Сколько русских воевало на стороне ссср. Миллион под трёхцветным флагом, или сколько русских воевало за Гитлера. Дивизии вермахта особого назначения

Кратко о статье: Как известно, Ковчег был построен любителями, а профессионалы сконструировали «Титаник». Может быть, судно-заповедник библейского Ноя - и не самый известных из бороздивших мировой океан кораблей, зато мотив потопа и спасения человечества возникает чуть ли не во всех мифологиях мира. А полвека назад в Турции нашли то, что при желании можно принять за остатки Ковчега... Так все-таки легенда или история? Читайте в «Машине времени»!

КОРАБЛЬ ЖИЗНИ

ЛЕГЕНДА О НОЕВОМ КОВЧЕГЕ

Правда необычнее вымысла, потому что вымысел должен держаться в рамках правдоподобия, а правда - нет.

Марк Твен

Древнегреческий «Арго», немецкий линкор «Тирпиц», реконструированный плот индейцев «Кон-Тики», печально известный «Титаник», героический «Варяг», и «Черная жемчужина» из «Пиратов Карибского моря» - имена этих кораблей вошли в историю и не требуют особых пояснений. Однако самый известный в мире корабль был построен тысячи лет назад. О нем вспоминают нечасто. Он был крупнее большинства вышеназванных «знаменитостей» и, если верить легенде, именно благодаря ему мы с вами смогли появиться на свет.

«Ноев ковчег» - понятие, которое ассоциируется с чем-то невероятно далеким и старым. На слух его можно спутать с «Ковчегом Завета» - проще говоря, переносным саркофагом, в котором хранились каменные скрижали Моисея с десятью заповедями. В том, что корабль назвали «ковчегом», нет ничего странного: ведь он был призван сохранить величайшую ценность на Земле - жизнь. Что такое «Ноев ковчег» глазами современного исследователя? Какие факты могут быть скрыты в запутанных библейских текстах?

Очищение

Эта история рассказана в Ветхом Завете (шестая глава Книги Бытия). Через некоторое время после того, как люди были изгнаны из Эдема, человеческий род пал жертвой множества пороков. Бог решил очистить его от скверны, причем сделать это в буквальном смысле слова - при помощи воды. Единственными на всей планете людьми, заслуживавшими спасения, было семейство патриарха Ноя.

По предельно точным инструкциям Бога Ной построил корабль огромных размеров и посадил на него свою жену, сыновей - Сима, Иафета и Хама вместе с их женами, а также пары разного пола «от всякой плоти» - 7 пар чистых животных, 7 пар нечистых и 7 пар птиц (некоторые переводы Библии не упоминают числа 7, а говорят просто о животных и птицах). Кроме того, на борт были взяты продукты и семена растений.

Ной вышел из ковчега и устроил Богу жертвоприношение (в Библии не уточняется, откуда он брал жертвенных животных - вероятно, в ход пошли те же «счастливцы», которых он спас). Увидев праведность Ноя, Бог пообещал больше не изничтожать род человеческий, «поскольку все зло от юности его», а также снабдил людей первым Заветом.

Человечеству теперь предоставлялось право пользоваться природой по своему усмотрению, однако не есть никого живьем («плоти с душой, кровью ее не ешьте»). Бог также установил простейший принцип «не убий» (кровь за кровь), и закрепил свой Завет радугой, появившейся в облаках.

Чертежи ковчега

Бог велел Ною построить ковчег из дерева гофер . Что это такое - неизвестно. В Библии данное слово употребляется только один раз. Можно предположить, что оно произошло от древнееврейского «кофер» - смола. Вероятно, ковчег был сделан из некоего дерева, обработанного смолой.

Исследователи считают, что в древности в средиземноморском регионе наиболее популярным корабельным материалом был кипарис. Его использовали и финикийцы, и даже Александр Македонский. Он популярен среди конструкторов лодок даже в наши дни, ведь кипарис хорошо сопротивляется влаге и гниению.

Проектные данные ковчега были детально описаны Богом. Судно имело 300 кубитов в длину, 50 в ширину и 30 в высоту. Внутри имелось две дополнительных палубы - ковчег был «трехэтажным». Несмотря на подобную аккуратность, точные размеры ковчега определить сложно. Дело в том, что Библия не сообщает, какой именно кубит имеется в виду. Если измерять ковчег египетскими кубитами, то он был 129 метров в длину, 21,5 метра в ширину и 12,9 метра в высоту.

Получается, ковчег не достигал даже половины длины суперлайнера «Королева Мария 2» (345 метров) - крупнейшего лайнера на Земле, однако для своего времени корабль Ноя был не просто супергигантом, а чем-то вообще невероятным и немыслимым. Если измерять его в шумерских кубитах, то ковчег будет еще больше: 155,2х25,9х15,5 метра.

Соотношение длины и высоты ковчега (6 к 1) до сих пор используется кораблестроителями как оптимальное. Оно придает кораблю максимальную устойчивость (в отличие от кубического ковчега вавилонян, описанного в «Эпосе о Гильгамеше»).

Художники обычно изображают ковчег как очень большой корабль (скорее даже мега-лодку) традиционной конструкции с одинаковыми по форме носом и кормой. Иногда на него помещают нечто вроде здания - вероятно, потому, что иудейские тексты используют в описаниях ковчега слово «тебах» (коробка), - но чаще всего верхняя палуба ковчега открыта, что абсолютно не соответствует действительности, особенно учитывая 40-дневный дождь, под которым он плавал.

В Библии сказано, что ковчег имел дверь в одном из своих бортов, а также окно на крыше. Древнееврейское слово «цохар» (окно) буквально означает «отверстие для света». Имело ли оно ставни от дождя, служило ли как вентиляционная шахта - неизвестно. Бог велел «в кубит свести его вверху» - то есть диаметр окна был около полуметра.

Другой Ной
  • Скептики шутят, что Ноев ковчег был плавучим роддомом. За 150 дней наводнения на судне должно было появиться множество новых животных (к примеру, беременность крольчихи длится около 30 дней).
  • Согласно иудейской мифологической традиции, на ковчеге Ноя был еще один пассажир - великан Ог, король племен аморитов из Аравии. Он сидел на крыше судна и регулярно получал от Ноя еду через окно.
  • Англиканский архиепископ Джеймс Ашер (1581-1656) определил, что всемирный потоп произошел в 2348 году до нашей эры. Подсчеты других церковных хронографов выдавали похожие даты, например, 2522 год до нашей эры.
  • Тысячи лет спустя после потопа Иисус Христос говорил о Ное как о реальном историческом персонаже, и приводил его своим ученикам в пример (Евангелие от Матфея, 24:37-38; от Луки, 17:26-27; первое послание Петра, 3:20).

«За» и «против»

История о том, как Бог разочаровался в человечестве и решил уничтожить всех людей, кроме Ноя и его семьи, сама по себе весьма непроста и щекотлива. Атеисты критикуют ее, оперируя вопросами морали. С другой стороны, ветхозаветное видение Бога (Яхве) радикально отличается от христианских норм.

Следует иметь в виду, что Бог, описанный в первой половине Библии - это не добрый старик с длинной белой бородой, сидящий на облаке. С современной точки зрения он может вести себя крайне жестоко, однако для тех времен и условий это было едва ли не нормой.

Старинная карта, на которой обозначено место стоянки ковчега.

Историческая достоверность сведений о всемирном потопе до сих пор вызывает горячие споры. С одной стороны, Библия дотошно описывает хронологию этого события, а современная наука накопила достаточное количество сведений о том, что такие катастрофы действительно имели место - причем не один раз.

С другой стороны, глобальные наводнения, подходящие под библейский масштаб, происходили миллионы лет назад - в те времена, когда доисторические обезьяны даже еще не слезли с деревьев. Зафиксировать всемирный потоп в памяти неразумных предков на миллионы лет - задача нереальная, если, конечно, не предполагать существование некоей прото-цивилизации людей и не обращаться к теориям о вмешательстве инопланетян в нашу эволюцию.

В прежние времена и поныне подавляющая часть человечества живет вблизи от воды - океанов, морей или крупных рек. Так как за несколько тысяч лет до нашей эры на Земле не происходило ни одного наводнения планетарного масштаба, можно предположить, что локальные, местные потопы могли рассматриваться определенными культурами в ограниченной географической перспективе - то есть как «всемирные».

Великие цивилизации древности - Египет, Ассирия, Шумер, Вавилон - существовали на регулярно затопляемых равнинах. Это может объяснить удивительное единодушие мифов, возникших в разных концах света и рассказывающих о некоем герое, который чудесным образом спасся от всемирного потопа.

И, наконец, еще одна популярная трактовка мифа о потопе - это метафора. Гибель и возрождение человечества - вымышленный (или отчасти вымышленный) сюжетный прием, имеющий вполне четкую нравственно-воспитательную функцию, а потому универсальный как для Китая, так и для Южной Америки.

Из Книги Бытия следует, что до потопа люди жили 700-900 лет, однако после потопа продолжительность жизни резко снизилась примерно до века. Сторонники реальности потопа объясняют это двумя причинами: генетические дефекты, неизбежно возникающие из-за перекрестных браков между потомками семьи Ноя (всего 8 человек), а также ухудшение условий жизни из-за экологических последствий наводнения.

Самая болезненная тема мифа о потопе - количество животных, которые следовало взять на борт корабля для воспроизведения фауны Земли. Современная биология насчитывает тысячи видов живых существ - все они попросту не могли бы поместиться в ковчег. Существуют и другие загадки - как все они смогли выжить 150 дней вне естественной среды обитания? Болезни, агрессивность животных по отношению друг к другу, вопросы питания хищников свежим мясом во время и первые дни после наводнения - все это вызывает очень большие сомнения в необходимости буквального истолкования «вселенского потопа».

Каким образом разные виды спасенных животных оказались на разных континентах? Сумчатые характерны только для Австралии, а, например, лемуры - только для Мадагаскара и ближайших островов. Поднятие уровня моря обязательно привело бы к засолению пресных водоемов, а это погубило бы почти всех их обитателей. И, наконец, большинство растений не пережило бы затопления и лишения солнечного света на 150 дней.

Сторонники мифа имеют свои возражения. Во-первых, из всех классифицированных ныне видов живых существ около 60% составляют насекомые, которые не требовали бы много места на судне. Во-вторых, библейская терминология («всякой твари по паре») допускает, что в ковчег брались не «виды» животных, а наиболее распространенные представители их отрядов или даже семейств. Общее количество «пассажиров» тогда бы составило лишь несколько сотен.

Хищников можно было кормить сушеным мясом или пойманными морскими обитателями (рыба, черепахи). Как показывает практика, пресная вода может долгое время «дрейфовать» отдельным слоем в соленой, не смешиваясь с ней. И, наконец, многие виды семян растений способны впадать в «спячку» на долгие месяцы и даже годы, переживая неблагоприятные периоды.

Животные покидают ковчег.

Истории о всемирном потопе повторяются в мифах разных народов - почти в каждом из них есть свой ковчег и свой Ной. У вавилонян («Эпос о Гильгамеше») это бессмертный Утнапиштим, предупрежденный богом Энки о предстоящем наводнении и построивший огромный корабль (людей было решено утопить лишь потому, что они сильно шумели и мешали спать богу воздуха Энлилю). В шумерской культуре бог Хронос точно так же предупредил человека по имени Зиусудра, чтобы тот создал себе корабль и погрузил на него свою семью и по паре каждого животного.

Древние греки верили, что однажды Зевс решил утопить людей золотого века, а Прометей, узнав об этом, научил своего сына Девкалиона сделать судно. После потопа Девкалион со своей женой Пиррой пристал к горе Парнас. По наущению богов они стали кидать за спину камни. Те, что были брошены Девкалионом, превращались в мужчин, а Пиррой - в женщин.

В норвежской мифологии ледяной гигант Бергельмир и его жена были единственными из своего рода, кто смог пережить смерть родоначальника великанов Имира. Бог Один со своими братьями убил его, и кровь гиганта залила землю. Бергельмир с супругой забрались в пустой ствол поваленного дерева, выжили в этом потопе и возродили расу ледяных великанов.

Верховное божество инков - Кон Тики Виракоча - однажды решил устроить людям, жившим вокруг озера Титикака, знаменательное событие под названием «Уну Пачакути», то есть великий потоп. Выжило только двое, причем вместо корабля их убежищем были замурованные пещеры.

По верованиям майя, бог ветра и огня Хуракан (считается, что от него пошло слово «ураган») затопил всю землю после того, как самые первые люди разгневали небожителей.

Китайский правитель Да Ю («великий Ю») в свое время провел 10 лет, работая вместе с богиней Нувой над починкой прохудившегося неба - из которого все время шел дождь, вызвавший сильный потоп.

* * *

Неожиданный всплеск интереса к ковчегу Ноя произошел в 1956 году, когда капитан турецких ВВС Ильхам Дурупинар, облетая окрестности горы Арарат, заснял на фото некий скальный объект, подозрительно напоминающий древний корабль. Позднее по фотографии были сделаны замеры - «окаменевший ковчег» действительно имел в длину около 150 метров.

Он находится в месте, названном по имени летчика - Дурупинар, на высоте около 2 километров. Его «нос» смотрит точно на гору Тендюрек - как будто корабль действительно швартовался около ее вершины, а когда вода ушла, сполз вниз.

К сожалению, многочисленные экспедиции и новые аэрофотоснимки (были задействованы даже американские шаттлы и военные спутники) показали, что это всего лишь скала необычной формы - хотя в нее действительно были вмурованы ракушки, свидетельствующие о былом присутствии воды.

Но современные «Индианы Джонсы» не унывают: существуют теории, согласно которым древесина корабля могла минерализоваться, превратившись в скалу, а внутренние помещения ковчега постепенно заполнились бы смесью льда, глины и камней, создав иллюзию обычной горной породы.

Существовал ли ковчег Ноя? Вероятно, мы с вами об этом так и не узнаем. Вообще, ему вовсе не обязательно существовать в действительности - эта легенда настолько стара и наделена такой внутренней силой, что уже попросту неотделима от общечеловеческой культуры, и в каком-то смысле гораздо более реальна, чем многие другие истории далекой древности.

Мифы, древние сказания, свидетельства древних авторов всегда воспринимались как вымысел, красивые сказки и не более того. То же самое происходило и с библейскими мифами. Все, что рассказано в Библии, отвергается современной ортодоксальной наукой, которая в своем махровом атеизме иногда не хочет замечать очевидных вещей. Другое дело, что за два с небольшим тысячелетия Библия несколько изменилась, ведь ее переписывали люди, которые могли внести что-то свое или даже просто неправильно переписать первоисточник, попросту ошибиться. Но это не значит, что нужно просто так отмахиваться от информации, полученной из любого источника. Помните, как знаменитый Генрих Шлиман просто взял в руки поэму Гомера и смог найти Трою.

Поэтому вызывает удивление, что до сих пор никто из серьезных ученых не захотел поискать известный всем христианам корабль, с помощью которого был спасен «род человеческий». Чем объяснить такую лень? Или это не лень, а нечто большее? Например, желание скрыть от населения Земли его настоящую историю. Ведь, зная историю, да еще такую давнюю, можно предвидеть будущее, тем более что оно уже предсказано и Библией, и древними майя, и шумерами... В общем, совершенно непонятная секретность и странное отсутствие любопытства со стороны археологов и историков по меньшей мере удивляют!

  • на официальном сайте.

Гора Большой Арарат, высота которой 5165 метров, находится на территории Турции, недалеко от границы с Арменией. Говоря точнее, Арарат состоит из двух вершин — Большого Арарата и Малого Арарата, высота которого 3925 метров. Расстояние между ними составляет приблизительно 20 километров. Вершины обеих гор покрыты вечными снегами и часто закрыты облаками от взглядов наблюдателей, стоящих у подножия этих величественных гор.

Название «Арарат» толкуется разными авторами по-разному. Великий путешественник Марко Поло указывал на то, что по-армянски слово «арк» означает «ковчег». Некоторые источники связывают название горы с названием корабля древних греков, приплывших в Колхиду за Золотым Руном, — «Арго». Однако скорее всего прав Моисей Хоренский, который утверждал, что название происходит от слов Арай-Арат — «гибель Арата». Арат I — армянский царь, отказавшийся жениться на ассирийской царице Семирамиде. Это очень не понравилось властной и могущественной царице Ассирии, и в IX веке до н. э. Арат I в сражении с ее воинами был убит.

Но не увлеклись ли мы географическими и историческими подробностями? Ведь читателю не терпится узнать про ковчег. Итак, начнем опять с Библии и с древних преданий. Воды потопа стали спадать, и ковчег смог пристать к берегу. Ной вышел из него и принес Богу благодарственную жертву за спасение. Но в Библии нет точного указания, к какой горе именно пристал ковчег. Однако указание на то, что «Ковчег остановился на Араратских горах», говорит о том, что он должен находится на территории древнего государства Урарту (современная Армения). Жители Армении, Турции, Ирана — стран, ближе всех расположенных к Арарату, все же считают, что Ковчег находится именно там, так как это самая высокая и самая недоступная вершина всей горной системы.

С античных времен вера в то, что на Арарате находится Ковчег, сомнению не подвергалась. Вавилонский летописец Берос в 275 году до нашей эры отмечал: «...корабль, который в Армении опустился на грунт...» — естественно, имел в виду ковчег Ноя. Иосиф Флавий в I веке нашей эры пишет: «Одну часть корабля можно обнаружить еще и сегодня в Армении». Оба они отмечают в своих книгах, что люди ходили собирать смолу с корабля для изготовления амулетов.

Существует еще одна легенда. В Араратском ущелье жил отшельником епископ по имени Яков. Желая удостовериться, что на Арарате действительно находится корабль Ноя, он предпринял попытку восхождения на Арарат. Однако, утомленный крутизной горы, остановился на отдых и заснул. Во сне ангелы отнесли его на то место, откуда он начал восхождение. Так продолжалось несколько раз. Наконец Господь смилостивился над ним и послал ангела, который явился Якову во сне и сказал, что Бог посылает ему часть Ковчега, но «идти вверх больше не пытайся». Проснувшись, Яков увидел возле себя доску и, вняв вещему сну, вернулся.

Только с 1829 года берут начало попытки научного подхода к изучению этого вопроса. Именно в этом году профессор Фридрих Парро из Дерптского университета трижды пытался со своей группой подняться на Большой Арарат. Перед восхождением они провели некоторое время в монастыре Аора на северо-западном склоне горы. Там монахи показали Парро икону и рассказали, что она написана на доске, взятой с ковчега. Однако Парро ковчега не нашел. Только ледник, открытый им, получил его имя. Что же касается монастыря и деревни Аора, то во время извержения Арарата (а Арарат — это вулкан) они погибли со всеми, кто там находился, и сейчас в этом месте зияет пропасть глубиной 280 метров.

В 1845 году другой профессор из Дерпта, Герман Абих, совершал восхождение на Арарат. Итогом его восхождения стало открытие двух ледников — Абих-1 и Абих-2.

В 1848 году для исследования снежных обвалов на Арарат была направлена турецкая экспедиция. Ее участники обнаружили торчащий из ледника каркас корабля из черного дерева. Состояние ковчега было оценено как очень хорошее, правда, уже проломились оба борта, видимо, сжатые ледником. Им даже удалось попасть внутрь ковчега, хотя основная часть корабля была заполнена снегом и льдом. В дальнейшем неоднократно предпринимались попытки вновь подняться на Арарат и увидеть ковчег. Это пытались сделать и русский генерал Ходзько, и архидьякон Нури, который заявил, что видел остатки ковчега, частично закрытого ледником, и английский майор Стюарт. Однако лишь в 1883 году было опубликовано сообщение турецких властей об открытии ковчега.

В 1916 году русский летчик В. Росковицкий, пролетая над Араратом, увидел внизу замерзшее горное озеро, на краю которого виднелся каркас огромного корабля. Как и полагается офицеру, Росковицкий подал рапорт начальству, которое, в свою очередь, доложило о находке в Петербург. Несмотря на то, что шла Первая мировая война, Николай II распорядился отправить экспедицию на Арарат. В течение месяца солдаты, приданные экспедиции, расчищали подход для ученых. Члены экспедиции тщательно все обмерили, описали, сфотографировали (благо, к тому времени уже существовала фотография), собрали большое количество образцов. Материалы были отправлены в Петербург. Однако в России в это время бушевала революция. Новым вождям атеистического государства такие реликвии были совершенно не нужны. По некоторым данным, материалы были доставлены Л. Троцкому, который уничтожил и документы и курьеров.

В августе 1952 года французы Наварра и де Рикер замечают предмет странной формы, застрявший в леднике, но поскольку расстояние было слишком большим, а подойти близко им не удалось — заявить о своей находке французы не решились. Через год Наварра вновь оказывается на Арарате и ему удается снять на пленку корпус конструкции, видимой из-подо льда. Однако испортившаяся погода не позволила продолжить исследования. В 1955 году Наварре удалось привезти часть деревянной конструкции. Анализ бруса показал примерный возраст дерева (кстати, определили, что это был дуб) — более 5 тысяч лет.

В 1960 году над Араратом пролетал пилот НАТО Г. Швингхаммер, i который также увидел ковчег. Турецкие власти сразу же организовали экспедицию и их поиски увенчались успехом. Корпус корабля с помощью динамита очистили ото льда. Солдаты проникли внутрь, но кроме полуистлевшего дерева ничего не нашли. А что, собственно говоря, они должны были найти? Самого Ноя, что ли? Однако турецкие власти материалы засекретили.

В 1984 году Рон Вьят сумел взобраться на Арарат и отколоть от борта несколько окаменевших досок. Он сумел переправить все это через границу. Это дерево было доставлено в Нью-Йорк, однако анализы, видимо, не проводились.

На самом же деле еще в 1949 году самолет-разведчик ВВС США сфотографировал на горе объект, напоминающий по форме гигантский корабль.

Кстати, все эти данные были получены после того, как искатели ковчега обратились за информацией в Пентагон. Сначала им вежливо отказывали, но, в конце концов, под давлением напоминания о законе про свободу информации, военные несколько смягчились и рассекретили часть информации. Но когда энтузиасты стали запрашивать фотографии со спутника-шпиона, то в Пентагоне заявили, что это государственная тайна и получить информацию такого рода невозможно. Правда, чуть позже, в 1997 году, в газете «Вашингтон пост» было опубликовано интервью бывшего сотрудника ЦРУ (без указания фамилии и должности), который собственными глазами видел и само судно, и его обшивку.

Однако реальных доказательств существования ковчега у науки по-прежнему нет.

К сожалению, опять приходится сетовать на секретность. Без данных, о которых здесь уже упоминалось, невозможно доказать реальность существования ковчега. Однако, имея на руках даже то, что известно широкой публике, можно утверждать, что библейская история Ноя и его ковчега вовсе не миф, а летопись реальных событий далекого прошлого. И Всемирный потоп действительно был. Но кто свидетель этого страшного катаклизма? Кто сумел передать потомкам информацию об этой трагедии? Чья цивилизация пострадала в этой катастрофе? Возможно, вы узнаете это, если не отложите книгу в сторону, а продолжите читать.



Легенды о Всемирном потопе и Ковчеге есть в разных культурах. В библейской традиции это Ноев Ковчег, поскольку именно Ной был тем праведником, на которого была возложена миссия спасения человечества.

Библия

История Всемирного потопа известна большинству из нас по Библии. В Книге Бытия рассказано о том, что потоп явился возмездием Господа за нравственное падение человечества. В живых Бог решил оставить только благочестивого Ноя и его семейство. Ему было наказано построить Ковчег и взять на него по паре всех нечистых животных и по семь - каждого вида чистых животных.

В Книге Бытия Бог не просто дает наставления о постройке Ковчега, но и дает точные указания относительно его размеров. Исчисления даются в локтях. Эта мера длины различна в системах счисления разных стран, евреи периода Второго храма определяли её в 48 сантиметров. Таким образом, можно вычислить примерные размеры Ковчега. По Библии Ковчег был 300 локтей в длину, 50 – в ширину и 30 – в высоту. В пересчете в метрическую систему: 144 метра в длину, 24 – в ширину и 8,5 – в высоту.
Студенты физического факультета университета Лестера провели подсчеты и вычислили, что корабль таких размеров мог выдержать вес 70 тысяч животных,

Другие источники

Всемирный потоп и Ноев Ковчег упоминается не только в канонических книгах Библии, но и в поздних апокрифах. Например, в Книге Еноха. Основная канва повествования сохраняется, но причины, побудившие Бога устроить потоп здесь описаны более подробно. В частности, говорится о смешении ангелов с дочерьми людей. Это, по Книге Еноха, привело к появлению исполинов, из-за которых началось неравенство, войны, распространились магия и колдовство, произошло падение нравов.

Встречается сюжет о потопе и в других книгах, в еврейской Аггаде и в Мидраше Танхума. В последнем сказано, что Ной научил людей пользоваться орудиями труда и обладал навыками плотника, что пригодилось ему при строительстве Ковчега.

Шумерский миф

Легенда о Всемирном потопе и упоминание Ковчега встречается во множестве мифов разных народов. Наиболее известным является шумерский миф, легенда о Зиусудре. На собрании всех богов были принято страшное решение – уничтожить все человечество. Лишь один бог Энки пожалел людей. Он явился во сне к царю Зиусудре и велел ему построить огромный корабль.

Зиусудра выполнил волю бога, на корабль он погрузил своё имущество, семью и родичей, различных мастеров для сохранения знаний и технологий, домашний скот, зверей и птиц. Двери корабля были засмолены снаружи. Утром начался страшный потоп, которого испугались даже боги. Дождь и ветер свирепствовали шесть дней и семь ночей. Наконец, когда вода начала отступать, Зиусудра покинул корабль и принес жертвы богам. Тогда в награду за его верность, боги даровали Зиусудре и его жене бессмертие. Вполне вероятно, что эта легенда не просто напоминает предание о Ноевом ковчеге, а библейская история является заимствованием из шумерской культуры, так как первые дошедшие до нас шумерские поэмы о потопе восходят к XVIII веку до нашей эры.

Нух

Есть легенда о Всемирном Потопе и в исламе. По Корану, Нух является одним из пяти великих пророков, посланных Аллахом людям. Сюжеты в Книге Бытия и в Коране схожие, только в Коране Аллах карает идолопоклонников, различаются также размеры Ковчега. По Корану длина ковчега доходила до тысячи двухсот локтей, ширина - до восьмисот локтей, высота до восьмидесяти локтей. Если принимать в расчет средний размер этой меры длины - 45 см, то Ковчег в исламе намного больше. Длина его составляла 540 метров, ширина 360 метров, высота - 36 метров. Отличны также и породы деревьев, из которых было сделано судно.

В Библии упоминается дерево «гофер». Это название встречается только в Книге Бытия. По разным версиям, это был либо кипарис, либо кедр, но и то и другое дерево имеют в Библии свои собственные названия (брош и эрез), поэтому вероятнее всего, в Библии слово «гофер» используется в значении «смолистое дерево», стойкое к воздействию влаги.

В Коране же Аллах просит Нуха и его соотечественников съесть финики и посадить косточки от них. Их деревьев выросшей рощи и делается Ковчег.

Поиски Ковчега

По Корану, Ковчег пристал к горе Ал-Джадда, по Книге Бытия - к Араратским горам. Ал-Джадда можно перевести как «высокое место», то есть точного указания места прибытия Ковчега в Коране нет.

В Библии написано: «И остановился ковчег в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских» (Быт. 8:4).

В Библейской энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в статье «Арарат» однако, написано, что ничто не указывает на то, что ковчег Ноя пристал именно к современной горе Арарат и указывается, что «Арарат - название местности на севере Ассирии (4Цар 19:37; Ис 37:38), предположит. речь идет об Урарту, упоминаемом в клинописных текстах, - древней стране у оз. Ван».

Современные исследователи также склоняются к той версии, что в Библии имеется в виду Урарту. Советский востоковед Илья Шифманн писал, что огласовка «Арарат» впервые была засвидетельствована в Септуагинте, переводе Ветхого Завета на на греческий язык III-II века до нашей эры. В Кумранских свитках встречается написание «wrrt», предполагающее огласовку «Урарат». Шифман является составителем научного перевода Пятикнижия, в нем приведенная выше цитата из Книги Бытия звучит как «И остановился ковчег в седьмой месяц, в семнадцатый день месяца, у гop Урарту».

Ноев Ковчег искали на Арарате неоднократно. Один из отцов Армянской Апостольской церкви Акоп Мцбнеци ещё в IV веке предпринимал попытки подняться на Арарат, но всякий раз засыпал по пути и просыпался у подножия горы. По преданию, после очередной попытки к Акопу явился ангел и сказал прекратить поиски ковчега, взамен чего пообещал принести фрагмент реликвии. Частица Ноева Ковчега до сих пор находится в Эчмиадзинском соборе.

В последующие века поиски Ноева Ковчега продолжались, то и дело в СМИ появлялись сенсационные материалы о том, что Ковчег найден, но ни одна не нашла пока научного подтверждения.

Редакция «Ноева Ковчега» публикует материал Марка Мильграма об «операции спасения» Ноя во время Всемирного потопа. Автор статьи в течение многих лет занимается исследованием описанных в Библии событий и излагает свою версию плавания Ноя.

Куда приплыл Ковчег Ноя? Первая книга Библии «Бытие» подробно описывает историю человека по имени Ной (потомок Адама в 10-м поколении), который построил Ковчег и спас себя, свою семью и животных во время потопа. Он поселился в Армении и стал прародителем человечества, по меньшей мере, его белой расы, в первую очередь армян.

В этом описании много недоговоренностей, неувязок, которые ставят под сомнение подлинность самой истории. Но читать Библию надо очень и очень внимательно, так как каждое слово, каждое утверждение в книге имеют глубокий смысл, который нам пока не всегда ясен. Несмотря на многовековой опыт изучения Библии, она неисчерпаема.

Используя инженерно-техническую экспертизу, я попытался с учетом многочисленных исследований и научных комментариев прояснить главные эпизоды этой истории. Сделанные в результате предположения представляют научно-техническую гипотезу, подтверждающую подлинность эпопеи Ноя. Рассмотрим главные составляющие этой версии.

Потоп был

Американские ученые из Вашингтонского и Северо-Западного университетов, их английские коллеги из Манчестерского университета обнаружили на глубинах 90 -1500 км огромные резервуары воды.

Многие ученые считают, что потоп на самом деле был, и не один. Из подземных резервуаров земли могло произойти катастрофическое извержение горячей соленой воды с паром, уровень Мирового океана поднялся, от сконденсированного пара хлынул ливень, который, вполне вероятно, шел 40 дней и 40 ночей. Эти природные катаклизмы привели к Всемирному потопу. А потом вода ушла обратно… В наше время на дне океана стали все больше находить так называемых «черных курильщиков» – странных дыр, из которых ключом бьет вода температурой 400 градусов.

Американский писатель-фантаст Айзек Азимов в своей книге «В начале» пишет: «На северо-восточном побережье Персидского залива расположено место стыка гигантских тектонических плит земной коры, так что вполне вероятно, что их сдвиг вызвал землетрясение и сопутствующие ему приливные волны, захлестнувшие берег залива». Об этом же сообщает питерский ученый Анатолий Акопянц: «Корабль Ноя поднялся к Арарату вверх по Евфрату. Его гнала нагонная волна, вызванная невыясненным природным катаклизмом в прилегающем к Месопотамии районе Персидского залива примерно 4,5 тыс. лет тому назад, обратившим течение реки Евфрат вспять».

Вполне возможно, что это суперземлетрясение было спровоцировано одной из крупнейших планетарных катастроф – падением на поверхность Земли большого небесного тела, произошедшим как раз 4300-4500 лет тому назад. Скорее всего, этот гигантский метеорит перед падением раскололся на несколько фрагментов, и они достигли Земли в разных ее частях. Произошла глобальная катастрофа, о которой упоминается в различных преданиях.

Один фрагмент небесного тела мог упасть в районе Средиземного моря у южных берегов сегодняшнего Израиля, другой – в районе Персидского залива или где-то рядом с ним. В этом месте как раз проходят стыки больших тектонических разломов, под которыми находятся огромные объемы горячей соленой воды. В результате сначала возникло космогенное цунами (его изучают специалисты Holocene Impact Working Group), на которое «наложился» выброс воды из подземных резервуаров Земли, что и образовало такое сверхкатастрофическое явление под названием потоп.

Образовавшаяся нагонная волна, идущая от Средиземного моря и от Персидского залива, подхватила Ноев Ковчег и понесла его к Араратским горам. Простые арифметические расчеты показывают, что при потопе скорость нагонного течения (условно равная средней скорости плавания Ковчега) составила примерно 5,5 км в сутки, средняя скорость подъема уровня воды – примерно 18 м в сутки, или 0,75 метра в час. Такие относительно невысокие скорости обусловили довольно спокойное плавание Ковчега.

Не корабль, а плоты

По данному Провидением «техническому заданию» Ною предписывалось построить Ковчег длиной 138 метров, шириной 23 метра и высотой 14 метров. При этом Ною вовсе не нужен был корабль с системой управления (киль, рули, паруса и т.п.) и навигацией, весьма сложный как в строительстве, так и в плавании. Конкретная конструкция Ковчега в Библии не описана, скорее всего, авторам было сложно это сделать. Трудности возникли и с переводом употребленного термина «тевах», что вроде бы означает «сундук» или «ящик». Кстати, плетеная корзинка, в которой нашли младенца Моисея, тоже называлась «тевах». В латинском и английском переводах употребили слово «арк», что означает «ящик», в славянском – слово «ковчег».

Я пришел к выводу, что Ноев Ковчег – это не длинный «ящик», и не корабль в современном его понятии, а плавучее средство своеобразной конструкции. Ее основание – отдельные плоты, соединенные между собой гибкими соединениями (вполне возможен и буксировочный вариант). Они представляют собой цепочку из 6 квадратных плотов длиной и шириной по 23 метра каждый при общей длине конструкции 138 метров (в оригинале – 300 локтей). На каждом плоту установлено трехэтажное помещение, герметичное со всех сторон, кроме днища, длиной 18 – 20 метров и шириной 6 – 16 метров, закрепленное по бокам наклонными бревнами, связанными сверху и снизу, что образует в разрезе треугольную, устойчивую для внешнего воздействия (ветры, волны) конструкцию общей высотой 14 метров.

Построить такую конструкцию значительно проще, чем корабль, и, главное, она идеально подходит для дрейфа. Плот практически непотопляем. Вся попадающая извне вода уходит через щели в днище. Если морское путешествие на плоту успешно совершил Тур Хейердал, то почему его не мог осуществить еще раньше Ной, тем более что перед ним не стояла задача приплыть куда-то конкретно, главным было переждать и выжить. Кстати, Хейердал в 1947 году проплыл за 101 день на управляемом плоту 8000 км, Зиганшин в 1960 году на неуправляемой барже без еды и воды проделал за 49 дней путь в 2800 км, корабль Нансена «Фрам» в конце XIX века дрейфовал во льдах Арктики 3 года и прошел расстояние более 3000 километров, экспедиция Папанина в 1937 году преодолела на дрейфующей льдине за 274 дня 2500 километров, а Ковчег Ноя за 218 дней проплыл в дрейфующем режиме 1200 километров (средняя скорость 5,5 км/сутки).

Вполне возможно, что для упрощения условий содержания животных и для устранения возможных конфликтов между людьми Ной и сыновья разделились: 2 плота занял Хам, 2 плота – Сим, на оставшихся 2 плотах плыли Ной и его младший сын Иафет.

Место строительства – район мегалита Руджм эль-Хири

Для подготовки и осуществления постройки такого большого объекта, как Ковчег, а также для сбора и содержания домашних животных и диких зверей необходима довольно значительная и относительно ровная поверхность, которая вместе с тем должна находиться вблизи источника лесоматериала, а также на достаточной высоте над уровнем моря и с менее жарким климатом.

Такая местность нашлась. Возможно, Ной с семьей там и жил. Это район Голанских высот рядом с рукотворным мегалитом под арабским названием Руджм эль-Хири («каменный вал дикой кошки»). Мегалит представляет собой несколько концентрических колец с курганом в центре, сложенных большими валунами из базальта. Его внешний диаметр составляет 160 м и соизмерим с длиной Ковчега. Мегалит был сооружен до Ноя, сохранился и по сей день, хотя значительно разрушен. Его назначение пока непонятно. Рядом с ним израильские археологи нашли жилье древнего человека – землянки. В Армении около города Сисиана, кстати, также имеется подобный древний памятник – мегалит Зорац-Карер (Караундж), сооруженный примерно в то же время, что и Руджм эль-Хири. По одной из версий, Караундж являлся древним космодромом.

При абсолютной высоте района мегалита Руджм эль-Хири примерно 1000 м над уровнем моря (как и Еревана) разрушительная волна суперцунами от падения небесного тела могла пройти ниже, Ковчег подхватило и понесло к Араратским горам пришедшее затем более спокойное течение вод из глубин Земли.

Вместе с тем, не исключаются и другие варианты места строительства Ковчега, в том числе в Месопотамии (Двуречье).

Лесоматериал и устройство

Возможно, при сооружении Ковчега Ной использовал имеющийся опыт плотостроения, о котором сегодня известно немного, при этом он значительно усовершенствовал конструкцию. Плоты Ноя были сооружены из цельных бревен ливанского кедра, имеющего по сравнению с другими видами местных лесоматериалов наименьшую плотность (удельный вес) – до 400 кг/куб. м в высушенном состоянии – при высоте до 50 м и диаметре ствола до 2,5 м. В Библии в качестве названия дерева употреблен термин «гофер», но никто не взял на себя смелость перевести его. Однако, исходя из практической пригодности имеющейся для строительства плотов древесины, наиболее подходящее местное дерево – именно ливанский кедр. Бревна ошкуривались, высушивались и осмаливались. Кстати, бальса, которую использовал Хейердал, значительно легче, всего 160 кг/куб. м, а современная сосна, как наиболее близкий аналог кедра, имеет плотность 500 кг/куб. м, что следует учитывать при расчетах грузоподъемности и мореходности плотов.

На плотах в соответствии с «техническим заданием» Провидения были сооружены герметичные прямоугольные помещения, обвязанные с боков и скрепленные наверху длинными бревнами, что придало всей конструкции треугольную форму, наиболее устойчивую при различных перипетиях длительного морского плавания. При этом гибкие соединения между плотами придали Ковчегу необходимую устойчивость к волнам и удерживали его от разрушения.

Возможны и другие варианты устройства плотов.

Условия жизнедеятельности

Как известно, Бог запретил Ною выходить из Ковчега, что в случае полностью герметичного «ящика» или корабля делает удаление отходов жизнедеятельности людей и животных весьма затруднительным. С этой точки зрения плот позволяет удалять их через щели или через специальные отверстия в дне. По наблюдению Хейердала, вода снизу вверх никогда не поступает.

Кроме того, проветривание одного плота значительно эффективнее, чем всего длинного «ящика». Хотя и в этом вопросе все не так просто. Для эффективного проветривания нужны 2 отверстия – снизу и сверху. В Библии указано только одно – сверху. Поэтому, если Ковчег является герметичным со всех сторон «ящиком» или кораблем, то нижнее отверстие в нем, а соответственно и проветривание устроить невозможно, а если это плот, то реально.

Конец плавания

Семья Ноя и животные в конце потопа (через 218 дней) благополучно прибыли в район Араратских гор. Нагонное течение «доставило» их, по моему мнению, к Арагацу, Арарат остался в стороне. Большой Арарат (Масис) уж больно высок, крут, скалист и неприступен.

Дальше наиболее вероятен такой сценарий. Когда вода стала спадать и появилось отгонное течение, вся семья разделилась. Хам со своей семьей и частью животных на двух плотах приплыл к горе Малый Арарат (или Арарат), но с другой, южной, стороны. Он стал прародителем афразийской семьи народов. Следы его плота, по моему мнению, следует искать на этой территории, скорее всего, на местностях между изогипсами 2000 – 2500 м, наиболее подходящими для причаливания: пологие откосы, довольно большое плато и т.п.

Второй сын – Сим со своими двумя плотами отправился в Месопотамию (Двуречье) и стал прародителем семитской группы народов.

Такой сценарий объясняет, как оба брата попали туда после потопа. В рамках данной гипотезы возможны и другие варианты поселения Хама и Сима.

На Арагаце

Вопрос прибытия любого плавучего судна к берегу – непростой. Берег должен иметь определенные характеристики, то есть быть удобным для высадки. Корабль с осадкой 3 – 4 метра ближе чем на 100 метров к берегу в любом случае не подойдет. Как перевести животных на берег? Плот же может подойти к берегу вплотную, но рельеф берега должен быть достаточно пологим. Известны случаи трагической гибели людей, пытавшихся на океанских плотах высадиться на берег и разбившихся о рифы и скалы.

Поэтому считаю, что сам Ной с младшим сыном Иафетом на двух плотах ровно через год после начала потопа высадились на горе Арагац, на территории современной Армянской Республики, в районе озера Кари (на высоте примерно 3200 – 3500 м над уровнем моря). Здесь же Бог явил радугу в знак завершения Ноем сложного путешествия, как символ Вечного завета между Богом и людьми. Затем семьи Ноя и Иафета с животными спустились в Араратскую долину, в более теплые места, похожие по рельефу и по климату на их родину (Междуречье или Израиль), став прародителями армян и северо-западных (индоевропейских) народов. Ной основал поселение Ереван, прожил еще 350 лет и скончался в возрасте 950 лет.

В составе изыскательской экспедиции я был на этом южном склоне Арагаца летом 1965 года и могу сказать, что эта местность очень подходит как для «приземления» плота, так и для дальнейшего пешего перемещения людей и животных. Достаточно пологий откос без скал, обилие ручьев и речек с талой водой за счет того, что лавовый «покров» Арагаца преимущественно водонепроницаем и на горных склонах преобладает поверхностный сток воды.

Склоны же Арарата, наоборот, круты, воды на них нет, так как слагающие гору породы – «трещиноватые» базальты и талая вода с ледников сразу уходит, образуя в основном подземные стоки. Они, кстати, являются основным источником воды крупного артезианского водного бассейна под Араратской долиной. Кроме того, пеший спуск с Арарата был бы намного сложней, чем с Арагаца. Поэтому думаю, что Провидение направило Ковчег Ноя для высадки именно к Арагацу, к местности с наиболее удобными условиями причаливания и относительно простым маршрутом спуска в Араратскую долину.

Гипотеза требует доказательств

Изложенное выше – только предварительные соображения, схема, гипотеза, которая требует доказательств.

Доказательств может быть три. Первое, наиболее доступное – нахождение каких-либо следов Ковчега на Арагаце в районе озера Кари, в том числе и на его дне. Второе – нахождение каких-либо следов Ковчега (плотов Хама) на южном склоне горного хребта Арарата, что весьма проблематично. Третье, наиболее затратное, но наиболее реальное – сооружение и проведение практических водных испытаний копии плота Ноя.

Каждый элемент «новой» конструкции Ковчега, каждый эпизод этой библейской истории заслуживает разносторонних исследований и расчетов, проведения раскопок, натурного моделирования. В том числе исследований и разработок текстологических, источниковедческих, теологических, а также кораблестроительных, геологических, археологических, географических, океанологических и климатических. Необходимы компьютерное моделирование конструкции Ковчега и его испытания. Нуждается в современном осмыслении также этический аспект подвига и заветов Ноя. Поддерживаю идею установления памятника Ною и его Ковчегу в Ереване.

Марк Мильграм, горный инженер