Моя ответственность перед собой таблица. А.П. Чехов «Ванька». "Не хочешь – заставим, не можешь – научим!"

В детстве все кажется проще. Это пора, когда мы целиком и полностью находимся под ответственностью родителей практически во всех вопросах. Но мы взрослеем. То, что раньше казалось просто и легко, для нас все больше ассоциируется с ответственностью перед самими собой и другими людьми. Осознание ответственности приходит только с психологическим взрослением. Конечно, можно относиться ко всему проще. Но вспомните, были ли вы ответственны в детстве хотя бы за часть своих поступков? И можете ли вы себе позволить продолжить нести ответственность в той же мере и во взрослой жизни?

В чем выражается наша ответственность перед семьей? Если семья состоит из двух взрослых людей - мужчины и женщины, то сложно очертить ответственность каждого из них. Есть ответственность каждого перед взятыми на себя обязательствами при создании союза. Но можно ли утверждать, что в союзе мужчины и женщины они несут ответственность за друг друга?

Но однозначно можно сказать, что ответственность и мужчины, и женщины будет неоспорима в отношении их детей. Ответственность в семье однозначно появляется с рождением ребенка и ответственность целиком и полностью ложится на родителей.

Ответственность не заключается только в том, чтобы прокормить ребенка, одеть его, дать возможность получить образование. Есть куда более важная вещь - ребенка нужно воспитать, дать правильный ориентир развития в нашем мире. Ответственность родителей прежде всего перед самими собой состоит в том, чтобы подготовить ребенка и дать ему все необходимое для полноценной жизни в современном обществе.

Многие родители пытаются научить детей быть ответственными. Как часто мы слышали в детстве – «нужно быть ответственным», и не всегда понимали, что же именно это значит. Проблема в том, что ответственности нельзя научить словами, ее можно только показать своим примером. У детей, чьи родители пытаются оградить их от забот взрослой жизни как можно дольше, понятие ответственности формируется позднее. В то же время многие дети вынуждены повзрослеть раньше и взять на себя ответственность взрослых людей. Они не думают и не рассуждают, что же такое ответственность, они просто становятся ответственными в определенных жизненных ситуациях.

Очень важно понимать, что чувство ответственности рождается внутри.

Мы можем всеми силами пытаться уберечь своих детей от ошибок, через которые прошли сами. Но свой опыт есть свой опыт. Не проверишь – не поверишь. Как бы не было тяжело смотреть, как ребенок совершает свои собственные ошибки, нужно дать ему возможность самому понять какие-то вещи в этой жизни. Ошибки тоже бывают разные. Есть разница между двойкой на контрольной и поступком, ставящим под сомнение основополагающие принципы добра и зла. Наша ответственность как родителей заключается не в том, чтобы предостеречь ребенка от всех ошибок в этой жизни. Давайте возможность своим детям учиться на незначительных вещах, но всегда будьте внимательны, когда речь идет о действительно важных вещах в их жизни. Умение доверять очень важно в человеческих отношениях. Вы вложили в ребенка основы, дали ему понимание порядочности, доброты. Доверьте ему его собственную жизнь. Если Вы дали ему достаточное понимание об основных вещах в этой жизни, он сможет преодолеть или даже обойти трудности на своем жизненном пути самостоятельно.

Мы не вечны. Рано или поздно родители уходят из этой жизни, оставляя детей строить свою собственную жизнь. Тяжелее всего приходиться детям, психологически и эмоционально зависящим от своих родителей, от их постоянной поддержки. Как бы мы не хотели быть всегда нужными своим детям, наша задача научить ребенка главному – самостоятельности. Только так мы подготовим его к взрослой жизни.

Дети строят свою жизнь на основе модели поведения родителей. Они могут идти от «противного» и руководствоваться в своем выборе тем, чего они точно не хотят, а могут наоборот – осознанно выбирать то, что было в модели их семьи. В любом случае, жизнь вносит свои коррективы. Придет день, когда мы увидим, как наши дети учат своих детей тому же, чему когда-то учили их сами мы. И то, как они справляются, покажет нам, как в свое время справлялись мы.

100 причин, почему я люблю тебя 1. Счастье-это быть с тобой 2. С тобой никогда… (25) Как влюбляются мужчины: признаки и их поведениеМужчины и женщины отличаются не только внешне, но и… (19) Как вести себя после расставания с любимым человеком Наверное, нет такого взрослого человека, который в… (18) Почему я люблю подругу? 100 ПричинБлизкая подруга всегда разбавит яркими красками самый хмурый день. Именно… (16) Красивые эротические письма любимому мужчине - интимные посланияКрасивые эротические письма любимому мужчине - интимные послания… (13)

Ответственность человека

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

2. Старые и новые императивы

Вопросы ответственности человека перед обществом, другими людьми, самим собой занимали внимание философов самых различных эпох, начиная с Античности. Проходили столетия, а проблема ответственности и ее морально — этическое содержание обсуждались уже с новых позиций, сообразно реалиям времени. Ответственность человека рассматривалась в тесной и неразрывной связью со свободой, поскольку предполагала наличие свободного и осознанного выбора. Человек может быть свободен, только беря на себя ответственность за свои действия. Всякая свобода подразумевает степень ответственности за свои действия. Характер и форма проявления свободы и ответственности через сущность человека зависят от уровня развития общества и характера общественных отношений, а также определяются образом жизни личности.

Объективные и субъективные предпосылки для свободной деятельности человека кроятся в недрах общества, которое должно быть справедливым, законным, демократичным.

В ХХ веке представления об этике ответственности расширяются и наполняются новым содержанием. Особую роль в этом процессе сыграла работа философа Ганса Йонаса «Принцип ответственности. Попытка разработки этики для технической цивилизации», вышедшая в 1979 году.

В книге Г. Йонаса были пересмотрены основы этики ответственности, ее объединение с этикой свободы. Живя и действуя в мире, человек уже в силу самого факта своего существования вынужден вопрошать и не только находить ответы на вопросы, но и ответствовать. То есть быть ответственным перед миром. Йонас особенно энергично требовал ответственности людей не только перед обществом, но и перед природой.

В настоящее время этика ответственности рассматривается с различных позиций — с политической, научной, экологической и т.д. За любые действия следует нести ответственность, причем эта ответственность есть дело всех людей, а не только бизнесменов, политиков или ученых. Лишь объединение коллективных усилий позволит расставить все точки над «и» и решить ряд проблем глобального характера, вызванных нарушением этических принципов и моральных норм.

Сегодня обращение к различным аспектам проблемы этики ответственности представляет особую актуальность, что связано с многочисленными угрозами развитию цивилизации, среде обитания человека, всему миру.

Цель работы — рассмотреть понятие и содержание отдельных вопросов этики ответственности в работах Г. Йонаса, В.А. Канке, З. Шаварского.

1. Рассмотреть особенности развития техники и изменение отношения человека к природе,

2. Проанализировать этическое содержание старых и новых императивов,

3. Рассмотреть новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями,

4. Проанализировать понимание ответственности человека за свое здоровье.

Данные вопросы будут последовательно рассмотрены в работе.

1. Развитие техники и изменение отношения человека к природе

ответственность человек общество здоровье

Человек сам по себе творец, он не будет довольствоваться малым и прозябать, когда нужно действовать и совершать открытия. Это его природа и его право. Но очень важно помнить о среде своего существования. В прошлые века эта проблема не была актуальна, и ее практически никто не рассматривал. «Никакая прежняя этика (за исключением религии) не готовила нас к роли такого доверенного лица, и менее всего господствующее научное воззрение на природу». Но настало время сменить парадигму мышления. Необходимо установить баланс между «городом» и «природой». Там же, с.48. «Город» — это продукт человеческой цивилизации. Ранее город был «анклавом посреди лишенного присутствия человека мира», но чем сильнее развивался технический прогресс, тем более город вытесняет «природу». Там же, с.48.

Если в прежние века человеческая деятельность трактовалась как необходимость (убийство животных — для того, чтобы выжить, вырубка лесов для строительства и т.д.), то теперь человек, поднявшись на новый уровень, обязан подумать, что является необходимостью, а что — уже нет. Само присутствие человека в мире «стало объектом обязанности, а именно той, что является первой предпосылкой всякой обязанности, т.е. обеспечить в будущем наличие в материальном мире кандидатов на вхождение в нравственный универс как таковых». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.94.

Таким образом, необходимо провести своего рода ревизию технических изобретений — действительно ли они полезны, что в них ценного, можно ли заменить одни технологии на другие, щадящие природу. Без этики ответственности и ее постулатов тут не обойтись. Поскольку прогресс, не подкрепленный нравственной этической платформой, сам по себе не есть прогресс в полном понимании этого слова.

2. Старые и новые императивы

«Императив, соответствующий новому характеру человеческой деятельности и адресованный новому ее субъекту, должен звучать приблизительно так: «Действуй так, чтобы последствия твоей деятельности были совместимы с поддержанием подлинно человеческой жизни на Земле». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.76. Сегодня люди должны мыслить глобально. Во времена Канта у людей были иные задачи, скажем так, частного характера, и поэтому этика рассматривала правила и требования, касающиеся межличностного взаимодействия. Сегодня люди понимают, что от их неразумных действий могут пострадать не только отдельные лица, но и целые страны, регионы, природные ландшафты.

Продолжая свою мысль, Г. Йонас делает следующие утверждения: «Не подвергай угрозе условия неопределенно долгого сохранения человечества на Земле». Там же, с.76. И далее: «Включай в твой теперешний выбор будущую целостность человека как неотъемлемый объект твоей воли». Поэтому дела и поступки людей должны соизмеряться как с рациональным выбором, так и в большей степени, с выбором нравственным. Важно чувствовать себя не просто индивидом, а частью человечества, частью системы, частью общества. Как пишет Йонас, человек может рисковать своей жизнью, но не жизнью человечества.

Новый императив обращен к общественно-политический, нежели к частной деятельности людей. Кантовский императив адресовался индивидууму, а новый — обществу, он имеет ярко выраженную социальную направленность. Императив Канта действует «здесь и сейчас», императив коллективного целого направлен в будущее, прокладывая ему путь позитивных изменений. Он имеет долговременное действие. Таковы характерные особенности нового императива.

3. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями

Мир, наполненный техникой, мир, в котором направляющей силой являются экономические и политические интересы. Если техника используется в целях амбиций, захвата власти и желания нести миру зло, не может идти речь о каком-либо прогрессе вообще. Без этики ответственности нельзя выстроить будущее. Как писал В.А. Канке, «быть ответственным — это значит эффективно ориентироваться во времени, в коротких и длинных его промежутках». Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004, с.292. Поэтому долг человечества — задуматься не только о сиюминутной выгоде, а о том, что получат в наследство наши потомки.

4. Ответствен ли человек за свое здоровье?

Как считал З. Шаварский, родители несут огромную социальную ответственность за судьбу будущего поколения. Ответственность эта носит как социальный, так и моральный характер. Иначе говоря, позитивная и негативная ответственность, по выражению мыслителя. Ответственность морально-нравственная и законодательно-правовая. Вырастая, человек продолжает традиции своих предков, осуществляя свой долг в борьбе за сохранение здоровья своей семьи.

К сожалению, современная медицина испытывает кризис. В основе кризиса современной научной медицины лежат не только внутренние диспропорции, связанные с недостатком научной информации, незнания способов лечения различных болезней. В основе кризиса медицины «лежат общефилософские основания, проблемы методологического характера». Там же, с.59. Таким образом, медицина сегодня меняет отношение людей к своему здоровью. И зачастую это отношение негативное.

Люди разочаровываются в бесплатной медицине, разочаровываются вообще в компетентности отдельных врачей. Все это ведет к равнодушию по отношению к самим себе. Люди не заботятся о своем здоровье ввиду отсутствия цели и смысла жизни, полагая, что все должно идти так, как идет. Все это в конечном итоге приводит к равнодушному отношению к миру, потере нравственных ценностей и этических ориентиров. Поэтому в понятие «этика ответственности» включена забота о своем здоровье. Только здоровые люди смогут преобразовать мир, улучшить его и передать в таком состоянии своим потомкам.

На основании трудов ряда мыслителей, становится очевидно, что соблюдение принципов этики ответственности сегодня жизненно необходимо. Нужно, прежде всего понимать, каковы ее смысл и назначение. Проблема этики ответственности — это проблема развитого в техническом отношении общества, когда люди рассматриваются как единая цивилизация, проблемы обретают глобальный характер, а их наличие свидетельствует о том, что настало время изменить парадигму мышления. Кантовский императив основан на логике и рациональном анализе своих действий. Но настало время задуматься над созданием нового императива, который предлагает Г. Йонас.

Этот императив будет вмещать в себя ответственность за судьбу человечества и грядущих поколений. Человек будущего будет рассматривать себя не как индивидуума, способного жить в отдельном изолированном мирке, а как часть огромного мира, общества. Этика ответственности предполагает критический анализ собственных потребностей и желаний, снижения антропогенной нагрузки на природу. Природа и человек должны находиться в определенном балансе. Только тогда цивилизации обеспечено долговременное и гармоничное развитие.

Человек несет ответственность за все, что он делает. Надо критически относиться к себе, понимая собственные недостатки. В особенности это относится к тем, кто обладает властью, ученым, политикам, бизнесменам. На них в большей степени лежит ответственность за судьбу поколения и человечества вообще. Но они являются представителями общества. Поэтому и общество является своего рода контролером действий таких людей, сдерживая их ошибочные побуждения и действия. Поэтому этика ответственности распространяется на всех членов общества.

Человек ответственен перед миром и перед собой также за свое здоровье. Важно вести здоровый образ жизни, соблюдая при этом основы нравственного отношения к миру. Необходимо отметить, что проблема этики ответственности еще не решена, однако уже намечены ориентиры, согласно которым человечеству следует меняться. Изменения должны затрагивать каждого члена общества. Большую значимость в этом вопросе могут играть просвещение, государственная идеология, повышение общего уровня нравственности в обществе.

Список использованной литературы

1. Йонас Г. Принцип ответственности. Опыт этики для технологической цивилизации. — М.: Айрис-Пресс, 2004. — 480 с.

2. Канке В.А. Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Логос, 2003. — 400с.

3. Маханьков И.И. Философ доверия (о Гансе Йонасе)/ Этика ответственности. Теория морали будущего. — М.: Логос, 2003. — 400с.

4. Резвых П. Оптимистическая антиутопия [Электронный ресурс] http://www.ng.ru/ng_exlibris/2004-08-05/6_ethics.html

5. Шаварский З. Ответственность человека за свое здоровье // Человек. — 1994. — № 2.- С.56-61.

Источник:
Ответственность человека
Развитие техники и изменение отношения человека к природе. Ответственность человека перед обществом, другими людьми, самим собой. Новые измерения ответственности: долг человечества перед будущими поколениями. Ответствен ли человек за свое здоровье.
http://knowledge.allbest.ru/philosophy/3c0a65635b2bd79b4d53a89521216d26_0.html

Ответственность человека

Отве?тственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и совершения действий, прямо или косвенно направленных на сохранение иного или содействие ему. Объектом ответственности могут быть другие люди, в т.ч. будущие поколения, общности, а также животные, окружающая среда, материальные, социальные и духовные ценности и т.д.

Ответственность, обусловленная статусом, осознается человеком как призвание, обусловленная соглашением – как обязанность . Она может быть двоякой:

а) накладываемой групповыми, корпоративными, служебными или какими-то иными локальными обязанностями, сближается в таком понимании с подотчетностью.

б) самостоятельно принимаемой личностью в качестве личного и универсализуемого долга .

  • Определенный уровень негативных последствий для субъекта в случае нарушения им установленных требований. По характеру санкций за совершаемые действия выделяют следующие виды ответственности: юридическую, материальную, моральную, политическую и др.;
  • Личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факты;
  • Стремление оценить последствия своих выборов и принять их принадлежность к себе.

Идея ответственности развивается в связи с темами свободы (свободы воли, принятия решения, свободы действия), вменения и вины. В классической философии она и затрагивалась только в этом контексте и далеко не всегда была терминологически оформлена. Понимание ответственности зависит от понимания свободы; при детерминистском взгляде на человеческую деятельность возможность ответственности отрицается (напр., в бихевиоризме Б.Скиннера). Свобода – одно из условий ответственности, ответственность – одно из проявлений свободы.

Ответственность, предполагает информированность человека об условиях действий и требований, которые к нему предъявляются: некто N ответствен за действие или событие x , если x совершено намеренно и со знанием возможных последствий. Но и неведение, на что также указывал Аристотель, в отдельных случаях может быть вменено судом в вину человеку, и тогда он будет нести двойное наказание . В соотнесении с ответственностью наказание за нарушение требований не является возмездием (или возмездием только), но санкцией, обеспечивающей установленный баланс прав и обязанностей (Дж.Ролз).

В современных дискуссиях о свободе воли и детерминизме аналитические философы часто обсуждают моральную ответственность в смысле т.н. базовой заслуги. Имеется в виду та примитивная форма ответственности, которая предполагает, что любое действие морального агента можно оценить либо как порицаемое, либо как одобряемое, либо как нейтральное.

В этике ответственности мир принимается со всеми его недостатками, и потому приверженец такой этики уделяет особое внимание средствам реализации целей и полностью готов отвечать за те последствия своих действий, которые должен или мог предвидеть.

В праве объектом ответственности является закон. Ответственность может быть обусловлена:

а) ненамеренно (естественно или случайно) обретенным человеком статусом (напр., ответственность родителей),

б) сознательно принятым им социальном статусом (напр., ответственность должностного лица) или заключенными соглашениями (напр., ответственность перед контрагентом, ответственность наемного работника).

Чем обусловлены уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность? Последняя имеет место не только в случае договорных отношений, о которых сказано выше.

Ответственность - это способность влиять на ход событий. По субъекту ответственность делят на индивидуальную и коллективную, граждан и юридических лиц и т. д.

Ответственность в научной литературе в большинстве случаев трактуется лишь как подотчетность (accountability) и вменяемость (immutability). В юридической науке феномен ответственности изучается, главным образом, в плане наказуемости (punishability) :12 . Такое одностороннее понимание ответственности и её реализации на практике приводит к существенным деформациям в сфере регуляции социальных взаимодействий. В зарубежной теории и практике, наряду с отмеченными смыслами, феномен ответственности (responsibility) включает в себя значительно больше значений - положенность к ответу (liability), отвечаемость (answerability), разумность (reasonability), точность, определенность (precision), зависимость (dependability) и другие .

Источник:
Ответственность человека
Отве?тственность – отношение зависимости человека от чего-то (от иного), воспринимаемого им (ретроспективно или перспективно) в качестве определяющего основания для принятия решений и
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%82%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

Ответственный человек

Ответственный человек — тот, кто осуществляет ответственный подход, кто в трудной ситуации делает все, что от него ожидают, не переваливая свои трудности на окружающих.

Ответственный человек отвечает и за выбор своих действий, и за свое бездействие, за проявление инициативы и доведение дела до конца, за результат и за последствия. И так далее — смотри Виды ответственности

Это человек с развитым чувством ответственности, способный нести большой груз ответственности. Следствие этого — человек самостоятельный, исполнительный, надежный.

Ответственным — не рождаются, ответственным — становятся. Смотри Воспитание и развитие ответственности

Человека, описываемого как ответственного, обычно рассматривают также как стойкого, честного, аккуратного, старательного и т.д. Считается, что такие умозаключения выводятся из интуитивных или имплицитных теорий личности.

Настоящая ответственность всегда персональна: всегда известно, кто отвечает лично. Правовая сторона фиксируется понятием ответственное лицо — тот, кто непосредственно имеет полномочия (право распоряжаться) и кто обязан в случае чего лично отвечать. О личных качествах того, кто должен будеть отвечать, — вопрос: «Насколько это ответственный человек? Насколько это человек надежный? На него можно положиться?»

Как правило, настоящая ответственность — это личная ответственность — ответственность одного человека, которую нельзя разделить или переложить.

Кроме личной ответственности, ответственность бывает авторской — ответственностью того или тех, кто назвал себя автором (источником) происшедшего, и групповой — ответственностью группы, которую нельзя переложить на одного человека.

Ответственность — это готовность взять на себя инициативу и все нужно сделать. Или платить тем, кто сделает это вместо меня. Я готов платить за все, что мне важно.

Все, что я сделал — сделал я. Всякие трудные обстоятельства и окружающие люди — только фон для моих решений, за любые свои действия отвечаю я.

Все, что я не сделал — тоже сделал я. Мое бездействие — тоже мой Поступок.

Мои оправдания никому не нужны. Руководитель не оправдывается, руководитель исправляет и ведет вперед.

Мои переживания и трудности никого не интересуют: моя ответственность принимать решения и отдавать распоряжения.

Любое высказывание руководителя адресно и целесообразно. И это — мой стиль!

1. Раскрой смысл понятия.

Моральный выбор - когда человек не только внутренне выбирает своё моральное отношение, но и действует в соответствии со своим выбором.

2. Наташа и Вика дружат с детства. Ещё зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путёвки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла её навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.
Объясни с нравственной точки зрения поступки каждой из девушек.

Вика поступила правильно, что предложила Наташе не менять планов, та очень хотела отдохнуть и планировала отпуск заранее.

Наташа не виновата в том, что Вика заболела и заслужила отдых. Без подруги, конечно, будет скучнее, но билеты уже куплены.

Какой совет можно дать каждой из подруг? Вике надо быть аккуратнее перед поездкой, а лучше не покупать билеты так задолго.


3. Прочитай текст и выполни задания.

Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, это выбор между "можно" и "нельзя". Нарушение запрета, отказ от "нельзя" может привести к изменению судьбы, серьёзнро повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу "всё дозволено", в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Ещё более сложной проблемой является столкновение внутреннего "хочу" и внешнего "надо"...
В зависимости от того, с какой лёгкостью мы выбираем между "хочу" и "надо", можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение - отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг - внутренне принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности - свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

(Т.В.Мишаткина, современный ученый)

1) Озаглавь текст.

Потому что это полные противоположности действия, но с таким выбором мы сталкиваемся каждый день.

а) отсутствие свободы.
Когда человек получает паспорт, гражданство.
б) внутреннее принуждение.
Когда человек идет в институт.
в) свободный выбор.
Когда человек едет в парк аттракционов.

4. Ответь на вопросы, связанные с понятиями "свобода" и "ответственность".

1) Как ты думаешь, что такое "свобода"?

Свобода- это когда позволено всё и перед тобой открыт весь мир.

2) Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?

Да, когда человек становится старше у него появляется больше прав и свободы.

3) В чём проявляется ответственность человека

а) перед самим собой: ты ответственный перед последствиями, которые повлияют только на тебя, перед своей совестью.
б) перед семьёй: за последствия, которые повлияют на твою семью.
в) перед обществом: ответственность за взаимопонимание и спокойствие общества, в котором ты живёшь.

5. В апреле 1986г. на Чернобыльской АЭС произошла страшная катастрофа. Многих трагических последствий можно было бы избежать, если бы власти вовремя проинформировали население и провели его эвакуацию. Вместо этого люди подвергались дополнительной опасности, принимая в условиях повышенного радиационного фона участия в торжественных первомайских демонстрациях.
Прокомментируй этот факт, используя понятия "долг", "совесть", "ответственность".

Долг правительства - предупредить людей. Только они знали об опасности и были за это ответственны. Вероятно, у них не было совести.

Экология сознания: Психология. При любых обстоятельствах очень важно помнить, кто ты. Что ты можешь, на что способен. Очень важно помнить, что ты взрослый, сильный, умный человек. А взрослые люди в состоянии справиться практически со всем.

Вы - взрослый человек

Решила написать про ответственность каждого из нас перед самим собой.

Про следование своим планам. Про свои интересы. Про отстаивание своих границ. Про то, что очень важно - не быть жертвой «обстоятельств и плохих людей».

Я считаю, что очень важно помнить, кто ты . Что ты можешь, на что способен. Очень важно помнить, что ты взрослый, сильный, умный человек. А взрослые люди в состоянии справиться практически со всем.

Когда мы перестаём отстаивать свои интересы, сворачиваемся калачиком физически или эмоционально и отдаёмся на откуп судьбы, мы превращаемся в Жертву. И обязательно рядом появятся «плохие люди», которые «воспользуются нашей беспомощностью». «Враги» не заставят себя долго ждать.

Для меня ощущение жертвы – это ощущение себя беспомощным ребёнком рядом с большими сильными людьми. Даже если этот «большой сильный человек» - это мой собственный ребёнок, который не убирает за собой вещи или грубит, или не делает вовремя уроки. Чувство собственного бессилия накрывает с головой, и хочется просто спрятаться или уйти;

хочется позволить это делать с собой, как будто не я «большой сильный медведь -гризли (м\ф «Сезон охоты» )

и нет у меня никаких сил и никакого права отстаивать свои интересы или, как в случае с детьми, устанавливать и держать свою родительскую власть.

В момент, когда мы становимся жертвой, мы лишаем себя собственной воли. Каменеем, обессиливаем, сворачиваемся, превращаемся в зашуганного ребёнка. Я думаю, у каждого человека, который проваливается в позицию жертвы, был опыт, когда свернуться, сжаться или отдаться на волю судьбы (читай на волю других сильных людей) было единственным выходом. В детстве, когда есть взрослый и ребёнок, у ребёнка действительно нет другого выхода.

Этот детский опыт и найденный тогда алгоритм поведения заставляет нас раз за разом бессознательно проигрывать его, когда психика считывает ситуацию хоть сколько-нибудь похожей.

Если залипание в позицию жертвы вам знакомо, то очень важно научиться возвращать себя в реальность. В осознание кто вы такой(ая), сколько вам лет, какую вы позицию занимаете (мама, жена, руководитель отдела, ведущий сотрудник, серьёзный профессионал) и наконец, что вы - взрослый человек. И вам как взрослому самому решать, как себя вести, что позволять делать другим относительно себя, а что нет.

У вас есть выбор. И выбор всегда за вами. Не теряйте его." опубликовано Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

Игумен Евмений (Перистый)

(Духовность как ответственность. От осознания к действиям)

Одним из признаков безответственности является отсутствие у человека понимания необходимости отчитываться перед кем бы то ни было за свои поступки, неспособность адекватно и конструктивно реагировать на критику и замечания.

Итак, перед кем же ? В первую очередь, — перед самим собой . За то, что отказался от выполнения порученного дела, от взятых на себя обязательств, за то, что преступил черту духовного закона, заповедей Божиих, оказавшись за пределами им же самим сознательно и добровольно принятых моральных, нравственных, духовных норм . Как правило, после преступления этой черты мало у кого обретается мужество, раскаявшись, вернуться обратно, «Единожды солгав, приходится лукавить, и, истину предав, приходится молчать…». Предательство — логический итог безответственности. В душевную природу человека Богом изначально вложено зерно ответственности.

Когда совершен грех, совесть начинает требовать ответа, сигнализировать о том, что нарушен закон правды. Греховное естество человека пытается уговорить совесть или заставить ее замолчать. Каждый из нас по собственному опыту знает, как часто один грех влечет за собой массу других. Чем больше безответственности в нашей жизни, тем чаще голос нашей совести молчит. Совершив неблаговидный поступок, мы пытаемся его скрыть, порой от самих себя, тем самым умножая грех. Очень часто эта ложь заходит так далеко, что нарушается цельность личности. Раздвоение приобретает болезненные черты, что нередко проявляется вовне в душевном или даже физическом заболевании, о чем мы подробнее расскажем далее.

Человек несет ответственность перед близкими людьми за неоказанную помощь и неуслышанные просьбы. Есть люди, которые не решаются, не дерзают, не могут в силу своей скромности (или, может быть, ложной скромности; может быть, уже имея печальный опыт обращения к нам со своими нуждами) попросить о том, в чем нуждаются. Чутки ли мы? Готовы ли мы услышать просьбы или душевные движения других?

Мы несем ответственность за то, как мы общаемся с людьми, насколько им комфортно с нами. Только любящий человек может видеть в любимом красоту Богозданного образа, вложенного в него Создателем. Многие люди нравственно, духовно и интеллектуально возрастали лишь благодаря тому, что кто-то верил в них, благодаря тому, что у них был учитель, наставник или духовник, который видел в них то, на что они потенциально способны и даровал им этот аванс веры. Многие ли, сполна использовав этот аванс, оправдали ожидания?

Мы несем ответственность за неверие в собственных детей, которое может разрушить близкого нам человека, закрепить его малоадаптивность, неумелость, неловкость. Это выражается в утверждениях, наподобие: «Вечно у тебя ничего не получается», «Вырастешь алкоголиком, как твой папочка!», «Безрукий», «С такими отметками из тебя ничего не выйдет !», «Какой дуре нужен будет такой муж, как ты?». Как часто родители, сами того не осознавая, губят собственных детей, превращая их в беспомощных марионеток родительской воли, которых и по достижении совершеннолетия трудно назвать взрослыми. Выросшие под властной родительской пятой дети рискуют пожизненно остаться ни на что не способными. Не доверяя детям, контролируя каждый их шаг, постоянно вмешиваясь в их дела, они выращивают детей слишком зависимыми от мамы с папой.

Нередко от мамы можно услышать возражение:

Но я же должна его воспитывать, я же должна его контролировать!

Милые мамы, вы хотите, чтобы ваши дети уважали вас? Постепенно передавайте им ответственность за их жизнь. Контроль вызывает только сопротивление, то есть реакцию, противоположную той, которую вы хотели бы видеть. Вы должны научить детей быть ответственными. Не надо им приказывать. Дайте им возможность быть самостоятельными, сами же делайте то, чего не могут сделать они. И ваш авторитет, и нравственное влияние возрастут.

Постепенно, по мере своего роста и развития, ребенок, развивающийся в гармоничной атмосфере, сможет взять на себя всё больше ответственности. Конечно, он не научится завязывать шнурки, если под рукой всегда есть мама или бабушка, которые делают это вместо него. У школьника нет необходимости самому вспоминать про домашнее задание, если родители, приходя домой, первым делом спрашивают: "Ты уроки сделал?". У подростка не сформируется привычка помогать по дому и заботиться о чистоте своей одежды или комнаты, когда он может рассчитывать в этом на маму. Ведь вы можете бесконечно ворчать на его лень и безалаберность, но всё равно сделаете это за него!

Конечно, вы можете использовать свою хроническую несчастность в попытках изменить его. Если мы достаточно сильно страдаем, окружающие люди делают то, что мы хотим. У каждого из нас есть опыт того, как печаль или гнев на супруга, ребенка, родителя или начальника заставили этого человека изменить свое поведение. Такому шантажу дети учатся у родителей. "Ты заставляешь меня нервничать, когда приходишь домой слишком поздно, а на прошлой неделе из-за тебя я не спала всю ночь", "Мне пришлось краснеть за тебя на родительском собрании", "Мне холодно — надень свитер", "Я так счастлива, когда ты хорошо учишься!". Через подобные реплики и высказывания ребенок понимает, что именно он несет ответственность за родительские чувства. Он волен согласиться с этой мыслью или отбросить ее (или хотя бы пересмотреть ее в старшем возрасте).

И если он когда-то поверил, что действительно обязан отвечать за чувства окружающих, то из него вырастает такой же манипулирующий взрослый.

Нередко родителям бывает проще что-то сделать за детей, кажется, что так будет быстрее и лучше. Но ребенок при этом не получает полезного опыта. К примеру, он не может самостоятельно одеться — и родители начинают его одевать; ребенок не может научиться пользоваться столовыми приборами — и родители начинают кормить его с ложечки. И это может продолжаться довольно долго. Если родители не дорастают до определенного уровня родительской мудрости, то продолжают воспитывать своих детей и в тридцать, и в сорок лет; детей, у которых уже есть собственные дети, продолжая решать за них, думать за них, будучи всегда "на подхвате".

Мы бы ужаснулись, если бы увидели, какой вред нанесли учителя, которые на протяжении нескольких школьных лет не верили в способности своих учеников, запечатывая свое неверие фразами наподобие этих: «Больше, чем на тройку с минусом он не способен», «И эта девочка собралась в институт?». А ведь подобные утверждения откладываются в глубинах души, распространяясь и на другие стороны жизни.

Очень ответственный жизненный шаг: назвать конкретного священника своим духовным отцом, назвать конкретную женщину своей женой, назвать конкретного новорожденного своей дочерью или сыном. Многие ли остаются верны своему выбору? Обстоятельства?.. Иx неверность, нечестность, непорядочность, безответственность?.. — Но как вам это помешало остаться верным, честным, порядочным, ответственным? Ведь это был ваш выбор и ваше слово.

Человек несет ответственность перед окружающим миром , перед природой за то, что он с ней творит. До боли всем знакомая ситуация: пошли в лес, вволю нагулялись, набросали консервных банок, бутылок, пакетов, газет, наскоро затушили костер и ушли. А этот штрих, как рана, как боль, остался. Много ли людей, которые мужественно осознают свою безответственность и в этом поступке?

Наконец, человек несет ответственность перед Господом за разрушение спасительных и благодатных действий Его бережного и мудрого Промысла в своей жизни и в своей душе неосторожными словами, грубыми поступками, нечистыми мыслями, разрушающими не только отношения с Богом, но и внутренний душевный мир. Возникший внутренний конфликт между моим сиюминутным «хочу» и мною же ранее избранными нравственными ценностями становится для верующего человека источником постоянного напряжения. Слишком уж разнятся уровни наших «хочу» и уровни тех высот духовной жизни, к которым призваны ученики Воплотившегося Бога.

Существует ответственность за дела , и сполненные и неисполненные. И отказ от действия — это тоже поступок, при котором необходимо ответственное решение.

Существует ответственность за слова , за все произносимое и творимое словесно.

Существует ответственность за мысли и переживания , происходящие в человеке сознательно или бессознательно, вне зависимости от того, желает человек этого или нет, "потому что, каковы мысли в душе его, таков и он" (Прит. 23, 7). Поэтому мы каемся в согрешениях «вольных и невольных, яже в ведении и неведении».

Все эти поступки, слова, внутренние душевные состояния непрерывно изливаются каждым из нас в мир и возвращаются к нам бедами или удачами, невзгодами или радостями, потерями или находками, в зависимости от их характера.

Когда мы говорим, что несем ответственность за, то, что с нами происходит, то это просто иной способ сказать: мы пожинаем то, что сеем. Если я принимаю решение разбить огород и хочу собрать с него урожай моркови, картофеля и репы, то, соответственно, их я и должен посеять. Если я посею что-то другое, то, разумеется, я соберу другой урожай. Это легко понять, когда говоришь о физических законах, но понятие жатвы применимо и к другим законам, а законы существуют во всех сферах жизни.

Все, что мы бросаем, возвращается к нам. Каждое действие вызывает реакцию, реакция вызывает следующее действие и так далее. Следствие является внешним проявлением внутренней причины. Именно поэтому мы можем постоянно использовать образы внешнего мира для описания и осознания того, что происходит в мире внутреннем.

Большинство людей жалуются на свой плохой урожай и считают, что в этом виноваты внешние факторы. Каждый может сказать себе: "Я несу ответственность за то, что сею, и мне лишь остается ждать урожая". В Священном Писании сказано: «что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7). Причем, «кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2Кор. 9, 6).

Однако, продолжая эту метафору, хочется отметить, что мы ответственны не только за то, что сеем, но и за то, как заботимся, как возделываем урожай. Если я сею добро, любовь, сострадание, терпимость и ухаживаю за посеянным, поливаю, удобряю, взращиваю, то я это и пожну. Более сознательные люди вслушиваются в себя, и спрашивают: "Нравится ли мне мой урожай?". Если ответ отрицательный, им следует начать сеять иное. Приведу несколько примеров:

* Как правило, родители хотят иметь детей, способных брать на себя ответственность. Но что они сеют? Вместо того чтобы сеять уроки ответственности, они все решают за них сами.

* А что говорить о супруге, которая хочет, чтобы ее муж занимался по дому, а сама тратит свое время на то, что жалуется всем, что он ничего не делает? Постоянно обращая внимание на то, чего он не делает, она, скорее всего, добьется того, что он будет делать это все реже.

* Теперь посмотрим на человека, жалующегося на нехватку любви. Если ему ее не хватает, то почему он ее не сеет? Ему следует лишь предлагать ее без ожиданий всем тем, кто его окружает, и он пожнет ее.

* Люди, стремящиеся жить в изобилии и вечно беспокоящиеся по поводу денег, опасаясь, что им не хватит средств, высказывают свои мысли о нехватке, и именно это они и пожинают.

* Человек, желающий, чтобы его приняли окружающие, но постоянно всех и вся критикующий, сеет не то, что хочет пожать.

* Отец, который бьет своего сына за то, что тот поколотил ребенка соседей, сам пожнет лишь исходящее от своего сына насилие.

Эти примеры иллюстрируют очень распространенные в нашем быту ситуации. Таким образом, следует осознать и наглядно представить себе, как мы пожинаем те или иные ситуации, несчастные случаи и реакции других людей на наши действия. Эта ответственность находится в руках каждого из нас.

Ответственность и обязательства

Понятие «ответственность » можно еще определить как «моральное обязательство принимать последствия своего выбора». Основная ответственность за личностный рост человека лежит на нем самом: то есть каждый из нас несет ответственность за то, насколько он осуществит свое жизненное предназначение. Таким образом, только мы отвечаем за свои решения, мы же обязаны принимать и последствия своих действий и реакций.

Пока у нас будет оставаться хотя бы малейшее сомнение в том, что это так, мы будем не в состоянии изменить свою жизнь. Чтобы стать достаточно сильным и иметь возможность самостоятельно контролировать свою жизнь, мы должны осознать свою долю ответственности, ответственности за то, чтобы грамотно продумать стратегию своей жизни и доверить Богу совершение того, что от нас не зависит: «Сердие человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Прит. 16, 9).

Если последствия принятых нами решений не приносят нам счастья, мы можем изменить свои решения. Только мы являемся авторами своей жизни, Господь же готов быть Соавтором, но лишь в случае, если мы пригласим Его участвовать в этом! Полностью осознав это, мы также поймем, что и другие люди сами отвечают за свою жизнь. Не будем же мешать им нести эту ответственность ради их и нашей пользы!

Нарушение физических и других естественных законов ведет к вполне очевидным последствиям. Например, человек выпивает стакан яда, не зная о том, что он пьет яд; острая реакция тела не заставит себя долго ждать. Нарушен естественный закон, действенность которого не меняется от того, верят в него или нет. То же самое происходит и с законом ответственности. Каждый из нас отвечает за себя, за свое существование, свою принадлежность. Ощущение ответственности за действия и чувства других людей может привести к тому, что мы начинаем испытывать неоправданное чувство вины. В результате возникает разочарование, гнев, состояние подавленности — все то, что ведет к страданиям, болезням, саморазрушению.

Любая ситуация, с которой мы сталкиваемся в нашей жизни, предоставляет нам возможность для роста и личностного развития. Нам следует взять на себя ответственность и признать, что мы сами выбрали свое окружение и выбрали его с определенной целью. Иначе у нас возникнет масса проблем с окружающими; мы не будем понимать, почему они доставляют нам столько "неприятностей".

Решение о приходе в семью ребенка автоматически налагает на будущих родителей обязательства. Когда мы устанавливаем те или иные взаимоотношения, обязательства уже заданы. Сейчас я объясню это подробнее.

Мы не отвечаем за счастье окружающих нас людей, будь то друзья, члены семьи или сотрудники. То, за что мы действительно несем ответственность, — это наша реакция на отношение людей к нам. Не зря говорят: "Суди о человеке не по тому, что говорят о нем другие, а по тому, что он говорит о других". Когда окружающие недобры с вами, несдержанны, критичны или, наоборот, проявляют любовь по отношению к вам, это происходит потому, что вы подали им повод быть такими. Другие люди — наше зеркало. Их реакция на нас определяется тем, как мы сами относимся к себе.

Например, кто-то из вашего окружения категорически с вами не соглашается и критикует вас, а вы клеймите его как несговорчивого критикана. А ведь он так настроен по отношению к вам потому, что вы сами не вполне согласны с собой и настроены к себе критически. Этот человек — ваше зеркало, он оказался в вашей жизни для того, чтобы вы осознали собственное отношение к себе. Если вы признаете, что вы действительно слишком критичны по отношению к себе, то "несговорчивые критиканы" перестанут попадаться на вашем жизненном пути.

Изменение отношения к самому себе будет создавать у вас впечатление, что меняются те, кто вас окружает. Все дело в том, что хорошее есть в каждом человеке - видите вы это или нет, зависит от вас. Вы можете контролировать только себя — вам не подвластны другие люди, но подвластно изменение вашего восприятия этих людей.

Обязательства можно определить как данный самому себе обет относительно своей позиции или образа действий. Обязательства могут быть словесными или письменными — они связывают вас с кем-либо, будь то ваш работник, супруг, партнер по работе.

Взять на себя обязательство означает связать себя кем-либо или с чем-либо устным или письменным обещанием. Очень важно помнить о том, что обязательство н может быть взято от имени другого человека. Например, супруга не может принять семейное приглашение, не посоветовавшись с супругом и не получив его согласия.

Родители берут на себя обязательства перед своими детьми, когда принимают решение привести их в этот мир. Эти обязательства влекут за собой обеспечение основных жизненных потребностей, то есть пищи, крова, любви, уважения, поддержки, образования. Это не означает, что родители должны обеспечивать на материальном уровне все, что ребенок пожелает. Все лишнее не является частью основных обязательств.

Если говорить о работе, исполнитель берет на себя обязательства выполнить свои рабочие обязанности, а его работодатель обязуется платить ему зарплату и обеспечивать надлежащие условия для эффективной работы.

Когда человек берет на себя обязательства по отношению к дому, работе или любые другие, например, договорившись с кем-то встретиться в назначенное время, очень важно эти обязательства соблюдать. «Что посеешь, то и пожнешь» (Гал. 6, 7) — один из важных законов, установленных Богом.

Мы не можем освободить себя от ответственности за нашу жизнь, но мы можем с течением времени пересмотреть взятые ранее обязательства. Прежде чем это сделать, необходимо оценить последствия, поскольку они могут стать источником проблем в наших отношениях с другими людьми.

Ожидать чего-либо можно только тогда, когда взяты четкие обязательства. А для этого говорите себе и другим: "Я сделаю", а не: "Я попытаюсь сделать". Четкие обязательства свидетельствуют об уверенности в действии. В противном случае нас ждут недоразумения, отсутствие душевного мира, осложнение отношений с другими людьми.

Это касается и наших взаимоотношений с людьми, с которыми мы живем. Очень важно, чтобы каждый из домочадцев понимал, что на нем лежат обязательства по отношению к другим членам семьи, что он сам должен нести свою ношу. Каждый должен вносить свой вклад в заботу о доме и его содержании. Я бы предложил регулярно собираться всей семьей, чтобы распределить работы по дому и иметь возможность оценить, как они выполняются. Открытое обсуждение ведения домашнего хозяйства обеспечит гармонию и порядок. Это применимо и в семье, и в супружеских отношениях, и по отношению к соседям по комнате. Такие переговоры могут многому научить детей: как по-настоящему вести дом, как взаимодействовать с другими членами семьи, работая вместе, и что делать с последствиями. Прежде чем выбирать себе супруга, работу, вводить в своей жизни те или иные перемены, не спеша проверьте, каковы могут быть последствия этих шагов. Готовы ли вы отвечать за них? Если внутренний ответ положительный, если вы в состоянии отвечать за все последствия, не впадая при этом в панику или болезнь и не требуя, чтобы кто-то другой помог вам перенести тяготы, — тогда действуйте! Если ответ отрицательный, позвольте себе не идти сразу же навстречу своему желанию: ведь вы знаете, что поскольку все на этой планете временное, то, вероятно, и ваше желание преходяще.

Что касается обязательств, то, прежде чем брать на себя таковые, важно осознать свои собственные возможности. Вначале, пока вы еще недостаточно хорошо знаете себя, вам довольно часто придется быть очень внимательным к даче обязательств. Но с приобретением жизненного опыта вы постепенно научитесь более мудро и ответственно выбирать обязательства.

Православие и мир