Лидерами рождаются или становятся. Ораторами рождаются или становятся. Успеха может добиться каждый

Уильям Джеймс – известный американский психолог, которого называют основателем преобладающего в современной культуре философского течения – прагматизма.

Многие называют Джеймса отцом современной психологической науки. Он стал единственным с Соединенных Штатах психологом, который был удостоен части стать президентом АПА (Американской Психологической Ассоциации) дважды.

Жизненный путь

Родился будущий основатель философской школы в одном из самых крупных городов США – Нью-Йорке 11 января 1842 года. Еще в детстве молодой Уильям выбрал для себя дальнейший путь. Он хотел самосовершенствоваться в такой сфере, как медицина.

В 1869 году он добился своей мечты и получил престижную степень доктора медицинских наук. Но его надежды на карьеру успешного практикующего врача были разрушены из-за плохого состояния здоровья Джеймса. А потому 1872 году он вынужден был стать ассистентом и уже через три года добился должности профессора философских наук.

В 1889 году случилось одно из самых светлых событий в жизни Уильяма Джеймса. Он был нанят на работу по должности профессор психологии в один из самых престижных университетов во всем мире – Гарвардский университет, что в штате Массачусетс. Вместе с Гуго Мюнстербергом Джеймс организовывает кафедру прикладной психологии, которая стала первой в стране.

Находясь на посту профессора, он активно интересовался спиритизмом. По состоянию здоровья в 1907 году он был вынужден покинуть должность. Спустя три года Джеймс умирает в небольшом городке штата Нью-Гэмпшир возрасте 68 лет (26.08.1910г).

Взгляды и научные работы Уильяма Джеймса

Джеймс стал автором многих фундаментальных научных трудов по психологии и философии. Свои взгляды на религию выразил в книге «Многообразие религиозного опыта». Людей-гениев он считал данностью. Они рождаются, как реакция на исторические события и именно они являются главной движущей силой истории.

Он всегда соответствует особенностям своего времени, может стать предводителем, как и военным, так и духовным, или же стать причиной гибели миллионов людей. Автор считал, что цель религии состоит в том, чтобы она помогла создать уверенное отношение к своей жизни, а также позитивное настроение и стремление изменить свою жизнь к лучшему.

В 1890 году Уильям Джеймс публикует одну из самых знаменитых книг – «Принципы психологии». В ней он утверждал, что человеческой сознание образовалось по тем причинам, что и возможность дышать. Следовательно, это важная биологическая функция, без которой невозможна жизнь человека. Важная роль в характере человека отведена эмоциям и инстинктам.

Среди его наиболее известных работ также следует отметить:

  • «Прагматизм»;
  • «Беседы с учителями о психологии»;
  • «Психология»;
  • «Зависимость от веры и воли».

Учения Уильяма Джеймса повлияло на многих известных ныне философов и психолог. Самым популярными среди них считается американский социолог Роберт Парк, который стал известен благодаря своей теории основы социологии города, которая стала общепризнанной.

Джеймс Уильям (ДЖЕЙМС УИЛЬЯМ) (William James, 1842-1910) - амер. психолог и философ, один из основателей философии прагматизма и функционализма как направления в психологии. Не удовлетворенный элементаристскими концепциями сознания, основания которых их авторы находили в физиологических и физических науках (В. Вундт, Г.Т. Фехнер), Д. считал основой психологии биологию и доказывал необходимость рассмотрения сознания в его приспособительной функции к среде, что послужило предметом исследования психологов Чикагской школы (Дж. Дьюи , Дж. Энджелл, Дж. Г. Мид и др.).

Определенную роль в критике господствующего в современной Д. психологии элементаризма сыграли интроспективные описания Д. психической жизни как «потока сознания», в котором невозможно вычленить «атомы» и «ассоциации» как жесткие связи между ними, а можно увидеть постоянное изменение качеств, наличие смутных и малоосознаваемых содержаний, отчетливую избирательность (селективность) сознания и т.п.

Джеймс Уильям известен созданием одной из первых в психологии теории личности. осознание своего личного существования, по Д., имеет 2 стороны:

Я как «познаваемое», которое называл Д. «эмпирическим Я», или «личностью»,
и «Я как познающее», называемое «чистым Я».

Эмпирическое Я имеет следующую структуру

  1. физическая личность (собственная телесная организация, одежда, дом, семья, состояние и т.п.);
  2. социальная личность (признание в нас личности со стороны др. людей: у человека столько социальных личностей, во сколько социальных групп он психологически включен);
  3. духовная личность (единство всех духовных свойств и состояний личности: мышления, эмоций, желаний и т.п., ядром которого является чувство активности Я).

Многие понятия, которые Джеймс Уильям использовал для анализа отдельных сторон личности (самооценка, притязания, успех и неуспех и др.), впоследствии развивались в психологии личности. Джеймс Уильям является также автором т.н. периферической теории эмоций, которая парадоксально решала проблему возникновения эмоционального переживания (см . Джемса-Ланге теория эмоций ). См . также Функциональная психология . (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Джеймс Уильям (1842–1910) - американский психолог и философ. Следовал идее о том, что жизненная ценность сознания уясняется, только исходя из эволюционной теории, считающей его орудием адаптации к среде. На этом основании разработал моторно-биологическую концепцию психики как особой формы активности организма, призванной обеспечить его эффективное выживание («Принципы психологии», 1890). Членение сознания на элементы отвергалось, и выдвигалось положение о его целостности и динамике («поток сознания»), реализующей нужды индивида. Эти положения стали основополагающими для философии психологических исследований в США. Особое значение придавалось активности и избирательности сознания, а также его функции в жизнедеятельности личности как системы, несводимой к совокупности ощущений, представлений и т.п.

Согласно Д., сознание соотносилось не только с телесными адаптивными действиями, но и с природой личности, под которой понималось «все, что человек считает своим». Личность отождествлялась с понятием «Я», рассматриваемым в качестве особой тотальности, имеющей несколько форм: материальную, социальную, духовную. Тем самым намечался переход от чисто гносеологического понимания «Я» к его системно-психологической трактовке и поуровневому анализу. Стремясь трактовать психику в единстве ее внешних и внутренних проявлений, Д. предложил (одновременно с датским анатомом К.Г. Ланге) теорию эмоций, согласно к-рой испытываемые субъектом эмоциональные состояния (страх, радость и др.) представляют собой эффект физиологических изменений в мышечной и сосудистой системах. Это отражало установку на то, чтобы дать детерминистское, естественнонаучное объяснение чувствам.

Н.С. Юлина

Джеймс, Джемс (James) Уильям (1842–1910) – амер. психолог и философ, основоположник прагматизма. Окончил медицинскую школу Гарвардского унта (1869), учился в Германии, с 1873 - преподаватель анатомии и физиологии Гарвардского ун-та, там же проф. философии (с 1885) и психологии (с 1889).

Первой работой, принесшей Д. известность, была двухтомная кн. «Научные основы психологии» (1890, рус. изд. 1902), в которой он подытожил сделанное в этой области, в частности В. Вундтом, и обозначил два основных вектора в исследовании психического - лабораторные эксперименты и феноменологическое наблюдение потока сознания. Д. принял натуралистическое объяснение Ч. Дарвиным происхождения человека и применил эволюционный подход к объяснению психического: ментальные свойства появились для ориентации и адаптации к среде. Однако Д. не устраивали радикально материалистические выводы, которые делались из дарвиновского учения. Предложенный им новый подход к пониманию психического можно назвать функционализмом, бихевиоризмом или персоналистической психологией. Всю жизнь Д. приковывала к себе загадка волевой активности человека, богатство его личностных - религиозных, этических, эстетических - переживаний. Не найдя ее решения ни в психологии, ни в дарвинизме, он обращается к философии. В 1896 он публикует эссе «Зависимость веры от воли» (рус. изд. 1904), в котором, по-своему истолковав идею прагматического метода Ч. Пирса, делает «волю» и прагматически оправданное «верование» ориентирами своей филос. стратегии.

В кн. «Многообразие религиозного опыта» (рус. изд. СПб., 1910; М., 1993) Д. обратился к новой тогда области - психологии религии. Традиционное рационализирующее богословие, считает Д., не схватывает подлинную сущность религиозного опыта; своими корнями он уходит в подсознательное и не поддается строго логическому объяснению. Религиозный опыт многообразен - это и опыт вост. мистика, и опыт христианского миссионера, но разные опыты объединяет воля к вере, выливающаяся в потребность в Боге и религии. Под «религией» Д. понимает не конфессиональную церковь или догмы, а интимное единение человека с высшими силами. Воля к вере тождественна духовной и моральной активности человека, на ее основе творятся ценности. Д. утверждает, что постулат Бога удостоверяется не теологическими аргументами, а прагматически - фактом наличия у людей религиозного опыта и его благотворностью в жизни.

Д. - последовательный противник панрационализма и интеллектуализма. Универсалистское объяснение мира на основе идеалистического или материалистического монизма, редуцирующего его к той или иной субстанции, убежден он, оставляет за бортом многокачественность и непредсказуемость. Материализм приемлем как генетический, но не метафизический принцип, поскольку в последней форме грозит детерминизмом, как это было у Г. Спенсера, а фатализм не оставляет пространства для свободы воли. Для Д. неприемлема и философия «абсолюта» Дж. Ройса, в которой объекты конституируются внутренними сущностными отношениями, трудно соединимыми с персоналистическим принципом. Отношения между объектами являются внешними и функциональными, что оставляет логическую возможность для свободы и случайности. Начав с опровержения метафизики, Д. в конце жизни сам обратился к космологически-метафизической проблематике. В цикле лекций, изданных позднее в виде кн. «Вселенная с плюралистической точки зрения» (рус. изд. 1911), в противовес «монотонному и блокированному» образу Вселенной он рисует ее многокачественной, стабильно-подвижной, каузально-случайной, свободной и непредсказуемой. Составляющие ее вещи соотносятся между собой функционально, а видимый порядок определен прагматическими целями опыта. Отсюда претензии науки и философии на постижение инвариантной структуры Вселенной являются самонадеянными.

В 1907 вышла кн. Д. «Прагматизм» (рус. изд. 1910), в которой он представил свою версию «радикального эмпиризма». Ее он предваряет радикальным тезисом: сознание не существует. Понятие «сознание» возникло из обыденной привычки противопоставлять «мысли» и «вещи», которую философы вслед за Р. Декартом возвели в ранг онтологического дуализма «души и тела», «сознания и материи». Его следует прилагать не к особой ментальной сущности, а к функциям «чистого опыта», в котором случается познание. «Чистый опыт», по Д., - это единственный материал в мире, из которого все создано. В субстанциональном отношении он нейтрален. В одном случае его поток функционирует как мысли, в другом - как физические факты, все зависит от контекста и нашего интереса. По мысли Д., идея нейтральности опыта снимает, наряду с загадкой сознания, проблемы субъект-объектного скачка, трудности реализма, дуализм ценностей и фактов и др. Вместе с тем он не исключал, что в нейтрализме таится логическая возможность психологизма и вместе с ней опасность неприемлемого для него монизма.

Радикальный эмпиризм Д. представлял собой версию британского эмпиризма, дополненную принципом «практикализма», или «прагматизма». Понятие «прагматический метод» Д. использовал в разных смыслах - гносеологическом, этическом, методологическом. В общей форме данный метод означал, что каждое понятие следует рассматривать по его «наличной стоимости» - как оно работает в потоке опыта. Если не работает, его следует отбросить. Чтобы понять, какие объекты существуют, а какие нет, нужно посмотреть, какие ощущения и какие мыслимые практические последствия следуют из принятия той или иной гипотезы. Совокупность последствий, как непосредственных, так и ожидаемых, будет истиной данного объекта. Напр., понятия «материя», «абсолютный разум» не оказывают осязаемых практических последствий, следовательно, лишены смысла. В гносеологии прагматический метод означает здравый инструментализм: усмотрение в теориях не истины о реальности, а умственных способов для практической ориентации в среде. Теории, в одном контексте являющиеся ложными, в другом могут оказаться истинными. Такой подход дает возможность снимать надуманные проблемы и улаживать споры, возникающие из-за непонимания контекстуальности истины. Прагматический метод Д. столкнулся с проблемой интерсубъективного удостоверения практических последствий: два человека не смогут вести осмысленный разговор, поскольку у них могут быть разные толкования этих последствий. Решить эту проблему было трудно.

Философия Д. оказала огромное влияние на амер. мысль 20 в. Она задала прагматический и во многом предвосхитила антропологический вектор в ее развитии. По стилистике мышления Д. можно считать амер. пионером философии жизни, волюнтаристско-романтического движения, адептом образа философии-как-литературы и в определенной мере провозвестником постмодернизма.

Список литературы

Essays in Radical Empirism. NewYork, 1912.

Юшкевич П.С. О прагматизме // Послесловие к книге У. Джемса «Прагматизм». СПб., 1910

Яковенко Б.В. О сущности прагматизма // Труды и дни. 1913. № 2

Квитко Д.Ю. Очерки современной англо-американской философии. М.

Мелъвиль Ю.К. Американский прагматизм. М., 1957

Быковский Б.Э. Философия неопрагматизма. М., 1959

Богомолов А.С. Буржуазная философия США. XX век. М., 1974

Юлина КС. Очерки по философии в США. XX век. М., 1999.

Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] Вербняк Павел

Лидерами рождаются или становятся?

Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть пиццерий «Додо Пицца». Его путь был непростым, но он не сдавался, о чем и поведал мне в личной беседе.

Федор занимался книжным бизнесом. Если возникали сложности, он читал биографию Сэма Уолтона – она придавала ему сил. Узнавая о ситуациях, из которых выходили люди, о том, чего они сумели добиться и как делали это, он по-новому смотрел на собственный путь. И когда Федор завершил свое дело, оставшись практически без денег, его настроение было омрачено тем, что четыре года жизни и куча энергии были потрачены зря на строительство неудачного бизнеса.

Ему нужно было определяться и выбирать дальнейший путь. Окружающие, и в том числе родители, советовали перестать «заниматься глупостями» и устроиться на нормальную работу. В такие моменты ему на ум приходила биография Рэя Крока, которому вплоть до 52 лет не везло с ведением бизнеса – он постоянно терпел неудачи. И лишь в 52 года мужчина претворил в жизнь идею, которая перевернула всю его жизнь, – создал великую компанию «Макдональдс».

Безусловно, эта история была как нельзя кстати в тот момент, когда важно не сдаться и продолжать искать свою стезю.

После выхода из книжного дела Федору нужна была идея, которая мотивировала бы его в долгосрочной перспективе. В итоге он пришел к выводу, что нужно развивать бизнес, потенциально способный вырасти до огромных масштабов. Тогда он начал выявлять свои интересы и осознал, что ему хочется не договариваться с каждым клиентом, а создавать систему. Ему доставляло удовольствие оттачивать бизнес-процессы, строить бизнес-машину, где все максимально отлажено.

Далее пришла очередь выбора рынка: он должен был находиться в стадии роста и при этом быть стабильным, маржинальным. Такому критерию соответствовали массовое общественное питание и элитные рестораны. И Федор занялся изготовлением пиццы. По его словам, это не просто продажа повседневного продукта, а транслирование неких ценностей: сервиса, скорости, вкуса.

Сейчас, когда компания Федора развивается, он постоянно проверяет себя: какие дела можно делегировать другим? По признанию предпринимателя, в нем идет настоящая борьба: всегда хочется что-то сделать самому, но становится понятно, что тогда не успеть реализовать другие вещи. Работу чужими руками Федор сравнивает с ходьбой на ходулях. Тебе неудобно, ты можешь спотыкаться, но, тем не менее, все равно идешь быстрее, потому что шаги длиннее.

В настоящее время Федор – успешный предприниматель, он выстраивает франчайзинговую сеть пиццерий и не собирается останавливаться на достигнутом.

Люди должны воспринимать вас как динамичную, харизматичную личность. Уважение – ключ к высокоэффективному лидерству. Тем, насколько другие уважают вас, определяется их готовность следовать за вами. Федор Овчинников не сдался после неудач в первом бизнесе и начал строить новый. Хотя ему было сложнее, чем многим, ведь он публично рассказывал в блоге обо всех своих делах, в том числе неудачных.

Станьте таким лидером, за которым люди следовали бы добровольно, даже если у вас нет звания или руководящего положения.

С чисто психологической точки зрения каждое событие и явление создаются дважды: сначала в уме, а затем в реальности. Концентрируйтесь на положительном. Будьте стойки духовно, чтобы ничто не могло сдвинуть вас с намеченного пути к успеху. Представляйте то, чего вы хотите, и твердо в это верьте. Все обязательно произойдет.

Лидеры думают и говорят о решениях, в то время как ведомые люди думают и говорят о проблемах.

Такой подход не кажется трудным, но мало кто так поступает. Джон Кеннеди в юности, да и в зрелые годы много болел и вполне мог привыкнуть жаловаться на жизнь, отказаться от борьбы. Однако он сумел преодолеть физическую немощь и стать самым харизматичным и привлекательным политическим лидером в истории США.

Из книги Настоящих буйных мало... Технология прорыва в бизнесе и жизни автора Шубин Владимир Григорьевич

Из книги Если покупатель говорит «нет». Работа с возражениями автора Самсонова Елена

Из книги Скорость доверия автора Меррилл Ребекка

Из книги Как научиться управлять людьми, или Если хочешь быть лидером автора Соломонов Олег

ПОЧЕМУ МНОГИЕ МЕНЕДЖЕРЫ, КОТОРЫМ ДОВЕРЯЮТ, НИКОГДА НЕ СТАНОВЯТСЯ ЛИДЕРАМИ На протяжении всей книги я повторял, что «лидерство» - это достижение результатов способами, вселяющими доверие. Многие менеджеры, пользующиеся доверием, - достойные люди, обладающие развитым

Из книги Успех своими руками [Как вывести жизнь на новый уровень] автора Вербняк Павел

Из книги 50 основных психологических ловушек и способы их избежать автора Медянкин Николай

Лидерами рождаются или становятся? Хорошая новость для каждого из нас: лидерами не рождаются, лидерами становятся. Многие, возможно, знают Федора Овчинникова, предпринимателя из Сыктывкара, известного по видеоблогу «Сила ума» и в настоящее время выстраивающего сеть

Из книги Измени себя сам. Как найти свой уникальный путь к успеху и счастью автора Гэбэй Джонатан

Как становятся безынициативными Безынициативность сродни подчинению авторитетам. Когда нам кажется, что кто-то другой лучше знает, как жить и что делать, то мы не принимаем решения сами, а только ждем, когда это сделает кто-то за нас. Происходит это тоже от неизжитой с

Из книги Транssерфинг. Новый взгляд автора Валдинс Инга

Из книги Мудрость лидера автора Жалевич Андрей

Среда – не главное. И в далекой глубинке рождаются счастливцы Многие люди списывают свои неудачи и невезение за счет того, что, мол, они не там родились: не в том городе, не в той стране, не у тех родителей. От них можно слышать такие слова: «Вот если бы я со своими

Из книги Клонирование бизнеса [Франчайзинг и другие модели быстрого роста] автора Ватутин Сергей

IV. Время для лидерства, или когда становятся лидерами? Я буду делать все, что я могу, – до тех пор, пока могу. Если в итоге я окажусь прав, то все слова моих критиков и хулителей не будут стоить выеденного яйца; а вот если в итоге окажется, что я не прав, то тогда, даже если хор

Из книги Увольте себя! автора Кийосаки Роберт Тору

VII. О предназначении лидерства, или для чего становятся лидерами? Тот, кто нашел смысл, ярче и полнее живет в любых обстоятельствах – или находит в себе силы изменить их. Дэйв Ульрих Величие человека можно определить по тому, что он оставил после себя, чтобы оно росло

Современный родитель хотел бы видеть в своем ребенке независимую, самодостаточную личность, которая может многого достичь. Статья рассказывает о том, как, опираясь на соционический подход, на малую соционическую группу «Стили жизни» («Масти»), развить у ребенка уверенность в себе, его лидерские качества.

Моя дочка очень правильная в отношении с другими детьми. Во-первых, она все время пытается всех обнимать, целовать, и пр. Во-вторых, она копирует все, что делают другие. Другой ребенок кричит - эта тут же повторяет, другой ребенок снимает шапочку на прогулке - моя тут же делает так же. Меня это полное копирование немного напрягает. Сейчас мы пошли в садик, и дочка начала жаловаться, что детишки в садике ее обижают, с ней не играют. Не думаю, что ее на самом деле обижают - они просто еще слишком малы, чтобы уметь играть вместе (3 года), но вот то, что не дают игрушки и дерутся - это точно есть. Моя же отвечать не умеет. Меня интересует вопрос, как воспитать лидера.

Если вы внимательно присмотритесь к играм групп детей (например, на детских площадках), то вы сможете заметить, что лидерские способности очень различаются от ребенка к ребенку. И хотя в большинстве случаев лидерство в детских коллективах проявляется как возрастное или силовое, однако в отдельных ситуациях мы сможем обнаружить совершенно иные подходы, иные способы завоевания внимания сверстников, любви воспитателей в детском саду, заботы и уважения в семье.

Психологи утверждают, что если вы, опираясь на примеры реальных лидеров, сформируете образ, каким вы хотите видеть своего ребенка, составите программу развития и начнете действовать, тогда все внешние факторы начнут работать на вашу цель, способствуя достижению успеха. А дальше, были бы воля и энергия, и человек даже «через тернии пробьется к своим к звездам». Вопрос только в усилиях, которые необходимо потратить на этом пути.

И в этом грамотном использовании ресурсов нам помогают типологические подходы, применение инструментов, которые предлагает соционика. Она не просто говорит о том, что все люди разные, и успешное лидерство индивидуально, но и позволяет сделать определенные прогнозы о необходимых объемах затрат при движении к успеху в том или ином направлении.

За эти направления в соционике отвечает тетратомия «Стили жизни»

Эта тетратомия была рассмотрена и описана несколькими исследователями. Каждый в силу своего опыта дал ей соответствующее свое название.

Т. Прокофьева рассматривает ее как «Стили жизни», впервые на русскоязычном пространстве описавший ее В. Гуленко назвал ее «Группы аргументации» , С. Савченко нашел для нее неожиданное, но очень точное соответствие структуре мастей, заложенной в картах Таро, ярко передающих смысл и образы входящих в эту тетратомию малых групп (МГ). Отсюда у этой тетратомии появилось еще одно название «Масти». В США последователи методики определения типа личности Майерс-Бриггс Дж. Каммероу, Н. Баргер и Л. Кирби рассмотрели эту тетратомию как «Стили лидерства».

Подробное и глубокое изучение наработок предшественников, опыт практических наблюдений на психологических консультациях и во время тренингов, проводимых уже несколько лет в учебных группах НИИ Соционики позволили уточнить содержание, проявление, методики диагностики и применения этих МГ. В этой статье мы рассмотрим практическое применение тетратомии «Стили жизни» для развития лидерства у детей.

Коротко типологические особенности представителей каждой четверки:

«Стиль жизни «Меч» (логики-иррационалы) - это опора на логические подходы, доводы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо удержание в фокусе внимания нескольких направлений, параллельное движение к нескольким целям («заодно мы и это сделали»), мониторинг приоритетности поставленных целей, успешный поиск простых эффективных решений, оперативное отсекание ставшего несущественным направления.

Классический пример действий «Меча»: «Разрубить гордиев узел». Гордиев узел - сложный узел, завязанный по легенде фригийским царём Гордием, который разрубил Александр Македонский. В переносном смысле означает применить неклассическую, неординарную и, одновременно, высокоэффективную форму решения задачи.

Можно процитировать другого представителя «Мечей», Маргарет Тэтчер, премьер-министра Великобритании в 1979-1990:

90% наших забот касается того, что никогда не случится;

Неважно, сколько болтают мои министры, лишь бы они делали то, что я говорю;

Вовсе не обязательно соглашаться с собеседником, чтобы найти с ним общий язык;

Если вы не хотите ехать в этом поезде, то неважно, быстро он идет или медленно.

«Стиль жизни «Кубки» (этики-иррационалы) - это опора на эмоции и отношения. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо управление эмоциональным состоянием своим и окружающих, способность усиливать его до максимума, до резонанса. Как и «мечам» им свойственно движение к нескольким целям параллельно. При этом их главный инструмент - это выстраивание системы взаимоотношений, мотивация своего окружения.

Яркий представитель «Кубков» - Алла Пугачева - одна из наиболее известных во всем мире певиц. О ней говорят: «Мне очень приятно, что мои эмоции совпали с эмоциями Аллы Борисовны, которые она так искренне передала через песню». «Ее выступления полны эмоций и переживаний. Эта исполнительница, можно сказать, единственная, которая вела себя на сцене как настоящая артистка, которая играет роль, а не просто издает звук».

Можно процитировать другого представителя «Кубков», Юрия Гагарина:

- Поехали!

- Вряд ли стоит говорить о тех чувствах, которые я испытал, когда мне предложили совершить этот первый в истории полёт. Радость! Нет, это была не только радость. Гордость! Нет, это была не только гордость. Я испытал большое счастье. Быть первым в космосе, вступить один на один в небывалый поединок с природой - можно ли мечтать о большем!

- Во все времена и эпохи для людей было высшим счастьем участвовать в новых открытиях.

Не последним аргументом при выборе из отряда космонавтов именно Юрия Гагарина оказалась его способность передавать адекватно свои эмоции и предъявить миру свою замечательную улыбку.

«Стиль жизни «Посохи» (этики-рационалы) - это опора на моральные и нравственные нормы. Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо нормирование человеческих отношений, выполнение того, что принято в данном сообществе, его традиций, «ритуалов». Именно у них мы можем получить ответы на вопросы: «Надо ли открывать даме дверь?», «Кто с кем должен первый здороваться?», «Как человеку сориентироваться: дело, которое он делает, это дело правильное, или же неправильное с точки зрения морали?»

Цитаты яркого представителя «Посохов» – Рины Зеленой - советской актрисы эстрады, театра и кино, мастера имитации детской речи:

- Представьте себе на минуту, что было бы на Земле, если бы люди вдруг решили говорить друг другу всю правду в лицо!

- Говоря серьёзно, уважение - первая заповедь человеческого общества.

- Диалог на сцене, это особое умение слушать и слышать, отвечать, быть с партнёром в одной и той же душевной тональности, ловить реплику, бросить её, молчать.

- Русский язык! Как я люблю тебя. Какое счастье уметь говорить правильно по-русски, читать и слушать, как красива русская речь! Сейчас многие говорят неправильно, небрежно - это глупо и безнравственно.

Вот цитаты другого представителя «Посохов», Эдварда Радзинского:

- Ты ужасно разговариваешь. Впрочем, жаргон – это язык шиворот-навыворот. Это язык молодости. Однажды мы заговорим правильно – и это будет означать, что молодость прошла.

- ... для меня ценность человеческого существования определяется его индивидуальным отклонением от нормы.

- И всегда ты смеешься. А я знаю, отчего ты всегда смеешься. Все знаю. (Торжествующе.) Потому что, если ты перестанешь смеяться… ты задумаешься над своей жизнью! И тогда ты умрешь!

- Детская доверчивость - чарующее качество для человека обычного - и роковое для правителя.

«Стиль жизни «Пентакли» (символы денежных знаков, богатства) (логики-рационалы) - это опора на овеществленный «результат деятельности». Их лидерские качества максимально востребованы там, где необходимо получить реальный продукт, измеримый (например, в стоимостном отношении) результат. «Если действия не приносят результата, они бессмысленны!» «Деньги не пахнут», «Цель оправдывает средства». «Если ты такой умный, то почему такой бедный?».

Цитаты яркого представителя «Пентаклей» – Билла Гейтса - председателя правления и главного архитектора программного обеспечения корпорации Microsoft:

- Компьютер на каждом столе и в каждом доме.

- Я всегда буду искать ленивого человека для работы, ведь он найдет много легких путей для решения поставленной задачи.

- Когда вам в голову пришла хорошая идея, действуйте незамедлительно.

- В ближайшие десять лет бизнес изменится сильнее, чем за предыдущие пятьдесят.

У моих детей, конечно, будет компьютер. Но первым делом они получат книги.

Цитаты другого представителя «Пентаклей» - Ирины Винер - главного тренера сборной команды нашей страны, президента Всероссийской федерации художественной гимнастики.

- На Игры поедут только те, кто докажет мне победами в этом году свое право на участие.

- С самого детства усвоила одно простое правило: не нужно проповедовать, важно учить.

- Если трудишься от зари до зари, то любую способность можно развить до невероятных масштабов.

- А сколько я проблем пережила, когда стала внедрять эффектные, расшитые камнями купальники... Зато теперь это все уже давно стало нормой.

Как же выбрать свой путь?

Как понять к какому «стилю жизни» принадлежит Ваш ребенок? И на кого же равняться, кто может послужить примером именно для него? Чье направление, чей путь к успеху ближе, доступнее?

Проявления «стиля» ребенка можно заметить уже с детских лет. Стоит только внимательно понаблюдать за ним в разных ситуациях. Приведу реальные примеры.

Как стиль жизни может проявляться у «Мечей»

Такие дети обычно очень любознательны, «почемучки». Часто сами неожиданно выдают разнообразную информацию: «Ты где это узнал?» - «В садике!». Легче переключаются с действия на действие. Их можно нередко заметить в мыслительном процессе. Просто сидит, игрушки в стороне. «Сына, ты здоров?»

Володя.

- Мама, что такое горизонт?

- Это крайняя черта, за которой уже ничего не видно.

- Значит, возле горизонта хорошо в прятки играть!

Ира, 6 лет.

- Папа, а когда вы с мамой были маленькие, люди уже знали, что Земля круглая?

Полина, 3 года

Помогая маме делать печенье, считает: одна, две, три, четыре, пять и запнулась… "А что после пяти будет?", - спрашивает мама. "Опять лепешки…"

Сергей, 4 года.

- Мама, а ты знаешь, что мы живём на планете Земля?

- Конечно, знаю, сынок.

- Так что ж ты мне раньше не сказала!

Валентин, 3,5 года.

Увидел маленькую девочку. Девочка в шапочке, но постоянно ее снимает (волосы короткие). Мама девочки постоянно ей эту шапочку надевает.

- Мам, а почему девочка, когда снимает шапку, в мальчика превращается?!

Лена, 3 года

- Как я родилась?

- Ты была сначала у мамы в животике, потом, когда стала большая, маму отвезли в роддом и тебя оттуда достали.

После долгого раздумья:

- Значит, я червяк!

Как «стиль жизни» может проявляться у «кубков»

Маленькие «кубки» часто вовлекают в процесс окружающих, скорее воодушевляя или упрашивая, чем напрямую управляя, побуждают их к действию. В этом проявляют гибкость и находчивость: знают, к кому можно обратиться за помощью в делах и за информацией.

Петя, 1,5 года.

Мама что-то рассказала своим знакомым, а он вышел на середину и начал улыбаться и аплодировать, вовлекая всех, как бы говоря: «Давайте все маме похлопаем!».

Марина, 5 лет.

Ни с того ни с сего заплакала. Потом объясняет: "Это я просто так, для смеху, поревела".

Лариса.

– Влюбиться, что ли, в кого-нибудь?

– А в кого именно?

– Сама ещё не знаю. В папу и маму я была уже влюблена. В воспитательницу из детского сада тоже. Хотелось бы чего-нибудь новенького.

Плаваем с Гошей в море. я - на матрасе, он - в жилете надувном. Я от него отплыла, слышу - зовет: "Ты почему так далеко, мама?" Вот думаю, мать-ехидна, дите боится один! Подплываю к Гоше сзади, он оглядывается и удивляется: "Ой, ты чего так близко?" Возмущаюсь - то ему близко, то далеко. Подплывает, заглядывает в глаза: "Ну мамочка, это же я просто, чтобы поговорить!"

Учу Машу загибать пальчики, что бы показать 2 годика (к дню рождения готовимся). У нее не получается. Говорю: Вот будет у тебя день рождения, придут гости и спросят тебя: сколько тебе лет, а ты что скажешь?

Маша: Ну, что-нибудь!

Марина, 3 года. Сидит с игрушечным фонендоскопом в руках:

- Я ловлю рыбу!

- Марина, это же для доктора!

- Ладно, я доктор. Что вас беспокоит?

- Да, вот, горло болит. Вы можете помочь?

- Не могу.

- Почему!?

- Я рыбу ловлю.

Как «стиль жизни» может проявляться у «посохов»

Уже с детства «посохов» часто интересуют темы воспитания, в их поле внимания правила поведения, традиции (причем в детском возрасте – скорее фактические, чем декларируемые), они на них ориентируются, быстро принимают и следуют им. И следят за их выполнением окружающими.

Таня, 4 года, пригрозив пальцем, обратилась к другим детям с фразой:

«И попрошу не забывать о манерах!».

Маша, 5 лет очень любит поучать брата, что правильно, что не правильно, как надо:

«Делай так, потому что правильно вот так, все надо доделывать до конца».

Лена, 4 года, обнаружив в подставке для карандашей кисточку, тут же забеспокоилась:

«Тут кисточка! Непорядок!».

На фразу педагога: «Может быть, так и оставить?» ответила:

«Нет, нельзя, кисточка! Кисточку надо поставить в другом месте!» - все должно быть, как положено.

Света, 4 года, перед тем, как есть курицу:

- Мам, а курицу зарезали?

Фантазирует, пытаясь объяснить эту несправедливость:

- Вот жили куры, а лисы их ели, и чтобы они их не ели, люди этих кур зарезали…

Лида, 4 года.

Мама говорит: “Вот вырастешь, станешь красивой девушкой.“

Смотрит укоризненно: “Мама, я тебе сколько раз говорила, я буду врачом или почтальоном, а не девушкой."