Фофанов константин михайлович биография. «Догорает мой светильник». «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»

ФОФАНОВ, Константин Михайлович - русский поэт. Родился в купеческой семье. Обучался в частных пансионах. Литературную деятельность начал в 1881.

Жизнерадостные и свежие стихи Фофанова быстро завоевали известность: сборники «Стихотворения» (1887 и 1889), «Тени и тайны» (1892), «Стихотворения» (ч. 1-5, 1896), «Иллюзии» (1900), поэмы «Необыкновенный роман» и «После Голгофы» (обе - 1910). Творчество Фофанова высоко оценивали А. Н. Майков , Я. П. Полонский , Н. С. Лесков, Л. Н. Толстой. Символисты В. Я. Брюсов , К. Д. Бальмонт привлекли его к сотрудничеству в альманахе «Северные цветы». В литературе Фофанова причислили к декадентам, чему способствовали его отрешённость от внешнего мира, урбанизм, поиски новых путей в искусстве, уход от реакционной мрачной действительности в мир фантастики и иллюзий. Но у Фофанова были и произведения другого характера. В архиве поэта сохранилась драма «Железное время» о Революции 1905-07, антиправительственные стихотворения («Неволя русского народа - есть воля русского царя» ), эпиграммы на царя, стихи с призывом к революции. Фофанов сыграл заметную роль в развитии русской поэзии. Мастер лирического пейзажа, певец весны и мая, он оставил несколько реалистических поэм («Очарованный принц» , «Поэтесса» , «Весенняя поэма» , «Волки» ). Фофанов склонен был к медитативной лирике («Монологи» ). Стихи его отличались прозрачной чистотой и музыкальностью; на его слова написаны многие романсы и песни. Обременённый многочисленной семьёй и всегда бедствовавший, Фофанов умер в нищете в больнице.

Соч.: Избр. стихотворения, М., 1918; Стихотворения. [Вступ. ст. М. Клемана], Л., 1939; Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. Г. Цуриковой], М. - Л., 1962.

Лит.: Венгеров С. А., Очерки по истории рус. лит-ры, СПБ, 1907; Брюсов В. , Далёкие и близкие, М., 1912; Перцов П. П., Лит. воспоминания, М. - Л., 1933; Наркевич А., Поэты конца XIX в. в «Библиотеке поэта», «Вопр. лит-ры», 1964, № 12.

В. В. Смиренский

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. - Т. 8. - М.: Советская энциклопедия, 1975

Отец Константина Михайловича Фофанова и девяти его братьев и сестёр был петербургским купцом среднего достатка, впоследствии разорившимся и ушедшим в мистические переживания. Будущий поэт доучился до четвёртого класса и недостатки образования пополнял постоянным чтением, порой беспорядочным, но зато предельно разнообразным. Стихи начал писать рано, работая то в некрасовской стилистике, то в «библейской» (это причудливое сочетание обыденности тем и возвышенности интонаций - характерная черта его поэтики). «Библейским» было и первое из опубликованных им стихотворений - «Сосуд целебною водою Иордана…» (1881), - хотя впоследствии Священный Синод усмотрел в «религиозных» стихах Фофанова «языческий смысл», а журнал «Наблюдатель», напечатавший одно из них, был закрыт в 1888 году на шесть месяцев.

К 1885 году Фофанов обеспечил себе профессиональной литературной деятельностью некое подобие материальной независимости и покинул отцовский дом, где его занятия словесностью понимания не находили. Однако поэтической славы он ещё не обрел, ибо никто тогда не мог соперничать с любимцем читающей публики С. Я. Надсоном .

Первая его книга «Стихотворения» (1887) прошла почти незамеченной, не получила она и Пушкинскую премию, на которую была выдвинута Я. П. Полонским .

Но внезапно ситуация резко изменилась: в 1887 году, совсем молодым, умер Надсон , и именно тональность поэзии Фофанова - поэзии человека, разочарованного жизнью, но не утратившего до конца веру в бытие, - была воспринята как достойный отзвук надсоновской мелодии (тем более что Надсон успел печатно поддержать дебют Фофанова, как бы «передал лиру»). Кроме того, на фоне злободневной и всё более разрушавшей традиционную культуру русского стиха «революционно-демократической» поэзии выдержанное в классических тонах творчество Фофанова самым строгим ценителям казалось романтической отдушиной (хотя в нём всегда находилось место социальным мотивам).

О Фофанове поры его второй («Стихотворения», 1889) и особенно третьей («Тени и тайны», 1892) книг приязненно отзываются все - от лидеров старшего и среднего поколений (Я. П. Полонский , Л. Н. Толстой, А. П. Чехов) до русских символистов «первого призыва» (особенно В. Я. Брюсов ). Символисты никогда не отрекались от влияния, оказанного на них двоемирной лирикой Фофанова. Его отношение к ним было куда сложнее. Ведь именно с выходом первых сборников поэзии символистов в 1895 году его литературное влияние пошло на спад, эпоха промежутка, востребовавшая Фофанова, кончилась.

Попытка освоить художественный язык младосимволизма («драматическая фантазия» «На полюсе» , стихотворение «Ищите новые пути!..» , открывавшее сборник «Иллюзии», 1900) провалилась. В раздражении Фофанов пишет стихотворение «Декадентам» («Прочь, варвары!..»), и слова, жёстко произнесённые Блоком спустя годы («Да, скифы мы, да, азиаты мы…» ), звучат запоздалым ответом на это обвинение.

Чувствуя, что поэтическая почва уходит из-под ног, поэт пробует создавать «актуальные» стихи. Их темы: голод, отлучение Л. Н. Толстого от церкви…

Тогда же под уклон пошла и жизнь Фофанова. Сумевший в 1890 году справиться с первым серьёзным приступом психической болезни, он постепенно утрачивает волевые качества, бедствует, пьёт, переезжает с места на место; в 1908 году безуспешно пытается продать собрание своих сочинений в пятнадцати томах за пятнадцать тысяч рублей…

Современники, встречавшиеся с ним в эти годы, свидетельствуют: от прежнего Фофанова остался лишь детски чистый взгляд его прозрачно-голубых глаз… В 1911 году поэт тяжело заболел. На собранные в петербургских редакциях средства его перевезли в столицу, где он и умер сорока девяти лет от роду.

А. Архангельский

Поэт не от мира сего, постоянно находившийся в смутном настроении и мире призрачных видений, сегодня практически забытый - Константин Фофанов. Его слегка неряшливый внешний вид, придававший схожесть с проходимцем, юродивым или нищим, никак не давал повода поверить в гениальную внутренность. Эта двойственность смущала многих, но лишь до момента, пока поэт не начинал читать стихи…

Невеселое детство

Константин Фофанов появился на свет в Петербурге в 1862 году, 30 мая. Отец был мелким купцом, вышедшим из крестьян, но будучи не сведущим в торговых делах, очень быстро потерял все состояние. Будущий поэт был одним из десятерых детей. В силу семейных обстоятельств систематического образования Константин Фофанов не получил. По несколько месяцев учился в различных частных пансионах, чуть дольше в городском училище Петербурга. В общей сложности получилось всего три класса образования.

Проба пера

Первые стихи писал, подражая Некрасову. Поэту в это время нет еще и 14. К шестнадцати он увлекается Библией, из-под его пера выходят возвышенно-народные строки. В 1881 году подобное стихотворение под вымышленным именем печатается в газете «Русский еврей». Написанное в 1885 году «Таинство любви» и напечатанное в журнале «Наблюдатель» в 1888-м привело к судебному разбирательству, по итогам которого журнал закрыли. К тому времени это была уже сотая публикация. Стихи поэта выходили уже практически во всех иллюстрированных изданиях и даже в газете «Новое время» под руководством Суворина.

В 1887 году вышла первая книга поэта с незатейливым названием «Стихотворения». Издание прошло практически незамеченным ни читателями, ни критиками. Не удостоилось оно и Пушкинской премии, выдвижение на которую инициировал Полонский. Но зато буйный восторг сборник вызвал у И. Репина. Он написал портрет Фофанова и был ему близким другом до самой смерти.

Но тут внезапно умирает Надсон, который называл молодого поэта «большим литературным дарованием чисто художественного оттенка». А поэтический слог Фофанова, человека, постигшего разочарование в жизни, но не утратившего веру, было воспринято продолжением надсоновской мелодии. Тем более что при жизни Надсон в печати поддержал дебютный сборник поэта.

Неисправимый романтик

На фоне всевозрастающего революционного движения происходит крах традиций русского стиха и возвышение злободневной «революционно-демократической» поэзии. В этот период поэзия Константина Михайловича становится романтической отдушиной. Г. Бялый писал, что это удивительная поэзия полутонов и полузвуков, что она умеет передавать мечущейся между горем и радостью. Именно таких строк так не хватало тому смутному времени, в котором приходилось жить. За это Фофанова высоко ценили Лесков, Полонский, Толстой, Майков. А символисты Бальмонт и Брюсов пригласили его сотрудничать с ними в альманахе «Северные цветы».

Суворин, продвигавший поэта, издает второй сборник его стихов. Все под тем же незамысловатым названием. У третьей книги Константина Фофанова был титул «Тени и тайны». Она вышла в 1892 году. Следом за ней появляется стихотворная повесть «Барон Клакс», как считают легкая пародия на «Евгения Онегина».

История любви

В 1887 году Константин Фофанов женится на Туполевой Лидии Константиновне. Она была не просто красавицей, она была бесконечно влюбленной. Отношения их выстраивались очень романтично. Лида познакомилась с будущим мужем в 14 лет, будучи гимназисткой, восторженно увлеченной его стихами. Чуть позже поэт посвящает ей строчки «Звезды ясные, звезды прекрасные».

«Очарованный принц»

В литературных кругах Фофанов Константин Михайлович был причислен к декадентам. Отчасти из-за отрешенности и отказа принятия реальности в пользу иллюзий и фантастических идей, а также из-за поиска новых путей в литературе и глубокого урбанизма.

Литературоведы считают, что поэт оказал огромное влияние на становление русской поэзии. Есть даже определение «фофановский период». Это десятилетний отрезок, находящийся между серединами 1880 и 1890 годов. Константин Фофанов, стихи которого нашли очень широкий отклик у любителей поэзии и были созвучны настроению общества, обрел много подражателей.

Предвестник символизма

Современники поэта считали, что он удивительно ловко противопоставляет высоким идеалам низкую действительность, что его стихи отличаются декларативностью, стилистическими и языковыми небрежностями и одновременно с этим живописной выразительностью. А вольности в его строках читатель воспринимал как проявление искренности. Есть мнение, что поэт - символист. Но на самом деле специалисты прослеживают в его стихах черты перехода от традиционной формы к модернизму. Недаром выделяется «фофановский» период, созвучный «сумеречной» эпохе безвременья.

Из знаменитых его почитателей можно выделить А. Чехова, И. Репина, А. Майкова, а особенно одобрительно о Фофанове отзывался поэт-символист В. Брюсов. Кстати, лидеры этого течения с гордостью рассказывали о влиянии, которое оказала на них двоемирная лирика стихов Фофанова.

Он же к ним относился с легкой неприязнью. Причина проста. После выхода в свет в 1895 году нескольких сборников символистов эпоха поэта пошла на спад. Потребности в нем больше не было. Фофанов Константин творчество свое пробует перенаправить. Появляются стихи про Льва Толстого, про голод…

«Догорает мой светильник»

Лев Толстой, считавший поэта лучшим стихотворцем своего времени, замечал, что тот всю жизнь прожил в нищете, окруженный большим количеством детей. Неудивительно, что Константин Фофанов, поэт-романтик, пристрастился к алкоголю. Стихами ведь много не заработаешь. Но беда не приходит одна. У поэта умирает двое детей, и на этом фоне у него случается нервное расстройство.

После тяжелой психической болезни, перенесенной им в 1890 году, и длительного лечения Константин Фофанов продолжает писать. К этому времени вся семья переезжает в Гатчину. Поэт любит эти места. Здесь его навещают В. Брюсов и И. Репин. Сюда к своему «учителю и королю» неоднократно наведывается И. Северянин. У него много стихов, посвященных поэту и его любимому городу: «Здесь царь писал свои указы и пишет Фофанов стихи…»

Стихи, поэмы, сказки и баллады Фофанова печатаются в массовых изданиях. Поэт даже подготовил к публикации два сборника: «Эфиры» (вошли стихи 1901-1906 гг.) и «Крылья и слезы» (стихи, написанные с 1907 по 1911 год). Издать их не удалось.

По каким-то причинам свет увидели только сборник «Иллюзии» и две поэмы: «После Голгофы» и «Необыкновенный роман» (опять же переделка любимого Пушкина, «Домика в Коломне»).

Революция 1905 года, не принятая поэтом, лишает его последних читателей. Нищета достигает предела и так давит, что в одной из газет Фофанов печатает объявление о желании наняться дворником, швейцаром и даже половым. А спустя год, загнанный в угол, он предпринимает попытку продать пятнадцать томов своих сочинений всего за тысячу рублей.

Его жизненная неудовлетворенность и неустроенность выливались иногда в саркастические экспромты. Что не оставалось без последствий. Шутка с не скрытым намеком на Александра III загоняет его в местную тюрьму на две недели как политически неблагонадежного.

А тут новый приступ вроде бы излеченного заболевания. Возможно, поэтому теряет свои волевые качества, пьет, постоянно меняет место жительства и нищенствует в этот период Константин Фофанов. Биография поэта не такая уж и длинная. В 1911 году начинается новый виток хворей, к старым болезням добавляются новые.

Жена, отчаявшись, просит редакцию, выпускающую его книги, собрать средства на лечение в одной из Петербургских больниц. Но все тщетно. 30 мая 1911 года Константин Фофанов умирает.

«Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед»

Удивительно романтично поэт выписывал лирический пейзаж, был певцом весны и мая. Строки его отличались кристальной чистотой и напевностью. Многие из них положены на музыку.

Реалистические поэмы «Поэтесса», «Волки», «Очарованный принц», «Весенняя поэма» вызывают бурю эмоций у читателя.

Константин Фофанов

Вселенная во мне, и я в душе вселенной.

Сроднило с ней меня рождение мое.

В душе моей горит огонь ее священный,

А в ней всегда мое разлито бытие.

Благословляет нас великая природа,

Раскидывая свой узорчатый покров,

Приветствуя от вод до шири небосвода

Сияньем алых зорь, дыханием цветов.

Покуда я живу, вселенная сияет,

Умру – со мной умрет бестрепетно она;

Мой дух ее живит, живит и согревает,

И без него она ничтожна и темна.

Апрель 1880

У поэта два царства: одно из лучей

Ярко блещет – лазурное, ясное;

А другое безмесячной ночи темней,

Как глухая темница, ненастное.

В темном царстве влачится ряд пасмурных дней,

А в лазурном – мгновенье прекрасное.

Мы при свечах болтали долго

О том, что мир порабощен

Кошмаром мелочного торга,

Что чудных снов не видит он.

О том, что тернием повита

Святая правда наших дней;

О том, что светлое разбито

Напором бешеных страстей.

Но на прощанье мы сказали

Друг другу: будет время, свет

Блеснет, пройдут года печали,

Борцов исполнится завет!

И, весь растроганный мечтами,

Я тихо вышел на крыльцо.

Пахнул холодными волнами

Осенний ветер мне в лицо.

Дремала улица безгласно,

На небе не было огней.

Но было мне тепло и ясно:

Я солнце нес в душе своей!..

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Константин Случевский На кладбище Я лежу себе на гробовой плите, Я смотрю, как ходят тучи в высоте, Как под ними быстро ласточки летят И на солнце ярко крыльями блестят. Я смотрю, как в ясном небе надо мной Обнимается зеленый клен с сосной, Как рисуется по дымке

Из книги Размышления читателя автора Платонов Андрей Платонович

Константин Фофанов * * * Вселенная во мне, и я в душе вселенной. Сроднило с ней меня рождение мое. В душе моей горит огонь ее священный, А в ней всегда мое разлито бытие. Благословляет нас великая природа, Раскидывая свой узорчатый покров, Приветствуя от вод до шири

Из книги Литературные беседы. Книга вторая ("Звено": 1926-1928) автора Адамович Георгий Викторович

Константин Случевский

Из книги Том 6. Статьи и рецензии. Далекие и близкие автора Брюсов Валерий Яковлевич

КОНСТАНТИН ПАУСТОВСКИЙ Писатели Джозеф Конрад, А. Грин и К. Паустовский - литературные родственники. Мы их здесь не будем сравнивать - кто из них глубже и сильнее по своему дарованию и работе, а кто слабее. Мы укажем только на их родственность и преемственность.В смысле

Из книги 99 имен Серебряного века автора Безелянский Юрий Николаевич

Константин Мочульский ЛИТЕРАТУРНЫЕ БЕСЕДЫ <ПОЛЬ ВАЛЕРИ. – ДЕМЬЯН БЕДНЫЙ> 1.Небольшая статья Поля Валери «Кризис духа», недавно перепечатанная в сборнике «Variete» – быть может, самое значительное и блестящее из всего, что было написано о духовном кризисе европейской

Из книги «Встречи» автора Терапиано Юрий Константинович

I. К.М. Фофанов Настоящий, прирожденный поэт, поэт «божией милостью», вот общее и вполне справедливое мнение о Фофанове.Непосредственное очарование его лучших стихов оправдывает это мнение лучше всяких доказательств. Но странно, что всю жизнь Фофанов как-то чуждался

Из книги Сборник критических статей Сергея Белякова автора Беляков Сергей

ФОФАНОВ Константин Михайлович 18(30).V.1862, Петербург - 17(30).V.1911, Петербург После смерти Фофанова его горячий поклонник Игорь Северянин воскликнул: Погасли пламенные похороны Поэта, спящего в мечте… Да озарится имя Фофанова В земной пустыне и тщете!.. Не озарилось. Фофанов

Из книги Классики и современники автора Басинский Павел Валерьевич

Из книги Каменный Пояс, 1980 автора Филиппов Александр Геннадьевич

Константин Воробьев - Кремлевский курсант В его душе не находилось места, куда улеглась бы невероятная явь войны. Константин Воробьев, “Убиты под Москвой” Проза Константина Воробьева появилась слишком рано. Главные ее темы - коллективизация, “окопная правда” 1941 года

Из книги Т. 3. Несобранные рассказы. О художниках и писателях: статьи; литературные портреты и зарисовки автора Аполлинер Гийом

Константин Ваншенкин: Чем старе, тем сильней… «Безумных лет угасшее веселье / Мне тяжело, как смутное похмелье. / Но, как вино - печаль минувших дней / В моей душе чем старе, тем сильней…» Знаменитые строки пушкинской «Элегии», заканчивающейся словами «И может быть - на

Из книги Уфимская литературная критика. Выпуск 1 автора Байков Эдуард Артурович

Константин Берегов СТИХИ ОБЪЕКТИВНАЯ ПРИЧИНА План по хвостам не выполнил Хвостов По той причине (замечали многие), Что мало думал он о выпуске болтов, Но много занимался болтологией. САМООБМАНИЯ Он исключительно умен, С недавних пор он сущий гений. Он всесторонне

Из книги Универсальная хрестоматия. 3 класс автора Коллектив авторов

КОНСТАНТИН БАЛЬМОНТ © Перевод М. Яснов Константин Бальмонт, большой русский поэт, который семь лет провел в Париже, в изгнании, только что вернулся на родину. Его возвращение было триумфальным, начиная прямо от границы, куда приветствовать его прибыла польская

Из книги Литература 5 класс. Учебник-хрестоматия для школ с углубленным изучением литературы. Часть 2 автора Коллектив авторов

Константин Кириллов «Уфимский альманах» Литературные журналы, сборники, альманахи всегда были особой категорией печатных изданий. Их «особость» заключается прежде всего в том, что именно благодаря таким изданиям начинающие писатели могут донести до читателя свои

Из книги Из круга женского: Стихотворения, эссе автора Герцык Аделаида Казимировна

Константин Дмитриевич Балмонт (1867–1942) Константин Дмитриевич Бальмонт родился в июне 1867 года в деревне Гумнищи Шуйского уезда Владимирской губернии. Отец выслужился до председателя уездной земской управы. Мать была образованной женщиной, она и ввела сына в мир музыки,

Из книги автора

Константин Георгиевич Паустовский Хочу познакомить тебя с ярким образцом русского очеркового творчества – циклом К. Г. Паустовского «Мещорская сторона».Автор стремится помочь читателю почувствовать себя частью природы, слиться с ней воедино, ощутить всю прелесть и

Из книги автора

Константин Бальмонт СИБИЛЛА Если в белом всегда я хожу, Прямо в очи безвинно гляжу, - То не с тем, чтоб со мной говорили, Не затем, чтоб меня полюбили. Аделаида Герцык Она пришла ко мне в белой одежде и вся осиянная белым светом, спокойно подошла ко мне близко-близко, ибо в

Русский поэт К.М. Фофанов родился 18 (30) мая 1862 года в Петербурге в купеческой семье среднего достатка. В своей биографии он писал позднее: "Предки мои принадлежали к великой семье, называемой Человечеством. Их останки не покоятся в родовых склепах, их гробы не опечатаны дворянскими гербами, и самый старейший из них какой-нибудь финский рыболов, печальный пасынок природы". В стихах Фофанов иногда называл себя "финном" (как, например, поэт Игорь Лотарев назвал себя "Северянином"). Дед Фофанова, из крепостных крестьян Олонецкой губернии, "был привезен в Петербург двенадцатилетним мальчиком, брошен "в извоз" на испугавшие его до смерти, кажущиеся такими огромными и безлюдными проспекты Петербурга". Как вспоминал сам Фофанов, дед его быстро освоился, впоследствии устроился мыльщиком в бане, отчего его руки навсегда остались ярко-розовыми, хотя далеко не розовой оказалась жизнь. Отец поэта, в конце концов, выбился в люди - заимел кожевенную лавку и "лесной двор", торговал дровами и стал купцом, правда, "третьегильдейным".

Костя был одним из десяти детей отца. Мальчик начал учиться с шести лет в "первоначальной школе", а впоследствии посещал другие учебные заведения - дешевые частные пансионы Эме и Кестнера, а также городское училище Петербурга, но учебу оставил, не закончив 2-го класса, после того, как отец его разорился и ушел в мистические переживания. В итоге Константин не получил систематического образования. Недостатки образования отчасти восполнялись постоянным чтением журналов и книг, порой беспорядочным, но зато предельно разнообразным. Чтение носило совершенно бессистемный характер, но увлекшись книгами, Фофанов пристрастился к поэзии и в возрасте 13 лет начал писать стихи, чему не находил сочувствия в семье. Впрочем, рифмы он стал подбирать уже с 8-10 лет.

Читал он действительно много и жадно: "десяти лет почти наизусть знал "Горе от ума" и обожал Пушкина". "Сочинители казались мне существами сверхъестественными, не такими, как все. Встречая в стихах Пушкина обыкновенные чувства простых смертных, я поражался. Строчка "Сажусь и кофе с гущей пью" мне казалась величайшим откровением в его биографии: этот полубог, очаровывающий меня, пил кофе", - вспоминал Фофанов. Первые стихи его рождались в пару над пушкинским драгоценным напитком. С детства он писал много стихов, в 14 лет подражал , в 16-18 лет увлекся Библией и написал множество стихотворений на библейские темы в возвышенно-народническом духе (это причудливое сочетание обыденности тем и возвышенности интонаций - характерная черта его поэтики). Одно из них - "Сосуд с целебною водою Иордана..." - появилось 8 июля 1881 года в газете "Русский еврей" под псевдонимом КОМИФО, составленным из начальных букв имени, отчества и фамилии автора. Затем благодаря поддержке П.И. Вейнберга Фофанов публиковался в "Литературном обозрении", имевшем либеральную репутацию. С тех пор он исключительно посвятил себя литературной деятельности и поместил огромное количество стихотворений в разных изданиях, преимущественно в иллюстрированных журналах и в "Новом Времени".

Его стихотворение "Таинство любви", написанное в 1885 году и напечатанное в 1888 году в журнале "Наблюдатель", вызвало гнев лично Победоносцева и разбирательство в Священном Синоде. Синод усмотрел в "религиозных" стихах Фофанова "языческий смысл", ибо поэт осмелился приписать деве Марии вдохновляющее влияние на самого Бога при непорочном зачатии, а не наоборот. Фофанова чуть не отлучили от церкви, а "Наблюдатель" был закрыт на полгода. Это стихотворение было уже едва ли не сотой публикацией: с конца 1880-х годов Фофанов постоянно печатался в различных изданиях, в том числе в газете "Новое время", издаваемой А.С. Сувориным, от которой с 1888 года он получал постоянное жалованье и другую финансовую поддержку. Но связь с этим изданием на протяжении всей жизни не мешала Фофанову печататься в журналах различной ориентации: "Век", "Живописное обозрение", "Всемирная иллюстрация", "Устои", "Игрушечка", "Родник", "Новь", "Звезда", "Восход", "Север", "Наблюдатель", позднее - "Северный вестник", "Московская газета", "Наше время", "Русское богатство", а также во многих иллюстрированных изданиях.

Уже к 1885 году К.М. Фофанов обеспечил себе профессиональной литературной деятельностью некое подобие материальной независимости и покинул отцовский дом, где его занятия словесностью понимания не находили. Однако поэтической славы он ещё не обрел, ибо никто тогда не мог соперничать с любимцем читающей публики С.Надсоном .

В 1887 году почти всё написанное Фофановым было собрано в книге "Стихотворения", изданной в Петербурге. За год до этого поэт "безвременья" 1880-х годов С.Я. Надсон приветствовал в лице Фофанова "большое дарование чисто художественного оттенка". Литературный обозреватель "Нового времени" В.Буренин, со своей стороны, противопоставлял "наивную, небрежную, даже порой неряшливую музу" Фофанова "фразистой рутине" Надсона. Первый же сборник Фофанова привел в восторг И.Репина, который написал в 1888 году его портрет и оставался другом поэта до конца его дней. При поддержке Я.П. Полонского сборник был выдвинут на соискание Пушкинской премии Академии наук. Сборник отмечали и более снисходительные читатели (в том числе Л.Н Толстой, и А.П. Чехов), А.Н. Майков, хваля Фофанова, говорил о нем как о поэте, приближавшемся к Пушкину. Книжка стихов принесла Фофанову известность среди литераторов и поправила его материальное положение, граничившее с нищетой.

Звезды ясные, звезды прекрасные
Нашептали цветам сказки чудные,
Лепестки улыбнулись атласные,
Задрожали листы изумрудные.
И цветы, опьяненные росами,
Рассказали ветрам сказки нежные -
И распели их веты мятежные
Над землей, над волной, над утесами.
И земля, под весенними ласками
Наряжаяся тканью зеленой,
Переполнила звездными сказками
Мою душу безумно влюбленную.
И теперь, в эти дни многотрудные,
В эти темные ночи ненастные,
Отдаю я вам, звезды прекрасные,
Ваши сказки, задумчиво чудные.

"Как вам нравится определение сказок - "задумчиво-чудные"? - писал П.Ф. Якубович о стихотворении "Звезды ясные, звезды прекрасные..." (1885). - Не все ли это равно, что, например, сказать: "твердо-грустные" или "желто-холодные"?" Лирическая зыбкость образной структуры, мелодичный и легкий стих, а также любовь к снам, фантазиям, сказочным образам, ко всему, где содержалась некая недосказанность, делало поэзию Фофанова близкой импрессионизму.

Однако критика приняла книгу холодно. Не получила она и Пушкинскую премию, на которую была выдвинута Я.П. Полонским. В рецензиях отмечались многочисленные небрежности, нарушения грамматических норм, отсутствие строгого отбора стихотворений (в том же упрекали Игоря Северянина после выхода сборника его стихов "Златолира"). Благожелательно настроенный по отношению к Фофанову критик В.П. Буренин был вынужден отметить, что наивный талант Фофанова поет, как поют птицы: "не заботясь о том, что споется и как споется". Но внезапно ситуация резко изменилась: в 1887 году, совсем молодым, умер Надсон, и именно тональность поэзии Фофанова - поэзии человека, разочарованного жизнью, но не утратившего до конца веру в бытие, - была воспринята как достойный отзвук надсоновской мелодии (тем более что Надсон успел поддержать Фофанова, как бы "передал лиру"). Кроме того, на фоне злободневной "революционно-демократической" поэзии выдержанное в классических тонах творчество Фофанова самым строгим ценителям казалось романтической отдушиной (хотя в нём всегда находилось место социальным мотивам).

После первого сборника "Стихотворения" (1887), имевшего умеренный, но несомненный успех, А.С. Суворин издал в Петербурге второй сборник с таким же непритязательным названием в 1889 году. За ним последовал целый ряд поэтических книг, доставивших поэту шумную славу. Наиболее полно поэтическое своеобразие Фофанова выявлено в третьем сборнике - "Тени и тайны" (Петербург, 1892). Появление сборника дало критике возможность обратить внимание публики на его свежий и оригинальный талант; но дальнейшая, чрезмерно плодовитая поэтическая деятельность не была в состоянии удержать интерес к нему на прежней высоте.

Поэзии Фофанова присуще противопоставление низкой действительности и высоких идеалов, декларативность, живописная выразительность, языковые и стилистические небрежности и вольности, воспринимавшиеся как проявления искренности. В его поэзии усматриваются черты, делающие её переходной от традиционных форм к модернизму. В целом период от смерти Надсона (1887) до смерти Александра III (1896) в истории русской поэзии критики нередко называют "фофановским", поскольку поэзия Фофанова оказалась созвучна "сумеречной" эпохе, распространённым настроениям, нашла широкий отклик у читателей, вызвала подражания. О творчестве Фофанова в этот период одобрительно отзывались все - от лидеров старшего и среднего поколений (И.Е. Репин, Я.П. Полонский, А.Н. Майков, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов и Н.С. Лесков) до русских символистов "первого призыва" (особенно В.Я. Брюсов). Символисты никогда не отрекались от влияния, оказанного на них двоемирной лирикой Фофанова. Его отношение к ним было куда сложнее. Ведь именно с выходом первых сборников поэзии символистов в 1895 году его литературное влияние пошло на спад, эпоха промежутка, востребовавшая Фофанова, кончилась. Чувствуя, что поэтическая почва уходит из-под ног, поэт пробует создавать "актуальные" стихи. Их темы: голод, отлучение Л.Н. Толстого от церкви...

Мрачные десятилетия 1880-90-х годов, время политической реакции в стране, время упадка сил и идейного разброда среди русской интеллигенции, наложили на творчество Фофанова свою печать. Он выступал глашатаем "чистого искусства", стремился в своих стихах уйти от пошлой и грубой действительности в мир волшебной мечты. Сын "больного поколения", он чтил порывы борцов за народное благо, сочувствовал бедным и сирым, но в бессилии перед злом лишь противопоставлял ему отказ от борьбы, отречение от действительности, чистую, поэтическую природу, слагая романтические сказки о цветах и растениях. Для поэзии Фофанова характерна певучесть, щедрое разнообразие оттенков настроений, запечатленных в их мимолетности, зыбкость и приглушенность лирических образов. Порой его стих, порывистый и нервный, портят банальные "красивости". С реалистическими традициями русской поэзии, глубиной раскрытия внутреннего мира, лирическими картинами природы у него переплетаются декадентские нотки - пессимизм, пассивность, бегство "в волшебный мир неуловимых сил".

Не бойся сумрака могилы,
Живи, надейся и страдай…
Борись, пока в душе есть силы,
А сил не станет - умирай!
Жизнь - вековечная загадка,
А смерть - забвение ее.
Но, как забвение ни сладко,
Поверь, что слаще бытие.

В 1892 году выходит третья книга Фофанова "Тени и тайны". В том же году в издании "Московской иллюстрированной газеты" вышла его пространная повесть в стихах "Барон Клакс" - своего рода переделка "Евгения Онегина". А вскоре начались серьезные проблемы. В начале 1890-х годов Фофанов на почве алкоголизма пережил тяжелое психическое заболевание, галлюцинаторное помешательство, сильно подорвавшее его здоровье. Последние годы жизни - первую декаду нового столетия - он прожил в пьянстве и нищете. А.Майков, Я.Полонский, Л.Толстой, И.Репин, А.Суворин постоянно поддерживали его, так как жизнь Фофанова была тяжела: единственный кормилец большой семьи, где было 9 детей, он страдал хроническим алкоголизмом и жил в нищете. Современникам Фофанов этих лет запомнился в образе "глубоко несчастного, приниженного жизнью, надорванного человека - образ, по выражению П.П. Перцова, так странно контрастирующий с впечатлением от его лучших вечно-юных стихов".

Впрочем, начало семейной жизни для Фофанова было весьма романтичным. Однажды к поэту, чье имя было на слуху, обратилась 14-летняя гимназистка Лидия Тупылева с просьбой написать ей стихи в альбом. Он написал стихи и сразу влюбился в нее. Стоило девушке только окончить гимназию, Фофанов сделал ей предложение, но по требованию родителей она ему отказала (слишком шатким было его положение в литературе да к тому же он уже начал пить). В отчаянии она чуть не поступила в женский монастырь. Но поэт был упорен и обратился с предложением во второй раз. И родители сдались, о чем, может быть, не раз пожалели. Стихи едва-едва могли прокормить его многочисленных детей.

На фоне неестественного мелодраматизма, искусственно нагнетаемого декадентством, неамбициозная естественность Фофанова подкупала многих. Чехов называл себя "искренним почитателем" его таланта, а это немало. Не каждый мог, подобно Фофанову, откровенно признаться:

Я хотел бы страдать, но не в силах страдать,
Я хотел бы любить, но любить не могу.
Раз умершим цветам можно вновь расцвести -
Даже в дождь и во тьму на осеннем лугу.
Раз угасшему дню можно снова взойти,
Озаряя лучами небес вышину,-
Но что раз потерял на житейском пути,
Нам того не иметь, нам того не найти,
Как в сиянии дня золотую луну.

У Фофанова было всё некрикливо, непоказно - не то, что у декадентской музы, описанной им: "Бледная, с поблекшими чертами, А в очах огонь безумных грез, Вот она!.. Вокруг ее - хаос И жрецы с подъятыми власами". И даже вождь входящих в моду символистов, надменный Валерий Брюсов, приглашал Фофанова участвовать в их сборниках, привлекал его к сотрудничеству в альманахе "Северные цветы", называл его в числе учителей. Будущий король поэзии и эгофутурист Игорь Северянин называл королем не кого-нибудь, а именно Фофанова. Лев Толстой в 1907 году, прочтя фофановские "Стансы", только подтвердил прежнюю свою оценку: "Лучше поэта нынче нет…" Фофанов, в свою очередь, возблагодарил великого писателя гневными стихами на отлучение его от церкви.

С 1888 по 1909 год семья Фофановых жила в Гатчине, где за это время сменила более 20 адресов. Удивительно, что ни один из 20 домов, в которых он жил, до наших дней не сохранился. В Гатчине были написаны многие стихотворения и подготовлены сборники стихов "Тени и тайны" и "Иллюзии" (Санкт-Петербург, 1900), которые были необыкновенно популярны.

В 1904-1905 годах Фофанов жил в Новгороде и в Старой Руссе, где в то время жил М.Горький. Горький рассказывал о своих встречах с Фофановым, которого лично почти не знал, но часто видел на улицах и от которого иногда приходил человек с просьбой о деньгах. Фофанов "был невыносимо, до страшного жалок, всегда пьяный, оборванный и осмеиваемый, но как бы ни был он сильно пьян, его небесно-голубые глаза сияли именно так, как это изобразил Репин" (на портрете Репина Фофанов изображен в профиль и взгляда не видно). Фофанов и его жена много и часто пили. Вот, что об этом вспоминал Игорь Северянин: "Про Фофанова складывались легенды, но большинству из них я верить не рекомендую. Правда, в моменты опьянения и невозможное делалось возможным, но, повторяю, большинство россказней про него - ложь и вздор. Фофанов был обаятельным, мягким, добрым и сердечным человеком, очень нравственным, религиозным и даже застенчивым по-детски. У него семейной жизни вовсе не было, по крайней мере в те годы, когда мне выпало счастье знавать его лично, ибо жена его, подверженная тому же недугу, которым страдал и он сам, иногда где-то пропадала по целым дням, а когда бывала дома, находилась постоянно в невменяемом состоянии. За время своего супружества она побывала семь раз у Николая Чудотворца (имеется в виду психиатрическая больница на Пряжке в Петербурге). "Гостил" там однажды и сам Фофанов. Многие спрашивают, кто на кого дурно повлиял? Не отвечая прямо на этот вопрос, я укажу только, что пить поэт начал с тринадцатилетнего возраста".

Уже в 1900-е годы творчество Фофанова отмечено чертами несомненного упадка таланта. Он продолжал много писать, и многочисленные стихи его печатались в массовых газетах и журналах; он подготовил к печати еще два сборника: "Эфиры" (стихотворения 1901-1906) и "Крылья и слезы" (стихотворения 1907-1911), но издателя для них не нашлось. Удалось опубликовать лишь две тоненькие брошюры: "После Голгофы" (1910) и поэму в октавах "Необыкновенный роман" (1910) - опять-таки "переделку" пушкинского "Домика в Коломне". Читатели Фофанова остались в прошлом; стихи в лучшем случае не имели отклика ( в 1910 году назвал их явлением "нововременской культуры"). Однако же и Мережковский, и Брюсов, и Горький относились к нему с почтением и безусловной симпатией. Сын Фофанова, тоже поэт, взявший звучный псевдоним Константин Олимпов, был вместе с начинающим Игорем Северянином основателем "эгофутуризма", предтечами которого Северянин провозгласил Фофанова и поэтессу . Эгофутуристы создали культ Фофанова, посвятив ему ряд стихов и специальный сборник: "Оранжевая урна. Альманах памяти Фофанова" (Петербург, 1912).

К.Фофанов был чужд каких бы то ни было "тенденций", не принадлежал ни к каким литературным лагерям. По общему складу поэзии его зачисляют в школу "чистого искусства", но в нем нет и следов того убегания от "гражданских" тем, которое составляет характерную черту многих представителей школы "искусства для искусства". Напротив, в те редкие минуты, когда Фофанов спускается на землю, он говорит о "вздохах нищеты больной", сочувственно относится к тому, что муза, которая прежде "не внимала крику человеческих страстей", теперь "братства, мира и свободы вкруг бросает семена" и стала "гением прекрасным пробираться на чердак".

Как поэт, Фофанов жил в своем особом мире неясных видений и смутных настроений. Если он часто говорит о цветах, о садах, о лесах, то это все понятия почти отвлеченные, без тех точных признаков, которые сообщают индивидуальность описанному предмету. О никогда невиданном юге он говорит несравненно чаще, чем о родной северной природе. В его стихах почти нет ни русской природы, ни русской истории, ни русского быта. Отрешенность его от среды так велика, что даже в переложениях разных легенд и сказаний, он почти не берет русских сюжетов, а удаляется далеко за море, в Японию, в Палестину, в Скандинавию, в сказочное царство царевича Триолета, потому что это освобождает его от обязанности описывать точно и определенно, дает возможность ограничиваться только общими, смутными контурами. Поэтический язык этого сына и внука крестьянина, в чисто художественном отношении прекрасный, не имеет в себе ничего специфически русского; в аксессуарах его нет русских поверий и русского быта, в его видениях реют только эльфы, феи, мелькают заморские царевичи, рыцари и т.п. Отсюда чрезвычайная нарядность его поэтического стиля, переходящая в крайнюю вычурность; сборники его полны поразительных недостатков и прямых курьезов. Поэта мало заботит достоверность подробностей; критика неоднократно иронизировала над его образом "луны двурогий диск", появившемуся задолго до брюсовского "всходит месяц обнаженный при лазоревой луне..." Все указанные особенности придают поэтической деятельности Фофанова характер очень своеобразный, но далеко не всегда к выгоде общего впечатления. Но наряду с этим у Фофанова было немало стихов сюжетных, повествовательных, каковы поэмы "Старый дуб" (1887), "Волки" (1889), "Ревнивый муж" (1892), сказки "Каменотес" (1885) и "Очарованный принц" (1900).

Одаренный от природы оригинальным и самобытным талантом, владея стихом с высокой виртуозностью, давая отдельные образы редкой красоты и пластичности, Фофанов почти лишен единства и цельности. Стихотворения его, в огромном большинстве случаев - ряд отдельных аккордов, звучных и красивых, но песня получается очень редко. Вдобавок ему чрезвычайно вредило многописание. Он самый плодовитый русский лирик, написавший более 2000 лирических стихотворений (не считая поэм, сказок, баллад и т.п.); неудивительно, что он так часто впадает в полнейшую банальность. При этом Фофанов был вынужден ради заработка печатать почти все, что писал. Поэтому его творчество, взятое в целом, очень неравнозначно, наряду с замечательными стихами есть слабые. В избранных стихах Фофанов предстает как поэт большой, оказавший заметное влияние на современников. И это даже несмотря на то, что его лирика была чужда проповедничеству, чем отличалась от поэзии С.Я. Надсона. По словам критиков, "Фофанов не принес с собой в литературу какой-нибудь идеи, которую он мог бы или должен был проповедовать, отстаивать, защищать" (В.Кранихфельд, 1912). У него нет высказываний программного характера, он никогда не пытался систематизировать и изложить свои взгляды.

Судьба была не слишком добра к Фофанову, его жизнь пошла под уклон. Сумевший в 1890 году справиться с первым серьёзным приступом психической болезни, он постепенно утрачивает волевые качества, бедствует, пьёт, переезжает с места на место. Вот как описал свою жизнь за пять лет до кончины этот поэт, которого трудно назвать баловнем судьбы:

И шум и грусть в родной столице.
Мой младший брат сидит в тюрьме.
Моя жена лежит в больнице,
При этом - не в своем уме.
Двух дочек взяли по приютам,
А старший сын, совсем дурак,
Мне угрожает или кнутом,
Или под нос сует кулак.
Моя же муза, в самом деле,
Дрожит, как люди под замком,
Или в редакторском портфеле,
Или под цензорским ножом!..

Безвыходная ситуация описана с биографической точки зрения скрупулезнейше. В 1907 году за политические эпиграммы Фофанов угодил на две недели в гатчинскую тюрьму. В 1908-м он безуспешно пытался продать собрание своих сочинений в пятнадцати томах за пятнадцать тысяч рублей и даже составил объявление в газету: "Желаю получить место швейцара, дворника или полового". Современники, встречавшиеся с ним в эти годы, свидетельствовали: от прежнего Фофанова остался лишь по-детски чистый взгляд его прозрачно-голубых глаз... Смерть приближалась, до нее оставалось лишь два года, но не было никакого проблеска надежды в разговоре с последней подругой-папиросой:

Папироса… Еще и еще папироса…
Я курю и в окошко смотрю.
Над водою всё ласточки кружатся косо.
Покурил. Закурил. И курю.
Мысли - злы.
Для мучений больного вопроса
Нет ответа, иль бледен ответ.

А забвения думам мучительным - нет.
Пепел стол весь усыпал…
С тупого откоса
В пруд сбегают утята толпой.
Папироса. Еще и еще папироса…
Как всё глупо, старо, Боже мой!.."

Слава поэта к этому времени уже закатилась. Когда полузабытый Фофанов тяжело, предсмертно заболел, жена в отчаянии явилась в одну из столичных редакций, где ей помогли собрать средства и перевезти мужа из Гатчины в петербургскую больницу.

10 мая 1911 года в "Биржевых ведомостях" появилось сообщение о болезни поэта. Фофанов жаловался на боли в левом боку и кашлял, но был оживлен и даже весел. Через два дня его состояние резко ухудшилось. Сразу три недуга одолели поэта: воспаление левого легкого, нефрит и белая горячка. В закрытом автомобиле его отвезли на Васильевский остров в лечебницу доктора Камераза. Всего за два дня он исхудал до неузнаваемости. Пожелтевший, выстриженный под "ноль", с выбритыми усами и бородой он был еще в сознании, лишь временами впадая в бред. Доктор Камераз поддерживал его шампанским. Игорь Северянин, Леонид Афанасьев и Аполлон Коринфский учредили у постели поэта дежурство.

До своего последнего часа, даже в забытьи Константин Фофанов не переставал водить рукой по стене, словно продолжал писать стихи. 17 (30) мая 1911 года около трех часов дня он скончался на больничной койке практически в полном одиночестве, оставив большую семью. Диагноз был "воспаление легких при крайнем истощении". Игорь Северянин принял самое деятельное участие в организации похорон, достал у князя Эспера Ухтомского недостающие для покупки места на кладбище Новодевичьего монастыря рядом с могилой 250 рублей. На могиле Фофанова долгие годы стоял простой крест, надгробие в виде невысокой каменной стелы было установлено лишь в 1963 году.

Жизнь К.М. Фофанова представляет собой цепь прозаических и будничных лишений: с самой юности постоянная, непреодолимая нищета, болезнь, осложнившая и без того тяжелое существование, психическoe заболевание жены, многочисленные дети - всего 11 человек, из которых двое умерли в раннем возрасте. "Поэт милостью божией" - эти слова чаще всего использовали для характеристики Фофанова. Но в них следует видеть не только восхищение природной одаренностью, но и признание очевидного факта, что всем лучшим в своих стихах он был обязан исключительно природному дару: ни систематического образования, ни широкого кругозора, ни способности к саморазвитию у поэта не было. Это и сделало его творчество заметным явлением в русской поэзии конца XIX века. Все поклонники Фофанова видели в нем не только осуществленные, но и погибающие возможности. Например, А.Н. Майков, назвав его "самым лучшим, самым талантливым, самым крупным поэтом, приближающимся к Пушкину", посетовал: "В нем сидит необычайное дарование, удивительное чутье, и, будь он начитан и образован, это была бы гордость русской литературы".

"Я знаю и читал вас. И хотя, как вы, вероятно, знаете, не имею особенного пристрастия к стихам, думаю, что могу различать стихи естественные, вытекающие из особенного поэтического дарования, и стихи, нарочно сочиняемые, и считаю ваши стихи принадлежащими к первому разряду".

Л.Н. Толстой (1902)

Страница:

Константин Михайлович Фофанов (18 (30) мая 1862, Санкт-Петербург, Российская империя — 17 (30) мая 1911, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский поэт. Отец поэта-эгофутуриста К. К. Фофанова (Константина Олимпова).

Родился в купеческой семье. Отец был крестьянином, но начал продавать дрова и выбился в купцы. Костя был одним из десяти детей в семье. Мальчик начал учиться с шести лет в «первоначальной школе»; впоследствии посещал другие учебные заведения — дешёвые частные пансионы Эме и Кестнера, а также городское училище Петербурга. Однако учёбу он оставил, не закончив 4-го класса, после того как отец его разорился и ушёл в мистические переживания. В итоге Константин не получил систематического образования. Недостатки образования отчасти восполнялись постоянным чтением журналов и книг, порой беспорядочным, но разнообразным. Чтение носило совершенно бессистемный характер, но увлекшись книгами, Фофанов пристрастился к поэзии. Любимыми его авторами были Некрасов, Кольцов и Пушкин.С 8-10 лет он стал подбирать рифмы, а в возрасте 13 лет начал писать стихи, чему, впрочем, не находил сочувствия в семье.

Ах, экономна мудрость бытия:
Все новое в ней шьется из старья!

Фофанов Константин Михайлович

Дебютировал в печати в 1881 публикацией стихотворения «Из библейских мотивов». Публиковал стихи в иллюстрированных еженедельниках и в газете А. С. Суворина «Новое время», отличался высокой плодовитостью. Первый сборник «Стихотворения» (1887) был благожелательно встречен критикой и даже выдвигался на соискание Пушкинской премии. После этого успеха Суворин издал второй сборник с таким же названием 1889; затем вышли книги стихотворений «Тени и тайны» (1892), повесть в стихах «Барон Клакс» (1892), «Стихотворения» (в пяти частях, 1896).

В браке с Лидией Тупылевой, выпускницей Смольного института, у Фофанова родилось 11 детей (из которых двое умерли в раннем возрасте, а один стал поэтом и писал под псевдонимом Константин Олимпов). Чтобы содержать столь большую семью, Фофанов не гнушался никакой работой, но последние десять лет жизни он провёл в нищете и пьянстве. Фофанов страдал алкоголизмом, в начале 1890-х перенёс тяжёлое психическое заболевание, предпринимал неоднократные попытки покончить с собой. Несмотря ни на что, он продолжал много писать, но были изданы лишь сборник «Иллюзии» (1900), поэма в октавах «Необыкновенный роман» и поэма «После Голгофы» (1910).