Карта чаэс со спутника. Зоны отчуждения Чернобыльской АЭС: список, фото, площадь. История строительства чаэс

Многие считают, что survival-игры получили свою популярность по каким-то необъяснимым причинам. Вроде сюжета нет, большинство проектов никогда , а те, что выходят, выглядят совсем далеко от идеала. Однако, востребованность жанра «выживалок» вполне обоснована - пользователи хотят отказаться от комфорта и попробовать себя в роли героя-одиночки, избранного жителя нашей планеты. В реальной жизни вам бы точно не захотелось прятаться от мороза в развалинах, разводить костёр и сражаться с волками за кусок мяса. В виртуальном мире - совсем другое дело.

Помимо этого, громадная часть игр про выживание наделена продвинутой системой крафта и построек. Каждый из нас хотел домик на дереве или свой личный бункер, а если для этого нужно лишь таскать в руках виртуальный молоток и собирать камни, то строительство вовсе приобретает иной смысл. Вам дают возможность собирать древесину, строить из неё свой небольшой уютный домик, а потом защищать его от других выживших всеми возможными способами, наслаждаясь «крепостью».

Плюс, есть некоторые мелкие детали, на которые сразу и не обращаешь внимания. В такого рода играх в 95% случаев нет сюжета, нет кат-сцен и нужды изучать историю, персонажей и прочие занудные для кого-то вещи. Не каждый любит проекты со сложным сюжетом, кому-то хочется исключительно играть, действовать. Добавляем сюда возможность играть с друзьями в кооперативе или мультиплеере и получаем идеальный вариант для времяпровождения.

Конечно, далеко не все продукты про выживание стоят вашего внимания - в некоторых помимо скучных игровых механик и багов вовсе ничего нет, а некоторые являются настолько «альфа-версиями», что даже загружать не хочется. Я решил отобрать самые увлекательные варианты игр про выживание, на которые ценителю жанра стоит обязательно обратить своё внимание. И, конечно, обязательно пишите про свои любимые проекты - будем расширять кругозор друг друга.

Rust

На момент анонса симулятора Rust многие были уверены, что эта игра станет настоящим прорывом в игровой индустрии. Создатели обещали нам огромный виртуальный мир, множество занятий и необходимость выживать в суровых условиях. После выхода продукта в стадию раннего доступа стало понятно, что ничего такого не случится - масса багов и читеров помешали проекту стать шедевром в жанре, но чем-то новинка пользователей зацепила. На данный момент продано 5,5 млн копий Rust, есть масса пользовательских серверов, модификаций и отзывчивое сообщество, готовое вам помочь в любом вопросе.

Как и во всех играх этого жанра, вам нужно бороться за выживание. Однако, сам виртуальный мир не так досаждает геймеру, как другие игроки и небольшое количество багов. Конечно, здесь есть проблема с жаждой и едой для персонажа, он может страдать из-за низких температур и атак диких животных. Но, куда больше проблем доставляют пользователи, которые уже успели «прокачаться» и теперь мешают другим узнавать этот виртуальный мир. А ведь здесь можно строить дома и крафтить себе одежду с оружием! В плане игровых механик Rust реализовали очень круто, имеется действительно много интересных процессов.

Создатели проекта вдохновлялись Minecraft и DayZ. На начальной стадии проект больше напоминал именно DayZ, но потом, постепенно, разработчики свернули в сторону крафта, построек и всего в таком духе. Нужно добывать дерево и камни, строить из этого дом, потом начинять его разными предметами и мебелью, чтобы отправиться за очередной порцией ресурсов и создать что-то более крутое. Можно играть в компании друзей, тогда даже более весело и увлекательно получается. Да и обороняться от опасных противников намного проще. Несмотря на уйму багов и некоторые недоработки, игра является одной из лучших в своём жанре.

Особенности:
  • можно строить дома;
  • присутствует крафт;
  • есть огромное разнообразие оружия;
  • можно веселиться в компании друзей.
Может не понравиться:
  • враги бегают голышом;
  • читеры;
  • стоит $35.

Subnautica

Когда в сети появились первые скриншоты и трейлер Subnautica, фанаты игр про выживание отправились в Steam и добавили продукт в список желаемого. Разработчики смогли всего в паре-тройке картинок объяснить суть игрового процесса, который на фоне конкурентов по жанру смотрелся в разы интереснее. Если посмотреть на современные популярные проекты жанра survival, то вы увидите массу однотипных реализаций. Добываете дерево с камнями, строите из этого здания, воюете с другими игроками и наслаждаетесь этим процессом, пока команда разработчиков исправляет баги и добавляет контент.

С Subnautica всё получилось совершенно иначе. Это полноценная игра с сюжетом и уникальным виртуальным миром. Наш герой терпит крушение на своём громадном космическом корабле. Вместо того, чтобы добраться до нужной ему планеты, он оказывается в небольшой спасательной шлюпке посреди водных просторов. Здесь нет ничего, кроме воды. Во всяком случае на горизонте суши не видно. Вся планета покрыта водой. Что делать и как дальше быть? Если проникнуться ситуацией и представить себя на месте этого персонажа, то прямо дрожь пробирает - везде вода, в ней плавают неизвестные существа и нет вообще никаких шансов на выживание. Или есть?

Помимо нестандартного виртуального мира, нам также дают возможность попробовать крутые механики, ранее плохо реализованные в других проектах, даже вне жанра «выживалок». Нужно погружаться под воду и контролировать запас кислорода, ловить небольших рыбок и фильтровать воду, искать ресурсы для сбора самых необходимых инструментов. При этом, обязательно обходите стороной всех больших хищников, старайтесь пробираться вглубь планеты, искать платформу для постройки базы. Масса инструментов, оружия и разнообразие обитателей «водной» планеты делают игру одной из лучших в жанре.

Особенности:
  • планета без суши;
  • выживание приобретает совсем иной вид;
  • масса подводных жителей;
  • крафт с элементами логики;
  • имеется сюжетная составляющая.
Может не понравиться:
  • в начале игры очень страшно нырять в океан;
  • не дают заплыть в огромный корабль;
  • жаль рыбок.

The Long Dark

Игра The Long Dark очень понравилась игрокам и профильным СМИ за предельную реалистичность игрового процесса. Создатели виртуального мира поставили на первое место именно выживание, а не крафт и покраску оружия в новый цвет. Наш герой может умереть, если пойдёт спать с пустым желудком, ведь здесь есть механика калорий - они расходуются даже если вы отдыхаете на кровати. Персонаж может замёрзнуть, есть выйдет на вьюгу в порванном пуховике и без рукавиц, его могут съесть более ушлые дикие звери, которым холода и снег не так страшны, как обычному человеку. Опасность исходит отовсюду, но нам нужно не падать духом и двигаться дальше.


Разработчики даже добавили сюжет, чтобы у вас было понимание цели выживания. Не сказать, что у нас прямо драматургия намечается и персонаж будет стремиться к чему-то определённому, но история у героя есть. Канада, в параллельной вселенной, погибла от экономического кризиса и перешла под крыло США. Однако, Америка решила не помогать пострадавшей стороне, а высосать все природные ресурсы и бросить страну в разрухе. Постепенно всё покрылось снегами, люди либо ушли отсюда, либо погибли без еды. Наш же пилот попадает сюда волею судьбы, пытаясь отыскать подругу молодости. Интересно, правда?

Проект привлекает в первую очередь своей сложностью и вниманием к деталям. Ваш персонаж будет замерзать, нужно постоянно находить укрытие и разводить костры, нужно добывать пищу и спать. Плюс, одежда здесь изнашивается и рвётся, её нужно латать, иначе от холода не спастись. Вокруг только снег, лёд и разрушенные дома, никто не ждёт вас с распростёртыми объятиями, а вокруг ещё и злые волки бегают. Да и не только волки. Учитывая наличие сюжета и столь реалистичной модели выживания, игра вполне заслужила своё место в топе лучших игр жанра survival. Правда, она одиночная и вместе с друзьями по льдам не побегаешь.


Особенности:
  • есть сюжет;
  • красивая графика и понятный интерфейс;
  • реалистичное выживание;
  • масса врагов.
Может не понравиться:
  • слишком скучное обучение;
  • сюжет полноценным не назовёшь.

ARK: Survival Evolved

Я видел ещё на момент выхода проекта в режим раннего доступа. Уже тогда было понятно, что это игра с удивительным виртуальным миром и идеей, которая больше нигде не реализована. Нам нужно выживать вместе с динозаврами на просторах какой-то вымышленной локации, где лаконично вписаны современные технологии и добыча камней с древесиной самым первобытным образом. Здесь можно строить дома и бороздить водные просторы, можно летать на прирученном динозавре и воевать в свободное от работы время. Разве не об этом мы мечтали?


На момент появления игры на своём компьютере я получал 13 FPS на низких настройках и видел камни лишь в тот момент, когда подходил к ним практически в упор. Сейчас продукт оптимизировали и довели до ума, можно играть с удовольствием и комфортом. Мы начинаем свой путь на побережье, без еды, воды и каких-либо предметов для выживания. Нужно кулаками валить деревья и собирать камни, потом сооружать из этого всего инструменты, дабы опять рубить леса. В зависимости от множителя на сервере, вы будете либо постоянно строить и воевать, либо заниматься добычей ресурсов днём и ночью. Обязательно советую попробовать оба варианта, просто для контраста.

Благодаря сеттингу с динозаврами, виртуальный мир выглядит очень увлекательно и нестандартно. Вы можете приручить себе практически любого динозавра и летать над врагами, посыпая их бомбами. Можете построить громадный форт и хранить там ресурсы, строить печи и дома, чтобы жить вместе с друзьями и обороняться от других людей. Огромный набор предметов для крафта, улучшения персонажа и изучение рецептов требуют тьмы времени на освоение всех механик. И, что самое главное, всё это время вам не будет скучно, особенно если играете с друзьями. Хотя, на низких рейтах можно и одному спокойно строить домики, наслаждаясь пейзажами.

Особенности:
  • мир с динозаврами;
  • классная система строительства;
  • воевать очень увлекательно;
  • множество пользовательских серверов.
Может не понравиться:
  • массу механик нужно изучать самостоятельно, без обучения;
  • незнакомцы не планируют мирно сосуществовать.

State of Decay

Компания Microsoft решила поразить владельцев Xbox One уже второй эксклюзивной игрой в этом году - сначала вышла Sea of Thieves, теперь показали State of Decay. Оба проекта получились достаточно спорными и назвать их шедеврами нельзя, но потуги разработчиков придумать что-то интересное нельзя не отметить. Если в саге про морские приключения нам показали массу новых механик, то State of Decay дарит пользователю возможность побывать в мире «Ходячих мертвецов», только в роли главного героя, а не зрителя сериала. Думаю, вы уже догадались о чём идёт речь.

Мы будем выступать за персонажа, который выжил после апокалипсиса. Большинству населения планеты повезло не так сильно - они либо умерли, либо превратилось в зомби. Теперь по улицам ходят мёртвые враги, вокруг масса опасностей, а нам нужно всё это пережить и набрать ресурсов, чтобы двигаться дальше. Идея про нашествие зомби далеко не новая, но в последнее время её практически (ха-ха) никто не использовал, так что ощущения однотипности нет. У нас есть открытый мир, масса оружия и предметов экипировки. Даже средства передвижения обещают классные, с тюнингом и всеми делами.

Стоит сразу сказать, что здесь нет мультиплеера, продукт создавали для одиночного прохождения. Это, с одной стороны, круто, ведь вы можете играть в своё удовольствие и не переживать, что реальные игроки пустят пулю в затылок. С другой, иногда хочется в таком суровом мире встречать настоящих людей, общаться с ними или хотя бы воевать. Конечно, есть кооперативный режим, но играть в него можно исключительно с друзьями, иначе смысла нет, а найти команду друзей для покатушек по State of Decay будет проблематично. В остальном игра очень классно продумана, хорошо реализована и играть в неё будет интересно, пусть и без толпы реальных пользователей вокруг.

Особенности:
  • открытый мир;
  • зомби;
  • транспорт с тюнингом;
  • кастомизация персонажа.
Может не понравиться:
  • нет мультиплеера;
  • тема про зомби совсем не нова.

DayZ

В 2013 году, когда игра только увидела свет в виде беты с ранним доступом, аналитики игрового рынка пророчили проекту громадную прибыль и миллионы фанатов по всему миру. Однако, разработчики решили не сильно спешить и растеряли все свои преимущества. Продукты, основанные на особенностях игровых механик DayZ, вышли в свет в 2015-2017 годах и уже собрали свою базу геймеров, а «первооткрыватель» ещё не вышел из беты. Тем не менее, старожил попал в эту подборку лучших франшиз про выживание. Почему? Всё просто - вскоре немного позабытый продукт полностью переделают под новый игровой движок.


Создатели DayZ сообщили, что планируют в самое ближайшее время перевести своё детище на свой собственный движок. В версии 0.63 геймерам предоставят совершенно новую игру, которая будет заметно отличаться своими механиками от оригинального проекта. Помимо этого, создатели пообещали, что будут уделять внимание исключительно багам и недоработкам, тогда как новые возможности появятся уже после официального релиза. Конечно, при таком стаже разработки говорить про наличие багов вообще не очень прилично, но мы будем надеяться, что итоговый вариант действительно будет отполирован до блеска.

Данная игра попала в подборку авансом. Пока что говорить с уверенностью о популярности DayZ после патча нельзя. Фанаты уже позабыли, как выглядит этот виртуальный мир, и пошли покорять PUBG с другими . Конечно, очень хотелось бы увидеть старую-добрую DayZ с новыми механиками и стабильной работой, в которую вновь будут играть стримеры и обычные пользователи. Будем ждать и надеяться, что у разработчиков получится реализовать свою задумку и новый игровой движок действительно поможет проекту набрать обороты.

Особенности:
  • первопроходец в жанре;
  • новый игровой движок;
  • громадная армия фанатов.
Может не понравиться:
  • на данный момент не блещет популярностью.

Stranded Deep

Создатели этого проекта решили серьёзно подойти к сюжетной завязке - у нас есть полноценная история того, как главный герой попал в то место, где ему теперь суждено выживать. Мы летим в комфортабельном частном самолёте, однако что-то происходит и мы терпим крушение. Половину самолёта отрывает прямо в воздухе, но мы выживаем и просыпается наш персонаж уже в спасательной шлюпке. В руках весло, вокруг только вода и ничего больше, но вдалеке виднеется земля. Что же, будем плыть в ту сторону, пока акулы нас на обнаружили. Однако, добраться до острова не составляет большого труда, особенно если сравнить этот пусть с дальнейшим процессом выживания.


Традиционно для игр этого жанра, нам нужно искать еду и прочие припасы для жизни. Для этого можно брать в руки разные приспособления, которые вы соберёте заранее из подручных материалов. Можно охотиться на крабиков, рыбу и прочих подводных жителей. Главное, повторяюсь, не попадаться на глаза акулам, а то сами станем кормом. Помимо охоты нужно ещё дом себе построить, можно даже двухэтажный, накопить ресурсов для дополнительных предметов роскоши. В общем, впереди игрока ждёт путь от голодающего парня с веслом до процветающего жителя собственного острова.

Игровой процесс понравится ценителям условного реализма. Здесь нет особого внимания к деталям и следить, чтобы у вас кожа на солнце не обгорела, нет необходимости. Ночью тоже не замёрзнете. Нужно лишь кушать периодически, работать над благоустройством своего острова, иногда отправляться в глубь океана за необходимыми предметами и воевать с местными подводными хищниками. Благодаря большему уклону в казуальность, игра подойдёт большему кругу пользователей. Собственно, уже сейчас фанатов Stranded Deep довольно много, игра постепенно обрастает новыми функциями и элементами крафта, так что скучно не будет никому.


Особенности:
  • выживание на острове;
  • охота на крабиков;
  • война с акулами;
  • наличие сюжета;
  • довольно интересная система построек и крафта.
Может не понравиться:
  • казуальное выживание;
  • только одиночное прохождение.

The Forest

Большинство современных игр про выживания построены на добыче ресурсов, крафте и строительстве. Опасность представлена в форме природы, которая нещадно карает всех, кто не готов к катаклизмам и условиям обитания. Где-то морозы не дают расслабиться, где-то нужно бороться с отсутствием пищевой воды. Лишь в нескольких проектах нашей сегодняшней подборки серьёзную опасность представляют противники, будь то ИИ или реальные игроки. Тем The Forest и интересна - здесь вам одинаково важно добывать еду и обороняться от мутантов-каннибалов.


Совмещать хоррор с survival-жанром достаточно тяжело, но у разработчиков этой игры получилось очень даже неплохо. С момента выхода проекта в ранний доступ Steam было продано 3,8 млн копий, что для столь нестандартной реализации является головокружительным результатом. За четыре года разработки The Forest всё же добралась до релиза - обещают в апреле , после чего создатели «Леса» займутся портированием своего детища на платформу PlayStation 4. Думаю, владельцы японской приставки оценят это стремление команды Endnight Games Ltd покорить консольщиков.

В данном проекте наш герой попадает в лес, населённый каннибалами. Они являются какой-то мутированной формой человека и очень опасны для нас с вами. Сложность выживания в том, что вокруг вас лесная чаща, нет возможности куда-то выбраться или забраться в пещеру и переночевать. Выживать нужно с учётом того, что в любой момент из-за дерева могут выбежать парочку аборигенов. Ваша задача в том, чтобы днём строить себе укрытие, а ночью защищать его от атак хищников и мутантов. Будет сложно, враги поражают разнообразием и кровожадностью.


Особенности:
  • открытый мир в виде леса;
  • продвинутое строительство;
  • крафт и кастомизация персонажа;
  • большой ассортимент хищников;
  • враги каннибалы;
  • довольно гнетущая атмосфера хоррора.
Может не понравиться:
  • играть действительно страшно;
  • требуются крепкие нервы и устойчивая психика.

Hurtworld

Многие пользователи сравнивают эту игру с Rust из-за довольно схожих механик и визуальной составляющей, однако они сильно отличаются. В начале игры у вашего персонажа тоже нет ничего при себе - вы буквально просыпаетесь посреди пустыни, где нет ничего съедобного и нет укрытия от ветра, солнца и жары. Нашему персонажу нужно будет выживать в этих суровых условиях, собирая местные фрукты и тем самым утоляя голод. Кстати, если длительное время ваш герой будет недоедать, то он вполне спокойно отбросит коньки, образно выражаясь. Так что не теряйте время зря, пытайтесь найти фрукты или диких зверей, чтобы добыть мясо.

Помимо элементарных параметров выживания, вроде воды с едой, нашему герою нужно ещё разжигать костры, чтобы ночью не замёрзнуть, плюс прятаться от жары и так далее. Это наталкивает нас на мысль о собственном жилище, которое способно защитить геймера от всех ненастий. Конечно, построить особняк вам никто не даст, здесь сильно ограничены ресурсы, но у вас всегда будет возможность насобирать дерева и построить себе небольшую лачугу. Для этой местности роскошь не нужна, а крыша над головой вполне уместна и необходима. Правда, другие игроки могут вам позавидовать и попробовать забрать домик себе.

Да, игра многопользовательская, то есть бегать одному по здоровенному открытому миру нужды нет. Постоянно натыкаться на живых пользователей вы тоже не будете, мир устроен так, что другие выживающие персонажи попадаются не очень часто. При желании и наличии транспорта можно, конечно, разыскать пару-тройку уставших от жизни игроков, но воевать вы сможете далеко не сразу. Да и транспорт, пусть его и можно кастомизировать, тоже в руки попадает после длительного процесса накопления ресурсов. Отличный пример реализации проекта про выживание с приятными красками и визуальной составляющей.

Особенности:
  • хорошо продуман крафт;
  • неплохая система строительства;
  • есть оружие и транспорт;
  • многопользовательская игра.
Может не понравиться:
  • игроки не хотят дружить и строить общие домики.

H1Z1: Just Survive

Многие играли в «королевскую битву» под названием , которая вышла достаточно давно, но не пользовалась таким спросом, как сейчас PUBG. Разработчики параллельно создавали ещё и проект про выживание под названием H1Z1: Just Survive. Хотя и он не стал самым продаваемым в жанре, но определённую популярность среди геймеров поднабрал. Открытый виртуальный мир пережил зомби-апокалипсис (опять эти зомби!), после чего человечество осталось при минимальных ресурсах на выживание. Ваша задача в том, чтобы набрать достаточно провизии для жизни в этом опасном новом мире.


Создатели проекта заявили, что разрабатывали свой проект с упором на игровые механики, где зомби являются лишь второстепенной проблемой. Это же многопользовательская игра, где у каждого из жителей очень туго с едой, водой и припасами. Соотвественно, живые игроки будут приносить намного больше проблем - за пределами безопасной зоны вас будут поджидайте другие жители новой планеты, желающие убить вашего героя и забрать все его пожитки. Нужно иметь при себе оружие и умение стрелять, плюс придётся придерживаться определённых банальных правил выживания - не бегать на открытой местности, не разводить костры ночью, не шуметь.

H1Z1: Just Survive выглядит достаточно красиво и работает плавно, даже если у вас не самый мощный компьютер. Это большой плюс, так как большинство конкурентов по жанру ещё не вышли из режима раннего доступа и там все очень плохо со стабильностью кадров в секунду. Помимо этого, хотя продукт и не пользуется огромным спросом среди геймеров, здесь есть своё устоявшееся сообщество и подружиться будет с кем. Имеется открытый мир, возможность повоевать или скрытно исследовать локации, неплохо реализованы задания и сражения с зомби. Всё это уже ждёт фаната жанра, который не прочь испытать удачу в мире, где правят зомби.

Особенности:
  • большой опасный виртуальный мир;
  • воюем не только с зомби;
  • слабый, но всё же сюжет.
Может не понравиться:
  • опять этот зомби-апокалипсис;
  • физика требует доработки.

Raft

Классные игры получаются тогда, когда их делают с душой и без цели заработать. Raft создавали студенты как проект для университета, они разработали небольшой виртуальный мир с мальчиком на плоту. Когда этот продукт выложили в сеть, геймерам очень понравилась идея и реализация выживания в открытом океане, они скачали «демо-версию» 7 млн раз, а небольшая команда разработчиков решила развить свой студенческий проект до уровня полноценной игры. Совсем скоро , но уже сейчас можно сказать, что это одна из лучших игр про выживание.

Сама тематика, как вы могли заметить, ранее уже использовалась разработчиками игр этого жанра. Но, если в Subnautica сеттинг переносит нас в будущее с инновационными технологиями, то здесь у нас ничего такого нет. Мы оказались посреди океана на небольшом деревянном плоту, вокруг плавают акулы, хочется есть и пить, а спасения ждать неоткуда. Что же, будем выживать самостоятельно - добывать продукты питания, собирать обломки в океане, копить ресурсы для постройки большего плота и дополнительных построек на своём морском домике. Вариантов развития событий предостаточно, всё зависит лишь от вашей фантазии и желания творить.
Стоит отметить, что создатели продукта решили отойти от реалистичного выживания. Вы можете построить плот, который по площади превысит футбольное поле, построить там деревья (деревья!), многоэтажные здания, поставить печку, разводить огонь и так далее. Всё это, естественно, сделано ради более интересного игрового процесса, хоть реалистичность и теряется. У нашего героя есть враги под водой, но большей угрозой является голод, жажда и палящее солнце. Так что воевать с подводными жителями вы будете не так уж часто, хотя рано или поздно придётся вступить в бой с зубастым хищником.

Особенности: Может не понравиться:
  • плот площадью 100 м²;
  • разведение огня на деревянном плоту;
  • можно заточенной палкой забить акулу насмерть.

(4 оценок, среднее: 3,75 из 5)

Чернобыльская АЭС после аварии 1986 года

Чернобыль на карте занимает небольшой участок территории, однако его площадь составляет около 250 километров квадратных. Кроме того, этот город считается наиболее старым во всей зоне отчуждения, ведь он основан еще в 1193 году.

С самых истоков чернобыльский край записывал свою историю, встречая и Княжество Литовское, и Российскую империю, а также Польское королевство. Несмотря на то, что Чернобыль, так или иначе, находился под чьим-то влиянием, он жил своей жизнью, объединяя в себе множество национальностей и вероисповеданий. Поэтому здесь нельзя не сказать об интеркультурности города.

Нелегальная тропа в зону отчуждения

Авария на Чернобыльской АЭС 1986 года внесла значительные коррективы в привычную жизнь города. Кроме того, что были эвакуированы люди, Чернобыль на карте Украины, как и всей СССР, получил особую отметку. Теперь это место, обозначенное как зараженная территория с сильным радиоактивным загрязнением.

Согласно исследовательским данным, зона отчуждения в 1986 году была наиболее опасной и грязной. Говоря о 2018 году, радиация значительно отпустила свои позиции, но эта территория не становится безопасной на столько, чтобы там можно было жить. Периоды полураспада цезия и стронция к 2018 году уже закончились. Но в чернобыльской почве крепко засел плутоний, который не оставит землю еще более шести тысяч лет.

Карта радиационного загрязнения

Карта чернобыльской зоны отчуждения распространяется на тридцать километров. Ученые, которые отдали годы на изучение этой местности, считают, что наиболее радиоактивной остается десятикилометровая зона, а вот остальная часть потихоньку реабилитируется.

Время чтения примерно: 4 - 6 минуты

Авария на Чернобыльской АЭС произошла уже более 30 лет назад. Разрушение реактора привело к колоссальному выделению радиоактивных веществ в окружающую среду. Согласно официальной версии, за первые 3 месяца погиб 31 человек, а в последующие года эта цифра приблизилась к сотне. Всё ещё ведутся споры относительно того, что стало причиной катастрофы. Последствия произошедшего будут давать о себе знать ещё многие десятки, если не сотни лет. После аварии была установлена 30-километровая зона, откуда было эвакуировано почти всё население, и запрещено свободное перемещение. Вся эта территория так и застыла в 1986 году. Сегодня мы рассмотрим 7 самых интересных объектов в Чернобыльской зоне отчуждения.

Сегодня Припять не такой уж и «мёртвый город» — там регулярно организуются экскурсии, и разгуливают сталкеры. Припять считается советским городом-музеем под открытым небом. Это заброшенное место сохранило энергетику середины 80-х годов, чем и привлекает туристов со всего мира. Мы рассмотрим несколько самых интересных мест этого города.

Гостиница «Полесье» в своё время была визитной карточкой Припяти. Она расположена в центре города, рядом парк аттракционов, который отлично виден из её окон, а со смотровой площадки хорошо просматривается главная городская площадь и не менее знаменитый ДК «Энергетик». На крышу с каждым годом подниматься всё опаснее, т. к. она давно не в лучшем состоянии, но посетителей Зоны так и тянет прикоснуться к огромным буквам, составляющим название гостиницы.


В здании гостиницы был развёрнут штаб ликвидации последствий аварии. С крыши гостиницы прекрасно виден 4-й энергоблок , поэтому можно было корректировать действия вертолётов, которые тушили пожар.

В некоторых номерах встречаются полуразвалившиеся предметы интерьера. Вообще в Припяти в своё время неплохо поработали мародёры. Они вывозили технику, мебель, срезали батареи и забирали всё, что имело хоть какую-то ценность, даже не задумываясь, что всё это может нанести большой вред здоровью.

Как ни парадоксально, но даже сегодня гостиница принимает туристов, которые, конечно, приходят туда не для того, чтобы снять номер. Они любуются видами Припяти, знакомятся с особенностями советских апартаментов и поражаются деревьям, которые прорастают сквозь пол.

Этот искусственный водоём был создан для охлаждения реакторов станции. Пруд-охладитель находится на месте заброшенного карьера, нескольких небольших озёр и старого русла реки Припять. Глубина этого водоёма достигает 20 м. Посередине его разделяет дамба для лучшей циркуляции холодной и тёплой воды.

Сегодня пруд-охладитель находится выше уровня реки Припять на 6 метров, и поддерживать такой его в таком состоянии затратно. С учётом того, что станция больше не работает уровень воды постепенно снижают, а со временем водоём и вовсе планируется осушить . Это у многих вызывает опасение, ведь на дне лежит множество обломков реактора четвёртого энергоблока, высокоактивные топливные элементы и радиационная пыль. Однако негативных последствий можно избежать, если правильно рассчитать постепенное снижение уровня воды, чтобы оголённые участки дна успевали обзаводиться растительностью, которая будет препятствовать подъёму радиоактивной пыли.

Кстати, пруд-охладитель ЧАЭС – один из самых крупных искусственных водоёмов в Европе.

За состоянием пруда с ведется постоянное наблюдение, дабы оценить, как его экосистема пострадала от радиационного воздействия. Разнообразие живности хоть и поубавилась, но не исчезло совсем. Сегодня в пруду вполне можно поймать нормальную на вид рыбёшку, но в пищу её употреблять не рекомендуется.

ДК Энергетик

Вернёмся в центр Припяти. На главную площадь города смотрит дворец культуры «Энергетик», который наряду с гостиницей «Полесье» является обязательным к посещению.

Логично предположить, что в этом здании сосредотачивалась вся культурная деятельность города . Здесь собирались кружки, проводились концерты и спектакли, а по вечерам устраивались дискотеки. В здании был свой спортзал, библиотека и кинотеатр. ДК был излюбленным местом молодёжи Припяти.


Сегодня там ещё можно найти остатки мраморной плитки, которой было облицовано здание, витражи и мозаику. Несмотря на разруху, в здании ещё сохранился тот знаменитый дух советской эпохи.

Городской парк развлечений в Припяти

Пожалуй, самой известной достопримечательностью Припяти является городской парк развлечений с его колесом обозрения. Стоит отметить, что это одно из самых заражённых мест города , но когда-то в парке то и дело слышались восторженные детские голоса.

Машинки, качели, карусели, лодочки и прочие атрибуты парка развлечений уже никогда не будут использованы по назначению, но среди многочисленных туристов и сталкеров они пользуются популярностью в качестве своеобразной достопримечательности.

Колесо обозрения успело стать символом уже опустевшей Припяти. Интересно, что оно так и не было введено в эксплуатацию. Его должны были открыть 1 мая 1986 года, но за 5 дней до этого произошла авария на ЧАЭС…

ЧАЭС

Сегодня за определённую сумму денег вы можете побывать на территории самой ЧАЭС. Там вы увидите, как проходит строительство «Арки» , которая должна накрыть 4-й энергоблок вместе со старым саркофагом. В самом здании электростанции вы сможете пройти по «золотому коридору», ознакомится со щитом управления реактором, а так же узнать, как вообще работала ЧАЭС. Обычные экскурсии ограничиваются только пребыванием туристов невдалеке от станции.


Арка должна накрыть весть 4й энергоблок

Конечно, нелегальные путешественники проникнуть в сердце Зоны не могут – всё надёжно охраняется. Однако станция и возводящаяся «Арка» прекрасно видны с многоэтажек Припяти. Каждый уважающий себя сталкер обязательно запечатлевает на фото вид на ЧАЭС.

Кстати, на территории станции сейчас работают около 4000 человек. Они занимаются строительством «Арки» и работами по снятию энергоблоков с эксплуатации.

Рыжий лес

Этот участок леса, расположенный невдалеке от ЧАЭС, во время аварии принял на себя самую большую долю радиоактивной пыли , что привело к гибели деревьев и окрашиванию их листвы в буро-красный цвет. Примечательно, что ферменты деревьев вступали в реакцию с радиацией, из-за чего по ночам в лесу наблюдалось свечение. В рамках дезактивации «Рыжий лес» был снесён и захоронен. Сегодня деревья снова разрастаются, конечно, уже имея нормальный цвет.


Тем не менее, сегодня встречаются молодые сосны с признаками мутаций. Это может выражаться в чрезмерно или, наоборот, в недостаточной ветвистости. Некоторые деревья, достигнув возраста около 20 лет, так и не смогли вырасти выше 2 метров. Хвоя на соснах тоже может выглядеть замысловатым образом: она может быть удлинённой, укороченной или вовсе отсутствовать.

Кстати, оставшиеся энергоблоки ещё работали некоторое время. Последний отключили в 2000 году.

Неприятное ощущение может складываться от могильников, где были закопаны снесённые деревья. Курганы и торчащие из земли ветки у многих вызывают неприятнее ассоциации.


Интерес вызывают и остатки незахоронённых деревьев. Подобный вид ярко свидетельствует о том, как природа может пострадать от человеческой деятельности. Этот участок – пожалуй, одно из самых печальных мест Зоны отчуждения.

Дуга

Объект представлен огромным комплексом антенн. Эта радиолокационная станция выполняла задачу по обнаружению пусков межконтинентальных баллистических ракет. Наши военные могли увидеть американскую ракету, фактически заглянув за горизонт. Отсюда и название «Дуга». Для обеспечения работы комплекса было необходимо около 1000 человек, поэтому и был организован небольшой городок для военных и их семей. Так и возник объект «Чернобыль-2» . До аварии установка использовалась всего несколько лет, а после – была заброшена.

Радиолокационные антенны являются советской инженерной мысли. По некоторым данным строительство «Дуги» обошлось в два раза дороже, чем создание ЧАЭС. Западные страны были не в восторге от этой установки. Они постоянно жаловались, что она мешает работе гражданской авиации. Интересно, что «Дуга» создавала в эфире характерный стукающий звук, за что её прозвали «Русским дятлом».

Высота антенн достигает 150 м, а длина всей постройки около 500 м. Благодаря своим внушительным размерам установка видна практически из любой точки Зоны .

Природа постепенно разрушает постройки объекта «Чернобыль-2». Но сама «Дуга» ещё простоит не один год, если, конечно, украинские власти (или какие другие) не захотят пустить в расход тонны заражённого металла, как это случилось с автопарком, который был задействован при ликвидации последствий аварии…

Многие сталкеры-руферы, не боясь охраны, которая патрулирует те места, забираются как можно выше на одну из антенн и запечатлевают чернобыльские пейзажи на фото.


В небезызвестной серии игр S.T.A.L.K.E.R. существует так называемая установка «Выжигатель мозгов», с которым и ассоциируется «Дуга», чем ещё больше привлекает искателей приключений.

Заключение

Чернобыльская зона отчуждения – несомненно, уникальное место на Земле, эдакий кусочек Советского союза в 21 веке. Очень печально, что город Припять был основательно разграблен мародёрами – могли хотя бы отделку не трогать, но нет – вытягивали даже проводку. Тем не менее, современному поколению важно относиться к Зоне не как туробъекту или месту, где можно увидеть места из игр, а как к напоминанию, что наши научные достижения могут оставить шрамы на Земле, которые будут заживать веками.

Владимир Яворивский, народный депутат, глава Временной депутатской комиссии по расследованию причин и последствий аварии на ЧАЭС:

Чернобыльская АЭС остается опасной, даже очень опасной. Объясняю почему. Во-первых, в Чернобыльской зоне до сих пор остается около 800 незахороненных временных хранилищ, которые уже существуют 28 лет. Это техника, зараженная высоким уровнем радиации, покинутые песчаные или болотные ямы. Они излучают высокий уровень радиации.

Второе. Есть проблема так называемого "рыжего леса", который рос вблизи самого реактора. Его называют рыжим, потому что все эти сосны изменили цвет под воздействием радиации после катастрофы.

Новый конфайнмент решит проблему радиации на ЧАЭС, но она останется и для потомков

Ну и третья проблема - это сам конфайнмент, который закрывает четвертый реактор. Он рассчитан на тот период, который уже давно закончился. Сейчас готовят вторую обшивку вокруг этого спрятанного реактора. Он очень тяжелый, это колоссальный вес, тысячи тонн бетона, а сама атомная станция построена в исключительно преступном месте, на болотистых грунтах Полесья, очень близко к грунтовым водам. И это возможное проседание очень опасно, ведь поверхностные воды могут проникнуть в основные подземные слои воды.

Я уже не говорю о самоселах, которые там живут, о самой этой тридцатикилометровой зоне с загрязненными лугами и водами.

Конечно, сохраняется опасность. Вы знаете, что даже был разгон реактора. Про него мало тогда говорили, это было еще в советские времена. То есть начиналась цепная реакция в четвертом реакторе, когда туда попадала вода. Сам же этот саркофаг негерметичный. Туда попадали вода, снег и так далее, и начался разгон цепной реакции. Хорошо, что его вовремя заметили и просто погасили.

Ну и сам по себе саркофаг является опасным, излучает радиацию все-таки. И там не установлено количество ядерного топлива, которое осталось.

Новый конфайнмент решит проблему радиации на ЧАЭС, но она останется и для потомков.

Я не являюсь специалистом в ядерной отрасли, но мне кажется, что построить хранилище для отходов было бы самым лучшим вариантом. Мы уже потеряли Припять, туда никто не вернется в ближайшие столетья. Потому логично хранилище строить там, а не загрязнять какое-то другое место. Но это уже пусть решают ученые.

Но хранилище нужно делать обязательно. У нас столько ядерных отходов! Все те капсулы с топливом, которые были в четвертом реакторе, и которые остались, - их же оттуда изъяли, и поставили их в хранилище ядерных отходов. Точно так же и от других реакторов, все это нужно где-то прятать.