Ремарк три товарища очень краткое содержание. Дружба между Робертом и его друзьями. Непростая судьба произведения
Германия. Двадцатые годы. Трем близким друзьям Готтфриду Ленцу, Роберту Локампу и Отто Кестеру под тридцать. Они знакомы еще со школьной скамьи, прошли вместе всю Первую мировую войну. Отто Кестер владелец автомастерской, Роберт и Готтфрид так же работают у него. Денег получают не много, но на жизнь им достаточно.
По окончании войны страна находится в экономическом упадке: отсутствие рабочих мест, бедность простых людей, возрастают безработица и негативное настроение общества. Никто не может загадывать о будущем. Три друга вынуждены упорно и много работать, для того, чтобы обеспечить себе хорошую жизнь. Досуг они предпочитают проводить, веселясь вместе со своими сверстниками.
Как-то на аукционе товарищи приобретают достаточно старую машину, собственноручно они делают ремонт и устанавливают мощный двигатель. Друзья дают автомобилю имя - «Карл». Теперь их развлечением становятся быстрая езда по шоссе. Так они знакомятся с Патрицией Хольман, которую коротко зовут Пат.
Патриция хороша собой и обаятельна, она вызывает симпатию у всех трех друзей. Но Роберт настырней и ярче проявляет свои чувства, поэтому у него начинают завязываться отношения с девушкой. Сперва они были не парой, а просто друзьями. Но вскоре молодые люди начали влюбляться друг в друга, день ото дня их чувства усиливались. Так Пат становится частью их компании. Друзья считают, что любовь – это самое главное в жизни, поэтому они с заботой и особой осторожностью относятся к отношениям Пат и Роберта.
Как-то Отто принимает решение участвовать на «Карле» в автомобильных гонках. Товарищи занимаются подготовкой своего автомобиля к соревнованиям. Никто не верит в их победу, посмеиваются. В день гонок собираются все друзья, Патриция в том числе. «Карл» одерживает победу над остальными соперниками.
У Роберта получается выгодно продать автомобиль. Он принимает чек и бежит в автомастерскую, где рассказывает остальным об удачной сделке. Все в восторге, ведь не часто у них получается так благополучно продать машину. После этого, Роберт вместе с Пат отправляются на отдых.
Роберт узнает, что девушка совершенно одна, без родителей и родственников. Поскольку она больна туберкулезом, работать Пат не может. На отдыхе у нее происходит приступ болезни. Вызванный врач объясняет Роберту, что необходимо продолжить ее лечение.
Ситуация в стране ухудшается. Начинаются протесты, шествия, беспредел. На одном из таких выступлений Ленца убивают. В него стреляют на глазах у друзей. Отто отчетливо видел преступника. После похорон, они продают автомастерскую и начинают искать убийцу. Гибель Ленца тщательно скрывают от Пат. Вскоре, от девушки приходит телеграмма, с просьбой приехать к ней. Оказавшись в санатории, где лечилась Пат, друзья узнают, что ей осталось совсем мало времени. Роберт находится все время с ослабленной девушкой. Спустя какое-то время она умирает.
Главный герой, Роберт Локамп, приходит на работу рано утром и видит неуклюже танцующую старуху, уборщицу Матильду Штосс. Застает он ее в таком виде не первый раз и знает, что причина танцев - оставленный на виду вечером коньяк. Но у него сегодня день рождения, и, вместо того чтобы отругать старуху, Локамп угощает ее гавайским ромом. Обрадованная тем, что ее грешок забыт, старуха благодарит его и, прославляя именинника, уходит. Локамп садится за стол, достает лист бумаги и пытается записать то, что было с ним за тридцать лет. Чувство у него такое, что ему одновременно шестнадцать лет и шестьдесят. Настоящая жизнь для него началась с восемнадцати лет, когда он стал новобранцем. Война, революция, голод, путч, смерть матери. Сейчас он работает в «Аврема» - «Авторемонтной мастерской Кестера и Ко». Прошлое, по словам Роберта, иногда вдруг накатывает и впивается в него своими мертвыми глазами, но для этих случаев есть водка.
Приходят Ленц и Кестер, фронтовые товарищи и компаньоны Локампа. Готтфрид Ленц преподносит другу гороскоп и амулет, шесть бутылок рома «вдвое старше» именинника решено распить на природе. Отработав день, друзья садятся в свой старенький гоночный автомобиль «Карл» и едут развлекаться. Главное развлечение на дороге - пользуясь неприглядным видом машины, провоцировать других водителей на обгон, в результате оставляя их с носом. Ленц, называющий себя последним романтиком, утверждает, что «Карл» играет воспитательную роль: учит ценить творческое начало, заключенное в неприметной оболочке. На этот раз Отто Кестер обгоняет «бьюик». Когда товарищи останавливаются у ресторации, водитель «бьюика», Биндинг, нагоняет их. Выходит из машины его молодая спутница Патриция Хольман. Пассажирку в пылу азарта товарищи просто не заметили. После знакомства решено поужинать вместе. Биндинг рассматривает «Карла», дискутирует об автомобилях с Кестером, поет солдатские песни в беседке с Ленцем.
За столом остаются Отто, Роберт и Пат. Роберта притягивает девушка, но он не может привлечь ее внимание. Зато проходит утренняя грусть, и Локамп впадает в удивительное состояние: «Казалось, все безразлично, лишь бы быть живым». Новыми глазами он смотрит на Пат, и ему не хочется так просто отпускать ее. Сказав, что он беспокоится, как нетрезвый Биндинг доедет до дома, он спрашивает у девушки номер телефона.
Следующим утром, в воскресенье, Роберт неторопливо собирается и выходит из пансиона фрау Залевски. Пансион стоит рядом с кладбищем, луна-парком, кафе «Интернациональ», где ожидают клиентов проститутки, и залом собраний Армии спасения. Там Роберт живет уже много лет, его соседи - одинокие, неустроенные в жизни люди, они или уже потеряли работу, или живут в страхе потерять ее. Это постоянно ссорящиеся из-за безденежья супруги Хассе, секретарша Эрна Бениг, русский граф Орлов - наемный партнер для танцев; студент Георг Блок, не находящий работы, чтобы оплатить учебу. Круг общения Роберта невелик: фронтовые товарищи и проститутки из кафе, считающие его своим другом.
Весь день Робби бесцельно ходит по городу. Вечером приходит в мастерскую, помогает Отто с ремонтом «кадиллака», который они намерены затем выгодно продать. Отказавшись идти на бокс, Роберт возвращается в пансион и навещает соседа. Решившись наконец позвонить Патриции, он застает ее дома. Раздражение и недовольство исчезают. Роберт интересуется, как вчера доехали, и предлагает Пат встретиться послезавтра. После, передумав, идет на бокс. Теперь все окружающее кажется ему уютным.
Во вторник утром «кадиллак» готов. Друзья сочиняют объявление о продаже и тут же получают новую работу: нужно восстановить «форд», попавший в аварию. Полупьяный булочник врезался на нем в кирпичную стену, его беременная жена погибла от потери крови, он же не скорбит, а стремится извлечь из страховки большую выгоду.
Свидание с Пат назначено на пять часов в какой-то дамской кондитерской, им в ней неуютно, Роберт предлагает пройти в бар. Там привычная атмосфера: сослуживец Валентин Гаузер, ежедневно отмечающий то, что остался жив; вышколенный бармен Фред, полумрак и прохлада. Пат кажется герою неприступной амазонкой, существом из другого мира. Он давно не общался с девушками и просто утратил навык общения наедине.
Кафе слишком шумное, в тишине бара непринужденный разговор не получается. Тогда Роберт заказывает ром, и он развязывает ему язык. Проводив Пат, Робби ужасается: чего он только ей не наболтал, к тому же ничего не помнит! Поскандалив с прохожим, он возвращается в бар и напивается до зеленых чертиков. Друзьям о встрече с Пат Роберт не рассказывает.
Вечером в кафе «Интернациональ» чествуют Лилли, проститутку из отеля. Она выходит замуж и прощается с товарками. Так везет не каждой. Роза Железная Кобыла осталась с ребенком одна, дочь отдала в приют. У Мими муж погиб на войне от воспаления легких, а не в бою, поэтому никакой пенсии за него не дали, и женщина была вынуждена пойти на панель. Локамп приглашен как дорогой гость этих женщин, потерявшихся в жизни. По словам Роберта, в мире «все распадалось, пропитывалось фальшью и забывалось. А если ты не умел забывать, то тебе оставались только бессилие, отчаяние, равнодушие и водка. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета». Одинокого человека нельзя покинуть, у него нет ничего, кроме одиночества, - полагает Локамп. И поэтому он не решается на серьезные отношения с Пат, боясь привязаться к девушке: «Обладание - это уже утрата». Но утром он отправляет ей большой букет роз, она благодарит его по телефону.
Авторемонтная мастерская пытается удержаться на плаву. Друзья ищут покупателя на отремонтированный «кадиллак». Кестер добивается в финансовом управлении снижения налогов. Привозят на ремонт «форд». Ленц, Кестер и художник Фердинанд Грау, пишущий портреты покойников, называют себя потерянными людьми; жизнь их разбита, и склеить осколки невозможно. Все они. как и Роберт, прошли через войну. Но Роберт, по их мнению, еще не погиб.
Отношения с Пат развиваются. Роберт катает ее на «кадиллаке», который позже ему удается выгодно продать. Знакомит с друзьями, приводит к себе в комнату. Там молодые люди впервые целуются. Но о влюбленности не говорят, наоборот, утверждают, что не влюблены, пытаясь убедить себя, что между ними нет серьезных отношений, хотя и проводят вместе ночь. Они ходят в привычные для Локампа места, часто обедают у Альфонса, друга Ленца и владельца пивной, девушка быстро становится в компании своей.
Друзья покупают на аукционе такси и начинают заниматься извозом, Роберт осваивает профессию таксиста. «Форд» отремонтирован, и хозяин, булочник, его забирает. В аварии погибла его беременная жена. Несмотря на то что около него уже вьется другая женщина, вдовец заказывает портрет погибшей супруги художнику Грау.
Роберт впервые приходит в гости к Патриции и удивляется богатой, по его меркам, обстановке. Оказывается, Пат живет в своей бывшей квартире, где снимает две комнаты, и мебель у нее своя. Девушка говорит временами о плохом самочувствии, о том, что год проболела, не выходя на улицу, но больше об этом не распространяется. Говорит о предстоящей работе - по протекции знакомого, Бройера, она может работать продавщицей патефонов, у нее музыкальное образование. Робби осматривает комнату и спальню, Пат угощает его специально купленным ромом - о нем еще так не заботились. Он чувствует, что становится сентиментальным, и впервые напивается не с горя, а от радости. По-обедав с товарищами, он возвращается к девушке и чувствует, как исчезает его скованность и появляется ощущение, что ничего в их отношениях не может быть фальшивым. Они веселятся с друзьями Роберта. Идут в театр и там встречают Бройера, который приглашает их в ресторан. Рестораны и старые знакомые Пат сменяют друг друга, а Роберт начинает ревновать ее к прошлому. К тому же Патриция любит танцевать, а Роберт не умеет. Она танцует с Бройером, и Локамп только злится и пьет ром. Когда Бройер развозит их по домам, Роберт даже не прощается с Пат, а сам просит высадить его у бара. Но опьянение не приходит, а чувства обостряются. Он испытывает безумную тоску по Пат. Вернувшись домой, он обнаруживает замерзшую девушку у своей двери. Поняв, чем было для нее это возвращение, ожидание, Робби приходит в смятение. Он согревает Пат чаем, она остается у него до следующего вечера. «Настоящая любовь не терпит посторонних», - говорят они друг другу.
Тем временем новая пассия булочника подбивает его на покупку «кадиллака». Он приходит в мастерскую, где узнает, что машина продана. Увидев возможность перепродажи, Локамп договаривается с предыдущим покупателем и совершает сделку с выгодой для всех.
Взяв двухнедельный отпуск, Роберт везет Патрицию на море. Они наслаждаются красотой природы и уединением, но вдруг происходит несчастье. У Пат внезапно начинается легочное кровотечение. Выясняется, что она уже давно больна туберкулезом. Роберт часто замечал, что жизнерадостность Пат резко сменяется усталостью, но девушка скрывала болезнь от Роберта, думая, что он станет ее опасаться. Местный врач делает все, что может, но нужна помощь постоянного доктора Пат. Роберт звонит друзьям, и Кестер привозит профессора
Жаффе на своем «Карле» за немыслимо короткое время. Кровотечение останавливается, Пат понемногу приходит в себя. Вердикт профессора - ехать домой, здешний климат девушке не подходит.
Уезжая, Роберт думает, что все было просто плохим сном. Мечтает перевезти Пат в пансион, там как раз освобождается соседняя с ним комната. Тогда Роберт сможет постоянно ухаживать за больной девушкой.
Но Пат не желает, чтобы ее считали больной Приятелям приходится быть изобретательными и заменять ингредиенты в коктейле на безалкогольные, показывать, что они уходят из кафе не в числе первых и относятся к ней, как обычно. Неожиданно для Робби Пат соглашается переехать к нему. Чтобы девушка не скучала днем, когда он на работе, Роберт дарит ей щенка ирландского терьера.
Выручка от извоза у товарищей небольшая, к тому же рабочие моменты иногда приходится разрешать кулаками. Герою нужно теперь зарабатывать вдвое больше, а безработица растет, и близится невыгодная для авторемонтной зима.
Локамп встречается с врачом Патриции. Жаффе рассказывает ему, что два года назад девушка прошла полугодовой курс лечения в санатории, после чего ее состояние улучшилось. Надо снова ехать на лечение в горы. В городе Пат оставаться нельзя: оба легких поражены. Неизвестно, чего ожидать, улучшения или ухудшения. Видя состояние Роберта, Жаффе проводит его по палатам. Женщина без носа, мужчина в агонии, парализованный, ребенок-калека, женщина с ампутированной грудью, рабочий с раздавленными почками - нескончаемая цепь страданий завершается взглядом одной больной, в котором Роберт читает мужественность и спокойствие. «Было бы бессмысленно успокаивать вас словами, - говорит Жаффе, - многие из этих людей страдают сильнее, чем Пат, но большинство выживает. Смертельно больной может пережить здорового».
У самого профессора девять лет назад умерла от гриппа двадцатилетняя жена. Роберту он дает совет не показывать своего беспокойства и осенью отправить Пат в санаторий.
С деньгами все хуже. Случайный выигрыш на скачках немного спасает финансовое положение Робби. Цветы для любимой он вынужден не покупать, а обрывать в парке и церковном садике. Машина, восстановленная после аварии, оказывается принадлежащей банкроту, ее продают с молотка, мастерская лишается возможного заработка. «Карл», технически улучшенный, участвует в гонках и приходит первым, но этих денег хватит ненадолго. Жизнь сводится к борьбе за существование. На фоне этого счастье любви кажется ошеломляющим.
Но все вокруг говорит о том, что любви недостаточно для того, чтобы выжить. От соседа Хассе уходит жена, она нашла мужчину побогаче. Происходит это как раз тогда, когда супруг добивается долгожданной прибавки к зарплате. Не в силах пережить уход жены, Хассе сводит счеты с жизнью - вешается. Многие уходят таким образом от неразрешимой проблемы - безработицы. Роберт и Пат идут в музей на выставку персидских ковров и видят довольно много посетителей, но, по словам сторожа, сейчас люди приходят в музей по бесплатным дням не от тяги к прекрасному, а оттого, что им нечего делать; зимой же, замерзнув, заходят согреться. «Человечество создало бессмертные произведения искусства, но не сумело дать каждому из своих собратьев хотя бы вдоволь хлеба», - размышляет Локамп.
В середине октября доктор Жаффе говорит Роберту, что Патриции пора ехать на лечение. Для девушки устраивают прощальный ужин у Альфонса. Роберт отвозит ее. В поезде они знакомятся с попутчиками, многие едут на лечение не в первый раз. Роберт успокаивает себя: глупо тревожиться, люди же вернулись оттуда и прожили дома целый год. И Пат вернется. Санаторий больше похож на отель. Неделю Робби проводит во флигеле для гостей, но нужно ехать домой, зарабатывать деньги на лечение, пока оплаченное до января. Пат предстоит пробыть в горах до мая. Локамп должен зарабатывать больше, чем до сих пор, но слишком много неудач свалилось на мастерскую.
В начале ноября товарищи вынуждены продать «ситроен». На эти деньги еще можно было содержать мастерскую, но положение ухудшается с каждой неделей. Роберту предлагают подрабатывать в кафе «Интернациональ», играя на пианино. Пат пишет письма.
После сочельника начинаются демонстрации, люди требуют работы и хлеба. Полиция разгоняет демонстрантов, есть жертвы. Кестер и Локамп идут искать Ленца, он на одном из политических собраний. Находят его друзья как раз вовремя, вытаскивают из драки и уходят за считанные минуты до приезда полиции. Готтфрид задерживается около уличного астролога и получает предсказание: он будет жить до восьмидесяти лет. Буквально через несколько минут Ленц гибнет - в него стреляет прохожий. Кестер решает сам наказать преступника. Убийцу выслеживают, но он прячется. Наконец друзья встречают его в кафе, Кестер преследует его, но Альфонс опережает Отто. Он отомстил за друга сам. Мастерская выставлена на продажу. Кестер идет работать гонщиком в фирме.
Робби по-прежнему играет в кафе для проституток. В пансион приходит телеграмма от Пат с просьбой поскорее приехать. Роберт звонит в санаторий, ему говорят, что у девушки несколько дней назад было небольшое кровотечение. Кестер привозит друга на «Карле». О смерти Ленца Патриции не говорят. Она радуется встрече, ведет друзей в бар, они катаются на «Карле», подъезжают к шоссе, по которому Кестер поедет домой. Пат с тоской смотрит вдаль, и все понимают, что обратно она не приедет. Врач дает неутешительные прогнозы. Девушка просит, чтобы Роберт остался с ней. Отказать он не может, но нужны деньги па лечение. Кестер уезжает и обещает помочь.
Робби получает разрешение поселиться и соседней с Пат комнате. Знакомится с некоторыми обитателями санатория. Ведут они себя по-разному, но нет ощущения, что это тяжелобольные люди. К одной из пациенток приезжает муж и громко восхищается, как ей здесь здорово и хорошо. «Да нехорошо мне!» - не выдерживает женщина, уже два года заточенная в горах. Особенно тяжело обитателям санатория, когда дует ветер фен и наступает «лихорадочная погода».
Больные катаются на лыжах, устраивают вечера и незлобно разыгрывают счастливчиков, которые выписываются здоровыми.
Последний счастливчик - Рот, два года назад ему обещали, что он умрет, но неожиданно наступает выздоровление. Проблема Рота в том, что он растратил деньги за эти два года, и теперь он мрачно шутит, что умрет точно по предсказанию врачей, но от пули. Роберт готов убить его, если бы это спасло Пат.
Есть среди них и влюбленные - пожилой русский и восемнадцатилетняя испанка Рита. За ее внимание своеобразно борется скрипач, как бы соревнуясь с русским: кто выживет - тот победит. Но умирает Рита, состояние которой было менее опасным, чем у Пат. Патриция начинает паниковать, запрещает Робби пить с ней из одной рюмки и целовать ее, боясь, что он заболеет. Она говорит, что хочет, чтобы он был здоров, женился и имел детей. Но ироничная жизнь переворачивает ситуацию. Роберт простудился и становится опасен для Пат, его изолируют. Простуда быстро проходит, но этим он развеселил девушку. Оба приходят к одной мысли: «У нас все удалось, только длилось слишком недолго». Снова дует фен. Пат уже не встает с постели и слабеет с каждым днем. Особенно страшится она последнего часа между ночью и утром. Роберт переносит свою кровать в комнату любимой и каждую ночь сидит рядом с ней, рассказывая все, что может вспомнить, приносит радиоприемник. Единственное, по словам Пат, о чем она думает, - о жизни и смерти: «Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем умереть, когда и впрямь хочешь смерти. Когда еще хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче… я благодарна судьбе за то, что у меня был ты». Каждое утро девушка встречаете облегчением: не умерла. Роберт знает: ей уже не встать. Пат тает на глазах, не хочет, чтобы Роберт видел ее, истощенную болезнью. Тиканье часов ее пугает, Робби разбивает их о стену, «разорвав время на самой середине». Умирает Пат мучительно, именно в тот час, которого боялась. До последнего Роберт держит любимую за руку. Затем сам смывает с тела кровь, причесывает Пат, кладет на свою кровать, накрывает одеялом и, не сводя с нее глаз, сидит у постели до утра. «Потом настало утро, а ее уже не было».
Действие проходит после первой мировой войны. Картины ужаса не покидают трех товарищей, участников той войны. Сейчас они работают в авто мастерской. Купили старую машину и поставили в нее гоночный мотор. По пути на празднование именин Роберта, друзья встречают Патрицию, или Пат. Робби влюбляется в нее, и девушку принимают в компанию. Для заработка было куплено такси. По очереди друзья ездили на нем. Но такси приносит небольшой доход. Однажды удалось заработать много денег продав кадилак. Роберт и Пат отправились на море. У девушки открылось кровотечение. Доктор посоветовал вновь лечиться в санатории от туберкулеза. Ленца убивают протестующие. Кестер мстит убийце. Чтобы Роберт был с Пат, Отто продал любимую машину «Карла». Патриция умерла рядом с любимым.Вывод (мое мнение)
Роман показывает, какой большой вред война принесла как всей стране, так и душам людей. Они вынуждены запивать ужас алкоголем. Ремарк показывает, насколько цена дружба и любовь. За это можно всем пожертвовать.ТРИ ТОВАРИЩА
Главный герой, Роберт Локамп, приходит на работу рано утром и видит неуклюже танцующую старуху, уборщицу Матильду Штосс. Застает он ее в таком виде не первый раз и знает, что причина танцев - оставленный на виду вечером коньяк. Но у него сегодня день рождения, и, вместо того чтобы отругать старуху, Локамп угощает ее гавайским ромом. Обрадованная тем, что ее грешок забыт, старуха благодарит его и, прославляя именинника, уходит. Локамп садится за стол, достает лист бумаги и пытается записать то, что было с ним за тридцать лет. Чувство у него такое, что ему одновременно шестнадцать лет и шестьдесят. Настоящая жизнь для него началась с восемнадцати лет, когда он стал новобранцем. Война, революция, голод, путч, смерть матери. Сейчас он работает в «Аврема» - «Авторемонтной мастерской Кестера и Ко». Прошлое, по словам Роберта, иногда вдруг накатывает и впивается в него своими мертвыми глазами, но для этих случаев есть водка. Приходят Ленц и Кестер, фронтовые товарищи и компаньоны Локампа. Готтфрид Ленц преподносит другу гороскоп и амулет, шесть бутылок рома «вдвое старше» именинника решено распить на природе. Отработав день, друзья садятся в свой старенький гоночный автомобиль «Карл» и едут развлекаться. Главное развлечение на дороге - пользуясь неприглядным видом машины, провоцировать других водителей на обгон, в результате оставляя их с носом. Ленц, называющий себя последним романтиком, утверждает, что «Карл» играет воспитательную роль: учит ценить творческое начало, заключенное в неприметной оболочке. На этот раз Отто Кестер обгоняет «бьюик». Когда товарищи останавливаются у ресторации, водитель «бьюика», Биндинг, нагоняет их. Выходит из машины его молодая спутница Патриция Хольман. Пассажирку в пылу азарта товарищи просто не заметили. После знакомства решено поужинать вместе. Биндинг рассматривает «Карла», дискутирует об автомобилях с Кестером, поет солдатские песни в беседке с Ленцем.
За столом остаются Отто, Роберт и Пат. Роберта притягивает девушка, но он не может привлечь ее внимание. Зато проходит утренняя грусть, и Локамп впадает в удивительное состояние: «Казалось, все безразлично, лишь бы быть живым». Новыми глазами он смотрит на Пат, и ему не хочется так просто отпускать ее. Сказав, что он беспокоится, как нетрезвый Биндинг доедет до дома, он спрашивает у девушки номер телефона.
Следующим утром, в воскресенье, Роберт неторопливо собирается и выходит из пансиона фрау Залевски. Пансион стоит рядом с кладбищем, луна-парком, кафе «Интернациональ», где ожидают клиентов проститутки, и залом собраний Армии спасения. Там Роберт живет уже много лет, его соседи - одинокие, неустроенные в жизни люди, они или уже потеряли работу, или живут в страхе потерять ее. Это постоянно ссорящиеся из-за безденежья супруги Хассе, секретарша Эрна Бениг, русский граф Орлов - наемный партнер для танцев; студент Георг Блок, не находящий работы, чтобы оплатить учебу. Круг общения Роберта невелик: фронтовые товарищи и проститутки из кафе, считающие его своим другом.
Весь день Робби бесцельно ходит по городу. Вечером приходит в мастерскую, помогает Отто с ремонтом «кадиллака», который они намерены затем выгодно продать. Отказавшись идти на бокс, Роберт возвращается в пансион и навещает соседа. Решившись наконец позвонить Патриции, он застает ее дома. Раздражение и недовольство исчезают. Роберт интересуется, как вчера доехали, и предлагает Пат встретиться послезавтра. После, передумав, идет на бокс. Теперь все окружающее кажется ему уютным.
Во вторник утром «кадиллак» готов. Друзья сочиняют объявление о продаже и тут же получают новую работу: нужно восстановить «форд», попавший в аварию. Полупьяный булочник врезался на нем в кирпичную стену, его беременная жена погибла от потери крови, он же не скорбит, а стремится извлечь из страховки большую выгоду.
Свидание с Пат назначено на пять часов в какой-то дамской кондитерской, им в ней неуютно, Роберт предлагает пройти в бар. Там привычная атмосфера: сослуживец Валентин Гаузер, ежедневно отмечающий то, что остался жив; вышколенный бармен Фред, полумрак и прохлада. Пат кажется герою неприступной амазонкой, существом из другого мира. Он давно не общался с девушками и просто утратил навык общения наедине.
Кафе слишком шумное, в тишине бара непринужденный разговор не получается. Тогда Роберт заказывает ром, и он развязывает ему язык. Проводив Пат, Робби ужасается: чего он только ей не наболтал, к тому же ничего не помнит! Поскандалив с прохожим, он возвращается в бар и напивается до зеленых чертиков. Друзьям о встрече с Пат Роберт не рассказывает.
Вечером в кафе «Интернациональ» чествуют Лилли, проститутку из отеля. Она выходит замуж и прощается с товарками. Так везет не каждой. Роза Железная Кобыла осталась с ребенком одна, дочь отдала в приют. У Мими муж погиб на войне от воспаления легких, а не в бою, поэтому никакой пенсии за него не дали, и женщина была вынуждена пойти на панель. Локамп приглашен как дорогой гость этих женщин, потерявшихся в жизни. По словам Роберта, в мире «все распадалось, пропитывалось фальшью и забывалось. А если ты не умел забывать, то тебе оставались только бессилие, отчаяние, равнодушие и водка. Торжествовали дельцы. Продажность. Нищета». Одинокого человека нельзя покинуть, у него нет ничего, кроме одиночества, - полагает Локамп. И поэтому он не решается на серьезные отношения с Пат, боясь привязаться к девушке: «Обладание - это уже утрата». Но утром он отправляет ей большой букет роз, она благодарит его по телефону.
Авторемонтная мастерская пытается удержаться на плаву. Друзья ищут покупателя на отремонтированный «кадиллак». Кестер добивается в финансовом управлении снижения налогов. Привозят на ремонт «форд». Ленц, Кестер и художник Фердинанд Грау, пишущий портреты покойников, называют себя потерянными людьми; жизнь их разбита, и склеить осколки невозможно. Все они. как и Роберт, прошли через войну. Но Роберт, по их мнению, еще не погиб.
Отношения с Пат развиваются. Роберт катает ее на «кадиллаке», который позже ему удается выгодно продать. Знакомит с друзьями, приводит к себе в комнату. Там молодые люди впервые целуются. Но о влюбленности не говорят, наоборот, утверждают, что не влюблены, пытаясь убедить себя, что между ними нет серьезных отношений, хотя и проводят вместе ночь. Они ходят в привычные для Локампа места, часто обедают у Альфонса, друга Ленца и владельца пивной, девушка быстро становится в компании своей.
Друзья покупают на аукционе такси и начинают заниматься извозом, Роберт осваивает профессию таксиста. «Форд» отремонтирован, и хозяин, булочник, его забирает. В аварии погибла его беременная жена. Несмотря на то что около него уже вьется другая женщина, вдовец заказывает портрет погибшей супруги художнику Грау.
Роберт впервые приходит в гости к Патриции и удивляется богатой, по его меркам, обстановке. Оказывается, Пат живет в своей бывшей квартире, где снимает две комнаты, и мебель у нее своя. Девушка говорит временами о плохом самочувствии, о том, что год проболела, не выходя на улицу, но больше об этом не распространяется. Говорит о предстоящей работе - по протекции знакомого, Бройера, она может работать продавщицей патефонов, у нее музыкальное образование. Робби осматривает комнату и спальню, Пат угощает его специально купленным ромом - о нем еще так не заботились. Он чувствует, что становится сентиментальным, и впервые напивается не с горя, а от радости. По-обедав с товарищами, он возвращается к девушке и чувствует, как исчезает его скованность и появляется ощущение, что ничего в их отношениях не может быть фальшивым. Они веселятся с друзьями Роберта. Идут в театр и там встречают Бройера, который приглашает их в ресторан. Рестораны и старые знакомые Пат сменяют друг друга, а Роберт начинает ревновать ее к прошлому. К тому же Патриция любит танцевать, а Роберт не умеет. Она танцует с Бройером, и Локамп только злится и пьет ром. Когда Бройер развозит их по домам, Роберт даже не прощается с Пат, а сам просит высадить его у бара. Но опьянение не приходит, а чувства обостряются. Он испытывает безумную тоску по Пат. Вернувшись домой, он обнаруживает замерзшую девушку у своей двери. Поняв, чем было для нее это возвращение, ожидание, Робби приходит в смятение. Он согревает Пат чаем, она остается у него до следующего вечера. «Настоящая любовь не терпит посторонних», - говорят они друг другу.
Тем временем новая пассия булочника подбивает его на покупку «кадиллака». Он приходит в мастерскую, где узнает, что машина продана. Увидев возможность перепродажи, Локамп договаривается с предыдущим покупателем и совершает сделку с выгодой для всех.
Взяв двухнедельный отпуск, Роберт везет Патрицию на море. Они наслаждаются красотой природы и уединением, но вдруг происходит несчастье. У Пат внезапно начинается легочное кровотечение. Выясняется, что она уже давно больна туберкулезом. Роберт часто замечал, что жизнерадостность Пат резко сменяется усталостью, но девушка скрывала болезнь от Роберта, думая, что он станет ее опасаться. Местный врач делает все, что может, но нужна помощь постоянного доктора Пат. Роберт звонит друзьям, и Кестер привозит профессора
Жаффе на своем «Карле» за немыслимо короткое время. Кровотечение останавливается, Пат понемногу приходит в себя. Вердикт профессора - ехать домой, здешний климат девушке не подходит.
Уезжая, Роберт думает, что все было просто плохим сном. Мечтает перевезти Пат в пансион, там как раз освобождается соседняя с ним комната. Тогда Роберт сможет постоянно ухаживать за больной девушкой.
Но Пат не желает, чтобы ее считали больной Приятелям приходится быть изобретательными и заменять ингредиенты в коктейле на безалкогольные, показывать, что они уходят из кафе не в числе первых и относятся к ней, как обычно. Неожиданно для Робби Пат соглашается переехать к нему. Чтобы девушка не скучала днем, когда он на работе, Роберт дарит ей щенка ирландского терьера.
Выручка от извоза у товарищей небольшая, к тому же рабочие моменты иногда приходится разрешать кулаками. Герою нужно теперь зарабатывать вдвое больше, а безработица растет, и близится невыгодная для авторемонтной зима.
Локамп встречается с врачом Патриции. Жаффе рассказывает ему, что два года назад девушка прошла полугодовой курс лечения в санатории, после чего ее состояние улучшилось. Надо снова ехать на лечение в горы. В городе Пат оставаться нельзя: оба легких поражены. Неизвестно, чего ожидать, улучшения или ухудшения. Видя состояние Роберта, Жаффе проводит его по палатам. Женщина без носа, мужчина в агонии, парализованный, ребенок-калека, женщина с ампутированной грудью, рабочий с раздавленными почками - нескончаемая цепь страданий завершается взглядом одной больной, в котором Роберт читает мужественность и спокойствие. «Было бы бессмысленно успокаивать вас словами, - говорит Жаффе, - многие из этих людей страдают сильнее, чем Пат, но большинство выживает. Смертельно больной может пережить здорового».
У самого профессора девять лет назад умерла от гриппа двадцатилетняя жена. Роберту он дает совет не показывать своего беспокойства и осенью отправить Пат в санаторий.
С деньгами все хуже. Случайный выигрыш на скачках немного спасает финансовое положение Робби. Цветы для любимой он вынужден не покупать, а обрывать в парке и церковном садике. Машина, восстановленная после аварии, оказывается принадлежащей банкроту, ее продают с молотка, мастерская лишается возможного заработка. «Карл», технически улучшенный, участвует в гонках и приходит первым, но этих денег хватит ненадолго. Жизнь сводится к борьбе за существование. На фоне этого счастье любви кажется ошеломляющим.
Но все вокруг говорит о том, что любви недостаточно для того, чтобы выжить. От соседа Хассе уходит жена, она нашла мужчину побогаче. Происходит это как раз тогда, когда супруг добивается долгожданной прибавки к зарплате. Не в силах пережить уход жены, Хассе сводит счеты с жизнью - вешается. Многие уходят таким образом от неразрешимой проблемы - безработицы. Роберт и Пат идут в музей на выставку персидских ковров и видят довольно много посетителей, но, по словам сторожа, сейчас люди приходят в музей по бесплатным дням не от тяги к прекрасному, а оттого, что им нечего делать; зимой же, замерзнув, заходят согреться. «Человечество создало бессмертные произведения искусства, но не сумело дать каждому из своих собратьев хотя бы вдоволь хлеба», - размышляет Локамп.
В середине октября доктор Жаффе говорит Роберту, что Патриции пора ехать на лечение. Для девушки устраивают прощальный ужин у Альфонса. Роберт отвозит ее. В поезде они знакомятся с попутчиками, многие едут на лечение не в первый раз. Роберт успокаивает себя: глупо тревожиться, люди же вернулись оттуда и прожили дома целый год. И Пат вернется. Санаторий больше похож на отель. Неделю Робби проводит во флигеле для гостей, но нужно ехать домой, зарабатывать деньги на лечение, пока оплаченное до января. Пат предстоит пробыть в горах до мая. Локамп должен зарабатывать больше, чем до сих пор, но слишком много неудач свалилось на мастерскую.
В начале ноября товарищи вынуждены продать «ситроен». На эти деньги еще можно было содержать мастерскую, но положение ухудшается с каждой неделей. Роберту предлагают подрабатывать в кафе «Интернациональ», играя на пианино. Пат пишет письма.
После сочельника начинаются демонстрации, люди требуют работы и хлеба. Полиция разгоняет демонстрантов, есть жертвы. Кестер и Локамп идут искать Ленца, он на одном из политических собраний. Находят его друзья как раз вовремя, вытаскивают из драки и уходят за считанные минуты до приезда полиции. Готтфрид задерживается около уличного астролога и получает предсказание: он будет жить до восьмидесяти лет. Буквально через несколько минут Ленц гибнет - в него стреляет прохожий. Кестер решает сам наказать преступника. Убийцу выслеживают, но он прячется. Наконец друзья встречают его в кафе, Кестер преследует его, но Альфонс опережает Отто. Он отомстил за друга сам. Мастерская выставлена на продажу. Кестер идет работать гонщиком в фирме.
Робби по-прежнему играет в кафе для проституток. В пансион приходит телеграмма от Пат с просьбой поскорее приехать. Роберт звонит в санаторий, ему говорят, что у девушки несколько дней назад было небольшое кровотечение. Кестер привозит друга на «Карле». О смерти Ленца Патриции не говорят. Она радуется встрече, ведет друзей в бар, они катаются на «Карле», подъезжают к шоссе, по которому Кестер поедет домой. Пат с тоской смотрит вдаль, и все понимают, что обратно она не приедет. Врач дает неутешительные прогнозы. Девушка просит, чтобы Роберт остался с ней. Отказать он не может, но нужны деньги па лечение. Кестер уезжает и обещает помочь.
Робби получает разрешение поселиться и соседней с Пат комнате. Знакомится с некоторыми обитателями санатория. Ведут они себя по-разному, но нет ощущения, что это тяжелобольные люди. К одной из пациенток приезжает муж и громко восхищается, как ей здесь здорово и хорошо. «Да нехорошо мне!» - не выдерживает женщина, уже два года заточенная в горах. Особенно тяжело обитателям санатория, когда дует ветер фен и наступает «лихорадочная погода».
Больные катаются на лыжах, устраивают вечера и незлобно разыгрывают счастливчиков, которые выписываются здоровыми.
Последний счастливчик - Рот, два года назад ему обещали, что он умрет, но неожиданно наступает выздоровление. Проблема Рота в том, что он растратил деньги за эти два года, и теперь он мрачно шутит, что умрет точно по предсказанию врачей, но от пули. Роберт готов убить его, если бы это спасло Пат.
Есть среди них и влюбленные - пожилой русский и восемнадцатилетняя испанка Рита. За ее внимание своеобразно борется скрипач, как бы соревнуясь с русским: кто выживет - тот победит. Но умирает Рита, состояние которой было менее опасным, чем у Пат. Патриция начинает паниковать, запрещает Робби пить с ней из одной рюмки и целовать ее, боясь, что он заболеет. Она говорит, что хочет, чтобы он был здоров, женился и имел детей. Но ироничная жизнь переворачивает ситуацию. Роберт простудился и становится опасен для Пат, его изолируют. Простуда быстро проходит, но этим он развеселил девушку. Оба приходят к одной мысли: «У нас все удалось, только длилось слишком недолго». Снова дует фен. Пат уже не встает с постели и слабеет с каждым днем. Особенно страшится она последнего часа между ночью и утром. Роберт переносит свою кровать в комнату любимой и каждую ночь сидит рядом с ней, рассказывая все, что может вспомнить, приносит радиоприемник. Единственное, по словам Пат, о чем она думает, - о жизни и смерти: «Лучше умереть, когда еще хочешь жить, чем умереть, когда и впрямь хочешь смерти. Когда еще хочется жить, то это значит, что есть у тебя что-то любимое. Так, конечно, тяжелее, но вместе с тем и легче… я благодарна судьбе за то, что у меня был ты». Каждое утро девушка встречаете облегчением: не умерла. Роберт знает: ей уже не встать. Пат тает на глазах, не хочет, чтобы Роберт видел ее, истощенную болезнью. Тиканье часов ее пугает, Робби разбивает их о стену, «разорвав время на самой середине». Умирает Пат мучительно, именно в тот час, которого боялась. До последнего Роберт держит любимую за руку. Затем сам смывает с тела кровь, причесывает Пат, кладет на свою кровать, накрывает одеялом и, не сводя с нее глаз, сидит у постели до утра. «Потом настало утро, а ее уже не было».
4.4 (87.69%) 13 votes
Здесь искали:
- ремарк три товарища краткое содержание
- анализ первой главы три товарища
Об этом романе можно долго рассказывать. Одно то, что он переполнен различного рода афоризмами и весомыми жизненными истинами выводит его на один уровень с произведениями известных современников. И это умение непревзойдённо у Ремарка, писать такие книги в моменты душевных невзгод, словно живя в них и вместе со своими героями решая проблемы того времени, ничуть не фантастические, а реальные, которые коснулись в первой половине XX века всех жителей Европы.
«Три товарища» — третья по счету книга Ремарка, замыкающая трилогию о потерянном поколении («На западном фронте без перемен» и «Возвращение»). Ее автор писал почти 4 года, известно, что сначала он выпустил небольшой роман «Пат», а потом переделал его в полномасштабную картину нравов послевоенной Германии. Сам писатель в это время уже жил в изгнании, в нейтральной Швейцарии, опасаясь за свою жизнь. Его творения сжигали на немецких площадях, именуя предательскими и вражескими происками. Потому произведение было пропитано скорбью и отчаянием человека, которого так же убивали на нацистских митингах, как его героя Ленца.
Как раз перед изданием романа ему предложили вернуться в Германию, но он, зная порядки тайной полиции, отказался. После публикации на немецком языке (изначально он напечатал книгу в Дании) его официально лишили гражданства.
О чем роман?
Анализ романа «Три товарища» Ремарка уходит своими корнями глубоко в историю. Германия только что оправилась от крови и разрушения Первой Мировой войны. Но, помимо разрушенных зданий и погибших людей, она оставила множество живых, чьи судьбы были изодраны в клочья застигшим их кризисом. Страдающие от безработицы, нищеты, отсутствия должного социального обеспечения – эти люди находили утешение в барах и увеселительных заведениях. Там, где можно было забыть и забыться одновременно, где даже самая остро болевшая душа под действием спиртного на мгновение успокаивалась, а боль временно стихала.
И в этой мрачной картине из криков, послевоенных политических всплесков, призраков прошлого и кошмарных пробуждений в холодном поту Э. Ремарк показывает нам трёх друзей, военных товарищей, которые уже теперь в мирное время вместе продолжали свой путь (это Роберт Локамп, Готфрид Ленц и Отто Кестер). Вот, про что написана книга «Три товарища». Они работают в автомобильной мастерской, которой владеет Кестер, благодаря чему и держатся на плаву. Живут, по сути своей, воспоминаниями, так как никакого светлого будущего сквозь мглу разрушения и смерти не видно. Главный герой часто вспоминает, как вместе они воевали, как складывалась жизнь после войны. И, несмотря на гнёт воспоминаний, друзья не потеряли своё чувство юмора и старались не слишком часто поднимать запутанные и тёмные задворки своих судеб, чтобы не сойти с ума. Ведь, если слишком много думать о плохом и не уметь шутить, то наверняка можно лишиться рассудка.
Главные герои
- Роберт Локамп – главный герой романа. Человек тонкой душевной организации, чувствительный, рефлексирующий и глубоко несчастный. Большую часть действия он сидит в баре в поисках забвения. Его сердце больно ранили испытания военных лет, утраты и ощущение хаоса вокруг. Ему уже исполнилось 30, но ни семьи, ни работы, ни даже своего дома он не нажил. К кризису среднего возраста прибавился кризис мировоззрения уцелевшего солдата, который мысленно все еще в обороне. Свои горькие думы мужчина заглушает болтовней и выпивкой, но судьба дает ему шанс пересмотреть свою жизненную позицию: он влюбился и совершил подвиг, впустив женщину в свой ощетинившийся внутренний мир. Любовь преображает героя, он становится чутким, внимательным и даже счастливым, его цинизм уступает место сентиментальности. Однако все его надежды на будущее умирают после смерти Патриции.
- Патриция Хольман – главная героиня романа «Три товарища», возлюбленная Роберта. Болезненно красивая женщина с тонкими чертами лица и стройной фигурой. Внешняя хрупкость объясняется тем, что Пат больна туберкулезом. В детстве она пережила лишения, недоедала, и в результате, как и сотни таких детей, приобрела затаенную в груди смерть. Девушка, тем не менее, весела и открыта новым впечатлениям. Она искренне любит и дарит всю себя без остатка. Чувство юмора, жизнелюбие, отзывчивость и открытость делают ее верной подругой товарищам Локампа.
- Готтфрид Ленц – один из товарищей, «бумажный романтик». Молодой мужчина с легким и веселым нравом, заводила и холерик. Всегда в приподнятом расположении духа. Немного болтлив, часто иронизирует, балагурит и высказывает общее мнение. Судя по огромному количеству фотографий из разных стран, много путешествовал, возможно, служил в разведке. Тоже имеет насыщенное фронтовое прошлое. Трагически погибает на митинге фашистов, где его смертельно ранят по ошибке.
- Отто Кестер – серьезный и вдумчивый человек, самый педантичный персонаж в романе «Три товарища». Во время войны был летчиком, а после увлекся любительскими гонками, переделав кадиллак в гоночный кар. Именно ему принадлежит мастерская, где работают все товарищи. Он обладает практической сметкой и волевым характером, не раз выручает менее приспособленных к существованию друзей из беды. Отзывчив и добр, воспринимает беду Роберта, как свою, и погружается в его проблемы с головой, хотя сам живет не лучше. Его щедрости Пат обязана последними месяцами своей жизни, с трудом вырванными у болезни.
- Карл (гоночная машина кадиллак) – изобретение Кестера, феноменально быстрый автомобиль, не раз побеждавший в гонках. Он же помогает товарищам в любой экстренной ситуации и чутко реагирует на эмоциональное состояние водителя.
- Проблема послевоенной депрессии в обществе: экономический, социальный и личностный кризис. Война никогда не приносит ничего хорошего и полезного. Она сеет лишь хаос и разрушения. И наши герои знали это как никто другой. Тяжелейшие попытки подняться со всеобщего дна, карабкаться вопреки законам времени, пытаться приумножить те гроши, которые есть, наконец, сохранить самого себя – в этом заключался смысл существования общества Германии в начале 20 века. Многие из тех, кому посчастливилось иметь свой угол, могли, по крайней мере, не платить за него, или же попросту сдавать, чтобы иметь чуть больше денег. Прочие же зарабатывали, как могли, в том числе и не самыми гуманными методами, колеблясь между мелкими аферами и откровенным разбоем. Единственными местами, пользовавшимися очевидным успехом, – были бары и кафе, в которых люди заседали в силу своей безысходности и желания забыться. Но со временем деньги кончались, и даже у этих заведений постоянные гости сменялись пустующими креслами.
- Проблема маргинализации общества и зарождающегося фашизма неслучайно поставлена в романе «Три товарища». Агрессивный режим преследовал автора и изгнал его из Германии. Внутри этой среды нашлось немало людей, которые приступили не только закон, но и потеряли чувство собственного достоинства. Именно по вине одного из таких людей жертвой стычки на митинге фашизма становится один из товарищей Готфрид Ленц, который, видимо, своей активностью привлёк внимание сторонников нового режима. В этот день Роберт, Кестер и Пат теряют одного из своих друзей. Впрочем, последняя из них так и не узнает об этом.
- Проблема тотальной безысходности. Очень печальна судьба и самого Роберта. Устав от бесконечной пелены смерти перед глазами, наш герой продолжает получать удары судьбы один за другим. Сначала погибает Ленц, потом кончаются деньги и рушится их и без того скудный бизнес. Приходится пожертвовать мастерской. А когда обнаруживается, что и Пат тяжело больна, то для того, чтобы спасти одного друга, Отто и Роберту приходится пожертвовать другим. Они продают Карла – свой гоночный автомобиль, который они так заботливо собирали по крупицам, ведь денег на новую машину у них, конечно же, не было. И даже несмотря на помощь, силы Пат становятся всё слабее и слабее. Роберт только встретил своего человека, которого полюбил, как тут же она стала буквально таять на глазах. Сам он, Роберт, понимал, что неспособен обратить этот процесс впять. Тяжёлая болезнь Патриции Хольман высасывала из неё силы, тянула в тот мир, о котором Локамп знал не понаслышке. И куда ни за что не хотел её отпускать. Но человек не всесилен. В этой ситуации герой не мог что-либо изменить. Как и в своей разрушенной жизни. Как и в жизни Ленца. Ничего нельзя было поделать.
- Проблема потери близкого человека. В книге «Три товарища» особое место занимают переживания Роберта о постепенной утрате любимой женщины. И они с каждым моментом обостряются, нарастают, а после смерти Пат как будто стихают и замирают, словно один, оставленный и забытый всей Вселенной огонёк маленькой звезды вдруг решил потухнуть, не оставляя после себя ни взрыва, ни чего-либо ещё. Только огромную чёрную дыру, засасывающую в небытие человеческую душу.
- Проблема безверия: Смерть Бога в 20 веке. И в этом смысле очень легко объясняется потеря веры в Бога Робертом и другими жителями Германии. Ещё на митинге друзья дали понять, что обществу нужна своеобразная «религия». И кто бы мог подумать, что ещё через десяток лет этой религией станет тоталитарный режим, который обратит их соотечественников в бегство? Бог умирает в сердцах людей в 20 веке. Там остаются только раны от гремящих ранее, а ныне умолкших пушек. Роберт очень хорошо характеризует веру в Бога в тот период «…серое бесконечное небо сумасшедшего бога, который придумал жизнь и смерть, чтобы развлекаться». Без божества покинутый мир начал искать смысл жизни и нравственную опору в сумасбродных теориях идеологов Третьего Рейха. Эта удручающая тенденция лишь угадывается в недалеком будущем, которое ощущается нами в романе «Три товарища».
- Утрата смысла в жизни. Возлюбленная Роберта, постепенно угасая, будто бы оставляет его наедине с этим хаосом, в котором он не видит света. С враждебностью той страны, в которой он живёт, с отсутствием веры во что-то. Здесь герою нет места, единственным смыслом для него оставалась Пат. Но вот она умирает, и Локамп, оставленный Богом, страной и своей женщиной оказывается уже непросто разорванным в клочья, больным и старающимся свести концы с концами. Он теряет всякий смысл бытия, и отсутствие продолжения повествования после смерти Патриции Хольман сухо и твёрдо говорит нам о том, что жизненная нить человека оборвалась.
- Проблема дружбы. Хочется упомянуть и о названии произведения, ведь, по сути, товарищей было вовсе не трое. Прочитав роман, я нашёл там гораздо больше друзей. Это и Альфонс, который с теплотой душевной относился к гостям, шофер Густав, ставший другом Роберту и впоследствии оказавший ему немалую поддержку. Даже автомобиль «Карл» - главное транспортное средство наших героев, даже он являлся товарищем, достаточно только вспомнить, с какой теплотой вносил его описания Ремарк, зачастую олицетворяя в машине надёжного друга, который всегда выручал трёх товарищей. Но главной причиной, по которой книгу можно было бы назвать «Четыре товарища», была, конечно же, возлюбленная Локампа Патриция Хольман. Моя рецензия во многом посвящена ей – как одному из центральных персонажей романа. Пат была не только отличной подругой для его друзей, она сумела стать другом и самому Роберту. Именно здесь раскрывается тема любви. Это чувственная, сердечная связь, а рядом с ней крепко на ногах стоит дружба, по силе ничуть не уступавшая отношениям между тремя боевыми товарищами. И сам Роберт уже начинал говорить Пат не о том, что она милая и все те прочие комплименты, которые так приятно слушать девушкам. Он называл её «Пат-дружище», будто бы стараясь тем самым подчеркнуть, насколько значима и многогранна была для него эта женщина. Она и была четвертым товарищем.
Смысл произведения
Ремарк хотел показать, как война порождает потерянное поколение, как калечит жизни ни в чем не повинных людей по обеим сторонам баррикад. Молодые люди хоть и воевали на стороне агрессора, сами не хотели мирового господства, но сполна познали расплату за амбиции своего государства. Упадок во всех сферах деятельности общества, изображенный в романе, — результат поражения Германии в Первой мировой. Отсюда и все беды трех товарищей: полнейшая неустроенность, внутренние кризисы, бедность, отсутствие перспектив, проблемы с алкоголем и разочарованность. Жертвой социального катаклизма (зарождающегося фашизма) стал Ленц, от недоедания в связи с дифицитом военного положения смертельно заболела Пат. На судьбе героев писатель изобразил черную метку войны, поэтому главной идеей романа «Три товарища» можно считать антимилитаристский, гуманистический посыл в вечность, предостережение потомкам о том, как уродлива и ужасна кровавая бойня на самом деле. Когда зрелищные баталии проходят, остаются перемолотые в жерновах истории люди.
Проблематика
Концовка
Книга, безусловно, трагическая, наполненная глубинным смыслом, прежде всего, о том возвышенном чувстве, которое всегда волновало всё человечество и не теряло актуальности. Этим чувством была роковая любовь Роберта к Патриции. Вместе с ней в нем умирает жизнь. Женщина в романе символизирует надежду: после ее гибели стране суждено вновь погрузиться во мрак бесплодных амбиций государственных деятелей, а ее народу в лице Роберта выпадет на долю безысходная тоска по мирному небу. Пат и была этим оазисом посреди хаоса. Глядя на нее, даже друзья Роберта почувствовали обновление и радость, однако им нет места в мире, где вновь назревает война: мы видим митинги фашистов, которые вскоре перерастут в самое кровавое событие 20 века. Так изящно, через любовную историю, Эрих Мария Ремарк, являющийся очевидцем и участником событий, выражает мрачное предсказание своей стране. Теперь мы знаем, что оно сбылось, и Роберту, и Отто не удалось выстроить новую жизнь. Конец книги «Три товарища» так и остался открытым финалом, где трагедия лишь ощущается, а не передается буквально.
Критика
«Три товарища» — третий роман Ремарка – писателя, который к моменту его выхода пользовался мировой известностью. Он стал голосом потерянного послевоенного поколения, неустроенного, разочарованного и циничного. Однако не всем этот голос нравился. Нацистам сентиментальные истории солдат вермахта явно не могли быть по нраву. Милитаристы по убеждениям отвергали мирный посыл автора, им казалось, что он портит общество, которому нужно собрать все силы для мести. Именно поэтому после публикации новой работы литератора лишили немецкого гражданства.
В США, куда он бежал от преследований, его творчество оценили выше. В Голливуде сразу же взялись за экранизацию романа, а такие литературные акулы пера, как Хэмингуэй, лично познакомились с эмигрантом и выразили свой восторг по поводу нового произведения. Ремарка благосклонно принимает пресса, рецензии на его работы исключительно положительные, зато в Германии за родственные связи с автором казнили (так, была убита его сестра, а ему по почте был прислан счет за проведенную казнь).
Интересно? Сохрани у себя на стенке!