Григорий петрович елисеев. Как знаменитый купец Елисеев предпочел любовь бизнесу . Скандал в благородном семействе

23.02.2014 - 0:17

Что представляет себе рядовой обыватель, услышав словосочетание «боевой корабль»? Наверняка строгие, жесткие обводы мощного корпуса, хищно приподнятые стволы могучих орудий, никаких архитектурных излишеств, все четко, по-морскому слаженно, гармонично и тщательно покрашено от бака до юта в один тон серой «шаровой» краской. Только разве что белый номер выделяется на борту.

Как «закрасить» пароход?

Еще перед началом Первой мировой войны военные корабли всех морских держав примерно так и выглядели. Начавшиеся в 1914 году боевые действия внесли в эту монотонность и слаженность кардинальные изменения.

Необходимость в более тщательной маскировке как гражданских судов, так и военных кораблей появилась в первую очередь в виду необычайной активности немецких подводных лодок. В какой бы цвет не было окрашено судно, в перископ его очертания определялись достаточно четко. Затем просчитывался курс, скорость и… две-три торпеды отправляли корабль на дно.

Как бороться с этой напастью? Появилось множество предложений и эскизов, демонстрирующих возможность закрашивать суда в «природные» цвета. Тут вам и «северная Атлантика», и «средиземноморские волны», и «прибой у берегов Нормандии», и даже окраска под «залив Святого Лаврентия», но… Природа изменчива, а равно и погода, и корабль не стоит на месте, а перемещается, к примеру, из Карибского моря в Северное, и нет никакой возможности сменить камуфляж в процессе путешествия. Да и календарь не остановишь: тот же залив Святого Лаврентия зимой выглядит совсем не так, как летом.

Появлялись даже совсем удивительные предложения окрашивать корабль с одной стороны в «береговой» цвет скал и кустарников, под место его постоянной стоянки, а с другой - в небесно-морской или серо-свинцовый «походный». Подобные «новшества» отвергались сразу. Ведь вражеская подлодка может запросто зайти «не с той стороны» и даже если ее командир будет несказанно удивлен невесть откуда взявшимся «островом», вряд ли он будет так глуп и упустит возможность проверить его торпедой на прочность.

Кутерьма на флоте

И тут, на фоне всех этих многочисленных размытых пятен цвета морской волны ярко выделилось предложение британского военно-морского офицера и по совместительству художника некоего Норманна Вилкинсона.

Офицер-художник, серьезно увлекавшийся в то время только входившим в моду кубизмом, предложил не пытаться замаскировать корабли под постоянно меняющийся природный фон, а наоборот: само судно превратить в фон, в своеобразное художественное полотно, на котором в свою очередь изображать совершенно абстрактные линии и геометрические фигуры, после чего раскрашивать полученную картину в самые яркие и неожиданные цвета.

Расчет был прост: скрыть под маскировочной краской весь корабль невозможно, а вот исказить его размеры и форму, сделать так, чтобы противник пусть недолго, но поломал бы голову, что перед ним: большой сухогруз или два маленьких сейнера и вообще, где тут нос, а где корма.

И предложение было принято. Британцы назвали новое направление в маскировке «ослепляющей раскраской», а американцы обозвали новинку «кутерьмой».

К работе по созданию произведений искусства из боевых кораблей были приглашены настоящие художники-кубисты. Вот где мастерам кисти было раздолье! Тысячи квадратных метров стального бронированного «полотна», сотни матросов-помощников, готовых воплотить в жизнь любой, самый фантастический замысел художника.

Правда, военно-морское министерство вскоре прекратило богемное раздолье, были выработаны хоть и сногсшибательные, но довольно стандартные типы раскраски для боевых кораблей и гражданских судов. Но, все равно многие корабли несли на своих бортах необычайно оригинальные картины и, собираясь в конвой, иногда представляли собой не то стаю каких-то фантастических гигантских рыб, не то сборище ярких тропических попугаев.

Самое интересное, что опыты с «попугайской» окраской судов в тот момент дали положительный эффект. С начала введения столь необычайного новшества немецкие подводные лодки, охотясь за транспортами, стали гораздо чаще промахиваться.

К сожалению, с введением в строй морской авиации необходимость в художниках-кубистах пропала. Если в болтающийся над волной перископ определить тип и перемещение весело раскрашенного корабля было достаточно трудно, то с воздуха его силуэт выделялся достаточно четко. Да и командиры - морские «волки» пусть про себя, но все-таки выражали недовольство превращением своего боевого корабля в цирк-шапито. К началу Второй мировой войны визуальный поиск морской цели начал окончательно отходить в прошлое. Его место заняли усовершенствованные локаторы и сонары, и корабли вновь начали покрываться монотонной шаровой краской.

Приключения «морского охотника»

В одну из жарких крымских ночей июля 1941 года советский «охотник за подводными лодками», по причине малых размеров не имевший названия, а только личный номер, вышел из Стрелецкой бухты и взял курс на Феодосию. На море стоял штиль, и катер быстро мчался к своей цели. Ближе к полуночи за кормой охотника раздался негромкий комариный писк, быстро переросший в рев. Проводивший свою «охоту» пилот немецкого бомбардировщика, обнаружив предательски светившуюся в темноте кильватерную струю за кормой охотника, решил не терять шанс и уничтожить пусть маленькую, но все-таки боевую цель. Уже через несколько секунд на катер посыпались бомбы.

Командир охотника аккуратно проделал все, чему его обучали на курсах. Приказ заглушить двигатель и переложить руль на борт был выполнен мгновенно. Струя исчезла, по идее катер должен был теперь раствориться в темноте. Но немец не отставал, бомбы ложились все ближе и ближе, а командир терялся в догадках: что не так? Где ошибка? Думать надо было быстро, ведь для малого охотника достаточно одного более-менее точного попадания, чтобы отправить его со всей командой на дно. Ответ на загадку нашел боцман. Катера этого класса отличались от других боевых кораблей деревянной палубой, которую по морским законам драили с утра до ночи. Теперь эта палуба буквально светилась в темноте, с головой выдавая пилоту бомбардировщика местонахождение катера. Проблему решила морская вода. После нескольких ведер, в темпе вылитых на палубу, дерево моментально потемнело, и уже через минуту гул моторов вражеского самолета сместился в сторону, а вскоре и вовсе затих в ночи.

Это происшествие вынудило многих командиров перекрасить прекрасные деревянные палубы своих охотников в неброские цвета.

Замаскировано в СССР

Возможно, описанный эпизод был первым, пусть и примитивным опытом маскировки советского боевого корабля во время Второй мировой войны. Однако приведенный пример вовсе не значит, что до 1941 года в России вопросами маскировки не занимались в принципе. Существует приказ еще от 25 апреля (7 мая) 1895 года о приведении боевых кораблей к бою, написанный тогда еще контр-адмиралом Степаном Осиповичем Макаровым. Среди множества пунктов приказа есть и предписывающий тщательно соблюдать маскировку корабля, для чего своевременно необходимо было выкрасить корпус, рангоут и трубы в светло-серый цвет.

Позже, выяснилось, что серые «шаровые» оттенки - не панацея от всех бед. Пришлось разрабатывать для каждого возможного театра военных действий свою особую палитру. Но серьезно, так сказать, на государственном уровне, в СССР к этому вопросу подошли только весной 1942 года. Учли опыт союзников - «веселые» цвета отвергли, так как они уже пережили свой век, а вот форму, пресловутый кубизм применяли достаточно широко, правда, уже с учетом возможности налета с воздуха.

Для маскировки судов, поставленных на «долгий» якорь: плавучих госпиталей, доков или кораблей, нуждавшихся в ремонте, одной краской уже было не обойтись. Приходилось прибегать к помощи фальшивых сооружений: надстроек, кустов и деревьев. На палубах некоторых кораблей даже «сажались» огороды и возводились деревенские домишки и сараи. Для камуфляжа широко использовался камыш и побеги кукурузы, а наиболее удачной находкой была… обыкновенная мешковина. Грамотно затянутый в пыльно-серые мешки корабль сверху походил на самую рядовую прибрежную скалу, и только хорошее знание противником местности помогало бы избежать подобного заблуждения.

  • 2693 просмотра

Не верится, что военные корабли могли выглядеть так. Кажется, что их раскрасили клоуны, отставшие от бродячего цирка. Полная асимметрия, полоски и клетки. Неожиданные диагонали и разные яркие цвета. Но без малого 100 лет назад суда маскировали именно таким образом.


Цветных фотографий нет, но сохранились эскизы. Представляете, как судно «War Clover» выглядело в действительности?

Во время Первой Мировой англичане и американцы, да и французы тоже оказались перед серьёзной угрозой немецких подводных лодок, которые с завидным успехом топили корабли союзников.

Все попытки замаскировать суда в море терпели неудачу, поскольку приспособить тот или иной камуфляж к постоянно изменяющимся воде и небу не удавалось. Любое сочетание цветов, скрывавшее в одной ситуации, выдавало с головой в других.

И тогда британский художник и офицер военно-морского флота Норман Уилкинсон(Norman Wilkinson) изобрёл новую схему маскировки, которая была основана на модных направлениях изобразительного искусства того времени, прежде всего - кубизме.

Вместо того, чтобы скрывать судно, пытаясь закрасить его целиком в какие-то сходные с окружающей средой цвета, Вилкинсон предложил раскрашивать корабли абстрактно - «разбивать» корпус неожиданными линиями, создавать иллюзорные плоскости, углы и так далее.

Идея была взята на вооружение. Британцы назвали инновационную технику маскировки «ослепляющей раскраской» («Dazzle Painting»), а американцы - «суматохой» или «кутерьмой» (Razzle Dazzle). И это сработало.

Американское торговое судно USS Mahomet.

Дело в том, что немецкие подводники были вынуждены находить противника визуально и целились не в само судно - оно ведь двигалось - а старались отправить торпеду в то место, где корабль окажется в момент прибытия снаряда. Слишком ранний или поздний пуск естественно означали промах.

Моряки пытаются разглядеть, что это там такое. Где у виднеющегося вдали судна нос, действительно непонятно.

Соответственно, капитану подлодки было необходимо с максимальной точностью определить курс и скорость цели, но по тому, что он видел в перископ, было трудно даже понять, где у этого судна нос, сколько этих носов, и что это вообще такое.

Силуэт просто расплывался. Судно могло казаться меньше, чем на самом деле, частично сливалось с водой, «соединялось» с небом и так далее. Короче говоря – чёрт знает что.

Тип стандартной раскраски корабля за номером 24. Причем это одно и то же судно, только с разных сторон.

Следует отметить, что для разработки дизайна камуфляжа были привлечены настоящие художники. Поначалу почти у каждого судна был собственный отличительный «кубический» окрас, причём нередко рисунки на разных бортах сильно отличались.

В дальнейшем, по ходу войны, были выработаны стандартные типы и виды художественной маскировки, причём абстрактную окраску стали получать не только военные, но и пассажирские суда.

К величайшему сожалению, нет цветных фотографий тогдашних кораблей, а ведь они не были «зебрами» - их маскировали в разные, и порой очень яркие цвета. Говорят, в море конвой из этих «судов-попугаев» выглядел просто ошеломительно.

С окончанием Первой Мировой войны завершилось и массовое использование «ослепляющей живописи» на флоте. На то было несколько причин.

Так, появилась эффективная авиация - с воздуха раскрашенные корабли были очень хорошо заметны. Кроме того, самим морякам никогда особо не нравилась покраска их судов таким «невоенным способом».

Корабль SS Melita - хоть сейчас в музей Маяковского.

ВМС США, как и англичане, пытались вернуться к«суматохе» вконце Второй Мировой- после того, как уничтожили японскую авиацию. Идействительно защищали «живописью» свои суда от вражеских субмарин (кстати, проводились опыты с танками и джипами)

Однако третьего пришествия не случилось - усовершенствованные радары, сонары и другая техника, в конечном счёте, устранили необходимость в визуальном обнаружении целей.

Пассажирское судно Mauretania. Судя по изображению на рекламном плакате тех лет - яркий был кораблик.

Таким образом, военные корабли быстро перекрасились в свой нынешний, «туманно-серый» цвет, а кубизм вернулся туда, откуда его взял Вилкинсон.

Сейчас в Портсмуте стоит образец подобной маскировки: корабль HMS Monitor M33. Он был построен в 1915 году, хоть и выглядит относительно скромно, повоевал в Первую Мировую и даже в Гражданскую войну (вместе с шестью другими мониторами несколько месяцев поддерживал белые войска в районе Архангельска).

Хотя камуфляж Вилкинсона активно использовался в Первой мировой войне и в меньшей степени - во Второй, его эффективность не была научно доказана. Проверить его действенность недавно решила группа исследователей из Бристольского университета (Великобритания) под руководством специалиста по экспериментальной психологии Ника Скотт-Сэмюэля.

Ключевым пунктом проверки стала именно скорость: если для кораблей этот камуфляж не актуален, то высокомобильные боевые машины, несущие на себе «абстракционистские полотна», и сейчас могут ввести в заблуждение солдат противника.
Дело в том, что наше восприятие скорости зависит от множества разнородных факторов. К примеру, нам кажется, что более крупные объекты движутся медленнее. В экспериментах г-на Скотт-Сэмюэля и коллег добровольцам демонстрировали на экране пары геометрических образов, которые имели различную контрастность и двигались с разной скоростью. Одним из двух элементов всегда являлся типичный представитель текстуры «слепящего» камуфляжа.

Выяснилось, что скорость двух быстродвижущихся контрастных фигур из камуфляжного набора визуально кажется меньше на 7%. Таким образом, вооружённый ручным противотанковым гранатомётом боец может не рассчитать расстояние и промахнуться по бронемашине, раскрашенной по методу Вилкинсона, считают исследователи.

В начале XX века до момента активного использования радиолокационных средств для обнаружения кораблей камуфляж играл очень важную роль. Когда началась Первая мировая война английские, американские и французские суда оказались беззащитными перед немецкими подводными лодками, которые с большим успехом уничтожали корабли союзников. К тому же, любые попытки замаскировать суда в море были неудачными, поскольку приспособить тот или иной вид камуфляжа к постоянно изменяющимся условиям внешней среды (воде и небу) не удавалось. Какое бы не было сочетание цветов, скрывавшее корабль в одной ситуации, оно становилось заметным в других.

«Ослепляющий камуфляж» (англ. Dazzle camouflage), который также известен как «Ослепление Кутерьмы» (англ. razzle dazzle) или «живопись Ослепления» (англ. dazzle painting) - это камуфляжная схема окраски, которую часто использовали на судах во время Первой мировой войны и частично во время Второй мировой. Дизайн рисунка напоминает собой картину кубизма, в которой изображено огромное количество цветных геометрических фигур, хаотично перемешанных друг с другом. Подобная конструкция усложняет визуальное восприятие корабля, выявление его очертаний, не дает возможность противнику отличить правый борт от левого, чтобы точно определить направление движения.

Изобретателем данного вида камуфляжа стал художник и иллюстратор из Великобритании Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил в подводном флоте. Главной его идеей было не прятать большой корабль от взгляда через оптику, а сбивать с толку противника, который готовил торпедную атаку.

Механизм действия камуфляжа

«Ослепляющий камуфляж» с первого взгляда кажется малоэффективным, поскольку вместо того, чтобы скрыть судно, он привлекал к нему внимание окружающих, но со временем данная техника маскировки доказала свое превосходство. Такой камуфляж не столько скрывал объект от неприятеля, так как котлотурбинные установки легко демаскировались обыкновенным дымом из труб, сколько усложнить попадание.

Во время Первой мировой немецкие подводные корабли для обнаружения цели противника использовали оптические дальномеры, работа которых базировалась на исходных данных длины, ширины корабля, а также углах (тысячные дистанции). Командир немецкой подлодки должен был визуально найти вражеский корабль и прицелиться не в само судно, так как оно двигалось, а стараться определить место его нахождения в момент столкновения с торпедой, отправленной в нужном направлении. Соответственно, слишком ранний или поздний пуск означал промах, поэтому капитан подлодки должен был максимально точно определить курс и скорость движения своей цели. Использование «ослепляющего камуфляжа» приводило к тому, что эффективность атаки немецкой подводной лодки падала до нуля, поскольку в перископ капитан не мог даже понять, где у этого судна нос, куда он двигается.



Силуэт корабля просто расплывался. Благодаря необычным орнаментам визуально судно могло казаться намного меньше, чем есть на самом деле, либо частично сливаться с водой, «соединяться» с небом и так далее. В общем, полная неразбериха.

Первопроходцем применения на практике «ослепляющего камуфляжа» стал британский лайнер HMS Alsatian, который в 1917 году вышел в открытое море. Предварительно использование необычного метода окраски многократно тестировалось на небольших деревянных моделях в студии. К тому же, большинство узоров и линий были нарисованы студентками Королевской академии художеств Лондона. Но в проекте, кроме художников-живописцев, были задействованы еще и скульпторы, художники декораторы и другие творческие люди, которые создавали самые различные образы разнообразных вариантов расцветки.

Среди цветов, которые часто можно было увидеть на камуфляже, были не только черно-белые тона, но и зеленый, оранжевый и другие. Дополняли окрас так называемой поддельной головной волной под форштевнем, которая создавала эффект увеличения скорости корабля. Ложную волну рисовали под кормой, таким образом, вызывая у командиров подлодок оптическую иллюзию удаления судна, которое в реальности приближался.

После успешных испытаний, «ослепляющий камуфляж» был взят на вооружение не только британским флотом, но и флотом США, России и Франции. Необычную раскраску, кроме военных кораблей, использовали также и на торговых судах.

Флотские ветераны традиционно с насмешкой относились к подобной раскраске, сравнивая ее с внешним видом портовых дам, но сами моряки, которые были задействованы в боевых действиях, быстро оценили преимущества данного вида камуфляжа, поскольку атаки немецких подлодок все чаще ставали безрезультатными.

Первая мировая война

Как показала практика ведения боевых действий во время Первой мировой войны, эффективность «ослепляющего камуфляжа» не была высокой. Британское командирование пришло к заключению, что «ослепление» не уменьшило количества подводных нападений, но значительно повысило моральный дух команды.

Как обозначил в своей лекции 1919 года Норман Уилкинсон, основной целью необычных схем камуфляжа являлось введения врага в заблуждения, а не заставить его пропустить свой выстрел. Противник, увидев разнообразные яркие линии и орнаменты, не мог правильно определить форму судна, направление и скорость его движения. В итоге, в большинстве случаев пущенные торпеды из немецких субмарин не достигали своей цели. В дизайне рисунка избегали прямых линий, а использовали скошенные и кривые линии и полосы, которые давали большее искажение.

После окончания Первой мировой войны «ослепляющая живопись» прекратила массовое использование на флоте, поскольку в большей степени для ведения военных действий начали использовать воздушную авиацию, а ярко раскрашенные корабли с воздуха были очень хорошо заметны.

Вторая мировая война

Во время Второй мировой войны «ослепляющий камуфляж» активно начали использовать американцы. В необычные цветовые схемы и орнаменты были окрашены линкоры класса Теннесси и несколько авианосцев.

Правда, после введения в действие радиолокационных средств обнаружения целей на кораблях Dazzle камуфляж понемногу начал терять свою актуальность. В скором времени американские корабли перекрасили в привычный для всех туманно-серый цвет.


Современное использование

В наши дни «ослепляющий камуфляж» используется очень редко. К примеру, он прекрасно сочетается с высокотехнологичными системами «кораблей-невидимок». К тому же, его используют на австрийских дорогах, на камерах, которые фиксируют скорость движения автомобилей - раскрашенная необычным образом камера совершенно незаметна.

О скором возвращении камуфляжа на улицы журнал FURFUR писал еще в начале прошлого лета. Маскирующий паттерн на проверку оказался довольно универсальным рисунком, по которому успели соскучиться как многие марки в ранге от Carhartt и Herschel до Prada, так и рядовые уличные модники.

С тех пор страсть к камуфляжу только окрепла, дизайнеры одежды стали более изобретательными, и на свет стали появляться, с одной стороны, совершенно дикие, с другой - оригинальные рисунки, как составленный из соцветий марихуаны камуфляж японской марки Nitraid или ироничный паттерн с ромашками Марка МакНейри. FURFUR будет больше обращать внимания на эту тему и писать о наиболее интересных примерах из истории камуфляжа. Открывает серию таких материалов один из наиболее ранних камуфляжных паттернов в истории - вдохновленный кубизмом Dazzle.

Что такое Dazzle

Узор под названием Dazzle, который можно по праву называть пионером среди камуфляжных рисунков, был разработан не для того, чтобы замаскировать сам объект, на который он будет нанесен, а чтобы противник не мог на глаз определить размеры, форму, направление и скорость движущейся техники. Чаще всего «сверкающий камуфляж», как его иногда называют, наносили на корабли и самолеты, используя переплетающиеся друг с другом контрастные цвета. Другое его название - Razzle Dazzle - переводится с английского как «суматоха» и довольно четко описывает производимый им эффект.

История появления Dazzle Camo


1. Рекламный плакат корабельной компании Cunard Line, 1918 год. 2. Американский линкор USS California, 1944 год. 3. Принципиальная схема дизайна линкора. 4. Картина «Dazzle-ships in Drydock at Liverpool» английского художника Эдуарда Уодсворта, 1919 год

Dazzle как тип маскировочного рисунка имел смысл только в те времена, когда у военных еще не было мощных радаров, позволяющих легко определить размеры, скорость и расстояние до исследуемого объекта. Сбить с толку зоркого наводчика могла эта специальная раскраска, вызывавшая только лишь сумятицу. Можно сравнить такую тактику с ложными глазами некоторых видов рыб или бабочек - с таким рисунком, да еще и с неблизкого расстояния определить, где нос судна, а где корма, было для противника не такой уж простой задачей.

Изобретателем этого камуфляжа (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры - главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.

Стоит заметить, что именно в тот период Первой мировой войны камуфляж начал принимать массовый оборот и стал использоваться войсками всех задействованных в войне сторон. Так, немцы разрисовывали пятнами стальные шлемы своей пехоты, а русские войска украшали разноцветными амебами бронетехнику.

К сведению

Маскировочный рисунок зебры работает по тому же принципу, что и dazzle - сбивает с толку хищника, маскируя направление движения. Несколько таких животных, собравшись в группу, вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными.

Итогом разработок Уилкинсона и его команды художников стал океанический лайнер HMS Alsatian, который в августе 1917 года был перекрашен в Dazzle после тестирования этого типа камуфляжа на макетах. Эксперимент прошел удачно, и британские войска стали практически повсеместно внедрять эту раскраску для маскировки крупных океанических лайнеров. Уилкинсон, в свою очередь, начал работать еще и с армией США, а после окончания Первой мировой войны стал президентом Королевского института акварелистов (Royal Institute of Painters in Water Colours).


Океанический лайнер HMS Alsatian в камуфляже Dazzle
Еще один известный британский лайнер, разукрашенный в Dazzle во времена Первой мировой войны, - RMS Epmpress of Russia


Во Второй мировой Dazzle использовали все больше американские и немецкие войска, но вместе с тем этот момент считается временем смерти «сверкающей маскировки». К этому моменту уже становились популярными специальные бинокли, радары и другая техника, позволявшая без лишнего труда определять расстояние до объекта, его размеры и траекторию движения. В британской армии в 1942 году на вооружение был принят рисунок Admiralty Intermediate Disruptive Pattern, который представлял собой доработанный художником Питером Скоттом Dazzle - имел более округлые формы элементов и включал в себя больше цветов, например, оттенки синего.


Одноместный американский истребитель P-51 Mustang, разукрашенный в маскировку Dazzle. Использовался в период Второй мировой войны

Сегодня Dazzle практически не используется, а самым распространенным примером его применения остаются австрийские дорожные камеры, фиксирующие скорость передвижения автомобилей: никакой лихач на большой скорости не сможет заметить раскрашенную таким образом камеру. Кроме того, этот рисунок попал на обложку четвертого студийного альбома Orchestral Manoeuvres in the Dark - «Dazzle Ships ».

ПЯТЬ ИЗВЕСТНЫХ КНИГ, ГДЕ МОЖНО БОЛЬШЕ УЗНАТЬ ОБ ИСТОРИИ КАМУФЛЯЖА DAZZLE





Камуфляж Dazzle как элемент одежды современных марок

Благодаря его уникальности, интереснейшей истории и необычном эффекте Dazzle время от времени возвращается в качестве принта повседневной одежды - чаще среди марок, вдохновляющихся военной эстетикой. Особенно такой рисунок ценит известный поклонник и коллекционер Харди Блечман, основатель и идеолог марки Maharishi. В 2008 году он выпустил совместную линейку верхней одежды с американцами Penfield (куда до кучи вошел также спальный мешок), а весной прошлого года Maharishi совместно с английской маркой London Undercover выпустили классические зонты-трости с аналогичным принтом. В список других вещей, вдохновленных этим рисунком, входят также кроссовки марки Adidas, их же совместная работа с блогом Freshness Mag, кеды Supra и даже снегоход марки Summit Sport.







«Многие известные виды камуфляжа могут легко сделать так, что один хорошо видимый предмет будет казаться двумя, два объекта — тремя и так далее» — Рой Беренс, автор книги «Ship Shape» об истории экспериментов с камуфляжем Dazzle


В продолжении темы ТЕХНОЛОГИИ КАМУФЛЯЖА предлагаю вам узнать историю создания и принцип действия интересного камуфляжа Razzle Dazzle.

Узор под названием Dazzle, который можно по праву называть пионером среди камуфляжных рисунков, был разработан не для того, чтобы замаскировать сам объект, на который он будет нанесен, а чтобы противник не мог на глаз определить размеры, форму, направление и скорость движущейся техники. Чаще всего «сверкающий камуфляж», как его иногда называют, наносили на корабли и самолеты, используя переплетающиеся друг с другом контрастные цвета. Другое его название — Razzle Dazzle — переводится с английского как «суматоха» и довольно четко описывает производимый им эффект.


1. Рекламный плакат корабельной компании Cunard Line, 1918 год. 2. Американский линкор USS California, 1944 год. 3. Принципиальная схема дизайна линкора. 4. Картина «Dazzle-ships in Drydock at Liverpool» английского художника Эдуарда Уодсворта, 1919 год

Dazzle как тип маскировочного рисунка имел смысл только в те времена, когда у военных еще не было мощных радаров, позволяющих легко определить размеры, скорость и расстояние до исследуемого объекта. Сбить с толку зоркого наводчика могла эта специальная раскраска, вызывавшая только лишь сумятицу. Можно сравнить такую тактику с ложными глазами некоторых видов рыб или бабочек — с таким рисунком, да еще и с неблизкого расстояния определить, где нос судна, а где корма, было для противника не такой уж простой задачей.

Изобретателем этого камуфляжа (как и его названия) считается английский художник и иллюстратор Норман Уилкинсон, который во время Первой мировой войны служил на одной из подводных лодок Королевского флота. Тогда германским подлодкам слишком легко удавалось крушить британские крейсеры — главная боевая единица оказалась практически безоружной против подводных лодок. Доходило до того, что за одни сутки немцы могли потопить до восьми британских кораблей. Размышляя над тем, как спрятать от взгляда перископа огромный корабль, Уилкинсон пришел к мысли, что не нужно прятать сам объект, когда можно просто сбивать с толку противника, готовящегося нанести удар.


Стоит заметить, что именно в тот период Первой мировой войны камуфляж начал принимать массовый оборот и стал использоваться войсками всех задействованных в войне сторон. Так, немцы разрисовывали пятнами стальные шлемы своей пехоты, а русские войска украшали разноцветными амебами бронетехнику.

Также стоит знать и о связи этого рисунка с авангардным искусством — считается, что когда Норман Уилкинсон придумывал камуфляж Dazzle, он, кроме прочего, вдохновлялся ранними работами художников-кубистов, которые использовали рубленые контрастные геометрические формы для придания полотну объема. Близкие по смыслу приемы можно найти в картинах многих из них, например, Пабло Пикассо (на изображении ниже — его картина «Арлекин» 1909 года).

Кстати, маскировочный рисунок зебры работает по тому же принципу, что и dazzle — сбивает с толку хищника, маскируя направление движения. Несколько таких животных, собравшись в группу, вызывают эффект беспорядочного движения, даже будучи практически неподвижными.

Итогом разработок Уилкинсона и его команды художников стал океанический лайнер HMS Alsatian, который в августе 1917 года был перекрашен в Dazzle после тестирования этого типа камуфляжа на макетах. Эксперимент прошел удачно, и британские войска стали практически повсеместно внедрять эту раскраску для маскировки крупных океанических лайнеров. Уилкинсон, в свою очередь, начал работать еще и с армией США, а после окончания Первой мировой войны стал президентом Королевского института акварелистов (Royal Institute of Painters in Water Colours).

Во Второй мировой Dazzle использовали все больше американские и немецкие войска, но вместе с тем этот момент считается временем смерти «сверкающей маскировки». К этому моменту уже становились популярными специальные бинокли, радары и другая техника, позволявшая без лишнего труда определять расстояние до объекта, его размеры и траекторию движения. В британской армии в 1942 году на вооружение был принят рисунок Admiralty Intermediate Disruptive Pattern, который представлял собой доработанный художником Питером Скоттом Dazzle — имел более округлые формы элементов и включал в себя больше цветов, например, оттенки синего.


Одноместный американский истребитель P-51 Mustang, разукрашенный в маскировку Dazzle. Использовался в период Второй мировой войны

Сегодня Dazzle практически не используется, а самым распространенным примером его применения остаются австрийские дорожные камеры, фиксирующие скорость передвижения автомобилей: никакой лихач на большой скорости не сможет заметить раскрашенную таким образом камеру. Кроме того, этот рисунок попал на обложку четвертого студийного альбома Orchestral Manoeuvres in the Dark— «Dazzle Ships ».

Развитие технологий поставило крест на этом типе камуфляжа. Вернее, на его военном использовании: оптические приборы обмануть таким образом уже не получалось. Зато, Razzle Dazzle моментально подхватило послевоенное поколение — этот тип камуфляжа до сих пор актуален и часто используется в создании молодежных линеек одежды.

А вот и одна из картин самого Нормана Уилкинсона. Как видите, художник совсем не был кубистом, предпочитая работать в более традиционных стилях. Эта картина, созданная в 1915 году, называется «Пляж на Дарданеллах с солдатами, разгружающими медикаменты».


Для разработки дизайна были созваны лучшие художники своего времени. Каждый корабль имел свою индивидуальную окраску, над которой работали Эббот Тайер, Максимилиан Тох, Эдвард Уодсворт, Эверетт Уорнер и многие другие. Собственно, большую часть сохранившихся судов, можно было бы смело отправлять в музей современного искусства.