Валера ледовских бабуин биография. Отпетый астролог. С грамотой МВД

В.М. ХАЧАТУРЯН

История МИРОВЫХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

С ДРЕВНЕЙШИХ ВРЕМЕН ДО КОНЦА XX ВЕКА

10-11 классы

Пособие

для общеобразовательных учебных заведений

Под редакцией доктора исторических наук, профессора В. И. Уколовой Рекомендовано Департаментом общего среднего образования Министерства образования Российской Федерации

3-е издание, исправленное и дополненное

Москва, Издательский дом «Дрофа» 1999

Методический аппарат пособияподготовлен при участии

Г. М. Карпова

Хачатурян В. М.

История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб, заведений / Под ред. В. И. Уколовой. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Дрофа,

1999. - 512с.: карт.

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.

Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом.

УДК 373:930.9 ББК 63.3(0)6я721

18ВК 5-7107-2643-5

«Дрофа», 1996

Введение

В последние 10-15 лет мысль отечественных историков все больше обращается к цивилизационному методу. Он дает возможность взглянуть на историю другими глазами, увидеть разные ее грани и прояснить многие вопросы, поставленные современной эпохой перед нашей страной и миром в целом. Мировая историческая мысль, которая в период советской власти или игнорировалась, или предавалась уничтожающей критике, накопила огромный потенциал. Это касается в первую очередь историографии XX в.: теорий М. Ве-бера, О. Шпенглера, А. Тойнби, Ф. Броделя, К. Яспер-са и многих других. Забытыми в советские годы оказались и достижения русской науки. А между тем труды Н. Я. Данилевского, К. Н. Леонтьева, П. А. Сорокина уже давно получили мировое признание и считаются классическими в теории цивилизаций. Вместе с тем нужно признать: в науке о цивилизациях остается много спорных, нерешенных вопросов.

Оправданно ли в таком случае вводить в школьный курс понятие «цивилизация», новый метод анализа исторического процесса, в котором еще не все устоялось и определилось? Конечно, это породит большие трудности. Но все-таки на этот вопрос следует дать положительный ответ. В цивилизационном подходе есть уже много бесспорного, подтвердившегося строгим научным анализом. Кроме того, этот подход имеет ряд преимуществ, он дает возможность выработать творческое и свободное мышление, новое многомерное видение истории.

Изучение истории мировых цивилизаций дает представление не только о единстве, но и о многообразии исторического процесса. Всемирная история в этом случае предстает перед нами как пестрая, красочная картина вариантов развития человечества, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, но ни один не является идеальным.

Формационный подход, как известно, брал за основу объективно существующие, независимые от воли человека социально-экономические отношения. Циви-лизационный подход учитывает самые разнообразные аспекты исторического процесса, а кроме того, привносит человеческое измерение, т. е. важнейшей задачей является изучение человека с его видением мира, с его этическими и эстетическими представлениями, нормами поведения в обществе, человека в самых разных его проявлениях и формах деятельности. Значит ли это, что формационный и цивилизационный подходы - взаимоисключающие? Многие отечественные историки считают, что они, скорее, дополняют друг друга, что, по крайней мере, элементы формационного подхода можно включить в цивилизационный анализ, ибо развитие социальноэкономических отношений - важная часть цивилизационного процесса. Однако их роль не следует рассматривать как определяющую и объяснять все исторические явления, исходя из прямой зависимости «надстройки» от «базиса». В учебнике будет использоваться именно такой принцип. Он представляется гораздо более плодотворным, нежели полное отрицание формационного подхода, а вместе с ним - и тех достижений, которые сделала отечественная историческая наука в области изучения, скажем, феодализма или развития буржуазных отношений.

Слово «цивилизация» является одним из наиболее часто употребляемых понятий современной науки и публицистики. Но при этом его значение остается весьма расплывчатым, неопределенным.

Многозначность понятия «цивилизация» объясняется тем, что теория цивилизаций развивается уже несколько веков, а само слово появилось еще раньше - оно восходит к античности.

Слово «цивилизация» имеет латинский корень, оно происходит от слова «с1у1з», что означает «городской, государственный, гражданский». И во времена античности, и позже, в средние века, оно противопоставлялось понятию «зЦуаНсиз» - лесной, дикий, грубый. Значит, уже в древности люди осознавали разницу между жизнью цивилизованной и грубой, варварской. В XVIII в. понятие «цивилизация» прочно вошло в словарь историков, тогда же стали формироваться различные теории цивилизаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Причем новые теории не до конца вытесняли старые, а "скорее наслаивались друг на друга или продолжали существовать параллельно.

Среди них можно выделить две основные разновидности: теории стадиального развития цивилизации и теории локальных цивилизаций.

Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии (этапы). Этот процесс начался в глубокой древности, когда стало распадаться первобытное общество и часть человечества перешла в состояние цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время в жизни человечества произошли большие изменения, которые коснулись социальноэкономических отношений, духовной и материальной культуры. Современные ученые обычно выделяют в общемировом цивилиза-ционном процессе три основные стадии: доиндустриалъную, индустриальную, или машинную, начало которой положил промышленный переворот, и постиндустриальную (подробнее см. в соответствующих параграфах учебника). Эти стадии часто называют «цивилизациями»: «доиндустриальная цивилизация», «индустриальная цивилизация» и т.д. Название не слишком удачное, учитывая, что развитие раз-» личных регионов мира всегда шло несинхронно. Даже в XX в., например, индустриальная цивилизация охватила далеко не все уголки мира. Тем не менее такая терминология является общепринятой и будет использоваться в учебнике.

Периодизация, о которой шла речь выше, конечно, несовершенна и нуждается в некоторой детализации, это касается прежде всего доиндустриальной стадии, охватывающей не одно тысячелетие. Поэтому автор учебника счел целесообразным сохранить привычное и для учителей, и для учеников деление на древний мир, средние века и новое время, хотя следует помнить, что в эпоху нового времени произошел прорыв в индустриальную цивилизацию.

Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социальноэкономического и культурного развития. Локальные цивилизации - это своего рода «единицы», составляющие общий поток истории. Как правило, локальные цивилизации совпадают с границами государств. Однако бывают и «исключения». Например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, в науке принято считать одной цивилизацией, ибо при всем своеобразии каждого они имеют большое количество общих черт, резко отличающих их от других цивилизаций.

Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные «компоненты»: географическая среда, экономика, политическое устройство, социальная

Локальный - в переводе с латыни означает «местный». В данном случае имеется в виду ограниченность пространственными рамками.

структура, законодательство, церковь, религия, философия, литература, искусство, быт людей, нормы их поведения и т. д. Каждый «компонент» несет на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво: конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остается некая основа, «ядро», благодаря которому одна цивилизация все равно отличается от другой.

Тем не менее неповторимость, уникальность локальных цивилизаций нельзя абсолютизировать: в своем развитии каждая цивилизация проходит общие для мирового исторического процесса этапы, хотя и в особых, только ей присущих формах.

Обе теории - стадиальная и локальная - дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выводит общее - единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций - индивидуальное, разнообразие исторического процесса. Таким образом, обе теории имеют свои преимущества и взаимно дополняют друг друга. Попытки объединить их предпринимались уже неоднократно. К сожалению, до сих пор еще не создана «универсальная» схема истории, в которой идеально соединились бы локальный и стадиальный подходы. Но именно такой путь изучения истории цивилизаций следует признать наиболее плодотворным. Он будет использоваться и в данном учебном пособии, насколько это позволяет сделать уровень разработки такого единого подхода в современной исторической науке.

Книга дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, автор использует для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века.
Перед вами пройдет вся история мировых цивилизаций, начиная с древнейших (шумерской, древнеегипетской, китайской, индийской, персидской, иудейской), феодальных (византийской, мусульманской, европейской, русской, монгольской) и заканчивая современными.

Оглавление
Введение
Глава I Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
§ 1. От первобытности - к цивилизации
§ 2. Восточные государства-деспотии
§ 3. Право или бесправие?
§ 4. Пределы власти и пространство свободы
§ 5. От мифа к религиям спасения
Глава II Цивилизация Древней Греции
§ 1. Границы цивилизации
§ 2. Греческая община-полис
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития по¬лиса
§ 4. Культура древнегреческого полиса
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма
Темы для семинарских занятий
Глава III Цивилизация Древнего Рима
§ 1. Истоки римской цивилизации
§ 2. Путь к республике
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?
Темы для семинарских занятий
Глава IV Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. «Детство» Европы
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество
§ 4. Духовный мир средневековья
§ 5. Европа на пороге нового времени
§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация
Темы для семинарских занятий
Глава V Византийская цивилизация
§ 1. Наследница Римской империи
§ 2. Особенности феодализма в Византии
§ 3. Империя ромеев
§ 4. Духовная жизнь Византии
§ 5. Закат Византии
Темы для семинарских занятий
Глава VI Цивилизации Востока в средние века
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация
§ 2. Цивилизация Японии
§ 3. Исламская цивилизация
§ 4.Индийская цивилизация
Темы для семинарских занятий
Глава VII Российская цивилизация в средние века
§ 1. Пространство цивилизации
§ 2. Основы монархической власти
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России
§ 4. Культура России
§ 5. Христианство и народные верования
Темы для семинарских занятий
Глава VIII Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половинаXVII-XVIIIвек)
§ 1. Новое время
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США
§ 3. Герои нового времени
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система
Темы для семинарских занятий
Глава IX Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX- началоXXвека)
§ 1. «Железный» век
§ 2. Страны «старого капитализма»
§ 3. Германский путь к модернизации
§ 4. Россия и модернизация
§ 5. США: путь к лидерству
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма
Темы для семинарских занятий
Глава X. XXвек: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны
§ 2. Тоталитаризм
§ 3. Капитализм в XX веке
§ 4. Россия: на пути к построению социализма
§ 5. Пути развития стран «третьего мира»
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?
Темы для семинарских занятий

Название: История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. 10-11 классы
Хачатурян В.М.
Год: 1999
Формат: pdf
Страниц: 512
Размер: 2 мб
Язык: русский

Первое пособие по истории мировых цивилизаций, созданное с учетом современных общеобразовательных стандартов, завершает изучение истории в школе. Пособие дает представление об основных закономерностях и направлениях развития мирового цивилизационного процесса, используя для этого обширный материал по истории крупнейших цивилизаций с древнейших времен до конца XX века. Пособие снабжено материалами источников для семинарских занятий, картами и развернутым методическим аппаратом. Рекомендовано к изданию Министерством образования Российской Федерации и включено в Федеральный перечень учебников.

Введение
Глава I. Цивилизации Востока в эпоху древнего мира
§ 1. От первобытности - к цивилизации
§ 2. Восточные государства-деспотии
§ 3. Право или бесправие?
§ 4. Пределы власти и пространство свободы
§ 5. От мифа к религиям спасения
Темы для семинарских занятий
Глава II. Цивилизация Древней Греции
§ 1. Границы цивилизации
§ 2. Греческая община-полис
§ 3. Два центра цивилизации. Пути развития полиса
§ 4. Культура древнегреческого полиса
§ 5. Последняя фаза цивилизации: эпоха эллинизма
Темы для семинарских занятий
Глава III. Цивилизация Древнего Рима
§ 1. Истоки римской цивилизации
§ 2. Путь к республике
§ 3. Становление Римской державы. Социальная и экономическая динамика
§ 4. Империя. Упадок или расцвет цивилизации?
Темы для семинарских занятий
Глава IV. Западноевропейская цивилизация в средние века
§ 1. «Детство» Европы
§ 2. Град Земной и Град Божий: государство и церковь
§ 3. Истоки европейского чуда. Власть и общество
§ 4. Духовный мир средневековья
§ 5. Европа на пороге нового времени
§ 6. Истоки «европейского чуда»: рождение капитализма
§ 7. В поисках новой личности: Ренессанс и Реформация
Темы для семинарских занятий
Глава V. Византийская цивилизация
§ 1. Наследница Римской империи
§ 2. Особенности феодализма в Византии
§ 3. Империя ромеев
§ 4. Духовная жизнь Византии
§ 5. Закат Византии
Темы для семинарских занятий
Глава VI. Цивилизации Востока в средние века
§ 1. Китай: конфуцианская цивилизация
§ 2. Цивилизация Японии
§ 3. Исламская цивилизация
§ 4. Индийская цивилизация
Темы для семинарских занятий
Глава VII. Российская цивилизация в средние века
§ 1. Пространство цивилизации
§ 2. Основы монархической власти
§ 3. Государство и социально-экономическое развитие России
§ 4. Культура России
§ 5. Христианство и народные верования
Темы для семинарских занятий
Глава VIII. Цивилизации в эпоху нового времени (вторая половина XVII-XVIII века)
§ 1. Новое время
§ 2. Пути утверждения капитализма: Западная Европа, Россия, США
§ 3. Герои нового времени
§ 4. Просветители: люди, которые осмелились понять
§ 5. Цивилизации Востока и колониальная система
Темы для семинарских занятий
Глава IX. Новое время: рождение индустриальной цивилизации (XIX - начало XX века)
§ 1. «Железный» век
§ 2. Страны «старого капитализма»
§ 3. Германский путь к модернизации
§ 4. Россия и модернизация
§ 5. США: путь к лидерству
§ 6. Духовная культура эпохи индустриализации
§ 7. Цивилизации Востока: отход от традиционализма
Темы для семинарских занятий
Глава Х. XX век: к постиндустриальной цивилизации
§ 1. Мировые войны
§ 2. Тоталитаризм
§ 3. Капитализм в XX веке
§ 4. Россия: на пути к построению социализма
§ 5. Пути развития стран «третьего мира»
§ 6. Научно-технический прогресс: потери и приобретения
§ 7. Постиндустриальная цивилизация: утопия или реальность?
Темы для семинарских занятий

В Санкт-Петербурге закончено следствие по делу лидера так называемого тамбовского преступного сообщества Валерия Ледовских и пятерых его подручных. Первоначально Ледовских был арестован по обвинению в вымогательстве $25 тыс. у петербургского предпринимателя Кирилла Шрайбера. Интересно, что вскоре он был отпущен из-под ареста, а затем следствие даже разрешило авторитету поехать за границу, в Швейцарию. Впрочем, скорее всего он вернется, так как суд ему мало чем угрожает: пострадавший Шрайбер уже отказался от всех своих обвинений.

Валерий Ледовских, которого называют фигурой номер 2 , был арестован в декабре 1993 года. Основанием для послужило заявление Кирилла Шрайбера. С начала 1993 года тамбовские пытались обложить предпринимателя данью, но тот удачно от этого уклонялся. Более того, он совершил поступок, по бандитским понятиям совершенно недопустимый: сказал, что уже платит другому тамбовскому лидеру, Анджею - кличка Андрея Степанова, который был убит киллером в Будапеште в октябре прошлого года.

После того как выяснилось, что это не правда, Шрайберу была назначена встреча 1 апреля в кафе «Вечер». Во время объяснения Ледовских, как указано в материалах следствия, сгоряча приказал выплатить в качестве материального и морального ущерба $50 тыс. и дал срок в один месяц для того, чтобы собрать деньги. Несколько позже, посовещавшись, бандиты снизили штраф до $25 тыс. Шрайбер пытался слабо протестовать, и в ответ на это Ледовских якобы швырнул ему в голову тарелку «за гнилой базар» - именно эти слова фигурируют в материалах следствия.

Шрайбер надолго затаился, только в декабре 1993 года он рискнул обратиться с заявлением в РУОП при ГУВД Санкт-Петербурга. Именно в это время началась очередная милицейская чистка тамбовских петербургской милицией. В СИЗО «Кресты» оказалось несколько лидеров этой . Операция прошла в связи с убийством крупного петербургского предпринимателя Сергея Бенешева, занимавшегося продажей нефтепродуктов.

После задержания Валерий Ледовских не отвечал на вопросы следователей около месяца. Только 19 января он потребовал, чтобы его допросили. На допросе он заявил, что 1 апреля 1993 года находился в Тольятти, о чем свидетельствует протокол инспектора ГАИ Амбросова (адвокат предоставил его следствию в тот же день), который задержал бандита за нарушение правил дорожного движения. После этого сотрудники петербургского РУОП побывали в Тольятти, где в журнале бланков строгой отчетности действительно обнаружили данный протокол, но написан он был между строчками и находился под сдвоенным номером. Оказалось, что сам инспектор Амбросов с лета 1993 года на службе не появлялся и из ГАИ был уволен. Позже выяснилось, что он посещал Санкт-Петербург, где приобрел BMW. Экспертиза протокола показала, что объяснения нарушителя в нем действительно написал сам Ледовских. Однако следователи выяснили, что сделано это было гораздо позже 1 апреля 1993 года, вероятнее всего в тот момент, когда подозреваемый уже находился в «Крестах».

В ходе следствия обвинение было переквалифицировано на суровую статью 77 УК РФ - бандитизм. Однако 15 марта прошлого года Смольненский нарсуд Петербурга выпустил Валерия Ледовских из-под ареста, взяв подписку о невыезде, по состоянию здоровья. В отличие от Анджея, который вышел по подписке практически в то же самое время и сразу же после этого скрылся, Ледовских исправно выполнял все требования следствия и всегда являлся по первой повестке. Поэтому, когда руководство фирмы «Интерконсалтинг», где Валерий Ледовских работает заместителем директора, обратилось с просьбой отпустить его в заграничную командировку, следствие на это согласилось. Ледовских аккуратно информировал представителей правоохранительных органов о своих перемещениях по Европе, что свидетельствует о его уверенности в положительном для него решении дела.

Вполне вероятно, что Ледовских неоднократно виделся в Швейцарии с , вожаком тамбовской группировки, с которым он дружит. Напомним, что Кумарин лечится в Швейцарии от ранений, полученных в ходе покушения на него 1 июня прошлого года. Тогда охранник бандита был убит автоматной очередью, а Кумарин попал в больницу в коматозном состоянии, но могучее здоровье и мастерство петербургских врачей спасли ему жизнь. В августе чартерным рейсом через Финляндию друзья авторитета вывезли его в Швейцарию для дальнейшего лечения, откуда он не торопится возвратиться в Санкт-Петербург.

Ввиду загруженности петербургских судов срок начала заседаний не назначен. Тем более что большинство судей просто не выражают горячего желания браться за дело Ледовских. Судя по спокойному поведения последнего он уверен в успешном для себя решении суда. Главный свидетель обвинения, Шрайбер, уже отказался от всех своих показаний.