Типичные формы рельефа. «Рельеф и формы рельефа. Определение на карте абсолютных высот и относительных превышений точек местности

В статье пойдет речь том, как оформить санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок действия его также будет рассмотрен.

Что такое СЭЗ?

(СЭЗ) - это документ, который выдают государственные федеральные учреждения здравоохранения, такие как центр эпидемиологии и гигиены, а также прочие аккредитованные эксперты и организации. Этот документ подтверждает санитарно-эпидемиологическую экспертизу, обследование, исследование, испытание и токсикологические, гигиенические и прочие виды оценок, соответствующих техническому регламенту, нормативам, и при этом были использованы методики и методы, утвержденные в принятом порядке. Действие санитарно-эпидемиологических заключений имеет ограниченный срок.

СЭЗ содержит обоснованное заключение о несоответствии (соответствии) предмета санэпидэкспертизы, испытания, обследования, исследования и гигиенических, токсикологических и других видов оценки государственным санитарным регламентам, нормативам и правилам. Протоколом испытания, исследования называют документ, который подтверждает факт проведения испытания или исследования. Он содержит порядок проведения и полученный результат. Это то, что входит в понятие санитарно-эпидемиологическое заключение. Срок действия рассмотрим ниже.

После того, как начало применяться соглашение о правилах провоза товаров через таможню и по территории таможенного союза, а также вступило в силу Соглашение ЕврАзЭС Роспотребнадзора о санитарных мерах, на продукцию перестали выдавать санитарно-эпидемиологическое заключение с 1.07.2010 года.

Гигиенический сертификат

Комиссия таможенного союза утвердила:

  • Постановление о правилах проведения государственного санитарно-эпидемиологического контроля.
  • Общие требования к товару как гигиенические, так и санитарно-эпидемиологические.
  • Полный список товаров, которые подлежат санитарно-эпидемиологическому контролю.

Что дальше?

После вступления в силу этого решения продукция получает документы, которые подтверждают ее соответствие единым гигиеническим и санэпидтребованиям:

  • Госудорственное свидетельство ЕврАзЭС.
  • Декларация соответствия.
  • Экспертное санитарно-эпидемиологическое заключение.

Срок действия данного документа означает, что оформленное санэпидзаключение действительно до указанной в нем даты но не позднее момента, когда вступил в силу регламент союза Таможни на определенные виды товаров.

Это обязательный документ?

Гигиенический сертификат Роспотребнадзора обязательным документом не является, его оформляют, если необходимо официальное подтверждение о соответствии продукции санитарным нормам. Возникает такая необходимость, если производители или поставщики намерены повысить конкурентоспособность товаров посредством о качестве и безопасности их для здоровья и жизни человека. Сертификатом Роспотребнадзора называют документ, который свидетельствует о соответствии товара, подлежащего контролю, гигиеническим и санэпидтребованиям.

Это и есть санитарно-эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Срок действия его ограничен.

Какие документы нужны, чтобы получить гигиеническое заключение?

Для отечественных товаров:

  • уведомление о старте предпринимательской деятельности;
  • заявление на санэпидзаключение;
  • свидетельство присвоения ОГРН и ИНН;
  • копии документов, соответствуя которым изготавливают продукцию (технических условий, стандартов, сертификации, технологических инструкций, регламентов);
  • описание товара - торговая марка, область применения, артикул, основной материал.

Для импортных товаров:

  • статистические коды фирмы заявителя;
  • адрес производителя и информация о нем;
  • ОГРН и ИНН;
  • описание товара - торговая марка, область применения, артикул, основной материал;
  • этикетка для потребителя или ее макет;
  • копия договора или адрес производителя и информация о нем.

В каком порядке выдается санитарно-эпидемиологическое заключение? Срок действия рассмотрим позднее.

Порядок выдачи СЭЗ

СЭЗ выдается на следующие виды продукции:


  • Продукция производственного приборостроения, машиностроения, бытового и медицинского назначения, кроме запасных деталей к бытовой технике и транспортным средствам (исключение составляют контактирующие с пищей и водой).
  • Продукция издательств: пособия и учебные издания для общеобразовательных высших и средних учебных заведений, журнальные и книжные издания для подростков и детей.
  • Изделия, в которых используется натуральное сырье, подвергающееся обработке в процессе производства (пропитке, окраске и прочему).
  • Изделия и материалы для изделий, которые контактируют с кожей человека, обувь, одежда.
  • Изделия и продукция, которые являются источниками ионизирующего вещества, генерирующего в том числе, а также товары и изделия, которые содержат радиоактивы.
  • Строительные материалы и сырье содержание радиоактивных веществ в которых регламентируют гигиенические нормативы, а также металлолом и производственные отходы на вторую переработку.
  • Оборудование, изделия и материалы, посредством которых ведется работа с пищевыми продуктами.
  • Материалы и оборудование для фильтрации, воздухоочистки и воздухоподготовки.
  • Агрохимикаты и пестициды.
  • Антигололедные реагенты.
  • Табачное сырье и сигареты.
  • Средства индивидуальной защиты.

Срок годности санитарно-эпидемиологического заключения у каждой группы товаров свой.

Кто выдает СЭЗ?

Выдачу санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам на перечисленную ниже продукцию осуществляет только руководитель Федеральной службы надзора в области защиты прав потребителя и благополучия человека. Он является главным государственным санитарным врачом РФ. Также в этом принимают участие заместители руководителя Федеральной службы надзора в области защиты прав потребителя и благополучия человека, то есть заместители главного государственного врача РФ.

К упомянутой продукции относятся:

  • пищевые волокна, травяной чай, сырье, необходимое для производства детского питания, в том числе сырье лекарственных растений; экстракты растений, используемые в пищевой промышленности, энергетические напитки (слабоалкогольные и безалкогольные),;
  • учебники для начального и общего профессионального образования, на которых стоит гриф Минобрнауки России;
  • реагенты, которые используются для подготовки питьевой воды, кроме тех, что должны быть зарегистрированы в Роспотребнадзоре;
  • бытовые устройства для доочистки питьевой воды;
  • агрохимикаты и пестициды;
  • ионизаторы и материалы, необходимые для изготовления вентиляционных систем;
  • средства гигиены, инструменты и медицинская техника, а также лечебное, диагностическое и физиотерапевтическое оборудование;
  • продукция, в которой содержатся ионизационные источники, генерирующего в том числе, которая предназначена для производства серийного или когда используют новые технологии; изделия и материалы, у которых эффективная удельная активность радионуклидов превышает 740 Бк/кг;
  • новое сырье, используемое для питьевого водоснабжения.

Заключение на вид деятельности?

Виды деятельности, требующие выдачи СЭЗ

  • Медицинская.
  • По производству лекарств.
  • Фармацевтическая.
  • Деятельность, которая связана с использованием микроорганизмов, ведущих к вызыванию инфекционных заболеваний.
  • Образовательная.
  • По производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.
  • По хранению, утилизации, производству, размещению, эксплуатации, техническому обслуживанию источников, способных ионизировать вещество.
  • По использованию водных объектов в целях хозяйственно-бытового и питьевого водоснабжения, занятий спортом, в лечебных целях, купания и отдыха.
  • По производству новых, впервые внедряемых и разрабатываемых в производство видов пищевых добавок, продуктов и продовольственных материалов.
  • По использованию, сбору, транспортировке, размещению и обезвреживанию опасных отходов.

Так каков же срок санитарно-эпидемиологического заключения? Разберемся далее.

Проектная документация

Выдача санэпидзаключения на проектную документацию, продукцию и виды деятельности, которые предназначены к использованию на оборонном производстве и объектах обороны, внутренних дел и безопасности, а также для прочего специального назначения, в организациях отраслевой промышленности, на которых опасные условия труда и некоторых других территориях, осуществляется главными государственными санитарными врачами (а также их заместителями) федеральных госучреждений федеральных органов исполнительной власти и структурных подразделений, которые обеспечивают санэпиднадзор Вооруженных Сил РФ, других войск, органов и воинских формирований, на объектах оборонного производства и обороны, внутренних дел и безопасности и т. д. Действуют эти СЭЗ только на поднадзорных объектах и территориях выдавших их главных государственных санитарных врачей.

Проведением организационно-технических мероприятий, которые связаны с выдачей СЭЗ и проведением санэпидэкспертизы занимается Федеральное государственное учреждение здравоохранения (центры эпидемиологии и гигиены) по согласию территориальных органов Роспотребнадзора.

Сроки действия СЭЗ

  • Проектная документация - до окончания действия этой документации.
  • Продукция, кроме металлолома, - 5 лет. Такой же срок действия санитарно-эпидемиологического заключения на воду.
  • Работа с источниками, способными ионизировать вещество - не больше 5 лет.
  • Опытная партия продукции, партия металлолома - до 1 года.
  • Услуги, работы, виды деятельности - бессрочно, исключения составляют работы с источниками, способными ионизировать вещество и работы сезонные. Такой же срок действия санитарно-эпидемиологического заключения для школы.

Когда необходимо переоформление?

СЭЗ подлежит переоформлению при реорганизации, при изменении наименования, Ф.И.О. (если оно есть), изменении местоположения юридического лица, места проживания индивидуального предпринимателя, изменении области применения продукции. Чтобы переоформить санитарно-эпидемиологическое заявление, вышеуказанные люди должны подать заявление для переоформления СЭЗ, приложив документы, подтверждающие изменения. Когда СЭЗ переоформляют, новое выдают, присвоив ему новый номер и дату с указанием реквизитов (даты и номера выдачи) СЭЗ, вместо которого выдано новое.

Санэпидзаключение, которое было переоформлено, возвращают в Роспотребнадзор по месту его получения. В противных случаях переоформление не производят.

При несоответствии

Если было выявлено несоответствие факторов области обитания (услуг и работ, продукции, хозяйственной и другой деятельности) уполномоченными на то лицами выдается санэпидзаключение о несоответствии факторов области обитания (или услуг и работ, или продукции, или хозяйственной и прочей деятельности) государственным санэпиднормативам и правилам с указанием причин несоответствия. Все необходимые сведения вносят в реестр санитарно-эпидемиологических заключений Роспотребнадзора о несоответствии (соответствии) услуг, работ или видов деятельности, проектной документации, продукции требованиям государственных санэпиднормативов и правил.

Органы Роспотребнадзора заверяют копии заключений в месте выдачи данного заявления, а также их защищает два голографических знака в тех же местах, где они расположены на оригинале или заверяют в установленном порядке.
Мы рассмотрели такое понятие, как санитарно эпидемиологическое заключение Роспотребнадзора. Срок действия зависит от вида продукции и деятельности.

Санитарно-противоэпидемиологическим режимом называется комплекс организационных, санитарно-профилактических и противоэпидемиологических мероприятий, целью проведения которых является предотвращение возникновения и распространения внутрибольничной инфекции. Он регламентируется рядом нормативных документов, основными из которых являются Приказ МЗ СССР № 770 от 10.06.1985 г. «О введении в действие ОСТ 42-21-2-85 „Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы“» и Приказ МЗ СССР № 408 от 12.07.1989 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусными гепатитами в стране».

ОСТ 42-21-2-85 определяет режимы дезинфекции и стерилизации инструментов, перевязочного материала, операционного белья. Приказ № 408 регламентирует методы обработки медицинского инструментария и предметов, использующихся в повседневной практике лечебно-профилактических учреждений.

Полная обработка изделий медицинского назначения включает несколько этапов – дезинфекцию, предстерилизационную обработку и стерилизацию.

Дезинфекция

Дезинфекция – это мероприятия, направленные на уничтожение возбудителей заболеваний в окружающей среде. Дезинфекционной обработке в лечебно-профилактических учреждениях подлежат все предметы, имеющие непосредственный контакт с раневыми поверхностями, кровью, выделениями больных. Дезинфекции подвергаются все предметы, использующиеся в уходе за пациентами (грелки, термометры, посуда и др.). Загрязненный медицинский инструментарий и перчатки помещают в емкость с дезинфицирующим раствором на 1 ч., после чего промывают водой до полного исчезновения запаха хлора. Используют 5 %-ный раствор хлорамина для дезинфекции одноразового инструментария, 3 %-ный раствор хлорамина – для обработки инструментов, перчаток, использованной ветоши; 1 %-ный – для обработки поверхностей, термометров, мытья полов, кушеток; 0,5 %-ный – для обработки рук. Кроме того, для дезинфекции можно применять кипячение. Для дезинфекционной обработки помещений осуществляют влажную уборку с обеззараживающими растворами и фильтрацию воздуха.

Виды дезинфекции

Профилактическая дезинфекция выполняется, если источники инфекции не обнаружены, но допускается их наличие. Целью данного вида дезинфекции является снижение обсемененности инструментария, предметов обстановки и помещений и уменьшение вероятности заражения пациентов. Профилактическая дезинфекция проводится постоянно или периодически.

Текущая дезинфекция в лечебно-профилактических учреждениях применяется постоянно, заключительная дезинфекция – после выписки или смерти пациента.

Методы дезинфекции

К методам дезинфекции относят:

1) механический;

2) физический;

3) химический.

Механические методы дезинфекции предполагают вытряхивание предметов обстановки (ковров), чистку пылесосом, стирку и мытье, а также проветривание помещений, где находится больной, и фильтрацию воды. Целью механической дезинфекции является снижение количества микроорганизмов на обрабатываемых объектах.

Физические методы дезинфекции предполагают ликвидацию микроорганизмов путем воздействия на них физическими методами, такими как прокаливание, обжигание, кипячение, обдувание сухим горячим воздухом, воздействие солнечным светом, радиацией и т. д. Физические методы дезинфекционной обработки можно комбинировать с химическими в специальных камерах.

Химические методы дезинфекции осуществляются посредством воздействия на микроорганизмы химическими веществами, обладающими бактерицидным, спороцидным, вирулецидным и фунгицидным эффектом. Наиболее часто для химической дезинфекции применяются хлорсодержащие препараты, фенолы, формалин, перекись водорода и спирты.

Предстерилизационная обработка

Предстерилизационной очистке подлежат все предметы медицинского назначения непосредственно перед их стерилизацией. Данный вид обработки проводится с целью удаления с изделий белковых и жировых загрязнений и лекарственных средств. Все изделия, состоящие из нескольких деталей и подлежащие разборке, должны обрабатываться в разобранном виде. При проведении предстерилизационной обработки медицинский инструментарий и перчатки помещают в моющий раствор, нагретый до 50 °C (33 %-ный раствор перекиси водорода – 14 г, моющее средство – 5 г, дистиллированная вода – 981 г) на 15 мин. Каждый предмет в течение 20 с. промывают в моющем растворе, затем в течение 10 мин. ополаскивают под струей проточной воды. По окончании данного этапа очистки ставятся контрольные пробы на определение наличия остатков щелочи (фенолфталеиновая) и белковых загрязнений (азопирамовая).

Предстерилизационная обработка осуществляется ручным или механизированным способом. Если контрольные пробы положительные, то необходимо полностью повторить весь этап обработки, при этом повторно обрабатывается вся партия мединструментов. После проведения предстерилизационной обработки все предметы подлежат просушке при комнатной температуре до исчезновения влаги.

Стерилизация

Стерилизация – это полное уничтожение микроорганизмов, их вегетативных форм с медицинского инструментария и предметов медицинского назначения.

Стерилизации подлежат все предметы, контактировавшие с раневой поверхностью, загрязненные кровью или инъекционными формами лекарственных препаратов, а также инструменты, которые при использовании могут повредить целостность слизистых оболочек.

Методы стерилизации

Методы стерилизации включают:

1) физический (паровой, воздушный, радиационный);

2) химический (стерилизующие растворы и газы).

К воздушному методу стерилизации относится обработка инструментов в сухожаровых шкафах. В стандартном воздушном стерилизаторе инструмент должен находиться 1 ч. при температуре 180 °C.

Паровой метод стерилизации предполагает автоклавирование. Используются два режима:

1) температура пара 120 °C, давление 1,1 атм на протяжении 45 мин.;

2) температура пара 132 °C, давление 2 атм в течение 20 мин.

Мягкий инвентарь, металлические и стеклянные изделия для стерилизации помещают в металлические биксы или двухслойные мешки из плотной ткани и осуществляют автоклавирование при температуре 132 °C, давлении 2 атм в течение 20 мин.

Изделия из резины стерилизуют в тех же упаковках, но при другом температурном режиме – 120 °C и давлении 1,1 атм на протяжении 45 мин. На биксах отмечаются дата и время проведения стерилизации. При подготовке предметов медицинского назначения к стерилизации в упаковку закладывается термовременная лента «винар». При соблюдении определенного режима стерилизации она меняет свой цвет. Соответствие цвета индикаторной ленты шкале для сравнения возможно только при строгом соблюдении режима стерилизации. В специальном журнале учета стерилизации фиксируется время начала и окончания процесса стерилизации и наклеивается фрагмент изменившей цвет винар-ленты.

Радиационный метод стерилизации (γ-излучение) используется в заводских условиях.

Для проведения стерилизации химическим методом чаще всего применяют 6 %-ный раствор перекиси водорода. При комнатной температуре раствора время стерилизации составляет 6 ч., при нагревании раствора перекиси водорода до 50 °C время стерилизации сокращается до 3 ч.

Стерилизация газовым методом (окисью этилена, парами формальдегида) проводится обычно в заводских условиях для обработки одноразовых инструментов и изделий медицинского назначения (шприцев, шовного материала и др.).

Санитарная обработка поверхностей в помещениях лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) является одним из звеньев в цепи санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику внутрибольничной инфекции (ВБИ) Акимкин В.Г. Санитарная обработка поверхностей в помещениях ЛПУ // Сестринское дело - №1 - 2001.

Чистота в помещениях ЛПУ является его своеобразной «визитной карточкой». Это первое, на что обращает внимание пациент, посещая поликлинику или поступая в стационар на лечение.

Под санитарной обработкой поверхностей в помещениях ЛПУ подразумевается их очистка от грязи, пыли, субстратов биологического происхождения и дезинфекция, т.е. уничтожение на поверхностях микроорганизмов - возбудителей инфекционных заболеваний.

Санитарная обработка помещений ЛПУ проводится с применением моющих или дезинфицирующих с моющим эффектом средств.

Для санитарной обработки помещений ЛПУ можно применять только те дезинфицирующие средства, которые официально разрешены Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России, зарегистрированы в Бюро по регистрации лекарственных средств и имеют свидетельство о государственной регистрации, сертификат соответствия и методические указания по применению, утвержденные Департаментом госсанэпиднадзора Минздрава России.

Порядок проведения санитарной обработки поверхностей в помещениях (пол, стены, двери и др., жесткая мебель, поверхности аппаратов, приборов, оборудования и т.д.), необходимость использования моющих или дезинфицирующих средств, частота проведения обработок зависят от профиля ЛПУ и функционального назначения конкретного помещения. Наиболее жесткие требования предъявляются к санитарному состоянию и, соответственно, к проведению санитарной обработки, инфекционных, хирургических, акушерских стационаров, процедурных, перевязочных, смотровых, стоматологических кабинетов, отделений для больных с ослабленной иммунной системой и интенсивной терапии, детских отделений, где имеется наибольший риск возникновения ВБИ, обусловленный высокой степенью обсемененности объектов микроорганизмами или повышенной восприимчивостью к инфекциям находящегося в помещениях контингента.

В помещениях ЛПУ любого профиля, в соответствии с действующими нормативными документами, два раза в сутки проводится влажная уборка с применением моющих или моюще-дезинфицирующих средств.

Воздух и дополнительно поверхности в помещениях ЛПУ обеззараживают ультрафиолетовым облучением с помощью бактерицидных облучателей, которые по месту расположения могут быть потолочными, настенными и передвижными, а по конструкции - открытого (применяют в отсутствие больных), закрытого (возможно применение в присутствии людей) и комбинированного типа. Разновидностью закрытого облучателя являются рециркуляторы воздуха с естественным или принудительным прохождением потока воздуха через камеру, внутри которой расположены бактерицидные облучатели, рекомендованные для непрерывного режима облучения в помещениях с постоянным пребыванием людей и высокими требованиями асептики, например, операционные, перевязочные, стерильная зона ЦСО. Режим дезинфекции зависит от мощности облучателя, объема помещения, критериев эффективности его обеззараживания, связанных с его функциональным назначением и определяется в соответствии с «Методическими указаниями по применению бактерицидных ламп для обеззараживания воздуха и поверхностей» №11-16/03-06, утвержденными Минздравмедпромом РФ 28.02.95 г.

Санитарно-техническое оборудование протирают ветошью или чистят щетками (ершами), смоченными в дезинфицирующем растворе или используют чистяще-дезинфицирующие средства в виде порошка, пасты, геля или другой готовой формы, рекомендованные для этих целей и обладающие наряду с дезинфицирующими свойствами хорошими потребительскими качествами (моющими, отбеливающими, чистящими, дезодорирующими). Чаще всего это хлорактивные или кислородсодержащие средства.

Генеральные уборки в ЛПУ проводятся в соответствии с планом-графиком. В каждом подразделении должно быть определенное количество наборов уборочного инвентаря, в зависимости от числа помещений, в которых должна проводиться уборка. Генеральную уборку проводят в отсутствие больных при открытых фрамугах. Сначала из помещения удаляют мусор и медицинские отходы, собранные в контейнеры. Мебель отодвигают от стен. Тщательно моют стены, двери и т.д., уделяя особое внимание выключателям, дверным ручкам, замкам. Ветошью, смоченной в дезинфицирующем растворе, протирают светильники, арматуру, отопительные батареи, мебель, поверхности аппаратов, приборов, освобождая их от пыли. Один раз в месяц моют изнутри окна (снаружи окна моют 1 раз в полгода). Заканчивают уборку мытьем пола, начиная из дальнего конца комнаты, тщательно вымывая углы, плинтуса и пол около них по всему периметру комнаты, затем моют ее центральную часть. В помещениях, требующих особо строгого соблюдения правил асептики (операционные, перевязочные, родильные залы, палаты новорожденных и недоношенных детей, отделения реанимации, бактериологические лаборатории и т.д.), после влажной уборки включают ультрафиолетовые облучатели (время облучения устанавливается в зависимости от различных факторов в соответствии с действующими методическими указаниями). Если поверхности в помещениях обрабатывали способом орошения, по истечении дезинфекционной выдержки проводится влажная уборка.

Вопрос уборки помещений в лечебно-профилактических учреждениях, на первый взгляд прозаический, таит в себе немало сложностей и имеет огромное значение в сохранении безопасности больничной среды.

1.Текущая уборка:

Текущая уборка кабинета проводится ежедневно 2 раза в день и по мере необходимости с использованием дезинфицирующих средств.

Необходимо соблюдать последовательность: уборка, кварцеваяие со­гласно графику, проветривание.

Утром, перед началом рабочего дня, и в конце работы уборку кабине проводит санитарка и сдает медсестре.

В качестве дезинфектантов применяются:

1 % раствор хлорамина;

3% раствор перекиси водорода с 0,5% моющего средства;

0,25% раствор гипохлорита натрия;

Гибитан (водный раствор хлоргексидина, 0,5% раствор);

Виркон (20,0 г дорошка на 1000 миллилитров воды);

Для повышения бактерицидных свойств препаратов рекомендуется использовать теплые растворы.

Правила проведения уборки:

Санитарка надевает халат «для уборки», головной убор, перчатки;

Двукратное протирание поверхностей предметов с дезинфицирую-шим раствором, с интервалом в 15 минут;

влажная уборка кабинета с дезинфицирующим раствором;

Бактерицидное облучение согласно графику;

Проветривание кабинета;

для уборки используют специальный уборочный инвентарь*

После уборки ветошь обеззараживается в 1% растворе хлорамина,

экспозиция 1 час, затем промывается и сушится на ведре, хранится в сухом виде на рабочем месте

2.Генеральная уборка:

Проводится один раз в неделю согласно графику, дату проведения уборки фиксируют в журнале, который хранится на рабочем месте или у

старшей медсестры.Контроль за проведением генеральной уборки осуществляет старшая

медсестра.

Помещение кабинета освобождают от предметов, оборудования, ин­вентаря, инструментов, медикаментов. В качестве дезинфектанта исполь­зуют комплекс, состоящий из 6% раствора перекиси водорода и 0,5% моющего раствора, или 0,5%, 1% активированного раствора хлорамина, или 3% раствора хлорамина. Норма расхода 200 миллилитров дезинфек­танта на 1 мЗ поверхности и 100 миллилитров на 1 м2 мебели.

Требования к персоналу для проведения генеральной уборки:

Надевается косынка, которая закрывает полностью волосы, халат, респиратор (маска), очки-консервы, перчатки, резиновые сапоги, клеенча­тый фартук.

Процесс проведения генеральной уборки:

Дезинфектанты наносят на стены, окна, двери путем орошения или протирания, включают бактерицидный облучатель на 60 минут. Затем все поверхности промывают автоклавированной ветошью чистой водопровод­ной водой, используя 2 щетки, одна с маркировкой «для стен», другая -«для пола».

Вносят в кабинет продезинфицированные предметы и вновь включа­ют на 60 минут бактерицидный облучатель. Помещение проветривают.

3. Спецодежда персонала процедурного кабинета - меняется еже­дневно!

У процедурной медсестры должны быть:

1. Колпак для работы средней высоты, льняной или хлопчатобумаж­ный, меняется ежедневно.

2. Маска 4-х слойная.

3. Халат для выхода из кабинета.

4. Халат для работы, который меняется ежедневно.

5. Обувь на устойчивом каблуке, подвергающаяся дезинфекции и мойке.

Перед началом работы медсестра надевает колпак и маску. До начала сборки шприца, медсестра должна тщательно вымыть руки с мыло в теп­лой проточной воде, а затем, не вытирая полотенцем, чтобы не нарушить относительной стерильности, хорошо протереть Требования к упаковке: их 70% спиртом. Вымы­тыми руками медсестра не должна дотрагиваться до посторонних предме­тов, и одевает перчатки.

Правила работы с инструментарием процедурного кабинета.

Для выполнения инъекций используют:

1. Одноразовые шприцы, системы для трансфузий.

2. Шприцы многоразового использования в индивидуальных упаков­ках.

3. Стерильную вату.

Конверты или пакеты из однослойной, влагопрочной бумаги или двухслойной крепированной;

Индивидуальные упаковки из двухслойной бязевой ткани, которая должна быть плотной, прочной, подвергаться стирке после каждого использования;

Коробки стерилизационные.

Комплект упаковки: шприц, 2 иглы (одна для набора лекарств, другая - для инъекций), пинцет для сборки шприца, 4 ватных тампона.

Все манипуляции в процедурном кабинете медицинский персонал проводит в перчатках (взятие крови, проведение инъекций, мытье использованного мед.инструментария).

В случае загрязнения перчаток кровью или другими биологическими

жидкостями следует немедленно обработать их 2-х кратно, с интервалом 15 минут. По 2 минуты 3% раствором хлорамина или 6% раствором пере­киси водорода. Если в процессе работы не возможно выдержать экспози­цию, тогда следует перчатки заменить.

После проведения инъекций, проводится тщательное мытье рук в перчатках в теплой проточной воде с мылом и с последующим их протирани­ем полотенцем для перчаток. То-есть каждому больному инъекции прово­дятся чистыми руками.

При работе одноразовыми иглами и шприцами необходимо накрывать условно-стерильный стол.

Процедурный стол протирается двух кратно с интервалом 15 минут дез. раствором. На стол выкладывается:

Стерильная емкость со стерильными ватными тампонами;

Стерильная емкость с 96% спиртом или 6% перекисью водорода для стерильного пинцета;

Одноразовые шприцы и иглы;

Емкость с 70% спиртом для дезинфекции ампул, верхней части упаков­ки шприцов и игл;

Лоток для использованного материала;

Дополнительные сведения:

Необходимо обработать бумажную сторону упаковки ватным тампо­ном, смоченным в 70% спирте, если вместе с цилиндром лежит игла.

Движение одноразового мед. инструментария должно быть отображе­но в журнале учета.

После использования одноразовый мед. инструментарий подвергается дезинфекции и предстерилизационной обработке с последующим наруше­нием целостности.

Каждая партия одноразового мед.инструментария приготовленная на утилизацию подвергается контролю качества дезинфекции (азопирамовая проба).

При утилизации одноразового мед. инструментария составляется акт утилизации, где указывается дата, количество инструментария и метод утилизации.

Для дезинфекции одноразового мед.инструментария используется 6% перекись водорода, 5% хлорамин, 5% хлорная известь и тд.

Медицинская сестра всегда ОБЯЗАНА помнить, что нарушение пра­вил асептики и антисептики может привести к серьезным осложнениям при выполнении различных манипуляций и может стать источником внутерибольничной инфекции.

Общий уход за детьми: Запруднов А. М., Григорьев К. И. учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. 2009. - 416 с. : ил.

ГЛАВА 6 САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕ

ГЛАВА 6 САНИТАРНО-ПРОТИВОЭПИДЕМИЧЕСКИЙ РЕЖИМ В ДЕТСКОЙ БОЛЬНИЦЕ

В деятельности детской больницы особое значение придается поддержанию порядка, чистоты, а также преемственности в работе медицинского персонала. Младший сестринский, сестринский и врачебный персонал должен соблюдать правила санитарно-противоэпидемического режима, предусматривающего организацию и проведение комплекса санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий. В стационаре концентрируются больные и ослабленные дети, поэтому самое серьезное внимание должно уделяться профилактике внутрибольничных (нозокомиальных) инфекций (ВБИ). Для обеспечения санитарно-противоэпидемического благополучия в детской больнице необходимо придерживаться существующих санитарных правил:

Соблюдать принцип изоляции отдельных групп детей при заполнении отделений (палат, боксов и т.д.), использовать имеющиеся помещения по назначению;

Создавать оптимальный воздушно-тепловой поток в помещениях;

Строго соблюдать правила работы пищеблока и буфетов-раздаточных;

Соблюдать правила приема на работу персонала и обеспечивать своевременное прохождение обязательных профилактических меди цинских осмотров;

Детям и персоналу соблюдать правила личной гигиены;

Иметь средства для проведения дезинфекционных мероприятий (достаточное количество спецодежды, уборочного инвентаря, моющих и дезинфицирующих средств);

Осуществлять инженерно-техническое и санитарное благоустройство учреждения и принадлежащих ему участков земли.

Санитарно-противоэпидемический режим в приемном отделении. При направлении ребенка в стационар необходимо знать, имел ли ребенок контакты с инфекционными больными дома или в школе (детском саду) за последние 3 нед (максимальная длительность инкубационного периода большинства детских инфекционных заболева-

ний). Полученные сведения должны быть отмечены в направлении на госпитализацию.

Даже при отсутствии контактов с инфекционными больными всех детей в приемном отделении больницы специально осматривает врач для исключения возможного инфекционного заболевания. Осматривают кожные покровы, видимые слизистые оболочки; измеряют температуру тела. Для большинства детских инфекций характерны лихорадка (повышение температуры), кожные высыпания. Если ставят диагноз инфекционного заболевания или имеется подозрение на инфекционное заболевание, то больного немедленно изолируют в бокс либо направляют в детскую инфекционную больницу.

Санитарная обработка. Проводится в приемном отделении. После осмотра ребенка врач приемного отделения при необходимости назначает санитарную обработку, которая включает:

Гигиеническую ванну, душ или обтирание больного ребенка в зависимости от тяжести состояния;

Стрижку волос и ногтей;

Переодевание ребенка в чистое белье и одежду (по сезону);

Дезинсекцию - уничтожение вшей (при их обнаружении).

Если состояние больного крайне тяжелое, то его направляют в реанимационное отделение, где оказывают необходимую помощь, проводят интенсивную терапию, а санитарная обработка выполняется в меру возможностей до момента, когда ее можно провести в полном объеме.

Смотровая комната и ванное помещение должны содержаться в чистоте. По окончании осмотра ребенка проводят обработку предметов (шпатели, термометры) и мебели (кушетки, стулья и др.), к которым прикасался больной. Клеенчатую подушку и клеенки на кушетке после каждого больного протирают дезинфицирующими растворами (2 % раствор хлорамина, 0,5 % раствор хлорной извести и др.), а в конце смены моют горячей водой с хозяйственным мылом. Простыни на кушетке следует менять также после каждого больного.

В случае выявления у ребенка инфекционного заболевания помещение, где находится больной, предметы и мебель подвергают обеззараживанию (дезинфекции).

В приемном отделении не реже 2 раз в день проводят общую уборку помещений влажным способом с применением дезинфицирующих средств.

Для проведения санитарной обработки больного необходимы дезинфицирующие растворы и инвентарь. Обычно применяют следу-

ющие дезинфицирующие средства: хозяйственное мыло, лизол, столовый уксус, хлорную известь, хлорамин, гипохлорит кальция, 0,5 % раствор гексахлорана. Используют гребни, мочалки, вату, косынки, машинку для стрижки волос, спиртовки, кастрюли для чистых и грязных мочалок, ведра для приготовления дезинфицирующих растворов. Промаркированный инвентарь (ведра, тазы и пр.) хранят в специальном шкафу.

Осмотр на вшивость (педикулез) и чесотку. В приемном отделении обязательно осматривают ребенка с целью выявления педикулеза и чесотки. Такие больные в стационаре могут заразить вшами и клещами других детей.

Педикулез передается при непосредственном контакте с больным, использовании одежды и белья больного. Появлению педикулеза, так же как и чесотки, способствуют нечистоплотность, большая скученность людей, нарушение санитарно-гигиенических правил, плохая организация санитарно-просветительной работы, низкий уровень культуры отдельных лиц.

Вши бывают головные, платяные, лобковые. Платяные вши живут и откладывают яйца преимущественно в складах белья. Размеры вшей 1,5-4 мм, а их яиц (гниды) - не более 0,6-1 мм. Гниды головных вшей продолговатой формы, они как бы приклеены к волосяному стержню особой клейкой массой, причем почти всегда располагаются вблизи корней волос. Гниды лучше видны при использовании увеличительного стекла.

В случае обнаружения педикулеза проводится специальная дезинсекционная обработка ребенка, а при необходимости - его нательного (или постельного) белья. При обнаружении на волосистой части головы вшей или гнид больного, не раздевая, усаживают на кушетку и обрабатывают волосы одним из инсектицидных растворов или состригают их. Для лечения педикулеза используют следующие препараты: «Пара-плюс», 1 % или 5 % крем «Перметрин» (НИКС), 1 % крем с линданом, лосьоны «Ниттифор», «Чубчик» (по 50-60 мл), 20 % водномыльную суспензию бензилбензоата (10-30 мл), 10 % водную мыльнокеросиновую эмульсию (5-10 мл), шампуни «Гринцид», «Рид».

Медицинским сестрам, которым приходится часто обрабатывать волосы инсектицидными препаратами, рекомендуется надевать защитные перчатки.

Каждый препарат имеет свои особенности применения, поэтому перед использованием надо тщательно прочитать инструкцию. Так,

препарат «Пара-плюс» распыляют на голове по всей длине волос от корня. Выдерживают экспозицию в 10 мин. Голову не накрывают, не греют. После этого волосы тщательно вычесывают (на клеенку или бумагу) частым гребнем с ватой, смоченной 8 % раствором столового уксуса (механическое удаление убитых вшей и гнид), прополаскивают чистой водой.

При использовании вышеуказанных препаратов голову предварительно моют обычным детским шампунем, затем смазывают «Перметрином» 5 % с экспозицией на 10 мин, кремом с линданом 1 % - не более 4 мин, после чего волосы тщательно промывают. После обработки волосистой части головы лосьоном «Ниттифор», «Чубчик» мокрые волосы накрывают полиэтиленовой салфеткой и повязывают голову косынкой на 40 мин (для 20 % водно-мыльной суспензии бензилбензоата достаточно 20-30 мин). Затем моют голову горячей водой с хозяйственным мылом. Процедуру повторяют через 7-10 дней. Состриженные волосы собирают в клеенку или бумагу и вместе с ней сжигают.

Для лечения педикулеза ресниц и бровей используется 1 % ртутная глазная мазь, которую наносят на веки и брови 4 раза в сутки в течение 14 дней. Внимание: ее нельзя использовать новорожденным!

Одежду и белье больного укладывают в клеенчатый мешок, орошают снаружи одним из дезинфицирующих растворов (0,5 % раствор хлорной извести) и направляют в дезинфекционную камеру для проведения камерной дезинсекции. Затем нательное и постельное белье кипятят, обрабатывают горячим прессом или утюгом.

Персонал отделения, проводивший санитарную обработку больного, по окончании ее должен помыться, одежду в случае необходимости сдать для обработки в дезинфекционной камере. В помещении, где

осуществляли санитарную обработку больного ребенка, пол, скамьи и т.д. орошают 0,5 % раствором хлорофоса из расчета 100 мл на 1 м 2 , 2-3 ч проветривают и затем проводят влажную уборку.

На титульном листе медицинской карты стационарного больного в этом случае ставят специальную отметку - букву «П» или пишут «Педикулез». Такой больной находится под наблюдением медицинского персонала. О каждом больном с педикулезом сообщают в центр санитарно-эпидемиологического надзора по месту жительства.

Для выявления чесотки осматривают кожу кистей рук, туловища. При обнаружении чесоточных ходов проводится обязательное лечение больного, профилактическое лечение контактировавших с ним лиц, дезинсекционная обработка одежды и постельных принадлежностей во избежание повторного заражения. Это заразное заболевание, которое легко передается при прямом контакте с кожей больного либо косвенно - через одежду, перчатки, постельные или туалетные принадлежности (подробнее см. главу «Уход и наблюдение за детьми с заболеваниями кожи»).

Санитарно-противоэпидемический режим в педиатрическом отделении. Сюда включаются мероприятия по выполнению санитарно-гигиенических требований и проведению дезинфекционных мероприятий. Санитарно-гигиенические нормы предусматривают выделение каждому ребенку кровати, застеленной чистым бельем, прикроватной тумбочки для хранения личных вещей. При необходимости ребенку выдают горшок, подкладное судно, предметы индивидуального ухода (поильник, кружка), одежду. В отделение больной берет с собой предметы личной гигиены.

На индивидуальные столики или тумбочки, находящиеся рядом с койками, ставят стакан; в них хранят принадлежности туалета (зубную щетку, пасту, мыло, расческу) и некоторые личные вещи (бумагу, карандаши, ручки, книги, игрушки). Категорически запрещается хранить в тумбочках продукты питания. Для хранения продуктов питания в буфетной или столовой помещен холодильник.

Каждому больному не реже 1 раза в 7-10 дней (при необходимости чаще) проводится гигиеническая ванна с полной сменой нательного и постельного белья. Ежедневно осуществляется туалет ребенка. Перед каждым приемом пищи больные дети обязательно моют руки. Для тяжелых и лежачих больных умывание организуют у постели.

В отделении необходимо строго соблюдать санитарный режим. Проветривать палаты следует не реже 4 раз в день, лучше в период, когда дети находятся в столовой. При проветривании помещения в другое время и при кварцевании палат детей выводят в коридор или игровую комнату. Для раннего выявления инфекционных болезней осмотр детей проводят ежедневно. Тщательно осматривают кожные покровы и видимые слизистые оболочки, ведут строгий учет всех детей с повышенной температурой тела (37,5 °С и выше); при необходимости проводят бактериологические и бактериоскопические исследования крови, кала.

Немаловажное значение в соблюдении противоэпидемического режима в больнице имеют правильная организация питания детей, соблюдение правил приготовления пищи, ее транспортировки и раздачи.

Личная гигиена медицинского персонала. Одним из существенных факторов в соблюдении противоэпидемического режима в детской больнице является личная гигиена медицинского персонала.

К работе в детском лечебно-профилактическом учреждении допускаются только здоровые, прошедшие медицинское обследование лица.

Медицинский работник должен иметь аккуратный и опрятный внешний вид. Медицинская сестра перед дежурством принимает душ, надевает чистое белье.

Гигиена рук - основное условие для уменьшения распространенности инфекций, связанных с оказанием медико-санитарной помощи.

Руки моют согласно требованиям «Руководства ВОЗ по гигиене рук при оказании медико-санитарной помощи» (см. Приложение 4). Ногти должны быть коротко подстрижены. Одежда только установленной формы (рис. 6): белый (цветной) халат, короткие рукава, из-под которых ничего не выглядывает, шапочка (косынка), закрывающая волосы. Все чистое и выглаженное. На время дежурства сестра надевает специальную обувь (тапочки), позволяющую бесшумно передвигаться. Тапочки должны легко подвергаться дезинфекции. Халат, головной убор и тапочки после окончания дежурства (смены) оставляют в специально отведенном для медицинского работника шкафчике.

В отдельных случаях обязательным для медицинских работников является ношение маски, которая должна закрывать рот и нос (рис. 7). Обязательно ношение маски для персонала отделения новорожденных, детей грудного возраста, инфекционных палат и боксов, процедурного кабинета, а также в период эпидемий. Маски

Рис. 6. Внешний вид медицинской сестры

Рис. 7. Правильно (а) и неправильно (б) надетая маска

должны быть одноразовыми из нетканого текстиля или изготовленными из марли, сложенной в 4 слоя, так как более тонкие пропускают микроорганизмы. Длительное ношение маски снижает эффективность ее действия как фильтра для микроорганизмов, поэтому каждые 4 ч маску надо менять. Использованные маски кладут в отдельную посуду, кипятят и проглаживают горячим утюгом. Одноразовые маски утилизируют.

Дезинфекция. Это система мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей болезней и создание условий, препятствующих их распространению в окружающей среде.

Различают два вида дезинфекции: профилактическую и проводимую в эпидемическом очаге, которая, в свою очередь, делится на текущую и заключительную.

Профилактическую и текущую дезинфекцию в эпидемическом очаге проводят младшие медицинские сестры и медицинские сестры. Для проведения заключительной дезинфекции в эпидемическом очаге могут приглашаться сотрудники центра санитарно-эпидемиологического надзора и дезинфекционных станций.

Инвентарь для проведения дезинфекционных мероприятий

(ведра, швабры, ветошь и др.) маркируется и используется только в тех помещениях, для которых предназначен.

Профилактическая дезинфекция проводится в помещениях независимо от наличия инфекционных заболеваний с целью предупреждения накопления и распространения возбудителей болезней. Для обеззараживания воздуха используют ультрафиолетовые лучи, проветривание. Предметы обстановки, игрушки, пол и т.д. протирают (не реже 2 раз в день) тряпкой, смоченной 0,2-1 % раствором хлорамина либо другими дезинфицирующими растворами.

Влажное протирание мебели проводят ежедневно. Панели моют или протирают влажной тряпкой 1 раз в 3 дня. Верхние части стен, потолки, плафоны очищают от пыли 1 раз в неделю, с такой же частотой протирают оконные рамы и двери. Очень важно ежедневное влажное протирание радиаторов и труб центрального отопления, так как имеющаяся пыль может прогореть, при этом образуется оксид углерода, что является недопустимым. Мягкие вещи (ковры, портьеры, покрывала, одеяла) выколачивают и вытряхивают на открытом воздухе или чистят пылесосом.

Приводим характеристики наиболее распространенных дезинфицирующих растворов, применяемые в медицинской практике:

1. Хлорная известь (гипохлорид кальция) представляет собой белый мелкий порошок с резким запахом хлора. Хранят в сухой, защищенной от света таре. Используют в сухом виде для обеззараживания выделений больного.

Довольно часто применяется осветленный раствор хлорной извести. Растворы хлорсодержащих веществ готовят в деревянной, эмалированной, фаянсовой или защищенной от коррозии металлической посуде с закрывающейся крышкой. Используют 10 % и 20 % растворы. Расчетное количество хлорной извести размешивают в небольшом количестве воды до образования равномерной кашицы, затем, продолжая помешивать, доливают воду до общего объема, снова перемешивают до образования однородной взвеси и оставляют под крышкой на 24 ч. В течение первых 4 ч необходимо не менее 3 раз перемешивать смесь. Через 24 ч осторожно, не взбалтывая осадка, осветленный раствор сливают. Для дезинфекции обычно используют 0,2-1 % рабочий раствор, изготовленный из исходного осветленного раствора (на 10 л требуется 200-1000 мл исходного осветления 10 % раствора).

2.Хлорамин Б (N-хлорбензольсульфонамид натрия) - белый кристаллический порошок, содержащий 25-29 % активного хлора. Для обеззараживания используют 0,2-4 % раствор хлорамина. Готовят 1 % раствор хлорамина Б, размешивая порошок в небольшом количестве горячей воды (50-60 °С), затем доводят раствор водой до нужного объема. На 10 л воды необходимо 0,1 кг хлорамина. Срок хранения готового раствора - не более 5 дней.

3.Двутретьосновная соль гипохлорида кальция (ДТСГК) - белый сухой кристаллический порошок, содержащий от 47 до 52 % активного хлора. Готовят 5 % раствор ДТСГК, добавляя к расчетному количеству сухого вещества вначале небольшой объем воды, затем (после размешивания) доводят водой до общего объема. На 10 л воды необходимо 0,5 кг ДТСГК. Срок хранения готового раствора - не более 5 дней. При работе с растворами ДТСГК следует соблюдать меры предосторожности: применять резиновые перчатки и ватно-марлевые повязки.

4.Полисепт (полигексаметиленгуанидин гидрохлорид - полимер). Для приготовления 1 % рабочего раствора исходный 25 % концентрат разбавляют водой в 25 раз. На 1 л раствора требуется 40 мл концентрата и 960 мл воды, на 10 л - соответственно 400 и 9600 мл. Рабочие растворы можно готовить в емкостях из любого материала.

Полисепт предназначен для профилактической, текущей и заключительной дезинфекции в лечебно-профилактических учреждениях и очагах инфекционных заболеваний бактериальной этиологии (кроме туберкулеза). Обеззараживание выполняют способом протирания, погружения, замачивания. При приготовлении и работе с растворами полисепта следует пользоваться резиновыми перчатками. Лица с аллергической предрасположенностью не должны допускаться к работе с препаратом.

5.Жавель-клейд, ди-хлор и другие хлорсодержащие таблетки. Дезинфицирующие препараты на основе натриевой соли дихлоризоциануровой кислоты, обладающие бактерицидной, туберкулоцидной, спорацидной (В. anthracis и др.), вирулицидной активностью (парентеральные гепатиты, ВИЧ-инфекция, вирус SARS и др.) и фунгицидной активностью (грибы рода Candida, Trichophiton). Максимально активны в слабокислых растворах. 1 таблетка предназначена на 10 л воды. Препараты не требуют особых условий хранения и предназначены для дезинфекции, в том числе изделий медицинского назначения.

6.Мыльно-содовый раствор 1-2 % готовят, добавляя в воду соответствующее количество хозяйственного мыла и бикарбоната натрия (сода). Для приготовления 1 % раствора 0,1 кг хозяйственного мыла и 0,1 кг соды разводят в 10 л воды. Раствор готовят непосредственно перед использованием.

7.Аламинол, виркон, гигасепт, лизетол и бианол - новые средства без запаха хлора в виде концентратов, поэтому для дезинфекции используются 0,5-2 % водные растворы этих препаратов.

8.Дезактив-М. Смесь четвертичных аммониевых солей. Дезинфицирующее средство с моющим эффектом. Выпускается в упаковках по 1 л. Предназначено для профилактической дезинфекции, включая отделения неонатологии, инфекционные очаги, обработку кувезов, поверхностей медицинских аппаратов и приборов, предметов ухода за больным, посуды столовой и лабораторной, игрушек, обуви, рабочих поверхностей, санитарного транспорта, медицинских отходов и т.д.

9.Аспирматик - дезинфицирующее средство (концентрат). Предназначен для ежедневной очистки и дезинфекции медицинских отсасывающих систем, плевательниц и отводящих систем, пригоден для всех препаратов амальгамы. Срок хранения - 3 года, после вскрытия - 3 мес, рабочий раствор - 1 мес.

10.«Гигасепт Инстру АФ» («Лизетол АФ»). Концентрат (1:50). Используется как дезинфицирующее средство и в качестве предстерилизационной очистки, не вызывает коррозии и порчи инструментария, в том числе гибких эндоскопов. Готовый раствор можно использовать многократно. Срок хранения - 3 года, готовый раствор - 7 дней.

11.Терралин - дезинфицирующее средство, концентрат (1:400). Предназначен для дезинфекции поверхностей, мебели, саноборудования в детских лечебно-профилактических учреждениях.

12.Антисептики «Октенидерм», «Октениман», «Октенисепт» предназначены для обработки рук хирургов и операционного поля. Характеризуются быстрой дезинфекцией с эффектом до 6 ч, способствуют заживлению ран, не раздражают кожу. Препараты активны в отношении грамположительных и грамотрицательных бактерий, туберкулеза, грибков, вирусов, гепатитов В, С, D, а также ВИЧ-инфекции. Срок хранения - 5 лет.

К мерам профилактической дезинфекции относят также мытье рук с мылом (необходимо осуществлять систематически как персона-

лу, так и больным детям), кипячение воды, соблюдение санитарных правил при раздаче пищи.

Текущую дезинфекцию проводят для снижения инфицированности предметов обстановки, помещений, находящихся около источника инфекции. Обеззараживают все выделения больного и предметы, к которым он прикасался, особенно важна текущая дезинфекция при кишечных инфекциях и гнойных заболеваниях.

Существуют механические, физические и химические способы проведения дезинфекции. При механическом способе стирают белье, моют руки, удаляют пыль и грязь влажной тряпкой. К физическим способам относится кипячение, эффективность которого возрастает при добавлении в воду бикарбоната натрия (20 г на 1 л воды), хозяйственного мыла (10-20 г на 1 л воды). Применяют также водяной пар, уничтожающий не только микроорганизмы, но и споры. Химические способы дезинфекции являются наиболее распространенными и заключаются в применении различных дезинфицирующих растворов.

Заключительную дезинфекцию проводят для полной ликвидации возбудителей заболевания в боксе, палате, отделении. Дезинфекции подвергаются помещения, предметы обихода, одежда. Важнейшим методом заключительной дезинфекции помещений является их обработка из гидропульта смесью различных дезинфицирующих растворов. Заключительной может быть и дезинфекция поверхностей предметов путем их протирания или мытья. Некоторые предметы (например, мягкая мебель, книги, обувь и др.) следует дезинфицировать в дезинфекционных камерах.

Посещение больного ребенка. Родители, находящиеся в отделении вместе со своим ребенком, осуществляют необходимый уход и соблюдают все правила санитарно-гигиенической безопасности. В остальных случаях родителям разрешается посещать больных детей в определенные дни и часы и по согласованию с лечащим врачом (зав. отделением). Особое внимание обращается на то, чтобы детей не посещали больные родственники. В зимнее время посетители должны иметь сменную обувь. Проводится контроль количества и качества продуктов, которые приносят детям. Это необходимо для предупреждения пищевых отравлений, перекармливания и передачи неразрешенных продуктов. Проверенные медицинской сестрой продукты питания хранят в холодильнике (фрукты, овощи) или специальном шкафу (печенье, вафли и др.). Все продукты должны хранить-

ся в полиэтиленовых мешочках с обязательным указанием фамилии и имени больного.

Разрешается передавать фрукты и ягоды (за исключением клубники) - не более 0,5 кг; овощи - 1 кг; печенье, вафли, зефир - до 0,5 кг; соки и компоты промышленного изготовления в закупоренных емкостях - от 0,25 до 0,8 л. Книги и игрушки должны быть новыми.

Не разрешается передавать следующие продукты и изделия: пирожные, шоколад, консервы, молоко и молочные продукты, соленья, пряности, соки и компоты домашнего приготовления, гастрономические изделия.

Профилактика внутрибольничных инфекций (ВБИ). ВБИ - закономерное следствие наличия постоянного большого массива источников возбудителей инфекций у детей, поступающих в стационар, в том числе с нераспознанными инфекционными заболеваниями, тесного контакта больных и медицинского персонала. Статистика внутрибольничного инфицирования детей явно занижена, что вызывает большую озабоченность организаторов здравоохранения. Рост ВБИ связывают с созданием крупных больничных комплексов, бурным развитием реанимационной техники, новых видов терапевтического и диагностического оборудования, применением новейших препаратов, обладающих иммунодепрессивными свойствами, то есть с причинами, усиливающими угрозу распространения инфекций среди больных и персонала лечебных учреждений.

Самым уязвимым звеном по ВБИ считаются учреждения родовспоможения. На родильные дома приходится более 40 % всех наблюдений. Официальной регистрации подлежат гнойно-септические заболевания, возникающие среди новорожденных и родильниц, к которым относятся такие тяжелые инфекции бактериальной природы, как бактериальный менингит, сепсис, остеомиелит новорожденных. На втором месте после роддомов по частоте встречаемости ВБИ находятся хирургические стационары, на третьем - поликлиники. Следует отметить, что в нашей стране наиболее распространенными ВБИ считаются гепатит B и C, ВИЧ-инфекция.

Риск инфицирования у конкретного больного ребенка в значительной мере определяется внутренними и внешними факторами риска.

Внутренние факторы: гипотрофия, полигиповитаминоз, тяжесть течения основного заболевания (например, площадь ожога, деком-

пенсированный сахарный диабет, комбинированная травма), возраст (< 1 года), иммунодепрессивная химиотерапия, утрата целостности кожи, операция и др.

Внешние факторы, изменяющие восприимчивость ребенка к инфекции: «опасные» медицинские устройства. Любое инвазивное устройство серьезно усиливает восприимчивость больного к инфекциям, так как является «воротами», сквозь которые микроорганизмы проникают в организм из окружающей среды. Облегчен перенос патогенных организмов из одной части тела больного в другую. Являясь неживым очагом, чужеродный материал позволяет патогенным микроорганизмам размножаться и быть вне зоны действия иммунной системы организма.

Инструкция о тактике и процедурах, которую необходимо выполнять для правильного и безопасного использования инвазивных устройств, должна постоянно находиться в распоряжении медперсонала.

Не все инфекции, связанные с внешними факторами риска, можно предотвратить, поскольку польза от непрерывного использования «опасного» устройства или проведения необходимого вмешательства может «перевешивать» риск возникновения инфекции.

Требования к выбору дезинфицирующих средств в системе профилактики ВБИ. Стерилизация является наиболее надежной изо всех микробицидных и микробиостатических мер. В тех случаях, когда стерилизация невозможна или не применяется, проводится термическая дезинфекция, которая является более эффективной, чем применение химических средств. Тем не менее, методам химической дезинфекции в стационарах также необходимо уделять должное внимание, тем более что в настоящее время отечественные и зарубежные разработчики рекомендуют новые эффективные химические агенты.

При всем многообразии дезинфицирующих средств количество компонентов, входящих в их состав, весьма ограничено: галогены, спирты, перекиси, фенолы, четвертичные аммониевые соединения, альдегиды, третичные амины, кислоты. У каждого из них есть определенный спектр антимикробной активности, который и определяет эффективность дезинфицирующего средства, изготовленного на основе данного соединения (табл. 10).

Таблица 10. Спектр антимикробной активности веществ, входящих в состав дезинфицирующих средств

В зависимости от типа приборов или характера обрабатываемых поверхностей необходимо использовать различные технологии обеззараживания и различные дезинфицирующие средства. Все предметы ухода за больными и инструменты по И.Х. Сполдингу делят на 3 категории - в зависимости от рисков инфицирования, связанных с их применением:

1)критичные - проникающие через покровы в ткани организма;

2)полукритичные - соприкасающиеся с неповрежденными слизистыми оболочками и интактной кожей;

3)некритичные - контактирующие только с неповрежденной кожей или находящиеся лишь в окружении больного или персонала.

В зависимости от этого соответствующие медицинские устройства подлежат либо стерилизации, либо дезинфекции различного уровня: высокого, промежуточного, низкого. Под дезинфекцией высокого уровня (ДВУ) понимается дезинфекция, при которой уничтожаются патогенные и условно-патогенные микроорганизмы (вирусы, включая

возбудителей парентеральных гепатитов, ВИЧ-инфекции, бактерии, в том числе микобактерии туберкулеза, грибы рода uandida и дерматофиты), а количество спор снижается.

Аптечные дезинфицирующие средства, как правило, представляют собой композицию на основе сбалансированной формулы, включающей одно или несколько активно действующих веществ в соотношениях, позволяющих добиться максимального синергизма или потенцирования эффекта в отношении наиболее устойчивых микроорганизмов, а также функциональных добавок, целенаправленно изменяющих их свойства. Обязательным условием для дезинфицирующего средства, используемого для ДВУ, является его спороцидное действие.

Сложности существуют в обработке некоторых диагностических приборов. Современный процесс их дезинфекции сложен, многокомпонентен и предъявляет особые требования к персоналу, используемым растворам и аппаратуре. Дезкамеры автоматизируют процесс очистки, позволяют добиваться дезинфекции высокого уровня и стерилизации при строгом соблюдении инструкций, увеличивают сроки службы дорогостоящей аппаратуры. Важно обеспечить лечебно-профилактические учреждения системами для сушки и хранения сложной аппаратуры.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1.Назовите основные элементы противоэпидемического режима.

2.В чем заключается личная гигиена персонала детских учреждений?

3.Как обработать волосистую часть головы при педикулезе?