тайниках его души (книги, мосты, машины, худож­ников холсты - страшный миг, лучший миг, первый снег, первый поцелуй).

«Я не сдаюсь, но все-таки сдаю...»

Я не сдаюсь, но все-таки сдаю,

Я в руки брать перо перестаю,

И на мои усталые уста

пугающе нисходит немота.

Но слышу я, улегшийся в постель,

Как что-то хочет рассказать метель.

И как трамваи в шуме городском

Звенят печально каждый о своем.

Пытаются шептать клочки афиш,

Пытается кричать железо крыш.

И в трубах петь пытается вода.

И так мычат беззвучно провода.

Вот также люди, если плохо им

Не могут рассказать всего другим.

Наедине с собой они молчат

Или вот так же горестно мычат.

И вот я снова за столом своим.

Я как возможность высказаться им.

А высказать других, о них скорбя

И есть возможность высказать себя.

О чем стихотворение? Какие утраты имеет в виду поэт?

После первого неудачного брака с Беллой Ахмадулиной Евгений Евтушенко больше и слышать не хотел о женитьбе. Однако судьба распорядилась иначе, и поэту предстояло еще трижды официально стать мужем талантливых, темпераментных и очень ярких женщин. Со своей второй супругой, Галиной Сокол-Лукониной, Евтушенко познакомился в 1960 году и практически сражу же посвятил ей стихотворение «Когда взошло лицо твое…». К тому моменту поэт считал себя убежденным холостяком, хотя и понимал, что по-настоящему счастливым может чувствовать себя лишь в кругу большой и дружной семьи. Поэтому знакомство с Галиной Сокол-Лукониной полностью перевернуло жизнь Евтушенко, заставило его вновь поверить в возможность личного счастья.

О том, как развивались отношения с этой женщиной на начальном этапе, очень ярко свидетельствуют следующие строчки: «Вначале понял я лишь то, что скудно все, что я имею». Затем мир предстал перед поэтом совершенно в новом обличии и засиял всеми цветами радуги. Автор еще боится признаться самому себе, что вновь встретил любовь, поэтому подменяет ее другим чувством – страхом. Он действительно боится, что это сладкое наваждение закончится, а неожиданные душевный подъем, заставляющий сердце в груди биться учащеннее, останется в прошлом. Поэт с ужасом ожидает «конца открытий, слез, восторга», но не в силах ничего предпринять, чтобы остановить мгновение нахлынувшего счастья. Евтушенко еще не осознает простой истины, что настоящая любовь дарит людям бесчисленное множество таких мгновений, которые сливаются в целую жизнь.

Пока же он выводит собственную формулу, утверждая, что «этот страх и есть любовь». И пытается лелеять оба этих чувства, которые в его сознании оказываются прочно взаимосвязанными. Автор даже придумывает новое определение своего внутреннего состояния, считая, что это – «любви небрежный страх». Он достаточно силен, и поэт понимает, что «зажат в кольцо», которое постепенно сдавливает, лишает воли и желания сопротивляться. Да и нет смысла противостоять тому, что, как убежден Евтушенко, является неизбежным. Наученный горьким опытом первого брака, поэт настраивает себя на то, что новые взаимоотношения с женщиной будут краткими. «И для меня исчезнут краски, когда зайдет твое лицо…», - предсказывает автор, даже не догадываясь о том, что его союз с этой женщиной продлится 17 лет и закончится громким разводом.

«Когда взошло твое лицо...»

Когда взошло твое лицо

над жизнью скомканной моею,

вначале понял я лишь то,

как скудно все, что я имею.

Но рощи, реки и моря

оно особо осветило

и в краски мира посвятило

непосвященного меня.

Я так боюсь, я так боюсь

конца нежданного восхода,

конца открытий, слез, восторга,

но с этим страхом не борюсь.

Я помню - этот страх

и есть любовь. Его лелею,

хотя лелеять не умею,

своей любви небрежный страж.

Я страхом этим взят в кольцо.

Мгновенья эти - знаю - кратки,

и для меня исчезнут краски,

когда зайдет твое лицо...

Свадьбы

А. Межирову

О, свадьбы в дни военные!

Обманчивый уют,

слова неоткровенные

о том, что не убьют...

Дорогой зимней, снежною,

сквозь ветер, бьющий зло,

лечу на свадьбу спешную

в соседнее село.

Походочкой расслабленной,

с чёлочкой на лбу

плясун прославленный,

в гудящую избу.

Наряженный,

взволнованный,

среди друзей,

сидит мобилизованный

растерянный жених.

с невестой - Верою.

А через пару дней

шинель наденет серую,

на фронт поедет в ней.

Землёй чужой,

не местною,

с винтовкою пойдёт,

под пулею немецкою,

быть может, упадёт.

В стакане брага пенная,

но пить её невмочь.

Быть может, ночь их первая -

последняя их ночь.

Глядит он опечаленно

и - болью всей души -

мне через стол отчаянно:

«А ну давай, пляши!»

Забыли все о выпитом,

все смотрят на меня,

и вот иду я с вывертом,

подковками звеня.

То выдам дробь,

то по полу

носки проволоку.

в ладоши хлопаю,

взлетаю к потолку.

Летят по стенкам лозунги,

что Гитлеру капут,

а у невесты

слезыньки

Уже я измочаленный,

уже едва дышу...

«Пляши!..» -

кричат отчаянно,

и я опять пляшу...

Ступни как деревянные,

когда вернусь домой,

но с новой свадьбы

являются за мной.

Едва отпущен матерью,

на свадьбы вновь гляжу

и вновь у самой скатерти

вприсядочку хожу.

Невесте горько плачется,

стоят в слезах друзья.

Мне страшно.

Мне не пляшется,

но не плясать -

В чем особенность стихотворения? Какова идея?