Погоны времен вов. Как в красной армии появились погоны. Создание новых символов

Введение.

Идеал - это путеводная звезда.

Без нее нет твердого направления,

а нет направления - нет жизни.

Л.Н. Толстой

Главной отличительной особенностью развития современной России является стремление к поиску национальной идеи. Понимание смысла самой национальной идеи растёт на позитивном восприятии и рефлексии корней своего исторического прошлого, отыскании глубинных истоков общественного бытия через осмысление собственного понимания величия национальной идеи и возрождении лучших народных традиций, хранящихся в сокровищнице, подаренной миру русской литературой.

Общеизвестно, что любая страна, нация, государство только тогда обретают прочность, устойчивость, волю к жизни, способность к развитию, когда люди, народ воодушевляются великой идеей, благородным и светлым идеалом. И наоборот, всякий раз, когда народ лишается большой цели, вдохновляющей идеи, мечты, он теряет активный творческий заряд, перестает быть жизнеспособным субъектом истории. Без реально существующего социального, национального, государственного идеала нормальное существование и развитие человеческого общества так же невозможно, как жизнеспособность всякой целостной системы - без цели.

Что же есть идеал? Актуальность этого вопроса в наши дни и определила выбор данной темы. Больше всего меня заинтересовал идеал человека, запечатленного в древнерусской литературе, потому что, как мне кажется, в древности люди были помыслами чисты, и все их мысли исходили из сердца. Тем более что один из героев Древней Руси, чей образ был положен в основу одного из произведений – Великий князь Новгородский и один из святых Александр Невский – в сентябре 2009 года был провозглашен Православной Церковью России национальным идеалом нашего государства. Помимо того, знакомство с истоками отечественной культуры даёт нам новые знания, помогая постичь новый взгляд на мир, иное мышление. Русская литература в своем многовековом развитии создала художественные ценности мирового значения.

Гипотеза: Мы предполагаем, что образ идеального человека – понятие вневременное, обладающее набором определенных характеристик, идентичных вне зависимости от исторического контекста, однако не без влияния «запросов» современного ему общества.

Итак, тема данной исследовательской работы « Идеал человека в древнерусской литературе и в современном обществе ». Целью данной работы является комплексный анализ характеристик главных героев древнерусской литературы и выделение модели «идеал современного старшеклассника».

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи :

  • Выявить характерные черты национального идеала в устном народном творчестве, в древнерусских произведениях различных жанров(слово, житие, древнерусская повесть, поучение).
  • Представить классификацию признаков национального идеала в древнерусских произведениях.
  • Сопоставить представление об идеальном человеке в древнерусской литературе и в сознании современного человека.

Новизна предлагаемого исследования заключается в анализе основных параметров идеального человека , в системном описании принципов определения идеальных черт, которые способны отразить языковое самосознание, дать сведения о культуре этноса, о народной картине мира.

Объект исследования: образ идеального человека, воплощенный в древнерусской литературе и выраженный в представлении современного молодого человека.

Методы исследования: анализ древнерусских литературных текстов; социологическое исследование в форме устного опроса среди учащихся 9-11 классов МСОШ № 40; моделирование образа идеального человека; обобщение материала, полученного в ходе исследования.

Теоретическая значимость исследования: исследование на основе древнерусских литературных текстов и социологического опроса среди старшеклассников с целью комплексной характеристики модели идеального человека.

Практическая значимость исследования: данная исследовательская работа может быть использована во внеурочной деятельности педагога по литературе, имеет высокую социальную значимость с точки зрения формирования у подростков национального идеала, ориентирована на старшую возрастную категорию школьников.

Глава 1. Идеал человека в древнерусской литературе.

В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек - Его создание, тварь Божия. Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.

Чем больше человек работает над этим, тем больше он как бы изнутри озаряется внутренним светом, который посылает ему Бог как свою благодать. Поэтому на иконах святых мы видим сияние вокруг их голов - золотой нимб. Человек живёт на пересечении двух миров – видимого и невидимого. Праведный, благочестивый образ жизни (особенно молитва, покаяние, пост) мог сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным.

Русская литература уже с древнейшего периода отличалась высоким патриотизмом, интересом темам общественного и государственно строительства, связью с народным творчеством. Она поставила в центр своих исканий человека, она ему служит, ему сочувствует, его изображает, в нем отражает национальные черты, в нем ищет идеалы. Мы отобрали для анализа и выделения характеристики образа идеального человека следующие древнерусские тексты, а также произведения УНТ: пословицы и поговорки русского народа, былины об Илье Муромце, русские народные сказки («Конек-горбунок» в переложении П.П.Ершова), «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха», «Слово о погибели Русской земли», «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Сказание о житии Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Сергия Радонежского», «Житие протопопа Аввакума», «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Результаты исследования древних текстов отразились в таблице «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ».

Таблица 1 «Характеристика героев древнерусской литературы и УНТ»

Название произведения

Литературный герой

Цитатная характеристика героя

Проявившиеся черты характера

Пословицы и поговорки русского народа

Обобщенный образ русского человека

Терпение и труд все перетрут. Мастерство везде в почете. Держись крепче сохи да бороны. Господь повелел от земли кормиться. Худое ремесло лучше хорошего воровства. Всякий дом хозяином держится. Будь малым доволен – больше получишь. Спесь в добро не вводит. Не в силе Бог, а в правде. Глупа та птица, которой свое гнездо не мило. Русский ни мечом, ни с калачом не шутит. Век живи – век учись. и др.

терпение, трудолюбие, вера в Бога, соблюдение норм христианской морали, мудрость, любовь к Родине, стремление к самосовершенствованию, к самоанализу, честность, верность, ум и смекалка, доброта

Былины об Илье Муромце

Илья Муромец

1Он как выпил, Илей, пива-то яндому,
Он почуял в себе, Илей, силу да великую.

От земли столб был да до небушки,

Ко столбу было золото кольцо,

За кольцо бы взял, святорусску оворотил…

2А он мог бы постоять один за веру, за отечество,
Мог бы постоять один за Киев- град,
Мог бы постоять один за церкви за соборные,
Мог бы поберечь он князя да Владимира,..

3Он пустил коня да богатырского
По тому раздольицу чисту полю
Во тую во силушку великую,
Стал конем топтать да и копьем колоть…

4Он просил себе тут Бога на помочь,

Да и Пречистую Пресвятую Богородицу…

необыкновенная физическая сила, ловкость, удаль, вера в Бога, любовь к Родине, готовность ее защитить от захватчиков, честность, верность

Русские народные сказки («Конек-горбунок» в пересказе П.П.Ершова)

Иван-дурак

1У старинушки три сына:

Старший умный был детина,

Средний сын и так и сяк,

Младший вовсе был дурак.

2"Эхе-хе! так вот какой

Наш воришко!.. Но, постой,

Я шутить ведь, не умею,

Разом сяду те на шею.

Но Иван и сам не прост --

Крепко держится за хвост.

3"Посмотри, каких красивых

Двух коней золотогривых

Наш дурак себе достал:

Ты и слыхом не слыхал".

4"Стыдно, братья, воровать!

Хоть Ивана вы умнее,

Да Иван-то вас честнее:

Он у вас коней не крал".

смекалка, честность, верность, удачливость, терпение, способность выполнять «задачи царя» лучше других, доброта, мудрость, храбрость

«Слово о полку Игореве»

1Начнем же, братия, повесть сию

От старого Владимира до нынешнего Игоря.

Натянул он ум свой крепостью,

Изострил он мужеством сердце,

Ратным духом исполнился

И навел храбрые полки свои

На землю Половецкую за землю Русскую…

2Братия и дружина!

Лучше нам быть порубленным, чем даться в полон.

Сядем же, други, на борзых коней

Да посмотрим синего Дона!"

3Миновалися брани князей на неверных.

Брат сказал брату: то мое, а это мое же!

И стали князья говорить про малое, как про великое,

И сами на себя крамолу ковать,

А неверные со всех сторон приходили с победами на Русскую землю!..

4Прыснуло море к полуночи;

Идут мглою туманы;

Игорю-князю бог путь указывает

Из земли Половецкой в Русскую землю…

любовь к «земле Русской», готовность за нее «постоять», храбрость, мужество, способность к духовному единению в «минуту опасности», мудрость, верность, способность к самоанализу, божественное покровительство человеку «с чистыми помыслами»

«Поучение Владимира Мономаха»

Владимир Мономах

1…страх имейте божий в сердце своем…

2…не станет лениться, а будет трудиться. но малым делом можно получить милость божию...

3…иметь душу чистую и непорочную, тело худое, беседу кроткую и соблюдать слово… господне: «Есть и пить без шума великого, при старых молчать, премудрых слушать, старшим покоряться, с равными и младшими любовь иметь, без лукавства беседуя, а побольше разуметь; не свиреповать словом, не хулить в беседе, не много смеяться, стыдиться старших, с непутевыми женщинами не беседовать и избегать их, глаза держа книзу, а душу ввысь, не уклоняться учить увлекающихся властью, ни во что ставить всеобщий почет…

соблюдение норм христианской морали, мудрость, терпение, стремление к созидательному труду, духовная красота и гармония, стремление к самосовершенствованию

«Слово о погибели Русской земли»

Владимир Мономах

1О светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, - всего ты исполнена, земля Русская, о правоверная вера христианская!..

2Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели…Буртасы, черемисы, веда и мордва бортничали на князя великого Владимира. И сам господин Мануил Цареградский, страх имея, затем и великие дары посылал к нему, чтобы великий князь Владимир Царьграда его не взял…

любовь к Родине, желание ее защитить, понимание роли христианства в истории Руси, мужество, отвага, сила и храбрость

«Повесть о разорении Рязани Батыем»

Евпатий Коловрат

1О государи мои и братия! Если из рук господних благое приняли, то и злое не потерпим ли? Лучше нам смертью славу вечную добыть, нежели во власти поганых быть. Пусть я, брат ваш, раньше вас выпью чашу смертную за святые божии церкви, и за веру христианскую, и за отчину отца нашего великого князя Ингваря Святославича». И пошел в церковь Успения пресвятой владычицы богородицы, и плакал много перед образом пречистой, и молился великому чудотворцу Николе и сродникам своим Борису и Глебу…

2И пошел против нечестивого царя Батыя, и встретили его около границ рязанских, и напали на него, и стали биться с ним крепко и мужественно, так что всем полкам татарским подивиться крепости и мужеству рязанского воинства…

3И стал сечь силу татарскую, и многих тут знаменитых богатырей Батыевых побил, одних пополам рассекал, а других до седла разрубал. И возбоялись татары, видя, какой Евпатий крепкий исполин…

любовь к Родине, готовность защитить родную землю, сила и мужество, честность и верность, соблюдение норм христианской морали

«Сказание о житии Александра Невского»

Александр Невский

1…рад был поведать о святом, и честном, и славном житии его…

2И красив он был, как никто другой, и голос его - как труба в народе, лицо его - как лицо Иосифа, которого египетский царь поставил вторым царем в Египте, сила же его была частью от силы Самсона, и дал ему Бог премудрость Соломона, храбрость же его - как у царя римского Веспасиана, который покорил всю землю Иудейскую…

3Так же и князь Александр - побеждал, но был непобедим…

4Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ…

5И никогда не было противника, достойного его в бою…

красота физическая и духовная, мудрость, сила и храбрость, вера в Бога, воинская доблесть, благородство и величие, самоотверженность, любовь к Родине

«Сказание о Борисе и Глебе»

князья Борис и Глеб

1Были они родом христолюбивы, братолюбивы, лицом прекрасны, очами светлы, взором грозны, сверх меры храбры, сердцем легки, к боярам ласковы, к приезжим приветливы, к церквам прилежны, на пирование скоры, до государских потех охочи, ратному делу искусны, и перед братией своей и перед их послами величавы. Мужественный ум имели, в правде-истине пребывали, чистоту душевную и телесную без порока соблюдали…

2«В любви нет страха, совершенная любовь изгоняет страх». Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви»...

духовная и физическая красота, сила и храбрость, «мужественный ум», соблюдение норм христианства и истинная вера, трудолюбие, мудрость, доброта, терпение, смирение, праведничество

«Житие Сергия Радонежского»

Сергий Радонежский

1Приняв благодать рукоположения, преподобный Сергий ежедневно совершал божественную литургию, причем для всякого молитвословия являлся в церковь раньше всех. Равно как и в келейных делах, он по-прежнему продолжал служить братии: рубил дрова, носил воду, делал свечи, варил кутью…

2При таком трудолюбии, глубоком смирении и безмолвном житии он постоянно занимался чтением слова Божия и молитвой, почему Господь и удостоил его благодатных даров прозрения и чудотворения…

3преподобный ввел в своей обители странноприимство, питание нищих и подавание просящим. Странники, нищие и больные всегда находили здесь упокоение и довольство…

4Князь Дмитрий, напутствуемый молитвами преподобного, одержал знаменитую Куликовскую победу, ставшую началом освобождения России от ига татарского…

5Будучи славен высокими подвигами благочестия, преподобный был украшен еще и даром прозрения…

6Принесите мне жизнеописания древле прославленных угодников Божиих и увидим на истине, яко ни в чем не уступает он святым мужам, древле просиявшим. Ибо и сам он был подвижником благочестия, и пустыню наполнил добродетелями многих учеников своих, в посте и безмолвии просиявших…

истинная вера в Бога, смирение, праведничество, трудолюбие, доброта, милосердие, мудрость, терпение, духовная красота, любовь к России

«Житие протопопа Аввакума»

протопоп Аввакум

1А я говорю: "господи Исусе Христе, сыне божий, помогай мне!" Да то ж, да то ж беспрестанно говорю. Ко всякому удару молитву говорил, да осреди побой вскричал я к нему: "полно бить тово!" Так он велел перестать. И я промолвил ему: "за что ты меня бьешь? ведаешь ли?" И он паки велел бить по бокам, и отпустили. Я задрожал, да и упал.

2Всесвятая троице, боже и содетелю всего мира! поспеши и направи сердце мое начати с разумом и кончати делы благими, яже ныне хощу глаголати аз недостойный; разумея же свое невежество, припадая, молю ти ся и еже от тебя помощи прося: управи ум мой и утверди сердце мое приготовитися на творение добрых дел, да, добрыми делы просвещен, на судище десныя ти страны причастник буду со всеми избранными твоими.

3Людие же бесстрашно и дерзновенно ко мне побрели, просяще благословения и молитвы от меня; а я их учу от писания и пользую словом божиим. Увы! коли оставлю суетный век сей? Воистину не знаю, как до краю доживать: добрых дел нет, а прославил бог! То ведает он, - воля ево.

праведная жизнь, вера в Бога, мудрость и терпение, стойкость и мужество, честность и верность, глубокая искренность чувств

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Петр и Феврония

1Глагола еи юноша: "Вижу тя, девице, мудру сущу. Повежь ми имя свое". Она же рече: "Имя ми есть Феврониа.

2Она же рече: "Да приведеши князя твоего семо. Аще будет мяхкосерд и смирен в ответех, да будеть здрав!"

3Блаженныи же князь Петр, не възлюби временнаго самодержавства, кроме божиих заповедеи, но по заповедем его шествуя, держашеся сих, яко же богогласныи Матфеи в своем благовестии вещает. Рече бо, яко "иже аще пустит жену свою, развие словеси прелюбодеинаго, и оженится иною, прелюбы творит". Сеи же блаженныи князь по евангелию сътвори: одержание свое, яко уметы, вмени, да заповеди божиа не раздрушита.

4ко всем любовь равну имуще, не любяще гордости, ни граблениа, ни богатества щадяще, но в бога богатеюще.

мудрость, глубокий ум, духовная красота, соблюдение норм христианской морали, честность и верность, милосердие, умение прощать, стойкость и мужество, любовь

Так постепенно из века в век складывается образ прекрасного русского человека, который можно понимать как идеал. У писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное – не внешняя красота, красота тела и лица, а красота души. В представлении древних русичей носитель абсолютной, идеальной красоты только Господь Бог. Человек - Его создание, «тварь Божия». Красота человека зависит от того, насколько полно в нём выражается божественное начало, то есть его способность, желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.

национальный идеал , к которым можно отнести следующие (число упоминаний в древнерусских текстах отражено в Диаграмме № 1 Приложения):

  • Беззаветная любовь к Родине – 10,
  • Честность и верность – 7,
  • Готовность «сложить голову» за нее в минуту опасности, воинская доблесть – 10,
  • Сила и храбрость – 8,
  • Духовная красота – 10,
  • Ум и смекалка – 6,
  • Праведничество, вера в бога, соблюдение норм христианской морали (почитать старшего, жить в любви и согласии и т.д.) – 10,
  • Доброта и милосердие – 7,
  • Склонность к самоанализу – 4,
  • Трудолюбие и усердие – 8,
  • Стремление к самосовершенствованию – 4,
  • Мудрость и терпение – 7,
  • Способность к созиданию и творчеству – 5.

Именно такими чертами личности обладает идеал древнерусского человека, если судить по литературным источникам того времени. Совпадает ли такой идеал с представлениями о нем современного молодого человека?

Глава 2. Представления об идеале современных старшеклассников.

Идеал человека на протяжении веков существенно менялся под действием тех или иных событий в жизни людей и страны, и я решила выяснить, каким предстаёт идеальный человек для моих сверстников, проведя социологический опрос среди 9-11 классов.

В анкетировании участвовало 34 человека, которым были предложены следующие вопросы:

  • Какие из произведений древнерусской литературы Вам известны?
  • Каким предстаёт, по Вашему мнению, идеал человека в этих произведениях?
  • Какой человек, как Вы считаете, является идеальным в современном мире?
  • Какими качествами должен обладать?
  • Согласны ли Вы с утверждением, что истинная красота человека заключена в красоте его души?
  • Кто из современников соответствует Вашему представлению об идеале?
  • Насколько Вы соответствуете идеалу?
  • Хотели бы Вы стать «идеальнее? Почему?

2.1. Выявлены слабые знания литературных произведений Древней Руси. Ученикам известны лишь два произведения того периода: «Слово о полку Игореве» и «Песнь о вещем Олеге». Следовательно, определение идеального человека у большинства связано с современным человеком, а не с историческими личностями. Более того, результаты показали в целом, что ученики смутно представляют себе понятие «идеал».

Обработав полученные данные о представлении идеала, я получила следующее соотношение (Смотри Диаграмму 2 «Приложения»):

60% опрошенных считают идеальным человеком человека честного, отважного, сильного, готового прийти на помощь нуждающимся, любящего Родину. родителей, мудрого, верного, способного к творчеству и т.д.

20% опрошенных считают, что идеален человек практичный, хитрый, умеющий адаптироваться в любой ситуации.

10% -считают идеальными людьми своих родителей, на которых можно равняться.

10%-затрудняются определить для себя понятие идеала.

2.2. Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие (Смотри «Диаграмму 3 «Приложения»):

чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%),

Честность и верность (60%),

Мудрость(55%),

Образованность (54%),

Предприимчивость (28%).

2.3. На вопрос: «Насколько Вы соответствуете идеальному образу?» старшеклассники ответили следующее (Смотри Диаграмму 4 «Приложения»):

Примечательно, что при ответе на вопрос: «Хотели бы Вы соответствовать идеалу человека?» мнения респондентов распределились таким образом (Диаграмма 5):

К вопросу о причинах, по которым человеку свойственно стремление к идеалу, основные ответы сводились к следующему (Диаграмма 6):

Таким образом, можно выделить 3 уровня низший высокий наивысшее

2.4. На вопрос: «Кто из современников (и не современников) соответствует идеалу?» старшеклассники ответили (Диаграмма 7, Таблица 2):

Такой разброс мнений лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» - то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек.

Приложение.

Диаграмма 1 «Национальный идеал древнерусского человека»

Диаграмма 2 . «Соотношение идеал (60%) - антиидеал (20%) – родители как идеал (10%), затруднились ответить(10%)»

Диаграмма 3. «Признаки идеала современного молодого человека»

Диаграмма 4. «Соответствие респондентов идеалу»

Диаграмма 5. «Желание респондентов соответствовать идеалу».

Диаграмма 6. «Причины стремления человека к идеалу»

Диаграмма 7. «Ваш идеал – сущестующий человек»

Таблица 2 . «Ваш идеал – существующий человек»

Иисус Христос, основоположник христианства – 97%

Мать Тереза, основательница «Ордена милосердия» - 78%

Медведев Д.А., президент России – 59%

Путин В.В., премьер-министр, экс-президент России – 59%

Пушкин А.С., русский поэт 19 века, «золотого века русской поэзии» - 47%

Ломоносов М.В., ученый и поэт, «наш первый русский университет» - 44%

Леонардо да Винчи, художник и ученый, «титан эпохи Возрождения» - 34%

Билл Гейтс, основатель компании «Microsoft» - 33%

Сахаров А.Д., академик, физик-ядерщик, создатель водородной бомбы – 29%

Михалков Н.С., русский кинорежиссер, глава «Союза кинематографистов России» - 22%

Солженицын А.И., советский писатель диссидент – 21%

Хаматова Чулпан, русская актриса кино и театра, основатель благотвлорительного фонда «Подари жизнь» - 18%

Познер В.В., телеведущий, социолог – 16 %

Сам Человек – 10 %

Заключение.

Каждый исторический период формирует свое представление об идеале человека, который прославлялся в литературных памятниках. Идеал - это то необъяснимое, завораживающее понятие, которое не имеет стереотипа, точного определения.

Изучив содержание древнерусских текстов различных жанров, я пришла к выводу, что русский национальный идеал складывается из вполне определенных признаков , характерных типологических черт , к которым можно отнести следующие:

  • Беззаветная любовь к Родине,
  • Готовность «сложить голову» за нее в минуту опасности,
  • Духовная красота,
  • Праведничество, соблюдение норм христианской морали (почитать старшего, жить в любви и согласии и т.д.),
  • Склонность к самоанализу,
  • Стремление к самосовершенствованию,
  • Способность к созиданию и творчеству,
  • Честность и верность,
  • Сила и храбрость,
  • Ум и смекалка,
  • Доброта и милосердие,
  • Трудолюбие и усердие,
  • Мудрость и терпение.

Среди основных признаков национального идеала старшеклассники выделили следующие:

Чувство патриотизма, способность и желание защищать Отечество (78%),

Внутренняя гармония и красота (65%),

Миролюбие, милосердие, доброта (63%),

Честность и верность (60%),

Способность к творчеству (57%),

Мудрость(55%),

Образованность (54%),

Здоровый образ жизни (50%),

Умение добиваться намеченной цели (38%),

Социальная активность (34%),

Предприимчивость (28%).

Из вышеизложенных данных опроса становится очевидным то обстоятельство, что идеал современного человека по большинству параметров тождественен идеалу человека, представленному в древнерусской литературе. К новообразованиям современного идеала следует отнести умение добиваться намеченной цели, социальную активность, предприимчивость , что вполне соответствует запросам современного общества. В целом же, понятие «идеал человека» остается вне времени, постоянной единицей с «набором» лучших качеств национального характера русского человека.

По данным анкетирования старшеклассников можно выделить 3 уровня сформированности позиции, отражающей стремление к идеалу современного молодого человека: низший уровень, когда человек всего лишь хочет казаться, а не быть (тот самый «приспособленческий идеал»), высокий уровень, когда старшеклассники действительно ощущают потребность быть лучше, «идеальнее», и наивысшее проявление этого стремления – сделать МИР ЛУЧШЕ, ЧИЩЕ, КРАСИВЕЕ.

Разброс мнений учеников 9-11 классов МСОШ № 40 по вопросу о том, кто из реально существующих (существовавших) людей может считаться идеалом, лишний раз свидетельствует о некоторой доле неопределенности при осмыслении идеала и о невозможности существования по-настоящему идеального человека. На то он и идеал, слово, образованное от слова «идея» - то, что нельзя «потрогать», но можно представить, то, к чему хочется и нужно стремиться, что, безусловно, заложено в самой человеческой природе. Без этого стремления, на мой взгляд, человек не может состояться как Человек. Потому что, как утверждал Т.Карлейль: «Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его – в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить свой идеал.»

Список использованной литературы.

  1. Русская литература, учебник-практикум,9 класс, изд. Мнемозина,1999.
  2. История русской литературы X- XVII веков, Д.С.Лихачёв, Москва «Просвещение», 1980.
  3. «Человек в литературе Древней Руси», Д.С. Лихачёв, изд.2-е М., 1970.
  4. Пословицы русского народа. В.И.Даль. Москва, «ННН»,1994.
  5. «Поэтика древнерусской литературы», Д.С.Лихачёв, изд. «Наука»,1979.
  6. «Древнерусская литература», Е. Рогачевская, изд. «Школа-пресс», 1996.
  7. Русская литература, Энциклопедия для детей Аванта +, Москва «Аванта +», 1998.
  8. Храбрые русичи. Сборник. Е.И.Осетров, Московский рабочий,1986.

Введение

Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Её начало восходит ко второй половине 10 века. Из этого великого тысячелетия более семисот лет принадлежат периоду, который принято называть "древней русской литературой".

Литература возникла внезапно. Скачок в царство литературы произошел одновременно с появлением на Руси христианства и церкви и был подготовлен всем предшествующим культурным развитием русского народа.

Художественная ценность древнерусской литературы еще до сих пор по-настоящему не определена.

Русская литература 11 - 17 веков развивалась в своеобразных условиях. Она была рукописной. Книгопечатанье, появившееся в Москве в середине 16 веков очень слабо изменило характер и способы распространения литературных произведений. В основном и в 17 веке литературные произведения продолжали, как и раньше, распространяться путем переписки.

Некоторые из древнерусских литературных сочинений читались и переписывались в течение нескольких веков. Другие быстро исчезали, но понравившиеся переписчикам части включались в состав других произведений, так как чувство авторской собственности еще не развилось настолько, чтобы охранять авторский текст от изменений или от заимствований из других произведений.

Ни одно из произведений древней Руси - переводное или оригинальное - не стоит обособленно. Все они дополняют друг друга в создаваемой ими картине мира. Мы часто говорим о внутренних закономерностях развития литературных образов в произведениях новой литературы и о том, что поступки героев обусловлены их характерами. Каждый герой новой литературы по-своему реагирует на воздействия внешнего мира. Вот почему поступки действующих лиц могут быть даже "неожиданными" для авторов, как бы продиктованными авторам самими действующими лицами.

Аналогичная обусловленность есть и в древней литературе. Герой ведет себя так, как ему положено себя вести, но положено не по законам закономерного характера, а по законам того разряда героев, к которому принадлежит герой в феодальном обществе. Например, идеальный полководец должен быть благочестив и должен молиться перед выступлением в поход. И вот в "Житии Александра Невского" описывается, как Александр входит в храм Софии и молится со слезами Богу о даровании ему победы. Идеальный полководец должен побеждать многочисленного врага немногими силами, и ему помогает Бог.

У писателей Древней Руси было вполне определенное отношение к изображению человека. Главное - не внешняя красота, красота лица и тела, а красота души.

В представлениях древних русичей, носителем абсолютной, идеальной красоты был только Господь Бог. Человек - Его создание, тварь Божья. Красота человека от того, насколько полно в нем выражалось Божественное начало, то есть его способность желание следовать заповедям Господа, трудиться над совершенствованием своей души.

Чем больше человек работала над этим, тем больше он как бы изнутри озарялся внутренним светом, который посылал ему Бог, как свою Благодать. Богатая духовная жизнь любого человека могла сотворить чудо: сделать некрасивого прекрасным. Для этого необходим праведный, благочестивый образ жизни (особенно путем молитвы, покаяния, поста). Значит, Духовная сфера воспринималась, прежде всего, эстетически; в ней видели высшую красоту. Она не нуждалась в красоте физической.

Идеалом человека в Древней Руси считались в первую очередь святые подвижники, в которых видели прямых посредников между грешным человеком и божественной сферой. В каждой эпохе были свои герои. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе. Но прежде рассмотрим периодизацию истории древнерусской литературы.1. Периодизация истории древнерусской литературы

Произведения литературы Древней Руси всегда прикреплены к конкретному историческому событию, к конкретному историческому лицу. Это повести о битвах (о победах и поражениях), о княжеских преступлениях, о хождениях в святую землю и просто о реально существующих людях: чаще всего о святых и князьях-полководцах. Есть повести об иконах и о построении церквей, о чудесах, в которые верят, о явлениях, которые якобы совершились. Но не новых произведений на явно вымышленные сюжеты.

Литература огромным потоком сопровождает русскую действительность, русскую историю, следует за ней по пятам. Боясь лжи, писатели основывают свои произведения на документах, которыми считают и всю предшествующую письменность.

Литература Древней Руси - свидетельство жизни. Вот почему сама история до известной степени устанавливает периодизацию литературы.

Литературу 11 - первой трети 13 века можно рассматривать как единую литературу Киевской Руси. Это век единого древнерусского государства. Век первых русских житий - Бориса и Глеба и первого дошедшего до нас памятника русского летописания - "Повести временных лет".

Далее наступает сравнительно короткий период монголо-татарского нашествия, когда создаются повести о вторжении монголо-татарских войск на Русь, о битве на Калке, "Слово о погибели Русской земли" и "Житие Александра Невского". Литература сжимается до одной темы, но тема эта проявляется с необыкновенной интенсивностью, и черты монументально-исторического стиля приобретают трагический отпечаток и лирическую приподнятость высокого патриотического чувства.

Следующий период, конец 14 века первая половина 15 века - это век Предвозрождения, совпадающий с экономическим и культурным возрождением Русской земли в годы, непосредственно предшествующие и последующие за Куликовой битвой 1380 года. Это период экспрессивно-эмоционального стиля и патриотического подъема в литературе, период возрождения летописания и исторического повествования.

Победа, одержанная русскими над монголо-татарами на Куликовом поле, произвела огромное впечатление не только на современников. Этим объясняется то, что Мамаеву побоищу посвящен целый ряд литературных памятников: "Задонщина", "Сказание о Мамаевом побоище" и др.

Во второй половине 15 века в русской литературе обнаруживаются новые явления: получают распространение памятники переводной литературы, развивается публицистика.

С середины 16 века в литературе все больше сказывается официальная струя.17 век - век перехода к литературе нового времени. Это век развития индивидуального начала во всём: в самом типе писателя и его творчестве, век развития индивидуальных вкусов и стилей, писательского профессионализма и чувства авторской собственности.

Такова периодизация истории древней русской литературы. Нет необходимости рассматривать все памятники, бытовавшие в Древней Руси. На примере нескольких произведений рассмотрим, как развивалась тема человека и его деяний в древнерусской литературе.

Человек в литературе древней Руси

Одним из первых, важнейших жанров возникающей русской литературы явился жанр летописи. Древнейший реально дошедший до нас летописный свод - Это "Повесть временных лет", созданная предположительно около 1113 года. Именно здесь мы впервые узнаем о людях Древней Руси.

Киевские книжники утверждали, что история Руси подобна истории других христианских государств. Здесь также были свои христианские подвижники, пытавшиеся личным примером побудить народ к принятию новой веры: княгиня Ольга крестилась в Константинополе и убеждала своего сына Святослава тоже стать христианином. Были на Руси свои мученики и свои святые, например, Борис и Глеб, убитые по приказанию своего брата Святополка, но не преступившие христианских заветов братолюбия и покорности старшему.

На сюжет о мученической смерти Бориса и Глеба написаны два жития. Автором одного из них "Чтения о житии и погублении Бориса и Глеба" является летописец Нестор. Создание церковного культа Бориса и Глеба преследовало две цели. Во-первых, канонизация первых русских святых поднимала церковный авторитет Руси. Во-вторых, утверждал государственною идею, согласно которой все русские князья - братья, и в то же время подчеркивал обязательность "покорения" младших князей старшим.

"Чтение" Нестора, действительно, содержит все элементы канонического жития: оно начинается обширным вступлением, с объяснением причин, по которым автор решает приступить к работе над житием, с кратким изложением всемирной истории от Адама до крещения Руси. В собственно житийной части Нестор рассказывает о детских годах Бориса и Глеба, о благочестии, отличавшем братьев еще в детстве и юности; в рассказе об их гибели еще более усилен агиографический элемент: они готовятся принять смерть как торжественное и предназначенное им от рождения страдание. В "Чтение", в соответствии с требованием жанра, присутствует и рассказ о чудесах, совершающихся после гибели святых, о чудесном "обретении" их мощей, об исцелениях больных у их гроба.

Таким образом, святые Борис и Глеб вошли в русскую литературу, как люди, чтившие христианские заветы.

Другим произведением агиографического жанра можно считать "Повесть о житии Александра Невского", написанного, как предполагает Д.С. Лихачев, митрополитом Кириллом между 1263 - 1280 гг.

Характеристики Александра Невского в произведении разноплановы. В соответствии с житийными канонами подчеркиваются его "церковные добродетели". И в то же время Александр, величественный и прекрасный внешне. Мужественный и непобедимый полководец. В своих воинских действиях Александр стремителен, самоотвержен и беспощаден. Получив известие о приходе на Неву шведов. Александр "разгорелся сердцем", "с малою дружиною" он устремляется на врага. Стремительность Александра, его полководческая удаль характерна для всех эпизодов, в которых говорится о ратных подвигах князя. Здесь он предстает как эпический герой.

Для автора Александр не только герой-полководец и мудрый государственный деятель, но и человек перед воинской доблестью и государственной мудростью которого он преклоняется. Для врагов Русской земли князь страшен и беспощаден. Это идеал мудрого князя - правителя и полководца. Вплоть до 16 века "Повесть о житии Александра Невского" являлась своего рода эталоном для изображения русских князей при описании их воинских подвигов.

Нельзя не рассказать еще об одной выдающейся личности древней Руси. Владимир Мономах - виднейший государственный деятель, крепко стоящий на страже интересов Русской земли, человек большого ума и литературного таланта. Он снискал преданную любовь к себе и большое уважение у своих современников и потомства.

Под 1096 годом в "Повести временных лет" по Лаврентьевскому списку помещено "Поучение" Владимира Мономаха, соединенное с его письмом к князю Олегу Черниговскому. "Поучение" обращено Мономахом к его детям и продолжено его автобиографией. В своем "Поучение" Владимир Мономах выступает как умудренный большим жизненным опытом, благородным, гуманно настроенным человеком, всегда помышляющий о благе своего государства, призывающий к защите слабых от сильных и власть имущих. В то же время это князь энергичный, предприимчивый, наделенный военными доблестями, всю жизнь проводящий в неустанных трудах и в опасных воинских походах. Когда к нему приходят послы от его братьев с предложением соединенными силами выгнать Ростиславичей из их удела и отнять их волость, он отказывается это сделать, потому - что не хочет нарушать крестную клятву. Давать клятву он советует только в том случае, если клянущийся может сдержать ее, но, поклявшись, нужно соблюдать обещание, чтобы не погубить своей души.

Особенно настойчиво Мономах советует защищать всех обездоленных и призывает к нисхождению даже по отношению к преступникам. Старых нужно почитать, как отца, а молодых - как братьев.

Мономах зовет своих детей к деятельной жизни, к постоянному труду и убеждает их не пребывать никогда в лености и не предаваться разврату. Нельзя ни на кого полагаться, самому нужно во все входить и за всем надзирать, чтобы не случилось какой - либо беды.

Перечисляя многие свои "пути" и "ловы" (походы и охоты), Мономах имеет в виду личным примером научить своих детей и всех тех, кто прочтет его "грамотицу", которая была написана не только для детей князя.

Владимир Мономах осуждает междоусобицы, стремится к смягчению феодальной эксплуатации, достигшей в 11 веке жестоких форм, и установлению на Руси твердой и единой власти.

Мономах не стремится составить в своем "Поучении" законченную биографию, а передавал лишь цепь примеров из своей жизни, которые он считал поучительными. В этом уменье выбрать из своей жизни то, что представляет не личный, а гражданский интерес, заключается своеобразие автобиографии Мономаха.

Обзор Мономаха выступает в "Поучении" как бы помимо его воли, чем достигает особенной художественной убедительности. В последствии Владимир Мономах был идеализирован русской летописью.

Для потомков "Поучение" являлось своего рода настольной книгой в нравственном воспитании.

В русскую литературу 17 век вошел как "бунташный". Бунты и мятежи отражали непримиримые социальные противоречия допетровской Руси. Такой была и культура 17 века, утратившая то внешнее единство, ту относительную монолитность, которые характерны для средневековья. Анонимной остается беллетристика. Повысился удельный вес авторских произведений. Появилась литература низов общества. Эти низы - бедное духовенство, подьячие, грамотное крестьянство - заговорили независимым и свободным языком пародии и сатиры.

Среди переводных и оригинальных новелл повести и сказания.

"Повесть о Карпе Сутулове" дошла до нас в единственном, притом утраченном ныне списке (сборник, в который вошла повесть, был разделен на отдельные тетради; некоторые из них не сохранились). Русский купец Карп Сутулов, отправляясь в торговую поездку, наказывает своей жене Татьяне в случае нужды попросить денег у приятеля своего, Афанасия Бердова, тоже купца. В ответ на просьбу Татьяны недостойный друг мужа домогается ее любви. Татьяна идет за советом к попу, который оказывается не лучше Афанасия Бердова, потом - к архиерею. Но и в этом архипастыре, давшем обед целомудрия, вспыхнула греховная страсть. Татьяна притворно решает уступить, и всем троим, назначает свидания у себя дома. Первым является Афанасий Бердов. Когда в ворота стучится поп, Татьяна говорит Афанасию, что это вернулся муж, и прячет первого гостя в сундук. Тем же способом она избавляется от попа и архиерея - в последнем случае виновницей переполоха оказывается подговоренная ею служанка. Дело оканчивается тем, что посрамленные искатели извлекаются из сундуков на воеводском дворе.

Это типичная сказочная новелла с замедленным действием, с неоднократными повторениями, с фольклорной трехчленной конструкцией - и неожиданным, занимательным финалом: вслед за посрамлением домогателей следует дележ денег между "строгим" воеводой и "благочестивой" Татьяной. Русский колорит новеллы лишь поверхностное наслоение. Сутуловы и Бердовы действительно принадлежат к именитым купеческим семьям допетровской Руси. Муж Татьяны едет "на куплю свою в Литовскую землю" - обычным для России 17 века купеческим путем на Вильну. Действие происходит на воеводском дворе - это также русская реалия. Однако все эти реалии не затрагивают сюжетной конструкции. Имена и русские обстоятельства - это кулисы действия, они легко поддаются устранению и замене, и мы получаем "всеобщий" перехожий сюжет, не связанный непременно с русским городским бытом 17 века. По сюжету "Повесть о Карпе Сутулове" - типичная плутовская новелла в духе Боккаччо.

Как я себя представляю людей древней Руси? Казалось бы простой вопрос. А если задуматься? Как мог выглядеть русский человек несколько веков назад? О чем он думал? Где жил? Как одевался? Ответ на эти вопросы нам могут дать ученые-историки, которые уже давно занимаются изучением быта древних народов населявших дикую Русь. И все же, как выглядели славяне? Мое воображение рисует березовый лес, на опушке стоит стройная девушка с длинной русой косой и в белом сарафане. Или вот другая картина. Деревня на берегу реки, дым медленно выползает из глиняных труб и устремляется ввысь к белым облакам. У одного из домов на крыльце сидит старик, его волосы уже давно стали белыми как снег, а руки загрубели от тяжелой работы. Старик плетет рыбатскую сеть. Время от времени он поднимает глаза и устремляет свой взор к водной глади. У ворот люди встречают вернувшихся с добычей охотников, все они высокие и стройные, русоволосые и с голубыми глазами. Почему у всех русичей светлые волосы? Наверное, потому, что слово «Русь» ассоциируется у меня со словом «русый». Первые русичи были русоволосыми, поэтому их так и назвали, а место где они жили называли Русью. Русь – это бескрайние поля, широкие реки и красивые березовые леса. Русь – это свобода. Вы когда-нибудь выходили в поле, чтобы послушать шелест ветра в траве, чтобы увидеть линию горизонта…. Только тогда можно почувствовать все величие нашей Родины. Ведь можно взять географическую карту и узнать, что наша страна действительно большая, но только в поле можно это понять: куда ни глянь, везде одна трава, колышущаяся на ветру, да бесконечное синее небо, которое, там вдалеке, у самой линии горизонта, касается земли. На этой земле могли жить только сильные люди с русыми волосами и голубыми, словно небо, глазами. Все остальные народы: печенеги, половцы, татары, представляются мне маленькими и сгорбленными и страшными. Такими, кстати, их рисуют и авторы мультфильмов про русских богатырей. Вот представьте, идет на Русь войско половцев. Горят поля с пшеницей и мирные села. Князь со своей дружиной спешит на встречу врагу. Битва. Русич, в сверкающей в лучах солнца, кольчуге закрывается алым щитом в виде дождевой капли (или слезы) от града стрел, а мечом своим он разит врагов земли русской. Вспомните, сколько войн пережила наша земля. Пролилась не одна алая река, чтобы на Руси наконец-то установился мир. Да и то, надолго ли? Половцы, печенеги, рыцари тевтонского ордена, татары, шведы, фашисты с автоматами…. Да мало ли врагов топтало нашу землю? Но ни у одного из них не получилось завоевать Русь. А все почему? Да потому что русский человек любит свою свободу. Это у нас в крови. Потому что наши предки не жили в маленьких квартирках в больших городах. Они жили на природе и видели ее красоту. Каждый день, каждый час, каждую секунду они чувствовали восторг, который испытывает современный городской житель оказавшись первый раз в бескрайнем поле или в лесу, когда рядом нет ни машин, ни домов-громадин ни прочих благ цивилизации. Только тогда человек понимает, что все, что в его жизни было до этого - было не важно, и в мире есть только небо, ветер, играющий в траве или листве деревьев, крики птиц и белые облака, плывущие у нас над головой по голубому небосводу. И вот когда мы это поймем, мы сможем понять тех людей, которые гордо называли себя русичами и которых не смог победить ни один другой народ.

P.S. Вы прочитали школьное сочинение, которое я написал за моего младшего брата.

Введение погон в Красной Армии

6 января 1943 года в Рабоче-Крестьянской Красной Армии были введены погоны.

Погоны в русской армии имеют давнюю историю. Впервые их ввёл Пётр Великий в ещё 1696 году, но в те времена погоны служили лишь в качестве лямки, удерживавшей от сползания с плеча ремень ружья или патронного подсумка. Погон был лишь атрибутом формы нижних чинов: офицеры ружьями не вооружались, и потому погоны не были им нужны.

В качестве знаков различия погоны стали использоваться с восшествием на престол Александра I . Однако они обозначали не чины, а принадлежность к тому или иному полку. На погонах изображалась цифра, указывающая номер полка в русской армии, а цвет погона указывал на номер полка в дивизии: красным обозначался первый полк, синим – второй, белым – третий, а тёмно-зелёным – четвёртый. С 1874 года, в соответствии с приказом по военному ведомству № 137 от 04.05. 1874 года, погоны и первого, и вторго полков дивизии стали красными, а синим стал цвет петлиц и околышей фуражек второго полка. Погоны же третьего и четвёртого полков стали синими, но у третьего полка петлицы и околыши были белыми, а у четвётрого - зелёными.
Жёлтый же цвет погон имели армейские (в смысле негвардейские) гренадеры. Жёлтыми также были и погоны Ахтырского и Митавского гусарских и Финляндского, Приморского, Архангелогородского, Астраханского и Кинбурнского драгунских полков.

С появлением стрелковых полков последним были присвоены малиновые погоны.

Рядовой

3-й драгунский Новороссийский полк

Смотриет также:

на правах вольноопределяющегося из команды разведчиков - 6-й гусарский Кляситицкий полк

65-й пехотный Московский Е.И.В. полк

(Пуговица с короной существовала до 29.08.1904 года)

Старший унтер-офицер
4-й пехотный Копорский генерала графа Коновницина полк

Чтобы отличить солдата от офицера, офицерские погоны сначала обшивали галуном, а с 1807 года погоны у офицеров были заменены эполетами. С 1827 года офицерские и генеральские чины стали обозначать количеством звёздочек на эполетах: у – 1, , майора и генерал-майора – 2; , и генерал-лейтенанта – 3; штабс-капитана – 4; у , и полных генералов на эполетах звёздочек не было. По одной звёздочке сохранили для отставных бригадиров и отставных секунд-майоров – этих чинов к 1827 году уже не существовало, но сохранились отставники с правом ношения формы, ушедшие в отставку в этих чинах. С 8 апреля 1843 года появляются знаки различия и на погонах нижних чинов: одна лычка досталась , две – , а три – старшему унтер-офицеру. Фельдфебель получил на погон поперечную лычку 2,5-сатиметровой толщины, а – точно такую же, но расположенную продольно.

В 1854 году ввели погоны и для офицеров, оставив эполеты только на парадных мундирах, и до самой революции в погонах не произошло почти никаких изменений, за исключением того, что в 1884 году был упразднен чин майора, а в 1907 году введён чин .

Погоны имели военные чиновники и – инженеры, железнодорожники, .

В 1935 году в РККА были введены . Какие-то из них соответствовали дореволюционным – полковник, подполковник, капитан. Какие-то были взяты из чинов бывшего царского ВМФ – лейтенант и старший лейтенант. Звания же, соответствовавшие генеральским, остались от прежних служебных категорий – комбриг, комдив, комкор, командарм 2-го и 1-го ранга. Было восстановлено звание майора, отменённое при Александре III. Знаки же различия по сравнению с петлицами образца 1924 года внешне почти не изменились – исчезла лишь четырёхкубвая комбинация. Кроме того, было введено звание Маршал Советского Союза, обозначавшееся уже не ромбами, а одной большою звездой на воротниковом клапане. тем не менее для органов госбезопасности была создана особая .

5 августа 1937 года было введено звание младшего лейтенанта (один кубарь), а 1 сентября 1939 – звание подполковника. При этом три шпалы соответствовали теперь не , а .
же получил четыре шпалы.

7 мая 1940 года были введены генеральские звания. Генерал-майор, как и до революции, имел две звезды, но располагались они не на погонах , а на воротниковых клапанах. Генерал-лейтенант имел три звезды. На этом сходство с дореволюционными генералами заканчивалось – вместо полного генерала за генерал-лейтенантом следовало звание генерал-полковника, скалькированное с германского хенераль-оберста. Генерал-полковник имел четыре звезды, а следовавший за ним генерал армии, звание которого было заимствованное из французской армии, имел пять звёзд.

В таком виде знаки различия оставались до 6 января 1943 года, когда в РККА были введены погоны .

Погоны имели также полицаи и коллаборационистские формирования, созданные из советских военнопленных. Особой оригинальностью отличалсь (Русской национальная народная армии)

С 13 января советские погоны образца 1943 года стали поступать в войска.

Советские погоны имели много общего с дореволюционными, но были и отличия: офицерские погоны РККА (но не ВМФ) 1943 г. были пятиугольными, а не шестиугольными; цвета просветов обозначали род войск, а не полк; просвет представлял собой единое целое с полем погона; имелись цветные канты по роду войск; звездочки были металлическими, золотыми или серебряными, и различались по размеру у младших и старших офицеров; звания обозначались другим количеством звездочек, чем до 1917 года, а погоны без звездочек не были восстановлены.

Советские офицерские погоны были на пять миллиметров шире дореволюционных. Шифровки на них не размещались. В отличие от дореволюционного времени, цвет погона соответствовал теперь не номеру полка, а роду войск. Имела значение и окантовка. Так, стрелковые войска имели малиновый фон погона и чёрную окантовку, кавалерия – тёмно синий с чёрной окантовкой, авиация – голубой погон с чёрной окантовкой, танкисты и артиллеристы – чёрный с красной окантовкой, а вот сапёры и другие технические войска – чёрный но с чёрной же окантовкой. Погранвойска и медицинская служба имели зелёные погоны с красной окантовкой, а внутренним войскам достался вишнёвый погон с синей окантовкой.

На полевых погонах защитного цвета род войск определялся только окантовкой. Цвет её был таким, каким был цвет поля погона на повседневной форме. Советские офицерские погоны были на пять миллиметров шире дореволюционных. Шифровки на них размещались очень редко, к основном их имели курсанты военных училищ.

По одной звёздочке получили младший лейтенант, майор и генерал-майор. По две – лейтенант, и генерал-лейтенант, по три – старший лейтенант, и генерал-полковник, а четыре достались и генералу армии. погоны младших офицеров имели один просвет и от одной до четырёх металлических посеребренных звездочек диаметром 13 мм, а погоны старших офицеров – два просвета и от одной до трех звёздочек диаметром 20 мм.

Восстановлены были также и лычки для младших командиров. Ефрейтор по-прежнему имел одну лычку, младший сержант – две, сержант – три. Бывшая широкая фельдфебельская лычка досталась старшему сержанту, а старшина получил на погоны так называемый «молоток».

Соответственно присвоенному воинскому званию, принадлежности к роду войск (службе), на поле погон размещались знаки различия (звёздочки и просветы) и эмблемы. Для военных юристов и медиков существовали «средние» звёздочки диаметром 18 мм. Первоначально звёзды старших офицеров крепились не на просветах, а на поле галуна рядом с ними. Полевые погоны имели поле защитного цвета (сукно цвета хаки) с пришитыми к нему одним или двумя просветами. С трех сторон погоны имели выпушки по цвету рода войск. Просветы были установлены – голубые – для авиации, коричневые – для медиков, интендантов и юристов, красные – для всех остальных. Поле повседневного офицерского погона изготавливалось из золотистого шелка или галуна. Для повседневных погон инженерно-командного состава, интендантской, медицинской и ветеринарной службы и юристов был утвержден галун серебристого цвета. Действовало правило, согласно которому серебристые звездочки носились на золоченых погонах , и наоборот, на серебристых погонах носились золоченые звездочки, кроме ветеринаров – они носили серебристые звездочки на серебристых же погонах . Ширина погон – 6 см, а для офицерского состава медицинской и ветеринарной служб, военной юстиции – 4 см. Известно, что такие погоны в войсках называли «дубками». Цвет выпушки зависел от рода войск и службы – малиновый в пехоте, голубой в авиации, тёмно-синий в кавалерии, позолоченная пуговица со звездой, с серпом и молотом в центре, на флоте – серебристая пуговица с якорем. Генеральские погоны образца 1943 года, в отличие от солдатских и офицерских, были шестиугольными. Они были золотыми, с серебряными звездами. Исключение составляли погоны генералов медицинской и ветеринарной служб и юстиции. Для них были введены узкие серебряные погоны с золотыми звездами. Флотские офицерские погоны , в отличие от армейских, были шестиугольными. В остальном они были аналогичны армейским, но цвет выпушек погон был определён: для офицерского состава корабельной, инженерно-корабельной и инженерно-береговой служб – чёрный, для авиации и инженерно – авиационной службы – голубой, интендантов – малиновый, для всех остальных, в том числе юстиции – красный. На погонах командного и корабельного состава эмблемы не носились. Цвет поля, звёзд и выпушки погон генералов и адмиралов, а также их ширина, также определялись родом войск и службой, поле погон высших офицеров шилось из галуна специального плетения. Пуговицы генералов Красной Армии имели изображение герба СССР, а адмиралов и генералов ВМФ – герб СССР, наложенный на два скрещенных якоря. 7 ноября 1944 г. было изменено расположение звезд на погонах полковников и подполковников РККА. До этого момента они размещались по сторонам просветов, теперь же переместились на сами просветы. 9 октября 1946 г. была изменена форма погон офицеров Советской Армии – они стали шестиугольными. В 1947 году на погоны офицеров, уволенных в запас и отставку приказом министра Вооруженных Сил СССР № 4 вводится золотистая (для носивших серебристые погоны ) или серебристая (для золоченых погон) нашивка, которую они обязаны носить, когда надевают военную форму (в 1949 году эту нашивку отменили).

В послевоенное время в напогонных знаках различия происходили несущественные изменения. Так, в 1955 году вводятся повседневно-полевые двусторонние погоны для рядовых и сержантов.

В 1956 году вводятся полевые погоны для офицеров со звездами и эмблемами цвета хаки и просветами по роду войск. В 1958 году упраздняются узкие погоны образца 1946 года для медиков, ветеринаров и юристов. Тогда же отменяется и окантовка для повседневных погон солдат, сержантов и старшин. На золотых погонах вводятся серебряные звездочки, на серебряных – золотые. Цвета просветов – красный (общевойсковой, ВДВ), малиновый (инженерные войска), черный (танковые войска, артиллерия, технические войска), голубой (авиация), темно-зеленый (медики, ветеринары, юристы); синий (цвет кавалерии) упразднен в связи с ликвидацией этого рода войск. Для генералов медицинской, ветеринарной служб и юстиции введены широкие серебряные погоны с золотыми звездами, для прочих – золотые погоны с серебряными звездами.

В 1962 году появился , который, к счастью, не был осуществлён.

В 1963 году в водятся голубые просветы для офицеров ВДВ. Упраздняются погоны старшины образца 1943 года со «старшинским молотком». Вместо этого «молотка» вводится широкий продольный галун как у дореволюционного .

В 1969 году на золотых погонах вводятся золотые звездочки, на серебряных – серебряные. Цвета просветов – красный (сухопутные войска), малиновый (медики, ветеринары, юристы, административная служба) и голубой (авиация, ВДВ). Упраздняются серебряные генеральские погоны . Все генеральские погоны стали золотыми, с золотыми звездами, обрамленными кантом по роду войск.

В 1972 году вводятся погоны прапорщика. В отличие от дореволюционного прапорщика, чин которого соответствовал советскому младшему лейтенанту, советский прапорщик по рангу соответствовал американскому воррэнт-офицеру.

В 1973 году вводятся шифровки СА (Советская Армия), ВВ (Внутренние войска), ПВ (Пограничные войска), ГБ (войска КГБ) на погонах солдат и сержантов и К – на погонах курсантов. Надо сказать, что буквы эти появились ещё в 1969 году, но первоначально, согласно статье 164 Приказ Министра обороны СССР № 191 от 26 июля 1969 года, носились только на парадном мундире. Делались буквы из анодированного алюминия, но с 1981 года по экономическим соображениям металлические буквы сменили на буквы из плёнки ПВХ.

В 1974 году вводятся новые погоны генерала армии взамен погон образца 1943 года. Вместо четырёх звёзд на них была маршальская звезда, над которой размещалась эмблема мотострелковых войск.

В 1980 году упраздняются все серебряные погоны с серебряными звездочками. Цвета просветов – красный (общевойсковой) и голубой (авиация, ВДВ).

В 1981 году вводятся погоны старшего прапорщика, а в 1986 впервые за всю историю русских офицерских погон введены погоны без просветов, различающиеся только размером звездочек (полевая форма-«афганка»)

В настоящее время погоны остаются , а также некоторых категорий . В 1994 году традиционные сержантские лычки были заменены на угольники по западному образцу. Однако в 2011 году лычки были возвращены и теперь очень напоминают погоны .

Смотрите также:

Предыдущие дни в русской истории :

6 января 1943 года 73 года назад в Советском Союзе были введены погоны для личного состава Советской Армии.

Приказ Народного Комиссара Обороны СССР № 25 15 января 1943 года
«О введении новых знаков различия и об изменениях в форме Красной Армии»
В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР от 6 января 1943 г. «О введении новых знаков различия для личного состава Красной Армии», -
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Установить ношение погонов:
Полевых - военнослужащими в Действующей армии и личным составом частей, подготовляемых для отправки на фронт, повседневных - военнослужащими остальных частей и учреждений Красной Армии, а также при ношении парадной формы одежды.
2. Всему составу Красной Армии перейти на новые знаки различия - погоны в период с 1 по 15 февраля 1943 г.
3. Внести изменения в форму одежды личного состава Красной Армии, согласно описания.
4. Ввести в действие «Правила ношения формы одежды личным составом Красной Армии».
5. Разрешить донашивание существующей формы одежды с новыми знаками различия впредь до очередной выдачи обмундирования, согласно действующих сроков и норм снабжения.
6. Командирам частей и начальникам гарнизонов строго следить за соблюдением формы одежды и правильным ношением новых знаков различия.
Народный Комиссар Обороны
И. Сталин.

Погоны и нашивки на флоте были отменены в Советской России после Октябрьской революции 1917 года декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР (они считались символом неравенства).


Погоны в русской армии появились ещё в конце 17 столетия. Первоначально они имели практический смысл.

Впервые их ввел царь Пётр Алексеевич в 1696 году, тогда они служили в качестве лямки, которая удерживала от сползания с плеча ремня ружья или патронного подсумка. Поэтому погон был атрибутом обмундирования только нижних чинов, т. к. офицеры ружьями не вооружались.

В 1762 году была сделана попытка использовать погон как средство выделения военнослужащих разных полков и выделения солдат и офицеров.

Для решения этой задачи каждому полку были даны погоны различного плетения из гарусного шнура, а для разделения солдат и офицерского состава плетение погона в одном и том же полку отличалось. Однако так как единого образца не было, задачу знака различия погоны выполняли плохо.

При государе Павле Петровиче погоны вновь стали носить только солдаты, и опять только с практической целью: держать амуницию на плечах. Государь Александр I вернул погонам функцию знаков различия. Однако они были введены не во всех родах войск, в пехотных полках ввели погоны на оба плеча, в кавалерийских - только на левое. К тому же тогда погоны обозначали не чины, а принадлежность к тому или иному полку. Цифра на погоне указывала номер полка в русской императорской армии, а цвет погона показывал номер полка в дивизии: красный цвет обозначал первый полк, синий - второй, белый - третий, а тёмно-зелёный - четвёртый. Жёлтым цветом обозначались армейские (негвардейские) гренадерские части, а также Ахтырский, Митавский гусарские и Финляндский, Приморский, Архангелогородский, Астраханский и Кинбурнский драгунские полки. Чтобы отличать нижние чины от офицерского состава, погоны офицеров сначала обшивали золотым или серебряным галуном, а через несколько лет для офицеров ввели эполеты.

С 1827 года офицеры и генералы стали обозначаться количеством звёздочек на эполетах: у прапорщиков было по одной звездочке; у подпоручиков, майоров и генерал-майоров - две; у поручиков, подполковников и генерал-лейтенантов - три; у штабс-капитанов - четыре. На эполетах у капитанов, полковников и полных генералов звёздочки отсутствовали. В 1843 году были учреждены знаки различия и на погонах нижних чинов. Так, у ефрейторов появилась одна лычка; у унтер-офицеров - две; старший унтер-офицер - три. Поперечную лычку 2,5-сатиметровой толщины получили на погоны фельдфебели, а точно такую же лычку, но расположенную продольно, получили подпрапорщики.

С 1854 года вместо эполетов ввели погоны и для офицерского состава, эполеты были оставлены только для парадных мундиров. С ноября 1855 г. погоны для офицеров стали шестиугольными, а солдат — пятиугольными. Офицерские погоны делались вручную: на цветную основу нашивали куски золотого и серебряного (реже) галуна, из-под которых просвечивало поле погона. Звёздочки пришивались, на серебряном погоне золотые звёздочки, на золотом погоне серебряные, одинаковой величины (диаметром 11 мм) для всего офицерского состава и генералитета. Поле погон показывало номер полка в дивизии или род войск: первый и второй полки в дивизии - красный цвет, третий и четвертый - синий, гренадерские соединения - жёлтый, стрелковые - малиновый и т. д. После этого революционных изменений не было вплоть до Октября 1917 года. Только в 1914 году, кроме золотых и серебряных погон, впервые были учреждены полевые погоны для действующей армии. Полевые погоны были цвета хаки (защитного цвета), звёздочки на них были металлическими оксидированными, просветы обозначались тёмно-коричневыми или жёлтыми полосками. Однако это нововведение не пользовалось популярностью среди офицеров, которые считали такие погоны некрасивыми.

Также надо отметить, что погоны имели чиновники некоторых гражданских ведомств, в частности, инженеры, железнодорожники и полиция. После Февральской революции 1917 года, летом 1917 года в ударных соединениях появились погоны чёрного цвета с белыми просветами.

23 ноября 1917 года на заседании ВЦИК был утвержден Декрет об уничтожении сословий и гражданских чинов, вместе с ними были отменены и погоны. Правда, в белых армиях они сохранялись вплоть до 1920 года. Поэтому в советской пропаганде погоны на длительный период времени стали символом контрреволюционного, белого офицерства. Слово «золотопогонники» стало фактически ругательным. В Красной армии военнослужащие первоначально выделялись лишь по должностям. Для знаков различия были учреждены нашивки на рукава в форме геометрических фигур (треугольников, квадратов и ромбов), а также на борта шинели, они обозначали звание и принадлежность к роду войск. После Гражданской войны и вплоть до 1943 года знаки различия в Рабоче-Крестьянской Красной Армии оставались в виде петлиц на воротнике и нарукавных шевронов.

В 1935 году в Красной Армии были учреждены персональные воинские звания. Некоторые из них соответствовали царским - полковник, подполковник, капитан. Другие были взяты из чинов бывшего Российского императорского флота - лейтенант и старший лейтенант. Звания же, которые соответствовали прежним генеральским, были сохранены от прежних служебных категорий - командир бригады (комбриг), командир дивизии (комдив), комкор, командарм 2-го и 1-го ранга. Было восстановлено звание майора, которое было отменено ещё при императоре Александре III. Знаки различия внешне практически не изменились по сравнению с образцами 1924 года. Кроме того, было учреждено звание Маршала Советского Союза, оно уже отмечалось не ромбами, а одной большою звездой на клапане воротника. 5 августа 1937 года в армии появилось звание младшего лейтенанта (его отличал один кубарь). 1 сентября 1939 года ввели звание подполковника, теперь три шпалы соответствовали уже подполковнику, а не полковнику. Полковник получил теперь четыре шпалы.

7 мая 1940 года были учреждены генеральские звания. Генерал-майор, как во времена Российской империи, имел две звезды, но они были расположены не на погонах, а на воротниковых клапанах. Генерал-лейтенанту было положено три звезды. На этом сходство с царскими званиями заканчивалось - вместо полного генерала за генерал-лейтенантом следовал чин генерал-полковника (был взят из германской армии), он имел четыре звезды. Следующий за генерал-полковником, генерал армии (заимствование из французских вооружённых сил), имел пять звёзд.

6 января 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР в Красной Армии были введены погоны. Приказом НКО СССР № 25 от 15 января 1943 года указ был объявлен в армии. В Военно-Морском Флоте погоны ввели приказом Наркомата ВМФ № 51 от 15 февраля 1943 года. 8 февраля 1943 г. погоны были учреждены в народных комиссариатах Внутренних Дел и Госбезопасности. 28 мая 1943 года погоны ввели в Народном комиссариате иностранных дел. 4 сентября 1943 года погоны учредили в Наркомате путей сообщения, а 8 октября 1943 года— в Прокуратуре СССР. Советские погона были похожи на царские, но были и некоторые отличия. Так, офицерские армейские погоны были пятиугольными, а не шестиугольными; цвета просветов показывали род войск, а не номер полка в дивизии; просвет представлял собой единое целое с полем погона; были введены цветовые канты по роду войск; звездочки на погонах были металлическими, серебряными и золотыми, они различались по размеру у старших и младших чинов; чины обозначались другим числом звездочек, чем в императорской армии; погоны без звёздочек не были восстановлены. Советские офицерские погоны были на 5 мм шире, чем царские и не имели шифровок. Младший лейтенант, майор и генерал-майор получили по одной звёздочке; лейтенант, подполковник и генерал-лейтенант - по две; старший лейтенант, полковник и генерал-полковник - по три; капитан и генерал армии - по четыре. У младших офицеров погоны имели один просвет и от одной до четырёх посеребренных звёздочек (диаметром 13 мм), у старших офицеров погоны имели два просвета и от одной до трёх звёздочек (20 мм). У военных медиков и юристов звёздочки были диаметром 18 мм.

Были восстановлены также и лычки для младших командиров. Ефрейтор получил одну лычку, младший сержант - две, сержант - три. Старшие сержанты получили бывшую широкую фельдфебельскую лычку, а старшины получили на погоны т. н. «молоток».

Для РККА были введены полевые и повседневные погоны. По присвоенному воинскому званию, принадлежности к какому-либо роду войск (службе), на поле погон были размещены знаки различия и эмблемы. У старших офицеров звёзды первоначально крепились не на просветах, а на поле галуна рядом. Полевые погоны отличались полем защитного цвета (цвета хаки) с пришитыми к нему одним или двумя просветами. С трёх сторон погоны имели выпушки по цвету рода войск. Были введены просветы: для авиации - голубые, для медиков, юристов и интендантов - коричневые, для всех остальных - красные. Для повседневного погона поле делалось из галуна или золотистого шелка. Галун серебристого цвета был утверждён для повседневных погон инженерной, интендантской, медицинской, юридической и ветеринарной служб.

Существовало правило, по которому золочёные звездочки носились на серебристых погонах, а серебристые звёздочки носились на золочёных погонах. Только ветеринары были исключением - серебряные звездочки они носили на серебристых же погонах. Ширина погон была 6 см, а для офицеров военной юстиции, ветеринарной и медицинской служб - 4 см. Цвет выпушки погона зависел от рода войск (службы): в пехоте - малиновый, в авиации - голубой, в кавалерии - тёмно-синий, в технических войсках - чёрный, у медиков - зелёный. На всех погонах была введена одна форменная позолоченная пуговица со звездой, с серпом и молотом в центре, на Военно-Морском Флоте — серебристая пуговица с якорем.

Погоны генералитета, в отличие от офицерских и солдатских, были шестиугольными. Генеральские погоны были золотыми с серебряными звёздами. Исключением были только погоны для генералов юстиции, медицинской и ветеринарной служб. Они получили узкие серебряные погоны с золотыми звёздами. В отличие от армейских, флотские офицерские погоны также, как и генеральские, были шестиугольными. В остальном флотские офицерские погоны были схожи с армейскими. Однако цвет выпушек был определён: для офицеров корабельной, инженерной (корабельной и береговой) служб - чёрный; для морской авиации и инженерно-авиационной службы - голубой; интендантской - малиновый; для всех остальных, включая офицеров юстиции - красный. У командного и корабельного состава на погонах эмблем не было.