Что значит забить на все. Что означает Забей? Как понять Забей на моложёжном сленге? Что если забить на все, и окажется, что делать нечего? Можно тогда вообще сразу ничего не делать

Вы никогда не победите, потому что ищете совершенства. Совершенство годится только для музеев. Антуан де Сент-Экзюпери

Нас с детства учат, что мы должны быть безукоризненными – идеально учиться, идеально работать, создать идеальную семью. Мы хотим во всем быть №1. Хотим всюду успеть. Ведь в современном мире, если не успел, значит проиграл. Возможно, поэтому в мире столько несчастных людей.

По крайней мере, именно в этом – дезадаптивном перфекционизме – видит причину неудовлетворенности своей жизнью автор этой книги, один из ведущих экспертов в области счастья – Тал Бен-Шахар.

Тал Бен-Шахар

Американский ученый израильского происхождения, психолог, специализирующий на позитивной психологии и психологии лидерства. Имеет докторскую степень в области организационного поведения и степень бакалавра искусств.
Более 10 лет изучает тему счастья. Его курс позитивной психологии стал одним из самых популярных в истории Гарварда.
Бен-Шахар – писатель, автор бестселлера «Быть счастливее», переведенного на 25 языков, в том числе, русский.

Новая книга Тала Бен-Шахара посвящена перфекционизму. Он выявил удивительный парадокс: люди, стремящиеся к совершенству, часто успешны, но редко счастливы.

Разумеется, само по себе стремление к совершенству – это неплохо, поскольку побуждает людей упорно трудиться и добиваться высоких результатов. Проблемы начинаются, когда это стремление обращается в крайность.

В связи с этим психологи выделяют негативный (или дезадаптивный) и позитивный (адаптивный) перфекционизм. Последний Бен-Шахар называет оптимализмом.


Перфекционизм vs оптимализм

Автор выделяет 3 аспекта перфекционизма (отрицание неудачи, отрицание негативных эмоций и отрицание успеха) и противопоставляет их 3 аспектам оптимализма (признание неудач, принятие негативных эмоций и принятие успеха).

И перфекционист и оптималист стремятся к своим целям, но разными путями.

Для перфекциониста путь к цели – это прямая линия. И он ждет, что дорога будет ровной. Он настолько зациклен на поставленной задаче, что не замечает ничего вокруг (семью, друзей…). Перфекционист руководствуется принципом «все или ничего»: достиг цели – герой, нет – никчемный лузер. Он очень строг, всегда и во всем ищет недостатки, и не прощает ошибок, особенно самому себе. Перфекционист ужасно боится, что на его идеальном пути встретятся неровности, и он потерпит неудачу. Страх заставляет «защищаться» – никакой критики.

Все это приводит к закостенелости. Мышление перфекциониста крайне консервативно. Страх перед неудачей (проигрывают только неудачники) приводит к боязни перемен.

Путь оптималиста совсем другой – это запутанный клубок неудач и успехов, хаотическая кривая, похожая на спираль. Он знает, что на пути к цели могут быть неожиданные и не всегда приятные виражи, но это здорово. Ведь для него важна не цель как таковая – он наслаждается процессом ее достижения. Оптималист не выискивает недостатки, а фокусируется на достоинствах. Но это не значит, что он слеп к негативу, просто он умеет прощать ошибки. Он открыт советам и понимает, что конструктивная критика помогает стать лучше.

Благодаря этому у оптималиста гибкий ум. Он легко приспосабливается к новым обстоятельствам, преодолевает трудности. Допуская мысль о том, что к цели можно прийти разными путями, оптималист открыт новым возможностям.

Так же сильно отличается эмоциональная жизнь перфекциониста и оптималиста.

Согласно ожиданиям перфекциониста счастье – это бесконечный поток позитивных эмоций. Такие чувства, как страх, гнев, тоска кажутся ему чуждыми. Он не понимает, что счастливый человек тоже время от времени боится, сердится и скучает. Поэтому перфекционист отторгает негативные чувства.

В отличие от него, оптималист позволяет себе испытывать весь спектр эмоций, понимая, что без слез и страдания невозможно глубоко прочувствовать счастье.

Это удивительно, но внешне успешный перфекционист на самом деле всячески отторгает успех. Он никогда не рад полученным результатам, ему всегда кажется, что можно было сделать лучше. Поэтому, едва-едва достигнув цели, он тут же ставит новую. В результате вся его деятельность – это сизифов труд.

Оптималист, напротив, нацелен на успех. Его жизнь, как и жизнь перфекциониста, полна сражений, но он умеет получать удовольствие от процесса, учиться на своих ошибках. Достигнув успеха, оптималист искренне радуется, так как не воспринимает его как должное – это награда за труд.

Эти три аспекта, по мнению Тала Бен-Шахара, приводят к ключевому различию между перфекционистом и оптималистом. Каково оно? Этого я не скажу. Можете сами порассуждать в комментариях, а лучше – прочтите книгу.

Общие впечатления

Книга состоит из трех частей. В первой, теоретической, говорится о различиях перфекциониста и оптималиста и последствиях этих различий (описанное выше – лишь верхушка айсберга).

Вторая и третья части имеют практическую направленность, в них Бен-Шахар рассуждает о способах превращения перфекциониста в оптималиста. Именно поэтому эти разделы книги мне показались более интересными, читались быстрее, вызывали больший отклик.

Вообще, следует отметить, что «Парадокс перфекциониста» – это практическое пособие для тех, кто хочет работать над собой и привнести в свою жизнь счастье. В каждой главе вы найдете «разминки» для рассуждения и психологические упражнения.


Это вторая книга Тала Бен-Шахара, попавшая ко мне в руки. Поэтому я предполагала, что повествование будет легким и увлекательным. Не ошиблась. Автор – прекрасный рассказчик. Большинство сентенций он иллюстрирует примерами из собственной жизни, что создает ощущение личной беседы, диалога с глазу на глаз.

Но, как и автор, предостерегаю: нет человека, который бы на 100% был перфекционистом или оптималистом. В разные моменты жизни, на разных ее этапах мы можем вести себя по-разному. Но нужно всегда помнить, что оптимализм – и есть тот идеал, к которому необходимо стремиться.

Хорошая жизнь – это процесс, а не состояние бытия. Это направление, а не цель. Карл Роджерс


Тал Бен-Шахар — эксперт в области счастья

Psychologies:

Что подтолкнуло вас к тому, чтобы сделать счастье своей научной специальностью? Может быть, несчастливое детство?

Тал Бен-Шахар:

Я не могу назвать свое детство несчастливым. Скорее, я жил с постоянным ощущением неблагополучия, мне как будто все время чего-то не хватало. Я родился в Израиле и всего себя посвятил своей страсти, игре в сквош. Тогда мне казалось, что счастье я обрету в день, когда выиграю чемпионат страны. В 16 лет я стал самым молодым чемпионом Израиля, и, разумеется, я был очень счастлив! Несколько часов. А потом вернулось все то же чувство пустоты. Тогда я решил, что оно уйдет навсегда, если я сделаюсь чемпионом мира. Я упорно тренировался, а в 20 лет уехал учиться в США. И со стороны все выглядело замечательно: я поступил в Гарвард, изучал информатику, был отличным студентом; чемпионом мира, правда, не стал, но победил на нескольких первенствах США. А вот счастлив так и не был. И это заставило меня однажды пойти к ректору и сообщить, что я хочу сменить учебную программу и заняться всерьез философией и психологией. «Почему?» – удивилась она. «Потому что меня мучают два вопроса, – сказал я. – Первый: почему я не счастлив, учитывая, как складывается моя жизнь? И второй: как мне все-таки стать более счастливым?»

Может быть, с этими вопросами было уместнее обратиться к психотерапевту?

Т. Б.-Ш.:

Возможно, но тогда мне это не пришло в голову. Да я и не ощущал депрессии, наоборот, у меня была очень сильная мотивация. Позднее я понял, что страдал от того, что экзистенциальный психолог Виктор Франкл назвал «экзистенциальной пустотой». Я был полон решимости, но при этом отчаянно скучал.

Помогло ли изучение психологии и философии найти ответы на два ваших вопроса?

Т. Б.-Ш.:

Для начала оно помогло найти еще массу новых вопросов! Но потом пришли и некоторые ответы. Первым стало осознание того, что все свое детство и юность я верил в неправильную, хотя и самую распространенную формулу счастья. Она гласила: удача плюс успех равняются счастью. Спросите любых родителей, чего они хотели бы для своих детей, и почти все наверняка ответят вам: «Чтобы они были счастливы». Но при этом большинство родителей толкают детей на пути, которые не очень им подходят, а иногда и совсем не подходят. Потому что чаще всего предполагают, что залог счастья – это профессиональный успех.

Т. Б.-Ш.:

Да, потому что я наконец-то смог позволить себе заниматься не тем, что непременно ведет к успеху, а тем, что имеет для меня смысл. Меня привлекали философия и писательство, но в школе это были мои слабые места, и я старался не думать о них. Много лет я шел по пути, который мне не подходил, повинуясь неправильной формуле счастья.

Чувство пустоты объяснялось именно этим?

Т. Б.-Ш.:

Да, но не только. Дело было еще и в моей зависимости от взгляда со стороны. Например, мы все хотим благополучия в отношениях: это ведь тоже считается одной из основ счастья. Но кроме социального, всеми одобряемого «Я», у каждого из нас есть еще и внутреннее «Я». И оно в какой-то момент может и не нуждаться в благополучных отношениях. Я же очень долго был озабочен только своим социальным «Я» и обращал мало внимания на внутреннюю жизнь.

Что помогло вам «вернуться к себе», услышать голос этого внутреннего «Я»?

Т. Б.-Ш.:

Ну например, одно упражнение, которое я часто предлагаю слушателям на своих занятиях. Представьте себе, что вас заколдовали, сделав так, что никто и никогда больше не узнает о том, чем вы занимаетесь и чего достигнете. Что в таком случае вы станете делать? Самого меня это упражнение часто побуждало делать весьма радикальный выбор. Хотя и не всегда. Например, когда я задался этим вопросом во время подготовки докторской диссертации, то ответ оказался очевидным: «Если бы меня так заколдовали, я и не стал бы пытаться получить эту докторскую степень». Однако я понимал, что этот диплом необходим мне, чтобы стать преподавателем. Поэтому я продолжал, но теперь уже осознавая смысл своих усилий. Как видите, услышать внутреннее «Я» совсем не обязательно означает все радикально изменить и перевернуть вверх дном. Иногда важнее понять, что и зачем мы делаем в жизни.

Многие люди беспокоятся как раз об этом: они не знают, что делают и хотят делать в жизни…

Т. Б.-Ш.:

Конечно, многое зависит от силы желания чего-то достичь. Она не у всех одинакова. Но у всех нас, кроме совсем уж редких случаев, есть желание жить, учиться, двигаться вперед. И вопрос в том, культивируем мы это желание или склонны его подавлять. Я не хочу, чтобы мои слова звучали расхожими «заклинаниями» типа: «Каждый может стать тем, кем хочет, достаточно захотеть». Я прекрасно знаю, что все это намного труднее. Но я также знаю и то, что простой поиск этих ростков желания в себе самом делает нас сильнее, хотя бы чуть-чуть приближает к цели, продвигая вперед. И наоборот, если мы думаем, что у нас никаких желаний и целей нет, это действует как разрушительное самосбывающееся пророчество.

Что выбрать?

Тал Бен-Шахар исследовал вопрос о счастье («Быть счастливее», МИФ, 2012) и внес вклад в борьбу с перфекционизмом («Парадокс перфекциониста», МИФ, 2013). Его новая работа – о сотнях мелких повседневных дилемм, которые определяют очень многое, если не все. «Что ты выберешь? Решения, от которых зависит ваша жизнь» (Манн, Иванов, Фербер, книга выходит в 2015 году).

В новой книге вы утверждаете, что мы сами ответственны за то, чтобы творить свое счастье – или не делать этого. Как вы полагаете, человека в депрессии такое умозаключение сделает сильнее или, напротив, сломает окончательно?

Т. Б.-Ш.:

Если бы тот, у кого депрессия, обратился ко мне с таким вопросом, я бы посоветовал ему не читать мою книгу, а сходить к психотерапевту. А вот терапевт мог бы, пожалуй, пользоваться этой книгой время от времени, работая с теми выборами, которые особенно трудно даются клиенту. Вообще, выбирать свою жизнь не бывает легко. Но важно прежде всего осознать, что это возможно в принципе.

В изучении счастья вы вдохновляетесь философией. А насколько позитивная психология обогатила ваше понимание счастья?

Т. Б.-Ш.:

О, не сказать, чтобы очень сильно! Еще Аристотель считал, что два основных ингредиента эвдемонии, самого всеобъемлющего переживания счастья, – это дружба и созерцание. Позитивная психология всего лишь доказала это экспериментальным путем. Еще Конфуций говорил о том, как важно культивировать внутреннее счастье, прежде чем обращаться к другим людям, – и это сегодня тоже доказано. Так что роль позитивной психологии заключается скорее в том, что она, благодаря исследованиям, помогает установить, кто из философов, далеко не во всем согласных друг с другом, оказался в большей степени прав. Своим эмпирическим подходом позитивная психология продолжает философские споры. Но совсем не ставит в них финальную точку!

Многие советы, которые дает позитивная психология, не только эффективны, но и очень просты: принять неудачу, высказывать то, что чувствуешь... И все же мы не применяем их в повседневной жизни. Возможно, психологам стоит больше заниматься нашими механизмами сопротивления?

Т. Б.-Ш.:

Это вопрос, который меня очень занимает: как поддерживать в себе волю к изменениям? Сократ, например, считал, что это очень просто: «Знать благо – значит творить благо». Но, к сожалению, был неправ, что тоже доказано эмпирически: простого знания, что для нас хорошо, оказывается недостаточно. Альтернативу предлагает религия. Я не религиозный человек, но, думаю, богословы отлично поняли, что поддерживает в нас волю к переменам: повторение и напоминания. Повторение – это ежедневные молитвы, посещение храма. А напоминания – песнопения, иконы, символы. Но это возможно и вне религии. Посмотрите на браслет на моем запястье. Я ношу его только каждый второй месяц, чтобы напоминать себе об одном из аспектов жизни, над которым должен работать. Сейчас он на мне, потому что я хочу быть более легким и простым: я чересчур серьезен и склонен к умствованиям!.. Впрочем, есть одна тонкость. Любые исследования, в том числе и в позитивной психологии, не дают универсальных результатов. Например, позитивная психология обнаружила важность выражения благодарности. Во многом это произошло благодаря книгам психолога Сони Любомирски (Sonja Lyubomirsky). Но при этом сама она признается, что не практикует этот метод, потому что для нее он – представьте! – не работает. Любые эксперименты говорят нам не лично о каждом из нас, а только о средних значениях. И все, что мы можем сделать, – это пробовать, проверять на себе, работает ли для нас тот или иной метод.

Можно ли сказать, что, не став чемпионом мира по игре в сквош, вы в итоге стали чемпионом мира по счастью?

Т. Б.-Ш. (Смеется.):

Нет-нет, до чемпионства мне все так же далеко! И потом, во главу угла я ставлю сегодня не счастье, а принятие собственной человечности, то есть моих неудач и моих недостатков. Так что у меня по-прежнему есть цель, чтобы добиваться успеха и совершенствоваться. Но главное, что это желание идет от меня самого, а не со стороны.

Принимая собственные неудачи и недостатки, мы рискуем развить в себе не принятие, а чувство вины…

Т. Б.-Ш.:

Чтобы его избежать, необходимо культивировать смирение. Это будет темой моей следующей книги. И делаю я это по той же причине, по которой начал когда-то писать о счастье. Тогда я хотел быть более счастливым. А теперь я хочу стать более смиренным.

Какое будущее ждет позитивную психологию?

Т. Б.-Ш.:

Я очень надеюсь, что она скоро просто перестанет существовать, став полноправной частью психологии вообще. Кроме того, я полагаю, что нам следует расширить свои представления о счастье. Во многом для этого я организовал исследовательский центр, Институт благополучия (1). Там рассматриваются пять компонентов счастья: духовный, физический, интеллектуальный, эмоциональный и тот, что связан с отношениями. Потому что цель каждого из нас – не только испытывать положительные эмоции, но также и расти – интеллектуально и психически. А еще – делиться своим счастьем с людьми и обретать смысл собственной жизни.

1 Подробнее см. на сайте wholebeinginstitute.com

Шесть «рецептов» счастья

1. Позвольте себе быть человечными. Примите свои страхи, печали и тревоги как часть себя. Тогда вы скорее сможете их одолеть. Отрицание своих эмоций – путь к несчастью.

2. Счастье рождается в союзе удовольствия и смысла. Постарайтесь хотя бы несколько раз в неделю получать импульсы, обеспечивающие вас и тем, и другим.

3. Состояние души важнее, чем статус или сумма на счете. За редким исключением наше благополучие зависит от того, как мы интерпретируем события и на чем фокусируемся.

4. Не перегружайте себя! Стремление уместить все больше дел во все меньшее время неизбежно вредит нам. Количество переходит в качество, заметно снижая его.

5. Тело и разум связаны. Все, что делает – или не делает! – наше тело, влияет на состояние души. Здоровое питание, достаточное количество сна и регулярные физические упражнения укрепляют душевное здоровье.

6. Чаще выражайте благодарность. Мы слишком склонны принимать свою жизнь как данность, вместо того чтобы ценить ее радости – от хороших людей до вкусной еды, от красоты природы до улыбки на лице незнакомца. Т. Б.-Ш.

Подробнее на сайте talbenshahar.com

Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

Многие из нас, оглядываясь сейчас на школьные или студенческие годы, предпочли бы изучению скорости электронов или истории Древней Месопотамии что-то более полезное – например, как стать более счастливыми. Фактически есть учебное заведение, где такой курс действительно изучается.

Преподаватель и писатель Тал Бен-Шахар ведет в Гарвардском университете курсы Позитивной психологии и Психологии Лидерства, ставшие одними из самых популярных в истории Университета. Тал Бен-Шахар утверждает, что мы можем научиться быть более счастливыми точно так, как мы можем научиться водить машину или говорить на иностранном языке.

10 советов, как быть счастливым от доктора Тал Бен-Шахара

1. Осознайте все то, что делает вас счастливыми

Существует хорошая и простая техника, как это сделать.

Возьмите листок бумаги и завершите следующее предложение: «Чтобы привнести в мою жизнь 5% счастья…»

Думайте скорее о новом опыте, а не о вещах. Миллион долларов вряд ли сделает вас счастливыми.

Но может это будут: возможность провести больше времени со своей семьёй, кругосветное путешествие, финансовая стабильность.

Доктор Тал Бен-Шахар предполагает, что мы можем начинать с достаточно скромных пожеланий.

2. Сочетайте удовольствие и смысл

У Аристотеля была великолепная концепция, называемая «золотая середина».

Он верил, что мы должны стремиться к середине между двумя крайностями.

Это кажется довольно разумным, однако когда дело доходит до каждодневных жизненных выборов, мы часто забываем следовать его мудрому совету.

Рассмотрим это на примере еды. Мы часто стремимся употреблять продукты, которые, с одной стороны, доставляют нам быстрое удовольствие, но с другой – впоследствие заставляют испытать чувство вины (например, для некоторых это могут быть конфеты или пирожные).

Или мы обращаемся к другой крайности, решаем сесть на строгую диету и есть только низкокалорийную, маложирную и невкусную еду.

Что предлагает Бен-Шахар?

Не нужно выбирать одну или другую крайность. Мы можем найти то, что, в конце концов, является для нас одновременно вкусным и здоровым.

Он говорит:

«УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ПОСТОЯННОЙ ПОТРЕБНОСТИ В СЧАСТЬЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ, ЧТО МЫ НАСЛАЖДАЕМСЯ ВСЕМ ПУТЁМ В ТОМ НАПРАВЛЕНИИ, КОТОРОЕ МЫ РАССМАТРИВАЕМ КАК ЗНАЧИМОЕ. СЧАСТЬЕ, ПОЭТОМУ, НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕМ-ТО, ЧТО НАХОДИТСЯ НА ВЕРШИНЕ ГОРЫ ИЛИ БЕСЦЕЛЬНЫМИ БЛУЖДАНИЯМИ ВОКРУГ ГОРЫ: СЧАСТЬЕ – ЭТО ОПЫТ ВОСХОЖДЕНИЯ К ВЕРШИНЕ».

3. Не превращайте счастье в вашу ультимативную цель

Вы не будете счастливыми, если вы сделаете или получите что-то, потому что счастье – это не конечное состояние. Это что-то, над чем мы должны постоянно работать в течение всей своей жизни.

Бен-Шахар убеждён, что мы можем становиться счастливее каждый день, вместо того, чтобы отдавать наше счастье в руки других людей или искать его во внешних событиях и материальных вещах.

4. Создавайте традиции

Существует ли ритуал счастья? Профессор Гарвардского Университета убеждён, что да.

Для него таким ритуалом стало ведение «Журнала благодарностей», в который он каждый день перед сном записывает по пять вещей, за которые он чувствует благодарность.

Ваш ритуал счастья может не требовать ведения журнала.

Может быть, вам нравится осуществлять прогулку после обеда или молиться в течение 15 минут в день.

5. Представьте себя в возрасте 110 лет

Оглянитесь на свою жизнь: какой совет вы дали бы самому себе более молодому? Какие важные уроки вы вынесли? Какие тривиальные, негативные, поверхностные вещи не стоят вашего времени и усилий?

Если вам удаётся посмотреть на своё настоящее под этим углом зрения, многое становится на свои места.

6. Упрощайте свою жизнь

Распределяйте свою занятость так, чтобы высвободить время для целей и достижений, которые делают вас более счастливыми.

Спросите себя, что вы можете не делать, чему можете сказать «нет»?

Освободите своё сознание от эмоционального мусора. Упростите свои рутинные дела. Перестаньте жить с чувством того, что вам не хватает времени.

Такое состояние делает невозможным получение удовольствия или полное погружение в те занятия, которые делают вас счастливыми.

7. Помните о тесной связи телесного и сознания

Вы обращали внимание, когда вы чувствуете себя бодрым и полным сил? Большинство людей не обращало. Они воспринимают своё здоровье как нечто естественное.

Однако когда что-то в нашем теле вдруг нарушает своё нормальное функционирование, невозможно игнорировать настойчивые мысли о болезненном состоянии. Мы думаем об этом. Говорим об этом.

Мы чувствуем, что это влияет на наше настроение, отношение к жизни, наше взаимодействие с людьми.

Так что если вы хотите сохранять своё сознание позитивным, позаботьтесь о своём теле.

Высыпайтесь, обратите внимание на своё питание, регулярно делайте физические упражнения.

8. Принимайте собственные эмоции

Принимайте не только положительные эмоции, такие как удовольствие и энтузиазм, но и такие эмоции, как злость, ярость, беспокойство, печаль.

Не пытайтесь отрицать их или бежать от них. Ожидание постоянного счастья нереалистично и абсолютно невозможно.

Бен-Шахар также убеждён, что такое ожидание приведёт только к большему расстройству и ощущению отсутствия счастья.

9. Начинайте со своего отношения

Если не рассматривать крайние случаи, наше счастье в основном определяется тем, на чём мы концентрируем наше внимание и как мы решаем относиться к внешним событиям .

Если мы концентрируемся на чём-то, что злит, раздражает или пугает на с, мы словно «подпитываем» эти эмоции и подсознательно ищем другие пусковые механизмы, которые делают нас даже более озлобленными или испуганными.

Быстрейший путь разрушить этот негативный круг – направить свои мысли в другое русло и «научить» своё сознание извлекать положительные уроки из любых ситуаций.

10. Превратите счастье в свою универсальную валюту

Именно счастье, а не деньги, связи или социальный статус должно стать той ценностью, которой можно измерить нашу жизнь.

Если мы ощущаем свои дни как бессмысленные и пустые, то стоит задать себе вопрос – на что мы разменяли своё счастье?

Ответ на этот вопрос – ключ к нашей удовлетворённости от жизни и саморазвитию.

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Предисловие

Все мы живем для одной лишь цели - быть счастливыми; наши жизни такие разные, но такие похожие.

Анна Франк

Я начал вести семинар по позитивной психологии в Гарварде в 2002 году. На него записались восемь студентов; двое очень скоро перестали посещать занятия. Каждую неделю на семинаре мы искали ответ на вопрос, который я считаю вопросом вопросов: каким образом мы можем помочь себе и другим - будь то отдельные индивидуумы, коллективы или общество в целом - стать счастливее? Мы читали статьи в научных журналах, проверяли разнообразные идеи и гипотезы, рассказывали истории из собственной жизни, огорчались и радовались, и к концу года у нас возникло более ясное понимание того, чему может нас научить психология в стремлении к более счастливой и полноценной жизни.

На следующий год наш семинар стал популярен. Мой наставник Филип Стоун, который первым познакомил меня с этой областью знаний и к тому же был первым из профессоров, кто стал преподавать позитивную психологию в Гарварде, посоветовал предложить лекционный курс по этой теме. На него записались триста восемьдесят студентов. Когда в конце года мы подводили итоги, свыше 20 % слушателей отметили, что «изучение этого курса помогает людям улучшить качество жизни». И когда я предложил его еще раз, на него записались 855 студентов, так что курс стал самым посещаемым во всем университете.

Такой успех едва не вскружил мне голову, но Уильям Джемс - тот самый, который более ста лет назад заложил основы американской психологии, - не дал мне сбиться с пути. Он вовремя напомнил о том, что нужно всегда оставаться реалистом и попытаться «оценить стоимость правды в звонкой монете эмпирики». Наличная ценность, в которой так нуждались мои студенты, измерялась не в твердой валюте, не в размерах успеха и почестей, а в том, что я позднее стал называть «всеобщим эквивалентом», поскольку это и есть та конечная цель, к которой устремлены все остальные цели, - то есть счастье.

И это были не просто отвлеченные лекции «о хорошей жизни». Студенты не только читали статьи и штудировали научные данные по этому вопросу, я еще просил их применять пройденный материал на практике. Они писали эссе, в которых пытались побороть страхи и размышляли над сильными сторонами своего характера, ставили перед собой амбициозные цели на ближайшую неделю и на ближайшее десятилетие. Я призывал их рискнуть и попробовать найти свою зону роста (золотую середину между зоной комфорта и зоной паники).

Лично я не всегда был способен найти эту золотую середину. Будучи от природы застенчивым интровертом, я чувствовал себя довольно комфортно в первый раз, когда проводил семинар с шестью студентами. Однако в следующем году, когда мне пришлось читать лекции почти четыремстам студентам, это, конечно же, потребовало от меня изрядного напряжения. А когда на третьем году моя аудитория более чем удвоилась, я не вылезал из панической зоны, особенно с тех пор, как в лекционном зале стали появляться родители студентов, их бабушки и дедушки, а потом и журналисты.

С того дня, как газеты «Harvard Crimson», а затем и «Boston Globe» растрезвонили о том, какой популярностью пользуется мой лекционный курс, на меня обрушилась лавина вопросов, и так продолжается до сих пор. Уже некоторое время люди ощущают новаторство и реальные результаты этой науки и не могут понять, почему так происходит. Чем можно объяснить бешеный спрос на позитивную психологию в Гарварде и в других университетских городках колледжа? Откуда взялся этот растущий интерес к науке о счастье, который стремительно распространяется не только в начальных и средних школах, но и среди взрослого населения? Не потому ли, что в наши дни люди сильнее подвержены депрессии? О чем это свидетельствует - о новых перспективах образования в XXI веке или о пороках западного образа жизни?

В действительности наука о счастье существует не только в западном полушарии, и зародилась она задолго до эпохи постмодернизма. Люди всегда и везде искали ключ к счастью. Еще Платон в своей Академии узаконил преподавание особой науки о хорошей жизни, а его лучший ученик, Аристотель, основал конкурирующую организацию - Лицей - для пропаганды собственного подхода к проблемам личностного развития. За сто с лишним лет до Аристотеля на другом континенте Конфуций переходил из деревни в деревню, чтобы донести до людей свои наставления о том, как стать счастливым. Ни одна из великих религий, ни одна из универсальных философских систем не обошла стороной проблему счастья, будь то в нашем мире или в загробном. А с недавних. пор полки книжных магазинов буквально ломятся от книг популярных психологов, которые к тому же оккупировали огромное количество конференц-залов по всему миру - от Индии до Индианы, от Иерусалима до Мекки.

Но при всем том, что обывательский и научный интерес к «счастливой жизни» не знает границ ни во времени, ни в пространстве, наша эпоха характеризуется некоторыми аспектами, не известными прежним поколениям. Эти аспекты помогают понять, почему спрос на позитивную психологию в нашем обществе столь высок. В Соединенных Штатах на сегодняшний день количество депрессий в десять раз выше, чем это было в 1960-х годах, а средний возраст наступления депрессии - четырнадцать с половиной лет, тогда как в 1960 году он составлял двадцать девять с половиной лет. Опрос, недавно проводившийся в американских колледжах, свидетельствует о том, что почти 45 % студентов «настолько подавлены, что им стоит большого труда справляться со своими повседневными обязанностями и даже просто жить». Да и другие страны практически не отстают в этом от Соединенных Штатов. В 1957 году 52 % жителей Великобритании заявляли, что они очень счастливы, тогда как в 2005 году таковых нашлось только 36 % - несмотря на то что на протяжении второй половины столетия британцы утроили свое материальное благосостояние. Наряду с быстрым ростом китайской экономики стремительно растет число взрослых и детей, которые страдают от нервозности и депрессии. Как заявляют в китайском министерстве здравоохранения, «состояние душевного здоровья детей и молодежи в стране действительно внушает опасения».

Одновременно с повышением уровня материального благосостояния растет и уровень подверженности депрессии. Несмотря на то что в большинстве западных стран, да и во многих странах на Востоке, наше поколение живет богаче, нежели их отцы и деды, счастливее от этого мы не становимся. Ведущий ученый в области позитивной психологии Михай Чиксентмихайи задается элементарным вопросом, на который не так-то просто найти ответ: «Если мы такие богатые, то почему мы такие несчастные?»

До тех пор пока люди свято верили, что полноценная жизнь немыслима без удовлетворения основных материальных потребностей, каким-то образом оправдать свое недовольство жизнью было не так уж трудно. Однако ныне, когда минимальные потребности большинства людей в пище, одежде и жилье уже удовлетворены, у нас больше не осталось общепринятых аргументов нашего недовольства жизнью. Все больше и больше людей пытаются разрешить этот парадокс - ведь складывается впечатление, что свою неудовлетворенность жизнью мы купили за свои же деньги, - и многие из этих людей обращаются за помощью к позитивной психологии.

Почему мы выбираем позитивную психологию?

Позитивная психология, которую чаще всего определяют как «науку об оптимальном функционировании человека», была официально провозглашена самостоятельной отраслью научных исследований в 1998 году. Ее отец - президент американской Психологической ассоциации Мартин Селигман. Вплоть до 1998 года наука о счастье, то есть о том, как улучшить качество нашей жизни, в значительной степени была узурпирована популярной психологией. В те времена разразился самый настоящий бум семинаров и книг по этой тематике, которые иногда были по-настоящему интересны и пользовались в народе заслуженным успехом. Однако большинство таких книг (хотя далеко не все) были слишком легковесны. Они обещали пять простых путей к счастью, три тайны быстрого успеха и четыре способа встретить прекрасного принца. Как правило, ничего, кроме пустых обещаний, в них не было, и за эти годы люди разуверились в самой идее самосовершенствования с помощью книг.

С другой стороны, у нас есть академическая наука с ее статьями и исследованиями, вполне содержательными и способными ответить на вопрос по существу, но до обычных людей они не доходят. Как я понимаю, роль позитивной психологии должна заключаться в том, чтобы перекинуть мост между обитателями «башен из слоновой кости» и жителями какого-нибудь маленького американского городка, между строгостью академической науки и занимательностью популярной психологии. Такова же и цель этой книги.