Я видел только верхушки лозняка. Проверочная работа по разделу "пунктуация". Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

М. И. ЦВЕТАЕВА

СТИХИ К ПУШКИНУ

Кабы нас с тобой – да судьба свела –

Ох, веселые пошли бы по земле дела!

Не один бы нам поклонился град,

Ох, мой родный, мой природный, мой безродный брат!

Как последний сгас на мосту фонарь –

Я кабацкая царица, ты кабацкий царь.

Присягай, народ, моему царю!

Присягай его царице, – всех собой дарю!

Кабы нас с тобой – да судьба свела,

Поработали бы царские на нас колокола,

Поднялся бы звон по Москве-реке

О прекрасной самозванке и ее дружке.

Нагулявшись, наплясавшись на земном пиру,

Покачались бы мы, братец, на ночном ветру…

И пылила бы дороженька – бела, бела, –

Кабы нас с тобой – да судьба свела!

(No Ratings Yet)

  1. Б. Ш. ОКУДЖАВА * * * А мы с тобой, брат, из пехоты, А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счеты… Бери шинель – пошли домой. Война нас...
  2. Лето 1898 года Александр Блок проводил в своем родовом имении под Петербургом, которое не посещал несколько лет. Именно там он повстречался с Любовью Менделеевой, дочерью своих соседей, которая из задиристой...
  3. Василий Семенович Гроссман изобразил в романе “Жизнь и судьба” Великую Отечественную войну как событие истории, решающее судьбу не только России, но и всего мира. Писатель сумел отразить в этом произведении...
  4. Шолохов – один из тех писателей, для которых действительность часто открывается в трагических ситуациях и судьбах. Рассказ “Судьба человека” – истинное тому подтверждение. Для Шолохова было очень важно емко и...
  5. Личная жизнь Некрасова вызывала осуждение у многих его знакомых. Все дело в том, что начинающий литератор не только влюбился в замужнюю женщину, но и переехал жить в ее дом, деля...
  6. Образ русской женщины занимает значительное место в творчестве Некрасова. Героинями его стихотворений и поэм стали и простые крестьянки, и княжны. Все они создали неповторимый образ некрасовской “величавой славянки”, во внешнем...
  7. В романе Василия Гроссмана “Жизнь и судьба” конфликт личности и государства показан во всей его глубине. Не случайно для раскрытия этой темы автором выбран такой исторический период в жизни нашей...
  8. Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей! Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей… О. Мандельштам. Роман В. Гроссмана “Жизнь и...
  9. Почему одни имеют все, а другие – ничего? Почему одни становятся успешными, а другие тонут в реке неудач? Почему одни живут на полную, а другие просто существуют? Вы скажете: “У...
  10. Роман В. Гроссмана “Жизнь и судьба” – это не только книга о войне, это и книга об интеллигенции, о судьбе ученого в тоталитарном государстве. Следует сказать, что и сам писатель...
  11. В рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” перед читателем предстает не просто история, а действительно судьба человека, воплотившего в себе типические черты национального русского характера. Андрей Соколов, скромный труженик, отец...
  12. “Судьба ведет человека, но человек идет потому, что хочет, и он волен не хотеть”. В. Гроссман. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве – одна из важнейших в произведениях А....
  13. Вера Панаева рассказывала, что Николай Некрасов часто задумывался, глядя из окна их квартиры на соседний дом, где проживал какой-то крупный чиновник. И вот однажды он стал свидетелем эпизода, который и...
  14. ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА Вольтер (Voltaire) Задиг, или Судьба (Zadig ou la destinée) Восточная повесть (1748) Посвящая свою повесть маркизе де Помпадур, которую Вольтер называет султаншей Шераа, сам писатель выступает под именем...
  15. Рукописи не горят! М. Булгаков План I. Судьба Булгакова как гражданина и писателя. II. Тема судьбы художника в романе “Мастер и Маргарита” 1. Судьба мастера. 2. Роман Мастера о Понтии...
  16. Война есть убийство. И сколько бы людей пи собралось вместе, чтобы совершить убийство, и как бы они себя ни называли, убийство все же самый худший грех в мире. Л. Н....
  17. Многие писатели и поэты посвящали свои произведения Великой Отечественной войне. Среди них можно встретить такие имена, как Твардовский, Симонов, Васильев, Быков и Астафьев. С этой темой связано и произведение Михаила...
  18. Судьба человека – это не что иное, как сама жизнь, моменты жизни. Каждый человек имеет свою судьбу, от которой он не куда не убежит, как говориться: “Сам от себя не...
  19. В романе-эпопее М. Шолохова “Тихий Дон” изображена история казачества в бурное время с 1912 по 1922 год. В этом произведении Шолохов отразил и своеобразный уклад жизни казаков, и их традиции,...
  20. С тех пор, как стали проявляться белые и черные пятна нашей истории, в том числе и истории литературы, наше отношение к творчеству М. А. Шолохова изменилось. Касается это прежде всего...
  21. М. А. ШОЛОХОВ СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА В первую послевоенную зиму во время одного из путешествий повстречал рассказчик высокого сутуловатого мужчину с мальчиком лет пяти-шести со “светлыми, как небушко, глазами”. Во время...
  22. В чем заключается своеобразие шолоховской трактовки героического в рассказе “Судьба человека”? Формируя развернутое рассуждение, отметьте, что рассказ “Судьба человека” стал новаторским в баталистике первого послевоенного десятилетия, продолжив антимилитаристское направление в...
  23. Война – это горе, слезы. Она постучалась в каждый дом, принесла беду: матери потеряли своих сыновей, жены – мужей, дети остались без отцов. Тысячи людей прошли сквозь горнило войны, испытали...
  24. Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова “Судьба человека” Одной из тем произведений М. А. Шолохова является изображение простого, “частного” человека, оказавшегося в водовороте исторических катастроф. Надо заметить, что...
  25. Великая Отечественная война долгое время была для многих поколений советских людей “неизвестной войной”. И не только потому, что после ее окончания прошли десятилетия. В тоталитарном коммунистическом государстве подлинная правда о...
  26. Михаил Александрович Шолохов, родившийся в 1905 г., стал современником многих событий русской истории прошлого века. Он участвовал в боевых действиях на Дону во время гражданской войны, то есть на себе...
  27. ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ АНДРЕЯ СОКОЛОВА (по рассказу М. А. Шолохова “Судьба человека”) Рассказ М. Шолохова “Судьба человека” – одно из вершинных произведений писателя. В центре его – исповедь простого русского человека,...
  28. Судьба крестьянства, его положение в России всегда были проблемой, далеко выходящей за рамки экономические, – это была проблема в первую очередь нравственная. Писателями XIX века крестьянин воспринимался как “сеятель и...
“Кабы нас с тобой – да судьба свела”

«Кабы нас с тобой да судьба свела…» Марина Цветаева

Кабы нас с тобой да судьба свела —
Ох, веселые пошли бы по земле дела!
Не один бы нам поклонился град,
Ох мой родный, мой природный, мой безродный
брат!

Как последний сгас на мосту фонарь —
Я кабацкая царица, ты кабацкий царь.
Присягай, народ, моему царю!
Присягай его царице, — всех собой дарю!

Кабы нас с тобой да судьба свела,
Поработали бы царские на нас колокола!
Поднялся бы звон по Москве — реке
О прекрасной самозванке и ее дружке.

Нагулявшись, наплясавшись на шальном пиру,
Покачались бы мы, братец, на ночном ветру…
И пылила бы дороженька — бела, бела, —
Кабы нас с тобой — да судьба свела!

Анализ стихотворения Цветаевой «Кабы нас с тобой да судьба свела…»

В 1922 году, во время для России сложное, когда еще не закончилась Гражданская война, Цветаева выпускает этапный сборник «Версты». Именно с этой книгой связано приобщение поэтессы к истории родной страны. Россию она воспринимала как воплощение духа непокорности, бунтарства, своеволия. Поэтому в ее творчестве появилась тема самозванства. Поэтому особый интерес вызывали события Смутного времени. Поэтому важное место в сборнике «Версты» занимает оппозиция «самозванец — царь», которая впервые нашла отражение в стихотворении 1916 года «Димитрий! Марина! В мире…».

В произведении «Кабы нас с тобой да судьба свела…» сплетаются сразу несколько важных для Цветаевой мотивов: любви, греха, самозванства. При этом главная роль отдана теме судьбоносной встречи (скорей всего, так и не состоявшейся). Пересечение родных душ могло бы стать отправной точкой для великого переворота. В стихотворении Марины Ивановны наибольшую активность проявляет лирическая героиня, именующая себя кабацкой царицей и самозванкой. Из ее уст звучит призыв присягать новому царю, своему дружку. Она наделена поистине царской щедростью: «Присягай его царице, - всех собой дарю!». Под таким натиском не способны устоять даже церковные колокола — постоянный образ сборника «Версты».

В стихотворении «Кабы нас с тобой да судьба свела…» четко слышится интонация русской фольклорной песни. Обращение к народному творчеству не выглядит как подделка или бездушная стилизация. Оно не ограничивается лишь использованием характерной лексики, образной системы, средств художественной выразительности. Цветаева идет дальше. Она полностью погружается в фольклорную стихию, стремится постичь народную душу. В традиционной русской песне стоит искать истоки многих лучших качеств поэзии Марины Ивановны — способность из одного слова вырастить ряд образов, открытая эмоциональность, особый ритм, темпераментность.

Не исключено, что повышенный интерес Цветаевой к Смутному времени, возникший примерно во второй половине 1910-х годов, связан с ситуацией в России того времени. Умным людям уже тогда было понятно, что монархии осталось недолго, что смена власти, вероятно, пройдет не без человеческих жертв. Обращаясь к истории, Марина Ивановна словно пыталась прозреть грядущие события, понять, какое еще страшное потрясение ждет ее бесконечно любимую родину.

В бытность мою в С—м уезде мне часто приходилось бывать на Дубовских огородах у огородника Саввы Стукача, или попросту Савки. Эти огороды были моим излюбленным местом для так называемой «генеральной» рыбной ловли, когда, уходя из дому, не знаешь дня и часа, в которые вернешься, забираешь с собой все до одной рыболовные снасти и запасаешься провизией. Собственно говоря, меня не так занимала рыбная ловля, как безмятежное шатанье, еда не вовремя, беседа с Савкой и продолжительные очные ставки с тихими летними ночами. Савка был парень лет 25, рослый, красивый, здоровый, как кремень. Слыл он за человека рассудительного и толкового, был грамотен, водку пил редко, но как работник этот молодой и сильный человек не стоил и гроша медного. Рядом с силой в его крепких, как веревка, мышцах разливалась тяжелая, непобедимая лень. Жил он, как и все на деревне, в собственной избе, пользовался наделом, но не пахал, не сеял и никаким ремеслом не занимался. Старуха мать его побиралась под окнами, и сам он жил, как птица небесная: утром не знал, что будет есть в полдень. Не то, чтобы у него не хватало воли, энергии или жалости к матери, а просто так, не чувствовалось охоты к труду и не сознавалась польза его... От всей фигуры так и веяло безмятежностью, врожденной, почти артистической страстью к житью зря, спустя рукава. Когда же молодое, здоровое тело Савки физиологически потягивало к мышечной работе, то парень ненадолго весь отдавался какой-нибудь свободной, но вздорной профессии вроде точения ни к чему не нужных колышков или беганья с бабами наперегонку. Самым любимым его положением была сосредоточенная неподвижность. Он был в состоянии простаивать целые часы на одном месте, не шевелясь и глядя в одну точку. Двигался же по вдохновению и то только, когда представлялся случай сделать какое-нибудь быстрое, порывистое движение: ухватить бегущую собаку за хвост, сорвать с бабы платок, перескочить широкую яму. Само собою разумеется, что при такой скупости на движения Савка был гол как сокол и жил хуже всякого бобыля. С течением времени должна была накопиться недоимка, и он, здоровый и молодой, был послан миром на стариковское место, в сторожа и пугало общественных огородов. Как ни смеялись над ним по поводу его преждевременной старости, но он и в ус не дул. Это место, тихое, удобное для неподвижного созерцания, было как раз по его натуре. Случилось мне быть у этого самого Савки в один из хороших майских вечеров. Помню, я лежал на рваной, затасканной полости почти у самого шалаша, от которого шел густой и душный запах сухих трав. Подложив руки под голову, я глядел вперед себя. У ног моих лежали деревянные вилы. За ними черным пятном резалась в глаза собачонка Савки — Кутька, а не дальше, как сажени на две от Кутьки, земля обрывалась в крутой берег речки. Лежа я не мог видеть реки. Я видел только верхушки лозняка, теснившегося на этом берегу, да извилистый, словно обгрызенный край противоположного берега. Далеко за берегом, на темном бугре, как испуганные молодые куропатки, жались друг к другу избы деревни, в которой жил мой Савка. За бугром догорала вечерняя заря. Осталась одна только бледно-багровая полоска, да и та стала подергиваться мелкими облачками, как уголья пеплом. Направо от огорода, тихо пошёптывая и изредка вздрагивая от невзначай налетавшего ветра, темнела ольховая роща, налево тянулось необозримое поле. Там, где глаз не мог уж отличить в потемках поле от неба, ярко мерцал огонек. Поодаль от меня сидел Савка. Поджав под себя по-турецки ноги и свесив голову, он задумчиво глядел на Кутьку. Наши крючки с живцами давно уже стояли в реке, и нам ничего не оставалось делать, как только предаваться отдыху, который так любил никогда не утомлявшийся и вечно отдыхавший Савка. Заря еще не совсем погасла, а летняя ночь уж охватывала своей нежащей, усыпляющей лаской природу. Всё замирало в первом, глубоком сне, лишь какая-то не известная мне ночная птица протяжно и лениво произносила в роще длинный членораздельный звук, похожий на фразу: «Ты Ни-ки-ту видел?» и тотчас же отвечала сама себе: «Видел! видел! видел!» — Отчего это нынче соловьи не поют? — спросил я Савку. Тот медленно повернулся ко мне. Черты лица его были крупны, но ясны, выразительны и мягки, как у женщины. Затем он взглянул своими кроткими, задумчивыми глазами на рощу, на лозняк, медленно вытащил из кармана дудочку, вложил ее в рот и запискал соловьихой. И тотчас же, точно в ответ на его писканье, на противоположном берегу задергал коростель. — Вот вам и соловей... — усмехнулся Савка. — Дерг-дерг! Дерг-дерг! Словно за крючок дергает, а ведь небось тоже думает, что поет. — Мне нравится эта птица... — сказал я. — Ты знаешь? Во время перелета коростель не летит, а по земле бежит. Перелетает только через реки и моря, а то всё пешком. — Ишь ты, собака... — пробормотал Савка, поглядев с уважением в сторону кричавшего коростеля. Зная, каким любителем был Савка послушать, я рассказал ему всё, что знал о коростеле из охотничьих книг. С коростеля я незаметно перешел на перелет. Савка слушал меня внимательно, не мигая глазами, и всё время улыбался от удовольствия. — А какой край для птиц роднее? — спросил он. — Наш или тамошний? — Конечно, наш. Тут птица и сама родится, и детей выводит, здесь у нее родина, а туда она летит только затем, чтобы не замерзнуть. — Любопытно! — потянулся Савка. — Про что ни говори, всё любопытно. Птица таперя, человек ли... камешек ли этот взять — во всем своя умственность!.. Эх, кабы знатье, барин, что вы придете, не велел бы я нынче бабе сюда приходить... Просилась одна нынче придтить... — Ах, сделай милость, я мешать не стану! — сказал я. — Я могу и в роще лечь... — Ну, вот еще! Не умерла б, коли завтра пришла... Ежели б она села тут да разговоры слушала, а то ведь только слюни распустит. При ней не поговоришь толком. — Ты Дарью ждешь? — спросил я, помолчав. — Нет... Нынче новая просилась... Агафья Стрельчиха... Савка произнес это своим обычным, бесстрастным, несколько глухим голосом, точно говорил о табаке или каше, я же привскочил от удивления. Стрельчиху Агафью я знал... Это была совсем еще молодая бабенка, лет 19—20, не далее как год тому назад вышедшая замуж за железнодорожного стрелочника, молодого и бравого парня. Жила она на деревне, а муж ходил ночевать к ней с линии каждую ночь. — Плохим, брат, кончатся все эти твои бабьи истории! — вздохнул я. — А пусть... И, немного подумав, Савка прибавил: — Я говорил бабам, не слушаются... Им, дурам, и горя мало! Наступило молчание... Потемки, между тем, всё более сгущались, и предметы теряли свои контуры. Полоска за бугром совсем уже потухла, а звезды становились всё ярче, лучистее... Меланхолически-однообразная трескотня кузнечиков, дерганье коростеля и крик перепела не нарушали ночной тишины, а, напротив, придавали ей еще бо́льшую монотонность. Казалось, тихо звучали и чаровали слух не птицы, не насекомые, а звезды, глядевшие на нас с неба... Первый нарушил молчание Савка. Он медленно перевел глаза с черной Кутьки на меня и сказал: — Вам, барин, я вижу, скучно. Давайте ужинать. И, не дожидаясь моего согласия, он пополз на животе в шалаш, пошарил там, причем весь шалаш затрепетал, как один лист; потом он пополз назад и поставил передо мной мою водку и черепенную чашку. В чашке были печеные яйца, ржавые лепешки на сале, куски черного хлеба и еще что-то... Мы выпили из кривого, не умевшего стоять стаканчика и принялись за еду... Серая, крупная соль, грязные, сальные лепешки, упругие, как резина, яйца, но зато как всё это вкусно! — Живешь бобылем, а сколько у тебя добра всякого, — сказал я, указывая на чашку. — Где ты его берешь? — Бабы носят... — промычал Савка. — За что же это они тебе носят? — Так... из жалости... Не одно только меню, но и одежда Савки носила на себе следы женской «жалости». Так, в этот вечер я заметил на нем новый гарусный поясок и ярко-пунцовую ленточку, на которой висел на грязной шее медный крестик. Я знал о слабости прекрасного пола к Савке и знал, как он неохотно говорил о ней, а потому не продолжал своего допроса. Да и к тому же не время было говорить... Кутька, которая терлась около нас и терпеливо ожидала подачки, вдруг наострила уши и заворчала. Послышался отдаленный, прерывистый плеск воды. — Кто-то бродом идет... — сказал Савка. Минуты через три Кутька опять заворчала и издала звук, похожий на кашель. — Цыц! — крикнул на нее хозяин. В потемках глухо зазвучали робкие шаги, и из рощи показался силуэт женщины. Я узнал ее, несмотря даже на то, что было темно, — это была Агафья Стрельчиха. Она несмело подошла к нам, остановилась и тяжело перевела дыхание. Запыхалась она не столько от ходьбы, сколько, вероятно, от страха и неприятного чувства, испытываемого всяким при переходе в ночное время через брод. Увидев возле шалаша вместо одного двоих, она слабо вскрикнула и отступила шаг назад. — А... это ты! — произнес Савка, запихивая в рот лепешку. — Я... я-с, — забормотала она, роняя на землю узелок с чем-то и косясь на меня. — Кланялся вам Яков и велел передать... вот тут что-то такое... — Ну, что врать: Яков! — усмехнулся Савка. — Нечего врать, барин знает, зачем ты пришла! Садись, гостьей будешь. Агафья покосилась на меня и нерешительно села. — А уж я думал, что ты не придешь нынче... — сказал Савка после продолжительного молчания. — Что ж сидеть? Ешь! Или нешто дать тебе водочки выпить? — Выдумал! — проговорила Агафья. — Пьяницу какую нашел... — А ты выпей... Жарче на душе станет... Ну! Савка подал Агафье кривой стаканчик. Та медленно выпила водку, не закусила, а только громко дунула. — Принесла что-то... — продолжал Савка, развязывая узелок и придавая своему голосу снисходительно-шутливый оттенок. — Баба без того не может, чтоб чего не принесть. А, пирог и картошка... Хорошо живут! — вздохнул он, поворачиваясь ко мне лицом. — Во всей деревне только у них еще и осталась с зимы картошка! Впотьмах я не видел лица Агафьи, но, по движению ее плеч и головы, мне казалось, что она не отрывала глаз с лица Савки. Чтобы не быть третьим лицом на свидании, я решил пойти гулять и поднялся. Но в это время в роще неожиданно соловей взял две нижние контральтовые ноты. Через полминуты он пустил высокую, мелкую дробь и, испробовав таким образом свой голос, начал петь. Савка вскочил и прислушался. — Это вчерашний! — сказал он. — Постой же!.. И, сорвавшись с места, он бесшумно побежал к роще. — Ну, на что он тебе сдался? — крикнул я ему вслед. — Оставь! Савка махнул рукой — не кричите, мол — и исчез в потемках. Когда хотел, Савка был прекрасным и охотником и рыболовом, но и тут его таланты тратились так же попусту, как и сила. Для шаблона он был ленив, а всю свою охотничью страсть отдавал пустым фокусам. Так, соловьев ловил он непременно руками, стрелял бекасинником щук, или стоит, бывало, у реки по целым часам и изо всех сил старается поймать большим крючком маленькую рыбку. Оставшись со мной, Агафья кашлянула и провела несколько раз по лбу ладонью... От выпитой водки она уж начинала пьянеть. — Как живешь, Агаша? — спросил я ее после продолжительного молчания, когда уж неловко было молчать. — Слава богу... Вы же никому не рассказывайте, барин... — прибавила она вдруг шёпотом. — Ну, полно, — успокоил я ее. — Какая же ты все-таки бесстрашная, Агаша... А если узнает Яков? — Не узнает... — Ну, а вдруг! — Нет... Я раньше его дома буду. Он теперь на линии и воротится, когда почтовый поезд проводит, а отсюда слышно, когда поезд идет... Агафья еще раз провела рукой по лбу и посмотрела в ту сторону, куда ушел Савка. Соловей пел. Какая-то ночная птица низко пролетела над самой землей и, заметя нас, вздрогнула, зашуршала крыльями и полетела на ту сторону реки. Скоро соловей умолк, но Савка не возвращался. Агафья встала, беспокойно сделала несколько шагов и опять села. — Да что же это он? — не выдержала она. — Ведь поезд не завтра придет! Мне сейчас уходить нужно! — Савка! — крикнул я. — Савка! Мне не ответило даже эхо. Агафья беспокойно задвигалась и опять встала. — Мне уходить пора! — проговорила она волнующимся голосом. — Сейчас поезд придет! Я знаю, когда поезды ходят! Бедная бабенка не ошиблась. Не прошло и четверти часа, как послышался далекий шум. Агафья остановила долгий взгляд на роще и нетерпеливо зашевелила руками. — Ну, где же он? — заговорила она, нервно смеясь. — Куда же это его унесла нелегкая? Я уйду! Ей-богу, барин, уйду! Между тем шум становился всё явственней. Можно уж было отличить стук колес от тяжелых вздохов локомотива. Вот послышался свист, поезд глухо простучал по мосту... еще минута — и всё стихло... — Погожу еще минутку... — вздохнула Агафья, решительно садясь. — Так и быть, погожу! Наконец в потемках показался Савка. Он бесшумно ступал босыми ногами по рыхлой, огородной земле и что-то тихо мурлыкал. — Ведь вот счастье, скажи на милость! — весело засмеялся он. — Только что, это самое, значит, подошел к кусту и только что стал рукой целиться, а он и замолчал! Ах ты, пес лысый! Ждал, ждал, покеда опять запоет, да так и плюнул... Савка неуклюже повалился на землю около Агафьи и, чтобы сохранить равновесие, ухватился обеими руками за ее талию. — А ты что насупилась, словно тетка тебя родила? — спросил он. При всем своем мягкосердечии и простодушии Савка презирал женщин. Он обходился с ними небрежно, свысока и даже унижался до презрительного смеха над их чувством к его же собственной особе. Бог знает, быть может, это небрежное, презрительное обращение и было одной из причин его сильного, неотразимого обаяния на деревенских дульциней. Он был красив и строен, — в глазах его всегда, даже при взгляде на презираемых им женщин, светилась тихая ласковость, но одними внешними качествами не объяснишь этого обаяния. Кроме счастливой наружности и своеобразной манеры обращения, надо думать, имела влияние на женщин также еще и трогательная роль Савки как всеми признанного неудачника и несчастного изгнанника из родной избы в огороды. — А расскажи-ка барину, зачем ты сюда пришла! — продолжал Савка, всё еще держа Агафью за талию. — Ну-ка, расскажи, мужнина жена! Хо-хо... Нешто нам, брат Агаша, еще водочки выпить? Я поднялся и, пробираясь между грядами, пошел вдоль огорода. Темные гряды глядели, как большие приплюснутые могилы. От них веяло запахом вскопанной земли и нежной сыростью растений, начавших покрываться росой... Налево всё еще светился красный огонек. Он приветливо моргал и, казалось, улыбался. Я услышал счастливый смех. То смеялась Агафья. «А поезд? — вспомнил я. — Поезд давно уже пришел». Подождав немного, я вернулся к шалашу. Савка сидел неподвижно по-турецки и тихо, чуть слышно, мурлыкал какую-то песню, состоящую из одних только односложных слов, что-то вроде: «Фу ты, ну ты... я да ты...» Агафья, опьяненная водкой, презрительной лаской Савки и духотою ночи, лежала возле него на земле и судорожно прижималась лицом к его колену. Она так далеко ушла в чувство, что и не заметила моего прихода. — Агаша, а ведь поезд давно уж пришел! — сказал я. — Пора, пора тебе, — подхватил мою мысль Савка, встряхивая головой. — Что разлеглась тут? Ты, бесстыжая! Агафья встрепенулась, отняла голову от его колена, взглянула на меня и опять припала к нему. — Давно уж пора! — сказал я. Агафья заворочалась и привстала на одно колено... Она страдала... Полминуты вся ее фигура, насколько я мог разглядеть сквозь потемки, выражала борьбу и колебание. Было мгновение, когда она, будто очнувшись, вытянула корпус, чтобы подняться на ноги, но тут какая-то непобедимая и неумолимая сила толкнула ее по всему телу, и она припала к Савке. — А ну его! — сказала она с диким, грудным смехом, и в этом смехе слышалась безрассудная решимость, бессилие, боль. Я тихо побрел в рощу, а оттуда спустился к реке, где стояли наши рыболовные снасти. Река спала. Какой-то мягкий, махровый цветок на высоком стебле нежно коснулся моей щеки, как ребенок, который хочет дать понять, что не спит. От нечего делать я нащупал одну леску и потянул ее. Она слабо напряглась и повисла, — ничего не поймалось... Того берега и деревни не было видно. В одной избе мелькнул огонек, но скоро погас. Я пошарил на берегу, нашел выемку, которую приглядел еще днем, и уселся в ней, как в кресле. Долго я сидел... Я видел, как звезды стали туманиться и терять свою лучистость, как легким вздохом пронеслась по земле прохлада и тронула листья просыпавшихся ив... — А-га-фья!.. — донесся из деревни чей-то глухой голос. — Агафья! То вернувшийся и встревоженный муж искал по деревне свою жену. А с огородов слышался в это время несдерживаемый смех: жена забылась, опьянела и счастием нескольких часов старалась наверстать ожидавшую ее назавтра муку. Я уснул. Когда я проснулся, около меня сидел Савка и слегка тряс мое плечо. Река, роща, оба берега, зеленые и умытые, деревня и поле — всё было залито ярким утренним светом. Сквозь тонкие стволы деревьев били в мою спину лучи только что взошедшего солнца. — Так-то вы рыбу ловите? — усмехнулся Савка. — Ну, вставайте! Я встал, сладко потянулся, и проснувшаяся грудь моя начала жадно пить влажный, душистый воздух. — Агаша ушла? — спросил я. — Вон она, — указал мне Савка в сторону, где был брод. Я взглянул и увидел Агафью. Приподняв платье, растрепанная, со сползшим с головы платком, она переходила реку. Ноги ее ступали еле-еле... — Знает кошка, чье мясо съела! — бормотал Савка, щуря на нее глаза. — Идет и хвост поджала... Шкодливы эти бабы, как кошки, трусливы — как зайцы... Не ушла, дура, вчера, когда говорили ей! Теперь ей достанется, да и меня в волости... опять за баб драть будут... Агафья ступила на берег и пошла по полю к деревне. Сначала она шагала довольно смело, но скоро волнение и страх взяли свое: она пугливо обернулась, остановилась и перевела дух. — То-то, что страшно! — грустно усмехнулся Савка, глядя на ярко-зеленую полосу, которая тянулась по росистой траве вслед за Агафьей. — Не хочется идти! Муж-то уж целый час стоит и поджидает... Видали его? Савка сказал последние слова улыбаясь, а у меня похолодело под сердцем. В деревне, около крайней избы, на дороге, стоял Яков и в упор глядел на возвращающуюся к нему жену. Он не шевелился и был неподвижен, как столб. Что он думал, глядя на нее? Какие слова готовил для встречи? Агафья постояла немного, еще раз оглянулась, точно ожидая от нас помощи, и пошла. Никогда я еще не видал такой походки ни у пьяных, ни у трезвых. Агафью будто корчило от взгляда мужа. Она шла то зигзагами, то топталась на одном месте, подгибая колени и разводя руками, то пятилась назад. Пройдя шагов сто, она оглянулась еще раз и села. — Ты бы хоть за куст спрятался... — сказал я Савке. — Неравно тебя муж увидит... — Он и без того знает, от кого это Агашка идет... На огород по ночам бабы не за капустой ходят — всем известно. Я взглянул на лицо Савки. Оно было бледно и морщилось брезгливою жалостью, какая бывает у людей, когда они видят мучимых животных. — Кошке смех, мышке слезы... — вздохнул он. Агафья вдруг вскочила, мотнула головой и смелой походкой направилась к мужу. Она, видимо, собралась с силами и решилась.

Тематический контроль по теме «Однородные члены предложения»

Цель: Проверить знания учащихся.

Вариант I

1. Поставьте знаки препинания в приводимых ниже предложе­ниях с однородными членами, соединенными бессоюзной связью или повторяющимися союзами. Выделите союзы.

1. На взгляд-то он хорош да зелен. (И. Крылов) 2. Приют наш мал зато спокоен. (М. Лермонтов) 3. Иногда взгляд Обломова наполнялся выражением усталости или скуки. (И. Гончаров) 4. Дни стояли пасмур­ные однако теплые. (К. Аксаков) 5. Орловский мужик невелик ростом сутуловат угрюм глядит исподлобья. (Л. Толстой) 6. Не рыбачий парус малый корабли мне снятся. (Н. Некрасов) 7. Я видел только верхуш­ки лозняка да извилистый край противоположного берега. (А. Чехов) 8. Это был прекрасный хотя и несколько печальный город. (К. Пау­стовский) 9. Часовой дошел до противоположного угла и повернул обратно. (К. Федин)

2. Спишите текст. Подчеркните как члены предложения одно­родные члены. Как связаны между собой грамматически (союз­ной - сочинительной связью или бессоюзной)? Почему являются однородными?

Дополнительное задание. На чем основывается однородность слов холодной, высокомерной (красотой); осенний, травянистый (запах)? Почему слова разноцветные и махровые (гвоздики), тон­ких и зеленых (стручьях), а также чрезмерного, обильного я летнего (материнства) не являются однородными?

Какова роль большого числа определений в тексте?

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали разно­цветные махровые гвоздики, а также левкой - наполовину в цветах, а наполовину - в тонких зеленых стручьях, пахнувших капустой, розо­вые кусты еще давали - в третий раз за это лето - бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный за­пах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни.

(А. Куприн. Гранатовый браслет)

1. Ровное монотонное дыхание прерывается. (А. Серафимович) 2. Радостное праздничное лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. (А. Серафимович) 3. Представляете ли вы

себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн) 4. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. (К. Паустовский) 5. Грин населил свои книги племенем смелых просто­душных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. (К. Пау­стовский) 6. Из деревни доносились праздничные торжествующие кри­ки выпущенных на волю петухов. (В. Распутин) 7. Это была праздничная веселая итожная работа - молоть хлеб. (В. Распутин) 8. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. (А. Фадеев)

членами предложения.

1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, ... лишенный многих необходимых знаний, упорства... мужества, погру­жался в блеск славы. (К. Паустовский) 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов... ... полосатую будку часового,... бронзовый памятник полководцу,... колонну, украшенную замершими листьями. (К. Паустовский) 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно... разговаривает сам с собой,... свистит,... поет, ... сшибает палкой сухие листья. (К. Паустовский)

Ключи к заданию 4

и и падал в темноту, вырывая из нее то то или раз­говаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие листья.

1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - оли­цетворение прекрасных... Франции, Италии, Греции - казались пе­чальными. 2. И... на столах, на рояле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого снега, но...

Ключи к заданию 5

стран: всюду: все уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.

Вариант II

1. Были и лето и осень дождливы. (В. Жуковский) 2. Он слеп упрям нетерпелив и легкомыслен и кичлив. (А. Пушкин) 3. Всякий вечно позабы­вал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Н. Гоголь) 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день то через день непременно. (И. Гончаров) 5. Средний сын и так и сяк. (П. Ершов) 6. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звя­канье проворных кос. (Н. Некрасов) 7. Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 8. С чужим я либо робел либо важничал. (М. Горький) 9. Дорога то проваливалась между горных гребней то поднималась на округлые холмы. (Л. Леонов)

Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный во­допад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхвалится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно.

(Н. Гоголь)

3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки пре­пинания.

1. Красные зеленые лиловые желтые синие полотнища света пада­ют на прохожих, скользят по фасадам. (В. Катаев) 2. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. (Г. Бакланов)

3. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. (А. Платонов) 4. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой убогой жиз­ни. (А. Платонов) 5. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу. (Б. Полевой) 6. Крупный осанистый плечистый человек с ярко-синими глазами на всегда загорелом лице. (К. Чуков­ский) 7. Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. (А. Фадеев)

2.... мысли,... воспоминания,... мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 3. Его авторитет коренился... в занимаемом им высоком посту, ... в обаянии его образованности. усилий

Ключи к заданию 4

1- Ни cm , ни чувств для ближних не щади. 2. Не то мысли, не то воспоминания, не то мечты бродили в голове Оленина. 3. Его авторитет коренилс* не только в занимаемом им высоком посту, но и в обаянии его образованности.

5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в пред­ложениях.

1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные... то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловой от холода и мертвый лист водяной лилии. 2. Листья мы находили в карманах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах 3. На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф , и портрет Гари­бальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - безропотно останется здесь зимовать.

Ключи к заданию 5

1. Каждый раз Настя находила под водой новые интересные вещи: то вымокшую в воде, порыжевшую еловую ветку, то жестяную банку, то лиловой от холода и мертвый лист водяной лилии. 2. Листья мы находили в карм4b

себе скверный южный уездный городишко? (А. Куприн) 4. В сундуке я нашел пожелтевшую написанную по-латыни гетманскую грамоту. (К. Паустовский) 5. Грин населил свои книги племенем смелых просто­душных, как дети, гордых самоотверженных и добрых людей. (К. Пау­стовский) 6. Из деревни доносились праздничные торжествующие кри­ки выпущенных на волю петухов. (В. Распутин) 7. Это была праздничная веселая интересная работа - молоть хлеб. (В. Распутин) 8. Ранняя суровая зимняя заря проступала сквозь мертвенную дымку. (А. Фадеев)

4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными

членами предложения.

1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, ... лишенный многих необходимых знаний, упорства... мужества, погру­жался в блеск славы. (К. Паустовский) 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов... падал в темноту, вырывая из нее... полосатую будку часового, бронзовый памятник полководцу, колонну, украшенную замершими листьями. (К. Паустовский) 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно... разговаривает сам с собой,... свистит,... поет, ... сшибает палкой сухие листья. (К. Паустовский)

Ключи к заданию 4

1. Кипренский, обладавший величайшим даром импровизации, но лишенный многих необходимых знаний, упорства и мужества, погру­жался в блеск славы. 2. Багровый свет уже загорался в окнах дворцов и падал в темноту, вырывая из нее то полосатую будку часового, го бронзовый памятник полководцу, то колонну, украшенную замершими листьями. 3. Человек, оставшись один в лесу, обыкновенно или раз­говаривает сам с собой, или свистит, или поет, или сшибает палкой сухие листья.

5. Впишите необходимые по смыслу обобщающие слова в пред­ложениях.

1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - оли­цетворение прекрасных... Франции, Италии, Греции - казались пе­чальными. 2. И... на столах, на рояле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого снега, но... уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.

Ключи к заданию 5

1. Отчеканенные на монетах лица аллегорических богинь - оли­цетворение прекрасных стран: Франции, Италии, Греции - казались печальными. 2. И всюду: на столах, на ролле, на полу - громоздились в вазах, кувшинах, в тазах груды сирени. 3. Пусть нет еще первого сне­га, но все уже пахнет этим снегом: и воздух, и вода, и деревья, и даже капустная ботва.

Вариант II

1. Поставьте знаки препинания (если это необходимо) в приво­димых ниже предложениях с однородными членами, соединенными повторяющимися или двойными союзами.

1. Были и лето, и осень дождливы. (В. Жуковский) 2. Он слеп, упрям, нетерпелив и легкомыслен и кичлив. (А. Пушкин) 3. Всякий вечно позабы­вал в кухне или шапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное. (Н. Гоголь) 4. Туманы в Лондоне бывают если не каждый день, то через день непременно. (И. Гончаров) 5. Средний сын и так и сяк. (П. Ершов) 6. Там белые рубахи баб да пестрые рубахи мужиков да голоса да звя­канье проворных кос. (Н. Некрасов) 7. Не то мысли, не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 8. С чужим я либо робел, либо важничал. (М. Горький) 9. Дорога то проваливалась между горных гребней, то поднималась на округлые холмы. (Л. Леонов)

2. Спишите текст. Подчеркните однородные члены предложения.

Считаете ли вы, что в этом художественном тексте предложе­ния с однородными членами - образные художественные средства? Почему текст выразительно передает динамику? Какова роль отгла­гольных существительных?

Вам, верно, случалось слышать где-то валящийся отдаленный во­допад, когда встревоженная окрестность полна гула и хаос чудных неясных звуков носится перед вами. Не правда ли, не те ли самые чувства мгновенно обхватят вас в вихре сельской ярмарки, когда весь народ срастается в одно огромное чудовище и шевелится всем своим туловищем на площади и по тесным улицам, кричит, гогочет, гремит? Шум, брань, мычание, блеяние, рев - все сливается в один нестройный говор. Волы, мешки, сено, цыганы, горшки, бабы, пряники, шапки - все ярко, пестро, нестройно; мечется кучами и снуется перед глазами. Разноголосые речи потопляют друг друга, и ни одно не выхвалится, не спасется от этого потопа; ни один крик не выговорится ясно.

(Н. Гоголь)

3. В приводимых ниже предложениях найдите однородные и неоднородные определения. Поставьте недостающие знаки пре­пинания.

1. Красные, зеленые лиловые желтые, синие полотнища света пада­ют на прохожих, скользят по фасадам. (В. Катаев) 2. Это «ты» не было выражением полной душевной близости между ними. (Г. Бакланов)

3. Ему стало легче и не так досадно под нависшим могущественным небом. (А. Платонов) 4. Уныло гудели маломощные паровозы, готовясь к одолению скучных осенних пространств, полных редкой убогой жиз­ни. (А. Платонов) 5. Она действительно походила на молодую белую стройную гибкую березу. (Б. Полевой) 6. Крупный осанистый плечистый человек с ярко-синими глазами навсегда загорелом лице. (К. Чуков­ский) 7. Из-под по-монашески повязанного темного платка и светилось, и улыбалось чистое юное доброе лицо. 8. Вдруг конское тревожное ржанье раздалось во тьме. (А. Фадеев)

4. Впишите необходимые по смыслу союзы между однородными членами предложения.

1.... сил,... чувств для ближних не щади. (Г. Марков) 2.... мысли,... воспоминания,... мечты бродили в голове Оленина. (Л. Толстой) 3. Его авторитет коренился... в занимаемом им высоком посту, ... в обаянии его образованности."анах своих дождевых плащей, в кепках, в волосах - везде. 3. На днях я уеду в Москву, а все вещи: и барельеф, и портрет Гарибальди, и старая лампа с рисунком водяной мельницы, и стол, и букет иван-чая - все это безропотно останется здесь зимовать.

Дополнительное задание. Составить схемы данных предло­жений.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными.

2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе так и в людских нравах.

4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни посмеивался над ней и даже огорчался за неё.

5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду а потом покружились во дворе сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края.

Пояснение (см. также Правило ниже).

1) Старого лесника не страшили нехоженые тропы и глубокие пещеры и не пугала встреча с дикими животными. Нет запятых, так как в ССП есть общий второстепенный член.

2) Я видел только верхушки ивняка да обрывистый край противоположного берега. Нет запятых.

3) У Сибири есть много особенностей как в природе, так и в людских нравах. Одна запятая.

4) Челкаш сожалел об этой молодой жизни, посмеивался над ней и даже огорчался за неё. Одна запятая.

5) Ближе к осени мои ласточки всё реже прилетали к гнезду, а потом покружились во дворе, сказали мне что-то на своём птичьем языке и улетели в тёплые края. Две запятые.

Ответ: 3, 4.

Ответ: 34|43

Актуальность: Используется в 2015-2017 году

Сложность: обычная

Правило: Знаки препинания в ССП и в предложении с однородными членами. Задание 16.

ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ И В ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИИ С ОД­НО­РОД­НЫ­МИ ЧЛЕНАМИ

В этом за­да­нии про­ве­ря­ют­ся зна­ния двух пунктограмм:

1. Запятые в про­стом пред­ло­же­нии с од­но­род­ны­ми членами.

2. Запятые в сложносочинённом предложении, части ко­то­ро­го со­еди­ня­ют со­чи­ни­тель­ные союзы, в частности, союз И.

Цель : найти ДВА предложения, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ПО ОДНОЙ за­пя­той в каждом. Не две, не три (а такое бывает!) запятых, а одну. При этом нужно ука­зывать но­ме­ра тех предложений, где была ПО­СТАВ­ЛЕ­НА пропущенная запятая, так как бы­ва­ют такие случаи, что в пред­ло­же­нии уже есть запятая, например, при де­е­при­част­ном обороте. Её мы не считаем.

Не сле­ду­ет искать за­пя­тые при раз­лич­ных оборотах, ввод­ных словах и в СПП: по спе­ци­фи­ка­ции в дан­ном задании про­ве­ря­ют­ся лишь три ука­зан­ные пунктограммы. Если в предложении будут необходимы запятые на другие правила, они уже будут расставлены

Верным будет ответ из двух цифр, от 1 до 5, в любой последовательности, без запятых и пробелов, например: 15, 12, 34.

Условные обозначения:

ОЧ - однородные члены.

ССП - сложносочинённое предложение.

Алгоритм выполнения задания должен быть таким:

1. Определяем количество основ.

2. Если предложение простое, то находим в нём ВСЕ ряды однородных членов и обращаемся к правилу.

3. Если основ две, то это сложное предложение, и каждая часть рассматривается отдельно (см. пункт 2).

Не забываем, что однородные подлежащие и сказуемые создают НЕ сложное, а простое осложнённое предложение.

15.1 ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ ПРИ ОД­НО­РОД­НЫХ ЧЛЕНАХ

Однородные члены пред­ло­же­ния - это такие члены, ко­то­рые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения. Од­но­род­ные члены пред­ло­же­ния (как главные, так второстепенные) всегда соединёны со­чи­ни­тель­ной связью, с союзом или без него.

Например: В «Детских годах Багрова–внука» С. Ак­са­ков с под­лин­но по­э­ти­че­ским во­оду­шев­ле­ни­ем опи­сы­ва­ет и летние , и зим­ние кар­ти­ны рус­ской природы.

В данном предложении есть один ряд ОЧ, это два однородных определения.

В одном пред­ло­же­нии может быть не­сколь­ко рядов од­но­род­ных членов. Так, в предложении Вскоре уда­рил тяжёлый ли­вень и по­крыл шумом дож­де­вых по­то­ков и по­ры­вы ветра, и стоны сос­но­во­го бора рядов два: два сказуемых, ударил и покрыл ; два дополнения, порывы и стоны .

Обратите внимание : в каждом ряду ОЧ действуют свои пунктуационные правила.

Рассмотрим различные схемы предложений с ОЧ и сформулируем правила постановки запятых.

15.1.1. Ряд однородных членов, соединённых ТОЛЬКО интонацией, без союзов.

Общая схема : О , О , О .

Правило: если два или несколько ОЧ соединенных только интонацией, между ними запятая ставится.

Пример : жёлтые, зелёные, красные яблоки.

15.1.2 Два однородных члена соединены союзом И, ДА (в значении И), ЛИБО, ИЛИ

Общая схема : О и/да/либо/или О .

Правило: если два ОЧ соединены одиночным союзом И/ДА, между ними запятая не ставится.

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые и красные яблоки.

Пример 2 : Везде её встречали весело и дружелюбно .

Пример 3 : Только ты да я останемся жить в этом доме.

Пример 4 : Я приготовлю рис с овощами либо плов .

15.1.3 Последний ОЧ присоединён союзом И.

Общая схема : О , О и О .

Правило: Если по­след­ний однородный член при­со­еди­ня­ет­ся со­ю­зом и, то за­пя­тая перед ним не ставится.

Пример : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, зелёные и красные яблоки.

15.1.4. Од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды

Правило: При раз­лич­ных ком­би­на­ци­ях со­юз­но­го (пункт 15.1.2) и бес­со­юз­но­го (пункт 15.1.1) со­че­та­ния од­но­род­ных чле­нов пред­ло­же­ния со­блю­да­ет­ся правило: если од­но­род­ных чле­нов боль­ше двух и союз И по­вто­ря­ет­ся хотя бы дважды, то за­пя­тая ста­вит­ся между всеми од­но­род­ны­ми членами

Общая схема : О , и О , и О .

Общая схема : и О , и О , иО .

Пример 1 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Пример 2 : На на­тюр­мор­те изоб­ра­же­ны и жёлтые, и зелёные, и красные яблоки.

Более сложные примеры :

Пример 3 : От дома, от деревьев, и от голубятни, и от галереи - от всего по­бе­жа­ли да­ле­ко длин­ные тени.

Два союза и, четыре ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 4 : Было груст­но и в ве­сен­нем воздухе , и на тем­нев­шем небе , и в вагоне . Три союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Пример 5 : Дома, и деревья, и тротуары были укры­ты снегом . Два союза и, три ОЧ. Запятая между ОЧ.

Обратите внимание, после последнего ОЧ нет запятой , ибо это не между ОЧ, а после него.

Именно эта схема часто вос­при­ни­ма­ет­ся за оши­боч­ную и несуществующую, учтите это при выполнении задания.

Обратите внимание : данное правило работает лишь при условии, что союз И повторяется в одном ряду ОЧ, а не во всём предложении.

Рассмотрим примеры.

Пример 1 : По ве­че­рам за сто­лом со­би­ра­лись дети и взрос­лые и чи­та­ли вслух. Сколько рядов? Два: дети и взрослые ; собирались и читали . Союз и не повторяется в каждом ряду, он употреблён по одному разу. Поэтому запятые НЕ ставятся по правилу 15.1.2.

Пример 2: Ве­че­ром Вадим ушёл в свою ком­на­ту и сел пе­ре­чи­ты­вать пись­мо и пи­сать ответ. Два ряда: ушёл и сел; сел (зачем? с какой целью?) перечитывать и писать.

15.1.5 Однородные члены соединены союзом А, НО, ДА(=но)

Схема: О , а/но/да О

Правило: При на­ли­чии союза А, НО, ДА(=но) за­пя­тые ставятся.

Пример 1: Ученик пишет быстро , но неаккуратно .

Пример 2: Малыш уже не хныкал , а плакал навзрыд.

Пример 3: Мал золотник, да дорог .

15.1.6 При однородных членах повторяются союзы НИ, НИ; НЕ ТО, НЕ ТО; ТО, ТО; ЛИБО, ЛИБО; ИЛИ, ИЛИ

Схема: О , илиО , или О

Правило: при двукратном по­вто­ре­нии дру­гих со­ю­зов (кроме И) ни, ни; не то, не то; то, то; либо, либо; или, или запятая ста­вит­ся всегда:

Пример 1: А ста­рик расхаживал по ком­на­те и то вполголоса напевал псалмы, то внушительно поучал дочь.

Обратите внимание, что в предложении имеются также од­но­род­ные об­сто­я­тель­ства и дополнения, но мы их не выделяем для более чёткой картины.

После сказуемого «расхаживал» за­пя­той нет! Но если бы вместо союза И ТО, И ТО был бы просто И, запятых было целых три (по правилу 15.1.4)

15.1.7. При однородных членах имеются двойные союзы.

Правило: При двой­ных со­ю­зах запятая ста­вит­ся перед вто­рой его частью. Это союзы как... так и; не только... но и; не столько... сколько; насколько... настолько; хотя и... но; если не... то; не то что... но; не то чтобы... а; не толь­ко не, а, скорее... чем и другие.

Примеры: Я имею по­ру­че­ние как от судьи , так равно и от всех наших знакомых .

Грин был не только ве­ли­ко­леп­ным пейзажистом и мастером сюжета, но был еще и очень тон­ким психологом .

Мама не то что сердилась , но все-таки была недовольна .

Туманы в Лон­до­не бы­ва­ют если не каждый день , то через день непременно.

Он был не столько расстроен , сколько удивлен сло­жив­шей­ся ситуацией.

Обратите внимание, что каждая часть двойного союза стоит ПЕРЕД ОЧ, что очень важно учитывать при вы­пол­не­нии за­да­ния 7 (тип «ошибка на од­но­род­ные члены») мы уже встре­ча­лись с этими союзами.

15.1.8. Часто однородные члены соединяются попарно

Общая схема: Схема: О и О , О и О

Правило: При по­пар­ном объ­еди­не­нии вто­ро­сте­пен­ных чле­нов пред­ло­же­ния за­пя­тая ста­вит­ся между па­ра­ми (союз И дей­ству­ет локально, толь­ко внут­ри групп):

Пример1: Аллеи, за­са­жен­ные сиренями и липами , вязами и тополями , вели к де­ре­вян­ной эстраде .

Пример 2: Песни были разные: про радость и горе , день прошедший и день грядущий .

Пример 3: Книги по гео­гра­фии и ту­рист­ские справочники , друзья и слу­чай­ные знакомые твер­ди­ли нам, что Ро­по­та­мо – один из самых кра­си­вых и диких угол­ков Болгарии.

15.1.9.Не яв­ля­ют­ся однородными, по­это­му не вы­де­ля­ют­ся запятыми:

Ряд повторов, име­ю­щих усилительный от­те­нок - это не од­но­род­ные члены.

А снег шёл и шёл.

Простые осложнённые ска­зу­е­мые также не яв­ля­ют­ся однородными

Сказал так сказал, пойду проверю.

Фразеологизмы с по­вто­ря­ю­щи­ми­ся союзами не яв­ля­ют­ся однородными чле­на­ми

Ни то ни сё, ни рыба ни мясо; ни свет ни заря; ни день ни ночь

Если в пред­ло­же­нии есть не­од­но­род­ные определения , ко­то­рые стоят перед по­яс­ня­е­мым словом и ха­рак­те­ри­зу­ют один пред­мет с раз­ных сторон, между ними нель­зя вставить союз и.

Из глу­би­ны цветка не­ожи­дан­но поднялся сон­ный золотистый шмель.

15.2. ЗНАКИ ПРЕ­ПИ­НА­НИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ

Сложносочиненными на­зы­ва­ют­ся сложные предложения, в ко­то­рых простые пред­ло­же­ния равноправны по смыс­лу и свя­за­ны сочинительными союзами. Части слож­но­со­чи­нен­но­го предложения не за­ви­сят друг от друга и со­став­ля­ют одно смыс­ло­вое целое.

Пример: Три раза зи­мо­вал он в Мир­ном, и каж­дый раз воз­вра­ще­ние домой ка­за­лось ему пре­де­лом че­ло­ве­че­ско­го сча­стья.

В за­ви­си­мо­сти от вида со­чи­ни­тель­но­го союза, ко­то­рый связывает части предложения, все слож­но­со­чи­нен­ные предложения (ССП) де­лят­ся на три ос­нов­ных разряда:

1) ССП с со­еди­ни­тель­ны­ми союзами (и; да в зна­че­нии и; ни..., ни; тоже; также; не толь­ко..., но и; как..., так и);

2) ССП с раз­де­ли­тель­ны­ми союзами (то..., то; не то..., не то; или; либо; то ли..., то ли);

3) ССП с про­ти­ви­тель­ны­ми союзами (а, но, да в зна­че­нии но, однако, зато, но зато, только, же).

15.2.1 Основное правило постановки запятой в ССП.

Запятая между ча­стя­ми сложного пред­ло­же­ния ста­вит­ся по ос­нов­но­му правилу, то есть ВСЕГДА, за исключением осо­бых условиях , ко­то­рые ограничивают дей­ствие этого правила. Об этих условиях сказано во второй части правила. В любом случае, чтобы определить, яв­ля­ет­ся ли пред­ло­же­ние сложным, не­об­хо­ди­мо найти его грам­ма­ти­че­ские основы. Что нужно учи­ты­вать при этом:

а) Далеко не все­гда каждое про­стое предложение может иметь и подлежащее, и сказуемое. Так, ча­стот­ны предложения с одной без­лич­ной частью , со ска­зу­е­мым в неопределённо-личном предложении . Например: Много труда предстоит ему, и он это знал .

Схема: [предстоит ], и [он знал ].

В дверь позвонили, и никто не сдвинулся с места.

Схема: [позвонили ], и [никто не сдвинулся ].

б) Подлежащее может быть вы­ра­же­но местоимениями, как личными, так и дру­гих разрядов: Я вдруг услышал до боли зна­ко­мый голос, и это вернуло меня к жизни.

Схема: [Я услы­шал ], и [это вер­ну­ло ]. Не те­ряй­те местоимения в роли подлежащего, если оно дуб­ли­ру­ет подлежащее из пер­вой части! Это два предложения, у каж­до­го своя основа, например: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми гостями, и он не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо.

Схема: [Художник был знаком], и [он уди­вил­ся ]. Срав­ним с ана­ло­гич­ной конструкцией в про­стом предложении: Художник был хо­ро­шо знаком со всеми го­стя­ми и не­мно­го удивился , уви­дев незнакомое ему лицо. [О Сказ и О Сказ].

в) Поскольку слож­ное предложение со­сто­ит из двух простых, то впол­не вероятно, что каж­дое из них может иметь од­но­род­ные члены в своём составе. За­пя­тые ставятся и по пра­ви­лу однородных членов, и по пра­ви­лу сложносочинённого предложения. Например: Листья багряные, золотые падали тихо на землю, и ветер кружил их в воз­ду­хе и подбрасывал . Схема пред­ло­же­ния: [Листья падали], и [ветер О Сказ и О Сказ ].

15.2.2 Особые условия постановки знаков в сложносочинённом предложении

В школьном курсе русского языка единственным условием, при котором между частями сложного предложения не ставится запятая, есть наличие общего второстепенного члена .

Самое слож­ное для уча­щих­ся -это понять, есть ли общий вто­ро­сте­пен­ный член предложения , ко­то­рый даст право не ста­вить запятую между частями, или его нет. Общий- значит, от­но­ся­щий­ся одновременно и к пер­вой части, и ко второй. Если общий член есть -запятая между ча­стя­ми ССП не ставится . Если он есть, то во вто­рой части не может быть ана­ло­гич­но­го второстепенного члена , он толь­ко один, стоит в самом на­ча­ле предложения. Рас­смот­рим простые случаи:

Пример 1 : Через год дочка пошла в школу и мама смогла выйти на работу .

Оба про­стых предложения в рав­ной мере могут пре­тен­до­вать на об­сто­я­тель­ство времени «через год». Что случилось через год ? Дочка пошла в школу. Мама смогла выйти на работу.

Пе­ре­ста­нов­ка общего члена в конец пред­ло­же­ния меняет смысл: Дочка пошла в школу, и мама смог­ла выйти на ра­бо­ту через год . И теперь этот второстепенный член уже не общий, а относится лишь ко второму простому предложению. По­это­му для нас так важно во-первых, место об­ще­го члена, только на­ча­ло предложения , а во вторых, общий смысл предложения.

Пример 2 : К вечеру ветер утих и начало подмораживать . Что произошло к вечеру ? Ветер утих. Начало подмораживать.

Теперь более слож­ный пример 1 : На окра­и­не города снег уже начал подтаивать, и здесь уже была впол­не весенняя картина . В пред­ло­же­нии два обстоятельства, у каж­до­го простого- своё. Имен­но поэтому за­пя­тая поставлена . Общего второстепенного члена нет. Таким образом, на­ли­чие второго вто­ро­сте­пен­но­го члена та­ко­го же типа (места, времени, цели) во вто­ром предложении даёт право по­ста­вить запятую.

Пример 2 : К ночи температура у мамы поднялась ещё больше, и мы не спали всю ночь. Нет оснований относить обстоятельство «к ночи» ко второй части сложного предложения, поэтому запятая ставится .

Необходимо отметить, что бы­ва­ют и дру­гие случаи, при ко­то­рых запятая не ста­вит­ся между ча­стя­ми сложносочинённого предложения. К ним от­но­сит­ся наличие об­ще­го вводного слова, общей при­да­точ­ной части, а также двух пред­ло­же­ний неопределённо-личных, безличных одинаковых по структуре, восклицательных. Но эти слу­чаи не вклю­ча­лись в за­да­ния ЕГЭ, и в по­со­би­ях они не представлены и в школьном курсе не изучаются.