Как в российской империи называлось казачье поселение. Казаки в россии. Расказачивание при Алексее Михайловиче

У истоков пионерской организации стояла Надежда Константиновна Крупская. В 1921 году она выступила с докладом «О бойскаутизме», в котором советовала комсомольцам обратить внимание на опыт скаутских детских отрядов и создать организацию «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Резолюция, принятая 19 мая 1922 года на II конференции ВЛКСМ, гласила: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает ЦК разработать вопрос о детском движении и применении в нем реорганизованной системы «скаутинг». Учитывая опыт Московской организации, Конференция поставляет распространить этот опыт на тех же основаниях на другие организации РКСМ под руководством ЦК».
Пионерия с самого начала создавалась как коммунистическая организация пролетарских детей. «Мы - пионеры, дети рабочих!» - пелось в хорошо известной всем песне. В пионерскую организацию принимали, прежде всего, детей из рабочих и бедных крестьянских семей. Детям «классовых врагов» - представителей буржуазии и кулачества – путь в организацию был заказан. Впрочем, вряд ли они туда стремились, ведь первые пионеры должны были действительно соответствовать идеалам строителей коммунизма, в том числе быть активными борцами с религией и другими «пережитками прошлого». Пионеры помогали старшим бороться с беспризорностью, обучали желающих грамоте, работали наравне со взрослыми, когда была объявлена борьба с разрухой.
Позднее, в 30-е годы, прием в пионеры стал массовым, пионерские организации существовали во всех школах. Жизнь детей сделалась более упорядоченной, в число пионерских обязанностей вошли хорошая учеба и примерное поведение в школе. В этот период в пионеры не принимали детей «врагов народа». Сохранилось много воспоминаний тех, кому довелось пройти через унизительную процедуру исключения из пионеров, - с них снимали галстук при всей школе.

Храброе сердце.


Как Володя Дубинин

сражался за Керчь

Юный герой спас от гибели партизанский отряд, укрывшийся в каменоломнях.

Морская душа

В годы Великой Отечественной войны город Керчь стал ареной жестоких и кровопролитных боёв. Линия фронта проходила через него четырежды, а сражения были настолько ожесточёнными, что в городе уцелело менее 15 процентов зданий.

Героев в боях за Керчь было немало, но город до сих пор помнит самого младшего из них — 14-летнего Володю Дубинина.

Володя родился 29 августа 1927 года в семье Никифора Семёновича и Евдокии Тимофеевны Дубининых. Отец Володи, Никифор Дубинин, в годы Гражданской войны воевал против белых в партизанском отряде, позже стал моряком. Работал и на Чёрном море, и в Заполярье, так что семья успела попутешествовать по стране.

Володя рос подвижным, любознательным, немного хулиганистым парнем. Любил читать, увлекался авиамоделизмом, фотографией…

Когда началась война, Никифора Дубинина призвали в армию. Евдокия Тимофеевна с Володей и его сестрой перебралась к родне, в район Старый Карантин.

Чем ближе наступавшие гитлеровцы были к Керчи, тем активнее руководство города готовилось к партизанской войне в случае его оккупации. Базами партизанских отрядов должны были стать Аджимушкайские и Старокарантинские каменоломни, которые представляли собой настоящие крепости.

Неуловимые разведчики

Володя с приятелями узнали про партизанский отряд в Старокарантинских каменоломнях. Мальчишки стали просить взрослых взять их в партизаны. После некоторого колебания командир

отряда Александр Зябрев дал добро. Мальчишки, способные выйти из каменоломен сквозь узкие расщелины, были незаменимы в качестве разведчиков.

Как-то дома Володя нашёл медаль «За трудовую доблесть» и прикрепил её себе на рубашку, заметив: «Красиво». Сестра Валя, которая была старше Володи на два года, урезонила:

Но это ведь не твоя награда. Такую медаль надо заслужить. А ты ещё маленький!

Володя покраснел, снял медаль и ответил:

Вот увидишь, каким я стану.

После оккупации Керчи Володя ушёл с отрядом в каменоломни.

Партизаны в каменоломнях Старого Карантина очень скоро начали беспокоить немецкое командование. Однако выбить их оттуда гитлеровцы не могли. Тогда они приступили к осаде, заблокировав все выходы и старательно заливая цементом щели.

Вот тут-то и пригодились мальчишки. Володя Дубинин, Ваня Гриценко, Толя Королёв выходили из каменоломен там, где не могли выбраться взрослые, и приносили ценные сведения о противнике.

Когда гитлеровцы заблокировали все крупные лазы, в оставшиеся мог пролезть только маленький и юркий Володя. Тогда другие мальчишки стали работать как «группа прикрытия» — они отвлекали блокировавших входы солдат, давая возможность выбраться наружу. Также в условленное время ребята встречали возвращавшегося из разведки Володю.

Наперегонки со смертью

Володя и другие ребята занимались не только разведкой. Во время боёв они подносили боеприпасы, оказывали помощь раненым, выполняли другие поручения командира.

В декабре 1941 года гитлеровцы приняли решение затопить Старокарантинские каменоломни и покончить с партизанами. Находившийся в разведке Володя узнал об этом, когда до начала карательной акции оставалось всего несколько часов.

Рискуя жизнью, днём, практически на виду у немецких патрулей, Володя сумел проникнуть

В катакомбы и предупредить партизан об опасности. Командир поднял отряд по тревоге, и люди начали спешно сооружать плотины, дабы помешать планам фашистов.

Это был бег наперегонки со смертью. В какой-то момент вода в каменоломнях поднялась почти до пояса. Тем не менее за двое суток партизанам удалось создать систему плотин, не давшую гитлеровцам погубить отряд.

В спасении партизан главную роль сыграл разведчик Володя Дубинин.

Герой навсегда

В канун нового, 1942 года командование поставило задачу разведчику Дубинину добраться до Аджимушкайских каменоломен и связаться с базировавшимся там партизанским отрядом.

Но, когда Володя отправился выполнять приказ, наткнулся на… советских солдат. Это были бойцы морского десанта, которые в ходе Керченско-Феодосийской операции освободили Керчь.

Радости Володи и его боевых товарищей не было предела. Но гитлеровцы окружили Старокарантинские каменоломни сетью минных полей, и партизаны не могли покинуть их. Выйти там, где выходил Володя, взрослые физически не могли.

И тогда Володя вызвался быть проводником у сапёров. Первый день разминирования прошёл успешно, но 4 января 1942 года около 10 утра у входа в каменоломни прогремел мощный взрыв. На мине подорвались четыре сапёра и Володя Дубинин.

Погибших сапёров и Володю похоронили в братской партизанской могиле в Молодёжном парке Керчи.

Посмертно Владимир Никифорович Дубинин был награждён орденом Красного Знамени.

Городу Керчи ещё предстояли яростные бои, вторая оккупация и долгожданное окончательное освобождение 11 апреля 1944 года.

В 1973 году Керчи было присвоено звание «Город-герой».

В сражениях за Керчь мужество и героизм проявили тысячи советских воинов, но подвиг Володи Дубинина не затерялся среди них.

Его именем названа одна из улиц родного города, а в 1964 году на ней

был открыт памятник Володе.

В 1949 году писатели Лев Кассиль и Макс Поляновский выпустили книгу «Улица младшего сына», посвящённую Володе Дубинину. С этого момента юный партизан обрёл всесоюзную славу.

Спустя десятилетия, в годы перестройки, некоторым покажется, что эта слава незаслуженна, словно та медаль, которую маленький Володя прикрепил себе на рубашку.

Но история сама всё расставила по местам. Подвиг Володи Дубинина и память о нём по-прежнему живы.

Андрей Сидорчик

Что в СССР делали пионеры, как принимали в комсомол и кто такие октябрята?

Ответ редакции

После победы Октябрьской революции в различных городах возникли красные детские организации, группы и объединения. 19 мая 1922 года 2-я Всероссийская конференция комсомола приняла решение о повсеместном создании пионерских отрядов.

В первые годы советской власти пионеры помогали беспризорникам и боролись с безграмотностью, собирали книги и устраивали библиотеки, занимались в технических кружках, ухаживали за животными, ходили в геологические походы, в экспедиции по изучению природы, собирали лекарственные растения. Пионеры работали в колхозах, на полях, охраняли урожай и колхозное имущество, писали письма в газеты или в соответствующие органы власти о нарушениях, которые замечали вокруг.

АиФ.ru вспоминает, как в советское время принимали в октябрята, пионеры и кто мог стать комсомольцем.

С какого класса принимали в октябрята?

Октябрятами становились школьники 1-3-х классов, объединяемые на добровольных началах в группы при пионерской дружине школы. Группами руководили вожатые из числа пионеров или комсомольцев школы. В этих группах дети готовились ко вступлению во Всесоюзную пионерскую организацию имени В. И. Ленина.

При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная звезда с детским портретом Ленина. Символом был красный октябрьский флажок.

В честь победы Октябрьской революции с 1923 года школьников называли «октябрята». Октябрята объединялись в звёздочки (аналог пионерского звена) — 5 октябрят и ещё «серп» и «молот» — вожатый звёздочки и его помощник. В звёздочке октябрёнок мог занять одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.

В последние десятилетия советской власти в октябрята принимали всех подряд учеников начальной школы, обычно уже в первом классе.

Кого принимали в пионеры?

В пионерскую организацию принимались школьники в возрасте от 9 до 14 лет. Формально приём осуществлялся на добровольной основе. Отбор кандидатов производился открытым голосованием на сборе пионерского отряда (обычно соответствовавшего классу) или на высшем — на уровне школы — пионерском органе: на Совете дружины.

Ученик, вступающий в пионерскую организацию, на пионерской линейке давал Торжественное обещание пионера Советского Союза (текст обещания в 1980-х годах можно было увидеть на задней обложке школьных тетрадей). Коммунист, комсомолец или старший пионер вручал новичку красный пионерский галстук и пионерский значок. Пионерский галстук был символом принадлежности к пионерской организации, частицей её знамени. Три конца галстука символизировали нерушимую связь трёх поколений: коммунистов, комсомольцев и пионеров; пионер был обязан заботиться о своём галстуке и беречь его.

Приветствием пионеров был салют — поднятая чуть выше головы рука демонстрировала, что пионер ставит общественные интересы выше личных. «Будь готов!» — призывал пионеров вожатый и слышал в ответ: «Всегда готов!»

Как правило, в пионеры принимали в торжественной обстановке во время коммунистических праздников в памятных историко-революционных местах, например 22 апреля возле памятника В. И. Ленину.

К членам организации, нарушившим Законы пионеров Советского Союза, применялись наказания: обсуждение на сборе звена, отряда, совета дружины; замечание; предупреждение об исключении; как крайняя мера — исключение из пионерской организации. Исключить из пионеров могли за неудовлетворительное поведение и хулиганство.

Сбор металлолома и макулатуры и другие виды общественно-полезной работы, помощь младшеклассникам, участие в военно-спортивных «Зарницах», занятия в кружках и, конечно, отличная учёба — вот чем были наполнены пионерские будни.

Как становились комсомольцами?

Комсомольцами становились с 14 лет. Приём проводили индивидуально. Для подачи заявления нужна была рекомендация коммуниста или двух комсомольцев со стажем не менее 10 месяцев. После этого заявление могли принять к рассмотрению в школьной комсомольской организации, а могли и не принять, если не считали подателя достойной фигурой.

Тем, чьё заявление приняли, назначали собеседование с комитетом комсомола (советом комсоргов) и представителем райкома. Чтобы пройти собеседование, нужно было выучить устав ВЛКСМ, имена ключевых вождей комсомола и партии, важные даты и главное — ответить на вопрос: «Почему ты хочешь стать комсомольцем?».

Любой из членов комитета мог на испытательном этапе задать каверзный вопрос. Если кандидат успешно проходил собеседование, ему вручали комсомольский билет, в котором документировалась уплата взносов. Школьники и студенты платили 2 коп. в месяц, работающие — один процент от зарплаты.

Исключить из комсомола могли за разгильдяйство, посещение церкви, за неуплату членских взносов, за семейные неурядицы. Исключение из организации грозило отсутствием хорошей перспективы и карьеры в будущем. Бывший комсомолец не имел права вступить в партию, уехать за границу, в некоторых случаях ему грозило увольнение с работы.

Ко Дню рождения Пионерской организации

Всем известно, сколь много детей самоотверженно трудились во время Великой Отечественной войны, заменяя ушедших на фронт взрослых. Сколь многие из них воевали в составе подполья, в партизанских отрядах, в действующей армии - и погибали, совсем юные, спасая родную страну!..

Почему же пионеры становились героями? Что заставляло этих детей быть такими самоотверженными и преданными Родине? Тут есть над чем задуматься.

До начала ХХ века в России никаких отдельных детских организаций не было, да и в мире они появились лишь в середине XIX века. Первыми в России появились Христианское молодёжное движение, Молодёжная организация «Потешные войска», общество «Сетлемент» и прочие не слишком массовые организации для детей из господствующих классов. Бедняки вынуждены были зарабатывать себе на пропитание, а не объединяться в какие-то движения.

Первым по-настоящему массовым стало скаутское движение, но оно, опять же, объединяло «барчуков».


1. Скауты

История скаутского движения начинается в 1907 году с публикации книги Роберта Баден-Пауэлла «SCOUTING FOR BOYS». В Россию она попала под названием «Юный разведчик».

В России скаутинг зарождается в 1909 году. Основатель российского скаутского движения - полковник Олег Иванович Пантюхов (с 1919 г. имевший титул Старший Русский Скаут). По идеологии лидеры русского скаутизма могут быть разделены на два «крыла»: монархическое и демократическое. Идеологом демократического крыла был скульптор И.Н.Жуков, который утверждал, что скаут «не военный разведчик, а … ,пионер культуры“, „разведчик всего хорошего“, маленький друг всего мира….». Жуков вместе с Н.К.Крупской стояли у истоков пионерии (в частности, он предложил название «пионерская организация»).

(Кстати, Антон Семенович Макаренко был одним из первых людей, кто начал организовывать отряды российских скаутов. В это время он работал надзирателем в интернате при Долинском железнодорожном училище).

Скаутов к 1917 году - около 50 тысяч. Дети рабочих и крестьян не любили их по идеологическим соображениям, ведь скауты были ярко выраженными представителями «барчуков». Но движение скаутов после революции распалось надвое по идеологическому принципу: часть из них были «белыми», а часть - «красными». «Красные» влились потом в пионерскую организацию.

Острая потребность в создании детской общественной организации появилась сразу после Октябрьской революции. Не могли дети, захваченные бурной революционной стихией, оставаться к ней безучастными, и требовали своего включения в революционную борьбу.

2. Коммунистические детские движения.

А) Осенью 1918 года была создана детская организация юных коммунистов (ЮКов), но уже через год оказалась распущена.

Б) В 1921-1922 годы новые идейные и педагогические принципы детской организации разрабатывались на заседаниях Революционного Коммунистического Союза Молодёжи (РКСМ ), коллегии Наркомпроса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР), научно-педагогической секции Государственного учёного совета . К работе были привлечены видные партийные деятели и педагоги, среди которых - Надежда Константиновна Крупская , Анатолий Васильевич Луначарский , Михаил Николаевич Покровский , Павел Петрович Блонский .

Из резолюции II Всероссийской конференции РКСМ - Революционного Коммунистического Союза Молодёжи - 19 мая 1922г.: «Принимая во внимание настоятельную необходимость самоорганизации пролетарских детей, Всероссийская конференция поручает Центральному Комитету разработать вопрос о детском движении и применении в нём реорганизованной системы скаутинг. Учитывая опыт московской организации, конференция постановляет распространить этот опыт на тех же основаниях и на другие организации Революционного Коммунистического Союза Молодёжи под руководством ЦК».

В октябре 1923 года 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака» .

21 января 1924 года , в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Владимира Ильича Ленина.

В марте 1926 года установлено официальное название - Всесоюзная пионерская организация им. Владимира Ильича Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

Важнейшей задачей было вырастить человека нового типа, не скованного прежней, «буржуазной» моралью. Надежда Константиновна Крупская писала: «Взрослому человеку, выросшему в капиталистическом строе, очень трудно отказаться от старых навыков, от старых привычек, от старых отношений. А наши пионеры - ребята, у которых ещё складываются, ещё не выработаны окончательно новые отношения к общественным явлениям. Вот почему пионерское движение имеет такое совершенно исключительное значение».

* * *

К началу Великой Отечественной войны советское общество измени-лось качественно . Главным стабилизирующим фактором стала не только внешняя угроза, но и успехи в экономике, науке, образовании, которые превратили граждан СССР в единое целое с таки-ми характерными чертами как дружба, интерна-ционализм, героизм, веротерпимость, воля, муже-ство, коллективизм, общинность. Ушла в далекое прошлое разница между богатыми и бедными, различными социальными слоями. Сохранилось понимание христианских ценностей, несмотря на воинствующий атеизм. Пионер осознавал себя участником совместных действий детей и взрослых по улучшению окружающей сре-ды.

Война обострила осознание самого себя, свое-го места в жизни и в обществе, которое было сформировано за два предыдущих десятилетия: понима-ние общности ценностей, общее понимание своей истории, истории своей страны, общества, общие перспективы своего развития.

Во время войны продолжалась воспитательная работа в детской и молодёжной среде.


Пассивными формами воспитания были публикации в кни-гах, научных и публицистических статьях в газетах, короткие сообщения в листовках в партизанской пе-чати, а также воспитание через художественные образы , вызы-вающие стремление подражать героям. Были и та-кие формы, которыми действовали общественные, политические и государственные объединения - комсомол, компартия, пионерская организация и школа - собрания, беседы, встречи с военными, бойцами, людьми ратного и трудового подвига, из-вестными людьми.

Активными формами было участие в кон-кретных делах: помощи фронтовикам (тимуровское движение), уход за ранеными в госпиталях, высту-пления в составе агитбригад с концертами, восста-новление разрушенного войной, посадка деревьев, трудовая деятельность на предприятиях и в сель-ском хозяйстве, сбор денег, металлолома, маку-латуры, лекарственных растений, пузырьков для лекарств и другое. Формировало чувство патрио-тизма и негодование по фактам зверства фашистов на оккупированных территориях.

Совокупность воспитания, духовности, социо-культурных факторов, стимулирования и принуж-дения и составляло ресурс победы. Организующей силой выступала Коммунистическая партия, под руководством которой действовали и молодежные, детские объединения - комсомол и пионерская ор-ганизация.

Духовным компонентом в борьбе с фашизмом была в том числе и гордость за героическое прошлое страны: по-беда над Наполеоном, суворовские походы, героическая оборона Севастополя в Крымской войне и другое.

Война заставила общественные объединения искать и находить новые формы, методы и новое содержание деятельности . Аркадий Гайдар обратился к пионерам и школьникам СССР по радио 21 августа 1941 с призывом помогать своим трудом в борьбе за победу. В пионерских отря-дах, школах, во дворах городов и сёлах возникли тимуровские команды. В июле - середине августа 1941 годов они начали действовать по всей стране. Только в РСФСР тимуровцев было более 2-х млн. чел.

Формы активной работы:

1.Тимуровцы;

2.Зарабатывание и сбор денег в фонд обороны, на именное вооружение;

3. Труд на производствен-ных местах (фабриках, заводах, колхозах, совхо-зах).

4. Участие в боевых дей-ствиях в партизанских отрядах и подполье.

За боевые действия больше 200 тысяч пионе-ров было награждено боевыми орденами и медаля-ми. Из них более 20 тысяч «За оборону Москвы», 15249 человек - «За оборону Ленинграда». А 6 че-ловек получило звание Героев Советского Сою-за (посмертно).

* * *

А теперь - не очень широко известная страница в истории Великой Отечественной войны:

Нацистские организации молодежи

Фашистами предполагалось, что советское го-сударство и общество, имевшее многонациональ-ный состав, противоречия в «тоталитарном» обще-стве и низкий жизненный уровень распадется на враждующие группировки. Они считали, что заво-евать такую страну можно быстро. Но народ проде-монстрировал дружбу и сплоченность всех наций, мужество, героизм, самопожертвование. А ком-партия приобрела авторитет, количество людей, вступивших в ее ряды, резко увеличилось. Свои-ми действиями приобрели авторитет и комсомол, и пионерская организация. Это ярко продемон-стрировали процессы, происходящие в молодеж-ной и детской среде на временно оккупированной территории, где могли проявить себя лишь резуль-таты ранее проведенной воспитательной работы и менталитет людей, семейное воспитание и тра-диции. В основе этого воспитания было формирование коллективизма, интернационализма, взаимопомо-щи, жертвенности, любви к родине.

Нацисты, в противовес этому, воспитывали национализм, индивидуализм, стремление под-чиняться завоевателям. В русло своей идеологии они обращали население, прежде всего молодежь, ок-купированных стран. По-пытки создания молодежных объединений с фа-шисткой идеологией были предприняты во всех оккупированных странах и территориях: во Франции, Бельгии, Польше, Латвии, Литве, Эстонии, Украи-не и других. При этом организации строились по национальному признаку, состав определяла «ти-тульная» нация.

Удивляет, на первый взгляд, тот факт, что Гер-мания, находящаяся несколько лет в состоянии войны, когда, казалось бы, все ресурсы должны быть направлены на военную победу, выделяет средства, материалы, готовит кадры для работы с молодежью оккупированных стран, шьет для этих детей форму, выпускает литературу, оплачи-вает работу инструкторов. И все для формирова-ния лояльного отношения к Германии, воспитания нового понимания патриотизма.

Но созданные немцами молодежные, детские объединения на оккупированных территориях СССР распались еще до прихода Красной армии. Народ не принял чужеродные идеи.

* * *

Говоря об участии пионеров, школьников в об-щих делах народа, сложно вычленить, был ли па-триотизм детей на фронте, на оккупированной территории, в тылу только следствием их членства в пионерской организации, или же их патриотиче-ские поступки были результатом влияния воспита-тельной системы школы, пионерской организации, семьи, всех институтов советского общества. Ско-рее всего, больше влияло последнее, но нравствен-ные формы проявления патриотизма, результат и процесс воспитания оформлялись в организацион-ные формы деятельности пионерии. В годы войны среди 20 млн детей пионерского возраста (с 10 до 16 лет) лишь каждый 3-й - 4-й был в организации. Да и внутри неё не все были активистами. Однако это нисколько не умаляет заслуг пионерской организации в воспитании настоящих героев, даже если не все они были пионерами.