Парадигма склонения существительных. Парадигма склонения существительных с основой на -ja. Типы склонений имен существительных

Вариант 1

В школе мы изучаем много предметов, которые дают нам информацию о разных явлениях в мире. На уроках мы узнаем много нового. Некоторые предметы мне нравятся больше, некоторые меньше. Во многом из-за того, насколько интересно проходят уроки.

Мой любимый урок – литература, и русская, и зарубежная. Что мне особенно нравится, это то, что он будто переносит нас в другое время и другую культуру. Перед нами возникают фигуры писателей и поэтов прошлых веков, на страницах их произведений мы видим жизнь и характеры людей, которые жили когда-то до нас. Именно в литературных произведениях вымышленные герои предстают перед нами, как живые, наполненные своими мыслями, чувствами. Вместе с ними мы переживаем захватывающие, а часто и трагические, события, словно становясь частью истории.

Мне нравится, когда на уроке литературы мы узнаем о жизни самого писателя или поэта, про те события, которые подтолкнули его к написанию произведения. Кроме этого мне нравится чтение по ролям и составление характеристик героев. Я люблю заучивать красивые стихотворения о природе или людях. Они будто передают мне те чувства, что испытывали поэты, когда создавали их.

Уроки литературы не только познавательны, они также развивают умение правильно и красиво говорить, сопереживать героям, а также открывают перед нами удивительный мир событий, в которых мы бы иначе не побывали, и людей, которых бы по-другому и не встретили.

Вариант 2

Среди всех предметов, что мы изучаем в школе, я больше всего люблю уроки литературы. С раннего детства мне очень нравится читать разные книги. Они – будто параллельная вселенная интереснейших людей и событий. А помимо этого литература тесно связана с реальной жизнью и освещает различные ее аспекты. Великие писатели и поэты в своих произведениях поднимают важные проблемы человека и общества, пытаются ответить на философские вопросы любви, справедливости, добра.

Для меня урок литературы – это не просто знакомство с творчеством очередного писателя. Это еще и будто личное знакомство с ним самим. Как сказано в Библии, «дерево познается по его плодам». Так и человека, который нашел себя в литературе, ближе всего можно узнать по плодам его творчества. Часто писатели и поэты наделяют собственными чертами характера, мыслями, чувствами и желаниями героев своих произведений.

Кроме этого, урок литературы раскрывает перед нами то, как и в каких условиях рождалось то или иное произведение, что подтолкнуло к его созданию. Изучение композиции и художественных средств помогает понять, как произведение обрело свою форму. Можно учиться у великих мастеров изяществу речи и созданию образов, для того чтобы однажды, возможно, написать свою книгу.

Хоть для того, чтобы подготовиться к уроку литературы, приходится потратить много времени, однако для меня это вовсе не проблема, так как чтение – мой самый любимый способ проводить время. И готовясь к уроку, я скорее отдыхаю, чем тяжело работаю. И, по-моему, это очень хорошо, потому что всегда получается лучше, когда делаешь то, что тебя нравится.

В последнее время я полюбил уроки изоб­разительного искусства, или ИЗО, как все со­кращённо называют этот предмет. Раньше я их недолюбливал, потому что у меня полу­чались некрасивые рисунки, даже какие-то несуразные, можно сказать. Но перейдя из начальной школы в пятый класс, мы попали к новому учителю ИЗО. Это в корне изменило моё отношение к рисованию.

Учитель начал с самых основ, с того, на чём держится любой рисунок, - с перспекти­вы, соразмерности, чувства цвета, правильно­го изображения теней. Я старательно повторял за учителем все действия, учился новым при­ёмам, и рисунки мои разительно изменились: их теперь можно было разглядывать без содро­гания и жалости.

Раньше учительница брала мои работы с какой-то не то брезгливостью, не то сомне­нием в моих способностях, а теперь новый учитель иногда показывает мои рисунки в ка­честве примера для остальных. Я в такие мо­менты испытываю гордость за свои успехи.

Любовь к урокам зависит от того, насколь­ко тебе нравится предмет, как учитель пре­подаёт его. Пусть у меня бывают не

только “четвёрки” по ИЗО, но я знаю, что и оценка “удовлетворительно” у моего учителя всегда за­служенная и честная. В таких случаях я всег­да старался и буду стараться исправить оценку, сделать работу более удачной, перерисовать.

Глоссарий:

– сочинение на тему на каких уроках мне не бывает скучно 3 класс

– сочинение на тему на каких уроках мне не бывает скучно

– на каких уроках мне не бывает скучно сочинение

– СОЧИНЕНИЕ На каких уроках мне не бывает скучно

– почему я больше всего люблю уроки


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Какой учебный предмет я больше всего люблю и почему? Я очень люблю уроки литературы. На них узнаёшь много интересного о писателях, поэтах, их произведениях. Этот...
  2. Чем я больше всего люблю заниматься и почему? В свободное время я люблю играть в ком­пьютерные игры. Это не только интересно, но и полезно. Хотя...
  3. Какой должна быть школьная перемена и почему? Я думаю, школьная перемена должна быть для всех разной. Один хочет тихо поси­деть в кресле и расслабиться, послушать...

Математика — мой любимый школьный предмет с первого класса. Мне нравится решать примеры и задачи, находить ответы на логические вопросы.

Я люблю математику, потому что в ней все подчиняется определенным правилам, которые легко понять, и которые одинаковы абсолютно для всех. Математика имеет свои, неизменные законы, которые действуют во все времена и во всех странах. Математики могут обмениваться решениями, уравнениями и интересными примерами, даже если они не говорят на одном языке. Во всем мире принято одни и те же формулы, одни и те же знаки, и это делает людей ближе.

Математика нужна абсолютно во всех сферах жизни. Каждый день мы пользуемся простыми арифметическими действиями, чтобы делать покупки, чтобы планировать свое время. В каждой профессии так или иначе используются математические расчеты, даже если это не заметно с первого взгляда. Для многих специальностей нужно глубокое знание математики, например, для инженеров, программистов, физиков.

Математика — это основа для всех наук. Невозможно изучать физику, химию, биологию, если не умеешь делать необходимые расчеты. Чтобы добиться успеха и получить хорошее образование, необходимо хорошо знать математику.

(Картина Богданова-Бельского "Устный счет" )

Также можно отметить, что постоянные занятия математикой помогают развивать логическое мышление. Говорят, что хорошие математики всегда замечательно играют в шахматы, становятся лучшими военными стратегами. Даже в повседневной жизни очень помогает умение здраво и логично мыслить, искать решения проблем.

Математика может также стать отличным хобби. Существуют различные кружки, сообщества, клубы, в которых можно решать сложные математические задачи, общаться с людьми, которым это тоже интересно.

Математика двигает мир вперед, помогает развивать науку. Это основа для научно-технического прогресса, основа для нашего нового, будущего мира.

Склонение – это изменение слова по падежам. Система падежных форм существительных называется парадигмой склонения существительного.

Типы склонений имен существительных в вузовском курсе русского языка отличаются от типов склонения, рассматриваемых в школьном курсе. В вузе, как и в школе, выделяются три субстантивных типа склонения. Различие заключается в порядке нумерации склонений и соответственно в их названиях.

Прежде всего выделяют три субстантивных типа склонения – первое, второе и третье.

По системе научной классификации к первому склонению относятся существительные мужского рода с твердой и мягкой основой и нулевой флексией (океан, зверь )и существительные среднего рода с окончаниями -о, -е (облако, море).

И. -ø, -о (-е) В. -ø, -о (-е) (неодуш.), -а (-я) (одуш.)

Р. -а (-я) Т. -ом (-ем)

Д. -у (-ю) П. –е

К второму склонению относятся существительные женского рода с окончаниями -а, -я (луна, земля), а также небольшое количество существительных мужского рода с окончаниями -а, -я (дедушка, зайчишка, дядя).

Система окончаний данного типа:

И. -а (-я) В. -у (-ю)

Р. -ы (-и) Т. -ой (-ей)

Д. П. –е

К третьему склонению относятся существительные женского рода с нулевой флексией, имеющие основу на мягкий согласный или шипящий (степь, молодежь, ночь).

Система окончаний данного типа:

И. -ø В. -ø

Р. -и Т. -(ь)ю

Д. П. –и

Научные и учебные грамматики, помимо трех субстантивных склонений, выделяют адъективное, смешанное и нулевое склонения.

Адъективное склонение – это склонение по типу прилагательных. Субстантивированные прилагательные и причастия изменяются по падежам так же, как они изменялись, будучи прилагательными и причастиями (учительская, мороженое, учащийся).

Система окончаний данного типа:

Ед. число Мн. число

муж. и ср. род ж.р.

И. -ый/-ий, -ой, -ое, -ø -ая, -а/-я -ые/-ие, -и

Р. -ого/-его -ой/-ей -ых/-их

Д. -ому/-ему -ой -ым/-им

В. И.(неодуш.), Р. (одуш.) -ую И. (неодуш.), Р. (одуш.)

Т. -ым/-им -ой/-ей -ыми/-ими



П. -ом/-ем -ой/-ей -ых/-их

Смешанное склонение – это такое склонение, в парадигме которого встречаются (смешиваются) окончания разных склонений.

Традиционно к смешанному склонению относят 10 существительных среднего рода, оканчивающихся на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя)и слова путь (м.р.). Их иначе называют разносклоняемыми существительными. При склонении эти слова в родительном, дательном, предложном падежах имеют окончание -и (как в третьем склонении), а в творительном падеже - окончание -ем (как в первом склонении).

И. врем-я путь-ø дит-я

Р. времен-и пут-и дитят-и

Д. времен-и пут-и дитят-и

В. врем-я путь-ø дит-я

Т. времен-ем пут-ём дитят-ей

П. (о) времен-и (о) пут-и (о) дитят-и

К разносклоняемым относится также существительное дитя (ср.р.). Но формы косвенных падежей ед. числа этого существительного воспринимаются как устаревшие, они заменились формами слова ребёнок.

К смешанному склонению следует отнести существительные женского рода на -ия (армия), которые в именительном, родительном, винительном и творительном падежах склоняются по второму субстантивному склонению (типа земля), а в дательном и предложном – по третьему субстантивному склонению (типа степь). К смешанному склонению следует отнести и существительные мужского рода на -ий (планетарий) и среднего рода на -ие (движение), которые во всех падежах, кроме предложного, имеют окончания первого субстантивного склонения, а в предложном падеже – окончание-и (окончание третьего субстантивного склонения).

И. гений-ø станции-я звании-е

Р. гении-я станции-и звании-я

Д. гении-ю станции-и звании-ю

В. гении-я станции-ю звании-е

Т. гении-ем станции-ей звании-ем

П. (о)гении-и (о) станции-и (о) звании-и

Существительные – названия фамилий мужского рода с суффиксами -ин, -ов относятся к смешанному склонению, так как окончания в их парадигме совмещают признаки первого субстантивного склонения (все падежи, кроме творительного падежа), и признаки склонения притяжательных прилагательных (в творительном падеже). Существительные – фамилии женского рода нельзя отнести к смешанному склонению, т.к. парадигма их окончаний полностью совпадает с парадигмой склонения притяжательных прилагательных женского рода. Это адъективное склонение.

И. Ростов-ø (Николай) Ростов-а (Наташа)

Р. Ростов-а (Николая) Ростов-ой (Наташи)

Д. Ростов-у (Николаю) Ростов-ой (Наташе)

В. Ростов-а (Николая) Ростов-у (Наташу)

Т. Ростов-ым (Николаем) Росто-вой (Наташей)

П. (о) Ростов-е (Николае) (о) Ростов-ой (Наташе)

При употреблении таких существительных в формах множественного числа все падежи, кроме именительного, имеют окончания прилагательных:

И. Ростов-ы В. Ростов-ых

Р. Ростов-ых Т. Ростов-ыми

Д. Ростов-ым П. (о) Ростов-ых

Существительные – названия городов и сел такого же типа склоняются полностью по образцу 1-го склонения: под Ростовом , под Бородином.

Нулевое склонение как особый тип склонения выделил А.А.Зализняк и отнес к этому типу неизменяемые имена существительные. Традиционно эта группа слов определяется как слова несклоняемые. Однако поскольку неизменяемые существительные типа пальто, метро, кино могут употребляться с предлогами, т.е. образуют предложно-падежную форму, которая служит для выражения падежных значений (около метро, в пальто, о кино), а падежные значения этих слов (купил пальто, пригласил в кино) могут быть выражены синтаксически, постольку выделение нулевого склонения представляется вполне оправданным.

В русском языке существует особая группа существительных, не имеющая показателей типа склонения. К этой группе относят существительные pluralia tantum (ворота, ножницы, духи), которые имеют форму только множественного числа, не имеют показателей категории рода и склоняются во множественном числе. Отсутствие формы единственного числа и категории рода не даёт возможности определить и тип склонения.

В зависимости от твердости/мягкости конечных согласных основы различаются твердая и мягкая разновидности склонений: дуб, сын – конь, зверь; стена, рыба – дыня, соня; мышь – ночь (в 3-м скл. твердая и мягкая разновидности характерны лишь для существительных с основой на шипящие).

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к смешанному типу склонения: нога – ноги, полк - полки, сноха – снохи, нож - ножи, ключ – ключи, пальцы – пальцев.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стране, о стране.

Все типы склонений в Д., Т., П. падежах множественного числа имеют одинаковые флексии. Формы И., Р., В. падежей имеют свои особенности.

Система окончаний множественного числа:

И. -и (-ы), -а, -е В. = И.(неодуш.), Р. (одуш.)

Р. -ø, -ов (-ев), -ей Т. -ами/-ями

Д. -ам/-ям П. -ах/-ях

При склонении существительных в форме множественного числа последовательно выражается одушевленность/неодушевленность, тогда как в единственном числе одушевленность выражается только у существительных мужского рода 2-го склонения (любить книги – любить сестер, увидеть города – увидеть братьев, увидеть окна – увидеть чудовищ, увидеть степи – увидеть мышей).

Типы склонений имен существительных

Большинство существительных изменяется по падежам, т. е. склоняется. Совокупность падежных изменений одного и того же слова составляет его парадигму. Склоняемые имена существительные в зависимости от характера парадигмы распадаются на 3 типа (склонения).

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончанием -а, -я (книга, земля, пряжа, свеча; мужчина, дядя; сирота, плакса).

Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа, кроме слова путь (стол, конь, гений, сарай, багаж, плащ, карандаш, кирпич), и существительные среднего рода с окончанием -о, -е в том же падеже (село, поле, ружье).

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа (ткань, жизнь, ночь, молодежь, мышь, мощь).

Нумерация типов склонения существительных условна.

Типы склонения строго различаются только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе различия между типами склонения четко не выражены, а в дательном, творительном и предложном падежах вообще отсутствуют.

У существительных твердого склонения в дательном и предложном падежах единственного числа конечные согласные основы смягчаются: стра[н"-э], о стра [н"-э].

Существительные с основой на г, к, х, шипящие и ц относятся к у (-ю): в лесу, на берегу, в бою, на борту, в тылу, в строю. Некоторые существительные имеют как формы на -у (-ю), так и формы на -е: на дубу -- на дубе, на краю -- на крае, в отпуску -- в отпуске.

Абсолютное большинство существительных склоняется по одному из этих типов склонения, однако есть существительные, которые или не могут быть безоговорочно отнесены к одному из них (их часто называют разносклоняемыми), или имеют парадигму, не характерную для имен существительных. К последним относятся существительные, образованные от имен прилагательных и причастий: столовая, больной, учащийся. Они склоняются по типу качественно-относительных прилагательных; ср.: большой, большая, синий.

К разносклоняемым относят 10 существительных среднего рода на -мя, слова путь и дитя. Существительные среднего рода на -мя бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя - склоняются (с наращением суффикса -ен-) во всех падежах единственного числа, кроме творительного, как существительные 3-го склонения (ср. ночь), а в творительном -- как существительные среднего рода (1 скл.; ср. поле). Во множественном числе они склоняются, как существительные среднего рода (1 скл.; ср. место). Существительные вымя, пламя, темя множественного числа не имеют.

Существительное путь во всех падежах, кроме творительного, склоняется по 3-му склонению (ср. ночь), в творительном -- по 1-му склонению (ср. конь).

Существительное дитя в косвенных падежах единственного числа в современном русском языке не употребляется, вместо него используется слово ребенок, формы множественного числа (дети, детей и др.) являются употребительными.

Значительная группа существительных не изменится по падежам и числам. Парадигма таких существительных состоит из омонимичных форм с нулевой флексией (нулевое склонение): метро, фойе, кафе, радио, шоу. Такие существительные часто называют несклоняемыми. К нулевому склонению относятся:

1) иноязычные слова, называющие неодушевленные предметы и оканчивающиеся на гласный -депо, какао, кино, пальто, алоэ. портмоне, кофе, такси.

2) иноязычные слова, называющие лиц мужского и женского пола и оканчивающиеся на гласный: атташе, денди, импресарио, Гюго, леди;

4) иноязычные имена и фамилии женского рода, оканчивающиеся на твердый согласный:. мадам, мисс;

6) русские фамилии, представляющие собой застывшие формы родительного падежа единственного и множественного числа: Хитрово, Долгих, Польских;

7) украинские фамилии на -ко: Луценко, Короленко, Шевченко;

8) аббревиатуры: МГУ, ВГПУ, РФ.

Адъективное склонение - это склонение существительных по образцу имен прилагательных. Сюда относятся такие существительные, как столовая, больной, рабочий, часовой и др. К адъективному склонению относятся прилагательные, причастия, определительные местоимения, которые в определенных контекстах используются с роли существительных. Переходя из своей искомой части речи в существительное, лексические единицы теряют признаки своей части речи и приобретают грамматические показатели той части речи, в которую переходят.

Например, в предложении «Дежурная смена вышла на работу» слово «дежурная» является прилагательным т.к. обозначает признак и имеет изменяемую категорию рода, а в контексте «дежурная принесла журнал» слово «дежурная» - имя существительное, т.к. обозначает предметность и имеет неизменяемую категорию рода. Итак, при изучении имени существительного исследуются слова, обозначающие предметы, выражающие это значение в формах рода, числа и падежа и имеющие ряд лексических и грамматических категорий. У данной части речи они самостоятельны. Лексическое значение для каждого имени существительного индивидуально, потому что имеет смысловой признак, отличающий его от других слов. Грамматические значения существительных не изолированы от лексических.

Они как бы наслаиваются на реальные и вещественные значения и опираются на них. На базе общности значений существительные объединяются в лексико-грамматические разряды.

Роль имени существительного в предложении

В предложении имя существительное может являться как главным, так и второстепенным членом.

Так, морфологизованной формой выражения подлежащего является именительный падеж имени существительного: Лошади шли шагом и скоро стали. Существительным может выражаться именная часть составного глагольного сказуемого: Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.

Именное сказуемое с нулевой связкой: Человек - кузнец своему счастью.

Имя существительное в косвенных падежах может выступать в роли несогласованного определения: колесо велосипеда.

Приложение - это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже: река Волга, город-крепость.

Имя существительное в косвенном падеже выступает в роли морфологизованного дополнения: выполнить задание, защитник свободы.

Наряду с наречием имя существительное в косвенных падежах может являться в предложении обстоятельством: поехать на юг.

Таким образом, имя существительное может выполнять функции практически любого члена предложения.

Выводы по I главе

В ходе изучения теоретического материала были сделаны следующие выводы:

имя существительное - это часть речи, которая обозначает предмет;

имена существительные могут быть названиями конкретных предметов, вещей, веществ, живых существ и организмов, явлений объективной реальности, отвлеченных свойств и качеств, действий и состояний;

имена существительные бывают собственными и нарицательными;

выделяют также три морфологические категории имени существительного: род, число, падеж;

изменение имен существительных по падежам называется склонением, в русском языке существует три склонения имен существительных.