Что изучает морфемика в русском языке определение. Морфемика. Словообразование. Что такое морфемика и морфема

Морфемика

Морфемикой называют один из многочисленных­ разделов науки языкознания, который изучает строение (состав) слова.­ Каждое слово (слова) состоит из частей (значимых) это: приставки, корни, суффиксы и окончания. Все они имеют одно общее название в русском языке - морфемы, образующие состав слов (слова).

Морфема является минимальной значимой частью слова. По этому определению важны и равнозначны обе части, как значимая, так и минимальная. Морфемой также называется самая меньшая единица языка, имеющая значение. Она не может члениться еще на более маленькие значимые части.

О чередовании согласных и гласных в морфемах.

В русском языке­ как звуковой, так и буквенный состав морфем не может быть неизменным. В них есть нефонетические, которые не вызваны фонетическими условиями (ударением в конце фонетических слов и звуков) чередования согласных и гласных. Они не считаются случайными, так как объясняются разными историческими процессами, которые происходили и происходят в языке с давних времен. Следует отметить, что в современном русском языке представлены такие чередования, которые есть в составе морфем. К ним относятся чередования гласных букв,
с О, например «бреду - бродить»;
О с А, например «смотреть - посматривать»;
Е с О, « выберу - выбор­ - выбрать - выбирать;
О с У и Ы,­ «сох - сухая - высыхать»;

Как чередуются согласные и их сочетания:

1). Парные мягкие чередуются с парными твердыми. Например: мольба - мольбе, трава - траве.
2). Заднеязычные чередуются с шипящими. Например:
Нога - ножка (г), рука - ручка (к), муха - мушка (х).
3) Зубные чередуются с шипящими. (з /ж, с / ш, ц / ч, ст / щ).
4). Губные чередуются с сочетание губных + л (б / бл, п / пл,­ в / вл, ф / фл, м / мл).

В правописании русского языка есть менее распространенные чередования такие, как, например (друзья - друг). Все вышеперечисленные чередования на письме отражаются при помощи разных букв. Что касается нефонетического чередования мягкого парного согласного с твёрдым, то оно обозначается не согласной буквой, а последующей за ним, гласной. В одной морфеме часто встречается ряд согласных чередований. Среди них - тройное чередование парного мягкого с парным твердым согласным следующего образования. Кроме таких, в морфемах чередуются гласные (в сочетании гласного и согласного).

О классификации морфем.

Есть морфемы некорневые и корневые. Так некорневые делятся на следующие словообразующие, которые называются аффиксами и формообразующие - флексиями.

Корень в принципе отличается от всех типов морфем, так как он является единственной обязательной частью слова. Слов без корней не бывает, но есть слова, не имеющие приставок, суффиксов и окончаний. Корень­ употребляется вне всякого сочетания с другими имеющимися корнями. Корень (корни) употребляемый в слове самостоятельно, а также который сочетается с флексиями, имеет свое название - свободный. Таких значительное большинство.

О словообразующих морфем. Это - приставки, суффиксы и­ постфиксы. Все они различаются в зависимости от их места по отношению к другим морфемам и корню.
Приставка является­ словообразующей морфемой, которая стоит перед приставкой (еще одной), например «неразборчивый» или корнем, например, «прехорошенький».

Суффикс является словообразующей морфемой, которая стоит перед флексией, после корня. Например,­ «писательница.
Постфикс­ является словообразовательной морфемой, которая стоит после формообразующего суффикса и окончания. Например (-либо, -то, -нибудь).

Морфемика - раздел языкознания, в котором изучается система морфем языка и морфемная структура слов и их форм.

В морфемике решаются два основных вопроса:
1) как классифицируются морфемы русского языка,
2) как слово членится на морфемы, то есть каков алгоритм морфемного членения.

Основная единица морфемики - морфема.

Морфема – это минимальная значимая часть слова (корень, приставка, суффикс, окончание).

Классификация морфем русского языка

Все морфемы делятся на корневые и некорневые Некорневые морфемы делятся на словообразующие (приставка и словообразующий суффикс) и формообразующие (окончание и формообразующий суффикс).

Корень

Принципиальное отличие корня от остальных типов морфем состоит в том, что корень - единственная обязательная часть слова. Слов без корня нет, в то время как существует значительное количество слов без приставок, суффиксов (стол ) и без окончаний (кенгуру ). Корень способен употребляться, в отличие от других морфем, вне сочетания с другими корнями.

Существует множество слов, состоящих только из корня. Это служебные слова (но, над, если ), междометия (ага, алло ), многие наречия (очень, весьма ), неизменяемые существительные (алоэ, атташе ) и неизменяемые прилагательные (беж, реглан ). Однако большинство корней все же употребляется в сочетании с формообразующими морфемами: парт-а, хорош-ий, ид-ти.

Словообразующие морфемы: приставка, суффикс

Некорневые морфемы делятся на словообразующие (словообразовательные) и формообразующие (формообразовательные).

Словообразующие некорневые морфемы служат для образования новых слов, морфемами, формообразующие - для образования форм слова.

Словообразующие морфемы делятся на приставки и суффиксы. Они различаются по их месту по отношению к корню и к другим морфемам.

Приставка - словообразовательная морфема, стоящая перед корнем или другой приставкой (пере-делать, пре-хорошенький, при-морье, кое-где, пере-о-деть).

Суффикс - словообразовательная морфема, стоящая после корня (стол-ик , красн-е- ть).

В лингвистике наряду с суффиксом выделяют также постфикс - словообразовательную морфему, стоящую после окончания или формообразующего суффикса (умы-ть-ся , к-ого-либо ).

Формообразующие морфемы: окончание, формообразующий суффикс

Формообразующие морфемы служат для образования форм слова и делятся на окончания и формообразующие суффиксы.
Окончания и формообразующие суффиксы различаются характером выражаемого ими грамматического значения

Окончание

Окончание - формообразующая морфема, выражающая грамматические значения рода, лица, числа и падежа (хотя бы одно из них!) и служащая для связи слов в словосочетании и предложении, то есть являющаяся средством согласования (нов-ый ученик), управления (письмо брат-у) или связи подлежащего со сказуемым (я ид-у , ты ид-ешь ).

Окончания есть только у изменяемых слов. Нет окончаний у служебных слов, наречий, неизменяемых существительных и прилагательных. У изменяемых слов нет окончаний в тех их грамматических формах, в которых отсутствуют указанные грамматические значения (род, лицо, число, падеж), то есть у инфинитива и деепричастия.

У некоторых сложносоставных существительных и у сложных числительных несколько окончаний. Это можно легко увидеть при изменении этих слов: тр-и -ст-а , тр-ёх -сот- , диван -кровать- , диван-а -кроват-и .

Окончание может быть нулевым. Оно выделяется у изменяемого слова, если есть определенное грамматическое значение, но оно материально не выражено.

Нулевое окончание - это значимое отсутствие окончания, отсутствие, которое несет определенную информацию о том, в какой форме стоит слово. Так, окончание -а в форме стол-а показывает, что это слово стоит в родительном падеже, -у в стол-у указывает на дательный падеж. Отсутствие же окончания в форме стол говорит о том, что это именительный или винительный падеж, то есть несет информацию, значимо. Именно в таких случаях в слове выделяется нулевое окончание.

Нельзя путать слова с нулевым окончанием и слова, в которых нет и не может быть окончаний, - неизменяемые слова. Нулевое окончание может быть только у изменяемых слов, то есть у слов, у которых в других формах представлены ненулевые окончания.

Формообразующий суффикс. Модификации глагольной основы

Другим видом формообразующих морфем является формообразующий суффикс - суффикс, служащий для образования форм слова.
В основном все формообразующие суффиксы представлены в глаголе: это суффиксы инфинитива, прошедшего времени, повелительного наклонения, причастных и деепричастных форм . Не в глаголе формообразующие суффиксы представлены в степенях сравнения прилагательного и наречия .

У большинства глаголов - два разных вида основы: одна - основа настоящего / простого будущего, и другая - основа инфинитива, а также прошедшего времени: читаj - и чита - , рисуj - и рисова - , бег - и бежа - , говор - и говори - .

Существуют глаголы, у которых совпадают основы настоящего / простого будущего и инфинитива: (ид -ут, ид -ти), и им противопоставлена основа прошедшего времени (ш -л-а).

Есть глаголы, у которых все три основы различны: тере - ть, тер- л-а, тр- ут; мокну- ть, мок- л-а, мокн- ут.

Есть глаголы, у которых все формы образуются от одной и той же основы: нес- ти, нес- л-а, нес- ут; вез- ти, вез- л-а, вез- ут.

Разные глагольные формы образуются от разных основ.

От основы инфинитива образуются, помимо неопределенной формы, личные и причастные формы прошедшего времени (если глагол не имеет иной основы прошедшего времени) и условного наклонения.

От основы настоящего / простого будущего времени образуются, помимо личных и причастных форм настоящего времени, формы повелительного наклонения.

Это хорошо видно у тех глаголов, в которых представлено чередование согласных:
писа- ть - писа- л- (бы - писа- вш-ий
пиш- у - пиш- ущ-ий - пиш- и- .

Основа

Все виды формообразующих морфем (окончание, формообразующий суффикс) не входят в основу слова.

Основа - это обязательный элемент морфемной структуры слова, выражающий лексическое значение слова. Формообразующие же морфемы, выражая грамматические значения, не изменяют лексического значения слова.

У неизменяемых слов всё слово составляет основу , например: если, пальто, вчера . У изменяемых слов в основу не включаются окончания и / или формообразующие суффиксы , например: окн- о, лежа- ть, смел- ее, прочита- л-а, сдела- нн-ый.

Основа слова может быть прервана формообразующими морфемами. Таковы основы глагольных форм, содержащих словообразующий возвратный суффикс -ся/-сь (учи- л-а-сь), основы неопределенных местоимений, содержащих суффиксы -то, -либо, -нибудь (к- ого-либо), основы некоторых сложно-составных существительных (диван- а-кроват- и) и сложных числительных (пят- и-десят- и). Такие основы называются прерывистыми.

Морфемный разбор (разбор слова по составу)

Морфемный разбор проводится по следующему плану:
1. Определить, какой частью речи является слово; указать его основу и окончание.
2. Установить лексической значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и с помощью каких морфем); указать приставки, суффиксы и корень слова.

Образец морфемного разбора

плотничал

Образец рассуждения:
плотничал - форма глагола плотничать; глагол стоит в форме прошедшего времени изъявительного наклонения, что выражено формообразующим суффиксом -л-, мужского рода единственного числа, что выражено нулевым кончанием (сравним: плотничал-и).

Основа - плотнича-.

Глагол плотничать образован от существительного плотник, мотивируется через него: плотничать - ‘быть плотником’; разница между основой плотнича и плотник - суффикс -а-, в основах представлено чередование к / ч.
Существительное плотник в современном языке непроизводно, так как не может быть мотивировано через слово плот. Следовательно, плотник / плотнич - корень.

Таким образом, словоформа плотничал имеет нулевое окончание со значением мужского рода единственного числа, формообразующий суффикс -л- со значением прошедшего времени изъявительного наклонения, словообразующий суффикс -а- со значением являться тем, что названо в мотивирующей основе, корень плотнич. Основа слова плотнича-.

Что такое морфемика?

  • Морфемика — раздел словообразования, изучающий морфемный состав слова. http://www.rus-lang.com/education/discipline/philology/srly_so/material/material6/
  • Морфемика (от греч. morph – ‘форма’) – это раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова. Каждое слово можно разбить на минимальные значимые части, называемые морфемами. Среди морфем выделяются приставки, корни, суффиксы, интерфиксы (соединительные гласные) , постфиксы, окончания. Главная морфема в слове – это корень. Корнем называется общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Например, слова учить, ученик, учитель, учеба, учебный, ученый, выучить, учиться, научиться содержат один и тот же корень -уч- и поэтому являются однокоренными. Все эти слова обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к действию ‘учить’. Слова куст, кустик, кустарник, кустовой, куститься – однокоренные, так как содержат один и тот же корень -куст- и обозначают предметы, признаки или действия, имеющие отношение к кусту. Однокоренные слова составляют словообразовательное гнездо. Гнезда могут быть большими и маленькими. Так, гнездо с корнем -уч- существенно больше гнезда с корнем -куст-. Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные (родственные) слова. Так, в слове переменка мы выделяем корень -мен-, подбирая однокоренные слова менять, обмен, замена и др. В слове высказывать находим корень -сказ-, сравнивая исходное слово со словами пересказывать, высказать, сказать, рассказ, сказка и т. д. Нужно уметь различать корни, совпадающие по звучанию и написанию, но разные по значению. Такие корни называются омонимичными. Сравним, например, два словообразовательных гнезда слов: 1) носить, относить, перенос, поднос, занос, обноски, носильщик – корень -нос-; 2) нос, носовой, носик, носище, переносица – корень -нос-. Слова с омонимичными корнями однокоренными не являются. Приставка – морфема, которая стоит перед корнем и обычно служит для образования новых слов. Приставка может находиться непосредственно перед корнем (переход) или перед другой приставкой (пересдать) . Некоторые приставки, как и корни, могут выступать в разных вариантах, т. е. в них возможны чередования гласных и согласных: 1) во всех приставках на согласный возможен беглый гласный о в конце приставки: надрывать – надорвать, подберу – подобрать, разгонится – разогнаться; 2) в приставках пере-/пре-, через-/чрез- представлены полногласные и неполногласные варианты: перегородка – преграда, чересполосица – чрезмерный. В приставках на -з- представлено чередование з/c (беззаботный – беспокойный) , а в приставке раз- еще и чередование а/о (разыграть – розыгрыш) . Суффикс (от лат. suffixus – ‘прикрепленный’) – это морфема, которая стоит после корня перед окончанием и служит для образования новых слов или форм слов. Суффикс может стоять непосредственно после корня (столяр) или после другого суффикса (столярничать) . Интерфикс – это морфема, служащая для образования новых слов и стоящая между корнями. Наиболее распространенные интерфиксы в русском языке – это -е- и -о-. В школе их обычно называют соединительными гласными. Примеры: новосел, верхолаз, землекоп, пылесос. Постфикс – это морфема, которая стоит после окончания и обычно служит для образования новых слов. Постфиксов в русском языке немного. Самый распространенный – -ся, служащий для образования глаголов (учишься, увлекаемся, спрягается) . Окончание – это изменяемая морфема, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении и образует форму слова, выражая значения рода, числа, лица и падежа. Например, в существительном стола окончание -а выражает значение мужского рода единственного числа родительного падежа, в глаголе читает окончание -ет выражает значение 3-го лица единственного числа.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

МОРФЕМИКА

Морфемика - раздел словообразования (иногда грамматики), изучающий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами.

Задачи морфемики:

  1. Изучение принципов выделения морфем.
  2. Изучение значений морфем.
  3. Классификация морфем по их характеристикам.
  4. Изучение функционирования морфем.

Главная единица морфемики - морфема. Это минимальная значимая часть слова. В этом определении оба признака морфемы являются одинаково важными: 1) обязательное наличие значения (в отличие от фонемы); 2) минимальность, т. е. дальнейшая нечленимость на значи­мые части (можно расчленить только на фонемы).

Наличие значения отличает морфему от слога. В отличие от слова, значение морфемы доста­точно обобщенное и представлено не совокупностью сем, а отдельными семами. Некоторые мор­фемы (окончания) имеют только грамматическое значение. Например, переносчик - "лицо, кото­рое что-либо переносит" (лексическое значение). Морфемный состав: пере-нос-чик -□:

нос - перемещать при помощи чего-либо;

чик - лицо мужского пола, выполняющее действие, названное в корне; □ - м.р, ед.ч., Им.п.

Поскольку морфемы обладают значением, то они могут быть:

Синонимичными: горож-анин, гор-ец, тул-як, петербурж-ец;

Омонимичными: нос-овой, нос-ить, вод-а, вод - и-ть;

Многозначными: учи-тель, выключа-тель. Пре - 1) очень, 2) близкое к пере-.

По происхождению морфемы могут быть:

Заимствованными: антинаучный, примитив-изм;

Собственно русскими: обучать, подойти.

Морфема - единица обобщенного характера, так же, как и фонема, в языке реализуется в виде конкретных единиц, своих вариантов - морфов: бр-ать, бер-у, вы-бир-ать, от-бор; снаб-жен-ец, снабжен-ц-а, снабжен-ч-еский.

Термин «морфема» в научный обиход введен И.А. Бодуэном де Куртенэ в 1877 г. («Морфе­ма - дальше не делимый, дальше не разложимый морфологический элемент языкового мышле­ния. Этот термин является родовым, объединяющим для частных, видовых понятий вроде «ко­рень», «префикс», «суффикс», «окончание» и т.п. Считать подобный термин лишним - это то же самое, что считать лишним объединяющий термин «дерево» и довольствоваться частными назва­ниями «дуб», «береза», «ель», «ива» и т.д.» [Бодуэн де Куртенэ, И.А. Избранные труды по общему языкознанию. - Т. 1. - М., 1963. - С. 272. Цит. по: Тихонов, А.Н. Современный русский язык (Морфемика. Словообразование. Морфология). / А.Н.Тихонов. - М.: Цитадель-трейд, 2002.]).

Аспекты изучения структурного состава слова

При изучении любых единиц языка необходимо учитывать временной аспект. Словообра­зовательная структура и словообразовательные отношения между словами зависят от того, в каком временном аспекте рассматривается структура слова. Исторический аспект - диахро­ния и одновременной аспект изучения словообразовательных единиц - синхрония могут да­вать разные результаты строения слова и его отношения к производности / непроизводности. На этот факт указывал еще в Ф.Ф. Фортунатов, отмечая, что «нельзя смешивать факты, суще­ствующие в данное время, и факты, открывающиеся при изучении истории языка». Так, слово мгла, льгота в современном синхронном словообразовании рассматриваются как непроизвод­ные слова, в которых выделяются основа, корень и флексия (окончание). Исторические иссле­дования показывают, что слово мгла образовалось от слова мга - туман, тьма - при помощи суффикса -л-, а слово льгота - посредством суффикса -от(а)- от слова льга - свобода, легкость. Поэтому с исторической точки зрения эти слова членимые на корень, суффикс и окончание. Иногда, в зависимости от временного аспекта рассмотрения, может меняться порядок произ-водности: в диахронии зонтик Т зонт, в синхронии зонт %1 ! зонтик.

Основные единицы морфемики

Основными единицами морфемики являются минимальные значимые части слова - мор­фемы. Минимальные значимые части слова представлены следующими основными группами: 1) корневые - заключающие в себе основное лексическое значение; 2) аффиксальные - содер­жащие словообразовательное и грамматическое значение. Помимо этих морфем в слове могут присутствовать вспомогательные соединительные элементы, не имеющие собственного значе­ния и служащие для соединения морфем: двухэтажный, певец.

Классификация морфем

В настоящее время сложилась устойчивая классификация морфем на основании несколь­ких признаков:

  1. По наличию значения морфемы делятся значимые (содержат лексическое, грамматичес­кое или словообразовательное значение) и асемантичные (не имеют значения и служат для со­единения морфем). От аффиксов, имеющих ГЗ, ЛЗ, СЗ эти асемантичные сегменты структуры слова отличаются тем, что не имеют никакого значения, а необходимы только для морфонологи-ческого оформления (фонемного оформления морфемы). Асемантичыми элементами являются: 1) глагольные гласные основы: -а-, -и-, -е-: чит-а-ть, воз-и-ть, вечер-е-ть; 2) соединительные гласные, необходимые для присоединения морфем: сух-о-фрукты, четыр-е-жды, дв-ух-ярусный.
  2. По роли в слове: обязательные, корневые морфемы, содержащие основное лексичес­кое значение и аффиксальные, факультативные, некорневые, имеющие дополнительные лексические и грамматические значения.

Корень -лес- содержит основное ЛЗ - дикорастущие деревья. Это значение сохраняется в словах лесной, лесник благодаря наличию корня. Слова кино, пальто, вчера, завтра и многие другие имеют только корень и функционируют в языке без дополнительных аффиксов, они факультативны в слове. Аффиксы привносят в слова дополнительные грамматические и лекси­ческие значения. Лесной - признак, имеющий отношение к лесу. Лесник - человек, профессио­нально занимающийся лесом. Бывают исключения, когда именно суффиксальные морфемы со­здают основное значение слова: перебой, разбой, бой, битва.

Аффиксы в зависимости от места, занимаемого по отношению к корню, подразделяются на: 1) префиксы, или приставки (стоят перед корнем); 2) суффиксы (стоят за корнем, имеют словообразовательное или формообразующее значение); 3) окончания, или флексии (стоят за корнем или суффиксом, являются изменяемой частью слова, передают его грамматическое зна­чение); 4) постфиксы (стоят за корнем или суффиксом, имеют словообразовательное или формообразующее значение); 5) интерфиксы (соединительные элементы, находящиеся меж­ду корнями или между корнем и суффиксом).

3. По способу формального (материального) выражения:

1) материально выраженные (графически и фонетически): стран-а, чит-а-ть, больш­ой; Всегда материально выраженными являются корни.

2) не выраженные графически, но выраженные фонетически: истории]-я(а), листь]-я(а), предчувствии]-е; такой способ выражения имеют только суффиксы;

3) материально не выраженные (нулевые) аффиксы. Это нулевые окончания (флексии): домП, городи и нулевые суффиксы синьслП.

Нулевые суффиксы встречаются:

а) у некоторых форм прошедшего времени: ср.: нес-л-а - нес-гл-П.

б) у слов, перешедших в другую часть речи безаффиксальным способом; чаще у существи тельных, реже прилагательных и других частей речи, образованных от глаголов или прилага тельных, при отсутствии материально выраженного суффикса: беггП, переломгП, зеленьгП, золот-г -ой, шест-г -ой.

4. По способу передачи значения корневые морфемы могут быть свободными и связан ными. Свободные корни выражают основное значение самостоятельно, при наличии только формообразующих аффиксов: нес-ти, домП, теперь, режьП. Связанные корни выражают ЛЗ только вместе с другими словообразующими аффиксами: при-вык-ать, от-вык-ать, ул-ица, ул-
очка, переул-ок.

Аффиксальные морфемы не бывают свободными, они всегда связанные.

5. По функции (по участию в слово- или формопроизводстве) могут быть словообразо вательные, формообразующие и словоформообразующие.

Благодаря лексической и грамматической семантике аффиксов, они могут участвовать в производстве новых слов и в производстве новых форм одного и того же слова. Формообразу­ющие (добрый - добрее, делать - сделать), словообразующие (автор - соавтор, учить - учи­тель) и словоформообразующие (писать - переписать).

6. По продуктивности использования аффиксы могут быть продуктивными и непро дуктивными. Продуктивные аффиксы участвуют в современном слово- и формообразовании. Так, например, суффикс инфинитива -ть является продуктивным, новые появляющиеся глаго лы образуются именно с этим суффиксом: инвестировать, президентствовать. Продуктив ными являются суффиксы:

Суффикс -ист-: авангардист, саблист, регбист, программист, документалист, про­гнозист, саксофонист;

Суффиксы -к-, -ш- со значением наименования лиц женского пола: рапиристка, гандбо-листка, юристка; операторша, санинсрукторша, партнерша и многие другие.

Непродуктивные аффиксы перестали участвовать в образовании слов и грамматических форм. Непродуктивным является, например, суффикс инфинитива -ти, новые модели глаголов не образуются с этим суффиксом.

Являются также непродуктивными: суффиксы -б-, -няк-, -знь-: борьба, ходьба, резьба; бе­резняк, ивняк; жизнь, боязнь.

7. По воспроизводимости (повторяемости) аффиксы могут быть: регулярными и нерегу-
лярными.

Регулярные аффиксы аффиксы повторяются регулярно в одних и тех же моделях словооб­разования (глупый - глупость, нежный - нежность, святой - святость) или в одних и тех же формах слов: в окончаниях глаголов 1-го спряжения: -у (-ю), -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют) и 2-го спряжения: -у (-ю), -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят); в суффиксах имен существи­тельных: -чик, -щик, -ник, -тель, -ость и мн. др.;

Нерегулярные аффиксы - это суффиксы и окончания, которые встречаются лишь в отдель­ных словах. Например, это окончания глаголов типа: -м (ем, дам, создам), -шь (ешь, дашь, со­здашь), -т (ест, даст, создаст); приставка па- в современном русском языке употребляется в составе немногих слов: пасынок, паводок, падчерица, пагуба. К нерегулярным аффиксам от­носятся все унификсы.

Все уникальные и нерегулярные аффиксы являются непродуктивыми. Среди регулярных аффиксов есть продуктивные и непродуктивные. Например, суффикс -ич- в названиях жителей городов - регулярный (москвич, костромич, вятич, пскович, вязьмич и др.). Однако он давно не образует новых слов. Это непродуктивный аффикс.

Основные характеристики структурных частей слова

Корень - главная значимая часть слова, в котором заключено основное лексическое значе­ние, общее для всех однокоренных слов. Корень - это обязательная общая часть всех родствен­ных слов, которая является носителем основного лексического значения (вода, водный, подвод­ник, наводнение). Слов без корня не бывает.

Большинство корней может употребляться без приставок и суффиксов, т.е. быть свобод­ными (употребляются самостоятельно, без сочетания с другими, кроме словоизменительных, аффиксов). Такие корни называются свободными: карман - карман-чик, кармаш-ек, карман­щик, карман-н-ый, при-карман-и-ть. Часть корневых морфем не способна употребляться в со­ставе слова свободно, т.е. без аффиксов. Такие корни называются связанными.: -ня- (поднять, снять), об-у-ть, раз-у-ть; о-де-ть, на-де-ть, раз-де-ть; слад-к-ий, слад-ость; ул-иц-а, пере-ул-ок; в-ключ-и-ть, вы-ключ-и-ть, от-ключ-и-ть. Правильно выделить такие корни можно только подбором однокоренных слов с другими приставками (часто противоположного значе­ния) или другими суффиксами.

Основы со свободными корнями называются свободными, основы со связанными корня ми связанными.

Корни могут быть омонимичными: нос-ить и но-совой, при-мир-ить иу-мир-ать, вод-ить и водичка.

В корнях слов может наблюдаться чередование, например:

г//ж//з: друг - дружить - друзья; к//ч//ц: клич - кликать - восклицать; ж//ж//жд: ходить - хожу - хождение; б//бл: любить - люблю; п//пл: попить - топлю; в//вл: ловить - ловлю; ф//фл: графить - графлю; м//мл:сломить - сломленный.

Аффиксы - некорневые морфемы по значению, функции в слове и по месту, занимаемому по отношению к корню, делятся на префиксы (приставки), суффиксы, унификсы, флексии (окон­чания), постфиксы и интерфиксы, аффиксоиды. Аффиксальные морфемы есть не в каждом слове, они придают дополнительное лексическое или только грамматическое значение слову, имеют фиксированное место в слове. Аффиксы всегда привязаны к корню и в свободном виде не употребляются.

Приставки (префиксы) - стоят перед корнем. Основная функция - словообразующая. Фор­мируют новую основу. Приставки чаще образуют новые глаголы: зайти, уйти, сойти, реже новые слова других частей речи: автор - соавтор, моральный - аморальный. В русском языке более 70 префиксов. Могут быть собственно русскими: над-, под- и заимствованными: транс-, анти-, архи-.

Суффиксы - морфемы, стоящие после корня. Обладают лексической и грамматической семантикой, т.е. выполняют словообразующую и формообразующую функцию. Словообразо­вательная функция связана с образованием новых слов, часто иной части речи: нежный -нежн-ость, стрелять - стрель-б-а, переходить - переход - г - □. Формообразующую функ­цию выполняют суффиксы при образовании совершенного или несовершенного вида глагола и его различных форм (причастия, деепричастия, инфинитива): забросить - забрасывать - заб­расывал - забрасывая - забрасывающий; при образовании сравнительной степени прилага­тельных и наречий, а также при образовании форм множественного числа некоторых суще­ствительных, смело - смелее, брат - брать/я.

Виды суффиксов

Суффиксы

Функция

Примеры

Словообразовательные (входят в основу)

служат для образования однокоренных слов

мастер - мастерица роса - росистый

Формообразующие (не входят в основу)

служат для образования грамматических форм слова

ждать бежали плывущий

Прошедшее время глагола

Л-, -г-.

писал, нёс, несла

Причастие (особая форма глагола)

Ащ-, -ящ-, -ущ-, -ющ-, -вш-, -ш-, -им-, -ем-, -нн-(-н-), -енн-(-ен-), -т-

бегущий, опоздавший, подписанный, умытый

Деепричастие (особая форма глагола)

А, -я, -в, -вши

обозначая, выступив, настроившись

Степени сравнения имен прилагательных и наречий

Ее, -ей, -е, -ше, -ейш-, -айш-

добрее, короче, величайший, богатейший

Множественное число

-/-//-ей, -ес-

друзь/а, друзей □, небеса

Суффиксы не обязательно имеют материальное выражение. Ряд суффиксов обнаружива­ет свое присутствие только на уровне значения. В таких случаях принято говорить о нулевых суффиксах. Нулевые суффиксы также могут быть формообразующими и словообразующими. Формообразующий г имеет значение прошедшего времени, выделяется в составе парадиг­мы, где в других формах присутствует суффикс прошедшего времени -л-: сох-л-а, сох-л-о, сох-л-и, сохг □. Несла, несло, несли - несг □. Словообразовательный г выделяется в про­изводных словах, образованных от основ других частей речи, но не имеющих материальных следов этого перехода. Это слова типа: ходить - ходг □, переломать - переломи □, синий -синьг □, глухой - глушьг □, похвалить - похвали а. (Не путать: рабочий человек - рабочий (сущ.), теплым летом - летом (нар.)

Унификсы - особый вид аффиксов (сегментов), существующих в единичных словах. Уни­кальные аффиксы, т.е. такие аффиксы, которые встречаются только в одном слове языка (от уни -усеченная часть прилагательного уникальный и лат. fixus - "прикрепленный"). Например, дет-вор-а, почт-амт, жен-их, флот-или-я, ва-банк, люб-овь и др. Основной признак - отсутствие произво­димой модели, т.е. новые слова при помощи этих суффиксов или приставок не образуются. Слова с унификсами не создаются в речи, их надо знать. Обычно унификсы занимают позицию суффик­сов: бел-ес-ый, мач-ех-а, опер-етт-а, но могут стоять и в позиции приставки: кур-нос-ый, ра-дуг-а. Унификсальный характер морфа может утрачиваться, если с этим аффиксом начинают образовы­ваться новые слова (утрачивается уникальность модели): космо-дром, вело-дром, ракето-дром. Из унификса родился суффикс -иад(а), ср.: олимпиада, спартакиада, универсиада и др.

Окончания (флексии) занимают положение после корня или суффикса. Это конечная изме­няемая часть слова, выражающая его грамматическое значение: парта, парты, парте, парту, партой, парты и т. д. Выделяются окончания только в словоформе изменяемых слов: изменяе­мых существительных, прилагательных, местоимений, числительных, изменяемых форм глаго­лов. Нет окончаний у неизменяемых слов и словоформ: инфинитива (слушать, зажечь), деепри­частия (играя, решив), наречий (навзничь, легко), служебных слов (чтобы, вследствие), некото­рых неизменяемых существительных (кафе, колибри) и прилагательных (авиа, беж, красивее, сложнее), категория состояния (жаль, нельзя) и т. п. Обычно у слова имеется одна флексия. Ис­ключение составляют сложные имена числительные, падежные формы которых позволяют вы­делять 2 окончания: пятьюстами шестьюдесятью, о пятистах шестидесяти.

Постфиксы - значимая часть слова, находящаяся после формообразующих суффиксов или окончания: какой-то, дожидаться . В русском языке постфиксов немного: это глагольный слово­образовательный постфикс ся/сь: улыбаться, мыться и местоименные постфиксы -то, -ли­бо, нибудь: где-нибудь, кто-либо; словоизменительный глагольный постфикс -те, который об­разует формы глаголов повелительного наклонения множественного числа: читай - читай-те.

Интерфиксы - аффиксальные морфемы соединительного типа: голубоглазый, пылене­проницаемый, нефтедобывающий. В работах по словообразованию интерфиксы трактуются учеными по-разному. Во-первых, под интерфиксами понимают соединительные гласные, слу­жащие для образования новых слов, в таком случае интерфикс трактуется как морфема. Такие соединительные морфемы встречаются в сложных словах, обычно это интерфиксы -о-, -е-: паро­воз, кукловод, птицефабрика, но могут быть и другие: пят-и-борец, тр-ёх-этажный, дв-у-бор-тный. Во-вторых, под интерфиксом понимают также межморфемную прокладку, которая не имеет статуса морфемы. Это вставки между корнем и суффиксом, возникающие по морфоно-логическим причинам: пе-в-ец, жи-л-ец, шоссе-й-ный, кофе-й-ный.

Морфемы промежуточного типа - такие словообразовательные части слов, которые за­нимают промежуточное значение между корневыми и аффиксальными морфемами. Они аф-фиксоподобны, но не тождественны ни аффиксам, ни корням. Например, -вод (оленевод, соба­ковод, птицевод и др.), -вед (языковед, краевед, искусствовед, книговед и др.), -мёт (бомбо­мет, водомет, миномет, гранатомет и др.), -рез (хлеборез, стеклорез, ледорез, водорез, тру­борез и др.), пол(у)- (полукруг, полуботинки, полусидеть, полулежать, полуголый, полудикий и др.). С корнями их сближает то, что они не утрачивают смысловых связей с однокоренными словами (-рез, водорез, резка, резать, обрезать, отрезать и т.д.). С аффиксами их сближает то, что каждый из них формирует продуктивный словообразовательный тип. Таким образом, аф-фиксоиды занимают промежуточное положение между корнем и аффиксами, поскольку содер­жат отчетливое ЛЗ и работают то как корни, то как приставки или как суффиксы: пол отцовско­го дома и полдома; не прошу ничего сверх и сверхъестественный; приехал на своем авто и авторучка.

Основа слова

Основа слова - особая комплексная единица (элемент структуры слова), состоящая из корня (у непроизводных слов), корня и аффиксов (у производных). Обычно это более крупная, чем аффикс, значимая комплексная единица. Существует два основных типа основы: основа слово­образования и основа формообразования.

Основа словообразования - это часть слова без словообразовательного аффикса и фор­мообразующих аффиксов. Например: пере-писа -ла образовано от слова писа -ть с помощью приставки пере- ; основа словообразования данного слова - писа -. Основа формообразования или основа словоформы - часть слова без формообразующего аффикса читатель - П. Чи-тай -ущ-ий, люб- и-те, высоч-а йш-ий, выш -е.

Таким образом, производное слово может иметь несколько типов основ, например, завола­кивалось: основа формообразования - заволакивал -сь ; основа формоизменения - заволаки- ва-сь; основа словообразования - заволакива -, т.к. заволакивалось образовано от слова завола­кивать с помощью постфикса -сь.

Основа словоформы - это конкретная линейная единица, вычленяемая в речевом потоке при сопоставлении одной формы слова с другой формой того же слова. Это общая часть слова в парадигме.

Основа (постоянная часть слова) содержит лексическое значение и грамматическое, если есть формообразующие (переменные) аффиксы.

Обычно для выделения основы именных частей речи достаточно двух форм. Однако надо помнить, что основы могут варьироваться (иметь фонематические варианты). У сущ. это 2 ва­рианта: трав -а и трав " -е, у прилагательных может быть 3 варианта: ясн- ый, ясн "- ее, ясен- □.

У глаголов выделяют 2 типа основ: основу настоящего времени: чита-т ь и читай -ут и основу инфинитива, которая чаще совпадает с основой прошедшего времени, но: ид -ут, ид­ти и ше-л. Может быть и 3 разновидности основ: би-ть, бей, бь]- ю.

Основы имен и глаголов существенно отличаются по своему строению. У глаголов в зави­симости от вариантов основ выделяют классы глаголов, т.к. варьирование основ носит регу­лярный характер.

Типы основ

1. Простые, содержащие только один корень, и сложные.

Долгожданный пароход прибыл в порт утром.

2. Прерывистые, содержащие постфикс, и непрерывные.

Расскаж ите, что случи лось с кем-нибудь из вас летом .

3. Супплетивные, имеющие разные материальные оболочки. Несмотря на возможные
варианты, морфемы, как правило, сохраняют материальную общность в пределах парадигмы.
Однако иногда основы словоформ отдельных слов сохраняют только лексическое значение, а
материальная общность их разрушается: отойт и, отош ел, отойду .

Супплетивными могут быть корни: плохой - хуже, хороший - лучше, я - меня, суффик­сы: волчонок - волчата.

4. Производные, содержащие, кроме корня, словообразовательные аффиксы, и непро-
изводные.

Производные содержат корень и словообразовательные аффиксы. Их значение мотивиро­ванно. Мотив-ировать (иметь, выдвигать мотив), бокс-ер (тот, кто занимается боксом). Непроизводные содержат только корень=основе: рисоват ь, образ .

5. Членимые, содержащие более одного морфа, и нечленимые.

Членимые - содержат более одного морфа. О-свобод-и-тель-П. Нечленимые содержат одну морфему. День-П. На первый взгляд, понятие членимые / нечленимые совпадает с понятием производные / непроизводные. Но это не так. Например, слово мечтать - непроизводное, но членимое (мечт-а, мечт-а-ть).

Таким образом, понятие членимости шире понятия производности. Членимость связана со степенью свободы корней, повторимостью аффиксов. Слова со свободными корнями и по­вторяющимися аффиксами членятся легче.

6. Свободные, содержащие свободный корень, и связанные, которые содержат корни,
не употребляемые без словообразовательных аффиксов.

Свободные основы - это основы, содержащие свободные корни: река, трава, синий, бе­леть. Связанные основы содержат корни, не способные употребляться самостоятельно, без других аффиксов: вой-на, вое-вать, ул-ица, пере-ул-ок, об-у-ть, раз-у-ть.

Связанные корни отличаются от свободных тем, что: 1) не могут употребляться без слово­образовательных морфем; 2) обязательно повторяются в ряде слов.

Учение о структуре слова и его частях сложилось в лингвистике давно, но сам термин морфемика относительно новый. Он вошел в широкий научный обиход в 1970 г., после выхода «Грамматики-70». Морфемикой называется совокупность морфем данного языка и раздел языкознания, в котором изучаются морфемы.

Внутри морфемики выделяют следующие разделы: 1) классификация морфем по месту в слове и функции; 2) классификация морфем по типам значений; 3) учение о морфемах и их речевых представителях.

1) Классификация морфем по месту в слове и функции.

Морфемы делятся на корневые и служебные. Последние называются родовым термином аффикс. К аффиксам относятся префикс, суффикс, постфикс, интерфикс, инфикс, конфикс, флексия, амбификс, трансфикс и др.

Корень несет основную смысловую нагрузку. В нем сосредоточено главное содержание лексического значения, которое уточняется аффиксами. Служебные морфемы намного менее информативны, чем корень: ср. -изн- (белизна) или -ить (белить). Если мы знаем корень, то это гораздо больше, чем если нам известны все аффиксы.

Префикс (лат. prae ‘перед’, fixus ‘прикрепленный’) – часть слова перед корнем, которая имеет словообразовательное (делать – переделать) или формообразующее значение (видовая пара делать – сделать). В русском языке, как и в североамериканском языке хайда – 70 префиксов.

Суффикс (лат. sub ‘под’) – часть слова, следующая сразу после корня и имеющая словообразовательное (чай – чайник) или формообразующее значение (учить – учил) значение.

Флексия (лат. fleхio ‘сгибание’) – изменяемая часть слова, как правило, выражающая морфологические значения и связывающая слова в синтаксическую конструкцию. Менее частотна словообразовательная функция флексии: математик – математика, раб – раба (женщина, подчиненная какой-либо страсти – раба любви), синий – синь, выходить – выход.

Внутренняя флексия – чередование гласных корня, выражающее словоизменительное, словообразовательное или грамматическое значение: англ. goose ‘гусь’ – geese ‘гуси’. Иногда такая морфема описывается как трансфикс (см. ниже). Понятие внутренней флексии возникло при описании немецких диалектов, где чередование гласных имеет широкое распространение. Например, германский корень со значением ‘ломать’ содержит все восемь возможных для немецкого языка огласовок: Bruch ‘перелом’, gebrochen ‘сломан’, brach ‘сломал’, bräche – ‘сломал бы’, brechen ‘ломать’, brich ‘ломай’, brüchig ‘ломкий’, abbrockeln ‘отломить’. В русской лингвистике чаще употребляется термин чередование: соберу – собирать – собрать. Строго говоря, корень здесь -бр-, а не -бир- / -бер-, как принято говорить в школе.

Постфикс – часть слова после окончания: ся-, кто-нибудь, где корень к-, окончание -то (к-ого-нибудь, к-ому-нибудь) и постфикс -нибудь.

Амбификс – морфема, которая без изменения значения может присоединяться к корню с любой стороны: англ. come-out и outcome ‘исход’.

Инфикс – морфема, вставляемая внутрь корня: тагальск. sulat ‘письмо’ – s-um-ulat ‘писать, написать’ – s-in-ulat ‘был написан’; лит. jutau ‘ощущал’ – juntu ‘ощущаю’; лат. vici ‘победил’ – vinco ‘побеждаю’.

Конфикс (лат. con – приставка со значением совместности), или циркумфикс (лат. circulus ‘круг’) – двух- или трехкомпонентная («разорванная») морфема, представляющая собой комбинацию префикса и суффикса (постфикса). Первая ее часть находится перед корнем, а вторая после него: нем. machen – gemacht, голл. maken – gemaakt (от переходного глагола – страдательное причастие: делать – сделанный), wonen – gewond (от непереходного глаголадействительное причастие: жить – проживший); венг. legnagyobb ‘самый большой’ – сравнительная степень образуется циркумфиксом leg- -bb (корень слова nagy ‘большой’). Некоторые лингвисты не употребляют термин конфикс, описывая образование подобных форм как присоединение двух морфем. В русистике, например, данный способ словообразования называется префиксально-суффиксальным: за-речь-j-е, под-зем-ный.

Трансфикс (лат. trans ‘сквозь, через’) – разорванный инфикс, или внутрикорневой конфикс. Трансфикс, представляя собой гласные звуки, проходит через корневую морфему. При этом он разрывает корень, а корень – его. Встречается несколько вариантов трансфиксации. Гласные окружают центральный корневой согласный: араб. katib ‘пишущий, писец’, kitab ‘письмо, книга’. Другой вариант – гласные окружают два первых согласных: араб. qtl ‘убивать’ – uqtul ‘убей’, iqtal ‘заставляющий убивать’; ср. qatala ‘oн убил’, qutila ‘он был убит’, qutilu ‘они были убиты’, uqtul ‘убей’, qatil ‘убивающий’, iqtal ‘заставляющий убивать’.

2) Классификация морфем по типам значений.

Морфемы бывают словоизменительные (синтаксические), формообразующие (грамматические, морфологические) и словообразовательные. Словоизменительные морфемы иногда называют лексическими, что создает двусмысленность. Можно подумать, что морфемы с лексическим значением – это корни, что, безусловно, не верно. Лексическое значение выражается всем словом, т.е. совокупностью морфем, а не только корнем.

3) Учение о морфемах и их речевых представителях – морфах. Морфема – абстрактный языковой инвариант. Он реализуется конкретными (материальными) речевыми вариантами – морфами. Морфема -друг- может быть представлена следующими морфами: [друг] (друга), [друк] (друг), [друш] (подружка), [друз,] (друзья), [друж] (дружить).

Еще по теме § 1. Морфемика: Морфема. Виды морфем. Основа и окончание.:

  1. 21. Морфемика. Формальная и семантическая стороны структуры морфемы как минимальной значимой единицы языка. Морфема.
  2. 21. Морфемика. Форм-ная и семантич-я стор. стр-ры морфемы как миним-но значимой ед-цы яз. Морфема как ср-во выраж-я словообр-го, грам-их знач-й, ассоц-ный хар-р морфемной семантики. Форм-е совпад-е морфемы со словом, нейтрализ. роль контекста.