Откуда в школе предметы школьной программы. Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но если мы зайдем в разные школы: то их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же

Как учатся дети в школах США, Китая и Израиля.

Школа - это то место, где большинство подростков должны определить, чему посвятить свою жизнь. Но учебные заведения разных стран подходят к выявлению талантов детей совершенно по-разному, пишет adme.ru .

США

Обязательные предметы начальных классов: арифметика, чтение и письмо, введение в естественные науки, краеведение.

Предметы средних классов: математика, язык, естественные науки (совмещенные химия, биология, физика), социальные науки (история) и физкультура плюс внеклассная активность (на выбор) вроде психологии, криминалистики, журналистики, риторики, резьбы по дереву, гончарного дела, кулинарии и так далее.

В старших классах обязательны математика, литература, естественные науки (год химии, год биологии и год физики), социальные науки (история и государственное устройство), физкультура.

К этому добавляются несколько предметов на выбор: актерское мастерство, физкультура, анатомия, статистика, информатика, энвироника, иностранные языки, живопись, скульптура, фотография, кинематограф, театр, оркестр, танец, компьютерная графика, веб-дизайн, журналистика, редактирование ежегодника, обработка дерева или ремонт автомобилей. Список может варьировать в зависимости от школы.

Израиль

Программа начальной школы: иврит, математика, Танах (Священное Писание), история, география, природоведение, английский язык, музыка, труд, рисование, ритмика и физкультура. С первого же года есть дополнительные предметы на выбор преподавателя: можно изучать робототехнику, фокусы и цирковое искусство, театр, хореографию или ветеринарию.

В старших классах ученики сами выбирают направление своего обучения. Можно изучать иностранные языки, химию, физику, биологию, музыку, биотехнологии, физмат, дизайн, театр, криминалистику, психологию, экономику, виноделие и т. д. Также можно вместе со школьным дипломом получить сертификат по туристическому сервису или бухгалтерии.

Япония

В начальной школе дети изучают японский язык (не только современный, но и средневековый и древний), каллиграфию, поэзию, арифметику, природоведение, обществоведение (этику, историю, этикет), музыку, изобразительное искусство, физкультуру и домашнее хозяйство.

В средней школе к перечню предметов добавляются информатика, естествознание (физика, химия, биология, геология вместе), ОБЖ, история, английский язык (обязательно с носителем языка) и несколько специальных предметов по выбору.

В старших классах, помимо предыдущих базовых предметов, существуют 2 специализации: по гуманитарным и по естественным наукам. Главной целью обучения является поступление в университет, поэтому ученики сами выбирают оставшиеся предметы, например агрономию, промышленность, торговлю, рыбалку, медицинскую подготовку, благосостояние, иностранные языки и так далее.

Саудовская Аравия

Обязательными здесь являются язык, урок религии, математика, естественные науки (биология, физика), но гуманитарные науки вроде истории или обществознания практически отсутствуют даже в частных школах.

Ирландия

Обязательных предметов всего два: английский язык и математика (в некоторых школах присутствует третий - ирландский).

Все остальное - на выбор. Экзамены ученики сдают по предметам тех сфер, с которыми они планируют связать свою жизнь. Выбор большой: 34 предмета. Например, бухгалтерский учет, организация бизнеса, менеджмент, музыка, черчение, домохозяйство, айти (IT), работа по дереву, иностранные языки, агрономия, театр, сольфеджио и еще пара десятков дисциплин.

Австралия

В начальной школе, помимо базовых арифметики, языка, физкультуры, окружающей среды и творческих уроков, учат умению выступать публично.

В средней школе обязательны английский, математика, теория вероятности, компьютерная грамотность, обществознание, история, география, экология, искусство (танцы, драма, музыка, рисование), физическая культура и наука (сюда входят химия, физика, астрономия).

В старших классах школьники уже изучают основы будущей специальности: бухучет, информационные технологии, экономику - разнообразие большое. Более того, учащиеся 11–12 классов получают доступ к программе стажировок в рабочих компаниях, а после выпускных экзаменов у них есть возможность сразу устроиться на частично оплачиваемую работу.

Касательно уроков физкультуры, есть интересная особенность: обычно в школах нет спортивного зала, уроки проходят на улице (в дождливую погоду просто отменяются). Старшеклассники на физкультуре могут заниматься серфингом, если их школы расположены недалеко от океана.

Испания

Начальное образование: испанский язык, литература, окружающий мир, физкультура, математика, иностранный язык и творческий предмет. Последнее - в основном музыка, которую преподают на довольно серьезном уровне: к окончанию школы дети умеют играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. Обычно это флейта, потому что ее легко носить с собой.

В средних классах добавляются социальные науки, география, история, изучение пластики и изображений, музыка и технологии (последние 3 могут изучаться по году).

В старших классах каждый набирает по 3 дополнительных предмета одного направления. Направлений всего 4:

1. Гуманитарные науки.

2. Технологии.

3. Естественные науки.

4. Искусство.

Китай

Обязательные предметы начальной школы: математика, китайский язык, иностранный язык и на выбор - рисование, музыка, физкультура или труд.

Средние и старшие классы: прибавляются наука (физика, химия, биология вместе), обществознание, ОБЖ и информатика. Степень сложности и количество часов базовых предметов с каждым годом увеличиваются, превращая китайскую школу, по большому счету, в одну из самых тяжелых и психологически давящих на учеников систем образования.

Великобритания

В начальной школе дети изучают английский язык, математику, историю, географию, музыку, технологию промышленности и искусство. Окончательный список предметов формируют родители.

Далее прибавляются уроки основ религии (изучаются этика и взгляды на разные религии), история, география, естественные науки, информатика, а также многочисленные предметы на выбор в зависимости от желания ученика, например кулинария, музыка, психология, фотография, танцы, драма, право, социальное обеспечение, бухгалтерский учет, искусство и дизайн, наука о море, путешествия и туризм и так далее.

Выпуск:

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Шкаруба И. А. Формирование приёма классификации у младших школьников в процессе обучения математике через урок и внеурочную деятельность // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 6. – С. 106–110..htm.

Аннотация. В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по формированию умения производить классификацию объектов, что является одним из универсальных логических действий. Приём «классификация» рассматривается как способ упорядочивания материала, который помогает всё «разложить по полочкам» и установить определённый порядок. Сформулирован перечень умений, необходимых для построения классификации, и соответствующие задания, способствующие их сформированности. Статья предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, которые призваны формировать у младших школьников универсальные учебные действия с целью развития умения учиться – как первого шага к самообразованию.

Аннотация . В статье представлен опыт работы с младшими школьниками по формированию умения производить классификацию объектов, что является одним из универсальных логических действий. Приём «классификация» рассматривается как способ упорядочивания материала, который помогает всё «разложить по полочкам» и установить определённый порядок. Сформулирован перечень умений, необходимых для построения классификации, и соответствующие задания, способствующие их сформированности. Статья предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования, которые призваны формировать у младших школьников универсальные учебные действия с целью развития умения учиться - как первого шага к самообразованию.
Ключевые слова: начальная школа, универсальные логические действия, приём «классификация», задания по построению классификации.

Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования предусмотрено, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать овладение, кроме прочих, такими логическими действиями как сравнение, анализ, синтез, обобщение и классификация по родовидовым признакам .

Для развития умения учиться как первого шага к самообразованию уже в начальной школе должны быть сформированы такие универсальные логические действия , как выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов.

В учебниках математики по разным программам имеется большое количество заданий на классификацию. Но не все младшие школьники владеют алгоритмом выполнения данной мыслительной операции. Алгоритмов этих нет и в учебниках, но любой алгоритм имеет операционную составляющую, и ребёнок должен понимать, что из себя представляет это действие, из каких более мелких операций состоит, в каком порядке выполняется.

Таким образом, перед учителем начальных классов стоит довольно сложная задача - научить своих учеников построению классификации. Сформированное умение классифицировать предметы, понятия помогает учащимся ориентироваться в большом количестве информации, облегчая процесс изучения явлений окружающего нас мира.

Под классификацией понимают распределение предметов какого-либо рода на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов, при этом каждый класс занимает в получившейся системе определённое постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы .

Особенно актуально для обучения в начальной школе, когда учитель (по причине возрастных особенностей своих учеников) не имеет возможности дать определение многим научным понятиям, - всё-таки добиться понимания учениками этих понятий. Формирование универсальных учебных действий является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность. Именно во внеурочное время на кружковых, клубных, индивидуально-групповых и пр. занятиях учителя начальных классов и руководители кружков, используя большое количество пособий, могут в ненавязчивой, непринуждённой, занимательной форме на материале математики и других школьных предметов формировать у детей логическое мышление посредством знакомства с одной из форм систематизации материала - классификацией.

Опробовав в практике своей работы большое количество различных пособий, я пришла к выводу, что большим подспорьем в решении задачи обучения построению классификации и её использованию, является пособие И. Л. Никольской и Л. И. Тиграновой «Гимнастика для ума» , где в наиболее доступной для младших школьников форме раскрывается объём понятия, даются методические рекомендации учителям, приводятся комментарии к каждому внеклассному занятию.

Привожу пример: «Митя встретил в одной умной книге о животных слово классификация и решил посмотреть в словаре, что оно означает. Но найти словарь оказалось не так просто. Перерыв снизу доверху все пять полок своего книжного шкафа, Митя обнаружил словарь только на верхней полке, да и то с трудом: он был завален всяким хламом - старыми тетрадями, растрёпанными детскими книжками, альбомами с марками, разрозненными номерами журнала «Юный натуралист».

В словаре Митя прочёл: «Классификация - распределение предметов на группы (классы) по каким-нибудь отличительным признакам. Классификация всегда устанавливает определённый порядок».

«Порядок - это как раз то, что мне нужно»,- подумал Митя и стал разбирать книжный шкаф. На третью, самую удобную, полку он поставил учебники, под ними расположил тетради и альбомы, внизу поместил словари и справочники, а две верхние полки занял книгами о животных и комплектами журнала «Юный натуралист». Всё остальное было убрано в тумбочку. «Теперь я всегда легко найду то, что мне нужно»,- с удовольствием подумал Митя и, достав с нижней полки книгу, в которой ему встретилось слово классификация, раскрыл её.

Оказалось, что классификация помогает навести порядок в наших знаниях,.. «разложить их по полочкам»… Но через некоторое время оказалось, что и при такой классификации, когда расставлены по разным полкам учебники, тетради, словари и справочники, книги о животных, номера журнала «Юный натуралист» - нужную книгу или тетрадь далеко не всегда удаётся найти сразу. Попробуй, перебери 30 тетрадок, чтобы отыскать среди них тоненькую тетрадь по математике!

Столкнувшись с такими трудностями, Митя решил продолжить наведение порядка в своём шкафу. На полке с тетрадями он слева поставил все тетради по математике, затем - по русскому языку, затем - по природоведению и т. д. Подобным образом он поступил с содержимым других полок.

Таким образом, после классификации содержимого книжного шкафа по полкам Митя провёл классификации на полках, выбрав для каждой из них подходящее основание: учебники и тетради он разложил по предметам, журналы - по годам издания и т. д.

Можно было совершенствовать порядок в шкафу и далее, классифицировав каким-нибудь способом каждую группу книг и тетрадей. Порядок, наведённый таким способом, помогает, например, библиотекарю среди тысяч, а то и десятков тысяч книг быстро найти ту, которую просит читатель.

С помощью такой многоступенчатой классификации систематизируются знания в различных областях. Так, в зоологии (науке о животных) все животные классифицируются на типы, каждый тип -на классы, класс - на отряды, отряд - на семейства, семейство - на роды, род - на виды. Например, Каштанка, героиня рассказа А.П.Чехова относится к виду «собака домашняя», роду - волк, семейству волчьих, отряду хищных, классу млекопитающих, типу хордовых.

Таким образом всё многообразие животного мира приводится в систему. Для каждого животного в этой системе находится своё место. Это место всегда можно определить, указав тип, класс, отряд, семейство, роди вид, к которым относится животное. Подобным образом можно найти место жительства отдельного человека на земном шаре, зная его адрес: страну, где он живёт, республику или штат в этой стране, город или деревню, улицу, номер дома и квартиры».

Многолетний личный опыт работы в начальной школе показывает, что обязательными в перечне умений по построению классификации должны быть следующие:

- описание словами групп в готовой классификации

Пример: опиши словами каждую группу:

а) 9,18,27,36,45,54,63,72,91 (Ответ: каждое следующее число на 9 больше предыдущего; числа, делящиеся на 9, расположены в порядке возрастания и т.д.)

б) 50,60, 80,90, 120,130, 170,180

в) год, месяц, неделя, сутки

- нахождение признака, по которому произведена классификация

Пример: выбери правильный ответ

21:3=6 -произведения и частные

81:9х4<50 -верные и неверные выражения

70>27 -числовые равенства и неравенства

- классифицирование объектов по заданному основанию . Основанием классификации считается признак, по которому производится классификация.

Пример: разбей на группы именованные числа: 50 дм, 50 мин, 5 т, 50 кв.м, 5м, 5 сут, 50 ц, 50 кв.дм - по принадлежности к величинам. (Ответ: единицы длины, времени, массы, площади)

Пример: на какие две группы можно разбить данные числа? Выполни классификацию, соблюдая свойство «Быть трёхзначным числом»:222, 463, 46, 405, 88, 18, 777, 87

Пример: распредели на группы по свойству «Верное высказывание»: 7х7>64 56+7=63 80-18<70 56:8=6

- проведение классификации по самостоятельно выбранному основанию . Пример: расклассифицируй по какому-нибудь признаку слова: уменьшаемое, слагаемое, вычитаемое, сумма, разность. Проведи классификацию по двум различным основаниям. (Первое - название компонентов и результата действия; второе - нахождение неизвестного компонента действием сложения или вычитания)

Пример: на какие группы можно разделить все месяцы года? Назови все возможные варианты.

-нахождение ошибок в классификации (задания на проверку результатов классификации)

Пример: даны числа от 20 до 30 включительно. Они разбиты по свойству «делится на 3». Верно ли выполнено задание? 21,24,27 20,22,23,25,26 (Ответ: неверно. В первой группе - нет числа 30. Во второй - нет чисел 28, 29)

Пример: что лишнее? Почему?

мм, см, м, кг, дм, км

Пример: можно ли числа 5,6,7,8,9 расклассифицировать на:

а) чётные и нечётные

нечётные

б) чётные и простые

в) чётные, нечётные и простые

нечётные

Очевидно, что классификация «б» неправильная по причине того, что число 5 не вошло ни в одну группу, а классификация «в» - из-за того, что числа 7 и 9 вошли в две группы.

Следует обратить внимание учащихся на то, что все предметы должны быть распределены по классам и каждый из них входил бы только в один класс. А также на практическом примере предостеречь ещё от одной ошибки, показав, что слово «разделить» может иметь разный смысл. Разделить на группы и на части - это не одно и то же. Когда мы делим круги на большие и маленькие, те и другие остаются кругами. Если же разделить круг на половинки, то ни одну из них кругом уже не назовёшь.

Задание ученикам: чтобы разделить полоску на 4 части, достаточно сделать 3 разреза. Сколько разрезов надо сделать, чтобы разделить на 4 части бублик? Проверь свой ответ на модели из бумаги или пластилина. Вы выполняли логическую операцию деления или расчленения на части?

По мере изучения различных понятий задания на классификацию могут включать числа, выражения, равенства, уравнения, геометрические фигуры и пр. При достаточном освоении приёма классификации учащимся в дальнейшем можно предлагать более сложные задания , такие как изменение классификации в связи с добавлением новой информации; представление одной и той же классификации разными способами; самостоятельное составление классификации с преобразованием информации.

Таким образом, умение классифицировать - неотъемлемая часть логического мышления. Классификация придаёт мышлению строгость и точность.. С помощью классификации младший школьник учится упорядочивать объекты и свои знания о них. Овладение учащимися приёмом классификации есть один из критериев сформированности как общеучебных универсальных действий, так и универсальных логических действий.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010
  2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2010
  3. Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М.: Наука, 1975
  4. Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. - М.: Издательство «Экзамен», 2008 (Серия «Учебно-методический комплект»)

Список литературы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010

Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. – М.: Наука, 1975

Никольская И.Л., Тигранова Л.И. Гимнастика для ума: книга для учащихся начальных классов. – М.: Издательство «Экзамен», 2008 (Серия «Учебно-методический комплект»)

Семёнова Н.И., кандидат технических наук. Формирование познавательных учебных действий в начальной школе на примере построения классификации. (Сайт http://ext.spb.ru)

Доклад

« География 7-х клоссов».

учителя географии

Бейсембай Г.Е.

2015-216 гг.

Среди школьных предметов нельзя выделить главные и второстепенные. Но если мы зайдем в разные школы: то их учащиеся по-разному, с интересом и без него, с уважением и с пренебрежением отзываются об одних и тех же школьных предметах. Неоднозначность оценки встречается и при упоминании географии: от равнодушия до живого интереса и сомнительной убежденности в необходимости голубого изучения.

Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.

Обучая своему предмету, мы сознательно или невольно формируем у учащихся осознанное отношение к этому предмету, и отношение становится важным результатом его работы, от него во многом зависит качество овладения самим предметом. Как правило, учащиеся выражают свое отношение к предмету четко и кратко: «интересно» - «неинтересно». И такой отзыв может служить для учителя одним из критериев оценки его работы, ведь познавательный интерес ни в коем случае не противопоставляется понятиям долга и учебных обязанностей.

Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов, но нам необходимо выявить наиболее существенные из них.

    Межпредметные связи – важнейший принцип обучения в современной школе. Это высший уровень обучения. Обычно мы учителя испытываем затруднения в реализации на практике принципа взаимосвязи предметов естественнонаучного и общественно-гуманитарного циклов.

Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии и другим предметам. Например, установление продолжительности дня и ночи (освещенности) в зависимости от широты места, пользование масштабом, измерение на карте и местности, определение площадей различных объектов, глазомерная съемка плана местности невозможны без математических расчетов. Процессы нагревания и излучения, испарения и конденсации, образования осадков, понятие веса, плотности, давления воздуха требуют знаний физики. Формирование почвенного покрова, растительности и животного мира в природной зоне и их взаимосвязь становится понятной лишь благодаря знаниям по биологии. При изучении минеральных полезных ископаемых, различного сырья для химических удобрений и знакомстве со способами обработки черных и цветных металлов, переработки нефти, газа необходимы знания по химии.

Роль межпредметных связей в повышении качества знаний учащихся выяснялось при усвоении представлений, при усвоении понятий, при установлении закономерных связей между явлениями и объектами природы. При этом учитывалось, что роль межпредметных связей в учебном процессе в значительной степени определяется спецификой учебного предмета, на знание которого опирается изучение географических объектов и явлений. Так, использование знаний учащихся по математике способствует формированию более конкретных представлений о величине, размерах объектов. Знания по физике сущность физико-географических явлений. Использование знаний по биологии помогает раскрыть взаимосвязи между компонентами природы.

ПРИМЕРЫ:

    Урок в 7-ом классе на тему: « Влажные тропические леса Южной Америки» (география – биология). На данном уроке можно учащимся предложить следующие вопросы:

    • Чем отличаются деревья тропических лесов от деревьев, произрастающих в других природных зонах?

      Какие растения растут на коре деревьев, а их корни висят в воздухе?

      Какое растение имеет самые крупные листья и где оно произрастает?

    Урок в 7-ом классе на тему: « Живые организмы в суровых условиях Антарктиды». На данном уроке ученикам можно предложить рассказ Я была на обширной равнине, и у меня кружилась голова, шла из носа кровь, как будто я поднялась высоко в горы. Почему это происходило? (средняя высота льда Антарктиды 2 км, поэтому ее еще называют «Землей над облаками»)

-Вокруг меня был снег, а я была в солнечных очках и загорела, как в тропиках. Почему?

-Я видела птиц, у которых яйца не в гнездах, а при себе, в сумке. Что это за птицы?

- Там было два растительных организма, живущих как одно целое. Что я видела?

- Морские животные выходят сухими из воды. Возможно ли это?

- А еще я видела слона, льва и леопарда, живущих в воде. Как это может быть?

География - предмет преимущественно устного общения, поэтому на уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать доказательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения, защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают в группах: защита проекта, экологический мониторинг.Компетенции личностного самосовершенствования формируются, когда ученик осознает, что все, чему он учится, необходимо ему для раскрытия собственных способностей, возможностей, т.е. самосовершенствования. Чем раньше ученик это осознает, тем больше компетенций освоит.

7 классее направленные на усиление практической направленности школьной географии:

1.работа с учебником, географической и научно-популярной литературой;

2.работа с картами и картосхемами;

3.работа со статистическими материалами;

4.работа на местности;

5.наблюдение за окружающей средой;

6.работа с ресурсами СМИ и Интернет;

7.учебные научные проекты.

Задача учителя – опираясь на психологические особенности учащихся определенного возраста, последовательно формировать у них системное мышление, познавательный интерес, помочь им не только усвоить знания, но и научиться принимать решения, самостоятельно мыслить и обрести уверенность в своих силах. Ключевой замысел модернизации образования - идея развития, где человеческая личность - главное богатство, которым обладает мир. Учителя географии всячески способствуют развитию этой личности. Пусть наш мир будет богаче.

Большинство современных предметов пришли к нам из ХІХ века. Но некоторые не выдержали испытания временем. Знакомим вас с забытыми школьными предметами прошлого.

Классические языки

Иностранные языки были важными предметами в средней школе ХІХ века. Самые популярные среди них — немецкий и французский. Их изучали в гимназиях и юноши, и девушки.

Однако от тогдашних учеников требовали еще и знания классических языков — латыни и древнегреческого. На латынь выделяли от 5 до 8 уроков в неделю, на древнегреческий — 5-7 уроков. Для сравнения: по русскому языку и литературе было 4 урока в неделю. А по французскому или немецкому еще меньше — 3.

Учили «классику» долго. Латинский язык — все восемь лет гимназии. Древнегреческий — немного меньше: 6 лет (с 3-го по 8-й классы). Программа была насыщенной. Начинали с азбуки, дальше изучали грамматику, заучивали отдельные слова и сентенции. Со временем переходили к чтению античных авторов, написанию небольших текстов и переводам.

«Все учили наизусть речи Цицерона, оды Горация, «Метаморфозы» Овидия, «Энеиду» Вергилия, историков всех, и даже Цицероновское De officiis. И все это с грамматическим, филологическим и историческим разбором», - писал выпускник Первой киевской гимназии Григорий Червинский.

Считалось, что древние языки облагораживают молодых гимназистов. Латынь и древнегреческий называли основой основ престижного качественного образования. Поступить в университет без этих знаний было невозможно. Кстати, девушки классические языки не изучали.

«Изучение древних языков составляет немаловажное упражнение для приучения к основательному умственному труду, к логическому мышлению и правильному изложению мыслей. Развивает вкус, красоту, ясность и сжатость речи», - считал педагог и публицист Владимир Стоюнин.

Фехтование

Кроме основательных знаний гимназисты должны были иметь хорошие манеры, аристократическую осанку и быть физически закаленными. Считалось, что этому способствуют танцы и фехтование. И если хореографию преподают и в некоторых современных школах, то обязательное умение фехтовать осталось в прошлом.

«Было одно время заведено в гимназии фехтование на рапирах, для любителей этого спорта. Помню нашего учителя гимнастики Экстера, фехтовавшего на рапирах с пансионерами старших классов», - писал бывший киевский гимназист Владимир Терлецкий.

Тренировались ученики и на других видах оружия — саблях, например. Уроки фехтования продолжались в университетах. В Киевском они были обязательными до 1858 года и приравнивались к другим учебным дисциплинам. Их должны были посещать все студенты с первого по третий курс.

Закон Божий

В позапрошлом веке и юноши, и девушки изучали Закон Божий на всех уровнях — от начальной школы до университета. В гимназиях этот предмет был в учебной программе с 1-го по 6-й классы и преподавался дважды в неделю. Закон Божий входил в список ежегодных переводных экзаменов и в итоговый выпускной экзамен.

Урок был своеобразной беседой-проповедью: преподаватель-священнослужитель объяснял догматы религии или разбирал какой-то фрагмент из Святого Писания. Потом задавал ученикам выучить какой-то отрывок из Библии или молитву, которые они впоследствии должны были воспроизвести наизусть. Обычно это было механическое заучивание.

Ученики должны были знать: молитвы «Отче наш», «Символ веры», «Богородице Дево», десять заповедей с объяснениями, некоторые псалмы, Старозаветные и Евангельские истории, церковные праздники.

Также дети должны были обязательно знать время постов. В старших классах гимназии ученикам преподавали историю церкви.

«Законоучитель спросил у меня Символ веры и псалом «Помилуй мя, Боже», которые он даже не дал окончить, только спросил: «А знаешь «Благого Царя благая Мати?» А на мое молчание спросил снова: «А «Макария Великого» знаешь?» Я сильно сконфузился и сказал, что таких молитв мы не учили. Тогда законоучитель заметил: «Напрасно, это надо знать […]. Как же это вы готовились в гимназию, а первейшего дела, молитв к Богу, не знаете?» Мы чуть не заплакали…», - вспоминал Григорий Червинский.

Главным заданием предмета называли моральное воспитание учеников и прививание им христианских ценностей. В то же время Закон Божий должен был сформировать у учеников чувство преданности самодержавию и религии и отвернуть молодежь от «заразы вольнодумства».

Церковное пение

О тесной связи церкви и образования в ХІХ веке свидетельствует еще один предмет — церковное пение. Его основам в начальной школе детей учили священники.

Был он обязательным и для воспитанниц института благородных девиц. Даже в Киевском университете были факультативные занятия по церковному пению. Их посещение предоставляло определенные льготы. Студенты, которые пели в церковном хоре, не платили за обучение в университете.

В школьную программу также входила логика. Ее преподавали только в 7-ом классе гимназии. На это выделяли один урок в неделю. Предмет был своеобразным сочетанием основ философии и психологии.

На уроках логики ученики изучали основные формы, законы и методы мышления. Также были практические занятия, где гимназисты анализировали философские произведения Цицерона и Платона. Преподавателям логики рекомендовали тесно связывать свой предмет с математикой, потому что в ней больше всего логичности.

В целом логика должна была приучать учеников к четкому самостоятельному мышлению. В то же время учитель должен был следить, чтобы ученики не попали под влияние «сухого материализма» и безбожных идей.