Наиболее ценные объекты культуры 12 13 веков. Культура Руси в XII - первой половине XIII в. Накопление научных знаний

Переход к феодальной раздробленности означал не только дальнейшее развитие старых культурных центров (Киева и Новгорода), но и возникновение новых. Это явление отчетливо проявилось в летописании. XII - XIII вв. время расцвета летописания местных феодальных центров. Старейший из них, естественно, Новгород, где общерусские летописи велись еще в предшествующую эпоху. Однако в XII - XIII вв. новгородское летописание уделяет все больше внимания местным событиям. Нам известны и здешние летописцы - священник Герман Воята (XII в.), пономарь Тимофей (XIII в.). В XIII в. начинается и псковское летописание.

С начала XII в. возникает летописная традиция в Ростово-Суздальской земле. Владимирский летописный свод 1177 г., задуманный еще при Андрее Боголюбском и созданный при Всеволоде Большое Гнездо, ставил своей целью показать ведущую роль Ростово-Суздальского края в Русской земле, а в самой Ростово-Суздальской земле - роль Владимира в качестве столицы. В Галицко-Волынской земле при князе Данииле Романовиче также возникает княжеское летописание. Даниил, который "дерз и храбор" и в котором нет ни единого порока, выступает как идеальный герой. Для Галицко-Волынской летописи характерна особая яркость, красочность изложения, порой оно превращается в связный рассказ, лишенный хронологической сетки.

При всем "местном патриотизме" летописцев отдельных земель их объединяет глубокий интерес к общерусским событиям. Так, например, наиболее подробный рассказ об убийстве Андрея Боголюбского сохранился в южной, киевской летописи. Единство Русской земли не подвергается сомнению ни одним из летописцев. "Свой" князь является для них лишь лучшим выразителем интересов не только своего княжества, но и всей земли.

Это стремление к единению русских земель, к преодолению междоусобиц особенно ярко проявилось в "Слове о полку Игореве", гениальном произведении русской литературы, повествующем о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 г. В неподчинении воле старейшего князя, князя киевского, в стремлении провести поход силами только своей земли видит автор "Слова" причину неудачи Игоря, несмотря на храбрость князей и их дружин. С горечью говорит он о княжеских распрях, о том, что "рекоста брат брату: "се мое, а то мое же". И начяша князи про малое "се великое" молвити, а сами на себе крамолу ковати".

Автор "Слова" - первоклассный художник, мастер поэтической метафоры и ритмической прозы. Ярко проявились эти его качества, например, в описании утра перед битвой: "Другаго дни велми рано кровавыя зори свет поведают; черныя тучи с моря идут, хотя прикрыти 4 солнца, а в них трепещут синий молнии. Быти грому великому!" Скорбь о павших русских воинах и одновременно гордость их мужеством звучат в рассказе о поражении русских дружин: "Ту ся брата разлучиста на брезе быстрой Каялы; ту кровавого вина не доста; ту пир докончаша храбрии русичи, сваты попоиша, а сами полегоша за землю Русскую". К лучшим страницам лирической поэзии в отечественной словесности можно отнести "плач" Ярославны, жены князя Игоря, по своему мужу. Недаром "Слово о полку Игореве" служило и служит источником вдохновения для многих поэтов и художников вплоть до наших дней.

Одно из самых талантливых произведений XII - XIII вв. - дошедшее до нас в двух основных редакциях "Слово" и "Моление" Даниила Заточника. Убежденный сторонник сильной княжеской власти, Даниил с юмором и сарказмом пишет об окружающей его печальной действительности. Обедневший княжеский слуга, возможно, дружинник, мелкий феодал, Даниил с грустью говорит о всесилии богатства: "Богат муж возглаголет, то вси на него воскликнут". Тяжело приходится попавшему в беду умному и талантливому человеку. Даниил, правда, сам признает, что он "на рати не велми храбр", но зато "крепок в замыслех". Пусть перед неудачником и открывается немало путей выхода из его бед, но все они - бесчестны или унизительны. При княжеском дворе он обречен ходить в лаптях ("лыченице"), "черленый" же сапог ожидает его лишь на боярском дворе. Но ведь это холопство. Нет надежды и на друзей: они "отвергошася" его, потому что не может он ставить "пред ними трапезы, многоразличными брашьны украшены". Что еще остается? "Аще бы умел красти...", но и этот выход неприемлем для него, ибо "девка погубляет свою красоту блуднею, а муж свою честь татбою". Не хочет Даниил и жениться "у богатаго тестя": ведь "зла жена и до смерти сушит". Не привлекает его и монастырь, хотя там он жил бы припеваючи: ведь чернецы "возвращаются на мирское житие", "обидят села", "ангелский имея на себе образ, а блудной нрав". Нет, считает Даниил Заточник, лучше умереть в нищете, чем "восприимши ангелский образ, богу солгати". Остается только одно "продолжен живот в нищете".

Высоки и чисто литературные достоинства произведения Даниила Заточника. Он великолепный мастер рифмованной игры словами: "Кому Переславль, а мне гореславль; кому Боголюбово, а мне горе лютое; кому Белоозеро, а мне чернее смолы; кому Лачеозеро, а мне, на нем седя, плач горький; кому Новгород, а мне и углы опали".

Новая тема вошла в русскую письменность с Батыевым нашествием. Страшное бедствие, обрушившееся на Русскую землю, глубоко потрясло авторов XIII в. Первый отклик на это нашествие - произведение, само название которого уже звучит трагически: "Слово о погибели Русской земли". "Слово" дошло до нас не полностью. Начинается оно с описания красоты, богатства, величия, могущества страны до Батыева нашествия: "О светло светлая и украсно украшена земля Руськая!" Этот торжественно-радостный мотив как бы внезапно прерывается словами: "А в ты дни болезнь крестияном от великаго Ярослава и до Володимера, и до нынешнего Ярослава и до брата его Юрья князя володимерьскаго".

Также по свежим следам Батыева нашествия была создана "Повесть о разорении Рязани Батыем", составная часть целого цикла повестей о "чудотворной" иконе Николы Зарайского. Это произведение тоже окрашено в трагические тона, но вместе с тем призывает к вооруженной борьбе против захватчиков. Рязанский князь Федор Юрьевич приносит дары Батыю, но Батый, проведав о красоте его жены Евпраксии, требует к себе и ее, на что следует гордый ответ: "Аще нас приодолееши, то и женами нашими владете начнеши". Князь Федор Юрьевич гибнет в битве, а его жена вместе с малолетним сыном кончает жизнь самоубийством. Рязанские полки во главе с князем Юрием Ингваревичем выступают на бой. Но "удальцы и резвецы резанские" погибают в битве, сожжена Рязань, где "вси вкупе мертвы лежаше". И все же сопротивление продолжается. В борьбу вступает рязанский боярин Евпатий Коловрат со своей дружиной и нападает на "станы Батыевы". И Коловрат, и почти все его воины гибнут в неравной схватке, поразив своим мужеством даже врагов. Автор Повести не видел выхода из трагического положения: слишком неравны были силы. Пафос Повести в призыве к пусть безнадежному, но активному сопротивлению, к тому, чтобы "смертию живота купити", погибнуть, но не покориться захватчику.

Возможно, уже в XIII в. возникает мысль о том, что самопожертвование может привести и к победе над врагом. Речь идет о "Повести о Меркурии Смоленском", точная датировка которой еще не установлена. Предполагается, что предание, легшее в ее основу, возникло близко к временам нашествия. В повести рассказывается о юноше Меркурии, пошедшем на верную гибель, чтобы отогнать Батыя от родного города. Меркурий убил множество врагов, в том числе "исполина", предводителя вражеского войска, враги в страхе бегут, но сын "исполина" отсекает Меркурию голову. Юноша умирает не сразу: с отрубленной головой в руках он подходит к вратам спасенного им Смоленска и только там падает бездыханным. Меркурий, вступая в бой, знал, что его ждет: "явившаяся" ему богородица предсказала ему и победу, и смерть. Но он все же решил спасти свой город ценой жизни.

Восстания против ордынского гнета, начало объединения сил Руси в борьбе с Ордой уже в XIV в. привели к появлению новых произведений, проникнутых духом не только героической жертвенности, но и победоносного оптимизма.

В XII - XIII вв. на Руси было создано много выдающихся произведений архитектуры. Особенно интересные постройки сохранились в Новгороде Великом и в городах Владимиро-Суздальской земли.

Отличительными чертами новгородского архитектурного стиля были монументальная строгость и простота форм, скупость в украшениях. Из памятников начала XII в. выделяются прежде всего работы мастера Петра, воздвигнувшего соборы в Антониеве и Юрьеве монастырях. Ему же приписывается создание по заказу Мстислава Великого церкви Николы на Ярославовом дворище, напротив детинца. Значительно менее монументальна, но столь же строга последняя из княжеских церквей, построенных в Новгороде, церковь Спаса на Нередице (1198), сравнительно скромный и изящный храм. Церковь эта была уничтожена гитлеровцами во время Великой Отечественной войны, однако полностью восстановлена, за исключением фресок, большая часть которых безвозвратно утрачена. Благодаря работам Новгородской археологической экспедиции нам стало известно имя одного из главных мастеров, расписывавших храм Спаса на Нередице, - это был выходец из Византии новгородский священник Олисей Петрович Гречин. Он расписал также надвратную церковь Ризположения у Пречистенских ворот Новгородского детинца.

В Новгороде XII - XIII вв. строились не только мощные монастырские и княжеские церкви, но и уличные храмы, небольшие сооружения, возводившиеся жителями той или иной новгородской улицы. Такова церковь Петра и Павла на Синичьей горе (1185 - 1192), построенная жителями Лукиной улицы.

Нашествие Батыя не затронуло Новгород непосредственно, однако вывоз в Орду ремесленников и сбор ордынской дани тяжело сказались на каменном строительстве в Новгороде. После Батыева нашествия до конца XIII в. в Новгороде строят только крепости и деревянные церкви. Ни один каменный храм не был воздвигнут до 1292 г. (церковь Николы на Липне).

Иной характер, чем в Новгороде, носило каменное зодчество во Владимиро-Суздальской земле. Прежде всего, оно отличалось по материалу. Большинство новгородских храмов построено из кирпича, а во Владимиро-Суздальской земле широко применяли местный белый камень-известняк. Отсюда вытекает и любовь владимиро-суздальских зодчих к каменной резьбе.

Древнейшие постройки Владимиро-Суздальской земли носят еще достаточно суровый характер. Такова церковь Бориса и Глеба в селе Кидекше рядом с Суздалем (1152), воздвигнутая при Юрии Долгоруком. Храм был дворцовой церковью князя и поставлен на месте легендарной встречи "святых" князей Бориса и Глеба при их роковой поездке в Киев. Это сравнительно небольшое, но очень массивное сооружение, напоминающее скорее крепость, чем церковь.

Основные характерные черты владимиро-суздальского зодчества сложились в постройках, относящихся ко времени княжения Андрея Боголюбского, когда усиленно обстраивались Владимир, Боголюбово и т. д. Во Владимире были воздвигнуты величественный Успенский собор, ведущие в город Золотые ворота (дошедшие до наших дней в сильно перестроенном виде), в Боголюбове княжеский замок, а неподалеку от него - шедевр русской средневековой архитектуры церковь Покрова на Нерли.

У всех этих сооружений есть некоторые общие, характерные черты. Так, в них находят немало элементов господствовавшего в то время в Западной Европе романского архитектурного стиля. Одной из причин, возможно, было участие в строительстве приезжих зодчих. При огромном размахе строительства своих, местных мастеров могло не хватать. Вместе с тем Андрей Боголюбский, стремившийся к обособлению Владимира от Киева, не хотел привлекать киевских мастеров. Поэтому в сооружении храмов и дворцов принимали участие мастера, по словам летописца, "из всех земель", в том числе из Германской империи, по преданию, присланные Фридрихом Барбароссой. Возможно, в наличии романских черт отразились общие тенденции развития европейского, в том числе и русского, искусства.

Для владимиро-суздальских сооружений времени Андрея Боголюбского характерна четкость архитектурных форм и линий. Гладь стены членится выступающими пилястрами; обязателен резной аркатурный пояс из небольших рельефных арок - и на стенах, и на подкупольных барабанах. Часто встречаются барельефы людей, животных и растений. Однако все эти резные элементы занимают небольшую часть стены и резко выделяются на гладком фоне. Потому храмы этого периода одновременно и торжественно-суровы и нарядны.

В конце XII - начале XIII в. владимиро-суздальское зодчество, сохраняя общие с предшествующим временем черты, становится значительно пышнее, декоративнее. Типичный образец архитектуры нового периода Дмитриевский собор во Владимире (1194 - 1197), построенный при Всеволоде Большое Гнездо. Вся верхняя половина собора, портал и подкупольный барабан покрыты исключительно тонкой и невероятно затейливой резьбой. Эта резьба носит во многом светский характер. Из 566 резных камней только 46 изображений связаны с христианской символикой. Здесь множество фантастических и сказочных растений, птиц и зверей, сцены борьбы, охоты, скульптурная иллюстрация к популярной в Древней Руси повести об Александре Македонском, изображающая его вознесение на небо. Большое количество львов, барсов, орлов, сказочных двуглавых зверей служит олицетворением княжеской власти: со львами, барсами, орлами, порой даже с крокодилами было принято сравнивать князей в древнерусской письменности. Прославлению княжеской власти служат рельефы собора.

Эти традиции были развиты в построенном в Юрьеве-Польском при князе Юрии Георгиевском соборе, посвященном его небесному патрону (1234). Сложной и тонкой каменной резьбой, в которой причудливо сплелись церковные, античные и русские народные мотивы (вроде кентавра в русском кафтане), был покрыт уже весь собор - от подножия до кровли. Как и Дмитриевский собор, Георгиевский воспевал могущество княжеской власти.

Своеобразные архитектурные школы сложились также в Полоцкой, Галицко-Волынской, Чернигово-Северской и других землях.

Процесс интенсивного культурного подъема, развития местных культурных центров был насильственно прерван Батыевым нашествием.

Слайд 2

Особенности культуры 12-13 веков

Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры. Более того, древнерусская культура получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. В них стали складываться собственные культурные традиции. В 12-13 веках наиболее крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимирна-Клязьме, Галич.

Слайд 3

Слайд 4

Накопление научных знаний.

Большое место в духовной жизни Руси продолжала занимать церковная переводная литература. Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории. Религиозное объяснение того, что происходит в природе, не способствовало, конечно, развитию научных знаний. Но точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.

Слайд 5

Новгородская берестяная грамота

  • Слайд 6

    Значительно обогатились географические знания русских людей. Этому способствовали и торговые связи, и военные походы, и путешествия. Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте. Русские богомольцы посещали Царьград и Иерусалим. На Руси появились свои врачеватели – лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

    Слайд 7

    Литература.

    С 12 века начинается новый период в истории русского летописания. Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве. Местные летописцы уделяли прежде всего внимание событиям, происходящим в своей земле. Владимиро-суздальские летописи отражали интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси. Поэтому владимирские летописцы рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских. Своеобразием отличалось новгородское летописание. В нем фигура князя, наоборот, отступала на задний план. Зато очень подробно и точно освещались события городской жизни.

    12-13 век – время расцвета летописания местных феодальных центров. Местные летописцы включали записи о погоде, о важнейших событиях, целые художественные повествования. Киевский летописный свод 1198., составленный игуменом Выдубецкого монастыря Моисеем. Владимирский летописный свод 1177, созданный при князе Всеволоде Большое гнездо. Новгородские летописи –внимание к событиям собственного города. Галицкая летопись 13 века. Составленная при Данииле Романовиче – красочное историческое повествование. выдающимся памятником лит-ры. «слово о полку Игореве». Повествует о разгроме северского князя Игоря Святославовича половецким ханом Кончаком в 1185.. с нашествием Батыя на Русь в русскую словесность вошла новая тема. «слово о погибели земли Русской».. литература 12-13 века становится носителем новых качеств русской духовности. Уделяя много внимания описанию мужественности и патриотизма персонажей, она уже не обходится без характеристики нравственных черт героев.

    Во Владимире, Суздале, Рязани создавались выдающиеся произведения прикладного ювелирного искусства в техники чеканки, гравировки, перегородочной эмали, произведения все утрачены во время нашествия. Особенно интересен «Звериный орнамент».. в отличие от народной музыки богослужебное песнопение почти сразу становится на Руси уделом профессиональных людей. Пишутся певческие книги. Наиболее ранее произведение – кондак – торжественное песнопение, посвященное памяти безвинно убиенных братьев Бориса и Глеба. Развивалось светское пение. На Руси особенно любили гулять. Скоморохи – первые древнерусские актеры. Играли на скоморошьих трубах, рожках. Свирелях, дружину приветствовали фанфары.

    Эпоха феодальной раздробленности стала временем расцвета монументальных видов искусства: архитектуры, фресковой живописи, иконописи. Отличительными чертами новгородской архитектурного стиля была строгость, скупость декоративных украшений. Из памятников 12 века работы мастера Петра, автора соборов в Антониеве и Юрьеве монастырях, церковь спаса на Ниредице. В каждом городе имелся центр с административными зданиями. Они формировались у церквей и представляли собой открытые площади для сбора жителей.

    Зодчество владимирской Руси – выдающееся культурное достояние, ставшее основой для возрождения после нашествия татар.1164 – золотые ворота – памятник русской военной оборонительной архитектуры.1158 была заложена крупнейшая постройка новой столицы кн. Андрея Успенский собор.. княжеская резиденция – Боголюбовский замок, храм покрова на Нерли. Венцом творчества владимирских зодчих и резчиков по камню были соборы – Рождественский собор в Суздале, и Георгиевский собор в Юрьеве-Польском - приблизительно 20 годы 12века.в архитектуре 2-ой половины 12-23 веках характерно выработка тенденций русских национальных форм – ступенчатая ярусность, «башенность», образование подъема главы в высь на особом постаменте. Церковь Петра и Павла – смоленское зодчество. Древнерусская живопись развивалась в 12-13 веках по двум направлениям – фрески и иконопись. Образцы фрескового искусства до нас не дошли, т.к. большинство храмов было сожжено и разрушено. Иконы сохранились лучше. Икона преобладала в русском храме над фресками и мозаикой. Иконостас отделял прихожан от алтаря, доступ куда имели только сященослужители. Икона апостолов Петра и Павла, Спас Вседержитель. Суздальский спас Златые власы, ярославский Спас нерукотворный, и спас Вседержитель,13 век, свидетельствуют об отходе от иконописной отвлеченности и стремлении наметить идеал земного человека. В золотых власах спас похож на русичей.. среди ранних образов архангелов выделяется икона-жемчужина с изображением архангела Гавриила, - ангел златые власа.

    Задание № 1.

    Выберите правильный ответ.

    1. Основная особенность древнерусской культуры XII–XIII веков заключалась в том, что:
    а) она пришла в упадок;
    б) появились местные культурные центры, в которых стали складываться собственные культурные традиции;
    в) она попала под влияние монгольской культуры.

    2. По уровню научных знаний и их применению на практике Русь:
    а) значительно отставала от стран средневековой Европы;
    б) значительно превосходила европейские страны;
    в) стояла на одном уровне с ними (см примечание).

    *примечание. Речь идет о XII–XIII веке, т.е. в большей степени до монгольского нашествия.

    Задание № 2.

    Соотнесите название произведения, имя его автора, основные идеи.

    Название произведения

    Основные идеи произведения

    А) Владимир Мономах

    Г) «Слово о полку Игореве»

    Ж) Размышления об идеальном князе-защитни-ке всех обездоленных, который сможет преодо-леть внутренние раздоры и обеспечить внеш- нюю безопасность страны

    Б) Даниил Заточник

    Д) «Поучение детям»

    З) Призыв к князьям прекратить усобицы и распри, от которых страдает Русская земля, объединиться против ее врагов

    Е) «Слово», «Моление»

    И) Наставления о необходимости соблюдать за-коны и традиции, как государственные, так и семейные, жить праведно, чтить старших, чест-но выполнять свой воинский долг

    Запишите полученные сочетания букв. А-Д-И, Б-Е-Ж, В-Г-З .

    Задание № 3.

    Проведите соединительные линии двух цветов: красным цветом отметьте особенности архитектуры Владимиро-Суздальского княжества, синим - Новгородской земли.

    Новгородская земля: храмы небольшие, приземистые, словно вросшие в землю богатыри, простота и геометричность форм, без внешнего украшательства.
    Владимиро-Суздальское княжество: устремленность храмов к небу, основной строительный материал - известняк, внешняя легкость зданий, стены зданий украшались резьбой.

    Задание № 4.

    Напишите под фотографиями храмов цифры табличек, соответствующих их названиям, и цифры табличек, рассказывающих об особенностях храма.

    1-й снимок - 2. Церковь Спаса на Нередице под Новгородом. IV. Храм расписан фресками, на одной из которых изображен великий князь владимирский Ярослав - отец Александра Невского.
    2-й снимок - 1. Успенский собор во Владимире. III. Храм стал самой высокой постройкой на Руси, его высота достигла 32 м.
    3-й снимок - 4. Дмитриевский собор во Владимире. II. Стены этого храма украшены каменной резьбой с изображением свыше 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ и невиданных растений.
    4-й снимок - 3. Церковь Покрова Богородицы на Нерли. I. Андрей Боголюбский построил эту церковь после кончины любимого сына. За свою красоту и гармонию с природой ее называют «поэмой из камня».

    Задание № 5.

    Заполните таблицу «Особенности летописания Владимиро-Суздальского княжества и Новгородской земли».

    Линия сравнения

    В действительности, культура, отражавшая поступательное развитие феодализма по восходящей линии, переживала новый подъем, продолжала разви-ваться в темпе и на уровне развития культуры, в других европейских странах. Свидетельством дальнейшего подъема культуры на Руси было сложение местных культурных центров, местных литературных и художественных школ. Развитие культуры шло как бы вглубь, выявляя и развивая далее местные древние племенные традиции, одновременно аккумулируя их в процессе общения между землями и княжествами в общенародные культурные традиции. В XII - начале XIII в. выделились три наиболее мощных культурных центра: Великий Новгород с Псковом, Владимир-на-Клязьме и Галич, где появились собственные литературные и художественные силы. Сохраняли свое значение крупнейших культурных центров Киев и Чернигов. Особенностью культуры Новгорода и Пскова было наличие в ней сильных демократических традиций, обусловленных вечевой основой их государственного строя и высокой политической активностью городского плебса. По своему характеру культура этих городов приобретала типичные черты культуры средневековых феодальных республик.
    В материальной культуре Руси в XII - начале XIII в. наибольшие успехи были достигнуты в городском ремесле, где создавались новые образцы изделий, совершенствовались технологические приемы, намечались процессы дробления и специализации ремесла. Сохранившиеся изделия ремесла свидетельствуют о высоком мастерстве и художественном вкусе ремесленников, об их стремлении придать даже ходовым бытовым предметам хозяйственного инвентаря удобные и красивые формы, украсить их «узорочьем». Тщательностью отделки и художественностью отличались ювелирные изделия, образцом которых могут служить сосуды из чеканного серебра новгородских мастеров Костки и Братилы, воинские доспехи и оружие, создаваемые по заказам знати, предметы церковной утвари и др. Образцом художественного литейного мастерства русских ремесленников служит скульптура-автопортрет новгородского мастера Авраамия.

    Просвещение

    В культурном развитии каждого народа, в создании и закреплении духовных ценностей и в приобщении к богатствам мировой культуры важнейшее значение имеют письменность и просвещение. Большим преимуществом Руси в распространении грамотности и просвещения было применение родного языка в качест-ве государственного и литературного языка. В католических странах Европы государственным и литературным языком был чуждый их народам ставший мертвым латинский язык (а во многих неарабских странах Востока араб-ский язык), знание которых было непременным условием грамотности, что затрудняло ее распространение. О широком распространении грамотности в самых различных социальных слоях населения Древней Руси, особенно в среде торгово-ремесленного люда города, свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты, обнаруженные впервые в 1951 г. в Новгороде, а затем и в других городах (Псков, Смоленск, Витебск, Старая Русса). Найденные берестяные грамоты опровергли бытовавшее ранее представление о полной неграмотности трудящихся масс в XII - XIII вв., которым противопоставляли отдельных грамотеев и книжников из среды духовенства и светских феодалов. Берестяные грамоты открыли перед исследователями неизвестную ранее частную жизнь горожан того времени, с их живым разговорным языком и даже с самой системой обучения грамоте. Широкое распространение грамотности в народе служило прочной основой развития оригинальной русской литературы и активного усвоения литературного наследия других стран, и прежде всего Византии и южных славян, а через них и элементов античной культуры.

    Летописание

    Ведущим жанром литературы оставалось летописание, которому придавалось большое политическое значение и к которому привлекались лучшие литературные силы. В XII - XIII вв. летописание велось почти во всех крупных феодальных центрах при княжеских и епископских дворах или монастырях. Областное летописание по своему характеру исключало возможность создания летописного свода, разного по общерусскому охвату и значимости «Повести временных лет», но тем не менее оно было шагом вперед на пути развития русской исторической мысли. Местные летописи имели ярко выраженную политическую направленность, освещали события с позиций религиозно-церковного провиденциализма, областного «автономизма» и политических интересов своего княжества. Летописные записи стали более развернутыми, детализировались большим числом фактов, документальным материалом из княжеских архивов. В летописные тексты вставлялись отдельные литературные произведения светского и церковного содержания. Отличительными чертами летописания были субъективизм в выборе материала, его трактовка в свете феодальной и церковной идеологии, узкий персонализм, сводившийся к описанию междукняжеских отношений, жизни княжеского двора. Лишь в текстах новгородских летописей находили отражение жизнь новгородского черного городского люда, его участие во внутриполитической борьбе, антифеодальные восстания. Несмотря на област-ническийхарактерлетописанияХII - XIII вв., оно продолжало сохранять общерусское значение. Составители летописей поддерживали у своих читателей представление о территориально-этническом единстве и общности политических интересов разделенной на княжения Руси, вставляли в летописи сведения, относящиеся к политической жизни в других землях.

    Литература

    Сравнительно небольшое количество сохранившихся до наших дней литературных памятников XII - XIII вв. не дает полного представления о числе и значительности оригинальных произведений, созданных в тот период.
    Переводная литература была представлена преимущественно церковной канонической, «житийной» и нравоучительной литературой. Особое внимание переводчиков привлекали произведения, содержащие сведения по различным отраслям знания. Представления о строении Вселенной, природы и общества в свете христианской богословской мистики черпались из византийской и южнославянской литературы, в которой содержались и крупицы научных сведений по географии, ботанике, зоологии, медицине, всемирной истории, элементы научных достижений античности и философии («Шестоднев», «физиолог», «Христианская топография» Космы Индикоплова, византийские хроники и др.). Интерес к географии и истории других стран вызвал появление оригинальных сочинений русских путешественников - так называемые «Хожения».
    Религиозный провиденциализм в объяснении явлений, происходивших в природе и обществе, нетерпимость церкви к рационалистическому мышлению затрудняли развитие научных знаний. Вместе с тем факты тщательной фиксации в летописях необычных, поражавших воображение природных явлений (затмения, кометы, бури и грозы, землетрясения и наводнения, вспышки эпидемий, нашествия саранчи и т. д.), фиксация в народном фольклоре календарных явлений времен года содержали элементы научных знаний, свидетельствовали" о накоплении фактического материала, необходимой основы для будущего развития наук, о стихийном рационалистическом и эмпирическом наблюдении над явлениями природы. Элементы математики, механики, астрономии, химии, агрономии и географии использовались в земледелии, ремесленной технологии, архитектуре, живописи и т. д. По характеру и уровню знаний и применению их в практической деятельности Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.
    В церковной литерапуре дальнейшее развитие получили торжественные проповеди, поучения и «обличительные» сочинения про-_ тив языческих верований и обычаев, удерживавшихся в народном быту, «хожения» русских путешественников, «житийная» (агиографическая) литература. В начале XIII в. начал складываться один из интереснейших памятников «житийной» литературы - «Патерик» Киевского Печерского монастыря - сборник рассказов о жизни монахов и главной монастырской святыне соборной церкви Успения, фантастические рассказы «Патерика» о «чудесах» и «подвигах», творимых монахами, переплетались с яркими картинами монастырского быта и отдельных реальных событий, происходивших за стенами монастыря.
    Разнообразной по жанрам была светская литература: биографические, летописного характера, повести о князьях (жизнеописания Изяслава Мстиславича Киевского, Даниила Романовича Галицкого, Рюрика Ростиславича Смоленского, повести об убийстве в Киеве Игоря Ольговича и о боярском заговоре против Андрея Богрлюбского), повести о военных походах князей (о походе Игоря Святославича против половцев в 1185 г., о битве с татарами на реке Калке), повесть о разорении крестоносцами в 1204 г. Константинополя и др. Многие из этих повестей, включенные в летописные тексты, позднее, под рукой церковных правщиков, в значительной мере утрачивали свой светский характер.
    Одним из интереснейших литературных произведений (известным по двум редакциям XII и XIII вв.) является «Слово» или «Моление Даниила Заточника» - яркое публицистическое произведение, написанное представителем мелкого служилого феодального люда в форме письма-обращения к князю. Даниил прославляет сильную княжескую власть, служить которой, по его словам, «честь и милость» для всех, противопоставляя ей унизительную службу у надменной боярской знати, творившей произвол над простыми людьми. Даниил широко использует богатства народного фольклора, обнаруживает хорошее знание им литературы того времени, уснащает свою речь книжными афоризмами, изречениями, народными поговорками, пословицами, шутками. С юмором, перехо-дящим нередко в сатиру и сарказм, Даниил описывает различные стороны жизни и быта своих современников, принадлежавших к разным слоям населения.
    Литература того времени отличалась идейной целеустремленностью и обшественной значимостью, высокими художественными достоинствами и живыми связями с устным народным творчеством. По мере того как ржавчина феодальных усобиц все более поражала и ослабляла Русь, в литературе все настойчивее ставился вопрос о необходимости прекращения усобиц и восстановления политического и военного единения князей во имя общих для всех русских земель интересов.
    Уникальным памятником древнерусской литературы, занявшим по праву место в ряду величайших произведений мировой литературы, является «Слово о полку Игореве», в основу сюжета которого положено описание неудачного похода в 1185 г. северского князя Игоря Святославича против половцев. Автор «Слова» остался неизвестным. Наиболее аргументированную гипотезу выдвинул Б. А. Рыбаков, связав написание «Слова» с киевским тысяцким Петром Бориславичем, составившим одно из самых интересных летописных княжеских жизнеописаний (Изяслава Мстиславича Киевского). Но кем бы ни был автор «Слова», им было создано одно из тех гениальных произведений, в которых достигнуто совершенство в единстве высокой художественной формы и выразительности с глубоким идейным содержанием и общественной значимостью произведения.
    Описание неудачного «особного» похода Игоря было для автора «Слова» основой для страстного обращения к князьям объединить свои силы для защиты Руси от ее самых опасных врагов - степных кочевников. Уста-новившиеся порядки феодальной раздробленности для автора «Слова» были незыблемыми, но он сумел подняться над местнической удельной ограниченностью князей, для большинства которых «отчина» кончалась за границами их княжений. Для автора «Слова» все княжества в совокупности составляли единое целое - «Русскую землю» - отчину всех pycских людей, ответственность за защиту которой в равной мере должны нести все, князья, к какому бы роду они ни принадлежали. Поражение Игоря от половцев - это поражение не только северского князя, но и всех других князей, поражение всей - Руси Со всей силой своего могучего поэтического таланта он рисует широкую и яркую картину героического прошлого Русской земли, ее богатства, силы и могущества русских князей, высоко поднявших международный престиж Руси - владимирского князя Всеволода Большое Гнездо, который мог «Волгу веслами расплескать», а «Дон шеломами вычерпать», галицкого князя Ярослава Осмомысла, подперевшего «горы угорские железными полками своими» и «затворившего Дунаю ворота». Но эта мощь Руси бессмысленно растрачивалась в разорявших и ослаблявших страну усобных войнах князей, которые «снопы стлали из голов, молотили цепами булатными, на току жизнь клали, веяли душу от тела». Отсутствием единства и усобицами между князьями пользовались враги Руси, приходившие «со всех стран» и опустошившие ее земли, в которых все реже раздавались голоса пахарей, но все чаще каркали вороны над трупам! павших воинов и селян. Оценивая значение «Слова», К. Маркс писал: «Суть поэмы - призыв русских князей к единению как раз перед нашествием собственно монгольских полчищ» 1 .

    Живопись и архитектура

    В XII - начале XIII в. складываются местные живописные и архитектурные школы, из которых наиболее значительную роль в древнерусском искусстве сыграли Новгородско-Псковская и Владимиро-Суздальская ху-дожественные школы. Древнерусская живопись (мозаика, фрески, иконы) более чем
    какой-либо другой вид искусства была связана с религией и церковью, входя важнейшей составной частью в интерьер культовых храмовых сооружений. Средневековой живописи с ее религиозной мистико-аллегорической тематикой была присуща передача реальных понятий и живой действительности языком символов, условными, канонизированными церковью живописными приемами.
    Работы владимиро-суздальских мастеров, сохранявшие византийскую утонченность письма, отличались лиричностью и жизнерадостностью, они смягчали суровый аскетизм византийских иконографических образов приданием им большей человечности и светскости. В живописи новгородских и псковских мастеров находили отражение демократические традиции культуры их городов. Их живописная манера отличалась лаконичностью и простотой, придававшими их произведениям более реалистичный и эмоциональный характер.
    С наступлением феодальной раздробленности церковное монументальное строительство, которому придавалось большое общественно-политическое значение, ведется еще более интенсивно, но утрачивает свою былую грандиозную масштабность, становится более дешевым. Сложные по конструкции и архитектурным формам многоглавые храмы сменяются меньшими по размерам одноглавыми кубическими крестовокупольными храмами с позакомарным покрытием. Дорогая и сложная мозаика в их интерьерах была заменена Фресковой росписью. Однако уменьшение масштабности сооружений не привело к утрате их архитектурной выразительности. Соединяя воспринятые из Византии основные приемы каменного культового строительства (позволявшие возводить сложные в конструктивном отношении постройки с куполами, цилиндрическими, куполыными и крестовыми сводами) с элементами западноевропейской романской архитектуры (аркатурные колончатые пояски, перспективные порталы, контрфорсы, декоративная пластика и др.) и основываясь на богатых традициях народного деревянного зодчества, русские мастера создавали сооружения большой архитектурной выразительности. Их творения отличались пропорциональностью строгих форм, гармонией объемов и линий, неразрывным единством архитектуры с окружающим пейзажем. В многообразии архитектурных форм находили свое выражение художественные вкусы народа, складывавшиеся под влиянием жизненных условий. Приземистые, одноглавые, с мощными барабанами, как 6ы грубо вытесанные из одного каменного монолита, псковские храмы напоминали крепостные сооружения, каковыми они часто и становились во время отражения вторжений немецких крестоносных рыцарей. Небольшие, но мощные по кладке одноглавые новгородские храмы, использовавшиеся также для общественных потребностей, отличались суровой простотой, соответствовавшей характеру и нравам новгородцев, их суровой северной природе. В Чернигове был создан уникальный башнеобразный храм, увенчанный высокой главой, в котором более всего проявились традиций деревянного зодчества (церковь Параскевы-Пятницы).
    Могучего размаха достигло княжеское и церковное храмовое строительство в Владимиро-Суздальской земле, отличавшееся удивительной проницательностью объемов и линий, придававших сооружениям легкость и изящество. Их парадный и торжественный вид еще более подчеркивался богатой отделкой фасадов декоративной пластикой - резьбой по белому камню фигур святых, растительного и «звериного» орнамента. В одном из последних соборов, выстроенных накануне монголо-татарского нашествия
    (Георгиевский собор в Юрьеве-Польском), декоративной резной пластикой были покрыты, как ковровым узором, все внешние плоскости стен храма.
    Наиболее совершенные, являющиеся мировыми шедеврами, памятники владимиро-суздальского зодчества были созданы в княжение Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо, стремившихся великолепием своих построек подчеркнуть первенствующую роль своего княжества на Руси: величественный и строгий Успенский (выстроенный в 1158 - 1161 гг. и расширенный в 1185 г.), торжественный «узорочный» Дмитриевский (1194 - 1197 гг.) соборы во Владимире и одно из самых прекрасных творений древнерусских зодчих - небольшой интимно-лирический храм Покрова на Нерли (1165 г.).
    Каменное строительство было преимущественно культовым, но строились и гражданские здания - княжеские дворцы в Боголюбове, Галиче и других городах, крепостные «Золотые ворота» во Владимире и др.
    По своему уровню изобразительное искусство и архитектура домонгольской Руси, как и вся ее культура, стояли на уровне современной им культуры Западной Европы, активно взаимодействовали с последней, оказывали большое влияние на развитие культуры других народов нашей страны. Поступательное развитие культуры древнерусской народности было прервано монголо-татарским нашествием, способствовавшим в конечном счете политическому обособлению русских земель на три части, положившему начало истории трех братских народов: великорусского, украинского и белорусского. Высокий уровень культуры древнерусской народности стал основой для их культурно-исторического развития, предопределившей близость их культур и тесное взаимодействие между ними.