Перед глазами возникает то бескрайний степной

Задание 15. ФИПИ

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.


  1. Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
    и умопомрачительная причёска.

  2. Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

  3. У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

  4. При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

  5. Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю
2. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

  2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

  3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

  4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

  5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.
3. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

  2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

  3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
    и зимой.

  4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

  5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.
4. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

  2. Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

  3. Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
    к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

  4. С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

  5. Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.
5. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта
    и запечатлевается в его лирических строках.

  2. Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

  3. Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

  4. В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

  5. Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.
6. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

  2. Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.

  3. Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

  4. В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.

  5. Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.
7. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

  2. Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

  3. Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

  4. В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

  5. Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.
8. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.

  2. Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.

  3. Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.

  4. Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.

  5. Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.
9. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В музее есть картины и игрушки и предметы быта XV века.

  2. В Москве и других городах со снегом и льдом на дорогах борются
    химическими способами.

  3. Нужно быть вежливым как среди посторонних людей так и в домашнем кругу.

  4. То справа то слева то сбоку слышался какой-то шум.
10. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В народной медицине водные настои приготавливают холодным или горячим способами.

  2. Среди писателей послереволюционной эпохи М.А. Булгаков чаще других обращается к темам прозрения и своего пути в жизни и литературе.

  3. За чаем собрались гости да хозяева.

  4. Лесные дали кажутся то дымчато-сиреневатыми то чуть голубоватыми.
11. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Как наше так и вражеское войско томилось в ожидании настоящего боя.

  2. Наш внутренний мир настроен чутко и тонко и отзывается на самые незаметные звуки жизни.

  3. Защитой средневековому воину служили простая стёганая туника или детали доспехов.

  4. Дом к празднику убирали шиповником да белою ромашкою.
12. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.

  2. Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.

  3. Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.

  4. Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
13. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Индивидуальность писателя проявляется даже в предпочтении того или иного цветового эпитета.

  2. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно и в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

  3. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

  4. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.
14. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Цели астрологов и алхимиков были фантастичны но их наблюдения и опыты способствовали накоплению знаний как по астрономии так и по химии.

  2. В XII веке живописцы писали картины красками или тушью на шёлковых или бумажных свитках.

  3. На улице весь декабрь то снег то дождь…

  4. Каравелла имела три мачты с прямыми и косыми парусами и могла двигаться в нужном направлении даже при встречном ветре.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Мне хотелось застать медведя за едой или за рыбной ловлей на берегу реки.

  2. Берёзовые рощи и аллеи вызывают чувство радости и умиротворённости.

  3. Рябина прекрасна и по весне и осенью.

  4. Ни на воде ни на земле ни в воздухе настоящий турист не чувствует растерянности.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно оставить ОДНУ запятую.

  1. Полина любила находиться в кабинете мужа или в библиотеке.

  2. Человек должен соблюдать как юридические так и нравственные законы.

  3. Океан и небо перемешались и понеслись над головой потоками воды.

  4. Артист читал басни и рассказы и лирические миниатюры.
17. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Гущин набирается смелости и задает вопрос тихим и робким голосом.

  2. Лесные ягоды лучше всего собирать или утром или вечером.

  3. Самоварчик уже был готов и стоял на столе.

  4. Владимира пленяли усадьбы и дачи по сторонам и тишина вокруг.
18. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Много желал да ничего не поймал.

  2. Идеальный дворянин должен был походить и на героя рыцарских романов и на персонажа античной истории и на христианского проповедника.

  3. Преподаватель рисования обратил внимание на способности и склонности мальчика и убедил родителей отдать ребенка в училище живописи.

  4. Дачники лениво гуляют под зонтиками или сидят в тени деревьев
19. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. При свете молнии стали видны дома и сараи и стволы мокрых деревьев.

  2. Дыхание осенних ветров то прохватывает тайгу болотной сединой то вплетает в неё золотые и серебристо-жёлтые пряди.

  3. Зимой я ходил на охоту либо катался с ребятами с горы либо прогуливался с ними на лыжах.

  4. Задолго до рассвета Ильинична затопила печь и к утру уже выпекла хлеб и насушила две сумки сухарей.
20. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В поведении скворца много суетливого и забавного деловитого и хитрого.

  2. В гостиной графа зеркала и картины и вазы были настоящими произведениями искусства.

  3. Для многих книги Достоевского или Толстого интереснее любого детективного романа.

  4. Хорошо тёплой осенью потеряться в густых чащах осин и берёз и дышать прелым запахом травы
21. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Обобщающие слова должны стоять перед однородными членами или после них.

  2. Для праздничной иллюминации использовались как электрические гирлянды так и фонари.

  3. Ночью ветер злится да стучит в окно.

  4. Хороший специалист опирается на фундаментальные знания и умение трудиться.
22. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Для проверки правописания безударной гласной корня надо изменить слово или подобрать родственное.

  2. В голове шумело не то от воя и свиста бури не то от радостного волнения.

  3. Мы видели несколько деревьев вдали да бегущие по влажной траве тени гонимых ветром туч.

  4. Попутчик не расслышал сказанное или пренебрёг моим намёком.
23. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. О месте собаки в жизни человека писали и пишут современные публицисты и писатели.

  2. Желтоватые или розовые лепестки этого растения растут по одному или пáрами.

  3. На клумбе были посажены яркие маки и нежные тюльпаны и мохнатые ноготки.

  4. Представители интеллигенции стремились к смысловой точности и выразительности речи боролись против искажения и засорения родного языка.
24. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В двигателе автомобиля сжигается бензин или природный газ или дизельное топливо.

  2. В 13 лет И.И. Левитан поступает в Московское училище живописи и ваяния и учится у В.П. Перова.

  3. Временами между кочками или пнями попадались светло-коричневые коврики кукушкина льна.

  4. Асеев неожиданно менял позы и то откидывался в кресле то пружинисто вставал.
25. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

  2. Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

  3. Алогичность соединения слов создаёт особый психологический эффект и приковывает внимание читателя и усиливает образность.

  4. Довольно скоро он обжился в этом районе да подружился с соседями.
26. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Есть различные версии и гипотезы о происхождении и значении названия этого растения.

  2. Долгими осенними вечерами мы читали вслух или просто сидели у камина.

  3. Рыцари то завоёвывали новые города то теряли все свои приобретения то снова готовились к походам.

  4. Рудольф Нуриев виртуозно владел техникой как классического так и современного танца.
27. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Герой романа любил путешествия и приключения и в то же время стремился к комфорту и семейному уюту.

  2. Очень многие акварели не имели авторов или приписывались тем или иным декабристам предположительно.

  3. Жаргонные слова выпадают и из традиции и из сферы разумного словоупотребления и из единообразия речи.

  4. Для убеждения читателя в справедливости своих оценок автор рецензии может использовать как приёмы научного анализа так и средства художественной выразительности.
28. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. После обеда бабушка выходила на балкон с вязанием или шитьём.

  2. В XIX веке в Европе и Америке наука и производство развивались быстрыми темпами.

  3. За снежным туманом не видно ни поля ни телеграфных столбов ни леса.

  4. Богатый и не бедствует да жалуется.
29. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. И в дождь и в холодный ветер и в грозу радостно возвращаться домой с полной корзиной грибов.

  2. Этот край нехоженых троп и непуганых зверей и птиц обладает большой привлекательностью.

  3. Каждая осина в лесу или на меже осенью кажется мне каким-то фантастическим растением.

  4. Сюжеты для произведений декабристам подсказывали как актуальные проблемы современной жизни так и события национальной истории.
30. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. В XV веке применяли как тяжёлые пушки для осады крепостей так и лёгкие орудия в полевых сражениях.

  2. Слово выражает мысли и может служить для соединения и разделения людей.

  3. Микеланджело изображал людей с могучим телом и сильной волей смелых и неукротимых спокойных и решительных.

  4. В лукавом и озорном и необыкновенно лиричном голосе русской балалайки слышится скоморошья удаль первых музыкантов на Руси.
31. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Во время ботанических экскурсий и обследований во многих областях и районах велись наблюдения и сбор информации об использовании растений в народной медицине.

  2. Продукцию многих машиностроительных комбинатов сложно транспортировать из-за большого веса или крупных размеров.

  3. Для разработки новых образцов техники нужны как оборудование так и высококвалифицированные рабочие как инженерно-технические кадры так и экспериментальные заводы.

  4. Климатические условия региона влияют как на архитектуру зданий так и на планировку квартир.
32. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

  1. Среди ремесленников были ткачи и оружейные мастера и резчики по кости.

  2. Мощная «шуба» вокруг нашей планеты состоит из свободных протонов и электронов и разделена на два пояса.

  3. Ни на стенах ни на окнах не было никаких украшений.

  4. Дела да случаи совсем замучили.
33. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя

и умопомрачительная причёска.

2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так

4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

5)Зима вступила в свои права и деревенские избы укутали снежные тулупы. 5)И сердце бьётся в радостном ожидании и душа горит предвкушением любви и счастья.

12.

1) Каждая травинка и мшинка блестела и улыбалась капельными глазками.

2) Самый смелый и удачливый всадник пробивается сквозь ряды защитников крепости ломает снежную стену и врывается на коне в городок.

3) Язык - это путь цивилизации и культуры.

4) Всем интересна эта весёлая и живая интересная и увлекательная игра!

5) В суровые годы Великой Отечественной войны проникновенные песни Михаила Исаковского помогали бороться с врагом и укрепляли веру в победу.

13. Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставитьОДНУзапятую.

1) Среди найденных археологами в Переяславце бытовых предметов есть фрагменты ключей и замков детских игрушек черепки глиняной посуды.

2) В XVII веке в городах Севера были созданы лесопильный мыловаренный кожевенный заводы.

3) Русский литературный язык сформировался в основном к середине XIX века и происходило его формирование под воздействием активного языкового творчества народа.

4) Все соляные варницы не только Тотьмы но и всего Севера к середине XVI века принадлежали Строгановым.

5) В колорите фресок преобладают как золотисто-жёлтые голубые синие так и коричневато-красные и зеленоватые цвета.

14. Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставитьОДНУзапятую.

1) Дома с дивными наличниками на окнах и ажурными дымниками на крышах и расписными или резными воротами и узорчатыми решётками над крыльцом словно обступают нас.

2) Преданность своей малой родине и интерес к исследованию её истории и быта культуры и искусства сохранились и в современном поколении горожан.

3) Много было в Шуе кожевенных и овчинно-шубных и мыловаренных мастерских.

4) Перед домом в Плёсе расстилалась широкая гладь Волги с её неповторимыми закатами рассветами с бесконечным простором заречных далей.

5) Солнце пряталось за холодные вершины и мягкий туман начинал расходиться в долинах.

15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера двух предложений, в которых нужно поставитьОДНУзапятую.

1) Срубленные осины придавили собой и траву и мелкий кустарник.

2) Пришла беда – отворяй ворота и вот тут-то настоящий друг себя и покажет.

3) Отсталый да ленивый всегда позади.

4) Мой собеседник походил на мастера или управляющего.

5) Лёгкие ветры легко и тепло дули на пристань и уснувший посёлок.

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25

Дидактический материал «Подготовка к ЕГЭ, задание 15»

Расставьте знаки препинания. ОДНУ

1) Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя
и умопомрачительная причёска.

2) Грин любил и море и выдуманные им морские побережья.

3) У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры.

4) При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

5) Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

2) В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3) И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

4) Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5) Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2) Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах.

3) Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.

4) Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5) Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В 1856 году в немецком городе Карлсруэ вышло в свет первое издание поэмы «Демон» бывшего поручика Тенгинского полка М.Ю. Лермонтова и в том же году в Омске в семье штабс-капитана того же Тенгинского пехотного полка А.М. Врубеля родился сын – будущий художник Михаил Врубель.

2) Многие полотна И.К. Айвазовского воспринимаются как музыкальные или стихотворные импровизации.

3) Повесть Е.И. Замятина «На куличках» полна любви и сострадания
к соотечественникам и выражает протест против общественных условий.

4) С поэтами-декабристами композитора А.А. Алябьева связывали как общие взгляды так и многие обстоятельства жизни и тяжёлой личной судьбы.

5) Здесь заповедными стали истоки рек и родники и рощи и дубравы.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Природа проходит через влюблённое и вечно творящее сердце поэта
и запечатлевается в его лирических строках.

2) Инверсия является одним из важнейших средств интонационно-синтаксического выделения слов или словосочетаний.

3) Лёгкий ветерок то просыпался то утихал.

4) В этом портрете есть и лёгкость манеры и тонкость колористической гаммы и психологизм образа.

5) Двигатель не успел по-настоящему остыть и его запустили в течение нескольких минут.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Попугай этот был склочной и крикливой птицей и в течение месяца отравлял жизнь своему хозяину и всему дому.

2) Вечерами солнце купается в багровых туманах или сухо догорает на краю степи костром.

3) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

4) В русской песне звучат как робость так и мятежная вольница.

5) Луна скатывалась за горизонт и город медленно погружался в предрассветную сухую тьму.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

2) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

3) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

4) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

5) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.

2) Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.

3) Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.

4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.

5) Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Культура наша сильна не столько столичными деятелями сколько жителями глубинки.

2) Самые первые архивы в России возникли вместе с монастырскими
и церковными книжными и рукописными собраниями.

3) Изредка ранней весной или поздней осенью ходил отец на охоту.

4) Солнце ползёт вверх и пронизывает сосновые макушки долгожданными радужными спицами.

5) Его глаза из-под толстых стёкол скафандра блестели от удовольствия и в знак полного удовлетворения он комично завертел головой в своём металлическом колпаке.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Вдали пред ним пестрели и цвели луга и нивы золотые.

2) Давно уже не слышно было ни звона колокольчика ни стука колёс по каменистой дороге.

3) В Москве можно услышать и типично московскую речь и областные говоры.

4) Мухомор выделяется своей красотой и яркостью из всех остальных грибов.

5) Кукушка выскакивает из часов и насмешливо кукует над тобой в пустом доме.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Ждал я вас на покос этим летом однако не дождался.

2) Любовь к изобразительному искусству проходит через всю жизнь М.Ю. Лермонтова и отражается в его творчестве.

3) Я вспоминал и эти цветы и этот лес и радостный птичий гомон в вершинах берёз.

4) Многие набоковские размышления об А.С. Пушкине не потеряли художественного значения и актуальности и в наши дни.

5) Дворцовая казна была всегда полна и все налоги взыскивались в срок
и полностью.

6. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.


ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том

1. М. Горь­кий писал об ­ки­не, что как он «укра­сил на­род­ную песню и сказ­ку блес­ком сво­е­го та­лан­та!».

Б) ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми

2) Со­зда­вая веб-сайт, это ка­жет­ся мно­гим слож­ным.

В) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью

3) В усадь­бе, ко­то­рая до ре­во­лю­ции при­над­ле­жа­ла сна­ча­ла Ивану Тур­ге­не­ву, а потом ста­рин­но­му роду Бот­ки­ных, со­сто­я­лась встре­ча по­том­ков преж­них хо­зя­ев дома.

Г) на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым

Д) не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с де­е­при­част­ным обо­ро­том

4) Еги­пет­ский мост в Санкт-Пе­тер­бур­ге из­ве­стен бла­го­да­ря не столь­ко уста­нов­лен­ным на нём сфинк­сам, но и ми­сти­че­ской ис­то­рии, про­изо­шед­шей в 1905 году.

6) Ад­ми­ни­стра­ция школы, пре­жде всего ди­рек­тор и завуч, осо­бое вни­ма­ние уде­ля­ли по­вы­ше­нию про­фес­си­о­наль­но­го ма­стер­ства пе­да­го­гов.

7) Мо­царт, ра­бо­тав­ший в раз­лич­ных об­ла­стях му­зы­каль­но­го ис­кус­ства, осо­бое вни­ма­ние уде­лял опере.

8) И сей­час ме­тео­ро­ло­ги в своих пред­ска­за­ни­ях по­го­ды опи­ра­ют­ся на не­ко­то­рые на­род­ные при­ме­ты, да­ю­щих до­воль­но точ­ный про­гноз.

9) Смысл, ко­то­рый люди вкла­ды­ва­ют в раз­лич­ные по­ня­тия, ме­ня­ет­ся с из­ме­не­ни­ем че­ло­ве­ка и об­ще­ства.

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Там были меха и перья шёлк и жемчуг необыкновенная легкость покроя и умопомрачительная причёска.

2. Грин любил и море и выдуманные им морские побережья

3. У молодого человека не было ни денег ни квартиры ни ключа от квартиры

4. При виде концессионеров из толпы встречающих и любопытствующих вынырнул гражданин в чесучовом костюме и быстро зашагал к выходу.

5. Снег падал хлопьями и скоро он покрыл всю землю..

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Сна­ча­ла мо­ло­дой че­ло­век был рав­но­ду­шен и спо­ко­ен од­на­ко по­след­ние слова по­ра­зи­ли его за­де­ли за живое.

2. Тему судь­бы по­ко­ле­ния 30-х годов в ли­ри­ке ­мон­то­ва можно осмыс­лить как в узком ли­те­ра­тур­ном кон­тек­сте так и в ши­ро­кой со­ци­аль­ной и ис­то­ри­ко-куль­тур­ной пер­спек­ти­ве.

3. Этот ге­не­рал об­ла­да­ет не толь­ко во­ен­ным та­лан­том но и хо­ро­ши­ми ор­га­ни­за­тор­ски­ми спо­соб­но­стя­ми поль­зу­ет­ся ав­то­ри­те­том в армии.

4. Сюжет ро­ма­на ­ча­ро­ва «Об­ло­мов» вы­гля­дит рас­тя­ну­тым и не­ди­на­мич­ным осложнён и на­гру­жен па­рал­лель­ны­ми сю­жет­ны­ми ли­ни­я­ми.

5. Весна и лето про­шли для мо­ло­дых су­пру­гов и их ро­ди­те­лей быст­ро и не­при­мет­но.

(Ответ:________________________)

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря..

2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой..

4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

(Ответ:________________________)

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1. Самый древний гербарий был собран в начале XVI столетия и хранится сейчас в Риме.

2. Зимой я ходил на охоту или рыбалку или катался на лыжах

3. Для наблюдательного человека в тайге много интересного как летом так
и зимой.

4. Разошлись внуки и правнуки лоцманами и матросами по всей реке.

5. Глаз не устаёт любоваться полями и рощами и сердце полно ощущения гармонии с природой.

(Ответ:________________________)

Тренировочная работа по русскому языку в форме ЕГЭ

Вариант №5

1. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и ЗАПИШИТЕ слова правильно.

ШЕСТИСТАМИ учебниками

ПОЕЗЖАЙ вперёд

спелых АБРИКОСОВ

ТОНЬШЕ нитки

через ПОЛТОРА месяца

(Ответ:________________________)

2. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и ЗАПИШИТЕ слова правильно.

к ДВЕ ТЫ­СЯ­ЧИ ПЯ­ТО­МУ году

ЖГЁТ ко­стер

пачка МА­КА­РОН

фильм ИН­ТЕ­РЕС­НЕЕ

слад­ких ПО­МИ­ДО­РОВ

(Ответ:________________________)

3. В одном из выделенных слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и ЗАПИШИТЕ слова правильно.

в ВОСЕМЬСОТ ДВАДЦАТОМ году

заводские ПРЕССЫ

картина БОЛЕЕ КРАСИВЕЕ

СТРИЖЁТ волосы

наши ПАСПОРТА

(Ответ:________________________)

4. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) Все, кто бывал на Бородинском поле, обнажает голову перед памятниками защитникам России.

1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б) Впоследствии он даже себе не мог объяснить, что заставило его броситься наперерез лошадей.

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым

В) По словам Крамского, несмотря на то что у многих пейзажистов изображены на картинах деревья, вода и даже воздух, душа есть только в картине «Грачах» Саврасова.

3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) У зачитывавшихся людей в детстве русскими сказками, былинами дух захватывало от богатырских подвигов

Д) Употребляя букву «ъ» на конце слов, в XIX веке это была лишь дань традиции

5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом

7. неправильное построение предложения с косвенной речью

5. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

1.неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.

Б) Кто, как не сама природа, научила будущего скульптора пристальнее вглядываться в формы предметов?

2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым.

В) Создавая метеорологический прогноз, учёными обрабатывается большой статистический материал.

3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.

Г) В повести «Дубровском» изображены картины крепостного прошлого России

4. ошибка в построении предложения с однородными членами

Д) Благодаря обучения в медицинском институте Устименко стал работать сельским врачом.

5. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом.

6. нарушение в построении предложения с причастным оборотом.

7.неправильное построение предложения с косвенной речью.

Ответами к заданиям 1–24 являются слово, словосочетание, число или последовательность слов, чисел. Запишите ответ справа от номера задания без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Известный учёный-психолог Л. С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления человеческой психики. (2) ______ объяснение этим проявлениям надо искать в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой. (3)Он, например, любил повторять: те, кто надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершают ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

1

В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?

1. Известный учёный-психолог Л.С. Выготский ставил перед психологией задачу научиться объяснять все сложнейшие проявления психики людей, а поиск этих объяснений вести в общественных отношениях, во взаимодействии организма со средой, а не внутри индивидуума.

2. Выдающийся психолог Л.С. Выготский в своих научных трудах рассказывает о самых сложных и самых необычных формах человеческого поведения, но подробно не описывает их, потому что, по его мнению, явления эти необъяснимы.

3. Известный учёный-психолог Л.С. Выготский любил повторять, что источник высших психических процессов не надо искать внутри индивидуума, чтобы не походить на обезьяну.

4. Человек, который надеется найти источник высших психических процессов внутри индивидуума, совершает ту же ошибку, что и обезьяна, пытающаяся обнаружить своё отражение позади зеркала.

5. По мнению Л.С. Выготского, задача психологии – научиться объяснять сложнейшие проявления человеческой психики на основе изучения взаимодействия организма со средой и общественных отношений, а не на основе изучения процессов внутри индивидуума.

2

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

1. Наоборот,

4. Даже если

5. Затем чтобы

3

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ИСТОЧНИК. Определите значение, в котором это слово употреблено 
в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ИСТОЧНИК, -а; м.

1. Водная струя, выходящая на поверхность из-под земли. Целебный и. Горячий и. И. минеральной воды.

2. То, что даёт начало чему-л., откуда исходит что-н. И. света. И. всех зол. Сведения из верного источника.

3. Тот, кто даёт какие-л. сведения, осведомляет о чём-л. Он надёжный и. Сведения из верного источника.

4. Письменный памятник, документ, на основе которого строится научное исследование. Источники для истории края. Использовать все доступные источники.

4

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

лекторОв

ходАтайствовать

кУхонный

5

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. Я и по сей день полный НЕВЕЖДА в области кулинарии.

2. Испытание поможет определить ЭФФЕКТНОСТЬ существующих средств защиты от информационных атак.

3. У её ног высился недостроенный ПЕСОЧНЫЙ замок, а позади сверкало море.

4. Перед входом в ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ собор росла целая роща африканских пальм.

5. Настроение исполнителей немедленно находило ОТКЛИК в зрительном зале.

6

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

БОЛЕЕ МУДРЫЙ учитель

пара ТУФЕЛЬ

новые ДОГОВОРЫ

ПОЛОЖИ на стол

с ЧЕТЫРЬМЯМИ студентками

7

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
А) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 1) Те, кто бывал в Ялте, не мог не любоваться красотой набережной.
Б) нарушение связи между подлежащим и сказуемым 2) Закончив приготовления, ему пришлось проверить всё заново.
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 3) Студент, не успевший подготовить ответ, грустно сказал, что ему понадобится ещё немного времени.
Г) ошибка в построении предложения с однородными членами 4) Благодаря стараний опытного доктора больной быстро поправлялся.
Д) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 5) Татьяна любила гадать и старинные предания.
6) В поэме «Руслане и Людмиле» А.С. Пушкин широко использует фольклорные мотивы.
7) Самый длинный эскалатор в мире установлен на станции «Адмиралтейская» Петербургского метрополитена.
8) Глобализация современного мира, вопреки ожиданиям и прогнозам, усугубила социальные и политические противоречия в мире.
9) После получения копий накладных Алексей спросил фамилии курьеров, доставлявших заказы.

Ответ запишите цифрами без пробелов и иных знаков

8

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

обг...реть

зач...рованный

к...мпромисс

ун...верситет

9

Определите ряд, в котором в обоих словах в приставке пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

бе...подобно, и...давна

меж...ярусный, п...янящий

предп...лагать, пр...дед

пр...мер, пр...ободрённый

ра...писать, во...вести

10

претерп..вающий

заманч..вый

остр..нький

11

Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.

выдвин...шь

расходу...мые

наполн...м

леле...мые

12

Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.

Хорошее зрение н(1) раз выручало Сергея, однако сегодня он, как н(2) вглядывался в даль, н(3)чего н(4) увидел.

13

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

1. Дамы (НА)ПЕРЕБОЙ восхищались КАКИМ(ТО) поручиком.

2. (НА)ВСТРЕЧУ попался трактор, обдав велосипедиста клубами пыли, и (С)НОВА стало пустынно.

3. Обидно прожить жизнь, не узнав себя - человека, который был тебе (В)РОДЕ ближе всех и которого ты так (ПО)НАСТОЯЩЕМУ любил.

4. Теперь мне кажется, что он был КАК(ТО) (С)ВЕРХ меры весел и беспечен.

5. (НЕ)СМОТРЯ на то, что мы чувствовали приближение вечера, ВСЁ(ТАКИ) темнота застала нас врасплох.

14

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Вязкий и глубокий песок, сплошь истыка(1)ый ямками вчерашних следов, оплывших и бесформе(2)ых, напоминал ма(3)ую крупу самого первого сорта.

15

Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1. Перед глазами возникает то бескрайний степной пейзаж то расписной терем русского леса то жемчужное зеркало южного моря.

2. В более поздних русских летописях содержатся ценнейшие исторические и экономические данные и культурно-этнографические факты.

3. И небо высилось ночное с невозмутимостью святой и над любовию земною и над земною суетой.

4. Поезд давно уже увёз и концессионеров и театр Колумба и прочую публику.

5. Налетела туча с крупным градом и разметала она всю листву.

16

Прокуратор (1) не спеша (2) подошёл к креслу и сел, а пёс (3) высунув язык (4) и (5) часто дыша (6) улёгся у ног (7) сильно уставшего за день (8) хозяина.

17

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Мама (1) конечно (2) принялась упрашивать бабушку погадать. Та долго отнекивалась (3) однако (4) наконец (5) согласилась.

18

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Как только мы приехали в Японию (1) нас предупредили (2) что из- за густой облачности (3) нам вряд ли удастся увидеть знаменитую гору Японии Фудзияму (4) которую местные жители называют просто Фудзи.

19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Смысл жизни в красоте (1) и силе стремления к целям (2) и нужно (3) чтобы каждый момент бытия имел свою высокую цель.

20

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово. Запишите подобранное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Ультрафиолетовое излучение солнышка губительно действует на многие организмы, атмосфера же задерживает большую его часть.

Прочитайте текст и выполните задания 21-26.

СЧАСТЛИВЫМИ НЕ РОЖДАЮТСЯ

(1)Счастье строят, как дом, кирпичик за кирпичиком. (2)И каждый человек, и всё общество в целом.

(З)Когда строится дом, в дело идут цемент и песок, дерево и кирпич, стекло и железо, фаянс и пластмасса. (4)Десятки, сотни, тысячи деталей! (5)А в конце концов получается обыкновенная типовая девятиэтажка...

(б)Счастье всегда строят по индивидуальному проекту. (7)Тут деталей во много раз больше. (8)И требования к качеству куда выше. (9)И юношеская ошибка в фундаменте может дорого обойтись: прекрасно выстроенное здание, где вроде бы всё продумано и учтено, вдруг разваливается стремительно и непоправимо...

(10)Счастливыми не рождаются - счастливыми становятся.

(11)К сожалению, не все.

(12)Учатся этой науке целую жизнь.

(13)Не пришла ли пора наряду со всеобщим средним образованием столь же всеобще, планомерно и ответственно заниматься воспитанием личности? (14)Тем более что учебники и наглядные пособия у нас такие, что можно только мечтать: могучее, уникально разнообразное искусство и природа столь же уникальная по красоте и разнообразию...

(15)Правда, люди, искренне считающие себя реалистами, любят говорить, что рубль, вложенный в образование, со временем непременно обернётся тремя, а вот полтинник, потраченный на гармоничное развитие и прочие нюансы натуры, - кто знает, может, и вовсе - на ветер...

(16)Между тем, если верить истории, вложение средств в человеческую личность - дело не только благородное, но и весьма полезное.

(17)Из всех старых русских учебных заведений самым неопределённым по назначению, самым расплывчатым по задачам и, с точки зрения прагматика, самым бессмысленным был, пожалуй, Царскосельский лицей в начальные годы своего существования. (18)Предварительная идея была сугубо домашней: создать приличное общество для царственных школьников - юных великих князей. (19)Потом от затеи отказались. (20)Говорят, императрица не поверила в силу коллектива и не пустила своих отпрысков учиться вместе с детьми простых дворян - и тогда родители панически боялись плохой компании. (21)Но лицей уже был создан - и зажил своей жизнью.

(22)В нём не готовили ни офицеров, ни священников, ни юристов, ни чиновников...

(23)А годы спустя историки и педагоги, морща лбы, будут добираться до истины: почему первый выпуск лицея дал такой редкостный процент талантливых людей?

(24)Ну, Пушкин, ладно. (25)Пушкин из всех правил исключение.

(26)Но остальные?

(27)Литераторы, учёные, министры, офицеры, декабристы...

(28)Разные были люди - от революционеров до охранителей, но в делах своих, правых и неправых, добивались многого. (29)Не может же быть случайностью такая массовая одарённость!

(З0)Думаю, секрет раннего лицея, помимо высокого уровня обучения, заключался и в другом. (31)Не ограничивая себя сухими рамками гимназической программы, преподаватели здесь прежде всего развивали личность воспитанника. (32)Весь стиль жизни лицея, творческий и относительно вольный, был нацелен на это.