Особенности работы с детьми овз в доу. Инклюзивное обучение детей с овз в доу комбинированного вида в условиях реализации фгос. Взаимодействие семьи и учебного учреждения по вопросам интеграции детей с ОВЗ в детский социум

Волшебная вода.

Задачи:

  1. Развитие тактильного восприятия: понятия холодный – теплый – горячий.
  2. Соотнесение понятия (температура) с сюжетной картинкой.
  3. Развитие слухового восприятия: различение неречевых звуков.
  4. Соотнесение действия и символического изображения (пиктограммы).
  5. Развитие умения выполнять действия по образцу.

Оборудование:

Ванна для игр с песком и водой, три бутылочки с холодной, теплой и горячей водой, картинки: зима, прорубь, ведро с водой; лето: речка, светит яркое солнышко; газовая плита с горящей конфоркой и на ней кипящий чайник, схематичные картинки – пиктограммы: чашка, кран с льющейся водой, душ, пловец в воде, мытье посуды и т.д. (Могут быть разные варианты пиктограмм).

Продолжительность:

15-20-25 минут.

Условия проведения:

Занятие может быть предварительно разбито на три части:

Работа с пиктограммами,

Знакомство с понятиями: холодный, теплый, горячий,

Различение неречевых звуков.

Каждая часть может быть самостоятельным занятием продолжительностью 10-15 мин.

Ход занятия:

Педагог сообщает ребенку о том, что они сегодня будут играть с водой. Спрашивает, любит ли ребенок играть с водой. Если ребенок не речевой, можно использовать формулировки: «Я знаю, ты любишь играть с водой», «Хочешь ли ты поиграть с водой?». Педагог спрашивает ребенка, где еще, кроме игр мы встречаемся (используем) воду?

Если ребенок говорит, то он отвечает и показывает соответствующую картинку. Если ребенок неречевой, он находит картинку, педагог называет изображение.

- «Воду мы пьем» - чашка,

- «Водой мы моем руки, лицо» - кран с водой,

- «Водой мы моемся, принимаем душ» - картинка с изображением душа,

- «В воде мы плаваем» - пловец и так далее (количество и набор картинок зависит от возможностей ребенка.

Бутылочка с холодной водой – холодно, ручки замерзли, неприятно.

Бутылочка с теплой водой – тепло, приятно рукам, можно поднести к щечкам и т.д.

Бутылочка с горячей водой – горячо, отдергиваем руку, опасно.

После того, как бутылочки обследованы, педагог просит ребенка выбрать и показать бутылочку с холодной водой, затем с теплой и горячей водой (идет закрепление понятий).

Педагог говорит, что он набрал эту воду в разных местах, только забыл, откуда какая вода. Ребенку предлагается рассмотреть картинки и соотнести температуру воды с сюжетом картинки.

Прорубь – холодная вода,

Лето, речка – теплая вода,

Чайник – горячая вода.

Ребенок рассматривает картинки, ребенком или педагогом проговаривается сюжет картинки, делаются выводы и расставляются бутылочки с водой к соответствующим картинкам. Еще раз закрепляются понятия: холодный, теплый, горячий.

Затем педагог говорит, что играть приятнее всего в теплой воде.

(Для более сохранных детей можно провести небольшой эксперимент: смешать холодную и горячую воду, чтобы получить теплую).

Педагог предлагает ребенку подойти к ванне с водой, опустить в нее руки. Опять уточняется температура воды (какая вода теплая, холодная или горячая, закрепляются понятия).

Педагог рассказывает ребенку, что вода может издавать разные звуки:

Вода капает – руки опускаются в воду, затем поднимаются и с них стекают капельки – кап – кап,

Вода журчит – из бутылки с водой выливается вода тонкой струйкой, журчит, как ручеек,

Вода плещется – в ванне с водой проводятся интенсивные движения руками, получаются волны,

Вода булькает – опускаем пустую бутылку в ванну, и набираем в нее воду, буль–буль и т.д.

Педагог показывает каждое действие ребенку, если ребенок не сможет сам повторить, то педагог ему помогает, возможна работа «рука в руку».

Предварительный просмотр:

День и ночь.

Задачи:

  1. Стимуляция всей сенсорной сферы:

Развитие зрительного восприятия, зрительного сосредоточения, закрепление сенсорных эталонов цвета, величины;

Развитие слухового восприятия, слухового сосредоточения,

Развитие тактильно-двигательных, тактильно-вибрационных ощущений.

2. Развитие общей и мелкой моторики.

3. Развитие пространственных представлений.

Оборудование:

Пузырьковая колонна с рыбками (далее – аквариум), панно «Звездное небо», люминесцентные лампы, «сухой душ» (можно использовать разные по цвету (например: зеленые – весна, лето или желтые, красные – осень) полоски ткани или различные по тактильным ощущениям), аудиозапись «Дыхание весны» или «Волшебство леса».

Продолжительность занятия:

15-20-25 минут.

Условия проведения:

Для маленьких детей и детей со сложной сочетанной патологией можно разбить занятие на две части: предварительно провести игру - занятие с аквариумом и отдельно с панно «Звездное небо», затем на последующем занятии соединить две части.

Ход занятия:

В «темной» комнате светло (подняты римские шторы или включен свет). Включена музыка.

Педагог предлагает ребенку пойти на прогулку в «волшебную» комнату. Обращает внимание ребенка, что в комнате светло. Они проходят через «волшебный лес» («сухой душ», проговариваются тактильные ощущения) и подходят к пузырьковой колонне с рыбками.

Педагог обращает внимание ребенка на колонну и говорит о том, что в «волшебной комнате» есть аквариум, а нем живут рыбки.

Аквариум выключен – рыбки отдыхают, спят. Педагог предлагает ребенку потрогать аквариум руками, говорит, что он холодный.

Педагог включает аквариум и обращает внимание ребенка на рыбок (они проснулись, плавают).

Внимание ребенка привлекается к рыбкам. Какие они? Большие и маленькие!

Покажи большую рыбу, покажи маленькую рыбку!

Какого цвета рыбки (желтые, синие, зеленые и т.д.)

Покажи рыбку желтого цвета (синего, зеленого и т.д.)

Найди и покажи маленькую желтую рыбку!

Найди и покажи большую зеленую рыбу! И т. д.

При работе с аквариумом можно закреплять сенсорные эталоны цвета и величины. Обратить внимание ребенка на изменяющийся цвет воды.

Какого цвета вода сейчас (красная, зеленая, желтая и т.д.)

Для маленьких детей и детей со множественными нарушениями возможно такое задание:

Поймай рыбку (ребенок проводит рукой по аквариуму вслед за движением рыбки). Это дает прекрасные тактильно-вибрационные ощущения, координирует работу глаз-рука.

В комнате постепенно выключается освещение или опускаются римские шторы.

Педагог обращает внимание ребенка, что пока они играли, стало совсем темно и нужно возвращаться домой. Педагог держит ребенка за руку или прижимает к себе, говорит, что дорогу домой они найдут по звездам.

Включается панно «Звездное небо». Педагог обращает внимание ребенка на звезды, говорит о том, что на небе много маленьких звездочек. Они разного цвета: белые и голубые.

Покажи белую звездочку;

Покажи голубую звездочку.

Педагог предлагает ребенку провести рукой по звездам (тактильные ощущение).

Посмотри, звездочка спряталась, ее нет (звезда закрывается рукой). Вот она появилась! (убираем руку). Предлагаем ребенку спрятать звездочку.

Включаются люминесцентные лампы и на потолке начинают светиться звезды. Комната преображается, приобретая «волшебство».

Педагог обращает внимание ребенка на то, что на небе загорелись большие звезды. Они освещают «волшебную» комнату и помогут найти путь домой.

Педагог и ребенок выходят из «темной» комнаты и делятся впечатлениями.

Предварительный просмотр:

Прогулка по волшебному лесу.

Задачи:

  1. Развитие перцептивных действий.
  2. Развитие общей и мелкой моторики.
  3. Развитие представлений о форме предмета.
  4. Развитие слухового восприятия, слухового сосредоточения.
  5. Развитие зрительного восприятия.
  6. Формирование бережного отношение к игрушкам, заботы о близких.

Оборудование:

Сенсорная тропа, игрушка Ежик, «Сухой душ», муляж яблока и гриба, шишки сосновая и еловая, игрушка «Шум дождя» или аудиозапись с шумом дождя, вентилятор.

Условия проведения:

Сенсорная комната (темная комната). Оборудование размещено с учетом последовательности проведения занятия.

Для ребенка с тяжелыми множественными нарушениями занятие может быть разбито на более мелкие части. Например:

1ч. – прохождение по сенсорной тропе (самостоятельно, со значительной поддержкой взрослого, проговаривая тактильные ощущения);

2ч. – прогулка по лесу тихому и в ветряную погоду, может быть вариант на коляске,

3ч. – встреча с ежиком (знакомство, обследование) и т.д.

Время занятия:

15-20 - 30 минут. (зависит от степени тяжести диагноза ребенка, его включенности, для «тяжелых» детей желательно индивидуально, для более сохранных - групповое.

Ход занятия:

В комнате светло.

Педагог предлагает ребенку пойти на прогулку в волшебный лес. Но чтобы туда попасть, нужно пройти по узкой дорожке. (Педагог обращает внимание ребенка на дорожку «Сенсорную тропу», объясняет, что дорожка узкая и нужно идти осторожно).

По уз-кой до-рож-ке

Топ-топ, топ-топ,

Ша-га-ют на-ши нож-ки

Топ-топ, топ-топ.

Ну-ка ве-се-ле-е

Топ-топ, топ-топ,

Вот как мы у-ме-ем,

Топ-топ, топ-топ.

(педагог, ведя ребенка за руку, медленно проговаривает четверостишие, останавливаясь на каждом элементе «Сенсорной тропы»)

По ровной дорожке

Побежали наши ножки.

(ребенок пробегает по ковролину). Можно пройти дорожку 2-3 раза, уже без поддержки воспитателя. При движении следовать ритму голоса.

Педагог обращает внимание на подвешенный к потолку «Сухой душ». Говорит, что это волшебный лес. Обращает внимание ребенка на ласково склонившиеся «ветви» деревьев, предлагает их потрогать руками, Обращает внимание на то, что они гладкие, шелковистые, приятные на ощупь. Ребенок проводит обследовательские действия самостоятельно или совместно с педагогом.

Затем, предлагается прогуляться по лесу (ребенок совместно с педагогом / или, повторяя действия педагога / или следуя инструкции, проходит несколько раз через «Сухой душ».

Педагог проговаривает свои ощущения / ребенок проговаривает свои ощущения.

Педагог начинает понемногу раскачивать «сухой душ», говорит о том, что в лесу дует ветер, он раскачивает деревья. Деревья раскачиваются сильнее и сильнее, проходить сквозь них становится все сложнее. (Можно на «сухой душ» направить вентилятор). Постепенно ветер стихает ….

Педагог и ребенок выходят из лесу на «полянку».

Педагог обращает внимание ребенка на игрушку – ежика, говорит, что ежик живет в лесу. Далее ребенок рассматривает игрушку, трогает ее, обращается внимание на колючую спинку ежа.

Педагог говорит, что ежик в лесу собрал угощение. Ребенку предлагается рассмотреть, что же в лесу нашел еж (яблоко, гриб, шишки). Педагог предлагает ребенку потрогать предметы, проводятся обследовательские действия, проговариваются тактильные ощущения, форма предметов. Например: яблоко круглое, гладкое; шишка овальная колючая и т.д.

В комнате становится темно на короткое время, слышится сначала тихий, затем более громкий шум дождя (используется игрушка «Шум дождя» или аудиозапись. (Педагог прижимает ребенка к себе, говорит, что бы он не боялся, что лес волшебный, он поможет спрятаться от дождя).

Включаются люминесцентные лампы, комната преображается, начинает светиться волшебный лес.

Педагог предлагает ребенку спрятаться от дождя в волшебном лесу. Напоминает о том, что ежику тоже холодно под дождиком и его нужно взять с собой под деревья.

Некоторое время педагог и ребенок пережидают дождь в волшебном лесу.

Затем звуки дождя стихают. В комнате зажигается свет.

Педагог / или ребенок рассказывает, что он видел, слышал и чувствовал на прогулке.

Педагог говорит, что прогулка по волшебному лесу закончилась, и пора возвращаться домой.

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Детский дом-интернат для детей с отклонениями в умственном развитии №1» Комитета по социальной политике

КОНСПЕКТ УРОКА (ЗАНЯТИЯ)

ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ

ТЕМА: «Путешествие к морю

(с элементами релаксации)»

Учитель-дефектолог: Алексеева Т.А.

г. Петродворец

Цели:

  1. Стимуляция тактильного и тактильно-двигательного восприятия.
  2. Коррекция общей и моторики.
  3. Снятие мышечного и психо - эмоционального напряжения.

Оборудование : «Сенсорная тропа», проектор РОМПА с колесом «Подводный мир», пособие «Шум океана», водная кровать, аудиозапись «Шум прибоя».

Продолжительность занятия : 15-20 минут.

Ход занятия :

Педагог рассказывает ребенку о том, что сегодня им предстоит путешествие к морю. Море очень большое, в нем плавает много красивых рыбок. «Чтобы добраться до воды, нам нужно пройти по дорожке», - (используется пособие «Сенсорная тропа», элементы с поролоном, шариками и крупой).

Элемент с поролоном – наши ноги ступили на травку, ногам приятно, мягко.

Элемент с шариками – на нашем пути галька, это мелкие гладкие камушки. Они твердые, неровные, немного колют ноги. Будь осторожен, держи равновесие, не упади.

Элемент с крупой – вот мы и дошли до песка, он приятно покалывает наши ноги, греет их, ногам приятно (на каждом элементе задерживаемся на непродолжительное время, проговариваем ощущения).

«Здесь на песке мы можем посидеть и отдохнуть».

Педагог показывает ребенку пособие «Шум океана» и предлагает рассмотреть подводный мир: «Посмотри, какие красивые рыбы, их много. Они разного цвета и размера. Покажи мне красную (желтую и т.д.) рыбку. Покажи мне самую большую (маленькую) рыбку. Наши рыбки плавают в море. Когда на море ветер, вода бьется о песчаный берег и шумит. Послушай, как шумят волны!» (используется пособие «шум океана», имитирующее шум волн, звуки то тихие, то более громкие).

«А сейчас, ты сам можешь покачаться на волнах. Устраивайся поудобнее (ребенок ложится на водную кровать, можно включить негромко аудиозапись «Шум прибоя»). «Потрогай кровать руками, она теплая, это вода нагрела ее. Почувствуй тепло всем телом» (педагог плавно покачивает ребенка на кровати).

«Как приятно качаться на волнах. Водичка теплая и ласковая. Набегающая волна плавно поднимает тебя вверх и опускает вниз. Тебе тепло и спокойно. Твое тело расслаблено и отдыхает … Качаясь на волнах, мы можем понаблюдать за жителями подводного мира (включается проектор). Мимо тебя проплывают красивые рыбы, медузы, вот спрятался маленький краб. А это морская звезда. Как приятно лежать, покачиваясь на волнах…»

Ребенок отдыхает, слушает музыку…

«Ты хорошо отдохнул, послушал шум волн, звуки моря, а сейчас нам пора возвращаться домой» (педагог помогает ребенку подняться с кровати, спрашивает о его впечатлениях, благодарит за участие в игре).

Предварительный просмотр:

«По кочкам» (с элементами релаксации)

Цели:

  1. Развитие тактильных ощущений.
  2. Развитие общей моторики.
  3. Развитие чувства равновесия.
  4. Развитие координации движений.

Оборудование:

«Сенсорная тропа», пуф «Мягкий остров», массажная тропа, мягкая игрушка – заяц, аудиозапись «Звуки леса».

Продолжительность занятия : 10-15 минут.

Ход занятия :

Педагог рассказывает ребенку о том, что зайка убегал от злого волка, заблудился в лесу и попал на небольшой остров. «Выбраться с острова зайка сам не может, давай поможем ему найти дорогу домой. Да вот беда, остров окружает опасное болото. Попасть на остров можно только, прыгая по кочкам (элементы «сенсорной тропы» расположены в произвольном порядке на небольшом расстоянии друг от друга). Нужно быть очень осторожным и аккуратным и прыгать только с кочки на кочку, а иначе можно промочить ноги и испачкаться в болоте».

Педагог показывает ребенку, как можно добраться до острова. Далее ребенок самостоятельно или с помощью педагога перепрыгивает с одного элемента на другой и добирается до островка. «А вот и наш зайчик. Он без нас скучал. Погладь его, скажи: не грусти, зайка, я тебе помогу». «Но прежде чем мы пойдем в обратный путь, нам нужно немного отдохнуть. Путь через болото был трудным. Полежи немного на нашем островке, отдохни, послушай, как поют птицы (включается аудиозапись «Звуки леса»). Ветер шелестит листвой деревьев…. Как приятно отдыхать в лесу… Наш островок мягкий и удобный …..»

«Вот мы и отдохнули, пора и в обратный путь собираться. Посмотри, от нашего островка ведет узенькая тропинка (массажная дорожка), мы можем по ней перейти через болото. Держи крепче зайчика и осторожно иди по тропинке. Она узкая, скользкая, внимательно следи за дорожкой, держи равновесие. Вот мы и выбрались из леса и зайку спасли. Какой ты молодец!» Педагог расспрашивает ребенка о его впечатлениях, не страшно ли было переходить болото, какой добрый поступок он совершил….


В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Привет, уважаемые друзья! У меня новость: наконец — то обратили внимание на детей и стали открываться группы для детей с ОВЗ в детских садах . Некоторые воспитатели не прошедшие курсы (по организация инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья) обескуражены тем, что воспитатели таких групп получают более высокую зарплату и дополнительные дни к отпуску. Сегодня я попытаюсь доходчиво объяснить, что собой представляет работа с этим контингентом деток и за что педагогам, которые прошли специальное инклюзивное обучение, даются некоторые привилегии.

Кстати, если кто хочет изучить нормативно-право вую базу по данному вопросу самостоятельно, могу порекомендовать пособие «Обучение детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО. Локальные правовые акты» , купить его можно на портале «Лабиринт.ру».

Итак, стоит отметить, что направление в группу для деток с ограниченными возможностями здоровья можно получить после прохождения специальной психолого-медико -педагогической комиссии и только по согласию родителей или опекунов малыша. Учитывая права ребенка на выбор формы и способа получения образования, специалисты могут лишь рекомендовать маме перевести малыша в специальную группу.

Дело в том, что иногда родители не замечают отклонений в поведении ребенка, которые свидетельствуют о наличии определенного заболевания, которое снижает его возможности получать образование обычным путем. Есть детки, которые родились с явными отклонениями по здоровью и развитию, а есть случаи, когда только по некоторым признакам, заметным специалисту, можно определить наличие какого-то дефекта.

Нужно быть очень внимательным к своим детям и при малейших подозрениях обращаться к специалистам. Ведь большинство незначительных дефектов развития и здоровья можно подкорректироват ь и забыть о них, но только при ранней диагностике.


Дети могут проходить обучение в коррекционной группе при наличии таких дефектов:

  • Нарушение слуха, зрения, речи;
  • Легкая задержка психического развития;
  • Негативные психические состояния;
  • Психопатоподобны е формы поведения;
  • Педагогическая запущенность;
  • Легкая двигательная патология;
  • Сложные формы аллергии;
  • Часто повторяющиеся общие заболевания.

Стоит отметить, что перечисленные патологии должны быть в легкой форме, если же патология тяжелой формы, ребенок просто физически не сможет находиться вне дома и без родителей.

Особенности работы с детьми, имеющими ограничения по здоровью

Нужно понимать, что независимо от состояния физического и психического здоровья ребенка, он имеет равные права на получение образования, как и другие ребята. Просто для деток с ОВЗ составляется индивидуальная программа развития и более глубокая направленность на развитие ребёнка.

В помощь и себе, и всем коллегам, которые работают или планируют работать в коррекционной группе, я подобрала тематические книги в том же «Лабиринте»:

  • «Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ» – это методическое пособие с рекомендациями по преодолению дефектов в развитии будет интересно всем заинтересованным лицам;
  • «Социально-комму никативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС» – компакт-диск серии «Педагогическая видеомастерская» содержит материалы по созданию такой развивающей среды, которая максимально раскроет потенциал каждого ребенка.

Дети с ОВЗ имеют право и должны воспитываться и развиваться в коллективе своих сверстников. Для этого создаются специальные группы или такие детки интегрируются в обычную группу в так называемом массовом детском саду (в отличие от специализированн ого). Кстати, пребывание деток с ОВЗ в садиках бесплатное.


Мне очень нравится выражение: создание безбарьерного развивающего пространства. Это емкая фраза, не так ли, которая характеризует главную задачу педагога, который работает с этим контингентом деток. Мы должны сделать все, чтобы малыши с ограничениями по здоровью могли получить полноценное дошкольное воспитание и образование в условиях обычного детского сада.

Главной особенностью работы с детками, имеющими ограничения по здоровью, является постоянное психологическое, медицинское и педагогическое сопровождение детей грамотными специалистами, которые тесно взаимодействуют между собой. Работа с этими малышами заключается во всестороннем поиске путей преодоления дефектов и полная социализация в обществе.

Воспитатели одни не могут решить проблему коррекции физических или психологических проблем малышей. Только вместе мы все преодолеем, в том числе и с помощью родителей. И это не только моё мнение, так считают многие специалисты с которыми мы были на .

Методическое подспорье для педагогов

Сегодня существуют разные формы самообразования, включая литературу, семинары, курсы и т.п. Как все успеть? Можно, не выходя из дому, пройти обучение онлайн и получить соответствующие сертификаты, которые не будут лишними в вашем портфолио.

Особенно выгодные предложения по семинарам я всегда нахожу в «УчМаге»:

  • «Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования» ;
  • «ФГОС НОО: коррекционно-пед агогическое сопровождение детей с ОВЗ» ;
  • «Специальное образование детей с особыми образовательными потребностями» ;
  • «Методы, приемы и формы работы с родителями по развитию и коррекционно-пед агогической помощи детям с ОВЗ» .

В чем трудности работы с не совсем здоровыми детками?

Дело в том, что для таких ребят характерна некоторая двигательная заторможенность или гиперактивность, недостаточная координация движений, плохая работоспособност ь, низкая социализация, интеллектуальная недостаточность, отклонения в познавательных процессах и т.п.


Обычно адаптация такого ребенка проходит с большими трудностями, поскольку налицо заниженная самооценка, различные страхи. Но при этом, как утверждают специалисты, один дефект компенсируется завышенным положительным качеством у таких деток. Например, плохо слышащие малыши отличаются острым зрением и большим интересом к ИЗО. А слабовидящие детки имеют отлично развитое так называемое шестое чувство.

Чтобы работать с этим контингентом воспитанников, мало быть просто воспитателем, имеющим стандартное дошкольное образование. Нужно пройти специальные курсы, самостоятельно изучить много литературы, изучить не только свои обязанности, но и вникнуть в психологию этих детей, понять особенности их физического состояния.

На каждого малыша с ОВЗ пишется характеристика каждым специалистом, который работает с ним. Проводится периодический мониторинг динамики развития ребенка, контроль здоровья, как физического, так и психологического.

Короче говоря, ведется очень трудная, но такая важная работа – коррекция дефектов здоровья ребенка.

Если говорить простым языком,то с детьми просто занимаются и учат не стесняться, а быть успешными в других видах деятельности среди сверстников. Воспитатель должен обращать внимание на способности ребёнка, воспитанникам группы.

Направления коррекционной работы с детками

С малышами, которые посещают коррекционную группу, занимаются по такому же принципу, что и с обычными детками, но с учетом особенностей данного контингента.

Так, большое внимание уделяется таким направлениям:

  • Развитие физического здоровья. Инструктор по физической культуре или по лечебной физкультуре разрабатывает на каждого малыша индивидуальную программу, которая предусматривает коррекцию тех или иных физических дефектов.

Воспитатель вместе с психологом использует физкультуру как инструмент по укреплению силы воли, активной жизненной позиции, мотивирует детей на самостоятельное принятие решения и воспитывает умение выходить из трудных ситуаций. Это укрепляет эмоциональное здоровье малыша и делает его сильнее во всех отношениях.


  • Развитие познавательных качеств. Используя принцип от простого к сложному, опираясь на принцип наглядности, другие методы и приемы, которые подходят каждому конкретному ребенку, обучают малышей навыкам самостоятельного исследования мира. Сложность в том, что у каждого ребенка своя особенность по здоровью и психосоматике, поэтому требуется тщательный подбор методического инструментария.
  • Развитие социально-коммун икативное. Это крайне важное направление именно для деток с ОВЗ. Они нуждаются в обучении самым элементарным бытовым вещам, которые облегчат их социализацию. Здоровые ребята обучаются навыкам самообслуживания и общения естественно, исподволь.

Малыши с ОВЗ испытывают трудности с самыми простыми действиями и часто имеют проблемы с речью. Логопед и воспитатель с двух фронтов решают эти проблемы, занимаясь индивидуально с каждым малышом. В организации коммуникативно-р азвивающей среды участвуют и педагоги, и родители деток с ОВЗ. Отдельным направлением является просветительная работа с мамами и папами.

Совместными усилиями идут обучения бытовым навыкам и коммуникативным.

  • Развитие художественно-эс тетическое. Посредством занятий по музыке, рисованию, лепке и т.п. детки очень эффективно развивают мелкую моторику, осваивают навыки работы с разными материалами, учатся взаимодействоват ь с воспитателем и товарищами. Искусство очень важно для таких деток, они часто чрезвычайно восприимчивы к музыке, любят все красивое.

Вместо заключения…

Как вы понимаете, чтобы обеспечить выполнение таких непростых задач, которые стоят перед воспитателями специальных группы, необходимы знания, определённо — специальная подготовка и большое желание помочь малышам с ограниченными возможностями. Повышенная зарплата и увеличенный отпуск не будут радовать педагога, если он чувствует, что не дотягивает по своим профессиональным качествам, чтобы брать на себя такую ношу.

Группа детей с ОВЗ в детском саду: какие трудности нас ожидают?

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ

ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики, сопровождение.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.

На ряду с этим особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:

Дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;

Дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка , по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь. Слабо разработана и система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие педагоги оказываются в затруднительном положении, т. к не готовы и не способны оказывать помощь таким детям.

Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:

Возможностью детей с ОВЗ посещать массовые детские сады и не готовностью и не способностью педагогов оказывать помощь таким детям;

Необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;

Нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и несовершенством системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;

Необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса. И поэтому необходимо в массовых детских садах создавать комбинированные группы со сходными нарушениями у детей с ОВЗ.

Наш детский сад посещают дети, имеющие инвалидность, нарушение осанки, слуха и дети с логопедическими и поведенческими проблемами. Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит и уверенность в своих силах.

Когда дети с ОВЗ стали посещать наш детский сад, мы столкнулись с проблемами, которые перечислены выше. Такие дети нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Мы убеждены, что главное в нашей работе – это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только занятия по преодолению нарушений. Именно поэтому, мы вовлекли в коррекционно – развивающий процесс весь коллектив дошкольного учреждения, родителей и нормально развивающихся сверстников, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами ДОУ. Ведь успешное преодоление нарушений у детей возможно только при условии индивидуального, толерантного отношения к личности ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива (учителей – логопедов, воспитателей, психологов и других специалистов). Проработав методическую литературу, были определены области деятельности специалистов и организована деятельность педагогического коллектива, все специалисты в своём направлении разработали методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. На совместных занятиях мы, на наш взгляд, решаем главную задачу – включение ребенка с ОВЗ в детский коллектив нормально развивающихся сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь специалистов нашего детского сада позволяет сделать эти занятия максимально продуктивными.

Кроме того, важна включенность родителей в реальный педагогический процесс: это совместные «гостиные», семинары-практикумы. Перед педагогами ДОУ, стремящимися оказать действенную помощь семье с ребенком с ОВЗ, встаёт ряд непростых во всех отношениях проблем. Здесь не может быть каких - либо стандартных рецептов и типичных решений, все индивидуально.

Как было сказано выше, существует еще масса проблем по данной теме, но у нас уже есть свои маленькие победы: (это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):

Наличие у детей с особенностями развития желания посещать детский сад;

Принятие детским коллективом и родителями нормально развивающихся сверстников детей с особенностями развития;

Привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

До недавнего времени такой термин, как «дети с ОВЗ» не употреблялся. О том, что воспитание детей с ОВЗ в детском саду должно рассматриваться как важная и неотъемлемая часть образовательного процесса, стали много говорить после вступления в силу закона «Об образовании в Российской Федерации» от 2012 года.

Согласно закону, обучающиеся с ОВЗ - это лица, которые имеют недостатки в физическом и/или психологическом развитии, не позволяющие им получать образование без создания особых условий. Важный момент - недостатки должны подтверждаться психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК), без заключения которой ребенок не может получить статус обучающегося с ОВЗ.

опорно-двигательного аппарата,

интеллекта,

психических функций.

К этой категории относят детей с задержкой или комплексными нарушениями развития, а также с выраженными расстройствами поведения и эмоционально-волевой сферы, что проявляется такими признаками: гиперактивность;

повышенная тревожность;

быстрая утомляемость;

нарушения навыков самообслуживания;

социальная дезадаптация,

трудности при установлении эмоциональных контактов;

склонность ребенка к однообразным действиям - моторным, речевым и пр.

Ребенок с ОВЗ в детском саду отличается более низкой работоспособностью по сравнению со сверстниками, низкой социализацией и самооценкой. Как правило, адаптация и обучение таких ребят проходит медленнее и тяжелее.

Именно поэтому педагоги должны приложить максимум усилий, чтобы малыш не страдал от осознания того, что отличается от остальных детей, был принят ими и включился в учебно-воспитательный процесс.

Нередко возникает путаница в определении понятий «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид».

В чем разница?

«Ребенок-инвалид» имеет более узкое значение, в то время как понятие «дети с ОВЗ» включает и детей-инвалидов, и детей с отклонениями в развитии, которые подтверждены ПМПК.

Виды нарушений у детей с ОВЗ, имеющих право получать дошкольное образование Согласно утвержденной классификации, выделяют такие типы нарушений основных функций организма: психические процессы - нарушение памяти,

внимания,

мышления,

сенсорные функции - нарушения слуха,

осязания,

обоняния;

функции обмена веществ,

кровообращения,

выделения,

внутренней секреции,

пищеварения;

статодинамическая функция.

Существует психолого-педагогическая классификация детей, относящихся к системе специального образования: с нарушениями в развитии, вызванными органическими поражениями центральной нервной системы и функционирования зрительного, слухового, речевого, двигательного анализаторов; с отклонениями в развитии - имеют перечисленные выше нарушения, однако ограничения их возможностей выражены меньше; со значительными нарушениями в развитии. Педагогическая классификация нарушений выделяет такие категории детей с отклонениями от нормы развития : слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);

зрения (слепые, слабовидящие);

речи в разной степени; интеллекта;

психоречевого развития;

опорно-двигательного аппарата;

эмоционально-волевой сферы.

В отдельную категорию выделяют детей с ОВЗ в детском саду с множественными нарушениями, сочетающими два и более ограничения по здоровью. Также существует классификация по степени нарушений функций и возможностей адаптации. Первая степень - развитие с легким или умеренным нарушением функций, патологии могут выступать показаниями к признанию инвалидности или же полностью исчезнуть при правильном воспитании и обучении.

Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности взрослых. Нарушения являются выраженными и относятся к функционированию органов и систем. Такие дети нуждаются в создании особых условий, поскольку их социальная адаптация ограничена.

Третья степень соответствует второй группе инвалидности взрослых. Сильно выраженные нарушения дают серьезные ограничения возможностям ребенка.

Четвертая степень - нарушения функций органов и систем настолько резкие, что ребенок оказывается социально дезадаптированным. Поражения имеют необратимый характер. Усилия врачей, семьи и педагогов направляются на недопущение критического состояния.

Получать дошкольное образование в группе детского сада могут дети с ОВЗ, у которых такие нарушения : слуха, речи, зрения; задержка психического развития; психического состояния; опорно-двигательного аппарата; педагогическая запущенность; психопатоподобное поведение; тяжелые формы аллергии; частые общие заболевания. Перечисленные нарушения должны быть представлены в легкой форме, иначе ребенку требуется находиться под присмотром родителей. Инклюзивное образование: группы комбинированной и компенсирующей направленности

Термин «инклюзивное образование» появился в законодательной базе Российской Федерации в 2012 году, до этого он не употреблялся.

Его внедрение вызвано необходимостью разработки и внедрения направлений соцполитики, связанной с ростом численности детей с ОВЗ. В последние годы количество детей с ОВЗ продолжает расти.

Поэтому новые направления в соцполитике призваны сделать их обучение в дошкольных учреждениях и школах более комфортными.

Базой для развития этого направления выступают актуальные научные подходы, подробные юридические механизмы, востребованные материально-технические средства, общественные и общенациональные программы, высокая квалификация педагогов.

Инклюзивное образование должно строиться вокруг стремления создать благоприятные условия для детей с ОВЗ, благодаря которым они получают равные возможности с ровесниками в получении образования и построения своей жизни.

Реализация этой задачи предусматривает построение «безбарьерной» образовательной среды.

На пути внедрения инклюзивного образования возникают определенные трудности: отношение других детей к ребенку с ОВЗ, которое может вызывать психологические травмы; не всегда воспитатели осваивают идеологию инклюзивного образования, правильно реализуют методы обучения; родители могут быть против включения в группу особенных детей; зачастую дети с ОВЗ требуют дополнительного внимания и не всегда полностью могут адаптироваться к обычным условиям. ПМПК может рекомендовать определение ребенка в группу компенсирующей или комбинированной направленности.

Рассмотрим их более подробно.

Группы комбинированной направленности подразумевают включение в детский коллектив детей с проблемами здоровья (нарушения зрения, речи, слуха, задержка психического развития, проблемы с опорно-двигательным аппаратом). Наполняемость таких групп должна соответствовать требованиям СанПиНов. Для работы с детьми воспитатель использует адаптированную образовательную программу. При этом одна программа может использоваться только в том случае, если ребенок с ОВЗ один или их несколько, но с одинаковым видом нарушений. Если у детей разные виды нарушений, то адаптированная образовательная программа прописывается под каждого из них.

Группы компенсирующей направленности посещают дети с одним и тем же видом нарушения здоровья. В таких группах работают по единственной адаптированной основной образовательной программе. Сложность заключается в том, что примерные программы пока не разработаны, а создавать их дошкольным учреждениям сложно. Методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Дети с ОВЗ сталкиваются со сложностями при адаптации к условиям общественного воспитания. Это связано с тем, что они привыкли к опеке родителей, не умеют устанавливать социальные контакты, не всегда могут полноценно принимать участие в играх.

Большие сложности могут создавать внешние особенности или дефекты, а также использование специальных технических средств. Важно, чтобы сверстники были подготовлены к приходу малыша в группу не меньше его самого.

Эта задача выполняется воспитателем. Дети должны понимать, что ребенка с ОВЗ следует воспринимать как равного, не обращая внимания на его особенности.

Дети с ОВЗ могут посещать садик кратковременно. Например, работать с одним из педагогов-специалистов, а затем общаться с другими детьми, принимать участие в их активности. При этом важна реализация индивидуального подхода, создание возможности расширить образовательное пространство ребенка за пределы ДОУ.

Как правило, педагоги используют традиционную схему взаимодействия с воспитанниками, которая должна корректироваться, когда речь идет о детях с ОВЗ.

Методики обучения должны предусматривать поэтапное усвоение нового материала, дозирование заданий, использование аудио- и визуальных средств. Особое внимание следует уделить таким направлениям развития, как: физическое здоровье (помогает укрепить силу воли, развивает умение выходить из трудных ситуаций, формирует активную жизненную позицию);

познавательные качества (развивает навыки самостоятельного изучения мира);

социально-коммуникативные навыки (облегчает социализацию);

художественно-эстетическое (ребенок развивает мелкую моторику, изучает методы работы с разными материалами).

Роль воспитателя - выстроить корректную работу не только с детьми, но также с их семьями, наладить эффективное взаимодействие с профильными специалистами. Для этого следует пройти специальные курсы, изучить литературу, вникнуть в особенности развития, физического и психического состояния детей с ОВЗ.

Функции специалистов при обучении и воспитании детей с ОВЗ в детском саду Правильная организация работы с детьми с ОВЗ в детском саду предусматривает строгое распределение обязанностей.

Когда в ДОУ поступают дети с ограниченными возможностями здоровья, они должны пройти обследование у специалистов, которые предоставляют необходимые данные воспитателю.

Рассмотрим работу, которую выполняют участники педагогического коллектива детского сада.

Педагог-психолог : организация взаимодействия педагогов;

психопрофилактическая и психодиагностическая работа с детьми; коррекционная работа с детьми, которые входят в группу риска;

разработка коррекционных программ индивидуального развития ребенка;

повышение уровня психологической компетентности воспитателей;

Учитель-дефектолог :диагностика уровня познавательной сферы; коррекция когнитивных функций мышления и психических процессов;

составление фронтальных и индивидуальных планов занятий;

проведение фронтальных и индивидуальных занятий; консультирование педагогов.

консультации родителей.

Учитель-логопед : диагностика уровня экспрессивной и импрессивной речи;

составление индивидуальных планов занятий; проведение индивидуальных занятий; консультирование педагогов и родителей. Музыкальный руководитель : эстетическое и музыкальное воспитание детей;

подбор материала для занятий с учетом физического, речевого, психологического развития детей; использование элементов музыкотерапии.

Инструктор по физкультуре : проведение мероприятий по укреплению здоровья детей; улучшение психомоторных способности воспитанников.

Воспитатель : проведение занятий по продуктивным видам деятельности индивидуально или разделяя детей на подгруппы; развитие моторики; прививание культурно-гигиенических навыков; организация индивидуальной работы с детьми с учетом рекомендаций учителя-логопеда и педагога-психолога; создание благоприятного микроклимата в группе; консультирование родителей по вопросу формирования культурно-гигиенических навыков, уровня развития мелкой моторики ребенка и его индивидуальных особенностей.

Медперсонал : проведение оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий; осмотры детей; контроль соблюдения требований санитарно-эпидемиологических норм. Для изучения проблем будущего воспитанника проводится беседа с родителями, обследование физического и психического развития, а также изучается медкарта ребенка.

Собранная информация систематизируется и под руководством ПМПк разрабатываются индивидуальные карты развития.