Схема испытаний пуассона понятие производящей функции. Приближенная формула Пуассона, примеры решений и теория. Онлайн учебник по теории вероятностей. Асимптотическая формула Пуассона

Для более глубокого и разностороннего понимания структуры нормы права, равно как и ее составных частей, важное значение имеет рассмотре-ние способов изложения норм права. В правовой теории и практике доволь-но часто возникает вопрос о том, как располагаются нормы права в текстах (частях, разделах, статьях) нормативно-правовых актов, и в частности, как соотносится структура нормы права со структурой ее статей (пунктов). Анализ показывает, что возможны и в действи-тельности существуют различные варианты.

Формы изложения элементов правовой нормы

в статьях нормативно-правовых актов

Полная

Отсылочная

Бланкетная

в статье излагаются все необходимые элементы правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) без отсылок к другим статьям

в статье лишь называются правила, либо устанавливается ответственность за их нарушение, но сами правила поведения содержатся в других нормативных актах

Прямой (полный) способ предполагает изложение всех трех элементов правовой нормы в статье нормативно-правового акта. Все составные части правовой нормы - гипотеза, диспози-ция и санкция - полностью совпадают со структурой статьи или даже всего нормативно-правового акта.

При отсылочном способе изложения в статьях нор-мативных актов содержатся не все структурные элементы правовой нормы, но имеется отсылка к другим статьям этого же акта. Для уголовного и некоторых других отраслей права довольно распро-странен способ изложения правового материала, при котором одни состав-ные части нормы права формулируются в полном объеме, другие же - лишь в общем виде или вообще не раскрываются в данной статье а содер-жат отсылку к другой или к другим, родственным статьям.

Бланкетный (открытый) способ изложения предпо-лагает, что в статье может содержаться лишь один из элементов структуры нормы права, а другой или другие могут только подразумеваться. Для уяснения содержания гипотезы или дис-позиции и санкциинеобходимо обращение не к конкретной статье данного нормативно-правового акта, а предусмат-ривается отсылка в самом общем виде к другому норма- тивно-правовому акту в целом или к его части, или к не-скольким нормативным актам.

Отсюда следует необходимость различать норму права и статью закона. Это очевидно еще и потому, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некоторые акты, например уголовно-правовые, специализируются на выражении санкций, обслуживающих нормы иных отраслей права.

Норма права не выполнила бы своей регулятивной роли, если бы в ней отсутствовал какой-либо из названных структурных элементов. Поэтому законодатель при формулировании норм обязан выписать каждую часть особо или дать соответствующую отсылку, а тот, кто реализует норму, должен иметь в виду всю связь элементов нормы, с тем, чтобы юридически грамотно выстроить свои поступки.

Соотношение нормы права и статьи закона

Структура нормы права - это законодательно-логическая категория, и вполне может не совпадать со словесной формулировкой нормативно-правового акта. Законода-тельная техника, требования простоты, компактности, логической стройности изложения, правовые традиции отрасли права выработали различные способы располо-жения элементов правовой нормы внутри нормативного акта либо нескольких, актов.

Поэтому необходимо различать норму права и статью закона. Часто бывает, что в одной статье нормативного акта содержатся порой две, три нормы и более. Некото-рые акты, например уголовно-правовые, специализиру-ются на выражении санкций, обслужи-вающих нормы иных отраслей права.

Правовые нормы излагаются в нормативных актах в их отдельных статьях. Но статья закона не обязательно содержит в себе все элементы правовой нормы. Способы выражения правовой нормы в статьях нормативных актов могут быть различных вариантов:

1. Норма права и статья нормативного акта совпадают между собой - это наиболее типичный случай. Тогда в одной статье сосредоточиваются все структурные части нормы права - гипотеза, диспозиция, санкция. Но дело обстоит таким образом не всегда.

2. Нормы права и статья нормативного акта не совпадают между собой, так как в статье содержатся отдельные элементы нормы, а другие ее элементы помещаются в иных статьях данного нормативного акта (отсылочные нормы) или в иных нормативных актах (бланкетные нормы), этой отрасли права или в других отраслях права, например, ст. 170 КзоТ РФ и ст. 145 УК РФ. Такой вариант как самый удобный имеет наибольшее распространение.

3. Одной статьей нормативного акта удается охватить несколько правовых норм (ст. 88 Конституции РФ, инструкции министра и т.д.). Такой вариант встречается сравнительно редко.

4. одна норма права размещается в нескольких статьях;

5. одна статья содержит общую диспозицию или гипотезу нескольких взаимосвязанных норм;

6. одна статья содержит несколько гипотез и диспозиций;

7. гипотеза и диспозиция размещаются в одной статье, а санкция - в другой.

Данное расположение правовых норм опреде-ляется следующими обстоятельствами:

~ цели и задачи нормативно-правового акта;

~ логика нормативно-правового акта;

~ соотношение конкретных правовых норм с логикой нор-мативно-правового акта;

~ экономность и доступность расположения правового материала;

~ удобство того или иного способа размещения норм;

~ субъективная воля законодателя;

~ иные факторы.

КАК ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ (ДОКЛАД)?

При подготовке сообщения (доклада) целесообразно воспользоваться следующими рекомендациями:

    Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.

    Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для более полного получения информации).

    Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.

    Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом, выделяя самое главное по ходу чтения).

    Составьте план сообщения (доклада).

    Напишите текст сообщения (доклада).

Помните!

Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.

    Не делайте сообщение очень громоздким.

    При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.

    В конце сообщения (доклада) составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.

    Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.

    Говорите громко, отчётливо и не торопитесь. В особо важных местах делайте паузу или меняйте интонацию – это облегчит её восприятие для слушателей.

Искусство устного выступления состоит не только в отличном знании предмета речи, но и в умении преподнести свои мысли и убеждения правильно и упорядоченно, красноречиво и увлекательно.

Любое устное выступление должно удовлетворять трем основным критериям , которые в конечном итоге и приводят к успеху: это критерий правильности, т.е. соответствия языковым нормам, критерий смысловой адекватности , т.е. соответствия содержания выступления реальности, и критерий эффективности , т.е. соответствия достигнутых результатов поставленной цели.

Работу по подготовке устного выступления можно разделить на два основных этапа: докоммуникативный этап (подготовка выступления ) и коммуникативный этап (взаимодействие с аудиторией ).

Работа по подготовке устного выступления начинается с формулировки темы. Лучше всего тему сформулировать таким образом, чтобы ее первое слово обозначало наименование полученного в ходе выполнения проекта научного результата. Тема выступления не должна быть перегруженной, нельзя "объять необъятное", охват большого количества вопросов приведет к их беглому перечислению, к декларативности вместо глубокого анализа. Неудачные формулировки - слишком длинные или слишком краткие и общие, очень банальные и скучные, не содержащие проблемы, оторванные от дальнейшего текста и т.д.

Само выступление должно состоять из трех частей – вступления (10-15% общего времени), основной части (60-70%) и заключения (20-25%).

Вступление включает в себя представление авторов (фамилия, имя отчество, при необходимости место учебы/работы, статус), название доклада, расшифровку подзаголовка с целью точного определения содержания выступления, четкое определение стержневой идеи. Стержневая идея проекта понимается как основной тезис, ключевое положение. Стержневая идея дает возможность задать определенную тональность выступлению. Сформулировать основной тезис означает ответить на вопрос, зачем говорить (цель) и о чем говорить (средства достижения цели).

Требования к основному тезису выступления :

    фраза должна утверждать главную мысль и соответствовать цели выступления;

    суждение должно быть кратким, ясным, легко удерживаться в кратковременной памяти;

    мысль должна пониматься однозначно, не заключать в себе противоречия.

План развития основной части должен быть ясным. Должно быть отобрано оптимальное количество фактов и необходимых примеров.

Если использование специальных терминов и слов, которые часть аудитории может не понять, необходимо, то постарайтесь дать краткую характеристику каждому из них, когда употребляете их в процессе презентации впервые.

Самые частые ошибки в основной части доклада - выход за пределы рассматриваемых вопросов, перекрывание пунктов плана, усложнение отдельных положений речи, а также перегрузка текста теоретическими рассуждениями, обилие затронутых вопросов (декларативность, бездоказательность), отсутствие связи между частями выступления, несоразмерность частей выступления (затянутое вступление, скомканность основных положений, заключения).

В заключении необходимо сформулировать выводы, которые следуют из основной идеи (идей) выступления. Правильно построенное заключение способствует хорошему впечатлению от выступления в целом. В заключении имеет смысл повторить стержневую идею и, кроме того, вновь (в кратком виде) вернуться к тем моментам основной части, которые вызвали интерес слушателей. Закончить выступление можно решительным заявлением. Вступление и заключение требуют обязательной подготовки, их труднее всего создавать на ходу. Психологи доказали, что лучше всего запоминается сказанное в начале и в конце сообщения ("закон края"), поэтому вступление должно привлечь внимание слушателей, заинтересовать их, подготовить к восприятию темы, ввести в нее (не вступление важно само по себе, а его соотнесение с остальными частями), а заключение должно обобщить в сжатом виде все сказанное, усилить и сгустить основную мысль, оно должно быть таким, "чтобы слушатели почувствовали, что дальше говорить нечего".

Подготовка сообщения

Подготовка информационного сообщения – это вид внеаудиторной самостоятельной работы по подготовке небольшого по объёму устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии. Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несёт новизну, отражает современный взгляд по определённым проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объёмом информации, но и её характером – сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами. Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения – до 5 мин.

Роль преподавателя:

    определить тему и цель сообщения;

    определить место и сроки подготовки сообщения;

    оказать консультативную помощь при формировании структуры сообщения;

    оценить сообщение в контексте занятия.

Роль студента:

    собрать и изучить литературу по теме;

    составить план или графическую структуру сообщения;

    выделить основные понятия;

    ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

    оформить текст письменно;

    сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

    актуальность темы;

    наличие элементов наглядности.

Объем сообщения – 1-2 страниц текста, оформленного в соответствии с указанными ниже требованиями.

Этапы работы над сообщением.

1. Подбор и изучение основных источников по теме, указанных в данных рекомендациях.

2. Составление списка используемой литературы.

3. Обработка и систематизация информации.

4. Написание сообщения.

5. Публичное выступление и защита сообщения.

Доклад – публичное сообщение, представляющее собой развёрнутое изложение определённой темы.

Этапы подготовки доклада:

1. Определение цели доклада.

2. Подбор необходимого материала, определяющего содержание доклада.

3. Составление плана доклада, распределение собранного материала в необходимой логической последовательности.

4. Общее знакомство с литературой и выделение среди источников главного.

5. Уточнение плана, отбор материала к каждому пункту плана.

6. Композиционное оформление доклада.

7. Заучивание, запоминание текста доклада, подготовки тезисов выступления.

8. Выступление с докладом.

Композиционное оформление доклада – это его реальная речевая внешняя структура, в ней отражается соотношение частей выступления по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов, как правило, элементами композиции доклада являются: вступление, определение предмета выступления, изложение, заключение.

Вступление помогает обеспечить успех выступления по любой тематике.

Вступление должно содержать:

    название доклада;

    сообщение основной идеи;

    современную оценку предмета изложения;

    краткое перечисление рассматриваемых вопросов;

    интересную для слушателей форму изложения;

    акцентирование оригинальности подхода.

Выступление состоит из следующих частей:

Основная часть, в которой выступающий должен раскрыть суть темы, обычно строится по принципу отчёта. Задача основной части: представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались темой и захотели ознакомиться с материалами.

Заключение - это чёткое обобщение и краткие выводы по излагаемой теме.

Написание реферата

Внеаудиторная самостоятельная работа в форме реферата является индивидуальной самостоятельно выполненной работой студента.

Написание реферата – это более объёмный, чем сообщение, вид самостоятельной работы студента. Ведущее место занимают темы, представляющие профессиональный интерес, несущие элемент новизны. Реферат может включать обзор нескольких источников и служить основой для доклада на определённую тему на семинарах, конференциях.

Регламент озвучивания реферата – 7-10 мин.

Затраты времени на подготовку материала зависят от трудности сбора информации, сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

Роль преподавателя:

Роль студента:

    выбор литературы (основной и дополнительной);

    изучение информации (уяснение логики материала источника, выбор основного материала, краткое изложение, формулирование выводов);

    оформление реферата согласно установленной форме.

Критерии оценки:

    актуальность темы;

    соответствие содержания теме;

    глубина проработки материала;

    грамотность и полнота использования источников;

    соответствие оформления реферата требованиям.

Реферат, как правило, должен содержать следующие структурные элементы:

    титульный лист;

    введение;

    основная часть;

    заключение;

    список использованных источников;

    приложения (при необходимости).

Примерный объем в машинописных страницах составляющих реферата представлен в таблице.

Наименование частей реферата

Количество страниц

Титульный лист

Введение

Основная часть

15-20

Заключение

Приложения

Без ограничений

Введение - это вступительная часть реферата, предваряющая текст.

Во введении дается общая характеристика реферата:

    обосновывается актуальность выбранной темы;

    определяется цель работы и задачи, подлежащие решению для её достижения;

    описываются объект и предмет исследования, информационная база исследования;

    кратко характеризуется структура реферата по главам.

Основная часть должна содержать материал, необходимый для достижения поставленной цели и задач, решаемых в процессе выполнения реферата. Она включает 2-3 главы, каждая из которых, в свою очередь, делится на 2-3 параграфа. Содержание основной части должно точно соответствовать теме проекта и полностью её раскрывать. Главы и параграфы реферата должны раскрывать описание решения поставленных во введении задач.

Главы основной части реферата могут носить теоретический, методологический и аналитический характер.

Обязательным для реферата является логическая связь между главами и последовательное развитие основной темы на протяжении всей работы, самостоятельное изложение материала, аргументированность выводов. Также обязательным является наличие в основной части реферата ссылок на использованные источники.

Изложение необходимо вести от третьего лица («Автор полагает...») либо использовать безличные конструкции и неопределенно-личные предложения («На втором этапе исследуются следующие подходы…», «Проведенное исследование позволило доказать...» и т.п.).

В заключении логически последовательно излагаются выводы, к которым пришел студент в результате выполнения реферата. Заключение должно кратко характеризовать решение всех поставленных во введении задач и достижение цели реферата.

Список использованных источников является составной частью работы и отражает степень изученности рассматриваемой проблемы. Количество источников в списке определяется студентом самостоятельно, для реферата их рекомендуемое количество от 10 до 20. При этом в списке обязательно должны присутствовать источники, изданные в последние 3 года, а также ныне действующие нормативно-правовые акты, регулирующие отношения, рассматриваемые в реферате.

В приложения следует относить вспомогательный материал, который при включении в основную часть работы загромождает текст (таблицы вспомогательных данных, инструкции, методики, формы документов и т.п.).

Повествование – это тип речи, который передает течение событий в их временной последовательности. Содержание повествования состоит обыкновенно в изложении происшествий. На первый план выступает порядок протекания действия. Двигатель события – конфликт между действующими лицами или средой.
В композиционном плане повествование содержит экспозицию (обстановку, предшествующую началу действия), завязку (начало событии), развитие действия, кульминацию, развязку (конец события). Действие героев может перемежаться описанием их внешности, местности, рассуждениями автора или героев по поводу происходящих событий. Связь цепная и параллельная в предложениях могут чередоваться в зависимости от цели высказывания. Результат должен оказывать сильное воздействие на читателя. В литературе наиболее ярким выразителем этого типа речи является рассказ.
В газетных жарах элементы повествования могут начинаться и с завязки, и с развития действия, и даже с развязки, когда события передаются в прямой, хронологической последовательности и в обратной. В этом случае вначале речь идёт о развязке, а уже потом о предшествующих событиях. Кроме того, автор публикаций может отступать от хронологической последовательности, вспомнить, что было раньше, или предположить, что произойдёт в дальнейшем.
В газетных жарах достаточно часто встречается повествовательные элементы. Они могут быть фактическими и художественными. Фактическое повествование даёт ясное, точное, фактическое понятие о событии. Художественное повествование даёт живое представление о событии. В фактическом повествовании нет и не может быть вымысла, в нем рассказывается только о том, что происходило в действительности. В художественном повествовании может присутствовать вымысел. Смешение этих двух видов в публикациях вполне может присутствовать, но необходимо иметь в виду в таком случае этическую сторону. Фактические ошибки, неверное представление событий вводят читателей в заблуждение, могут обидеть и даже оскорбить героев газетных жанров.
Повествование как тип речи лежит в основе информационных жанров.
Информационные жанры
Сущность информационность жанров в новости. Новость – сообщение, в котором содержится информация. Основа любой новости – факт, точно установленный во времени и пространстве. Факт инвариантен, т. е. у него нет вариантов, а вот его изложение вариативно, потому что данный факт можно интерпретировать по-разному.
Принципиальная задача информационных жанров – дать максимально полный поток информации, который сможет удовлетворить запросы аудитории.
Важнейшие требования к информационным жанрам:
- оперативность;
- релевантность- понятность для аудитории сущности сообщения;
- очищенность сущностной информации от излишних дополнительных сведений, деталей и подробностей, не раскрывающих основную тему, а даже от нее уводящих;
- краткость и полнота в соответствии с особенностями жанра.
Кроме того, в информационном жанре, при общем сохранении интереса к новости, на первый план выступает не только оперативная информация, но и дается ее истолкование. Тем не менее, анализ в информационных жанрах не самоцель, это или итого воспроизводимого события или его комментарий. В информационных жанрах главенствуют повествовательно-описательные элементы, а не логико-рациональные. В заметке факт только зафиксирован, в других видах факт может быть в центре развернутого материала, в нем сообщаются детали и потребности с места события, а также комментарии с места события и оценка этого события.
Информационные жанры, взаимно дополняя друг друга, позволяют дать представление об окружающем мире, усвоить логику общественного развития, понять особенность людей как участников социальных отношений.
Лид
Особенно интересным жанром для понимания структуры газетного текста является такой жанр как лид.
Что такое лид? Отдельный жанр? Или начало газетного текста, не имеющее собственного жанрового значения? В том то и удивительность лида, что он совмещает две функции.
Во-первых, лид – это самостоятельный жанр, потому что информация, которая в нем заложена, имеет свое собственное значение, и потому что имеет свою собственную структуру. Таким образом, лид как жанр информационно и формально закончен.
Во-вторых, лид становится частью текса, когда он заинтересовал читателя, который знакомится с дальнейшим материалом. В этом случае лид является структурным началом статьи какого-либо жанра.
Итак, значение лида в том, что он, во-первых, содержит дополнительную информацию о предыстории или дальнейших перспективах развития событий. Во-вторых, лид – фактологическая основа текстов публицистических жанров. В-третьих, лид – смысловой центр текста, определяющий его структуру.
Вначале журналист излагает суть факта, события, процесса или проблемы, а затем дополняет его новыми сведениями – цифрами, цитатами, аргументами, ссылками, откуда получена информация.
Какое же начало будет наиболее эффективно? Это зависит от замысла автора и жанровой специфики текста.
Определяют следующие типы лидов:
1. Резюме, или краткое изложение событий или результатов.
2. Единичный. Этот тип лида выделяет только один важный аспект.
3. Драматический.
4. Цитатный.
5. Оттеночный, сценический, описательный.
6. Затяжной. Такой лид обычно персонифицирован или основан на случае из жизни.
7. Реакция – последствия – что дальше?
8. Аналитический
9. Ситуационный отчет.
10. Вопросительный.
11. Одиночный выстрел.
12. Сюрприз.
13. Контрастный
14. Дразнящий.
15. Знакомящий с грядущим событием.
16. Статистический.
17. Анекдотический.
18. Повествовательный.
19. Ретроспективный.
Выбор лида зависит от поставленных вопросов:
- Речь будет идти о простом или сложном событии?
- Что главное в материале – люди или события?
- Насколько читатель осведомлен о событии?
- Насколько это важно для читателя?
В связи с тем что лид есть начало статьи, он должен быть скорее информационным, чем сенсационным.
Информационное сообщение (заметка)
Информационное сообщение (заметка) – один из самых востребованных информационных жанров. В нем происходит максимальная локализация пространственно-временных координат. Именно в информационном сообщении реализуется классическое триединство: все факты объединены одной темой, фиксируется одномоментное состояние процессов, происходящих в действительности, и точно обозначается место действия.
Информационному сообщению присущи следующие вопросы: «что?», «где?», «когда», «как?».
Информационный отчет
Отчет как жанр публицистического стиля один из наиболее древних жанров. Активно используется информационный отчет и в современной журналистике.
В отчете широко присутствует следующие элементы: картины с натуры, эффект присутствия, рассуждения автора и комментарий происходящего.
Основные жанровые признаки отчета:
- в его основе лежит максимально полный рассказ о конкретном отдельном событии, которое автор лично наблюдает;
- повествование ограничено определенными временными рамками, охватывающими это событие. Безусловно, автор может расширить границы своего рассказа, ввести дополнительные эпизоды или описания, но эти включения будут выглядеть как намеренные вкрапления;
- существенным содержательным элементом отчета является детализация события, изложения подробностей. В качестве деталей и подробностей могут выступать не только определенные предметные описания лиц или вещей, но и реплики действующих лиц;
- эмоционально воздействуя на аудиторию, автор использует формальные признаки «самовыражения»: структура повествования, отбор деталей, индивидуальные особенности письма.
Цель информационного отчета – информация о ходе собрания, конференции, съезде. Автор точно отображает информационное событие, изложив все происходящее в строгой последовательности.
Предметом информационного отчета является результат деятельности группы лиц, специально собравшихся и обсуждающих определенную проблему, результат вербальной (словесной) деятельности группы людей. В информационном отчете прослеживается ход собрания, конференции, съезда. В нем говорится, кто выступил, в какой последовательности. Что было сказано, как это было воспринято аудиторией. Отчет отображает внешнюю сторону предмета. Кроме того, предметом анализа становятся выступления, доклады, речи участников.
Безусловно, в отчете может рассказываться и о проблемах, поднятых участниками коммуникации, которые не выходят из рамки иллюстрационного материала.
Однако в отчете может отображаться внутренняя связь выступлений, докладов, речей, так как цель отчета, в данном случае, – показать взаимосвязь или антагонизм тех или иных суждений, показать различные оценки реальных проблем, событий, ситуаций. Дать свою собственную оценку выступлениям участников, определить их значимость для отрасли, города, страны. Таким образом, интерес к тому, что происходит на данном мероприятии, переносится на жизнь самой аудитории. Читатель, слушатель или зритель начинает судить об описываемом собрании, отталкиваясь от реальных проблем, ситуаций, процессов.
Автор отчета не ставит своей целью проанализировать все выступления и всех выступавших, а сосредоточиться на определенной проблеме, раскрывая отношение к ней участников собрания, конференции, съезда. Автор может соотнести выступления с реальными делами. Отбор материала может происходить с точки зрения внутреннего единства. Однако автор выходит за пределы прозвучавших выступлений. Главное в том, что внимание автора сосредоточено на анализе причин данной ситуации, дана определенная оценка и содержится либо прогноз развития действия, либо план, либо программа будущих действий. В соответствии с задачами автора отчет получает определенный вид: отчет-объяснение, отчет-оценка или отчет-программа.
Авторская позиция в отчете должна быть четко выражена, чтобы читатель мог ясно понимать позицию каждого участника собрания и не путать ее с авторской.
Репортаж
Репортаж соединяет в себе оперативную передачу информации с ее анализом.
Основной жанрообразующий стержень – отражение событий в том виде, как оно происходило в действительности.
Цель репортажа – дать наглядное отображение какого-либо события.
Основной метод отображения – метод наблюдения. Без него нет репортажа.
Для репортажа характерен хронтоп, при котором пространство и время дано в определенные промежутки. Когда мы говорим о хронотопе репортажа, то отмечаем прерывистость времени и прерывистость пространства. Пространство, показанное в репортаже, сохраняет свою целостность через множество сменяющих друг друга картинок. Время в репортаже прерывисто, условно, так как не соответствует тому реальному времени, когда происходило событие. Кроме того, время в репортаже всегда движется в одну сторону, от начала описания к его завершению. Такое последовательное описание события в сочетании с наглядностью воспроизводимых деталей и подробностей и создают эффект присутствия.
Репортаж – жанр, в котором явственно прослеживается фабула, основу его составляют последовательное воспроизведение событий. Повествовательный фактор в репортаже основной, хотя события в репортаже не инсценируются, а воспроизводятся.
Кто же может быть автором репортажа? Активный наблюдатель и комментатор события. Он может принимать активное участие, а может и не принимать. Главное, что он может их воспроизводить во всей полноте. Значение авторского взгляда в нем гораздо выше, чем в других информационных жанрах, потому что в репортаже дается наглядное представление через непосредственное восприятие времени очевидцем или участником события.
Что же должен знать журналист, который хочет написать репортаж? То, что в нем есть ряд жанровых элементов, которые надо учитывать.
Во-первых, что должна соблюдаться последовательность событий, сохраняться динамизм повествования, связанный с протяженностью во времени и пространстве.
Во-вторых, в нем проявляется наглядность, создающаяся путем воспроизводства деталей, поступков героев, их реплик.
В-третьих, ему соответствует предельная документальность, в нем нет ни ретроспекции, ни реконструкции, ни творческого вымысла, ни догадки.
В-четвертых, ему не чужда образная аналитичность. Рассказывая о том, как происходило событие, автор выступает как исследователь и комментатор.
В-пятых, стиль репортажа должен быть эмоционально окрашен, что придаст ему дополнительную убедительность.
В-шестых, в репортаже проявляется активная роль рассказчика, который не только повествует о событии, но и побуждает читателя к сотворчеству, предлагая ему «увидеть» своими собственными глазами. Его задача – дать аудитории почувствовать ту атмосферу, в которой разворачивалось событие.

Хорошо развитые навыки делового письма — это залог построения надежных партнерских отношений. Деловое письмо на английском языке и русское деловое письмо имеют существенные различия в стиле написания, употреблении клише и штампов. Тем не менее, можно говорить о неотъемлемой составляющей эффективного написания любого делового письма. Это грамотная организация информации с учетом особенностей ее восприятия и силы влияния, оказываемой на адресата.

Существуют всего две формы логической взаимосвязи — индукция и дедукция. Обе формы основаны на принципе иерархичного соподчинения.

Дедукция - это такое иерархическое соподчинение, при котором от общих положений логическим путем переходят к частным, т.е. это иерархия от общего к частному . Индукция - это процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему через некоторые фактические и психологические представления.

Применение одного из этих способов организации информации в деловом письме может привести к разным результатам. Даже в пределах одного письма можно «задавить» адресата аргументами, а можно подвести его к единственно правильному выводу, который он сделает самостоятельно.

Выбор того или иного способа изложения зависит от целей письма. Причем на разных уровнях текста могут быть применены разные способы логической организации. То есть на уровне текста письмо может быть построено по законам индукции, однако на уровне абзаца может использоваться дедукция.

Индуктивный метод - изложение отдельных фактов, которые должны подвести читателя к определенному выводу. Особенность этого метода в том, что подбираются такие факты и выстраиваются в такой последовательности, чтобы вывод сам родился в голове адресата, подобно озарению. Этот метод наиболее оправдан, когда нужно кого-то в чем-то убедить. Чаще всего в деловом письме индуктивный метод применяется на уровне общего текста в письмах с напоминанием, просьбой или отказом.

Почему именно в этих письмах? Это письма, которые убеждают не столько за счет подбора фактов, сколько за счет воздействия на чувства адресата. В самом начале статьи было сказано, что большинство популярных песен построены по законам индукции. Каждая отдельная фраза, как бусинка, нанизывается на логическую нить песни, создавая штрих в общем настроении, создавая уникальное ожерелье чувств и эмоций. Хорошая песня трогает нас до глубины души. Даже деловые письма вышеперечисленных видов должны, подобно песне, воздействовать на определенные чувства, чтобы достичь поставленной цели.

Например, напоминая о чем-то, лучше вначале упомянуть об условиях и договоренностях, затем сослаться на конкретные пункты договора и только затем изложить суть напоминания. Такая стратегия позволит адресату восстановить в памяти события, а не воспринимать жесткое напоминание «в штыки», более того, перечисленные факты могут вызвать чувства страха или стыда у адресата.

Что касается изложения в письмах с просьбой, то дедуктивный метод здесь следует использовать только на уровне абзаца. Каждый абзац должен начинаться с основной мысли, которую мы детализируем. При этом текст письма должен плавно перетекать от частной возможности адресата реализовать какие-то свои потребности к значимости просьбы и только потом к изложению ее сути. Таким образом мы создаем адресату условия для осознания значимости просьбы и возможных последствий отказа.

Отказ также требует обоснования. Расположив обоснование после четко сформулированного отказа, мы рискуем тем, что нас поймут неправильно, а письмо не дочитают. По этой причине тактика изложения от частного к общему наиболее выигрышна.

Дедукция - это наиболее распространенный способ организации фактов. Мы считаем, что дедуктивный способ изложения помогает воспринимать информацию в таких видах писем: в большинстве деловых писем, несущих в себе информацию, в том числе и в письмах-претензиях, и письмах с признанием вины. В этих письмах нет смысла ходить вокруг да около, а начинать нужно с главного, детализируя в ходе письма это главное.

Мы знакомим адресата с основной мыслью, обосновываем ее и затем уже детализируем. Начиная всегда с главного, важно правильно определить, что сделать ключевой целью письма. В убеждающих письмах эффективность письма возрастет, если цель письма учитывает интересы адресата.

Мы ответственны за то, как читатель воспримет излагаемую нами информацию и какой образ у него сформируется. Мы можем либо облегчить процесс восприятия и обработки информации, либо усложнить его; создать ложный образ и не получить ничего, либо достичь желаемого, правильно изложив информацию.

Располагая информацию от общего к частному, мы знакомим адресата со своей позицией, а затем обосновываем ее. Психолингвисты доказали, что, с точки зрения логики, наиболее убедительными являются тексты, построенные по принципу дедукции. Однако, когда нужно воздействовать на чувства, убедительнее структура, соответствующая индуктивному методу.

Валентина Коренная

Отправляете сотни коммерческих предложений, просьб и других деловых писем каждый день, но не добиваетесь своим посланием нужного результата? Не знаете как ненавязчиво и вежливо напомнить адресату о его обязательствах? Тогда Вам непременно поможет онлайн тренинг «Навыки делового письма»! Вы можете пройти его в любое удобное время по адресу: .