Методы работы психолога со страхами. Как психологи работают со страхами. Откуда берутся страхи

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо. А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:"Пошел вон, ты нам не нужен". Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники.

Страхи - наши верные защитники.

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге. Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности».

Видеоуроки по математике.

Так вот, наши страхи - это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит "отдавать его под суд", а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится?

Подружимся со своими страхами.

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх - это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным. Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе. Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: "Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!" Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью. Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им. Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз.

Убираем причины возникновения страхов.

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни. Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны. Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений. Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять.

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо!
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую!
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков , потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого. Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию. Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника "диггинг" или "раскопка" помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:"Тааккк!", оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал "тиранить": "Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, - ты у меня получишь!!!" В процессе такой тирады он сам себя "накручивал", "заводил", начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.)
  • Люди (начальство) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность - небольшая пауза - Ммм... Просто понимают ли это родители моих учеников?

Тут сразу "вылазят" на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам.

Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Ммм... Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно "поверхностная" раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое. Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему.

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать "консультация" и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Медитация "Башня"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.

Работа со страхами предполагает сложный комплекс действий человека, направленных на проработку собственной боязни с целью уменьшения ее влияния на чувства и действия индивида.

От того, насколько результативно осваиваются отдельным человеком методы, техники и упражнения по управлению страхом, зависит успех на пути его преодоления.

Психокоррекция и фобии

Самоусовершенствованию человека в борьбе со страхами способствует психокоррекционная работа. Ее специфика и содержание зависит от конкретных факторов:

  • вида отдельной фобии (с чем именно она связана; с каким явлением внешнего или внутреннего мира личности; насколько сильно проявляется глубина ее воздействия);
  • особенностей психики индивида (сила-слабость нервной системы, отличительные признаки характера, специфические черты темперамента);
  • окружающей социальной и физической среды (насколько она благоприятна в противостоянии страху или в поддержании его пагубного влияния);
  • мотивации индивида в преодолении боязни (ее сила или слабость, успешность достижений в противоборстве фобии и пр.).

Работа со страхами

Столкновение с фобией чаще бывает неожиданным, что приводит к отсутствию сил и возможностей человека с ней адекватно бороться.

В подобной ситуации весьма выручит предварительная психологическая работа со страхами, предполагающая:

  • активное противостояние самому чувству страха;
  • извлечение пользы из сложившихся обстоятельств.

У взрослых

Сознание взрослого человека формируется постепенно, но не всегда в позитивном и рациональном русле.

При возникновении фобических нарушений, конструктивная реакция на чувство страха должна состоять из 4 психологических механизмов:

1. «Подключение сознания». Предполагает процесс осознания индивидом собственного страха и его характерных признаков. Мысль о том, что страх и его проявление – обыденная реакция, свидетельствующая (и предупреждающая) об опасных обстоятельствах, должна быть превалирующей.

Необходимо четко определить и характеристики опасности:

  • ее реальность или необоснованность;
  • ее вероятностные показатели и последствия;
  • как следует реагировать на опасность и какие навыки (багаж знаний и умений) имеются у человека для работы с ней;
  • необходима ли помощь – со стороны или с точки зрения внутренних резервов психики.

2. Предварительное настраивание . Опережая сознание, подходящий настрой на страшащую ситуацию создает фундамент для конструктивного реагирования. Помогает что-либо: эмоциональная накачка личности «для куража», расстановка жизненных приоритетов и ценностей, привязка к позитивным моментам. Позитивно влияет даже элементарное перефразирование фобической терминологии. «Страх» меняем на «волнение», «борьбу» на «преодоление» и т.п.

3. Действование . Производя какие-либо манипуляции и действия в ходе фобии, человек познает мир «я и мой страх». На практике реализуется настрой на ситуацию, что можно сравнить с телефонным звонком: мы можем бесконечно слушать звук телефона, но так и не узнаем, кто звонил, не совершив элементарного действия – поднятия трубки.

4. Предвидение как прогнозирование результатов и последствий . В определенном роде предвидение должно опережать как осознание, так и настрой или действие. Предваряя опасную ситуацию, человек рассматривает всякий результат в качестве положительного исхода. Заведомо планируя развитие «неудач», есть возможность их предотвратить или извлечь необходимый урок.

У детей

Детский возраст характеризуется почти полным отсутствием рационального подхода к собственным боязням, тревогам и опасениям. В первые годы своей жизни (5-6 лет) ребенок во многом зависим от семейного круга – и эмоционально, и энергетически.

Именно в семье происходит формирование мировоззрения, ценностей и поведенческих установок, а также страхов или общих предпосылок для их зарождения.

Большое влияние на преодоление боязни чего-либо в данном возрасте имеют родители. Важными механизмами при этом будут:

  • разговор с ребенком в форме пояснения (что откуда берется, почему не стоит бояться и т.д.);
  • совместные действия по освоению действительности (если ребенка пугает что-то, именно авторитетный родитель собственным примером, в общих с ребенком действиях способен оказать влияние на преодоление страха);
  • переключение внимания (игровые действия, интересные события и предметы способны уменьшить устрашающие впечатления и эмоции).

У детей младшего школьного возраста страхи могут характеризоваться большей глубиной и силой, нежели в ранние годы развития (когда страх вызывает что-либо неизведанное или новое).

Эти годы характеризуются:

  • окончательным формированием самосознания (познания себя и своих страхов);
  • трансформированием тревог и боязней (их переход в сознание и возрастающее влияние на поведение младшего школьника и его общий эмоциональный фон);
  • наличием инстинктивных страхов , связанных с самосохранением, и началом возникновения социальных боязней («школьных страхов»: опоздать, заработать не ту оценку и прочее).

Методика работы со страхами использует подходы, присущие раннему возрасту, но акцент сдвигается в сторону осознания и понимания, формирования позитивного восприятия и положительных эмоций.

У подростков развитие и проявление фобий связано с переходным возрастом. Здесь активизируются психологические механизмы, связанные с социальным статусом, потому и страхи специфичны:

  • плохо выглядеть в глазах сверстников (окружающих людей вообще);
  • боязнь неудачи (при написании годовых контрольных, сдаче экзаменов);
  • страхи коммуникативного порядка (одиночества, потери общего языка с товарищами, их безразличия, выступления перед большим количеством слушателей);
  • опасения более глобального характера (потери близких, здоровья, жизни).

В подростковом возрасте можно применять техники проработки страха, позитивно зарекомендовавшие себя при использовании – как для взрослых, так и для детей. Об этом пойдет речь дальше.

Упражнения

Приемы, помогающие достигнуть эффективных результатов в работе со страхами, можно распределить как минимум на 2 автономные группы:

1. Физиологические приемы . Основаны на механизмах деятельности организма человека с точки зрения физиологии: в ходе переживания фобии, организмом вырабатывается адреналин, который обязательно должен израсходоваться – лучше, на работу мышц.

Здесь возможны разновидности упражнений:

  • физические – отжимания и приседания, прыжки и бег по ступенькам, если находимся в общественном месте, достаточным будет напрягать и расслаблять мышцы – главным является сброс внутреннего напряжения;
  • тренировка осанки – упражнение направлено на сброс мышечных зажимов, приобретение внутренней уверенности в себе (нужно стать прямо, расправить плечи, втянуть живот и распрямить спину, колени – приосаниться, затем – представить, что сбрасываем «мешок с плеч», ощутить себя и свои конечности в этой позе);
  • упражнения на дыхание – тоже способствуют снятию излишнего напряжения и зажимов в теле (медитация – как один из вариантов сосредоточения на дыхательной процедуре, когда ритмично чередуется вдох, пауза и выдох).

2. Психологические упражнения. Их разновидностей и вариантов просто невозможно перечислить. Общая же направленность – обратить внимание на механизмы психических действий и операций, способствующих снижению тревожности человека, снятию фиксации на отрицательных эмоциях, навязчивости.

Можно остановиться на 2-х универсальных подходах:

  • арт-терапия;
  • гештальт-терапия.


Арт-терапия

Психология проработки страхов или фобий, воздействуя на них через искусство с целью преодоления, основана на простой закономерности: страх можно победить, работая с ним символично (как с конкретным символом) – нарисовав его, изобразив его с помощью действий, составив его из деталей и т.п. Здесь задействуется особенный терапевтический механизм – творческая деятельность.

Несколько примеров упражнений:

  • рисование страха – абстракция : на листке бумаги предлагается изобразить свой страх – с помощью линий и оттенков, рисунок должен быть абстрактным, затем необходимо подробно прокомментировать каждую деталь и ее значение;
  • рисование страха – материализация : страх изображается на бумаге в произвольной форме, затем с творением необходимо сделать разрушающее действие – смять и выбросить, порвать, сжечь, уничтожить другим произвольным методом;
  • игровая процедура – «кинопробы » (может использоваться не только для детей, но и для взрослых): придумывается сценарий, где существует главный герой – победитель страха; сам страх (в виде отрицательного персонажа) и прочие роли, помогающие изобразить победоносный сюжет – предлагается разыграть сценку, исполняя каждую роль поочередно;
  • нить повествования : берется клубок толстых ниток или бечевки; придумывается начало истории – например, о ребенке Коле, умном и добром, у которого вроде и все в порядке, но есть страх… – на этом клубок передается ребенку (конец нити остается в руках родителя), он должен рассказать о страхе и продолжить историю, передав клубок назад; повествование (передача клубка) продолжается до логического конца, где страх перестает быть устрашающим.

В гештальте

Гештальт-терапевтическое направление в психологии отличает особый подход к ситуации страхов и фобий. Чувства и эмоции должны интегрировать внешний и внутренний мир человека в единое целое – гештальт.

Нарушением целостности считаются любые несоответствия, например, между чувствами и действиями человека – как в случае навязчивой боязни.

Упражнения для снижения влияния фобии в гештальт-терапии:

  1. Фигура и фон – восприятие фобии . Страх и сопровождающие его обстоятельства как бы меняются местами, перефразируются. Например: «я боюсь людей (смерти, пауков)…» переходит в «во мне присутствует страх…» и как итог «у меня рождается непонятный страх, не зависящий от моей воли…». Таким образом, происходит осознание специфики страха как целостного процесса, его влияния на жизнедеятельность личности, меняются акценты и личностные приоритеты.
  2. «Игра в самобичевание» – объединение полярностей (противоположностей). В каждом человеке существуют амбивалентные (противоречивые) чувства и эмоции. Их не нужно противопоставлять – они являются целостным продолжением друг друга. Страх предполагает смелость – человек одновременно может иметь в себе и то, и другое. Их и нужно интегрировать: можно построить диалог с обоснованными аргументами одной и другой стороны – страха и смелости (мне нужен страх, чтобы…, мне нужна смелость для…).
  3. Сосредоточение «здесь и теперь» . Переживая страх, индивид ставит перед собой Цель – как можно точнее и ярче осознать настоящий момент. Не следует думать о прошлом и будущем, о ком-то приятном или неприятном. Надо уделить максимум внимания настоящему моменту: физическим ощущениям – внутренним и внешним, а также чувствам и мыслям. Упражнение позволяет работать с пониманием особенностей собственного страха, испытать единение с самим собой.

Техник, методик, методов и технологий работы со страхами существует довольно большое количество. Все они отличаются своими специфическими особенностями и не являются универсальными для каждого отдельного человека с фобией.

Исходя из этого, средства по противоборству страхам должно выбираться человеком индивидуально, в зависимости от особенностей фобии и личностно-психологических характеристик.

Видео: Техника арт-терапии

Что происходит на психотерапии при «лечении» фобических состояний.

Итак, первым шагом является прояснение ваших отношений к своему страху, возможности его испытывать, а также внутренних установок, влияющих на проявление страхов. В результате вы переходите от высказываний типа «у меня есть этот дурацкий страх, от которого я никак не могу избавиться» к «я боюсь, но не понимаю, чего я боюсь и почему и хотел бы это выяснить» и можно переходить к следующему этапу работы.

Этот шаг заключается в том, чтобы определить содержание страхов. Разберем это на примере наиболее распространенного страха — «социофобии». Клиенты обычно говорят о том, что они боятся выступать на людях или даже вообще боятся общаться с людьми, особенно незнакомыми. При этом они «понимают, что в этом нет ничего страшного, но не могут с собой ничего поделать».

Принятие клиентом того, что в этом страхе может быть рациональное зерно, позволяет выяснить, что страх связан, с представлением об окружающих, как о критичных и осуждающих. А его страх выступления или общения на самом деле является страхом, осуждения или отвержения. Дальнейшее прояснение может привести к тому, что окажется, что у клиента фигура осуждающего объединена с поддерживающей и одобряющей фигурой. Т.е. клиент на самом деле испытывает два страха: «быть осужденным или отвергнутым» и «не получить поддержки и одобрения», соответствующие двум потребностям «избежать отвержения» и «получить поддержку». Чем больше страхов удастся выявить, тем лучше, т.к. это позволяет разделить стоящие за ними потребности. Субъективно это обычно сопровождается уменьшением интенсивности чувства страха у клиента.

Психолог для женщин - бесплатно

Тут так же задействована такая психическая защита как проекция. Проекция также лежит в основе степени ощущения опасности, пугающей фигуры. Т.е. проецируются неприемлемые, или пугающие качества самого клиента или опасному объекту приписываются те действия, которые клиент хотел бы сам совершить или неосознанно совершает. Типичным примером первого варианта могу быть страхи различных животных.

Например, страх собак, или пауков. В этом случае, когда мы расспрашиваем о том, какими качествами обладает пугающее существо, «какое оно» мы получаем четкое описание (собака — злая, агрессивная, может укусить, наброситься, непредсказуемая и т.д.), которое при «примеривании» на себя, вызывает у клиента оживление, либо в виде радости, либо страха, смущения, стыда (например, если проецирование связано с запрещающей что-то установкой). Надо иметь в виду, что такие проекции могут быть достаточно хорошо замаскированными, и приходится тратить много усилий, чтобы их выделить. Так страх заболеть, может быть связан со страхом быть больным, слабым, нуждающимся в ком-то.

Либо психотерапевт идет по другому сценарию:

Психотерапевт просит вас в меньшей степени акцентироваться на качествах фигуры «того, чего/кого боятся» и в большей — на ее действиях.

Например, при страхе высоты, клиент может бояться того, что ему захочется спрыгнуть вниз. Предлагая клиенту представить такого себя, которому может захотеться спрыгнуть вниз, и уточняя, зачем ему это может понадобиться, можно получить в ответ, что этому человеку просто хочется взлететь, почувствовать себя абсолютно свободным, способным на все, ничем не ограниченным и это как раз то, чего клиент не позволяет себе в жизни.

Как попасть на прием к психологу - бесплатно

Следующий важный этап исследования в психотерапии страхов и фобий– это взаимоотношения с пугающей фигурой. Часто можно столкнуться с тем, что даже после присвоения проекции (описание смотрите выше) вы все равно испытываете страх, т.к опасность остается и у вас нет средств, чтобы с ней справиться или эти средства блокированы.

Например, прояснение страха агрессивных людей (пьяных, хулиганов и т.п.), часто приводит к тому, что клиент либо не знает, как можно защититься от нападения, либо боится это делать, т.к. неуверенно себя чувствует с собственной, обретенной агрессией и боится повредить другому сильнее, чем хотелось бы, или даже убить. Здесь дальнейшая работа может быть связана с поиском различных вариантов защиты от опасностей и их освоением.

И, наконец, последний этап психотерапии наступает тогда, когда выясняется, что опасность перестает быть вашей проекцией, а средства предохранения от нее не дают абсолютного результата. Это касается страха смерти, утраты и других неизбежных составляющих нашей жизни, способности защищаться от которых ограничены. Здесь работа может сводиться к принятию собственного бессилия и ограничений, или наличия выбора рисковать и подвергаться опасности или нет.

Этим может завершаться, например, работа над страхом полета на самолетах, когда вы осознаете, что его страх погибнуть может иметь реальные основания и он действительно рискует, садясь в самолет, как, впрочем, и не садясь в него, или , когда вы понимаете, что любые отношения, помимо радости и удовольствия влекут за собой и возможность потери и можно только выбирать «иметь или не иметь».

Кабинет психолога - бесплатно

Таким образом проходит и психотерапия при страха и фобиях. Сегодня мы чуть-чуть приоткрыли дверь в то, как происходит психотерапия. Надеемся, что мы хотя бы немного сформировали у вас осознание важности обращения именно за консультацией или психотерапией, если у вас присутствуют страхи и фобии. Хватит ждать и жить в собственной тюрьме, где охранники - ваши страхи и фобии. Помилование можете вынести только вы, имея опытного «адвоката»- психотерапевта.

Страх - извечный и постоянный спутник нашей жизни. Каждый день без преувеличения мы встречаемся с сотнями мелких и крупных страхов. В обычной жизни человек умудряется сосуществовать со своими страхами: какие-то подавить, каких-то избегать, с какими-то смириться. Но стоит только ему попытаться хоть немного изменить свою жизнь, как тут же вся грязь начинает лезть наружу. В том числе и не проявленные ранее страхи. По-другому и не может быть: если ты заявляешь, что являешься истинным хозяином своей жизни, Мир тут же предлагает тебе доказать это на деле и организует встречу с «темной стороной».

Ситуация классическая. Еще Дон Хуан говорил, что первый враг человека знания - страх. Впрочем, часто человек совершенно не готов к столкновению с этим врагом. В основном, потому что представления об этом вопросе у человека сумбурные и запутанные, и он смутно представляет себе, что означает фраза «бороться со страхом».

Так и я в свое время, прочитав об этом «враге человека знания» у Кастанеды, совершенно неправильно понял, о чем идет речь. Я думал, Кастанеда имеет в виду страх магического мира. Конечно, в книгах он красочно описал разные мистические силы пустыни, союзников, устрашающих магов - есть, от чего испугаться. Только много позже я понял, что Дон Хуан говорил в первую очередь об обычных страхах нашей повседневной жизни, так как именно они являются основным нашим препятствием.

Поэтому, например, когда я говорю о страхе изменений, я вовсе не имею в виду высокодуховные перемены, достигнутые в состоянии экстатической медитации. Все намного проще - это может быть страх, связанный со сменой места работы или опасение опоздать на встречу потому, что Вы решили выбрать сегодня новый маршрут.

Вернемся к учению Кастанеды. Там говорится, что страх побеждается трезвостью. Поэтому, чтобы разобраться со страхами, нам необходимо внести побольше ясности в этот вопрос. В первую очередь, нужно четко различать присущий и надуманный страх. Присущий страх - это врожденный инстинкт самосохранения, который характерен для всех существ, живущих на этой Планете. Несомненно, придет время разобраться и с этим типом страха, а пока оставим его в стороне. Отметим только один момент - этот страх не должен повергать нас в панику и заставлять действовать необдуманно. Скорее, сила присущего страха должна использоваться нами, как трамплин к достижению максимальной осторожности и осознанности.

Надуманный страх - это любой страх, вызванный недостатком знаний, или отсутствием трезвости. Потому и говорят, что трезвость побеждает страх. Я утверждаю, что любой надуманный страх - это страх неизвестного. Как только неизвестное становится познанным, страх исчезает.

Например, сегодня Вам предстоит читать доклад перед большой аудиторией. Допустим, до этого у Вас не было опыта подобных выступлений - в этом случае, вы будете испытывать страх предстоящего события, хотя у Вас было достаточно времени на подготовку и текст доклада Вы выучили наизусть.

Но - удивительная вещь - стоит Вам спокойно сесть и подумать, почему Вы боитесь - и Вы, скорее всего, не найдете для этого объективных причин. Скорее всего, обнаружатся смутные необъяснимые логически опасения Вашего разума. Более того, если Вы достаточно долго и регулярно до этого выступали перед аудиторией, прочитать доклад не составит никакого труда - просто потому, что Вы проделывали это уже много раз, и процесс для Вас полностью ясен, неизвестности не осталось места.

Основная проблема в противостоянии страху состоит в том, что наши страхи очень многолики и могут иметь тысячи проявлений. Наш разум очень изобретателен в том плане, что умеет выдвинуть множество абсурдных предположений и опасений, а потом сам же их испугаться! И происходит это там, где есть почва для этого, т. е. там, где присутствует неизвестность. Хочется еще раз подчеркнуть (как я уже не раз упоминал в предыдущих статьях), что наш разум совершенно не годится для работы с непознанным, и его следует дисциплинировать и не пускать туда ни под каким предлогом.

Многие страхи мы склонны подавлять. Худший вариант - это когда мы отрицаем страх, маскируя его. Такой страх может проявиться затем как равнодушие, депрессия или злость - так, что на первый взгляд и не поймешь, что в основе этих реакций лежит страх. Например, человек может всем рассказывать, что не хочет ездить на машине и предпочитает общественный транспорт. Он может привести тысячу аргументов, и убедить окружающих и самого себя. Правда же в том, что он просто боится управлять автомобилем. Но предпочитает подменять этот страх деланным равнодушием и якобы прогрессивными убеждениями.

Казалось бы, ну и что плохого? Пусть ходит пешком, если ему так больше нравится. В конце концов, не всем же быть водителями.

Здесь нужно понять, что любой такой страх - это ограничение, которое мы накладываем сами на себя, тем самым загоняя самих себя в тюрьму. Так, в этом примере человек запретил себе, буквально выбросил из жизни весь опыт, который он мог бы получить от вождения автомобиля. Одно дело, когда он не испытывает страха, но делает выбор не ездить на машине. В этом случае, он свободен. И совсем другое, когда страх присутствует - тогда выбора нет и свободы тоже нет. Еще хуже, если страх настолько подавлен, что сам человек его перестал осознавать - тогда он даже не попытается начать с ним работать и разрешить возникшую ситуацию.

Поэтому первое, что нам нужно сделать при работе со страхами - это набраться мужества взглянуть им в лицо, назвать их по именам. Здесь следует научиться проводить анализ собственных эмоций и быть абсолютно честным с самим собой. А это возможно только при условии регулярной практики. Постоянное усилие рождает результат, халявного пути нет.

Вернемся к примеру с человеком, читающим доклад. Он уже сделал первый важный шаг - честно признался себе, что боится выступать (а не стал отрицать свой страх и выдумывать предлоги, чтобы отменить доклад). Теперь он начинает анализировать свои эмоции. Возможно, он придет к выводу, что его страх связан с возможными последствиями доклада - например, если от успеха его выступления зависит карьера. В этом случае ему следует продолжить анализ и спросить себя, а почему именно ситуация с карьерой вызывает у него опасения. Дальше окажется, что он боится не хватки денег на реализацию каких-то своих планов. Тогда ему нужно спросить себя, почему эти планы так важны для него и стоят ли они действительно его страха? И нет ли других путей достижения тех же целей? Что он может сделать, чтобы при любом исходе остаться в выигрыше и как вообще сложилась такая ситуация, что он стал зависим от денег? И так далее.

Или, проведя анализ, докладчик может выяснить, что боится реакции слушателей. Затем, он вспомнит случай из своего детства, когда он пытался донести свои мысли, а его высмеяли и даже не стали дослушивать. В этом случае ему предстоит серьезно заняться вопросом уверенности в себе, т. к. проведенный анализ, а так же многие другие ситуации из его жизни показывают, что этот человек слишком полагается на мнение окружающих и не совершенно доверяет сам себе.

Обратите внимание, что в обоих рассмотренных вариантах анализа настоящая причина страха оказалась не в самом факте доклада как в таковом, а совсем в других вещах и событиях. Все благодаря тому, что в результате анализа удалось достигнуть немного больше трезвости и увидеть ситуации в истинном свете. Хотя, одновременно стало ясно, что проблема комплексная, и вовлекает в себя множество других ситуаций из прошлого и настоящего.

Иногда один только проведенный анализ позволяет развеять страх. Но чаще всего, этого недостаточно. Так, можно на интеллектуальном уровне понимать, что в выступлении перед аудиторией нет ничего страшного, но при этом все равно испытывать иррациональный страх. Или, анализ упирается в некий психологический блок, который никак не поддается. В таком случае, необходимо выстроить стратегию, которая позволит собрать дополнительные знания, повысить трезвость и в конце концов развеять страх. Сперва зададим себе простой вопрос: «Чего я не знаю?», помня, что страх вызван недостатком знаний или трезвости. Следующий вопрос, «Как приобрести опыт в этой проблеме?», приводит нас собственно к нашей стратегии. Например, если человек хочет преодолеть страх перед выступлениями, он может сначала произнести небольшую речь перед родственниками. Или громко обратиться с вопросом к пассажирам в транспорте или посетителям в магазине (чтобы привлечь к себе внимание нескольких посторонних людей - так же, как бывает при чтении доклада). При этом он будет анализировать свои эмоции от происходящего, что даст ему новые знания и новую пищу для анализа. Так, упорством и маленькими шажочками преодолеваются любые страхи.

Как только человек начинает осознанно работать с каким-либо аспектом своего страха, часто на него обрушивается куча похожих ситуаций. Жизнь бросает вызов. В этом нет никакой мистики, просто человек настроил свое восприятие и стал замечать не осознаваемые ранее вещи. Первое время просто диву даешься: сколько разных страхов в совершенно разнообразных вариантах вылезает! К счастью, этот поток вскоре иссякнет. С каждым побежденным страхом будет легче сделать следующий шаг. Пока не наступит переломный момент и большая часть страхов исчезнет, после чего можно считать, что первый враг человека знания побежден.

Не следует относиться к страхам слишком серьезно. Нужно быть легче, как бы играть. В конце концов, анализ причин страха, познание себя - увлекательнейшая игра. Давайте посмотрим на наши страхи вот с какой стороны. Все, что нам дается в этой жизни - наше окружение, наши эмоции - служат нам для приобретения необходимого опыта. Страх не является исключением и на самом деле выступает нашим незаменимым помощником - он указывает на те темные места в нашей картине мира, куда нам следует пролить больше света трезвости. В этом мире мы учимся вырабатывать волю, усилие - а это невозможно сделать, не имея сопротивления. Как штангисту для развития мышц необходимо поднимать тяжести, преодолевая физическое сопротивление, так же и всем нам нужно наращивать «психические мускулы», преодолевая сопротивление психических тренажеров. Страх - это один из элементов сопротивления, в нумерологии ему соответствует самоцвет с числом 24. Обратная сторона страха - самоцвет 6 (2+4=6), который означает необходимость выбора между старым и новым, в конечном счете приводящего к вдохновению. Если мы хотим измениться, если мы хотим отказаться от старой картины мира в пользу новой, более гармоничной и свободной - нам нужно встретиться со страхом. И ощутить легкость, радость и вдохновение, преодолев его.

В заключение осталось рассказать еще об одной вещи. В нашей жизни все взаимосвязано, и те же страхи «записаны» в нашем энергетическом и физическом теле. Когда мы внезапно пугаемся, тело реагирует напряжением определенных мышц. Застарелый подавляемый страх может проявляться постоянным мышечным зажимом. Как только страх преодолен, зажим исчезает. Верно и обратное - прорабатывая блоки (физические и энергетические), можно избавиться или облегчить ряд страхов. Так, для меня было большим удивлением, когда в один прекрасный день я обнаружил отсутствие некоторых привычных страхов, хотя осознанно с ними не работал. Они исчезли благодаря регулярным занятиям цигуном.

Страх - это пятно неизвестности в нашей картине мира. На такое пятно нельзя опереться, поэтому сам факт его существования требует внешней опоры. Внешнюю опору всегда страшно потерять, так же как ребенку, делающему первые шаги, страшно отпустить стул, за который он держится. Помните, как мы анализировали страх перед публичным выступлением? Там всегда находилась внешняя опора - зависимость от реакции людей, или зависимость от карьерного роста... Как только мы добиваемся трезвости - пятно неизвестности исчезает, исчезает зависимость от внешних обстоятельств, опора становится внутренней, страх рассеивается. Осознанно обретенную внутреннюю опору нельзя потерять. Внутренняя опора, отсутствие костылей - и есть признак воли - того качества, ради которого все и затевалось. Ее можно выстроить через психологию, через анализ, а можно посредством энергетических практик. Оптимальный вариант - когда оба способа дополняют друг друга.

Комментарии (12)

Добрый день! Возможно, некоторым это покажется бредом, но у меня это проблема. Я - мама двоих детей (сын - 9, младшей - 1.8).Ситуация в следующем. Я, как выразился психотерапевт, тревожно-мнительная личность. Насмотрелась "Битвы экстрасенсов". В свое время - смотрела запоем. Много читала на эту тему. Всегда притягивало мистическое, плюс мама верит им всем. Через какое-то время после просмотра передач повесилась хорошая знакомая моей свекрови (по болезни шизофрения), я всегда с ужасом и мистическим настроением заходила в ее квартиру убираться после ее смерти (поскольку квартира была на свекрови). Уходила из нее чуть ли не бегом.Через какое-то время мы купили свою квартиру. Полгода жили замечательно, я была на первых сроках беременности, когда "добрые" люди сказали о том, что из нашей квартиры "летел с балкона" ее предыдущий хозяин (суицид или несчастный случай). Меня просто перевернуло. Все события наложились. 2 года я пыталась принять квартиру, говорила себе, что ничего страшного в ней нет, но негатив, отпечатанный в моей голове в ходе просмотра Экстрасенсов и чтения данной информации из книг и сайтов оставил мощный след. Мне постоянно в ней было некомфортно. Когда ребенок чуть подрос, мы поехали на дачу к моим родителям, и тут меня накрыло. Что со мной было, я не знаю, но это было страшно. Я постоянно плакала, вела внутренние диалоги сама с собой, было чувство обреченности и постоянно присутствовала мысль, что моих детей у меня заберут, потому что в квартире незримо присутствует канал или разлом, который высасывает энергию жизни из моих детей.Прочитала здесь http://www.volshebnik.by/pages-view-55.html Сейчас чуть лучше, но часто мысль накрывает меня. Заработала невроз, бессонницу. Ночью сложнее. Иногда кажется, что я и сплю и не сплю. Плюс ребенок часто просыпается и, когда вроде засыпаешь, просыпается дочь.Похудела жутко.Плохо то, что разумом я понимаю, а на уровне сознания грань порой стирается...(Что посоветуете? Спасибо. Ответить

Частенько смотрю Битву экстрасенсов и как они ведут расследования. По-моему, эти передачи дают полезную и не страшную информацию, но для размышления и изменения себя. Ведь если быть внимательными, то наряду со страхами и пугающими ситуациями, которые мы видим в этих сюжетах, всегда предлагается решение вопроса -и в первую очередь - самим владельцам "тяжелых" мест. Помню, жителям одной "страшной" деревни шаманка предложила построить совместно храм, она спрашивала их - а постятся ли они, молятся ли? Бывают ли в храме? И называла им их негативные качества (гнев, обман, алкоголизм и прочее...), что усиливает их связь с потусторонним миром и его влияние на жизнь людей. Так что, я думаю, не бояться надо, сравнивая свою историю с чужими, а заниматься своим духовным состоянием. Просветляться. Конечно, все это я рассуждаю теоретически. Наверное не плохо было бы увидеть когда-нибудь в "Битве" передачу про те же самые семьи год спустя, например. Ответить

Добрый день!

Я бы посоветовал начать с того, чтобы вернуть себе спокойное и уравновешенное состояние. Возможно, в это трудно поверить, но наше состояние - это только вопрос настройки, и не зависит от внешних факторов. Если мы смотрим "вниз", то мы и видим сплошной негатив, страхи и всяких бесов. Более того, в таком состоянии мы реально становимся энергетически уязвимыми перед тёмными энергиями, которые атакуют нас через ТВ-передачи, сайты, "добрых" соседей, стремящихся слить свой собственный негатив и т.д. И, наоборот, если человек в равновесии, то ему или его близким не могут причинить вреда никакие тёмные сущности или энергии.

Таким образом, Вам нужно научиться вылезать из эмоциональной ямы, в которой Вы сидите, и удерживать эмоциональное равновесие. Найдите способ, который Вам подойдёт. Если не получается самостоятельно, обратитесь к специалисту, психологу.

А потом уже, без негативных эмоций, Вы легко поймёте, как дальше поступать с квартирой, с детьми и т.д. И спокойно разберётесь, почему вообще такой урок возник в Вашей жизни и что с ним делать.

Ответить

Я знаю, почему возник этот страх. Стечение внешних объективных и внутренних субъективных обстоятельств. Объективные - физическое и психическое истощение на фоне двоих детей, хронический недосып, домашнее хозяйство, муж в частых командировках. И я - перфекционистка, которая стремится к тому, чтобы все везде успеть. Субъективные - в свое время я так зашлаковала свой мозг ненужной и опасной для меня информацией, которую принимала на веру, впечатлялась результатами экстрасенсов. Хуже то, что мои родители тоже поддерживали меня в этом и запоем смотрелись-обсуждались передачи данной тематики. Причем это было давно, лет 6 назад, но они так отложились в памяти, что "мама не горюй". Затем объективная смерть через повешение соседки и субъективное ее восприятие через призму экстрасенсов, духов, энергетики и т. п. Всегда мистически боялась этого. А каплей этого явились "просто необходимые" для нас сведения о смерти хозяина уже нашей квартиры. А поскольку я всегда считала, что квартира должна быть таким маленький уютным безопасным мирком для семьи, то и стала видеть в ней какую-то угрозу для нас. Хотя вроде бы и взрослый и профессионально-образованный человек. Плохо то, что невзирая на то, что все у всех хорошо - живем уже 3 года (кроме моего душевного состояния, которое уже перешло на уровень психосоматики), грань между реальным и потусторонним миром благодаря всякой информации, размещенной на сайтах о "порченных" квартирах, "каналах мертвых и изломах, в пятиэтажках", " очень зыбкая:(Так надоело бояться! :(И спать хочу по ночам.... Ответить

Я думаю, Вы всё же ещё не до конца ответили на вопрос "почему возник этот страх". Иначе всё было бы уже в порядке.

Вы перечисляете внешние причины, обстоятельства. Поверхностные объяснения. А нужно копать глубже. Какой урок несёт эта ситуация? Что Вы должны поменять в своём восприятии жизни в результате прохождения этого урока? Какие новые способности получить?

Чтобы ответить на эти вопросы, нужно сначала прийти в равновесие (о чём я писал в предыдущем комментарии). Такие задачи не решаются в рамках старой картины мира. Нужны выйти за пределы , чтобы справиться с этим вызовом.

Если Вам действительно надоело бояться, у Вас накоплено достаточно эмоциональной энергии, чтобы сделать это. У Вас получится.

Ответить

Мы привыкли относиться к страхам, как к чему-то враждебному, мешающему жить и успешно достигать своих целей. На самом деле страх охраняет нас и заботится о безопасности, о том, чтобы все было хорошо, чтобы мы жили долго и счастливо. А теперь посудите сами, как-то некрасиво получается: он о нас заботится, а мы его пинками под зад:"Пошел вон, ты нам не нужен". Стоит помнить, что в основе любого страха лежит инстинкт выживания, который оберегает, поэтому страхи - это очень верные защитники.

Страхи - наши верные защитники.

В Японии во время второй образовались партизанские отряды, которые вели свою деятельность на территориях противника. После того как 15 августа 1945 года Япония подписала акт о капитуляции эти отряды отказались верить в поражение своей страны во Второй Мировой Войне и продолжали свою деятельность, сохраняя верность присяге. Ещё перед отправкой на фронт их учили, что противник будет прибегать к массовой дезинформации о конце войны, поэтому они воспринимали все события политического характера под искажённым углом зрения. Так, разведчики думали, что правительство, которое контролирует Японию после 1945 года, - это марионетка США, а настоящее Императорское правительство находится в изгнании на территории Манчьжурии. Начало Корейской войны 1950-1953 годов казалось им началом контрнаступления японцев из Маньчжурии на позиции США на юге Кореи, а затяжная война во Вьетнаме 1959-1975 годов расценивалась им как успешная кампания Императорской армии Японии против американцев, которые вот-вот должны капитулировать.

Когда же эти отряды были обезврежены, а произошло это спустя 30 лет после окончания войны, то их не казнили и не отдали под суд(хотя за эти годы они принесли не мало хлопот своей деятельностью), а депортировали назад в Японию, где с почестями вернули оружие и назвали «образцом армейской верности».

Видеоуроки по математике.

Так вот, наши страхи - это такие же верные партизаны, которые несмотря ни на что пытаются нас охранять и защищать от всего, что считают опасным. Поэтому, отследив у себя какой-либо страх может не стоит "отдавать его под суд", а лучше наградить почестями, любовью и благодарностью за верную службу, а там глядишь он и успокоится?

Подружимся со своими страхами.

Закройте глаза, вызовите в теле ощущение страха (не сдать экзамен, провалиться на собеседовании, опозориться на выступлении и прочее). Представьте себе как он выглядит. Страх - это неприятная эмоция, поэтому и образ чаще всего бывает неприятным. Затем прямо из сердца пошлите ему поток энергии любви и благодарности за заботу о Вас, о Вашем будущем, о безопасности. Если там есть что поцеловать, то поцелуйте его с благодарностью. Понятно, что страх не готов к такому отношению к себе. Его всегда гнали, он настроен на борьбу, на выживание, а тут любовь, поцелуи, благодарность! Так сразу и не поймешь что происходит. Ваш страх может начать сопротивляться: "Подожди, еще столько опасностей вокруг, не мешай мне охранять тебя!" Продолжайте посылать поток любви и благодарности, окутайте нежностью. Уже очень скоро образ страха начнет трансформироваться во что-то другое, более позитивное и чаще всего противоположное по смыслу. Это может быть образ излучающий уверенность, безопасность или любую другую позитивную эмоцию. Задержите этот образ перед глазами, ощутите, прочувствуйте это новое состояние, наполнитесь им. Запомните ощущение и этот новый образ. На вдохе можете втянуть этот новый образ или то, что от него осталось прямо в сердце. При необходимости эту технику можно повторить несколько раз.

Убираем причины возникновения страхов.

В основе любого страха лежит инстинкт выживания, который защищает нас от опасностей. Очень часто страхи и неуверенность являются следствием недоверия к миру и жизни. Мы считаем окружающий мир агрессивной средой, в которой нас на каждом шагу могут ожидать неприятности, опасности и угрозы. И внешне это может выглядеть именно так, но на самом деле мы всегда получаем от мира то, что ожидаем. Правда эти ожидания не всегда осознаны. Избавится от многих страхов, причем в самой их основе, может помочь смена убеждений. Если у Вас получится переориентировать свое сознание на то, мир заботится о вас, что в любом случае все, что происходит к лучшему и, что все имеет свои причины, пусть даже не всегда осознаваемые нами, то очень многие страхи уйдут сами собой. Им просто не от кого будет Вас охранять.

Вот примеры некоторых позитивных утверждений, которые могут поменять взгляд на мир к лучшему.

  • Я иду по жизни играючи! В восторге от себя и Жизни!
  • У меня все получается! Я иду к реализации любых моих замыслов на волне удачи!
  • Ко мне притягиваются только замечательные люди!
  • Энергия переполняет меня! Я живу в расслаблении!
  • Я доверяю людям и миру! Жизнь любит и радует меня!
  • Я играючи нахожу самые лучшие варианты решений любых моих задач!
  • Я благодарна Жизни за заботу обо мне!
  • Мне в этой жизни хорошо! Я живу на волне удачи!
  • Все мои мечты сбываются! Для меня все достижимо!
  • Я живу играючи! Я парю по жизни! Я в восторге от жизни!
  • Я благодарна жизни за то, что я существую!
  • Мир прекрасен! Я в восторге от своей жизни!
  • Я в восторге от окружающих меня людей!
  • Я вижу в людях только их замечательные качества!
  • Я притягиваю к себе только самых лучших для меня людей!

Только прежде чем вставлять в свою голову позитивные утверждение желательно почистится от эмоциональных блоков , потому что негативный опыт прошлого может препятствовать новым позитивным изменениям.

Возвращаемся в прошлое.

Достаточно часто страхи возникают из-за негативного опыта прошлого. Поэтому если Вы помните в какой конкретно ситуации Вы испытали сильное потрясение из-за которого возник страх, то можете мысленно вернуться в прошлое (делать это лучше в расслабленном, медитативном состоянии) и переиграть ситуацию. Можете послать себе в прошлом, в ту ситуацию, любовь, поддержку, ощущение безопасности и защищенности, уверенность в том, что все будет хорошо или любую другую позитивную эмоцию в которой Вы нуждались на тот момент.

Раскопка страхов.

Чаще всего за каждым возникающим страхом лежит более глубокий страх. Техника "диггинг" или "раскопка" помогает отыскать этот глубинный страх и исцелив его убрать все те поверхностные страхи, которые на нем базировались. Например, учитель боится, что его подопечные плохо напишут экзамен. В этом случае можно спросить:

Чего ты боишься, когда боишься, что твои ученики плохо сдадут экзамен?

Боюсь, что меня обвинят в том, что я плохой учитель, что я что-то делаю не так на уроках. Скажут, что я на занятиях занимаюсь чем-то не тем, делаю слишком много посторонних дел: заполняю журналы, пока они пишут контрольные или могу выйти на несколько минут из класса. У меня есть ощущение, что я могу быть более хорошим учителем, но сталкиваюсь с сопротивлением с их стороны.

Тут уже сразу можно тестировать наличие таких установок:

  • Я и только я несу за все ответственность.
  • Я ответственен за все.
  • Я должен все контролировать.
  • Я должен быть идеальным во всем.
  • Чтобы я был доволен результатом абсолютно все ученики должны сдать экзамен на отлично.
  • Стоит только сделать что-то не так, как меня тут же начнут преследовать и упрекать. (Такое убеждение может быть у человека, который в детстве подвергался физическому и моральному преследованию со стороны родителей. Одна клиентка рассказывала, что в детстве ее отец входил в комнату, самодовольно улыбался, потирал руки, говорил:"Тааккк!", оглядывался, выискивал любую мелочь, которая ему казалась не идеальной, и начинал "тиранить": "Я сколько раз тебе говорил, что этот стул должен стоять вплотную к столу. Ты что тупая? С первого раза не понимаешь? Если зайду еще раз и увижу, что этот стул стоит не на своем месте, - ты у меня получишь!!!" В процессе такой тирады он сам себя "накручивал", "заводил", начинал злиться сильнее и сильнее. Все заканчивалось, криками, агрессией, оскорблениями и так далее.)
  • Люди (начальство) ищут любую мелочь, чтобы начать меня в чем-то упрекать.

Понятно, что человек с такими установками будет жить в постоянной тревоге и напряжении. Так как все мы великолепно понимаем, что идеальных людей не существует, как и не существует и идеальных учителей. И что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике.

В данном случае можно помочь уточняющими вопросами:

То есть я вас правильно поняла, что ответственность за результат лежит только на учителе?

Нет, конечно, я мозгами понимаю, что ученики тоже несут ответственность - небольшая пауза - Ммм... Просто понимают ли это родители моих учеников?

Тут сразу "вылазят" на поверхность неосознаваемые клиентом мысли про родителей его учеников. Можно задать еще один вопрос:

Я Вас правильно поняла, что родители Ваших учеников это такие неадекватные люди, которые всю ответственность за образование перекладывают исключительно на учителя?

Да нет. Среди них есть очень много нормальных людей, которые понимают, что ответственность за результат лежит как на учителе, так и на ученике. Просто понимаете, у нас в школе так принято, что хорошие оценки и знания нужны больше учителю и родителям, чем ученикам.

Хорошо, а что лично Вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Заработок на рецептах! УЗНАЙ КАК!!!

Ммм... Мне надо подумать над этим вопросом и над тем, хочу ли я дальше вообще работать в школе. Спасибо, Вы мне очень помогли. Спасибо.

Понятно, то это достаточно "поверхностная" раскопка. В идеале по-ходу такой сессии необходимо отменять негативные убеждения, исцелять ситуации прошлого, в которых они возникли, обучать жить без страхов и многое другое. Но даже такой простой диалог с уточняющими вопросами может дать человеку многие осознания и заставить задуматься над тем, что лежит в основе его тревожности и неудовлетворенности и какие реальные действия он может совершить, чтобы трансформировать эту ситуацию к лучшему.

Если вдруг в Вашей жизни есть ситуация с которой самостоятельно справится тяжело, то есть возможность записаться на бесплатную консультацию психолога по адресу Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. . В теме письма указать "консультация" и вкратце описать запрос с которым обращаетесь.

Медитации для работы со страхами.

Ну и в завершение еще две небольшие практики-медитации, направленные на работу со страхами. В случае необходимости их так же можно прослушивать по несколько раз при работе с конкретным страхом или ситуацией.

Растворяем страхи.

Отрывок из выступления Натальи Коростылевой на конференции "Найти и принять себя 2.0"

Медитация "Башня"

Если статья понравилась и была полезна - делитесь ей в социальных сетях и подписывайтесь на обновления.

Подобные материалы:

Что блокирует материальное изобилие.

Как не перечеркнуть счастье и благополучие.

Поглотители жизненной энергии.

При использовании материала индексируемая ссылка на сайт обязательна.