Где были найдены самые древние каменные орудия. Самые древние каменные орудия. Самое старое платье в мире

Для отделки стен в современных условиях используют самые качественные материалы. Некоторые из них последние современные разработки специалистов, другие более 300 лет успешно используются уже много веков.

Венецианская шпаклёвка в интерьере становится все более популярной неслучайно: благодаря такому материалу можно создать неповторимый дизайн, сочетающий элегантность, легкость и практичность. По текстуре она напоминает полированный мрамор, хотя внешний вид и зависит от выбранной технологии нанесения.

СТОИМОСТЬ РАБОТ ПО ДЕКОРАТИВНЫМ ПОКРЫТИЯМ от 100 м2
Авторский надзор БЕСПЛАТНО!

От 200 м2 Скидка от 10%.

В наличии

Фото Примеры наших работ по нанесению венецианской штукатурки

Венецианская штукатурка цена работы за м2 и стоимость нанесения с материалом

Выбирая венецианскую шпаклевку для внутренней отделки стен, нужно понимать, что это не тот тип материала, на котором можно экономить. В отличие от жидких обоев и других видов отделки, наносить венецианскую штукатурку должен только настоящий мастер, который знаком с тонкостями проведения работ, умеет правильно подготавливать составы и их применять.

Стоимость нанесения венецианской штукатурки высока, от 800 руб./м2, зато вы получаете неповторимое, поистине уникальное и роскошное оформление поверхности стен. Результат оказывается несоизмеримым с затраченными деньгами. Конечно, можно попробовать нанести материал своими руками, изучив видео или фото в интернете, но вряд ли это окажется по силам простому обывателю. Хороший мастер имеет за плечами бесценный опыт, он сумеет воплотить в жизнь все мечты, знает, как правильно наносить венецианскую штукатурку на поверхность стены.

Рис 1. Использование венецианской штукатурки. Объект Квартира на Коломенской 2016 г.

От чего зависят расценки на работу мастера?

Точную стоимость ремонта за м2 может назвать только специалист – после согласования сметы и учета всех параметров. Однако тех, кто хочет превратить свою квартиру или частный дом в произведение искусства, интересует, из каких критериев складывается окончательная цена. На стоимость за 1 м2 влияют:

  • Размеры помещения – чем большую площадь необходимо обработать, тем большие затраты предстоят владельцу. Зато от объема предоставляется хорошая скидка;
  • Сложность работы – так, создавать рисунок на колоннах и выступах труднее, чем на ровной поверхности;
  • Желаемый результат – если заказчик хочет видеть гладкий узор, цена окажется от 750 руб./м2, но если нужно создать декоративные покрытия под мрамор, стоимость увеличится практически в два раза;
  • Профессионализм мастера – новички часто занимаются демпингом, предлагая рынку дешевые услуги. Для них ваши стены станут площадкой экспериментов и местом, где можно набраться опыта. Грамотные специалисты ценят свой труд, спрос на них выше, несмотря на расценки;
  • Вид дизайна – стандартная работа обойдется дешевле, чем авторское оформление по эксклюзивному проекту. Зато такого декора точно не будет у друзей и знакомых.

Влияет на стоимость нанесения венецианки и тип используемого материала, выбранная технология, срочность проведения работ. Играет роль опытность мастера, спрос на его услуги, дополнительные условия. Если вы хотите знать, по каким расценкам выполняется , изучите прайс – здесь содержится хоть и не исчерпывающая, но полезная информация, которая станет примерным ориентиром.

Рис 2. Виды венецианской штукатурки 30 фото

Недорогая венецианка - миф или реальность?

Существует ли недорогая венецианская шпаклёвка? Экономить на этом благородном отделочном материале, как и на использовании неквалифицированных специалистов, категорически не рекомендуется. Причин тому несколько:

  • Срок эксплуатации заметно сократится – при использовании дешевых материалов и нарушении техники нанесения велика вероятность, что спустя короткий промежуток времени покрытие придет в негодность;
  • Деньги будут потрачены впустую – скорее всего, вы разочаруетесь в венецианской штукатурке и отдадите предпочтение более практичному и универсальному материалу;
  • Потратив время, силы и нервы, вы столкнетесь с такими распространенными проблемами, как срыв сроков, нарушение графика, откровенная «халтура», а иногда и мошенничество. К сожалению, именно к этим последствиям может привести желание сэкономить на труде специалистов.

В общем, недорогая отделка в квартире существует, но при подозрительно низких ценах за работу м2 стоит подумать – не покупаете ли вы «кота в мешке»? В Москве и МО стоимость ремонта у профессионалов одного уровня идентична, поэтому искать мастера, который выполнит работу дешевле не в ущерб качеству, обычно бессмысленно.

Можно ли использовать венецианку в ванной?

Мало кто знает, что наносить венецианскую штукатурку можно не только в гостиной, спальне и коридоре, но также в комнатах с высокой влажностью, включая ванну. И здесь она будет смотреться лаконично, эффектно и уместно, прослужит долгий срок при соблюдении техники нанесения.

Главное правило – нельзя отделывать стены венецианкой в зоне прямого контакта с водой, если вы не хотите заниматься постоянной уборкой известкового налета. Какие же особенности использования этого материала существуют?

  • Декорировать ванную комнату можно фактурной и венецианской штукатуркой при условии хорошей вентиляции – обязательно нужна вытяжка;
  • Технология предполагает, что сначала будет выполнено нанесение отделки на стены, потолок и пол, а затем – установлена душевая кабина. В противном случае возникнут трудности при монтаже;
  • Для ванной лучше выбрать классические рисунки и фактуры – без объема и лишних выпуклых деталей, это во многом упростит уход за поверхностью;
  • На завершающем этапе отделки стены обрабатывают воском – он выполняет защитную функцию, повышает устойчивость к влаге.

СТОИМОСТЬ РАБОТ ПО ДЕКОРАТИВНЫМ ПОКРЫТИЯМ от 100 кв.м
Авторский надзор БЕСПЛАТНО!

ОТ 200 кв.м СКИДКА от 10%. НАШИ ОБЪЕКТЫ:

Рис 3. Использование венецианской штукатурки. Объект Бутик в Москве 2017 г.

Ремонт и покраска под ключ – о работе

Техника нанесения венецианского покрытия на стены и потолки требует тщательной подготовки, немалой сноровки и опыта. На эту работу уйдет много времени, что и объясняется высокой стоимостью труда специалистов. Первоначально поверхность тщательно подготавливается:

  • Вне зависимости от материала стен, следует провести очистку от пыли, грязи, старого покрытия;
  • Шпаклёвка необходима, чтобы заделать трещины, сколы, мелкие неровности, щели и стыки. Если стены далеки от идеала, на каждый квадратный метр понадобится большой объем раствора;
  • Проводится шлифовка шпаклёвки после высыхания покрытия. Процедуру нужно повторить в зависимости от первоначальных дефектов. Необходимо сплошное шпаклевание, пока стена не будет абсолютно ровной;
  • По окончанию работ используют нулевую шкурку и удаляют остатки пыли сухой тканью. Тщательно прорабатывают каждый квадрат поверхности.

Хотя существуют штукатурки, которые могут выровнять потолки и стены, венецианка таким достоинством не обладает. Она требует высокого качества грунта, ответственного и профессионального подхода к работе, массы затраченного времени.

Подготовительный этап перед нанесением венецианской штукатурки

Подготовительный этап осложняется еще и тем, что каждый слой должен высохнуть прежде, чем мастер приступит к шлифованию. В среднем на это требуются сутки, а если климат не благоприятствует, и больше. Но когда работы завершены, наступает творческий этап – самый интересный. Специалисту предстоит решение нескольких задач:

  • Подбор материалов, отвечающих поставленной задаче. Кроме того, выбираются подходящие цвета, инструменты;
  • Обработка потолочных поверхностей наиболее кропотлива, хотя по технологии ничем не отличается от нанесения штукатурки на стену;
  • Нанесение базового слоя всплошную, работа проводится на небольших участках. Движения будут округлыми и короткими;
  • Когда первый слой высох, наносятся последующие слои, формируется декоративное покрытие. Для достижения эффекта свечения может потребоваться ведро материала на 1 кв.м. и свыше 10 дней работы;
  • Придается блеск – для этого на стену наносят специальный воск. Он бывает прозрачным, перламутровым, с разными оттенками, что позволяет добиться дополнительного результата.

Для работы мастера используют особые инструменты, хотя в быту часто применяются подручные средства – валики, пакеты, губки. Стоит ли экспериментировать? Если ваш бюджет неограничен, вы чувствуете тягу к творчеству, время не поджимает, а приглашать гостей в дом не планируется, можно испытать свои силы. В остальных случаях лучше доверить работу профессионалам.

Техники нанесения венецианской шпаклёвки

В зависимости от мастерства и таланта профи, а также ожиданий заказчика может быть выбрана одна из популярных техник нанесения венецианской штукатурки:

  • Песчаный ветер – имитирует бурю в пустыне, в дизайне преобладают золотистые, кремовые и бежевые тона;
  • Хаотичные мазки – правда, определенный порядок все же присутствуют, а движения выполняются в одном направлении;
  • Растрескивание – применяют специальный состав, который при высыхании начинает трескаться, создается эффект старины;
  • Натуральный камень – венецианка позволяет повторить фактуру малахита, мрамора, гранита.

Венецианская шпаклевка бесспорно, является идеальным материалом – качественным, долговечным, имеющим невероятный внешний вид. Ее главный минус – сложная процедура нанесения, поэтому расценка на такие работы весьма высокая. Сделать все своими руками можно, но результат будет далек от идеала. К сожалению, венецианка – очень требовательное, аристократическое покрытие, которое не терпит дурного обращения.

Постскриптум

Появление термина «венецианка» относится к эпохе Древнего Рима. Но во времена Возрождения, когда мастера смогли оценить всю прелесть этого необычного материала, он стал особенно популярен. В народе такую отделку называют «венецианка», "веницианская штукатурка" и даже "веницианка", хотя правильное и полноценное написание – «венецианская штукатурка». Не стоит путать это покрытие с декоративной и фактурной штукатуркой – несмотря на некоторое сходство, материалы имеют существенные отличия.


Рис. Использование венецианской штукатурки для колонн под мрамор


Рис. Применение штукатурки (шпатлевки) для колонн под мрамор


Рис. Штукатурки для колонны под мрамор


Рис. Штукатурка для отделки колонн под мрамор


Рис. Шпатлевка для отделки колонн под мрамор


Рис. Шпатлевка колонны под мрамор Объект Загородный коттедж


Рис. Отделка колонн венецианской штукатуркой


Рис. Отделка колонн с использование венецианских штукатурок


Рис. Венецианская декоративная штукатурка


Рис. Виды венецианских штукатурок для интерьера


Рис. Штукатурка венецианская для колонн


Рис. Штукатурки для колонн возле лестницы


Рис. Венецианка для колонн в интерьере


Рис. Виды штукатурки в интерьере с колоннами

Использовали еще древние греки и римляне. Он являлся основой при рисовании настенных фресок. Этот состав состоял из извести и тонко измельченной мраморной муки. Фрагменты этих фресок и в наше время можно увидеть в Риме. Классический вариант «венецианской» штукатурки известен еще со времен Эпохи Возрождения. Это была прозрачная штукатурка, состоящая из многих компонентов.

Венецианская штукатурка в Италии
Итальянцами в эпоху Ренессанса техника мраморирования стен была широко распространена по всей Европе. Практически в каждом европейском соборе можно увидеть белую штукатурку под мрамор. Здесь она служила основой для росписи стен.

Многие художники этого времени использовали для украшения дворцов колерованную «венецианскую» штукатурку. А Европейские дворцы и церкви и дома известных людей украшались многоцветной «венецианской» штукатуркой.

Что же такое «венецианская» штукатурка в наше время?

Венецианская штукатурка – декоративное покрытие, которым можно имитировать многие материалы: драгоценные металлы, природный камень, красное дерево. Чаще всего используется «венецианская» штукатурка под мрамор.
Время, когда стены оформлялись исключительно с использованием обоев или побелки уже позади. Благодаря современному рынку стройматериалов появилось множество вариантов для создания декора стен. Одним из таких вариантов является декоративная штукатурка. Для ее создания можно применить «венецианскую» шпаклевку. Она подходит как для отделки стен, так и потолка. Благодаря такой шпаклевке появилась возможность воплотить любые дизайнерские идеи, причем неважно, какой стиль выбран. С помощью такого покрытия можно выровнять стены и создать художественный эффект.

Декоративная штукатурка находится на лидирующем месте среди подобных отделочных материалов.

Преимущества шпаклевки

Шпаклевка является универсальным и многофункциональным материалом. Он подходит для жилых и не жилых помещений. Главное его преимущество – возможность воплотить любое дизайнерское решение. Шпаклевка хорошо сочетается с любым интерьером. С ее помощью можно придать стенам рельефную или идеально ровную поверхность. Она имеет широкий спектр цветовой гаммы. Кроме этого, при помощи такого материала ваши стены могут стать как однотонными, так и разноцветными. К тому же, такой вид отделки стен не предполагает стыки и швы – поверхность будет выглядеть идеально.

Не смотря на то, что основным преимуществом таких покрытий являются эстетические возможности, есть и другие преимущества. В сравнении с обоями и краской данный материал значительно выигрывает. Он стоек к любым внешним воздействиям. Также он долговечен. Что в особенности подходит при ремонте помещения с большой проходимостью людей (ресторан, магазин, офис). Шпаклевка не поддается выгоранию. Она может выдержать несколько десятилетий. При необходимости, покрытие с легкостью реставрируется. Можно обновить необходимые отдельные участки стен или потолков.

«Венецианская» шпаклевка – это неоднородная масса минералов, в которую добавлен связующий материал. Она обладает хорошим сцеплением с поверхностью. К тому же, у нее нет усадки, а это значит, что на стенах даже со временем не появятся трещины.

Неоспоримое достоинство «венецианской» штукатурки – ее водонепроницаемость. Ей хорошо облицовывать бассейны и помещения с повышенной влажностью. Благодаря этому качеству, здания, которые покрыты этим отделочным материалом на протяжении многих лет выглядят как новые. Кроме этого можно не беспокоиться, что при воздействии солнечных лучей штукатурка практически не выгорает.

Уход за штукатуркой

Такая отделка обладает антистатическим эффектом, это означает, что она не притягивает пыль. А ухаживать за ней очень просто. Благодаря тому, что в ее состав входит пчелиный воск, который выполняет функцию защитного слоя, она моется с помощью простых чистящих средств.

Шпаклевка и здоровье человека

Необходимо поставить акцент на том, что в отличии от многих других отделочных материалов, шпаклевка является экологически чистым продуктом. А это означает, что она не приносит вред людям, которые долгое время находятся в помещении с такой отделкой. Она не выделяет веществ вредных для организма и «способна дышать». Благодаря этим качествам, данный строительный материал не нарушает естественный микроклимат в помещении, а следовательно не оказывает вредное воздействие на здоровье человека.

Кроме того, такое покрытие не имеет запаха, оно пожаробезопасно – что очень важно.

Декоративная шпаклевка своими руками

«Венецианская» штукатурка получила свое название благодаря тому, что из простой шпаклевки можно сделать настоящий шедевр искусства. Это декоративное покрытие в действительности смотрится очень дорого. Немного попрактиковавшись, практически любой мужчина сможет научиться этому процессу. А если вы имеете опыт в отделочных работах, то у вас эта работа не вызовет никаких проблем, напротив, благодаря своему опыту, вы сможете усовершенствовать что-либо и получить неповторимый результат.


Процесс нанесения «венецианской» штукатурки

1. Выравниваем поверхность

Первым делом нужно тщательно подготовить стены, потолок или колонны к работе. Поверхность должна быть идеально чистой, ровной и сухой. Для выравнивания стен подойдет любая гипсовая штукатурная смесь. Если вы отдаете предпочтение классической штукатурке из песка и цемента, у вас есть возможность ее использовать. Но смеси на гипсовой основе гораздо лучше, они очень быстро сохнут. На высыхание поверхности хватит 1-2 дней. После чего можно приступать к следующему этапу работы.

2. Нанесение декоративной штукатурки

Теперь можно заняться процессом нанесения штукатурки. Для этого нужна «АБ-эска». Смесь разводится водой до рабочего состояния. В нашем случае она должна иметь густую консистенцию, чтобы не стекала с поверхности, но и не была слишком густой. Шпаклевка берется небольшими порциями, и делаются мазки на нужной поверхности. Рисунок может быть разным: крупным, мелким, имитирующим какой-то материал, повторяющимся. Главное, не забывать, что в процессе работы нужно периодически отходить от самой стены и оценивать насколько качественной получилась ваша работа.

Каков бы ни был ваш «рисунок», самое главное соблюдение целостности в пределах всей поверхности. В независимости от того, стена это или колонна все должно выглядеть как одно целое. Слои наносятся при помощи шпателя, очень аккуратно, слой за слоем. Каждый слой должен высохнуть. После чего его зачищают для устранения неровностей. Первый слой наносится сплошняком. Он задает основу будущему произведению. Остальные слои – отделочные. Наносятся они стальным, гибким шпателем. Теперь можно оставить все до подсыхания. Нужно подождать от одних до нескольких суток. Скорость высыхания зависит от некоторых из факторов: температуры и влажности воздуха и толщины слоя покрытия.


3. Шлифование поверхности

Приступаем к легкому шлифованию поверхности. Для этого нужна сеточка или не грубая шкурка. Чтоб не испортить уникальную структуру необходимо сглаживать только острые выступы. Самое главное – не перестараться. Теперь нужно смести пыль и прогрунтовать поверхность. Желательно использовать качественную грунтовку. Она сохнет 1-3 часа, точное время указано на упаковке.

Если вы решили оформить «венецианской» штукатуркой стены в ванной комнате, то в качестве защитного слоя рекомендуется использовать синтетический воск. Этот материал идеально защищает поверхность от влаги.

4. Лакокрасочные работы

Ваша фактурная поверхность готова. Можно приступать к лакокрасочным работам. Стена покрывается былой акриловой краской. Для того, чтобы покрасить все труднодоступные места используем валик и кисточку. Полученный белый цвет является основой нашей композиции. Очень важно дать достаточно времени для полного высыхания этого слоя.

5. Наносим колерованную краску

Можно использовать любой цвет – по вашему желанию. Есть одно правило – второй и третий слой должны отличаться по насыщенности цвета от первого. Они могут быть светлее или темнее. Так создается определенный эффект. На этом этапе нужно работать быстро и очень аккуратно. Краска наносится небольшими участками – 0,5м2, при этом она не должна успевать подсыхать. С выпуклостей фактуры нужно удалить часть цвета. Это делается без нажима с применением влажной тряпки. Легкими касающимися движениями протираем поверхность. Фактура декоративной шпаклевки проявляется при этом каким-то удивительным образом. Не забываем отходить и смотреть на свою работу со стороны. Ждем, пока краска высохнет.


Кость, растительные ткани, древесина и некоторые виды камня являлись главным сырьем для технологий человека в течение большей части его существования. Металлургия является сравнительно недавним изобретением, а каменные орудия являются основой для классификации многих доисторических культур со времени становления научной археологии. Само сырье устанавливало жесткие пределы технологических достижений человека в течение большей части истории, и эволюция обработки камня была бесконечно медленной и длилась миллионы лет. Тем не менее в итоге при изготовлении орудий люди воспользовались почти всеми возможностями, которые им давали подходящие для обработки камни (Одел - Odell, 1996).

Обработка камня

Производство каменных орудий относится к редуктивной (или субтрактивной ) технологии , потому что для обработки требуется камень, которому придается нужная форма методом отщепления. Очевидно, что чем сложнее артефакт, тем большее требуется отщепление (Суонсон - Swanson, 1975). В своей основе процесс производства орудий является линейным. Каменотес из сырья подготавливает кусок камня (нуклеус ), а затем проводит первоначальную обработку, делая несколько отщепов. Далее эти отщепы обрабатывают и заостряют в зависимости от того, какой артефакт требуется. В дальнейшем, после употребления, это орудия может быть заострено вновь или переработано для нового использования.

Принципы производства . Самым простым способом получения камня, которым можно резать или рубить, а такой инструмент был, несомненно, основным среди других, производимых доисторическими людьми, был такой: от камня отбивали кусок и пользовались получившимся в результате острым краем. Но для того, чтобы получить более специализированное орудие или такое, которое можно было бы использовать для разных целей, требовалась более сложная технология отщепления. Прежде всего, неровному или ровному куску камня можно придать нужную форму, систематически отщепляя от него кусочки с помощью другого камня. Отщепы от нуклеуса являются отходами, а нуклеус становится конечным продуктом. Сами отщепы могут также использоваться в качестве ножей с острыми краями или могут перерабатываться в другие артефакты. Многие сложные каменные индустрии развились из этого простого процесса. Древнейшие орудия были настолько простыми, что практически не отличались от разрушенных естественным образом камней (Крэбтри - D. Crabtree, 1972).

ОТКРЫТИЯ
ZINJANTHROPUS BOISEI В УЩЕЛЬЕ ОЛДУВАЙ, ТАНЗАНИЯ, ВОСТОЧНАЯ АФРИКА, 1959 ГОД

Это был жаркий день 1959 года. Ущелье Олдувай в Восточной Африке. Льюис Лики лежал в своей палатке, страдая от гриппа. В это время Мэри Лики, укрывшись солнечным зонтом, раскапывала небольшую россыпь разломанных костей животных и грубых каменных артефактов глубоко в ущелье. Часами она очищала их от сухой почвы. Неожиданно ей попалась часть верхней челюсти с зубами, настолько похожими на человеческие, что она принялась более внимательно разглядывать находку. Спустя мгновение она бросилась в свой «Лэнд Ровер» и помчалась в лагерь по ухабистой дороге. «Льюс, Льюис! - закричала она, врываясь в палатку. - Я наконец нашла Дорогого мальчика!»

Забыв о своем гриппе, Льюис вскочил на ноги, и вместе они начали раскапывать фрагментарные остатки замечательно крепкого черепа гоминида. Лики назвали его Zinjanthropus boisei («Африканский человек Бойса» - господин Бойс был одним из благотворителей их экспедиции), и сейчас его называют Australopithecus boisei.

Zinjanthropus был первым из серии ископаемых людей, найденных Мэри и Льюисом Лики в ущелье Олдувай в последующие годы. Тогда же они обнаружили человека намного более хрупкого сложения, которого они назвали Homo habilis, «человек умелый», поскольку они убедились в том, что это был первый изготовитель орудий.

Лики работали на скудные средства, пока находка Zinjanthropus не открыла им доступ к фондам Национального географического общества. После этого их замечательное открытие и последующие поиски наших древнейших предков стали международным предприятием, которое открывает намного более разнообразную картину древних предков человека, чем кто-то мог представить себе в 1959 году.

Люди каменного века выбирали в качестве сырья для своих артефактов кремень, обсидиан и другие гомогенные породы. Все эти породы разламываются предсказуемым образом, подобно стеклу. Результат можно сравнить с отверстием в оконном стекле от выстрела из пневматического оружия. Резкий удар, направленный вертикально к поверхности камня, выбивает отщеп с вершиной в точке удара. При таком методе получается конхоидальный (раковистый) разлом (рис. 11.1). Когда удар по камню наносится под углом и разлом получается конхоидальным, то отделяется отщеп. Поверхность отщепа, по которой прошел раскол, имеет характерную форму с бугорком, выступающим от поверхности камня. Он называется ударным бугорком . На нуклеусе, от которого отделился отщеп, имеется и соответствующая полость, или рубец. Ударный бугорок легко распознать не только по самой выпуклости, но и, как показано на рис. 11.2, по концентрическим кругам, которые, расширяясь, расходятся от центра - точки удара.

Такие преднамеренно сделанные человеком изломы очень отличаются от изломов, произошедших вследствие естественных причин, таких, как мороз, жара, воздействие воды, удары падающих с гор камней. Иногда и в таких случаях камни разрушаются аналогичным образом, но тогда большинство рубцов отщепа имеют нерегулярный характер, и вместо концентрических колец и ударного бугорка на поверхности остается углубление с концентрическими кольцами вокруг него.
Для того чтобы различать обработанные человеком камни от расколовшихся естественным образом, требуется большой опыт, особенно когда имеешь дело с очень древними артефактами. Наши древние предки использовали самые простые методы нанесения ударов, отделяя два или три заостренных отщепа от кусков лавы (рис. 11.3). Известны несколько противоречивых случаев с артефактами, найденными в слоях раннего ледникового периода в Европе и Африке, которые единовременны с периодами, когда гоминиды уже везде расселились. При таких обстоятельствах единственный достоверный способ удостовериться в том, что эти орудия вырублены человеком, - найти их в комплексе с окаменевшими человеческими остатками и разломанными костями животных, предпочтительно на жилом памятнике.

Методы . На рис. 11.4–11.6 показаны некоторые основные методы отщепления камня, используемые доисторическими людьми. Самым простым и самым древним методом является непосредственное раскалывание камнем-отбойником (рис. 11.4). Спустя тысячелетия человек начал изготавливать орудия, оббитые с двух сторон, такие как ашельские ручные рубила (название происходит от города Сент-Ашель на севере Франции, где они были впервые найдены). Со временем обработчики камня начали использовать кость, «мягкие» рога или деревянные молоты для обработки режущих поверхностей ручных рубил. 150 000 лет назад ручное рубило имело симметричную форму, острые твердые режущие поверхности и прекрасную отделку. По мере того, как люди становились более умелыми и более «специализированными», как, например, охотники-собиратели 100 000 лет назад, они стали разрабатывать технологии производства каменных артефактов для узкого предназначения. Они придавали нуклеусам особую форму, для того чтобы получить один или два отщепа стандартного размера и формы (рис. 11.5).

Около 35 000 лет назад обработчики камня начали использовать новую технологию, основанную на подготовке нуклеусов цилиндрической формы, от которой с помощью непрямых ударов отбойником отщеплялись длинные пластины с параллельными сторонами (рис. 11.6). Эти заготовки правильной формы затем перерабатывались в ножи, скребки и другие специализированные артефакты (рис. 11.7). Такая технология изготовления пластин имела большой успех и распространилась по всему миру. Она доказала свою эффективность. Эксперименты показали, что из сырьевого нуклеуса 6 % оставалось на истощенном нуклеусе, а 91 % ушел на изготовление 83 пригодных к употреблению пластин (Шитс и Матоу - Sheets and Muto, 1972). После отделения пластин от нуклеуса им придавалась форма с помощью множества методов. В одних случаях бок пластины ретушировали отжимом, заостряя или затупляя с помощью рога оленя или куска дерева. Иногда отщеп ретушировали отжимом другим камнем, костью или деревом, получая острую ступенчатую поверхность или резец (рис. 11.7а и б).

Отжимная ретушь стала настолько совершенной, что превратилась в наиболее распространенную технологию позднего доисторического периода, особенно в Америках (рис. 11.7в и г). Каменотес использовал маленький брусок из дерева или рога, прижимал его к рабочей стороне для получения давления на ограниченном участке и отжимал тонкий отщеп с параллельными сторонами. Постепенно такими рубцами покрывалась большая часть поверхностей орудия. Отжимная ретушь облегчает производство многих стандартных орудий с чрезвычайно эффективными рабочими кромками в течение сравнительно короткого периода времени. В Азии, Европе и многих частях Африки из маленьких пластин делали так называемые микролиты - крохотные наконечники для стрел, зубцы и тесла. Часто их изготавливали с помощью характерной техники надсечения (см. рис. 10.4). Вариант этой техники появился в Арктической Америке и Австралии, где из маленьких нуклеусов производили крохотные микролезвия или маленькие ножи. Более поздние технологии производства пластин позволяли получать намного больше орудий на единицу веса, чем предыдущие технологии. В позднем каменном веке человек шлифовал и полировал камень, если требовалось острое и долговечное лезвие. Он заострял режущие кромки с помощью грубого отщепления и последующей трудоемкой шлифовкой о более твердую породу, такую как песчаник. Современные опыты продемонстрировали высокую эффективность отшлифованных каменных топоров при валке лесных деревьев. При этом их рабочая поверхность затупляется медленнее, чем у топоров, изготовленных просто методом отщепления (Таунсенд - W H. Townsend, 1969). Шлифованные каменные топоры сыграли важную роль во многих древних земледельческих сообществах в Европе, Азии, Центральной Америке и умеренных поясах Северной Америки. В Новой Гвинее ими пользовались еще 28 000 лет назад, а в Меланезии и Полинезии ими вырубали необходимые для рыболовства и торговли каноэ (Уайт и О’Коннел - J. White and O’Connell, 1982).

ПРАКТИКА АРХЕОЛОГИИ
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПЛАСТИН
ШВЕЙЦАРСКИЙ АРМЕЙСКИЙ НОЖ ЭПОХИ ПОЗДНЕГО ЛЕДНИКОВОГО ПЕРИОДА

Ярко-красный швейцарский армейский нож - обычная вещь в кармане путешественников во всем мире. Его назначение не ограничивается резкой и открыванием бутылок, в некоторых видах ножа имеются ножницы, пинцеты, отвертки, пилочка для ногтей, зубочистка, штопор и многое другое. Я принимал пищу с помощью этого замечательного ножа, вытаскивал колючки, сращивал концы тросов на море и даже сшивал кожи. Все это благодаря тому, что швейцарский армейский нож в основе своей является шарнирно-поворотной базой со всякого рода приделанными к ней инструментами.

В технологии пластин позднего ледникового периода был свой швейцарский нож - тщательно обработанная для получения определенной формы конкреция мелкозернистой породы, из которой обработчик камня отбивал многочисленные пластины с параллельными краями (рис. 11.8). Носите с собой нуклеус, словно перочинный нож, и тогда вы сможете в любой момент изготовить нужный инструмент из камня. Ассортимент каменных предметов позднего ледникового периода был широким - наконечники для копий, режущие инструменты, орудия для обработки дерева, такие как криволинейный струг, и, что наиболее важно, резец, лезвие с режущей фаской на конце, который открыл новые возможности артефактов.

Резцом можно было обрабатывать внешнюю твердую оболочку рога оленя и изготавливать из него рыболовные гарпуны и наконечники для копий (см. рис. 11.8). Более крупные фрагменты рога превращались в приспособления для метания копья, которые позволяли бросать их дальше, в правила для ремней и многие другие артефакты для специальных нужд. Самое важное - это то, что тонкие резцы и буравы дали возможность получить первые иглы с ушками, позволившие шить одежды, что было необходимо для выживания в длинные зимы с температурой воздуха ниже нуля

Все это технологическое мастерство вышло из простой технологии изготовления пластин, которая, как швейцарский армейский нож, дает дорогу бесконечным инновациям и изобретениям.

Эта технология получения резцов и обработки рога оленя существовала долго и после ледникового периода и оставалась основным орудием в сообществах охотников-собирателей Европы до 7000 года до н. э. К этому времени технологии обработки камня были столь утонченными, что обработчики камня пользовались намного меньшими нуклеусами для получения из них небольших микролезвий, которые разламывались и затем часто вставлялись в деревянные ручки для использования в качестве острия для стрел и в других целях.

Специалисты по камню до сего дня шлифуют камень, особенно кремень для кремниевых ружей. Производство кремниевых ружей процветало в XX веке в Англии и во Франции, и они до сих пор используются на охоте в Анголе, Африка.

Анализ каменных орудий

Анализ камня . Анализ камня - термин, используемый для описания изучения каменных технологий. В первых попытках анализировать каменные орудия использовались законченные орудия, или «типичные окаменелости», и считалось, что они представляют различные культуры. По мере того как в употребление входили более современные типологические методы, этот подход «типичных окаменелостей» постепенно сдал свои позиции. В новых методах названия четко определенным типам артефактов давались в соответствии с их формой, размерами и предположительным употреблением, например ашельское ручное рубило и мустьерское скребло, названное так по названию деревни Ле Мустье во Франции (см. рис. 11.7а). Этот подход привел, подобно предыдущей концепции типичных ископаемых, к поискам совершенных, типичных артефактов. Многие функциональные ярлыки, такие как «наконечник метательного орудия», по-прежнему употребляются при современных исследованиях каменных орудий, но являются не более чем генерализированным описанием формы артефакта. Функциональный анализ такого рода достиг высокой стадии развития в Западной Европе, где было обнаружено небывалое многообразие орудий каменного века. Как и в случае с артефактами других форм, недавние классификации касаются анализа, основанного на атрибутах, способных пролить свет на технологии их производства или функции.

В последние годы центр внимания анализа камня резко сместился от поглощенности готовыми орудиями к более широкому интересу к доисторическим каменным технологиям в контексте деятельности человека. Современное изучение каменных технологий полагается на синтез нескольких подходов, которые фокусируют свое внимание как на процессы производства артефактов, так и на сами артефакты.

Анализ остатков производства . Изготовление любого артефакта из камня является результатом последовательности преобразований , то есть серии последовательных шагов, которые начинаются с выбора нуклеуса из мелкозернистой породы и заканчиваются готовым артефактом. Реконструкция этих преобразований является одним из методов, с помощью которого археологи могут понять процесс производства в доисторические эпохи.

Производство каменных орудий в древности можно реконструировать несколькими путями: информацию можно получить, изучая рубцы отщепов, ударные площадки, размеры отщепов и пластин и даже очевидные и неочевидные ошибки, допущенные древними мастерами. Например, удар по не верно выбранной точке на тщательно подготовленном нуклеусе разрушает его определенным образом, который может легко распознать человек, знакомый с каменными технологиями. Большинство этапов производства каменного орудия можно распознать при изучении готовых артефактов, нуклеусов и остатков производства. При пристальном изучении остатков производства специалист по каменным технологиям может отделить первичные отщепы, полученные при грубом обтесывании нуклеуса, от более тонких, которые отделялись при подготовке ударной площадки на верхней или боковых сторонах нуклеуса. Кроме того, имеется то, на что была нацелена вся предварительная обработка, - заготовки артефактов, вырубленные из нуклеуса. И наконец, имеются отщепы тонкой ретуши, получившиеся при изготовлении из заготовки наконечника, скребка или иного орудия (Салливэн и Розен - A. Sullivan and Rozen, 1985).

Экспериментальные работы . Эксперименты по производству каменных орудий археологи проводят с XIX века. Сегодня во многих археологических лабораториях слышны звуки ударов - специалисты пытаются изготовить орудия из камня и воспроизвести древние технологии (Фленникен - Flenniken, 1984). Экспериментальные работы начались с общих попыток сравнить методы изготовления каменных орудий существующих народов, например австралийских аборигенов, с аналогичными методами доисторических культур. Современные экспериментаторы восстанавливают доисторические технологии с помощью как опытов, так и этнографических исследований (Суонсон - Swanson, 1975). В центре внимания недавних исследований находится изучение последовательности изготовления артефакта и исследование памятников-каменоломен. При этом пытаются реконструировать модели доисторической торговли обсидианом и другими породами, что может помочь найти их источник (глава 16) (Торренс - Torrence, 1986) и лучше понять связь между деятельностью человека и каменными технологиями (Эриксон и Перди - Ericson and Purdy, 1984). Существует и другая сторона экспериментов с каменными технологиями. Отщепы из обсидиана и их режущие кромки настолько остры, что они широко используются современными хирургами-офтальмологами, которые говорят, что такие инструменты лучше стальных.

Петрологические анализы . Петрологический анализ с большим успехом применялся для пород, из которых были сделаны каменные орудия, особенно матированные каменные топоры в Европе. Петрология - наука о камне (от греч. petros - камень). При таком анализе подготавливается тонкие поперечное сечение топора и изучается с помощью микроскопа. Таким образом, можно идентифицировать минералы в породе и сравнить их с другими карьерами-памятниками (Эриксон и Пёрди - Ericson and Purdy, 1984). При использовании такого подхода большого успеха добились британские археологи, идентифицировав более двадцати источников камня для пластин топоров (Брэдли и Эдмондз - Bradley and Edmonds, 1993). А в Юго-Западной Азии и Центральной Америке, где была широко распространена торговля вулканическими породами из нескольких карьеров, получили замечательные результаты при спектрографическом анализе отчетливых остаточных элементов в обсидиане (Торренс - Torrence, 1986) (глава 16).

Реконструкция . Посмотрите на человека, изготавливающего каменные орудия. Окажется, что он сидит посередине постоянно накапливающихся отходов - обломки, отщепы, ненужные нуклеусы, камни-отбойники. То же было и с древними обработчиками камня, сотни, если не тысячи маленьких фрагментов - отходы и побочные продукты каменного производства скрыты на памятниках любого возраста. Очень важную информацию о каменных технологиях получают при тщательном изучении остатков производства в тех местах, где работали древние ремесленники. Эти остатки пытаются сложить вместе и шаг за шагом восстановить процессы производства, и это называется реконструкцией .

Реконструкция испытывает на терпение и выдержку даже самых старательных археологов, но может дать замечательные результаты. На памятнике Меер II (Meer II) в северной части Бельгии, возраст которого составляет 9000 лет, археологи Дэниел Кээн и Лоуренс Кили совместили анализ изношенности режущей кромки с реконструкцией для воссоздания захватывающего сценария. Они использовали данные о трех левовращающихся бурах, для того чтобы показать, как мастер-правша покинул поселение и изготовил несколько орудий, используя подготовленные и принесенные с собой пластины и нуклеусы. Позднее к нему присоединился мастер-левша и из заранее приготовленного нуклеуса отколол несколько пластин, из которых сделал орудия. Такого рода подробные реконструкции часто невозможны, но у них то преимущество, что модификация артефакта, обнаруженного в археологическом материале, может интерпретироваться с чрезвычайной точностью, потому что реконструкция показывает, что никакие изменения не затронули факт, выявленный в археологическом материале.

Иногда специалисты по камню прослеживают движение отдельных фрагментов или нуклеусов по горизонтали памятника, такой процесс требует даже больше терпения, чем простая реконструкция. Такая процедура обладает большой ценностью при реконструкции функций отдельных мест в, скажем, пещерном укрытии (a rock shelter site), где обработчик камня мог изготовлять орудия в одном месте, а затем перенести нуклеус к соседнему очагу и обработать другую пластину для совершенно иного назначения. Такой подход хорошо срабатывает на палеоиндейских памятниках фолсом в Великой равнине, где проводили такую реконструкцию и где отдельные отщепы, найденные от их нуклеусов на расстоянии 3,6 метра, хорошо подходили к своим нуклеусам.

Анализ использования и износа . Анализ использования и износа включает в себя как микроскопическое исследование рабочих поверхностей артефакта, так и опыты по использованию каменных орудий, для того чтобы попытаться интерпретировать характерные царапины и изменения блеска рабочих поверхностей, полученных в результате использования орудий (Хейден - Hayden, 1979; Кили - Keeley, 1980). Многие исследователи проводили эксперименты как с низким, так и с сильным увеличением, и теперь они могут со значительной степенью уверенности различать износ полировки, связанный с взаимодействием с различными материалами - с деревом, костью и кожей (Филипс - Phillips, 1988; Вогэн - Vaughan, 1985). Сейчас эта методика является достаточно надежной и позволяет утверждать, использовалось ли данное орудие для обработки дерева, нарезки овощей, отделения мяса от костей. Но сравнительно немного археологов имеют соответствующую подготовку для работы с микроскопами и фотографическими методами, необходимыми для анализа износа. Изучение Кээном и Кили каменных орудий из памятника Меер II в Бельгии показало, что два человека пользовались изготовленными ими орудиями для сверления и резьбы по кости. В подобных случаях анализ износа орудия дает захватывающие возможности для изучения действий отдельных обработчиков камня тысячи лет назад. Имеется множество образцов отличительных структур микроизноса, среди них полировки, которые можно идентифицировать с помощью сильных микроскопов. Один из примеров - кремниевый серп, которым пользовались при сборе урожая диких и культурных трав. Такое использование часто дает блеск, вызванный наличием двуокиси кремния в стеблях трав.

Марвин Кэй из Университета штата Арканзас пользуется трехмерной оптикой марки Номарски, которая позволяет изучать поверхности артефактов с помощью поляризованного света разного цвета и фокусироваться на полировках и микроскопических бороздках, которые появились в результате не только крепления наконечников, но и ударов по голове животного. Оптика Номарски позволяет также различать такие использования орудия, как разделка туш или обработка дерева. Кэй сравнивает износ доисторических артефактов с результатами современных опытов, когда копиями артефактов обрабатывают кости слонов и других животных. Он, например, обнаружил, что наконечники кловис из Северной Америки имею микроцарапины возле основания, которые возникают, когда острие абсорбирует ударную волну во время охоты. И не только это. Имеются явные признаки того, что многие наконечники, когда их уже было бесполезно использовать в этом качестве, перерабатывались и использовались вновь, часто в качестве ножей. Методология Кэя настолько совершенна, что он может обнаружить даже следы сглаживания на таких твердых камнях, как кварц, сглаживания, получившегося в результате использования для разделки туш. Это исследование позволит археологам восстанавливать истории отдельных артефактов в рамках крупномасштабных анализов деятельности человека на археологических памятниках (Кэй - Kay, 1996, 2000). Важным моментом в анализе камня является не просто изучение самих орудий, но понимание того, что эти орудия означают в плане деятельности человека. Новые многосторонние подходы к анализу камня дают реальный шанс, что такой анализ износа даст четкие методы классификации каменных орудий с точки зрения из первоначальных функций.