Все психологические проблемы родом из детства. Почему все проблемы из детства? Надо ли отдавать ребёнка в детский сад

Если ребенок мало пьет воды, многие мамы проявляют беспокойство. С момента введения прикорма всех детишек необходимо приучать пить воду. Ведь вода очень полезна и необходима для правильного роста и развития ребенка и нормального функционирования организма. Но, распробовав сладкое грудное молоко или смесь, дети отказываются пить напиток без вкуса, цвета и запаха. Так как правильно поступить родителям в этом случае? Как научить ребенка пить обычную воду?

Прежде чем приучать ребенка пить водичку, необходимо узнать . Однако необходимо помнить, что все дети разные – кому-то нужно пить много воды, кому-то поменьше. Если ребенок чувствует себя хорошо, он активный, улыбается, стул регулярный, но мало пьет воды, то малыша насильно допаивать не надо. Но если у ребенка сухая кожа и слизистые, трескаются губы, мало слюны, малыш мочится реже чем 1 раз в 3 часа, то нужно бить тревогу – ребенку не хватает воды.

Знакомство с водой лучше всего начинать с бутилированной «детской воды», а не с соков, компотов и сладенькой воды. Распробовав сладкие соки или компоты, ребенок не захочет пить обычную воду. Если же ваш ребенок уже пьет соки и сладкие компоты, то постепенно разбавляйте эти напитки обычной водичкой, доводя концентрацию сахара в напитке до минимальной.

Склонность к , то ребенку необходимо налаживать хороший питьевой режим.

Физиологи в своих исследованиях доказали, что человеческое тело на 70-90% состоит из воды, и ее недостаток чреват обезвоживанием, которое приводит не только к болезням, но и сбоям в работе органов.

Благодаря открытому доступу к информации с каждым годом все больше людей узнают о необходимости соблюдения водного баланса. Но одно дело, когда взрослый человек осознанно задается этой целью. А вот как приучить ребенка пить воду в нужном количестве? Ведь для достижения нужного эффекта контролировать процесс придется ежедневно в течение как минимум месяца.

Что такое водный баланс и зачем его соблюдать?

Водным балансом организма человека называется соотношение количества той жидкости, которую организм получил, с той, которую он вывел. Все процессы, происходящие в теле, так или иначе связаны с водой. Человек не сможет даже дышать без воды, ведь именно она растворяет кислород и углекислый газ, что дает возможность легким нормально функционировать.

Формы нарушения водного баланса

На данный момент существует несколько форм нарушения водного баланса: обезвоживание и отечность. Каждое следует рассмотреть подробнее.

Обезвоживание

Симптомами обезвоживания являются:

  • повышенная температура тела;
  • пониженное артериальное давление;
  • учащение сердечного ритма;
  • снижение веса;
  • постоянное желание выпить воды;
  • чувство тошноты и другие.

К причинам обезвоживания организма относят отсутствие нужного количества воды и повышенное количество солей. Обезвоживание возможно в случае теплового удара, ожогов, из-за рвоты, жидкого стула и так далее.

Отечность

Нарушение водного баланса в форме отечности проявляется через такие симптомы:

  • отеки рук и ног в первую очередь;
  • рвотные позывы;
  • появление судорог;
  • плохое самочувствие;
  • обмороки и другие симптомы.

Отечность проявляется в том случае, если организм плохо функционирует. Например, в случае болезней, связанных с сердечно-сосудистой системой, почками, печенью. Некоторые люди, стремясь к здоровому образу жизни, полностью исключают соль из рациона. Такие диеты также могут привести к нарушению водного баланса и появлению отечности. Кроме того, отечность может указывать на поздний токсикоз, преэклампсию беременной женщины.

Восстановление водного баланса

Для восстановления водного баланса в случае обезвоживания врачи рекомендуют, кроме воды, пить определенные препараты, помогающие восстанавливать количество жидкости. С этой задачей справляются и электролиты, их можно приобрести в любой аптеке. Но в случае обезвоживания у ребенка следует обязательно обратиться за профессиональной помощью к врачу. Доктор поможет в рекордное время нейтрализовать симптомы и пропишет именно те препараты, которые подойдут малышу. Конечно, лучше предупредить как обезвоживание, так и отечность. А для этого следует научить ребенка пить воду, как будто это самый вкусный напиток в мире, и помогать ему соблюдать питьевой режим.

К сожалению, многие дети, привыкшие к употреблению чая, газированных напитков, соков, не любят пить воду. Так как же приучить ребенка пить воду? Для ответа на этот вопрос сначала нужно определить необходимое, по мнению врачей, количество суточной дозы воды.

Объем количество воды в сутки

Объем суточного количества воды рассчитывается в соответствии с возрастом и весом:

  1. С момента рождения до полугода ребенок, если он находится на грудном вскармливании, получает все необходимое, в том числе и воду, из молока мамы. Так что необходимости в приеме дополнительного количества воды, как правило, не возникает. Но если ребенок по каким-то причинам на искусственном вскармливании, то детский педиатр оговаривает с мамочкой необходимый для малыша объем воды (по 15-20 мл воды 3-4 раза в день).
  2. От 6 месяцев до 7 лет врачи рекомендуют давать детям воду, исходя из веса ребенка. Рассчитывается нужное количество так: на 1 кг веса ребенка по 50 мл воды.
  3. Детям, возраст которых от 7 лет, уже нужно пить как минимум 1,5 литра воды в день, в зависимости от физической активности непоседы и времени года.

Как приучить ребенка пить воду правильно? Самым важным моментом является то, что воду следует пить на пустой желудок. Конкретнее, как минимум за 20 минут до еды и через 40-60 минут после приема пищи (за это время желудок как раз успеет переварить продукты и опустеть, направив пищу в кишечник). Одновременно употреблять еду и воду лучше не стоит, вода разбавит желудочный сок, и это приведет к нарушению пищеварения.

Пить воду до еды следует обязательно, ведь она потребуется для переваривания пищи. И если воды будет недостаточно, то организму придется добирать необходимое количество в кишечнике, что не является полезным.

Как приучить ребенка пить воду, если он не хочет? Во-первых, соблюдать дисциплину и подать пример. Как говорится, привычка вырабатывается 21 день. Составьте примерное расписание и пейте воду вместе. Можно добавить элемент игры, предложив ребенку выпить воду на скорость, кто быстрее, а победителя наградить. Можно использовать трубочки или другие элементы, которые разнообразят процесс.

Как приучить грудного ребенка пить воду? Ведь груднички привыкли к молоку, и вкус воды первое время им, возможно, неприятен, дети могут выплевывать воду и отказываться ее пить. Опытные родители советуют поить ребенка чайной ложечкой, делать это часто и не отчаиваться. Со временем кроха перестанет противиться процессу. Заставлять малыша пить воду нужно только в том случае, если он потеет, капризничает, у него сухие губы, он болеет или погода очень жаркая, а также если ребенок писает до 4-5 раз в день, при этом процесс болезненный из-за того, что концентрация кислоты в моче выше, а сам цвет мочи ярко выражен. Во всех остальных случаях, если малыш пить не хочет, это значит, что воды у него в организме достаточно. Вы можете предложить водичку, но не заставляйте пить ее.

Если терпение и дисциплина не помогают, то на вопрос, как приучить ребенка пить воду, Комаровский советует попробовать использовать шприц или бутылочку. При этом воду для малышей нужно выбирать не кипяченую, из-под крана, а хорошо отфильтрованную, талую или специальную детскую.

На вопрос, как научить ребенка пить воду из бутылочки, если кроха категорически отказывается, попробуйте сделать дырочки для питья немного шире. Ведь проблема может заключаться в том, что, возможно, ребенку просто трудно высасывать жидкость из жесткой и неудобной соски.

И еще несколько советов, как приучить ребенка пить воду из бутылочки:

  1. Выберите соску помягче.
  2. Проконтролируйте, чтобы запаха от бутылочки и соски не было.
  3. Температура воды должна быть до 37 градусов.
  4. Первое время давайте малышу воду из бутылочки, имитируя грудное кормление: положите ребенка на руки и прикоснитесь грудью к щечке, но вместо груди давайте бутылочку с водой.

Вода входит в состав всех тканей организма, принимает участие в жизненно важных обменных процессах. Трудно переоценить значение воды для формирующегося детского организма, начиная с раннего возраста. Вода необходима для поддержания нормальной температуры и кровяного давления, обеспечения водно-электролитного баланса, для повышения иммунитета и снижения риска возникновения аллергических реакций.

При недостаточном поступлении воды в организм развивается (особенно быстро у маленьких деток) , электролитный дисбаланс, что приводит к и нарушению функций мозга. Недостаточное обеспечение организма водой ведет к быстрой утомляемости. Поэтому воду можно назвать источником здоровья.

Родители, заботящиеся о здоровье любимого чада, должны приучить ребенка пить воду. Чем раньше они смогут выработать эту полезную привычку, тем здоровее будет дитя.

Нередко мамы обеспокоены тем, что малыши отказываются пить воду. По мнению известного педиатра Е. Комаровского, в большинстве случаев это связано с тем, что с грудного возраста им больше по вкусу сладкие напитки – , предлагаемые мамой. Употребляя их, дети получают удовольствие. А вода без запаха и вкуса такого ощущения не вызывает.

Казалось бы, раз с этими сладкими напитками ребенок получает и жидкость, и витамины, то и волноваться не о чем. Однако именно привычка употреблять сладкие напитки грозит развитием достаточно серьезных медицинских проблем: кариеса (хронического очага инфекции в организме), нарушения обмена веществ, которое может привести к , .

Сколько воды нужно пить детям?

Очень важно поить ребенка в период инфекционных заболеваний. Это ускорит вывод из организма токсинов, поможет снизить температуру тела, предотвратит обезвоживание.

Нормы потребления воды для детей (в соответствии с рекомендациями ВОЗ) различны. Они зависят:

  • от возраста;
  • массы тела ребенка;
  • физического состояния;
  • активности;
  • погодных условий.

Разберемся с этими факторами подробнее.

На первом году жизни малыш на грудном вскармливании получает с молоком матери не только необходимые питательные вещества, но и воду. Поэтому поить его нет необходимости.

Правда, некоторые педиатры считают, что в очень жаркие дни, когда дитя сильно потеет, можно предлагать (но не насильно поить) младенцу старше 3 месяцев воду между кормлениями. Использовать лучше бутилированную воду для детей и поить малютку с ложечки.

Поить малыша водой следует также при повышенной температуре тела, при , при наличии рвоты и поноса. В этих случаях можно использовать шприц без иголки. Его осторожно заводят за щечку и под легким напором вводят в рот ребенка воду. Расчет необходимого количества воды в этом случае проводит врач в зависимости от потерь жидкости.

Другое дело, когда ребенок получает или . В этих случаях вода используется мамой при приготовлении смеси. Кроме того, малышу-искусственнику с самого рождения необходимо давать воду с ложечки между кормлениями. Объем воды для выпаивания в сутки составляет 100-120 мл.

Ребенок с 1 до 3 лет уже получает твердую пищу, поэтому потребность организма в воде выше. С другой стороны, в этом возрасте ребенок становится более активным, что приводит к большим потерям жидкости.

При недостатке воды в организме отмечаются такие симптомы:

  • сухость и трещины губ;
  • сниженное слюноотделение, сухость слизистой полости рта;
  • кожные покровы сухие, бледные;
  • мочеиспускания реже, чем 1 раз за 3 часа; после ночного сна памперс остается сухим;
  • моча имеет резкий запах и темный цвет;
  • склонность к запорам;
  • возможно повышение температуры выше 37,5 0 С;
  • предложенную воду ребенок жадно пьет.

С возрастом повышается и суточная потребность ребенка в воде. С 3 до 7 лет она составляет от 1,2 л до 1,7 л. В этом возрасте родители должны выработать у малыша привычку пить воду регулярно. Следует также позаботиться о том, чтобы вода всегда была доступной для ребенка.

Детям старше 7 лет нужно ежедневно выпивать от 1,7 л до 2,5 л воды без газа – чем старше ребенок, тем больше следует пить воды. А если он занимается спортом, то объем выпиваемой воды должен еще увеличиваться.

Как научить ребенка пить воду?

Все дети разные, мама должна найти индивидуальный подход к любимому чаду. Но при налаживании питьевого режима у ребенка можно воспользоваться такими советами:

  1. Дети любят подражать взрослым, копировать их поведение. Поэтому родители сами должны регулярно пить негазированную воду, тогда и детей будет легче приучить к потреблению воды.
  2. Многим родителям помогает выработать полезную привычку введенный в семье «водный ритуал»: употребление соответствующего возрасту количества воды утром сразу же после подъема и вечером часа за 2 до сна.
  3. Детям раннего возраста желательно купить красивую чашечку и бутылочку (для уличных прогулок), предназначенные только для питья воды.
  4. Воду можно пить не позже, чем за полчаса до еды и спустя час после приема пищи.
  5. Куда бы ни направлялся ребенок, он постоянно должен иметь при себе бутылочку с водой. Перед прогулкой и после нее следует предложить ребенку выпить чашечку воды.
  6. Если ребенок уже привык к сладким напиткам, то нужно постепенно все меньше и меньше подслащивать компот или чай, а соки выбирать тоже менее сладкие. Если дитя по ночам требует пить, давать ему нужно только воду. Отказ от нее и капризы свидетельствуют о том, что жажды у малыша нет, сработала привычка пить сладкие напитки для получения удовольствия.
  7. Активная подвижная игра на воздухе, длительные прогулки обязательно вызовут жажду, для утоления которой ребенок попьет воды. Поэтому следует поощрять подвижные игры, это способствует привыканию к воде.
  8. Мама может поиграть вместе с малышом куклами, посадив их в ряд, «поить» их водой из игрушечных чашек, не забывая поставить чашечку с водой и ребенку.
  9. Даже малышам дошкольного возраста нужно объяснять, как важно для здоровья пить воду. В подростковом возрасте, когда дети уже обращают внимание на собственную внешность, следует подчеркнуть, что от воды зависит и состояние волос, кожи, ее цвет, то есть красота.

Резюме для родителей


Научить ребенка пить воду можно в игровой форме, предлагая ему поить кукол.

Вода является жизненно необходимым веществом для каждого организма. Задача родителей – выработать у ребенка привычку регулярно употреблять воду в соответствии с нормативами.

Вода – источник жизни. С первых дней ребенок получает в питание грудное молоко матери, которое почти на 90% состоит из воды. Правильное отношение к воде – не только к питью, но и к купанию, зарождается в детстве. Ребенок, который много и охотно пьет, часто не испытывает проблем с запорами, у него легко проходят ОРВИ, поскольку вирус, как известно, вымывается обильным питьем. И вообще, много пить – это хорошо, как для взрослого, так и для ребенка. Но всегда ли нужна вода?

Нужно ли допаивать грудничка

Консультанты по грудному вскармливанию утверждают, что в грудном молоке содержатся все необходимые витамины и достаточное количество жидкости для ребенка. Они настаивают на том, что малыша допаивать не нужно, по крайней мере в первые 6 месяцев. Объясняется это тем, что в природе млекопитающие не пьют воду, которая может быть зараженной и опасной для неокрепшего организма. Современные условия позволяют нам «добыть» чистую воду, но нужна ли она ребенку, если у него есть грудное молоко? Педиатры всего мира говорят о том, что в некоторых случаях допаивание ребенка водой не только возможно, но и необходимо. О каких случаях идет речь?

  1. Если ребенок отравился. Температура, рвота, понос приводит к быстрому обезвоживанию организма, особенно у маленьких детей. Это может быть крайне опасно. Кроме того, что вы непременно должны обратиться к врачу, нужно обязательно выпаивать ребенка, даже если он на грудном вскармливании.
  2. При некоторых проблемах с почками ребенок должен пить много воды.
  3. Желтушка новорожденного связана с большим количеством билирубина, который остается в тканях после распада. Вымыть этот билирубин можно только большим количеством воды. Если физиологическая желтушка новорожденного затягивается, это требует обращения к врачу.
  4. Некоторые лекарственные средства требуют вымывания из организма. Поэтому их прием сопровождается с большим количеством выпиваемой жидкости. Обычно при назначении подобных препаратов врач осведомляет об этой необходимости.
  5. Если ребенок на искусственном вскармливании, он обязательно должен пить воду.
  6. Жаркое время года, сильная потливость ребенка – это тоже повод предложить малышу чистую воду.
  7. Если кал у ребенка овечий, то есть, твердыми кусочками, это признак обезвоживания организма. В таких случаях воду нужно пить обязательно.
  8. Если губы ребенка сухие или потрескавшиеся – это еще один серьезный признак обезвоживания.

Выбирая воду для малыша, совсем необязательно покупать специальную детскую воду. Нередко вы покупаете обычную чистую воду по тройной цене. Такая покупка оправдана только в том случае, если вы в центре города и малыш хочет пить. В остальных случаях подойдет обычная фильтрованная и кипяченая вода.

  1. Маленького ребенка нужно приучать к воде постепенно. Если он пока не пьет из бутылочки, можно давать ребенку пить воду из ложечки каждые 10-15 минут. Малыш приучится к необычному пока для него вкусу и будет в дальнейшем пить более охотно.
  2. Вода для ребенка не должна быть чрезмерно горячей или холодной. Отрицательные ощущения могут привести к неприятным последствиям и даже страху, и малыш больше не захочет брать в рот ложечку или бутылочку.
  3. Если вода нужна для ребенка критично (он болеет и страдает от обезвоживания), выпаивайте малыша шприцем без иглы. Наберите в чистый шприц воды и осторожно, тонкой струей и небольшими порциями заливайте ребенку воду за щеку так, чтобы он успевал глотать жидкость и не поперхнулся.
  4. После полугода в рацион ребенка в обязательном порядке вводится не только прикорм, но и питье. Малыш должен пить разбавленные соки, кефир, йогурт. Обязательной частью дневного рациона должна стать чистая вода.
  5. Ребенка постарше можно привлечь к питью воды интересными красивыми кружечками, стаканчиками, бутылочками и поильниками. Пусть ребенок выберет сам, из чего он хочет пить, даже если это будет детская игрушечная посудка или папина кружка.
  6. Если малыш не пьет ни в какую, попробуйте предложить ему трубочку. Некоторые малыши, познав радость и удовольствие питья через трубочку, пьют только таким образом. А вам какая разница? Лишь бы ребенок пил!
  7. Вообще, вода – это лучший напиток. Но если малыш отказывается пить чистую воду, а организм нуждается в жидкости, можно предложить ребенку компот, чай, сок. Но помните, что компот должен быть с минимальным количеством сахара или его отсутствием, а сок должен быть сильно разбавлен. В противном случае ребенок получит не питье, а еду – так организм воспринимает густые соки и насыщенные напитки.
  8. Оставляйте кружки, бутылочки и стаканчики с водой на видном месте, желательно на уровне глаз ребенка. Зачастую малыш не пьет, просто потому, что не видит воду, просто забывает. А когда предлагает мама – нередко отказывает из вредности. Если оставлять емкости с водой в каждой комнате — больше шансов, что ребенок будет пить чаще. Но будьте осторожны и следите за питьем, чтобы малыш не облился и не поскользнулся на луже.
  9. Детей старше года можно приучать к частому питью через игру. Поите плюшевых мишек, собачек и кукол и говорите им, какая вкусная в бутылочке вода. Нередко это приводит к тому, что малыш начинает больше пить.
  10. Дети часто копируют взрослых. Поэтому для того, чтобы малыш брал с вас пример, начните пить воду всей семьей. Поставьте дома кулер, пусть вода будет на видном месте. И тогда ребенок начнет понимать, что питье – это неотъемлемая часть жизни.

Эти простые правила помогут вам подтолкнуть ребенка к правильному образу жизни и употреблению достаточного количества воды.

Вода – это жизненно важный питательный элемент, который помогает переварить пищу, размягчает стул, помогает телу развиваться, а мышцам быть эластичными и гибкими. Достаточное количество воды в организме улучшает его работу, выводит шлаки и регулирует температуру тела. Приучайте малыша пить воду – эта привычка сделает ребенка здоровее.

Видео: зачем пить воду

Плотно занимаясь сейчас проблемами детской психологической травматизации и работая с детьми в семейном контексте, а параллельно и со взрослыми, трудно не заметить реальность - большинство проблем, испытываемых взрослыми в настоящем - это эхо незавершённых переживаний детства.

РЕБЕНОК В МЕНЯ В ГОЛОВЕ

В любом из нас, даже, в самом благополучном и успешном с виду взрослом, может жить "раненый ребёнок": недопонятый, недолюбленный и беспомощный. Тот ребёнок, голос и чувства которого, мы бы хотели вытеснить из своей памяти навсегда, но который, независимо от наших усилий, периодически выглядывает из своего подполья и настойчиво просит заботы, признания и любви.

Тот внутренний ребёнок, который влияет на нашу текущую взрослую жизнь: на чувства и мысли, на выбор партнёров, на отношения со своими детьми, на наши достижения и уровень притязаний, на наши цели и самооценку, на способы получения удовольствия и совладания с кризисами и стресса.

И мы можем не догадываться об этом, спрятавшемся в нас ребёнке, до тех пор, пока не заметим, что в нашей жизни что-то происходит с определённой настойчивостью и цикличностью, и не захотим разобраться в невидимых причинах, управляющих нашей судьбой.

А причины эти, действительно, сложно разглядеть, потому что они находятся далеко в прошлом, и, чаще всего, не могут быть обнаружены нами самостоятельно, без участия и поддержки профессионального психолога. Они скрыты за слоями многочисленных одёжек памяти.

В практике психологов, работающих с зависимостями, депрессиями, проблемами отношений и нарушениями самооценки, очень часто всплывает тема детской психологической травматизации. Но обнаруживается это, далеко не на первой консультации, потому что люди склонны позитивно искажать своё детство и оправдывать своих родителей.

И, если родители не били нас до крови куском провода, а просто "интеллигентно" игнорировали нас в течение дня (а иногда и дольше) в качестве наказания, или, милостиво прощая, сообщали нам, что "в следующий раз, за подобное нас отдадут в детский дом", то мы уже не видим ничего ненормального в их поведении, и даже обвиняем себя за то, что портили им жизнь.

Потому что мы не можем допустить мысли, что родители проявляли по отношению к нам жестокость. Напротив, в нас живёт убеждение, что взрослые делали всё, что могли, и так, как это было нужно. Ведь, родители всегда "знают ", что лучше для их ребёнка и действуют из благих побуждений.

ИЗ ПРАКТИКИ

На консультацию ко мне пришла симпатичная, профессионально состоявшаяся, незамужняя женщина 34-х лет, назовём её - Татьяной. В сильной тревоге и растерянности. Рассыпаются продолжительные отношения (1,5 года), а дело, вот-вот, шло к свадьбе. И «ужас" для неё в том, что это - её третья попытка выйти замуж. Не понимает, что происходит и кто виноват?

В отношениях всегда участвуют двое, но если один и тот же сценарий повторяется регулярно, для начала хорошо бы ответить для себя на вопросы: каких партнёров я выбираю? что меня в них привлекает? какая Я с ними, в этих отношениях? что Я чувствую? Такой ли Я хочу быть? и это-ли чувствовать? что делаю Я для того, чтобы остаться в одиночестве? и, как Я это делаю?

С этих вопросов мы и начали. Татьяна торопливо отвечала, что она, как раз, боится одиночества и не хочет в нём оставаться, но из раза в раз в него попадает. Исследование собственной жизни заинтересовало женщину и она осталась на терапию, потому что поняла - дело не только в не складывающихся отношениях с мужчинами, а в том, что она, вообще, всю жизнь чувствует себя жертвой в отношениях, и ставит интересы других выше собственных, и нужно разобраться почему так происходит и, как изменить жизнь.

Через какое-то время обнаружилось, что она выбирает недоступных для близости (контрзависимых) мужчин, которые были с ней сдержаны, эмоционально холодны и "позволяли себя любить", а она всячески пыталась им понравиться. До определенного момента, этим мужчинам импонировали её мягкость, заботливость, готовность следовать их правилам, а она не признавалась им в том, что ей самой не хватает в этих отношениях тепла, близости и поддержки с их стороны. Женщина терпела «параллельность существования", боясь казаться "навязчивой и капризной», и не настаивала на прояснении отношений, надеялась, что со временем, всё само собой образуется - "не надо торопить ситуацию".

И вот, в тот момент, когда мужчина делал Татьяне предложение, ей казалось, что она его заслужила. А это было для неё высшей степенью признания её достоинств и не напрасной жертвенности («Ведь, даже мама, не добилась того, чтобы её взяли замуж!»). В момент радостного возбуждения и возникающей уверенности в себе, она становилась более непосредственной и открытой со своими избранниками, и вместе с тем, требовательной. Ей хотелось доверительных отношений, и она начинала рассказывать о своих потребностях и переживаниях, просить больше внимания к себе... На этом отношения заканчивались.

ОБРАЗ ОТЦА

Причины не складывающихся отношений сделались очевидными для клиентки после, как она выразилась, «раскопок в песочнице». Будучи взрослой, Татьяна бессознательно выбирала мужчин, похожих на её отца - профессионально успешных, дистантных и эгоистичных (отец ушёл из семьи, когда девочке было шесть лет, так и не вступив в официальный брак с её матерью).

Она росла ласковой и отзывчивой девочкой, и постоянно пыталась получить поддержку и признание от отца, который был всё время занят, а его воспитание сводилось лишь к «чтению нотаций и упрёков в навязчивости», при этом он был «очень красивым, умным и востребованным… хорошим для других и далёким для меня».

Когда отец оставил их с матерью, девочка решила, что в это есть и её вина. Чуть повзрослев, Таня «дала себе клятву» - когда она вырастет, она не будет раскрываться перед мужчинами до конца, показывая свою уязвимость, а будет поддерживать их во всём, привязывая к себе своей непритязательностью, нужностью и комфортностью общения. Но самой ей было непросто поддерживать такие отношения постоянно, и она ждала подходящего момента, чтобы открыться своему мужчине. Что было дальше вы уже знаете.

Так, Татьяна обрекала себя на роль жертвы в отношениях с мужчинами, на невозможность близости и, в итоге, на одиночество. Так, в 34-летней женщине обнаружилась беззащитная девочка, страстно желающая близких, доверительных и безопасных отношений, которых она была лишена в детстве, и про которые она практически ничего не знала - как это бывает и, что нужно делать для того, чтобы они возникли.

История Татьяны закончилась осознанием «провальных выборов» своих бывших мужчин, грустью об упущенном времени, радостью от открывшихся перспектив, злостью на своих родителей и их прощением, ощущением ценности собственного Я и началом новых отношений, которые с самого начала не походили на все предыдущие.

РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА

Мы часто недооцениваем отсутствие в нашем детстве эмоциональной близости с родителями, недостаток понимания и пренебрежительное отношение к нашим чувствам, неуважение к нашим нуждам, чрезмерное принуждение к каким-либо «полезным» занятиям или контроль за каждым нашим действием.

Став взрослыми, мы не подозреваем, что причины наших неудачных отношений, депрессий, разводов, самого разного рода зависимостей: любовной, пищевой, алкогольной, никотиновой... и даже трудо- и шопо-голизм - берут своё начало из детства, и прорастают в сегодняшнем дне.